Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Благотворительность как социально-ролевое взаимодействие : Теория и история процесса Петрова Алла Васильевна

Благотворительность как социально-ролевое взаимодействие : Теория и история процесса
<
Благотворительность как социально-ролевое взаимодействие : Теория и история процесса Благотворительность как социально-ролевое взаимодействие : Теория и история процесса Благотворительность как социально-ролевое взаимодействие : Теория и история процесса Благотворительность как социально-ролевое взаимодействие : Теория и история процесса Благотворительность как социально-ролевое взаимодействие : Теория и история процесса Благотворительность как социально-ролевое взаимодействие : Теория и история процесса Благотворительность как социально-ролевое взаимодействие : Теория и история процесса Благотворительность как социально-ролевое взаимодействие : Теория и история процесса Благотворительность как социально-ролевое взаимодействие : Теория и история процесса Благотворительность как социально-ролевое взаимодействие : Теория и история процесса Благотворительность как социально-ролевое взаимодействие : Теория и история процесса Благотворительность как социально-ролевое взаимодействие : Теория и история процесса
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - 240 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Петрова Алла Васильевна. Благотворительность как социально-ролевое взаимодействие : Теория и история процесса : диссертация ... кандидата социологических наук : 22.00.01.- Екатеринбург, 2003.- 134 с.: ил. РГБ ОД, 61 03-22/434-0

Содержание к диссертации

Введение

Глава I. Благотворительность как вид социального взаимодействия стр. 14-53

1.1. Феномен благотворительности: исторический и социологический аспект исследования стр . 14-35

1.2. Благотворительность как социально - ролевое взаимодействие: методология подхода стр.36-53

Глава II. Ролевые аспекты взаимодействия в благотворительности стр.54-121

2.1. Становление благотворительности в период социальной трансформации в России конца XX века (из опыта работы Свердловской государственной филармонии) стр.54-87

2.2. Российская благотворительность: попытка типологической диагностики (на материалах

социологического исследования) стр.88-112

Заключение стр.113-121

Таблица стр. 122

Список литературы стр. 123-129

Приложение (бланк интервью) стр.130-134

Введение к работе

Актуальность темы.

Благотворительность во все времена и при всех экономических
формациях была явлением сложным как всякое явление и человеческое
действие, мотивация которых обусловлена глубинными

психологическими, личностными факторами. С одной стороны,
призрение бедных, немощных, убогих находилось в ведении

государства. С другой стороны, существование определенного «неблагополучного» социального слоя обращало на себя внимание общества, вызывало сострадание, побуждало к действиям, призванным снизить остроту неблагополучия.

«Благотворительность - проявление сострадания к ближнему и
нравственная обязанность имущего спешить на помощь неимущему».1
Определение, предложенное в одном из лучших энциклопедических
словарей мира, содержит в себе указание на то, что, во - первых,
благотворительность является отношением между имущим и неимущим,
во - вторых, это отношение является ролевым, так как оно предписано
институтом нравственности. Сострадание - присущее человеку

качество, сформированное социальным процессом и получившее нравственную, гражданскую оценку. Общество осуждает людей, лишенных сострадания, сопереживания, со-чувствования. Эти качества могут быть выражены в человеческом характере ярко, могут быть размыты либо скрыты вовсе, проявляя себя опосредованно, в исключительных случаях, облекаясь в другие формы. И именно это человеческое качество, на наш взгляд, иногда даже не будучи осознанным, является движителем и основой явления социального -благотворительности.

1 Энциклопедический словарь Брокгауза и Эфрона. Т.7. СПб., 1893. С.55

В советский период для научной литературы существовал, как показывает анализ библиографии, фактический запрет на освещение вопросов благотворительности в историческом аспекте как идеологически неприемлемых в условиях монополии в гуманитарной науке марксистско-ленинской доктрины (согласно которой, бедность -результат особых социальных отношений в капиталистическом обществе и выражение его противоречий). Этот запрет действовал с середины 1930-х гг. до середины 1980-х гг. В процессе трансформации российского общества, начавшемся в конце 1980-х гг., изучение благотворительности становится весьма актуальным. Оно позволяет зафиксировать прерывность и непрерывность в развитии социальных процессов, проанализировать роль в нем исторических обстоятельств.

В настоящее время исследование благотворительности составляет
объект многих научных дисциплин: истории, философии, этики,
социологии, психологии, политэкономии, юриспруденции.

Благотворительности посвящены научно-практические конференции,
круглые столы, на изучение этого явления выделяются специальные
гранты. Очень полезным, дающим представление о современном
изучении благотворительности, стало издание сборника
«Благотворительность в России. Социальные и исторические
исследования. 2001» («Лики России», С-П., 2001). В объемном издании,
осуществленном на средства Института «Открытое общество» (Фонд
Сороса) была предоставлена возможность высказаться практически
всем, занимающимся проблемами благотворительности. от

представителей академической -науки до практиков, впервые обобщивших свой опыт.

Обзор статей этого издания, а также анализ других публикаций на тему благотворительности дает основание утверждать, что хотя

2 Ульянова Г.Н. Исследования российской благотворительности: реконструкция национального опыта и возможности его применения в современных условиях. //Благотворительность в России: социальные и исторические исследования. 2001. СПб.,. 2001. Стр. 63

исследования в области благотворительности возросли, все

еще практически нет работ, раскрывающих технологии благотворительности как взаимодействия социальных групп и социальных институтов. Благотворительность рассматривается с исторической, этической, юридической, философской и других сторон, но очень мало исследований, выходящих на обобщенный социологический результат и формулирующих конкретные рекомендации. Практические исследования, как правило, останавливаются на констатации изучаемой ситуации.

Актуальность настоящего социологического рассмотрения темы состоит, на наш взгляд, -

  1. в рассмотрении благотворительности как ролевого взаимодействия, в котором проявляется особое содержание отношений между благотворителем и принимающим его помощь;

  2. в анализе благотворительности как социально-ролевого взаимодействия, складывающегося между группами в социальной структуре общества;

  3. в позиционировании каждой из сторон - дающей и принимающей- по отношению друг к другу;

  4. в рассмотрении благотворительности как отношений, имеющих конкретное институциональное -нравственное, правовое оформление;

  5. в рассмотрении благотворительности как динамичных, развивающихся и изменяющихся отношений, проявляющих меру развития гражданского общества в определенной социальной системе.

Все выделенные нами аспекты связаны между собой. В каждом из них проявляются все остальные; каждый способствует более рельефному проявлению сути другого.

Таким образом, объектом исследования выступает

благотворительность как процесс развития отношений между государством, социальными институтами и гражданами, с одной стороны, и между социальными группами, с другой.

В качестве предмета исследования благотворительности мы сознательно выбираем ее функционирование в качестве социально -ролевого взаимодействия. Предназначение благотворительности, по словам Р.Апресяна, связано с усовершенствованием общества и содействием общему благу. Наш выбор обусловлен тем соображением, что период диссертационного исследования пришелся на этап т.н. «социального транзита» в российской истории. Это означает, что благотворительность проявилась в этих условиях не столько в форме отношения между социальными группами, которые просто еще не сложились, сколько в форме личностного выбора состоятельных людей, принявших на себя гражданскую ответственность за поддержку культуры в переходное для общества время. Таким образом, предметом непосредственного изучения стала мотивация выбора и социально - ролевое оформление оказываемой помощи. Определение предмета анализа продиктовало необходимость соединения теоретического и эмпирического анализа благотворительности в выше охарактеризованном аспекте и формулирования практических рекомендаций.

Цель и задачи работы

Цель работы: исследование феномена благотворительности в истории России как социально - ролевого взаимодействия на основе единства методологического, теоретического и эмпирического анализа.

Задачи работы:

3 Апресян Р.Г. Функциональные особенности филантропии. // Благотворительность в России: социальные и исторические исследования. 2001. СПб., 2001.. Стр. 50

определение и аргументация

методологии исследования благотворительности как

социально - ролевого взаимодействия;

выявление исторической /вертикальной и

горизонтальной/ преемственности в развитии

благотворительности в России;

рассмотрение социально - ролевой представленности в

российской благотворительности;

исследование современной российской корпоративной

благотворительности;

построение типов мотивации благотворительной

деятельности на материалах проведенного автором

опроса;

анализ эволюции отношений благотворительности в

период российской трансформации на основе рефлексии

процесса функционирования и развития Свердловской

государственной филармонии в 90-е годы XX века.

Методологические основы исследования

Диссертационное исследование осуществлено на основе
методологии социологии, сложившейся в конце XX века. Ее
отличительной чертой является признание дуальности /Э.Гидденс/
социального развития, в котором происходит взаимодействие личности
и социальной структуры. В переходные периоды, протекающие в
современных ритмах исторических изменений, данная закономерность
не только складывается, но и эмпирически фиксируется. Последнее
обстоятельство обусловило еще одну отличительную особенность
«неклассической» социологии: единство эмпирического и

теоретического анализа изучаемых социальных феноменов.

Важным методологическим основанием нашего исследования

стала статусно-ролевая теория. (Дж.Г.Мид, Р.Линтон). Следуя данным

методологическим постулатам, мы представили современную

благотворительность как социально - ролевое взаимодействие, т.е. единство развития личности и социальной структуры.

Работа также базируется на общенаучных принципах анализа: развития, историзма и системности, которые в единстве обеспечивают возможность рассмотрения благотворительности как феномена, проявляющего общечеловеческие, национальные и личностные ценностные ориентации.

Степень научной разработанности проблемы.

Теоретической основой социологического исследования
благотворительности явились труды зарубежных и отечественных
философов, историков, культурологов и социологов. Наибольшее
влияние на становление концепции диссертационной работы оказали
труды Р.Апресяна, А.Аронова, Е.Баразговой, Н.Бердяева, А.Боханова,
М.Вебера, Ю.Вишневского, П.Власова, М.Гавлина, Ф.Гегеля,
Э.Гидденса, И.Городецкой, И.Гофмана, И.Девятко, Е.Дукова,
Н.Думовой, Е.Заборовой, В.Ключевского, Л.Когана, И.Кона, О.Конта,
Ч.Х.Кули, К.Любутина, А.Меренкова, Дж.Г.Мида, Г.Орлова,
Т.Парсонса, А.Свердловой, Г.Тульчинского, Г.Ульяновой,

Е.Холодова,Е.Хорьковой, В.Шапко.

Мы подчеркиваем, что тема благотворительности привлекала чрезвычайно широкий круг исследователей. Но аспект, рассматриваемый в диссертации, не имеет четко выявляемой академической традиции.

Научная новизна исследования

В диссертации представлен комплексный анализ

благотворительности как социально - ролевого взаимодействия. Основные результаты исследования, определяющие его новизну и выносимые на защиту, заключаются в следующем.

  1. Благотворительность является социально -ролевым взаимодействием, содержание которого определяется типом социально - экономической системы и характером отношений между государством и гражданским обществом, складывающимся в этой системе.

  2. Благотворительность в дореволюционной истории России приобрела социальную специфику, которая сформировала особый патриархатный характер ролевых отношений между субъектом благотворительности (благотворителями) и объектом благотворительности, т.е. теми, кто нуждался и принимал их поддержку.

  3. В России, трансформирующейся после 1985 года, складываются новые отношения благотворительности, в которых соединяются возрождаемые национальные традиции и технологии т.н. «фандрайзинга», заимствованные с рыночного Запада. Этот синтез, обеспечиваемый законами преемственности, обусловливает сосуществование и партнерство в благотворительной деятельности носителей различных ролевых установок.

  4. Гипотеза о благотворительности как взаимодействии благотворителей, носителей различных ролевых установок (меценат, спонсор, попечитель, спонтанный благотворитель), нашла подтверждение в ходе опроса, проведенного автором весной 2002 года.

  5. Эволюция благотворительности может быть представлена как

развитие социально - ролевого взаимодействия, в котором

изменяется ролевая представленность носителей

рассматриваемого отношения. Положение проиллюстрировано

материалами, представляющими функционирование

Свердловской государственной филармонии в 90-е годы XX

века.

Личный вклад диссертанта в изучение проблемы заключается:

в анализе изменения типов благотворительной деятельности в истории России, появления новых исторических субъектов благотворительности (таких, как корпоративные благотворители, благотворительные фонды и др.) и развития социального взаимодействия между ними;

в характеристике специфики и содержания благотворительной деятельности в трансформирующейся России, проявляющихся в прагматизме и профессионализации отношений между субъектом и объектом данного отношения;

- в рассмотрении развития взаимодействия между учреждением
культуры (Свердловской государственной филармонией) и его
партнерами по благотворительной деятельности в условиях
становления рыночной экономики России от «субъект - объектных»
отношений к «субъект-субъектным»;

в проведении эмпирического исследования, направленного на фиксацию разнообразия мотивов благотворительной деятельности развивающихся российских корпораций и выделение типов благотворительной деятельности.

в разработке оригинальной концепции благотворительности как социального взаимодействия на основании изучения истории процесса и его актуализированного состояния в трансформирующейся России;

в введении диссертантом определения понятия «социально-ролевое взаимодействие в благотворительности», ранее в исследованиях не встречавшегося;

в предложении практических рекомендаций по организации партнерства, основанного на диагностике ролевой мотивации его участников.

Практическая значимость исследования.

Благотворительность вернула себе значимость как социально-культурное явление российской жизни и стала важной составляющей современного российского общества. Фактически вся социальная сфера в большей или меньшей степени в настоящее время связана с благотворительностью. Практическая значимость данной работы заключается в формулировании определенного понятийного инструментария, которым могут пользоваться специалисты - практики, работающие в сфере фандрайзинга и осуществляющие привлечение благотворительных средств на деятельность учреждений социальной сферы (не только культуры). Отнесение потенциального благотворителя к той или иной ролевой группе даст возможность фандрайзеру понять мотивацию потенциального партнера, движущие причины, определяющие его желание стать жертвователем , помогут психологически правильно выстроить партнерские отношения. Кроме того, владение понятийным аппаратом социально-ролевого взаимодействия, понимание психологических рычагов воздействия на бизнес будет способствовать вовлечению в круг благотворителей более широкого числа предпринимателей, бизнесменов, частных лиц. Отношение «субъект- объект» в благотворительности является очень деликатной областью человеческого общения. Фандрайзеру необходимо работать так, чтобы не было негативных последствий и душевного дискомфорта ни у одной из взаимодействующих в данном процессе сторон. Обе стороны взаимодействия в результате должны получить максимальное удовлетворение от сотрудничества, своеобразный партнерский вектор в будущее. Это тем более важно сейчас, в силу того, что «государство пока не ставит своей задачей определить более четко направление социальной поддержки и социального развития общества»4 Поэтому, сотрудничая с социальной сферой, становясь социально-

4 Гармай А. Бизнес и общество: механизмы социального партнерства. //ЛегПромБизнес 1985, №12

ответственным, занимаясь благотворительной деятельностью

(в том числе, и с помощью профессиональных грамотных
фандрайзеров), бизнес начинает влиять на расширение гражданских
свобод в обществе, вовлекается в процесс формирования гражданского
общества, способствует возникновению в нем большей

доверительности и открытости. Кроме того, формируется образ
предпринимательского поведения, сочетающего традиции

отечественной духовной культуры и лучшие качества современных предпринимателей.

Структура диссертации.

Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, таблицы, обобщающей выводы диссертационного исследования и списка литературы по теме исследования, включающего 100 названий. К диссертации прилагается бланк интервью.

Апробация работы.

Диссертант принимал участие в работе Круглого стола на тему
«Проблемы законодательства в области налогообложения
благотворительной деятельности». (Государственная Дума

Федерального Собрания РФ, г.Москва, 23 октября 2001 года).

Диссертант принимал участие в проведении специальных семинаров для работников культуры:

- Сентябрь 1999 года, семинар для директоров филармонических
учреждений России «Эффективный современный менеджмент в сфере
академической музыкальной культуры», тема доклада «организация
фандрайзинга в Свердловской филармонии», место проведения - г.
Екатеринбург, Свердловская филармония;

- Сентябрь 2002 года, г. Челябинск, Ассоциация концертных
организаций Урала, тема доклада «Фандрайзинг в учреждениях

культуры. Формирование советов попечителей в учреждениях культуры»;

Октябрь 2002 года, семинар руководителей учреждений культуры Свердловской области, тема доклада «Формирование благоприятной среды вокруг деятельности учреждений культуры. Формирование советов попечителей».

- Март 2003г. Коллегия Министерства культуры Свердловской области. Тема доклада «Советы попечителей. Их роль в формировании культурной среды территорий».

Печатные работы на исследуемую тему:

1. «Благотворительность как партнерство: из опыта работы Службы
развития Свердловской государственной филармонии и
Благотворительного фонда поддержки Уральского академического
филармонического оркестра. ( «Благотворительность в России. 2001.
Социальные и исторические исследования». С-П, Лики России, 2001.)

2. «Благотворительность как феномен российской культуры».
(«Культура. Власть. Общество: пути интеграции». Материалы
Всероссийской научно-практической конференции. Екатеринбург. 2002).

3. «Социально- ролевое партнерство в современной российской
благотворительности. Результаты социологического исследования».
(«Благотворительность в России. 2002. Исторические и социально-
экономические исследования». С-Пб, Лики России, 2003).

Феномен благотворительности: исторический и социологический аспект исследования

Явление благотворительности, объект изучения работы, может быть исследовано в различных дисциплинарных аспектах: философском, экономическом, историческом, социологическом, психологическом. Данная возможность определяется тем обстоятельством, что благотворительность является особым видом социального отношения, сторонами которого выступают: гражданское общество - государство; состоятельные и неимущие сословия. Развитие данного отношения определяется всей системой общественных отношений. Благотворительность способствует перераспределению социальных благ, в первую очередь, материальных. Благотворительность все более и более оформляется в виде организованной деятельности. Эта деятельность основана на институциональной и проектно-программной основе. Благотворительность - это социально-ориентированная деятельность; это такая социальная деятельность, которая в конечном счете направлена на благо общества.5 Благотворительность есть атрибут социума. Изменение социума позволяет предполагать и закономерное изменение содержания и форм благотворительности.

На наш взгляд, понятие «благотворительность» можно сформулировать следующим образом. Благотворительность - это: общественные отношения между социальными общностями или индивидами; социальный институт, функционирование которого регламентируется моральными, этическими, религиозными и правовыми нормами; вид деятельности, структура и содержание которого имеют конкретно-исторические типологические характеристики. Рассмотрение благотворительности в этих трех ипостасях до настоящего времени не было в полной мере представлено в нашей литературе.

Наиболее интересны для реализации цели нашего исследования исторический и социологический аспекты изучения благотворительности. Первый, прежде всего, позволит выявить закономерности складывания и развития отношений между теми, кто оказывает помощь, творит благое дело и теми, кто ее принимает; во -вторых, исторический аспект поможет определить ряд и роль факторов социальной системы в развитии благотворительности; а кроме того, описать специфику отношений благотворительности в поддержке учреждений российской культуры. Социологическое исследование благотворительности может быть развернуто в единстве теоретического и эмпирического подходов. Его концепция связана с использованием базового для современной социологии понятия - взаимодействия. Оно указывает на актуальность рассмотрения благотворительности, на рефлексивность отношений благотворителя и принимающего его помощь, на возможность их развития по моделям: субъект - объект или субъект - субъект и определения условий складывания каждой из этих моделей в социуме.

История благотворительности, как свидетельствуют источники, прошла в своем развитии два этапа - дохристианский и христианский. Каждый из них может быть охарактеризован как особый тип социального отношения в европейской цивилизации.

Первый связан с культурой древней Греции и Римской империи. Объединение в дохристианском этапе благотворительности двух культур - греческой и римской - является очень условным. Ибо культуры эти базировались на совершенно различных принципах. В античной Греции субъектом, воплощающим идеи помощи искусству, был полис - государство, иногда все же допускающий проявление личной инициативы на поприще меценатства. Древнеримская культура имела несколько иной характер. На протяжении ее многовековой истории менялись положение и смысловая наполненность досуга и дела, а в связи с этим включенность искусства в организм культуры.6 Но в обеих социальных системах сформировалось структурированное отношение к тем, кто нуждался в помощи. Нищие и калеки вызывали страх и ужас. Встреча с ними считалась дурным предзнаменованием. Помощь в организации зрелищ для народа представлялась благородной и полезной, повышающей статус гражданина и его значимость. Таким образом, в благотворительности дохристианского периода складывалось определенное разделение труда между государством и «благородными» сословиями. Бедность была проблемой государственной, а существование нищих /встреча с нищим/ свидетельствовала о том, что государство ее не может решить. И именно данный факт, а не само явление нищеты и болезней, ужасало свободного гражданина. «Выкупать пленных, обогащать бедных, - говорил Цицерон,- значит тоже служить государству». Но так думали и поступали лучшие люди Рима.

Благотворительность как социально - ролевое взаимодействие: методология подхода

Выбор аспекта изучаемого явления, обозначенный в названии настоящего раздела, продиктован несколькими соображениями. Во первых, широта и абстрактность понятия «социальное взаимодействие» требует ограничения предмета изучения. Нам нужна и важна общая поведенческая картина взаимодействия. Нас интересует ориентация акторов во взаимодействии. Нас интересует их мотивация. Из этого следует второе соображение, а именно: так как благотворительность является результатом комплекса мотивов, определивших действие, то данное обстоятельство позволяет предположить существование разнообразия типов благотворителей, различающихся характером определяющего мотива благотворительной деятельности. В-третьих, социологический подход предполагает типизацию, отвлечение от уникальности индивидуальных сознаний и действий. Ролевой анализ может выступать, на наш взгляд, инструментом необходимого отвлечения, абстрагирования от личностных характеристик акторов. В четвертых, ролевой анализ превалирует в социологии конца XX века, ибо его преимущество состоит в понимании актуального механизма взаимодействия развивающейся социальной системы и личности. Ролевая презентация позволяет человеку воспринимать общественный опыт, ценности и нормы культуры, входить в процессе социализации в реальные социальные группы и импровизировать, реагируя на динамично меняющуюся реальность и защищая свое право на определенный социальный статус. Отечественная благотворительность рубежа XX - XXI веков не может, на наш взгляд, быть представлена по линии прямой преемственности с прошедшим XIX веком. Ее социологическая интерпретация будет более адекватной, если мы представим данное явление как точку условного пересечения осей горизонтальной и вертикальной преемственности. Преемственность есть одна из фундаментальных закономерностей развития. Об этом недвусмысленно писал в свое время Гегель: «... другое есть по существу не пустое отрицательное, не ничто ... а другое первого...» Первое, о котором писал немецкий философ, в контексте нашего исследования есть разные роли российских меценатов, благотворителей, имена и деяния которых, несмотря на революционные «бури» начала XX века, сохранились в исторической памяти. Современная российская благотворительность есть «другое первого».

Но прежде чем обратиться к характеристике этих ролей, следует, на наш взгляд, уточнить содержание понятия «роль» и ролевого подхода в современной социологии. Роль есть результат опытного и созидательного взаимодействия группы, общества и личности. Механизм «научения роли», освоения ролей был предложен и разработан в начале 30-х годов американским философом, социологом и социальным психологом Джорджем Гербертом Мидом. Затем Теория Мида была развита в различных парадигмальных интерпретациях социологов. Со второй половины XX века ролевая теория становится центральной в методологии современной социологии.22 В ее рамках удалось объяснить и эмпирически доказать единство общества и личности, органичность вхождения ребенка в социальный мир /ролевая социализация/, естественность соединения социальных требований к сознанию и поведению человека и индивидуальных задатков. Шекспировское замечание о мире как театре и универсализме актерской презентации во второй половине XX века нашло научное подтверждение в теории «Зеркального Я» Ч.Кули, анализе становления самости Дж.Г.Мида, модели социальной системы Т.Парсонса, «социальной драматургии И.Гофмана ( Ч.Х..Кули. «Человеческая природа и социальный порядок», М., 2000; Mead G.H. «Mind, Self and Sosiety». Chicago, 1946; Parsons T. «Social system». NY. 1951 ; И.Гофман «Социальная драматургия», M., 2000) В социальной истории общество выстраивает структуру диспозиций, статусов, обеспечивающих равновесное функционирование системы. Каждая из диспозиций, таким образом, связана с определенным набором требований к индивиду, занимающему эту диспозицию. Исполнение требований необходимо для общества и является, таким образом, обязательным условием вхождения в него индивида. При этом следует подчеркнуть два, по нашему мнению, важных момента: 1) любая позиция в обществе - независимо от места в его иерархии-сопровождается набором функциональных требований; 2) общество имеет несколько структурных осей, что означает сосуществование нескольких систем функциональных требований, обращенных к индивиду. По-видимому, уникальность индивида становится социальной реальностью в совмещении, в наборе человеком многих ролей. Роль в возрастной структуре, роль в тендерной структуре, роль в социально - классовой структуре, роль в профессиональной структуре и т.д. В этих горизонтальных системах требований человек ищет то, что отвечает его стремлениям, ожиданиям, амбициям, обретая, выстраивая в этом поиске самого себя. С позиции отдельного человека среди других людей происходит осмысление реалий социальной стратификации. Комплекс ролей не есть смена масок в зависимости от сферы проявления, а есть презентация личности, в которой каждая роль есть индивидуальное воплощение всего комплекса.

Становление благотворительности в период социальной трансформации в России конца XX века (из опыта работы Свердловской государственной филармонии)

Благотворительность, как мы стремились показать в первой главе работы, определяется всей системой отношений, складывающихся на определенном этапе развития общества. Период любой исторической трансформации представляет собой такой период развития системы, в котором сосуществуют отношения «уходящего» состояния и отношения нового, формирующегося ее качества.

«Уходящее состояние», т.е. социалистическое общество, категорически отрицало благотворительность в том значении, которое оно получило в период своего расцвета в предреволюционные годы конца XIX - начала XX века. Определяя благотворительность буржуазной категорией, социализм приложил максимум усилий, чтобы термин «благотворительность» носил уничижительный характер. Подразумевалось, что в социалистическом обществе не было места проблемам, в решении которых должна была участвовать благотворительность. Исходя из социалистической идеологии, только недостатки буржуазного общества могли способствовать развитию благотворительности. Хотя мы помним и сдачу своих денег в Фонд Мира и в Фонд Культуры, а также еще в какие-то фонды (однодневный заработок и работающих, 10-20 копеек у школьников), но эти взносы направлялись на помощь зарубежным друзьям, которых капиталистический строй довел до необходимости просить помощь у Советского Союза! И взносы эти носили название не «благотворительных», а «добровольных», как будто явление благотворительности могло запятнать социалистический образ жизни. Благотворительность как социальное явление всегда определялась характером государственности. Социальную сферу, в том числе и культуру, в социалистическом обществе финансировало государство. Причем, так, как считало нужным и в тех объемах, которые считало необходимыми, жестко контролируя идеологическую составляющую культуры. Жесткая государственная политика регламентировала все в области культуры: программы концертов, репертуар театров, темы литературных произведений.

Благотворительность по природе своей не подлежала контролю, а значит, таила в себе опасность инакомыслия, возможность поддержки тех направлений культуры, которые не согласовались с государственной политикой. Благотворительность (даже в своих неявных проявлениях) была прерогативой только государства.

В конце 80х- начале 90-х годов, с появлением новых экономических условий, введением рыночных элементов в экономику стали уменьшаться - и это было положительно - управленческие функции государства по отношению к культуре. И одновременно на фоне пока еще относительно благополучного, стабильного бюджетного финансирования появились тревожные признаки уменьшения государственных дотаций, а значит, вставал вопрос о других источниках финансирования деятельности учреждений культуры. Но традиции дореволюционного меценатства уже были утеряны за семьдесят лет социалистического хозяйствования. В обществе надо было заново формировать привычку вкладывать средства в культуру.

Причем, вкладывать добровольно и осознанно. Но осознанность благотворительного дарения, выбор объекта дарения, а значит и его социальная направленность, подразумевает участие бизнеса в формировании финансовых потоков, что является одной из основных властных функцией государства. «Степень развитости благотворительности как общественного явления выражает, в числе многих факторов, и меру свободы экономических субъектов в распоряжении своими собственными доходами, а значит и в возможности направлять их на воспроизведение социальной сферы. Это уже означало и появление идеологической окраски экономической деятельности любого предприятия.»34 Благотворительные средства, направляемые на развитие той или иной социальной сферы или области творческой деятельности человека, наряду со многими другими факторами определяли востребованность обществом именно этого направления в общественной социальной сфере. (Общественность одного городка поддерживает хор ветеранов, другого - выставочный зал, третьего - местную публичную библиотеку, тем самым определяя территориальные приоритеты, влияя на культурную политику своего города).

Формирующиеся новые экономические условия зародили тревогу среди тех, кто зависел от государственных средств. В рядах деятелей культуры почувствовалась некая растерянность и началась тихая паника. Понадобилось время, чтобы вдохнуть и выдохнуть, проанализировать, оглядеться и понять свое место и свой путь в новой системе социально -экономических координат.

К сожалению, лишь очень немногие арт-менеджеры осознали потребность в новой административной структуре внутри самих учреждений культуры. Эта структура должна была целенаправленно, системно и профессионально формировать определенную среду вокруг деятельности учреждения, воспитывать потребность в продукте, производимом этим учреждением, и желание поддерживать это учреждение (творческий коллектив) как приобретением билетов на концерты (т.е. покупкой продукта), так и благотворительными вкладами. Подобная структура должна была давать учреждению культуры возможность не только выживать, но и развиваться в условиях нестабильной экономической обстановки и уменьшения государственной финансовой поддержки. Плановая работа такой службы являлась неким гарантом будущего. Плюс к этому, требовалась реорганизация традиционных для учреждений культуры хозяйственных и творческих служб, а также введение новых направлений: службы маркетинга и рекламы, службы развития (чьей задачей ставился поиск новых, дополнительно к государственному, источников финансирования). То есть, нужен был революционный подход к организации деятельности учреждений культуры, нужно было осознание потребности в новых технологиях. Отношения «уходящего» состояния и отношения новой формирующейся экономической системы с ее неустоявшимися социальными связями накладывались друг на друга, противоречили друг другу. Вспомнили о благотворительности, как одной из возможностей привлечения дополнительных средств. Но благотворительность - это всегда двустороннее движение, это всегда -субъект и объект, это всегда - дающий и принимающий. Это позволяет гипотетически предположить, что отношения благотворительности могут быть представлены ролевыми взаимодействиями, сложившимися в условиях социализма и теми, которые рождаются переходом к рыночной экономике, когда многие сферы общественной жизни и социального поведения не достигли необходимого цивилизационного уровня.

Похожие диссертации на Благотворительность как социально-ролевое взаимодействие : Теория и история процесса