Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Активизация творческой деятельности студентов дошкольного факультета на занятиях по изобразительному искусству Савлучинская Наталья Владимировна

Активизация творческой деятельности студентов дошкольного факультета на занятиях по изобразительному искусству
<
Активизация творческой деятельности студентов дошкольного факультета на занятиях по изобразительному искусству Активизация творческой деятельности студентов дошкольного факультета на занятиях по изобразительному искусству Активизация творческой деятельности студентов дошкольного факультета на занятиях по изобразительному искусству Активизация творческой деятельности студентов дошкольного факультета на занятиях по изобразительному искусству Активизация творческой деятельности студентов дошкольного факультета на занятиях по изобразительному искусству Активизация творческой деятельности студентов дошкольного факультета на занятиях по изобразительному искусству Активизация творческой деятельности студентов дошкольного факультета на занятиях по изобразительному искусству Активизация творческой деятельности студентов дошкольного факультета на занятиях по изобразительному искусству Активизация творческой деятельности студентов дошкольного факультета на занятиях по изобразительному искусству
>

Данный автореферат диссертации должен поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - 240 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Савлучинская Наталья Владимировна. Активизация творческой деятельности студентов дошкольного факультета на занятиях по изобразительному искусству : Дис. ... канд. пед. наук : 13.00.02 : Омск, 2002 128 c. РГБ ОД, 61:02-13/1456-5

Содержание к диссертации

Введение

Глава 1 Психолого-педагогические основы изобразительной деятельности 11

1.1. Психологические особенности детского изобразительного творче ства 11

1.2. Специфика обучения студентов дошкольного факультета основам изобразительного искусства 32

1.3. Критерии оценки творческой деятельности студентов дошкольного факультета 46

Глава 2. Методика формирования творческой активности студентов дошкольного факультета 53

2.1. Основные тенденции процесса обучения изобразительной деятельности студентов 4-5 курсов (констатирующий эксперимент) 53

2.2. Методико-теоретические основы активизации творческой деятельности студентов дошкольного факультета 68

2.3. Методы активизации творческой деятельности студентов дошкольного факультета (формирующий эксперимент) 81

Заключение 104

Список литературы 107

Приложение 122

Введение к работе

Актуальность исследования. Со сменой образовательной парадигмы происходит переоценка концептуальных подходов реформирования высшего профессионального образования, в том числе в системе дошкольного образования. Разрабатываются новые Государственные образовательные стандарты для конкретных специальностей, существенно меняются условия построения и функционирования образовательного процесса, формы, методы и средства обучения в высшей профессиональной школе.

Разработка теоретической и практической модели художественно-педагогического образования и, в частности, обучение основам изобразительного искусства студентов дошкольных факультетов - это сложная и многоплановая проблема.

Создать благоприятные условия для продуктивного творчества ребенка может педагог, хорошо ориентирующийся в основных аспектах детской и педагогической психологии и дошкольной педагогики, а также способный гибко, вариативно направить этот процесс на образное познание детьми окружающего мира. Одной из функций художественных дисциплин является выявление творческих способностей дошкольников и их максимальное развитие.

Необходимость руководства изобразительной деятельностью детей дошкольного возраста была достаточно убедительно обоснована еще в трудах основоположника теории начального обучения И.Г. Песталоцци, который стал инициатором введения рисования в общеобразовательной школе. Эффективность изобразительного искусства в творческом развитии детей подчеркивали многие выдающиеся личности, в том числе Ф. Гансберг, В.А.Лай, Г. Спенсер, И. Шмидт. В начале XX века над проблемами художественного воспитания работали А. Бакушинский, Дж. Дьюи, Г. Кершен-штейнер.

К настоящему времени в теории и практике воспитания дошкольников накоплен достаточно обширный материал, позволяющий строить различные концепции активизации творческой деятельности детей посредством изобразительного искусства. Значительный вклад в исследование проблемы развития личности внесли Н.А. Ветлугина, Т.С. Комарова, B.C. Кузин, Г.В. Ла-бунская, И.Я. Лернер, П.П. Пидкасистый, Н.П. Сакулина, Е.А. Флерина. Они научно обосновали отдельные методические аспекты руководства изобразительной деятельностью дошкольников. Однако для практической реализации уже наработанных методик необходим высококвалифицированный педагог, владеющий универсальной подготовкой во всех областях дошкольного образования. Следовательно, особое значение приобретает процесс подготовки педагогических кадров, способных обеспечить высокий уровень развития творческих способностей ребенка в процессе изобразительной деятельности.

Педагогические вузы готовят учителей изобразительного искусства для средних общеобразовательных школ, а также педагогов дошкольного образования, где студенты получают определенную подготовку по изобразительному искусству. Однако в учебных планах дошкольных факультетов предусмотрено минимальное количество часов по изобразительному искусству. В этих условиях необходимо прежде всего научно обосновать общее направление и основные методические принципы обучения изобразительному искусству студентов дошкольного факультета. На решение этой задачи направлены исследования Г.Г. Григорьевой, СВ. Громаковой, У.Ш. Ибрагимова, Л.В. Компанцевой, Н.И. Павловой, М.В. Финько, P.M. Чумичевой. Вместе с тем, целый ряд вопросов активизации творческой деятельности студентов дошкольного факультета на занятиях по изобразительному искусству остается недостаточно изученным. Это обстоятельство порождает противоречия между следующими сторонами:

- возрастанием сложности профессиональных функций специалиста дошкольного образования, повышением внимания к роли изобразительного искусства в творческом развитии личности ребенка и недостаточной подго-

5 товленностью будущих педагогов к руководству изобразительным творчеством дошкольников;

- необходимостью качественных изменений в обучении студентов руководству изобразительной деятельностью дошкольников и отсутствием разработанной дидактической системы, соответствующей новым возросшим требованиям.

Все это привело нас к необходимости разработки методической системы обучения основам изобразительного искусства студентов с базовым дошкольным образованием, которая была бы направлена на активизацию их творческой деятельности. Актуальность проблемы предопределила выбор темы диссертационного исследования.

Объектом исследования является процесс обучения студентов дошкольного факультета на занятиях по изобразительному искусству.

Предмет исследования: методика обучения основам изобразительного искусства, направленная на активизацию творческой деятельности студентов факультета дошкольного образования.

Цель исследования состоит в разработке, теоретическом обосновании и проверке разработанных методов обучения изобразительному искусству студентов факультета дошкольного образования, направленных на активизацию творческой деятельности.

В основу исследования положена следующая гипотеза: творческая деятельность студентов дошкольного факультета на занятиях по изобразительному искусству значительно активизируется, если в процессе обучения студентов основам изобразительного искусства использовать систему обучения, основанную на применении краткосрочных заданий и упражнений, направленных на развитие образов восприятия, представления, воображения, что позволит в дальнейшем успешно руководить изобразительной деятельностью дошкольников.

Для проверки рабочей гипотезы были решены следующие задачи:

  1. Раскрыты теоретические основы психологических подходов к детскому изобразительному творчеству.

  2. Определены особенности подготовки студентов факультета дошкольного образования.

  3. Выявлены основные тенденции в организации процесса обучения основам изобразительного искусства студентов дошкольного факультета.

  4. Определены логика и основные этапы методической системы обучения основам изобразительного искусства, направленной на активизацию творческой деятельности студентов.

  5. Апробирована методическая система на занятиях по изобразительному искусству со студентами дошкольного факультета.

Методологическую основу исследования составили:

положения философии и искусствоведения о духовном и эстетическом развитии личности в творческом процессе в области изобразительного искусства (Ю.Б. Борев, С. Васильев, А.Я. Зись, А.С. Молчанова и другие);

основополагающие исследования по психологии (Б.Г.Ананьев, Л.С. Выготский, А.В. Запорожец, В.П. Зинченко, Е.И. Игнатьев, B.C. Кузин, А.А. Леонтьев, Н.С. Лейтес, С.Л. Рубинштейн, Б.М. Теплов, Д.В. Элькони и другие);

теоретические положения методики обучения изобразительному искусству (Г.В. Беда, Н.А. Ветлугина, Н.Н. Волков, B.C. Кузин, Н.П. Сакулина, СП. Ломов, Н.Н. Ростовцев, Л.А. Ивахнова, Е.И. Игнатьев, И.Н. Иконников, Т.С. Комарова, В.В. Корешков, Н.М. Сокольникова, Г.В. Лабунская, В.К. Лебедко, Л.Г. Медведев, А.С. Хворостов, Е.В. Шорохов, Т.Я. Шпикалова, Б.П. Юсов, А.П. Яшухин).

Для достижения поставленной цели были применены следующие методы исследования:

- системный анализ учебной и научной литературы по проблеме обу
чения изобразительному искусству на факультетах дошкольного образова
ния;

моделирование методической системы обучения изобразительному искусству;

педагогическое наблюдение, беседы, анкетирование, тестирование, просмотр, опрос;

педагогический эксперимент с последующей интерпретацией его результатов.

Решение задач исследования и проверки его гипотезы осуществлялось в три основных этапа:

  1. этап (1994-1996) - аналитико-поисковый. Определены цели, предмет, задачи исследования, сформулирована рабочая гипотеза. Проведен констатирующий эксперимент на дошкольном факультете.

  2. этап (1996-1999) - разработана методическая система обучения основам изобразительного искусства студентов дошкольного факультета, реализующая задачу подготовки педагогических кадров, способных успешно руководить изобразительной деятельностью дошкольников.

  1. этап (1999-2001) - проведен формирующий педагогический эксперимент, позволяющий выявить эффективность предложенной методики, осуществить качественную и количественную обработку экспериментальных данных, проанализировать полученные результаты.

Научная новизна и теоретическая значимость заключается в том, что

существенно уточнены методико-педагогические подходы к детскому изобразительному творчеству;

выявлены дополнительные особенности специфики подготовки студентов дошкольного факультета к руководству изобразительной деятельностью дошкольников на занятиях по изобразительному искусству;

сформулированы условия активизации творческой деятельности студентов дошкольного факультета посредством развития (восприятия, представления, воображения), а также формирования умений работы с изобразительным материалом;

- разработана система краткосрочных заданий по изобразительному

искусству, направленная на активизацию творческой деятельности студентов дошкольных факультетов.

Практическая значимость работы состоит в том, что

определены наиболее важные критерии и показатели оценки творческой деятельности студентов дошкольного факультета;

разработаны методические рекомендации по обучению основам изобразительного искусства студентов дошкольных факультетов, включая отдельные краткосрочные задания и упражнения на развитие восприятия, представления, воображения;

результаты исследования включены в практику обучения по изобразительному искусству на дошкольном факультете Омского государственного педагогического университета.

Обоснованность и достоверность полученных результатов и научных выводов обеспечиваются исходными методологическими позициями, адекватностью применяемых методик, целенаправленным анализом реальной педагогической практики и положительного опыта, комплексным характером поэтапного педагогического эксперимента, подтверждением гипотезы исследования его результатами.

Реализация результатов, полученных в ходе исследования, осуществлялась путем регулярных обсуждений методов обучения основам изобразительного искусства на заседаниях кафедры дошкольной педагогики и психологии и кафедры живописи Омского государственного педагогического университета. Материалы диссертации были представлены на научно-методической конференции «Научно-методические основы преподавания изобразительного и декоративно-прикладного искусства» (Омск, февраль 2001). Основные положения выдвинутой гипотезы, материалы исследования нашли свое отражение в публикациях автора (публикации приводятся в конце автореферата).

Основные положения, выносимые на защиту:

1. Оптимальные методические подходы к обучению изобразительному

искусству студентов дошкольного факультета должны быть основаны на учете психологических особенностей детского творчества и специфике подготовки будущих руководителей изобразительной деятельностью дошкольников и младших школьников;

  1. Компоненты творческой деятельности студентов дошкольного факультета - личностные и эвристические способности, изобразительная грамотность, активность и самостоятельность;

  2. Эффективность системы обучения основам изобразительного искусства на дошкольном факультете обусловлена необходимостью введения определенных, научно обоснованных этапов, направленных на постепенное формирование и развитие основных компонентов творческой деятельности посредством краткосрочных заданий. Цель такого рода заданий - активизировать творческую деятельность студентов.

Структура диссертации. Исследование состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложения.

Во введении раскрывается актуальность исследования, определены его цель, объект, предмет и задачи, выдвинута гипотеза, дана характеристика методов и этапов исследования, научная новизна, теоретическая и практическая значимость, сформулированы положения, выносимые на защиту.

В первой главе анализируются психологические особенности детского изобразительного творчества, определяется специфика обучения студентов дошкольного факультета основам изобразительного искусства, разработаны критерии оценки творческой деятельности студентов дошкольного факультета.

Вторая глава посвящена методике формирования творческой активности студентов дошкольного факультета. В ней выявлены основные тенденции изобразительной деятельности студентов 4-5 курсов, сформулированы теоретические основы активизации их творческой деятельности, наконец разработана система обучения основам изобразительного искусства, направ-

10 ленная на активизацию творческой деятельности студентов дошкольного факультета. Определены цели и задачи, содержание и методика опытно-экспериментальной работы, раскрыты условия, описаны этапы эксперимента, проведен сравнительный анализ полученных результатов.

Психологические особенности детского изобразительного творче ства

Изобразительное искусство является продуктом творческой деятельности человека, выражающим представления об окружающей действительности в художественных образах. По мере развития общества складывались различные системы обучения изобразительному искусству: появлялись школы, вырабатывались принципы и методы обучения.

Психологи рассматривают творчество как создание человеком объективно и субъективно нового продукта деятельности. Именно субъективная новизна составляет результат творческой деятельности детей дошкольного и младшего школьного возраста. Когда ребенок дошкольного возраста рисует, лепит, вырезает и наклеивает, он всегда открывает что-то новое для себя. Общественной новизны и ценности данный продукт творчества не имеет, хотя субъективная ценность значительна. Характеризуя детское творчество и те психические процессы, которые включаются в изобразительную деятельность, В. И. Ядешко пишет: "Своеобразие детского творчества заключается также в том, что оно основано на такой ярко выраженной особенности дошкольников, как подражание, находит широкое отражение в игровой деятельность детей - образной реализации их впечатлений от окружающего мира.

...Таким образом, в дошкольном возрасте наблюдаются ростки творчества, которые проявляются в развитии способности к созданию замысла и его реализации, в умении комбинировать свои знания, представления, в искренней передаче мыслей, чувст, переживаний» (55. 287-288 с).

В процессе изобразительной деятельности происходит эмоционально-образное освоение окружающего мира, формируется активная жизненная позиция и эстетическая культура ребенка, активизируется творческая деятельность. В истории дошкольной педагогики проблема творчества всегда была одной из актуальных. Психологи и педагоги считают возможным творческое развитие детей во всех видах деятельности, и в первую очередь - в игре.

Большой потенциал для развития детского творчества содержится и в изобразительной деятельности дошкольника. В последнее время в теории и практике дошкольного образования наметилось несколько подходов к проблеме изобразительного творчества дошкольников. Это обусловлено сложностью данного явления, скрытостью механизмов процесса творчества. Понимание детского творчества важно для взрослого не только в смысле осознанного управления творческим развитием ребенка, но и для осознания зрелого творчества, поскольку в его истоках, в "зернышке" заложено и ярче проявляется то, что характерно, но более скрыто в творчестве взрослого человека. Одной из первых определение детского творчества дала Е. А. Фле-рина: «Детское изобразительное творчество мы понимаем как сознательное отражение ребенком окружающей действительности в рисунке, лепке, кон-стуировании, отражение, которое построено на работе воображения, на отображении своих наблюдений, а также впечатлений, полученных им через слово, картинку и другие виды искусства. Ребенок не пассивно копирует окружающее, а перерабатывает его в связи с накопленным опытом и отношением к изображаемому»( 172. 181 с).

Как правило, во всех определениях творчества отмечается, что это деятельность, в результате которой создается новый, оригинальный продукт, имеющий общественное значение. Такой продукт может быть новое знание, предмет, способ деятельности, произведение искусства. При целенаправленном формировании творческого воображения, творческих способностей необходим индивидуальный подход: учет темперамента, характера, особенностей некоторых психологических процессов (например, доминирующий вид воображения) и даже настроения ребенка.

Формирование творческой личности - одна из важных задач педагогической теории и практики. Решение её должно начаться уже в дошкольном детстве. Наиболее эффективное средство для этого - изобразительная деятельность детей в детском саду. Одним из значимых видов деятельности является изобразительная деятельность дошкольника, в процессе которой происходит развитие творческой личности ребенка, что требует создания определенных условий.

К настоящему времени в теории и практике накоплен достаточно обширный материал, позволяющий строить различные концепции развития способностей дошкольников посредством изобразительной деятельности. Возможность интеллектуального развития детей в процессе изобразительной деятельности определяется и тем, что в художественном творчестве дети передают свои впечатления, полученные в окружающей жизни, или узнают из прочитанных ими книг. Вместе с тем, в процессе создания образа действительности или литературного персонажа, картины у детей уточняются, углубляются, закрепляются знания и представления, которые являются своеобразным материалом для работы мышления, воображения.

Изобразительная деятельность имеет большое значение для развития таких психических процессов ребенка, как восприятие, представление, воображение, мышление, внимание и память детей. Анализируя взаимосвязь деятельности и сознания, известный советский психолог А.Н.Леонтьев пишет, что психический образ продукта неизбежно существует для субъекта с целью видоизменения его в соответствии с определенными условиями. Эти сознательные образы и сознательные представления и являются сознанием (96).

Специфика обучения студентов дошкольного факультета основам изобразительного искусства

Современная система образования по-прежнему ориентируется на формирование гармонично развитой личности. Определяя цель педагогической подготовки студентов, необходимо исходить из запросов самой личности, потребности в индивидуальном продвижении к профессиональному развитию. Реализация данной цели должна осуществляться на основе анализа современных теорий и технологий образования, концепции становления свободной личности. Формирование личности - одна из важных задач педагогической теории и практики на современном этапе. Решение её должно начинаться уже в дошкольном детстве, поскольку этот возраст является самоценным периодом в жизни человека, в который формируются психические процессы, свойства и качества личности.

Характерной особенностью современных образовательных систем является обращенность к личности, стремление удовлетворить запрос на образовательные услуги. Руководствуясь диалектико-материалистическим пониманием детерминации психических явлений, мы рассматриваем проблему подготовки студентов как проблему формирования личности, учитывая и внешние воздействия, и внутренние свойства или тенденции личности. С.Л. Рубинштейн утверждает, что внешние причины (внешние воздействия) всегда действуют лишь опосредованно через внутренние условия. «С этим пониманием детерминизма связано истинное значение, которое приобретает личность как целостная совокупность внутренних условий для понимания закономерностей психических процессов» (145. 13 с). С психологической точки зрения личность выступает как воедино связанная совокупность внутренних условий, через которые преломляются все внешние воздействия (в эти внутренние условия включаются и психические явления - психические свойства и состояния личности). Исходя из представлений о структуре личности, сформулированной С.Л.Рубинштейном, можно отметить, что личность определяется тем, что человек "хочет" (направленность), что человек "может" (знания, умения, навыки) и что человек есть (его индивидуальные особенности) (145).

Во взаимодействии с миром, в осуществляемой деятельности человек не только проявляется. Здесь формируются все его значимые качества. Это подтверждается и в разработанной концепции А.Н.Леонтьева. Согластно этой концепции, деятельность определяется как специфический вид активности, направленный на познание и творческое преобразование мира, включая самого себя и условия своего существования. Деятельность побуждается и направляется мотивом, характерным для определенной потребности. Иначе говоря, за соотношением деятельностей открывается соотношение мотивов. Кроме того, деятельность - это тот "строительный материал", из которого складываются психические свойства и способности человека. «Способности - это закрепленная в индивиде система обобщенных психических деятельностей. Для формирования способностей нужно, чтобы соответствующие психические деятельности обобщились и, став, таким образом, доступными к переносу с одного материала на другой, закрепились в индиви-де"(96.10с).

Положения о формировании в процессе деятельности потенциальной сферы или функционального запаса разработаны к настоящему времени применительно к мотивационной сфере личности (В.Г.Асеев), к способностям личности (Т.И.Артемьева (11)), к интеллекту (Я.А.Понаморев). Формирующиеся потенциальности, качественно новые элементы в побудительной и исполнительной сфере личности под влиянием новых жизненых задач, социальных требований порождают психологические новообразования и переход на новый уровень функционирования личности. Такой уровень характеризуется не только новым качеством личности, но и соответствующими ему новыми психологическими стратегиями и тактиками более эффективного решения жизненных задач (9).

Б.Г.Ананьев разработал концепцию механизма психических функций, в которой выделены функциональные и операционные механизмы: функциональные механизмы относятся к биологическим, а операционные - к социальным функциям (6). Для развития операционных механизмов необходимо наличие определенного уровня функционального развития. Если рассматривать изобразительную деятельность, то надо отметить, что необходимо наличие определенных качеств личности для занятия этим видом деятельности. В процессе воспитания, обучения основам изобразительной грамоты происходит взаимодействие операционных и функциональных механизмов. Так как отдельные свойства элементов функциональной системы являются врожденными, а вся функциональная система человека окончательно не сформирована, то именно это и обусловливает ее развитие социальной средой.

В научной литературе проблема подготовки педагогических кадров дошкольного образования рассматривается во множестве аспектов. Художественное профессиональное образование, поиски эффективных путей овладения им вызывали и вызывают закономерный интерес у ученых различных специализаций науки: философов, психологов, педагогов, художников и др. Изучение философских проблем взаимосвязи познания и творчества занимались Аристотель, Н.А. Бердяев, Г.В. Гегель, И. Кант, Платон, В.В. Казаков, 3. Фрейд.

Основные тенденции процесса обучения изобразительной деятельности студентов 4-5 курсов (констатирующий эксперимент)

Анализ психолого-педагогических основ изобразительной деятельности дал возможность выявить специфику обучения студентов дошкольного факультета основам изобразительного искусства. Раскрытие основных критериев оценки творческого начала в изобразительной деятельности студентов позволили нам определить направление экспериментальной работы. Целью эксперимента было выявление уровня подготовки к творческой деятельности студентов 4 курса на начало обучения основам изобразительного искусства, а также определение уровня практических умений и творческой активности студентов 5 курса в 9 семестре. Констатирующий эксперимент проводился на базе факультета дошкольной педагогики и психологии Омского государственного педагогического университета.

На время констатирующего эксперимента программа практической подготовки студентов дошкольного факультета по изобразительному искусству предусматривала изучение таких разделов по данному предмету, как рисунок, живопись, декоративно-прикладное искусство. Процесс обучения основам изобразительного искусства был ориентирован на развитие личностных качеств студентов, на формирование изобразительной грамоты, творческой активности в процессе обучения. Результаты анкетирования студентов, выбравших специализацию «Изобразительное искусство», показали четкую направленность их интересов к изобразительной деятельности, сформированную мотивацию выбора специализации, а также неоднородность группы студентов по уровню готовности к изобразительной деятельности.

Изучение исходного уровня готовности студентов 4 курса начиналось

с лабораторно-практического теста, проводимого в начале 7 семестра. Цель и задачи теста по изобразительному искусству - выявить возможности и способности студентов. Деятельность студентов мы считаем необходимым оценивать по следующим критериям при оценке продукта изобразительной деятельности: композиционое расположение, пропорциональность изображения, выразительность линейного изображения (контурное выражение формы), оригинальность.

Задание: Рисование с натуры листьев и веточек (подорожник, тополь, клен).

Задачи:

1. Убедительно закомпоновать листья и веточки на листе бумаги предложенного формата.

2. Передать принципиальные различия листьев, посредством обобщения их основных сходных признаков.

3. Передать индивидуальные особенности формы различных растений используя линию в качестве выразительного средства.

4. При помощи линий разной толщины передать воздушную перспективу.

Просмотр работ студентов по результатам тестирования проводился коллегиально, выводы были сделаны преподавателями изобразительного искусства кафедры Дошкольной педагогики и психологии. В результате выполнения данного лабораторно-практического теста в группах, состоящих из 14, 12, 13 студентов (в среднем получилось, что один студент принимается по статистическим данным за 2,6%), по представленным выше критериям выявлено: 59,8% студентов с низким уровнем, 20,1% со средним уровнем , 20,1% с высоким уровнем по композиционному расположению (выявлены ошибки при выборе формата /горизонтальный, вертикальный/, смещение изображения в какую-либо сторону). Что касается выразительности линейного изображения (контурное выражение формы), то здесь основная часть студентов испытывала трудности в передаче формы листьев при помощи выразительных линий. Рисунки в основном получились скучными, вялыми. Здесь зарегистрированы следующие уровни: низкий - 40,2%, средний -29,9%, высокий- 29,9%. Анализ пропорциональности изображения (соответствие частей изображения - листьев к высоте и толщине веток) показал иное процентное соотношение уровней - иное: высокий - 29,9%, средний - 32,5%, низкий - 37,6%. Этот результат зависит от сформированности у студентов восприятия (различение формы, глазомер: линейный, объемный, пространственный, зрительное восприятие размеров, протяженных свойств предметов, расстояний между предметами). Последняя характеристика рисунка относится больше к творческой работе, однако и в учебном задании возможны элементы оригинальности и творческого подхода к работе (при выборе формата, ракурса изображения и т.д.). Е.А. Флерина о соотношении обучения и творчества пишет, что в каждом занятии обучающего характера должны быть элементы творчества, а в каждом творческом занятии - обучающие моменты (171). По этому критерию оценки продукта изобразительной деятельности распределились следующим образом: высокий уровень у 7,8% студентов, средний уровень - у 22%, низкий уровень составил 70,2%.

Похожие диссертации на Активизация творческой деятельности студентов дошкольного факультета на занятиях по изобразительному искусству