Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Правовые традиции России: теоретико-правовой аспект Сулипов, Руслан Султанович

Правовые традиции России: теоретико-правовой аспект
<
Правовые традиции России: теоретико-правовой аспект Правовые традиции России: теоретико-правовой аспект Правовые традиции России: теоретико-правовой аспект Правовые традиции России: теоретико-правовой аспект Правовые традиции России: теоретико-правовой аспект Правовые традиции России: теоретико-правовой аспект Правовые традиции России: теоретико-правовой аспект Правовые традиции России: теоретико-правовой аспект Правовые традиции России: теоретико-правовой аспект Правовые традиции России: теоретико-правовой аспект Правовые традиции России: теоретико-правовой аспект Правовые традиции России: теоретико-правовой аспект Правовые традиции России: теоретико-правовой аспект Правовые традиции России: теоретико-правовой аспект Правовые традиции России: теоретико-правовой аспект
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Сулипов, Руслан Султанович. Правовые традиции России: теоретико-правовой аспект : диссертация ... кандидата юридических наук : 12.00.01 / Сулипов Руслан Султанович; [Место защиты: Юж.-Ур. гос. ун-т].- Челябинск, 2013.- 196 с.: ил. РГБ ОД, 61 13-12/470

Содержание к диссертации

Введение

Глава 1. Правовые традиции: понятие, общая характеристика

1.1. Понятие правовой традиции в современной юридической науке 16

1.2. Проблемы использования понятия традиции в современной правовой доктрине 45

Глава 2. Правовые традиции в системе правового регулирования

2.1. Роль правовых традиций в развитии права 87

2.2. Правовые традиции в механизме правового регулирования 126

2.3. Влияние правовых традиций на правосознание и правовую культуру ... 141

Заключение 170

Библиографический список

Введение к работе

кандидат юридических наук, доцент Русман Галина Сергеевна

Актуальность темы диссертационного исследования.

Проблема изучения моральных оснований права приобретает в настоящее время особую остроту. Построение правового государства вызывает необходимость разработки законов, которые не только эффективно регулируют социальную жизнь, но и обладают гуманистическим измерением. Становится ясно, что сам по себе сугубо формально-юридический аспект законодательного процесса, не учитывающий нравственные ценности, не позволяет создать целостное общество, приводит к социальным конфликтам.

Перспективы правового развития, правового прогресса определяются выбором тех правовых традиций, которые позволят вывести право на более высокий уровень, в том числе в его духовном содержании. Повышенный интерес к изучению правовых традиций как фактора стабильности правовой системы определяется и кризисом российской правовой действительности, который заставляет ученых, да и законодателя, задуматься над поисками путей обновления российского права, эффективности национальной правовой системы.

Переживаемый Россией период развития характеризуется духовным кризисом – потерей ценностей исторического бытия общества в условиях борьбы различных идеологических течений. Духовные искания русского народа, предопределяющие сохранение Россией своей государственности, стабильности и устойчивости в общественной жизни, достижений культуры, исторического опыта для последующих поколений, с необходимостью обуславливает проведение исследований духовно-нравственных оснований русской цивилизации, в том числе правового сознания и правовой культуры.

Решение указанных проблем требует учета складывающихся веками правовых и нравственно-духовных традиций российского общества. Правовые традиции способны преобразовать все части правовой системы общества – правосознание, правотворчество, правореализацию, позитивное право.

Необходимость изучения правовых традиций вызывается и практическими потребностями правовой системы современной России. Любая правовая норма имеет ценность не сама по себе, а только тогда, когда основывается на господствующих в обществе нормах нравственности, когда основывается на правовых традициях. Перед тем, как законодательно закрепить определенное правило поведения, законодатель обязан убедиться, что данное положение будет основано на сложившихся правовых традициях, не приведет к социальному конфликту.

Таким образом, именно учет законодателем правовых традиций национальной правовой системы позволит создать такую норму права, соблюдение которой будет обеспечиваться не только принуждением государства, но и внутренним убеждением человека в ее необходимости и справедливости. В противном случае правовая норма не порождает положительного результата, не будет поддержана общественным мнением. Еще Г.Ф. Шершеневич отмечал, что «человек соблюдает законы, несмотря на то что у него имеются побуждения, благородные или низкие, поступать несогласно с нормальным поведением. При этом он поступает согласно с законом не потому, что опасается невыгодных последствий, которыми угрожает ему закон за уклонение, а в силу усвоенной им привычки следовать законным предписаниям».

В последние годы заметна тенденция при принятии нормативно-правовых актов указывать на стремление сохранять, преумножать и уважать положительные традиции нашего народа. Так, в недавно принятых Основах государственной политики в сфере правовой грамотности и правосознания граждан говорится: «Настоящие Основы направлены на формирование высокого уровня правовой культуры населения, традиции безусловного уважения к закону, правопорядку и суду, добропорядочности и добросовестности как преобладающей модели социального поведения, а также на преодоление правового нигилизма в обществе, который препятствует развитию России как современного цивилизованного государства».

В одобренном решением Президиума Совета при Президенте Российской Федерации по противодействию коррупции от 23 декабря 2010 г. Типовом кодексе этики и служебного поведения государственных служащих Российской Федерации и муниципальных служащих одним из пунктов указано требование «проявлять терпимость и уважение к обычаям и традициям народов России и других государств, учитывать культурные и иные особенности различных этнических, социальных групп и конфессий, способствовать межнациональному и межконфессиональному согласию» (пп. «л» п.11).

В юридической литературе обращается внимание также на необходимость воспитания молодых сотрудников на боевых и служебных традициях органов внутренних дел. В продолжение высказанного мнения можно добавить, что традиции, в том числе правовые, должны быть заложены в основу правового воспитания не только сотрудников правоохранительных структур, но и всех правоприменителей.

Смысл традиций в их нормативно-регулятивной функции проявляется в социальной жизни в том, что они позволяют сохранить не только основу, содержательную наполненность тех конкретных форм жизнедеятельности общества, которые их породили, но и специфические формы своего существования. Сегодня это выводит на первый план проблему традиций, традиционных ценностей и их трансформацию в современное государственно-правовое пространство.

Ключевую роль в регулировании общественных отношений играет традиция, создающая не до конца формализованные правила, которые люди не всегда могут четко изложить, но которые они соблюдают. Эти традиции задаются культурой страны, ее историческим путем, менталитетом ее граждан.

Поэтому возникает необходимость оценки той позитивной роли, которую играют традиции в правовом развитии общества. С этой точки зрения представляется важным понять и оценить то обстоятельство, что традиция – это не пережиток прошлого, а фактор развития любого общества. Традиции вообще, а правовые традиции в частности, развиваются вместе с обществом и являются неотъемлемым компонентом жизни соответствующего народа и включенных в него сообществ. В силу этого традиции являются не просто основой, но и условием преемственного и стабильного развития государства и общества.

Особенно это является актуальным сегодня, когда в стремительно развивающихся процессах коренным образом изменяются парадигмы власти и законодательства, что становится причинами прогрессирующих кризисов во многих государственно-правовых системах. Вместе с тем происходящие в последнее время изменения научной теории и отход от господствующего в правовом пространстве России нормативного понимания права приводят к новому осмыслению правовых традиций и их роли в развитии государственно-правовой системы России.

Государство должно стремиться сохранять традиции своего народа и прежде всего те, которые передают социальный опыт поколений и составляют неотъемлемую часть социо- и правогенеза. В этом смысле правовые традиции представляют собой не только часть духовного наследия данного общества, но и его культурно-правовой феномен.

Возрождение правовых традиций в российском политико-правовом пространстве должно сыграть существенную роль в проведении правовой реформы, это в свою очередь даст возможность и ученым, и законодателю, и политикам определить наиболее оптимальные пути для возрождения национального права и национальной правовой культуры.

Особое значение в этой связи вызывает вопрос о понятии правовых традиций и их роли в развитии права.

Степень научной разработанности темы исследования.

Несмотря на то что в большинстве диссертационных исследований последних лет, посвященных анализу становления и развития современного права и государства, так или иначе отмечается влияние правовых традиций на данные процессы, самостоятельных монографических работ, в которых бы рассматривались правовые традиции как самостоятельный феномен права, практически нет. Научные работы, в которых получили отражение отдельные аспекты касательно правовых традиций, условно можно разделить на несколько групп.

Первую группу образуют фундаментальные труды, раскрывающие различные аспекты правовых традиций как самостоятельных правовых явлений, следующих ученых: С.С. Алексеев, А.И. Березин, Дж. Г. Берман, А.А. Васильев, В.Г. Графский, Р. Давид, И.А. Ильин, М.В. Захарова, Т.В. Кашанина, Б.А. Кистяковский, Т.Л. Козлов, Н.М. Коркунов, М.Н. Кулажникова, Ф.Ф. Литвинович, Г.В. Мальцев, Н.И. Матузов, М.Н. Марченко, Г.Г. Небратенко, П.И. Новгородцев, Ю.Н. Оборотов, Р.М. Овчиев, В.А. Рыбаков, М.В. Сальников, В.К. Самигуллин, И.В. Скасырский, Е.В. Скурко, В.В. Сорокин, С.А. Софронова, Р.И. Станисловайтис, С.В. Трегубенко, А.Н. Филиппов.

Вторая группа включает научные труды, затрагивающие роль правовых традиций в развитии права: О.А. Андреевой, А.В. Белинкова, А.И. Березина, Е.В. Богданова, С.М. Васильевой, Л.В. Голоскова, Е.В. Кучумовой, Н.Ф. Медушевской, С.А. Софронова, Г.В. Швекова.

Третью группу составляют труды, посвященные влиянию правовых традиций на правовую культуру и правосознание, таких авторов, как Г.Б. Айдарбекова, Г.Д. Гриценко, А.С. Никулин, А.В. Петров, Л.А. Петручак, О.В. Сазанов, А.П. Семитко, Р.С. Байниязов, М. Булатова, Н.Л. Гранат, В.А. Затонский, Н.В. Карлов, В.В. Кожевников, А.А. Тамберг, Р.М. Овчиев.

Четвертую группу образуют труды по философии, социологии, истории: О.В. Абаджи, Р.А. Аленина, Д.Д. Благой, С.К. Бондырева, А.Б. Гофман, Н.П. Денисюк, С.П. Иваненкова, Д.В. Колесова, Э.С. Маркарян, В.Д. Плахова, П.Н. Светлова, В.В. Сопова, И.Е. Суханова, Н.В. Чистова, Е. Шацкого,

В современных научных исследованиях начинает доминировать ценностный подход к изучению государственно-правовых явлений, и при этом особое внимание со стороны представителей науки уделяется изучению духовных основ формирования правовой системы, правовых традиций как важнейших компонентов правовой культуры Российского государства и общества.

Цель исследования – изучение сущности и значения правовых традиций в развитии права и правовой системы.

Указанная цель обусловила постановку следующих задач:

1. Определить понятие и сущность правовых традиций.

2. Уточнить понятийный аппарат, связанный с категорией «традиции», раскрыв понятия «традиция права», «юридическая традиция», «традиции в праве».

3. Рассмотреть значение правовых традиций в процессе обновления российского права и обеспечении преемственности в праве.

4. Проанализировать проявления правовых традиций в механизме правового регулирования.

5. Определить влияние правовых традиций на формирование правосознания граждан и повышение уровня правовой культуры.

Объектом исследования являются правовые традиции в общественном развитии, а также общественные отношения, связанные с правовыми традициями как самостоятельным феноменом права.

Предметом исследования являются правовые традиции России, рассматриваемые в качестве детерминанты правового развития российского общества; выяснение их сущности; теоретическое обоснование места и роли правовых традиций в развитии российского права, в формировании правовой культуры; исследование теоретических вопросов проявления правовых традиций в праве и практические аспекты творческой реализации правового опыта, заложенного в них. Особое внимание направлено на исследование соотношения терминов «правовая традиция», «традиция права» и «юридическая традиция».

Методологическая основа диссертационного исследования. В диссертационном исследовании использовался комплекс современных методов научного познания общественных процессов. Методологическую основу исследования составляет диалектический метод научного познания как основной способ объективного и всестороннего познания действительности, с позиции которого объект и предмет исследования рассматривались не изолированно друг от друга, а во взаимосвязи с другими правовыми и общественными явлениями в русле общих закономерностей развития права и государства. На диалектическом методе основывались общенаучные и частные методы.

Для решения поставленных задач в работе использовались как общенаучные, так и специально-научные методы.

Особое значение в диссертационном исследовании придается таким методам научного познания, как анализ и синтез. Результаты применения анализа нашли свое выражение в сущностной характеристике правовых традиций, являются основой создания подробного, полного и всестороннего представления об изученном явлении. Результаты применения синтеза позволили выделить наиболее существенные свойства правовых традиций.

Принцип историзма позволил выявить истоки правовых традиций, их содержательную основу, регулятивные свойства и ценностные характеристики в российском правовом пространстве.

Изучение правовых традиций в современном российском праве, представляющих собой весьма сложный механизм, обусловило применение системного метода, на основе которого появилась возможность изучить систему взаимосвязей между правовыми традициями и другими нормами, формальными и неформальными, существующими в современном правовом пространстве.

Сравнительно-правовой метод позволил изучать правовые традиции как систему ценностей, находящихся в тесной связи с конкретной исторической и правовой обстановкой. Кроме того, этот метод позволяет рассматривать правовые традиции в их качественном изменении на различных этапах развития права. Сравнительно-правовой метод позволил сопоставить западную и восточную традиции права, российскую правовую систему с другими правовыми системами, например, английской правовой системой.

Системно-функциональный анализ позволяет создать определенное целостное представление о правовых традициях как органичной части правовой системы российского общества и выявить особенности и специфику их функционирования. Системный метод применялся в определении места и значения правовых традиций в правовой культуре общества.

Институциональный метод дает нам возможность определить те механизмы и условия, в которых правовые традиции данного общества опосредуются в социально-правовой практике. Институциональный анализ позволяет с принципиально иных позиций оценивать современную политико-правовую ситуацию, связанную с процессами становления в России правового государства и гражданского общества.

Формально-юридический метод применялся при анализе нормативно-правовых актов, в основе которых прослеживается наличие правовых традиций.

Историко-сравнительный метод был использован при сопоставлении отдельных элементов ранее действовавшего законодательства и современного законодательства, данное сопоставление наглядно продемонстрировало проявление в современном законодательстве правовых традиций.

Теоретическую основу исследования составили труды
в области философии, социологии, политологии, теории и истории права, философии права, сравнительного правоведения.

Нормативная основа исследования состоит из международно-правовых актов, Конституции РФ, федеральных законов, подзаконных нормативно-правовых актов РФ.

Эмпирическую основу исследования составляет судебная практика арбитражных судов и судов общей юрисдикции, акты Конституционного Суда РФ. Также исследованы материалы периодической печати, содержащие информацию о проявлениях правовых традиций, материалы по истории обычного права.

Научная новизна исследования заключается в следующем:

- сформулировано авторское определение правовой традиции;

- обосновывается недопустимость подмены терминов «правовая традиция» и «традиция права»;

- сформулировано авторское понятие юридической традиции, проведены различия между правовой и юридической традициями;

- изучены регулятивные возможности правовых традиций в вопросах повышения уровня правосознания и правовой культуры общества;

- раскрыта роль правовых традиций в процессе развития права.

Новизна работы определяется и полученными результатами исследования, некоторые из которых сформулированы далее как положения, выносимые на защиту.

В ходе исследования аргументируются и выносятся на защиту следующие положения:

1. Правовая традиция и традиция права – самостоятельные, нетождественные явления права. Правовая традиция – это совокупность устойчивых, воспроизводящихся результатов правового развития прошлых исторических эпох в пределах отдельно взятой правовой системы, которая обеспечивает трансляцию и преемственность правового опыта, выраженная в передаче правовой культурой из одного времени в другое элементов правовой системы.

Традиция права – это исторически сложившийся обусловленный сходными базовыми правовыми ценностями порядок функционирования и взаимодействия субъектов права на протяжении всего периода развития правовых систем.

Признаки определенной традиции права и есть правовые традиции. Сходство правовых традиций, характерных для конкретной правовой системы, является основанием для отнесения правовой системы к определенной традиции права.

2. Юридические традиции – это совокупность устойчивых, воспроизводящихся результатов правового развития функционирования системы законодательства, правопорядка, правоприменительной и процессуальной деятельности. Юридические традиции проявляются в праве лишь в механизме правового регулирования.

3. Преемственность и правовые традиции – взаимосвязанные, но не тождественные явления. Правовые традиции выполняют две функции для процесса преемственности. Правовые традиции служат проявлением преемственности. Преемственность как связь времен в правовом пространстве выражается в том, что элементы прошлого правового развития воспринимаются в настоящем, а правовые традиции позволяют проследить данную связь времен. Если они (правовые традиции) существуют, значит, связь времен не нарушена, следовательно, процесс преемственности в праве не нарушен.

Правовые традиции позволяют направить национальное право в нужную сторону развития в случае разрыва преемственности, вследствие, например, революции. В определенные моменты исторического развития преемственность права может быть нарушена, и тогда нужны правовые ценности, которые позволят законодателю сохранить вектор развития национального права. Такими ценностями могут служить правовые традиции.

4. При создании норм права правовые традиции выступают выражением тех правовых ценностей, которых достигло право в предыдущие периоды. Выражение правового опыта в правовых традициях позволяет придать вновь создаваемой норме права свойство эффективности. Учет законодателем правовых традиций национальной правовой системы позволит создать такую норму права, соблюдение которой будет обеспечиваться не только принуждением государства, но и внутренним убеждением человека в ее справедливости и необходимости.

5. Правовые традиции должны рассматриваться не как готовая модель императивного требования, подлежащая закреплению в норме права, а как духовный ориентир, стержень права в его духовно-содержательном измерении, как основа для правотворчества.

6. Правовые традиции позволяют сформировать право, которое находит свое отражение в правосознании граждан, принимается и поддерживается им. Именно правовые традиции как фактор укрепления правосознания современного российского общества позволят создать правовое государство, позволят вывести право на более высокий уровень, на уровень уважения права всем обществом.

7. Правовые традиции необходимо использовать как основу законности, правовой культуры, правосознания, толкования права, что будет означать обогащение познавательного инструментария при творческом разрешении соответствующих правовых проблем, приращение правового опыта. Необходимо беречь и хранить максимально возможное количество позитивных правовых ценностей, какими являются правовые традиции, что позволит изучить процесс развития правовой культуры и с учетом данного опыта воссоздать ценности, способствующие действительному обогащению правовой культуры.

Апробация исследования. Работа выполнена и обсуждена на кафедре теории и истории государства и права юридического факультета Алтайского государственного университета; полученные в ходе исследования результаты нашли отражение в восьми научных публикациях автора, включая три публикации в научных журналах, входящих в перечень Высшей аттестационной комиссии Министерства образования и науки Российской Федерации. Основные положения диссертационной работы докладывались на выступлениях на международных и всероссийских конференциях в Москве, Новосибирске, Кемерово, Омске, Барнауле.

Результаты исследования применимы для дальнейшего развития философского, антропологического, культурологического и правоведческого знания. Теоретические обобщения и выводы могут быть использованы для разработки в высшей школе учебных курсов по «Теории государства и права», «Проблемам теории государства и права», а также специальных курсов по философии и теории права, например: «Правовые традиции в развитии права», а также могут быть использованы при подготовке учебных и учебно-методических пособий.

Отдельные положения и выводы диссертационного исследования могут применяться в правотворческой и правоприменительной деятельности. Например, для разработки типовых кодексов этики судей, сотрудников прокуратуры и иных правоохранительных органов.

Структура работы. Диссертация состоит из введения, двух глав, включающих пять параграфов, заключения и библиографического списка.

Понятие правовой традиции в современной юридической науке

На определенном этапе развития юридической науки отсутствовал интерес к проблеме правовых традиций. Все упоминания о традициях сводились только к рассмотрению традиций как разновидности социальных норм, либо обычаев. «Теория ... социальной полезности и нормативности традиционного правового наследия народов, обосновав закономерность преемственности правовой культуры, казалось, в начале XX века исчерпала себя и в рамках учений о позитивном праве вылилась в изыскания архаического толка»1.

Актуальность рассмотрения проблемы традиций заключается в том, что во время кризиса, который проживает сейчас Россия, да и весь мир в целом, особенно много значит не просто большой опыт минувших поколений, и даже не опыт разрешения конкретных проблем в процессе выхода из кризиса, установления атмосферы доверия между различными социальными группами, поиска компромиссных вариантов и т.п. Особую значимость в такие исторические моменты имеет сам факт наличия традиций как таковых .

Однако остро проявившийся в стране правовой нигилизм, кризис в социальных, политических отношениях диктуют необходимость нахождения духовно-правовой основы для разрешения проблем, связанных с назревшими изменениями в жизни общества. В том числе и с тем, что «новейшее право, официально поддерживаемое государственной властью, далеко не всегда

26-27 октября 2007 в Курском государственном университете прошла III Международная научно-практическая конференция студентов, аспирантов и молодых ученых «Правовые традиции и их институционализация в российской правовой системе». Основной тезис конференции: до сих пор на государственном уровне нет четкого определения понятия правовой традиции, это существенно усложняет толкование права и его реализацию.2

В учебной литературе по теории права, так или иначе используют термин «правовые традиции». Так, в учебнике «Теория государства и права», под редакцией Н.И. Матузова, А.В. Малько, авторы отмечают, что правовая культура общества включает в себя прочные правовые традиции . В правовом государстве политическое значение придается формированию и закреплению позитивных правовых традиций, - отмечается в учебнике «Теория государства и права» под редакцией А.С. Пиголкина4. Как совершенно справедливо отмечает М.И. Абдуллаев: «гражданское общество -это свободное демократическое правовое общество, ориентированное на конкретного человека, создающее атмосферу уважения к правовым традициям и законам...» . А.В. Мелехин относит выработку правовых традиций к числу дополнительных факторов становления правового государства6. При этом нередко под этим термином понимается разные явления права, отсутствует ясность в сфере применения данного термина. Определение сущности и понятия правовых традиций и их роли в праве имеет, в связи с этим, важное теоретическое значение. Труды, посвященные

Возрастание общественного интереса к правовым традициям происходит обычно в кризисные моменты развития общества, в них ищут выход из создавшихся затруднений. В соответствии с двумя основными проблемами, решаемыми на каждом новом этапе развития правовой системы - сохранение порядка в обществе, и поиски оптимальных путей развития права - в кризисные моменты традиции играют двоякую роль. С одной стороны, они отвлекают внимание населения от проблем современности, концентрируя его на отдаленном прошлом, а с другой стороны -подсказывают решение социальных проблем, создающих социальную напряженность, дестабилизацию общества и нарушающих его целостность. Использование традиций в кризисной ситуации может проявиться в неприятии определенных существующих традиций, дошедших из ближайшего прошлого, и стремлении избавиться от них во имя других знаний и ценностей, которые можно обрести в более отдаленном прошлом.

Для юридической науки традиции представляют интерес в силу того, что они выступают в роли особой нормативно-регулятивной системы, которая является своего рода предшественницей системы права. Так, например, традиция уважения старших обуславливает статью 99 Конституции Российской Федерации1 - «Первое заседание Государственной Думы открывает старейший по возрасту депутат».

Проблемы использования понятия традиции в современной правовой доктрине

Возвращаясь к классификации правовых систем, предложенной Кр. Осакве, правовые семьи могут быть объединены в традицию права. В.К. Самигуллин также отмечает, что исключительно конструктивен подход, согласно которому различаются правовые семьи, в основе которых определенная правовая традиция (в нашем варианте - традиция права), где решающее значение имеет культура, генерируемые обществом определенные ценности, стандарты поведения и его мотивации, формирующие ментальность известной группы людей. При таком подходе открывается возможность рассмотреть право в его историческом развитии и исследовать его общие и особенные черты применительно к тому или иному современному социуму1. Следовательно, признавая тот факт, что правовые традиции определенной правовой системы выступают основанием для отнесения ее к правовой семье, справедливо утверждать, что правовые традиции служат и основанием для отнесения правовой системы к традиции права.

Так, например, признаки, выделяемые для западной традиции права, можно считать конкретными правовыми традициями, характерными для данной традиции права и конкретной правовой системы: - прозрачность законодательного процесса; - гласность судебного процесса; неприкосновенность частного договора от вмешательства государственной власти; - оперативное опубликование всех нормативно-правовых актов; - стабильность и предсказуемость законов; - предоставление гражданам права доступа к правовой информации; - стабильность и правопреемственность решений государственных органов.

Верно отмечает Е.В. Скурко считает, что содержание традиции права составляют: 1) принятая юридическая техника; 2) в современных условиях особенности соотношения «государство - право - общество», «наследуемые в ходе эволюции правовой системы, несмотря на смену формы хозяйствования, политическое устройство и др., главным же образом -социально-правовое значение и роль «писаного права», источником которого выступает государство; 3) соотношение «казуальности» и «абстрактности» в нормах права, что может быть комплексно выражено через соотношение правотворчества и правоприменения («правоустановления» и «правоположения»), материального права и процесса и, как, например, пишут Р. Давид и К. Жоффре-Спинози в плане классификации правовых систем, разделение последних на так называемые «замкнутые» и «незамкнутые»1. Также автор полагает, что к содержанию «традиции права» можно отнести степень (и формы) отдаленности права от религии и (или) морали или «вычлененность» права в системе социальных регуляторов вообще, а также наличие и формы разграничения «права» и «не права» в регулировании общественных отношений2.

Юридическая традиция. Представители правовой науки указывают на существование понятия «юридическая традиция». Так, по выражению О.А.Омельченко, «...каждая юридическая традиция, каждая правовая культура наполняет своим содержанием отвлеченное понятие собственности»3. А.В. Шмаков пишет, что современная юридическая

В монографической работе «Принципы права» Е.В. Скурко указывает, что «правовая традиция в целом сводима к специфике юридического мышления, моральным нормам сообщества юристов соответствующей правовой системы, к максимам профессии» . Полагаем, что данным определением содержания «правовой традиции» автор подменяет содержание именно «юридической традиции». Несомненно, что понятие юридической традиции значительно уже, нежели понятие правовой традиции.

Юридические традиции в отличие от правовых формально определены, формализованы. И если мы определяем правовую традицию как совокупность духовно устойчивых результатов правового развития прошлых исторических эпох, то в отношении юридической традиции мы будем говорить, что это совокупность устойчивых, воспроизводящихся результатов правового развития функционирования системы законодательства, правопорядка, правоприменительной и процессуальной деятельности.

Юридические традиции проявляются в праве лишь в механизме правового регулирования, а также в рамках.

Так, облачение судьи в мантию представляет собой юридическую традицию, в настоящее время закрепленную в норме права. Данная традиция характеризуется узкой сферой применения - судебный процесс. Судьи с древнейших времен облачались в специальные одежды на время судебного процесса, что означало их «возвышение» над другими участниками процесса. Облачение судей в мантию, таким образом, можно считать юридической традицией. Участники процесса ждут, что судья появится в мантии, требуют

Согласно п.2 ст. 21 ФЗ «О статусе судей в Российской Федерации» при осуществлении правосудия судьи облачаются в мантию1. Так, «Гражданин СМ. Горлов в своей жалобе в Конституционный Суд Российской Федерации просит признать противоречащей ... Конституции ч.2 ст. 34 Федерального закона «О судебной системе Российской Федерации», согласно которой при осуществлении правосудия судьи заседают в мантиях либо имеют другой отличительный знак своей должности. По мнению заявителя, эта норма, не устанавливая правовых последствий рассмотрения дела без мантии и других отличительных признаков его должности, допускает проведение судьей судебного разбирательства без облачения в мантию, что позволяет рассматривать его как частное лицо, которое действует в своих интересах, а вынесенные им решения — как заведомо неправосудные» . Здесь можно говорить о «злоупотреблении традицией». В статье Р. Кадиева «Операция по принуждению к закону» автор описывает судебное дело, в котором истец -адвокат, а ответчик - Верховный Суд Республики Дагестан. Истцом был предложен «проект мирового соглашения, в котором истец предлагает уладить дело миром, но со следующими условиями: ВС РД обязуется ... одевать во время заседаний коллегии мантии, не назначать рассмотрения нескольких дел в одно и то же время. Верховный Суд Республики Дагестан отказался подписаться под мировым соглашением.

Правовые традиции в механизме правового регулирования

Конкретные проявления категории преемственности в праве имеют место в использовании правовых элементов прошлого (правовых норм, институтов, принципов, элементов правовой системы, правовой терминологии), а также в сфере правотворчества (в законодательной технике, систематизации законодательства и кодификации) . К ним можно отнести наличие во всех правовых системах некоторых сходных норм в обязательственном праве (купля-продажа, заём, наём и т.д.); норм, предусматривающих наказание за убийство, кражу; норм в гражданском, трудовом законодательстве, учитывающих особенности возраста, пола, здоровья субъектов права; норм, регулирующих отношение человека к окружающей среде. Конкретные же санкции за преступление, условия договора, возраст субъектов права и другие частные вопросы зависят от национальных правовых традиций.

«Обеспечивая исходную базу для развития права в виде уже накопленных правовых ценностей, преемственные связи соединяют воедино Такое положение обусловливает динамичность права, а также оказывает благотворное влияние на весь правотворческий процесс, поскольку не только сокращает путь поисков оптимальных решений в данной области, но и помогает законодателю избежать многих ошибок и заблуждений, ... что имели место в прошлом.. .»\

Необходимо отметить, что процесс преемственности права не имеет полной завершенности. Как верно отмечает О.А. Андреева, достигнув одной цели, он продолжается дальше до тех пор, пока существует человечество как субъект права .

Применительно к обществу следует различать две стороны преемственности правовых традиций: передачу правовых ценностей от поколения к поколению, и усвоение этих ценностей каждым новым поколением, каждой новой правовой системой. Преемственность - особый механизм «памяти общества», который осуществляет накопление и хранение правовой информации прошлого, на основе которой создаются новые ценности.

По мнению Г.В. Швекова преемственность в праве может быть рассмотрена по двум направлениям: по вертикали, во времени, когда происходит восприятие и усвоение элементов прошлого, и по горизонтали, в пространстве, когда воспринимаются и усваиваются ценности других правовых культур3.

Аналогичное положение можно встретить в статье Ю.Н. Фольгеровой, которая пишет, что «в настоящее время мы можем говорить о том, что не существует ни одной правовой системы, которая бы не испытывала на себе влияния прошлого опыта правового регулирования либо опыта правовых

По нашему мнению, понятие «преемственность» не может быть отнесено ко второму направлению (усвоение ценностей других правовых культур), так это уже нарушение преемственности, и представляет собой отдельное правовое явление - правовую аккультурацию.

Нельзя не согласиться с В.А. Рыбаковым, который отмечает, что «преемственность может быть только в том случае, если правовой материал берется из предшествующего этапа развития права собственной страны, так как преемственностью является лишь непосредственная связь двух ближайших этапов развития» .

Преемственность в праве осуществляется использованием как традиционных регуляторов (обычаев, традиций, привычек), так и привлечением рациональных регуляторов (законов, решений, договоров). Преемственность может быть выражена в правовых нормах и институтах, правосознании, правовом поведении. Преемственность обозначает также всю совокупность действия правовых традиций, воспроизводящих нормы социально-правового поведения, характерные для исторически прошедшей общественной реальности.

Преемственность и правовые традиции взаимосвязанные, но не тождественные явления. Правовые традиции выполняют две функции для процесса преемственности. Во-первых, правовые традиции служат проявлением преемственности. Преемственность как связь времен в правовом пространстве выражается в том, что элементы прошлого правового развития воспринимаются в настоящем. А правовые традиции позволяют проследить данную связь времен. Если они (правовые традиции)

Кроме того, правовые традиции позволяют направить национальное право в нужную сторону развития в случае разрыва преемственности, вследствие, например, революции. Действительно, в определенные моменты исторического развития преемственность права может быть нарушена, и тогда нужны какие-либо правовые ценности, которые позволят законодателю сохранить вектор развития национального права. Такими ценностями могут служить правовые традиции.

В научной литературе встречается мнение, что термином «традиция» обозначается преемственность знаний, правил поведения и т.д., осуществляемая в последовательности смены эпох . Определение традиций через термин «преемственность» представляется не совсем верным, поскольку преемственность это связь между явлениями в процессе развития общества, когда новое явление, сменяя старое, сохраняет в себе его элементы, это передача и усвоение социальных и культурных ценностей от поколения к поколению посредством традиций . Причем, преемственностью является лишь непосредственная связь двух ближайших этапов развития»3.

Правовые традиции, в отличие от преемственности, не связаны тесными рамками близости этапов, они позволяют воспроизводить положительный правовой опыт, даже через несколько этапов, в которых произошли перерывы преемственности.

Влияние правовых традиций на правосознание и правовую культуру

Правовой менталитет российского государства формировался на протяжении долгого времени. В основном он проходил также драматично и мучительно, как и весь ход государственно-правового развития страны и ее правовой культуры. Следует помнить, что история России - это, прежде всего, постоянная культурная трансформация, а сама культура российского государства образуется как неограниченное, то есть, неоднородное явление, которое движется к своей органичности через длительную эволюцию1.

Отношение человека к праву, готовность к выполнению правовых ролей зависит от социально-исторических условий, в которых формировалось правосознание. Истоки правосозйания россиян уходят вглубь веков. Именно культурно-исторические условия обусловили формы восприятия правовых процессов. Российскому правосознанию всегда был присущ взгляд на право как на обязательные предписания стоящих на вершине власти людей, что свойственно обществам традиционно-патриархального типа.

В процессе исторического развития каждый народ, каждая нация проходит определенный путь. Славянофилы видели в русской правовой необеспеченности не коренной недостаток русской общественной жизни, а преимущество. В слабости внешних правовых форм они усматривали положительную, а не отрицательную сторону русской действительности, так как считали, что Россия идет особым путем «внутренней правды». Очевидно поэтому в России до XX века не появилось ни одного крупного сочинения, посвященного правовой культуре и правосознанию как важнейшим факторам эффективности функционирования системы общества.

«Культурно-историческая традиция определяла эволюцию и вместе с тем преемственность правосознания в России. При этом исторически сложились принципиальные различия между Россией и Западом, важнейшее из которых в том, что Западу свойственно «поклонению государству», стремление построить жизнь на юридических основах, а Россия предпочитает им порядок, основанный на нравственных началах, патернализме, христианских идеалах и соборности. В России право никогда не претендовало на то, чтобы в системе социальных ценностей стоять выше нравственности»1. Российскому правосознанию всегда был присущ этатизм, т.е. чрезмерная и неоправданная ориентация на государственную власть. -

В России вместо личной свободы всегда признавалась идея служения государю, вместо равенства - идея иерархии, вместо формального равенства и свободы - идея долга, служения, уважения к рангу. Характерной особенностью правосознания и правовой культуры в России можно считать и то, что в российском обществе всегда господствовала идея подчинения права идеологии. Государственная власть поддерживала господствующую идеологию с помощью юридических средств, а последняя, в свою очередь, весьма активно влияла на право, на правоприменительную практику, что отрицательно сказывалось на совершенствовании правовых институтов, на механизме правового регулирования. Укоренившаяся на протяжении веков православная идеология, а потом и господство "марксистско-ленинского" мировоззрения в течение семидесятилетней истории советской власти, выражавшееся в несоответствии между официальной пропагандой и реальной жизнью, между законодательством и юридической практикой, прочно закрепили такую традицию отечественной юриспруденции, как следование в нормотворческой деятельности и в правоприменительной практике идеологическим догмам в ущерб объективным тенденциям общественного развития, в том числе и правовой действительности. Все эти качества российской правовой системы требуют постоянного внимания и учета в правоприменительной практике. Без этого невозможно цивилизованное решение вопросов эффективного правового регулирования общественных отношений, утверждение правопорядка и законности.

Особенностью русского сознания являлось то, что в нем необычно глубоко закрепилось особое отношение к власти и праву, что стало характерной, если не сказать традиционной чертой национального менталитета. С одной стороны это отношение носило сакральный характер (всякая власть от Бога, а носитель высшей власти - «помазанник божий») и, следовательно, высшая власть выступала как священная истина, являясь ее источником и одновременно отождествляясь с истиной и правдой. Право и закон воспринимались как установленные свыше. При этом сама власть не подлежала моральной оценке, а всякое обличение вышестоящего как носителя власти граничило с ересью, осуждалось и наказывалось особенно жестко.

Идея закона хоть и существовала, но ассоциировалась в народном восприятии скорее с верховной государственной властью, нежели с понятием «высшей справедливости», которая должна быть воплощена в праве и составляет его сущность . Сложившееся положение вещей имело под собой вполне реальную основу, так как акты, издаваемые государственными органами, провозглашались от имени верховной власти (царя), независимо от степени его участия в их разработке и издании. При этом воля монарха категорическим образом превалировала над юрисдикцией государственных органов, приобретая тем самым исключительные законодательные полномочия, игнорируя и принцип целесообразности, и сложившиеся исторические традиции .

Похожие диссертации на Правовые традиции России: теоретико-правовой аспект