Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Дидактические особенности подготовки художников-стилистов на занятиях художественным конструированием текстильных изделий Карпеева Светлана Александровна

Дидактические особенности подготовки художников-стилистов на занятиях художественным конструированием текстильных изделий
<
Дидактические особенности подготовки художников-стилистов на занятиях художественным конструированием текстильных изделий Дидактические особенности подготовки художников-стилистов на занятиях художественным конструированием текстильных изделий Дидактические особенности подготовки художников-стилистов на занятиях художественным конструированием текстильных изделий Дидактические особенности подготовки художников-стилистов на занятиях художественным конструированием текстильных изделий Дидактические особенности подготовки художников-стилистов на занятиях художественным конструированием текстильных изделий Дидактические особенности подготовки художников-стилистов на занятиях художественным конструированием текстильных изделий Дидактические особенности подготовки художников-стилистов на занятиях художественным конструированием текстильных изделий Дидактические особенности подготовки художников-стилистов на занятиях художественным конструированием текстильных изделий Дидактические особенности подготовки художников-стилистов на занятиях художественным конструированием текстильных изделий Дидактические особенности подготовки художников-стилистов на занятиях художественным конструированием текстильных изделий Дидактические особенности подготовки художников-стилистов на занятиях художественным конструированием текстильных изделий Дидактические особенности подготовки художников-стилистов на занятиях художественным конструированием текстильных изделий
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Карпеева Светлана Александровна. Дидактические особенности подготовки художников-стилистов на занятиях художественным конструированием текстильных изделий : диссертация ... кандидата педагогических наук : 13.00.02 / Карпеева Светлана Александровна; [Место защиты: Моск. пед. гос. ун-т].- Орел, 2009.- 300 с.: ил. РГБ ОД, 61 09-13/1593

Содержание к диссертации

Введение

Глава 1 Психолого-педагогические особенности подготовки художников-стилистов на занятиях художественным конструированием текстильных изделий 13

1 title1 Подгоговка худолшиковчяилистов на ХГФ как педагогическая проблема 13

2Лсихолого-педагогические аспекты подготовки художнжов-стилистов в процессе художественного конструирования текстильных изделий 37

З.Методическое обоснование дидактических особенностей подготовки художников-стилистов на занятиях художественным конструированием текстильных изделий 78

Выводы по I главе 118

Глава 2. Экспериментальное обоснование дидактических особенностей подготовки художников-стилистов на занятиях художественным конструированием текстильных изделий 121

1 Методическая модель подготовки художников - стилистов на занятиях художественным конструированием текстильных изделий 121

иСритерии оценки работ студентов в ходе занятий художественным конструированием текстильных изделий 166

З. Экспериментальная проверка эффективности дидактических особенностей и методической модели подготовки художниковчлилистов 183

Выводы по П главе 226

Заключение 228

Список литературы 231

Приложения 243

Введение к работе

Реформы высшего образования предполагают обновление содержания образования, разработку более совершенных программ, эффективных форм и методов преподавания художественного конструирования текстильных изделий, отвечающих современным требованиям подготовки художников-стилистов. Такой художник-стилист должен быть способен к творчеству, в области художественно-конструкторской деятельности.

Изучение процесса художественного конструирования составляет фундамент общетеоретической, профессиональной и художественно-конструкторской подготовки специалиста художника-стилиста. Здесь закладываются основополагающие принципы обучения специальным знаниям, умениям и навыкам.

Проблема исследования, её актуальность.

Достижение дидактических целей, во многом зависит от оптимального построения и реализации учебного процесса.

В настоящее время, в учебном процессе на ХГФ при подготовке художников-стилистов большое внимание уделяется художественному направлению подготовки специалиста, что значительно снижает качество выполненных работ по художественному конструированию и вследствие этого неблагоприятно влияет на художественно-конструкторскую деятельность студентов в целом.

Рассматривая и анализируя труды педагогов- конструкторов, изучая диссертационные исследования подготовки студентов ХГФ, мы выявили, что не уделяется должного внимания дидактическим особенностям подготовки художников-стилистов по художественному конструированию текстильных изделий с учетом специфики курса. В результате этого имеет место традиционное обучение, что являет пассивность обучающихся при высокой односторонней активности преподавателя; в учебном процессе основная функция преподавателя состоит в сообщении готовых знаний, а студента - в

восприятии, осознании, запоминании и воспроизведении сообщенных знаний, а это формирует воспроизводящую познавательную деятельность; не налажена система контроля в процессе обучения специальным знаниям, умениям и навыкам студентов и отсутствует обратная связь; в частности в практике обучения преобладает форма итогового контроля, отсутствуют методические рекомендации по созданию педагогических условий для осуществления контроля.

Определению теоретических и методологических подходов к решению проблемы способствовал анализ дидактической, философской, психологической, педагогической литературы. В поисках решения проблемы исследования дидактических особенностей мы обратились к трудам М.А. Данилова, И.К. Журавлева, И.Н. Казанцева, В.В. Краевского, И.Я. Лернера, М.Н. Скаткина, Н.М. Шахмаева; концепция моделирования, проектирования, конструирования педагогических процессов, контроль и оценка результатов обучения изложены в работах B.C. Аванесова, СИ. Архангельского, В.П. Беспалько, З.Д.Жуковского, Н.В.Кузьминой, П.И.Образцова, Н.Ф. Талызиной, А.И. Умана, К.Ж.Черновой и др.; современные идеи демократизации и гуманизации общеобразовательного процесса в высшей школе рассмотрены Б.С. Гершунским, В.Н. Гончаровым и В.Н. Филипповым, К.А. Калиным, Ю.П. Свириденко, И.Б. Федоровым и др.

Для выявления дидактических особенностей подготовки художников-стилистов учитывались аспекты усовершенствования преподавания курса «Моделирование и конструирование одежды» на художественно -графическом факультете и рассматривались диссертационные исследования Т.В. Гановой, Ю.Г. Коваленко, Е.Н. Ковешниковой, Л.М. Стратоновой, Е.В. Плотниковой, СИ. Понамарькова; опыт практического обучения конструированию, композиции изучались работы и диссертационные исследования А.Д. Алехина, Е.Б. Кобляковой, Л.С Мазикина, B.C. Кузина, В.В. Петровой, Н.Н. Петрушиной, Н.Н. Ростовцева, А.Е.Терентьева, А.С Хворостова, Е.В. Шорохова и др.

Рассматривая возможности подготовки студентов ХГФ по художественному конструированию текстильных изделий, были изучены психолого-педагогические труды, посвященные проблемам психологии творчества и активизации развития психических процессов сознания: В.Г. Ананьева, Л.С. Выготского и др; по вопросам возрастной и педагогической психологии - П.Я. Гальперина, В.В. Давыдова, B.C. Конна, А.Н. Леонтьева и др; научные основы учебно-воспитательного процесса содержатся в трудах Ю.К. Бабанского, Н.С. Боголюбова, Н.Л. Лернера, М.Н. Скаткина, B.C. Сластенина и др., психолого-педагогические аспекты исследования контроля и оценки знаний, умений и навыков учащихся изложены в работах Ю.К. Бабанского, Н.Г. Дайри, М.И. Дьяченко, М.И. Зарецкого, Р.Г. Лемберга, Б.Т. Лихачева, Е.И. Перовского, Н.Н. Пидкасистого, И.П. Подласого. Особенности и условия оценки результатов учебной деятельности, а также определение ее критериев рассматривались в работах В.П. Беспалько, З.И. Калмыковой, А.А. Кыверялга, В.Л. Рысс, И.Т. Огородникова и др

Анализ научной литературы позволяет сделать вывод, что художественное образование студентов рассмотрено в научных исследованиях широко, но вопросы дидактических особенностей подготовки художников-стилистов по художественному конструированию текстильных изделий представлены недостаточно.

Актуальность исследования связана с необходимостью выявить дидактические особенности подготовки художников-стилистов на занятиях художественным конструированием текстильных изделий, целенаправленно влияющие на их художественно конструкторскую деятельность.

Исходя из актуальности, мы определили проблему исследования: выявить дидактические особенности и разработать методическую модель подготовки художников стилистов по художественному конструированию текстильных изделий, проверить их экспериментально. Решение этой проблемы способствует развитию художественно-конструкторской

деятельности студентов, творческому подходу к обучению специальным знаниям, умениям и навыкам.

С учетом вышесказанного мы сформулировали тему исследования: «Дидактические особенности подготовки художников-стилистов на занятиях художественным конструированием текстильных изделий».

Цель исследования: решение данной проблемы.

Объект исследования: дидактические особенности подготовки художников-стилистов на занятиях дисциплины «Конструирование костюма».

Предмет исследования: методическая модель подготовки художников-стилистов на занятиях художественным конструированием текстильных изделий.

Гипотеза исследования: подготовка художников-стилистов на занятиях художественным конструированием текстильных изделий будет более эффективной, если при разработке специальной методической модели, использовать дидактические особенности, учитывающие специфику курса, и включающей в себя:

цели, задачи и содержание учебного предмета «Конструирование костюма», доступное освоению студентами;

дидактические принципы, формы, методы обучения специальным знаниям, умениям и навыкам студентов;

- средства обеспечения учебно-воспитательных и развивающих
процессов на занятиях художественным конструированием: ТСО, наглядные
пособия, контрольно-дидактический инструментарий; учет особенностей
изучения художественного конструирования и соответствия форм контроля
действиям и учебным достижениям учащихся.

В соответствии с проблемой, целью, предметом и гипотезой были определены задачи исследования:

1. Изучить и проанализировать философскую, дидактическую, психолого-педагогическую, методическую, и специальную литературу по

исследуемой теме, состояние научных исследований и достижений по применению различных дидактических приемов подготовки студентов.

2. Исследовать структуру и содержание традиционных и
нетрадиционных форм обучения специальным знаниям, умениям и навыкам
и систематизировать их.

3. Проанализировать дидактические особенности, оказывающие
эффективное влияние на процесс изучения художественного
конструирования текстильных изделий.

4. Разработать критерии оценки, определяющие уровень
сформированности у студентов специальных знаний, умений и навыков по
художественному конструированию текстильных изделий.

5. Теоретически обосновать, разработать и экспериментально
проверить выявленные дидактические особенности, направленные на
формирование знаний, умений и навыков, входящие в методическую модель
подготовки художников-стилистов на занятиях дисциплины
«Конструирование костюма» и включающую в себя: программу обучения
художественному конструированию текстильных изделий, методические
рекомендации по эффективному применению различных форм и методов
обучения и контроля специальных знаний, умений и навыков, серию
дидактических наглядных пособий, дидактический инструментарий для
предлагаемых форм контроля качества специальных знаний, умений и
навыков, способствующих художественно-конструкторскому
совершенствованию студентов в различных технологиях с целью обучения
специальным знаниям, умениям и навыкам.

Методологическую и теоретическую основу исследования составляют ведущие положения в области философии, дидактики, психологии, эстетики; работы по общей педагогике, эстетическому воспитанию, методике преподавания художественного конструирования, исследования известных педагогов, касающихся вопросов развития

конструирования и теории контроля и оценки учебно-познавательной деятельности учащихся.

Методы исследования:

- изучение и анализ научной, дидактической, педагогической,
методической литературы диссертационных исследований в данной области;

анализ учебных планов и программ по художественному конструированию текстильных изделий;

- наблюдение за познавательной, репродуктивной и творческой
деятельностью студентов;

- беседы, анкетирование и тестирование студентов;

- педагогический эксперимент и обобщение данных опытно-
экспериментальной работы;

- анализ продуктов деятельности студентов.
Этапы исследования.

I этап (2003-2004) -констатирующий. Предполагал анализ состояния и
изучения степени теоретической разработанности проблемы; изучение
практической педагогической деятельности, определение цели и задач
педагогического эксперимента. Анализ содержания теории и практики курса
художественного конструирования текстильных изделий по специальности
«Художественное проектирование костюма», выявление дидактических
особенностей подготовки студентов ХГФ.

Определились исходные данные исследования, его предмет, задачи, рабочая гипотеза и методы экспериментальной работы и проведение констатирующего и поискового экспериментов.

II этап (2004-2006)- формирующий. Проверка гипотезы эксперимента.
Разработана методическая модель, построенная на дидактических
особенностях подготовки художников-стилистов на занятиях
художественным конструированием текстильных изделий, учитывающих
специфику курса. Определились методы и приемы обучения специальным
знаниям, умениям и навыкам студентов по художественному

конструированию текстильных изделий, методы и формы контроля в процессе обучения.

III этап (2006-2009) - контрольный. На этом этапе был проведен сравнительный анализ и описаны результаты теоретического и экспериментального исследования. Проведена систематизация и обобщение материалов.

Научная новизна исследования заключается в том, что:

разработаны, научно-обоснованы и экспериментально проверены дидактические особенности, включающие методическую модель подготовки художников-стилистов на занятиях дисциплины «Конструирование костюма» где:

использованы проблемные и эвристические методы обучения, методика развития умений и навыков «Десантный метод», метод «Цепочки», метод «Восхождения по спирали» и др;

применена оригинальная подача учебного материала, рассмотрены особенности организации и проведения занятий, направленных на формирование специальных знаний, умений и навыков, и творческий подход к решению задач конструктивного характера, что развивает созидательно-продуктивную деятельность студентов;

прослежена динамика учебных достижений студентов и разработаны критерии оценки учебных и творческих работ по художественному конструированию текстильных изделий;

разработан контрольно-дидактический инструментарий оперативных форм контроля, несущий индивидуальный характер: тесты, блиц-контрольные, блиц-опросы, карты пооперационного контроля; контрольно-дидактический инструментарий;

- в соответствии с разработанной программой подготовлены
методические рекомендации для проведения занятий со студентами по
отдельным разделам и темам, позволяющие качественно организовывать их

художественно-конструкторскую подготовку при выполнении специальных упражнений;

Теоретическая значимость результатов исследования: решена значительная научно-педагогическая задача выявления дидактических особенностей, направленных на эффективное формирование специальных знаний, умений и навыков, включающие методическую модель подготовки художников-стилистов на занятиях художественным конструированием текстильных дисциплины «Конструирование костюма». Теоретически обоснованы методические условия подготовки художников-стилистов, позволяющих осуществлять обучение специальным знаниям, умениям и навыкам художественного конструирования. Определено и разработано содержание учебного предмета «Конструирование костюма», направленное на развитие специальной подготовки студентов ХГФ; экспериментально обоснована необходимость и целесообразность использования дидактических особенностей на занятиях дисциплины «Конструирование костюма».

Практическая значимость результатов исследования:

-разработаны дидактические особенности направленные на эффективное формирование специальных знаний, умений и навыков, включающие методическую модель подготовки художников-стилистов на занятиях художественным конструированием текстильных дисциплины «Конструирование костюма»;

- разработанный учебно-методический комплекс, включающий в себя:
программу курса дисциплины «Конструирование костюма», систему
практических рекомендаций по проведению занятий, методические пособия
(наглядные материалы: плакаты, раздаточный материал, таблицы),
технологии исполнения заданий, контрольно-дидактический

инструментарий, позволяющие использовать полученные специальные знания, умения и навыки не только на занятиях по художественному

конструированию, но и по муляжированию, конструктивному моделированию текстильных изделий;

- результаты исследования могут быть использованы: при разработке новых учебно-методических комплексов и для корректировки существующих программ по художественному конструированию текстильных изделий, в том числе созданные рекомендации и критерии оценки в ходе практической деятельности, способствующие эффективности обучения, при разработке новых учебно-методических комплексов и для корректировки существующих программ по художественному конструированию текстильных изделий.

Достоверность результатов исследования обеспечена избранной методической основой и системой методов исследования; опытно-экспериментальной проверкой основных положений данного исследования; сравнительно - сопоставимым анализом исходных и конечных результатов исследования; непосредственным участием автора в опытно-экспериментальной работе.

Апробация результатов исследования.

Основные выводы и результаты исследования закладывались и обсуждались на заседаниях кафедры художественного проектирования швейных изделий Орловского государственного университета; на научно практических конференциях по итогам научно-исследовательской работы в Орловском государственном университете (ОГУ), КГУ, ЛГУ.

На защиту выносятся следующие положения:

  1. научно-методическое обоснование дидактических особенностей подготовки художников стилистов на занятиях художественным конструированием текстильных изделий;

  2. разработанная автором методическая модель обучения специальных знаний, умений и навыков направленная на повышение качества специальной подготовки студентов ХГФ на занятиях дисциплины «Конструирование костюма»;

3. специально разработанный учебно-методический комплекс, включающий: систему практических рекомендаций по проведению занятий, методические пособия (наглядные материалы: плакаты, раздаточный материал, таблицы), технологии исполнения заданий, позволяющие использовать полученные специальные знания, умения и навыки не только на занятиях по художественному конструированию, но и по муляжированию, конструктивному моделированию текстильных изделий, разработан контрольно-дидактический инструментарий.

Структура и объем диссертации.

Диссертация состоит из введения основного содержания (двух глав), заключения, списка литературы и приложения.

Подгоговка худолшиковчяилистов на ХГФ как педагогическая проблема

На современном этапе в российской вузовской системе образования происходят глубокие структурные и содержательные изменения. Они затрагивают все направления подготовки студентов в высшей школе, поэтому необходимо постоянно совершенствовать учебно-воспитательный процесс в вузе.

В новых экономических условиях изменчивость спроса на рынке труда, рост требований к профессиональной компетентности специалистов, развитие сферы образовательных услуг, переориентированной на удовлетворение потребностей различных категорий граждан, ставят систему художественного образования нашей страны перед объективной необходимостью создания гибких, адаптивных педагогических технологий, позволяющих осуществлять обучение.

Высшее образование с художественным направлением, поиски эффективных путей овладения им вызывали и вызывают интерес у исследователей различных направлений науки: философов, дидактиков, психологов, педагогов, художников, дизайнеров, искусствоведов и др.

Перед каждым педагогом всегда стоят вопросы: как стимулировать всех учащихся заниматься систематически, как ускорить процесс усвоения материала, как активизировать их познавательную деятельность.

В настоящее время, процесс совершенствования подготовки художников- стилистов означает уже не только замену одних методик другими, но и перестройку учебных планов и программ, - меняется взгляд на всю систему формирования специалиста в целом. Чтобы понять закономерности процесса обучения и правильно руководить им, необходимо исследовать не только деятельность преподавателя, но также и деятельность студента. Нельзя исследовать только то, что делает преподаватель, какие дидактические методы он применяет. Чтобы ознакомить учащихся с художественным конструированием текстильных изделий, необходимо изучить и то, как учащийся усваивает предмет, какое влияние оказывают на развитие его личности его собственная работа и дидактические приемы преподавателя.

Обратимся к словарю Т.В. Орленко, где сказано, что стилист « это человек, владеющий искусством литературного стиля; пишущий хорошим стилем»[134]. Известно, что людей, владеющих хорошим стилем поведения (речь, костюм, пластика телосложения и т.п.) достаточно много, при этом они не являются ни дизайнерами, ни стилистами.

В основе такого индивидуального стилевого поведения лежит хороший вкус, определенный уровень интеллекта и культуры. Сама возможность человека планировать свои действия предполагает использование общественно выработанных средств. Планируя свой гардероб одежды, человек мысленно оперирует известным ему стилем, представлениями о предметах костюма и способах их использования. При этом он опирается на приемы, уже отработанные обществом и усвоенные им.

Специальность художник- стилист в нашей стране новая. Специалисты проектируют облик рождающейся моды. Они занимаются поиском новых форм, новых образцов, новой философии в костюме современного человека. Творческая деятельность этих специалистов определяет эстетический идеал своего времени и формирует, таким образом, наши вкусовые предпочтения.

Предметом деятельности художников- стилистов является внешний облик человека в целом: и одежда, и аксессуары, и прическа, и макияж, и даже манера поведения. Эта специальность, имеет художественно конструкторскую направленность и предполагает профессиональную подготовку в высшей школе не менее 5 лет [20].

Отметим, что в настоящее время в швейной промышленности действуют в основном средние и малые предприятия (малые - до 50 человек, средние от 50 до 500 человек). Поэтому необходимо совершенствовать учебный процесс по подготовки художников — стилистов, где особое значение имеет необходимость обучения специальным знаниям, умениям, навыкам художественно-конструкторской деятельности в подготовке художников - стилистов для малых предприятий, связанных с художественно-конструкторской работой в области производства текстильных изделий. Для перспектив потенциального трудоустройства выпускников на малых и средних предприятиях практическая подготовка по художественному конструированию текстильных изделий является отличным фундаментом для будущего профессионального роста.

Специалист этой области должен обладать высоким творческим потенциалом в художественно-конструкторской деятельности, соединяющей в себе решение как художественных, так и конструкторских задач и требующей развития особого конструктивного мышления, отвечающего принципам технического и художественного творчества.

Учебный процесс на художественно- графическом факультете обладает большими возможностями и неиспользованными в области художественного конструирования резервами. Это целиком можно отнести к дисциплине «Конструирование костюма», входящей в программу подготовки художников - стилистов. Учитывая специфику факультета, дисциплина «Конструирование костюма», должна самым тесным образом увязываться с художественными дисциплинами учебного плана, где специальные умения и навыки развивают у студента образное мышление, фантазию, совершенствуют вкус и творческие способности, дают знания и навыки, необходимые для проектирования костюма, а также развития направления моды, художественного конструирования и моделирования текстильных изделий.

Следует отметить, что на данный момент решение проблемы обучения и разработка научно — обоснованной методической модели подготовки художников - стилистов, по дисциплине «Конструирование костюма» с использованием дидактических особенностей, учитывающие специфику курса является недостаточно исследованной проблемой педагогики. Конечным результатом этой подготовки является формирование специальных знаний, умений и навыков художников - стилистов по художественному конструированию текстильных изделий.

Проблема преподавания конструирования, развития творческо-конструкторской деятельности, развитие системы обучения и воспитания на художественно- графическом факультете освещены в работах: Алехина А.Д., Кобляковой Е.Б., Коваленко Ю.Г., Ковешниковой Е.Н., Кузина B.C., Петровой В.В., Петрушеной Н.Н., Ростовцева Н.Н., Стратоновой Л.М., Терентьева А.Е., Хворостова А.С., Шорохова Е.В., и др.

За последние годы выполнено ряд исследований в следующих направлениях: работы по дидактике высшей школы (С.И.Архангельский, В.И.Андреев, Е.Л.Белкин, В.И. Загвязинский, П.И. Пидкасистый, Н.А. Аитов, Г.Н.Александров, P.P. Мавлютов, А.Ф. Меняев и др.); теории педагогических систем(В.П. Беспалько, И.Я. Лернер, B.C. Леднев и др.); посвященные природе педагогического знания (В.В. Краевский); о целостности образовательного процесса (B.C. Ильин, И.Я. Лернер, М.И. Скаткин); о личностно развивающих функциях обучения (Е.В. Бондаревская, Н.В. Бочкина, З.В. Васильева, Т.И. Мальковсая, А.П. Тряпицина); о специфической природе педагогической деятельности (В.Н. Загвязинский, И. А. Колесникова, В. А. Сластенин); творчество и техническое конструирование учащихся (СИ. Вульфсон, С.А. Новоселов, А.Л. Соломин, И.А. Топоров и др.); формирование творческого мышления, способностей и культуры молодежи (В.В Бабушкина, М.М. Зиновкина, Т.Н. Ильина, СИ.

Пешков, Е.В. Плотникова и др.); педагогические условия развития графических умений студентов (А.Г. Дорошенко, Н.С. Жданова, В.А. Курина, А.В. Савицкая, Т.А. Унсович, Л.С. Шабека и др.); теория системно-комплексного подхода к анализу педагогических явлений и процессов (В.Г. Афанасьев, В.П. Беспалько, Ф.Ф. Королев, Н.В. Кузьмина, Ю.А. Кустов, А. И. Субетто, В.Я. Якунин и др.); мотивации в обучении (П.Я. Гальперин, О.С. Гребенюк и др.); концепция моделирования, проектирования, конструирования педагогических процессов (С. И. Архангельский, В.П. Беспалько, Н.Ф. Талызина, Ю.К. Чернова и др.); современные идеи демократизации и гуманизации общеобразовательного процесса в высшей школе (Б.С. Гершунский, В.Н. Гончаров и В.Н. Филиппов, К.А. Колин, Ю.П. Свириденко, И.Б. Федоров и др; теоретические основы преемственности в обучении (А.В. Батаршев, Ш.И. Ганелин, СМ. Годник, Ю.А. Кустов, А.А. Кыверялг, М.И. Махмутов, А.Г. Мороз и др.)

Методическая модель подготовки художников - стилистов на занятиях художественным конструированием текстильных изделий

Прежде чем приступить к созданию собственной методической модели была изучена специальная литература, касающаяся методик преподавания конструирования в других вузах.

Основные вопросы, рассматриваемые в данном параграфе: методы, приемы, средства и формы обучения, способствующие обучению специальным знаниям, умениям и навыкам студентов на занятиях по художественному конструированию текстильных изделий. Целью является построение методической , модели, эффективность которой в обучении специальным знаниям, умениям и навыкам будущих художников - стилистов и проверки дальнейшим ходом экспериментальной работы. Это помогло определить систему специальных знаний, умений и навыков дисциплины «Конструирование костюма», а также разработать и экспериментально проверить модель преподавания, определить эффективность содержания обучения.

К сожалению, на сегодняшний день в отечественной педагогической теории и практике подготовки художника - стилиста нет единой системы изложения преподавания дисциплины «Конструирование костюма».

Учебный процесс в высшей школе строится на базе двух видов подготовки: теоретической и практической. Первая осуществляется через чтение лекций, проведение экскурсий, бесед, инструктажей и др., т.е. сообщение всей необходимой информации преподавателем в вербальной форме с помощью наиболее важных моментов с помощью наглядных, а также технических средств обучения. Качественное закрепление полученных знаний производится на занятиях. Для закрепления специальных знаний и выработки специальных практических умений, и навыков их усвоение и применение необходимо определенное количество упражнений и лабораторных работ. Однако специальное обучение не сводится к обучению художника-стилиста только к техническим умениям и навыкам, им необходимы еще и навыки творчества, т.к. способность к творческой деятельности в условиях развития, современного общества выделяется как одна из главных. Таким образом, перед нами ставится- задача обучения специальным знаниям, умениям и навыкам, той цельной основы, на которой в дальнейшем смогут развиваться художественно - конструкторские способности. От качества ее формирования, будет зависеть последующая художественно - конструкторская деятельность художника-стилиста. Кроме того, эти специальные знания, умения и навыки должны быть-мобильными, чтобы учащиеся без особых усилий могли переносить их на другие виды деятельности. Специальные знания, умения и навыки по художественному конструированию текстильных изделий полностью отвечают этим требованиям.

Отмечая значимость специальных знаний, умений и навыков и недостаточное количество методических пособий и рекомендаций по освоению художественного конструирования текстильных изделий мы поставили своей целью создание методической модели, дающей возможность обучить необходимым специальным знаниям, умениям и навыкам в области художественного конструирования текстильных изделий.

В нашем понимании методическая модель представляет собой определенным образом организованную совокупность цели, содержания, условий, методов, форм и средств обучения направленную на усовершенствование учебной деятельности.

В ходе исследования была разработана методическая модель подготовки художников-стилистов по художественному конструированию текстильных изделий на базе дисциплины «Конструирование костюма». Эта модель направлена на овладение теоретическими основами художественного конструирования, а .также приобретение студентами конструкторско-практических умений и навыков. Процесс обучения специальным знаниям, умениям и навыкам осуществлялся с помощью конструкторской деятельности, в ходе которой студенты учились разрабатывать по известным методикам конструирования базовые конструкции и формировать силуэт модели при помощи прибавок с учетом форм фигур различного телосложения, а также анализировать и модифицировать конструкции и исправлять их недостатки. Все практические задания носили художественно конструкторский характер. При их выборе мы опирались на тот факт, что процесс обучения происходит гораздо быстрее и активнее, если деятельность, в которую включены студенты, имеет художественно -конструкторскую, направленность. Художественно - конструкторскую, деятельность мы рассматривали как главное средство обучения- специальным знаниям, умениям и навыкам.

Методика и экспериментальная технология обучения дисциплине «Конструирование костюма» разрабатывались на кафедре художественного проектирования швейных изделий художественно-графического факультета Орловского государственного университета на основе программ, опыта и рекомендаций других специализированных вузов, с учетом возможностей ОГУ. Поиски путей обучения специальным знаниям, умениям и навыкам привели к системе, в которой определилось направление преподавания, четко выявились темы заданий, определись конкретные цели.

Основополагающими в процессе разработки методической модели курса «Конструирование костюма», явились положения педагогики и психологии высшей школы, педагогики и психологии художественно -конструкторской деятельности.

Использование методической модели обучения специальным знаниям, умениям и навыкам по художественному конструированию текстильных изделий предполагает учет всех сторон подготовки художников-стилистов, включая:

а) исходные уровни подготовки студентов по дисциплинам: «Ведение в специальность», «Композиция костюма», «Муляжирование»,

«Архитектоника», «История костюма» и т.д.;

б) индивидуально-психологические особенности личности;

в) условия качественно оптимизированного учебного процесса по художественному конструированию;

г) специфику деятельности.

Исходя из этого, возникает вопрос: Как научить художника - стилиста и сформировать у него специальные знания, умения и навыки в процессе изучения дисциплины «Конструирование костюма»?

Экспериментальная проверка эффективности дидактических особенностей и методической модели подготовки художников

Для того чтобы выяснить эффективность дидактических особенностей и разработанной нами методической модели подготовки художников — стилистов на занятиях художественным конструированием текстильных изделий по дисциплине «Конструирование костюма», нами было разработано и проведено экспериментальное исследование.

В современных педагогических исследованиях эксперимент является средством активного влияния на учебный процесс, инструментом поиска и совершенствования новых, более рациональных путей решения учебных задач.

Педагогический эксперимент, проводимый в рамках нашего исследования, был призван:

диагностировать уровни приобретения специальных знаний, умений и навыков в области художественного конструирования текстильных изделий;

выявить наиболее сложные моменты в обучении специальным знаниям, умениям и навыкам в процессе освоения художественного конструирования текстильных изделий;

создать оптимальные условия для разрешения возникающих трудностей с помощью внедрения в учебный процесс научно -методических разработок нашего исследования;

проверить эффективность работы предлагаемой методической системы на практике.

Эксперимент проходил на художественно - графическом факультете Орловского государственного университета. В эксперименте участвовали две академические группы 3 курса специальности «Художественное проектирование костюма». Группы были сформированы деканатом задолго до проведения нашего экспериментального исследования.

Количество человек в первой группе - 12, во второй также - 12. Специальной подготовки, по художественному конструированию не имели, кроме занятий по трудовому обучению в средней школе, а также на первых годах обучения в вузе по дисциплине «Введение в специальность» и в процессе прохождения учебной практики на втором курсе.

Проблема научно-методического обоснования системьг обучения специальным знаниям, умениям и навыкам студентов ХГФ по художественному конструированию текстильных изделий разрабатывалась и решалась в течение с 2003-2008 учебные года. Эксперимент состоял из нескольких этапов: констатирующий, поисковыйП этап)- определялись исходные данные, исследования, его предмет, задачи, рабочая- гипотеза, и методы, экспериментальной- работы; формирующий (2 этап)- проведение формирующего эксперимента с целью исследования уровня художественно -конструкторской подготовки студентов ХГФ по художественному конструированию текстильных изделий средствами художественного конструирования. Определились методы и приемы обучения специальным знаниям, умениям и навыкам студентов по художественному конструированию текстильных изделий; и контрольный (3 этап)- разработан и проведен контрольный эксперимент, показывающий эффективность разработанной методической системы проведения занятий дисциплины «Конструирование костюма» средствами художественного конструирования текстильных изделий. Определена результативность применяемых методов. В этот период систематизировался и обобщался материал, проверялись выводы и методические рекомендации.

Для изучения»исходного состояния, подготовки художника - стилиста-в области художественного конструирования текстильных изделий на занятиях дисциплины «Конструирование костюма» был проведен констатирующий эксперимент 2003-2004 учебные года.

В ходе констатирующего эксперимента решались следующие задачи:

1. определить степени приобретенных специальных знаний, умений и навыков.в области художественного конструирования текстильных изделий и выявить уровня подготовленности к художественно-конструкторской деятельности;

2. определить контрольную и экспериментальную группы;

3. выявить причины затруднений при выполнении лабораторных работ по художественному конструированию;

4. определить условия, влияющие на качество выполнения практических работ.

5. определить содержания, формы и методы организации художественно-конструкторской деятельности студентов с целью разработки экспериментальной программы по художественному конструированию текстильных изделий;

6. изучить современное состояние учебно-воспитательной работы;

7. изучить требования к организации занятий по художественному конструированию и ознакомиться с материально- техническим обеспечением занятий по художественному конструированию;

Поставленные задачи обусловили использование комплексного подхода, включающего следующие методы: наблюдение за деятельностью студентов; беседа со студентами; анкетирование и тестирование; изучение различной учебной, специальной и методической литературы и др.

В результате анализа программ преподавания художественного конструирования, методических рекомендаций, наглядных пособий были сделаны следующие выводы, что:

организация обучения, и её методы однообразны;

в изложении учебного материала существует бессистемность;

слабая материальная оснащенность занятий, недостаточно наглядных пособий;

не запланированы экскурсии на швейные предприятия, музеи, выставки. Для определения степени приобретенных студентами специальных знаний, умений и навыков в области художественного конструирования текстильных изделий были проведены два среза:

1. срез по определению уровня теоретических знаний;

2. срез по определению уровня конструкторско - практических умений разработки и анализа конструкций.

Первый срез по теории художественного конструирования текстильных изделий проводился в виде теста на выявление у художников стилистов первоначальных специальных знаний, умений и по художественному конструированию и включал. 26 вопросов, ответы на которые студенты давали письменно. Качество знаний определялось по трем уровням: низкий, средний и высокий. Низкий - ответ на 7-9 вопросов, средний - ответ на 10-12 вопросов, высокий- ответ на 24-26 вопросов. Были определены параметры, по которым анализировали работы студентов:

1. наблюдательность;

2. степень развитости конструктивного мышления;

3. степень развитости творческого воображения;

4. степень развитости чувства пропорции, линии, формы;

5. знание терминологии;

6. знание процесса измерения фигуры

Похожие диссертации на Дидактические особенности подготовки художников-стилистов на занятиях художественным конструированием текстильных изделий