Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Активизация творческой деятельности младших школьников на занятиях по изобразительному искусству Сухарева Альбина Павловна

Активизация творческой деятельности младших школьников на занятиях по изобразительному искусству
<
Активизация творческой деятельности младших школьников на занятиях по изобразительному искусству Активизация творческой деятельности младших школьников на занятиях по изобразительному искусству Активизация творческой деятельности младших школьников на занятиях по изобразительному искусству Активизация творческой деятельности младших школьников на занятиях по изобразительному искусству Активизация творческой деятельности младших школьников на занятиях по изобразительному искусству Активизация творческой деятельности младших школьников на занятиях по изобразительному искусству Активизация творческой деятельности младших школьников на занятиях по изобразительному искусству Активизация творческой деятельности младших школьников на занятиях по изобразительному искусству Активизация творческой деятельности младших школьников на занятиях по изобразительному искусству Активизация творческой деятельности младших школьников на занятиях по изобразительному искусству Активизация творческой деятельности младших школьников на занятиях по изобразительному искусству Активизация творческой деятельности младших школьников на занятиях по изобразительному искусству
>

Данный автореферат диссертации должен поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - 240 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Сухарева Альбина Павловна. Активизация творческой деятельности младших школьников на занятиях по изобразительному искусству : Дис. ... канд. пед. наук : 13.00.02 : Омск, 2000 205 c. РГБ ОД, 61:01-13/748-5

Содержание к диссертации

Введение

Глава I. ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ТВОРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ МЛАДШИХ КЛАССОВ 13

1.1. Творческая деятельность и воображение 13

1.2. Особенности протекания процессов воображения у детей младшего школьного возраста 29

Глава II. РИСУНОК КАК ПОКАЗАТЕЛЬ ТВОРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ 50

2.1. Критерии оценки рисунков учащихся начальных классов 50

2.2. Взаимодействие процессов воображения и творческой деятельности на занятиях по изобразительному искусству. (Констатирующий эксперимент) 74

Глава III. ФОРМИРОВАНИЕ ТВОРЧЕСКОЙ АКТИВНОСТИ УЧАЩИХСЯ В ПРОЦЕССЕ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 105

3.1. Методика активизации творческой деятельности младших школьников в процессе занятий изобразительным искусством 105

3.2. Уроки рисования по воображению - как средство активизации творческой деятельности учащихся младших классов на занятиях по изобразительному искусству. (Формирующий эксперимент) 128

Заключение 157

Список литературы 165

Приложение 182

Введение к работе

АКТУАЛЬНОСТЬ И ЗНАЧИМОСТЬ ТЕМЫ ИССЛЕДОВАНИЯ. Поиск путей активизации творческой деятельности человека является одной из основных задач педагогической науки. Важнейшая составляющая педагогического процесса - создание оптимальных условий для становления целостной, всесторонне развитой личности, готовой к активным творческим действиям. В этой связи возникает потребность в разработке и исследовании проблемы формирования творчески активной личности ребенка на занятиях по изобразительному искусству, так как именно изобразительное творчество является активным средством познания действительности, формирования эмоциональной отзывчивости, эстетических вкусов, развития художественных способностей детей.

Изучению специфики и характера творческой деятельности в различных областях науки и искусства посвящены исследования П.К. Анохина, Д.Б. Богоявленской, Л.С. Выготского, Дж. Гилфорда, Дж. Дьюи, А.Я. Зись, У. Ламберта, В. Лоунфельда, Б.С. Мейлаха, А.Т. Шумилина, М.Г. Ярошевско-го. В работах данных исследователей подчеркивается, что в деятельности раскрывается богатство духовного и психического мира личности: глубина ума и переживаний, сила воображения и воли, способности и черты характера. Проблема деятельности органически связана с проблемой развития личности, так как личность и формируется, и проявляется, и совершенствуется в деятельности.

Деятельность - это активный и сознательно регулируемый процесс взаимодействия человека с миром, так как он ставит перед собой цели, осознает мотивы, побуждающие его к активности, то есть деятельность - регулируемая сознанием активность, порождаемая потребностями и направленная на познание и преобразование внешнего мира и самого человека.

Исследователи определяют творческую деятельность как сознательную, целеполагающую, направленную на познание и преобразование действитель- ности, в результате которой создаются новые, оригинальные материальные и духовные ценности.

Анализируя структуру деятельности, психологи (Л.С. Выготский, В.В. Давыдов, Е.И. Игнатьев, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн, Б.М. Теплов) показали, что она осуществляется при сознательном психическом отражении окружающего мира. То есть человек осознает цель своих действий, воображает будущий результат, воспринимает и оценивает условия деятельности, обдумывает последовательность операций, эмоционально переживает ход деятельности и ее итог. Таким образом, психика ориентирует человека в условиях деятельности и выступает в качестве регулятора, так как протекание и развитие психических процессов существенно влияют на содержание, структуру деятельности, ее мотивы, цели и средства осуществления.

Основой творческой деятельности Л.С. Выготский определяет воображение, так как оно проявляется во всех сферах жизни, делая возможным научное и художественное творчество. На сегодняшний день в психологической теории нет единства взглядов на проблему воображения, ученые вводят все новые его характеристики. Так, одни подразделяют воображение на продуктивное и репродуктивное, преднамеренное и произвольное (В.В.Давыдов, Е.И. Игнатьев, B.C. Кузин, А.В. Петровский, А.Г. Рузская), другие включают в него память как обязательный компонент (П.П. Блон-ский, СП. Бочарова, О.А. Данилевич, Ф. Кейра, С.Л. Рубинштейн, А. Селли), третьи настаивают на его тесной связи с мышлением (П.П. Блонский, О.И. Никифорова, А.В. Петровский), четвертые по существу отождествляют воображение с мышлением (А.В. Брушлинский).

Психологической наукой достаточно полно исследованы процессы формирования образов воображения, которые могут быть использованы в педагогической практике для разработки методов, активизирующих творческую деятельность учащихся. Для нашего исследования большое значение имеет то, что процесс воображения является основой творческой деятельно- сти, а также то, что творчество присуще человеку с самого раннего детства и развивается, видоизменяется в процессе его взросления.

Формирование образов воображения у ребенка находится в зависимости от ведущей деятельности: в дошкольном детстве это игра, а в младшем школьном возрасте - учение, и эта зависимость обоюдная, поскольку деятельность значительно активизируется при условии развитого воображения. Оба возраста характеризуются активизацией функции воображения, поэтому этот период является сензитивным для ее формирования. Этим объясняется актуальность и необходимость развития воображения в начальной школе для подготовки детей к продуктивной творческой деятельности, а также рядом благоприятных факторов, соответствующих данному возрасту.

Проблема активизации творческой деятельности детей посредством развития воображения в процессе обучения изобразительному искусству издавна привлекает ученых, педагогов, художников, так как воображение - это процесс познания, активного изучения окружающего мира, необходимый компонент и результат творческой деятельности. Поиску эффективных путей развития воображения учащихся на материале разных видов искусства были посвящены исследования О.М. Аскеровой, Г.В. Батоева, О.М. Дьяченко, Е.И. Игнатьева, Н.Э. Изергиной, Л.И. Коноваловой, B.C. Кузина, B.C. Павлова, Ю.А. Полуянова, Л. А. Харламовой.

Изучение влияния воображения на активизацию творческой деятельности учащихся в процессе изобразительной деятельности приобретает особую актуальность в комплексе психологических проблем, связанных с развитием художественно-творческих способностей ребенка. Это обусловлено введением ряда программ по изобразительному искусству, где приоритеты отданы формированию способности к творческому самовыражению.

Опора на развитие воображения в процессе рисования имеет принципиальное значение. Это объясняется творческим характером изобразительной деятельности. Обеспечивая создание новых образов, воображение способ- -6-ствует раскрытию духовного богатства учеников, проявлению их индивидуальных особенностей, накоплению ими опыта творческой деятельности. Недооценка роли воображения на начальном этапе обучения ребенка рисованию приводит, в конечном счете, к примитивному восприятию им явлений жизни и искусства, затормаживает нормальное развитие аффективной и когнитивной сфер.

В период обучения в школе происходят изменения в формировании воображения, они связаны с новой задачей, поставленной систематическим обучением: выдвижением на первый план развития памяти и воссоздающего воображения. В отличие от памяти, создающей образы, максимально приближенные к эталону, деятельность продуктивного воображения направлена на создание таких моделей объектов и ситуаций, которые к тому моменту не существовали в сознании человека. Сущность работы воображения состоит в создании новых образов, на основе уже имеющихся. Таким образом, для активизации творческой деятельности учащихся целевая установка урока рисования должна быть направлена не только на воспроизведение конкретного образа, но и на формирование в сознании нового образа, элементы которого имеют аналогии в реальном мире.

Так как процесс изображения - это отражение реальной действительности, которое различно для каждого возрастного периода, и зависит от того, на каком уровне развития находятся психические процессы ребенка, то можно предположить, что рисование по воображению наиболее результативно будет в младшем школьном возрасте, в связи с тем, что уроки рисования по воображению в начальной школе опираются на наглядно-образное мышление, которое играет существенную роль на данном возрастном этапе.

Процесс формирования образов воображения на уроках изобразительного искусства рассматривается как одна из возможностей творческого самовыражения и как основа активизации творческой деятельности личности. Для учащихся начальных классов - еще и как необходимая и естественная база для формирования умения выполнить грамотное реалистическое изображение. Эта проблема недостаточно исследована в методике преподавания изобразительного искусства, хотя отдельные работы дают конкретный материал для обобщения и систематизации.

Таким образом, актуальность исследования определяется важностью этой проблемы для формирования творческой личности и недостаточной разработанностью методики формирования образов воображения, нацеленной на активизацию творческой деятельности младших школьников.

Целью исследования является методическое обоснование системы обучения, стимулирующей творческую деятельность учащихся начальных классов посредством развития воображения как необходимого условия этой деятельности.

Объектом исследования является творческая деятельность учащихся на уроках изобразительного искусства.

Предметом исследования является процесс активизации творческой деятельности учащихся начальных классов на занятиях по изобразительному искусству.

Анализ научных исследований по общей и возрастной психологии, философии, педагогике, методике преподавания изобразительного искусства, изучение практики работы учителей в младших классах, собственная экспериментальная работа позволили сформулировать гипотезу исследования: творческая деятельность учащихся младших классов на занятиях по изобразительному искусству значительно активизируется, если процесс обучения направлен на преимущественное формирование образов воображения, стимулируемого целенаправленным восприятием предметов изображения, что способствует эффективному формированию замысла и поиску изобразительных и выразительных средств его реализации.

Цель, предмет и гипотеза определили постановку следующих задач исследования: определить методологические и психолого-педагогические принципы активизации творческой деятельности младших школьников; выявить особенности влияния процесса воображения на творческую деятельность детей младшего школьного возраста; выявить психолого-педагогические условия, способствующие активизации творческой деятельности учащихся на обосновать методику, способствующую активизации творческой деятельности младших школьников в процессе занятий изобразительным искусством.

Методологической основой исследования являются основополагающие положения философии, психологии и педагогики о художественном познании и отражении действительности, теории личности и деятельности, теории развивающего и личностно-ориентированного обучения, положения, раскрывающие специфические особенности процесса воображения в художественном творчестве.

Методы исследования: теоретический анализ психолого-педагогической и специальной литературы по проблеме исследования; анализ педагогического процесса (изучение программ по изобразительному искусству, анализ и обобщение опыта работы преподавания изобразительного искусства; педагогические наблюдения за учащимися начальных классов; анализ рисунков; беседы с учителями; анкетирование учителей; анализ уроков); педагогический эксперимент; - качественный и количественный анализ результатов эксперимента. Положения, выносимые на защиту:

1. Теоретическое обоснование взаимодействия творческой деятельности и формирования образов воображения учащихся младших классов в процессе занятий изобразительным искусством.

Активизация процесса творческой деятельности учащихся посредством рисования по воображению на основе восприятия, наблюдения и преобразования образов предметов.

Методика проведения занятий по изобразительному искусству в 1-3 классах, направленная на активизацию творческой деятельности учащихся.

Научная новизна исследования заключается в следующем: - систематизированы психолого-педагогические основы активизации творческой деятельности младших школьников на занятиях по изобразитель ному искусству; конкретизированы и научно обоснованы методы обучения изобразительному искусству, активизирующие творческую деятельность учащихся, посредством формирования образов воображения; выявлены наиболее эффективные способы формирования образов воображения у младших школьников; определены и научно обоснованы критерии, раскрывающие творческую направленность рисунков детей; выявлены психолого-педагогические условия преподавания изобразительного искусства, активизирующие творческую деятельность учащихся; разработана методическая система активизации творческой деятельности младших школьников посредством формирования образов воображения.

Практическая значимость исследования состоит в том, что предлагаемая методика активизации творческой деятельности учащихся способствует качественному повышению содержательной стороны занятий по изобразительному искусству в школе. Такая методика обусловливает переход от игры в дошкольном возрасте к учению в начальной школе, формируя необходимую и органичную базу для рисования с натуры в среднем и старшем возрасте. Результаты педагогического исследования могут быть использованы в учебном процессе общеобразовательных школ, в системе дополнительного об- разования. Отдельные положения могут быть применены в подготовке педагогических кадров.

Достоверность исследования, обеспечивается теоретическим обоснованием работы, с опорой на научные исследования в области философии, психологии, педагогики и теории изобразительного искусства; экспериментальной проверкой основных положений диссертационного исследования; разработкой основных критериев оценки работ; апробацией исследования на курсах повышения квалификации учителей; реализацией идей исследования в экспозициях городских и областных выставок детского творчества.

Этапы исследования: этап (1993 - 1995 гг.) состоял в теоретическом изучении литературы, программ, учебников, статей по проблеме исследования, в наблюдении и анализе педагогического процесса, изучении опыта работы по преподаванию изобразительного искусства, в определении целей и задач опытно-экспериментальной работы в школе и методики проведения эксперимента. По завершении данного этапа были определены предмет, задачи, окончательно сформулирована гипотеза и конкретизированы методы проведения эксперимента, проведен первый этап констатирующего эксперимента. этап (1995 - 1997 гг.) определил основные положения проведения заключительного этапа констатирующего эксперимента и формирующий эксперимент и включал апробацию методической системы по активизации творческой деятельности младших школьников. Проверка эффективности разработанной методики обучения была проведена в школах № 39, № 85, в изостудии галереи «Мир живописи» г. Омска. этап (1997 - 2000 гг.) заключался в систематизации полученного материала, в анализе результатов опытно - экспериментальной работы, проверке отдельных положений и выводов, их обобщении. Данный этап включал внедрение материалов экспериментального исследования в практику работы учителей города Омска и области.

Апробация исследования, и внедрение его результатов. Основные выводы и результаты исследования докладывались и обсуждались на научно-практических конференциях Омского областного ИПКРО (1994 - 1998 гг.). Апробация результатов проходила в школах с углубленным изучением изобразительного искусства № 39, № 85, в общеобразовательных школах города Омска и Омской области, в изостудии галереи «Мир живописи». По материалам исследования разработан лекционный и семинарский спецкурс для учителей, который читается на курсах повышения квалификации педагогов города и области в ООИПКРО. В контексте исследования организованы и проведены выставки детского рисунка на базе галереи «Мир живописи» (ООИПКРО).

Объем и структура диссертации. Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения, списка литературы и приложения.

Первая глава «Психолого-педагогические основы творческой деятельности учащихся младших классов» представляет аналитический обзор литературы по проблеме исследования, в котором нашли отражение взгляды на природу творческой деятельности и ее взаимосвязь с процессом воображения. Содержит теоретическое обоснование тех аспектов исследования, которые являются наиболее значимыми для решения проблемы активизации творческой деятельности учащихся младших классов.

Вторая глава - «Рисунок как показатель творческой деятельности младших школьников» - посвящена обоснованию критериев оценки рисунков, а также раскрытию продуктивной роли воображения в развитии изобразительной деятельности младшего школьника. В главе содержится описание и методика организации констатирующего эксперимента, на основании которого сделан вывод, что средством активизации творческой деятельности в начальной школе на уроках изобразительного искусства могут стать уроки рисования по воображению.

В третьей главе «Формирование творческой активности учащихся в процессе изобразительной деятельности» - раскрыты принципы организации формирующего эксперимента, проанализированы его результаты, подведены итоги положительного влияния уроков рисования по воображению на творческую активность и повышение изобразительной грамотности младших школьников. Предложена методическая система, способствующая формированию образов воображения на уроках изобразительного искусства.

В ШШОЗШШ содержатся основные выводы исследования, раскрывается их практическая значимость.

Список литературы включает 215 источников.

Приложение состоит из репродукций рисунков учащихся младших классов, иллюстрирующих основные положения экспериментальной части исследования.

Творческая деятельность и воображение

Изучением творческой деятельности в научном и художественном творчестве в разное время занимались такие исследователи, как П.К. Анохин, Н.А. Берштейн, Д.Б. Богоявленская, Л.С. Выготский, Дж. Гилфорд, Дж. Дьюи, А.Я. Зись, Б.М. Кедров, У. Ламберт, В. Лоунфельд, А.С. Майданов, Б.С. Мей-лах, Д. Пойя, А. Пуанкаре, Г. Уоллес, А.Т. Шумилин, М.Г. Ярошевский. В частности Д.Б. Богоявленская определяет творческую деятельность как деятельность, которая постоянно развивается и преобразуется по инициативе самой личности.1 В исследованиях А.Т. Шумилина отмечается, что творчество противоположно подражанию или копированию, оно характеризуется новизной и оригинальностью.2 В. Лоунфельд и У. Ламберт выделяли следующие черты, характерные для творчества: гибкость мысли, способность оперировать новыми идеями, неординарно видеть знакомые вещи и явления. Каждый из исследователей вносил изменения и дополнения как в саму дефиницию, так и в определение структуры, этапности творческой деятельности, выделяя сознательный, бессознательный периоды работы, озарение. Все авторы определяют творческую деятельность как сознательную, целепола-гающую, направленную на познание и преобразование действительности, создающую новые, оригинальные материальные и духовные ценности.

Во всех видах деятельности человека проявляются два связанных между собой процесса: воспроизводящий и творческий (Л.С. Выготский, В.В. Давыдов, А.В. Петровский, П.И. Пидкасистый, М.Г. Ярошевский). Воспроизводящий (репродуктивный) вид деятельности позволяет повторить, восстановить ранее созданные образы и выработанные приемы и способы действий. Деятельность, результатом которой является создание новых образов или действий, является творческой. Как правило, в деятельности воспроизводящие и творческие процессы выступают как единое образование, внутри которого элементы воспроизведения и творчества взаимодополняют друг друга. Особенно отчетливо это проявляется в деятельности учеников. Например, в рисовании по шаблону, по данному образцу или в копировании, на первый взгляд, есть только воспроизводящая деятельность, она служит базой для количественного накопления знаний о предметах и явлениях объективного мира, практических навыков рисования, помогающих ученику осознать и усвоить способы действия, которые применяются им в процессе рисования. Однако такая деятельность может способствовать вовлечению ученика в творчество, если побуждает ребенка к проявлению заинтересованности в получении новых знаний.

Рисование, как деятельность самостоятельная, всегда выполняется либо на воспризводяще-творческом, либо на творческом уровне. Единство воспроизведения и творчества в деятельности ученика в том и выражается, что в творческих работах всегда в той или иной степени представлены и элементы воспроизведения по образцу, и преобразующее воспроизведение способов действия, ранее усвоенных учеником, а в работах воспроизводящего характера ученик побуждается учителем к проявлению собственных действий творческого характера.

Исследуя особенности процесса и структуры воспроизведения и творчества, П.И. Пидкасистый подчеркивает, что «... элементы творчества и воспроизведения в деятельности ученика, как и в деятельности зрелого человека, следует различать по двум характерным признакам: а) по результатам (продукту) деятельности, б) по способу ее протекания (процессу)».1 В изобразительной деятельности детей творчество может проявляться и в продуктивной (рисунках), и в процессуальной (способы, техника исполнения и т.д.) сторонах деятельности, для которых важен признак новизны. Однако хотя новизна, и необходима для характеристики деятельности учащихся как творческой, она не может рассматриваться как основной признак, позволяющий отнести эту деятельность к воспроизводящему или творческому типу. Дело в том, что различают субъективную и объективную новизну процесса и его продукта. Проявление новизны в деятельности младших школьников характеризуется субъективностью: если ребенок не создает новых образов предметов и персонажей, то это не значит, что он ничего не творит, -он творит свои субъективные образы, творит самого себя. Для характеристики детского творчества достаточно субъективной новизны, в этом случае творческая деятельность становится социально значимой, так как ценность ее будет заключаться в умственном развитии личности, в формировании ее активности. На данный аспект детского творчества указывали Л.С. Выготский, Т. С. Комарова, П.И. Пидкасистый.

Критерии оценки рисунков учащихся начальных классов

Являясь основой творческой деятельности, воображение способствует образно-смысловому воспроизведению предметов и явлений окружающей жизни, помогает осмысленно синтезировать разнородные компоненты предметного материала воедино, дает возможность проявить инициативу в преобразовании исходного материала, оказывает влияние на формирование замысла, изменения и дополнения его.

Поскольку на занятиях изобразительным искусством одновременно решаются задачи обучения изобразительной грамоте и активизации творческой деятельности, постольку определение критериев оценки рисунков учащихся младших классов непосредственно связано с особенностями творческой деятельности в процессе рисования.

В существующих исследованиях детского изобразительного творчества (Т.С. Комарова, B.C. Кузин, Э.И. Кубышкина, Э.Э. Пурик, Е.В. Шорохов, Т.Я. Шпикалова, Б.П. Юсов) обосновываются отдельные параметры оценки рисунков, которые дают возможность выявить влияние различных методов обучения на развитие творчества, художественных способностей детей, совершенствование их графических умений. Например, Э.Э. Пурик в своем исследовании указывает на то, что оценка детского рисунка складывается из абсолютной ценности и ценности относительной, которая определяет уровень достижений ученика. В свою очередь, абсолютная или объективная оценка делится на оценку изобразительной грамотности и оценку качеств, связанных с областью творчества, «но разделение такое допустимо только в том случае, когда ставится задача исследования той или иной из этих сторон...»1. Под знанием «языка» искусства автором подразумевается овладение учащимися изобразительными средствами, лежащими в его основе (линией, пятном, формой, пространством, цветом, пропорциями, ритмом и т. д.), то есть тем, что мы относим к элементам графической грамоты. Говоря о качествах, связанных с творчеством, автор утверждает, что «специфика творческой деятельности такова, что она не допускает готовых рецептов в оценке ее результатов»2. Однако анализ психолого-педагогических исследований позволяет утверждать, что творческая деятельность неизбежно выражается в конечном продукте, в данном случае, в рисунках, а следовательно, может быть оценена.

B.C. Кузиным были установлены критерии, по которым можно судить о влиянии различных методов обучения на развитие мышления, воображения, эстетического чувства, художественных способностей, графических умений и навыков учащихся. Такими критериями являются: 1) умение быстро, обстоятельно и глубоко анализировать форму, пространственное положение, светотеневые и цветовые отношения изображаемого объекта; 2) умение самостоятельно сравнивать объект с его изображением; 3) умение обобщать результаты анализа и все компоненты рисунка; 4) способность представлять в своем воображении сюжет, выразительность компоновки этого сюжета на листе, умение выделять главное; 5) яркое проявление в рисунке эмоционально-эстетического отношения к изображаемому; 6) умение определять и передавать в рисунке пропорции формы, перспективу, светотень, цвет; 7) самостоятельный выбор технического приема.3 Вместе с тем, автор не ставит перед собой задачу разделения критериев на показатели изобразительной грамотности и показатели творчества учащихся, так как они взаимообусловлены и тесно связаны между собой.

При изучении влияния уроков тематического рисования на результаты уроков рисования с натуры в младшем школьном возрасте Ю.В. Станэком были определены критерии рисунков, индивидуальные для каждого вида рисования. Например, при качественном сравнении работ по тематическому рисованию учитывались общая образность рисунка, сюжетное решение конкретной темы, композиционная уравновешенность форм и цвета в пределах изобразительной плоскости, своеобразие композиционного решения, цветовое решение (передача цветом эмоционального отношения к теме, гармоничность, декоративность), грамотность изображения, достаточная для данного возраста. Для оценки рисунков с натуры были выделены следующие параметры: образность изображения предмета (присутствует ли эмоциональное отношение к изображаемому), передача формы, пропорций, строения предмета, расположение изображения на листе. Несмотря на то, что Ю.В. Станэк видит «единственный путь установления по рисунку уровня эмоционально-творческого развития ребенка»1 через анализ рисунков на основе критерия «выразительность», непосредственно качественные признаки «выразительности» им выделены не были. Представляется важным обоснованно подойти к выявлению критериев оценки творчества в детском рисунке, которое многими авторами определяется как выразительность изображения. На наш взгляд, целесообразно выделить и блок «изобразительной грамотности», так как он, как показывают результаты исследования данного вопроса, является практически неизменным у всех исследователей и отражает критерии, связанные с качеством усвоения определенных знаний, умений и навыков.

Методика активизации творческой деятельности младших школьников в процессе занятий изобразительным искусством

Изучение психолого-педагогических основ творческой деятельности, а также формирующий этап эксперимента, проведенный в ряде школ г. Омска, позволили обосновать методику активизации творческой деятельности младших школьников на уроках изобразительного искусства.

Для активизации творческой деятельности младших школьников не обходимо, чтобы обучение изобразительному искусству носило развивающий характер, формировало продуктивную деятельность учащихся. Творческая деятельность характеризуется новизной своего продукта, своеобразным процессом его получения и влиянием на развитие ученика. Она предполагает не только широкое использование усвоенных знаний, но и творческое применение прошлого опыта, отход от привычного восприятия предметов и явлений, разрешение противоречий между накопленными знаниями и тре бованиями проблемной ситуации. Основными показателями творчества в процессе изобразительной деятельности являются: сформированность за мысла, его оригинальность, быстрота и плавность возникновения ассоциа тивных связей, способность найти, новые непривычные функции объекта или его части, применение субъективного опыта, нетрадиционное использо вание художественных материалов.

Основанием для построения методической системы, активизирующей творческую деятельность учащихся, послужил вывод о том, что основой творческой деятельности является воображение, которое предполагает самостоятельное создание образов, реализуемых в оригинальных изобразительных формах. В свою очередь образы воображения являются результатом целенаправленного наблюдения, изучения и сопоставления непосредственно воспринимаемых предметов и явлений с образами, имеющимися в субъективном опыте.

Исходя из понимания методической системы как целенаправленного процесса обучения, имеющего сложную структуру, рассмотрим экспериментальную модель методической работы на уроках изобразительного искусства в 1-3 классах. В предлагаемой нами модели процесс обучения состоит из тради-ционных компонентов: цель, задачи, содержание, методы, формы работы, ориентированные на достижение результата.

Целью методической системы является активизация творческой деятельности учащихся посредством формирования образов воображения. Цель обучения реализуется через решение комплекса взаимосвязанных задач: а) формирование образов воображения в процессе изобразительной деятельности; б) развитие способности формировать замысел композиции на основе наблюдения натуры; в) формирование специальных умений, необходимых для художественно-практической деятельности.

В процессе обучения учащихся изобразительному искусству реализуется содержание образования, которое выступает одним из основных средств и факторов их развития. Исходя из цели, содержание для данной системы ориентировано на активизацию творческой деятельности младших школьников.

Основой содержания занятий по изобразительному искусству являются следующие компоненты: познавательный опыт личности, эмоциональный опыт личности, опыт творчества и опыт практической деятельности. Все перечис-ленные компоненты становятся не только базой для осуществления изобразительной деятельности, но и сами формируются в процессе этой деятельности.

Без познавательного (когнитивного) опыта личности невозможна творческая деятельность учащихся в процессе рисования, так как он включает систему знаний ребенка обо всей картине мира, о природе, обществе, технике, способах деятельности. Когнитивный опыт является результатом познания. Для осуществления изобразительной деятельности познавательный опыт личности должен включать в себя следующие виды знаний: основные понятия и термины из теории изобразительного искусства, представления о предметах и явлениях, необходимые для их изображения, знания о способах изобразительной деятельности, оценочные знания, необходимые для анализа результатов рисования.

Для осуществления художественно-практической деятельности теоре тических знаний о способах рисования недостаточно, поэтому необходимо усвоить опыт их применения, то есть приобрести умения и навыки. Умения, « которые учащиеся получают в процессе рисования по воображению, могут быть общими для всех учебных предметов (наблюдение, сравнение, сопоставление, обобщение, анализ, выделение существенного) и специфическими только для изобразительной деятельности (владение художественными материалами, составление композиции изображения, изучение свойств цвета, конструктивный анализ формы предметов и т.д.). Таким образом, практическим компонентом содержания является система интеллектуальных и практических умений и навыков, являющихся основой изобразительной деятельности.

Опыт творческой деятельности обеспечивает готовность каждого учащегося к творческому преобразованию действительности в своем вооб ражении. Содержание творческой деятельности в процессе рисования по воображению проявляется в творческом преобразовании действительности, самостоятельном переносе знаний и умений в новую ситуацию, в художест венно-образном сопоставлении, в видении новой проблемы в знакомой си туации, в способности самостоятельно комбинировать знания и известные способы деятельности, в переносе знаний с одного предмета на другой, в формировании замысла.

Похожие диссертации на Активизация творческой деятельности младших школьников на занятиях по изобразительному искусству