Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Теоретико-методологические основы социологического анализа социального благополучия населения региона Мерзлякова Инна Владимировна

Теоретико-методологические основы социологического анализа социального благополучия населения региона
<
Теоретико-методологические основы социологического анализа социального благополучия населения региона Теоретико-методологические основы социологического анализа социального благополучия населения региона Теоретико-методологические основы социологического анализа социального благополучия населения региона Теоретико-методологические основы социологического анализа социального благополучия населения региона Теоретико-методологические основы социологического анализа социального благополучия населения региона Теоретико-методологические основы социологического анализа социального благополучия населения региона Теоретико-методологические основы социологического анализа социального благополучия населения региона Теоретико-методологические основы социологического анализа социального благополучия населения региона Теоретико-методологические основы социологического анализа социального благополучия населения региона
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Мерзлякова Инна Владимировна. Теоретико-методологические основы социологического анализа социального благополучия населения региона : диссертация ... кандидата социологических наук : 22.00.01.- Барнаул, 2007.- 203 с.: ил. РГБ ОД, 61 07-22/270

Содержание к диссертации

Введение

ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ АНАЛИЗА СОЦИАЛЬНОГО БЛАГОПОЛУЧИЯ

1.1. Основные направления исследования социального благополучия в социальном знании

1.2. Теоретически основы конструирования социологических моделей социального благополучия

1.3. Социологический анализ основных социальных показателей и регуляторов социального благополучия

ГЛАВА II. МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ АНАЛИЗА РЕАЛИЗАЦИИ ВИТАЛИСТСКОЙ МОДЕЛИ СОЦИАЛЬНОГО БЛАГОПОЛУЧИЯ НАСЕЛЕНИЯ В СОВРЕМЕННОМ РЕГИОНЕ РОССИИ

2.1. Теоретико-методологические основы эмпирико-социологического исследования виталистской модели социального благополучия населения региона

2.2. Основные компоненты виталистской модели социального благополучия населения региона

2.3. Теоретические основы построения виталистской модели социального благополучия населения региона

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 153

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 157

ПРИЛОЖЕНИЯ 175

Введение к работе

Актуальность темы исследования. Социальное благополучие - это высшая социальная ценность, социальный идеал, область социальной оптимальности, с которой связаны жизненно важные интересы человечества. Стремление к достижению социального благополучия во все времена являлось наиболее устойчивой мотивацией активности социальных субъектов. Современное понимание сущности и содержания социального благополучия связывается с пребыванием в пределах цивилизации, максимально эффективным использованием ее благ, оптимальным осуществлением жизнедеятельности в условиях высоких темпов развития постиндустриальной, информационно-образовательной эпохи.

Преобразования и реформы во всех областях жизнедеятельности российского общества повлекли за собой серьезные социальные последствия. Осознание необходимости поиска эффективных путей выхода из нарастающего социального кризиса вызвало существенное возрастание интереса к проблемам благополучия человека и общества. Словосочетание «социальное благополучие» стало активно использоваться в научных теориях и концепциях, социально-политических декларациях, нормативно-правовых актах, социальных программах и других политических документах для обозначения оптимального состояния человека, социальных групп, общностей, общества в целом. В настоящее время социальное благополучие называют интегральным показателем эффективности функционирования социальной сферы, отражением социального самочувствия, уровня благосостояния, качества жизни населения, индикатором социальной безопасности общественной системы. Современное российское государство провозглашает социальное благополучие населения стратегическим ориентиром и критерием результативности социальной политики. Однако сегодня отсутствует продуманная стратегия обеспечения социального благополучия населения, не определены эффективные социальные регуляторы, способствующие оптимизации его уровня, нарастает противоречие между государственными целевыми установками на достижение социального благополучия населения и реальными условиями их реализации.

В сложившейся ситуации обретают особую актуальность социологические исследования, ориентированные на познание природы, сущности, содержания, факторов социального благополучия, на разработку методов его оценки и поиск эффективных механизмов оптимизации стратегии его обеспечения с целью разрешение реальных противоречий социальной жизни. Социальная ценность данных

исследований состоит в том, что они позволяют получить объективное знание о социальной ситуации на разных уровнях организации общественной жизнедеятельности, об истинных результатах проводимых социальных реформ, определить потенциальные возможности и перспективы развития социальных субъектов и на основании этого предложить адекватные способы совершенствования социальных условий в интересах человека, гражданина, семьи, общества и государства.

Степень научной разработанности темы. До сих пор социальное благополучие не становилось самостоятельным объектом научного исследования, хотя его отдельные стороны в той или иной мере изучались представителями различных отраслей социального знания. В зарубежных и отечественных научных исследованиях благополучие рассматривалось в следующих аспектах:

воплощение нравственных добродетелей, духовной гармонии, счастья, блаженства (Аристотель, И. Бентам, Т. Гоббс, И. Кант, Дж. Локк, Платон, Ж.-Ж. Руссо, Вл. Соловьев, Б. Спиноза, С.Л. Франк, Э. Фромм, Э. Шефтсбери и др.);

стратегическая цель политики государства (Аристотель, И. Бентам, Т. Гоббс, Т. Джеферсон, Дж. Локк, Н. Макиавелли, К. Маркс, Ш.Л. де Монтескье, Р. Оуэн, Платон, Ж.-Ж. Руссо, К.А. де Сен-Симон, Б. Спиноза, Г. Шмоллер, Ч. Фурье и др.);

материальный достаток, благосостояние, богатство (Д. Белл, 36. Бзежинский, Дж. Гэлбрейт, Дж. Кейнс, X. Ламперт, Т. Мальтус, К. Менгер, В. Ойкен, А.С. Пигу, Д. Риккардо, У. Ростоу, П. Самуэльсон, А. Смит, Э. Тоффлер, Ф. Хайек, Э. Хансен, Л. Эрхард и др.);

позитивное эмоциональное состояние (Ф. Герцберг, У. Джеймс, Дж. Дьюи, П. Конверс, А. Кэмбелл, А. Маслоу, Ч. Пирс, Ф. Роджерс, Э. Фромм и др.);

физическое, психическое и социальное здоровье (Н.М. Амосов, Г.П. Апонасен-ко, И.А. Аршавский, А.Г. Бусыгин, А.Л. Бусыгина, И.А. Гундаров, В.М. Диль-мен, В.П. Казначеев, Б.А. Классов, Н.М. Ковалева, С.А. Мезенцев, Н.Л. Русино-ва и др.);

гармоничные отношения человека и окружающей природной среды (У. Бек, И.В. Бестужев-Лада, Л. Браун, Г. Гендерсон, Дж. Гэлбрейт, В.И. Данилов-Дани-льян, Г.Г. Дилигенский, Д. Маркович, Д.Л. Медоуз, Д.Х. Медоуз, И. Рандерс, Ж. Робен, Т. Скитовский, Ф. Хирм и др.);

идеальное социальное устройство (Р. Дарендорф, Э. Дюркгейм, Л. Козер, О. Конт, К. Маркс, Р. Мертон, Т. Парсонс, П.А. Сорокин, Г. Спенсер и др.);

- результат согласованного социального поведения и эффективного межличностного взаимодействия (П. Блау, М. Вебер, Дж. Мид, Дж. Хоманс и др.).

В настоящее время назрела необходимость в интеграции научных знаний о социальном благополучии, в специальном социологическом анализе его природы, сущности, содержания, факторов, социальных показателей и регуляторов, в формировании социологической модели социального благополучия, на основании которой возможна адекватная оценка и оптимизация стратегии обеспечения социального благополучия социальных субъектов на разных уровнях организации их жизнедеятельности.

Объект исследования: теоретико-методологические основы социологического анализа социального благополучия.

Предмет исследования: социологический анализ теоретической конструкции виталистской модели социального благополучия населения региона.

Цель исследования: осуществить теоретическое конструирование виталистской модели социального благополучия населения региона.

Задачи:

  1. Осуществить теоретический анализ основных направлений исследования социального благополучия.

  2. На основании современной научной методологии проанализировать теоретические конструкты социологических моделей социального благополучия.

  3. Осуществить социологический анализ основных концептуальных подходов к разработке социальных показателей и регуляторов социального благополучия.

  4. Обосновать методологические основы эмпирико-социологического исследования виталистской модели социального благополучия населения региона и провести социологическое исследование ее основных компонентов.

  5. Обосновать концептуальную схему виталистской модели социального благополучия населения региона на основе полученного эмпирического материала.

Гипотезы исследования:

  1. Социологическое теоретизирование позволит интегрировать существующие в социальном знании направления исследования социального благополучия, так как дает возможность адекватно выявить его природу и основные компоненты содержания.

  2. Социологическая концепция жизненных сил человека, его индивидуальной и социальной субъектности является достаточной теоретической основой

конструирования оптимальной социологической модели социального благополучия, поскольку позволяет определить степень сопряженности жизненных сил и жизненного пространства социальных субъектов, которая обусловливает уровень их социального благополучия.

  1. На основе социологического анализа возможна интеграция существующих концептуальных подходов к разработке социальных показателей и регуляторов социального благополучия, так как он позволяет рассматривать сопряженность показателей и регуляторов, характеризующих социальное благополучие социальных субъектов на разных уровнях организации их жизнедеятельности.

  2. Эмпирическим путем могут быть выделены и изучены характеристики основных компонентов виталистской модели социального благополучия населения региона, поскольку показатели развитости жизненных сил и оптимальности организации жизненного пространства, характеризующие социальное благополучие населения региона, социологически измеряемы.

  3. Теоретическое конструирование виталистской модели социального благополучия населения региона расширит возможности ее использования, так как позволит оптимизировать стратегию обеспечения социального благополучия социальных субъектов на разных уровнях организации их жизнедеятельности. Теоретико-методологическую основу диссертационной работы составляют:

- структурно-функциональный подход (Р. Мертон, Т. Парсонс, П.А. Сорокин и

др.);

интерпретативный подход (П. Блау, М. Вебер, Дж. Мид, Дж. Хоманс и др.);

социологическая концепция жизненных сил человека, его индивидуальной и социальной субъектности (СИ. Григорьев, Л.Г. Гуслякова, Ю.Е. Растов и др.).

Методы исследования: историко-сравнительный анализ научных идей, теорий и концепций; традиционный анализ научной литературы; структурно-функциональный анализ; типология; классификация; концептуальный синтез; методы индуктивного обобщения; теоретическое моделирование; анкетирование; сравнительный анализ статистических данных; метод статистической компьютерной обработки данных (SPSS 13).

Информационная база исследования: 1. Результаты теоретических исследований проблем благополучия человека и общества, изложенные в трудах классиков социологии, философии, экономической теории, права, психологии и в работах современных ученых.

  1. Статистические данные за период с 2000 по 2005 год, характеризующие основные показатели социального благополучия населения Читинской области, предоставленные Федеральной службой органов государственной статистики по Читинской области, областной и районными администрациями Читинской области, Комитетом социального обеспечения Читинской области, Комитетом здравоохранения Читинской области, Комитетом общего, профессионального образования, науки и молодежной политики Читинской области, Комитетом культуры Читинской области, Комитетом физической культуры и спорта Читинской области, Управлением внутренних дел Читинской области, Институтом природных ресурсов, экологии и геокриологии СО РАН.

  2. Результаты эмпирического социологического исследования «Социальное благополучие, жизненный потенциал и общественное настроение населения Забайкалья начала XXI века», проведенного в 2004-2005 гг. при участии диссертанта (п = 1500).

Научная новизна:

  1. Выявлены теоретические основы научного анализа социального благополучия.

  2. Предложена и обоснована социологическая модель социального благополучия на основе социологической концепции жизненных сил человека, его индивидуальной и социальной субъектное.

  3. Выявлены и проанализированы основные концептуальные подходы к исследованию социальных показателей и регуляторов социального благополучия социальных субъектов.

  4. На основе эмпирического исследования выделены основные компоненты вита-листской модели социального благополучия населения региона: развитость жизненных сил, включающая физическую, психологическую, духовно-культурную, производственно-экономическую, социально-политическую, социально-бытовую, социально-экологическую субъектность, и оптимальность организации жизненного пространства, характеризуемая уровнем развития и качеством функционирования системы здравоохранения, психологической службы, системы учреждений культуры, институтов социализации, системы профессионального образования, регулирования рынка труда и занятости, «третьего сектора», системы социальной защиты, системы быта и сервиса, службы охраны окружающей среды, правоохранительных органов.

5. Доказано, что виталистская модель социального благополучия населения региона позволяет оптимизировать стратегию обеспечения социального благополучия социальных субъектов на разных уровнях организации их жизнедеятельности. Положения, выносимые на защиту:

  1. Социологический анализ существующих теоретических подходов исследования социального благополучия позволяет на основе интеграции этих подходов адекватно выявить природу и основные компоненты содержания социального благополучия.

  2. Виталистская модель социального благополучия, разработанная на основе социологической концепции жизненных сил человека, его индивидуальной и социальной субъектности, определяет социальное благополучие как характеристику процесса взаимодействия жизненных сил и жизненного пространства социальных субъектов, зависящую как от степени развития жизненных сил этих субъектов, так и от сопряженной с ними организации их жизненного пространства.

  3. Социологический анализ позволяет выделить социальные показатели и регуляторы социального благополучия, способствующие оптимальной оценке и обеспечению социального благополучия социальных субъектов на разных уровнях организации их жизнедеятельности.

  4. Основными компонентами виталистской модели социального благополучия населения региона являются развитость жизненных сил, включающая физическую, психологическую, духовно-культурную, производственно-экономическую, социально-политическую, социально-бытовую, социально-экологическую субъектность, и оптимальность организации жизненного пространства его бытия, характеризуемая уровнем развития и качеством функционирования региональной системы здравоохранения, психологической службы, институтов социализации, системы профессионального образования, регулирования рынка труда и занятости, «третьего сектора», системы социальной защиты, системы быта и сервиса, службы охраны окружающей среды, правоохранительных органов.

  5. Теоретическое конструирование виталистской модели социального благополучия населения региона позволяет оптимизировать стратегию обеспечения социального благополучия социальных субъектов на разных уровнях организации их жизнедеятельности.

6. При теоретическом конструировании виталистской модели социального благополучия населения региона необходимо учитывать концептуальные основы разработки технологии реализации данной модели, обусловленные типом социального субъекта и уровнем организации его жизнедеятельности.

Достоверность и обоснованность результатов диссертационного исследования обеспечивается: последовательным соблюдением принципов теоретизирования на базе научной методологии; подтверждением истинности теоретических положений эмпирическим материалом; последовательной операционализациеи главных теоретических конструктов; применением адекватных цели и задачам исследования методов сбора, обработки и интерпретации полученной информации; обсуждением полученных результатов на научных конференциях различного уровня; внедрением результатов исследования в деятельность органов государственного управления.

Теоретическая значимость исследования состоит в том, что его результаты вносят вклад в развитие теоретико-методологической базы исследования социального благополучия населения региона посредством раскрытия эвристической значимости основных идей концепции жизненных сил человека, его индивидуальной и социальной субъектности и построения на ее основе виталистской модели социального благополучия населения региона.

Практическая значимость исследования определяется тем, что теоретические положения и эмпирические данные диссертационной работы могут быть использованы при разработке научных рекомендаций по формированию эффективной региональной социальной политики, соответствующих ей социальных программ, нормативных актов, документов, рекомендаций по обеспечению социального благополучия населения. Результаты исследования могут применяться: специалистами социальной сферы, профессиональная деятельность которых связана с решением проблем обеспечения социального благополучия населения; органами государственного регионального и муниципального управления для дальнейшего совершенствования мониторинга состояния и динамики социального благополучия населения; в преподавании социогуманитарных дисциплин.

Материалы диссертации используются в преподавании учебных курсов «Социальная политика», «Теория и практика социальной работы», «История социальной работы». На их основе разработан и апробирован авторский курс «Социальное

благополучие населения: методология и методика исследования» для студентов, обучающихся по специальностям «Социология» и «Социальная работа».

Апробация работы. Основные положения диссертации изложены в докладах на научно-практических конференциях разного уровня: VII Международная молодежная научная конференция «Молодежь Забайкалья: интеллект и здоровье» (г. Чита, апрель 2003 г.); Международная научно-практическая конференция «Образование и воспитание в XXI веке: глобальный и региональный аспекты» (г. Чита, ноябрь 2003 г.); VIII Международная научная конференция «Молодежь Забайкалья: творчество и прогресс» (г. Чита, апрель 2004 г.); межрегиональная научная конференция молодых ученых «Научный и инновационный потенциал Байкальского региона» (г. Улан-Удэ, июнь 2005 г.); VI региональная научно-практическая конференция «Социальные процессы в современной Западной Сибири» (г. Горно-Алтайск, июнь 2005 г.); V Международная научная конференция «Байкальская встреча» «Интеллигенция и нравственность» (г. Улан-Удэ, июль 2005 г.); Международная научно-практическая конференция «Семья и образование» (пос. Агинское, октябрь 2005 г.); Международная научно-практическая конференция «Традиции и инновации: проблемы качества образования» (г. Чита, ноябрь 2005 г.); межрегиональная научно-практическая конференция «Социальная, политическая и экономическая безопасность сибирских регионов в условиях трансформации социальной сферы и реформы административного управления» (г. Барнаул, ноябрь 2005 г.); Всероссийская научно-практическая конференция «Третьи Забайкальские социологические чтения: Качество жизни: региональные аспекты социальных процессов» (г. Чита, март 2006 г.); Международная научно-практическая конференция «Трансграничье в изменяющемся мире: Россия-Китай-Монголия» (г. Чита, октябрь 2006 г.). По теме диссертации опубликовано 16 работ общим объемом 7 п.л.

Структура работы: диссертация состоит из введения, двух глав, объединяющих шесть параграфов, заключения, списка литературы и приложений.

Основные направления исследования социального благополучия в социальном знании

Более двух тысячелетий проблемы благополучия человека и общества находятся в центре внимания представителей разных областей социального знания. К их осмыслению и исследованию обращаются в своих работах многие известные философы, политологи, экономисты, психологи, экологи, культурологи, медики, религиозные деятели.

Как было выявлено в ходе диссертационного исследования, в процессе развития социального знания представления о сущности и содержании благополучия, постоянно дополняясь и корректируясь, претерпели значительные изменения. В науке сложилось несколько традиций толкования благополучия, на основании которых диссертантом было выделено семь направлений его исследования: этико-философское, социально-политическое, экономическое, психологическое, медицинское, экологическое, социологическое.

Этико-фшософское направление рассматривает благополучие с точки зрения духовного бытия человека. В рамках данного направления благополучие трактуется как состояние духовной гармонии, нравственной целостности, душевного спокойствия, счастья, блаженства. Осмысление благополучия в контексте этико-философского знания осуществляется посредством обращения к понятиям «благо» и «добродетель». При этом благо рассматривается как основной источник, главная причина благополучия и связывается с добром. Добродетель трактуется как совокупность положительных нравственных качеств личности, способствующих достижению благополучия.

Этико-философское направление оформилось в период античности. В учениях философов Древней Греции используется понятие «эвдемония», которое по своему смыслу практически тождественно русским словам «благополучие», «блаженство», «счастье», и трактовалось древними мыслителями как достижение всех благ, к которым стремиться человек, наиважнейшая цель человеческой жизни, наивысшее благо [10; 11]. В ходе диссертационного исследования было выяснено, что понимание содержания эвдемонии и способов ее достижения в разных античных философских школах существенно различалось. Так, представители киренской школы считали, что эвдемония - это состояние постоянного удовольствия, даруемого наслаждением и слагающееся из отдельных мгновенных удовольствий. Благом они называли все то, что приятно, что доставляет удовольствие. В качестве важнейшего условия благополучия и главной добродетели человека у киренаиков выступало умение наслаждаться моментом в сочетании с мудростью и самообладанием [22; 123; 205].

У эпикурейцев эвдемония - это состояние «атараксии» - полного спокойствия духа. Благо определялось ими как преодоление страданий и утоление мучительных потребностей. Главной добродетелью, по мнению эпикурейцев, является мудрость, от которой происходят все другие добродетели: мужество, умеренность, справедливость. Чтобы достичь эвдемонии, необходимо избавиться от страхов и забот, осознано избегать тревог, опасностей, общественных и государственных дел, упростить жизнь и отречься от суеты [22; 270].

Представители философской школы киников отождествляли эвдемонию с духовной свободой. В качестве высшего блага ими провозглашалась полная независимость человека от внешнего мира. Путь к эвдемонии киники связывали с разрывом патриархальных и социальных связей, игнорированием законов общества и культурных навыков, презрением материальных ценностей. Главной добродетелью последователи кинизма считали способность воздерживаться от страстей и сохранять безразличие к внешнему миру [13; 123].

Представители философской школы стоицизма связывали эвдемонию с состоянием «апатии», которое характеризуется бесстрастным спокойствием души. Благо для стоиков - это внутренняя целостность позитивных моральных качеств, основанная на разуме. Стоический путь к достижению эвдемонии состоит в преодолении страстей, подчинении внутренней жизни и сознания воле, спокойном принятии любых испытаний и лишений [123; 257].

Весомый вклад в развитие этико-философского направления исследования благополучия внесли античные философы Платон и Аристотель. Платон считал высшим благом идеал справедливости, который может обеспечить абсолютное совершенство общественной жизни. Однако поскольку в реальном мире воплощение высшей справедливости невозможно, благополучие принимает у Платона трансцендентный характер загробного блаженства. Основой благополучия человека в земной жизни Платон считал подчинение таким добродетелям как мудрость, мужество и самообладание [199]. Аристотель также связывал благополучие с добро детелью. Он создал наиболее совершенную для античности теорию эвдемонии, в которой описал множество добродетелей, необходимых для достижения благополучия, в том числе мудрость, рассудительность, мужество, самообладание, остроумие, дружелюбие и др. Главное условие достижения благополучия, по мнению Аристотеля, - это обладание благом, которое определяет цели, интересы, мотивы поведения людей, трактуется как средство к жизни и благосостоянию [18; 19; 266].

Существенные изменения в понимании сущности и содержания благополучия происходят в период средневековья. Представители патристики и средневековой схоластики (А. Аврелий, Ф. Аквинский, Бонавентура, Дунс-Скот, А. Миланский, Томазин де Цирклариа) утверждали, что высшее благо - это Бог. Именно он является источником всех благ и конечной целью человеческих устремлений. Истинное благополучие человека средневековые мыслители видели в соединении с Богом, в даруемой им благодати, достичь которой могут только избранные в отдаленном Царстве Божьем - царстве бесконечной блаженной жизни. Путь к благополучию связан с приготовлением себя и своих ближних к иной жизни через крещение, праведность, абсолютную гармонию с волей Бога, подчинение личной воли принципам божественного миропорядка, самоуглубление, самоуничижение, самоотречение и искреннюю молитву. Вера, смирение, надежда в спасение, служение Богу и ближним, главным мотивом которого является любовь, - основные христианские добродетели, ведущие человека к благополучию [1; 2; 8; 15; 39; 207; 234; 265].

Переломным этапом в осмыслении благополучия являлась эпоха Возрождения. Определяющую роль в данном случае сыграли идеи гуманизма, наиболее яркими создателями и выразителями которых были Дж. Бруно, Л. Вала, Данте, Ма-нетти, Ф. Петрарко, Э. Ротердамский, Салютати и др. Ученые эпохи гуманизма понимали под благом все то, что служит удовлетворению потребностей человека и его разностороннему развитию. Они считали, что благополучие как состояние, связанное с достижением всех благ, к которым стремится человек, может быть достигнуто только при наличии условий, обеспечивающих наиболее полное удовлетворение потребностей и развитие положительных свойств личности. Признавая одной из важнейших потребностей человека стремление к знанию, гуманисты называют высшим благом - знание, а науку отождествляют с добродетелью [14; 43; 48; 89; 130; 154; 193]. Философия Нового времени (Т. Гоббс, Б. Спиноза и др.) и эпохи Просвещения (И. Бентам, Дж. Локк, Ж.-Ж. Руссо, А.Э.К. Шефтсбери и др.) характеризуется активным развитием идей антропоцентризма, что способствовало формированию новых версий смысла благополучия в этико-философском знании. Благополучие человека стало рассматриваться как состояние, характеризующееся преобладанием позитивных впечатлений от взаимодействия с внешним миром и сопровождающих их удовольствий над негативными впечатлениями и неудовольствиями [71]; как результат собственных усилий человека, его воли, опыта взаимодействия с миром, способностей к познанию и преобразованию окружающей действительности [158]; как воплощение гармонии и результат гармоничного развития [105]; как успокоение души, исходящее из созерцания Бога, отождествляемого с природой [256]; как жизнь, основанная на простоте, невинности, способности чувствовать, восхищаться и любоваться миром, радоваться, переживать и сострадать [219]; как состояние, заключающееся в чистом, длительном, непрерывном удовольствии и наслаждении при отсутствии страданий [30]. При этом благо как источник благополучия человека отождествляется философами Нового времени и Просвещения с вещами и явлениями, вызывающими позитивные впечатления и удовольстпие, являющимися предметом желания и влечения человека [71]; с тем, что нравится и удовлетворяет дух [158]; с тем, к чему человек стремиться и что увеличивает его жизнеспособность [256]; с прекрасным и гармоничным, являющимся причиной и предметом наслаждения человека [105]; с чувствами, лежащими в основе благородных порывов и социальных добродетелей [219]; с пользой, которая является источником и результатом удовольствия и наслаждения [30].

Теоретически основы конструирования социологических моделей социального благополучия

Важную роль в исследовании благополучия человека и общества играет социологическое знание. Практически все социологи в своих научных трудах прямо или косвенно касаются проблем социального благополучия, поскольку одной из важнейших задач социологии является познание законов функционирования и развития общества с целью дальнейшего их использования для совершенствования социальной жизни.

Проведенный в ходе диссертационного исследования анализ социологической литературы показал, что в социологическом знании сформировалось три направления исследования социального благополучия: объективистское, субъективистское и интегративное, - в рамках каждого из которых возможно конструирование социологических моделей социального благополучия. В данном диссертационном исследовании под социологической моделью социального благополучия понимается условный образ, изображение, описание социального благополучия как объекта социальной реальности [31].

Объективистское направление социологического исследования социального благополучия основано на положениях социологического позитивизма. В рамках данного направления социальное благополучие рассматривается как объективное явление социальной жизни. Основное внимание представители объективистского направления уделяют анализу сущности, содержания и механизмов обеспечения социального благополучия на уровне общества, которое рассматривается как целостная система, образуемая совокупностью функционально взаимосвязанных элементов. Социальное благополучие связывается здесь, прежде всего, со стабильностью и прогрессивным развитием общества, с согласованностью и качеством функционирования его отдельных составляющих.

В основе объективистского направления исследования социального благополучия лежат научные идеи основателя социологического позитивизма О. Конта (в том числе учения о социальной статике и социальной динамике), который рассматривал социальное благополучие как устойчивый общественный порядок, социальный мир, основанный на принципах позитивизма, всеобщего согласия и альтруизма. По мнению О. Конта, главным фактором, нарушающим социальное благополучие, является социальный хаос. Его причина - интеллектуальный беспо рядок, характерный для теологической и метафизической стадии развития общества. Прекращение социальных переворотов, установление социального порядка, достижение мира и всеобщего благополучия произойдет только тогда, когда в обществе обретет полный контроль позитивизм. Ускорить процесс его становления может социология, благодаря своей особой способности открывать, объяснять и обеспечивать практическое использование в социальной жизни законов социального порядка и развития.

Главную роль в обеспечении социального благополучия О. Конт отводит государству в лице единого правителя, которое может создать необходимые условия для реализации принципа всеобщего согласия, сохранения единства общества, устранения противоборства идей, чувств и интересов, используя для этого политическую власть. Однако только политических средств для обеспечения всеобщего благополучия недостаточно. Существенное значение имеют нравственные средства, находящиеся в руках духовной власти, которая, в первую очередь, призвана заботиться о воплощении в жизнь общества принципа альтруизма. В качестве ведущего механизма обеспечения социального благополучия О. Конт рассматривал социальное реформирование, которое необходимо для ускорения и оптимизации процесса прогрессивного развития общества [144; 236].

Позитивистские идеи О. Конта развил его последователь Г. Спенсер, научные суждения о сущности и способах обеспечения социального благополучия которого основаны на положениях органической теории общества, теории эволюции и социального дарвинизма. По мнению Г. Спенсера, социальное благополучие

- это состояние «подвююного равновесия», которое достигается обществом на пределе эволюции. Состояние подвижного равновесия - результат социального прогресса, подчиненного законам интеграции, дифференциации и возрастания порядка. Его характеризует слаженность функционирования «органов» общества, которая обеспечивает его приспособление к условиям внешнего мира, выживание, поступательное развитие. Состояние подвижного равновесия не может быть вечным. Под влиянием внешних и внутренних факторов неблагополучия (войн, конфликтов, эпидемий, социальных кризисов и т.д.) это состояние может быть нарушено, что неизбежно влечет за собой процесс обратный эволюции - разложение. Эволюция и разложение неразрывно связаны. Прогрессу общества, цель которого

- достижение общего благополучия, постоянно сопутствует регресс, характеризующийся упадком и дезинтеграцией, которые нарушают счастье людей. Рассуждая о механизмах обеспечения социального благополучия, Г. Спенсер подчеркивал, что социальная жизнь должна развиваться без внешнего контроля и вмешательства. В ходе естественной эволюции люди, их социальные объединения, социальные институты, конкурируя друг с другом, проходят естественный отбор, в результате которого выживают наиболее сильные и преуспевающие, формируется стабильное и благополучное общество. Естественный отбор обеспечивает постепенное совершенствование человека и общества, в результате чего их способность к достижению благополучия непрерывно возрастает. По мнению Спенсера, о социальном благополучии можно судить по степени удовлетворения потребностей членов общества. Его главный критерий - новый тип человека, который, удовлетворяя собственные стремления, в то же время реализует общественные потребности [253; 254].

Научные представления о социальном благополучии сторонника социологического позитивизма Э. Дюркгейма развивались в рамках его концепций «социального факта» и «общественной солидарности». Э. Дюркгейм утверждал, что социальное благополучие - это наилучшее общественное устройство, основанное на. социальной солидарности, существующей благодаря всеобщему признанию и реализации социальных фактов. Социальные факты - нормы, идеи и ценности, вырабатываемые коллективным сознанием людей - лежат в основе социального порядка, который рассматривался Э. Дюркгеимом как главное условие социального благополучия. На основе всеобщей реализации социальных фактов формируется «общественная солидарность» - фундамент наилучшего общественного устройства. Она существует до тех пор, пока члены общества признают значимость социальных фактов и руководствуются ими в своей жизни. Когда индивид не желает следовать общим нормам, возникает аномия, которая может стать результатом резкого изменения социальной структуры, привести к дезинтеграции общества и социальному хаосу. Э. Дюркгейм отрицал революцию как рациональный способ стимулирования позитивных социальных перемен и обеспечения социального благополучия, был социальным реформатором, искавшим пути постепенного совершенствования функционирования общественной системы [109; 110].

Теоретико-методологические основы эмпирико-социологического исследования виталистской модели социального благополучия населения региона

Анализ социологической литературы, осуществленный в рамках диссертационного исследования, свидетельствует о существовании множества теоретико-методологических подходов к исследованию социального благополучия. Выбор того или иного подхода в качестве основополагающего определяет стратегию разработки его концептуальной модели и системы социальных показателей, регистрация которых необходима для его оценки.

В рамках данной диссертационной работы осмысление и анализ сущности и содержания центрального понятия «социальное благополучие» осуществляется в контексте социологической концепции жизненных сил человека, его индивидуальной и социальной субъектности, которая выступает в качестве теоретико-методологической основы диссертационного исследования. Как уже отмечалось, при анализе социального благополучия в свете социологической концепции жизненных сил человека, его индивидуальной и социальной субъектности в качестве базовых концептуальных понятий используются такие исходные категории концепции как «жизненные силы» и «жизненное пространство». С позиции обозначенной концепции социальное благополучие - это характеристика процесса взаимодействия жизненных сил и жизненного пространства социальных субъектов, которая зависит от развитости жизненных сил этих субъектов и сопряженной с ними оптимальности организации жизненного пространства их бытия.

Согласно основным положениям социологической концепции жизненных сил человека, его индивидуальной и социальной субъектности развитость жизненных сил определяется уровнем развития физической, психологической, производственно-экономической, социально-политической, духовно-культурной, социально-бытовой, социально-экологической субъектности индивида, обусловливает уровень развития его способностей воспроизводить и совершенствовать свою жизнь в различных сферах общественной жизнедеятельности, обеспечивать свое полноценное, деятельное существование. От уровня развития жизненных сил зависит степень реализации разнообразных потребностей человека, стабильность его социального положения, удовлетворенность жизнью, уверенность в будущем, характер эмоционального отношения к бытию, а также способность к самореализации и самовыражению. Развитость жизненных сил человека характеризует социальное благополучие на индивидуальном уровне и представляет, прежде всего, его субъективную сторону.

Оптимальность организации жизненного пространства определяется уровнем развития и качеством функционирования социальных институтов, учреждений и организаций, призванных обеспечивать всеобщий доступ к жизненно важным благам, содействовать реализации прав, интересов и потребностей граждан, формировать, развивать и восстанавливать их жизненные силы. Это социальные институты, учреждения и организации систем здравоохранения, образования, культуры, социальной защиты населения (включая социальное страхование, социальное обеспечение и социальное обслуживание), а также судебной и правоохранительной системы, сервиса и быта, регулирования рынка труда и занятости, охраны окружающей природной среды, общественные организации и объединения, политические партии и движения. Оптимальность организации жизненного пространства характеризует социальное благополучие на уровне общества в целом и отражает его объективную сторону.

Для оценки развитости жизненных сил целесообразно изучать личные оценки и мнения людей по поводу их физического, психологического, социального, духовного потенциала, удовлетворенности уровнем самореализации в экономической, политической, культурной, социально-бытовой, экологической сферах жизнедеятельности общества. Получение информации о развитости жизненных сил социальных субъектов возможно с помощью выборочного социологического исследования в форме опроса. Известно, что выборочный метод исходит из утверждения, что любое явление представляет собой совокупность независимых единиц, описываемых отдельными независимыми признаками, и имеет качественный и количественный аспекты. Вопросы надежности в данном случае рассматриваются, прежде всего, применительно к критерию репрезентативности, связанному с обеспечением состава респондентов, близкого соответствующим пропорциям генеральной совокупности по таким важным для проблематики социального благополучия параметрам как пол, возраст, место проживания, доходный статус, социально-профессиональная принадлежность, сфера труда, уровень образования и др, Однако по всем значимым признакам обеспечить строго репрезентативную выборку невозможно. Поэтому в данном случае целесообразно учитывать такие наиболее значимые для изучения проблемы социального благополучия показатели как социально-профессиональный статус, половозрастной состав и место проживания респондентов.

Похожие диссертации на Теоретико-методологические основы социологического анализа социального благополучия населения региона