Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Формирование целостного восприятия и воспроизведения в живописи тоновых и цветовых отношений у студентов творческих факультетов Старикова, Надежда Михайловна

Формирование целостного восприятия и воспроизведения в живописи тоновых и цветовых отношений у студентов творческих факультетов
<
Формирование целостного восприятия и воспроизведения в живописи тоновых и цветовых отношений у студентов творческих факультетов Формирование целостного восприятия и воспроизведения в живописи тоновых и цветовых отношений у студентов творческих факультетов Формирование целостного восприятия и воспроизведения в живописи тоновых и цветовых отношений у студентов творческих факультетов Формирование целостного восприятия и воспроизведения в живописи тоновых и цветовых отношений у студентов творческих факультетов Формирование целостного восприятия и воспроизведения в живописи тоновых и цветовых отношений у студентов творческих факультетов Формирование целостного восприятия и воспроизведения в живописи тоновых и цветовых отношений у студентов творческих факультетов Формирование целостного восприятия и воспроизведения в живописи тоновых и цветовых отношений у студентов творческих факультетов Формирование целостного восприятия и воспроизведения в живописи тоновых и цветовых отношений у студентов творческих факультетов Формирование целостного восприятия и воспроизведения в живописи тоновых и цветовых отношений у студентов творческих факультетов Формирование целостного восприятия и воспроизведения в живописи тоновых и цветовых отношений у студентов творческих факультетов Формирование целостного восприятия и воспроизведения в живописи тоновых и цветовых отношений у студентов творческих факультетов Формирование целостного восприятия и воспроизведения в живописи тоновых и цветовых отношений у студентов творческих факультетов
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Старикова, Надежда Михайловна. Формирование целостного восприятия и воспроизведения в живописи тоновых и цветовых отношений у студентов творческих факультетов : диссертация ... кандидата педагогических наук : 13.00.02 / Старикова Надежда Михайловна; [Место защиты: Моск. гос. гуманитар. ун-т им. М.А. Шолохова].- Москва, 2011.- 176 с.: ил. РГБ ОД, 61 11-13/917

Содержание к диссертации

Введение

Глава 1. Теоретические основы процесса формирования целостного восприятия у художника-живописца в работе над произведением искусства 13

1.1 Теоретические основы и подходы к научному изучению понятия «цвет» 13

1.2 Теоретические аспекты процесса зрительного восприятия у художника-живописца в работе над произведением искусства 35

1.3 Психолого-педагогические основы формирования целостного восприятия цветовых и тоновых отношений 60

Глава 2. Экспериментальное исследование эффективности методической системы формирования целостного восприятия цветовых и тоновых отношений у студентов творческих факультетов на практических занятиях живописью 75

2.1. Констатирующий этап педагогического эксперимента по формированию целостного восприятия цветовых и тоновых отношений 75

2.2. Методическая модель развития целостного восприятия и воспроизведения в живописи цветовых и тоновых отношений на практических занятиях живописью. Формирующий этап педагогического эксперимента 90

2.3. Контрольный этап эксперимента. Динамика формирования уровней целостного восприятия и освоения цветовых и тоновых отношений 107

Заключение 119

Библиография 126

Приложения 137

Введение к работе

Проблема исследования и ее актуальность обусловлены современными требованиями подготовки преподавателя изобразительного искусства. Художник-педагог призван формировать творческий потенциал учащихся, развивать творческие способности, изобразительные навыки, художественно-образное мышление, чувство цвета, композиционную культуру, приобщать к наследию отечественного и мирового искусства.

Освоение выразительного языка изобразительного искусства (цвет, тон, пятно, линия, ритм и др.) является приоритетной задачей профессионального образования будущих художников-педагогов. Эти задачи могут решить только преподаватели, на высоком уровне подготовленные по профессиональным дисциплинам. Формирование культуры восприятия цвета и целостного художественного видения, преодоление константных цветовых стереотипов повышают эффективность профессиональной подготовки студентов художественных специальностей и направлений. Также, в настоящее время, в условиях современной многополярной художественной среды происходит размытие границ между культурным плюрализмом и дилетантизмом в области изобразительного искусства.

Художественная педагогика сталкивается с необходимостью развития целого комплекса понятий, навыков и приемов цветотональной живописи, с одной стороны, и корректировкой, уже имеющихся, не всегда правильных, представлений о целостности в живописи, с другой. Затруднения вызывают отсутствие четкой систематизации теоретического материала по цветоведению и колористике, технологии живописных материалов; недостаточна взаимосвязь знаний по этим вопросам с практическим разделом курса живописи. В связи с этим возникла необходимость в исследовании проблемы целостного восприятия в живописи цветовых и тоновых отношений на современном научном уровне и разработке эффективной методики обучения живописи на начальном этапе.

Формирование целостного восприятия и воспроизведения в живописи тоновых и цветовых отношений закладывается на начальном этапе и проходит через весь процесс обучения живописи. На начальном этапе обучения педагогу приходится иметь дело с преодолением уже имеющегося у студентов константного восприятия цвета, существенно отличающегося от профессионального восприятия, обусловленного целями живописного изображения (проблема преодоления так называемого «предметного цвета») и акцентированием профессиональных ориентиров, таких как создание произведений в области изобразительного искусства, художественно-профессиональное и эстетическое воспитание молодого поколения.

Большую ценность для решения обозначенной нами проблемы представляет изучение фундаментальных трудов в области колористики, цветоведения, теории живописи, психологии, педагогики и теории художественного образования.

Основополагающий вклад в исследование природы цвета и особенностей цветовосприятия цветов человеческим зрением (на основе психологии и психофизиологии зрения), в разработку систем классификации цвета внесли: Р. Адамс, Р. Арнхейм, Г. Л. Гельмгольц, И. В. Гете, И. Иттен, А.Г. Менселл, И. П. Мюллер, И. Ньютон, В. Оствальд, Я. Э. Пуркине, Б.М. Теплов, Т. Юнг и другие.

Вопросы психологии восприятия цвета в изобразительной деятельности изучались российскими и зарубежными учеными-психологами: Б. Г. Ананьевым, Н.Н. Волковым, Л.С. Выготским, В.П. Зинченко, Е. И. Игнатьевым, В. С. Кузиным, Дж. Максвеллом, А. Н. Леонтьевым, Я.Н. Пономаревым, С.Н. Рубинштейном, П.М. Якобсоном, физиологами: И. П. Павловым, И. М. Сеченовым.

Исследованием эмоционального воздействия цвета на человека занимались такие практики и теоретики искусства как М.В. Алпатов, Псевдо-Дионисий Ареопагит, Ф.Буше, Леонардо да Винчи, Н.Н. Волков, Н.И. Ге, И.В. Гете, И.Э. Грабарь, Э. Делакруа, В.И. Кандинский, Н.П. Крымов, А.И. Куинджи и другие.

Важное значение для настоящего исследования имели труды таких теоретиков искусства и художественной педагогики, как С.С. Алексеев, А.Б. Бакушинский, Г.В. Беда, Б.Р. Виппер, Н.Н. Волков, А.А. Исаев, Д.Н. Кардовский, В.В. Корешков, Н. П. Крымов, В. К. Лебедко, С. П. Ломов, А. С. Пучков, Н. Н. Ростовцев, Г. Б. Смирнов, А. Е. Терентьев, А. А. Унковский, П. П. Чистяков, Е. В. Шорохов, К. Ф. Юон, А. П. Яшухин и другие.

Реалистический метод изображения и работа с натуры в неразрывной связи с изучением теоретических основ в области закономерностей восприятия натуры и передачи на плоскости изображаемых явлений являются основополагающими для формирования живописного мастерства. Если следовать требованиям взаимосвязи теории и практики обучения живописи, то ведущим понятием должен быть термин «обусловленный цвет». Термин «обусловленный цвет» определяет предметный цвет, измененный под влиянием освещения, окружения и пространства.

Целостное восприятие действительности – основной принцип изобразительного искусства, позволяющий видеть объект изображения и само изображение синкретично, одновременно, во всем единстве и взаимообусловленности многообразия пластических форм, свойств, качеств, признаков и особенностей. Поэтому одной из важнейших задач обучения живописи является формирование целостного восприятия цветотональных отношений. Целостное восприятие, включающее в себя постоянное сравнение, сопоставление, понимание воспринимаемых сторон, качеств, свойств наблюдаемых предметов и явлений действительности способствуют формированию художественного образа мира. Недостаточное и несистематическое развитие целостного восприятия приводит к ошибкам в восприятии и воспроизведении натуры.

Задача формирования целостного восприятия цветовых отношений на занятиях живописью еще далеко не решена. На наш взгляд недостаточная роль отводилась уточнению понятийного аппарата дисциплины «Живопись» и недостаточно рассматривались методы работы отношениями, вследствие чего студенты уделяют внимание не анализу постановки и выявлению живописных форм, а пишут «с натуры», копируя цвет. Так, известный ученый А. С. Зайцев в книге «Наука о цвете и живопись» отмечает, что «Пропорциональное уменьшение цветовых и тональных отношений… никак не может быть возведено в основной закон реалистической изобразительной грамоты. Лишь постольку, поскольку самая светлая и самая темная из красок не могут сравняться по своей яркости с яркостью солнца, с глубиной природного черного цвета, художник, естественно, пользуется диапазоном тонов, который дает ему белая и черная краски». Он также выделяет, что тоновые отношения не являются пропорциональными, «уменьшенным подобием натуры». Как и другие элементы формального строя произведения, цветовые и тоновые отношения определяются требованиями выразительности художественной формы.

Наблюдения за работой педагогов и студентов творческих факультетов, а также анализ живописных работ, показывают, что студенты видят цель занятий живописью в приобретении технических навыков. Педагоги, однако же, не всегда имеют полное представление о методических условиях формирования целостного восприятия цветовых отношений. Это все приводит к тому, что студенты не знают, как и какими средствами создается целостный этюд, картина, идут малоэффективным методом проб и ошибок. Отсюда возникают попытки копировать цвет натуры. Студенты ищут рецепты живописи. Как следствие такого подхода – отсутствие гармонии, дробность и однообразие выполняемых этюдов и картин.

Сложившаяся ситуация не способствует полноценной и эффективной подготовке художника-педагога. В связи с этим, организация процесса обучения живописи должна основываться на усилении направленности педагогического процесса по формированию целостного восприятия и воспроизведения цветовых и тоновых отношений на начальном этапе обучения живописи.

Противоречие, возникшее между целями и задачами подготовки художников-живописцев на творческих факультетах вузов, и реальным характером процесса формирования целостного восприятия цветовых отношений у студентов на практических занятиях живописью «с натуры», требует создания инновационной модели обучения. Указанное противоречие и определило проблему исследования – формирование целостного восприятия и воспроизведения тоновых и цветовых отношений у студентов творческих факультетов.

Цель исследования – научное обоснование модели обучения живописи, способствующей эффективному формированию у студентов творческих факультетов целостного восприятия и передачи тоновых и цветовых отношений; экспериментальная проверка и методическое обеспечение разработанной модели образовательного процесса по живописи.

Объект исследования – процесс обучения живописи студентов творческих факультетов.

Предмет исследования – стратегия моделирования образовательного процесса по живописи на начальном этапе обучения с целью формирования целостного восприятия и воспроизведения цветотональных отношений у студентов творческих факультетов.

Гипотеза исследования: формирование у студентов творческих факультетов целостного восприятия и воспроизведения в живописи тоновых и цветовых отношений возможно, если будет:

определено оптимальное сочетание факторов (эстетических, психологических, художественно-практических), влияющих на формирование целостного восприятия цвета;

сформировано понятие «цвет-стратегия», которое рассматривает цвет во взаимодействии чувственно-эмоциональных и художественно-образных планов образовательного процесса по живописи;

разработаны критерии оценки уровней сформированности целостного восприятия и воспроизведения тоновых и цветовых отношений;

разработана модель методической системы обучения, включающая систему методов обучения видению обусловленного цвета и тона, и основанная на глубоком изучении механизма процесса восприятия;

реализована экспериментальная методическая система формирования у студентов творческих факультетов целостного восприятия и передачи тоновых и цветовых отношений.

Задачи исследования:

  1. Изучить и охарактеризовать философскую, искусствоведческую, психологическую, педагогическую и методическую литературу по проблеме исследования. На основе анализа определить основные элементы, отражающие содержание рабочего понятия «целостное восприятие художника-живописца».

  2. Определить систему психолого-педагогических и общенаучных методологических принципов, лежащих в основе решения проблемы исследования.

  3. Выявить, сформулировать и обосновать критерии уровней сформированности целостного восприятия и воспроизведения тоновых и цветовых отношений у студентов творческих факультетов.

  4. Разработать и научно обосновать модель методической системы формирования целостного восприятия и воспроизведения цветовых и тоновых отношений у студентов творческих факультетов на начальном этапе обучения живописи.

  5. Экспериментально проверить эффективность разработанной модели методической системы формирования целостного восприятия и воспроизведения цветовых и тоновых отношений в живописи.

Методологической основой исследования являются основные научные положения в области цветоведения, фундаментальные труды специалистов в области искусствоведения, теории и методики обучения живописи, философии, психологии, педагогики.

Методы исследования:

  1. Изучение теоретического наследия и обобщение педагогического опыта мастеров живописи.

  2. Системный анализ специальной литературы и научных трудов по проблеме исследования.

  3. Метод педагогического наблюдения за деятельностью студентов на занятиях по живописи с целью выявления и анализа динамики формирования целостного восприятия и воспроизведения цветовых и тоновых отношений у студентов на занятиях по живописи.

  4. Педагогический эксперимент, состоящий из констатирующего, поискового и формирующего этапов, по формированию целостного восприятия и воспроизведения цветовых и тоновых отношений у студентов на занятиях по живописи.

  5. Описательная статистика, последовательное соотнесение теоретических положений с результатами исследования.

  6. Методы графической, структурной и классификационной обработки и систематизации результатов эксперимента.

Этапы исследования:

Исследование проводилось с 2005 по 2010 гг. в три этапа.

На первом этапе (2005 – 2007 гг.) осуществлялась разработка замысла исследования, гипотезы и способов ее экспериментальной проверки. В ходе исследования проводилось изучение и анализ литературы, методических рекомендаций по теоретическим и практическим вопросам, касающимся формирования целостного восприятия цветовых и тоновых отношений; обобщение и систематизация полученного материала, применение теоретических выводов в собственной практической деятельности. Также был проведен констатирующий эксперимент с целью определения основных направлений развития целостного восприятия у студентов на практических занятиях живописью, выявлялась зависимость формирования целостного восприятия от теоретического материала.

На втором этапе (2007 – 2008 гг.) продолжился систематический анализ литературы. Проводился формирующий эксперимент, позволивший апробировать методы преподавания живописи, скорректировать методическую систему и сформировать наиболее оптимальную структуру содержания курса.

На третьем этапе (2008 – 2010 гг.) был проведен сравнительный эксперимент, осуществлен анализ полученных результатов, сформулированы окончательные выводы и подведены итоги экспериментальной работы.

Научная новизна исследования:

Дано научно-теоретическое обоснование модели экспериментальной методической системы формирования целостного восприятия и воспроизведения цветовых и тоновых отношений у студентов творческих факультетов на начальном этапе обучения живописи.

Определено оптимальное соотношение факторов (эстетических, психологических, художественно-практических), влияющих на формирование целостного восприятия и воспроизведения цветовых и тоновых отношений, по содержанию, по учебным постановкам, по последовательности их использования в процессе образовательного процесса по живописи.

Разработана модель методической системы, включающая структурные, методические и практические компоненты, обеспечивающие эффективность формирования у студентов творческих факультетов целостного восприятия и воспроизведения в живописи тоновых и цветовых отношений.

Разработаны уровни и критериальные характеристики сформированности целостного восприятия и воспроизведения в живописи цветовых и тоновых отношений у студентов творческих факультетов на начальном этапе обучения.

Теоретическая значимость результатов исследования:

Теоретически обоснована проблема формирования целостного восприятия и воспроизведения в живописи тоновых и цветовых отношений на начальном этапе обучения.

Решение данной проблемы вносит вклад в разработку теории и методики формирования целостного восприятия и воспроизведения тоновых и цветовых отношений в области академической живописи.

Методическая система формирования целостного восприятия и воспроизведения в живописи тоновых и цветовых отношений способствует повышению качества подготовки художника-педагога.

Уточнены содержание и структура понятий «целостность», «цвет», «цветовые и тоновые отношения».

Разработаны авторские программы для обучения по направлению «Декоративно – прикладное искусство и народные художественные промыслы»: «Академическая живопись», «Цветоведение и колористика», определено их место в художественно-творческой деятельности студентов.

Результаты работы могут быть использованы в дальнейших научных исследованиях в этой области.

Практическая значимость:

Полученные результаты могут быть использованы в построении учебного процесса по живописи творческих факультетов вузов.

Материалы исследования могут быть использованы для совершенствования учебных программ, учебно-методических пособий по живописи, цветоведению и колористике.

Результаты исследования могут быть использованы для построения модели профессиональных компетенций по живописи.

Достоверность и обоснованность полученных результатов обусловлены теоретической и методологической базой исследования, а также данными, полученными в ходе проведения экспериментальной работы, выразившимися в более высоком уровне художественно-теоретической и практической подготовки по живописи студентов творческих факультетов.

Апробация и внедрение результатов исследования проходили на научных и практических конференциях МГГУ им. М. А. Шолохова и МПГУ (2005 – 2010 гг.). Основные результаты исследования внедрены в практику обучения живописи на факультете изящных и визуальных искусств МГГУ им. М. А. Шолохова и на художественно-графическом факультете МПГУ (2005 – 2010 гг.), отражены в тезисах и научных статьях.

На защиту выносятся следующие положения:

  1. Оптимальное сочетание факторов (эстетических, психологических, художественно-практических), влияющих на формирование целостного восприятия цвета по содержанию, объему и последовательности, является необходимым условием качественной художественной подготовки студентов творческих факультетов.

  2. Критерии уровней (микроуровень, мезоуровень, макроуровень) сформированности целостного восприятия и воспроизведения в живописи тоновых и цветовых отношений у студентов 1-2 курсов творческих факультетов, на основе критериев оценки компонентов структуры уровня (знания по цветоведению; знания, умения и навыки в области живописи; техники исполнения; художественно-образное решение и др.).

  3. Экспериментальная, научно-разработанная модель методической системы формирования целостного восприятия и воспроизведения в живописи цветовых и тоновых отношений у студентов творческих факультетов представляет собой стратегию обновления содержания образовательного процесса по живописи. Основой этого обновления является комплексное рассмотрение природы живописного мастерства, формирование культуры цвета, цвета – стратегии, владения цветом как средством художественной выразительности.

Структура диссертационного исследования: Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, библиографии и приложения. В диссертации даны материалы, характеризующие содержание и результаты исследования (5 схем, 14 таблиц, 40 фотографий живописных работ художников и студентов).

Теоретические аспекты процесса зрительного восприятия у художника-живописца в работе над произведением искусства

Художественное творчество-является объектом изучения различных наук, из которых основополагающими являются такие науки как философия, психология, эстетика. Художественное творчество представляет собой процесс создания произведения искусства, в котором окружающая действительность отражается посредством художественного образа. Основными компонентами художественного творчества являются: познание действительности, психические процессы и мастерство.

Как показывает практика и научные исследования, зрительное восприятие художником окружающей действительности является отправным пунктом и неотъемлемой частью творческого процесса.

Термин «восприятие» предполагает несколько-значений: Он включает в себя как чисто физиологический аспект деятельности органов чувств, так и чисто абстрактное значение постижения определенной идеи. Приведем несколько определений. В. этимологическом словаре русского языка «восприятие» определяется как получение, собирание, понимание; представление, понятие, представляет семантическую кальку латинского perceptio. В английском языке perception означает способность чувствовать. Более схожее значение с термином «восприятие» в русском языке имеет английское «apprehension», что переводится, как способность проникать в суть, акт понимания.

Как видно из определений, проблема восприятия изначально содержит в себе несколько аспектов, среди которых выделяется чувственный и абстрактный компоненты.

В «Философском энциклопедическом словаре» восприятие определяется как целостное отражение предметов, объектов реального мира на органы чувств. Аналогичное определение дает известный психолог и педагог В. С. Кузин, научая деятельность которого была посвящена исследованию художественно-профессиональной педагогики и психологии: «Восприятие — это процесс отражения предметов и явлений действительности в многообразии их свойств и сторон, непосредственно действующих на органьь чувств» [108, с. 126]. В. С. Кузин также отмечал особое значение процесса восприятия? в художественно-творческой деятельности. Приведенные определения характерны для ряда ученых-психологов, таких как Л. С. Рубинштейн, А. В. Запорожец, А. Р. Лурия [211].

Выдающийся ученый в области психологии искусства Л. С. Выготский видел цель искусства в ощущении вещи, как особого видения. Сами художники также признавали, что творчество начинается с виденья. «Творить — значит выражать то, что есть в тебе. Всякое истинно творческое усилие совершается в глубинах человеческого духа. Но и чувство требует пищи, которую оно получает при созерцании объектов внешнего мира» [8, с. 90]. Помысли-А. Матисса, одного из-основоположников модернистской живописи XX века, творчество начинается с освобождения от стереотипов повседневного восприятия, способствующих эмоциональному равнодушию.

Для того чтобы выразить свои чувства, свое понимание и знание мира в чувственно-воспринимаемых образах, художник должен обладать хорошо развитой способностью к мысленному формированию таких образов.

Надо заметить, что возникший в процессе восприятия образ в исследованиях таких ученых как Дж. Гибсон, Г. Гельмгольц, Р. Грегори, Р. Арнхейм, трактуется как образ-представление, в эстетике И. Канта, Г. Гегеля, Ж.-П. Сартра существует понятие «образ-воображение», являющееся неотъемлемой частью творческого процесса.

Вопрос о соотношении понятий психических функций таких как «ощущение», «восприятие», «мышление», «воображение» наиболее полно и систематически проанализирован С. Л. Рубинштейном и А. Н. Леонтьевым, рассматривающим их в контексте разработанной им теории деятельности и понятия «образа мира». В психологической и эстетической литературе термины «переживание», «чувство» и «эмоция» нередко употребляются для обозначения разных понятий. Мы будем употреблять их как синонимы, так как в, аспекте рассматриваемой проблемы, различия между ними не существенны.

Итак, началом художественного творчества является чувственное переживание, причем такое, которое потрясает всю душу художника, преследующее его до тех пор, пока не будет найден способ самовыражения, который освободит художника от этого чувства. Поэтому благодаря искусству, человеку «делается доступным в области чувства все, что пережило до него человечество, делаются доступными чувства, испытанные другими людьми тысячи лет тому назад, и делается возможной передача своих чувств другим людям» [193, с. 85].

«Доступность чувства», художественных эмоций достигаются ее общезначимым-характером, в отличиег от обычных, житейских, которые могут возникнуть по любому поводу [114, с. 239]. Художественные эмоции представляют собою то общее, что есть в индивидуальных переживаниях людей.

Будучи продуктом художественного обобщения, эти эмоции в определенном смысле являются «умными» (Выготский Л. С).

Процесс художественного творчества представляет собой сложное и неразрывное единство духовной и практической деятельности, как диалектическое соединение в единое целое основных компонентов творчества художника, в результате чего возникает особый материальный продукт — произведение искусства.

Во время прогулки в Сокольниках К. Коровин заметил у И. Левитана бегущие слезы: «...я не могу, — как это хорошо! ...Это — как музыка. Но какая грусть в лучах, в последних лучах! В чем эта грусть и зачем она?» [100, с. 107].

Психолого-педагогические основы формирования целостного восприятия цветовых и тоновых отношений

Обучение будущих специалистов в области живописи в системе высшего образования, не ставит в качестве цели подготовку художников, а направлено в первую очередь, на их живописно-творческое развитие и осмысленное познание теории живописи во взаимосвязи с реальной практической деятельностью, на раскрытие творческого потенциала, на понимание значимости своей профессиональной педагогической деятельности и нахождение своего лица в ней. Акцент на теоретическом материале в нашей методике обучения живописи не случаен. Особенно важными являются знания, полученные именно на 1 - 2 курсах, когда студент овладевает теорией и приобретает необходимые практические навыки. Использование всего потенциала теоретического материалами работа-с таким-дидактически универсальным жанром, -как натюрморт, позволяет студентам активнее освоить применение метода работы цветовыми и тоновыми отношениями."

Известно, что знания, полученные в ходе практической деятельности и усвоенные в готовом виде, существенно отличаются. В первом случае они становятся личностно-значимыми и прочнее, осознаннее усваиваются, а во втором случае они бесцельно накапливаются с тем, чтобы вскоре, за невостребованностью и из-за недопонимания, оказаться забытыми.

Для активного вовлечения студентов в творческую практику и достижения ее результативности должна измениться роль самого педагога, преподающего художественно-теоретические дисциплины. Он не должен быть источником «технологических» знаний, поставляемых учащимся в готовом, схоластическом виде. Его роль заключается в том, чтобы научить студентов учиться у живописи, ее наследия. Это достигается за счет сотруднических отношений педагога и студентов, которые совместными усилиями постигают логику построения, создания художественного произведения, живописной мысли.

В методике обучения мы опираемся, прежде всего, на традиционные стилистические направления художественной культуры,, составляющие основной-запас впечатлений студентов. Именно академическая пжола является тем прочным фундаментом, на который опираются все последующие стилистические направления.

Методику обучения живописи на начальном этапе составляет группа методов, первым из которых следует назвать комплексный метод. Основной его смысл заключается в том, что преподаватель в своей педагогической деятельности должен не только помочь разобраться в самой структуре выполнения работы, проанализировать ее композиционное построение, но и донести до студента значение и смысл, как хода выполнения работы, так и его окончательного результата, воодушевить его поэтическим образом;, цветовыми отношениями, контрастами. Исходя из этого, выстраиваются группы методов, связанные с изучением теории живописи - общедидактические и аналитические, а также связанные с творческой практикой и стимулирующим воздействием на нее.

Так, в изучении теории должна сохраняться опора на такие дидактические принципы, как поэтапность, систематичность изучения материала, а также последовательность, доступность и прочность. Прочность знания- базируется на таких педагогических установках, как движение от общего к частному, работа по развитию от сложного к простому, от простых форм к сложным и т.д.

Для активизации творческого воображения и мышления, развития художественного вкуса и расширения кругозора уместно обращаться к методу сравнения, методу широких ассоциаций. Предметом сравнения могут послужить различные интерпретации одного и того же сюжета, художественного образа и т.п. При этом студенты должны стремиться найти черты оригиналь ности в воплощении замысла художника и способы ее достижения. Внимание студентов, прежде всего, следует обращать на примеры того, как художники использовали живописно-выразительные средства для воплощения образа, как выражена типичность характеров, явлении, особенности композиционного построения и т.д.

Слово «композиция» происходит от латинского compositio, буквально означающего составление, сочинение. Понятие «композиция» в живописи употребляется, прежде всего, в двух значениях: процесс сочинения, создания собственно художественного произведения (продукт) и архитектоника произведения (форма-композиция). Таким образом, композиция характеризует творческий процесс и его результат. Кроме того, широкое распространение понятие «композиция» получило и в других видах искусства как важнейший организующий элемент, с помощью которого объединяются в единое целое все компоненты художественного произведения; способствующего воплощению творческого авторского замысла. В центре нашего внимания находится, прежде всего, процесс выполнения, как аудиторной работы, так и творческой, а также обучение этому виду творческой деятельности.

Прежде всего, центральными средствами активного создания композиции наряду с тематическим комплексом традиционно выступают контрасты, ритм, светотень и колорит.

Методическая модель развития целостного восприятия и воспроизведения в живописи цветовых и тоновых отношений на практических занятиях живописью. Формирующий этап педагогического эксперимента

Проведенное теоретическое исследование позволило нам определить рабочее понятие целостного восприятия художника, как процесс активного постижения, интерпретации опыта реальной жизни, основанный на интеллектуально-чувственных аспектах творческой деятельности с последующим воплощением образа в произведении на уровне единства его формы, содержания, а также цветовой оценки. Практическая значимость такой систематизации знания позволила создать основу для разработки методической модели обучения, включая определение приемов практического изучения композиции-и колористического-строя и их элементов в тесной взаимосвязи. В процессе констатирующего эксперимента мы также установили, что методика формирования целостного восприятия и воспроизведения цветовых и тоновых отношений должна включать три группы методов, связанные с: 1) теоретическим анализом произведений известных художников живописцев; 2) практической деятельностью над выполнением творческих заданий, на основе теоретических знаний; 3) стимулированием творческой деятельности студентов. Изложение материала осуществлялось нами с существующими теорети ческими вопросами живописи. Мы считали необходимым: - обеспечить прочное усвоение студентами программного материала, возможность творческого применения знаний в практической работе; - выбирать и использовать формы и методы преподавания, способствующих творческой активности студентов; - рационально использовать аудиторные часы, предусмотренные учеб-нымшланом;. - проводить коллективный: анализ работ студентов:в целях предотвращения опшбок в последующих работах; - учитывать индивидуально-психологические особенности студентов.. Теоретические исследования и практическая проверка методических элементов позволили разработать модель методической системы формирования целостного восприятия и воспроизведения цветовых и тоновых отношений у студентов на занятиях по живописи (см. приложение 1, схема 3). Целью инновационной методической модели является развитие целостного восприятия и воспроизведения цветовых и тоновых отношений, заключающегося в теоретическом и практическом изучении вьфазительных качеств композиции, цвета и тона, то есть в определении тех задач и компонентов., которые являются базовыми для дальнейшего- творческого развития — цвет — свет — форма — пространство. Одной из;задач методической модели является овладение студентами колористического восприятия ввиду того, что среди средств образного выражения важнейшая роль в живописи принадлежит колориту. Однако, как мы выяснили, для познания закономерностей сложного, богатого: красочным многообразием мира; недостаточно лишь одного чувственно-эмоционального восприятия, пассивного созерцания. Здесь важно активное стремление познания как закономерностей изменения цвета предмета в световой среде, так и принципов передачи на плоскости средствами живописи, необходимо также и прочное усвоение основ научных знаний в области цветоведения, техники живописи и технологии живописных материалов.

Среди других задач данной методической модели - формирование у студентов такого понятия как цвет-стратегия, умения мысленно: создавать цветовой образ натуры, воспитание творческого отношения студентов к живописи, стремления работать самостоятельно, развитие индивидуальных особенностей изобразительного языка. Курс живописи, направленный на развитие целостного восприятия цве-тотональных отношений создает условия, как для практической, так и для теоретической подготовки, поэтому методическая модель включает такие формы и условия организации обучения, как практические занятия, лекции, беседы по теории живописи.

Лекции и беседы по теории живописи служат теоретической подготовкой к практическим занятиям, способствуют профессиональному, осмысленному выполнению учебных заданий. С одной стороны, при изучении теоретического материала акцент делался на представлении цвета, как феномена, роли композиции в живописи, ее выразительных средств и возможностей. Более детальному и углубленному изучению подвергались разделы, связанные со средствами художественной выразительности (ритм, контраст, колорит), принципами формообразования, раскрывающими основные закономерности восприятия цвета-и его свойства, и закономерности построения живописного изображения.

С другой стороны, осуществлялась целенаправленная деятельность по расширению художественно-зрительного тезауруса студентов и обогащению их жизненного опыта, опыта восприятия произведений других видов искусств за счет целенаправленной организации посещения музеев, выставок, картинных галерей, театров с последующим обсуждением полученных впечатлений.

В разработанных нами теоретических блоках «Композиция» и «Колорит» система теоретических положений упорядочена и организована таким образом, что часть этих положений оптимально уплотнена и сведена к единым основаниям. В качестве основного элемента (блока) выделено понятие, наиболее полно раскрывающее суть изучаемого материала — это композиция и колорит. Материал в блоках выстроен так, что в него вошли укрупненные единицы усвоения теоретических, знаний - это основные понятия, законы, правила. Теоретические блокйГдали возможность соотносить восприятие новой информации с ранее усвоенной, выделении главного и их четкой систематизации, так как информация представлена в обобщенном виде. При организации работы с блоками учитывались основные дидактические принципы - доступность, посильность, наглядность. Объяснение материала проходило с фиксированием внимания на основных понятиях, ключевых разделах, выделенных в блоке. Материал, представленный в теоретических блоках, конкретизировался и укреплялся в беседах непосредственно перед началом каждого нового учебного задания и в процессе выполнения практических работ. При таком детальном подходе к изучению теоретического материала во взаимосвязи с практическими задачами каждый раздел сопровождался наглядными пособиями, репродукциями произведений мастеров.

Теоретический блок «Композиция» включал два крупных раздела - «Законы композиции» и «Приемы и средства» (см. приложение 1, схема 4). Ключевым понятием в композиции является композиционный центр. Композиция является средоточием идейно-содержательных и формально-пластических качеств. В композиции находят материальное воплощение художественный образ, творческий замысел художника. Поэтому она должна быть изначально целостной и единой в многообразии составляющих ее элементов. К законам композиции относятся: целостность, типизация, контраст, подчиненность идейному замыслу. Ритм и контраст, выступают в роли приемов композиции.

Контрольный этап эксперимента. Динамика формирования уровней целостного восприятия и освоения цветовых и тоновых отношений

Изучение теоретического материала осуществлялось параллельно с выполнением учебно-творческих заданий и упражнений, а также с творческими домашними заданиями. Причем в ходе обучающего эксперимента было замечено, что, помимо теоретических представлений, вьшолнению творческих работ способствует целенаправленная аналитическая работа над произведениями известных художников.

На контрольном этапе эксперимента студентам экспериментальных групп предлагалось ответить на вопросы констатирующего эксперимента: 1) Получаете ли вы моральное удовлетворение от самостоятельных заня тий живописью? - 2) Считаете ли вы, что главная цель занятий живописью заключается только в приобретении технических навыков? 3) Считаете ли вы, что будущий художник-педагог должен уметь созда вать целостное живописное произведение? В итоге на 1-й вопрос 89% студентов экспериментальной группы и 71% участников контрольной дали утвердительные ответы, и разница на.этот раз составила +18% (см. приложение 1, таблица № 5). В качестве доводов, аргументирующих свои отказы, наиболее часто встречались формулировки типа «у меня не получается», «это занимает много свободного времени». По итогам ответа на второй вопрос можно сказать следующее: 33% экспериментальной группы и 83% контрольной (разница составляет — 50%) наряду с техническими навыками в живописи выделяют выразительно-образные задачи. И, наконец, результаты ответов на третий вопрос выглядят следующим образом: 86% студентов экспериментальной группы и лишь 14% контрольной (разница составила +72%), считают, что в своей будущей профессиональной педагогической деятельности необходимо уметь создавать целостное живописное произведение. В положительных ответах студентов экспериментальной группы было отмечено, что занятия живописью, на дисциплинах цикла предметной подготовки оказали позитивное воздействие и на другие виды учебной деятельности. Для проведения контрольного среза по художественно-теоретической подготовке студентам контрольных и экспериментальных групп, было предложено ответить на следующие вопросы: 1) Что такое композиция? 2) С чего необходимо начинать работу над картиной? 3) Как можно выделить композиционный центр? 4) Назовите известные вам основные цвета. 5) Что такое «цветовой тон»? 6) Какие виды контрастов вы знаете? 7) Какие качества цвета вы знаете? Вопросы были составлены таким образом, чтобы ответ был четким и убедительным и показал необходимый уровень знаний. Часть вопросов предполагала владение специальной терминологией (1, 4, 5), остальная часть вопросов включала и практический компонент, и именно на эти вопросы студенты контрольной группы затруднялись найти правильные ответы (см. приложение 1, таблица № 6). Таким образом, можно сделать вывод, что на лекционных занятиях, в ходе бесед студенты контрольной группы получали необходимые теоретические знания, однако возникали трудности с соотнесением теории с практикой. Прежде всего, это было связано с неосознанностью полученных знаний и как следствие - неумение их применять в работе. Рассмотрим результаты заданий в контрольных и экспериментальных группах в технике акварели. 1-й эксперимент. Наблюдение за процессом работы, и анализ акварельных, этюдов в контрольной группе свидетельствует о том, что большинство студентов не владеют на практике- понятием теплохолодности, пишут стандартно, копируя натуру, не учитывая влиянияусловий освещения. На/рис. 1 приведен наиболее характерный пример живописной работы для контрольной группы. Более высокие результаты в передаче условий освещения наблюдались в первой подгруппе экспериментальных групп (Приложение 3, рис. 2). Однако, как показал анализ работ, выполненных студентами этой подгруппы, как до эксперимента, так и после, практические навыки в передаче освещения были у студентов выработаны ранее. -Результаты проведенного эксперимента можно сравнить при помощи таблицы №7 (см. приложение 1). 2-й эксперимент. В- экспериментальных группах студенты в своем большинстве справились с поставленной задачей. В этюдах студентов в подгруппе, имеющей высокий уровень развития восприятия, учитывается плановость, верно передаются условия освещения, тоновые отношения предметов на переднем и заднем планах.

У студентов, имеющих средний уровень развития целостного восприятия, решение задачи вызывает определенные трудности (Рис. 3, приложение 3), в определении главного в этюде, что вызывает нарушение целостности. В использовании световоздушнои перспективы наблюдается попытка передачи световоздушнои среды с помощью тоновой характеристики, а также использование свойств теплых и холодных цветов.

Для студентов этой подгруппы необходимо требовать самоконтроля в работе, постоянно обращать внимание на характер, размер и место размещения главных элементов учебной постановки, для выявления композиционного центра, уделять внимание деталям, проработке переднего плана.

Среди студентов третьей подгруппы с низким.уровнем развития восприятия отмечается тенденция-более осмысленно и последовательно подходить к передаче объема предметов и- условий освещения по- сравнению- с контрольной-группой (Приложение 3, рис. 4). Наибольшую трудность у студентов вызывает последовательная расстановка тоновых отношений с учетом световоздушной перспективы и учет теплохолодности в работе. Для студентов этой подгруппы необходим постоянный контроль со стороны преподавателя и самоконтроль, анализ в определении и подчинении главному композиционному центру всех элементов учебной постановки, используемых выразительных средств, анализ как собственных, так и несобственных качеств цвета предметов постановки.

Похожие диссертации на Формирование целостного восприятия и воспроизведения в живописи тоновых и цветовых отношений у студентов творческих факультетов