Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Формирование целенаправленного восприятия живописных качеств цвета в работе с натуры студентов художественно-графических факультетов Коробко Юрий Владимирович

Формирование целенаправленного восприятия живописных качеств цвета в работе с натуры студентов художественно-графических факультетов
<
Формирование целенаправленного восприятия живописных качеств цвета в работе с натуры студентов художественно-графических факультетов Формирование целенаправленного восприятия живописных качеств цвета в работе с натуры студентов художественно-графических факультетов Формирование целенаправленного восприятия живописных качеств цвета в работе с натуры студентов художественно-графических факультетов Формирование целенаправленного восприятия живописных качеств цвета в работе с натуры студентов художественно-графических факультетов Формирование целенаправленного восприятия живописных качеств цвета в работе с натуры студентов художественно-графических факультетов Формирование целенаправленного восприятия живописных качеств цвета в работе с натуры студентов художественно-графических факультетов Формирование целенаправленного восприятия живописных качеств цвета в работе с натуры студентов художественно-графических факультетов Формирование целенаправленного восприятия живописных качеств цвета в работе с натуры студентов художественно-графических факультетов Формирование целенаправленного восприятия живописных качеств цвета в работе с натуры студентов художественно-графических факультетов
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Коробко Юрий Владимирович. Формирование целенаправленного восприятия живописных качеств цвета в работе с натуры студентов художественно-графических факультетов : Дис. ... д-ра пед. наук : 13.00.02 Краснодар, 2005 384 с. РГБ ОД, 71:06-13/65

Содержание к диссертации

Введение

Глава I МЕТОДЫ И ПРИЕМЫ ЖИВОПИСНОГО ВОСПРИЯТИЯ ЦВЕТА: ИСТОРИЯ ФОРМИРОВАНИЯ 25

1.1. Живописные качества цвета в теории и практике изобразительного искусства западной Европы XV-XVIII вв 28

1.2. Формирование изобразительного языка русской живописи XVII-XVIII вв 44

1.3 Методика организации живописного восприятия цвета в творческой и педагогической деятельности художников XIX-XXI вв 49

ГЛАВА II. МЕТОДОЛОГИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ЗРИТЕЛЬНЫХ ОБРАЗОВ 76

2.1. Физиологические предпосылки целенаправленной работы глаза 84

2.2. Восприятие предметных качеств цвета 102

ГЛАВА III. ФОРМИРОВАНИЕ ЦЕЛЕНАПРАВЛЕННОГО ВОСПРИЯТИЯ ЦВЕТА

В ЖИВОПИСИ С НАТУРЫ 123

3.1. Обусловленный цвет. Структурный анализ 140

3.1.1. Факторы освещения 160

3.1.2. Цвет и пространство 201

3.1.3. Цветовые рефлексы 216

3.1.4. Контрастное взаимодействие цветов 229

3.2. Методические рекомендации 243

3.2.1. Организация условий работы на пленэре 251

3.2.2. Организация освещения в живописной мастерской 253

3.2.3. Палитра в живописи с натуры 257

3.2.4. Видоискатель в организации восприятия цвета 272

3.2.5. Возможности визуальной проверки цвета 273

ГЛАВА IV. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ 280

4.1. Система практических заданий 280

4.2. Педагогический эксперимент 289

4.2.1. Констатирующий 291

4.2.2. Формирующий (обучающий) 297

4.2.3. Сравнительный (контрольный) 301

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 322

Введение к работе

Живопись как учебный предмет в современной системе художественно-педагогического образования - один из базовых элементов подготовки студентов, их профессионального становления и развития. Здесь закладываются основы изобразительной грамоты, практических навыков в работе с цветом и краской, вырабатываются умения организовывать гармоничный цветовой строй в любом виде изобразительного искусства, формируются изобразительная культура и образное мышление, эстетическое освоение окружающей действительности.

Государственным образовательным стандартом специальности 050602 (030800) Изобразительное искусство живопись отнесена к числу учебных дисциплин предметной подготовки. Содержание примерных программ по живописи, рекомендованных УМО по педагогическому образованию, а также квалификационные требования к выпускнику специальности предусматривают, что он понимает особенности визуального художественного образа, процесс его создания, развития и восприятия, а также владеет навыками построения живописного изображения, отражающего зрительный образ реальной действительности.

Проблема исследования и ее актуальность. Нормативные документы специальности 030800 (в кодах 2005г. - 050602) Изобразительное искусство, учебные программы по живописи и педагогическая практика их реализации свидетельствуют, что основополагающей частью живописной подготовки студентов художественно-графических факультетов педагогических ВУЗов является постановка глаза на формирование

зрительного образа натуры, отвечающего цели и задачам реалистического изображения. С решения этой проблемы начинается школа и само искусство реалистической живописи. Умение замечать цветовую гармонию в реальной действительности, умение, говоря словами М.А. Врубеля, "вести любовные беседы с натурой" открывает дорогу к колористическому мастерству художника.

Приемы рассматривания объектов внимания, используемые в повседневной жизни, само обыденное понимание цветовых качеств предметной среды во многом отличаются от тех качеств цвета, которые будущим художникам предстоит научиться замечать в живописи с натуры. В этом заключена одна из важных особенностей обучения живописи. Формирование профессионального понимания и видения цвета начинается здесь не на основе знаний и опыта, приобретенных начинающими живописцами в повседневной жизни, а с их преодоления, с существенной перестройки исходной базы восприятия окружающей действительности. Этим обусловлена особая значимость для учителя изобразительного искусства знания процессов зрительного восприятия и умения целенаправленно организовать практическую работу учащихся.

Формирование зрительного образа натуры представляет собой многоступенчатый процесс, осуществляемый комплексом взаимосвязанных механизмов, от характера работы которых зависит конечный результат -видимый цветовой облик натуры. Среди этих механизмов можно отметить такие как: работа глаза, работа сознания, определяющего направленность и осмысление получаемой от глаза зрительной информации, а также практическая деятельность, в которой заложены цель, задачи, инструментальное обеспечение и условия осуществления процесса зрительного восприятия.

Зрительный образ подвижен, его конкретная форма зависит от совокупного влияния многих факторов. Исходной предпосылкой

возможностей постановки глаза учащихся на живописное восприятие цвета служит то обстоятельство, что сила и характер этих влияний могут целенаправленно формироваться. Об этом свидетельствует многовековая практика живописи, это находит свое подтверждение и обоснование в научных исследованиях психологии зрительного восприятия.

Взаимосвязь и взаимовлияние механизмов возникновения живописного образа натуры в процессе зрительного ее восприятия приводят к тому, что целенаправленное, в том числе педагогическое, управление этим процессом возможно только посредством системы мер по организации составляющих его факторов.

Работа мышления в процессе восприятия цвета - один из факторов, который определяет, какие качества цветового строя натуры будут замечены глазом начинающего художника, выбраны им из всего многообразия зрительной информации. Профессионально организованное живописное мышление студентов художественно-графических факультетов - это продукт всей сложившейся здесь системы обучения, ее традиций, содержания и структуры учебного процесса.

Деятельность, ее направленность и особенности организации осуществляющих ее процессов является одним из компонентов формирования и развития восприятия окружающей действительности. На важность этого аспекта указывают многие исследователи проблем восприятия и деятельности: Б.Г. Ананьев, Л.С. Выготский, П.Я. Гальперин, Ю.П. Гиппенрейтер, В.В. Давыдов, А.В. Запорожец, В.П. Зинченко, Е.И. Игнатьев, В.И. Кириенко, М.С. Коган, B.C. Кузин, А.Н. Леонтьв, Г.И. Лернер, А.Д. Логвиненко, Б.Ф. Ломов, В.Я. Романов, И.С. Самсонов, В.В. Столин, С.Л. Рубинштейн, В.Д. Шадриков, П.М. Якобсон и др.

В этой связи следует учитывать и саму систему художественно-графического образования как особым образом организованный вид учебной деятельности, в процессе которой происходят формирование мышления и

постановка глаза на восприятие цвета. Несомненно, что разносторонность учебных дисциплин специальности 050602 (030800) Изобразительное искусство отвлекает часть времени от углубленного изучения живописи. Тем не менее в такой форме обучения есть и свои преимущества, которые могут быть востребованы при осознанном отношении к взаимосвязи и взаимовлиянию различных дисциплин. Не случайно А.Н. Леонтьев подчеркивал, что сознание шире мышления и его следует рассматривать именно как со-знание.

Для востребованности потенциала, заложенного в разносторонности художественно-графического образования, необходим педагогический акцент на общности закономерностей, которым подчинено построение цветового строя изображения в различных видах изобразительного искусства: станковой и книжной графике, декоративно-прикладном искусстве, дизайне и т.д. Очевидно, что во всех этих случаях реализуется колористическая (живописная) грамота, которая должна быть прослежена, осознана и закреплена в личном опыте практической работы студента с цветом и красками в различных видах изобразительной деятельности.

Общеизвестно, что суть явления раскрывается через общую закономерность в разных формах его проявления, поэтому овладение живописной грамотой имеет свое косвенное, но плодотворное продолжение в занятиях разными видами изобразительного искусства.

Традиции системы образования, в условиях которого рассматривается проблема исследования, заложены ее основателями, исходя из классической школы реалистического изображения (российской Академии художеств, школы П.П Чистякова, Д.Н. Кардовского, А. Ашбэ). Дальнейшее ее развитие в области дисциплин изобразительного цикла связано с научно-методическими исследованиями Л.Н. Анисимова, Г.В. Беды, А.А. Васильева, М.Х. Данашева, В.П. Зинчеко, СЕ. Игнатьева, В.В. Корешкова, СП. Ломова, Н.К. Козлова, B.C. Кузина, В.К. Лебедко, Н.Я. Маслова, Л.Г. Медведева, Н.Э. Радлова, Н.Н. Ростовцева, А.С Рындина, Л.И. Рындиной, А.С Пучкова,

Г.Б. Смирнова, А.Е. Терентьва, А.В. Триселева, А.А. Унковского, Н.К. Шабанова, Е.В. Шорохова, А.П. Яшухина и других художников-педагогов.

Для формирования живописного восприятия реальной действительности традиции эти имеют прикладную значимость, поскольку за ними стоит исторический опыт формирования отношения к реализму как принципиальной основе выражения содержания изобразительного искусства, разработки и научного обоснования понятийно-терминологического аппарата живописи. Кроме того, за этими традициями стоит опыт профессиональной постановки глаза, арсенал методов, приемов и средств живописного видения цвета, прокладывающих рациональный путь к изобразительному мастерству.

В современной живописи и практике обучения ее основам широкое распространение получили формалистические направления, сторонники которых допускают произвол изображения над реальным зрительным образом натуры. Изобразительные системы такого рода не формируют у глаза потребности замечать живописные качества цвета в самом изображаемом объекте. Очевидно, по той же причине здесь отпадает и сама необходимость в методах и приемах живописной постановки глаза художника при взгляде на натуру, размываются ценностные ориентиры.

Однако для формирования живописного мастерства реалистический метод изображения, работа с натуры служат основополагающими факторами, поскольку создают потребность, условия и методы формирования живописных качеств цвета в реальном зрительном образе натуры, а также предполагают определенные и достаточно объективные критерии оценки профессионального уровня постановки глаза начинающего живописца.

Видение натуры глазом художника - это еще и умение заметить ее эстетические качества сквозь призму художественного материала, с которым он работает, более того - метода и технических приемов воплощения зрительного образа на холсте и в красках. Такое восприятие реальной действительности в живописи может быть сформировано только при

условии, что специальная постановка глаза и организация мышления начинающего художника происходят с кистью в руках.

Инструктивное письмо Министерства образования № 14-55-996ин/15 от 27.11.2002 г. связывает Концепцию модернизации российского образования до 2010 г. с существенным увеличением доли самостоятельной работы студентов. Это соотношение имеет пороговые значения, за которыми следует значительное ослабление специальной подготовки в области реалистической живописи. Самостоятельная работа осуществляется в условиях, в которых формировалось обыденное восприятие цвета, она возвращает студентов к привычным в их повседневной жизни константным качествам цвета. В таких условиях невозможно восполнить недостаток времени на профессионально организованный процесс живописи с натуры под руководством преподавателя самостоятельной работой студентов, не утратив при этом качества обучения.

Высшее художественно-педагогическое образование призвано закладывать фундамент дальнейшего роста живописного мастерства и знаний студентов. Поэтому так необходимы в этот период научная обоснованность в изложении основополагающих вопросов теории, последовательность и осознанность овладения методами и приемами живописного видения цвета. Базой теоретической подготовки студентов к живописному восприятию цвета, своего рода инструментами их профессионального мышления выступают основополагающие понятия, и прежде всего понятие о цвете в живописи с натуры. В теоретических исследованиях этой проблематики последних десятилетий (в работах Г.В. Беды, Н.Н. Волкова, СП. Ломова, Н.Я. Маслова, А.А. Унковского, Ю.П. Шашкова. А.П. Яшухина и др.) утверждаются понятия о цвете в живописи с натуры как цвете обусловленном.

Термин "обусловленный цвет" определяет цвета предметов, измененные под влиянием факторов внешней среды, в которой они

находятся и наблюдаются. Количество этих факторов и их состав далеко не всегда совпадают в различных учебно-методических пособиях, что свидетельствует о неразработанности принципов отнесения того или иного явления к данному понятию. Между тем речь идет о явлениях, суть влияния которых на цвета натуры предстоит понять и научиться видеть начинающим живописцам.

Построение учебного процесса овладения навыками восприятия цветового строя натуры и его отражения средствами живописи не может быть безразлично к последовательности изучения факторов, определяющих конкретные формы обусловленного цвета. Если следовать требованиям взаимосвязи теории и практики обучения живописному мастерству, то основой такой последовательности должны служить понятие

"обусловленный цвет" и принципы определения взаиморасположения (иерархии) ее компонентов. Несоответствие теоретической обоснованности решения этих вопросов потребностям практики обучения живописи делают актуальными исследования в данной области.

Методическое обеспечение целенаправленной организации процесса живописного восприятия цвета предполагает вооружение студентов приемами видения натуры, которые выступают как своего рода инструменты работы глаза художника. Процесс этот будет эффективен, если приемы используются адресно и осознанно. Знание того, какие именно качества (влияние освещения, пространства и т.п.) в цветовом облике изображаемого объекта позволяют увидеть тот или иной метод, а также владение процессуальными сторонами его применения открывают дорогу к целенаправленной организации процесса зрительного восприятия цвета.

В педагогической практике нередко имеет место использование студентами одних и тех же приемов постановки глаза в решении различных живописных задач. Причина возникающих при этом проблем часто может быть связана не с отсутствием способностей к изобразительной деятельности, а с оперированием приемами, которые включают механизмы

зрения, противоречащие решению поставленной задачи. Нельзя, например, увидеть влияние последовательного контраста неподвижным взором, поэтому необходимо, чтобы каждый прием постановки глаза был адресным.

Эта проблема имеет и свою обратную сторону: глаз студентов не замечет живописных качеств цвета, если он не направляется знаниями о том, где и по каким ориентирам (признакам) следует найти необходимую для решения поставленных задач зрительную информацию. Поэтому понятия как профессиональные инструменты работы мышления и инструменты работы глаза студентов должны быть увязаны между собой.

Богатейший опыт практической живописи, специальная методическая литература содержат большой арсенал приемов и средств организации живописного видения цвета в работе с натуры. Среди них значительное место занимает целенаправленное использование в необходимой настройке глаза художника атрибутов рабочего места (холста, палитры, зонта), а также вспомогательных инструментов (видоискателя, зеркал, своего рода живописных камертонов и т.п.). Потенциал этого арсенала значительно выше реально использующегося в широкой педагогической практике.

В основу исследования возможностей целенаправленного формирования живописных качеств цвета в зрительном образе натуры положены данные современной психологии зрительного восприятия цвета (исследования В.П. Зинченко, Ч.А. Измайлова, СВ. Кравкова,

Б.Н. Компанейского, B.C. Кузина, А.Н. Леонтьева, Р.Г. Натадзе, С.Л. Рубинштейна, Ж. Агостона, Р. Арнхейма, Р. Грегори, П. Линдсея, Д. Нормана, Дж. Сондерса, Ч. Пэдхема и др.).

Психофизиология зрительного восприятия цвета раскрывает потенциальные возможности глаза и общие принципы работы его органов. Форма реализации этих возможностей во многом зависит от профессиональной сферы деятельности. Перенесение психофизиологических данных о формировании зрительного образа в сферу живописи плодотворно только в неразрывной связи с глубоким проникновением в специфику

целевых установок художника и профессиональных задач работы с цветом, условий, в которых она протекает, приемов и инструментов, используемых в организации процесса зрительного восприятия.

Вместе с тем психология обращена к обыденному восприятию цвета. Именно данная отрасль научного знания наиболее полно и всесторонне объясняет возникновение обыденных представлений и видения цвета. Это формы восприятия, которые доминируют у начинающих живописцев. Овладение живописным пониманием и видением цвета неизбежно проходит этап преодоления его обыденных форм, поэтому знания об исходном уровне отношения к цвету начинающих живописцев необходимы художнику-педагогу.

Общеизвестно, что наиболее благоприятными для преодоления константности восприятия и профессиональной постановки глаза начинающего живописца являются условия пленэра, однако основная часть учебного времени реализуется в мастерской. Практическая работа с натуры в этих условиях также содержит многие компоненты внешних факторов, которые могут способствовать решению проблемы снятия с глаз студентов завесы константного видения цвета. К числу таких компонентов могут быть отнесены: возможность целенаправленно регулировать механизмы адаптации глаза, возможность моделирования в натурных постановках наглядного проявления изучаемых качеств цвета и многие другие.

В бесспорности того факта, что в условиях мастерской глаз имеет возможность в значительной мере адаптироваться к изменениям цвета, часто упускается из виду тот факт, что возрастающая действенность механизмов адаптации создает предпосылки для их использования в качестве эффективного инструмента целенаправленной настройки глаза. Формы, методы и средства организации данной стороны учебного процесса -актуальная проблема теории и методики обучения живописи, к решению которой также обращено настоящее исследование.

Кроме того, акцент на поэлементную целенаправленность восприятия изобразительных качеств цвета позволяет иначе относиться и к частичной аконстантности видения, которая является исходным состоянием восприятия цвета в обучении начинающих живописцев. Эта частичность может стать опорой при переходе от обыденного восприятия цвета к живописному. Ее потенциал будет реализован, если он обеспечен теорией и методикой выделения именно этой части зрительной информации и приемов ее получения глазом, которые могут быть отнесены к предпосылкам живописного восприятия. Выделение близких к решению живописных задач компонентов обыденного восприятия может стать своего рода мостиком для перехода начинающих живописцев к профессиональному видению цвета.

Из совокупности обозначенных локальных проблем теории и практики живописной подготовки студентов художественно-графических факультетов складывается общая проблема развития их способностей к целенаправленному восприятию живописных качеств цвета.

Актуальность исследования обусловлена тем, что, без решения проблемы формирования осознанного и целенаправленного восприятия живописных качеств цвета в работе с натуры студентов художественно-графических факультетов, без знания и владения ими механизмами такого восприятия невозможна полноценная их подготовка как учителей изобразительного искусства. Овладение основами восприятия цвета, соответствующего задачам живописного изображения, служит базой, на которой строится решение других проблем обучения живописи с натуры, по памяти, представлению, а также организация цветового строя живописной композиции. Без ответов на данные вопросы обучение реалистической живописи утрачивает эффективность, поскольку теряет опору на реальную действительность в ее визуальном отражении.

Следует добавить, что возрастающая актуальность решения данной проблемы связана и с тем, что в системе художественно-графического образования России возникают новые формы и условия реализации ее

учебных программ (обучение иностранных студентов и аспирантов, лиц с ограниченными возможностями здоровья, обучение в сокращенные сроки на базе среднеспециального образования и др).

Для группы студентов-инвалидов, обучающихся на художественно-графическом факультете Кубанского государственного университета по набору Министерства образования (приказ №2611 от 08.07.2002 г.), целенаправленность организации условий, приемов и средств постановки глаза становится жизненной необходимостью, залогом состоятельности в живописи. Ограниченные возможности здоровья данной категории студентов требуют избирательности в индивидуальном выборе доступных для них форм, приемов и средств взаимодействия с цветом и красками, кроме того, процесс обучения в данном случае особенно чувствителен к методологической культуре его обеспечения.

Анализ обучения иностранных студентов, принадлежащих к различным культурам и школам живописи, показывает, что в их отношении к изобразительным качествам цвета могут быть существенные предпочтения, связанные с национальными традициями. Целенаправленность методов и приемов формирования этих качеств цветового строя в зрительном образе натуры и ее изображении здесь особенно востребована, имеет свои приоритеты и является одним из условий широкого интереса к российской системе художественно-графического обучения живописи, повышения ее конкурентоспособности.

Цель исследования - решение проблемы формирования целенаправленного восприятия живописных качеств цвета в работе с натуры студентов художественно-графических факультетов.

Объект исследования - учебный процесс формирования и развития целенаправленного восприятия цвета в системе художественно-графического образования.

Предмет исследования - содержание, формы, методы, методические приемы и средства развития способностей студентов к целенаправленному восприятию живописных качеств цвета.

Гипотеза исследования: для формирования целенаправленного восприятия живописных качеств цвета в работе с натуры студентов художественно-графических факультетов необходимо обеспечить учебный процесс целостной учебно-методической системой, которая должна включать:

- цели, задачи и содержание обучения живописи, понятийный аппарат о живописных качествах цвета, а также цели и задачи процессов восприятия цветового строя натуры (обеспечение восприятия цвета профессиональными инструментами мышления живописца);

- методы и методические приемы, обеспечивающие целенаправленность работы глаза в процессе восприятия живописных качеств цветового строя натуры (обеспечение восприятия цвета профессиональными инструментами работы глаза);

- формы организации учебного процесса и условия его осуществления, способствующие развитию способностей к целенаправленному восприятию живописных качеств цвета, в том числе формы включения процессов целенаправленного восприятия цвета в практическую работу с натуры;

- средства обеспечения обучающих, воспитывающих и развивающих процессов постановки глаза на живописное восприятие цвета (ТСО, наглядные пособия, живописные "камертоны", средства целенаправленной организации условий работы с натуры, визуального контроля цвета и т.д.).

Осознанное и систематизированное формирование живописных качеств цвета в зрительном образе натуры можно обеспечить наиболее рациональным образом, если собрать в единые функциональные блоки основные компоненты процесса восприятия цвета: работу мышления, работу глаза и благоприятные условия восприятия. При этом в функциональную принадлежность (целенаправленность) отдельного блока будет заложено

1обеспечение восприятия влияния на натуру одного из факторов обусловленного цвета (освещения, пространства и т.д.).

Данные гипотетические предположения опираются на анализ теории и практики обучения живописи и 25-летний личный педагогический опыт преподавателя кафедры живописи ХГФ КубГУ.

Задачи исследования. В теоретической области:

- изучение и обобщение исторического опыта становления живописного восприятия цвета, его целей и задач, а также формирования соответствующего им арсенала приемов и средств постановки глаза живописца;

- анализ содержания и структуры понятия "предметный цвет", определяющего целенаправленность восприятия цвета в обыденной деятельности (как исходного уровня восприятия начинающих живописцев);

- анализ содержания и структуры понятия "обусловленный цвет", определяющего целенаправленность восприятия живописных качеств цвета в работе художника с натуры;

- исследование и обоснование возможностей целенаправленной работы глаза в процессе формирования зрительного образа натуры;

- проведение экспериментальных (теоретических) исследований по выявлению факторов освещения в живописи с натуры и их взаимосвязей как первоисточников восприятия общего цветового состояния.

В методической области:

- выявление и разработка методов, методических приемов и средств организации работы глаза, обеспечивающих восприятие основных факторов обусловленного цвета (освещения, пространственных качеств цвета и т.д.);

- разработка системы практических заданий, способствующих развитию способностей студентов к целенаправленному восприятию живописных качеств цвета (натюрморт, масло);

- разработка методических рекомендаций для организации натурных постановок, направленных на изучения каждого из факторов обусловленного

цвета, и для создания условий, обеспечивающих наглядность его проявления в натуре и ее зрительном образе;

- разработка общих методических рекомендаций по организации процесса восприятия живописных качеств цвета в работе с натуры;

- проведение педагогических экспериментов по проверке эффективности использования в обучении живописи научно-методических результатов исследования.

Методологическую основу исследования составляют труды специалистов в области философии, искусствоведения и педагогики, психофизиологии зрительного восприятия, теории и методики обучения живописи. Среди них следует особо отметить первоисточники теоретического и методического наследия мастеров живописи (заметки, переписка, воспоминания), а также концептуальную основу научных исследований Н.Н. Волкова, Г.В. Беды, А.А. Унковского, B.C. Кузина, А.Н. Леонтьева, Г.И. Рузавина, В.В. Давыдова, М.М. Бахтина.

Исходной базой построения и обоснования научно-методических материалов исследования стали фундаментальные положения психологии о возникновении и субъективных особенностях зрительных образов, которые заключены в их физической первооснове, устройстве и работе органов чувств, а также в деятельности, опосредующей связи с предметным миром.

Основой послужили также общеметодологические положения о формировании научных понятий и о том, что понятия в процессе восприятия выступают как инструменты мышления. Методы исследования определялись их направленностью на разработку принципиальных основ и системного подхода к решению поставленных задач. В ходе исследования использованы следующие методы:

- сопоставительный;

- метод научного наблюдения;

- метод сравнительного анализа;

- системно-структурный анализ;

- теоретический эксперимент;

- педагогический эксперимент и др.

Научная новизна работы заключается в следующем:

- дано теоретическое и методическое обоснование условий, необходимых для формирования целенаправленного восприятия живописных качеств цвета;

- теоретически обосновано содержание и структуры понятий "предметный цвет" и "обусловленный цвет", выделены и систематизированы их основные признаки;

- разработана целостная учебно-методическая система развития способностей студентов художественно-графических факультетов к формированию целенаправленного восприятия живописных качеств цвета;

- доказана рациональность формы обеспечения целенаправленной работы основных компонентов процесса восприятия посредством их объединения в функциональные блоки живописного восприятия цвета;

- обоснована целесообразность прямой связи функции и состава данных блоков восприятия со структурой понятия "обусловленный цвет";

- установлена необходимость учета различных факторов освещения натуры, рабочего места художника и экспонирования работы в живописи с натуры;

- выявлен характер взаимосвязи этих факторов, позволяющий целенаправленно использовать их в учебном процессе для развития у студентов аконстантного видения цвета и дающий возможность избежать грубых ошибок в передаче общего цветового состояния натуры;

- выявлены благоприятные возможности условий живописной мастерской для преодоления предметного восприятия цвета, разработана методика их организации;

- раскрыты возможности и предложена методика использования отдельных профессиональных инструментов, применяемых в практике

живописи в качестве вспомогательных средств целенаправленной "настройки" глаза;

- установлены особенности формирования целенаправленного восприятия цвета у студентов различных форм обучения изобразительному искусству, в том числе у студентов с ограниченными возможностями здоровья.

Теоретическая и практическая значимость исследования определяется его ориентацией на потребности учебного процесса развития живописного восприятия цвета студентами художественно-графических факультетов.

Теоретическая значимость результатов исследования заключается в следующем:

- обоснована роль реалистического метода живописи как основного условия развития способностей студентов к восприятию живописных качеств цвета;

- выявлены и исследованы возможности целенаправленного регулирования работы основных механизмов зрительного восприятия цвета в процессе живописи с натуры;

- раскрыто содержание и структура понятий "предметный цвет" и "обусловленный цвет";

- установлена роль организации рабочего места живописца (его холста и палитры) в формировании зрительного образа натуры;

- экспериментальным путем выявлены закономерности взаимосвязи факторов освещения в живописи с натуры, определены возможности использования этой взаимосвязи в преодолении константного видения цвета;

- разработана целостная учебно-методическая система, решающая проблему формирования у студентов художественно-графических факультетов целенаправленного восприятия живописных качеств цвета.

Практическая значимость результатов исследования состоит в том, что:

- обеспечивается целенаправленность и прямая взаимосвязь понимания и видения цвета в процессе живописи с натуры;

- разработанные методические рекомендации и приемы целенаправленной постановки глаза на восприятие живописных качеств цвета могут быть использованы в совершенствовании учебных программ, ТСО, учебно-методических пособий и практикумов по курсу живописи;

- данные в исследовании методические указания способствуют созданию условий, благоприятных для проявления изучаемых живописных качеств цвета в натурной постановке и ее зрительном образе, а также целенаправленному использованию профессиональных вспомогательных средств (инструментов) при настройке глаза студентов на восприятие необходимых качеств цвета;

- разработанная система практических заданий и методического их обеспечения формирует и развивает способности студентов к целенаправленному восприятию живописных качеств цвета;

- выявленная в ходе теоретического эксперимента взаимосвязь факторов освещения натуры, рабочего места и экспонирования позволяет прогнозировать и целенаправленно организовывать результаты различного их сочетания;

- предлагаемый теоретический и методический материал соответствует требованиям ГОСВПО, программам дисциплин предметной подготовки, рекомендованным УМО по педагогическому образованию;

- научно-методические результаты исследования стали концептуальной основой в разработке ее автором конкурсной заявки КубГУ на создание учебно-методического центра Южного федерального округа по высшему профессиональному образования лиц с ограниченными возможностями здоровья (создан при КубГУ приказом Министерства образования и науки РФ № 2356 от 24.05.2004 г.).

Экспериментальной базой исследования послужили: художественно-графический факультет Кубанского государственного университета (формы

обучения: ОДО, 030, ОВО), филиал КубГУ в г. Новороссийске, филиал на базе художественного училища г. Ставрополя, Учебно-методический центр Южного федерального округа по высшему профессиональному образованию лиц с ограниченными возможностями здоровья (специализация: 030811-социальная реабилитация средствами художественного искусства), Школа изящных искусств штата Мичоакан (Мексика). Материалы исследования были апробированы в ходе экспериментального обучения живописи студентов художественного факультета Вавилонского университета (Ирак), проводимых в рамках диссертационных работ под руководством автора настоящего исследования.

Достоверность и обоснованность полученных результатов исследования обеспечивается соответствием основополагающим методам научного исследования, фундаментальным положениям теории и методики преподавания живописи, опорой на современные достижения психофизиологии зрительного восприятия.

Результаты подтверждаются данными экспериментальной проверки в многолетней педагогической практике автора, воспроизводимостью эффективной работы предлагаемой учебно-методической системы при использовании ее другими, в том числе, зарубежными преподавателями, а также в различных формах обучения изобразительному искусству (ОДО, 030, ОВО, сокращенные сроки обучения, обучение группы студентов-инвалидов).

Основные положения научно-методических материалов исследования и результатов теоретического и обучающих этапов педагогических экспериментов рассмотрены, одобрены и рекомендованы к публикации кафедрой живописи ХГФ Кубанского госуниверситета. О научно-методических результатах исследования докладывалось на всероссийских и региональных конференциях по вопросам художественно-педагогического образования в Москве, Ростове-на-Дону, Карачаевске, Краснодаре.

Учебные и творческие работы студентов, участников экспериментального обучения по материалам исследования, стали участниками, дипломантами и победителями городских, региональных и международных молодежных и профессиональных выставок и конкурсов.

Результаты исследования внедрены в практику работы кафедры живописи ХГФ КубГУ, филиалов КубГУ в г. Ставрополе и Новороссийске, Учебно-методического центра Южного федерального округа по высшему профессиональному образованию лиц с ограниченными возможностями здоровья, Школы изящных искусств университета штата Мичоакан (Мексика), использованы при составлении программ обучения живописи на художественном факультете Вавилонского университета (Ирак).

Результаты исследования в виде методических указаний по организации процесса зрительного восприятия цвета, практикума по курсу, учебного пособия по методам и приемам живописного восприятия цвета, монографии, посвященной данной проблеме, и научно-методических статей открыты для широкого внедрения в педагогическую практику.

Этапы исследования. На первом этапе (1982-1985 гг.) осуществлялось научное наблюдение за педагогическим процессом формирования живописного понимания и видения цвета студентами с точки зрения планируемых задач исследования и гипотезы о путях их решения. Проводился сбор, анализ и обобщение фактологических материалов исследования, разрабатывалась проблема исследования, определялись его цель, задачи и методы их решения. По первым результатам работы со студентами определялись критерии оценки формируемых живописных качеств, собирался фактический и наглядный материал.

В конце первого этапа был осуществлен переход от наблюдения к экспериментальным педагогическим исследованиям.

На втором этапе (1986-1996 гг.) были разработаны теоретическая база решения проблемы исследования, принципы формирования понятия "обусловленный цвет", позволяющие устанавливать последовательность

изучения живописных качеств цвета в практической работе студентов с натуры. Собраны и обобщены методические приемы постановки глаза на живописное восприятие цвета. Разработана и апробирована система практических заданий и методических рекомендаций к ее выполнению. Выявлены слабые места предлагаемых методик, требующие их коррекции и теоретической обоснованности. Собран наглядный материал по всему комплексу практических заданий, обеспечивающий контрольную их проверку в различных формах обучения изобразительному искусству.

На третьем этапе (1997-2005 гг.) были уточнены основные компоненты проблемы исследования в современных условиях, акцентировано внимание на целенаправленности процессов формирования живописных качеств зрительного образа натуры. Вместе с тем были определены принципы систематизации живописного понимания и видения цвета, а также создания оптимальных условий его профессионального восприятия посредством их объединения в функциональные блоки (влияния освещения, пространства, рефлексной взаимосвязи, контрастного взаимодействия цветов), обоснована необходимость включения в эти функциональные блоки средств и приемов целенаправленной организации натурных постановок.

Была значительно расширена база педагогического эксперимента по внедрению в педагогическую практику научно-методических материалов исследования, выходящая за границы российской системы художественно-педагогического образования. Кроме того, апробация предлагаемой педагогической системы была распространена на различные категории студентов, в том числе на группу студентов-инвалидов (целевой набор Министерства образования и науки РФ в соответствии с приказом № 2611 от 08.07.02). Их обучение изобразительному искусству создало предпосылки для создания на базе КубГУ Учебно-методического центра Южного федерального округа по высшему профессиональному обучению лиц с ограниченными возможностями здоровья.

На защиту выносятся следующие положения:

1. Обоснование содержания и структуры понятий "предметный цвет" и "обусловленный цвет" как теоретической основы формирования целенаправленного восприятия изобразительных качеств цвета.

2. Система практических заданий (натюрморт, масло), построенных в соответствии со структурой обусловленного цвета и направленных на поэтапное развитие целенаправленного восприятия цвета.

3. Целостная учебно-методическая система решения проблемы развития способностей студентов художественно-графических факультетов к целенаправленному формированию живописных качеств цвета, включающая методы, методические приемы и средства организации в процессе восприятия цветового строя натуры целенаправленной работы мышления студентов, целенаправленной работы глаза, условий, благоприятных для проявления в цветовом строе натуры и ее зрительного образа живописных качеств цвета.

Целесообразность объединения данных компонентов в функциональные блоки восприятия живописных качеств цвета в соответствии со структурой обусловленного цвета.

Объем и структура диссертации: диссертационное исследование изложено на 350 страницах основного текста, состоит из введения, 4 глав, заключения, списка используемой литературы, а также приложения, включающего репродукции работ студентов, выполненных в ходе педагогического эксперимента, графики и таблицы, обеспечивающие его проведение, документальные подтверждения достоверности проводимых исследований.

Живописные качества цвета в теории и практике изобразительного искусства западной Европы XV-XVIII вв

О профессиональных знаниях старых мастеров кисти судить достоверно, т.е. на основании их собственных теоретических трудов и трактатов о живописи их современников, мы можем, начиная с эпохи Возрождения. «Когда в Европе появились первые трактаты об искусстве, то они носили характер сборников рецептов. Лишь открытие книг Витрувия заставило ученых художников - Леоне Батиста Альберта, Пьеро Делла Франческа - взглянуть на искусство как науку» (94, с. 121).

Разумеется, это не означает, что до того времени сколь-либо систематизированного знания не было накоплено. Профессиональный уровень дошедших до нас более ранних работ, логика и ясно прослеживаемые принципы, которым было подчинено их построение, красноречиво свидетельствуют, что приведенное в определенную систему знание существовало. Однако узкоцеховые интересы различных школ живописи к секретам мастерства допускали только избранных.

Тем не менее научные исследования цветовых явлений природы можно найти в трудах великих ученых древности, относящихся более чем к двухтысячелетней давности. Еще Аристотель вывел триаду главных цветов: красный - зеленый - синий, основываясь на наблюдениях таких явлений, как сияние светильника, радуга. «Что же касается желтого, - пишет великий исследователь, - то он появляется (в радуге) из-за того, что цвета мы видим подле друг друга. Желтый цвет в радуге - промежуточный между красным и зеленым» (5, с. 147). Прошедшие столетия лишь подтвердили верность найденной им первоосновы оптического смешения цветов, в котором основными цветами является именно эта триада.

Свои наблюдения Аристотель увязывал с использованием в профессиональной деятельности человека подмеченных закономерностей цветовых явлений.

Изменчивая природа цветов различных предметов была очевидна внимательному и вдумчивому наблюдателю и в те далекие времена. «Впечатление от некоторых цветов на тканях и расшитых одеждах в огромной мере зависит от того, какие цвета с какими рядом расположены. Так например, пурпур (выглядит совершенно по-разному) на белой или черной шерсти, а также при том или ином освещении. Поэтому вышивальщики и говорят, что, работая при светильнике, они часто ошибаются в расцветках, принимая одни (цвета) за другие» (5, с. 148).

Если же вернуться к практике живописи, то такого рода проявление свойств цвета нашло свое отражение на холстах значительно позже. Многие столетия художники сознательно игнорировали приходящие изменения красок природы, полагая высшей ценностью подлинность цветов природы. Последнее понималось как постоянная окраска предметов, какой она видится при свете дня. Леонардо да Винчи, например, отмечает в своих наставлениях: «Итак, ты, живописец, помни, что ты должен показывать подлинность цветов в освещенных частях» (252, с. 83).

Мастер адресует начинающим художникам специальные приемы, обеспечивающие необходимое видение цвета и контроль за соответствием ему красок живописного изображения: «Когда ты пишешь фигуру и хочешь посмотреть, соответствует ли ее тень свету так, чтобы она не была краснее или желтее, чем это свойственно природе цвета, который ты хочешь затенить, то поступай так: наложи тень пальцем на освещенную часть, и если эта сделанная тобой искусственная тень будет похожа на естественную тень, падающую от твоего пальца на твою работу, то дело обстоит хорошо. И ты зо можешь, отдаляя и приближая палец, вызвать тени более темные и более светлые, которые ты все время сравнивай со своими» (там же).

Эти простые и надежные приемы организации профессионального видения натуры, пройдя через века, по-прежнему служат надежным подспорьем в настройке глаза художника на живописное восприятие цвета. Однако реальную помощь они оказывают тем, кто делает это осознанно, кто отдает себе отчет в том, какие изобразительные качества цвета (материальность, взаимосвязь цвета и освещения, пространственные качества, контрастные взаимодействия цветов и т.д.) можно получить и проверить таким образом.

Физиологические предпосылки целенаправленной работы глаза

Возможности глаза воспринимать необходимые в живописи с натуры качества цвета заложены в физиологических механизмах зрения. Однако это потенциальные возможности, которые могут быть реализованы посредством методов и приемов, целенаправленно использующих знания об устройстве, функциях и принципах работы органов зрения.

Когда мы говорим о физиологических основах постановки глаза на живописное восприятие цвета, то речь идет о возможности направить глаз, отдельные его органы (зрачок, хрусталик, блоки механизмов адаптации и др.) на получение необходимых качеств цвета в чувственной ткани зрительного образа натуры. Глаз живописца - его главный профессиональный инструмент. Знание структуры и устройства этого инструмента составляет теоретическую базу настройки зрения на восприятие живописных качеств натуры.

Обычно в процессе зрительного восприятия человека задействованы оба глаза, согласованная работа которых создает так называемую бинокулярность зрения. Она значительно расширяет поле зрения и способствует объемному восприятию объектов. Объемность в этой связи зависит от расстояния между объектом и глазами.

На расстоянии от 3 до 8 м бинокулярность способствует наиболее объемному видению. С увеличением удаленности роль данного фактора в восприятии объема и глубины пространства снижается.

Объемность и пространственность зрительного образа будут значительно меньше, если смотреть на окружающий мир одним глазом, т.е. используя монокулярность зрения. Существует даже мнение, что единственная точка зрения, обеспечиваемая работой одного глаза, «не дает нам впечатления глубины и объема, в отличие от бинокулярного зрения...» (192, с. 23). Можно ли полностью согласиться с этим мнением? Опыт работы художников с использованием видоискателя и живопись художников, имеющих ограниченные возможности одного из глаз, свидетельствуют о том, что они в полной мере достигают впечатления глубины и объема в своих произведениях.

Живописная практика свидетельствует, что возникающая при монокулярности определенная плоскостность видения отвечает задачам живописного восприятия натуры и ее изображению на плоскости холста, поэтому такой прием нередко специально используется художниками на определенных этапах практической работы с натуры. С плоскостного видения объекта изображения, т.е. в форме своеобразной мозаики из плоских пятен цвета, начинается взгляд на натуру «сквозь призму» живописного материала, мозаику мазков кисти.

Объемное восприятие наиболее полно отражает внутренние свойства предмета, способствуя таким образом активизации предметных качеств его видимого цвета (его окраски).

Глаз человека имеет сложное строение. Все его органы действуют взаимосогласованно и в то же время каждый выполняет особую функцию.

Зрачок - отверстие в центре радужки, играющее роль диафрагмы. Он регулирует количество проходящего в глаз света, обеспечивая оптимальный уровень освещенности сетчатки.

В оценке специалистами возможного уровня изменения зрачком светового потока существуют большие разночтения. Приведем принцип расчета, дающего наибольшую величину: «...если минимальную площадь зрачка принять за единицу, то максимально возможное уменьшение диаметра зрачка может уменьшить объективную освещенность на сетчатке самое большее в 25 раз» (189, с. 296).

Скептицизм в оценке исследователей («самое большее») связан с приводимыми здесь же изменениями в 500 и более раз освещенности окружающих предметов в естественных условиях. Однако если принять во внимание несравненно меньшие перепады этого уровня в помещении (живописной мастерской), тем более в том их диапазоне, который является приемлемым для работы с натуры, то зрачок - очень действенный регулятор потока света. Кроме того, живописцу, исходя из ограниченного диапазона возможностей его палитры, приходится перекладывать перепады общей освещенности природы в масштаб красок палитры, поэтому 25-кратные возможности зрачка здесь существенны.

class3 ФОРМИРОВАНИЕ ЦЕЛЕНАПРАВЛЕННОГО ВОСПРИЯТИЯ ЦВЕТА

В ЖИВОПИСИ С НАТУРЫ class3

Обусловленный цвет. Структурный анализ

Формирование понятия о цвете, отвечающего целям и задачам живописи с натуры, является неотъемлемой частью теоретической подготовки художника-педагога. Здесь закладываются основы профессиональной организации его мышления в процессе восприятия цветового строя натуры.

Понятие о цвете в живописи с натуры и определяемые им признаки живописных качеств цвета служат также ориентирами в работе глаза художника. Они во многом определяют успех работы над живописным изображением.

Произведения живописи отражают окружающую действительность во всем ее многообразии и единстве такой, какой она дана человеку в его зрительном восприятии. Свет, воздух, порождаемые ими взаимосвязи цветов - все это такая же реальность, как и окружающий нас предметный мир. Явления эти могут открыться человеческому глазу только посредством их влияния на окраску предметов, т.е. через изменения предметного цвета.

Особенность понимания цвета для целей живописи состоит в том, что, передавая объем и материальность предметов, цвет должен нести на себе и отпечаток свето-воздушной среды, в которой находится и наблюдается. Таким образом, цвет предмета, измененный под влиянием условий внешней среды, в которой он находится и наблюдается, в теории живописи определяется как обусловленный цвет.

Как уже отмечалось, для обыденных представлений о цвете нет необходимости расчленять цветообразующие явления, здесь достаточно наглядной, слитной их формы. Живописное понимание цвета должно быть родом научного знания, поэтому не может ограничиваться его описанием. Оно должно объяснять состав, происхождение и признаки явлений, формирующих зрительный образ.

Практический смысл такого знания состоит в том, что понимание и видение цвета тесно увязаны друг с другом. «Понимание художника должно обогатить зрение... Художник не понял предмета, как ему нужно, до тех пор, пока не увидел в нем элементов, выражающих это его понимание», - отмечал Н.Н. Волков (40, с. 129).

В методическом плане разделение цветообразующих явлений, исходящее из природы их происхождения, дает ориентиры в разработке методов и приемов, позволяющих заметить то или иное цветообразующее явление, а также активизировать его проявление в натуре. Таким образом закладывается основа для формирования функциональных блоков из мер по созданию рациональных условий и адресных приемов организации восприятия результатов различного рода влияний на цвета предметов натуры.

Поясним это утверждение:

- для изучения изобразительных качеств предметного цвета (формы, материальности, фактуры поверхности) необходимо привести к возможному минимуму цветовое разнообразие его окружения, обеспечить постоянство света средней яркости и нейтрального оттенка, а также сосредоточивать взгляд внутри силуэта отдельного предмета. Внутренние свойства предмета при этом (например, фактура его поверхности) могут целенаправленно изменяться, а факторы внешней среды - оставаться постоянными;

- для выявления влияния факторов обусловленного цвета (освещения, пространственной удаленности и др.) нужен принципиально иной подход -предметный состав натуры может оставаться неизменным, а условия, в которых она находится и наблюдается, меняются. Работа глаз при этом должна обеспечить целостность восприятия натурной постановки.

Очевидно, что в первом случае через проявления в цвете изучаются внутренние свойства материального предмета, поэтому они меняются, а факторы внешней среды остаются неизменными. Во втором - изучаются внешние факторы изменений предметного цвета, поэтому меняются они, а предметный состав и предметные качества натуры рационально оставить постоянными.

Утверждение подхода к цвету в живописи с натуры как цвету, обусловленному влияниями внешних факторов, привело к использованию в учебной практике - Г.В. Бедой, А.И. Масленниковым, А.А. Унковским и др. - нетрадиционных натурных постановок и специфических задач их изображения. Новые изобразительные задачи здесь не обязательно связываются с новым предметным составом постановки. Появляются задания, в которых, например, один и тот же натюрморт повторяется несколько раз в различных условиях освещения (193, с. 15). Очевидно, что таким образом изучаются не столько цвета предметов, сколько происходящие с этими цветами изменения.

Примечательно, что аналогичные приемы (серия изображений Руанского собора Клодом Моне и др.) отмечались и в истории развития живописи - во времена зарождения тех представлений об изменяемости цветов, которые обычно связывают с колористическими достижениями импрессионистов.

Новые представления о цвете опираются и на иные приемы организации процесса зрительного его восприятия. В этой связи мимолетный взгляд на окружающий мир можно рассматривать не только (и, пожалуй, даже не столько) как мировоззренческую позицию французских художников, внесших в развитие мировой живописи революционные новшества, но и как метод их профессионального видения.

Похожие диссертации на Формирование целенаправленного восприятия живописных качеств цвета в работе с натуры студентов художественно-графических факультетов