Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Активизация восприятия произведений искусства у подростков с различным уровнем интеллектуального развития Ильина Елена Васильевна

Активизация восприятия произведений искусства у подростков с различным уровнем интеллектуального развития
<
Активизация восприятия произведений искусства у подростков с различным уровнем интеллектуального развития Активизация восприятия произведений искусства у подростков с различным уровнем интеллектуального развития Активизация восприятия произведений искусства у подростков с различным уровнем интеллектуального развития Активизация восприятия произведений искусства у подростков с различным уровнем интеллектуального развития Активизация восприятия произведений искусства у подростков с различным уровнем интеллектуального развития Активизация восприятия произведений искусства у подростков с различным уровнем интеллектуального развития Активизация восприятия произведений искусства у подростков с различным уровнем интеллектуального развития Активизация восприятия произведений искусства у подростков с различным уровнем интеллектуального развития Активизация восприятия произведений искусства у подростков с различным уровнем интеллектуального развития Активизация восприятия произведений искусства у подростков с различным уровнем интеллектуального развития Активизация восприятия произведений искусства у подростков с различным уровнем интеллектуального развития Активизация восприятия произведений искусства у подростков с различным уровнем интеллектуального развития
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Ильина Елена Васильевна. Активизация восприятия произведений искусства у подростков с различным уровнем интеллектуального развития : диссертация ... кандидата педагогических наук : 13.00.02 / Ильина Елена Васильевна; [Место защиты: Ин-т худож. образования Рос. акад. образования].- Москва, 2009.- 275 с.: ил. РГБ ОД, 61 09-13/905

Содержание к диссертации

Введение

Глава I Особенности обучения и воспитания подростков с разным уровнем интеллектуального развития

1.1. Девиантное поведение как важная проблема современной педагогики 14

1.2. Активизация восприятия произведений искусства как основа развития художественно-творческой деятельности подростков с разным уровнем интеллектуального развития 41

1.3. Методы арт-педагогики как наиболее действенные в коррекционно-педагогической деятельности учителя 56

Глава П Теоретические и методические положения структуры содержания курса «Мировая художественная культура» в системе образования подростков с разным уровнем интеллектуального развития

2.1. Содержание предмета 77

2.2. Развивающие педагогические технологии освоения курса «Мировая художественная культура» в системе образования детей с разным уровнем интеллектуального развития 95

2.3. Экспериментальное исследование по активизации процесса восприятия искусства на занятиях «Мировой художественной культуры» в работе с подростками с разным уровнем интеллектуального развития 122

Заключение 171

Библиография 174

Введение к работе

Одной из основных задач современной педагогики является поиск эффективных средств и путей повышения качества образования и воспитания учащихся. В практику образовательных учреждений активно внедряются различные инновационные процессы, позволяющие получать позитивные результаты в области творческого развития детей и молодежи. Однако до сих пор еще очень остро стоит вопрос об образовании и воспитании детей, обучающихся в школах-интернатах, школах для социально и педагогически запущенных детей с различным уровнем интеллектуального развития, в том числе и так называемым « девиантным» поведением.

В последние годы прослеживается тенденция объединения таких детей в специальные школы. Например, в Москве, в каждом административном округе (всего в городе 10 округов) в настоящее время есть специальная общеобразовательная школа для неблагополучных детей, многие из которых состоят на учете в милиции.

Перед учителем, работающим в таком учреждении, особенно остро стоит вопрос выбора форм, методов, технологий обучения. В этой связи актуальным становится содержание образования, акцентирующее внимание на воспитание у растущего человека позитивного отношения к жизни, формирование духовной культуры учащихся, эстетического и художественного образования. Особая роль в данном процессе принадлежит предметам гуманитарно-художественного цикла в силу их ярко выраженной личностной направленности (А.А. Мелик-Пашаев). Среди этих предметов важное место занимает мировая художественная культура (МХК), образовательная область которой представлена различными видами искусства. Занятия МХК способствуют формированию эмоционально-ценностных представлений школьников о взаимодействии человека с окружающим миром, обществом и своим внутренним миром, дают безграничные возможности для развития интеллектуальных и коммуникативных способностей школьников. Именно общение с учеником

на языке искусства представляет собой ту коммуникативную деятельность, ключевым звеном которой является восприятие.

Как показывают исследования Р.Арнхейма, Ю.Вергилеса, В.Зинченко, Е.Игнатьева, образы восприятия не сводятся к простой сумме ощущений. Восприятие связано с опознанием, пониманием, осмыслением предметов, явлений, имеет мотивационную направленность, сопровождается эмоциональным откликом. Оно включает в себя и процессы сравнения, соотнесения объекта с типовыми эталонами памяти.

Девиантное поведение подростков заметно осложняет процесс их обучения и воспитания, поэтому вопрос активизации восприятия произведений искусства наиболее значим именно в этом возрасте. Изучение произведений искусства, с одной стороны, обеспечивает рост уровня образования и культуры учащихся, что, в свою очередь, обусловливает усиление интереса к искусству. С другой стороны, восприятие рассматривается не только как фактор формирования и развития личности, но и как эффективное арт-педагогическое средство в работе с подростками, нуждающимися в специальных условиях обучения. Это связано с тем, что восприятие художественного произведения вызывает у человека сильное эмоциональное возбуждение, переживание, проявление чувств, а значит, и дает возможность их коррекции.

Представители отечественной педагогики и психологии АХ.Амбрумова, А.А.Бодалев, ЯМ. Гилинский, М.А. Ковальчук, А.В. Петровский, П.И. Сидоров, рассматривая проблему девиантного поведения, анализируют многообразие его проявлений, уделяя особое внимание условиям развития ребенка, приводящим к различным отклонениям в поведении. Они указывают, что дети, страдающие депривационным синдромом, отличаются от обычных детей целым рядом психофизиологических особенностей, выражающихся повышенной агрессивностью, неумением и нежеланием конструктивно решать конфликт, обостренным чувством тревожности, склонностью к депрессии, низким уровнем эмпатии.

В.А. Бондаренко, И.Ю. Ильина, В.П. Кащенко, И.С. Кон, И.Г. Малкина-Пых, Т.П. Смирнова, О.А.Старцева и другие, изучая особенности физиологического и психологического развития трудных детей, указывают на необходимость создания специальных форм обучения, направленных на формирование нравственных, этических, эмоциональных, волевых, коммуникативных компетенций школьников. Изучение трудов Б.Г. Андреева, Е.Н. Измайловой, Е.И. Исаева, А.В. Мудрик, Ю.Ю.Черво позволяют сделать выводы о недостаточном внимании исследователей к воспитательным возможностям искусства. В этой связи, Р.Арнхейм указывает, что восприятие искусства и действительности позволяет сопоставлять его с процессом интеллектуального познания. Ученый доказывает, что именно восприятие лежит в основе «... взаимоотношений разума и мира». Проблема восприятия выделяется, по словам ученого, - « непростая механическая запись стимулов, поступающих от физического мира к рецепторам органов человека и животного, а в высшей степени активное и творческое запечатлевание структурных образований. Последнее достигается в процессе деятельности». (Арнхейм Р. Новые очерки по психологии искусства. М.Д995г.) Отсюда роль предметов искусства в образовательных учреждениях состоит в том, чтобы, используя язык искусства, не допуская назидательности, не ставя во главу угла информационно-образовательный аспект, помочь ребенку слушая - слышать, рассматривая - видеть и, тем самым, влиять на развитие эмоционально-образного и понятийного мышления.

Учитывая объективно существующие различия между детьми массовой школы и детьми, воспитывающимися в специальных образовательных учреждениях, учителю мировой художественной культуры приходится направлять свою деятельность не столько на передачу определенной суммы знаний, сколько на коррекцию чувства в момент непосредственного восприятия художественного произведения. Применяя методы и технологии арт-педагогики, он делает акцент на концентрации внимания, положительной

мотивации поведения, формирует опыт позитивного переживания эстетических эмоций.

Практические наблюдения, изучение научно-методической и теоретической литературы позволили выделить следующие противоречия:

- между имеющейся базовой подготовкой учителя, рассчитанной на работу с
детьми массовой школы и специфическими психофизиологическими
особенностями детей, нуждающихся в специальных подходах в обучении,
которым не подходят обычные формы и методы обучения и воспитания;

- между потребностью современной школы в обновлении технологий и
методов обучения подростков с различным уровнем интеллектуального
развития и недостаточной научно-методической разработанностью данной
проблемы.

между объективно существующей инертностью системы подготовки педагогических кадров и практической потребностью в освоении учителем особых образовательных технологий для работы с подростками с различным уровнем интеллектуального развития.

Это обусловило выбор темы диссертационного исследования: «Активизация восприятия произведений искусства у подростков с различным уровнем интеллектуального развития».

Объект исследования - обучение и воспитание подростков на занятиях «Мировой художественной культуры».

Предмет исследования - формирование эстетического восприятия произведений искусства у подростков с различным уровнем интеллектуального развития.

Цель исследования - теоретическая и методическая разработка содержания и форм обучения учащихся подросткового возраста на занятиях «Мировой художественной культуры», в которых процесс восприятия произведений искусства и самостоятельная творческая деятельность находятся в тесном взаимодействии.

Задачи исследования:

- на основе изучения и анализа психофизиологических и социально-
психологических особенностей, выявить научные основания процесса
активизации восприятия произведений искусства в работе с подростками,
требующими дополнительного внимания к их развитию;

- разработать и апробировать педагогические условия организации процесса
восприятия произведений искусства подростками с включением методов арт-
педагогики;

разработать программу и методику опытно-экспериментальной деятельности и проверить их в практике работы с учащимися подросткового возраста в учреждениях разного типа ;

внедрение в практику обучения подростков с девиантным поведением активных форм обучения и инновационных технологий освоения произведений искусства как явления культуры.

Гипотеза исследования. Активизация восприятия произведений искусства у подростков с различным уровнем интеллектуального развития будет эффективной, если процесс освоения курса «Мировая художественная культура» и его содержание будут выстроены с учетом следующих позиций:

предлагаемые для восприятия произведения искусства должны быть адекватны содержанию программы и эстетическому развитию подростков, требующих специального подхода в обучении;

методы и технологии обучения в процессе освоения курса мировой художественной культуры выстраиваются на основе интеграции художественно-развивающего и арт-педагогического аспектов, направленных на развитие воображения учащихся, их зрительного и слухового восприятия;

- в основе формулы: обучение-воспитание, приоритет отдается воспитанию,
как компенсирующей стороне в работе с детьми с задержкой развития;

- в основе содержания курса лежит тематическое планирование, способствующее проблематизации содержания образования (В.Т,Кудрявцев,

Л.В.Школяр), позволяющее проследить выявление ключевых доминант в культурном наследии разных эпох;

- использование для восприятия подростками произведений искусства, художественный образ которых несет в себе положительный эмоциональный отклик, но не с упрощенным, а постоянно усложняющимся художественным содержанием.

При соблюдении данных позиций процесс активизации восприятия произведений искусства на занятиях «Мировой художественной культуры» будет способствовать повышению эмоциональной отзывчивости на произведение искусства, развитию творческих и интеллектуальных способностей учащихся, гармонизации эмоционально-волевой сферы личности, освоению учащимися конструктивных поведенческих реакций, коррекция негативных элементов поведения. Методологической основой исследования являются:

научные разработки отечественной и зарубежной педагогики, социологиии психологии в области обучения и воспитания подростков с различным уровнем интеллектуального развития: В. А. Афанасьева, А.А.Бодаля, Я.И.Гилинского, Дж.Доллара, Э.Дюркгейма, А.Г.Здравосмыслова, М.М.Исаева, В.И.Куфаева, КЛоренца, А.С.Макаренко, А.В.Петровского, 3. Фрейда, Э.Фромма;

теория методов и форм обучения и воспитания подростков девиантного поведения: Ю.К.Бабанского, А.Я.Герда, В.П.Кащенко, В.С.Мухиной, И.Г.Малкиной-Пых, М.Ю.Рау, Н.В. Руковишникова, Т.П.Смирновой, С.Т.Шацкого;

идеи гуманизации педагогического процесса и личностно-ориентированного образования Е.В.Бондаревской, В.В.Серикова, В.А.Сластенина, И.С.Якиманской;

психологические теории личности и деятельности Р.Арнхейма, Л.С.Выготского, П.Я.Гальперина, А.Н.Леонтьева, СЛ.Рубинштейна, Н.Ф.Талызиной; теории развивающего обучения В.В.Давыдова, Д.Б.Эльконина;

концепция воспитания искусством: П.П.Блонского, Д.Б.Кабалевского, Б.Т.Лихачева, С.П.Ломова, Б.М.Неменского, Ю.У.Фохт-Бабушкина, Б.П.Юсова;

научные труды по теории творческого развития личности: В.В.Алексеевой, А.В.Бакушинского, Г.В.Лабунской, А.А.МеликПашаева, В.Н.Шацкой, В.С.Щербакова, Г.М.Цыпина.

Методы исследования: изучение и анализ педагогической литературы в аспектах, близких к проблеме данного исследования; теоретические методы: анализ, сравнение, обобщение опыта деятельности специальных образовательных учреждений; эмпирические методы: наблюдение, анкетирование, тестирование, беседа; системный анализ материалов, полученных в ходе исследования; констатирующий и формирующий эксперимент. Научная новизна состоит в том, что: раскрыта и теоретически обоснована развивающая роль занятий «Мировой художественной культуры» в обучении и воспитании подростков с различным уровнем интеллектуального развития; доказана значимость активных форм восприятия и методов обучения, направленных на формирование эмоционально-чувственной сферы личности, на развитие познавательных способностей и творческой активности подростков с девиантным поведением.

Выявлены и экспериментально апробированы педагогические условия организации процесса активизации восприятия произведений искусства для подростков с различным уровнем интеллектуального развития: создание эмоционального настроя для восприятия произведений искусства; опора на индивидуальные эмоциональные переживания ребенка в процессе восприятия художественных произведений, мотивирующие живой интерес к искусству; создание атмосферы педагогического успеха, рождающей ощущение эмоциональной раскованности и творческого комфорта в процессе самовыражения школьников; организация творческой деятельности, необходимой для самовыражения и самопознания учащихся; корректность и доброжелательность при оценке учащимися результатов творческой

деятельности друг друга; самооценка результатов творческой деятельности на уроке). Раскрыты и обоснованы способы интеграции процесса восприятия произведений искусства, творческой деятельности учащихся и методов арт-педагогики в работе с трудными детьми. Теоретическая значимость исследования заключается в следующем:

- разработана структура содержания курса «Мировая художественная
культура» и технологии обучения подростков с различным уровнем
интеллектуального развития, выстроенного на основе интеграции
художественно-развивающего и арт-педагогического аспектов воспитания и
обучения;

- на основе анализа психолого-педагогической и специальной литературы
обобщены проблемы воспитания и обучения детей с девиантным поведением
на занятиях искусством, разработанные в отечественной педагогике;

выявлен и проанализирован потенциал развивающих возможностей процесса активизации восприятия произведений искусства подростками с различным уровнем интеллектуального развития, построенного на взаимодействии разных видов искусства на занятиях «Мировой художественной культуры»,который представлен следующими уровнями: эмоциональная отзывчивость на произведение искусства , в процессе восприятия художественного образа и эмпатии в условиях творческой деятельности, как средство самоанализа и самокоррекции деструктивных эмоций и элементов поведения; развитие творческих и интеллектуальных способностей учащихся; повышение интереса к процессу обучения и активному восприятию учебного материала; гармонизации эмоционально-волевой сферы личности;

получены, обобщены и проанализированы показатели воспитания и образования подростков с различным уровнем интеллектуального развития. Практическая значимость исследования. Определены эффективные технологии обучения, позволяющие максимально раскрыть развивающие возможности искусства: социоигровые технологии, «творческие мастерские»,

технологии дискуссий; разработаны методы обучения, базирующиеся на интеграции творческой деятельности учащихся и арт-педагогических методов; проведен тщательный отбор художественного материала для восприятия подростками с девиантным поведением произведений искусства на занятиях «Мировой художественной культуры». Данные технологии, методы и методические рекомендации могут быть использованы в работе образовательных учреждений разного типа: школах-интернатах, в массовой практике средних общеобразовательных школ, в учреждениях дополнительного образования, а также на курсах повышения квалификации учителей образовательной области «Искусство».

Достоверность и обоснованность исследования определяется его методологической базой, комплексом теоретических и эмпирических методов, адекватных предмету, цели, гипотезе и задачам исследования; многолетней опытно-экспериментальной работой автора в образовательных учреждениях разного типа города Москвы. Этапы исследования:

  1. этап (2003-2004) - поисково-теоретический. Изучение и анализ философской, психолого-педагогической, учебно-методической, правовой и медицинской литературы по проблеме исследования. Изучение состояния проблемы в практике обучения подростков с различным уровнем интеллектуального развития. Поиск и сравнительный анализ данных различных источников по теме диссертации. Обобщение и анализ существующего в практике опыта работы с детьми девиантного поведения, в том числе опыта работы автора диссертации. Определение исходных параметров исследования, уточнение научный аппарат исследования.

  2. этап (2004-2007) - констатирующий и формирующий эксперимент. Анализ школьных программ по предмету «Мировая художественная культура». Разработка показателей и критериев, отражающих уровень развития восприятия произведений искусства подростками с различным уровнем интеллектуального развития. На основе разработанных критериев в

контрольной и экспериментальной группах осуществлялось определение исходных уровней, комплекс которых отражает динамику процесса восприятия произведений искусства на уроках «Мировой художественной культуры» в процессе экспериментальной работы с подростками с девиантным поведением.

Ш этап (2007-2008) - заключительно-обобщающий. Обработка, анализ и систематизация данных, полученных в контрольной и экспериментальной группах. Проверка выводов и результатов исследования, уточнение методических рекомендаций по формированию и развитию творческих и интеллектуальных способностей учащихся, их эмоциональной отзывчивости (эмпатии), гармонизации эмоционально-волевой сферы личности ребенка средствами искусства на уроках «Мировой художественной культуры». Апробация исследования проходила на базе средней общеобразовательной школы с углубленным изучением искусства № 635, школы-интерната № 49, специальной общеобразовательной школы № 4, специальной общеобразовательной школы № 2 г. Москвы. Материалы исследования обсуждались на ежегодных заседаниях лаборатории интеграции искусства и мировой художественной культуры Учреждения Российской академии образования. Основные положения исследования прошли апробацию на Международных и Всероссийских конференциях, проводимых на базе Института художественного образования. (2003-2008 гг.). На защиту выносятся следующие положения:

  1. Активизация восприятия произведений искусства на занятиях мировой художественной культуры способствует развитию эмоционально-чувственной сферы, развитию памяти, образного мышления, концентрации внимания, усилению интереса к искусству.

  2. Процесс освоения курса «Мировая художественная культура» с учетом возрастных особенностей и разного уровня интеллектуального развития интегрирует в себе рациональное и эмоциональное, эстетическое и

этическое начало, сочетая художественно-развивающий и кор-рекционно-профилактический аспекты процесса воспитания. 3. Критериями активизации восприятия художественных произведений на занятиях мировой художественной культуры являются: эмоциональная отзывчивость на произведение искусства в процессе восприятия художественного образа и эмпатия; мотивация к творческому проявлению и интеллектуальному саморазвитию; активный интерес и освоение мировых ценностей культуры и искусства; изменение деструктивных форм поведения; гармонизация эмоционально-волевой сферы личности.

Девиантное поведение как важная проблема современной педагогики

Современное российское общество нуждается в разносторонне развитом, законопослушном поколении, способном самореализоваться в сложных социально-экономических условиях. В центре внимания педагогической науки одним из главных стоит вопрос, связанный с воспитанием и образованием новых поколений российских граждан. В решении этой задачи современная педагогика опирается на такие гуманистические ценности, как: приоритет духовных и социальных потребностей личности, любовь и уважение к детям, доброжелательность и объективность в оценке тех или иных взглядов, ориентация на индивидуальные особенности учащихся.

Кризисные изменения социальных условий жизни, нестабильность государственно-политических ориентации в стране, утрата духовных ценностей, безнадзорность детей и ряд других причин привели к тому, что в современной школе заметно увеличилось количество так называемых «трудных» детей, ухудшилось здоровье юных граждан, возросла угроза ранней моральной деградации, в педагогику прочно вошло понятие «девиантный ребенок».

В современной научной литературе понятие «девиация» (от латинского deviato - «отклонение от дороги») трактуется как отклонение от нормы. В философии «норма» определяется как «общепризнанное правило, образец поведения или действия» (163). Необходимо отметить, что говоря об отклоняющемся поведении, мы не имеем в виду так называемые позитивные отклонения от нормы, к которым можно отнести поведение людей, склонных к творческой деятельности (композиторы, художники, писатели и т.д.). Под девиантным поведением мы понимаем: «...поведение, которое не удовлетворяет социальным ожиданиям» (41). А.В.Петровский дает определение девиантного поведения как отклоняющегося: «Отклоняющееся поведение - система поступков или отдельные поступки, противоречащие принятым в обществе правовым или нравственным нормам. В происхождении отклоняющегося поведения особенно важную роль играют дефекты правового и нравственного сознания, содержание потребностей личности, особенности характера, эмоционально-волевой сферы. Первые проявления отклоняющегося поведения наблюдаются в детском и подростковом возрасте и объясняются относительно низким уровнем интеллектуального развития, незавершенностью процесса формирования личности, отрицательным влиянием семьи и ближайшего окружения» (123. С. 85).

Отклоняющееся поведение необходимо отличать от аномального, характеристика которого связана с мозговой патологией. Отклоняющееся поведение социально детерменировано. В его происхождении большую роль играют дефекты личностного развития, сочетающиеся с ошибками в воспитании и отрицательным влиянием неблагоприятной среды или неблагоприятной ситуации.

А.А.Бодалев при рассмотрении отклоняющегося поведения четко разделяет его на два вида: поведение собственно девиантное, то есть отклоняющееся от принятых общественных норм; поведение преступное, криминальное (24).

Следует отметить, что отклоняющееся поведение может иногда сочетаться с относительно хорошим знанием нравственных норм. Данное положение особенно актуально для детей, отклоняющееся поведение которых нередко служит средством самоутверждения, выражением протеста против реальной или кажущейся несправедливости взрослых.

При анализе поведения детей - «девиантов» педагоги обращают внимание на отсутствие интереса к учебе, на острое нежелание подчиняться школьным правилам, на агрессивность по отношению к требованиям учителя. Психиатры и психологи рассматривают девиантное поведение как «саморазрушающее». В это понятие они вкладывают не только то, что ведет к физическому разрушению организма (алкоголизм, наркомания), но и те виды нарушений поведения, которые разрушают психологическое, личностное здоровье подростков, либо препятствуют его достижению: агрессивность, тунеядство (23).

Многообразие девиантных проявлений отмечается в современной научной литературе. Оно связано с поведенческими аспектами и обозначается рядом терминов: антиобщественное, агрессивно-насильственное, криминальное, деструктивное, аудиктивное (характеризующееся состоянием внутреннего конфликта, дискомфорта индивида). В этой связи немаловажно выяснить факторы, способствующие развитию различных форм девиантного поведения.

Ковальчук М.А. в диссертационном исследовании «Профилактика девиантного поведения старшеклассников» выделила следующие факторы:

1. Медико-биологические (наследственные, врожденные и приобретенные

заболевания различного рода, провоцирующие девиации). Среди медико биологических предпосылок девиантного поведения основное место занимают: поражение центральной нервной системы, соматические заболевания раннего возраста, хронические соматические заболевания, наследственная предрасположенность к тем или иным отклонениям (материнская депривация, синдром алкоголизма), задержка психического развития, дисгармония или раннее половое созревание, психические заболевания (шизофрения, эпилепсия).

2. Индивидуально-психологические факторы: неадекватная самооценка, низкое самоуважение, отклонение в психическом развитии, инфантильность суждений, эмоциональная неустойчивость, агрессивность, повышенная тревожность, страхи, неспособность справиться с учебной нагрузкой, ленность, нежелание учиться и трудиться, слабость функций самоконтроля и саморегуляции, низкий уровень эмпатии, склонность к дезорганизации, противодействию, недисциплинированность, упрямство, капризность, грубость, лживость.

Развивающие педагогические технологии освоения курса «Мировая художественная культура» в системе образования детей с разным уровнем интеллектуального развития

В настоящее время к новым явлениям социальной действительности следует отнести применение технологического подхода и термина «технология» к социальным процессам, к образованию. В современной педагогике понятие «педагогическая технология» рассматривается комплексно и складывается из совокупности научных подходов, которые при всем своем многообразии находят общие черты. На них выстраивается понятие педагогической технологии.

Б.Т.Лихачев писал, что «педагогическая технология представляет собой совокупность психолого-педагогических установок, определяющих специальный подбор и компоновку форм, методов, способов, приемов воспитательных средств. Технологическими образованиями обеспечивается возможность достижения эффективного результата в усвоении учащимися знаний, умений и навыков, развития их личностных свойств и нравственных качеств» (91. С. 147).

Г.К.Селевко отмечает, что в настоящее время в понимании и употреблении термина «педагогическая технология» можно выделить четыре основных позиции:

- педагогическая технология как разработка и применение средств, инструментария, аппаратуры, учебного оборудования, ТСО для учебного процесса (Б.Т.Лихачев, М.Мейер, С.А.Смирнов, и другие);

- педагогическая технология понимается как процесс коммуникации или способ выполнения учебной задачи, включающий процесс системного анализа для улучшения обучения. (В.П.Беспалько, В.М.Монахов, В.А.Сластенин и другие);

- педагогическая технология рассматривается как обширная область знания, занимающаяся конструированием оптимальных обучающих систем и опирающаяся на данные социальных, управленческих и естественных наук. (В.В.Гузеев, П.И.Пидкасистый, Р.Кауфман и другие);

- четвертая позиция представляет многоаспектный подход и предлагает рассматривать несколько значений педагогической технологии одно временно. (В.В.Давыдов, М.В.Кларин, П.Митчел, Г.К.Селевко, и др.) («Педагогические технологии на основе активизации, интенсификации и эффективного управления УВП». М.: НИ школьных технологий, 2005.- С.4).

В учебном пособии для высших учебных заведений «Педагогика: наука и искусство», в разделе «Теория и технология педагогического процесса», автор Т.А.Стефановская говорит о том, что: «Организация педагогического процесса - это совокупность действий, ведущих к образованию и совершенствованию взаимосвязей между компонентами педагогического процесса. К основным компонентам педагогического процесса мы относим педагогический мониторинг, проектировочную, собственно организаторскую, гностическую деятельность» (153. С. 430).

В «Энциклопедии педагогических технологий» А.К.Колеченко дает следующие определения педагогической технологии: «Под педагогической технологией мы будем понимать набор операций по конструированию, формированию и контролю знаний, умений, навыков и отношений в соответствии с поставленными задачами» и (другое), ставшее базовым для нашего диссертационного исследования: «...набор операций по конструированию, формированию и контролю знаний, умений и навыков и отношений в соответствии с поставленными задачами» (73. С. 150).

Исходя из ранее определенных приоритетных задач предмета «Мировая художественная культура» в системе школ-интернатов и специальных школ, нами рассматривается такая педагогическая технология, которая включает набор операций по формированию и развитию сферы образного мышления, выстраиванию позитивных отношений, выравниванию эмоционально психологических состояний учащихся, развитию позитивных чувств и настроений, раскрытию художественных задатков учащихся и развитию творческих способностей. То есть, в рамках педагогической технологии, происходит моделирование образовательной среды, благоприятной для активизации восприятия произведений искусства на уроках мировой художественной культуры. Одна из наших главных позиций основывается на высоком потенциале развивающих возможностей предмета «Мировая художественная культура», интегрирующих в себе художественно-развивающие и коррекционно-профилактические аспекты процесса активизации восприятия искусства подростками с разным уровнем интеллектуального развития. За последние десятилетия современная педагогическая наука заметно обогатилась различными педагогическими технологиями. Учителя мировой художественной культуры в своей практической деятельности широко применяют такие технологии, как технологии уровневой дифференциации, социоигровые технологии, технологию «критического мышления», дискуссий, дебатов и многие другие. В рамках школы-интерната и специальной школы учителю мировой художественной культуры необходимо внимательно подойти к выбору педагогической технологии, которая, учитывая психофизиологические особенности данных детей, сможет обеспечить получение позитивных результатов в процессе формирования и развития учащихся. Опираясь на результаты, полученные в ходе диссертационного исследования, мы можем утверждать, что наиболее эффективными технологиями, используемыми в работе с детьми школ-интернатов и специальных школ, являются социоигровые технологии, технологии «творческих мастерских» и технология дискуссий).

Преимущество социоигровой технологии в работе с детьми девиантного поведения объясняется тем, что игра является способом выражения самых насущных потребностей ребенка. С помощью игры возможно создать условия, позволяющие решить задачи взаимопонимания между детьми, между детьми и взрослыми, развития навыков позитивного межличностного общения, коррекции эмоциональных состояний. Игра - это мощное средство общения и взаимодействия со сверстниками. В процессе игры формируются конструктивные поведенческие реакции, которые в дальнейшем переносятся в реальную действительность. Феномен игры состоит в том, что, являясь своего рода развлечением, она способна перерасти в обучение и творчество. Видимо, поэтому, начиная с древних времен, игру как метод обучения и воспитания широко использовали в процессе передачи младшим поколениям опыта старших.

С.Л.Рубинштейн отмечал, что игра — это школа жизни и практика развития детей. Л.С.Выготский рассматривал игру как пространство внутренней социализации ребенка. Д.Б.Эльконин говорил о способности человека включаться в игру в любом возрасте, при этом меняется только содержание игры. В основе психологических механизмов игровой деятельности лежат естественные потребности личности в самовыражении, самоутверждении и самореализации. Игровые педагогические технологии включают в себя обширную группу методов и приемов организации педагогического процесса.

В ходе нашего диссертационного исследования мы убедились, что наиболее продуктивными в работе с девиантными детьми школ-интернатов и специальных школ являются деловые игры. Деловая игра активизирует внимание ребенка в процессе усвоения нового материала, что весьма важно для детей особой психофизиологической природы, типичным для которых является рассеянность внимания и невозможность долго и сосредоточенно воспринимать информацию. В форме деловой игры учащиеся с большим интересом, и даже с некой долей азарта, выполняют задания на закрепление и повторение пройденного. Деловая игра как социально-педагогическая «форма организации жизни» (Г.К.Селевко) дает возможность проявления субъектной деятельности учащихся, способствует развитию его творческих способностей.

Экспериментальное исследование по активизации процесса восприятия искусства на занятиях «Мировой художественной культуры» в работе с подростками с разным уровнем интеллектуального развития

Для выявления активизации процесса восприятия искусства на занятиях мировой художественной культуры в работе с подростками с разным уровнем интеллектуального развития, осуществляемого в рамках разработанной диссертантом педагогической структуры содержания и освоения курса «МХК», было проведено многолетнее экспериментальное исследование в процессе работы автора диссертации в качестве учителя музыки и мировой художественной культуры в средней общеобразовательной школе с углубленным изучением искусства № 635, ННОУ «Школа будущего - Радуга», школе-интернате № 34, школе-интернате № 49, специальной общеобразовательной школе № 4 города Москвы. Экспериментальное исследование проводилось в несколько этапов. / этап (2003-2004) — поисково-теоретический. Изучение и анализ философской, психолого-педагогической, учебно-методической, правовой и медицинской литературы по проблеме исследования. Изучение состояния проблемы в практике обучения подростков с различным уровнем интеллектуального развития. Поиск и сравнительный анализ данных различных источников по теме диссертации. Обобщение и анализ существующего в практике опыта работы с детьми девиантного поведения, в том числе опыта работы автора диссертации. Определение исходных параметров исследования, уточнение научного аппарата исследования. Разрабатывались показатели и критерии, отражающие уровень развития восприятия произведений искусства подростками с различным уровнем интеллектуального развития

II этап (2004-2007) - констатирующий и формирующий эксперимент.

Анализ имеющихся школьных программ по предмету «Мировая художественная культура». На основе разработанных параметров и критериев в контрольной и экспериментальной группах последовательно определялись исходные уровни параметров, комплекс которых отражает динамику процесса восприятия произведений искусства на уроках мировой художественной культуры у подростков с различным уровнем интеллектуального развития, обосновывалась методика эксперимента и проводилась апробация разработанной педагогической модели в процессе опытно-экспериментальной работы с детьми девиантного поведения. III этап (2007-2008) - заключительно-обобщающий. Осуществлялись обработка, анализ и систематизация данных, полученных в контрольной и экспериментальной группах в ходе обучающего эксперимента. Проводилась проверка выводов и результатов исследования, уточнялись методические рекомендаций по формированию и развитию творческих и интеллектуальных способностей учащихся, их эмоциональной отзывчивости (эмпатии), гармонизации эмоционально-волевой сферы личности ребенка средствами искусства на уроке мировой художественной культуры.

В экспериментальном исследовании принимали участие учащиеся пятых, шестых классов школы-интерната № 49, специальной школы № 4, специальной школы № 2, средней общеобразовательной школы № 635 с углубленным изучением искусства города Москвы.

Цель экспериментального исследования — подтверждение результативности активизации восприятия произведений искусства подростками с различным уровнем интеллектуального развития на уроках мировой художественной культуры в рамках разработанной нами модели курса.

Задачей констатирующего эксперимента было выявление исходного уровня общекультурного развития учащихся — участников экспериментального исследования.

Исходный уровень развития учащихся пятых классов определялся следующими критериями:

- заинтересованность, внимание, первичный эмоциональный отклик,выкладывание собственной ценностной оценки;

- развитость художественного восприятия произведений искусства;

- способность учащихся к самостоятельной творческой и интеллектуальной деятельности;

- интерес к процессу обучения и активного восприятия учебного материала.

Контрольную группу составили учащиеся пятых, шестых классов специальной школы № 2 (восемнадцать человек) и средней общеобразовательной школы №635 (сто пятьдесят человек), в учебном процессе которых предмет «Мировая художественная культура» изучается на основе имеющихся базовых программ и стандартов.

Экспериментальную группу составили учащиеся пятых, шестых классов школы-интерната № 49 (семьдесят два человека) и пятых, шестых классов специальной школы № 4 (двадцать шесть человек), которые изучали предмет «Мировая художественная культура» в рамках разработанной структуры содержания курса и форм обучения.

Разница в количестве учащихся, составивших контрольную и экспериментальную группы, объясняется разницей в нормативах наполняемости класса в обычных и специальных школах, а также в школах-интернатах.

В процессе исследования результативности активизации восприятия произведений искусства подростками с различным уровнем интеллектуального развития на уроках мировой художественной культуры в рамках теоретической и методической разработки содержания и форм обучения подростков с девиантным поведением, мы поставили перед собой следующие вопросы: можно ли зафиксировать динамику процесса гармонизации эмоционально-волевой сферы; можно ли в процессе восприятия художественного произведения осуществлять самоанализ и самокоррекцию деструктивных эмоций и форм поведения; можно ли у подростков школ-интернатов и специальных школ формировать и развивать чувство эмпатии, эмоциональной отзывчивости, самопознание чувств; способствует ли активизация восприятия искусства развитию творческих и интеллектуальных способностей учащихся. Поставленные вопросы определили основные направления исследования, представленные следующей схемой ( девиантный ребенок - ДР ):

Похожие диссертации на Активизация восприятия произведений искусства у подростков с различным уровнем интеллектуального развития