Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Качество жизни как социокультурное явление Левина Светлана Александровна

Качество жизни как социокультурное явление
<
Качество жизни как социокультурное явление Качество жизни как социокультурное явление Качество жизни как социокультурное явление Качество жизни как социокультурное явление Качество жизни как социокультурное явление Качество жизни как социокультурное явление Качество жизни как социокультурное явление Качество жизни как социокультурное явление Качество жизни как социокультурное явление Качество жизни как социокультурное явление Качество жизни как социокультурное явление Качество жизни как социокультурное явление
>

Данный автореферат диссертации должен поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - 240 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Левина Светлана Александровна. Качество жизни как социокультурное явление : диссертация ... кандидата социологических наук : 22.00.01. - Саратов, 1998. - 129 с. РГБ ОД,

Содержание к диссертации

Введение

Глава I. Качество жизни как социологическая категория Ее генезис и эволюция 14

Глава II. Культурная доминанта качества жизни 52

Глава III. Качество жизни в экологическом контексте 74

Глава IV. Качество жизни и самореализация личности 95

Заключение 116

Список использованной литературы 121

Введение к работе

Актуальность темы исследования.

Проблематика смысла и качества человеческой жизни всегда занимала центральное место в мировой социальной мысли. Интерес к ней заметно возрастал на крутых поворотах истории, в переходные эпохи, связанные с радикальным обновлением, модернизацией традиционных форм жизнедеятельности общества. Именно такую эпоху переживает сейчас Россия.

Противоречивый и болезненный процесс формирования в стране системы отношений, основанной на рыночной экономике и общечеловеческих ценностях жизни и культуры все острее ставит перед россиянами вопросы не только о том, как выжить сегодня, но и о жизненных перспективах на будущее. Идеи гуманизации нашего общества и признания приоритета общечеловеческих ценностей все настоятельнее выдвигают в повестку дня проблемы качества жизни.

В литературе, официальных документах и средствах массовой информации сейчас акцентируется внимание на вопросах элементарного жизнеобеспечения малоимущих слоев населения. Речь идет обычно о прожиточном минимуме, пенсионном обеспечении, социальной защите безработных, адресной социальной помощи остро нуждающимся гражданам и т.п. Наряду с этим, время от времени появляются публикации о "процветании" и гедонистическо-криминальном образе жизни непомерно разбогатевших соотечественников, представляющих другой полюс социально расколовшегося общества.

Однако не сверх бедные и сверх богатые предопределяют будущее цивилизованное качество жизни в России. Исторический опыт показывает, что эта миссия принадлежит так называемому среднему классу, основу которого составляют энергичные, творчески мыслящие

предприниматели малого и среднего бизнеса, ученые, преподаватели, лица свободных профессий, высококвалифицированные рабочие, инженерно-технические работники, фермеры, управленцы и государственные чиновники и другие граждане, имеющие стабильные доходы и работу, образование и широкие жизненные интересы. В социальной структуре общества таких стран, как США, Япония, Франция и др. средний класс занимает ведущее место, составляя три четверти и более численности населения.

В нашей стране средний класс сейчас лишь формируется. И крайне важно, чтобы его представители с самого начала своего нового жизненного пути усваивали подлинные современные ценности качества жизни.

Проблема качественной стороны жизни людей - комплексная, междисциплинарная проблема. Она - следствие дифференциации научного познания, но имеет в то же время интеграционный характер. Концепция "качества жизни" относится к социальным, мировоззренческим по своему характеру и содержанию, по способу интерпретации, по функциональной роли ее выводов. Это многосторонняя и комплексная концепция, ибо включает в себя вопросы жизни, быта, мировоззрения, потребления, окружающей среды, психики, поведения, общественной и трудовой деятельности и т.д. отдельной личности, социальных групп, слоев, классов.

Именно в силу своего комплексного характера концепция "качества жизни" стала предметом исследования, интерпретации и теоретических обобщений ряда гуманитарных наук: социологии, философии, этики, социальной психологии, демографии и др. Различные науки интерпретируют проблему качества жизни в свойственном им аспекте. В частности, социология стремится разработать систему объ-

ективных и субъективных показателей, наиболее полно описывающих качество жизни.

Необходимость исследования качества жизни выдвинута реальной современной социально-экономической действительностью. Это связано с возрастанием значимости субъективного состояния людей, испытывающих тотальную неудовлетворенность практически всеми сторонами жизни.

Степень научной разработанности проблемы.

Прежде всего следует обратиться к фундаментальным исследованиям, связанным с проблемами личности, культуры, нравственными ориентациями, ценностями. Работы ведущих социологов и философов Б.Г. Ананьева, М. Вебера, В.И. Вернадского, Ю.Г. Волкова, Г. Гегеля, К.М. Долгова, А.Г. Здравомыслова, Н.С. Злобина, Б.И. Клейнера, И.С. Кона, Н.А. Косолапова, Л.Н. Леонтьева, В.А. Малахова, Э.С. Маркаряна, В.М. Межуева, ЯЗ. Минкявичуса, А.В. Петровского, В.А. Петровского, B.C. Поликарпова, В.В. Радаева, Н.Ф. Тарасенко, Ж.Т. Тощенко, Р.П. Шульги, О.И. Шкаратана1 и других имеют исходное теоретико-методологическое значение, т. к. в них зафиксированы отношения между культурой и личностью, проанализированы смыслообразующие элементы жизни индивида, нравственные ценности, потребности и стремления личности, а также философские категории выбора, свободы и ответственности. Эти работы составили основу для обоснования целесообразности и правомерности выделения необходимых компонентов качества жизни.

1 Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания. Л., 1969; Вебер М. Избранные произведения. М.: Прогресс, 1990; Вернадский В.И. Начало и вечность жизни. М., 1989; Волков Ю.Г., Поликарпов B.C. Интегральная природа человека. Ростов-на-Дону: Изд-во Рост. Ун-та, 1994; Долгов К.М. От Киркегора до Камю. М: Изд-во "Искусство", 1990; Здравомыслов А.Г. Социология конфликта: Россия на путях преодоления кризиса. М.: АО " Аспект Пресс", 1994; Кон И.С. Социология личности. М., 1967; Леонтьев Л.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М., 1975; Тощенко Ж.Т. Социология. М.: Прометей, 1994.

Следует отметить, что в последнее время были подготовлены интересные и содержательные диссертации, которые разъясняют исходные позиции для разработки нашей темы: В.П. Медведева, О.Н. Михайловой, Е.А. Парадиз, Е.С. Сироткиной, И.В. Шугайло-Соколовой1.

Вторую группу составили работы ученых советского и постсоветского периодов по образу жизни (Э.П. Андреев, Е.А Ануфриев, В.А. Артемов, Л.А. Арутюнян, И.В. Бестужев-Л ада, Н.М. Блинов, В.И. Болгов, В.Г. Виноградский, Г.П. Гвоздева, В.Г. Гуцу, А.Г. Здра-вомыслов, И.Т. Левыкин, Э.Е. Писаренко, Я.В. Рейземаа, Э.В. Стру-ков, С.Г. Струмилин, В.И. Толстых, Г.К. Черкасов, В.А. Шабалин, В.А. Ядов)2. Следует оговориться, что эти авторы исследовали образ жизни в рамках теории исторического материализма, сквозь призму идеологических ценностей. Но, несмотря на это, есть ценные аспекты: авторы старались выявить детерминацию "образа жизни", дали характеристику основных черт образа жизни как целостного социологического явления, разрабатывали систему социальных показателей образа жизни, а также затрагивали вопросы о соотношении качества, уровня

1 Медведев В.П. Самосозидание как атрибут человека и личности. Автореф.
дис. на соискание уч. степ. канд. филос. наук. Саратов, 1996; Михайлова О.Н. Ме
сто и роль интереса в структуре культуры личности. Автореф. дис. на соиск. уч.
степ. канд. филос. наук. Саратов, 1991; Парадиз Е.А. Проблема смысла жизни че
ловека: теоретические основания и ценностный анализ. Автореф. на соиск. уч.
степ. канд. филос. наук. Саратов, 1996; Сироткина Е.С. Ценности в мире человека:
парадигмальный и социокультурный аспекты. Автореф. на соиск. уч. степ. канд.
филос. наук. Саратов, 1996; Шугайло- Соколова И.В. Культура как фактор соци
ального становления. Автореф. на соиск. уч. степ. канд. филос. наук. Саратов,
1997.

2 Арутюнян Л.А. Социалистический образ жизни. Ереван, 1985; Бестужев-
Лада И.В. Советский образ жизни. Формы и методы его пропаганды. М., 1980;
Болгов В.И., Гуцу В.Г. Социология культурного уровня жизни. Кишинев:
"Штиинца", 1988; Струков Э.В. Социалистический образ жизни. М.: Изд-во
"Мысль", 1977; Толстых В.И. Образ жизни. Понятия. Реальность. Проблемы. М.,
1975; Черкасов Г.К. Социальная закономерность и образ жизни. Иркутск: Изд-во
Ирк. Ун-та, 1985; Шабалин В.А. Советский образ жизни. Саратов: Приволж. кн.
изд-во., 1987; Психология личности и образ жизни. М.: "Наука", 1987.

и образа жизни, стремясь определить тем самым место концепции "качества жизни" в структуре социологического знания. Понятие "качество жизни" не имело самостоятельного статуса, а рассматривалось в прямой зависимости и соподчинении с категорией "образ жизни" как характеристика качественной стороны образа жизни (наряду с уровнем жизни, отражающим количественную сторону). При более детальном анализе различных теорий образа жизни становится очевидно, что неизменно затрагиваются и категории соотносимые с качеством жизни, что создало необходимые предпосылки для дальнейшей разработки концепции "качества жизни".

Есть работы, которые непосредственно посвящены качеству жизни (Л. Зубова, Н. Ковалева, СИ Попов, А.С Тодоров)1 . Но они, в основном, носят недостаточно целостный характер (это были в большей части статьи и пропагандистские работы, имевшие ярко выраженную идеологическую направленность.

Большое внимание качеству жизни уделялось в зарубежной литературе. Западные философы (А. Камю, Ж.-П. Сартр, X. Ортега-и-Гасет, М. Хайдеггер, С. Киркегор)2 обращают внимание, главным образом, на свободу, независимость, самодостаточность личности, ее неограниченные социальные возможности. Поэтому качество жизни исследовалось как определенная социокультурная ценность западного социума.

В отличие от советских авторов, зарубежные исследователи выдвигают именно концепцию "качество жизни", а не "образ жизни".

'Тодоров А. Качество жизни. М.: "Прогресс", 1980; Попов СИ. Проблема "качества жизни" в современной идеологической борьбе. М.: Политиздат. 1977; Давыдова Е.В., Давыдов А.А. Измерение качества жизни.//РАН. Ин-т социологии и др. М., 1993; Мозговая А.В., Шлыкова Е.В. Качество жизни участников ликвидации последствий чернобыльской катастрофы.//РАН.Ин-т соц-гии. М., 1994.

2 Camus A. Essais. Bibliotheque de la Pleiade, Paris, Gallimard, 1965; Sartre J.-P. Situation, II. Paris, 1948; Долгов K.M. От Киркегора до Камю. М.: Изд-во "Искусство", 1990; Киркегор С. Наслаждение и долг. Спб., 1894;

Они трактуют качество жизни как комплексную, интегральную характеристику экономических, социальных, политических и культурных факторов, определяющих положение человека в обществе. Сторонники экономического подхода (Р. Арон, Т. Аттали, Д. Белл, Дж. Гел-брейт, М. Гийом, Д. Медоуз, У. Ростоу, А. Турен, Дж. Форрестер)1 рассматривают качество жизни как необходимый атрибут нового постиндустриального общества. Хотя они и придают качеству жизни нематериальный характер, все же они связывают этот показатель с достижением определенного уровня материального благосостояния, экономического развития и пытаются его измерить с помощью системы объективных показателей, включая в нее такие факторы, как стандарт жизни, уровень доходов, демографические показатели, загрязнение среды.

Г. Маркузе, Б.Ф. Скиннер2 интерпретируют качество жизни не как социальный феномен, а как индивидуальный. По их мнению, необходимое условие улучшения качества жизни не экономический подъем и переход к более высокому уровню производственных и общественных отношений, а крупномасштабное изменение поведения человека: изменение установок личности, формирование чувства ответственности, пробуждение самоуважения, инициативы, снижение беспокойства, уровня фрустрации, ослабление чувства отчужденности и безнадежности.

Сторонники субъективистского подхода (А. Кемпбелл, П. Конверс, С. Макколл, К. Терюн)3 идут еще дальше, обращаясь как к показателям качества жизни к состоянию сознания субъекта, к его

1 Арон Р. Этапы развития социологической мысли. М., 1992; Медоуз Д.Х.,
Медоуз Д.Л., Рендерс И., Берне Ш.В. Пределы роста. М.: Изд-во МГУ, 1991; Ros-
tow W. Politics and Stages of Growth. Cambridge University Press, 1971; Форрестер Дж.
Мировая динамика. М.: "Наука", 1978.

2 Американская социологическая мысль. М.: Изд-во МГУ, 1994.

3 США глазами американских социологов. М.: "Наука", 1982.

ощущениям, представлениям, к пониманию им степени удовлетворенности своей жизнью. Здесь понятие "качество жизни" связывается или прямо отождествляется с понятием "счастье" и проблема качества жизни трактуется как проблема достижения счастья.

Исходя из этого качество жизни связывается со степенью удовлетворенности индивида жизнью в целом и ее отдельными сферами.

Проблема качественной стороны жизни людей поставлена всем ходом современного общественного развития В связи с этим, целесообразно учитывать все многообразие выводов, созданных в рамках различных направлений исследований. Мы полагаем, что, чтобы полнее раскрыть данное явление, определить параметры и индикаторы, наметить пути достижения оптимального качества жизни, допустим и оправдан синтез ряда подходов, характерных для отдельных ориентации.

Цели и задачи.

Исходя из этого, цель своей работы авторы видят в том, чтобы выявить и обосновать содержательные и концептуальные параметры качества жизни как социокультурного явления.

Для достижения этой цели предполагается решение следующих задач:

раскрыть понятие "качество жизни", его генезис и эволюцию;

обосновать подход к качеству жизни как к социологической категории;

- проанализировать социокультурную доминанту качества
жизни;

- выявить экологические компоненты качества жизни;

- показать качество жизни как средство нравственной самоидентификации и самореализации личности.

Объектом исследования является социальная и культурная сферы жизнедеятельности современного общества.

Предметом исследования выступает качество жизни как социокультурное явление.

Методологическую и теоретическую основу диссертации образуют фундаментальные выводы и обобщения исследователей социологической и философской мысли по проблемам смысла человеческого бытия, ценностей, взаимодействия культуры и личности (Б.Г. Ананьев, Р. Арон, Д. Белл, М. Вебер, В.И. Вернадский, Ю.Г. Волков, Г. Гегель, Дж. Гелбрейт, А.Г. Здравомыслов, А. Камю, С. Киркегор, И.С. Кон, В.А. Малахов, Э.С. Маркарян, К. Маркс, Д. Медоуз, В.М. Межуев, X. Ортега-и-Гасет, А. Печчеи, Ж.-П. Сартр, Н.Ф. Тарасенко, Дж. Форрестер, М. Хайдеггер, И.Т. Фролов, В.А. Ядов).

Привлекаются продуктивные идеи, представленные в научных публикациях советского периода, посвященных проблематике образа жизни.

В качестве познавательного инструментария используются адекватные операциональные социологические и философские категории, комплексные, системный подход к явлению "качество жизни".

Эмпирической базой исследования являются соответствующие материалы Госкомстата Российской Федерации, данные социологических исследовательских центров страны, а также - некоторые данные, полученные автором лично.

Научная новизна настоящего диссертационного исследования состоит в следующем:

- впервые делается попытка исследования качества жизни как
социологической категории;

прослеживается процесс генезиса и эволюции концепции "качество жизни";

обосновывается социально-культурная доминанта качества жизни;

дается обоснование взаимосвязи качества жизни и нравственной самоидентификации и самореализации личности;

впервые в структуру качества жизни вводится экологический компонент как ее существенный параметр.

Положения, выносимые на защиту:

В ходе проведенного исследования получены следующие результаты, выносимые на защиту:

1. Качество жизни является самостоятельной социологической категорией, выполняющей важную методологическую функцию в социальном познании, социологическом исследовании проблем жизнедеятельности и перспективы человека, в разработке социальной политики государства. В научных кругах доминирует представление о качестве жизни как о комплексном явлении, детерминированном как социальными, так и личностными факторами. Оно включает в себя такие характеристики, как уровень экономического развития общества, функционирование социальных институтов, качество окружающей среды, ощущения человеком своего благосостояния, степени благополучия, возможность освоения и потребления духовных, интеллектуальный, культурных, эстетических, этических ценностей.

  1. Качество жизни представляет собой сложное социальное явление, системная интерпретация которого обусловливает исследования перманентного взаимодействия, взаимопроникновения его внутренней и внешней структур: духовных параметров индивида, его потребностей, жизненных интересов, ценностных ориентации и условий социокультурной среды жизнедеятельности, в которую он включен.

  2. Генезис и эволюция феномена "качества жизни" свидетельствуют о том, что результатом данного взаимодействия является субъективное осознание индивидом удовлетворенности и полноты личного бытия, возможности самореализации и социального самоутверждения своей личности.

  3. Исторически диапазон ценностей качества жизни расширяется, охватывая все сферы жизнедеятельности общества и человека: экономическую, социальную, политическую, духовную, семейно-бытовую, а в последнее время и экологическую. Внутренним индикатором уровня качества жизни является нравственная самоидентификация личности.

5. В современном рыночном, социально ориентированном
постиндустриальном обществе носителями оптимального адаптиро
ванного к реальным условиям его функционирования, качества жизни
являются представители так называемого среднего класса, который в
России находится в начальной фазе формирования. Изучение законо
мерностей и путей его становления нуждается в активизации.

Научно-практическая значимость работы.

Научно-теоретические результаты исследования имеют практическую значимость и методологическое значение для интерпретации категории "качество жизни", ее функций и места в системе научного

социологического знания.

/

Полученные результаты анализа могут быть учтены при принятии решений в социальной, экономической, политической и культурной сферах в целях улучшения качества жизни.

Основные материалы и выводы диссертации могут быть использованы в курсах лекций по социологии, культурологии и экологии, а также привлечены для разработки спецкурсов по социологии образа и качества жизни.

Апробация работы.

Основные положения и выводы диссертации докладывались на заседаниях кафедры социологии СГУ, на аспирантских семинарах (1995, 1996 г.г.), а также на межвузовской конференции "Некоторые проблемы социально-политического развития современного российского общества" (Саратов, 15-16 мая 1997 г., на базе СГУ и СГТУ).

Основное содержание работы отражено в научных публикациях автора.

Качество жизни как социологическая категория Ее генезис и эволюция

Концепция качества жизни начала разрабатываться в западных странах в конце 60-х - начале 70-х годов в контексте перехода к новому постиндустриальному обществу, как попытка обратиться к духовным параметрам человеческой жизни.

Понятие "качество жизни" впервые появилось в книге известного американского экономиста и социолога Дж. Гелбрейта "Общество изобилия" и постепенно получило широкое распространение. До 60-х годов особенности условий жизни общества, человека, какой-либо социальной группы рассматривались почти исключительно с экономической точки зрения, с помощью таких понятий, как "уровень жизни", "стандарт жизни". Но дальнейшее развитие технического прогресса показало необходимость обращения к гуманистическим идеям и к переоценке ценностей. Это привело к появлению в научном обороте нового понятия, носившего характер социологической категории - "качество жизни".

Постепенно оно получило широкое распространение. И на пути от простого словосочетания, носящего публицистический характер, до научного понятия оно прошло две стадии развития и с начала 70-х годов вступило в третью.

Первую стадию, которая продолжалась ориентировочно с конца 50-х до середины 60-х годов, правильнее всего было бы назвать эмбриональной. В эти годы понятие "качество жизни", несмотря на все более частое употребление, по существу еще только складывалось. Оно употреблялось преимущественно в публицистике и носило крайне неопределенный, большей частью пропагандистский характер. Нередко оно выступало в качестве синонима понятия "образ жизни". Но чаще эти два понятия различали. Образ жизни связывался с социально-политическими проблемами, а качество жизни относилось больше к социально-бытовым, социально-культурным проблемам.

К середине 60-х годов под воздействием Мнения, что социальные проблемы в условиях экономического роста могут быть гораздо сложнее экономических, появляется необходимость расширить диапазон оценок социально-экономической действительности, уточнить критерии самих оценок. У. Нордхауз и Дж. Тобин для более дифференцированного анализа сконструировали индекс, включающий не только экономические, но и внеэкономические компоненты (фонд свободного времени, качество окружающей среды). Это - "мера экономического благосостояния".

Развитие понятия "качество жизни" входит во вторую стадию, основное содержание которой в американских социологических исследованиях сводится к стремлению ввести расплывчатое понятие "качество жизни" в строгие рамки научной категории, очертить его четким кругом показателей, найти способы измерения, сопоставления, нормирования качественных характеристик условий и особенностей жизни индивида, социальной группы, общества. Прослеживается попытка квантифициро-вать качество жизни как научное понятие, отражающее определенную социологическую категорию. Отсюда и название второй стадии - кван-тификационная.

В это время начинает развиваться так называемое "движение за социальные показатели", которое было направлено против самого стоимостного подхода к измерению социальных явлений. Социальная жизнь делится на сектора, отражающие основные потребности общества и индивидов, где отбираются индикаторы, характеризующие общество с точки зрения непосредственного воспроизводства социально-биологического качества жизни. Наиболее часто выделяют следующие сферы: здоровье, общественная безопасность, образование, труд, доход, жилище, досуг и т.д. Отобранные сферы - итоги жизнедеятельности по отношению к которым формируется удовлетворенность, которая, в свою очередь, объективируется через сравнение с принятыми минимальными нормами.

Проблема социальных показателей возникла в связи с потребностями социального управления, необходимостью оценивать конкретные возможности и эффективность социальных программ, оптимальную очередность их введения. Система социальных показателей связывалась с системой принятия решений, в связи с чем выделялось два течения:

1. Сторонники первого (Б. Гросс, А. Спрингер, Г. Клейгс) выдвигали требование непосредственного увязывания системы социальных индикаторов с системой принятия решений, то есть опоры политики на ориентиры, выдвигаемые в концепции качества жизни.

2. В рамках второго (Э. Шелдон, У. Мур, Г. Фримэн) прослеживается более осторожный, дескриптивный подход при конструировании системы социальных показателей, отделяя их, насколько возможно, от влияния со стороны политических решений. Социальные показатели должны конструироваться и изучаться сами по себе, с учетом потенциальных возможностей и ограничений такого подхода. А система принятия решений должна считаться с социальными показателями как с независимой системой, способной помочь повышению уровня объективности и эффективности решений.

Культурная доминанта качества жизни

В предыдущей главе нами было выявлено, что к качеству жизни относятся проблемы, связанные с утверждением гуманных отношений между людьми, новой морально-психологической атмосферой общества, с преодолением антиобщественных явлений, с гуманизацией труда, обогащением его содержания и совершенствованием его условий, с подъемом культуры1. В связи с этим представляется правомерным, и даже необходимым, обратиться к рассмотрению вопроса о культурном детерминизме качества жизни, о взаимодействии, взаимовлиянии, взаимопересечении концептов "качество жизни" и "культура".

Понятие "культура" носит отчетливо выраженный полисемантический характер, что приводит к существенным расхождениям во взглядах на его содержание2. В культурологических работах часты ссылки на попытку А. Кребера и К. Клакхона классифицировать различные (до 180) определения культуры3. Ситуация и дальше развивается в том же направлении. На XVII Всемирном философском конгрессе (1983 г.), посвященном проблеме "Философия и культура", был представлен широкий спектр подходов к культуре. Выявилось, что в мировой культурологической мысли нет единого понимания культуры, общего взгляда на пути и способы ее изучения1. Характерна подобная позиция: "существует множество определений того, что есть культура. Бессмысленно предлагать какое-нибудь еще. Для наших целей важно обратить внимание на то, что основной ее задачей является социальная терапия" (В. Налимов)2.

Если выделить главное, то можно сказать, что «культура - это то созданное и накопленное человечеством богатство (материальное и духовное), которое служит дальнейшему развитию, приумножению созидательных, творческих возможностей, способностей общества и личности или, иначе говоря, экономическому, социальному, политическому прогрессу»3.

В основе любой культуры находится человек со всеми его потребностями и интересами, он творит культуру и одновременно является ее произведением4. Развитие человека в процессе его деятельности есть личностная форма существования культуры. Культура не может существовать вне человека. Вместе с тем необходимо подчеркнуть, что удовлетворение основных биологических потребностей человека в отличие от животных проходит в рамках культуры. В рамках мира культуры опосредованное удовлетворение биологических потребностей человека приводит к появлению и развитию новых культурно-исторических потребностей. Человек, преобразуя окружающую его среду при помощи культуры, понимаемой и как технология человеческой деятельности, и как результаты этой деятельности, трансформирует так же структуру и форму своих потребностей Вот почему необ ходимо говорить о культурном детерминизме - ни одна биологическая потребность, ни удовлетворение ее не могут существовать в чистой форме.

Мир культуры - это мир самого человека, от начала до конца создаваемый им самим. В культуре человек представлен не как творимое, а как творящее существо, не как пассивный объект воздействия внешних и неподвластных ему обстоятельств, а как субъект осуществляемых им изменений и преобразований. Развитие человека в процессе его деятельности есть личностная форма существования культуры.

В структуре целостной системы культуры можно выделить две большие области: материальную культуру, связанную с изменением человека в процессе преобразования им природы и духовную культуру, связанную с преобразованием духовного мира человека и его социального бытия. Эти элементы единой системы культуры тесно взаимосвязаны и взаимопроникают друг в друга1.

Понятие культуры можно раскрыть в трех взаимосвязанных определениях:

- совокупность материальных и духовных ценностей, достижений, связанных с человеческой деятельностью и обеспечивающих социальный прогресс;

- творческий способ деятельности, т. е. деятельности созидающей новое, прогрессивное и отрицающей различного рода предубеждения, формализм;

- реализация сущностных сил человека, его потребностей, и способностей, процесс самоутверждения человека, его всестороннего и гармоничного развития.

Культуру можно рассматривать как особую подсистему общества, как качественную характеристику развития общества и человека.

Из сформулированного выше определения качества жизни следует, что области исследования качества жизни и культуры пересекаются.

Используемое в социологии понятие культурный уровень жизни входит как подсистема в более широкое понятие «качество жизни». Являясь самостоятельной категорией социологии, оно характеризует, вместе с тем, социокультурный аспект качества жизни, его человекотворческую сторону. Культурный уровень жизни «представляет собой степень развития и реализации сущностных социальных сил, человеческого фактора (потребностей, интересов, ценностных ориентации, способностей и умений, активности и других качеств и свойств) во всех сферах жизнедеятельности».

Качество жизни в экологическом контексте

Экологическая обстановка - один из самых волнующих вопросов, который остро стоит не только в индустриально развитых центрах, но и в сугубо сельскохозяйственных. В основе разбалансированности взаимоотношений человека и природы, человека и окружающей среды лежат серьезные просчеты и научного, и политического, и практического характера. В современных условиях воздействие человека на окружающую природу превысило те возможности, которыми обладает природа по естественной защите водного и воздушного бассейна, суши, лесов, степей.

Так, уже в 70-х годах стал очевидным факт истощения озонового слоя, увеличения количеств твердых частиц, находящихся в воздухе, продолжающейся концентрации углекислого газа и т. п. Все это, вместе взятое, влечет за собой неблагоприятные климатические изменения, имеет серьезные последствия для сельскохозяйственного производства.1

В последние десятилетия постоянно растет количество публикаций по экологической проблематике, затрагивающих и раскрывающих связь и глубокую зависимость макро- и микросоциума от той природной среды, в которой они сформировались. Очевидно, что рассмотрение основных вопросов современной экологии предполагает определенный социально-философский подход к вопросу о месте человека в окружающей его среде, понимание назначения человеческого существования, смысла его бытия и осознание социально-экологической ответственности.

Сложные задачи все ускоряющегося научно-технического прогресса требуют уточнения основных мировоззренческих ориентации, преодоления традиционно сложившихся представлений о взаимоотношениях социума и биосферы, о назначении культуры как решающего фактора освоения человеком природы. Именно человек в конечном счете является определяющим фактором в установлении рациональных взаимоотношений с природой. Поэтому наряду с технологическими, организационными, экономическими проблемами многое зависит от экологического сознания, поведения людей. Форма взаимоотношения общества и природы, таким образом, становится важнейшим аспектом культурологической и социологической проблематики, поскольку человек воспринимает свое естественное окружение и взаимодействует с нм в соответствии с уровнем той культуры, в которую он включен.

Рассмотрение культурологической и экологической проблема-тик как во многом родственных, с учетом их взаимосвязи и взаимовлияний, необходимо для развития современных экологических исследований. Экологическая компетентность становится обязательным и несомненным признаком культуры, одной из самых сущностных характеристик современного человека. Становление гармонических отношений между человеком и природой является необходимой основой всестороннего развития гармоничной личности, необходимой предпосылкой ее физического и духовного здоровья. Поэтому в концепциях "качества жизни" неизменным атрибутом является проблема качества окружающей среды, ее экологического состояния. В настоящее время актуализируется задача формирования экологического сознания, основательных эколого-мировоззренческих убеждений у каждого члена социума.

В русле культурологического подхода ведется исследование формирования общественного экологического сознания. Развитие экологического сознания в процессе социогенеза наиболее адекватно может быть охарактеризовано по 3-м параметрам. Во-первых, человек может рассматриваться как стоящий вне и над природой или же как составная часть природы. Во-вторых, человек либо воспринимает природу как лишенный всякой самоценности объект воздействия, либо как равноправного субъекта взаимодействия. В-третьих, насколько наряду с удовлетворением прагматических (пищевых, технологических и т. п.) потребностей человека, когда природа воспринимается лишь как материальная ценность, взаимодействие с природой служит также для удовлетворения его непрагматических, духовных потребностей, когда такое взаимодействие становится самоценным.

Похожие диссертации на Качество жизни как социокультурное явление