Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Социальное государство как предмет теоретико-правового исследования Леонов Игорь Викторович

Социальное государство как предмет теоретико-правового исследования
<
Социальное государство как предмет теоретико-правового исследования Социальное государство как предмет теоретико-правового исследования Социальное государство как предмет теоретико-правового исследования Социальное государство как предмет теоретико-правового исследования Социальное государство как предмет теоретико-правового исследования Социальное государство как предмет теоретико-правового исследования Социальное государство как предмет теоретико-правового исследования Социальное государство как предмет теоретико-правового исследования Социальное государство как предмет теоретико-правового исследования Социальное государство как предмет теоретико-правового исследования
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Леонов Игорь Викторович. Социальное государство как предмет теоретико-правового исследования : дис. ... канд. юрид. наук : 12.00.01 Москва, 2006 188 с. РГБ ОД, 61:07-12/266

Содержание к диссертации

Введение

Глава 1. Сущность социального государства, его экономические, политические и правовые предпосылки 16

1.1. Становление и развитие идей социального государства 16

1.2. Юридическая сущность и правовые основы социального государства 53

1.3. Основные признаки и отличительные черты социального государства 84

Глава 2. Функции и приоритеты современного соииального правового государства 103

2.1.. Цели и функции социального государства 103

2.2. Соотношение правового и социального государства 142

Заключение 166

Список источников и литературы 179

Введение к работе

Актуальность исследования. Государство — достаточно сложный,
многоуровневый, постоянно развивающийся институт общественного
бытия, важнейшая форма его организации- Его главное назначение -
организация политической власти и регулирование общественных
отношений. Понятие государства употребляется в разных значениях и
может быть исследовано с различных точек зрения. Различаются
государства по правовым основам, формам правления и государственного
устройства, по режиму властвования и социальной направленности
политики. Государства бывают унитарными и федеративными,
монархическими и республиканскими, демократическими, авторитарными
и тоталитарными, правовыми и социальными. В историческом аспекте
различают государства доиндустриального, индустриального и

постиндустриального общества.

Российская Федерация - это демократическое правовое социальное светское государство с республиканской формой правления, политика которого направлена на создание условий, обеспечиваюіцих достойную жизнь и свободное развитие человека. Так его определяет Конституция Российской Федерации1 ( Для нашей страны такая модель особенно привлекательна. Объясняется это историческими традициями стремления многонационального российского народа к демократическим формам государственного устройства, неудавшейся попыткой построения социалистического, как казалось, по-настоящему социально справедливого государства. Именно ради социального государства большинство россиян поддержали демократические преобразования, приведшие к слому тоталитарной командно-административной системы и конституционному провозглашению России демократическим социальным государством. Сейчас страна постепенно преодолевает последствия глубокого социально-экономического кризиса, вышла на путь стабилизации и построения основ социального государства.

См,: КошгитуцияРоссийской Федерации. Спет, 1?7, 14,

Вместе с тем понятно, что россияне не связывали свое стремление к демократическим рыночным переменам с неожиданным для подавляющего большинства массовым обнищанием населения. По данным Российского агентства но статистике, сегодня более 20% населения страны живет ниже черты бедности, 60% нуждается в улучшении жилищных условий. Разрыв в зарплатах между 10% наиболее и наименее оплачиваемых работников составляет 25,3 раза . Рост доходов основной массы людей существенно отстает от роста цен, стоимости услуг и тарифов. Причем разрыв этот постоянно увеличивается. Результат -социальная апатия, люмпенизация населения, неадекватность потребности и качества воспроизводства рабочей силы, ксенофобия, различного рода экстремизм.

Эти и другие исследуемые в диссертации данные

свидетельствуют о том, что нынешнее российское государство социальным пока не является, его законодательство медленно приближается к признакам, соответствующим статусу современного социального государства, что задача государства «работать на граждан», зашищать их права, интересы, собственность и безопасность реализуется с огромным напряжением. Поэтому сегодня для нашей страны главный приоритет — восстановление «доверия граждан к государству, борьба с бедностью, демографическим упадком и безработицей», «создание прочной законодательной базы для перекода к страховому принципу оплаты медицинской помощи, накопительной пенсионной системе, максимально открытым и справедливым трудовым отношениям, прозрачной и четкой системе социальных услуг, непрерывному - в течение всей жизни - образованию»". И все это «не за счет противопоставления социальной политики политике

" Для сравнения: в странах Скандинавии этот разрыв в среднем составляет от 3,5 до 4 раз, в США - 10 раз. См,: Коммерсант. 2006. 11 сентября. С, 6.

См.: Не будет ни революции* ни контрреволюций. Послание Президента Российской Федерации Федеральному Собранию 3 апреля 2001 т.; Послание Президента Российской Федерации Федеральному Собранию IS апреля 2002 г.

экономического роста, а наоборот, экономический рост должен служить повышению благосостояния граждан»4.

Социальное государство может возникнуть только на определенном
этапе исторического развития. Государство становится социальным не в ре
зультате принятия определенных политических программ,
законодательных и подзаконных актов, а в результате достижения опре
деленного уровня правового, социально-политического, экономического и
интеллектуального развития общества. Вес, в конечном итоге, определяется
финансово-экономическими, правовыми и духовно-нравственными
ресурсами общества, политикой, основанной на признании, соблюдении и
гарантированной защите прав, свобод и законных интересов человека и
гражданина, зрелостью гражданского общества, уровнем правовой и
духовно-нравственной культуры граждан.

Наука и мировая практика свидетельствуют, что демократическое правовое государство - самая надежная государственно-правовая система для создания социально ориентированной экономики, формирования условий для сокращения бедности и неоправданного социального расслоения общества, укрепления социального мира и стабильности в обществе. Только такое государство способно обеспечить гражданам не просто минимальный прожиточный уровень, рассчитанный на низшие физиологические потребности выживания, а жизненный уровень, достойный современного цивилизованного человека.

Из реальной возможности перехода к социальному правовому государству исходили и разработчики Конституции Российской Федерации 1993 года. Идеи социальности государства присутствуют во многих нормативно-правовых актах и политических программных документах, з том числе и приоритетной национальной значимости.

См,: Послание Президента Российской Федерации Федеральному Собранию

16 мая 2003 г.; Послание Президента Российской Федерации Федеральному Собранию 10 мая 2006 г.

^

Убедительные доказательства возможности построения социального государства в России приводятся и во многих научных исследованиях".

Тем не менее, в целом концептуальные основы социального государства в пашей стране в должной мере пока не исследованы, в том числе учеными-юристами. Хотя понятно, что научная концепция социального государства может служить прочной теоретике-правовой базой дальнейшего развития российского государства по пути прогрессивного социально-политического развития в соответствии с передовой общемировой практикой . В условиях глобализации, интеграции страны в мирохозяйственные и социально-гуманитарные связи она становится объективно закономерным выходом на стандарты,

5 См.; Атаманчук Г.В. Новое государство: поиски, иллюзии, возможности, ML 1996; Баглай М.В, Социальное государство: ітонятис функции //Материалы конгресса «Человек: социальная политика R период осуществления экономических реформ» 26-27 апреля 1994 г. - М„ 1994; Еринчук М.М. и др. Правовые аспекты устойчивого развития. - М., 2005; Валовой Д.1І. XXI век: три сценария развития, - М-, 1999; Гурлсв В,В. Социальное государство и общество. - СПб., 2002; Волков Ю.. Сущность, основа и главные черты социального государства. В кл,: Теоретико-методологические основы социологического анализа общественных систем к процессов, - ML 200); Гриценко Н.Н.: Шарков Ф.І1 Основы социального государства, М., 2004; Жуков В.И, Российские реформы: социология, экономика, право и политика. - М.? 2002; Енгибарян Р.В., Краснов К).К. Теория государства и праяа. Учебник. - ML 2003; Калашников СВ. Становление социального государства в России. Монография. - М., 2003; Каменецкий В.А. Проблемы становления социального государства. 2-е изд. - М., 200 І; Комментарий в Конвенции о защите прав человека и основных свобод и практике ее применения, /Под ред. В.А.Туманова. - М, 2002: Мамут Л.С. Социальное государство с точки зрения права. // Государство и право. 2001. № 7; Мухамет-Ирекле А, Методология правового и социального государства. - VI., 2003; Па пути к социальному государству. Материалы круглого стола 19 ноября 2002 г. /Под ред. Н.Н.Гриценко. - М., 2003: Николаев Ь,А- Сущность и основные признаке социального государства. /.'Труд и социальные отношения. Спецвыпуск. 2001; Охотский Е.В. Социальное государство как предмет правового исследования. //Труд и социальные отношения. 2006. № 2-3.; Социальное государство: мировой опыт и реалии России. /Под ред. Г.АЛиколаева. -М, 2001; Эбзеев Б.С, Человек, Народ, Государство в конституционном строе Российской Федерации. -ML 2005, и др.

Успешную апробацию модель социального государства прошла в целом ряде стран мира: ФРГ, Италии, Франпии, Испании, Португалии. Швешти. Б конституциях ряда государств отсутствуют статьи, закрепляющие принпип социальности государства, - США, Япония и другие. Но это не означает, что ути с граны отказались от ценностей социального государства. Все важнейшие социально-экономические права человека здесь закреплены па конституционном уровне, находятся в центре правоприменительной и правоохранительной практики.

закрепленные во Всеобщей декларации нрав человека. Европейской Социальной Хартии, Европейском кодексе социального обеспечения, нормативных документах Международной Организации Труда и других.

Актуальность рассматриваемой в диссертации проблематики определяется серьезными причинами правового и социально-политического характера. Важным фактором, стимулирующим разработку теоретико-правовых основ социального государства, является постоянное совершенствование пенсионного, жилищного, семейного, трудового и других отраслей социального законодательства, реальный политический курс Президента и Правительства Российской Федерации на построение правового социально ориентированного государства, разработка и реализация приоритетных национальных проектов в области образования, здравоохранения, ЖКХ и продовольственного комплекса. Социальная проблематика приоритетна сегодня и для деятельности властных структур субъектов Российской Федерации,

Научную актуальность рассматриваемой проблематике придаст не только тот факт, что теория социального государства в нашей стране долгие годы практически не разрабатывалась (советское государство считалось вершиной справедливого государственного устройства, не требующего какого-то особого научного обоснования), но и тем обстоятельством, что процесс формирования основ такого государства протекает трудно и противоречиво. Уделив больше внимания вопросам теории, удастся избежать многих ошибок в практике государственного строительства.

Необходимость теоретической разработки проблем социального государства объясняется и рядом других причин:

отсутствием стройной научно обоснованной концепции социального государства, единого понимания его сущности, принципов, признаков, целей и приоритетов, единой нормативной трактовки таких понятий, как «достойная жизнь», «свободное развитие человека», «социальная справедливость», «социально ориентированная экономика»,

«социальный контроль», «социальные гарантии», «социальная

ответственность бизнеса» и др.;

отсутствием окончательного решения вопроса о том. какую
модель государственного строительства (либерал ьную, социал-
демократическую и т.д.) мы выбираем для максимально успешной
реализации принципов социального государства. Одно дело, если будем
исходить из того, что индивидуум самостоятельно не в состоянии себя
обеспечить и государство берет на себя обязательства по заботе обо всех*
Другое дело, если исходить из того, что человек свободен и ответственен
перед собой, сам определяет свою судьбу и сам отвечает за свои решения и
поступки. В этом случае роль государства существенно иная - оно
формирует правовое поле равных возможностей для всех, гарантирует
защиту слабых и оказывает помощь только объективно неспособным
самостоятельно решать свои проблемы;

необходимостью нормативного закрепления «пределов
социальности государства», установления оптимального соотношения
правовых, социальных и экономических слагаемых государственной
политики;

потребностями дебюрократизации механизмов государственного управления социальной сферой, необходимостью научного обоснования путей и форм обеспечения сопоставимых социальных условий жизни населения различных слоев и в различных регионах страны, разработки и нормативного закрепления критериев и показателей качества жизни;

необходимостью выработки оптимальных путей решения социальных проблем на основе единого правового пространства, эффективного рыночного хозяйства и социально ориентированного политического курса государства.

Нельзя не учитывать и тот факт, что в последние годы появилось немало публикаций о кризисе социально ориентированного западного общества, о том, что существующая в большинстве стран модель

социального государства, даже находясь в динамичном развитии, не отвечает на многие фундаментальные вызовы современности. Проблемы действительно существуют и разрешаются они непросто. Но этот факт лишь подчеркивает важность дальнейшего научного изучения социального государства, более глубокого анализа накопленного опыта и новых реалий.

Степень научной разработанности проблемы исследования. Нынешнее состояние теоретической разработки проблем социального государства в России — результат продолжительной работы ученых и специалистов, которые на протяжении последних пятнадцати лет, особенно после принятия новой Конституции страны, научно обосновывают сущность социального государства и возможность его построения в нашей стране. Проблемами социального государства занимаются многие ведущие научные центры. Среди ник Институт государства и права РАН, Институт социально-политических исследований, Академия труда и сониальных отношений, Московский государственный социальный университет. Многие методологические и прикладные проблемы формирования социального государства исследуются учеными Московского государственного университета им. MJB. Ломоносова, Российской академии государственной службы при Президенте Российской Федерации, Академии народного хозяйства при Правительстве Российской Федерации,

Существенными вехами на пути создания Концепции социального государства явились «круглый стол» в Государственной Думе 10 ноября 2003 года, научно-практические конференции в Академии труда и социальных отношений в 2004 - 2006 годах, активное участие в кчугорых принимал диссертант. Проект такой концепции разработан и направлен на рассмотрение Государственного Совета. В указателях Российской книжной палаты в настоящее время имеется более трехсот публикаций по проблемам социального государства, включая авторов из ФРГ, Франции и Италии. С 1996 года по проблематике социального государства издано два словаря-

справочникаj несколько учебников и монографических изданий , проведен ряд научно-практических конференций, защищено несколько диссертационных исследований. Правда, среди авторов имеющихся изданий большинство - экономисты и социологи, значительно меньше юристов. Данное диссертационное исследование имеет своей целью частично восполнить этот пробел.

Сравнительный анализ разнообразных научных позиций и нормативно закрепленных понятий и принципов социального государства позволил уяснить позиции ученых в отпошепии современных проблем государственного строительства, четче представить реальные черты и свойства государства от идеологических деклараций или благих пожеланий правящих элит.

Теоретическую основу диссертационного исследования составили произведения специалистов различных отраслей общественных знаний, в том числе зарубежных, При рассмотрении общих вопросов государственного строительства, конкретных проблем социального государства автор опирался на труды ученых в области теории права и государственного строительства С.А. Авакьяна, Г.В. Лтаманчука, М.В. Баглая, А.Б.Вепгерова, А.В.Васильева, Р.В. Енгибаряна, Л.М, Карапетяна, Д.А. Керимова, А.В Корнева, Ю.К.Краснова, О.Е. Кутафина, В.В. Лазарева, Ю.И.Лейбо, Г.В.Мальцева, Л.С.Мамута, М.Н. Марченко, B.C. Нерсесянца,

См.: Социальное государство. Краткий словарь-справочник, - М.э 2002: Социальное партнерство в России. Словарь-справочник. - М., 1999; Волгин НА.. Гриценко Н,Н, Шарков Ф.И-Социильное юсударегво. Учебник. - М, 2004; Теория и практика защиты прав человека. Учебно-методическое пособие для государственных служащих. Под ред. О.О.Миронова, - M.s 2003 и др.

См.: Конституционное правосудие и социальное государство. - М.? 2003: Концепция социального государства Российской Федерации. - М.} 2004; На пути к социальному государству. - NL 2003; JJeiraxoB М.Н Основные институты социальной защиты населения в Российской Федерации (конституционно-правовое исследование).

М, 2005; Приоритетные национальные яроещы. Цифры, факты, документы. - М, 2006; Российское правовое государство; итоги формирования и перспективы развития.

Воронеж. 2004; Социальное государство: проблемы, тенденции и перспективы. - М.т 2004 и др.

И.А.Умновой, Т.Я. Хабриевой, Б.С, Эбзеева, ученых-экономистов
Д.В.Валового, Н,Л.Волгина, Н.Н.Гриценко, С.В.Калашникова,
В.А.Каменецкого, Д. Ф, Шавишвили, А.А. Шулуса, социологов и
политологов В.Э.Байкова, К.И.Микульского, Г.А.Николаева,
Е.В.Охоткого, Н.М Римашевской, В.Г.Смолькова, Ф.И. Шаркова и др.
В их произведениях исследуются социально-правовая сущность,
признаки и принципы социального государства, его правовые,
экономические, политические, социальные и духовно-нравственные
предпосылки. Анализируются основные направления социальной
политики. В юридических публикациях изложено содержание
государственных стандартов в области образования, науки, здраво
охранения и физического развития, культуры, социальной помощи и
социального обслуживания, обеспечения экологической безопасности.
Многие публикации содержат конкретные рекомендации по более
последовательной переориентации сложившейся в стране

правотворческой и правоприменительной практики на социальные цели.

Объект диссертационного исследования - государство как основной институт политической системы, выступающий в грех основных ипостасях: 1) как совокупность людей, проживающих на определенной территории и объединенных государственной властью; 2) как организация в лице государственных органов и должностных лиц, осуществляющая государственную власть и государственное управление; 3) как совокупность политических публи4но-властных институтов и отношений, урегулированных правом. Для нас важно то, что государство - это институт публичной и нормативно выраженной властной силы общества, который обладает легитимным правом ограничивать индивидуальные интересы, обеспечивая свободу и социальный порядок в обществе, это

механизм представления всеобщих потребностей, интересов и целей, выражения и закрепления всеобщей воли .

Предмет диссертационного исследования - правовая сущность социального государства, его признаки и основные характеристики, условия формирования и функционирования, диалектика правового и социального государства.

Цель исследования - построение теоретико-правовой модели социального государства, предполагающей достаточно высокий уровень развитости права и государственности, обеспечивающей достойную жизнь и свободное развитие человека.

В процессе реализации поставленной цели в диссертации решены следующие задачи:

исследованы генезис идей социального государства и процесс формирования основных научных категорий, раскрывающих юридическую сущность социального государства,

на оснояс сравнительного правово]о анализа представлены научная трактовка и формы реализации различных моделей социального государства, изучены признаки, принципы, критерии и ресурсная база современного социального государства, в том числе применительно к условиям современной России;

обоснованы приоритеты социального государства в различных сферах жизнедеятельности общества;

исследованы экономические, правовые и политические предпосылки социального государства, объективные условия и субъективные факторы его формирования в Российской Федерации;

сформулированы предложения по совершенствованию практики формирования правового пространства социального государства.

9См.: Атаманчук Г.Б. Государство. //Энциклопедиягосударственного управления в России. Том 1. //Под ред, В.К. Кгорсжа. - М-, 2004. С. 248-249.

Методологическая основа исследования - системный диалектический подход к познанию на основе объективности, всесторонности и полноты исследования реальной действительности, В процессе исследования применялись сравнительно-правовой, исторический, структурно-функциональный, формально-логический, социологический и другие методы.

Правовую основу диссертационного анализа составили Конституция Российской Федерации, конституции зарубежных государств, российское социальное законодательство, конституции (уставы) субъектов Российской Федерации, решения Конституционного Суда Российской Федерации, международно-правовые документы.

Научная новизна диссертационного исследования заключается
в том, что социальное государство практически впервые в
диссертационных работах избрано в качестве предмета

диссертационного теоретико-правового исследования. В диссертации
представлен генезис идей социального государства, с позиций права
исследованы объективные и субъективные факторы их воплощения в
жизнь; научно обоснована правовая сущность социального

государства; исследованы основные его характеристики и

приоритеты; доказано, что построение социального государства возможно только в органическом единстве с формированием демократического правового государства и развитого гражданского общества.

На защиту выносятся следующие положения и идеи, которые содержат элементы новизны:

- доказывается, что социальное государство - это конструктивный ответ на несовершенство государства в его классической либеральной модели «ночного сторожа», а также на неудавшуюся историческую попытку построения государства в форме административно-бюрократического социализма;

социальное государство определяется как правовое

демократическое государство, высшей ценностью которого является человек, свободное развитие и реализация творческого потенциала каждого. Юридический смысл этой формулы состоит в том. что социальное государство на законодательном уровне признает, а своей повседневной правоприменительной и правоохранительной практикой гарантирует экономические, социальные и культурные права человека и гражданина, защищает жизнь, здоровье, свободу, человеческое достоинство и материальное благополучие каждого;

обосновывается, что основными признаками социального государства можно считать: а) это государство, для которого высшей ценностью является человек, его жизнь, благосостояние и личное достоинство; б) внутренняя и внешняя политика социального государства направлена на защиту не только общенациональных и групповых интересов, а, прежде всего, прав, свобод и законных социально-экономических интересов человека и гражданина; в) каждое управленческое решение социального государства носит правовой социально ориентированный характер; г) это государство, которое проводит активную социальную политику, обеспечивает социальную ориентированность не только государственного, но и частного секторов экономики; д) социальное государство основано на взаимной социальной ответственности власти, общества и гражданина; е) социальное государство нетерпимо к бюрократизму, коррупции и иным антиобщественным проявлениям;

- обосновывается вывод о том. что объектом социального
государства является не только сониальная сфера, а социально
ориентированное правовое обеспечение социальной ориентации
экономики, культуры, образования, здравоохранения, спорта,

индивидуальной и коллективной инициативы, стимулирование членов общества к более активной самостоятельной заботе о своем благосостоянии и благосостоянии своих близких и т.д.;

- подчеркивается, что базовыми принципами внутренней и внешней политики социального государства являются законность, гуманизм и нравственность. Эти принципы реализуются путем воплощения в жизнь конкретных законодательно закрепленных положений об экономической свободе и праве человека на свободный выбор вида, места и времени трудовой деятельности; согласовании интересов всех социальных, национальных и профессиональных групп; создании условий реального доступа граждан к образованию, здравоохранению, достижениям науки, культуры и искусства, другим благам современного общества; социальная солидарность и социальное партнерство.

Теоретическая и практическая значимость исследовании. Содержащиеся в диссертации выводы и предложения могут быть учтены в процессе дальнейшей разработки теории государства и права, совершенствования отечественного законодательства в области правового регулирования социальных отношений. Ряд положений может быть использован в учебном процессе при проведении занятий по теории права и государства, конституционному, административному и гражданскому законодательству, жилищному, трудовому, пенсионному и другим отраслям права, по теоретико-прикладным вопросам философии, социологии и политологии.

Апробация исследования. Основные положения и выводы работы прошли апробацию на кафедре государственного управления и права МГИМО(У). представлены автором в брошюре «Современное социальное государство: сущность, признаки, проблемы формирования» и научных статьях, изложены в выступлениях на научно-практических конференциях в РАГС при Президенте РФ и Курском институте государственного управления.

Структура диссертации. Работа состоит из введения, двух глав, включающих пять параграфов, заключения, списка использованных нормативных правовых аюі ов и научной литературы.

Становление и развитие идей социального государства

Социальное государство - это закономерный этап эволюционного развития государственных форм. Это высшее достижение цивилизации в сфере государственного строительства и воплощение в жизнь гуманистических общечеловеческих ценностей, наиболее целесообразный способ соединения начал свободы и власти в целях обеспечения благополучия личности и процветания общества в целом.

Социальное государство - это самостоятельный тип и важнейшая характеристика правового демократического государства. Оно складывается на определенном этапе исторического развития человечества, обеспечивает оптимальность взаимоотношений между властью и человеком, государством и гражданином, обществом и личностью, создаёт благоприятные условия для реализации прав каждого на достойное существование. Хотя предназначение такого государства правоведы до сих пор трактуют по-разному: одни убеждают, что такое государство должно минимизировать социальные различия путем разумного распределения национальных богатств; другие - сводят социальную функцию к оказанию помощи малообеспеченным; третьи - к созданию государственными институтами условий, чтобы каждый мог определить свое место в обществе, обеспечить себе достойное существование.

Социальное государство - это тот идеал, к которому человечество стремится на протяжении многих веков, это идеальный тип государства, деятельность которого основана на признании, соблюдении и гарантированной заш,ите социально-экономических прав и высших духовно-нравственных ценностей. На первом месте среди них социально-экономические, культурные, экологические и иные права, свободы и законные интересы человека и гражданина, которые обеспечивают достойное существование человека. Главная забота такого государства - создание необходимых и достаточных политических, социально-экономических и духовно-нравственных условий для достойной жизни человека, свободного и всестороннего развития личности. Не случайно считается, что по-настоящему цивилизованным является то государство, которое ориентированно на идеалы законности, справедливости, человеческого достоинства, свободы и социальной солидарности. Высшей ценностью и самым больншм капиталом для такого государства является человек, его фундаментальные социально-экономические права и свободы.

Процесс возникновения и становления научных концепций социального государства имеет долгую и сложную историю. О справедливой и достойной жизни люди мечтали с древнейших времен, воплощали эти мечты в народных сказаниях, художественных произведениях и философских трактатах. И в современных взглядах на социальное государство переплетаются идеи огромного временного периода, охватывающего тысячелетия. Складывались они в органической связи с идеями гуманизма, демократии, правового государства, гражданского общества. Многие появились еще в далекой древности, в научно-культурном наследии мыслителей Индии и Китая, Древней Греции и Древнего Рима - Гуан Джуна, Конфуция, Лао-Дзы, Мсн-цзы, Сюнь-дзы, Дун Чжунтпа, выдающихся философов античности Гераклита, Демокрита, Платона, Аристотеля, Сократа, Сенеки, Цицерона, позже - авторов утопических учений о справедливом устройстве жизни Г. Мора и Т. Кампанел лы.

Их суждения о соотношении естественных прав человека и законов государства, о законопослушности и справедливости, благоустроенности государства и разделении власти стали своего рода философско-научной базой последующего процесса формирования идей государственного строительства на принципах законности, свободы и права. Глубокое осмысление получили они в трудах основоположников классической экономической мысли нового времени А. Смита, Р. Оуэна, Дж. Локка, Д.Рикардо, авторов гуманистических идей Ж.Ж. Руссо, А, Сен-Симона, Ш. Фурье, а также III.Л. Монтескье, Т. Джеферсона. А. Гамильтона, Ю.Крижанича, Б. Спинозы, А. Тоюшля. А.Н. Радищева. А.И. Герцена. С этих времен, по сути, и начинает формироваться будущее понятие социального государства (welfare state).

Постепенно сложились и ныне не потеряли своей актуальности принципиально важные подходы к пониманию социальной роли государства. Важнейшие из них олицетворяли Ж. Руссо, А. Сен-Симон, Ш.Фурье? Т. Оуэн, которые не только теоретически, но и на практике стремились создать модель справедливого и разумного общества, где бы все заботились о каждом и каждый - обо всех. Не отрицал значения индивидуальных свобод, они считали, что в обществе все должно строиться на основе принципов равенства и социальной справедливости, обеспечивать которые должно государство.

Идейными оппонентами такого понимания государства выступали представители либеральной классической политической экономии от Адама Смита, Джона Стюарта Милля и Джона Локка до нашего современников Ф. фон Хайека и Дж. Кейнса, которые с помощью разных аргументов убеждали, что идея регулирующей социальной роли государства является исторически вредной и даже опасной: любое ограничение индивидуальной свободы в интересах всеобщего равенства рано или поздно ведет к уравниловке и деспотизму, а чрезмерная опека индивида делает его инфантильным, отучает о г экономической и социальной активности. Они отстаивали теорию индивидуальной свободы человека, вменяя государству в качестве основной обязанности охранять эту свободу от любого вмешательства, в том числе и со стороны государства.

Юридическая сущность и правовые основы социального государства

Вопросы социальной роли государства давно находятся в центре научных, политических и идеологических дискуссий, особенно с того момента, когда господствующей стала демократическая форма государе гвенности. Юристы, экономисты, социологии, политологи придерживались и сегодня, как было показано в предыдущем параграфе диссертации, придерживаются различных точек зрения по поводу природы и юридической сущности социального государства, его взаимодействия с институтами гражданского общества, способности конструктивно решать социальные проблемы.

Конституция Российской Федерации сущность социального государства официально определяет достаточно лаконично: «Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека» (гл. 1. ст, 7). Именно на такой конституционно-правовой основе в стране охраняются труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимум оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных службы, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные формы социального обеспечения и социальной защиты населения.

Наше государство исходит из простого постулата: наличие у человека тех или иных личных проблем (бедность, болезнь, одиночество, старость и т.д.) является законным основанием для предъявления требований к государству, чтобы оно материально и организационно помогало в решении зтих проблем. Социальные и иные права человека порождают обязанность государства иметь социальные программы и соответствующие правовые механизмы обеспечения этих прав необходимыми финансово-материальными ресурсами, мерами государственного контроля и принуждения.

Причем прилагательное «социальное» служит не для обозначения того, что государство является социальным институтом, а для характеристики содержания и социальной направленности его политики, в том числе в сфере распределения материальных благ. Прилагательным «социальное» подчеркивается, что государство призвано осуществлять курс, направленный на обеспечение достойного уровня благосостояния граждан, поддержку социально слабых групп населения, утверждение в обществе социальной справедливости. Правда, некоторые ученые слово «социальное» считают излишним. По их мнению, любое государство вправе ставить перед собой задачи обеспечения достойной жизни и свободною развития своих граждан. Слово «социальное» станови гея определенным ограничителем, административно определяющим средства решения указанных задач. Определенный смысл с точки зрения свободных рыночных отношений и юридических позиций в таких рассуждениях, конечно, есть. Но если абстрагироваться, как пишет профессор JLC. Мамут, от политических и нравственных детерминант, то действительно малоубедительно выглядят нормы, вменяющие государству непосредственно заниматься социальной деятельностью. Индивид от рождения обладает только естественными правами (на жизнь, человеческое достоинство, счастье и др.), которые не даруются государством - государство их не устанавливает, а априори признает, соблюдает и защищает. Но среди естественных прав нет права индивида требовать от государственно-организованного общества з довлетворения его повседневных потребностей и интересов. Не случайно в Конституции Швейцарской Конфедерации записано, что «Из социальных целей государства не могут вытекать непосредственные претензии на помощь со стороны государства» .

Конечно, никто не отрицает, что у каждого человека есть потребность в присвоении определенной доли социального продукта без этого невозможно его нормальное существование. Но указанная потребность и вытекающие ш нее притязания на соответствующую долю национального продукта сами по себе качеством права не обладают. Притязания индивида (субъекта) только тогда материализуются в право, когда этот индивид, вступая во взаимоотношения с другими индивидами (субъектами), обменивается с ними соразмерными, равноценными (эквивалентными) «предоставлениями и получениями». Вне сферы такого взаимодействия никакого права у индивида (субъекта) в его подлинном значении появиться не может. Правом требовать от государственно-организованного общества определенную долю социальных благ, нужную ему для удовлетворения своих индивидуальных потребностей, априори человек не обладает. Но он может такое право приобрести путем предоставления необходимых обществу услуг (благ), соразмерных искомой ніч доле социальных благ.

За рамками такой взаимности, при которой никто не может получить нечто от других, ничего не давая взамен права нет. Взаимность, симметрия на базе обмена некими эквивалентами составляет дух «субъективного права», является квинтэссенцией права. Правда, социальная деятельность государства далеко не всегда симметрична: чаще всего она совершается не в формате строго эквивалентного, равновеликого обмена.

Цели и функции социального государства

Непреложным императивом эффективного социального государства является ориентация всех его институтов на такие цели и задачи, которые не просто декларируются в посланиях, политичестшх доктринах и программах, а реально обеспечивают максимально возможное в данный период удовлетворение материальных и духовных потребностей членов общества, социальный мир и социальную справедливость, гарантируют зашиту прав, свобод и законных интересов человека и гражданина. Ориентируясь на такие цели социальное государство, определяет приоритеты и разрабатывает соответствующие направления своей внутренней и внешней политики, выбирает наиболее действенные средства и методы ее реализации. Вводит в действие социальные стандарты и индикаторы контроля, соответствующим образом определяет полномочия министерств, служб и агентств, создает общественные палаты и т.д. Это то государство, как пишет профессор М.В. Баглай, которое «берет на себя обязанность заботиться о социальной справедливости, благополучии своих граждан, их социальной защищенности», но не за счет уравниловки и отказа от свободы, а напротив, «увязывая свободу и социальную защиту», снимая диалектическое противоречие между «свободой» и «равенством»75,

Это государство, которое не только способно, но и реально является консолидирующим началом, обеспечивающим переход общества к более высокой ступени человеческой свободы, справедливости и права. Эти идеалы и движут нами в стремлении вернуть Россию «в ряды богатых, развитых, сильных и уважаемых государств мира». Конечно, не сегодня и не завтра, а в более или менее отдаленной перспективе. Но это, по словам В.В.Путина, наша принципиальная цель и мы к ней настойчиво и последовательно будем продвигаться ,

Социальное государство -- наиболее эффективный способ соединения реальной и гарантированной свободы с властью и правом. Социальным не является государство, которое только лишь политически провозглашает (декларирует) высокие социальные ценности и законодательно, в том числе на конституционном уровне, закрепляет высокие гуманные пели и приоритеты. Провозгласить и даже институционально закрепить высокие идеалы в качестве своих: главных ориентиров недостаточно. Социальным является лишь то государство, которое гарантирует:

1, оптимальный прожиточный минимум, но не за счет социальной благотворительности, а на основе защиты от безработицы, обеспечения максимально возможной в данной ситуации занятости, установления разумного минимашюго уровня оплаты труда в сочетании с почасовой оплатой труда и предоставления рояльных, возможностей на содержательный о і дых; 2, социальное обеспечение по возрасту и инвалидности;

3, реализацию права на бесплатное или социальное жилье на основе законодательно утвержденных федеральных и региональных стандартов социальной нормы жилой площади, уровня квартплаты, предельной стоимости жилищно-коммунальных услуг на 1 кв. метр жилой площади и максимально допустимой доли собственных расходов граждан на оплату коммунальных услуг, приемлемых условий ипотечного кредитования и т.д.;

4. доступность бесплатного или за доступную плату качественного медицинского обслуживания для широких слоев населения, включая бесплатную медицинскую помощь по всей номенклатуре официально утвержденных стандартов медицинских услуг;

5. доступность бесплатного или за доступную плату качественного образования в соответствии с реальными возможностями человека, потребностями рынка труда и духовно-нравственного развития общества.

Социальное государство - это социально эффективное государство, сущность которого раскрывается в его функциях, т.е. тех главных направлениях деятельности которые выражают и конкретизируют сущность и социальное предназначение государства, его целы, задачи и приоритеты . Нет и быть не может быть у государства таких целей и задач, а вместе с ними и функций, которые не были бы обусловлены сущностью государства, формой конституционного строя, государственного устройства, формой правления, политическими ориентациями правящей элиты, характером государственного режима.

В классической философской форме функции государства можно представить как «обеспечение и защита свободы, безопасности и собственности путем установления и охраны правопорядка, разрешения в правовой форме конфликтов социальных интересов»79.

Соотношение правового и социального государства

Научные представления о социальном государстве, как известно, формировались в органической связи с идеями правового государства. При этом следует иметь в виду, что идеи правового государству складывались последовательно шаг за шагом на протяжении многих веков в общем, контексте разработки общей теории государственности. Многие ил них были сформулированы еще в древности. А вот научные представления о социальном государстве сложились относительно недавно.

Ее разработкой занимались и занимаются сегодня социологи и экономисты, историки и юристы, социальные психологи и этаки. Причем практически все ученые согласны, что в нашей стране формирование социального государства только начинается, причем проходит трудно и весьма противоречиво, И объясняется это целым рядом причин, истоки которых кроются в том, что:

1) идеи правового социального государства, которые давно стали важнейшей характеристикой западной цивилизации, никогда не занимали достойного места в социально-политических и правовых доктринах России, а потому не могли стать целью социального развития;

2) специфика России, в отличие от Запада, состоит в том, что задача формирования социальной государственности возникла не на фундаменте прочной государственности, основанной на праве, а в обстановке глубокого системного кризиса российского общества, массового правового нигилизма, пренебрежительного отношения к правам и свободам человека;

3) подавляющее большинство россиян, согласно опенкам социологов: никогда не считало и сегодня не считает свою страну пра вовым государством, т.е. государством, подчинённым праву, ограничивающим себя правом, признающим его приоритетность над политикой, видящим своё предназначение в служении человеку его и интересам. Между тем только такое государство может быть социальным.

Формирование правового социального государства - это длительный процесс, который может успешно развиваться лишь при наличии соответствующих условий - высокого уровня экономики и культуры, соответствующего духовно-нравственного потенциала общества.

Далеко не все эти условия реально существуют в современной России, право у нас по-прежнему не стало предметом серьезной защиты со стороны государства, не является его непререкаемой ценностью. Чаще всего оно ассоциируется либо со свободой выбора индивида, либо только с принуждением. Не считая свою страну правовым государством, больпшнство граждан в качестве первоочередных мер для выхода страны из сложившейся ситуации предлагает «проявить политическую волю», «отобрать и поделить», «навести порядок», «привлечь к ответственности». Им ближе и понятнее система авторитарной и даже диктаторской, т,е. псевдоправовой формы государственного правления, чем социально-правовой системы государственного устройства. Сложившиеся стереотипы и понятия советских времен преодолеваются с большим трудом, когда важнейшими средствами и экономической базой достижения законности и социальной справедливости считались общенародная собственность, практически тотальное огосударствление производства (в том числе колхозно-кооперативного) и преимущественно уравнительное распределение созданных благ.

Но это, так сказать, на обыденном уровне. Ученым и серьезным политикам давно понятно, что понятия «социальное государство» и «правовое государство» находятся в неразрывной диалектической взаимозависимости. Со временем стало понятным и то, что эти два понятия находятся в диалектической взаимозависимости. С одной стороны, они находятся в единстве - нет и быть не может социального государства вне правовой государственности, равно как и правовое государство может существовать только в условиях высокоразвитого гражданского общества, динамично развивающихся рыночной экономики и социального государства,

С другой стороны, они представляют собой своего рода противоположности: для «правового государства» главное - защита граждан и общества от излишнего вмешательства государства, для «социального» же, наоборот, главное состоит в защите общества и его граждан силами государства. Если сущностным содержанием правового государства является защита прав и свобод человека от излишних ограничений и опеки со стороны государства, то социальное государство, напротив, предполагает активную политику с целью обеспечения права, которое, вслед за русским философом B.C. Соловьевым, можно определить как право на достойное существование.

Практика правового государства явилась важным фактором расширения прав и свобод личности. Идеологи такого государства полагали, что обеспечение каждому человеку самых широких личных, политических социально-экономических прав и свобод, поощрение инициативы и конкуренции пойдут на пользу всем, сделают частную собственность доступной для каждого, максимально повысят персональную ответственность людей друг перед другом, приведут, в конечном счете, к всеобщему благополучию. Тем самым практически в автоматическом режиме будут гарантированы социальные права и потребности, будут созданы необходимые условия для свободного и всестороннего разлития личности,

Похожие диссертации на Социальное государство как предмет теоретико-правового исследования