Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Индикативно - кластерный анализ качества культурного потенциала молодежи в полиэтнической среде современной России (социологический аспект). Давлетшина, Диля Мустафовна

Индикативно - кластерный анализ качества культурного потенциала молодежи в полиэтнической среде современной России (социологический аспект).
<
Индикативно - кластерный анализ качества культурного потенциала молодежи в полиэтнической среде современной России (социологический аспект). Индикативно - кластерный анализ качества культурного потенциала молодежи в полиэтнической среде современной России (социологический аспект). Индикативно - кластерный анализ качества культурного потенциала молодежи в полиэтнической среде современной России (социологический аспект). Индикативно - кластерный анализ качества культурного потенциала молодежи в полиэтнической среде современной России (социологический аспект). Индикативно - кластерный анализ качества культурного потенциала молодежи в полиэтнической среде современной России (социологический аспект). Индикативно - кластерный анализ качества культурного потенциала молодежи в полиэтнической среде современной России (социологический аспект). Индикативно - кластерный анализ качества культурного потенциала молодежи в полиэтнической среде современной России (социологический аспект). Индикативно - кластерный анализ качества культурного потенциала молодежи в полиэтнической среде современной России (социологический аспект). Индикативно - кластерный анализ качества культурного потенциала молодежи в полиэтнической среде современной России (социологический аспект). Индикативно - кластерный анализ качества культурного потенциала молодежи в полиэтнической среде современной России (социологический аспект). Индикативно - кластерный анализ качества культурного потенциала молодежи в полиэтнической среде современной России (социологический аспект). Индикативно - кластерный анализ качества культурного потенциала молодежи в полиэтнической среде современной России (социологический аспект).
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Давлетшина, Диля Мустафовна. Индикативно - кластерный анализ качества культурного потенциала молодежи в полиэтнической среде современной России (социологический аспект). : диссертация ... доктора социологических наук : 22.00.01 / Давлетшина Диля Мустафовна; [Место защиты: ГОУВПО "Саратовский государственный университет"].- Саратов, 2012.- 380 с.: ил.

Содержание к диссертации

Введение

Глава 1. Теоретико-методологические основания исследования качества культурного потенциала молодежи

1. Качество культурного потенциала молодежи как объект социологического исследования 24

2. Качество культурного потенциала современной молодежи в контексте индикативно-кластерного анализа 61

3. Концептуальные основы анализа качества культурного потенциала молодежи в многонациональной среде: множественность парадигм 101

4. Базовые этнокультурные ценности как индикатор качества культурного потенциала молодежи 128

Глава 2. Теоретические основы использования индикативно-кластерного анализа качества культурного потенциала молодежи в современном полиэтническом регионе

1. Социально-экономические факторы качества культурного потенциала молодежи в ракурсе индикативно-кластерного подхода 174

2. Социально-политические факторы качества культурного потенциала современной молодежи в полиэтнической среде 215

3. Качество интеллектуально-нравственного потенциала современной молодежи в поликультурном пространстве 242

Глава 3. Оценка эффективности качества культурного потенциала молодежи полиэтнического региона в свете индикативно-кластерного подхода

1. Управление качеством культурного потенциала молодежи в полиэтнической среде 273

2. Прогностическая модель повышения качества культурного потенциала молодежи региона (на примере Республики Татарстан). 309

Заключение 339

Список использованной литературы 355

Приложения 377

Введение к работе

Актуальность темы исследования. Глубокие социально-политические, экономические, технологические, экологические преобразования в России, породили системную и структурную социальную трансформацию, которая в свою очередь повлияла на повседневную жизнь молодых людей и на качество их жизни. Потребность общества в формировании новой генерации молодых людей - творческих, креативных, инициативных и ответственных, обладающих гуманистическим мировоззрением, высоким уровнем гражданской и экологической осознанности находится в противоречии с современными социальными реалиями.

В 2004 году Президент России впервые определил качество жизни как целевой критерий социально-экономического развития России. С этого времени проблема измерения и оценки качества жизни населения России перешла в плоскость решения практических задач. В последующие годы неоднократно подчеркивалась важность ориентации на повышение качества жизни населения России, решение этих вопросов обеспечили бы нашей стране лидерские позиции. Категория качества жизни служит основой для понимания качества культурного потенциала. Наиболее обоснованной является понятие качества культурного потенциала населения с позиций понимания сущности жизни людей как процесса, направленного в целом на сохранение и развитие жизни человечества во все более широких границах природных условий путем созидательной деятельности, преодоления природных, духовных и социальных противоречий и трудностей.

Очевидно, что сегодня уделяются недостаточно внимания освоению молодыми людьми российских традиций, норм и ценностей, а также формированию целостной личности, отвечающей идеалам построения в России демократического гражданского общества и правового государства. Воспитательная деятельность всех институтов, участвующих в социализации молодого поколения, в настоящее время имеет очень низкую эффективность, а влияние социальной среды, как правило, носит негативный характер. Одним из показателей этого является возрастание девиантных форм поведения в молодежной среде и ежегодное увеличение преступности среди молодежи всех возрастных групп и социальных слоев. Понижение социально-экономического статуса молодежи, растущая безработица, ограничение доступа к образованию и культурным ценностям вызывает социальную дифференциацию молодежи, стимулирует рост адаптивных и деструктивных реакций на складывающиеся жизненные ситуации.

Глубинным социокультурным фактором, порождающим эти проблемы, является кризис идентичности, который на персональном уровне переживается как разрыв связей человека с миром, проявляющийся в слабой включенности в социально-культурные институты, нигилизме в отношении к прошлому и отсутствии образа будущего, неспособности адекватно осмыслить жизненные проблемы и самоопределяться в духовно-нравственной плоскости.

В культурной сфере кризис идентичности вызван девальвацией базовых и исторически устойчивых для большинства российских этносов социально-интегрирующих культурных ценностей, обострившимся противоречием между модернизационным процессом, ведущим к унификации, и стремлением народа сохранить традиционные модели бытия.

Значительным ресурсом многоуровневой личностной идентичности является качество культурного потенциала, актуализация которого поможет приобщить молодое поколение к историко-культурным ценностям, воспитать чувство патриотизма, освоить отобранные историческим опытом наиболее оптимальные, с точки зрения своей социальной значимости, средства совместной жизнедеятельности, повысить уровень групповой консолидированности, транслировать опыт старшего поколения социального воспроизводства коллективов как устойчивых сообществ. Очевидно, что наличие культурного потенциала молодежи в том или ином регионе является одним из центральных внешних факторов, влияющим на качество жизни его граждан. Тесное переплетение этого фактора и качества культурного потенциала населения делает необходимым изучение особенностей взаимодействия этих явлений, выявления закономерностей и рассмотрение с позиций индикативно-кластерного анализа и возможных путей оптимизации этого взаимодействия.

В настоящее время индикативно-кластерный метод способствует анализу ситуации в той или иной области развития и активно используется для решения актуальных экономических, социальных проблем. Вполне очевидна возможность его использования для выявления условий развития культурного потенциала молодежи региона.

Перед современным российским обществом возникает ряд вопросов, которые позволят сформулировать проблемную ситуацию. Каковы возможности и перспективы повышения качества культурного потенциала молодежи в полиэтнической среде? Какими характеристиками и свойствами обладает культурный потенциал? Возможно ли преодоление социальной дезинтеграции?

Нам представляется актуальным и необходимым изучение научных взглядов и основных парадигм качества культурного потенциала молодежи, механизмов формирования и его актуализации, так как их осмысление и дальнейшая институционализация может способствовать выстраиванию адекватной молодежной культурной политики и конструированию самовоспроизводящегося социального пространства современных культурных практик.

Степень научной разработанности темы.

Исследование качества жизни и качества культурного потенциала молодежи носит междисциплинарный характер, поэтому автор опирался на исследования различных отраслей гуманитарного знания – социологии, культурологии, философии, психологии, истории, антропологии, этнографии и др. Основу исследования составил анализ теорий, концепций и парадигм, среди которых можно выделить несколько подходов.

В контексте данной работы существенный интерес представляют исследования в той или иной мере раскрывающие качество жизни и потенциал отечественной культуры: философско-антропологические теории и идеи ученых (М. Бахтин, Л. Выготский, И. Кон, А. Лосев, А. Спиркин); исследования в области качества жизни. Теория качества жизни стала полноправной теорией российской социологии, хотя изначально разрабатывалась в американской социологии. Наиболее известными являются работы Л. Джефферса и Дж. Добоса, Э. Эбби и Ф. Эндрюс, Т.В. Пауэра. Теоретическую основу социологических концепций качества жизни составляют научные парадигмы, которые рассматривают человека с позиции его потребительской сущности. Данный подход позволил осмыслить место человека в системе общественных отношений, благополучия, благосостояния, раскрываемого с интеграционных позиций объективистского и субъективистского подходов. М. Абрамс, А. Кэмпбэлл, П. Конверс, У. Роджерс, их "субъективно оцениваемое" качество жизни: индивидуальные человеческие потребности и ощущения.

В российской социологической науке теория качества жизни развивается на основе теорий образа жизни. Наибольший вклад в изучение образа жизни внесли Е.А. Ануфриев, Л.А. Арутюнян, И.В. Бестужев-Лада, Г.Е. Зборовский, А.Г. Здравомыслов, И.Т. Левыкин, М.Н. Руткевич, И.В. Толстых. Большая работа проделана по выделению оснований целостности образа жизни, определению его соотношения с такими понятиями, как "уклад жизни", "стиль жизни", "уровень жизни". Наиболее широко распространенным пониманием образа жизни является представление его как системы деятельностей: профессионально-трудовой, семейно-бытовой, общественно-политической, культурно-досуговой. Непосредственно вопросам качества жизни посвящены работы таких ученых, как А. Гличев, И.Матвеева, Н. Михайлов, Б.В. Бойцов, Ю.Н. Саенко, Р.С. Могилевский, Д.Л. Иванов.

Проблемы человеческого развития исследуются в общем социологическом дискурсе М. Вебером, Э. Гидденсом, Э. Дюркгеймом, В. Зомбартом.

Интересны работы по теории культурно-исторических типов (Н.Я. Данилевский, О. Шпенглер).

Анализ региональных культур на территории России достаточно широко представлен в работах А. Щапова, П. Словцова, Н. Ядрищева, Ф. Болонева, Ф. Теннис, Р.М. Межевич, Е. Горяченко. Основополагающие принципы исследования социальных аспектов развития российского образовательного пространства, способствующие осмыслению характера его воздействия на функционирование общества и трансформацию основополагающих сфер его жизнедеятельности, изложены в работах Г.Е. Зборовского, Ф.Г. Зиятдиновой, Е.Г. Пугачева, К.Н. Соловьенко, М.П. Концевой, М.Е. Баскакова и др. Процессы и механизмы социальной адаптации молодежи в современных условиях, состояние духовно-культурной сферы молодежного досуга анализируются в работах А.С. Запесоцкого, А.Г. Здравомыслова, С.Н. Иконниковой, В.Т. Лисовского, А.П. Маркова, З.В. Сикевич. Педагогические аспекты проблемы косвенно нашли выражение в исследовании условий социализации и инкультурации на различных этапах развития личности, выявлении форм и методов оптимизации воспитательного процесса, характеристике социально-профилактических аспектов работы в молодежной и подростковой среде, обосновании условий реализации воспитательного потенциала досуга (М.А. Ариарский, С.Г. Вершловский, Т.Г. Киселева, А.Д. Жарков, И.А. Новикова, В.Я. Суртаев, Ю.А. Стрельцов, А.А. Сукало, В.Е. Триодин, Б.А. Титов). Методология и практика молодежной социально-культурной политики всесторонне исследовались Г.М. Бирженюком, Т.М. Дридзе, А.П. Марковым, Э.А. Орловой.

В исследовании также был применен кластерный анализ социальной и институциональной структуры региона (его используют А.З. Гильманов, А.Г. Моисеев, М.А. Нугаев, и другие) для построения инновационных кластеров, функциональным основанием деятельности которых, является духовно-нравственное совершенствование молодежи.

В дополнение к кластерному принципу исследования качества развития культурно потенциала молодежи был применен метод индикативного управления (С. Глазьев, Ю. Петров, В. Дудкин и другие) как механизм управления социально-культурными процессами в республике, направленными на повышение качества жизни и культурного потенциала молодежи.

В настоящее время исследованию философских проблем социокультурной детерминации процесса воспитания и духовно-нравственных ценностных ориентаций молодежи уделяют внимание такие ученые, как С.Ф. Анисимов, В.С. Боровик, А.Э. Воскобойников, А.А. Гусейнов, Ю.Д. Железнов, В.Н. Жуков, В.В. Журавлев, А.Г. Здравомыслов, Н.С. Кожеурова, Л.А. Микешина, Ф.И. Минюшев, Г.К. Овчинников, С.Г. Спасибенко, В.А.Титов и ряд других исследователей. В их трудах имеются методологические и методические подходы к анализу становления молодого поколения, выделяется специфика детерминации социально-временного воспроизводства общества.

Анализ социальных проблем молодежи как социально-демографической группы и процесса ее социализации осуществлен в работах российских социологов Ю.Р. Вишневского, В.И. Добрыниной, И.М. Ильинского, Г.С. Ентелиса, Э.А. Камалдиновой, А.И. Ковалевой, О.Н. Козловой, И.С. Кона, Т.Н. Кухтевич, В.Ф. Левичевой, В.Т. Лисовского, В.А. Лукова, С.И. Плаксия, Б.А. Ручкина, С.В. Туманова, В.И. Чупрова, Ю.Р. Хайруллиной, Л.С. Яковлева и других ведущих ученых.

Вопросы, связанные с особенностями воспитания личностных и гражданских качеств, развития способностей молодежи, были исследованы в трудах российских ученых, таких как С.Л. Рубинштейн, Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, К.К. Платонов, П.Я. Гальперин, А.А. Бодалев, И.А. Зимняя, Б.Т. Лихачев, Е.А. Мудрик, В.А. Сластенин. Принципы и модели воспитания российской молодежи в современных условиях предложены во многих концепциях воспитания, разработанных авторскими коллективами и отдельными авторами. Среди них можно отметить Ш.А. Амонашвили, Ю.К. Бабанского, Е.В. Бондаревскую, О.С. Газман, И.В. Дубровина, И.П. Иванова, В.А. Караковского В.М. Коротова, Ю.А. Кудрявцева, З.А. Малькову, В.С. Мухину, Л.И. Новикову, Н.Л. Селиванову, Н.М. Таланчука, Е.А. Ямбурга и других ученых и практиков, предложивших свои решения проблем воспитания подрастающего поколения молодых россиян.

Значительное место в изучении проблем развития человеческих ресурсов внесли такие саратовские исследователи, как: Е. Ярская-Смирнова, Ю. Быченко, Н. Ловцова, Л. Фиглин, В. Виноградский, В. Чепляев, А. Решетников. В данных работах представляются различные методики оценки развития человеческих ресурсов, осуществляется критика классических методик оценки реализации социальной политики.

Татарстанские ученые Л.А. Волович, К.Т. Гизатов, Т.Г. Исламшина, Г.И. Макарова, М.А. Нугаев, Р.М. Нугаев, В.К. Падерин, А.Ф. Валеева, Л.И. Харисова в своих работах показали связь между качеством жизни и состоянием культуры, культурным потенциалом социума и его нравственным здоровьем, возрастание роли культуры в постиндустриальном обществе.

Исследования, посвященные проблемам формирования личности и становления поколений молодежи, были проведены в различные исторические эпохи, отвечали духу своего времени и запросам общества. В настоящее время в России создалась уникальная в ее истории ситуация, поскольку она находится в стадии перехода к постиндустриальному обществу с его идеалами и ценностями. Сложившаяся ситуация требует проведения новых комплексных исследований и теоретических разработок по качеству жизни и развитию культурного потенциала молодежи как его фактора в контексте социальных изменений.

В настоящее время процессам социализации, воспитания, самовоспитания, самореализации молодежи, а также влиянию макро- и микросреды на формирование личности, уделяется значительное внимание.

В то же время, практически не существует работ, где дается анализ качества культурного потенциала молодежи современного полиэтнического региона, включая целенаправленное воспитание, самовоспитание и воздействие социальной макро- и микросреды.

Следует отметить, что вопросам, связанным с ценностными универсалиями этносов Поволжья, закрепленным в образцах традиционной культуры, также уделено мало внимания.

Совсем нет работ, посвященных разработке методики социального управления качеством культурного потенциала молодежи в полиэтнической среде.

Недостаточно работ, где бы была проанализирована структура "культурного потенциала молодежи", рассматривающих влияние культурного потенциала на формирование нравственных ценностей молодежи при условии взаимодействия, взаимозависимости всех институтов общества: семьи, школы, науки, СМИ, религии, армии и т.д.

Практически отсутствуют работы, в которых анализируется качество культурного потенциала молодежи с позиции индикативно – кластерного подхода.

Все это в совокупности делает актуальным настоящее исследование, определяет его цели и задачи.

Цель исследования – анализ качества культурного потенциала молодежи полиэтнической среды на основе индикативно-кластерного подхода.

В соответствии с указанной целью ставятся следующие задачи:

- осуществить анализ таких понятий как: "качество жизни", "культурный потенциал личности" и "качество культурного потенциала личности", индикативно-кластерный подход;

- определить место индикативно-кластерного анализа в системе методов социологического познания;

- проанализировать структуру культурного потенциала личности, определив его компоненты, функции, внешние и внутренние факторы воздействия;

- обосновать необходимость построения авторского концепта "культурного потенциала личности", основанного на принципах современной неогуманистической социально-философской парадигмы.

- на основе анализа и систематизации научных взглядов и парадигм качества жизни, качества культурного потенциала разработать теоретико-методологическую концепцию исследования, а также выявить особенности молодежи как особой социальной группы;

- обосновать необходимость использования аутентичных этнокультурных практик в процессе социализации молодежи как механизма оптимизации качества ее культурного потенциала.

- разработать авторскую концепцию качества культурного потенциала молодежи региона в контексте индикатино-кластерного подхода;

- осуществить институционально-кластерный анализ с целью конструирования городских кластеров, моделирующих процесс духовно-нравственного развития молодежи;

- представить систему индикативных показателей эффективной работы социокультурных кластеров региона;

- разработать прогностическую модель повышения качества культурного потенциала молодежи Республики Татарстан.

Объект исследования – молодежь в полиэтнической среде современного российского общества.

Предмет исследования – качество культурного потенциала современной молодежи в контексте индикативно-кластерного анализа.

Теоретико-методологической основой исследования явилось сочетание ряда научных подходов. Его составили фундаментальные идеи социологической науки по проблемам развития качества жизни и формирования и развития культурного потенциала молодежи и его качественного становления. Для преодоления ограниченности социологического и антропологического подходов в изучении данного феномена использован междисциплинарный эклектизм (Р.Мертон).

Методологическими подходами к изучению культурного потенциала, как и социального потенциала в целом, выступают деятельностный и системно-структурный подход, а фундаментальными основаниями для работы выступили, соответственно, работы К. Маркса, Э. Дюркгейма, М. Вебера и других. Согласно первому из них исходным понятием для характеристики социальных процессов предстает человеческая активность: социальная деятельность и социальное поведение. Такой подход в формировании нравственных ценностей иллюстрируют такие авторы как: Р.З. Алтныбаев, Е.А. Ануфриев, А.З. Гильманов, А.И. Леонтьев, Р.М. Нугаев, В.С. Швырев и другие. Используя второй подход, диссертант рассматривает культурный потенциал как сложную многоуровневую систему элементов, определяющих социальную активность населения данного региона и те результаты, которые они получают в результате своей социально-культурной деятельности. Системно - структурный подход как направление методологии научного познания социальных процессов рассматривается в работах Г.М. Андреевой, Л.С. Выготского, И.С. Кона, Э.Г. Юдина, Ю.Р. Хайруллиной и других. При анализе теоретико-методологических подходов к проблеме автор опирается на социологические традиции М. Вебера, Г. Зиммеля, Э. Дюркгейма, Т. Парсонса, П. Сорокина и других.

Автор работает в контексте культурного детерминизма (М. Вебер, Т. Парсонс, М. Мид) и культурного релятивизма (Ф. Боас, Р. Бенедикт), согласно которым понятия "качество жизни", "духовная культура" являются определяющими в развитии общества и определяются окружающими социальными и этнокультурными условиями.

Данные методы и подходы были дополнены гуманистической антропологией Э. Фромма, новым пониманием гуманизма Н.Н. Моисеева, гуманистическими концепциями социализации (И.А. Ильин, И.Н. Калинаускас, Р. Штайнер, Г.П. Щедровицкий и другие). Также частично был использован метод культурного картирования региона (М. Браун, М. Гнедовский)

Эмпирическую базу диссертационного исследования составили:

- материалы статистических отчётов Государственного комитета Республики Татарстан по делам детей и молодёжи, статистические данные, опубликованные федеральной службой государственной статистики Республики Татарстан, а также социологические исследования, проведенные центрами социологических исследований:

"Поколение 21" Фонд "Общественное мнение" при поддержке Фонда кадрового резерва "Государственный Клуб" в 2008-2009 г. Четыре общероссийских опроса молодежи 16-25 лет, каждый по 1500 респондентов. Дополнительно проведено два опроса студентов ведущих вузов и два опроса активистов молодежных движений (каждый по1500 человек);

Ежемесячные экспресс-опросы ВЦИОМ "Индекс социального настроения" (1600 респондентов), которые проводились в период с 2009 по 2011 гг.;

- результаты социологического опроса, проведенного в 2004-2005 годах:

"Экономический кризис глазами россиян" (2009 г.) – Центр аналитических исследований и разработок Республики Татарстан совместно с ассоциацией региональных социологических центров (9000 – участников, 1500 – татарстанцы);

"Межэтническая ситуация в Республике Татарстан: согласие, дискриминация и национализм", 2004-2005гг. – Центр аналитических исследований и разработок Республики Татарстан при участии д.соц. наук А.Л. Салагаева, д.соц. наук Р.Р. Сафина., (600 участников, 25 экспертов);

"Этнические стереотипы и границы межкультурного понимания" (на примере рядя регионов Приволжского федерального округа, в том числе Нижегородской области, Республики Татарстан, Республики Удмуртия). Опрос проводился при поддержке Федеральной целевой программы "Формирование установок толерантного сознания и профилактика экстремизма в российском обществе", 2002 г. Руководитель – А.М. Зинуров, члены ВТК: Г. Габдрахманова, Р.И. Зинурова, Р.Н. Мусина, Л.В. Сагитова. Всего было опрошено 1500 респондентов в возрасте от 16 до 30 лет. Репрезентативная трехступенчатая социально-демографическая выборка составила 500 человек в каждом из трех регионов и включала в себя молодых людей, идентифицирующих себя с русской, татарской и удмуртской этнической группой в возрасте от 16 до 30 лет;

- результаты собственных эмпирических исследований диссертанта, проведенных в 2009-2010 г. в г. Казань Республики Татарстан;

- исследование студентов "Социальные факторы качества жизни и культурного потенциала молодежи Республики Татарстан", которое проводилось на базе Казанского федерального университета, Татарского государственного гуманитарно-педагогического университета, Казанского государственного медицинского университета, Казанского государственного технологического университета, ОАО "Казань-Оргсинтез" под руководством и при участии диссертанта. Выборочная совокупность исследования составила 1032 единиц, осуществлена методом квот, которые соответствуют критериям высокой точности. Число характеристик, данные о которых выступают в качестве квот, представлено образованием, возрастом, полом, занятостью (учеба, работа, подработка и др.);

- "Прогностическая модель развития качества культурного потенциала молодежи Республики Татарстан". В нем участвовали эксперты - специалисты в области культуры и образования. Всего 40 респондентов в возрасте от 27 до 70 лет. Все респонденты обладают ученой степенью. Из них 8 докторов наук и 32 кандидата наук.

Научная новизна диссертационного исследования заключается в следующем:

- дана авторская интерпретация понятия "качество культурного потенциала молодежи";

- определены - структура качества культурного потенциала, системные компоненты, их свойства, оптимальное иерархическое соотношение, внешние и внутренние факторы воздействия;

- в работе доказана перспективность использования междисциплинарного эклектизма Р.Мертона и интеграционалистского метода в изучении "культурного потенциала личности", который позволяет изучать становление качества культурного потенциала как многомерный, разноплановый процесс познавательной, рефлексивной, и коммуникативной субъект-объектной социализационно-культуротворческой деятельности человека;

- впервые разработана система социальных кластеров, способствующих не только развитию хозяйственно-промышленных отраслей, но и духовно-нравственному становлению молодежи, каждый из которых включает в себя систему учреждений, специалистов и технологий, детерминирующих качественные преобразования субпотенциалов личности молодого человека;

- обоснована система индикативного планирования в сфере управления качеством культурного потенциала молодежи. Автором определены индексы развития той или иной качественной составляющей субпотенциалов личности молодого человека и наличия внешних условий их актуализации;

- автором разработана модель универсальных ценностных ориентаций и особенностей их воплощения в культурных традициях народов Поволжья;

- обосновано, что ценностная межкультурная универсализация в символическом смысле может выполнять интеграционную, а не только сепаратистскую функцию, а в социальном плане может быть использована в качестве парадигмального основания разработки инновационных культурно-досуговых и образовательно-воспитательных технологий;

- выявлено, что определение качества культурного потенциала молодежи представляет собой необходимый элемент для осуществления культурного картирования региона;

- на основании опросов молодежи региона определено реальное качество ее культурного потенциала, являющееся результатом воздействия социально-экономических, политических и духовно-нравственных факторов;

- доказано, что повышение качества культурного потенциала личности – социально-управляемый процесс, так как само качество зависит от свойств контекста формирования личности, от внешней среды, в особенности, от свойств, транслируемых социализирующими институтами;

- на основе опросов экспертов в области образования и культуры, опросов разных групп молодежи региона, анализа внешних социальных условий сконструирована социологическая прогностическая модель повышения качества культурного потенциала молодежи;

- разработана прогностическая модель повышения качества культурного потенциала молодежи Республики Татарстан.

Положения, выносимые на защиту:

1. Качество жизни является комплексным понятием, состоящим из целого ряда компонентов. Помимо различных политических, экономических и социальных аспектов – это духовная сторона проблемы. Различные ученые сходятся во мнении, что гармоничное сочетание образа жизни и духовности, рассматриваемой как субъективная составляющая, представляет собой качество жизни. Очевидно, что в современных социально-культурных условиях культурный потенциал молодежи того или иного региона становится одним из критериев качества жизни его населения, а развитие и актуализация этого культурного потенциала – фактором, предопределяющим возможности общества к восхождению на новый уровень социального бытия.

2. Структура качества культурного потенциала включает в себя качества субпотенциалов личности молодого человека: экзистенциально-ценностного (доминирующего в идеале), социально-нормативного, инновационно-творческого, интеллектуального или образовательно-профессионального, но не сводится к их сумме, так как устойчивый структурный порядок дополняется личностными психофизиологическими особенностями индивидов.

3. Выбор междисциплинарного эклектизма и интеграционалистского подхода к изучению культурного потенциала молодого человека является результатом удовлетворения потребности в методологическом синтезе при исследовании вопросов культурного становления личности в трансформирующемся обществе. В рамках этого подхода автор определяет качество культурного потенциала личности как квинтэссенцию его сущностных свойств, то есть это интегральная характеристика человеческой деятельности, выражающая ступень развития и степень реализации в этой деятельности культурных (онтологических), социальных, биологических, психических потенций человека, не противоречащих процессам развития окружающей его социально-культурной среды. Идеальной моделью качества культурного потенциала личности является обладание и тотальное проявление человеком таких свойств, как гуманистичность (экзистенциально-ориентированная ценностная иерархия), креативность (онтологическая способность человека к творению), рефлексивность (способность к осознанной деятельности) и интенции к социальным интеракциям.

4. Эффективность функционирования кластеров может отслеживаться с помощью методов индикативного управления. Для проведения адекватной молодежной политики необходимы индексы, отражающие качественное становление культурного потенциала молодого человека и наличие внешних условий актуализации данного потенциала в регионе. Предлагаемое индикативно - кластерное планирование осуществляется с учетом результатов мониторинга социального самочувствия молодежи, ее культурных и социальных потребностей. В этом контексте, количественные и качественные показатели становятся не административно, а личностно-ориентированными.

5. В исследовании определено, что существуют универсальные социокультурные механизмы, которые способствуют формированию культурного потенциала молодежи, как в моноэтничных, так и полиэтничных регионах. Их универсальность обоснована векторной направленностью на формирование качества центрального экзистенциально-ценностного субпотенциала. Центральным их свойством является сочетание инновативных образовательных, воспитательных и иных социализирующих методик и аутентичных этно-культурных форм деятельности. При таком подходе актуализируется интегративная функция этих практик, становясь первостепенной по отношению к сепаративной.

6. Предложена модель качества культурного потенциала молодежи региона – многокомпонентное образование, включающая духовные, социальные, психофизиологические, интеллектуальные ресурсы, интенции и проявления молодежи. Ее динамика детерминирована трансформацией социально-экономического, политического и духовно-нравственного контекста обществ, которые выступают внешними факторами социализации молодежи и соответственно качества культурного потенциала. Выделяются "идеальная", "прикладная" и "реальная" модель качества культурного потенциала личности.

7. Повышение качества культурного потенциала молодежи – социально управляемый процесс. Одним из инновационных видов организации и координирования деятельности современных институтов социализации и культурации является кластерное формирование. Главное достоинство кластеров – преодоление структурной разрозненности социализирующих элементов. Подобные хозяйственно-отраслевым, но выполняющие функции духовно-нравственного и интеллектуально-творческого совершенствования личности, образовательный, профессиональный, социально-нормативный и творческий кластеры влияют на развитие конкретного качества субпотенциалов молодежи. Объединяющим принципом работы такого рода кластеров является не профессионально-отраслевая специфика, а креативно-гуманистическая концепция и ее инновационное воплощение.

8. Построение прогностической модели повышения качества культурного потенциала молодежи региона основывается на: современных методиках организации и координирования процессов культурной социализации, реальных качественных характеристиках культурного потенциала молодежи региона и экспертных оценках перспектив его развития. Модель характеризуется противоречивостью стремлений к модернизации общественного устройства и общих мировоззренческих позиций со стороны молодежи, ресурсом их активности и инновативности; рефлексией экспертов по поводу традиционной стагнации социально-экономических процессов, консервативности и конформности мышления населения и власти, и действительно низкими темпами внедрения инновационных социально-культурных, технологических, экологических и иных разработок.

9. Разработана прогностическая модель повышения качества культурного потенциала молодежи Республики Татарстан, в соответствии с которой в перспективе социокультурная динамика региона может соответствовать оптимальным показателям, относящимся как к качеству личностного культурного потенциала молодежи, так и к культурному потенциалу республики. Однако это может произойти только при условии дальнейшего развития демократии, поиска новых форм сотрудничества членов общества и официальных структур, поощрении и мотивировании социальных инициатив, удовлетворения имеющихся социальных потребностей к инновациям, увеличении темпов социально-культурной модернизации.

Теоретическая и практическая значимость работы определяются её актуальностью, научной новизной и выводами. Сформулированные в исследовании теоретические выводы и практические рекомендации представляют собой определенное превращение социологических знаний в истории и теории социологии, социологии молодежи.

В диссертационном исследовании обозначены ориентиры для оптимизации деятельности министерств, ведомств, учреждений культуры, средств массовой информации, общественных объединений и движений, предоставляющие возможность принимать более эффективные решения при разработке соответствующих стратегий и механизмов реализации культурной политики на региональном и федеральном уровнях.

Научно-практическая значимость работы состоит в том, что внесен определенный вклад в разработку одной из актуальных проблем социологической теории, духовной жизни молодежи – ее духовного потенциала, расширению теоретической базы и практических данных по формированию качества жизни и культурного потенциала молодежи современной полиэтнической среды. Положения диссертационного исследования, содержащие критический анализ культурной политики и акцентирующие внимание на основных проблемах в сфере культуры, могут быть использованы при планировании, реализации культурной политики. В работе обозначены ориентиры для оптимизации деятельности министерств, ведомств, учреждений культуры, средств массовой информации, общественных объединений и движений, предоставляющие возможность принимать более эффективные решения при разработке соответствующих стратегий и механизмов реализации культурной политики на региональном и федеральном уровнях с позиций межсекторного взаимодействия и социального партнерства. Сформулированные в диссертации выводы могут использоваться при мониторинге, анализе, прогнозировании культурной политики и ее социально-культурного потенциала молодежи современного полиэтнического региона. Результаты исследования могут быть использованы при разработке стратегии работы с молодежью в рамках функционирующей современной молодежной программы субъектов РФ, перспективного планирования и прогнозирования социально-экономического развития региона, города, программ по воспитанию, духовному развитию молодежи. Научные выводы могут быть использованы при чтении специализированных курсов по проблемам истории социологии, социологии культуры, социологии политики, социальной политики.

Практическое значение результатов исследования подтверждается тем, что разработки диссертанта были внедрены Министерством культуры Республики Татарстан, Министерством образования и науки Республики Татарстан, Министерством по делам молодежи и спорту Республики Татарстан, городским комитетом по делам детей и молодежи администрации г. Казань, вузами республики, в программы по осуществлению культурной политики в Республике Татарстан

Апробация результатов исследования. Результаты исследования обсуждались на 40 научно-практических конференциях, организованных Министерством образования и науки РФ, Международной Алтаистической организацией PIAC, Кабинетом Министров Республики Татарстан, Татарским государственным гуманитарно-педагогическим университетом, Казанским, государственным университетом культуры и искусств. Динамика исследования, его основные положения и результаты были представлены автором научной аудитории на международных, всероссийских, региональных и городских научно-практических конференциях. В их числе – "Формирование ценностных ориентаций студенческой молодежи", "Реализация воспитательного потенциала гуманитарного образования в условиях вхождения России в Болонский процесс (Казань, 2005); "Диалоги о воспитании" (Москва, 2005);

Результаты исследования нашли отражение в 42 публикациях, в т.ч. в 2 монографиях, 10 публикациях в ведущих рецензируемых научных журналах, рекомендованных ВАК Министерства образования и науки РФ.

Диссертация обсуждена и рекомендована к защите на заседании отдела микро- и мезоисследований Центра перспективных экономических исследований Академии наук Республики Татарстан.

Структура работы. Диссертационная работа состоит из введения, трех глав, содержащих 9 параграфов, заключения, списка использованной литературы, приложений.

Качество культурного потенциала современной молодежи в контексте индикативно-кластерного анализа

Человеческий потенциал - главная движущая сила общественного прогресса. Онтологически ее определяющей характеристикой является "культурность". Соответственно, развитие культурного потенциала как основной компоненты этого феномена, является условием, детерминирующим развитие социума на материальном и ментальном уровнях. Сам культурный потенциал личности состоит из отдельных элементов - субпотенциалов. Качество потенциала состоит из свойств, имманентных человеческой сущности и наиболее адекватных для эпохи postpostmodemity: гуманистичности, креативности, толерантности, связанных с замещением материалистических ориентиров деятельности человека к посматериалистическим (Ч.Хэнди , А.Маслоу и др.). Именно эти свойства являются основополагающими для построения концепции формирования гармоничного, здорового человека и общества. Уровень их концентрации в субпотенциалах личности (образовательно-интеллектуальном, экзистенциально-ценностном, творческом, социально-нормативном) и совокупность возможностей для дальнейшей реализации - является критерием эффективности работы институциональных систем. Этот уровень можно измерить с помощью постоянного мониторинга динамики социокультурной ситуации региона. Для этого необходимо выявлять и использовать ключевые показатели жизни населения, становящиеся индексами, такие, например, как качество жизни, благоприятность социального климата, физическое здоровье людей и т.д.

Основываясь на качественном и количественном измерении показателей такого рода, мы можем утверждать, что культурный потенциал молодежи является объектом идикативного управления. Применение этого метода представляется нам обоснованным и актуальным в контексте данного исследования. Впервые принципы идикативного планирования и управления были рассмотрены К.Ландауэром в книге "Теория национального экономического планирования1", согласно которым планирование основывается на сознательной координационной деятельности, а не на автоматическом согласовании. В дальнейшем этот вариант планирования подробно рассмотрена в работах отечественных и зарубежных ученых, например, Л.Г.Демидова, В.Е.Дудкина, В.Г.Ерохина, В.А.Иванова, Дж.Мида, Дж.Франка, П.Хольмса, Б.Даллаго2 и других. В целом под этой системой подразумевают совокупность механизмов и инструментов согласования, гармонизации интересов государства, бизнеса и общества, координации деятельности государственных и негосударственных субъектов управления экономикой на основе социально-экономических показателей (индикаторов), принятых с учетом стратегических ориентиров в соответствии с приоритетами и целевыми установками регионального развития.

Основой функционирования данного метода является определение индикаторов, то есть показателей (экономических, социальных, технических), которые определяются как параметры границ, в пределах которых система, включающая организационные механизмы, технологические связи, материальные и финансовые потоки, может устойчиво функционировать и развиваться. Внутри предельных границ образуется так называемый коридор необходимый и достаточный для принятия управленческого решения. Применение системы индикативного управления в работе с социальным потенциалом региона подробно изучает М.А.Нугаев. Он пишет, что индикативное планирование, как специфический социально экономический феномен принципиально отличается от советского директивно-административно управления. Для эффективной работы этой системы и для того, чтобы она функционировала как инструмент модернизации страны, необходимо, чтобы его применение носило комплексный характер, охватывало не только экономику, но и все сферы общественной жизни1. Основными объектами индикативно-управленческой деятельности на микроуровне могут стать субпотенциалы личностного культурного потенциала. Так, как в данной работе мы говорим об исследовании молодежной аудитории, необходимо отметить наличие определенной специфики механизмов управления качеством культурного потенциала. То есть существует необходимость выявления показателей наиболее характерно отражающих тенденции социального и культурного участия именно молодежной аудитории. Эта специфика связана и с возрастными, и психологическими особенностями личности, и с особенностями проводимой молодежной и культурной политики отдельных субъектов Российской Федерации, и с социальными процессами поликультурного региона, и с тенденциями, определяемыми глобальными общемировыми процессами, и просто с инновациями в городской культурной жизни. Специфика управления качеством культурного потенциала молодежи заключается в нескольких ключевых позициях. Первая - влияние субъектов института образования и семьи на организацию повседневной жизни молодого человека, их целенаправленное воздействие на систему ценностей и жизненной мотивации молодежи. Ядром, модерирующим становление личности, является система: "семья - образование - средства массовой информации ". Среди всех субпотенциалов культурного потенциала, мы выделяем центральный -экзистенциально-ценностный, который собственно и определяет "культурность" человека и общества. Однако если формирование этого субпотенциала у взрослых происходит множественными путями, как правило, выбираемыми ими самими, соответствующих их стилю и образу жизни, то вариативность выборов молодого человека значительно уже. Часть из них предписывается в обязательном порядке и является социальной нормой (например, проживание в родительской семье, получение среднего образования, выполнение связанных с этим социальных ролей). Как пишет в своей работе Г.Р.Аглямова: "Три компоненты образования (учреждения, содержание образования и процесс образования) работают на две целевые установки - развитие интеллектуального потенциала личности и социально-ценностную палитру его развития"1. Поэтому, можно сказать, что какими бы ни были значительными другие компоненты модели - приоритет влияния на личность молодого человека отдается системе образования.

Концептуальные основы анализа качества культурного потенциала молодежи в многонациональной среде: множественность парадигм

Анализ качества этого явления важен не столько сам по себе, сколько в контексте изучения дальнейших возможностей формирования и управления культурным потенциалом молодого человека. Раскрытие сущностных свойств, то есть определение особого качества этого явления переводит его из разряда абстрактных категорий в разряд конкретных функционирующих социальных образований.

Эта задача усложняется тем, что особо перспективным и актуальным является выявление механизмов управления качеством культурного потенциала молодежи. Именно молодежь та социальная общность, которой предстоит выстраивание инновационного концепта социально-культурного бытия будущего. Уровень социальных притязаний молодежи, ее духовно-нравственные ориентиры, поведенческие предпочтения предопределяют то понимание качество жизни и тенденции в его достижении, которые будут распространены некоторое время спустя.

Каждое новое поколение молодежи является социальным транслятором культурных ценностей. Конечно, можно поспорить с последним утверждением. Известно, что ценности молодого поколения имеют интенцию к обновлению (отсюда такое количество субкультур в молодежной среде, ценностные ориентации которых не находят места в культурном контенте эпохи). С другой стороны, молодежь в силу своей мобильности, восприимчивости к новому, некой "всеядности", способна вплести элементы традиционных ценностей предков в собственный событийный футуристический дискурс. Интересно, что молодые люди могут сохранять и использовать символы уходящего культурно-временного пласта "как бы в шутку" - не намеренно, но, превращаясь в старшее поколение, погружаясь в течение социального времени, они ревностно отстаивают ценность тех культурных форм, к которым успели прикоснуться в течение жизни. Эти элементы в дальнейшем используются не как символический декор социального бытия, но как реальная основа воспитания следующих поколений. В связи с этим, изучение качества культурного потенциала молодежи и специфика управления им - центральный вопрос современных гуманитарных исследований.

Молодежь - специфическая социально-демографическая группа, отличающаяся возрастными рамками, психофизиологическими особенностями, а также своим статусом в обществе, которая требует особых подходов к изучению. Исследованию этой социальной группы посвящено множество работ психологов, социологов, политологов. Ее изучали в рамках структурно-функционального анализа (Т.Парсонс , Р.Мертон ), бихевиоризма и близких к нему подходов (Дж.Мид3, Э.Эриксон4, Щюц5 и др.) Однако, традиционно ее рассматривали как объект социального воздействия, не учитывая ее возможностей проявлять себя в качестве автономного субъекта. В последние годы начал применяться комплексный подход к изучению проблем молодежи. Мы также склонны рассматривать представителей такой специфической социальной общности, как молодежь, в виде самостоятельных акторов, одновременно являющихся как активными субъектами социального действия, так и объектами воздействия социализирующих институтов, обладающих некоторыми особенными социальными и психологическими качествами и специфическим статусом в обществе. Комплексный анализ проблем молодежи показал, что специфическими ее чертами являются мобильность, восприимчивость, адаптивность, индивидуализм, склонность к риску и т.д.

Для России в целом, и для нашего региона - Республики Татарстан, в частности, актуальной является проблема изучения качества культурного потенциала молодежи в многонациональной среде. Локализация множества этносов на единой территории детерминирует не только взаимовлияние культур этих народов (как концентрации их духовно-исторического наследия), но и усложняет узор культурного бытия отдельной личности, ее автобиографического повествования, так как встраивает в него обязательные процессы этнической идентификации, инкультурации, адаптации и проч. К вышеизложенному необходимо добавить, что раскрытие особенностей культурного потенциала молодежи в полиэтнической среде должно проводиться с учетом разных идеологических концептов и процессуальных воздействий, таких, например, как глобализация, мультикультурализм и другие. Предваряя анализ качества культурного потенциала молодежи необходимо признать существование множества равноценных парадигм его исследования. Выявляя концептуальные основания анализа качества, мы обратимся к методикам ведущих социологов - основателей и последователей структуруализма, функционализма и др. Используем в работе комплексный подход для рассмотрения качества культурного потенциала молодежи как системы взаимосвязанных элементов, находящихся во взаимовлиянии с внешними социальными факторами, деятельностный подход к формированию ценностных ориентации (В.С.Швырев и др.), социологическую концепцию культурного детерминизма, согласно которой явления духовной культуры играют определяющую роль в развитии общества (М.Вебер , Т.Парсонс, М.Мид), функциональную теорию культуры, доказывающую, что одной из главных задач культуры являются закрепление, развитие и передача потомкам духовных потребностей (Б.К.Малиновский4, А.Р.Радклиф-Браун5) и способствующую изучению функций качества культурного потенциала в общественном и личностном развитии, социокультурный подход (П.Сорокин , Н.И.Лапин ). Необходимо отметить, что социо-культурный подход достаточно совместим со структурно-функциональным подходом. Несмотря на наличие различий между ними, мы видим, что и П.Сорокин, и Т.Парсонс исходили из понимания человека как активного субъекта действия, хотя один делает акцент на взаимодействии как родовой модели социокультурных явлений, а другой - на структуре и функциях действия отдельного субъекта. Социокультурный подход предполагает анализ функций и структур, а структурный функционализм включает культуру как одну из важнейших структур. Все эти методы удачно гармонируют с идеей междисциплинарного подхода, который уже достаточно давно взят на вооружение гуманитарными науками.

Социально-политические факторы качества культурного потенциала современной молодежи в полиэтнической среде

Провозглашаемым курсом современного политического развития России в целом и Республики Татарстан в частности становится курс на демократизацию общества. Процессуальными проявлениями этой тенденции в идеальной социально-политической модели является распространение политического плюрализма, осуществление деятельности политической инфраструктуры на сугубо правовых основаниях, формирование высокой политической культуры, активизация гражданских инициатив, переход к правовой экономике и т.д. Безусловно, российские реалии подтверждают лишь наличие первых шагов в эту сторону. Для полной реализации демократического концепта необходимо наличие сформированной гражданской культуры (на уровне всего общества и отдельных его членов), причем как управленческой, так и исполнительской. Очевидно, что это достижение не одного поколения людей.

Интересные статистические данные, характеризующие уровень общественного политического сознания россиян, были озвучены на всероссийской научно-практической конференции "Политическое образование и гражданская позиция молодого поколения России". Исследования Фонда "Общественное мнение" продемонстрировали, что только 44% россиян слышали и знают, что такое гражданское общество, а 40% услышали об этом впервые из уст интервьюеров. При этом всего 22% смогли объяснить, что это такое. Из них 8% говорили о гражданских правах, 2% - о возможности граждан влиять на государство, 1% употребляли в разных контекстах понятие "демократия", 1% упоминали гражданские свободы, 2% рассуждали о солидарности и единении граждан, 2% 216 0 гуманизме, нравственности и справедливости, 1% - о культуре и цивилизованности. Кроме того, 5% ответивших считают, что гражданское общество просто объединяет людей-граждан своей страны1. Современное российское общество находится на переходном этапе от относительной экономической и политической стабилизации (в основном за счет благоприятной внешнеэкономической конъюнктуры и выстроенной вертикали государственно-административной и политической системы) к интенсивному развитию. Стремление завершить этот переходный этап и изменить общероссийский политический климат является причиной разработки целой системы приоритетных национальных проектов, в которых реализуется принципиально новая политическая философия, принципиально новый подход к развитию государства и гражданского общества. Здесь во главу угла ставится личность, человек, как создатель, носитель культуры и выдающихся научных достижений. Развитие потенциала человеческой личности - стратегическая задача новой политики российского руководства. Важно отметить, что российская власть осознает, что без поддержки институтов гражданского общества, простых граждан и их объединений, как приоритетные национальные проекты, так и любые самые смелые реформы и действия государства во всех сферах социально экономической жизни страны обречены на провал. Вместе с этим становится ясно, что развитие культуры, науки и образования напрямую связано с развитием культуры политической, управленческой, экономической и финансовой.

Переходное состояние российского общества определяет и переходный характер политической культуры в нем, наличие, как элементов тоталитарной культуры, так и демократической. Экстремальные условия России, ставящие ее в течение длительного времени на грань выживания, породили мобилизационный тип политической культуры общества, 1 Грачев П.В. Всероссийская научно-практическая конференция "Политическое образование и гражданская позиция молодого поколения России" // Вестник экономики права и социологии. 2009. - апрель-май-июнь. : http://www.vestnykeps.ru (дата обращения: 22.01.2011). 217 ориентирующий на достижение чрезвычайных целей. Поэтому широко распространены в обществе идеи экстремизма, склонности к силовым методам решения вопросов и одновременно не популярны идеи компромиссов, консенсусов, переговоров и т.д. В сочетании со слабостью демократических традиций, зачастую личные амбиции становятся преобладающими над политической целесообразностью. В результате воздействия множества факторов как исторического, так и современного плана политическая культура современного российского общества внутренне противоречива. Перед Россией в целом и перед субъектами федерации в частности стоит важная задача, решение которой принципиально для интеграции страны в международное сообщество и для дальнейшего интенсивного развития - построение правового государства с соблюдением всех принципов этой политической конструкции. Как известно, под правовым государством подразумевается демократическое государство, где обеспечивается господство права, верховенство закона, равенство всех перед законом и независимым судом, где признаются и гарантируются права и свободы человека и где в основу организации государственной власти положен принцип разделения законодательной, исполнительной и судебной властей. Глубинными сущностными предпосылками правового государства являются правовая экономика и гражданское общество. Правовые принципы в экономике заключаются в том, чтобы открыть простор всем видам собственности, заменить административные приказы договорами, основанными на равенстве сторон, не ограничивать инициативу и предприимчивость людей. Гражданское общество предполагает наличие многочисленных независимых союзов институтов и организаций (в том числе экономических), которые служат барьером против монополизма и посягательств государственных органов. Безусловно, воплощение такой формы общественной организации - идеал, возможно недостижимый при современном уровне социально-политических реалий. Тем важнее нам представляется задача, решаемая в данной работе - анализ представлений студенческой молодежи об уровне развития политической культуры, возможностях построения правового государства и гражданского общества на территории Российской Федерации и Республики Татарстан, а также изучение масштабов их собственных политических притязаний.

Обращаясь к данным социологических исследований, мы выявляем наличие тенденций демократизации в Республике Татарстан и определяем степень политической активности и готовность к политическому участию. молодых людей, проживающих на территории республики. Отношение молодежи к политическим событиям и политическому контексту определяет качество их культурного потенциала (выявляя отсутствие или наличие таких характеристик, как: инициативность, гражданская и правовая осознанность, толерантность и т.д.). Сами же политические феномены, события и процессы выступают факторами, как формирующими, так и актуализирующими культурный потенциал молодежи. Актуальность такого исследования подтверждается тем, что отношение к политической модернизации общества молодежи Татарстана, сформированная система их взглядов и установок предопределяет функционирование политической инфраструктуры будущего.

Прогностическая модель повышения качества культурного потенциала молодежи региона (на примере Республики Татарстан).

В целом под методами прогнозирования следует понимать всю совокупность приемов и способов мышления, позволяющих на основе анализа ретроспективных данных, экзогенных (внешних) и эндогенных (внутренних) связей объекта прогнозирования, а также их измерений в рамках рассматриваемого явления или процесса вывести суждения относительно его (объекта) будущего развития1. Построение моделей преследует цель вскрыть закономерность развития изучаемого объекта. Если модель построена правильно и адекватно отражает связи и свойства реального объекта, она может служить основой для экстраполяции, то есть для перенесения некоторых выводов о поведении модели на объект. В данном случае перед нами стоит задача построить модель качества культурного потенциала молодого человека, которая представляет собой многоуровневую, разносферную, полиструткурную, мультифункциональную систему социально-культурных взаимодействий. Сконструированная модель репрезентует объективные условия и субъективные факторы генезиса, институционализации, трансформации качества культурного потенциала личности отдельного человека и республики в целом. Индикаторами качества выступают конкретно-социологические и статистические данные, характеризующие современное состояние качества культурного потенциала Республики Татарстан, экспертные оценки возможных перспектив изменения этого качества в краткосрочной и долгосрочной перспективе. Важной составной частью социологической прогностической модели являются мнения экспертов и молодежи относительно механизмов, путей и способов постиндустриального уровня развития разных социально-культурных потенций, а также факторов и условий, обеспечивающих их максимальную реализацию.

Центральным условием разработки реалистичной модели повышения качества культурного потенциала является необходимость учета всего многообразия аспектов социально-культурной сферы. Это связано с тем, что процесс развития культурного потенциала носит комплексный характер -изменения охватывают все сферы жизни общества. Поэтому некорректно прогнозировать развитие одной сферы, не учитывая ее связей с другими. Более того, прогноз развития отдельных сфер должен строиться с учетом тенденций изменений всего общества в целом, происходящих в условиях глобальной модернизации человечества. Соответственно, работа по изучению духовной сферы должна вестись в неразрывной связи с изучением экономической, политической среды, а также динамики развития институтов образования, здравоохранения, рынка труда и т.д. Такой подход, несмотря на региональный уровень анализа, дает возможность исследовать межсферные связи и тем самым выявлять корреляции в развитии качества сферных социально-культурных потенциалов. Это позволяет представить развитие как комплексный процесс эволюции культурного потенциала региона как целостного объекта, все структурные компоненты которого находятся в состоянии динамического взаимодействия и взаимно обуславливают друг друга. Перед тем, как обратиться к анализу экспертных данных, посвященных оценке экономического, политического и интеллектуально-нравственного контекста развития культурного потенциала республики, мы еще раз обратимся к индексам эффективной работы кластеров, выявленным в предыдущем параграфе. Полноценное функционирование данных кластеров (соответствующее выявленным индексам) детерминирует развитие тех или иных субпотенциалов личности, являющихся компонентами ее культурного потенциала. Уровень их развития и гармоничного сочетания предопределяет качество культурного потенциала личности, что в конечном итоге является основой общего генезиса культурного потенциала республики. Исследуя функционирование кластеров, мы обнаружим, что выбранный вектор дальнейшего социально-экономического, политического и культурного развития республики, презентуемый в официальных документах, во многом совпадает с необходимым путем развития культурного потенциала молодежи и соответствует заявленным в параграфе 3.1 индексам. До некоторой степени это заслуга аппарата государственного управления, который адекватно реагирует на объективные социальные процессы, выводя республику в нишу устойчивого социально-экономического развития. В разрабатываемых программных документах перспективного развития Республики Татарстан находят место действия, направленные на удовлетворение новых потребностей общества, выстраивание политики модернизации в соответствии с актуальными экономическими, политическими, культурными целями и задачами. С другой стороны, объективные социально-экономические и естественно-природные процессы сами подталкивают членов общества, в том числе политической элиты к тому или иному виду мировоззренческих или деятельностных проявлений, принятию определенных стратегических решений. Социально-экономические, политические, экологические и другие факторы влияют и на особенности социальных проявлений молодежи, их мировоззренческих установок, на оценку их качества жизни и на те перспективы, которые они хотят видеть для себя и общества в целом. На основе данных опроса экспертов в области образования и культуры, проведенных автором в 2011 году, выстраивается реалистичная прогностическая модель развития качества культурного потенциала молодежи республики и региона в целом. Несмотря на то, что она носит футурологический характер, ее репрезентативность обеспечивает то, что она являет собой концентрированное выражение существующих в настоящий момент мнений экспертов в совокупности с другими объективными данными возможностей развития культурного климата региона. В число измеряемых параметров развития качества культурного потенциала входят такие необходимые показатели в сфере экономики региона как: рост качества жизни и благосостояния общества, перспективы развития малого бизнеса, реализация профессиональных качеств специалистов и т.д. К числу рассматриваемых политических факторов качества культурного потенциала относятся политический режим, политическая культура граждан. К числу параметров развития интеллектуальной - нравственной составляющей относится уровень развития образования и науки, религиозность и связанная с ней нравственность населения.

Похожие диссертации на Индикативно - кластерный анализ качества культурного потенциала молодежи в полиэтнической среде современной России (социологический аспект).