Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Преодоление влияния "левого" оппортунизма как предпосылка единства левых сил (на примере стран Латинской Америки) Ирмуханов Аскар Бабиктиевич

Преодоление влияния
<
Преодоление влияния Преодоление влияния Преодоление влияния Преодоление влияния Преодоление влияния Преодоление влияния Преодоление влияния
>

Данный автореферат диссертации должен поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - 240 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Ирмуханов Аскар Бабиктиевич. Преодоление влияния "левого" оппортунизма как предпосылка единства левых сил (на примере стран Латинской Америки) : ил РГБ ОД 61:85-9/274

Содержание к диссертации

Введение

ГЛАВА 1. Оппортунизм в современном революцион ном движении латшской америки 25

1.1. Латиноамериканский революционный процессна современном этапе 25

1.2. Методологические основы, источники и ДрИт чины оживления "левого" оппортунизма 56

1.3. Формы проявления "левого" оппортунизма и их вред революционному движению 71

ГЛАВА 2. Решающая роль марксйстско-ленинскик партий в преодолении влияния "левого" оппортунизма 99

2.1. Возрастание роли коммунистических партий в революционном процессе 99

2.2. Преодоление влияния "левого" оппортуниз ма г важное условие в борьбе компартий за единство рабочего класса, за создание широких антиимпериалистических фронтов 119

2.2.1. Борьба за единство рабочего класса против раскольнической деятельности ультралевых

2.2.2. Борьба против "левого" оппортунизма - решающее условие для создания широкого антиимпериалистического фронта

Заключение 169

Библиография 174

Введение к работе

В современных условиях, когда соотношение сил на мировой арене все больше меняется в пользу социализма, когда во многих освободившихся странах происходит сложный процесс размежевания политических сил,' нарастает классовая борьба и растет число государств социалистической ориентации, исключительно возрастает в революционном процессе роль субъективного фактора, а следовательно, повышается ответственность коммунистических партий за судьбы революционного движения. Исторический опыт вновь и вновь подтверждает, что именно умеїше и способность революционных сил правильно использовать возникшие возможности, единство и сплоченность самих этих сил, их готовность преодолеть разногласия определяют и сегодня успехи антиимпериалистической борьбы. В авангарде борьбы за укрепление единства всех революционных сил по праву идут коммунисты.

Залогом успешной борьбы коммунистов как за единство своих рядов, так и всех антиимпериалистических сил является их бескомпромиссная борьба против всех форм оппортунизма. "Баша партия исходит из того, что расхождения во мнениях между коммунистами преодолимы, - подчеркивалось в Отчетном докладе Центрального Кот митета КПСС ХХУІ съезду, г если, конечно, это не принципиальные расхождения между революционерами и реформистами, между творческим марксизмом и догматическим сектантством,1 левацким авантюризм мом. Здесь, разумеется, компромиссов быть не может - сегодня так же, как и во времена Ленина . Коммунисты, последовательно выступая против империализма, ведут одновременно решительную борьбу против правого и "левого" оппортунизма. В.И.Ленин указывал: "Борьба с империализмом, если она не связана неразрывно с

I. Материалы ХШ съезда КПСС. М., 198 с. 17.

4 борьбой против оппортунизма, есть пустая и лживая фра за"* Истинность этих слов доказана и доказывается всем опытом їлирового революционного движения. Действительно, в то время как правый оппортунизм ведет к идейному и политическому разоружению рабочего класса, революционных сил, "левый" оппортунизм заводит их в тупик левацкой псевдореволюционности. "При всем отличии друг от друга отклонения от марксизма-ленинизма вправо или "влево",-отмечалось на международном Совещании коммунистических и рабочих партий 1969 г., - ведут в конечном счете к одинаково вредным последствиям: ослабляют боеспособность коммунистических партий, подрывают революционные позиции рабочего класса и единство ант

тиимпериалистических сил" . Таким образом, как правый, так и "левый" оппортунизм, если не вести против них решительной борьбы,1 наносит серьезный ущерб революционному делу. Борьба на два фронта не исішочает того,- что на том или ином этапе исторического развития, в определенных ситуациях, в отдельных странах, та или иная разновидность оппортунизма может представлять главную опасность. Так, в начале XX в., когда идейное и политическое размежевание между революционным и оппортунистическим течениягж приобрело острый характер, В.И.Ленин видел главную опасность в правом оппортунизме-ревизионизме. В работе "Марксизм и ревизионизм" (1908 г.) он определяет главным врагом рабочего движения "ревизионизм справа" . Выступая на П конгрессе Коминтерна (1920 г.)', В.И.Ленин вновь подчеркнул, что "оппортунизм - наш главный враг" . В своем гениальном труде "Детская болезнь "левизны" в коммунизме", говоря об опасности "левизны", В.И.Ленин писал: "... ошибка левого доктринерства в коммунизме является,

  1. Ленин В.И. Поли.собр.соч., т.27, с.424.

  2. Международное совещание коммунистических и рабочих партий. Москва,^ 1969". Прага; 1969, с.195.

  3. Ленин В.И. Полн.собр.соч., т.Г7, с.25.

  4. Ленин В.И. Полн.собр.соч., т.41, с.232.

5 в настоящий момент, в тысячу раз менее опасной и менее значительной, чем ошибка правого доктринерства (т.е. социал-шовинизма и каутскианства), но ведь это только потому, что левый коммунизм течение совсем молодое, только-только зарождающееся. Только потому болезнь1, при известных условиях, может быть легко излечена, и необходимо приняться за ее излечение с максимальной энергией"1.

Следует сказать, что компартии, которые успешно очищали свои ряды от различного рода правых оппортунистов, не сумели в последующие годы вести достаточно эффективную борьбу против "левизны", которая не только не была излечена, но, по образному выражению Г.Димитрова, стала уже не "детской болезнью", "укоренившимся пороком" и выражалась в форме "самодовольного сектантст-ва УП конгресс Коминтерна сыграл важную роль в исправлении этого порока и разработке верного стратегического и тактического курса в борьбе за единый рабочий и народный фронт.

В послевоенные, главным образом, 50-е годы коммунистические партии по-прежнему подчеркивают опасность правого оппортунизма. "Интересы дальнейшего развития коммунистического движения требуют и впредь ... продолжать решительную борьбу на два фронта - против ревизионизма, который остается главной опас-ностью,: и против догматизма и сектантства" , - говорилось в Заявлении Совещания коммунистических и рабочих партий I960 года. В документе одновременно подчеркивалось, что догматизм и сектантство, если против них не вести последовательной борьбы,также могут стать главной опасностью на том или ином этапе развития отдельных партий.

  1. Ленин В.И. Полн.собр.соч., т.41, с.88.

  2. Димитров Г. Доклад на УП Всемирном конгрессе Коммунистического Интернационала. М., 1959, с.73.

  3. Программные документы борьбы за мир, демократию и социализм. М"., 1964, с.81.

Заметное оживление в 60-70-х г.г. "левого" оппортунизма вновь подтвердило историческую и политическую актуальность борьбы против "левизны", на опасность которой еще в 1920 г. указывал В.И.Ленин, "Если первой исторической задачи (привлечь сознательный авангард пролетариата на сторону Советской власти и диктатуры рабочего класса) нельзя было решить без полной,идей-ной и политической победы над оппортунизмом и социал-шовинизмом, - подчеркивал В.И.Ленин, - то второй задачи, которая ныне становится очередной и которая состоит в уменье подвести массы на новую позицию, способную обеспечить победу авангарда в рево-лкщш, этой очередной задачи нельзя выполнить без ликвидации левого доктринерства, без полного преодоления его ошибок, без избавления от них"^.

Таким образом, борьба против "левого" оппортунизма преследует две главные цели: во-первых, привлечение на сторону революционного авангарда - коммунистических партий массы трудящихся, в том числе и тех, которые по той или иной причине подпали под влияние ультралевых; во-вторых,^ правильно определить пути и методы подвода масс к революции, что неизбежно требует разоблачения буржуазной и мелко буржуазной фальсификации революционного процесса, роли в нем леваков и коммунистов.

Серьезный ущерб, нанесенный революционному движению провокационной деятельностью ультралевых, в том числе левацко-националистических элементов, троцкистов и маоистов, очевиден. Отрицание руководящей роли рабочего класса в революционном процессе, абсолютизация лишь одной формы борьбы - вооруженной, отказ от промежуточных целей и определение характера нынешней революции как непосредственно социалистической,- игнорирование роли и значения реального социализма, гегемонические амбиции в революционном движении - эти и другие постулаты современных

I. Ленин В.И. Поли.собр.соч., т.41, с.78-79.

7 "левых" оппортунистов ведут неизбежно к расколу и серьезному ослаблению революционных, антиимпериалистических сил, более того, усиливают опасность контрреволюции "слева ",: чему в немалой степени способствует присущая левакам мелкобуржуазная тенденция к путчизму, авантюризму. Вот почему изучение характера и особенностей современного "левого" оппортунизма, разоблачет ние его вредных последствий в революционном движении, обобщение опыта успешной борьбы компартий цротив него, в частности",1 в процессе формирования широких демократических, антиимпериалистических фронтов,1 приобретают столь важное научное и политическое значение,

Научная и политическая актуальность темы. Особую научную и политическую актуальность приобретает сегодня проблема борьбы с "левым" оппортунизмом в латиноамериканском революционном процессе. Это связано с рядом причин объективного и субъективного характера: большим размахом и богатством содержания освободительного, революционного движения на континенте, особенностями общественного развития самих латиноамериканских стран, значительным распространением и устойчивостью в революционном движении ультралевых тенденций, их социальной и политической неоднородностью, появлением прогрессивных леворадикальных движений,' трудностями и сложностью взаимоотношений компартий с другими левыми, революционными силами континента.

33 страны Латинской Америки представляют существенный фактор современной международной жизни. "Значительно повысилась роль на мировой арене государств Латинской Америки, в том числе таких, как Мексика, Бразилия, Аргентина, Венесуэла, Перу"-1, -отмечалось на ХХУТ съезде КПСС. Большую роль латиноамериканские страны играют в движении неприсоединения. Так, наряду с Кубой и Перу, Гайана и Ямайка входят в координационное бюро движения

I. Материалы ХШ съезда КПСС. М., 1981. с.25.

8 неприсоединения

Латиноамериканский революционный процесс - составная часть мировой социалистической революции. Его значение как революционного фактора в мировой политике особенно возросло в 60-70-е годы. Это связано прежде всего с победой в 1959 г. кубинской революции,; которая, по определению международного Совещания коммунистических и рабочих партий 1969 г. "разорвала цепь империалистического гнета в Латинской Америке и привела к созданию первого социалистического государства на латиноамериканском континенте, ознаменовав исторический поворот и открыв здесь новый этап революционного движения. Этот новый этап отмечен более широким и глубоким характером антиимпериалистической борьбы на континенте, чему в немалой степени способствовало разрушение кубинской революцией мифа о "географическом фатализме",1 идеи о невозможности победы социалистической революции в Западном полушарии, под влияние которой попадают иногда и отдельные революционные силы.

Сокрушительный удар этому глифу нанесла также и победа народов Никарагуа и Гренады. Первый секретарь ЦК Компартии Кубы Фидель Кастро поэтому мог с полным основанием говорить: "Нужно уметь ощущать ход истории ...у чтобы понять значение сандинист-ской революции, значение гренадской революции. Гренада,1 Никарагуа и Куба становятся тремя гигантами, вставшими на защиту своего права на независшлость, суверенитет и справедливость у самого порога империализма" . Последние события на Гренаде подтверждают, что Гренада - "бельмо" на глазу империализма СШАу и послед/ ние не остановились перед прямой интервенцией,' прервав тем самым независимое црогрессивное развитие этого небольшого островного государства.

  1. Международное Совещание коммунистических и рабочих партий. Москва, 1969 год. Прага, 1969, с.31.

  2. "Qxcunma,",. І0.Ш.І980.

9 Важной особенностью революционного процесса в Латинской Америке этого периода является также и то, что на континенте возникла новая обстановка, при которой "расширяются возможности создания демократических правительств, противостоящих империа-'

лизму и осуществляющих передовую политику в социальной области .

Возросший интерес к латиноамериканскому революционному процессу объясняется и тем, что в условиях наибольшей зрелости объективных и субъективных предпосылок для победы антиимпериалистической революции, последняя может значительно быстрее пе- _ рерасти в социалистическую. Действительно-, в большинстве стран Латинской Америки капитализм достиг среднего уровня развития. Классовая дифференциация здесь вполне четкая, абсолютное большинство самодеятельного населения составляют лица наемного труда,, среди которых преобладают рабочие. Как по степени концентрации, так и по организованности латиноамериканский пролетариат приближается» а иногда даже превосходит пролетариат индустриально развитых капиталистических стран. Довольно высокого уровня достигло его классовое самосознание. Именно это определяет его революционность, поддержку, оказываемую им компартиям. Опытные, закаленные в революционных и классовых битвах,: твердо и последовательно стоящие на позициях марксизма-ленинизма, пролетарского интернационализма 25 компартий Латинской Америки активно борются за единство всех антиимпериалистических сил.

Изучение проблем латиноамериканского революционного процесса в 60-70 гг. представляет большой интерес для международного коммунистического движения потому, что широкий спектр по- -литических сил, участвующих в антиимпериалистической борьбе і

I. Латинская Америка в борьбе против империализма,' за национальную независимость,демократию, народное благосостояние, мир и социализм. Декларация Совещания коммунистических партий стран Латинской Америки и Карибского бассейна, состоявшегося в Гаване с 10 по 13 июня 1975 г., М., 1975, с.21. (Далее: Латинская Америка в .борьбе...).

10 различные по форме и характеру революционные события, успехи и уроки этих событий на континенте серьезно обогатили марксистско-ленинскую теорию социалистической революции. г Так, латиноамериканские коммунисты подчеркивают непреходящее значение осуществленного на Кубе единства сил, боровшихся под знаменем идей марксизма-ленинизма,' и сил, пришедших к марксизму-ленинизму на основе своего собственного революционного опыта, для всех революционных движений в Латинской Америке . Победа никарагуанской революции в 1979 г., вооруженное восстание народа Сальвадора, осуществляющих успешно единство революционных сил (в Никарагуа, например, уже сделаны важные шаги на пути формирования револю-ционной партии) , наглядно подтверждают перспективность кубинского революционного опыта и по данному вопросу. Международное коммунистическое движение извлекло серьезные уроки из опыта революции в Чили в 1970-1973 гг. Реализация политического единства рабочего класса,1 использование рабочим классом и всем народом демократических форм для завоевания власти, глубокие социально-экономические и политические мероприятия^ осуществленные правительством Народного единства, - безусловное достояние не только революционных сил Чили, но и всех революционных сил мира. На ХКУ съезде ІШСС отмечалось, что "временное поражение чилийской революции не умаляет ее исторических заслуг, значения опыта. Трагедия Чили отнюдь не перечеркнула вывода коммунистов о возможности различных путей революции, в том числе и мирного, если для этого существуют необходимые условия. Но она властно

напомнила о том, что революция должна уметь себя защитить" .

Еще одна сторона многопланового, сложного революционного процесса в Латинской Америке не может не привлечь внимания ком-

  1. Латинская Америка в борьбе..., с.15.

  2. "Проблемы мира и социализма", I98I1, J 4, с.47.

  3. Материалы ХХУ съезда ІШСС. М., 1976, с.30.

мунистов мира. Речь идет о довольно устойчивом сохранении и проявлении в нем многообразных форм "левого" оппортунизма. Это объясняется не только объективными причинами, в частности, расширением базы антиимпериалистической борьбы за счет мелкобуржуазных слоев, численность которых в результате изменения социальной структуры латиноамериканского общества после второй мировой войны значительно возросла. Все более активное участие в антиимпериалистической борьбе студенчества, части интеллигенции^ так же как и других промежуточных слоев, неизбежно порождает дух мелкобуржуазного револвдионаризма. Под влиянием ультралевых оказывались иногда и некоторые группы рабочего класса^ не обходилось и без издержек со стороны отдельных компартий. С другой стороны, нельзя не видеть и такой опасности "левого" оппортунизма, как прямое использование империализмом и местной олигархией идеологии и практики ультралевых для раскола революционных сил/ для дискредитации прогрессивных завоеваний латиноамериканского революционного движения. Вкупе с реакцией действуют троцкисты и маоисты, антисоветизм и антикоммунизм которых делают их подлинными провокаторами в революционном движении. Их раскольническая, провокационная деятельность в период цравления Народного единства в Чили, на этапе антиимпериалистических преобразований в Перу послужила одной из причин поражения революций в этих странах.

Важность решительной, бескомпромиссной идейно-политической борьбы против всех форм мелкобуржуазного революционаризма диктуется тем, что сегодня в условиях мирного развития резко обострилась идеологическая борьба между двумя системами. Будучи не в силах остановить поступательное движение человечества, империализм стремится, используя "словесный экстремизм" ультралевых, все активнее влиять на умы и настроения людей, исказить картину ре-

I. Латинская Америка в борьбе..., с.32.

альной жизни в сознании миллионов трудящихся, отвратить их от революции, дезориентировать антиимпериалистические силы, оторвав их от подлинных союзников - стран социалистического содружества. С этой целью используется игл гигантская мощь современных средств социальной коммуникации и информации. Нельзя, ко-нечно, недооценивать степень юс воздействия на сознание людей1. Вот почему борьба против идеологии ультралевых, против попыток замаскироваться под революционеров и даже коммунистов, разоблачение их провокационной, раскольнической деятельности в революционном движении приобретает сегодня особую актуальность.

Влесте с тем следует, конечно, видеть всю сложность и богатство революционного процесса, уметь подметить новое в нем, не сводить революционное творчество новых, зачастую непролетарских, мелкобуржуазных слоев лишь к проявлениям "левого" оппортунизма. Первый секретарь ЦК Компартии Уругвая Родней Арис-менди резонно отметил, что "теоретическая мысль развивается или находится в застое в зависимости от практики, поэтому всегда

хорошо критически переосмыслить свой собственный опыт" . Не будет преувеличением сказать, что результатом такого переосмысления революционного опыта явилось признание компартиями появления в Латинской Америке леворадикальных, революционно-демократических течений. В Гаванской декларации говорилось: "... появились левые течения самых различных оттенков, причем некоторые из них называют себя марксистско-ленинскими организациями и про-

1. Министр культуры Кубы Армавдо Харт, выступая на встрече пред
ставителей интеллигенции в защиту суверенитета Латинской
Америки (сентябрь 1981 г., Гавана), указывал, что /только США
контролируют телевизионных средств в мире, 50% средств
кинопроката. 62$ рекламы. 10% журналистской информации и т.д.-
"Латинская Америка", 1982, I, с.90.

По заявлению венесуэльских коммунистов, страна абсолютно беззащитна с точки зрения радиовещания, что Венесуэла зависит от "Голоса Америки".-"Проблемы мира и социализма",1980,Ш 12,с.62.

2. 'Йатинская Америка",' 1980; 3 2, с.34.

возглашают целью своей борьоы социализм... Коммунистические партии не скрывают своих разногласий с этими течениями,' но они могут отличать в них ошибочные позиции от авантюристических действий, которые они осуждают. Не может считаться левым любое движение,которое придерживается антішоммунистических и антисоветских позиции"1. Правильность и своевременность этого вывода латиноамериканских компартий о революционной потенции этих течений блестяще подтвердились событиями на континенте. Особого внимания в этом смысле заслуживает опыт победы Никарагуанской революции под руководством Сандинистского с&ронта национального освобождения (СФНО)у представляющего одно из этих левых течений. С другой стороны, необходимо отілєтить и то, что ітроцесс сближения и единства действий леворадикальных движений и коммунистических партий является важным условием успехов вооруженных восстаний в Сальвадоре, Гватемале.

Таким образом, последовательно разоблачая враждебные марксизму-ленинизму идейно-политические концепции ультралевых, троцкистов и маоистов, коммунисты одновременно ведут неустанную работу по сплочению подлинных революционных, антиимпериалистических силі видя в этом залог своих успехов и побед.

Цели и задачи исследования. Диссертант видит свою основную цель в том, чтобы раскрыть современные шормы проявления "левого" оппортунизма в латиноамериканском революционном процессе 60-70-х годов, разоблачив его вредные, отрицательные последствия для всего освободительного, антишлпериалистического движения, указать на присущий ему антисоветизм и антикоммунизм, подчеркнуть непримиримую противоположность идеологии марксизма-ленинизма с идейно-политическими концепциями мелкобуржуазного ре-волюционаризма. Диссертант исходил из того, что последовательная борьба коммунистов против мелкобуржуазного революционаризма

I. Латинская Америка в борьбе..., с.52.

14 неразрывно связана с их стремлением к объединению всех антиимпериалистических сил, что самым эффективным средством борьбы против ультралевых является создание широких демократических, антиимпериалистических фронтов, ядром которых является политическое единство рабочего класса.

Б работе ставятся следующие задачи:

показать движущие силы и особенности латиноамериканского революционного процесса на современном этапе;

раскрыть методологические основы, источники, социально-политическую сущность и формы проявления "левого" оппортунизма в современном латиноамериканском революционном процессе;

подчеркнуть возросшую роль марксистско-ленинских идей и коммунистических партий в революционном процессе;

выявить взаимосвязь между борьбой коммунистов за сплоченность всех антиимпериалистических сил и преодолением "левого" оппортунизма;

рассмотреть конкретные примеры успехов унитарной политики коммунистов в исследуемый период (60-70-е годы).

Новизна работы определяется прежде всего тем, что впервые темой специального исследования становится проблема борьбы латиноамериканских компартий в 60-70-е годы против "левого" оппортунизма в связи с их деятельностью по сплочению левых сил в освободительном, революционном движении; притом имеет место попытка выявить общие закономерности и характерные черты этой борьбы, представляющие широкий интерес (выходящий за рамки региона), подытожить этот опыт латиноамериканских компартий, а также некоторые конкретные, специфические черты данной борьбы. Хотя отдельные аспекты темы затрагивались либо в работах более общего характера, либо в конкретных частных работах по отдельным странам, но в целом тема борьбы латиноамериканских компартий против "левого" оппортунизма не стала еще предметом специ-

15 ального исследования.

В 60-70-е годы латиноамериканский революционный процесс поднялся на новую, более высокую ступень; в ходе глубоких, разнообразных по характеру и форме революционных событий получили всестороннее практическое испытание политическая линия революционных сил на победу в антиимпериалистической борьбе, пути и методы борьбы компартий против псевдореволюционности. Значительный отрезок времени, каким является исследуемый период, позволяет проследить за эволюцией как форм и содержания борьбы компартий Латинской Америки, так и всего революционного процесса на континенте, выявить наиболее существенные, долговременные факторы его развития. Опираясь на достижения советской латиноамериканцетики,используя программы и документы компартий континента и другие источники, диссертант подвергает критическому анализу идейно-политические концепции ультралевых, неотроцкистов, маоистов, их роль и место в революционном процессе, разоблачает бытующие среди них антисоветские, анттсоммунпстические взгляды и предрассудки. Влесте с тем автор обосновывает необходимость дифференцированного подхода к "левакам" с тем, чтобы выявить возможности некоторых из них при отказе от антикоммунизма совместно с признанной революционной силой - коммунистами - бороться против империализма и их местных прислужников, за демократію и социальный прогресс.

Научная достоверность исследования. Методологической базой диссертации явились труды классиков марксизма-ленинизма, в которых всесторонне раскрыто значение борьбы коммунистов против оппортунизма, в частности, его "левой" разновидности. Еще К.Маркс и Ф.Энгельс вскрыли гносеологические корни анархизма Прудона и Бакунина, как проявление мелкобуржуазного революционаризма, наглядно показали его вред революционному движению, вели острую политическую борьбу против Бакунина в I Интернационале.

Первостепенное значение для исследования имеют труды В.И.Ленина и прежде всего его гениальное произведение "Детская болезнь "левизны" в коммунизме", ставшее подлинной энциклопедией стратегии и тактики международного коммунистического движения, в которых дан непревзойденный анализ генезиса, идейно-политической сущности "левого" оппортунизма, методов и средств борьбы против него.

При написании диссертации автор широко опирался на выводы и положения меадународных совещаний коммунистических и рабочих партий 1957, I960, 1969 годов, ХШ-ОСШ съездов КПСС, в которых дается глубокий марксистско-ленинский анализ современной мировой обстановки, революционного процесса. Особое значение для темы исследования имеет Декларация Совещания коммунистических партий стран Латинской Америки и Карибского бассейна (июнь 1975 г., Гавана), которая стала поистине программным документом для коммунистических партий континента. В ней с марксистско-ленинских позиций рассмотрены важнейшие вопросы социально-экономического и политического развития латиноамериканских стран, показана вся пагубность для них политики империализма и местной олигархии, высоко оценены революционный опыт и строительство социализма на Кубе, полно и творчески проанализированы характер, особенности и движущие силы современного латиноамериканского революционного процесса, особое внимание при этом обращено на формирование широких антишпериалистических фронтов,, сотрудничество левых сил. Большое внимание уделено в документе также разоблачению антикоммунизма и антисоветизма^ провокационной деятельности маоистов.

При раскрытии темы исследования автор опирался также на важные выводы и положения, содержащиеся в выступлениях руководителей КПСС - К.У «Черненко, Ю.В.Андропова, Л И.Брежнева, М.А.Сус-

17 лова, Б.Н.Пономаревах - по актуальным.проблемам международного коммунистического и рабочего движения. Автор широко использовал

труды видных деятелей латиноамериканского коммунистического дви-

р жения: Ф.Кастро, В.Кодовильи, Р.Арисменди, Л.Корвалана , в которых глубоко анализируются'важнейшие проблемы революционного процесса региона.

Важным источником при написании диссертации явились политические программы, документы и материалы съездов и других руководящих органов латиноамериканских компартий,- в которых отра-зилась их борьба против оппортунизма, в том.числе и "левого" .

1. Черненко К.У. Избранные речи и статьи. М., Политиздат, 1981 ;
его же: Авангардная. роль партии коммунистов. М.у 1982;
Андропов Ю.В.Избранные речи и статьи.Издание 2-е.М.,Политиз
дат, 1983.Брежнев Л.И.ленинским курсом.Речи и стаФЬи.ТЛ-9.
М.,1970-1982;его же:КПСС в борьбе за единство всех революци
онных и миролюбивых, сил .М., 1979; Су слов М Д. Избранное. Статьи

и речи.М.,1972;его же: Марксизм-ленинизм и современная эпоха. Сборник шсту1щевж1ЫЛ;Д979;Пономарев Б. Н. Из бранное .Речи и статьи.М.,1977;его же:Живое и действенное учение марксизма-ленинизма. (Ответ критикам).М.,1981.

2. Кастро Ф.Речи и шс тушения .М., 1960; его же:Речи и выступления.
196І-І963.М.,1963гего же: Наше дело побеждает .Речи и выступле
ния .1963-1964.М., 1965;его же:Сила революции в единстве.!.,
1972;его же:Октябрьская революция и Кубинская революция.Речи

и выступления.1960-1977.ГЛ., 1978;Кодовилья В.Избранные статьи и речи.М.Д970;Арисменди Р.Проблемы латиноамериканской революции.!., 1964;его же:Денин,революция и Латинская Америка.2-е изд.М.,1975;его же:УП конгресс Коминтерна и фашизм в Латинской Америке сегодня.М.,1977;Корвалан Л.Путь пойеды.М.,1971; его же:Нас ждут новые битвы.М.,Ї978; Кастильо Р.Уроки и перспективы революции в Чили.Прага,1974;1000 дней революции.Руководит ели Коммунистической партии Чили об уроках событий в Чили.Прага,1978 и др.

3. Программные документы коммунистических и рабочих партий стран
Америки.М., 1962;Документы коммунистических и рабочих партий
стран Латинской Америки,Ч.І-2.М., 1971;! съезд Коммунистической
партии Кубы .Гавана ,17-22 декабря 1975 г.М.,1976;П съезд Ком
мунистической партии Кубы .Гавана, 17-20 декабря 1980 г.М.,
1982; Ш съезд Коммунистической партии Эквадора,Гуаякиль, 1-4
августа 1968 г.М.,1970;Чилийская революция,фашистская диктату-

а,борьба за ее свержение и создание новой дагаїфатии.Пленум ентрального Комитета Коммунистической партии Чили. Август

1977"^ Г.М.,1978; Рюдхытсх **Є Росьіісіо Сотчпііісі de fct digentinoL , Ouenoi <&/res, *9^~ гл-тл, e(of Pat^i'c^o Socitcftsja A/;(ccic(Obtense : fipyoCctcto en ^ тезо A^eu/опаЄ. Ос-їиЄгЄ efe /S73 JHл*а.9«л, /S?3; "Pccrf,-Мех/сеь/го. Pioj-iAma у fs-tettn-fos'. frfiaivoj p«easr. Mexico>/??3; Pio^-tcimci Lcmani^^ ^ ГЄSafira,^,,?, ?coHJTtJo.

I97-0- Atmct,. ^

18 Вопросы социально-экономического и политического развития стран Латинской Америки, как и революционного процесса на континенте, привлекают пристальное внимание советских исследователей. Опубликованные в последние годы труды видных советских латиноамериканистов дают довольно полную картину экономического и политического развития стран Латинской Америки в 60-70-е годы , основных тенденций, происходящих в латиноамериканском ре- -. волюционном освободительном движении^. В некоторых из этих трудов, в частности в работе Б.М.Мерина,' в разделах книг или статьях, написанных Г.ГЛуриэльу М.А.Окуневой,; Л.С.Поскониной, анализируются отдельные аспекты идейно- политических концепций .

и деятельность некоторых ультралевых и леворадикальных течений . В ряде интересных работ обобщается конкретный опыт борьбы компартий региона за единство антиимпериалистических демократиче-

  1. Латинская Америка. Энциклопедический справочник. T.I, М.у 1980; США и Латинская Америка., 1978; Коваль Б.И., Семенов СИ.',- Щульговский А.Ф. Революционные процессы в Латинской Америке. М., 1974; Мерин Б.М. Латинская.Америка: студенчество и революционный процесс. М., 1975; его же: Революция и.контрреволюция в Латинской Америке. М.,: 1977; Проблемы и движущие силы революционного процесса в Латинской Америке.-м.у 1977; Рабочий класс и революционный.процесс в Латинской Америке. М., 1978; Проблемы современного рабочего движения Латинской.Америки, м., 1980; Горнов МЖ> Ткаченко В.Г. Латинская Америка: опыт нарядных коалиций и классовая борьба. М., І98І; Коваль Ь.И. Латинская Америка: революция и современность. М., 1981.

  2. Мерин Б.М. Ультралевые, троцкистские и маоистские группы

в студенческом движении. - В кн.: Латинская Америка: студенчество и революционный процесс, с.238-262; Леворадикальные концепции революционных,' антиимпериалистических процессов в Латинской. Ам ерике. -В кн.: Коваль Б.И.у Семенов С.И., Щульговский А.Ф. Революционные процессы в Латинской Америке, с.279-302; Муриэль Г. Идеология и политика ультралевых в Латинской Америке. - В кн.: Проблемы и движущие силы революционного процесса в Латинской Америке, с.162-175; Окунева М.А. Критика ультралевых социологических концепций о латиноамериканском пролетариате. - В кн.: Рабочий класс и революционный процесс в Латинской Америке, с.192-219; Посконина Л.С. Уроки чилийской революции в интерпретации французских и итальянских ультралевых. - Там же, с.335-354.

19 ских сил1. Мы далеки от обобщения, однако; думается, что высказанное в рецензии А.А.Атрошенко на книгу "Марксисты-ленинцы Латинской Америки в борьбе за мир и прогресс" замечание о том, что в работе "явно недостает сведений ... о борьбе коммунистов

против левого экстремизма ... в революционном движении" у является не только справедливым, но что этот недостаток характерен в какой-то степени работам,- посвященным борьбе коглпартий Латинской Америки за единство антиимпериалистических сил. Это объясняется, на наш взгляд, как недостаточностью конкретно-исторических материалов, так и чрезмерной раздробленностью, подвижностью, недолговечностью существования ультралевых, троцкистских и маоистских организаций. Член теоретико-идеологического комитета Компартии Великобритании Монти Джонстон по поводу троцкистских организаций в Англии отмечает: "Процесс раскола и создания новых организаций идет столь быстро," что любое исчерпывающее no's следование неизбежно устаревает, не успев завершиться" . Сказанное, думаем,' в известной мере можно отнести и к Латинской Америке.

В наибольшей степени близки к теме диссертации работы английского ученого-коммуниста Джека Уоддиса, советского исследователя А.В.Шестопала, в которых глубоко анализируется проблематика леворадикальных теорий . Интересные выводы и обобщения

1. Коммунисты в борьбе за демократическое единство. Прага,
1975; Коммунистические партии Латинской Америки в борьбе
за единство антиимпериалистических сил. М.,- 1976; Ермолаев
В.И., Шульговский А.Ф. Рабочее и коммунистическое движение

в Латинской Америке* М., 1970; Великий Октябрь и коммунистические партии Латинской Америки. MY, 1978; Марксисты-ленинцы Латинской Америки в борьбе за мир и прогресс. М.,' 1980 и др.

  1. "Латинская Америка", 1981, В 8, с.133.

  2. "Проблемы мира и социализма", 1980, В I, с.90.

  3. Уодцис Дж. "Новые" теории революции. М., 1975; Шестопал А.В. Леворадикальная социология в Латинской Америке. М.', 1981.

по теме исследования содержатся в работах Ю.А.Красина . "Хотя пик влияния Ф.Фанона, Р.Дебре, Г.Маркузе - теоретиков, с которыми полемизирует Дж.Уоддис, уже миновал, книга целиком сохраняет свою актуальность, так как в ней подняты принципиальные вопросы теории современного мирового революционного процесса,-которые при каждом обострении классовых боев вновь и вновь вы-двигаются на авансцену идеологической борьбы" , - пишет Ю.А.Красин. Сказанное, думается, справедливо и сегодня. В книге Дж.Уоддиса особое значение для темы исследования имеет глубокая критика концепции "партизанского очага" Режи Дебре, полут чившей, как известно,1 большую популярность в 60-е годы в освободительном движении Латинской Америки. Оценивая роль Дебре как социолога, Уоддис пишет: "Дебре остается интеллектуальным попутчиком борьбы, "учителем", который из своего теоретического кресла, не участвуя непосредственно в деятельности масс, пытается учить тех, кто стремится осуществить революционные изменения. Несомненно, этот отрыв от реального, живого движения народа способствует появлению догматических и часто волюнтаристских утверждений.Однако Дёбревое же мог :бы внести полезный вклад в развитие революционной теории, но он никогда этого не добьется, пока сохраняет враждебность к коммунистическим партиям и не пони-мает рабочего движения" К сказанному следует добавить, что Р.Дебре,- как и остальные мелкобуржуазные идеологи, не понимает и другого, а именно: значения реального социализма*,' и это непонимание, по верному определению Ю.А.Красина, является одной из главных методологических посылок мелкобуржуазных концепций ре-

  1. Красин Ю.А. Диалектика революционного процесса. М., 1972; его же: Революцией устрашенные. М., 1975;; его же: Предисловие. - В кн.: Уоддис Да; "Новые" теории революции, с.5-:26.

  2. Красин Ю.А. Предисловие. - В кн.: Уоддис Дж. "Новые" теории революции, с.5.

  3. Уоддис Дж. "Новые" теории революции, с.346-347.

волюпиег. Заслуживает внимания и другой вывод Ю.А.Красина. 'Мелкобуржуазный радикализм зоны национального освобождения, -пишет он, - отличается революционностью и глубокой антиимпериалистической направленностью. Тем не менее попытки создать на его базе самостоятельные теоретические концепции революции,противостоящие марксистско-ленинской теории революции, неизбежно ведут к искажению основных закономерностей революционного процесса современности"

В содержательной монографии А.З.Шестопала рассматриваются актуальные проблемы современной леворадикальной и левореформист-ской социологии стран Латинской Америки. Автор дает аргументированную критику левацкого антикоммунизма, правого и "левого" ревизионизма в социологии, осмысливает с марксистской точки зрения фактический материалу накопленный мелкобуржуазными со-циологами . Он отмечает распространение в Латинской Америке наряду с идеями научного. коммунизма разнообразных мелкобуржуазных трактовок социализма. "Пробным камнем для оценки мелкобуржуазных леворадикальных и утопическо-социалистических течений на сегодняшний день, - пишет А.В.Шестопал, - может служить позиция их сторонников по двум вопросам: отношение к единому антиимпериалистическому фронту демократических сил и отношение к достижениям мировой социалистической системы" . Автор делает вполне обоснованный вывод о том, что "те, кто.выступает за единство антиимпериалистических сил, признает исторические достижения мирового социализма и его положительную роль в борьбе угнетенных народов за социальное и национальное освобождение,' идет на

  1. Уоддис Дж. "Новые" теории революции,- с.25.

  2. Красин Ю.А. Революцией устрашенные. М., 1975, с.213.

  3. Шестопал А.В. Леворадикальная социология в Латинской Америке, с.14.

  4. Там же, с.13.

широкое сотрудничество с коммунистами в повседневной борьбе, самим ходом истории должны прийти к единственно верным марксистско-ленинским научным положениям о. социалистической революции и пролетарском интернационализме" .

Критически анализируя концепции современных латиноамериканских, леворадикальных идеологов А .Г. Франка, Р.Дебре, С.фур-тадо, Т.Дос Сантоса, Ф.Кардозо и других, А.В.Шестопад высоко оценивает революционную деятельность Камило Торреса - священника, ученого, партизана. "Участие в революционной борьбе, общение с массами, сотрудничество и дружеский диалог с коммунист тами способствовали быстрому росту Торреса как политика и ученого,, более глубокому и диалектическому постижению им движущих

сил и путей социального развития, - отмечает А.В.Шестопал.

Некоторые аспекты борьбы против "левого" оппортунизма в латиноамериканском революционном процессе рассматриваются в трудах, в которых обобщен опыт кубинской и чилийской революций, а также в работах, посвящешшх борьбе рабочего класса в отдельных странах3.

Серьезный вклад внесли советские исследователи в разработку проблематики социальной структуры латиноамериканского общества и прежде всего рабочего класса. Она получила отражение как в монографических исследованиях, так и в отдельных научных

1; Шестопал А.В. Леворадикальная социология в Латинской Америке, с. 14.

  1. Там жеу с.174-175.

  2. XX лет Кубинской революции. М., 1980; Уроки Чили. М., 1977; Королев Ю.Н. Чилийская.революция. М., І982; Тучкова Г.Е. Колумбия: коммунисты в борьбе за единство народных масс. MV, 1976; Строганова Е.Д. Рабочее движение Аргентины. М.,

23 статьях1. Как справедливо отмечают советские исследователи, "лишь пристальное изучение рабочего класса... позволяет реально оценить революционные потенции и уяснить роль латиноамериканского пролетариата в антишлпериалистической, демократической борьбе трудящихся континента против засилья международного ка-питала, за коренные социально-экономические перемены" . Глубоко закономерно, что указанная проблематика рассматривалась и

на международной теоретической конференции в Гаване .

Богатый фактический материал, интересные мысли и обобщения по теме исследования содержатся в периодической печати и прежде всего в журналах "Проблемы мира и социализма", "Латинская Америка", "Рабочий класс и современный мир". Особо хотелось бы подчеркнуть значение обмена мнениями по проблемам никарагуанской революции, организованного журналом "Латинская Америка" . Поднятые здесь проблемы выходят далеко за рамки темы. В основном докладе, представленном Первым секретарем ЦК Компартии Уругвая Р.Арисменди, в выступлениях советских латиноамериканис-тов С.А.Микояна, Н.С.Леонова,. Хуана Кобо содержатся весьма ценные обобщения по всему латиноамериканскому революционному процессу, прослеживается тенденция к творческому подходу к такому вопросу революционного, освободительного движения, как деятельность,' характер и перспективы развития ультралевых течений.

JS 7,8.

"Латинская Америка", 1980, Ш 2.

  1. См; Коваль Б.И., Семенов СИ., щульговский А.Ф. Революционные процессы в Латинской Америке. MY, 1974; Проблемы и движущие силы революционного процесса в Латинской Америке. М,, I977;1 Коваль Б.И., Королев Ю.Н. Пролетариат - ведущая сила социального процесса в Латинской Америке. - "Латинская Америка", І98Г, Jfc 3; Зиновьева Р,А.,! Патрушев СВ.', Ромеро М.В. Рабочий класс в социальной структуре стран Латинской Америки. - "Рабочий класс и современный мир", 1981,' Ш 3.

  2. "Рабочий класс и современный мир", 1981, В 3, с.118.

  3. См: Латиноамериканский пролетариат и его союзники в антиимпериалистической борьбе. (Материалы международной^теоретической

24 Серьезную помощь при работе.над диссертацией оказали труды Б.М.Лейбзона, А.И.Соболева, ФЛ.Полянского, М.И.Басманова , в которых с общеметодологических позиций глубоко анализируются современные формы проявления "левого" оппортунизма, высказывается ряд ценных замечаний, приводятся интересные факты и обобщения. Коллективные труды видных советских ученых,' в которых раскрыты важные проблемы классовой борьбы на современном этапе, поставлены принципиально теоретические вопросы международного

рабочего движения , также оказали благотворное воздействие при освещешіи темы исследования. Некоторые моменты борьбы компартий Латинской Америки против "левого" оппортунизма рассматриваются в.диссертационных работах В.Г.Кремень, В.В.Крапивинау А.Хайгер, Н.А.Апостолли и других .

Лейбзон Б.М, Мелкобуржуазный революционаризм. М.у 1967; его. же: Что такое революционность сегодня? М., 1972:. Басманов М.И.у Лейбзон Б.М. Коммунистический авангард. М.у 1975^ Соболев А.И.

современный троцкизм. M.j 1974: его же: В обозе реакции: троцкизм 30-70-х годов. М.у 1979.

Международное рабочее движение. Вопросы истории и теории. T-J-6. М.у І976-І98І. .Ленинизм и мировое революционное рабочее движение. .М.у 1969;; Проблемы современного коммунистического движения. М., 1972; Коммунистическое. движение в авангарде борьбы за мир, национальное и социальное освобождение. М.у 1976; Мировое коммунистическое движение. М.у 1982.

Кремень В.Г. Критика.В.И.Лениным.левооппортуниствгаеских извращений вопросов теории социалистической революции и современность. Киев, 1976; Крапивин В.В. Современная эпохаА революция и молодежь (на материалах Аргентины,- Уругвая и Чили). М., 1972; Хайгер Аннели. Коммунистическая партия Колумбии в борьбе за завоевание молодежи на сторону демократических и революционных сил (70-е годы). М.у 1978; Апостолли Н.А. Роль рабочего.класса.Латинской Америки в создании и укреплении демократического антиимпериалистического союза Іна пршере Перу). М., 1982.

Методологические основы, источники и ДрИт чины оживления "левого" оппортунизма

Обязательным условием успешных действий марксистских партий, развития и побед рабочего движения В.И.Ленин считал борьбу на два фронта - против правой и "левой" разновидностей оппортунизма и ревизионизма Оппортунизм (в буквальном смысле слова -приспособленчество, соглашательство) - одно из двух основных направлений в международном рабочем движении, антипод революционного направления. "Сущность оппортунизма, - писал В.И.Ленин,-принесение в жертву прочных и длительных интересов пролетариатамишурным и минутным его интересам"-; что "оппортунизм есть...57 научной, в особенности пропагандистской литературе, такие понятия, как "оппортунизм", "ревизионизм" зачастую используются как синонимы. Основанием для этого служит то, что они имеют одну общую направленность - отказ от революции, стремление сохранить существующее капиталистическое общество. Между тем, в строгом смысле слова, эти понятия, конечно, отличаются друг от друга. "Оппортунизм" - более широкое и емкое понятие, чем ревизионизм. Он и возник раньше ревизионизма. Исторически возникновение оппортунизма связано с развитием и распространением прежде всего в Англии тред-юнионистских воззрений и тред-юнионистской политики. В более широком смысле оппортунизм - это аккумулирование всех антимарксистских, антисоциалистических воззрений и взглядов в рабочем движении. Ревизионизм же возник в конце XIX в. внутри марксизма. Он выступил с критикой, ревизией основных положений марксизма в области философии, политэкономии и классовой борьбы. Свое отступничество ревизионисты, как правило, оправдывают "творческим" развитием марксизма. Следовательно , ревизионизм начинается в теории. Перенесение сферы деятельности с теории на практическую плоскость означает перерастание ревизионизма в оппортунизм. Так случилось с ревизионистами в годы первой мировой войны, когда они полностью перешли на позиции социал-шовинизма7, защиты "своей" империалистической буржуазии, на деле осуществив тем самым политику классового сотрудничества.

Поясним мысль о различии м;ежду оппортунизмом и ревизионизмом еще на одном примере. Уже говорилось, что оппортунизм первоначально отождествлялся с английским тред-юнионизмом, политическим выражением которого была деятельность лейбористской партии. Следовательно, лейбористская партия является типично оппортунистической партией. Но сказать, что она одновременно является иревизионистской, было бы неверно, потому что она никогда не придерживалась принципов научного социализма, ибо вдохновлялась идеями буржуазно-либерального "фабианского социализма" Веббов. Оппортунизм, таким образом, не всегда. тождествен ревизионизму, хотя всякий ревизионизм (если,- конечно, он не будет во-время изжит) переходит в оппортунизм.

Видя в оппортунизме проявление мелкобуржуазных шатаний, В.И.Ленин выделял в этих шатаниях два основных направления: мелкобуржуазный реформизм и мелкобуржуазный революционаризм. "Мелкобуржуазный реформизм, - писал В.И.Ленин, - т.е. прикрытое добренькими демократическими и "социал-демократическими фразами и бессильными пожеланиями лакейство перед буржуазией,1 и мелкобуржуазный революционаризм, грозный, надутый,1 чванный на словах, пустышка раздробленности, распыленности, безголовости на деле -таковы два "потока" этих шатаний. Они неизбежны, пока не устранены самые глубокие корни капитализма" .

В наши дни в международном и," в частности, латиноамериканском рабочем движении наряду с правым оппортунизмом - реформизмом, выражаемым социал-демократией, действуют различные течения "левого" оппортунизма. Наряду с анархизмом, к ним относятся троцкизм и маоизм, когда он еще не скатился на позиции пособника империализма, не приобрел характера реакционной шовинистической идеологии, а также различные левацкие или ультралевые группы.

Между правым и "левым" оппортунизм при всех их различиях и особенностях есть общие методологические основы. Они связаны с соотношением объективного и субъективного в историческом развитии, следовательно, и в самом революционном процессе! с односторонним олкованием диалектического характера общественногоразвития, идущего в противоречиях и путем противоречий; с возможностью нарушения диалектической взаимосвязи между повседневными и конечными целями классовой борьбы пролетариата. I. Ленин Мировое общественное развитие все с большей убедительностью подтверждает всеобщий, универсальный характер марксизма-ленинизма как теории обновления мира, единственного и верного ключа к раскрытию самых сложных общественных процессов. И это потому, что теоретические положения коммунистов ни в какой мере не основываются на идеях, принципах, выдуманных или открытых тем или иным обновителем мира, тем или иным новоявленным пророком. Марксизм-ленинизм - это наука, его выводы и положения основываются на строгом анализе. Вот почему он не противопоставляет объективное и субъективное в классовой борьбе, рассматривает их в единстве. Характеризуя особенность марксистской теории, В.И.Ленин писал, что она "отличается от всех других социалистических теорий замечательным соединением полной научной трезвости в анализе объективного положения вещей и объективного хода эволюции с самым решительным признанием значения революционной энергии, революционного творчества, революционной инициативы масс, а также, конечно, отдельных личностей, групп, организаций, партий, умеющих нащупать и реализовать связь с теми или иными классами"1.

Для коммунистов, как известно, конкретные социально-экономические условия - это объективный фактор, исходный пункт для любого анализа, политических условии и инициатив. Одновременно они подчеркивают, что как бы ни были.развитыми социально-экономические условия, последние не могут привести автоматически к радикальным, революционным переменам, что такие изменения возможны только в результате сознательных действий людей, политических сил, то есть при активном воздействии на объективный процесс субъективного фактора. Известно, что в настоящее время в ряде стран капитала достигли высокого уровня зрелости социально-экономические и политические предпосылки для перехода к со

Формы проявления "левого" оппортунизма и их вред революционному движению

В латиноамериканском революционном процессе "левый" оппортунизм представлен различными течениями: анархистами, левыми течениями национал-реформистских партий, "левыми" оппортунистами из рядов коммунистических партій, троцкистами,геррилье ристами (сторонниками партизанского движения), маоистами, мелкими террористическими группировками, формально не примыкающими к этим.объединениям. Поскольку их идейная основа является эклектичной, а на практике у них преобладают вооруженная борьба, а также различные террористические акции, то классификация или типизация отдельных форм "левого" оппортунизма в условиях Латинской Америки представляет большую сложность, тем более, что имеются и многочисленные направления левого радикализма, который является "новой силой в антиимпериалистическом движении Латинской Америки.

Несмотря на всю сложность типизации форм "левого" оппортунизма в Латинской Америке, можно выделить такие течения: анархизм (сюда же можно отнести различные ультралевые группы и объединения, памятуя,- что ультралевые или "леваки" - "это не синоним революционера, действующего решительно, когда этого требует ситуация" ), троцкизм и маоизм,1 т.е. идеологические течения, враждебность которых марксизглу-ленинизму, революционному движению доказана исторически и практически.

Известно, что самой старой формой "левизны", возникшей почти одновременно с рабочшл движением, был анархизм. Современный анархизму при всех своих особенностях, восцроизводит некоторые родимые черты классического анархизма. В свое время К.Маркс и Ф.Знгельс вскрыли мелкобуржуазную сущность идеологии анархизма,1 разоблачали и вели последовательную борьбу против него в международном рабочем движении. Объектом прямой критики К.Маркса стала теоретическая и практическая деятельность основоположников анархизма Ж.-П.Прудона и М.Бакунина. Характерно,1 что еще в конце 40-х годов XIX в., когда многие видели в Прудоне "завзятогоультрареволюционера", К.Маркс показал мелкобуржуазную сущность его идейных концепций и социальных проектов, определив их как кодекс социализма мелкой буржуазии. Ошибочность теоретических положений Прудона Маркс выводил из его мелкобуржуазного мировоззрения, которому присущи "шарлатанство в науке и политическое приспособленчество" .

Если анархизм Прудона был реформистским, то Бакунин придал ему резко выраженный бунтарский характер. Движущей силой революции Бакунин считал люмпен-пролетариат, в котором он видел"ум, силу будущей социальной революции" . Маркс и Энгельс,- обосновав всемирно-историческую миссию пролетариата как могильщика буржуазии, определили роль и люмпен-пролетариата, который "местами вовлекается пролетарской революцией в движение, но в силу своего жизненного положения он гораздо более склонен продавать себя для реакционных козней Маркс и Знгельс видели главные ошибки бакунизма, с одной стороны, в теоретической отсталости и оторванности от массового революционного движения; с другой -в догматизме и революционном авантюризме" .

В результате успешной борьбы Маркса и Энгельса, а также развития массового рабочего движения анархизм почти сходит с политической арены. Но он возрождается в конце XIX- начале XX века в новом обличье - в форме анархо-синдикализма. Как известно, анархо-синдикализм получил наибольшее распространение во Франции, Италии, Испании. В Латинской Америке - в Аргентине, Бразилии, Чили, Мексике и других странах. Анархо-синдикалисты абсолютизировали роль профсоюзов, придавали им самодовлеющеезначение, выдавали-их за зародышей социализма, отрицали рольполитической партии рабочего класса, видели во всеобщей.забастовке единственное средство социального переворота. В.й.Ленин видел в действиях ашрхо-сшдикалистов в определенной степени реакцию революционно настроенной части рабочих на оппортунистическую политику руководителей социал-демократических партий. "В Западной Европе, - писал В.й .Ленину - революционный синдикализм во многих странах явился прямым и неизбежным результатом оппортунизма, реформизма, парламентского кретинизма" . Но это обстоятельство не могло служить, как указывал В.И.Ленин, оправданием серьезного вреда", причиняемого шли рабочему движению. "Анархисты потому и составляют один из наиболее вредных элементов рабочего движения, что, всегда крича о массе угнетенных классов (или даже о массе угнетенных вообще);1 всегда разрушая доброе имя любой социалистической организации, они сами ника кой иной организации противопоставить и создать не могут" , указывал В.И.Ленин.

Победа Великой Октябрьской социалистической революции означала торжество марксизма-ленинизма, одновременно она свидетельствовала и об историческом банкротстве анархистских идей, в том числе и синдикалистского толка. Под влиянием Октябрьской революции в рядах анархо-синдикалистов в Латинской Америке произошел раскол. К 30-м годам, благодаря в значительной мере деятельности латиноамериканских компартий, позиции анархо-синдикализма были подорваны . В то время как часть анархо-синдикалистов перешла на подлинно революционные позиции, другая часть перешла на позиции умеренного, реформистского, тред-юнионистского синдикализма (Аргентина, Мексика и др.). Однако в послевоенном латиноамериканском рабочем движении появились вновь его рецидивы. Наиболее

Преодоление влияния "левого" оппортуниз ма г важное условие в борьбе компартий за единство рабочего класса, за создание широких антиимпериалистических фронтов

Ход мирового общественного развития и опыт революционногодвижения в Латинской Америке убедительно подтверждают справедливость ленинских слов, о том, что "только определенный класс, тленно городские и вообще фабрично-заводские , промышленные рабочие, в состоянии руководить всей массой трудящихся и эксплуатируемых в борьбе за свержение ига капитала, в ходе самого свержения,: в борьбе за удержание и укрепление победы, в делесозидания новогоу социалистического, общественного строя, вот всей борьбе за полное уничтожение классов" . Возросшая рольрабочего класса , превращение его в главную силу общественного развития особенно настоятельно требуют единства рабочего класса,1 ибо исторический опыт вновь и вновь убеждает в том-, что, лишь устранив раскол в собственных рядах, он сможет возглавить борьбу всех трудящихся и эксплуатируемых, открыть путь социальному прогрессу. Единство рабочего класса не может быть достигнуто без решительной, последовательной борьбы против правого и "левого" оппортунизма, паразитирующих, как правило, на его расколе.

Основоположники научного коммунизма К.Маркс,1 Ф.Энгельсу В.И.Ленин придавали исключительное значение единству рабочего класса. Маркс подчеркивал, что социальная сила рабочих заключается в их численности. Но сила численного превосходства,ука р зывал он,1 уничтожается их разобщенностью . Очень ярко выразилзначение единства рабочего класса В.И.Ленин: "... единство бесконечно дорого, бесконечно важно для рабочего класса. Разрозненные рабочие - ничто. Объединенные рабочие - все"3.

Последовательно выступая за единство рабочего класса, коммунисты исходят из глубокого убеждения,1 что курс на единство увеличивает возможности рабочего движения в антиимпериалисти в нее ту часть пролетариата, которая до сих пор не организована, идет за буржуазными партиями . С другой стороны, коммунисты отдают себе отчет в том, что без достижения единства действий пролетариату трудно бороть ся не только за достижение своих конечных целей, но и бороться за удовлетворение своих неотложных социально-экономических требований. Наконец, только в результате установления единства в совместной борьбе рабочий класс накапливает тот практичесшій и идейно-политический опыт, который является наиболее эффективным средством преодоления существующих реформистских взглядов, в том числе и их "левых" разновидностей.

Не отказываясь от конечной цели своей борьбы за органическое единство (одна партия, один профсоюзный центр), но учитывая объективную действительность: раскол рабочего движения, марксисты-ленинцы в качестве первоочередной задачи выдвигают достижение единства действий его политичесшіх и профессиональных организаций,1 памятуя, что единство действий - это прежде всего широкая мобилизация и объединение масс снизу .

Последовательно борясь за рабочее единство, коммунисты не стремятся достичь его любой ценой. По их мнению, единство -это борьба против капитала. В.И.Ленин подчеркивал: "Объединяет действительная борьба. Объединяет развитие партий, их продолжительная парламентская и внепарламентская борьба, объединяет всеобщая стачка и т.п." . Коммунисты учитывают всю диалектическую сложность борьбы за единство, которая,с одной стороны, требует привлечения к борьбе против капитала всех сил рабочего класса, с другой - необходимости последовательной борьбы против оппортунистов. Разъясняя эту сложность борьбы за единство,В.И.Ленин писал: "Но борьбу с "рабочей аристократией" мы ведем от имени рабочей массы и для привлечения ее на свою сторону; борьбу с оппортунистическими и социал-шовинистскими вождями мы ведем для привлечения рабочего класса на свою сторону .

Проблема единства рабочего класса - это прежде всего проблема сотрудничества коммунистических и социал-демократических партий. Как и в довоенные годы,1 подчеркивал кандидат в члены Политбюро ЦК КПСС, секретарь ЦК КПСС Б.Н.Пономарев, достижение такого единства в капиталистических странах, а также в международном плане зависит, прежде всего, от взаимоотношений меж ду коммунистами и социал-демократами

Настойчиво борясь за единство действий рабочего класса, компартии не забывают своей первоочередной задачи - неустанно укреплять и пополнять свои ряды, упрочивать и расширять свое непосредственное влияние в массах. Коммунисты никогда не упускают из вида возможности решения проблемы единства действий рабочего класса путем его сплочения непосредственно вокруг комму-нистических партий . В Декларации Гаванского Совещания говорится: "Всеми силами способствуя развитию революционного процесса в Латинской Америке, компартии считают необходимым расширить свое положительное влияние и влияние идей марксизма-ленинизма в массах, оообенно среди рабочего класса и его профсоюзных организаций; усилить свое влияние на трудящихся крестьян, их союзы, сельскохозяйственные и другие объединения; усиливать идеологическую работу среди средних слоев города и деревни; укреплять связи со студентами, лицами свободных профессий, всей интеллигенции, .инженерами и техниками с тем, чтобы превратитьсяв массовую силу, способную оказывать решающее влияние на поли тику всех наших стран" . Действительно, только сильная и влиятельная коммунистическая партия, опирающаяся на неодолимое унитарное движение "снизу", обеспечивает успех борьбы за единство.

Борьба за единство рабочего класса в Латинской Мерике затрудняется некоторыми особенностями самого рабочего движения континента. В отличие от индустриально развитых капиталистических стран, где политическое сознание рабочих выражается или в марксистско-ленинской или в социал-демократической идеологии, в рабочем движении Латинской Америки наряду с марксистско-ленинским течением имеются и различные другие течения, отражающие влияние буржуазного реформизма, социал-христианства, популизма» анархо-синдикализма, ультралевачества. Бот почему здесь проблема рабочего единства решается несколько по-иному, чем в развитых капиталистических странах, т.е. не всегда и не везде она зависит от взаимоотношений коммунистов и социал-демократов. Исторически случилось так, что латиноамериканские социалистические и социал-демократические партии, появившиеся в начале XX в., не сумели сохранить ни своей массовой базы, ни своего рабочего характера. Особенно деградируют социалистические партии в 40-50-е годы, когда в большинстве стран континента социал-демократия црактичесші исчезла как самостоятельная политическая сила, повсеместно примыкая в качестве левого крыла национал 2реформистских партий . Рьяно поддержав "холодную войну", вступив на путь антикоммунизма и антисоветизма, отказавшись фактически от марксизма, приняв идею "демократического социализма", игнорируя национально-освободительное, антиимпериалистическое движение на континенте, социал-демократы практически поставилисебя вне революционных сил Латинской Америки.революционных сил Латинской Америки,

В отличие от социал-демократических партий, национал-реформистские или "народные", популистские партии - Народная партия Перу (с 1977 г, - Апристская партия), Демократическое действие Венесуэлы, Национальное освобождение Коста-Рики, На-ционально револіационное движение Боливии, Доминиканская революционная партия и другие, появившиеся на политической арене в 20-30-е годы, сумели стать массовыми. В 40-60-е годы многие из них при широкой поддержке трудящихся стали даже правящими партиями. В какой-то мере "народным" партиям удалось, вытеснив социалистические партии, занять их место и даже выполнять их роль. В апризме - псевдореволюционном мелкобуржуазном националистическом учении - в концентрированной форме отразилась идеология национал-реформизма, Апристы приписывали империализму прогрессивную роль, отрицали авангардную роль пролетариата, необходимость существования самостоятельной партии рабочего класса, объявили свою партию многоклассовой .

Однако в послевоенные годы "популистские" партии растеряли свой антиимпериалистический потенциал, превратившись из национал-реформистских в социал-реформистские партии. Одновременно наблюдается в них сильная тенденция к социал-демократизации, усилившаяся особенно в 70-е годы. Говоря о целом ряде признаков социал-демократизации национал-реформистских партий Латинской Америки, советский исследователь Э.С.Дабагян выделяет следующие признаки: восприятие этими партиями концепции "третьего пути" и "демократического социализма" в интерпретации вдеологов Социнтерна ; широкая апелляция к опыту европейской социал-демократии; подчеркивание многими идеологами латиноамериканских партий общности-мировоззренческих концепций своих партий и европейской социал-демократии; организационное сближение с европей-I, Латинская Америка. Энциклопедический справочник,т.I,с.255.

Борьба против "левого" оппортунизма - решающее условие для создания широкого антиимпериалистического фронта

Участие в современном латиноамериканском революционном процессе различных классов и социальных слоев: пролетариата, крестьянства, городских слоев, определенной части местной буржуазии требует, естественно, учета интересов всех сил, вовлеченных в этот процесс, йщвигаемая компартиями континента программа антиимпериалистических, демократических преобразований, которая включает: упразднение тиранических режимов и режимов фашистского типа; образование демократическим путем прогрессивных правительств;1 предоставление трудящимся права на профессиональную и политическую организации; проведение самостоятельного внешнеполитического курса и развитие отношений со странами социалистического содружества ;восстановление национального суверенитета над природными и людскими ресурсами и средствами массовой информащш; демократическое решение аграрного вопроса; осуществление социальных мероприятий, облегчающих положение широких народных масс (разумеется, для отдельных стран возможно выдвижение специфических требований) - отвечает интересам всех сил, участвующих в революционном, освободи т тельном движении .

Главным средством реализации такой программы является формирование единого фронта всех антиимпериалистических, демократических сил. Первый секретарь ЦК Компартии Уругвая Р.Арисменди так оценивает значение антиимпериалистического фронта: "Отказ от единства подобен самоубийству... В Латинской Америке нет болееважного дела, чем объединение сил и формирование демократического,р антиимпериалистического фронта" . нтиимпериалистический союзозначает прежде всего единство действий. Единство для того, указывают латиноамериканские коммунисты, чтобы мобилизовать широкие массы и включить в них те слои и силы, которые все еще находятся в стороне от борьбы. Единство для того, чтобы координировать конкретные и разнообразные формы борьбы. Единство для того, чтобы действовать смело и изобретательно, сочетая твердую принципиальность с необходимой широтой взглядов, с тем, чтобы не потерять те силы, которые могут быть вовлечены в борьбу .

В своих программных документах компартии Латинской Америки довольно четко разработали механизм создания антиимпериалистического фронта. Вот как он выглядит, например, в программе Коммунистической партии Аргентины. Партия призывает народ, говорится в ней, к созданию демократического, антиимпериалистического, исоциально-политические и военно-гражданские силы, заинтересованные в ликвидации империалистической зависимости и латифундизма, а также к строительству новой, подлинно демократической, суверенной процветающей в мирной Аргентины. Самое главное в том, что эти силы во главе с рабочим классом создадут демократическое и народное правительство нового типа. Фронт, о котором идет речь, будет опорой этого правительства, будет осуществлять реальную власть, ибо в основе фронта - прочное единство рабочего класса, его боевой союз с крестьянством, тысячи унитарных комитетов и движений, которые вовлекут в активізую политическую жизнь широкие массы1.

Как бы ни различалась борьба за создание единого фронта, однако обязательным условием ее успеха является достижение единства рабочего класса. Так, в программе Компартии Аргентины говорится: "Профсоюзное и политическое классовое единство трудящих рся - основное условие создания фронта" . Краеугольным камнем политики единого фронта является единство левых сил. "Единство антиимпериалистических сил необходимо, но еще больше необходимоединство левых сил внутри него" , - говорится в Гаванской Декларации. Очень важно, что латиноамериканские коммунисты сумели заметить (может быть, не всегда вовремя) появление в революционном процессе континента новых левых сил, правильно их оценить и выработать реалистическую политику по отношению к ним. Эта политика была выработана на гаванском Совещании коммунистических партий стран Латинсіюй Америки и Карибского бассейна (июнь 1975 г.). Победа Никарагуанской революции в 1979 г. подтвердила всю своевременность выработки линии на союз с новыми левыми.

Коммунисты не монополизируют революционную борьбу, как этопытаются представить "левые" оппортунисты, они не считают своими врагами тех, кто придерживается других взглядов на революционный процесс. Они четко отличают некоммунистов от антшсоммуїшстов, видят в антикоммунизме реакционную позицию, основу контрреволюционной идеологии. Компартии Латинской Америки справедливо заявляют, что не могут считать левым любое движение, которое придерживается антикоммунистических и антисоветских позиций. Исходя из этого коммунисты стремятся к изоляции тех, кто занимает такие позиции, ведут беспощадную борьбу с теми, кто сознательно переходит на позиции антикоммунизма . Именно этим объясняется решительная борьба коммунистов против теории и практики ультралевых, троцкистов и маоистов.

Именно раскольническая» амбициозная позиция мелко буржуазных революционаристов служит серьезным препятствием оформления широкого антиимпериалистического фронта. Например,: в Колумбии ультралевые группировки объявляют единство действий "ревизионистским лозунгом", подрывающим боеспособность рабочего класса. В качестве альтернативы они выдвигают тезис "идеологического единства" на базе их сектантских маоистских или троцкистских кощєіщии .

Не случайно поэтому Генеральши секретарь ЦК Компартии Колумбии Х.Внейра подчеркивает: "Основным препятствием на пути создания широкого народного фронта, ведущего борьбу против олигархии и жшериализма, являются различные ультралевые группировки, в пер-вую очередь троцкисты" . На вред, причиняемый леваками революционному движению, единству антиимпериалистических сил указывает член Исполкома и секретариата ЦК Компартии Аргентины Р.Искаро. "Наметившейся тенденции к формированию демократических фронтовкрайне вредят ультралевые элементы, играющие провокационную роль и тормозящие развитие сознания масс. Необходимо решительно разоблачать контрреволюционный характер деятельности этих экстремистов"1, - подчеркивает он. Генеральный секретарь ЦК Доминиканской компартии Н.ЇЇ.Коїще отмечает, что в Доминиканской республике многие из тех, кто называет себя левыми, принадлежат к маоистским группировкам. Они проводят курс на альянс с зависимой от иностранного империализма буржуазией, клевещут на Советский Союз, на кубинскую революцию, на все социалистическое содружество. Естественно, подчеркивал Н.И,Конде, нам с ними не по

Похожие диссертации на Преодоление влияния "левого" оппортунизма как предпосылка единства левых сил (на примере стран Латинской Америки)