Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Религиозная правовая традиция : теоретический аспект Козлов Тимур Леонидович

Религиозная правовая традиция : теоретический аспект
<
Религиозная правовая традиция : теоретический аспект Религиозная правовая традиция : теоретический аспект Религиозная правовая традиция : теоретический аспект Религиозная правовая традиция : теоретический аспект Религиозная правовая традиция : теоретический аспект Религиозная правовая традиция : теоретический аспект Религиозная правовая традиция : теоретический аспект Религиозная правовая традиция : теоретический аспект Религиозная правовая традиция : теоретический аспект Религиозная правовая традиция : теоретический аспект Религиозная правовая традиция : теоретический аспект Религиозная правовая традиция : теоретический аспект
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Козлов Тимур Леонидович. Религиозная правовая традиция : теоретический аспект : диссертация ... кандидата юридических наук : 12.00.01 / Козлов Тимур Леонидович; [Место защиты: Рос. правовая акад. М-ва юстиции РФ].- Москва, 2008.- 207 с.: ил. РГБ ОД, 61 08-12/340

Содержание к диссертации

Введение

Глава 1. Религиозная правовая традиция: понятие и особенности 14

1. Правовая традиция как проблема теории права 15

2. Идеологические основы, факторы и условия формирования религиозной правовой традиции 53

Глава 2. Религиозная правовая традиция в контексте сравнительного правоведения 91

1. Религиозное право как модель права 91

2. Влияние религии на светскую правовую традицию 135

3. Особенности сравнения религиозной и светской правовых традиций 161

Заключение 183

Библиографический список литературы 188

Приложение 204

Введение к работе

Актуальность выбранной темы исследования определяется, с одной стороны, необходимостью поиска новых возможностей права как основного регулятора общественных отношений на современном этапе, в том числе, путем сочетания с другими социальными регуляторами, с другой стороны, возрастающим значением религии в массовом сознании людей как мотивирующего начала социального поведения, назревающей потребностью увязки правосознания и религиозного мировоззрения. «В последнее время, - отмечает Морозова Л.А., - влияние церкви, религиозности, религиозных норм и ценностей на жизнь общества в постсоциалистических государствах заметно увеличилось. Это объясняется в известной мере существенным изменением условий жизнедеятельности и подходом к религии как важнейшей интегрирующей силе...» .

В основу сделанного выбора темы положено понимание того факта, что эффективность социального регулирования во многом базируется на степени восприятия обществом методов регулирования, действия тех или иных регуляторов, на соответствии используемых регулятивных институтов внутренним убеждениям, психологии, мировоззрению членов общества.

Необходимость поиска эффективных методов регулирования
общественных отношений, сочетания различных социальных регуляторов
продиктована возрастающей криминализацией общества,

прогрессированием в международном масштабе террористической деятельности, неразрешенностью и даже неразрешаемостью межэтнических, межконфессиональных конфликтов.

Морозова Л А Государство и церковь, особенности взаимоотношений // Государство и право. 1995. № 3. С. 86.

По справедливому утверждению академика B.C. Нерсесянца, поиски оптимальных вариантов сочетания правовых форм воздействия с регулятивными возможностями других социальных норм являются одной из центральных задач всей социальной политики .

Перечисленные проблемы касаются в равной степени и развитых стран, и стран развивающихся, и свидетельствуют, в том числе, о недостаточной эффективности социального, прежде всего правового регулирования общественных отношений в современном мире, о несоответствии уровня правосознания населения моделям правового поведения, заложенным в законодательстве.

Так, Г. Дж. Берман считает бесспорным, что «западная правовая традиция... не способна удовлетворительно решить большинство индивидуальных и социальных конфликтов, порожденных XX веком, и не способна поддерживать порядок и справедливость ни внутри государств, ни в межгосударственных отношениях, ни в мире как едином целом»2.

Проблема, разрешению которой посвящена настоящая диссертационная работа, заключается в исследовании специфики религии как социально-нормативного регулятора, особенностей религиозной правовой традиции, ее взаимосвязи со светской моделью права, поиске новых возможностей взаимодействия права и религии в процессе социального регулирования. Выводным значением этого поиска являются перспективы «обновления» права за счет использования регулятивного потенциала религии.

Степень научной разработанности темы. Постановка и рассмотрение вопроса о соотношении права и религии осуществлялась еще в трудах русских правоведов и философов: Ильина И.А., Неволина К.А., Новгородцева П.И., Соловьева B.C., Трубецкого Е.Н и др.

1 Проблемы общей теории права и государства: Учебник. Под ред. Нерсесянца B.C. М., 1999. С. 179.

2 Берман Г. Дж. Вера и закон: примирение права и религии. М., 1999, С. 60.

Возвращение к религиозным традициям обусловило интерес к данной теме со стороны правоведов, и, как следствие, появление работ, посвященных изучению религиозного феномена в свете юридического анализа. Большое внимание в отечественной правовой науке уделено изучению проблем свободы совести и вероисповедания, а также вопросам государственно-правовой регламентации деятельности религиозных объединений.

В то же время малоизученной остается область теоретического исследования взаимосвязи и взаимодействия права и религии как ценностно-нормативных регулятивных явлений.

Признавая регулятивную функцию религии, многие ученые опускают
нормативный аспект религиозного воздействия, вследствие чего
религиозные предписания зачастую вообще не рассматриваются как
самостоятельный вид социальных норм. В то же время, когда соотношение
права и религии все же исследуется, то предметом изучения выступает
лишь нормативная часть этих регуляторов, то есть религиозные и
правовые нормы. В то время как не менее важной представляется увязка
«преднормативной» ценностио-мотивационной, идеологической,

философской составляющей права с религиозным мировосприятием, а также правосознания с мировоззрением человека в целом.

Серьезный анализ данной проблематики проводится в работе Кл очкова В.В. «Религия, государство, право». Различные аспекты соотношения права и религии также рассматривались Алексеевым С.С, Баскиным Ю.Я., Венгеровым А.Б., Мановым Г.Н., Нерсесянцем B.C., Никоновым В.А.

Немаловажная роль в изучении регулятивного воздействия религии принадлежит исследованиям представителей социологии и религиоведения, как отечественным: Лавриненко В.Н., Радугин А.А., Яблоков И.Н., так и зарубежным: М. Вебер, Э. Дюркгейм, Т. Парсонс.

Сложность и значительность исторической и социальной роли религии отражены в работах А. Меня «История религий: в поисках Пути, Истины и Жизни», П. Баренбойма «Первая Конституция мира. Библейские корни независимости суда», Ю.В. Тихонравова «Судебное религиоведение». Исследованию и изучению религиозных начал в праве и правовых - в религии в контексте конкретных правовых и религиозных систем посвящены работы отечественных правоведов Крашенинниковой Н.А., Варьяса М.Ю., Муромцева Г.И., Марченко М.Н., Саидова А.Х., Сюкияйнена Л.Р.

Из зарубежных авторов следует особо выделить Г. Дж. Бермана. Сборник его статей и выступлений разных лет под общим названием «Вера и закон: примирение права и религии» предметно посвящен рассмотрению взаимосвязи правопорядка в обществе с «фундаментальными воззрениями человека относительно смысла своей жизни и конечной цели истории, то есть с верой» . В этой работе Г. Дж. Бермана представлен интересный и достаточно своевременный анализ накопленного в истории опыта христианского видения роли и назначения права в обществе и в жизни отдельного человека. Своевременный потому, что, по мнению самого же ученого, действующая на Западе правовая система претерпевает «кризис целостности», разрешение которого возможно, в том числе, через обращение к религиозным, культовым ценностям"".

Целью настоящей диссертационной работы является выработка общетеоретической модели религиозной правовой традиции на основе всестороннего изучения регулятивных особенностей и правовых аспектов религии, исследование места и роли религии в формировании правовых систем современности, установление возможности использования религиозно-регулятивного опыта в правовой системе.

1 Берман Г. Дж. Вера и закон: примирение права и религии. М., 1999, С. 9. * Там же, С. 12.

Исходя из поставленной цели, можно сформулировать основные задачи, разрешаемые в работе, а именно:

- рассмотрение категории правовая традиция в теории государства и
права и классификация правовых традиций;

определение «религиозной правовой традиции», выявление ее характерных особенностей;

установление места и роли религиозной правовой традиции в формировании светских и религиозных правовых семей;

исследование индусского, иудейского, мусульманского моделей права, изучение влияния религии на светскую правовую традицию;

- сравнение социально-регулятивных особенностей религии и права;

- предложение возможных форм восприятия позитивного опыта
религии в совершенствовании правового регулирования общественных
отношений.

Объектом данного научного исследования выступает совокупность
общественных отношений, складывающихся в процессе

функционирования религиозной и светской правовых традиций, их взаимосвязь и взаимодействие в современных условиях. Предметом настоящего исследования являются юридические закономерности формирования и развития религиозной правовой традиции, религиозные предпосылки возникновения светской модели права, а также конкретные виды религиозных правовых систем.

Методологическая основа исследования. Для решения задач исследования были использованы философский, общенаучные и частнонаучные методы познания.

Что касается философского подхода, то в работе учитывалось, что научное знание в целом основано не только на рационально выстроенном знании, но и на интуитивном чувстве.

Бубер М. отмечал, например, что историческое знание основано еще и на вере или, можно даже сказать, своеобразном «доверии» к освещенным традицией событиям прошлого1. У исследователей зачастую возникает сложность рационального восприятия материала, изложенного в священных писаниях. Хазанов О.В., исследующий особенности религиозной традиции в индуизме и иудаизме, по этому поводу отмечает: «Иррациональность религиозно-исторического сознания находит свое отражение как в осмыслении общего характера исторического процесса, так и в признании (или не признании) реальности конкретных фактов прошлого, о которых могут говорить либо священные книги, либо устная традиция, и которые помимо них не имеют другого источника, подтверждающего то, что данные факты имели место в действительности»". И можно согласиться с мнением Лившица Р.З, считающего, что в «пределах каждой теории, если она является действительно научной теорией, то есть содержит прирост знаний об обществе, есть элементы и материализма и идеализма» .

Примечательно, что греческое слово methodos означает «путь», исходя из применения этого понятия в науке - прежде всего путь к истине. И видимо не случайно аналогичное смысловое значение имеют слова «дхарма» (санскр.), «дао» (древнекит.), «шариат» (основа шари-а - араб.) - важнейшие категории в религии соответственно индуизма, даосизма, ислама.

Из числа общенаучных методов познания в работе использованы анализ и синтез, сравнение, индукция и дедукция, абстрагирование, а также методы теоретического исследования (восхождение от абстрактного к конкретному) и системно-структурный. Среди специальных

1 Бубер М. Избранные произведения. Иерусалим, 1989. С. 336.

2 Хазанов О.В. Феномен религиозного историзма: некоторые подходы к пониманию еврейской и
индийской традиций: Дис. ...канд. истор. наук, Томск, 2002. С. 5.

3 Лившиц Р.З. Теория права: Учебник. М., 1994. С. 19.

(частнонаучных) способов познания в диссертационной работе широко применяется сравнительно-правовой метод, а также историко-правовой.

Эмпирическую базу исследования составляют статистические данные, результаты опросов и социальных исследований и др.

Источниковой базой диссертации явились международно-правовые документы, конституции зарубежных стран, нормативные правовые акты и судебные прецеденты, регулирующие, в том числе, вопросы свободы совести и вероисповедания, деятельности религиозных объединений, законодательство Российской Федерации - Конституция, федеральные законы.

В силу специфики предмета исследования рассматриваемый вопрос находится на стыке различных областей гуманитарного знания. В этой связи теоретическую основу диссертации составили труды отечественных и зарубежных ученых и специалистов, как в области права, так и в области философии, социологии, религиоведения - Алексеева С.С, Аляутдинова ILL, Бабаева В.К., Варьяса М.Ю., Величко A.M., Венгерова А.Б., Гараджи В.И., Керимова Д.А., Ковлера А.И., Крашенинниковой Н.А., Кудрявцева В.Н., Лейста О.Э., Мальцева Г.В., Марченко М.Н., Мицкевича А.В., Муромцева Г.И., Нерсесянца B.C., Лукашовой Е.А., Полякова А.В., Попкова В.Д., Радугина А.А., Рукавишниковой И.В., Русинова Р.К., Саидова А.Х., Смоленского М.Б., Сорокина В.В., Сюкияйнена Л.Р., Федорченко А.А., Хропанюка В.Н., Цыпина В.В., Яблокова И.Н., Явича Л.С. и др.

Из зарубежных авторов следует упомянуть Э. Аннерса, Ж.-Л. Бержеля, Г. Дж. Бермана, Р. Давида, Ш. Монтескье, С. Пракаш Синха, Р. Шарля, М. Элона.

Особое внимание уделено непосредственному изучению и анализу письменных религиозных источников - таких как Ригведа, Бхагават-Гита, Библия, Коран и некоторых других.

Научная новизна диссертационной работы состоит в том, что в ней на основе современных теоретико-правовых исследований сформулировано понятие и выявлены характерные особенности религиозной правовой традиции; показано влияние религии на становление как собственно религиозных моделей права, так и на светскую правовую традицию.

Учитывая недостаточную разработку в современной юридической литературе проблематики соотношения, взаимосвязей и взаимодействия права и религии как целостных, в определенном смысле однопорядковых явлений регулятивного характера, включающих в себя как ценностный (ненормативный), так и нормативный аспекты, в работе рассмотрен феномен ценностно-нормативного религиозного регулирования жизни общества, исследовано наличие правовых начал в религии и религиозных — в правовых системах современности. В целом проведенное исследование должно способствовать более полному теоретическому представлению о неординарности религиозного воздействия на поведение человека, о многообразии социальной действительности.

На основе последних научных исследований в области законов мироздания, анализа текстов священных писаний расширяется и углубляется видение места и роли религии в формировании правовой традиции современности, в жизни общества в целом.

Основные положения диссертации, выносимые на защиту:

1. Историко-легитимную основу любой правовой системы создает традиция, которая посредством языка, обычаев, юридической практики свидетельствует о преемственности права и правовой системы. Правовая система через правовую идеологию и правовую доктрину создает правовую традицию, поскольку юридическая и моральная сила права, так или иначе, покоится на неразрывной связи с прошлым.

  1. Религиозная правовая традиция есть исторически сложившиеся на основе религиозно-нравственной доктрины, передаваемые из поколения в поколение формы правовой деятельности человека (социальных групп, общества), закрепленные в священных писаниях и/или устных преданиях и воспроизводимые в обрядах, ритуалах, символах, стереотипах мышления и поведения.

  2. Главная особенность религиозной правовой системы - прочная религиозно-нравственная основа, ее глубокая укорененность в сознании и образе жизни, а также синкретизм (слитность) нравственной и правовой составляющих религиозной нормы, нераздельность, нерасчлененность основных ее элементов - сакральных и социальных, индивидуальных общественных (общинных), частных и публичных. Все юридическое воспринимается в общем контексте религии, в рамках соответствующей конфессиональной культуры, в свете отдельных религиозных установлений (институтов).

  3. Религиозная община (церковь, умма), как социальный феномен, является правообразующим институтом, наряду с государством. При этом религиозная модель права представляет собой единую систему социально-нормативного регулирования, которая включает как «светские» нормы, касающиеся внешнего социального поведения, так и собственно религиозные догмы и заповеди, регулирующие религиозно-культовую жизнь верующих.

5. В сравнительно-правовых целях предложено выделить две
большие группы правовых традиций: светские и религиозные,
различающиеся по характеру взаимосвязи правовой системы с религией: в
первом случае эта взаимосвязь опосредована философией и юридической
наукой; во втором случае эта взаимосвязь непосредственная и право здесь
не рассматривается как нечто самостоятельное, несущим каркасом
системы социального регулирования является религия.

  1. Религиозная правовая традиция серьезным образом повлияла на становление западной (светской) традиции права, а также играла и продолжает играть значительную правообразующую роль в становлении и функционировании индусского, иудейского и мусульманского права как разновидностей религиозно-правовой системы.

  2. Учет в праве, прежде всего в правовой доктрине религиозных, духовно-нравственных начал может значительно улучшить качество правового регулирования общественных отношений. «Одушевление» права позволит повысить позитивное отношения к закону со стороны граждан, институтов власти и общества. Исходя из факта признания существования Бога и реальности Его законов доктрина может включать то общее, что есть во всех основных мировых религиях. Формирование такой правовой доктрины возможно с учетом основных не противоречащих друг другу религиозных заповедей, содержащихся в священных писаниях мировых религий.

8. Реализация предлагаемого подхода к совершенствованию
правовой системы возможна при наличии «общественной воли», которая
может быть обнаружена через участие религиозных объединений граждан
в политической жизни общества, куда доступ религиозному
мировоззрению сегодня закрыт. Кроме того, необходимо достаточное
количество специалистов в области религиозной правовой традиции, что
требует изучения в рамках высшего юридического образования нового
предмета - «Религиозное право».

9. Предложено дополнить структуру нормы права, состоящей из
диспозиции, гипотезы и санкции, новым элементом с рабочим названием -
«квинтэссенция» (от лат. quinta essentia - «пятая сущность»), который
должен содержать обоснование справедливости и необходимости
соблюдения нормы. Включение в правовую норму квинтэссенции,

основанной на правовой доктрине, имеет целью повышение уровня правосознания общества.

Апробация результатов исследования. Основные положения диссертации нашли свое отражения в таких публикациях автора, как «Законопроектная деятельность как элемент правового регулирования общественных отношений» (Материалы Всероссийской научно-практической конференции «Роль органов юстиции в правовом государстве», РПА, 2001), «Правовые и социально-регулятивные аспекты участия религии в жизни общества» (Политика и общество, 2004, № 3), «Христианские корни континентального права» (Вестник Российской правовой академии {перечень ВАК), 2004, № 4), «Религиозная правовая традиция. Иудейское право» (Юридические науки, 2008, № 2), «Религиозная правовая традиция. Мусульманское право» (Право и государство {перечень ВАК), 2008, № 5) и др.

Автор принимал участие в работе научно-практических конференций, организованных Российской правовой академией Министерства юстиции Российской Федерации в 2001, 2003, 2004 и 2005 годах и посвященных соответственно 200-летию образования Минюста России, актуальным проблемам развития законодательства Российской Федерации, государству и праву в условиях глобализации, 35-летию Российской правовой академии Минюста России.

На основе проведенного анализа действующего законодательства России с учетом выводов диссертации автором подготовлен проект федерального закона «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации в части регулирования политической деятельности религиозных объединений», направленный на реализацию конституционных принципов многопартийности, идеологического и политическогомногообразия в отношении религиозных объединений.

В частности, законопроектом предполагается наделение
религиозных объединений правом участвовать в создании политических
партий, а также устраняется запрет на создание политических партий,
программы которых основаны на религиозном мировоззрении

(идеологии). В федеральные законы «О свободе совести и о религиозных объединениях» и «О политических партиях» предлагается внести изменения, которые позволят гражданам, объединенным определенным вероисповеданием, для достижения политических, социально-экономических (не религиозных) целей создавать политические партии, использующие в качестве своего идеологического основания определенную религиозную традицию, доктрину.

Результаты диссертационного исследования использованы в законопроектной деятельности Департамента конституционного законодательства и законодательства о безопасности Министерства юстиции Российской Федерации при подготовке проектов федеральных законов и других нормативных правовых актов, касающихся вопросов регулирования деятельности религиозных объединений и политических партий Они также внедрены в учебный процесс Российской правовой академии Минюста России при проведении лекционных, семинарских и практических занятий по теории государства и права, истории государства и права зарубежных стран в контексте изучения религиозных правовых систем, особенностей религии как правообразующего института.

Структура диссертации. Выполненная работа состоит из введения, двух глав, включающих пять параграфов, заключения, библиографического списка и приложения.

Правовая традиция как проблема теории права

Исторически так сложилось, что в каждой стране действуют свои правовые обычаи, традиции, законодательство, юридические институты, сформировались национальные особенности правового менталитета и правовой культуры народов. Эта специфика правовой культуры и менталитета вытекают из самобытности народов, осваивающих правовой способ существования, бытия в мире. Правовое своеобразие народов, проживающих в различных странах, позволяет говорить о том, что они по своей сути образуют собственный правовой уклад жизни - правовую систему, т.е. совокупность всех правовых явлений общества (норм, учреждений, отношений, правосознание), существующих в ее рамках. Однако наряду с особенностями, отличиями в этих правовых системах, можно заметить и общие черты, элементы сходства, которые позволяют их группировать на основе определенной классификации в более крупные правовые общности, массивы правовых семей .

В отличие от таких правовых категорий, как правовые нормы, источники права и др., правовая система включает в себя разнородные элементы. Муромцев Г.И." выделяет, во-первых, доктринально-философский, или идеологический элемент (правопонимание, понятия и категории права и т.д.); во-вторых, нормативный, то есть совокупность действующих в обществе правовых норм; в-третьих, институционный, то есть правотворческие и правоприменительные учреждения; и, в-четвертых, социологический, то есть применение права, юридическая практика.

При взаимодействии правовой системы с внешней средой одни ее элементы выполняют динамическую функцию, другие - статическую. Первые из них включают правотворчество, правоприменение, правоотношения и т.д., вторые - доктрину, институты и нормы права, структурированные как по горизонтали (система права), так и по вертикали (система источников права).

Возникновение и история развития правовой системы свидетельствуют о том, что на содержание и динамику правовой системы воздействуют вся духовная культура общества: право, религия, философия, мораль, культура, наука.

Кроме того, категория «правовая система» является одновременно категорией сравнительного правоведения, где сравнение как основной метод исследования предполагает взгляд на «правовые системы» как исторически самобытно развивающиеся правовые традиции. Так называемые правовые семьи состоят из однородных правовых систем различных обществ, развитие которых может образовать более фундаментальное явление правовой жизни - правовую традицию. Между тем упоминание о правовой традиции того или иного общества, страны происходит гораздо реже , чем о правовых системах и правовых семьях. Некоторые авторы даже ставят знак равенства между понятиями «правовая семья» и «правовая традиция», что, на наш взгляд, не совсем корректно, так же как и ставить знак равенства между категориями «система права» и «правовая система» .

Представляется, что выделение и обоснование понятия «правовая традиция», несомненно, имеет важное методологическое и познавательное (эвристическое) значение. Это понятие тесно связано с такими категориями науки как «правовая система», «правовая семья», «правовая цивилизация» и т.д., что накладывает на нее определенную обобщающую смысловую нагрузку. Во всяком случае, именно компаративисты считают возможным провести на макроуровне в зависимости от религиозной ориентации деление правовых систем на 1) объединяемые религиозной правовой традицией (мусульманское, иудейское, каноническое и индусское право) и 2) остальные - нерелигиозные (светские) правовые семьи.

По мнению Кр. Осакве, в данном понимании классификации правовых систем понятие «правовой семьи» отличается от «правовой традиции», где правовая семья понимается как совокупность национальных правовых систем, выделенная на основе общности и различия признаков и черт, а правовая традиция - это совокупность глубоко укоренившихся в сознании людей их исторически обусловленных отношений к роли права в обществе, природе права и политической идеологии, а также к организации и функционированию правовой системы . Причем он, по всей видимости, считает это понятие настолько устоявшимся в качестве критерия юридической типологии, что не считает необходимым давать какие-то дополнительные пояснения на этот счет. В частности, не пояснено, почему правовые традиции различаются по религиозной ориентации. В то же время это - одно из немногих определений понятия «правовая традиция», встречающихся в юридической литературе, однако вряд ли можно считать его единственно возможным и окончательным.

Идеологические основы, факторы и условия формирования религиозной правовой традиции

Обширный материал, которым располагает современная наука относительно религиозно-правовых систем древности дает возможность смоделировать основные предпосылки возникновения и складывания религиозно-правовой традиции как таковой, реконструировать ее основные структурные составляющие. Справедливо указывает Г.В. Мальцев, что соционормативная сфера первобытного общества изначально представляла собой синтез религиозных, моральных и правовых начал, иначе говоря, нормативный синкретизм, состояние, при котором все эти начала как бы сливались, были неотличимыми и безразличными для человека. Это гипотетическое состояние, исследуемое ныне в рамках и методами социальной антропологии, косвенно подтверждается этнографическими материалами, собранными в результате изучения жизни и быта племен, уровень развития которых более или менее соответствовал позднему палеолиту или раннему неолиту. Позднее под воздействием ряда материальных и духовных факторов, каждый из которых заслуживает особого анализа, синкретическая соционормативная сфера начинает разваливаться и на ее месте возникают и набирают силу нормативно-регулятивные системы - религия, мораль, право - в том порядке и последовательности, которые задаются характером культуры и социальными условиями времени1. Уже в XIX веке социологами и историками была сформулирована гипотеза о том, что религия - наиболее первобытное из всех социальных явлений. Именно из нее путем последовательных трансформаций возникли все другие проявления коллективной деятельности: право, мораль, искусство, наука, политические формы и т.д."

Однако историческая связь между религиозными, моральными и правовыми регуляторами оказалась более сложной и менее закономерной, чем это допускали Э.Дюркгейм и его школа. Гипотеза религиозного происхождения социальных норм опирается на солидный фактический материал, но она с определенной корректировкой может быть отнесена лишь к тем древним обществам, где религия рано заявила о себе как ведущая и доминирующая сила, где правовой и моральный регуляторы были поставлены на службу религиозным ценностям. С такими культурами и следует связывать возникновение религиозной правовой традиции . С этой точки зрения интересна концепция французского ученого Ж. Дюмезиля, построенная на основе изучения религий древних индоевропейских культур. Она сводится к тому, что разделение функций между божествами преследует задачи, которые лежат в трех сферах жизни древнего общества - экономической, военной и жреческой. В пределах последней находится магико-юридическая власть, которая осуществляется жрецами в судах, при рассмотрении споров и конфликтов".

Действительно, культовая практика жрецов показывает более или менее четко обозначенную юридическую функцию религии, которая охватывает широкий спектр проявлений - от поддержания универсального Закона, божественного санкционирования договоров, до судебного преследования и наложения сакральных санкций. Кроме этого, в древних формах религиозного сознания четко выделен комплекс нормативных понятий (идей, институтов), таких, например, как закон, долг, обязательство, кара, вина, наказание, суд, раскаяние и т.д., которые получили в религиях особое сакральное выражение и явились конструктивными исходными элементами при формировании соответствующих или близких по смыслу юридических категорий.

Как отмечается в юридической литературе, для религиозного мышления жертвоприношение было (и продолжает оставаться) средством установления и поддержания особых связей с Божеством, напоминающих по форме, а возможно, в какой-то мере и являющихся фундаментальными правовыми отношениями между человеком и Богом с правами и обязанностями у каждой из сторон. Именно эта линия в истории религий прямо или косвенно способствовала формированию многих религиозных правовых систем, в том числе и тех, которые дожили до нашего времени .

Религиозно-правовые системы характерны для подавляющего большинства культур Древнего Египта, Древнего Востока, Древней Иудеи, для доколумбовых цивилизаций Америки и др. До III века н.э. римская юриспруденция оставалась по преимуществу понтификальной, то есть жреческой, а это означало, что божественный порядок и закон (fas) имели высший, непререкаемый авторитет и из них, как считалось, должен был вытекать закон (jus), принятый в обращении между людьми.

В наше время продолжают действовать ряд религиозно-правовых систем (ислам, современный иудаизм, индуизм), основы которых закладывались в древности. Как свидетельствует опыт некоторых из них, религиозные истоки социального регулирования не утрачивают своего значения в век научно-технической революции, не могут быть сброшены со счета при определении социальных перспектив и судьбы народов.

Религиозное право как модель права

Отдельные религиозно-правовые системы, возникшие в глубокой древности, доказали свою удивительную жизнеспособность, основательно вошли в реальность нашего времени. В типологии современных правовых систем, разрабатываемых в рамках сравнительного правоведения, они занимают особое место.

Уже в первобытном обществе выделяются социальные группы (племена, народы) с ярко выраженным религиозно-правовым менталитетом, у которых религиозное и правовое развитие шло по единому пути. К таким народам, безусловно, принадлежали древние евреи, но они - не единственные в данном смысле, их опыт был ярким, значительным, по не уникальным. Иудейская религиозно-правовая система имела корни в сакральных традициях глубокой древности.

Как справедливо отмечается в теоретической литературе, своеобразным апогеем в отношениях между правом и религией в древности явилось существование нормативно-регулятивных систем, представлявших собой «благородный сплав» правовых, моральных и религиозных элементов . Система социальных норм, осуществляющих регуляцию общественных связей, была тогда не чисто правовой или моральной, как было показано ранее, по, прежде всего, религиозной. Такого рода регуляция могла возникать и действовать в условиях ранних государств, теократических форм правления, наличия в обществе мощного и влиятельного слоя священнослужителей, жрецов, способного брать на себя ответственные публичные функции.

Хотя в древности уже существовали отдельные правовые системы, которые в определенном смысле можно назвать «светскими», все же господствующей моделью права тогда была религиозно-правовая система. В рамках данной модели выделяются разнообразные и специфические системы, какие были, например, у древних египтян, шумеров, аккадцев, ассирийцев, вавилонян, у майя и других народов Месопотамии и Америки. За два-полтора тысячелетия до нашей эры возникла религиозно-правовая система у индоариев, положившая начало индуизму. Немного позднее на базе религии индоиранских племен сформировались зороастризм (авестизм) и соответствующая ему религиозно-правовая система. Наиболее известным и ярким проявлением богатейшего религиозно-правового сознания человека в древности считается право древних евреев.

Лишь отдельные религиозно-правовые системы, возникшие в глубокой древности, доказали свою жизнеспособность и уверенно вошли в реальность нашего времени. Поэтому в современных условиях речь может идти о таких религиозно-правовых системах как индуизм, иудаизм, ислам, а также действующих вне западного мира системах, за которыми стоит эволюция от древних языческих культов до нынешнего положения национальных и племенных религий. В одних случаях это очень сложные в структурном плане системы, характеризующиеся множеством разнообразных форм, источников права, в других - они представляют собой более или менее простые структуры, в которых обычно-правовая норма сливается с религиозной. При их рассмотрении в аспекте сравнительного правоведения возникает проблема обоснования возможности их объединения в одну правовую общность. Как отмечалось ранее, все они входят по своим основным характеристикам в одну общую религиозную правовую традицию.

В этой связи представляется вполне оправданной теоретическая позиция, которую обосновывает Г.В. Мальцев, считающий, что всякая типология права должна опираться на научное понятие «правовая модель». Эта модель не представляет собой аналога «математической модели» какого-либо процесса или явления, а есть особый результат сравнительных исследований. Модель права - это не «семья» правовых систем, но за ней действительно стоит группа таковых. При этом каждая правовая система, входящая в группу, выстраивается согласно модели, выработанной на основе существенных и специфических признаков структурно-функционального и организационно-технического характера. Именно последние должны быть критериями научной классификации правовых систем. К ним следует отнести, на наш взгляд, характер и структуру источников права, способы создания норм и институтов, соотношение формальных и неформальных элементов системы, организацию связей между различными уровнями правового регулирования общественных отношений, между различными сферами права (например, частной и публичной, духовной и светской), особенности юридического мышления применительно к актам легитимации правовых норм, применения и толкования права и т.д.

Влияние религии на светскую правовую традицию

Рассмотрение светских систем права - континентальной и англосаксонской, возникших в лоне христианской цивилизации, в их взаимосвязи с религией, необходимо с целью сравнения тех различий, которые обуславливают их поляризацию как самостоятельных традиций. Это рассмотрение предпочтительно начать с характеристики вероучения, которое явилось религиозной предпосылкой светской модели права.

Итак, христианство относится к числу мировых религий, имеющих наибольшее число сторонников. По данным ООН, в настоящее время в мире насчитывается около 1,5 миллиарда последователей христианства . Христианство, в первоначальном виде единая религия, на современном этапе общественного развития представлена тремя основными направлениями: православием, католицизмом и протестантизмом. Каждое из этих крупных направлений, в свою очередь, подразделяется на ряд более мелких вероисповеданий и религиозных организаций. Но всех их объединяют общие исторические корни, определенные положения вероучения и культовые действия.

Священной книгой христианства является Библия (греч. - «книга», «чтение»), которая состоит из Ветхого и Нового Заветов. Benvcuu Завет был священным писанием для Иисуса и его последователей, которые были иудеями. Ветхий Завет идентичен иудейской Библии (ТаНаК), но его книги расположены в другом порядке. Христиане выделяют из всех частей Ветхого Завета пророческие книги, поскольку они говорят о пришествии Мессии, которым христиане считают Иисуса Христа. Православная и римско-католическая Библии включают в Ветхий Завет также ряд дополнительных книг, называемых Второканоническими.

Однако первоочередное значение христианами придается прежде всего Новому Завету, излагающему важнейшие этапы жизни Иисуса из Назарета, его проповеди и наставления. Новый Завет органически связан с Ветхим Заветом, являющийся священным писанием исповедников иудаизма. Христианство, по существу, и возникло с целью очистить религию иудеев от тех наслоений, которые привнесли в него книжники и фарисеи, превратившие живое учение в систему косных положений и автоматических ритуальных действий.

В Новый Завет включено четыре Евангелия (греч. - «Благая весть»): от Матфея, Марка, Луки и Иоанна. Три первых, синоптических, Евангелия имеют много общего; они рассказывают о жизни и изречениях Иисуса, его смерти и воскресении. Евангелие от Иоанна изображает жизнь Христа как мистический источник спасения.

Возникновение христианской религии связано с жизнью и учением Иисуса Христа , воспринимаемого его последователями как Сына Божия, который своей мученической смертью на кресте пострадал за грехи человечества, но тем самым снял с него эти грехи, примирил человеческий род с Богом. А своим воскресением он открыл для тех, кто в него уверовал, новую жизнь, путь к воссоединению с Богом посредством стяжания Царства Божия праведной жизнью здесь на Земле. В христианстве Бог Един в Своей природе, но выступает в трех лицах, образующих Святую Троицу: Бога-Отца, Бога-Сына и Бога-Святого Духа. Христиане верят в Иисуса, называемого Христом, как в Мессию - воплощение Второго Лица Троицы, поэтому Ему поклоняются не как человеку, а как Богу, ставшему человеком. Спасение человечества - это целиком и полностью дар Божий, даруемый через принесение в жертву Второго Лица Троицы, ставшего человеком, страдавшего и умершего и вновь воскресшего.

Христианское мировоззрение исходит из того, что человек создан по образу и подобию Божьему, однако, вследствие своего грехопадения -добровольного нарушения единственно первоначально данной заповеди Бога - не вкушать плода от древа познания добра и зла, - утратил данное ему абсолютное счастье, соединился с грехом и живет в болезнях и страданиях. Освободиться, обрести утраченный рай можно лишь обратившись к Богу, пожелав добровольно отказаться от греха. Отсюда и основной смысл жизни на земле христианина - поиск «правды Божией и Царства Его». «Христос открывает миру и возвещает совершенно новую систему ценностей, - утверждает Вышеславцев Б.П., — выраженную в едином символе «Царствия Божия» - в этом Его «Откровение», Его «добрая весть» и Его «Новый Завет» . «Царство Божье» - это та цель, на достижение которой направлены все усилия христианина. Достижение этой цели возможно через покаяние, крещение и причастие, путем исполнением христианских заповедей. Признается, что человек имеет выбор: жить или не жить по заповедям, однако в последнем случае, его ожидает незавидная судьба, называемая по-разному: «геенна огненная», «ад», «преисподняя», «тьма внешняя, где вечный плач и скрежет зубов». В связи с этим жизнь конкретного человека рассматривается как средство избавления от греха и обретения Царства Божия, путем восстановления разрушенного храма души - накоплением любви к Богу и ближнему своему. Из этого вытекают и остальные основополагающие заповеди: не убивать, не красть, не прелюбодействовать, не завидовать, не лжесвидетельствовать на других. Характеризуя религиозный опыт христианской религии, Э. Фромм определяет его как переживание единства со всеми, основанное на родстве человека с миром, постигаемом мыслью и любовью".