Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Критика буржуазных, реформистских и ревизионистских фальсификаций пролетарского интернационализма Куликов Вячеслав Сергеевич

Критика буржуазных, реформистских и ревизионистских фальсификаций пролетарского интернационализма
<
Критика буржуазных, реформистских и ревизионистских фальсификаций пролетарского интернационализма Критика буржуазных, реформистских и ревизионистских фальсификаций пролетарского интернационализма Критика буржуазных, реформистских и ревизионистских фальсификаций пролетарского интернационализма Критика буржуазных, реформистских и ревизионистских фальсификаций пролетарского интернационализма Критика буржуазных, реформистских и ревизионистских фальсификаций пролетарского интернационализма Критика буржуазных, реформистских и ревизионистских фальсификаций пролетарского интернационализма Критика буржуазных, реформистских и ревизионистских фальсификаций пролетарского интернационализма
>

Данный автореферат диссертации должен поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - 240 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Куликов Вячеслав Сергеевич. Критика буржуазных, реформистских и ревизионистских фальсификаций пролетарского интернационализма : ил РГБ ОД 61:85-9/339

Содержание к диссертации

Введение

ГЛАВА I. Пролетарский интернационализм и его буржуазные противники 19

1. Место цролетарского интернационализма в современной идеологической борьбе 19

2. Критика буржуазной фальсификации пролетарского интернационализма 28

ГЛАВА II. Критика реформистских и ревизионистских "интерпретаций" пролетарского интернационализма 79

1. Идейно-теоретические и классовые предпосылки реформистского подхода к пролетарскому интернационализму . 84

2. Критика социал-демократических концепций пролетарского интернационализма 92

3. Критика ревизионистских фальсификаций пролетарского интернационализма 119

Заключение 142

Библиография 149

Введение к работе

Время, прошедшее с возникновения марксизма-ленинизма, явилось убедительным свидетельством немеркнущей силы его идей. Весь опыт мирового революционного процесса, как отмечал Генеральный секретарь ЦК КПСС, Председатель Президиума Верховного Совета СССР К.У.Черненко, доказывает, "что марксизм-ленинизм представляет собой мощное оружие классовой борьбы, огромную общественно-преобразующую силу." ' И именно с марксизмом-ленинизмом связана победа Великой Октябрьской социалистической революции, в результате которой развитие человеческого общества стало идти по пути, освещенном примером реального социализма.

Кризис, который переживает буржуазное общество, заставляет его апологетов предпринимать яростные усилия с целью сдержать развитие мирового революционного процесса, задержать всеми силами переход народов от капитализма к социализму.. Наряду с политическим, экономическим сопротивлением капитализма историческому наступлению социализма "самым глубоким и самым мощным"2-' является, как отмечал В.И.Ленин, сопротивление идейное. Постановление ЦК КПСС "О 80-летии Второго съезда РСДРП" указывает в связи с этим, что "империализм оказывает постоянное давление на социалистические страны, усиливает против них подрывную работу, организует массированные компании лжи и клеветы". '

Переживаемый человечеством исторический период, как было отмечено в речи Ю.В.Андропова на июньском (1983 г.) Пленуме

Черненко К.У. Идеология революционного созидания и мира. -Избранные речи и статьи. М., 1984, с.626.

Ленин В.И. Речь на Всероссийском совещании политпросветов губернских и уездных отделов народного образования з ноября 1920 г. - Полн.собр.соч., т.41, с.406.

О 80-летии Второго съезда РСДРП. Постановление ЦК КПСС от 31 марта 1983 года. М., 1983, с.II.

ЦК КПСС, "отмечен небывалый за весь послевоенный период по своей интенсивности и остроте противоборством двух полярно противоположных мировоззрений, двух курсов - социализма и империализма. Идет борьба за умы и сердца миллиардов людей на планете. И будущее человечества зависит в немалой степени от исхода этой идеологической борьбы. Отсюда понятно, как исключительно важно ... умело разоблачать лживую подрывную, империалистическую пропаганду" V

Целенаправленным атакам со стороны идеологов империалистической буржуазии и ее оппортунистических приспешников подвергается как все марксистско-ленинское учение в целом, так и идеи пролетарского интернационализма, в частности, являющихся одними из важнейших факторов мирового революционного процесса и исторического прогресса.

Стремясь подорвать и ослабить мировое революционное движение, буржуазные идеологи в союзе с оппортунистами всех мастей, которые, по словам В.И.Ленина, являются лучшими защитниками буржуазии, "чем сами буржуа",-' стараются прежде всего ослабить единство действий трудящихся в их антиимпериалистической борьбе. При этом, особенно ожесточенным атакам подвергается пролетарский интернационализм - "один из главных принципов ммарксизма--ленинизма" \ служащий путеводным компасом для всего современного революционного движения.

Апологеты империализма и их прислужники лицемерно, зачастую, скрываясь под маской защитников "прав" и "свобод", принимают всевозможные обличия "друзей" трудящихся. Поэтому, так не-

Материалы Пленума Центрального Комитета КПСС, 14-15 июня 1983 г. М., 1983, с.7.

Ленин В.И# П Конгресс Коммунистического Интернационала 19 июля - 7 августа 1920 г. Доклад о международном положении и основных задачах Коммунистического Интернационала 19 июля.-Полн.собр.соч., т.41, с.232.

Материалы ХХУ съезда КПСС. М., 1976, с.31. обходимо "своевременно давать достойный отпор идеологическим диверсиям империализма и его приспешников. Вести последовательную борьбу против любых форм оппортунизма и ревизионизма", ' как указывалось в постановлении ЦК КПСС "О дальнейшем улучшении идеологической, политико-воспитательной работы". В борьбе против теории и практики социализма наши идеологические противники учитывают, что в современных условиях в политическую борьбу втягиваются широкие пролетарские и непролетарские массы капиталистического мира. Не имея теоретических знаний и идеологической закалки, они нередко становятся объектом политических спекуляций и идеологического обмана. Борьба против подрывной политической и идеологической деятельности нашего классового противника требует "усилить разработку актуальных проблем марксистско-ленинской теории, вопросов идеологической работы". ' К таким проблемам относятся и вопросы действенной критики буржуазных и оппортунистических фальсификаций пролетарского интернационализма.

Актуальность борьбы против буржуазной и оппортунистической идеологии в ее отношении к пролетарскому интернационализму определяется возросшим уровнем идеологической борьбы в целом, борьбы за влияние в массах, давно созревшими материальными предпосылками преобразования капитализма в социализм. Это также вопрос субъективного фактора в мировом революционном процессе.

В докладе тов. Черненко К.У. на июньском (1983 г.) Пленуме ЦК КПСС было отмечено, что "потерпев в 60-70 годы ряд крупных поражений на мировой арене, империализм, прежде всего американский, предпринимает все более массированные, беспрецендентные по

О дальнейшем улучшении идеологической, политико-ЕОспитатель-ной работы. Постановление ЦК КПСС от 26 апреля 1979 г. М., 1980, с.9

Там же, с.12. - б - своєму размаху атаки на наш общественный строй, марксистско-ленинскую идеологию, стремится отравить сознание советских людей, извратить цели нашей внешней политики, блокировать растущее влияние реального социализма - главного оплота для мира и свободы народов. Идет напряженная, поистине глобальная борьба двух идеологий". '

Следует учитывать то обстоятельство, что борьба за единство действий трудящихся против империализма, сплачивающихся вокруг международного пролетариата на основе принятия его принципов интернационализма, есть борьба за революционное противодействие против возрастающей угрозы ядерной войны, т.е. за спасение всего человечества. И как подчеркнул Ю.В.Андропов на июньском (1983 г.) Пленуме ЦК КПСС, "нависшая над миром угроза ядерной войны побуждает по-новому оценить основной смысл деятельности всего коммунистического движения. Коммунисты всегда были борцами против угнетения и эксплуатации человека человеком, а сегодня они борются еще и за сохранение человеческой цивилизации, за право человека на жизнь". '

Необходимость борьбы против буржуазной идеологии, против реформизма и ревизионизма неоднократно подчеркивалась в документах КПСС и мирового коммунистического движения. ' В частности, в Постановлении ЦК КПСС "О 80-летии Второго съезда РСДРП" указывается, что "КПСС вместе с другими марксистско-ленинскими партиями активно выступает и впредь будет выступать против ревизио-

Материалы Пленума Центрального Комитета КПСС, 14-15 июня 1983 г* М., 1983, с.29.

Там же, с.20.

См., напр.: Материалы ХХУ съезда КПСС; с.31; Материалы ХХУІ съезда КПСС, с.16-17; Международное Совещание коммунистических и рабочих партий. Документы и материалы. Москва, 5-17 июня І96У г. М., 1970, с.328-329; 0 дальнейшем улучшении идеологической, политико-воспитательной работы. Постановление ПК КПСС от 26 апреля 1979 г., с.8-9, 12. низма и оппортунизма, стремящихся умалить революционную роль коммунистических партий в борьбе за интересы рабочего класса, за власть трудящихся, в строительстве социализма, подрывать их единство. Защищать и утверждать марксистско-ленинское учение о партии - интернациональный долг коммунистов". '*

Объектом исследования в данной диссертации являются идеоло гические извращения и фальсификации пролетарского интернациона лизма как буржуазной идеологией, так и реформизмом, и ревизионизмом, а также непримиримая борьба пролетарского интернационализма против его идейно-политических противников.

Выбор данного аспекта исследования определяется рядом причин: во-первых, буржуазная идеология является господствующей в буржуазном обществе и поэтому имеет большие возможности для навязывания своих идей трудящимся в качестве "общечеловеческого" миросозерцания. Отношение буржуазной идеологии к пролетарскому интернационализму имеет многоцелевое назначение. Здесь борьба против идей марксизма-ленинизма и борьба за продление существования буржуазного мира сочетается с борьбой против развития мирового революционного процесса, против мирового социализма, против его революционизирующего воздействия на национально-освободительное движение, а также против той активной практической поддержки, какую оказывает наша партия борьбе "освободившихся народов за свою политическую и экономическую независимость, уделяя особое внимание развитию разносторонних связей со странами социалистической ориентации". '

Во-вторых, выбор данной темы обусловлен необходимостью борь-

О 80-летии Второго съезда РСДРП. Постановление ЦК КПСС от 31 марта 1983 года. - М., 1983, с.12.

Там же. бы против опасного активного буржуазного влияния в рабочем движении - оппортунизма, который по характеристике Б.И.Ленина является "агентурой буржуазии" в рабочем движении. Наряду с борьбой против реформистского оппортунизма необходима борьба против особой опасности ревизионистской фальсификации пролетарского интернационализма, проводимой идейными противниками внутри коммунистического движения.

В-третьих, данное исследование позволяет вскрыть связь буржуазной идеологии, реформизма и ревизионизма по вопросу их враждебного отношения к пролетарскому интернационализму, единство их классовых и идейных позиций, а также разоблачить методы и приемы всех этих фальсификаций, доказать их теоретическую несостоятельность и политическую реакционность.

Анализу проблем пролетарского интернационализма за последние годы уделяется большое внимание. Этой теме посвящены многие документы КПСС и международного коммунистического движения, работы видных его представителей. В данных документах и работах рассматриваются принципиальные проблемы теории и практики пролетарского интернационализма, дается теоретическая, методологическая и политическая оценка этого явления для развития мирового революционного процесса. При этом особо отмечается важность программных положений пролетарского интернационализма с точки зрения решения как социальных, так и национальных проблем в плане широкой борьбы против империализма, колониализма, всех видов

I. Материалы ХХІУ съезда КПСС. М., 1971; Материалы ХХУ съезда КПСС; Материалы ХХУІ съезда КПСС; 0 60-й годовщине Великой Октябрьской социалистической революции. Постановление ЦК КПСС от 31 января 1977 года. М., 1977; 0 60-й годовщине образования Союза Советских Социалистических Республик. Постановление ЦК КПСС от 19 февраля 1982 г. М., 1982; Международное Совещание коммунистических и рабочих партий. Документы и материалы. Москва, 5-17 июня 1969 г.; Конференция коммунистических и рабочих партий Европы. Берлин, 29-30 июня 1976 года. М., 1977; Строительство социализма и коммунизма и мировое развитие. София, 1978. София,1979; (Продолжение сноски на ел. стр.) эксплуатации. В этих материалах подчеркивается важность разоблачения буржуазных и оппортунистических фальсификаций пролетарского интернационализма, особо отмечается роль и значение пролетарского интернационализма в процессе социалистического и коммунистического строительства.

Анализу теории и практики пролетарского интернационализма как в целом, так и отдельных его аспектов посвящено немало работ советских авторов. ' В этих работах прослеживаются этапы становления и развития пролетарского интернационализма, рассматривается его значение в рамках международной классовой борьбы. Анализируются как теоретические вопросы, так и проблемы практического осуществления принципов интернационализма как в социалистическом строительстве, так и в мировом революционном процессе. (Продолжение со стр. 8)Пономарев Б.Н. Реальный социализм и его международное значение. М., 1982; Его же. Живое и действенное учение марксизма-ленинизма (Ответ критикам). М., 1983; Арисмен-ди Р. Ленин, революция и Латинская Америка. М., 1975; Комочин 3. Национальные интересы и интернациональные цели. М., 1974; Пуйя Ф. Единство и дискуссия в международном коммунистическом движении. М., 1970; Уинстон Г. Диалектика национального и интернационального в антиимпериалистической борьбе. - Рабочий класс и современный мир, 1982, № 2; Холл Г. Революционное рабочее движение и современный империализм. М., 1974; Холл Г. За единство коммунистического движения. - В кн,: Великий Октябрь и международное коммунистическое движение. М., 1981; Кастро Ф. Октябрьская революция и Кубинская революция. М., І978.

I. Теоретические проблемы пролетарского интернационализма. М., 1972; Добротин Е.В. Пролетарский интернационализм и единство мирового коммунистического движения, м., 1975; Пролетарский интернационализм: традиции, современный опыт, творческое развитие. М., 1978; Целищев Н.Н. Великая сила пролетарского интернационализма, М.,~1978; Колесникова М.И. Концепция классовой солидарности в работах основоположников марксизма. М.,1979; Иордан М.В. Интернационализм против национализма. М.,1980; Пролетарский интернационализм - мощное оружие революционного преобразования мира. М.,1980^ Лейбзон Б.М. Международное единство коммунистов: исторический опыт, принципы, проблемы. М.,1980; Диалектика интернационального и национального в социалистическом обществе. М.,1981; Баграмов Э.А. Национальный вопрос в борьбе идей. М., 1982; Серцова А.П. Развитие теории и практики пролетарского интернационализма. М., 1982; Джунусов М.С. Теоретические проблемы пролетарского интернационализма в материалах ХХУІ съезда КПСС. - Научный коммунизм, 1981, № 5; Пролетарский интернационализм и развитие социалистических стран Азии. М., 1983; Сая-дов С.А. По законам интернационализма. Марксистско-ленинская политика интернационализма в деятельности KLICC на современном этапе строительства коммунизма, м., 1983.

Несмотря на то, что в некоторых из этих работ J имеются разделы, касающиеся критики буржуазной и оппрртунистической фальсификации пролетарского интернационализма, - тем не менее все еще ощущается острый недостаток обобщающих работ по данной проблематике. Практически нет работ где бы одновременно анализировались и сопоставлялись позиции буржуазных, реформистских и ревизионистских идеологических течений по проблемам пролетарского интернационализма.

В этой связи следует отметить, как положительное явление, интерес некоторых советских авторов к данной проблематике, хотя специально вопросами критики фальсификации пролетарского интернационализма они не занимаются. ' Это еще раз свидетельствует об актуальности и важности целостного исследования извращений пролетарского интернационализма. Это подтверждается целым рядом статей и выступлений советских исследователей и ученых социалистических стран, посвященных критике антимарксистских концепций, фальсифицирующих теорию и практику пролетарского интернационаь- лизма, появившихся за последние годы. '

См., напр., указ. работы Э.А.Баграмова, А.П.Серцовой.

См., напр.: Красин Ю.А., Лейбзон .М. Революционная теория и волюционная политика. М.,1979; Против буржуазной фальсификации истории и политики КПСС. М.,1980; Васильева В. Рабочий класс, социализм, ревизионизм. M.,I9y7; Загладин Н.В.Некото-рые аспекты идеологической стратегии империализма США в отношении коммунистического движения Западной Европы.- В кн,: Международное коммунистическое движение: правда против вымыслов. М.,1981; Его же. Антисоветизм в глобальной стратегии империализма США. М.,1981; Загладин В.В. За права трудящихся, за мир и безопасность народов. М.,1982.

Фрике Д. (ГДР). О фальсификации пролетарского интернационализма в буржуазном изображении истории рабочего движения. -

В кн.: Пролетарский интернационализм - идейное знамя современного рабочего движения. Материалы объединенной научной сессии. Тбилиси, 8-9 октября 1973 г. Тбилиси, 1975; Чануквадзе Г.Д. Пролетарский интернационализм в кривом зеркале "Остфорштунга". - В том же издании; Веснин Б. Пролетарский интернационализм и его буржуазные противники.- Ноеоє время. 1976, № 24, II июня; Уманский П., Морозов О.В. Социалистический интернационализм и его фальсификаторы. - Коммунист Татарии. Казань, 1977, № 10; (Продолжение сноски на след. стр.). - II -

Особо следует отметить вышедшую недавно в свет монографию О.Б.Лабецкого и А.М.Рыбакова, посвященную критике буржуазной фальсификации социалистического интернационализма. Эта работа является хорошим вкладом в дело разоблачения антинаучного, реакционного характера буржуазной идеологии. Конечно, данная работа не "снимает" всех проблем и подтверждает необходимость дальнейших целенаправленных усилий по разоблачению различных фальсификаций пролетарского интернационализма.

Как правило, большинство указанных авторов посвятили свои исследования главным образом анализу буржуазной фальсификации пролетарского интернационализма. Меньшее внимание уделяется ими критике ревизионистских фальсификаций, и, практически, совсем не уделяется внимание реформистской "трактовке" пролетарского интернационализма. А между тем, империалистическая идеология во многом использует сегодня "достижения" реформистской мысли. Лидеры Социнтерна активизируют сбою внешнеполитическую деятельность в странах Африки и Латинской Америки, выдвигая при этом различные концепции "солидарности", "социального партнерства" в международном масштабе. (Продолжение сноски со с. 10). Целишев Н.Н. Против буржуазных и ревизионистских извращений сущности пролетарского интерна^ ционализма.- Вопросы истории KQCC, 1976, № II; Серцова А.П. Торжество пролетарского интернационализма в мировом социалистическом содружестве и борьба против ревизионизма в коммунистическом строительстве: Октябрьские чтения, посвященные 225-летию Московского университета. М., 1979; Басманов М.М. Методологические проблемы критики буржуазных и ревизионистских фальсификаций пролетарского интернационализма,- В кн.: Пролетарский интернационализм: вопросы идеологии и культуры. М.,1979; Тенянко Ю.П. Критика буржуазных фальсификаций принципа социалистического интернационализма.- Вопросы общественных наук, Киев, 1980, вып.43{ Козлова И.М. Критика современных антимарксистских толковании принципов пролетарского интернационализма. - Вопросы научного коммунизма. Киев, 1981, вып.47; Лабецкий О.Б., Рыбаков A.M. Социалистический интернационализм и идеологическая борьба. М., 1983; Яненко В.И. Против ревизионистских извращении единства интернационального и национального в мировом коммунистическом движении. - Вопросы научного коммунизма. Киев, 1983, вып. 54.

Хотя исследованию идеологии и политики современного реформизма посвящено довольно большое количество работ, тем не менее, критика антиинтернационалистской теоретико-практической деятельности современной правой социал-демократии остается еще без должного внимания со стороны исследователей-марксистов.

Учитывая характер и степень разработанности данной проблемы, диссертант поставил своей целью с позиций научного коммунизма исследовать особую роль пролетарского интернационализма на новом современном этапе идеологической борьбы; дать критический анализ буржуазной, реформистской и ревизионистской фальсификации пролетарского интернационализма, а также разоблачить связь антимарксистских концепций буржуазных, реформистских и ревизионистских авторов с реакционной практикой тех.политических сил, объективно интересам которых данные концепции служат.

В соответствии с поставленной целью исследования диссертант определяет следующие задачи: I) выявить антинаучный характер буржуазных, реформистских и ревизионистских фальсификаций пролетарского интернационализма; 2) показать их социально-классовую принадлежность; 3) выявить идейное родство указанных идеологических направлений по проблемам "трактовки" пролетарского интернационализма; 4) разоблачить типичные фальсификаторские приемы идейных противников пролетарского интернационализма, вскрыть теоретическую несостоятельность и политическую опасность этих фальсификаций; 5) выяснить особенности и отметить присущие в той или иной степени каждому из указанных течений общие черты антикоммунизма и антисоветизма, что объективно сближает эти течения между собой в единый реакционный антиреволюционный фронт.

Научная новизна диссертации заключается в следующем.

Во-первых, диссертация является целостным исследованием, - ІЗ - посвященным обобщающей критике фальсификации пролетарского ин- v тернационализма со стороны буржуазной, реформистской и v ревизионистской идеологии, что дало возможность выявить точки соприкосновения этих идеологических и политических течений, вскрыть сущность их взаимодействия в данном вопросе, их общую враждебность к пролетарскому интернационализму, что объективно представляет большую опасность для теории и практики революционного движения.

Во-вторых, данное исследование позволило выявить черты общего, особенного и единичного, характеризующих указанные идеологические течения, что позволяет говорить об объективно существующем своеобразном "разделении труда" и координации действий среди антимарксистских антиинтернационалистских течений в деле подрыва революционного потенциала трудящихся масс мира, в деле подрыва революционной роли социалистического содружества и коммунистических партий мира.

В-третьих, показано, что национализм, претендующий на роль глобальной идеологии современности и будущего, будучи характерен для буржуазных и ревизионистских взглядов, является также, хотя и в завуалированном, в утонченном виде, существенным элементом антиинтернационализма реформистской идеологии.

В-четвертых, целый ряд источников на иностранных языках, использованных в диссертации, впервые подвергаются обстоятельной критике именно в связи с фальсификацией пролетарского интернационализма. Это дало возможность выявить новые тенденции в буржуазной и оппортунистической фальсификации пролетарского интернационализма, уточнить уже известные и выявить сравнительно новые приемы его фальсификации, что позволило использовать новую аргументацию при критике этих фальсификаций, а также показать вторичность и относительную самостоятельность как реформистских взглядов на интернационализм, так и ревизионистских.

Автор исходит из того, что одной из важнейших сторон интернационального долга марксистов-ленинцев является обоснованная критика антимарксистских взглядов на проблемы интернационализма. Известно, что новые процессы, явления, происходящие в мире на фоне общего противоборства двух миров, зачастую становятся объектом беззастенчивого извращения, фальсификации, спекуляции или некритического отношения со стороны идеологов и апологетов буржуазии, реформизма и ревизионизма. Единым стержнем, объединяющим эти взгляды, объективно является стремление, как правило, камуфлируемое, разобщить отряды мирового революционного процесса, противопоставить их друг другу и ослабить их в борьбе против иипериализма, за свободу, демократию и социализм.

Следует отметить также, что для всех этих указанных течений характерен общий антинаучный подход к проблемам пролетарского интернационализма. В.И.Ленин указывал в свое время, что ставить и формулировать тот или иной вопрос научно - это значит сформулировать его с позиций объективного подхода, "с точки зрения отношения между классами современного общества ..."*' А это значит выбрать в этих отношениях позиции прогрессивного класса и увидеть ведущую тенденцию борьбы классовых сил. Это значит подходить диалектически к решению конкретных проблем общественной жизни. Известно, что пролетарский интернационализм, абстрагируясь от множественности своего проявления через конкретное, особенное, обогащает это конкретное,особенное, национальное. Взаимодействие общего и особенного, проявление интернационального в национальном, в особенном - это постоянный процесс взаимообогащения. В историческом процессе общее выступает как закономерность. Но вот именно эти закономерности, диалектичес-

I. Ленин В.И. Крах П Интернационала, Поли.собр.соч., т.26, с.212. кий подход, отрицаются представителями буржуазной и оппортунистической идеологии.

Научная и практическая значимость данного исследования состоит в том, что оно помогает понять и оценить некоторые существенные моменты, объективно роднящие буржуазную и оппортунистическую идеологии по такому вопросу, как отношение к пролетарскому интернационализму. Кроме того, критический анализ буржуазной, реформистской и ревизионистской фальсификаций пролетарского интернационализма показал, что возрастает актуальность разработки позитивного изложения проблем пролетарского интернационализма и, прежде всего, проблем методологического характера. Известно, что противники марксизма-ленинизма предпринимают свои нападки и охотнее всего атакуют именно те вопросы, которые еще в силу различных причин не стали в известной мере объектом исследования марксистской общественной мысли.

Диссертация написана на основе критического анализа ряда публикаций буржуазных авторов ', которые пока еще довольно редко фигурируют в качестве объекта критики в работах советских ученых.

Следует отметить, что в буржуазной политологии и социологии практически нет работ специально затрагивающих проблемы пролетарского интернационализма, но редкая работа буржуазных авторов обходится без них, коль скоро она затрагивает вопросы енєшнєй и внутренней политики СССР и других стран социализма. Как правило,

I. Davis Н. Toward a Marxist Theory of Nationalism. N-Y., L., 1978; Dornberg J. Eastern Europe: A Kommunist Kaledoscop. Itf.Y., 1980; Africa and International Communism. L. , 1980; Communism: End of the Monolith? Itf.Y., 1978; Gripp R. The poloti-cal Sistem of Communism. N.Y., Toronto, 1973; Kilory-Silk R. Socialism since Marx. L., 1972; Sturmthal A. A comparativ Labor Movements. Ideological Roots and Institutional Development. Balmont, California, 1972; Lowenthal R. Model or Ally? Communist Powers and Developing Countries. N.Y., 1977; Soviet Union and the Developing Nations. Baltimor and L., 1974; Political Culture and Political Change in Communist States. N.Y., 1977; East Central Europe. Yesterday-Today-Tomorrow. Stanford, California, 1982 and others. для буржуазных авторов это лишь повод, чтобы сделать провокационный выпад против интернационализма. Кстати, это касается также многочисленных работ буржуазных идеологов посвященных анализу национальных отношений в СССР, а также отношений между социалистическими странами. Этому аспекту уделяется особое вни-мание со стороны буржуазных авторов. '

Буржуазные фальсификации пролетарского интернационализма занимают видное место в работах, извращающих как марксистско--ленинскую теорию в целом, так и отдельные ее аспекты. ' При этом исподволь используется софистический прием подмены целого частью, их метафизическое противопоставление для дискредитации марксизма-ленинизма как целого, а также отдельных частей его.

В целом, данные работы, претендующие на научность, на теоретичность, по сути своей являются утонченной попыткой дискредитировать марксистско-ленинское учение как науку, а пролетарский интернационализм как закономерность. О существе некоторых работ буржуазных авторов можно судить уже по их названиям, характеризующихся неприкрытым антисоветизмом. '

Б диссертации подвергнуты критике некоторые программные документы современной правой социал-демократии и выступления Kautsky J. Nationalism. - In: Political Change in Underdeveloped Countries, nationalism and Communism. N.Y.,1962; Communism: End of the Monolith? N.Y.,1978; The Soviet Union and Eastern Europe. L.,1970; Communism and Eastern Europe: A Collections of Esseys. N.Y.,1979; East Central Europe. Yesterday-Today-Tomorrow. Stanford, California, 1982. Ellis H. Ideas and Ideologies. Communism, Socialism and Capitalism. N.Y.,1972; Gripp R. The Political Sistem of Communism. N.Y. , Toronto,1973; Meyer A. Marxism. The Unity of Theory and Practice. Cambrige,1970; Ryle J.M. International Red Aid and Comintern Strategy, 1922-1926: - International Review of Social History, Vol.XV", part 1, Amsterdam, 1970.

3« Taborsky E. Communist Penetration of the Thirol World. N.Y., 1973; Valenta J. Soviet Decision - Making on the Intervention in Angola. - In: Africa and International Communism. L.,1980. еидных ее представителей на конгрессах Социалистического интернационала и в печати. ' Эта критика позволила выяеить коренную противоположность в понимании сущности интернационализма и солидарности во взглядах социал-демократии и коммунистического движения.

Подвергая критике официальные программные документы и выступления лидеров Социнтерна, автор опирался в своей работе на некоторые периодические издания Социалистического интернационала, а также партий, входящих в него. '

В диссертации подвергнуты критике взгляды правого ревизионизма по вопросам пролетарского интернационализма. Специально обращено внимание на критику еврокоммунизма. Для этого использовались опубликованные материалы в журнале "Проблемы мира и социализма". ' Кроме того, в своем критическом исследовании автором использованы книга С.Каррильо "Еврокоммунизм и государство" ', некоторые его выступления в последние годы ', 'Okonomisch-politischer Orientierungsrahmen fur die Jahre 1975-1985 in der Marmheimer Parteitag der SPD. Frankfurt a. M. ,1975; Brandt W. Marx of Change. - Socialist Affairs. L., 1977, vol.27,№5; Wuthe G., Junker H. Demokratischer Sozia-lismus Im Gedenken an Will; Eichler. - Demokratischer Gesel-lschaft. Konsensus und Konflikt, t.1. Munchen - Wein,1975; Aktionsprogramrn von 1952.-Dokumente zur Parteipolitischen Entwicklung in Deutschland seit 1945. Bd.3, t.2, В.,1963; Grundsatzprogramm der Sozialdemokratischen Partei Deutsch-lands.Beschlossen vom ausserordentlichen Parteitag der Sozialdemokratischen Partei Deutschlands in Bad Godesberg vom 13 bis 15 November 1959,Bonn,1959; Kreisky B. Freiheit gehort das Recht auf Arbeit,-Arbeiter Zeitung.Wien,1976,4 Sept.; Kreisky B. Brief an einen Jungen Sozialisten.-In:Demokrati-scher Sozialismus in dem achtzigen Jahren:Willi Brandt zum 65.Koln,Frankfurt a.M.,1979; Graxi B. Discours.-Vancouver, 1978/Socialist International Congress, 14 , Vancouver,Hov. 3-5,1978. Socialist Affaires. L. ,1977, vol.27,№5; Nouvelle revue So-cialiste. P., 1977, №29.

Рубби А. Новый интернационализм.- Проблемы мира и социализма, 1977, № I. Carrillo S. Eurocommunism and the State, Westport,Connecticut,

См.: Noveno Congreso del Partido Communista de Espana. Infor- (Продолжение сноски на след.стр.).

I) а также другие издания периодической печати, '

В своем критическом анализе "еврокоммунистической" трактовки пролетарского интернационализма автор исходит из программных, принципиальных положений, изложенных в Материалах ХХУ, ХХУІ съездов КПСС. Существенную помощь в исследовании оказали работы Пономарева Б.Н. ] а также публикации в журнале "Коммунист" и в газете "Правда". '

Выводы и фактический материал, изложенные в диссертации, могут быть использованы специалистами в этой области в процессе дальнейшей исследовательской работы по данной проблематике. Кроме того, материал диссертации может быть использован при изучении ряда тем курса научного коммунизма, а также для подготовки спецкурса по критике буржуазной, реформистской и ревизионисте-кой фальсификации пролетарского интернационализма, в системе партучебы, лекторами при изучении вопросов идеологической борьбы, в идейно-воспитательной работе со студентами.

Теоретико-методологическую основу диссертации составляют произведения классиков марксизма-ленинизма, программные документы КПСС и международного коммунистического движения.

Автор диссертации отдает себе отчет в том, что его исследование не может претендовать на всестороннее освещение такой проблемы, которая под силу лишь совокупным усилиям марксистов. 1 (Продолжение сноски со стр.17) mes,debates,aotas у documentos. Madrid 19-23 de abril de 1978. Madrid,1978$ Informe del Gomite Central al X Congreso Presenta-do por Santiago Carrillo.-Mundo Obrero,1981,№136; The Communist Parties of Italy,France and Spain:Postwar Change and 7 continunity. A Casebook, L.,1981. L'Unita, 1982,28 novembre; Espresso, Roma,1976,№26.

Пономарев Б.Н.реальный социализм и его международное значение. М.,1982; Его же. Живое и действенное учение марксизма-ленинизма. (Ответ критикам). М., 1983.

На скользком пути.- Коммунист, 1982. № 2; Еще раз о позиции Руководства ИКП.- Коммунист, 1982, т 4; Вопреки интересам мира и социализма.- Правда, 1982, 24 января.

Критика буржуазной фальсификации пролетарского интернационализма

Буржуазная "критика" пролетарского интернационализма насчитывает, пожалуй, столько же лет, сколько лет марксистскому учению. Эта "критика" шла и идет по линии критики марксизма как целостного интернационального учения, выявившего закономерности общественного развития. На международной конференции в Софии 1978 г., посвященной проблемам строительства социализма и коммунизма, отмечалось:"В наши дни против пролетарского интернационализма выступают и те, кто ставит под вопрос общие закономерности марксизма-ленинизма, такие как диктатура пролетариата, роль рабочего класса и коммунистической партии ..." / И это действительно так, ибо пролетарский интернационализм выступает как закономерность марксизма, проявляя себя и в диктатуре пролетариата, в революционной роли рабочего класса, в деятельности его политического авангарда - коммунистических партий.

Поэтому, как отмечалось на июньском (1983 г.) Пленуме ЦК КПСС, "надо совершенствовать обмен опытом коммунистического воспитания, наше идеологическое сотрудничество, шире использовать имеющиеся резервы для совместной борьбы против империалистической пропаганды, попыток насаждать ядовитые семена национализма и ревизионизма. Нельзя ослаблять внимание и к вопросам упрочения солидарности с освободившимися государствами, народами, борющимися за свою свободу и независимость". Между тем, как отмечал Б.Н.Пономарев, "буржуазная пропаганда стала более концентрированной, стремится бить по меньшему числу целей, но массированнее, чтобы достичь большего успеха"? К числу таких "избранных" целей относится, несомненно, и пролетарский интернационализм.

Атаки современных буржуазных идеологов, антикоммунистов направлены прежде всего против интернационализма коммунистической идеологии, т.е. отказывают ей во всеобщности и необходимости - этих существеннейших компонентах, делающих гипотезу теорией. Поэтому, большие усилия антикоммунистов направлены на то, чтобы представить коммунистическую идеологию, пролетарский интернационализм как явления сугубо национальные и гегемонист-ские. Безаппеляционно делаются заявления о том, что "оба элемента в формуле "пролетарский интернационализм" оборачиваются мифом" в том смысле, что здесь-де нет ничего пролетарского и ничего от интернационализма. Доказывается это просто: если это - "интернационализм", то он не может быть пролетарским, ибо, как указывается, пролетариат существует на национальной почве и, в силу этого, если это - "пролетарский", то это никакой, по мнению автора, не интернационализм. Одно с другим, судя по данному изданию, не совместимо.

Мысль о том, что "нет такого явления как международный рабочий класс", а что есть скорее "множество национальных рабочих классов" \ как бы подкрепляя изложенное выше положение,призвана опровергнуть интернационализм рабочего класса на том лишь основании, что он - рабочий класс - существует, формируется как в себе и для себя национально. А если принять во внимание положение, что "в некоторых странах совсем нет рабочего класса" { то,следовательно, по логике автора, никакого интернационализма, тем более пролетарского, и нет. Такой объективистский подход позволяет автору приводимых высказываний - Хорэйсу Дэвису, работнику высшей школы США - сделать в другом месте своей книги удивительный и довольно прямолинейный вывод о том, что "пролетарский интернационализм мертв", Приведенные высказывания позволяют отметить явно выраженное стремление некоторых буржуазных авторов представить пролетарский интернационализм не существующим или мифом, а само понятие - пролетарский интернационализм - неправомерным с научной точки зрения. Между тем пролетарский интернационализм возник и сформировался как научная теория и социально-политическая практика пролетариата на основе единства бытия, пролетариата как класса где бы то ни было, в основе чего, как уже отмечалось, лежат объективные процессы интернационализации экономической и духовной жизни, присущие капитализму, К моменту написания "Манифеста Коммунистической партии" Маркс и Энгельс пришли к выводу, что коммунистическое учение принадлежит пролетариату всех стран, то есть, что это учение интернационально по содержанию, пролетарское по форме. Ф.Энгельс в одном из своих выступлений в 1847 году говорил: "Так как положение рабочих всех стран одинаково,так как их интересы одинаковы, враги у них одни и те же, то и бороться они должны сообща и братскому союзу буржуазии всех наций они должны противопоставить братский союз рабочих всех на-ций"ї Выступая против пролетарского интернационализма как выражения общности классовых интересов национальных отрядов пролетариата разных стран, буржуазные идеологи стремятся дезавуировать научность коммунистической идеологии.

Необходимо отметить, что тенденция к интернационализации бытия пролетариата одним из своих проявлений имеет интернационализацию классовой борьбы рабочего класса. В условиях капитализма эта тенденция к интернациональному единству различных национальных отрядов международного рабочего класса подвергается сильнейшему давлению со стороны правящих буржуазных кругов и не может проявить все свои потенциальные возможности. Эта тенденция реализуется с переходом к социализму. Следовательно, буржуазные авторы, отвергающие пролетарский интернационализм на основании того, что не может быть такого явления из-за национальной оформленности рабочего класса, его национальной организации, не видят или не хотят видеть общности бытия пролетариата, имманентного ему интернационализма. Данный подход может быть охарактеризован как объективистский, метафизический и идеалистический в силу: а) нежелания рассматривать пролетарский интернационализм в его развитии, т.е. диалектически; б) абсолютизация тех или иных сторон объективной реальности общественной жизни.

Идейно-теоретические и классовые предпосылки реформистского подхода к пролетарскому интернационализму

Большинство основных положений современной социал-демократии ведут СБОЮ "линию жизни" от так называемого "классического ревизионизма" конца XIX - начала XX в., что является, как указывал Б.И. Ленин, прежде всего результатом попыток "внутренне сгнившего либерализма" "ОЖИЕИТЬ себя в виде социалистического оппортунизма". Через "классический ревизионизм" идеологи современной социал-демократии, реформисты, прокладывают мостки к кантианскому "этическому социализму". И в этом наблюдается одно из существенных совпадений взглядов "классического ревизионизма" и современного реформизма, ибо одним из основных элементов главной идеологической концепции современной социал-демократии - "демократического социализма" - выступает "солидарность всех общественных групп и индивидуумов", абстрактно понимаемые "взаимопомощь и всеобщее братство", признание принципа "общечеловеческой этики". Так, в "Программе экономико-политической ориентации на 1975-1985 гг." указывается на то, что "демократический социализм не обещает рая на земле и разрешение всех человеческих проблем, ни представляет собой готового плана нового общественного строя. Он осуществляется в значительной степени в том, что борется за свободу, справедливость и солидарность, сохраняет их и оказывается достойным их". Это весьма напоминает тезис Бернштейна:"Движение - все, конечная цель - ничто".

Этот лозунг Бернштейн при помощи идеалистической, канти , а некой интерпретации понятий свободы, справедливости, равенства и солидарности современной социал-демократией был превращен в систему новой идеологии, согласно которой социализм не реальная и достижимая цель, а бесконечное стремление людей к достижению этих идеалов. Отсюда вполне логичен вывод о том, что и солидарность как проявление интернационализма характеризуется в неисторически, абстрактно, как пропагандистский ход (солидарность ради солидарности - ведь конечной цели у такой солидарности нет). Но за всем за этим объективно стоят интересы капитала, ощущается идеологическое присутствие буржуазии. "Вопрос стоит только так: буржуазная или социалистическая идеология, -указывал В.И.Ленин, - Середины тут нет, ибо никакой "третьей" идеологии не выработало человечество, да и вообще в обществе, раздираемом классовыми противоречиями, и не может быть никогда внеклассовой или надклассовой идеологии. Поэтому всякое умаление социалистической идеологии, всякое отстранение от нее означает тем самым усиление идеологии буржуазной". Как раз такимv "умалением" социалистической идеологии занята идеологическая мысль современной социал-демократии. Но это, в свою очередь, оказывается как бы своеобразной методологической основой для атак против реального социализма, пролетарского интернационализма.Так, например, выступая в мае 1977 г. в Трире, на родине

Маркса, на семинаре, организованном фондом Эберта, Б.Брандт говорил:"Подобно другим течениям, марксизм постепенно утрачивал свою познавательную значимость до тех пор, пока десятилетияспустя, отчасти в других классах общества, не испытал новогоподъема, вполне независимого от первоначальной научной теории".

Это высказывание делает в какой-то степени понятным популярность в последнее время взглядов Бернштеина в рядах СДПГ, в частности, и в социал-демократии вообще. К тому же далее Брандт отметил: "В последние годы было обращено внимание на удивительную современность трудов Бернштеина. В них можно найти важные аспекты критики Маркса". "Современность" Бернштеина проявляется в принципе "мировоззренческого нейтралитета" социал-демократической идеологии и политики, отрицания социализма как научной теории. В 1899 г. Бернштейн писал: "Между прочим, стоило бы когда-нибудь подзаняться более подробным исследованием того, насколько такая теория, как социалистическая, предметом которой является то, что лишь должно произойти, может вообще быть наукой и таковой ли ей быть необходимо".5- А двумя годами позже он же писал: "Что он (социализм - В.К.) не есть и не может быть исключительно нау кой, чисто наукой - это, я думаю, мне удалось доказать. Уже само внешнее выражение этого понятия указывает на это: никакой "изм" не может быть наукой, "йзмом" мы обозначаем миросозерцание, тенденцию, систему мыслей или требований, но не науку. Основа ЕСЯКОЙ действительной науки - это опыт, свое здание она строит на накопленном знании. Социализм же является учением об общественном строе будущего и именно поэтому-то наиболее в нем характерное не поддается строго научному установлению".1 Отказывая социалистической теории в научности, Бернштейн, а вместе с ним и современные реформисты, социал-демократы, стоят на позициях идеологического плюрализма, а также - отрицания классовго пролетарского характера данной теории. А это как бы обеспечивает "методологическую основу" для .классового сотрудничества, союза, "социального партнерства" в антагонистическом капиталистическом обществе - т.е. реформистского или буржуазного толкования интернационализма.

Несостоятельность Бернштейна как провозвестника социализма без научности, как своеобразного предшественника одной из современных буржуазных концепций - "деидеологизации" была вскрыта тогда же в начале XX в. Плехановым, который в своем "Ответе" по поводу "экзерциссов" Бернштейна писал: "... Что наука строит свое знание на основе опыта, это известно теперь каждому толковому школьнику. Но вопрос совсем не в этом. Он состоит в том, что же именно строит наука на основе опыта А на это возможен только один ответ: на ОСНОЕЄ опыта наука строит известные обобщения ("системы мыслей"), которые в свою очередь ложатся в осно-Еу известного предвидения явлений. Но предвидение относится к будущему времени. Поэтому далеко не всякое соображение о буду

Критика социал-демократических концепций пролетарского интернационализма

Самой характерной чертой социал-демократических и социалистических партий, входящих в Социнтерн, является оппортунизм реформистского толка. Такие лидеры современного социал-демократизма, .как В.Брандт, Б.Крайский, Б.Кракси, а также другие представители СДПГ, СПА, ИСП много усилий приложили и прилагают для оппортунистического искажения теории и практики пролетарского интернационализма. Несмотря на довольно частое их обращение к марксистской терминологии, объективно в их печатных и устных выступлениях фальсифицируется, реформистски "интерпретируется" марксизм-ленинизм в целом и пролетарский интернационализм в частности.

Наиболее характерными моментами в этой фальсификации выступают стремления представить коммунистическое учение эволюционирующим к национализму, а политику социалистических стран, прежде всего СССР, как политику диктата.

Кроме того, следует учитывать так называемый "позитивный" момент в реформистской версии пролетарского интернационализма, который сводится к идеалистической, абстрактной трактовке таких понятий как "солидарность", "братство", "единство", да исамого понятия "интернационализм".

Например, во многих документах СДПГ довольно часто встречается понятие "солидарность", анализ употребления которого заставляет говорить об оппортунизме лидеров этой партии. Так, во введении к "Программе действий 1952 г.", написанном одним из лидеров СДПГ того времени Куртом Шумахером, говорится: "Интернациональность - это солидарность фактически равноправных и равноценных народов". Б"Правительственной программе СДПГ на 1976-1980 гг." в свою очередь отмечается: "Без солидарности нет подлинной свободы отдельного человека ...

СДПГ исходит из того, что только политика солидарности и справедливости гарантирует каждому гражданину настоящую свободу ... Основы для этого создаются благодаря солидарному социальному строю, соучастию в управлении, повышению шансов на получение образования". Как в первом, так и во втором случае обращает на себя внимание абстрактный, внеклассовый, внеисторический подход к проблемам солидарности. Более того, во втором случае речь идет о солидарности представителей антагонистических классов. У Билли Брандта, в его определении солидарности, по сути то же содержание. Он отмечает, что "солидарность - это взятое на себя обязательство ориентироваться на общие основные ценности". Но,к сожалению, в антагонистическом обществе ценности у антагонистических классов имеют весьма мало "общего", чего, как вид но Брандт не замечает. Все это свидетельствует о том, что под і солидарностью реформизм, являясь таковым, подразумевает единст-VBO противоположных классов, их социальное партнерство ради сохранения политической системы капитализма путем удовлетворения мелких, частных, сиюминутных интересов в ущерб конечным целям пролетариата - устранению капитализма и строительства социализма.

Но необходимо отметить, что обращение лидеров европейской социал-демократии к проблемам солидарности, интернационализма свидетельствует о довольно пристальном внимании к реальным социальным процессам. Следует также отметить, что реформизм имеет большую социальную базу и довольно сильное влияние в массах трудящихся.

На международной арене политика социал-демократии ориентируется на признание того, что политике разрядки, политике мирного сосуществования нет действительной альтернативы кроме термоядерной войны. Обращение руководства социал-демократических партий и Социнтерна к глобальным, мировым проблемам во многом способствует сближению на общедемократической основе трудящихся как различных классов, так и разных народов. Это вызвано прежде всего тем, что многомиллионные народные массы все в большей степени становятся субъектами исторического действия. В.М.Ленин указывал, что "политика начинается там, где миллионы, не там, где тысячи, а там, где миллионы, там только начинается серьезная политика". И это не могут игнорировать лидеры социал-демократии.

Но в то же время нельзя не видеть определенного разрыва между желаниями лидеров Социнтерна, их заявлениями и собствен но делами. Так, выступая в октябре 1980 г. в Берлине на международной конференции "Против империализма, за социальный прогресс", член Политбюро французской коммунистической партии М.Гре w мец указывал, что "разрыв между делами и идеологическими заявлениями (представителей Социнтерна - В.К.) виден на примере позиции занятой президентом Социнтерна В.Брандтом в международной комиссии по проблемам сотрудничества и развития, созданной по инициативе президента Всемирного банка Р.Макнамары. Хотя Брандт на словах осуждает гонку вооружений, он не делает ничего, чтобы помешать странам НАТО наращивать военный потенциал в Европе и в других регионах мира. Брандт предлагает продвигаться к установлению новых международных экономических отношений путем дискуссий и переговоров, а в то же время Г.Шмидт на коллоквиуме СДПГ в Вене, когда проходила Всемирная конференция по проблемам энергетики, угрожает войной развивающимся нефтедобываю-/ щим

Критика ревизионистских фальсификаций пролетарского интернационализма

На протяжении десятков лет мировому коммунистическому движению приходится вести неустанную борьбу против ревизионизма. Для разных исторических периодов были характерны"свои" аспекты, по которым шла ревизия марксистско-ленинской теории. Что же касается пролетарского интернационализма, то можно с уверенностью сказать, что попытки его ревизии, "пересмотра" предпринимались и предпринимаются более или менее постоянно. Во многом это объясняется важностью проблемы единства всех революционных сил вокруг международного пролетариата, а также той яростной атакой на это единство со стороны империалистической буржуазии и ее сподручных. В силу известного факта, что рабочий класс пополняется не только за счет притока в его ряды непролетарских слоев-носителей буржуазного и мелкобуржуазного мировоззрения, пробур-жуазный натиск является как бы постоянно действующим фактором.

В.й.Ленин отмечал, что ревизионизм является "одним из главных, если не самым главным, проявлением буржуазного влияния на пролетариат и буржуазного развращения пролетариев". В последние годы наблюдается усиление тенденции правореви-зионистского истолкования пролетарского интернационализма.

Тенденция к "особой" позиции по вопросу о пролетарском интернационализме стала отчетливо проявляться у некоторых руководителей ИКС и КИЙ примерно с середины 70-х годов. Так, еще в декабре 1975 г. в интервью итальянской газеты "Стампа" бывший

Генеральный секретарь КПИ Сантьяго Каррильо заявил: "... не может быть общей линии между компартиями капиталистических стран и партиями Восточной Европы. ... Мы думаем о пересмотре принципов интернационализма с тем, чтобы он основывался на координации наших действий с действиями остальных сил рабочего движения Западной Европы. С партиями Восточной Европы могут сохраниться контакты, отношения сотрудничества, но преимущество отдается Западу11. Примерно в это же время в Руководстве Итальянской компартии стала складываться концепция "нового интернационализма", которая была подвергнута критичеекому анализу в журнале "Проблемы мира и социализма". На ХХУ съезде КПСС отмечалось, что "находятся и такие.деятели, которые даже открыто предлагают отказаться от интернационализма. По их мнению, тот интернационализм, который обосновали и отстаивали Маркс и Ленин, якобы устарел". Все это говорит о том, что данная концепция "нового интернационализма" откристаллизовалась с достаточной ясностью.

С.Каррильо неоднократно в своих заявлениях прямо говорил о неприятии "старого интернационализма". Так, в книге "Еврокоммунизм и государство" он пишет, что под "старым интернационализмом" понимается такой интернационализм, который "оценивает коммунистические и рабочие партии по их несомненной поддерж ке Советского Союза: "Краеугольным камнем пролетарского интернационализма является отношение к Советскому Союзу". Еще несколько ранее, в 1976 г., в газете "Мундо обреро" С.Каррильо заявил: "Однако, я (как уже говорил в других случаях) против старого интернационализма. Я имею в виду то, что когда в результате русской революции было установлено первое, единственное социалистическое государство, мы - коммунисты думали, что это было нашим интернациональным долгом защищать Советский Союз из-за угроз капиталистических держав. Сегодня ситуация в мире иная.Советский Союз является частью международной системы, это гигантская сила; он может поддержать себя сам. Когда советские товарищи хотят, чтобы коммунистические партии других стран поступали бы таким образом, будто Советский Союз находится в критической ситуации, когда его окружают и угрожают, и : поддержали бы советскую политику во всех аспектах, мы говорим: Коммунистическая партия Испании несогласна. Для нас пролетарский интернационализм не состоит из всегдашней поддержки Советского Союза или какой-либо иной страны". Бросается в глаза попытка С.Каррильо сузить исторические рамки интернационализма. Он сводит "старый интернационализм" к помощи Советскому Союзу, когда-то единственной социалистической стране. Нет необходимости доказывать, или опровергать, что такая помощь была, более того, В.И.Ленин еще в ходе I Мировой империалистической войны, вырабатывая концепцию о возможной победе социалистической революции в одной отдельно взятой стране, опирался на признание того, что такая революция вско лыхнет, поднимет в других странах волну поддержки и сочувствия трудящихся и прежде всего международного рабочего класса.1 В.И.Ленин исходил из того, что победоносная пролетарская революция в одной стране это результат борьбы рабочего класса в международном масштабе, что эта революция относится к высшим достижениям борьбы, международного пролетариата.

Но,тем не менее, это еще совсем не означает, что пролетарский интернационализм начался именно с Октябрьской революции, и что до ее победы в международном рабочем движении не было пролетарского интернационализма, как это следует из заявлений Каррильо.Сам такой подход выявляет метафизичность, внеисторичность

Похожие диссертации на Критика буржуазных, реформистских и ревизионистских фальсификаций пролетарского интернационализма