Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Формирование артистизма у детей младшего школьного возраста в системе учреждений дополнительного образования Харлашко, Милена Александровна

Формирование артистизма у детей младшего школьного возраста в системе учреждений дополнительного образования
<
Формирование артистизма у детей младшего школьного возраста в системе учреждений дополнительного образования Формирование артистизма у детей младшего школьного возраста в системе учреждений дополнительного образования Формирование артистизма у детей младшего школьного возраста в системе учреждений дополнительного образования Формирование артистизма у детей младшего школьного возраста в системе учреждений дополнительного образования Формирование артистизма у детей младшего школьного возраста в системе учреждений дополнительного образования
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - 240 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Харлашко, Милена Александровна. Формирование артистизма у детей младшего школьного возраста в системе учреждений дополнительного образования : диссертация ... кандидата педагогических наук : 13.00.02 / Харлашко Милена Александровна; [Место защиты: Моск. гос. ун-т культуры и искусств].- Москва, 2011.- 189 с.: ил. РГБ ОД, 61 11-13/535

Содержание к диссертации

Введение

Глава 1. Теоретико-методические основы формирования артистизма у детей младшего школьного возраста на уроках вокала 16

1.1. Сущность и специфика артистизма детей младшего возраста в процессе обучения вокалу 16

1.2. Структура, содержание и педагогические условия формирования артистизма учащихся в системе дополнительного образования 59

Глава 2. Методика формирования артистических способностей у детей младшего школьного возраста в процессе обучению вокалу 90

2.1. Задачи, организация и содержание констатирующего этапа экспериментального исследования 90

2.2. Формирующий этап экспериментального исследования и его результаты 105

Заключение 141

Список литературы 146

Приложение 173

Введение к работе

Актуальность исследования. Модернизация системы образования, начавшаяся в нашей стране, связана с процессами гуманизации, демократизации общественной жизни повлекла за собой необходимость в дополнительном образовании детей.

Детские музыкальные школы, студии искусств, культурно-досуговые центры нуждаются сегодня в усовершенствовании сложившихся традиционных и создании новых форм и активных методов обучения, которые давали бы возможность овладения знаниями, умениями и навыками музыкального искусства.

Обучение в детском возрасте имеет ряд особенностей по сравнению с обучением в системе профессиональной подготовки. Одна из проблем учреждений дополнительного образования детей заключается в формировании у учащихся артистизма в процессе обучения вокалу, под которым понимается сложное мотивационно-смысловое образование.

На решение этой задачи направлены усилия отечественной науки, общеобразовательной школы, дошкольных учреждений, учреждений системы дополнительного образования и др. В этом направлении успешно работают педагогические коллективы и педагоги-новаторы, разрабатывающие и внедряющие в педагогическую практику оригинальные методики.

Понятие артистизма чрезвычайно сложно и многомерно. Оно вбирает в себя множество признаков. При этом на каждой новой фазе своей эволюции расширяется содержание этого понятия, дополняя его актуальными смыслами, характеристиками и требованиями.

Ребенок с раннего возраста вовлечен в музыкальную деятельность, прежде всего через такую доступную и демократичную, как пение. Являясь в большинстве своем формой активного общения с искусством, оно открывает широкие возможности реализовать идею воспитания артистизма у учащихся.

Однако и сегодня остаются проблемы, которые требуют осмысления и дальнейшей теоретической разработки, поскольку артистизм зачастую понимается в узком значении, как проявление актерских приемов и навыков, необходимых для профессии актера. Детская музыкальная школа изначально обладающая широкими воспитательными возможностями в плане формирования личности средствами искусства, но не использующая этот потенциал в должной мере, преимущественно прививает детям необходимые исполнительские умения и навыки, абстрагируясь от вопросов артистизма (творческой самореализации, способности устанавливать контакты с партнерами по сцене и диалог со зрительным залом).

В связи с этим проблема формирования артистизма заключается в разработке, теоретическом и экспериментальном обосновании путей совершенствования артистических способностей учащихся младшего школьного возраста в системе учреждений дополнительного образования детей, преодоления сложившихся противоречий между сложившихся в настоящее время условиями

деятельности детских музыкальных учебных заведений и недостаточной общепедагогической, музыкально-методической обеспеченностью учебного процесса.

Отсутствие целенаправленной педагогической работы по воспитанию артистизма у детей младшего школьного возраста при обучении пению, неиспользованный потенциал вокальной педагогики в развитии этого качества определили тему исследования «Формирование артистизма у детей младшего школьного возраста в системе учреждений дополнительного образования».

Степень изученности научной проблемы. Анализ научной литературы показал, что упоминания о развивающей функции искусства и художественного творчества мы находим в античной культуре: в трудах философов и педагогов, таких как Пифагор, Платон, Аристотель. Данные идеи нашли свое отражение в гуманистических теориях представителей Средневековья, эпохи Возрождения и просвещения.

В России теоретическая разработка проблем назначения человека, творческой свободы, осознания им возможностей самореализации рассматривалась в работах философов и мыслителей Н.А. Бердяева, И.А. Ильина, В.С. Соловьева, П.А. Флоренского.

Для нашего исследования представляли интерес научные труды следующих психологов, среди них: Л.И. Божович, Л.С. Выготский, А.В. Запорожец, Е.П. Ильин, К. Леонгард, А.Н. Леонтьев, В. Мухина, Э. Нойман, И.П. Павлов, Н.В.Рождественская, П.В.Симонов, А.С Спиваковская, Г.С. Тарасов, К. Юнг. По мнению Л.И. Божович, А.В. Запорожец театральные игры играют значительную роль в эстетическом развитии ребенка, так как у детей формируется особый вид познания в форме эмоциональных образов.

Вопросы развития творческих способностей детей с помощью театрализованных игр привлекают внимание психологов и педагогов (О. Акулова, Л.С. Выгодский, Р.Н. Жуковская, Е.В. Мигунова, Н.И. Сац и др.). Именно театрализованные игры, по мнению исследователей, являются источником раскрытия творческого потенциала ребенка.

Вопросы развития артистизма привлекали внимание не только деятелей театральной педагогики, но и музыкантов-исполнителей, психологов, музыкантов-педагогов: Ю.Л. Львова, В.А. Кан-Калик, М. Курбатов, С.Л. Рубинштейн, М.Н. Скаткин. В области театральной педагогики работали: Л.А. Баренбойм, Б. Брехт, М. Буткевич, Е.Б. Вахтангов, СВ. Гиппиус, Д. Дидро, Б. Е. Захава, В.А. Ильв, М.О. Кнебель, И.Э. Кох, В.Э. Мейерхольд, В.Н. Немирович-Данченко, К.С. Станиславский, Н.И. Сац, М.А. Чехов, Б. Шоу, М.С. Щепкин и др.

Свой вклад в теорию артистизма и истолкование артистизма в структуре театральной педагогики внесли: Ю.П. Азаров, В.М. Букатов, О.С. Булатова, П.М. Ершов, А.П. Ершова, Б. Е. Захава, Б.Я. Землянский, И.А. Зязюн, В.А. Кан-Калик, Е.Г.Кашина, Ю.Л. Львова, Л.С. Майковская, В.Ф. Моргун, М.А. Чехов, Е.А. Ямбург, и др.

Артистизм, как творческое начало в деятельности, раскрывается в трудах Б.Г. Ананьева, Л.С. Выготского, А.Н. Леонтьева, С.Л. Рубинштейна и др.

Проблемам совершенствования методологических основ музыкального воспитания детей, изучению детского голоса и методов его развития посвящены исследования ведущих ученых и деятелей музыкального воспитания — Э.Б. Абдуллина, О.А. Апраксиной, Т.И. Баклановой, Е.Я. Гембицкой, Л.С. Зо-риловой, А.Д. Кастальского, Д.Л. Локшина, Н.Д. Орловой, М.А. Руммер, В.Г. Соколова, В.Н. Шацкой и др.

Вопросы о музыкально-творческом развитии личности, в том числе и вокалистов, представлены в исследованиях ученых прошлого и настоящего, среди них: Э.Б. Абдуллин, Т.И. Бакланова, О.А. Блох, А.Д. Давыдов, Л.С. Зорилова, В.Г. Иванова, В.Г. Кузнецов, А.И. Лагутин, Л.С. Майковская, Е.И. Максимов, В.И. Петрушин, Д.А. Рабинович, В.Г. Ражников, Н.И. Ризоль, С.И. Савшинский, Г.М. Цыпин и др.

Вопросы личностного самоопределения и духовного воспитания отражены в трудах Э.Б. Абдуллина, А.И. Арнольдова, А.А. Аронова, Н.К. Баклановой, А.Д. Жаркова, Л.С. Жарковой Л.С. Зориловой, М.С. Кагана, А.Г. Казаковой, Д.С. Лихачев, Ю.Е. Окунева, Ю.В. Степняка, В.И. Черниченко, В.М. Чижикова, Г.М. Цыпина, М.И. Шинкаревой и др.

Определенный интерес для данного исследования представляют работы в области вокальной педагогики: М.С. Агина, И.Ю. Алиева, А.В. Басовой, П.В. Голубева, Л.Б. Дмитриева, Н.Н. Добровольской, В.В. Емельянова, Н.И. Ефимовой, А.Д. Кастальского, Т.Н. Овчинниковой, С.П. Юдина; диссертационные исследования Л.Л. Алексеевой, С.Н. Арчажниковой, С.И. Гладкой, Т.И. Горной, Л.В. Егоровой, М.Т. Картавцевой, С.А. Коноваловой, Е.И. Корот-ковой, Л.В. Кравчук, О.Г. Ланщиковой, А.Н. Ларина, М.В. Медведевой, Е.В. Николаевой, Е.П. Рожко, И.В. Ржепянской, М.Б. Сидоровой, Р.В. Сладкопевца, В.К. Тевлиной, Е.М. Шараповой, О.Е. Шиловой и др.

Артистизму посвящено большое количество научных работ последних лет: Р.К. Бажанова (рассматривает феномен артистизма), Д.А. Белухин (рассматривал артистизм как личностно-адаптационный комплекс), Ж.В. Ваганова (рассматривала педагогический артистизм как компонент творческой индивидуальности), Г.А. Гарипова (рассматривала формы и методы театральной педагогики, способствующие формированию артистизма личности будущих учителей музыки в процессе хоровой подготовки), Л.С. Майковская (как компонент художественно-коммуникативной деятельности педагога-музыканта), Н.И. Плешкова (вводит понятие «коммуникативная компетентность» и характеризует его как интегративное профессиональное качество, способствующих развитию таких способностей как креативность), А.К. Подгорная (как показатель профессиональной коммуникативной компетентности), А.Н. Чванова (рассматривала формирование артистизма у музыкантов-исполнителей как аспект профессиональной подготовки).

Объект исследования: музыкальное обучение и воспитание школьников в системе учреждений дополнительного образования.

Предмет исследования: процесс формирования артистизма у детей младшего школьного возраста в процессе обучения вокалу.

Цель исследования: теоретико-методологическое обоснование формирования артистизма у учащихся в учреждениях дополнительного образования детей, разработка и экспериментальная проверка методики его совершенствования в процессе обучения вокалу.

Задачи исследования:

выявить сущность и специфику артистизма как качества и совокупность способностей личности у детей младшего школьного возраста в процессе обучения вокалу;

раскрыть структуру, содержание и образовательной модели формирования артистизма вокалистов в системе дополнительного образования;

определить педагогические условия, способствующие эффективности формирования артистизма у учащихся на вокальных занятиях;

теоретически обосновать и экспериментально проверить эффективность методики формирования артистизма у младших школьников в процессе обучения вокалу в учреждениях дополнительного образования и осуществить сравнительный анализ сформированности артистизма в процессе исследования.

В основу исследования положена гипотеза, согласно которой, формирование артистизма у детей младшего школьного возраста на вокальных занятиях может быть эффективно, если: опираясь на глубокий теоретико-методологический анализ, будет выявлена сущность и специфика формирования артистизма как качества и совокупности способностей личности у детей младшего школьного возраста; основу учебного процесса составит содержание, структура и образовательная модель развития артистических способностей детей на вокальных занятиях, направленная на овладение выразительными средствами музыкального и театрального искусства; реализованы педагогические условия, обеспечивающие эффективность данного процесса; разработана и внедрена специальная методика, направленная на формирование артистизма как качества личности ребенка в процессе обучения вокалу, опирающаяся на синтез музыкального и театрального искусства.

Методологическую базу исследования составили положения ученых и мыслителей в области философии (Пифагор, Платон, Аристотель, Н.А. Бердяев, И.А. Ильин, В.С. Соловьев, А.П. Флоренский и др.); психолого-педагогические труды отечественных и зарубежных ученых, содержащие различные традиционные подходы к воспитанию (Л.И. Божович, Л.С. Выготский, А.В. Запорожец, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн, Г.С. Тарасов, Б.М. Теплов К. Юнг; культурологические аспекты проблемы творчества, духовности и культуры (А.И. Арнольдов, А.А. Аронов, Л.С. Зорилова, Д.С. Лихачев; идеи музыкальной и театральной педагогики (Э.Б. Абдуллин, О.А. Апраксина, Е.В. Вахтангов, Н.И. Немирович-Данченко, К.С. Станиславский, и др.); исследования ученых различных областей наук о ценности, уникальности, неповторимости каждого человека, а также концептуальные подходы к проблеме артистизма: системный, дея-тельностный и личностно-ориентированный.

Теоретическую основу исследования составили ключевые идеи и положения, выдвинутые ведущими учеными в области педагогики и психологии — О. Акулова, Н.П. Вербова, И. Гофман, Л.Б. Дмитриев, Е.П. Ильин, В.А. Кан-6

Калик, В.Г. Кузнецов, М. Курбатов, К. Леонгард, И.Я. Лернер, Ю.Л. Львова, В.С. Мухина, Э. Нойман, И.П. Павлов, Н.В. Рождественская, П.В.Симонов, М.Н. Скаткин, А.С Спиваковская; представления о музыкально-творческом развитии личности в трудах – А.Д. Давыдова, А.И.Лагутина, В.И. Петрушина, Д.А. Рабиновича, В.Г. Ражникова, Н.И. Ризоль, С.И. Савшинского; труды, где рассматривается феномен артистизма — О.С. Булатова, Б.Я. Землянский, Е.Г.Кашина, О.Г. Ланщикова, Л.С. Майковская; театральной педагогики — Л.А. Баренбойм, Б. Брехт, М. Буткевич, СВ. Гиппиус, Д. Дидро, Б. Е. Захава, В.А. Ильв, М.О. Кнебель, И.Э. Кох, В.Э. Мейерхольд, Н.И. Сац, М.А. Чехов, М.С. Щепкин; вокальной педагогики — А.В. Басова, П.В. Голубев, Л.Б. Дмитриев, С.П. Юдин и др.; идеи ценностного духовно-нравственного творческого становления личности — М.С. Каган, А.Г. Казакова, А.И. Щербакова и др.

В ходе исследования использовалось две группы методов.

Теоретические методы исследования включали: изучение и анализ педагогической, психологической, искусствоведческой, философской, театральной литературы с целью определения исходных положений, понятийного аппарата и направлений исследования; анализ и обобщение педагогической практики путем изучения концептуальных авторских подходов, методических разработок, программ по музыкальному воспитанию и обучению в учреждениях дополнительного художественного образования.

Эмпирические методы исследования включали: беседы, косвенное и включенное наблюдение, изучение продуктов деятельности (прослушивание музыкальных произведений в классе и на концертных выступлениях), анкетирование детей, педагогов, родителей; изучение результатов педагогической и исполнительской деятельности, как известных вокалистов, так и педагогов образовательных учреждений; педагогический эксперимент, сравнительный анализ полученных результатов, раскрывающих эффективность проведенной экспериментальной работы.

Базы исследования:

Изучение и анализ возможностей творческого потенциала вокальной педагогики в направлении развития артистизма у детей младшего школьного возраста происходило на базе учреждения дополнительного образования: Москва, Зеленоградский АО, ГОУ Дворец творчества детей и молодежи — Музыкально-хоровой центр «Лель»; Московская область, г. Клин, ГОУ Дворец культуры «Петровский» — Вокальная студия «Звездочки», Детская музыкальная школа №.1 (г. Подольск), реализующих программы художественного образования. Непосредственная реализация авторской концепции формирования артистизма у детей младшего школьного возраста в процессе обучения вокалу осуществлялась осуществлялась на базе Зеленоградского АО г. Москвы в ГОУ Дворца творчества детей и молодежи.. В исследовании принимали участие 288 респондентов. Из них — 156 детей, 85 родителей и 47 педагога.

Этапы исследования. Исследование проводилось с 2006 по нач. 2011 года и состояло из трех взаимосвязанных этапов. Первый этап (2006-2008 гг.) проводился анализ научных источников по проблеме исследования, изучалась степень ее разработанности; определялись теоретико-методологические основы

исследования. Этап включал изучение, обработку и систематизацию общей и специальной научной литературы, посвященной проблемам формирования артистизма у детей; разработку категориального аппарата исследования: определение проблемы, цели, задач, объекта, предмета и гипотезы; уточнение методического направления, подборку инструментария исследования, проведение исследовательской работы; анализ и оценку современного состояния проблемы исследования в теории и практике музыкального воспитания. Разрабатывалась методика экспериментальной работы с детьми, определялись диагностические показатели и уровни сформированности артистических способностей, а так же интереса учеников к заданиям по развитию артистизма на уроках вокала; разрабатывались задания по развитию артистизма для учащихся младшего школьного возраста. На данном этапе использовались методы наблюдения, прослушивания, беседы, опроса, изучения передового опыта формирования вокальных умений у детей, разрабатывались критерии оценки и диагностический инструментарий для определения уровня сформированности артистизма у детей младшего школьного возраста.

Второй этап — формирующий (2008-2009 гг.) предусматривал апробацию разработанной методики по формированию артистизма у детей младшего школьного возраста в процессе обучения вокалу на обозначенных выше базах исследования (констатирующий и формирующий этапы), которая включала индивидуальные занятия с учащимися; диагностировался исходный уровень артистизма у 65 учащихся; проводился формирующий этап педагогического эксперимента, в ходе которого осуществлялось внедрение и апробация авторской методики. На данном этапе использовались методы наблюдения, прослушивания, беседы, экспертных оценок, опроса, изучения результатов познавательной и исполнительской деятельности, педагогический эксперимент.

Третий этап (2009-нач.2011 гг.) — проводились обобщения полученных результатов исследования, систематизация и качественно-количественный анализ экспериментальных данных, проверка эффективности всей работы в процессе сопоставления исходных, промежуточных и завершающих данных, характеризующих изменения уровней овладения артистизмом, процесса формирования артистизма у детей в экспериментальной и контрольной группах; оформление результатов экспериментальной работы, теоретических выводов и практических рекомендаций; обоснование особенностей формирования артистизма у детей; подготовка к обсуждению полученных данных в форме докладов на конференциях, семинарах, совещаниях, «круглых столах». На данном этапе использовались методы анализа и оценки полученных данных, которые подтвердили гипотезу исследования.

Научная новизна диссертационного исследования:

1. Выявлена сущность и специфика артистизма как качества и совокупности способностей личности в процессе создания художественно-образного решения музыкального произведения у детей младшего школьного возраста в процессе изучения вокала посредством интеллектуальных процедур, включающая следующие компоненты: психотехнический, эмоционально-смысловой и художественно-исполнительский компоненты, проявляющиеся интерпрета-8

ции музыкально-драматургического содержания исполняемого произведения, эмоциональной заразительности слушателей, специфики общения со зрительным залом.

  1. Раскрыта содержание и структура образовательной модели: музыкально-актерская, музыкально-драматургическая, музыкально-хореографическая и музыкально-режиссерская учебная деятельность, направленная на формирование артистизма у учащихся в учреждениях дополнительного образования детей в процессе освоения систематизированных знаний, умений и навыков, способов и опыта художественно-творческой деятельности в области музыкального и театрального исполнительства, а также эмоционально-ценностного отношения к миру, друг к другу, к музыкальной деятельности, проявляющееся в формировании эмоционально-эстетической культуры.

  2. Определены педагогические условия, способствующие эффективному формированию артистизма у учащихся на вокальных занятиях (включенность детей в игровую деятельность, создание творческой атмосферы, артистический показ преподавателя, демонстрация видеозаписей, индивидуальный подход к ученикам);

  3. Разработана экспериментальная методика формирования артистизма у детей младшего школьного возраста, включающая систему специальных творческих заданий — музыкально-актерский аутотренинг, основу которого составляет синтез театрального и музыкального искусства, а также осуществлен сравнительный анализ на основе критериев сформированности артистизма учащихся в процессе обучения вокалу.

Теоретическая значимость исследования состоит в обобщении традиционных методов развития артистизма и разработке системы целенаправленных педагогических приемов и техник, направленных на оптимизацию формирования артистизма. Разработаны диагностические показатели уровня сформи-рованности артистизма, и интереса к творческой деятельности у учащихся, занимающихся вокалом. Теоретически доказана и практически проверена эффективность предложенной методики развития артистизма.

Практическая значимость исследования заключается в разработке эффективной авторской методики, основанной на элементах театральной педагогики. Все исследование носит практико-ориентированный характер, результаты которого могут быть внедрены в учебно-воспитательный процесс учреждений дополнительного образования и общеобразовательных школ.

Полученные данные могут быть использованы в разработке учебных программ, в подготовке к индивидуальным занятиям с детьми, в разработке анкет, опросных листов, позволяющих выявить уровень формирования и развития артистических способностей. Материалы могут быть использованы для дальнейшего изучения проблемы в других диссертационных исследованиях, в проведении научно-практических конференций, «круглых столов», семинаров и т.п.

Достоверность и объективность результатов исследования обеспечиваются опорой на методологическую базу, включающую в себя фундаментальные разработки в области общей, музыкальной педагогики и театральной педагогики; применением различных методов исследования, соответствующих по-

ставленным целям и задачам данного исследования; анализом качественных и количественных результатов опытно-экспериментальной работы.

Апробация и внедрение результатов исследования осуществлялись:

Основные положения, выводы и рекомендации исследования прошли апробацию на заседаниях кафедры музыкального образования Московского государственного университета культуры и искусств, в научных докладах и сообщениях диссертанта на международных, межвузовских научно-теоретических и научно-практических конференциях, которые проводились в 2006–2010 гг.. Ключевые положения диссертационного исследования использовались на теоретических семинарах, курсах повышения квалификации педагогов детских музыкальных учебных заведений, работников культуры и искусства, мастер-классах в ДМШ. ДШИ, УДОД; в публикациях по теме исследования.

Положения, выносимые на защиту:

  1. Артистизм как качество и совокупность способностей личности детей младшего школьного возраста, необходимые для успешного осуществления вокально-исполнительской деятельности, включает следующие взаимосвязанные и взаимодополняющие компоненты: психофизический, эмоционально-смысловой и художественно-исполнительский. В их содержание входит: развитое воображение, фантазия, внимание, аффективная память, эмоциональная заразительность, мимическая и пластическая выразительность, способность перевоплощения, создание на сцене соответствующей атмосферы, дикция, раскованность, сценическая свобода, музыкальность, обаяние.

  2. Структура и содержание образовательной модели формирования артистизма у учащихся на вокальных занятиях (музыкально-актерская, музыкально-драматургическая, музыкально-хореографическая и музыкально-режиссерская учебная деятельность), составляет основу синтеза музыкального и театрального искусства.

  3. Педагогические условия, способствующие эффективности формирования артистизма у детей в процессе обучения вокалу: применение элементов игры в виде специальных артистических заданий, направленных на освоение основных элементов театральной выразительности (действование актеров, их перевоплощение, предлагаемые обстоятельства), создание творческой атмосферы, артистический показ преподавателя, демонстрация видеозаписей, индивидуальный подход к ученикам.

  4. Экспериментальная методика формирования артистизма у детей младшего школьного возраста в учреждениях дополнительного образования, предполагающая профилирование содержания, форм и методов проблемно-развивающего обучения и специально разработанной системы артистических заданий, направленных на активизацию учебно-творческой деятельности учащихся в процессе обучения вокалу и способствующих раскрытию творческого потенциала ребенка.

Структура диссертации определена в соответствии с целью и задачами исследования и включает введение, две главы, заключение, список литературы и приложение.

Сущность и специфика артистизма детей младшего возраста в процессе обучения вокалу

Одной из приоритетных задач в настоящее время является становление и развитие творческой личности детей, поскольку соотношение между эмоциональной и рациональной сферой жизнедеятельности человека нарушен в сторону прагматичности и рациональности. Это обуславливает усиление роли искусства в воспитании детей, привлечение для реализации этой цели различных форм, методов и средств художественного обучения и воспитания.

На развивающую функцию искусства и художественного творчества указывали еще древние философы и педагоги, такие как Пифагор, Платон, Аристотель.

Концепция артистизма детей в процессе обучения получила свое практическое воплощение еще в Средние века, когда в средней школе при епископских кафедрах практиковалось изучение семи «свободных искусств», среди которых особое место занимала музыка (грамматика, риторика, диалектика или логика, арифметика, геометрия (включавшая географию), астрономия и музыка). Первые три науки по определению ученых составляли так называемый тривиум, последние четыре — квадривиум. Позднее изучение «свободных искусств» было распросіранено на высшую школу, в которой данные дисциплины составляли содержание преподавания на младшем («артистическом») факультете, направленное не только на овладение конкретными знаниями в области семи наук, но и воспитание личности, обладающей артистическими умениями и навыками. При этом артистизму, как непреложному атрибуту творческого самовыражения человека уделялось серьезное внимание на всем протяжении истории искусств и связанной с ней педагогикой.

Для выявления сущности и специфики формирования артистизма у детей младшего возраста в процессе обучения вокалу нам необходимо уточнить отправное понимание понятия артистизм. Мы не ставим своей задачей дать универсальное определение данного термина, а остановимся на рассмотрении различных точек зрения о сущности, укажем наиболее встречающиеся в научной и методической литературе определения и постараемся выделить общее, что характеризует творческий процесс школьников в сфере вокального исполнительства.

Артистизм как объект исследования многосторонне. В решении данной проблемы участвуют представители различных наук: философы, социологи, психологи, педагоги, искусствоведы, и т.д. Анализ научной литературы и практики позволил рассмотреть различные аспекты данного понятия.

В одних работах он определяется как многогранное и сложное качество универсального порядка, необходимое практически каждому человеку, независимо от его профессиональной деятельности. По мнению В.И. Загвязинского оно, способствует успешной коммуникации, привносит элемент новизны и творчества в профессиональную деятельность, оптимизирует жизнь во многих ее проявлениях. Более того, ряд ученых считают, что артистизм такое качество, владение которым обеспечивает свободу личностного самовыражения, свободу творчества в широком смысле этого понятия, богатство личностных проявлений, образный путь постановки и решения проблем, игра воображения, изящество, одухотворенность, ощущение внутренней свободы, а не только внешние факторы — жесты, мимика, интонация (61, С.3-14). Артистичная личность легче адаптируется к постоянно меняющимся условиям жизни, направлена на творческое созидание, на конструктивное и оптимистичное ее восприятие. Артистизм — это творческий подход к выходу из проблемных ситуаций. Именно поэтому важной задачей современной педагогики становится формирование этого качества.

Следует отметить, что осмысление артистизма в контексте качества как компонента художественно-развитой личности присуще и специальностям, в которых артистическая деятельность является сущностной (актеры, музыканты-исполнители, педагоги), поскольку искусство априори направленно на художественную коммуникацию, на общение между людьми в особых нетривиальных художественных формах, в особом эмоциональном ключе, и для поддержания такого рода общения необходимы артистические умения и навыки для всех участников подобного рода коммуникации.

В других работах артистизм определяется как неотъемлемое свойство личности, ее важнейшая составляющая, независящая от рода деятельности человека. А.П. Чехов, размышляя о профессии учителя, говорил, что учитель должен быть артист, художник, горячо влюбленный в свое дело. Понятие "артистизм" писатель распространял на профессию учителя вообще, независимо от того, какой предмет он преподает, задавая, таким образом, артистизму функцию всеобщей личностной категории.

Важно отметить, что артистизм играет в жизни человека значительно большее значение, чем то, которое необходимо ему для деятельности в конкретной художественно-исполнительской сфере (поэтической, музыкально-исполнительской, театральной кинематографической и т.п.).

Принципиальное значение для данного исследования имеют взгляды деятелей, работавших в области театральной педагогики, которые апробировали приемы и методы работы, с помощью которых в оптимальные сроки, наиболее эффективно можно овладеть процессами восприятия, внимания, воображения, развить творческое мышление, эмоциональную гибкость и устойчивость, способность к импровизации (К.С. Станиславский и В.Э. Мейерхольд, Е.Б. Вахтангов и Б. Брехт). Приобретение актерского мастерства должно рассматриваться в процессе индивидуальной рефлексии (В.И. Немировича-Данченко). Основными признаками артистизма по взгляду исследователей считают: творческий склад, интуиция, эмоциональность, творческая продуктивность.

Неотъемлемым атрибутом актерского творчества, по мнению исследователей в области театральной педагогики, является актерство. В основе любого актерства лежит игра. Известно, что игровой момент присущ внутренней природе искусства. Специфика актерского творчества заключается в том, что оно базируется именно на игровых принципах. Актер обладает особым театральным мышлением, помогающим ему в поиске и в создании психологических верных характеров. Актер строит свое поведение на сценическом пространстве в зависимости от ситуации. Явление "актерства" можно определить как действия, основанные на игровом начале (спонтанные, подготовительные): Это способность вести себя в соответствии с заданным образом в обстоятельствах, предлагаемых той, или иной ситуации. Это понятие можно разделить на две взаимосвязанные ветви: театральное и. повседневное актерство, которые конкретизируют базовый термин. Термин- актерство — это вид исполнительского искусства, которое заключается в способности создавать сценические образы и основываться на мастерстве перевоплощения. Профессиональный артистизм характеризуется высоким художественным уровнем мастерства, предполагает гармоничное сочетание таланта и трудолюбия, владение техникой игры, школой.

Структура, содержание и педагогические условия формирования артистизма учащихся в системе дополнительного образования

В действии наглядно проявляется единство физического и психического, эмоционального и рационального, поскольку поведение человека имеет две стороны: психическую и физическую. Примером может служить вокалист-исполнитель, который при помощи своего поведения, своих действий на сцене выражает создаваемый им образ.

Разрабатывая положения о единстве физического и психического, объективного и субъективного в актерском творчестве К.С. Станиславский отмечал, что психика актера принадлежит не только актеру-творцу, но и актеру-образу. Она так же как и тело, служит материалом, из которого актер творит свою роль. Это означает то, что «психика актера и его тело одновременно составляют и носителя творчества и материал» (116, С.26).

Главная цель нашего исследования и задача данной главы состоит в том, чтобы вскрыть педагогический ресурс и механизмы, направленные на формирование артистизма у детей младшего школьного возраста в процессе обучения пению.

Итак, в качестве ключевого понятия диссертации выступают понятие «артистизм» в контексте детской (школьной) вокальной педагогики, поэтому остановимся на сущности этого понятия в его приложении к концепции нашего исследования.

Анализ научной литературы и практики преподавания вокала позволил установить, что формирование артистизма у детей младших школьников в учебных заведениях дополнительного образования представляет собой процесс познания, создания и воспроизведения художественного образа выразительными средствами музыкального и театрального искусства посредством интеллектуальных процедур.

Мы полагаем, что обучение детей вокалу (искусству пения) на уроках музыки в общеобразовательной школе или в школах дополнительного художественной образования изначально заключает в себе широкие возможности для артистического развития личности. Поскольку уроки вокала являются одним из самых доступных видов искусства для детей.

Совокупность развития вокальных навыков и артистических способностей позволят решить актуальные проблемы вокальной педагогики, связанные: — с художественным воспитанием ребенка; — с обучением вербальным (относится к звуковой человеческой речи) и невербальным (жесты, мимика, пантомимика) видам общения; — с развитием-памяти, воображения, фантазии; — с созданием положительного эмоционального настроя, развитием свободы. Анализ литературы показал, что развитие артистизма у детей младшего школьного возраста будет развиваться более полно в результате использования игровых приемов. Именно игровые приемы будут способствовать развитию воображения, фантазии, мимики, дикции и т.д.

В настоящее время разработаны тесты и критерии определения уровня развития театрально-игровых умений и навыков детей, которые представлены в программах дошкольного и младшего школьного воспитания, включающих театральные игры в различные виды деятельности.

Программа «Театр-творчество-дети: играем в кукольный театр» Н.Ф. Сорокиной, Л.Г. Милапович (250). Цель программы — всестороннее развитие личности ребенка, его индивидуальности. В ней систематизированы средства и методы театрально-игровой деятельности, обосновано- их распределение в соответствии с психолого-педагогическими особенностями этапов дошкольного детства. Основные задачи: последовательно знакомить детей всех возрастных групп с различными видами театра (кукольный, драматический, оперный, балет, музыкальной комедии, народный балаганный); поэтапное освоение детьми различных видов творчества по возрастным группам; совершенствование артистических навыков в плане переживания и воплощения образа, моделирование навыков социального поведения в заданных условиях.

Программа по организации театрализованной деятельности дошкольников и младших школьников «Арт-фантазия» Э.Г.Чуриловой (293). Цель программы — развить эстетические способности средствами театрального искусства. Основные задачи программы: развитие эстетических способностей; развитие сферы чувств, соучастия, сопереживания; активизация мыслительного процесса и познавательного интереса; овладение навыками общения и коллективного творчества.

Программа «Театрализованная деятельность в детском саду» Е.А. Антипиной (20). Цель программы — развить артистические способности детей через театрализованную деятельность. Задачи и методы: последовательное знакомство с видами театра; поэтапное освоение детьми видов творчества по возрастным группам; совершенствование артистических навыков детей; раскрепощение ребенка; работа над речью, интонациями; коллективные действия, взаимодействия; пробуждение в детях способности живо представлять себе происходящее, сочувствовать, сопереживать.

Программа «Театрализованные занятия в детском саду» М.Д. Маханевой (192). Основывается на индивидуальном подходе к каждому ребенку. В программе учитывается: индивидуальные социально-психологические особенности ребенка; особенности его эмоционально-личностного развития; интересы, склонности, предпочтения и потребности; любознательность, исследовательский интерес и творческие способности. Цель программы — использование театрализованной деятельности в целях формирования выразительности речи и социально-эмоционального развития ребенка.

Как указывают Н.А. Ветлугина, Л.С. Выготский; Т.С. Комарова, дети младшего школьного возраста обладают большими потенциальными возможностями для восприятия и эмоциональной отзывчивости на произведения искусства, поэтому благодаря развитию артистизма у детей младшего школьного возраста будет обеспечиваться полноценное художественное развитие (Е.А. Дубровская). Е.В. Мигунова считает, что театрализованная деятельность должна базироваться на принципах развивающего обучения, методы и организация которых опираются на закономерности развития ребенка, при этом учитывается психологическая комфортность, которая предполагает: снятие, по возможности, всех стрессообразуюших факторов; раскрепощенность, стимулирующую развитие духовного потенциала и творческой активности; развитие реальных мотивов: а) игра и обучение не должны быть из-под палки; б) внутренние, личностные мотивы должны преобладать над внешними, ситуативными, исходящими из авторитета взрослого; в) внутренние мотивы должны обязательно включать мотивацию успешности, продвижения вперед («У тебя обязательно получится») (197, С.5).

Задачи, организация и содержание констатирующего этапа экспериментального исследования

Решение отдать ребенка в музыкальную школу принимают, как правило, родители. Родители общаются с ребенком этого возраста как с уникальным человеком, взявшим на себя обязательство не только учиться как все дети его возраста в общеобразовательной школе, но и обучаться музыке. В этом возрасте мы наблюдаем в психике ребенка переломный момент, так как у него появляются постоянные обязанности, связанные с учебной деятельностью: соблюдать школьный режим, выполнять домашние задания, соответствовать общим требованиям, успешно учиться. В этот период жизни очень многое зависит от родителей, которые должны постоянно следить за качеством обучения и поведения ученика, от чего зависят оценки. Все относящиеся к образованию, удачи и неудачи особенно остро переживаются младшим школьником, поэтому поддержка родителей и преподавателей в этот период очень важны и благотворно отразятся на воспитательном процессе.

Уже в этом возрасте ребенок представляет собой личность, и должен осознавать свои новые обязанности как труд и отвечать за качество его выполнения. «Он уже понимает, что оценка его поступков и мотивов определяется не столько его собственным отношением к самому себе («Я хороший»), но прежде всего тем, как его поступки выглядят в глазах окружающих людей.

К этому времени у ребенка уже достаточно развиты рефлексивные способности. В этом возрасте существенным воспитательным моментом развития личности ребенка должно выступить преобладание мотива «Я должен» над мотивом «Яхочу»» (199, С. 309).

В учреждениях школьного типа (общеобразовательной школе, музыкальной школе) происходит стандартизация условий жизни и деятельности ребенка, в результате выявляется множество отклонений от непроизвольного пути развития: гипервозбудимость, гипердинамия, выраженная заторможенность и т.п. Эти отклонения ложатся в основу детских страхов, снижают волевую активность, вызывают угнетенные состояния и т.д.

Ребенку предстоит преодолеть навалившиеся на него испытания. Общая сензитивность к воздействию окружающих условий жизни, свойственная детству, содействует развитию адаптационных форм поведения, рефлексии и психических функций (199, С. 310-311).

Как показывают исследования ученых в области психологии, в большинстве случаев ребенок приспосабливает себя к стандартным условиям, где ведущей становится учебная деятельность. В этом возрасте, добиваясь успеха или терпя поражение, ребенок "попадает в капкан сопутствующих негативных образований" (В. Мухина), может испытывать чувство превосходства над другими детьми или зависти. Развивающаяся способность к идентификации с преподавателем помогает снять напор негативных психических образований и развить принятые позитивные формы общения. Очень важно, чтобы педагог, работающий с детьми младшего школьного возраста, большое внимание уделял душевному состоянию ребенка. Если такого внимания со стороны преподавателя нет, то у ученика появляется инертность и агрессивность, или неприятие того, чему его учишь. Каждый ребенок представляет собой личность, индивидуальность со своим особым внутренним миром. Поэтому здесь необходимо найти особые подходы, приемы, исходя из характера, темперамента и способностей каждого ребенка.

Успешность художественного воспитания и развития личности ребенка зависит во многом от его психологической готовности к школьному обучению. Особое место в структуре интеллекта ребенка занимают такие черты мышления, как умение делать свои собственные выводы, выделять главное, умение сравнивать и находить причины явлений. Вместе с тем, в познавательной деятельности большое значение имеет сформированность интереса к познанию. Даже при наличии хороших природных данных и способностей младшего школьника при отсутствии интереса к предмету своей деятельности невозможно добиться хороших результатов.

Дети младшего школьного возраста обладают , большими потенциальными возможностями для восприятия, понимания и эмоциональной отзывчивости на произведения искусства (Н.А. Ветлугина, Л.С. Выготский, А.В. Запорожец, Т.С. Комарова и др.), которые заставляют волноваться, сопереживать персонажам и событиям.

Развитие артистизма на уроках вокала у детей младшего школьного возраста является неисчерпаемым источником развития чувств, переживаний, эмоциональных открытий ребенка.

Поскольку учебный процесс (развитие артистизма на уроках вокала); носит синтетический характер и выступает как активный, индивидуальный.: процесс, объединяющий способности воспринимать вокальное сценическое искусство, и осуществляются разные по характеру творческие действия (продуктивные,, исполнительские, оформительские), происходит развитие совершенствование эмоциональной сферы и;творчества детей. Однако в настоящее время, как показывает практика: у детей) младшего школьного возраста на; уроках вокала- не:развивают артистические способности, поскольку происходит недооценка преподавателями необходимости ознакомления с: этим видом деятельности; недооценивается ознакомление детей с детским театром; дети не имеют представления о сценическом оформлении произведения, поскольку не владеют даже минимальными специальными, знаниями, что приводит к последующему отторжению такого вида деятельности=как пение. игровые приемы, внедренные в педагогический процесс, носят примитивный характер, поскольку отсутствует импровизация. отсутствует готовность педагогов к руководству процессом формирования артистизма и развития-детской сценической деятельности: Возникает противоречие в педагогике: между признанием педагогической наукой значения артистизма в эмоциональном и творческом развитии ребенка и дефицитом развития артистических способностей в условиях учебной практики. Преодоление этих противоречий возможно путем ознакомления детей с артистическими приемами и организации сценической деятельности учеников. В любом виде музыкальной деятельности интерес к предмету имеет большое значение, поскольку его наличие способствует получению от ученика наилучших результатов. Интерес характеризуется различными параметрами — с мотивацией, потребностью, интересом к учению и познанию. В философии понятие «мотивации» рассматривается как «процесс побуждения человека к совершению тех или иных действий и поступков, часто представляет собой сложный акт, требующий анализа и оценки альтернатив, выбора и принятия решений» (273, С.390). С точки зрения психологии мотивация рассматривается как «динамический процесс формирования мотива (как основа поступка)» (132, С.67). «У детей есть уже в очень раннем возрасте высокая собственная мотивация браться за картину мира. Это происходит через активное поведение, при этом сливаются в комплексном процессе восприятия и мыслительном процессе мышление, чувствование и действие друг с другом. Мария Монтесзорис: «Ребенок не должен образовываться, это образуется само» (315).

Формирующий этап экспериментального исследования и его результаты

Анализ результатов констатирующего эксперимента показал, с одной стороны, наличие разных уровней сформированности артистических способностей у детей, с другой стороны, недостаточное развитие. Это побудило к созданию педагогических условий, оптимизирующих формирование артистизма, как необходимого качества музыкально-исполнительской деятельности.

Как было отмечено ранее, в эксперименте принимали участие учащиеся 1-2 классов музыкальных студий учреждений дополнительного образования: контрольная — 32 человека, экспериментальная — 33 человека. Общее количество респондентов составило 65 человек. В экспериментальную группу вошли учащиеся ГОУ Дворец творчества детей и молодежи (Москва, Зеленоградский АО) — Музыкально-хоровой центр «Лель» — 33 человека. В контрольную группу вошли учащиеся ГОУ Дворец культуры «Петровский» (Московская область, г. Клин) — Вокальная студия «Звездочки» и учащиеся ДМТТТ №.1 (г. Подольск). Общее количество — 32 человека.

В этом разделе мы сосредоточим внимание на том, как реализовались поставленные задачи по формированию артистизма у детей в процессе занятий вокалом и содержание подготовки, какой была динамика формирования их артистических способностей. В соответствии с задачами и методикой «Формирования артистизма у детей младшего школьного возраста на уроках вокала» при организации учебного процесса мы в первую очередь сосредоточили свои усилия на создании мотивационно-ценностных установок, стимулирующих заинтересованное, творческое отношение учеников к занятиям. Внимание учеников обращалось, прежде всего, на то, что любые задачи урока по вокалу обретают творческий характер, а их решение во многом зависят от уровня артистических способностей. Установка на творчество побуждало учащихся к размышлениям по поводу, как реализовать эту задачу, как добиться артистизма при исполнении вокального произведения.

Личный контакт с учениками применялся на уроках вокала во всех формах учебной работы. Это решалось с помощью постановки творческих вопросов и путем предоставления творческой свободы каждому ученику.

Мы считаем, что учебный процесс должен быть выстроен так, чтобы развитие различных артистических способностей : у детей младшего школьного возраста происходило последовательно. На наш взгляд, не целесообразно концентрировать свое внимание на одной из артистической способности.

При внедрении нашей методики мы учли мнения специалистов. И.Э. Кох писал, что умение наблюдать и анализировать — важнейшее качество, необходимое актеру. Важным методическим моментом является и контрастность упражнений и наблюдений. Очень важно не ограничивать фантазию учеников какими-то строгими рамками, особенно на первых порах. Поурочное планирование занятий должно быть достаточно условным, в зависимости от объективных и субъективных моментов.

И.Э. Кох считает, что если учащиеся занимаются с интересом и удовольствием, они значительно лучше усваивают упражнения, от таких занятий значительно больше пользы, чем от упражнений, которые выполняются безразлично или, под нажимом педагога. «Плотность учебного процесса должна быть такой, чтобы ни одна минутка урока не проходила напрасно. Для этого нужно образцово организовать занятия, требовать дисциплинированности учащихся, точно продумать подбор упражнений и умело использовать основные принципы и разнообразные методические приемы» (161, С.420). Во время урока чередование упражнений, различно воздействующих на организм, позволяет педагогу вести занятия разнообразно и интересно. Такая методика оказывает благотворное влияние не только на эмоции, но на весь организм будущего актера, учащиеся тренируются с полной отдачей в течение всего урока. Иными словами урок, построенный по принципу контрастности, более продуктивен, чем урок, созданный из упражнений одного типа. Однако, как указывает И.Э. Кох «общая физическая нагрузка в уроке вокалистов должна быть несколько меньше, чем у актеров драмы, нужно исключить упражнения сидя и лежа на полу, а так же упражнения, вызывающие излишний нагрев тела (потливость). Совершенствование движения у певцов должно быть более осторожным, так как нужно учитывать сложность подготовки по вокалу и хрупкость самого певческого аппарата» (161, С.420).

Внимание можно определить как психофизиологический процесс, характеризующий динамические особенности познавательной деятельности ребенка. В жизни и деятельности ребенка внимание выполняет множество различных функций, поскольку активизирует необходимые психологические и физиологические процессы. Особенностью, младшего школьного возраста является развитое непроизвольное внимание. Основная сложность на занятиях —- сравнительно небольшая устойчивость внимания, поскольку в этом возрасте детей привлекает все яркое, интересное, неожиданное. Это объясняется тем, что познавательные процессы имеют избирательный характер, т.е. их настройка непосредственно зависит от того, что в данный момент времени представляется наиболее важным для реализации интересов личности.

Произвольное внимание в младшем школьном возрасте является одной из причин неуспеваемости на занятиях. В связи с этим каждое наше занятие включало упражнения, с помощью которых мы развивали и корректировали внимания.

Учащемуся предлагалось внимательно выслушать задание и, осмыслив его, представить себе, что он должен делать. Исходное положение — свободная стойка, лицом к преподавателю. Техника исполнения. Задание для правой руки: на счете раз поднять правую руку вперед, ладонь открыта, на два закрыть ладонь (сжать кулак), на три открыть ладонь, на четыре опустить руку вниз. Задание надо повторить четыре раза, для того чтобы запомнить движения. Музыкальное сопровождение — импровизация аккордами, в размере 4/4, четкая, темп 60. Каждый рисунок упражнения выполняется за один такт. Задание для левой руки: на счете раз поднять правую руку вперед, ладонь открыта, на два закрыть ладонь (сжать кулак), на три открыть ладонь, на четыре опустить руку вниз. После четырехкратного исполнения этого рисунка предложить соединить упражнения для правой и левой руки. Обе руки делают свои движения одновременно.

Следующее упражнение было направлено на развитие зрительного внимания. Такое упражнение так же формирует зрительную память, способствует эмоциональному развитию, улучшает мыслительный процесс. Детям предлагалось по памяти подробно описать (устно) рисунок со сказочным сюжетом (например Змей-Горыныч). Это упражнение вызывало большой интерес у учеников, многие из которых ярко проявляли свою индивидуальность за счет словесного языка чувств.

Похожие диссертации на Формирование артистизма у детей младшего школьного возраста в системе учреждений дополнительного образования