Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Развитие политической и правовой идеологии в Турции, вторая половина XIX - первая половина XX вв. Исазаде Афкан Рафаил оглы

Развитие политической и правовой идеологии в Турции, вторая половина XIX - первая половина XX вв.
<
Развитие политической и правовой идеологии в Турции, вторая половина XIX - первая половина XX вв. Развитие политической и правовой идеологии в Турции, вторая половина XIX - первая половина XX вв. Развитие политической и правовой идеологии в Турции, вторая половина XIX - первая половина XX вв. Развитие политической и правовой идеологии в Турции, вторая половина XIX - первая половина XX вв. Развитие политической и правовой идеологии в Турции, вторая половина XIX - первая половина XX вв. Развитие политической и правовой идеологии в Турции, вторая половина XIX - первая половина XX вв. Развитие политической и правовой идеологии в Турции, вторая половина XIX - первая половина XX вв. Развитие политической и правовой идеологии в Турции, вторая половина XIX - первая половина XX вв. Развитие политической и правовой идеологии в Турции, вторая половина XIX - первая половина XX вв.
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Исазаде Афкан Рафаил оглы. Развитие политической и правовой идеологии в Турции, вторая половина XIX - первая половина XX вв. : Дис. ... канд. юрид. наук : 12.00.01 : Москва, 1997 251 c. РГБ ОД, 61:98-12/213-1

Содержание к диссертации

ГЛАВА 1. СТАНОВЛЕНИЕ КОНСТИТУЦИОННОЙ МОНАРХИИ В
ОТТОМАНСКОЙ ИМПЕРИИ. КОНЦЕПЦИЯ "ОТТОМАНИЗМА" 16

1.Реформы государственного управления в Оттоманской империи в 20-60-е гг. XIX века.

Концепция "оттоманскоголиберализма". 17

2. Пути развития государства в воззрениях турецких конституционалистов второй половины XIX

ВЕКА 35

* З.СИНТЕЗЛИБЕРАЛЬНЫХ И ИСЛАМСКИХ ИДЕЙ В КОНЦЕПЦИИ "ДЕРЖАВНОГО ОТТОМАНИЗМА"' НАМЫКА

Кемаля. 49

4. МПАДОТУРЕЦКОЕДВИЖЕНИЕ. АХМЕД РЗА И ПРИНЦ САБАХЕДДИН: ДВА ВЗГЛЯДА НА ОТТОМАНСКУЮ
ГОСУДАРСТВЕННОСТЬ.
71

ГЛАВА 2. ПРИНЦИПЫ "ТЮРКИЗМА* В КОНЦЕПЦИИ ТУРЕЦКОГО
СОЦИОЛОГА ЗИИ ГЁКАЛПА 93

1. Философия солидаризма 94

2.Суіцность "тюркизма". 109

3. Государство и его формы. 122

4. Задачи и функции государства. ; - 137

ГЛАВА 3. СТАНОВЛЕНИЕ РЕСПУБЛИКАНСКОЙ ТУРЦИИ. КОН
ЦЕПЦИЯ НАЦИОНАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВА МУСТАФЫ КЕМАЛЯ
АТАТЮРКА 153

1.Респуклика как форма национального государства. 755

2. УчениеАтатюркаоб организации политической власти в национальном государстве. 167

3. Государство и рынок. Принцип этатизма. 182

4. Государство и общество. Принцип народничества. 200

5. Государство и религия. Принцип лаицизма, 217

БИБЛИОГРАФИЯ 233

І.Исгочники. 233

2.ИССЛЕДОВАНИЯ. 239

Введение к работе

Актуальность темы исследования. Современное государство- явление, характерное для Нового и Новейшего времени. Оно складывается наравне со становлением гражданского общества и новых социальных связей. В этом отношении интересен пример Турции, прошедшей путь от традиционного восточного общества к демократическому режиму наподобие западной политической системы. Выявление объективных закономерностей становления современного государства в Турции через рассмотрение исторического прошлого страны в сложном взаимодействии всех его компонентов позволяет определить, в свою очередь, те политико-правовые идеи, которые были нерушимы в глазах турецких мыслителей. Доктрина современного государства, окончательно сформировавшаяся к концу XIX века, впитала в себя не только идеи западного парламентаризма, но и особый, специфический элемент, отражавший менталитет и особенности турецких реалий и традиций. Содержащиеся в политической программе конституционалистов теории были притягательны своей ориентацией на обновление государственных институтов, с одной стороны, и попытками противостоять культурной и экономической экспансии стран Запада — с другой.

Государство давало импульс к трансформации общественного сознания, скованного религиозно-культурными стереотипами прошлого, а оттоманская бюрократия стала оформляться в виде влиятельного социального слоя, постепенно заменяя духовенство и ограничивая власть султана. Становление современного государства в Турции отражало не только социальные изменения в стране (укрепление позиций интеллигенции и бюрократического аппарата), но и являлось результатом мировых процессов (усиление мощи западных держав). Особенно ярко эту идею высказывал Мустафа Кемаль Ататюрк, по

4 мнению которого, Турция должна следовать "в направлении Запада вопреки Западу". Таков был единственный путь выживания в мире современной цивилизации. Краеугольным камнем концепции современного государства постепенно становится республиканизм, охарактеризованный Ататюрком как нравственный порядок, способствующий независимому развитию страны.

Концепции современного государства были представлены в теоретических воззрениях турецких мыслителей как синтез различных принципов: свободы и равенства, централизации и местного самоуправления, этатизма и свободной экономики, парламентской монархии и республиканизма. Естественно, что эта своеобразная специфика менталитета нации отражалась и в конституционных актах страны. Для исследователя представляет большой интерес анализ не только теоретических воззрений турецких мыслителей, но и законодательства Турции. Доктрина модернизации турецкого государства — это разработка особого, национального пути развития страны, и она требует специфического подхода не с точки зрения общего понятия парламентаризма и правового государства, а с позиций именно турецких реалий и обычаев.

Степень разработанности темы. Что касается исследований, посвященных непосредственно становлению современного государства в Турции, то их не так уж много. Следует выделить, в основном, работы зарубежных авторов, среди которых особого внимания заслуживают монографии Н.Беркеса, Р.Дэвисона, Р.Деверё, Ш.Мардина, Х.Сааба, Г.Франко и У. Клевера.1 Они, опираясь, в основном, на конституционные акты Оттоманской империи и Турецкой Республики, пытаются охарактеризовать особенности

'См.гВегісея N. The development of secularism in Turkey. Montreal: McGill Univ.Press, 1964; Davison R.H. Reform in the Ottoman Empire. 1856-1876. Princeton; New-Jersy: Princeton Univ. press, 1963; Devereux R The first Ottoman Constitutional Period.A. Study of Midhat Constitutional and Parlament.Baltimore:The Johns Hopkins press, 1963; Mardin S. The genesis of young Ottoman thought, A study in the Modernization of Turkish Political Ideas. Princeton: Univ.press, 1962; Saab H.The arab federalists of the Ottoman empire. Djambatan - Amsterdam, 1958; Franco G. Developments constitutionels en Turquie. Paris: Rousseau, 1925; Klever U. Das weltreich der Turken: Vom steppenvolk zur modernen Nation. Herrscing:Pawlak,1986.

5 сформировавшегося здесь конституционного государства. Н.Беркес и Ш.Мардин нередко обращаются к анализу идей модернизации государства, рассматривают взгляды видных политических мыслителей Турции, выявляют основные направления и особенности оттоманского конституционного движения, имеющего столько отличий от западного парламентаризма.

Помимо этих работ общего характера, имеется немало публикаций, посвященных каждому отдельному турецкому мыслителю, особенно Намыку Кемалю,1 Зии Гекалыгу 2 и Мустафе Кемалю Ататюрку.3 Недостатком многих исследований является то обстоятельство, что в них уделяется очень много внимания биографическим очеркам и историко-хронологическому изложению политической ситуации, предшествовавшей становлению той или иной концепции. По существу, многие авторы лишь пересказывает историю Турции, не утруждая себя провести какой-то объективный анализ происходивших событий не только с точки зрения исторической хронологии, но и посредством социологического, сравнительно-правового, экономико-социологического и иных методов. Исключением можно считать вышеуказанные публикации Ш.Мардина, Н.Беркеса, Р.Деверё, А.Убичини и К. Карпата,4 а также и некоторые монографии на турецком языке, написанные Ш.Айдемиром, А.Башаром, А.Инаном и М.Сойсалом.5 Среди исследований на русском языке большого внимания заслуживают работы Н.Г.Киреева, А.Ф.Миллера, И.Л.Фадеевой,

'См.,например: Ekrem A.Namik Kemal. Ist.:Devlet matbaasi, 1930; Nur R.Namik Kemal. Paris, 1936; Hikmet I.

NamikKemal. 1st., 1932.

2См., например: Nirun N. Sistematik sosyoloji acisindan Ziya Gttkalp. 1st., 1981; Kudret C. Ziya Gtokalp. Auk.:

Univ. basimevi, 1%3; Heyd U. Foundation ofTurkish nationalism. The life and teaching of Ziya Gekalp: Harvil

press, 1950.

;' См.: например: Glasneck J.Kemal Atatflrk und die moderae Turkei. Berlin: Deutscher Verl. der Wias, 1971;

Lanchs O. Kemal Atatflrk. Hayat ve eserine ait resimler. 1st.- Leipzig: Kalis, 1939; Sapolyo E.B. Kemal Atattirk ve

milli nucadele tarihi. 1st.: Zaimler, 1958.

4 CM.:Karpat K.H.Political and social thought in the contemporary Middle East.N.-Y.:Praeger,1968;Karpat K.H.

Social change and politics in Turkey.Leiden.:Brill,1973.

5CM.:Aydemir S.S. Inkilap ve kadro. 1st.: Remzi Kitabevi, 1986; Basar A.H. Demokrasi yolunda hereye gidiyoruz?

1st.: Turkiye yayinevi, 1959; Inan A. Medeni bilgiler ve M.Kemal AtatQrkun el yazilari. Ank.,1969; Soysal M.

Anayasaya giris. Ank.: Sevinc matbaasi, 1969.

И.Е.Фадеевой и Ф.Ш.Шабанова.1

Предметом настоящего диссертационного исследования является анализ концепций современного государства в Турции. Автор диссертации проводит мысль о том, что концепции турецкого государства на современном этапе не только имеют два направления, оттоманский и республиканский, но и являются конгломератом различных идей: важности монархической власти и её отрицания, свободы личности и превосходства государства, первичности Шариата и необходимости отрицания религиозного права.

Цель настоящего исследования состоит в политико-правовом анализе, с использованием необходимых философских и иных понятий, концепций современного государства в Турции, как сложной и специфичной для конкретного государства идеологии. Исходя из этого, автор ставит следующие задачи:

  1. анализ исторических, политических, правовых, социальных и экономических предпосылок формирования концепций современного государства в Турции;

  1. исследование взаимосвязи конституционных актов Турции XIX-XX вв. и политико-правовой идеологии турецкого реформизма;

3) анализ существующих научно-теоретических представлений, ка
сающихся понятия, принципов и сущности современного государства и орга
низации государственной власти в Турции;

4)определение этапов развития политико-правовой идеологии в Турции ХГХ-ХХ вв.;

5) выявление сущности концепции "оттоманского либерализма" и ее

1 См.: Киреев Н.Г. История этатизма в Турции. М: Наука, 1991; Миллер А.Ф. Турция: актуальные проблемы новой и новейшей истории. М.: Наука, 1983; Фадеева И.Л. Официальные доктрины в идеологии и политике Османской империи: Османизм-панисламизм, ХТХ-начало XX вв. М.:Наука, 1985; Фадеева И.Е. Мидхат-паша. Жизнь и деятельность. М.:Наука, 1977; Шабанов Ф.Ш. Государственный строй и правовая система Турции в период Танзимата. Баку: Изд. АН АзССР, 1967.

7 влияние на трансформацию политических институтов Турции во время реформ Танзимата (30-60-е гг. XIX в.);

  1. анализ идеологии турецкой интеллигенции, отразившейся в теории "державного оттоманизма" Намыка Кемаля;

  2. определение принципов функционирования государства и нации в современном обществе в изложении видного турецкого социолога Зии Гекал-па;

  3. исследование сущности и специфики нового турецкого национального государства и организации верховной власти в соответствии с идеей республиканизма, разработанной в концепции Мустафы Кемаля Ататюрка;

  4. попытка определения особенностей специфического пути развития Турецкой Республики, высказанных Ататюрком;

10) сравнительный анализ в историческом контексте последователь
ности эволюции концепций современного государства и ее основных принци
пов.

Методологической основой диссертации является совокупность научных приемов и методов исследования явлений и процессов, включающих: социологический, исторический, сравнительно-правовой и другие методы. Многие вопросы диссертации исследовались как междисциплинарные проблемы: на стыке юридической науки, экономики, философии, истории и социологии, что соответствует задачам комплексного анализа явлений. Автор придает большое значение социологическому методу исследования, так как первостепенная роль в трансформации политических и правовых институтов принадлежит социальным отношениям и общественной эволюции. Цель диссертационной работы раскрывается наиболее эффективно также при использовании формально-юридического анализа применительно к различным проблемным моментам, а не посредством только исторического метода.

Нормативную базу диссертации составляют законодательные акты

8 Оттоманской империи и Турецкой Республики.Становление конституционного государства сопровождалось и модификацией нормативно-правовой основы новой политической системы. Еще во время реформ Танзимата (30-60-е гг.ХІХ в.) монархическая власть вынуждена была пойти на существенные уступки нарождающимся новым социальным слоям (прежде всего, интеллигенции). Под давлением не только внутренних, но и внешних факторов султан Абдул-Меджид I издал два законодательных акта, которые явились первым примером использования конституционных идей в построении основ государственной власти. 3 ноября 1839 года был принят Гюльханейский хатт-и шериф,1 а в 1856 году — хатт-и хумаюн.2 Оба указа вводили такие основные принципы, как свобода вероисповедания и равенство всех перед законом вне зависимости от расы, религии или должности.

Дальнейшее развитие концепции конституционного государства можно обнаружить уже в законодательных актах 70-х гг.ХІХ в., ставших детищем патриотического движения "новых оттоманов". Фундаментальным достижением этого периода необходимо считать принятие Конституции 1876 г., основные принципы которой закрепили реформы Танзимата.3 Несмотря на то, что верховная власть принадлежала султану (ст.З), она была существенно ограничена созданием двухпалатного парламента, состоящего из Сената и Палаты депутатов. Принципы конституционной монархии были еще более укреплены после издания младотурецкой Конституции 1909 г.4 Так, например, принадлежащее султану право роспуска парламента в случае конфликта с кабинетом министров было сильно сужено, а инициатива созыва законода-

1 См. текст: Убичини А., де Куртейль П. Современное состояние Оттоманской империи/Пер. с франц.-СПб.:
Тип. Бакст, 1877. С.203-207.; Hamlin С.Among the Turks. L.:Sampson Low, 1878, P.48-53.

2 См. текст: Убичини А., де Куртейль П. Указ. соч. С.207-213; Inalcik Н. Senedi ittifak ve GlUhane hatt-i
humayunu. Ank.,1964.

3 См.:Турецкая конституция Основные законы Турецкой империи/Пер. с тур. С.Хави.—СПб.: Тип. Озаобн-
шева, 1909; Убичини А., де Куртейль П. Указ. соч. С.214-235.

4 См.: G6ztibuyttk A.SunaK.Turkanaysa metinleri. Ank.: Univ. yayinleri, 1957. S.70-73.

9 тельного собрания принадлежала не только монарху, но и абсолютному большинству депутатов (ст.44).

Наибольшее значение для диссертационного исследования имеют нормативно-правовые документы, связанные с учреждением республиканского режима. Так, в Конституции 1924 г.1 были не только определены принципы нового национально-государственного состояния Турции, но и указаны пределы протяжения верховной власти. Декларировалось, что формой государства является республика (ст.1), а суверенитет принадлежит нации (ст.З). Законодательная и исполнительная власть были сосредоточены в однопалатном парламенте — Великом Национальном Собрании Турции (ВНСТ) как революционном органе. И, наконец, эволюция республиканского режима приводит к принятию Конституции 1961 г.,2 закрепившей как принципы конституционного государства, так и основные положения теории социального государства. ВНСТ объявлялось не единственным представителем нации, а лишь законодательной властью Турции. Был установлен принцип разделения властей, существенно расширены полномочия Президента и Кабинета министров, а судебная власть обрела достаточно самостоятельности, укрепив свое влияние посредством впервые созданного Конституционного суда.

Теоретическая основа диссертации. Автор опирается на теоретические высказывания и концепции турецких мыслителей, творчество которых сыграло большую роль в становлении доктрины современного государства в Турции. Это — представители не только оттоманского (Намык Кемаль, Мид-хат-паша, Зия Гёкалп и др.), но и республиканского периода (Мустафа Кемаль Ататюрк, Кемаль Карпат, Шевкет Айдемир и др.).

Видными деятелями периода Танзимата явились оттоманские сановни-

1 См.конституции государств Ближнего и Среднего Востока. /Пер. под. ред. И.Д.Левина -М.: Изд. иностр.
лит., 1956. С.497-517. "

2 См. текст: Soysal М. Anayasaya giri$.Ank.: Seville matbaasi, 1969. (приложение)

10 ки Али-паша и Фуад-паша, которые начинали свою карьеру под руководством известного оттоманского реформатора Мустафы Решид-паши. Оба политических деятеля оставили несколько интересных документов. Докладная записка Али-паши от 30 ноября 1867 года была написана им во время пребывания на Крите, неоднократно издана. Полный немецкий перевод записки содержится в сборнике "Стамбул и современная Турция", опубликованном под редакцией проф. Мордтманна в 1876 году.1 Краткие выдержки из этой записки приведены в приложении к статье В.Д.Смирнова в "Вестнике Европы" от 1878 года.2 Политическое завещание Фуад-паши было впервые издано в стамбульской газете "Levant Herald" спустя несколько месяцев после смерти автора. Полный перевод завещания представлен на английском языке Дж.Фарли в 1875 году в его работе "Упадок Турции, финансовый и политический".3 На русский язык произведение Фуад-паши было переведено в 1896 году и опубликовано в журнале "Русская мысль".4

Формирование конституционного движения в 60-70-х гг. XIX века связано с именем видного политического деятеля Мидхат-паши. Свои взгляды мыслитель излагает в ряде произведений на турецком языке, а именно "Крик и стоны", "Зеркало изумления",5 "Прошлое и настоящее Оттоманского государства" и др. Последняя работа Мидхат-паши была переведена и на французский, и на английский языки под названием "Прошлое, настоящее и будущее Турции" и издана в 1878 году.6 Проект конституции великого везира был изучен в архиве одной из стамбульских библиотек американским правоведом Р. Девере, и выдержки из проекта приведены в его монографии "Первый От-

'См.: Mordlmann.Stambul und das Moderae Turkenthum. Bd.I. Lp.: Dunckee & Humblot, 1876. S.74-88.

2 См.:Смиряов В.ДОфициальная Турция в лнцах/ЛВестннк Европы. 1878.№ 1.С.299-30О.

3 См.: Farley J.L. The decline of Turkey, financially and politically. L.: Oxford terrace, 1875. P.26-36.

4 См.: Фуад-паша. Политическое завещание //Русская мысль. 1896. №11. С.188-197.

5 Из-за отсутствия этих двух источников в библиотеках Москвы, Санкт-Петербурга и Баку, выдержки из ник
приводятся по монографии: Фадеева И.Е. Мидхат-паша. Жизнь и деятельность.М.: Наука, 1977.

6 См.: Midhat-Pacha.La Turquie.Son passe, son ; Midhat-Pasha. The oast,present and future of
Turkey// Nineteenth Century. Ш.1878.Р.981-993.

томанский конституционный период".1

Другой идеолог конституционного движения Намык Кемаль, в основном, излагал свои взгляды в многочисленных статьях, опубликованных в стамбульских газетах и журналах в конце 60-х-начале 70-х гг. XIX века, и содержащихся в архивах турецких библиотек. Выдержки из статей Кемаля приведены в ряде изданий на турецком и английском языках. Особого внимания заслуживают сборники на турецком языке: "Намык Кемаль и газета «Ибрет»", датированный 1938 годом и вышедший под редакцией проф. М.Озёна; "Намык Кемаль .Жизнь, творчество, произведения", опубликованный под редакцией Х.Диздароглу в 1954 году;3 "Намык Кемаль.Личность, творчество и деятельность", изданный в 1966 году Н. Кисакюреком.4 Выдержки из других статей Намыка Кемаля также содержатся в нескольких монографиях, среди которых следует упомянуть работу на английском языке проф.Ш.Мардина "Генезис младооттоманской мысли. Исследование модернизации турецких политических идей" (1962 г.)5 и наиболее удачное исследование творчества Кемаля в опубликованном на турецком языке сочинении турецкого проф. М.Кунтая "Намык Кемаль" (1944-1949 гг.).6

Произведения турецкого социолога Зии Гёкалпа нашли широкое распространение не только в Турции, но и на Западе. Главное его сочинение-"Основы тюркизма" было издано в новейшем варианте на турецком языке в 1963 году.7 Перевод этой работы на английский язык осуществил американский правовед Р. Девере' в 1968 году.8 Среди других произведений Зии Гёкалпа

1 CM.:Devereux R. The first Ottoman Constitutional Period. A study of Midhat Constitution and Parliament.
Baltimore: The Johns Hopkins press, 1963. P.34-41.

2 См.: Namik Kemal ve Ibret gazetesi /Hazirlayan M.N. Ozon.- 1st.: Remzi Kitabevi, 1938.

3 См.: Namik Kemal. Hayati,sanati ve tesiriyle/ Hazirliyen KDizdaroglu - 1st.: Varlik yayinevi,1954.

4 См.: Namik Kemal. $ahsi,eseri ve tesiriyle/ Hazirliyen N.Kisakurek.- Ist.:Sebil Yayinevi,1966.

5 См.: Mardin 5- The genesis of Young Ottoman thought. Princeton: Univ. Press, 1962.

6 CM.:Kuntay M.C. Namik Keraal.Cilt.l-2.Ist.,1944-1949.

7 CM.:G6kalp Z. Turkculugun esaslari. 1st:Varlik yayinevi, 1963.

8 CM.:Gokalp Z.The principles of Turkism Яшві. from the Turkish by R.Devereux.-Leiden:Brill, 1968.

12 следует выделить опубликованные на турецком языке "Новая жизнь" (1941 г.) и "Турецкие нравы" (1977 г.).1 Идеи мыслителя также изложены в многочисленных статьях, собранных в различных сборниках. Так, более ранние его работы изданы на английском языке американским историком турецкого происхождения Н.Беркесом в 1959 году.2 Более поздние статьи турецкого социолога собраны в следующих сборниках на турецком языке: "Зия Гё-калп.Жизнь,творчество,произведения" (1955 г.), "Цели новой Турции" (1956 г.), "Статьи" (1981 г.), "Становление турецкого государства" (1981 г.) и др.3

И,наконец, концепция национального государства Мустафы Кемаля Ататюрка высказывались в многочисленных речах и выступлениях. Многие его речи были переведены на русский язык и изданы в 1929-1934 гг. в сборнике "Путь новой Турции. 1919-1927".4 В 1966 году проф. А.Ф.Миллер осуществил перевод и некоторых других выступлений Ататюрка.5 Однако наиболее полное собрание речей Мустафы Кемаля содержится в сборниках на турецком языке: "Речи и высказывания Ататюрка" (1945-1961 гг.) в трёх томах и "Идеи Ататюрка" (1956 г.).6 В диссертации также используется английский перевод выступления Мустафы Кемаля перед турецким парламентом в октябре 1927 года.7 Кроме того, рукописи Ататюрка были изучены в архивах проф. А.Инаном и опубликованы в приложении к его монографии на турецком языке "Гражданские знания и рукописи Ататюрка".8

Научная новизна диссертации в обобщенном виде состоит в том, что

1 См.:СЮка1рZ. Yeni hayat.Ist.,1941; GtokalpZ. Turk tOresi. Ank.:Yelken matbaasi, 1977.

2 CM.:Gekalp Z. Turkish nationalism and Western civilization.Selected Essays of Z.GOkalp. N.Y.: Columbia Univ.
press, 1959.

' См.: Ziya Gdkalp. Hayati,sanati,eseri. I Hazirliyan A. H. GOksel- 1st.: Varlik Yayinevi, 1955; G6kalp Z. Yeni Turkiye'nin hedefleri. Ank., 1956; GOkalpZ. Makaleler. /HazirlayanR. Karldas-Ank.: Kultur bakanligi yayinevi, 1981; GtfkalpZ. Turk devletin tekamiulu. /Hazirlayan K.Korkaman.-Ank.: Kultur bakanligi yayinevi, 1981.

4 См.: АтатюркМ.К. Путь новой Турции. T.1-4. М.. Госиздат.,лигаздат НКИД, 1929-1934,

5 См.:Ататюрк М.К. Избранные речи и выступления/Пер с турец., ред. и вступит, статья проф. А.Ф.Миллер.-
М.:Прогресс, 1966.

6CM.:Ataturk'un sdylev ve demecleri.Cilt. 1-3.1st.Turk inkilap tarihi enstitusu уауіп1агіД945-1961; Ataturk'ten dusOnceler/Toplayan E.Karal.-Ank. :Turkiye is bankasi kultur yayinevi, 1956.

7CM.:Atatttrk M.K. A speech delivered by Ghazi Mustapha Kemal in October 1927.1st.: Ucdal nesriyet, 1985. "См.: Inan A. Medeni bilgiler ve M.Kemal Ataturkun el yazilari. Ank.:Turk tarih kurumu basimevi,1969.

13 она является одной из первых попыток комплексного изучения истории политических и правовых учений в Турции XIX- XX вв., особенно становления и развития концепции современного государства в Турции. До этого проблемы, связанные с понятием и принципами доктрины модернизации турецкого государства, не выступали в юридической литературе самостоятельным предметом исследования. Во многих работах предпринималась попытка анализа отдельных высказываний и идей турецких мыслителей в общем контексте исторической науки и в рамках предмета истории государства и права. Другие исследователи рассматривали концепцию модернизации турецкого государства в тесной связи с наукой конституционного права, как это имело место в монографиях Р.Деверё и Г.Франко. Третьи уделяли внимание, в основном, отдельным политическим концепциям оттоманского и республиканского периода турецкой истории, которые содержали не только конституционные идеи, но и теории, связанные с исламизмом и национализмом (Ш.Мардин, УХейд).

Автор диссертации предпринимает попытку связать конституционные изменения в Турции с эволюцией общественных отношений и социально-экономических факторов, признавая в то же время важность и внешнеполитических условий. Именно с этой точки зрения диссертант обращается не только к историко-хронологическому, но и к сравнительно-правовому и, особенно, конкретно-социологическому методам исследования. Впервые в литературе анализируется эволюция политико-правовых концепций в Турции как в тесной связи с доктриной современного государства, так и в контексте таких наук, как история, социология, юриспруденция и экономика. Диссертант предлагает свою классификацию политических теорий Турции (XIX-XX вв.), выделяя такие их направления, как "оттоманский либерализм", "державный оттоманизм", "политический тюркизм", " ататюркизм". В свою очередь, каждая концепция содержала в себе те элементы, которые послужили основой складывающейся доктрины современного государства.

В диссертации проводится мысль, что все политические концепции послужили своеобразным теоретическим базисом для доктрины современного государства: идея монарха как главы государства была разработана в теории "оттоманского абсолютизма", принципы свободы, естественного права и парламентаризма получили обоснование в концепции "оттоманизма". Так складывается мысль о важности учреждения шнституционной монархии. В свою очередь, эволюция доктрины конституционного государства порождает новые теории — "политический тюркизм", выделивший нацию как источник суверенитета, и "ататюркизм", обосновавший важность республиканизма. Впервые в литературе автор диссертации пытается проследить направления совершенствования и изменения турецкой политической мысли, которые он усматривает в движении от элитизма к народничеству, от исламизма к лаи-цизму, от политического либерализма к солидаризму и политическому тюркизму, от экономического либерализма к этатизму. Такова же была и эволюция концепции институционного государства в Турции.

На защиту выносятся следующие положения:

  1. О социально-экономической основе становления конституционного государства в Турции. Именно формирование гражданского общества, новых социально-экономических отношений, сильного среднего класса способствовало и становлению современного представительного государства. В Турции этот процесс привёл также к возрастанию роли бюрократического аппарата, ориентированного на государственные интересы.

  2. О концепции конституционного государства как особой, специфической доктрины в условиях Турции, непохожей на западные теории и впитавшей в себя традиционные для восточного общества обычаи и реалии. Несмотря на развитие представительных учреждений, авторитет власти, авторитет лидера был нерушим в глазах народа. Фигура президента республики, как в своё время и личность султана, оставалась всемогущей.

  1. О концепции "оттоманизма", призванного сохранить единство Оттоманской империи и обеспечить выживание государственности в мире современной цивилизации. Необходимо отметить, что именно концепция "оттоманизма" более, чем какая-либо иная, показала свою искусственность и беспочвенность в условиях Оттоманской империи, так как невозможно было создать не только единую "оттоманскую" нацию, но даже сформировать общее национальное сознание. Слишком велики были социальные, политические, экономические и иные различия между подданными империи.

  2. О концепции "тюркизма" как способе обоснования идеи национального суверенитета в условиях Турции. Эта доктрина сыграла решающую роль в процессе становления республиканского режима в Турции. Она впитала в себя идеи, чуждые западному либерализму, идеализировав принципы солида-ризма и этатизма, как основы новой социально-экономической политики современного государства.

  3. Об особом "третьем" пути развития Турции, разработанном в доктрине национального государства Мустафы Кемаля Атапорка. Краеугольным камнем концепции Атапорка является попытка поиска особого, необычного пути развития Турции, непохожего ни на российский социализм, ни на западный капитализм. Право народа на верховную власть Мустафа Кемаль обосновывает тем, что суверенитет был силой присвоен оттоманскими монархами, не имеющими морального права руководить государством. Поэтому именно республика, как нравственный порядок, может обеспечить реализацию народного суверенитета.

Похожие диссертации на Развитие политической и правовой идеологии в Турции, вторая половина XIX - первая половина XX вв.