Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Социологическая концепция Б. Н. Чичерина :Генезис и содержание Кокорев Александр Степанович

Социологическая концепция Б. Н. Чичерина :Генезис и содержание
<
Социологическая концепция Б. Н. Чичерина :Генезис и содержание Социологическая концепция Б. Н. Чичерина :Генезис и содержание Социологическая концепция Б. Н. Чичерина :Генезис и содержание Социологическая концепция Б. Н. Чичерина :Генезис и содержание Социологическая концепция Б. Н. Чичерина :Генезис и содержание Социологическая концепция Б. Н. Чичерина :Генезис и содержание Социологическая концепция Б. Н. Чичерина :Генезис и содержание Социологическая концепция Б. Н. Чичерина :Генезис и содержание Социологическая концепция Б. Н. Чичерина :Генезис и содержание
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Кокорев Александр Степанович. Социологическая концепция Б. Н. Чичерина :Генезис и содержание : Дис. ... д-ра социол. наук : 22.00.01 : Тамбов, 2004 322 c. РГБ ОД, 71:05-22/60

Содержание к диссертации

Введение

Глава I Социальная метафизика - основа социологических воззрений Б.Н.Чичерина 24

1. Идейные и ценностные предпосылки социологии Б.Н.Чичерина 24

2. Метафизический универсализм как методология социологии 52

3. Социальная метафизика Б.Н.Чичерина 68

Глава II Социологическая концепция Б.Н.Чичерина: категориальный анализ

1. Теоретические принципы социологии Б.Н.Чичерина 89

2. Основные категории социологии Б.Н.Чичерина 123

3. Проблема взаимоотношения государства и гражданского общества в социологии Б.Н.Чичерина

Глава III Социально-политическая теория Б.Н.Чичерина 173

1. Генезис и эволюция государства в социологии Б.Н.Чичерина 173

2. Либеральный консерватизм Б.Н.Чичерина: сущность и содержание

3. Исследование Б.Н.Чичериным роли и значения политических 235 партий

4. Проблема социально-политического идеала в социологии 247 Б.Н.Чичерина и современность

Заключение 289

Библиография 305

Введение к работе

В настоящее время Россия переживает период кардинальных социальных реформ. Обращение к опыту прошлого и изучение классического наследия русской социологии создает возможность для лучшего понимания проблем развития современного российского общества. Одним из выдающихся русских социологов и общественно-политических деятелей XIX столетия является Борис Николаевич Чичерин (1828-1904) - «самый многосторонне образованный и многознающий из всех русских и европейских ученых XIX века» (В.С.Соловьев). Его труды вошли в классику отечественной социально-философской мысли. Работами Чичерина в самых разных областях знания может гордиться российская наука, он был «человеком, способным составить честь и славу любому народу» . Вся теоретическая и практическая деятельность Б.Н.Чичерина была направлена на создание научной теории общественного развития, разработки социологии реформ. Ныне все более осознается актуальность социально-политической концепции Чичерина и его важная роль в развитии различных отраслей социологии. Обладая энциклопедическими познаниями, творческой продуктивностью и решимостью в отстаивании собственных убеждений, он создал фундаментальные сочинения по самым разным областям гуманитарной науки: праву, истории, философии, политологии и социологии. «Б.Н.Чичерин соединял в себе многие направления наук, поэтому его труды энциклопедичны, системны, выводы выверены с помощью многофакторного анализа, что невозможно при идеологии крайнего предметного разделения наук»2.

Особенно ценным для современной отечественной социологии является изучение социологических воззрений Чичерина. Его глубокая и основательная критика идей О.Конта и Г.Спенсера, мистицизма В.С.Соловьева, социологии органицизма, марксизма, психологической школы социологии исходи- , ла из необходимости преодолеть редукционизм в науке об обществе и обосновать принципиальную возможность создания социологии на основе синтеза философии, истории, права и экономической науки. Критика Чичериным і раннего позитивизма была одной из первых в отечественной науке и выявляла слабости новой области гуманитарного знания, связанные с отсутствием собственной научной методологии. С его точки зрения изучение общества должно идти вслед за движением философской мысли. «Как скоро отвергается метафизика, т. е. те рациональные начала, которые всегда служили и служат руководителями человека, как в теоретическом познании так и в практической деятельности, так исчезает всякая возможность понимания общественных явлений. В этой области метафизика не есть только способ понимания, она сама становится явлением, а потому требует изучения» . В теоретико-методологических спорах этой поры ясно вырисовывалось понимание того, что попытки создать вне философии науку об обществе, беспочвенны.

В своих социальных исследованиях Чичерин придерживался методологии социального универсализма. По его мнению, только универсализм, «обнимающий совокупность начала бытия и всё разнообразие явлений, может указать место и значение каждого в общей системе мировых сил»2. Его точка зрения на социологию как «науку об исследовании общества в его составных элементах и влиянии на государство»3 была «по сторону» социологического номинализма и реализма,4 позитивизма и спекулятивной философии, и ста-: вила своей целью выявить специфику социальных отношений в государстве. Категория частного быта отражала как индивидуальные характеристики человеческого бытия, так и универсальные отношения. Для Чичерина человеческое общество «суть не учреждения, а союзы лиц», в которых находят своё отражение личные интересы, нравственный закон, общественный элемент, общественные связи.

С современной точки зрения социологические исследования Чичерина могут быть отнесены к области теоретической социологии, так как в них находили своё отражение как проблемы социальной статики (социальной структуры, институциональные проблемы), так и вопросы социальной дина-1 мики-исторического развития. В некоторых аспектах социология Чичерина обнаруживает близость к почвенничеству, что проявляется в «неприятии фрагментарности социальной организации как конструктива и невозможности исследования общества методом социологии, то есть методом факторного подхода»1. В этой связи особый интерес представляет его вклад в разработку юридической школы историографии - «уникального явления науки, не имеющего аналогов на Западе»2. Научную значимость представляют и исследования Чичерина по социологии политики и права, социологии религии, экономической социологии и т.п. В них Чичерин выступает решительным противником односторонности воззрений, как в науке, так и в общественной жизни. Его научную и общественную деятельность пронизывает дух разумного и взвешенного реализма, сочетания разума и опыта, ценностей власти и свободы, личности и государства, религии и науки, традиции и новации, национального и общечеловеческого.

Социология Чичерина помимо глубокой теории имеет и солидную эмпирическую основу. Она строится на наблюдении за социальной реальностью, изучении истории общества и юридической практики человечества. Всё это создает необходимые условия для объективного и всестороннего понимания , общества.

Надо отметить, что хотя Чичерин сложился как ученый и общественный деятель в лоне западничества 40-50-х годов XIX столетия, вместе с тем, он далек от некритического восприятия западноевропейского научного и жизненного опыта. В своём научном творчестве он исходил из интересов отечественной культуры, считая крайне важным для России и российской интел лигенции усвоение достижений мировой науки. В этом он, как и многие отечественные социологи, был примером русского западника: для него путь русской цивилизации при всей своей специфике связан с развитием мировой цивилизации и прогресса. «Не внешняя сила, а внутреннее благоустройство и просвещение, вытекающие из глубины народного духа великие произведения науки, искусства, осуществление в своем гражданском быте начал справедливости и свободы, наконец, гуманное отношение к подвластным племенам, - вот что дает народу право на высокую историческую роль и на признание со стороны других, - писал он».1 Социологические воззрения Чичерина являются плодотворным итогом творческой переработки классических и со-; временных социальных концепций, конкретизированной применительно к российской условиям жизни. Ценное значение для науки имеет мысль Чичерина о том, что приверженность к самой прекрасной теории, оторванной от реальной жизни, часто оборачивается бесплодным принесением ей в жертву миллионов жизней. При этом, по его мнению, чрезмерный практицизм в политике также лишает возможности увидеть перспективу социального прогресса.

Реальное значение Чичерина нельзя определить, не учитывая того, что он выступал творцом программы кардинальных общественных преобразова-: ний в России. Если социально-философские и социологические труды Чичерина составляли методологический базис этой программы, то его работы по вопросам конституционного устройства, народного представительства, демократии, духовной культуры, государства и права образуют её практическую сторону. Научное творчество Чичерина представляет собой развитие концепции социально-экономической и политической модернизации России, позволяющей избежать с одной стороны, разрушительных революционных потрясений, а с другой - стагнации общества. Сам Чичерин стремился практически реализовать свои идеи, он принимал активное участие в земском движении, работал в течение длительного времени гласным московской городской думы.

В последнее время в российском обществе вновь обострилась ситуация, связанная с проблемами выбора пути развития общества и политического устройства государственной системы. Идеи Чичерина о принципах развития и взаимодействия государства и гражданского общества, о роли и задачах власти в проведении демократических преобразований, строительстве правового государства представляют значительный научный и практический интерес. Исследователи творчества Чичерина называют его «русским Макиавелли». «В истории политической мысли в России ему суждено было сделать то же, что великому флорентийцу во всемирном масштабе... Чичерин - первый русский политолог, и именно в силу этого он еще и юрист, экономист, философ, социолог».1 Чичерин призывал к развитию в России капиталистических отношений, полагая что «силой капитала совершаются чудеса промышленного переворота». Однако он отмечает, что «эта сила представляет собой оружие обоюдоострое. Обращенная исключительно на материальные блага, она возбуждает самые низменные стремления и вместо возвышения, содействует унижению человечества» . Идеалом человеческого общежития для Чичерина выступает «свободное общество в свободном государстве». Определяя политическую силу, которая могла осуществить конструктивное реформирование общества, в роли реформаторов он видел сторонников постепенных, но неуклонных и последовательных преобразований. Живя в период эскалации классовых конфликтов, Чичерин решительно отстаивал для России путь общественного согласия и развития, дающего простор новым формам жизни и сохраняющего все жизнеспособное из старого уклада.

В исследовании государства Чичерин использует «многоаспектный подход в исследовании феномена государства: оно и проявление абсолютного начала, и юридический союз, и реальный субъект политической власти, опытный факт, что в последнем случае свидетельствует об использовании чисто социологического метода»1. Чичерин подчеркивал приоритетное значение государственности в жизни народа, государство призвано соблюдать равновесие между различными общественными элементами и приводить их к высшему соглашению. По Чичерину государство - это «сам народ в единстве с властью, которая выражает его интересы». Для него не могло быть речи о противопоставлении государства и гражданского общества, поскольку в истории России государство было источником многих прогрессивных перемен. Сильная государственная власть не исключает демократии. Напротив, государство становится сильнее, когда в нем господствует сила закона.

Вместе с тем, Чичерин выступал за минимизацию воздействия государства на экономику, так как «экономическая деятельность есть дело частных сил, а не государства». По словам Н.А.Бердяева: «Это был редкий в России государственник, очень отличный в этом и от славянофилов и от левых западников... Он принимает империю, но хочет, чтобы она была культурной и впитала в себя либеральные правовые элементы»2.

Примером многоаспектности социологического анализа Чичерина является и его оценка демократии. С одной стороны, он критиковал демократию, считая, что «демократическое начало...последовательно приходит к чисто арифметическому равенству, выставляя правилом: один человек, один голос, правило, не приложимое к...государству, которое есть высший органический союз»3. С другой стороны, он подчеркивал, что в демократии имеется своя «идеальная сторона» - сфера гражданского общества, где действует начало индивидуальной свободы. Чичерин отмечал, что характер государственного устройства зависит от культурно-исторических и социальных факторов.

В истории исследования научного творчества Чичерина можно выделить несколько этапов, первым из которых был дореволюционный. Публикации ученого в этот период по истории государства и права России, соци ально-политическим и философским проблемам сопровождались активной научной полемикой различных научно-мировоззренческих направлений. Одно из них включало ученых консервативной ориентации, представленной, в частности, в славянофильстве. Славянофилы И.Д.Беляев, Ю.Ф.Самарин, М.О.Коялович, хотя и критиковали Чичерина за абстрактность и рационализм, однако признавали важность обсуждаемых научных проблем. Близкий по своим взглядам к славянофилам К.Н.Бестужев-Рюмин высоко оценил роль Чичерина в историографии. Заслуживает особого внимания критика B.C. Соловьевым философии права Чичерина, которая велась во многом с позиции консерватизма.

Представители либеральной историографии - К.Д.Кавелин, С.М.Соловьев, П.Н.Милюков, Н.В.Калачев признавали его главным теоретиком государственной школы, хотя и не во всем с ним соглашались. П.И.Новгородцев, И.В.Михайловский, Е.Н.Трубецкой отмечали оригинальность и глубину философии права Чичерина. Новгородцев писал: «Чичерин в своё время тщетно пытался привить русскому сознанию мысль об органической связи политической свободы с твердостью закона и власти, но интеллигенция не пошла за ним, и это имело трагические последствия»1.

Особо следует выделить отношения Чичерина с революционно-демократическим лагерем. Его принципиальная статья «Современные задачи русской жизни», опубликованная в 1855 г. А.И.Герценом в «Голосах из России», в которой впервые провозглашалась программа отечественного либерализма, вызвала положительные отклики представителей революционной демократии. Согласно Н.Г.Чернышевскому: «В сочинениях Чичерина обнаруживается светлый и сильный ум, обширное и основательное знание, верный взгляд на науку, редкая любовь к истине, благороднейший дар души; он имеет дар прекрасного изложения. Если же он будет продолжать трудиться для науки с той ревностью, как начал, то, без сомнения, деятельность его со ставит эпоху в развитии науки, которую он избрал главным предметом своих занятий»1. Однако после письма Чичерина Герцену, опубликованного в «Колоколе» 1 декабря 1858 г., наступило резкое охлаждение в отношениях Чичерина с социалистической партией.

Российские марксисты также критиковали Чичерина, выступившего одним из наиболее серьезных оппонентов марксизма. Его критиковали Н.И.Зибер, Г.В.Плеханов и В.И.Ленин. Г.В.Плеханов считал Чичерина сторонником ограничения самодержавия, не сумевшим отыскать общественные силы, способные осуществить эти преобразования. В.И.Ленин к политическим взглядам ученого относился резко отрицательно, но считал, что Чичерин реалистичнее смотрел на российскую действительность, чем народники. По высказываниям члена Петербургского «Союза борьбы за освобождение рабочего класса» М.А.Сельвина «Ленин высоко ценил Чичерина как реалиста, чуждого всякой романтики в вопросах научного исследования» .

В целом отзывы на публикации Чичерина показывают что, как единомышленники из либерально-западнического крыла русской интеллигенции, так и оппоненты-консерваторы и революционеры признавали научную основательность его идей и принципиальность занимаемых им политических позиций. П.И.Новгородцев писал: «Чичерин-мыслитель непоколебимо честный, неизменно верный себе и проникнутый глубокой верой в озаряющую силу истины, он представляет нам образец науки самостоятельной и свободной, не поддающейся мимолетным увлечениям времени и черпающей свои вдохновения в глубочайших источниках исторического опыта и философ-ской мысли» . Отметим также книгу В.М.Хвостова «Социология» (1917), где ученый стремился синтезировать метафизику Чичерина и позитивизм М.М.Ковалевского, а также мнение Э.Л.Радлова о том, что Чичерин не су мел оценить позитивные стороны позитивизма, дарвинизма и утилитаризма.1 Вместе с тем следует признать, что целостных исследований социологических идей Чичерина в дореволюционный период не было.

В советской историографии отношение к Чичерину во многом опреде-, лялось классовыми установками. В 20-30-е годы М.Н.Покровский, С.В.Бахрушин разоблачали классовую суть воззрений Чичерина. Однако со второй половины 50-х годов происходят изменения. Н.Л.Рубинштейн, В.Е.Иллерицкий, А.Н.Цамутали признавали Чичерина крупным ученым и считали, что именно с него начался кризис буржуазной историографии. Практически все советские исследователи считали его ведущим теоретиком государственной школы историографии. Политические воззрения и общественно-политическая деятельность Чичерина изучались В.А.Китаевым, Г.Б.Кизелыптейном, Ш.М.Левиным, И.В.Порохом, В.Н.Розенталем, которые с некоторыми оговорками признавали прогрессивной деятельность Чичерина до 1861 г, подчеркивая при этом, что напуганный размахом революционного движения, он в последующем пришел к поддержке царизма. Близкой точки зрения придерживались В.Ф.Асмус, Л.Н.Коган, А.А.Галактионов, П.Ф.Никандров, П.С.Шкуринов. В советской историографии Чичерина причисляли к «лидерам либерально-западного крыла в общественном движении»2. Из исследований советского периода заслуживает внимания точка зрения В.Д.Зорькина, согласно которой Чичерин выступал не столько за самодержавие, сколько за проведение реформ, обеспечивающих капиталиста- • ческое развитие России.3

В постсоветский период появились работы, в которых переосмысливается роль Чичерина в развитии общественной мысли. Его идеи вновь вводятся в научный оборот. Так А.Н.Медушевский и В.В.Козловский указывают на важное место Чичерина в истории русской социологии.1 И.Д.Осипов подчер-кивает оригинальность и глубину социальной метафизики Чичерина. Общественно значимыми и актуальными признаются идеи Чичерина И.А.Исаевым, Н.М.Золотухиной, Г.И.Щетининой.3 Большую работу по изучению его исторических взглядов проделал Л.М. Искра, который пришел к выводу, что труды Чичерина являются выдающимся вкладом в науку и замечательным памятником общественно-политической мысли. Успешное строительство новой России, опирающейся на отечественные культурно-исторические традиции, по его мнению, возможно только при тщательном изучении представителей «золотого фонда» русской мысли, к которому принадлежит Чичерин.4 Исследованию историко-правовых трудов Чичерина посвящены кандидатские диссертации А.М.Величко, А.В.Захарова, З.А.Жаде, С.С.Кулдина.

Учитывая актуальность теоретического наследия Б.Н.Чичерина, в 1996 г. в Тамбовском государственном университете им. Г.Р.Державина был создан Центр по изучению теоретического наследия ученого. В его организации и научной работе приняли активное участие видные ученые из Москвы, Санкт-Петербурга, Воронежа и др. городов. В 1992-2003 гг. в Тамбове состоялись всероссийские научные конференции, посвященные творчеству Б.Н.Чичерина. В Москве, Санкт-Петербурге и Тамбовском государственном университете были переизданы его сочинения. О росте интереса к ученому свидетельствуют материалы межвузовских конференций, проведенных в Тамбове в 1993-2003 гг.5 В 2003 г. праздновался юбилей Чичерина - 175-летие со дня рождения. В изданной к юбилею коллективной монографии; предпринята попытка выработать новые подходы к изучению научного на следил Чичерина, направленная на преодоление некоторых сложившихся в науке стереотипов.1

За последние десятилетия интерес к Чичерину заметно возрос, и исследование его творчества велось в нескольких направлениях, основными из которых являются:

1. философское (Абрамов А.И., Аверин Н.М., Бабаев Ю.В., Валицкий А., Ерыгин А.Н., Китаев В.А., Малинин В.А., Медушевский А.Н., Осипов И.Д., Приленский В.И. и др.)2 социологическое (Бороноев А.О., Виноградов В.Д., Галактионов А.А., Гнатюк О.Л., Замалеев А.Ф., Осипов И.Д., Кокорев А.С., Кулдин С.С., Медушевский А.Н., Нерсесянц B.C., Платонова М.Г. и др.)3.

3. социально-политическое (Верещагин А.Н., Виноградов В.Д., Жаде З.А., Кокорев А.С., Маркин А.В., Татарникова С.Н., Мощелкова Е.Н., Шаронов Д.И. и др.)1.

4. историческое (Искра Л.М., Кизелынтейн Г.Б., Порох И.В., Россель Н.В., Туманова СВ. и др.)2.

5. юридическое (Бабицкий Б., Величко A.M., Захаров А.В., Зорькин В.Д. и др.)3.

Немаловажным является биографическое исследование жизни Б.Н.Чичерина предпринятое Б.Илешиным, Г.Б.Кизельштейном, А.С.Кокоревым, Ю.Проскуряковой.4 Изучение биографии и его творческого пути позволяет лучше уяснить условия, в которых формировались взгляды мыслителя, факторы, оказавшие влияние на мировоззрение, взаимосвязь событий личной жизни с его творчеством.

Анализ литературы, посвященной Чичерину, привел нас к выводу о том, что хотя определенные успехи в изучении его наследия имеются, тем не ме нее, оно исследовано еще явно недостаточно. Особенно, это касается исследования социологической концепции Чичерина, как теоретика и основателя юридической школы историографии в России.

Методологической основой диссертации является комплексный подход, всесторонне и конкретно-историческое изучение его социологической методологии. Исследование предполагает использование сравнительно-исторического и логико-концептуального анализа социологии Чичерина. В рамках диссертационной работы проводится также и социокультурный анализ, позволяющий выявить место и значение теоретического наследия Чичерина в контексте европейской и российской науки.

Историко-биографическое изучение теоретического наследия Б.Н.Чичерина позволяет лучше понять общие и специфические условия формирования его мировоззрения, выявить характер взаимосвязи личности мыслителя с его творчеством.

Источниковедческой базой диссертационного исследования являются:

- сочинения Б.Н.Чичерина, в том числе и не введенные еще в научный оборот или не получившие достаточного теоретического историко-социологического освещения; - архивные материалы из Государственного архива Российской Федерации, Института русской литературы, Пушкинского Дома (ИРЛИ), Отдела письменных источников Государственного исторического музея (ОПИ ГИМ), Отдела рукописей Российской государственной библиотеки (ОР РГБ), Российского государственного архива литературы и искусства (РГАЛИ), Российского государственного исторического архива (РТИА);

- труды русских ученых и политических деятелей - современников Чичерина К.С. и И.С.Аксакова, И.Д.Беляева, Н.А.Бердяева, А.П.Вальтера, А.И.Васильчикова, Б.П.Выщеславцева, В.И.Герье, А.И.Герцена, К.Ф.Головнина, А.Д.Градовского, Н.Я.Данилевского, Ю.Г.Жуковского, Н.И.Зиберта, К.Д.Кавелина, Н.И.Кареева, М.Н.Каткова, В.О.Ключевского, Н.М.Коркунова, Н.И.Крылова, А.И.Кошелева, К.Н.Леонтьева, П.М.Леонтьева, Н.А.Любимова, Н.К.Михайловского, П.И.Новгородцева, А.Д.Пазухина, Л.И.Петражицкого, К.П.Победоносцева, Э.Л.Радлова, Ю.Ф.Самарина, В.И.Сергеевича, В.Ю.Скалона, С.М.Соловьева, В.С.Соловьева, П.Б.Струве, П.Н.Ткачева, Е.Н.Трубецкого, Н.Г.Чернышевского, М.П.Щепкина, Д.Н.Шипова, А.Н.Энгельгардта;

- произведения русских ученых, в которых затрагивались проблемы, рассматриваемые мыслителем: сочинения Н.М.Карамзина, Т.Г.Грановского, В.Н.Татищева, И.А.Ильина, В.И.Ленина, Н.П.Павлова-Сильванского, И.Л.Солоневича, М.М.Сперанского, Л.А.Тихомирова, В.М.Хвостова;

- произведения зарубежных ученых, публицистов, мыслителей и политических деятелей: Аристотеля, Г.Бабефа, М.Вебера, Гегеля, Л.Гумпловича, Т.Кампанеллы, Т.Мора, К.Маркса, Г.Мабли, Ф.Лассаля, Х.Ортеги-и-Гассета, Платона, Г.Спенсера, А.Токвиля, И.Фихте, А.Шеффле, Ф.Энгельса;

- работы современных ученых: Н.М.Аверина, Б.Б.Бабицкого, А.О.Бороноева, А.М.Величко, В.Д.Виноградова, А.А.Галактионова, О.Л.Гнатюк, И.А.Голосенко, А.Н.Ерыгина, В.Д.Зорькина, Л.М.Искры, В.А.Каримова, Л.А.Когана, В.В.Козловского, Г.Б.Кизельштейна, В.А.Китаева, А.И.Кравченко, С.Н.Малявина, А.Н.Медушевского, П.Ф.Никандрова, И.Д.Осипова, С.Н.Погодина, В.И.Приленского.

Завершая обзор исследований о Чичерине, отметим, что ученые до сих пор концентрировали свое внимание главным образом на его работах по истории, праву, политике и значительно меньше внимание уделяли тем аспектам его творчества, которые связаны с методологическими проблемами социологической науки. По нашему мнению особое значение для понимания научного вклада Чичерина имеет разработанный им метод социального анализа, основанный на сочетании теоретического и опытного социального зна ния, т. е. фактов истории, политики, экономики и права, которые им обобщались исходя из определённой логико-концептуальной модели. «Социологическая концепция Чичерина отличается охватом всего предметного поля и очень тщательной аргументацией».1 В диссертации исследуется диалектическая методология Чичерина, ставшая предпосылкой его социологии, и выявлена её принципиальная специфика, заключающаяся в том, что в ней опыт получает значение научного метода, раскрывающего содержание диалектического процесса.

Характеризует социологическую концепцию Чичерина и принцип единства социологического и исторического познания, необходимости изучения культурных традиций. «Ввести духовные интересы в область общественных наук, дать им точное определённое место и выяснить их отношение к общественной жизни никто еще не пытался, - писал он».2 Тем самым можно утверждать, что Чичерин был одним из создателей исторической и культурной социологии в России, развиваемой в последующем усилиями Н.И.Кареева, А.С.Лаппо-Данилевского, П.Г.Виноградова, П.Н.Милюкова, В.И.Герье, В.О.Ключевского и др.

Следует также изучить социологию государства и права Чичерина, его концепцию гражданского общества, религии, искусства, культуры, рассмотреть разработанную им типологию социально-политических идей, политических направлений и партий. Наконец, особый интерес представляют анализ Чичериным социальной и классовой структуры российского общества, а также его прогнозы о будущем России и человечества.

Цели и задачи диссертационного исследования.

Целью диссертационной работы является целостный анализ социологической концепции Чичерина, его взглядов на сущность социальных институ тов и процессов, а также изучение важнейших социологических категорий: личность, общество, государство, право, свобода, равенство, развитие, классы и др. Данное исследование предполагает решение следующих теоретических задач:

- выявить генезис, основные этапы формирования и содержание социологической концепции Чичерина;

- изучить основные категории социологии Чичерина: общество, личность, элемент, сила, народонаселение, духовные интересы, экономический быт, государство, гражданское общество, средние классы, право, историческое развитие;

- раскрыть идейно-философские, социокультурные и социально-политические детерминанты социологии Чичерина;

- провести анализ основных социально-политических законов социологии Чичерина: взаимообусловленности социального единства и политической власти, диалектики социальной свободы и необходимости, неравномерности развития гражданского и политического строя, прогресса человеческого общества, диалектики народной и общечеловеческой культуры;

- изучить особенности научной методологии Чичерина на основе исследования теории закрепощения и раскрепощения, концепции социальной структуры, духовных интересов, взаимоотношения государства и гражданского общества, личности и демократии;

- обосновать специфику социологии Чичерина, проявленную в принципах диалектического реализма, методологического универсализма, конкретного историзма, синтеза истории, права и социологии, сочетания социологической теории и опытного социального познания. Показать актуальность данных принципов для современной социологической науки; раскрыть содержательные особенности социологии права и политики Чичерина, исследовать социологические основания государства и граж данского общества, типологию политических партий и движений в его социологии;

раскрыть особенности либерально-консервативного синтеза в России и доказать его актуальность для современной социальной политики. Обосновать эвристические возможности социологии либерального консерватизма Чичерина для понимания важнейших проблем развития современного российского общества;

- изучить особенности социологии реформ в дореволюционной России и выявить её воздействие на социально-политические процессы.

Научная новизна работы.

Диссертация является первым комплексным и обобщающим исследованием социологического наследия Б.Н.Чичерина, которое ставит своей целью изучение традиций русской социологии, особенностей формирования социологической науки в России. Впервые раскрываются концептуальные формы и эвристические возможности российского метафизического универсализма как оригинального направления социологической науки. В этой связи исследуются социологические основания юридической школы историографии, являющейся теоретической моделью процессов модернизации дореволюционного российского общества. Работа является самостоятельным исследованием важнейших историко-социологических проблем, имеющих как теоретический, так и практический характер.

На защиту выносятся следующие положения, обладающие научной новизной:

- социология Б.Н.Чичерина представляет собой одно из интереснейших направлений социологической науки в России, возникших в связи с критикой раннего позитивизма, марксизма, психологической школы социологии и органицизма, на основе применения методологии классической философии (идей Аристотеля, Гегеля, Канта, Шеллинга) и принципов метафизического реализма для исследования социальной реальности;

- социология Чичерина концептуально эволюционировала от либерализма к консерватизму, отражая изменения в мировоззрении мыслителя, а также трансформацию общественных отношений в России. При этом сохранялась неизменной идея обоснования эволюционного реформирования России в направлении правовой монархии и гражданского общества, реализации принципа либеральные реформы и сильная власть, сочетания государственной власти и индивидуальной свободы (единства в многообразии), гражданского общества и государства, религии, философии и науки, традиции и новации в культуре;

- Чичериным были разработаны и реализованы научные принципы исторической социологии, а также методология социального универсализма. Предпринятое ученым историческое изучение российских социальных и государственных институтов внесло существенный вклад в социологию и стало предпосылкой для разработки прогрессивного социально-политического идеала;

- Чичериным на основе методологии метафизического реализма была разработана социология прогресса и цивилизации, учитывающая российскую специфику; Идеал правовой конституционной монархии Чичерина соответствовал объективным потребностям развития российского общества;

- Чичериным была создана социология права, экономики и политики, в рамках которой были выявлены различные аспекты динамики и функционирования социальных институтов, определены основные условия трансформации российских социальных и политических институтов;

- в социологии Чичерина выявились и внутренние противоречия, обусловленные как особенностями российской культуры, так и спецификой социологии консервативного либерализма (либерального консерватизма); Эти противоречия могут быть определены как антиномия идеала и ре альности, личной свободы и власти, социологического конструкта и социальных процессов;

- основные положения социологии либерального консерватизма Чичерина актуальны для анализа теоретических проблем современной социологии и проведения социально-экономических реформ в современной России.

Практическая значимость работы.

Выводы и положения диссертации могут послужить материалом для разработки теоретико-социологических и социально-политических проблем современного российского общества, выработки программы социальных реформ. Сделанные в диссертации обобщения могут быть применены в научных исследованиях по теории и истории социологии, а также при разработке общих и специальных курсов по социологии, написании учебников и учебных пособий и программ по истории русской социологии, политологии, истории права и истории политических учений для студентов и аспирантов вузов. Практическая значимость работы состоит также в возможности использования ее результатов для изучения современных социальных и политических процессов.

Апробация и внедрение результатов.

Основные идеи диссертации излагались в выступлениях автора на следующих конференциях:

- Первый Всероссийский социологический конгресс «Общество и социология: новые реалии и новые идеи». Санкт-Петербург, 27-30 сентября 2000;

- Второй Всероссийский социологический конгресс «Российское общество и социология в XXI веке: социальные вызовы и альтернативы». Москва, 30 сентября - 2 октября 2003;

- Межвузовская научная конференция «Б.Н.Чичерин и традиции русской социологии». Тамбов, 1993;

- Научные конференции преподавателей и аспирантов Тамбовского государственного университета им. Г.Р.Державина «I-II Державинские чтения». Тамбов, 1995-1996 гг.

- Межрегиональная научная конференция «Научное наследие Б.Н.Чичерина: история и современность». Тамбов, 1998;

- Научные конференции преподавателей и аспирантов Тамбовского государственного университета им. Г.Р.Державина «IV-V Державинские чтения». Тамбов, 1999-2000 гг.

- Межрегиональная научная конференция «Чичеринские чтения». Тамбов, 2001;

- Научная конференция преподавателей и аспирантов Тамбовского государственного университета им. Г.Р.Державина «VIII Державинские чтения». Тамбов, 2003 г.

- Межрегиональная научная конференция «Духовное наследие и.. Б.Н.Чичерина и современность». Тамбов, 2003;

- Международная научно-практическая конференция «VII Царскосельские чтения». Санкт-Петербург, 2003;

- Научная конференция, посвященная 150-летию со дня рождения М.М.Ковалевского. 20-21 сентября 2001;

- Международный семинар «Университет как системообразующий фактор региона и модели его управления». Тамбов, 29 - 31 октября 2003;

Научная конференция преподавателей и аспирантов Тамбовского государственного университета им. Г.Р.Державина «IX Державинские чте -Г ния». Тамбов, 2004 гг.

Диссертация обсуждена на совместном заседании кафедр социологии и политологии, а также теоретической и прикладной социологии Института социологии и культурологии Тамбовского государственного университета им. Г.Р. Державина и рекомендована к защите.

Структура работы.

Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения и библиографии.

Идейные и ценностные предпосылки социологии Б.Н.Чичерина

Выдающийся русский ученый, социолог, политолог, философ, историк, правовед - Борис Николаевич Чичерин родился в г. Тамбове 26 мая 1828 года в семье богатого тамбовского помещика, происходившего из старинного дворянского рода. Генеалогия рода Чичериных по одной из версий ведется от Афанасия Чичерина - выходца из Италии, приехавшего в 1472 году в Россию в свите невесты Ивана III Софьи Палеолог. В литературе есть и другая точка зрения на родословную Чичериных, связывающая ее с русскими корнями. Исторически подтверждено, что с XVI столетия биография семейства Чичериных тесно переплелась с историей российского государства, и каждое новое поколение этой семьи служило своему отечеству верой и правдой на ниве науки, политики и хозяйственной деятельности, участвуя в крупнейших событиях своего времени - военных походах Ивана Грозного и Смуте начала XVII в., реформах Петра I и Отечественной войне 1812 г .

С Тамбовским краем чичеринский род связал дед философа Василий Дементьевич Чичерин (1764-1802), который после военной карьеры поселился в Тамбове и приобрел в губернии имение. Отец ученого Николай Васильевич (1801-1860) в юности также был определен на военную службу, но в 1827 г. в чине поручика вышел в отставку и вернулся в Тамбов, где женился на дочери местного помещика Екатерине Борисовне Хвощинской. Н.В.Чичерин принадлежал к числу тех русских дворян начала XIX в., которые успешно приспосабливались к капиталистическим методам хозяйствования; он стал откупщиком, удачливо вел торги, приумножив свое состояние.

Будущий философ был старшим ребенком в семье, где кроме него было пять братьев и сестра. Первые годы он провел в имении деда Умет Кирсановского уезда, а в 1837 г. отцом было куплено в том же уезде поместье Караул, расположенное в живописной местности на правом берегу реки Вороны. Здесь по проекту столичных архитекторов был создан усадебный комплекс, включавший господский дом, церковь, хозяйственные постройки. Этому уголку русской земли с необычным, уходящим в седую старину названием Караул (некогда в здешних местах располагался один из сторожевых постов, караулов на оборонительных рубежах средневековой Руси) суждено было прочно войти в жизнь Б.Н.Чичерина и отечественную историю. Караульская усадьба стала его обителью, когда в 70-е гг. Чичерин вернулся на Тамбовщи-ну, чтобы погрузиться в научное творчество. Для русской же истории Караул - один из очагов напряженной духовной работы, питавшей отечественную общественную мысль, место, где на протяжении тридцати лет трудился неутомимый сеятель просвещения, по выражению В.С.Соловьева, самый многосторонне образованный и многознающий из всех русских и европейских ученых XIX в1.

Детство и отроческие годы Б.Чичерина прошли в безмятежной и счастливой атмосфере культурной дворянской семьи, привившей будущему ученому высокие интеллектуальные стремления, глубокую веру в силу просвещения и науки. Благотворное влияние на него оказали, прежде всего, родители - просвещенные и добропорядочные люди. О матери Чичерин говорил, что она была скромным, гуманным, глубоко религиозным человеком, строго исполнявшим правила благочестия, которые стремилась привить своим детям. «Вся она была предана семье, счастье мужа и попечение о детях были ее единственной заботой» . Особо он выделял роль отца в своем нравственном формировании. Н.В.Чичерин, по его характеристике, мог служить представителем лучших сторон тогдашнего провинциального дворянства. «Мой отец, писал в «Воспоминаниях» Борис Николаевич, - человек ясного и твердого ума, высокого нравственного строя, с сильным характером, с глубоким знанием людей...»1. КВ.Чичерин был не лишен определенного свободомыслия, сочувственно относился к прогрессивным идеям своего времени. Его домашний кабинет украшали портреты Дж.Вашингтона, Б.Франклина, С.Боливара и других политических деятелей, имена которых были популярными в начале XIX в. На духовное становление будущего ученого влиял и круг семейного общения Чичериных, в который входили люди, составлявшие цвет дворянской интеллигенции, представлявшие семейства, оставившие значимый след в истории русской культуры, - Боратынские, Кривцовы, Жемчужниковы, Сатины, Вышеславцевы. Характеризуя окружение отца, Б.Н.Чичерин впоследствии писал, что это были выдающиеся, европейски образованные личности.

Юный Чичерин получил прекрасное домашнее образование, великолепно владел французским, немецким и английским языками, освоил латынь.

Юноша занимался также музыкой и рисованием, но главным его увлечением были книги, в особенности, исторические сочинения. Он вспоминал впоследствии, что приходил в восторг от великих мужей древности. В конце 1844 г. он вместе с братом Василием и матерью отправился в Москву, чтобы подготовится к поступлению в университет. Они обосновались в доме старинного друга семьи, известного писателя 40-х гг. Н.Ф.Павлова. Волею судеб 16 летний Б.Чичерин оказался в эпицентре интенсивной идейной жизни 40-х гг.

Дом Павловых был в это время одним из главных литературных центров Москвы, где собирались сторонники славянофильского и западнического течений. Б.Чичерин на этих вечерах мог видеть и слушать весь цвет столичной интеллигенции - университетских профессоров: П.Г.Редкина,

С.Н.Шевырева, К.Д.Кавелина, Т.Н.Грановского, Д.Л.Крюкова, деятелей различных идейных течений - ПЛ.Чаадаева, Ю.Ф.Самарина, К.С.Аксакова, А.И.Герцена, братьев Киреевских, А.С.Хомякова. «Это было, - вспоминал Чичерин, - самое блестящее литературное время Москвы. Все вопросы, и философские, и исторические, и политические, все, что занимало высшие современные умы, обсуждалось на этих собраниях, где соперники являлись во всеоружии, с противоположными взглядами, но с запасом знания и обаянием красноречия... Вокруг спорящих составлялся кружок слушателей; это был постоянный турнир, на котором выказывались и знание, и ум, и находчивость, и который имел тем более привлекательности, что по условиям времени заменял собою литературную полемику, ибо при тогдашней цензуре только малая часть обсуждавшихся в этих беседах идей, и то обыкновенно лишь обиняками, с недомолвками, могла проникнуть в печать»1. В мемуарах Чичерина ярко и исчерпывающе сказано о том впечатлении, которое оказали на 16-летнего юношу эти собрания и блиставшие на них люди: «Мы разом окунулись в этот совершенно новый для нас мир, который мог заманить всякого, а тем более приехавших из провинции юношей, жаждущих знания. Передо мною внезапно открылись бесконечные горизонты; впервые меня охватило неведомое дотоле увлечение мыслью, одно из самых высоких и благородных побуждений души человеческой. Я узнал здесь и людей, которые стояли на высоте современного просвещения, и вместе с тем своим нравственным обликом придавали еще больше обаяние, возвещаемым ими идеям. Здесь сложился у меня тот идеал умственного и нравственного достоинства, который остался драгоценнейшим сокровищем моей души. Я захотел сам быть участником и деятелем в этом умственном движении и этому посвятил всю свою жизнь».

Теоретические принципы социологии Б.Н.Чичерина

Приступая к рассмотрению социологических и философских воззрений Чичерина, следует в первую очередь определить истоки его творчества, круг лиц и учений, оказавших наибольшее влияние на формирование его научных взглядов. При этом попытаемся использовать культурно-исторический метод исследования, который позволит, на наш взгляд, полнее и глубже ответить на поставленные вопросы. Кстати заметим, что этот метод исследования широко применялся самим Чичериным.

Как ранее было отмечено, Чичерин как личность и как ученый сформирован интеллектуальной атмосферой Московского университета конца 40-х годов, где решающая роль в идейном становлении будущего автора «Философии права» принадлежит известному историку и общественному деятелю Т.Н.Грановскому. В своих воспоминаниях Чичерин писал о Грановском: «Он один имел довольно таланта и авторитета, чтобы соединить вокруг себя все научные силы, чтобы направлять и умерять общее движение. Он один способен был высоко держать знания мысли и науки и не дать ему погрязнуть в мелких распрях, в односторонних практических увлечениях, в пустозвонной журнальной болтовне»1.

Тимофей Николаевич Грановский (1813-1855) - профессор всеобщей истории Московского университета, блестящий лектор, много усилий приложивший для разработки методологии истории и пропаганды исторической науки. Ученики Грановского отмечали, что «к обширности знаний у него присоединялись серьезное философское образование и большой политический смысл»1.

«Профессорский» либерализм Грановского опирался на историческую концепцию мыслителя, разработавшего органическую теорию исторического прогресса, ставшую основой эволюционной эпистемологии, характерной для философии истории либерализма. В ней человечество рассматривалось как единый, прогрессивно эволюционирующий духовный организм, направляющийся в своем развитии к высшей нравственной цели - осуществлению свободы и правды на Земле. Народы же были «живым единством, системой многообразных сил, над которыми и владычествовала одна основная сила - народный дух, или гений, народа». По мнению Грановского, человечество является единой семьей, а народы относятся к человечеству как индивиды к народу. Общей целью прогресса является достижение социальной и личной свободы, и распространение цивилизации происходит путем взаимной передачи всеми народами выработанных ими непреходящих культурных ценностей.

Общественным идеалом Грановского выступала «нравственно просвещенная, не зависимая от роковых определений личность, и сообразное требованиям такой личности общество, достигаемое реформами и просвещением масс»2. Как историк он находил, что революции, хотя и закономерны в истории, но должны быть результатом длительной эволюции «переходов от одной жизни к другой». Вследствие этого и свобода, как цель человеческого развития, должна быть соотнесена с «различием потребностей и народностей», поэтому абсолютизм, устанавливающий государственный порядок, является таким же великим событием, как и «водворение свободных учреждений». Как и другие западники, Грановский считал, что развитие России подчинено общим историческим закономерностям, но более молодая российская культура отстала в общеевропейской эволюции и должна пройти те же этапы социального развития, что и Западная Европа. В связи с этим возможно и необходимо использование европейского опыта государственного строительства. Примером этому были петровские реформы, «выдвинувшие» Россию в число развитых европейских стран.

Абсолютизируя общецивилизованные признаки культурного прогресса России, западники, к которым принадлежал Грановский, в какой-то мере недооценили своеобразие и уникальность быта российского общества, и в этом проявилась абстрактность их философии истории. Последнее было замечено и подвергнуто критике славянофилами, стремившимися выявить особую нравственно-религиозную сторону русского быта и объясняющую специфику власти и права в истории России. Причина расхождения лежала в различии между религиозной философией славянофилов и рационалистической, секу-лярной философией западников. При этом западниками социальный и политический факторы общественного развития рассматривались в единстве, в то время как славянофилы обращали главное внимание на «социальность» как основу русского быта, полагая, что политический эпифеномен, вырастающий из духовной и религиозной культуры, не имеет самостоятельного значения.

Культурные идеалы западников и славянофилов взаимодополняли друг друга, образуя Кентавр мировосприятия русской интеллигенции, идейные истоки которой восходили к классической европейской культуре. Была общей тайная или явная оппозиционность имперскому духу власти, полагаемой либо чуждой для России (славянофилы), либо устаревшей (западники). В данном случае происходило естественное самоопределение национального самосознания, самоутверждающегося в процессе критики существующей действительности, часто выступающей в виде внешней (европейской) культуры.

Генезис и эволюция государства в социологии Б.Н.Чичерина

Проблема государства является основной в социологии Чичерина. Ей он посвятил лекционный курс для студентов Московского университета 1861 — 1868 гг. В последующем Чичерин глубоко разрабатывает эту проблему и издает фундаментальную работу «Собственность и государство», состоящую из трех книг, последняя из которых целиком посвящена государству. Затем выходит «Курс государственной науки», состоящий из трех частей: первая -«Общее государственное право», издана в 1894 году, вторая - «Наука об обществе или социология» в 1896 году, а третья - «Политика» в 1898 году. Публикацией этого капитального труда автор как бы подводит итог своей научной деятельности. Далее выходили работы, в которых развивались и обобщались идеи, высказанные в основном в данных работах. В 1900 году выходит «Философия права», в 1901 году - «Россия накануне XX столетия», в 1902 - последняя пятая часть «История политических учений».

Представление Чичерина о государстве противостояло господствовавшим во второй половине XIX в. позитивистским учениям, которые рассматривали государство как высшую форму общественной жизни и противопоставляли государственность и гражданское общество. Чичерин, воспитанный на идеях Гегеля, считал государство воплощением нравственного начала, подчеркивая этим приоритетное значение государства в жизни народа. Это отмечали многие исследователи творчества Чичерина .

Проблема генезиса государства Чичериным решается с некоторым различием. Так, в «Собственности и государстве» он отмечает, что почти все государства основаны на завоевании, а в «Курсе государственной науки» - иногда на завоевании, иногда в результате смешения племен, когда племя выходит за пределы своей ограниченности. Но в последнем случае неясно, как рождается власть, а она, по Чичерину, является главным компонентом государственности. Вопрос о происхождении государства занимал центральное место в концепции представителей «государственной школы», К.Д.Кавелина, С.М.Соловьева, в том числе и Чичерина, который делит историю России на три этапа - «родовых отношений» в древней Руси, «вотчинных» в Московском государстве и «государственных» - со времени преобразований Петра I, рассматривая Московское государство как «вотчину» московских великих князей и царей, где господствует вотчинное право землевладения, государство предстает в форме государственной вотчины. Таким образом, вместо двучленной схемы С.М.Соловьева «род-государство» Чичерин вводит трехчленную схему «род - вотчина - государство». Вотчинное начало стало развиваться еще в киевские времена, но только тогда земля считалась принадлежавшей всему роду князей - Рюриковичей, а позднее каждый князь стал рассматривать свой удел как свою вотчину. По Кавелину, естественное перерождение «кровного быта в юридический и гражданский» привело к утверждению «вотчинного, семейного начала», воплощенного в личности и деятельности Андрея Боголюбского. Иван Калита шел уже по проторенному пути умножения и расширения своих вотчинных владений. Политическое раздробление преодолевалось путем разрастания одной из вотчин - вотчины московского князя. Кровные связи разрушались в пользу владельца земли -вотчинника, великого князя, а «из-под велико-княжеской власти проглядывается государство». Рубеж окончательного утверждения государственных порядков передвигался на более позднее время, к реформам Петра I.

Чичерин определил государство как неразделенность общества, территории и верховной власти, каковое установилось лишь с единодержавием

Московских князей; до этого времени существовало не государство, а гражданское общество, зиждившееся на частном праве собственности и свободного договора. Древнерусская община вовсе не представляла, по его мнению, собою исторического феномена, существовавшего извечно, - она была подобна аналогичным учреждениям других народов и была разрушена ходом развития, не оставив следа. По этому поводу разгорелся спор Чичерина со славянофилом И.Д.Беляевым, в котором Чичерин энергично отстаивал тезис об отсутствии особой, специфической только для славян общинной организации1. Он писал: «Мы все толкуем об общинном быте, как о какой-то особенности русской жизни! Пора бы кажется, отстать от общих, ничего не зна-чащих фраз и принять за фактическую разработку проблемы» . Чичерин отмечал, что «в первый период русской истории мы видим еще в городах остатки прежних родовых общин со своими вече, со своим собранием старейшин», в дальнейшем «из родовой общины развивается договорная. Последняя основана уже не на родственной связи членов, определяющей общественные их отношения, а на добровольном согласии каждого лица», «в XVI веке в средней России вотчинники старались переманить к себе крестьян, родовые отношения исчезали». Чичерин приводил примеры «договоров между монастырями и поселявшимися на их землях крестьянами»3. Возвышение Москвы произошло на основе роста владений Московских князей. Так как история каждого народа воплощается, прежде всего, в истории государства, то русская история, собственно, ведет начало с возвышения Москвы, с образования московского государства - такова общая схема Чичерина, изложенная им в исследованиях духовных и договорных грамот великих и удельных князей XIV - XV веков и других работах, опубликованных в конце 50-х годов XIX века. Мыслитель видел в образовании Московского государства «поворотную точку русской истории», после которой «княжеская власть сделалась единственным двигателем народной жизни». Однако Иван III в изображении Чичерина предстает еще не как государь, а как «отец семейства, вотчинник»1. Кавелин считал, что «глубокий смысл московских государственных и общественных порядков тот, что в них осуществилось государство в формах, вполне доступных и понятных великорусскому народу. В царской власти, сложившейся по типу домовладыки, русскому народу представилась в идеальном, преображенном виде та же самая власть, которую он знал из ежедневного быта, с которым жил и умирал. Царь, по представлениям вели-корусского народа, есть воплощение государства» . С.М.Каштанов отмечал политическое значение тезиса «государственников» о вотчинном характере средневекового феодального права в России, при котором суд и управление были частной собственностью феодалов, являвшейся источником их доходов. «Утверждая, что феодальная юстиция и прочие права феодалов не есть общественная функция, буржуазная историография подводила читателя к выводу о ненужности феодалов, как организаторов народной жизни в буржуазном обществе».

Похожие диссертации на Социологическая концепция Б. Н. Чичерина :Генезис и содержание