Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Влияние рок-музыки на формирование стиля жизни российской молодежи Ковальчук Инна Валерьевна

Влияние рок-музыки на формирование стиля жизни российской молодежи
<
Влияние рок-музыки на формирование стиля жизни российской молодежи Влияние рок-музыки на формирование стиля жизни российской молодежи Влияние рок-музыки на формирование стиля жизни российской молодежи Влияние рок-музыки на формирование стиля жизни российской молодежи Влияние рок-музыки на формирование стиля жизни российской молодежи
>

Данный автореферат диссертации должен поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - 240 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Ковальчук Инна Валерьевна. Влияние рок-музыки на формирование стиля жизни российской молодежи : диссертация ... кандидата социологических наук : 22.00.01.- Москва, 2002.- 148 с.: ил. РГБ ОД, 61 02-22/315-5

Содержание к диссертации

Введение

Глава 1. Теоретико-методологические основы социологического анализа процесса воздействия рок-музыки на формирование стиля жизни молодежи 14

1.1. Рок-музыка как социальное явление и ее функции 14

1.2. Роль рок-музыки в формировании стиля жизни молодежи 50

Глава 2. Особенности влияния рок-музыки на стиль жизни современной российской молодежи 81

2.1. Методические особенности социологического исследования рок-музыки 81

2.2. Типология стилей жизни современной молодежи и особенности их формирования под воздействием рок-музыки 96

Заключение 109

Библиография 116

Дискография 135

Приложение 139

Введение к работе

Происходящие процессы глобализации в сферах экономики, политики, культуры, социальной жизни и средств массовой коммуникации постепенно стирают границы между контингентами, цивилизациями, обществами и государствами, которые еще несколько десятилетий назад представлялись относительно обособленными и не столь активно подвергающимися взаимным влияниям.

Дифференциация социальной жизни привела к росту разнообразия, появлению различных типов культур, музыкальных направлений и нового отношения общественного сознания, что способствовало возникновению многообразных ценностно-культурных ориентации и стилей жизни. Вследствие этого возникает противоречие между необходимостью быстрого обновления общества и неэффективностью традиционных способов регуляции духовных ценностей, запросов и потребностей. Это в свою очередь способствует культурной маргинальное личности, особенно, личности молодого человека.

Достаточно долго массовая коммуникация из идеологических соображений контролировалась государством, в связи с этим был ограничен доступ к западной музыке и другой медиапродукции. В 70 - 80 - е годы к нам хлынул поток импортируемых культурных товаров, возникло множество каналов их распространения. Так, радиостанции FM - диапазона транслируют музыкальный материал, известный, помимо нашей страны, повсюду в мире. Россия также охвачена глобальными каналами спутникового и кабельного телевидения, в том числе и такими известными, как МТВ. Особенно это заметно в сфере электронной музыки.

В настоящее время в молодежной среде, как и в обществе в целом, происходит смена культурных традиций. Появились и новые направления в музыкальной культуре: рок-культура, панк-культура, субкультура и др. Они оказали большое влияние на стиль жизни современной молодежи.

Молодежь, ее социальное развитие и становление всегда были предметом пристального внимания философов, психологов, социологов. Каждое новое поколение, вступая в жизнь, предстает в известной степени незнакомцами со своими потребностями, ценностями, идеалами и формами их реализации, вырабатываемыми молодежью в конкретной социальной ситуации. Если активная реализация молодежью своих потребностей затруднена, производство собственных ценностей не поощряется, самостоятельное ориентирование своих действий пресекается, то взаимоотношения молодежи и общества обостряются, и перед обществом встает проблема становления молодого поколения. С этой проблемой, возникшей в результате неправильной молодежной политики, столкнулось сейчас наше общество. А это требует повышенного внимания к ценностным ориентациям молодежи, к несанкционированным проявлениям ее активности, к культуре молодежи и молодежным субкультурам.

Общество приходит к осознанию того, что в современной России существует значительный отрыв современного художественного образования и воспитания от традиций русского народного творчества и национальных особенностей страны.

Особое место в формировании ценностных ориентации молодежи принадлежит музыкальной культуре. Музыка относится к числу искусств, способных к выражению идей, которые опосредованы музыкальным тоном, она обогащает духовные способности, познание и способствует утверждению человека в мире природы. Музыка воздействует на весь организм, на всю психику человека, на его самосознание и его самочувствие. Именно музыка есть та часть культуры, которая в звучании открывает облик целой культуры, позволяющей видеть себя, свои истинные интересы, противоречия.

Появление субкультурных тенденций в молодежной среде вызывается разными механизмами, они появляются там, где господствующая культура уже не в полной мере способствует реалиям нового времени. Субкультура появляется как отрицание устаревших культурных форм и выступает одним из моторов формирования контркультурных тенденций потребности молодежи в самоутверждении.

Одним из наиболее устойчивых и заметных субкультурных течений 1980-90-х годов стала рок-музыка, предложившая миру свой вызывающий стиль музыки, песен и одежды.

Межнациональный характер и всепроникающая способность рок -музыки обуславливает актуальность её изучения, как социального феномена, необходимость конкретного социологического исследования.

Актуальность темы определяется: во-первых, наличием многих подходов к изучаемой проблеме, нуждающихся в критическом осмыслении. Интерес к всестороннему изучению рок - музыки привлекает, начиная с 70-х годов и по настоящее время социологов, философов, культурологов, психологов, как отечественных: Б.Астафьев, Н.Барановская, В.Г.Власов, И.Набок и др., так и зарубежных: С.Фриза, Д.Бакстона, Дж. М. Куртиса, Дж. Стрэттона и др.1

Во-вторых, данная проблема на наш взгляд представляет особый интерес в связи с необыкновенным своеобразным развитием и трансформацией различных проявлений рок-музыки в России.

В-третьих, обращаясь к рок-музыке, важно рассматривать ее в контексте более широкого исследовательского поля, т.е. с точки зрения иссле- 1 Астафьев Б. В. «О ближайших задачах социологии музыки» Л.: 1972, он же «Музыкальная форма как процесс» кн. 1 -2, Л.: 1976, Набок И. Л. «Рок культура как явление» Л.: 1987, Барановская Н. «Звезды рок - н - ролла Константин Кинчев» M.: 1993, Власов В. Г. «Стиль в искусстве» словарь в трех томах, Спб.: 1998. Frith S. «The Socioloqy Rocck» L.: 1978; Grossman L. «A social history of rock music» N.Y. : 1976; Coker W. «Music and Meaninq. Theoretical introduction to musical Aestetics» London: 1972; Risman D. «Listeninq to popular music // Mass culture.» N. Y.: 1957. дования определённых социальных групп (например: российского студенчества).

Так, дискуссия за «круглым столом» журнала «Социологические исследования»2 фактически завершилась признанием того, что рок стал социальным явлением не столько благодаря музыке, сколько социальной позиции. Участники дискуссии пытались определить, в чём состоят характерные особенности рока как социокультурного феномена, в чём его отличие от традиционной культуры.

Тем не менее, вопрос о статусе рока как специфического явления, вопрос о субкультурности рока до сих пор является предметом исследования.

Следует отметить, что в последнее время в отечественной социологии уделено большое место историко-философскому подходу к изучению различных музыкальных направлений и влияний их на молодёжную среду; но существует необходимость теоретико-методологического обоснования, а также и практической разработке и применении методических рекомендаций социологических исследований по проблемам влияния рок-музыки на формирование стиля поведения и общения современной молодежи.

Совокупность указанных выше факторов определяет актуальность выбранной темы исследования.

Степень научной разработанности темы

Проблематика, связанная с анализом современных социокультурных процессов происходящих в обществе достаточно многопланова, поэтому исследуется разными областями социально - гуманитарного знания - философией, социологией, культурологией, психологией, педагогикой и др. Свои особые аспекты данной проблематики имеются практически и во всех направлениях современной социологии; так, исследуемая нами тема 2 «Рок-музыка? Субкультура? Стиль жизни? » журнал «Социологические исследования» 1987, №6. затрагивает три обширных области социологического знания: социологию музыки, социологию культуры и искусства, социологию молодежи. Это позволяет нам конкретизировать и выявить глубинные истоки зарождения рок-музыки, ее влияние на формирование стиля жизни молодежи. Принципы социологического и культурологического исследования музыки формировались на протяжении всей истории человечества. Социокультурный подход к искусству развивался особенно активно в периоды, характерные оживлением общественной мысли. Начиная с конца XIX - начала XX века появляются работы, непосредственно посвященные проблемам социологии музыки3.

В России как самостоятельная отрасль знания, социология музыки появилась в конце XIX - начале XX вв., в работах П. Соколовского, Яворского Б., а в советский период Луначарского А., Астафьева Б., в которых большое внимание уделялось проблемам восприятия музыки, поведению аудитории, взаимоотношению «серьезной» и «легкой» музыкбмена художественных стилей и обновление жанров, преобладание и развитие одного из них и увядание других, происходит, по мнению Б. Астафьева в русле процессов обновления «интонационного словаря эпохи», появления общественной потребности именно в таком искусстве5.

О необходимости исследования социальных процессов, происходящих в обществе, особое внимание обращал П. Сорокин, он отмечал, что специфика каждого общества определяется его культурной, а не социаль-

Адлер Г. Adler С. «Methode der Musikqeschicte» Lpz.: 1919. Адорно Т. «Введение в социологию музыки» вып. 1-2 М.: 1973. Беккер П. Bekker P. «Materiale Crundlaqen der Musik» W.: 1926. Вебер M. «Рациональное и социологическое в музыке»

Луначарский А. В. «Вопросы социологии музыки» М.: 1927; Соколовский Н.Н. «Руководство к практическому изучению гармонии» М.: 1926; Яворский Б. Л. «Конструкция мелодичного процесса» Избр. произв. 1-2 том, М.: 1987.

Астафьев Б. В. «О ближайших задачах социологии музыки» Л.: 1972. ной организацией, и начинать изучение любого социума надо в первую очередь с изучения специфических особенностей его культуры .

В последнее время в отечественной социологии ведется большая разработка по изучению различных музыкальных жанров, классической и популярной музыки, в том числе особое внимание придается исследованию и анализу рок-музыки7.

Самодеятельный рок рассматривается авторами, как социокультурное явление, которое требует глубокого теоретического анализа и прикладных социологических исследований.

Говоря о роке, нельзя останавливаться на его проблеме, только с музыкальной стороны. Рок - это и стиль исполнения, и образ жизни музыкантов. Рок является не только музыкой, он был попыткой создания новой культуры, нового человека, новой молодежи с ее особым образом и стилем жизни. В советский период этому феномену и зарождению рок-музыки в стране не придавалось достаточного внимания. В основном работы посвящались происходящим процессам в западной культуре. К таким исследованиям можно отнести работы И. Рыдановой «Западная рок-музыка и молодежь», А. Кукаркина «Буржуазная массовая культура. Теории. Идеи. Разновидности. Образцы. Техника. Бизнес» и другие. В основном же о роке упоминалось поверхностно, без соответствующего анализа, как о чем-то, не заслуживающем серьезного разговора. О социальной роли рок-музыки говорилось и того меньше. И только в 80-е годы появились работы анализирующие субкультуру, рок-музыку и стиль жизни молодежи .

Сорокин П. А. «Социальная и культурная динамика» РХГИ, СПб.: 2000.

Сохор А. «Развитие музыкальной социологии в СССР» Социалистическая музыкальная культура, М.:1974, он же «Социология и музыкальная культура» М.: 1974; Роззак Т. «Создавая субкультуру» М.: 1978; Давыдов Ю.Н., Роднянская И. Б. «Социология культуры. Критический анализ» М.: 1980; Конен В. «Об истоках рок - музыки» Студенческий Меридиан 1986, №7; Набок И. Л. «Музыка и идеология» Л.: 1986; Богданова А. В. «Музыка и власть» «Наследие» М.: 1995; Чередниченко Т. В. «Кризис общества - кризис искусства» «Музыкальный авангард или поп - музыка в системе буржуазной идеологии» М.: 1983; Зубок Ю. А. «Социальная интеграция молодежи в условиях нестабильного общества» M.: 1998.

Набок И. Л. «Рок - культура как явление» Л.: 1987.

Как отмечает Л. Г. Ионин, вместе с крушением социокультурных и административных систем России рушатся и складывавшиеся десятилетиями традиции, верования, идеологии, жизненные силы и формы; старые общественнно - культурные идентификации уступают место совершенно новым. При этом подчеркивается, что изменение структуры стиля жизни отечественной молодежи является подтверждением перехода ее от моностилистической к полистилистической культуре9.

В настоящее время в отечественной социологии происходят качественные изменения в вопросах изучения культуры, музыки, молодежи, что способствует более глубокому пониманию социокультурных изменений. «Безусловно, не следует отрицать рок-музыку как жанр, тем более ее разновидности, связанные с народными традициями, политической и авторской песней, но необходим объективный анализ зарубежной и отечественной продукции различных направлений этой музыки (например, так называемый «тяжелый металл» и панк-рок носят несомненный контркультурный, агрессивно-вандалистский характер)» . Вместе с тем, столь важная тема, как взаимосвязь и взаимообусловленность потребностей в рок-музыке и стиле жизни молодежи, освещается в литературе главным образом в постановочном плане. Остаются недостаточно изучены как раз те аспекты темы, которые связаны с исследованием и анализом показателей влияния рок-музыки на формирование стиля жизни молодежи, а также еще не до конца сформировались полные и четкие теоретико-методологические представления по данной проблеме, что затрудняет разработку методов количественной оценки целого ряда параметров ценностных ориентации, «Рок - музыка? Субкультура? Стиль жизни?» (обсуждение за «круглым столом» редакции)// «Социологические исследования» 1987, №6.

Илле М. Е., Сакмаров О. А. «Рок - музыка: таланты и поклонники»// «Социологические исследования», 1989, №5.

Ионин Л. Г. «Культура на переломе (механизмы и направления современного культурного развития в России)» «Социологические исследования» 1995, №2. «Социология молодежи» Отв. редактор В. Т. Лисовский. СПб.: 1996, стр. 341-348. «Социология молодежи» Ю. Г. Волков, В. И. Добреньков, Ф. Д. Кадария, И. П. Савченко, В. И. Шаповалов. Ростов-на-Дону 2001. анализа критериев и показателей, их динамики и эволюции. Это приводит к несопоставимости результатов социологического анализа и является причиной противоречивости различных выводов и рекомендаций. Опираясь на теоретические разработки зарубежных и отечественных авторов, нами предпринята попытка, дать целостный анализ рок-музыки и особенностей ее влияния на формирование стиля жизни современной молодежи.

Таким образом, явно недостаточная изученность исследуемой диссертантом проблемы должна стать объектом пристального изучения как теоретической, так и прикладной социологии, что и позволило определить автору выбор темы, объекта и предмета исследования, его цели и задач.

Цель исследования - выявить характер воздействия различных направлений рок-музыки на формирование стиля жизни современной российской молодежи.

Достижение поставленной цели предполагает решение следующих задач:

Проанализировать исторические предпосылки развития рок-музыки.

Выявить теоретическую сущность и содержание рок-музыки как социального явления.

Раскрыть социальные функции рок-музыки.

Выявить социальные механизмы воздействия рок-музыки на формирование стиля жизни молодежи.

Раскрыть методические принципы социологического исследования воздействия рок-музыки на формирование стиля жизни молодежи.

Определить типологию стилей жизни современной российской молодежи и особенности их формирования под воздействием рок-музыки.

Объект исследования - стиль жизни молодежи.

Предмет исследования - место и роль рок-музыки в процессе формирования стиля жизни российской молодежи.

Теоретико-методологическая основа и источниковая база иссле-довавания

Общетеоретическими и методологическими основами изучения проблем культуры, искусства, молодежи являются труды зарубежных и отечественных философов, социологов, психологов. В качестве теоретических источников в рамках изучаемой темы использованы работы: Платона, Аристотеля, Ж. - Ж. Руссо, Г. Гегеля, Ф. Шиллера, К. Маркса, Ф. Энгельса, Э. Тойлера, Ортега - и - Гассет, К. Яспера, А. Лосева, Ю. Котмана, Д. Тэрнэра, К. Леви-Стросса, М. Кагана, И. Тэна и др.

При анализе социокультурных явлений молодежной культуры и субкультур автор опирается на труды: М. Вебера, Г. Зиммеля, Р. Парка, П. Сорокина, М. Титмы, М. Руткевича, Т. Чередниченко, В. Лысовского, Ф. Минюшева, Т. Кухтевич, Ю. Давыдова, В. Добренькова, В. Добрыниной, Л. Дробышевой, Ю. Волкова и др.

Большое значение для диссертационного исследования имели работы авторов, как прошлых десятилетий, так и современных, занимающихся социологией музыки, рок-музыки. Это труды: Т. Адорно, С. Фриза, А. Луначарского, М. Когана, Б. Астафьева, А. Сохора, А. Богдановой, И. Набока и др.

Исследуя стиль жизни молодежи, диссертант опирался на работы: П. Бурдье, В. Чупрова, В. Ядова, О. Максимовой и др.

В работе использованы системный социологический, эволюционный, цивилизационный, деятельностный и аксиологический подходы. При этом значительное внимание уделялось сравнительно-историческому анализу. Использовались общенаучные, философские и социологические методы, в том числе количественного и качественного статистического анализа.

Эмпирическая база диссертации определена в соответствии с целями и задачами исследования. В работе использованы данные официальной статистики, законодательные акты Российской Федерации в сфере культуры и молодежной политики, публикации в СМИ. Основой работы являются материалы социологических исследований выполненных автором: во-первых, на социологическом факультете МГУ им. М. В. Ломоносова, по теме «Рок - музыка как социальное явление». В процессе исследования было опрошено более двухсот студентов и аспирантов гуманитарных факультетов в 1996 - 1997 годах.

Во-вторых, автором проведены социологические опросы во время работы на телеканале ТВ-6 в программе «МузОбоз» и телеканале ОРТ в программе «Армейский магазин» в 1999 - 2001 годах, в которых опрашивались рок-музыканты, исполнители песен, организаторы шоу и зрительская аудитория. В опросах приняли участие более тысячи респондентов.

В-третьих, регулярно применялся метод включенного наблюдения за поведением молодежи в различных формальных и неформальных институтах организации досуга (дискотеки, концерты, клубы и т. д.).

В работе также использовался аудио и видео материал по исследуемой проблеме.

Научная новизна работы состоит в следующем:

Раскрыты свойства рок-музыки, как средства социального и социально-психологического воздействия.

Выявлено содержание социальных функций рок-музыки, их место и роль в формировании стиля жизни молодежи.

Даны содержательные характеристики стилей жизни молодежи, обусловленные воздействием рок-музыки.

Сформированы методические принципы оценки суждений музыкальной аудитории о состоянии и влиянии рок-музыки на формирование молодежной субкультуры.

Раскрыта типология стилей жизни современной российской молодежи и особенности их формирования.

Научная и практическая значимость работы заключается в том, что полученные результаты исследования могут быть использованы в научных разработках по проблемам социологии культуры, музыки, рок-музыки, социологии молодежи.

Результаты социологического исследования стиля жизни молодежи, могут быть использованы для совершенствования работы в сфере культуры и работы с молодежью.

Кроме того, материалы теоретических и практических разделов диссертационного исследования, могут быть использованы в организации социологических исследований, а также в практике учебно-педагогической работы при разработке учебных пособий, лекционных курсов и спецкурсов.

Апробация работы

Основное содержание работы нашло отражение в выступлениях на конференциях и научных публикациях автора. По теме диссертации имеется три публикации, общим объемом три печатных листа.

Содержание выводов и практических рекомендаций диссертации неоднократно было предметом дискуссий на оперативных совещаниях во время работы при составлении телепрограмм «МузОбоз» и «Армейский магазин».

Работа была обсуждена на заседании кафедры Методологии социологических исследований социологического факультета Московского Государственного Университета имени М.В. Ломоносова и рекомендована к защите.

Рок-музыка как социальное явление и ее функции

Современное общество, базирующееся на разделении труда и социальной стратификации, представляет собой систему многообразных групп и подкультур. Известно, что культуру общества образуют не только культуры субъектов, но и отношения между этими культурами.

Внутренняя дифференциация современного общества создает возможности для образования разнообразных культурных групп, формирующихся вокруг альтернативных ценностей и отличающихся различными стилями жизни. К середине XX века этот процесс стал сопровождаться параллельным процессом, разрушением региональных культур, который привел с одной стороны к дифференциации, а с другой к формированию массовой интегральной культуры. Складывается ситуация, в которой начинает терять значение и распадаться то «особенное», что было заложено в каждой региональной или национальной культуре, и напротив, выдвигаться (в значительной степени под давлением массового культурного рынка) «общее интеррегиональное и интегральное массовой культуры». «Особенное» же находит для себя новую культурную среду обитания - субкультуру. В отечественной литературе (особенно публицистической), распространенным является представление об обязательной нигилистичности субкультур, рассматриваемых либо как делинквенные, либо как молодежные. Ч. Бидуэлл считал, что молодые люди склонны, скорее принимать, чем отвергать ценности взрослых. Он утверждает, что «тяготение к культуре взрослых должно еще более усиливаться благодаря господствующему положению взрослых и их учреждений. Тем не менее, молодежная культура не является точной копией культуры взрослых. Завидное положение и затянувшаяся пора юношеских ожиданий побуждают молодых людей выделять среди всего диапазона ценностей и стилей поведения взрослых лишь те, которые наилучшим образом помогают им справляться с напряжениями их противоречивого статуса. То обстоятельство, что сама культура взрослых отличается разнообразием, увеличивает ее способность служить почвой для достаточно хорошего приспособления молодых людей различного социального происхождения, с различными возможностями и интересами к молодежному статусу... Кроме того, молодежные версии ценностей и стилей взрослых имеют тенденцию доводить эти присущие взрослым свойства до крайности, представлять их в различных идеализированных или романтически преувеличенных формах. Молодые люди имеют возможность действовать и мыслить в условиях отсутствия ограничений и обязанностей, свойственных жизни взрослых и побуждающих этих, последних к компромиссу. Абстрактный и опосредованный характер обучения молодежи, также приводит к идеализации убеждений и общества взрослых. Далее, наличие у молодых людей свободного времени позволяет им следовать избранным ими среди взрослых образцам для подражания с известным постоянством и основательностью... ».

Бидуэлл очень тонко подметил причины и условия формирования альтернативных ценностных установок молодежи: «При ближайшем рассмотрении трудно обнаружить хотя бы один - единственный вид убеждений или поведения, характерный исключительно для молодежи, подобно тому, как нет ни одного исключительного «взрослого» вида убеждений или поведения. Внутренняя дифференциация современных обществ фактически делает возможным образование разнообразных культурных группировок, формируемых вокруг альтернативных ценностей и отличающихся непохожими друг на друга стилями жизни. Отчасти это разнообразие отражает различия, связанные с классовым положением, но наряду с этими широкими различиями в социальном ранге обнаруживается заметное разнообразие, обусловленное такими факторами, как конкретные различия в профессиях, в региональных субкультурах, в этнической и религиозной принадлежности и просто во вкусах».

Таким образом, если обобщить все выше сказанное, можно сделать вывод, что тот или иной специфический способ дифференциации современных развитых культур, в которых, наряду с основной, классической тенденцией существует целый ряд своеобразных культурных образований, иногда по форме, так и по содержанию значительно отличающихся от ведущей культурной традиции, являясь в тоже время прямым генетическим порождением последней.

Теперь, когда свой подход к понятию субкультуры обозначен, надо указать, что мы понимаем под словом «рок». Первая трудность состоит в том, что само название «рок» в своем употреблении практически не имеет границ. Музыкальные группы произвольно объявляют себя рок - группами, как только приставка «рок» входит в моду или рассчитывая на популярность с привкусом скандальности у неискушенной публики.

Своеобразие рока вообще невозможно определить, если рассматривать рок лишь как музыкальное направление. Рок-музыка электронная, Н.П. Мейнерт считает даже, что «такого направления и нет. А есть элек-тричное соединение элементов, присущих различным, относительно легко квалифицируемым жанрам, стилям. Причем общаются с ними музыканты весьма произвольно (если судить с традиционных музыкальных позиций)» . С. Фриз в своей книге «Социология рока» показывает, что фактически все известные ему музыкальные особенности рока заимствованы у других направлений14. Афро-американской музыке рок был обязан подчиненностью гармонии, ритмической структуре произведения, а также еще двумя характеристиками. Во-первых, афро-американская музыка непосредственна и демократична, исполнение музыкального произведения уникально, и слушатели становятся частью представления. Им не нужно специальной подготовки или знания, чтобы воспринимать эту музыку, ее качества, основанные на спонтанном музыцировании, скорее эмоциональные, чем технические, музыканты ценятся за честность, искренность, страстность. Во-вторых, не менее важное заимствование у чернокожих музыкантов - экспрессивность голоса. Так, в афро-американской религиозной музыке «госпел» голоса использовались не только для выражения индивидуального религиозного чувства, но также - через перекличку голосов, через призыв священника и ответ паствы - для выражения общего религиозного чувства. Тем самым чернокожие музыканты развили форму, сочетающую индивидуальную и коллективную экспрессию. Чернокожие музыканты добивались «человеческого», «вокального» звучания электрогитары, развитого поколением рок - звезд шестидесятых.

Роль рок-музыки в формировании стиля жизни молодежи

Понимание того, как рок-музыка обуславливает тот или иной стиль жизни человека предполагает раскрытие социально-психологических механизмов воздействия на поведение человека.

Музыка выступает как продукт культуры, истории, традиции, коллективной мудрости и как мощный фактор социальных воздействий.

Одним из фундаментальных вопросов, встающих перед аналитиком, является вопрос о природе реальности и о специфике бытия музыки.

Музыка живет только в звучании, но сказать, что музыка есть звучание, это, значит, низвести ее на уровень слуховых ощущений. Музыка представляет собой нечто неизмеримо большее. Она дает человеку возможность вступить в жизненно важный контакт, с труднодоступными уровнями существования, указывает на нечто «впереди» себя, на то, на что она указывает, неотделимо от звучания. Смысл и средство, вестник и весть едины, неповторимы, незаменимы. Испытывать, «переживать» музыку -значит соучаствовать в ней, быть причастным, а соучастие и причастность - это поведение, формы которого человек усваивает в определенной социальной и культурной среде. Музыка, как и любые ее формы, действует столь эффективно, потому что они бессознательны и кажутся заложенными в самой природе музыки. В действительности же они заложены в природе культуры, к которой принадлежит данный музыкальный субъект. Этот феноменологический метод в работе, «Музыка как предмет логики» использовал А. Ф. Лосев, где он отмечает: «говоря о художественном произведении, никак нельзя сказать, что оно только объективно, картина не есть ни субъект, ни объект, но субъект - объективное творчество...Нет ни субъекта без объекта, ни объекта без субъекта, когда речь идет о творчестве!» . Любой предмет искусства может быть понят в аспекте его становления, т. е. в аспекте его внутреннего времени.

В отечественной науке можно обнаружить созвучие предлагаемой интерпретации музыки как целостного бытия, единства и естественного равновесия с миром (Б. Астафьева, М. Кагана, Г. Орлова).

Так, М. С. Каган в последних исследованиях выдвинул положение, что: «искусство музыки полу функционально, запечатлевает слитное единство духовного и материального, личностного и социально-общего, единство всех возможных способов освоения мира - от словесного до музыкального; - оно единственное изо всех видов человеческой деятельности представляет целостное бытие культуры. Музыка - это самосознание культуры и ее портрет, позволяющей ей видеть себя, свои истинные интересы, противоречия, конфликты»18.

Принципы социологического и культурологического исследования музыки формировались постепенно, на протяжении всей истории человечества. Ученые, философы, мыслители древности рассматривали искусство, прежде всего, как средство воздействия на человека и на общество. Со-циокультурологический подход к искусству развивался особенно активно и плодотворно в периоды, характерные оживлением общественной мысли.

Взгляд в глубину веков открывает высочайшую - самую высокую из возможных - оценку музыки на первой ступени истории культуры. В Китае «древних императоров» благосостояние музыки поистине отождествляли с благосостоянием культуры, нравственности, даже империи, и капельмейстеры должны были строго следить за чистотой «древних тональностей». Если музыка деградировала, то это бывало вредным признаком гибели правления и государства. В. Шраммен приводит монгольский миф о происхождении музыки, в котором утверждается «исходная связь между музыкой и космосом», и подчеркивается его аналогия с древнекитайскими и древнегреческими представлениями, и с мифами южноамериканских индейцев; распространенность взглядов «на исключительно важное место и огромное значение музыки в общем порядке вещей» отражало, несомненно, реальную роль музыкального начала в практической жизни древности19.

Еще в античности сложились самые различные точки зрения о сущности музыки и характере ее воздействия на человека.

Большое внимание действию музыки уделяли в Древней Греции. Например, Пифагор разработал учение об эвритмии как о способности находить верный жизненный ритм во всех проявлениях бытия - не только в пении или исполнении музыкальных произведений, но и в речи, мыслях, поступках. Он установил некоторые мелодии и ритмы, с помощью которых на молодых людей можно было оказывать соответствующее влияние. Там были мелодии против «неумеренных страстей, против уныния и душевных язв, против раздражения, гнева и других душевных недугов» .

Платон также не обошёл этот вопрос стороной. Он писал, что могущественность и сила государства напрямую зависят от того, какая музыка в нём звучит, в каких ладах и в каких ритмах. Он считал, что нет худшего разрушения нравов, чем «отказ от скромной и стыдливой музыки», а через «распущенные ритмы и лады в души людей проникает постыдное и разрушительное начало». В диалоге «Тимей» Платон дал систематическое изложение пифагорейской числовой космологии, мировой гармонии (эстетика чисел и пропорций, символика четверицы). Музыкальную гармонию и ритм считал исходящими от божественного прообраза. Подчеркивал этические ценности музыки, ее пользу в общественной жизни, воспитании. В других диалогах («Пир», «Государство», «Законы») называл предметом музыки гармонию и ритм, а саму музыку - «наукой об элементах любви» в области лада ритма. Полагал музыку слитой со словом и танцем. В «Законах» упомянул о многоголосии.

Методические особенности социологического исследования рок-музыки

Из всего многообразия социологических методов применяемых в исследованиях рок-музыки и стиля жизни молодежи мы рассмотрим лишь те из них, которые наиболее характерны для изучения проблемы. Любое конкретное социологическое исследование представляет собой определенную последовательность ряда мыслительных и практических операций. Совокупность этих операций есть процедура исследования. Последовательность и содержание этих этапов исследования определяется основным документом исследования - программой. В ней, при соблюдении единообразия методики и техники, должны быть четко сформулированы идеи исследования, его понятийный аппарат, план сбора и анализа информации. Программа должна быть построена логически последовательно; начинаться с общих вопросов и понятий, с постановки целей и далее связываться с частными, конкретными вопросами и понятиями. Выделяются следующие основные этапы исследования: 1 .Подготовка программы. 2.Подготовка полевых документов (текстов опросов, инструкций кодировщику, интервьюеру и т. п.). 3.По дробное (пилотажное) исследование пригодности документов. 4.Проведение основных полевых исследований. 5.Подготовка собранных данных к математической обработке; уточнение программы обработки. 6.Анализ полученных данных. Координация обоих видов социологических исследований и тем более составление их данных будет весьма затруднено без единой программной основы.

Программа социологического исследования - это документ, в котором излагаются цель, теоретико-методологические предпосылки общей концепции исследования, проблема, объект, основное методологическое и процедурное содержание исследования. В программе фиксируются итоги решения следующих задач: определение практической цели, формулировка проблемы, определение и конкретизация исследуемого явления, формулировка гипотез, составление списка программных вопросов исследования, разработка методики сбора и анализа первичной информации, обсуждение и утверждение программы.

Следует учитывать способ, которым получают данные - не только метод сбора информации, но репрезентативность выборки и соответственно границы выводов, специфику обследованных объектов, а также технику (например, при применении закрытых вопросов число ответов всегда больше, чем на открытые). Это особенно касается тех данных, которые используются не только для оценки наличной ситуации и для ее прогнозирования. Основным методом сбора подобной информации являются выборочные репрезентативные опросы, а также панельные исследования.

Много внимания при проведении такого рода бесед, интервью с молодежью заблаговременная подготовка вопросника. При составление вопросника всегда следует помнить о целях и задачах исследования.

При обращении к респондентам этот раздел должен содержать те данные о человеке, которые могут определить его вкусы и его место среди слушательской аудитории. Размер вопросник должен быть тесно связан с задачами исследования и с учетом возможных методов обработки данных. Наиболее часто непродуманность исследования проявляется в диспропор ции между программой и итоговыми вопросами. Кроме того, в исследованиях не всегда учитывается фактор утомляемости опрашиваемого, который, конечно, зависит от характера вопросов, особенно от степени их сложности. Так, по мнению специалистов, на заполнение одной анкеты должно хватать от 20 до 30 минут; максимальная же продолжительность интервью не должна превышать 40 минут.

Успех опроса во многом зависит от правильности формулировки вопросов. Для этого существуют несколько специальных правил, применяемых как при письменном, так и при устном опросе. Первое правило требует переделки научно сформулированных вопросов в легко доступные текст - вопросы. Текст-вопрос - это вопрос, который непосредственно задается респонденту, в отличие от программного вопроса, ответ на который необходимо выяснить в результате исследования. Обычно программный вопрос делится на серию тест-вопросов, с помощью которых (в ходе анализа ответов на них) и выясняется мнения респрондентов.

Следующим весьма важным для построения вопросника моментом является последовательность вопросов. Часто для результата небезразлично, ставится определенный вопрос перед другим или после него. В этих случаях выбор правильной последовательности может иметь решающее значение для качества исследования.

Типология стилей жизни современной молодежи и особенности их формирования под воздействием рок-музыки

Важнейшим вопросом во всей проблематике стиля жизни является вопрос о самой природе стилевой общности в жизнедеятельности личности, о стилеобразующих факторах в ее поведении и самоосуществлении. В решении этого вопроса исторически сложилось два принципиально различных подхода. У истоков первой традиции стоит немецкий философ и искусствовед Г. Вельфлин, считавший, что стилевое единство необходимо рассматривать как сугубо формальную характеристику продукта деятельности, его объективно существующие особенности, в которых личность творца выражена весьма слабо или вовсе отсутствует. Такой подход (мы называем и его условно объективистским) связан с абсолютизацией внешних объективированных форм и результатов деятельности, что бывает оправданным при анализе стиля в макромасштабе - стиль эпохи, стиль нации, стиль научного мышления, стиль в культуре и т. д., но при исследовании стиля на личностном уровне такой подход обнаруживает свою ограниченность51.

Поэтому с неизбежностью как реакция на такого рода абсолютизацию объективного начала в определении содержания стиля жизни личности возникли многочисленные концепции, в которых основным стало указание на доминирующую роль личностного фактора в процессе образования и социального бытования стиля. У А. Адлера стиль, характеризующий результат деятельности, есть как раз нечто иное, как отражение неповторимой личности творца этого результата, а единство, целостность, устойчивость стиля выражает единство, целостность и устойчивость личности.

Если принять объективистский подход к стилю, то оказывается невозможным объяснить наличие бесконечного разнообразия стилей и способов поведения людей, живущих в одной и той же социальной системе, в одной и той же системе социально заданных отношений и ценностей.

Стиль жизни личности выражает именно отношение ее к социальной и природной действительности, сложное единство субъективного и объективного, внутреннего и внешнего, идеального и реального, желаемого и действительного. Характер и многообразие взаимодействий этих противоречивых сторон отношения, их доминирование в том или ином типе отношения определяют сам процесс стилеобразования и специфичность различных стилей жизни.

Стиль жизни есть перекресток двух миров - личности и действительности, «Я» и не «Я», человеческого бытия в индивидуально личностном масштабе, многообразие отношений, между которыми и определяет многообразие способов существования диалога личности и социального бытия, стилевой поливариантности ее поведения.

Противоречия между внутренним миром личности, ее стремлениями, целями, объективным социальным бытием, способами разрешения личностью этих противоречий и лежат в основе формирования и социального осуществления различных стилей жизни.

Проанализированные особенности возвышенно-духовного и обыденно-эмпирического мироотношений и стилей жизни, ими порождаемые, не существуют сами по себе в чистом виде и изолированно друг от друга; они находятся подчас в сложном взаимодействии и образуют стилевые комплексы, в которых в единстве могут присутствовать признаки различных стилей, культур, музыки и т. д.

В реальном процессе жизнедеятельности, осуществляющемся в актуально-социальной действительности с ее конкретными условиями и сложившимися алгоритмами деятельности, нормами и стереотипами, моло дежь всегда оказывается между требованиями наличного бытия, ближайших (повседневно-бытовых) потребностей и стремлений (материальные блага, престиж, общественное положение и т. д.) и требованиями и потребностями все более высокого порядка, диктуемыми высшими целями и смыслами бытия (совершенствование форм жизни, постижение и утверждение истины, добра и красоты, постоянного поиска, стремление к свободе - высшие духовные ценности).

Противоречие в жизнедеятельности личности, обуславливают необходимость выбора, преодоления границ и потребностей, подчас через борьбу, самопожертвование, превращения их в стиль жизни и способ деятельности.

Не случайно все великие творцы в истории культуры говорят о труде как перманентном состоянии, захватывающем всего человека, когда окружающая обстановка и удовлетворение ближайших потребностей в пищи, одежде, жилье, отдыхе и т. д. остаются лишь внешним условием, неизбежной и порой просто достаточной необходимостью (подвижнический образ жизни). Живущая в этом молодежь чаще всего оказывается неприкаянной в социуме, его внешних условиях жизни (феномены бездомности, отшельничества, одиночества).

Близким этому стилю жизни является стиль, отчетливо проявившейся во всей истории культуры и в опыте XX в. - стиль отвлеченных духовных исканий, проявившейся как на Западе, так и в России, проповедующий аскезу как способ самосовершенствования в обреченном на несовершенстве мире (аскетический стиль жизни). Аскетизм как мировоззренческая позиция, стиль жизни, какие бы частные положительные моменты ни содержал, есть, по существу, способ самоустранения в целях самосовершенствования в пределах субъективного опыта индивида, его личного интереса и потребностей.

Похожие диссертации на Влияние рок-музыки на формирование стиля жизни российской молодежи