Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Формирование эстетического отношения к среде у студентов III-IV курсов художественно-графического факультета в процессе работы над городским пейзажем Осин Илья Олегович

Формирование эстетического отношения к среде у студентов III-IV курсов художественно-графического факультета в процессе работы над городским пейзажем
<
Формирование эстетического отношения к среде у студентов III-IV курсов художественно-графического факультета в процессе работы над городским пейзажем Формирование эстетического отношения к среде у студентов III-IV курсов художественно-графического факультета в процессе работы над городским пейзажем Формирование эстетического отношения к среде у студентов III-IV курсов художественно-графического факультета в процессе работы над городским пейзажем Формирование эстетического отношения к среде у студентов III-IV курсов художественно-графического факультета в процессе работы над городским пейзажем Формирование эстетического отношения к среде у студентов III-IV курсов художественно-графического факультета в процессе работы над городским пейзажем Формирование эстетического отношения к среде у студентов III-IV курсов художественно-графического факультета в процессе работы над городским пейзажем Формирование эстетического отношения к среде у студентов III-IV курсов художественно-графического факультета в процессе работы над городским пейзажем Формирование эстетического отношения к среде у студентов III-IV курсов художественно-графического факультета в процессе работы над городским пейзажем Формирование эстетического отношения к среде у студентов III-IV курсов художественно-графического факультета в процессе работы над городским пейзажем
>

Данный автореферат диссертации должен поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - 240 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Осин Илья Олегович. Формирование эстетического отношения к среде у студентов III-IV курсов художественно-графического факультета в процессе работы над городским пейзажем : Дис. ... канд. пед. наук : 13.00.02 : Москва, 2000 204 c. РГБ ОД, 61:01-13/834-1

Содержание к диссертации

Введение

Глава I. Теоретические и методические основы формирования эстетического отношения к среде в процессе работы над городским пейзажем 10-58

1. Пленэрная практика, как художественно-педагогический процесс 10-20

2. Из истории становления пленэрной живописи в Российской художественной школе 20-38

3. Методологические основы художественно- эстетического отношения человека к среде

4. Психолого-педагогические аспекты формирования эстетического отношения к городской среде 48-58

Глава II. Содержание и методы формирования эстетического отношения к среде в процессе работы над городским пейзажем 59-13 2

1. Констатирующий этап педагогического эксперимента 59-75

2. Методика формирующего эксперимента 75-113

3. Контрольный эксперимент и его результаты 113-132

Заключение 133-134

Библиография 135-151

Приложение 152-204

Введение к работе

На современном этапе развития общества особую актуальность приобретает поиск путей усовершенствования и развития методов обучения с целью повышения уровня профессиональной подготовки учителей изобразительного искусства.

В условиях социокультурных изменений в обществе возрастают требования к уровню специальной подготовки педагогических кадров на художественно-графических факультетах. Преподавателю изобразительного искусства необходимо активно проникать в суть явлений, эстетически познавать окружающую его среду, достоинства и специфику произведений живописи, скульптуры и архитектуры.

Повышение уровня подготовки художников-педагогов важно для дальнейшего развития художественного образования и эстетического воспитания подрастающего поколения.

Большая результативность преподавания изобразительного искусства и воспитания эстетического отношения к среде, в значительной степени, зависит от разработки более современной и гибкой методики, основанной на достижениях педагогики, эстетики, психологии, философии и физиологии зрительного восприятия.

Окружающая среда и ее архитектурный облик существуют объективно, и человек постоянно соприкасается с ней, тем самым вырабатывая в себе определенное эстетическое отношение к тому или иному ее проявлению, будь то широкие проспекты или кривые переулки, заснеженные крыши особняков или упершиеся в небо трубы заводов, поросшие мхом, опоры старого моста или монстры типового домостроения.

Значительная роль в процессе воспитания и выработки эстетического отношения к архитектурной городской среде принадлежит изобразительному искусству, оно, как один из видов искусства, помогает человеку понять себя как личность и одновременно как часть огромного мира.

В своем исследовании мы изучаем проблему взаимодействия человека и городской среды глазами художника и педагога, предложив вариант ее решения. Данная ситуация предъявляет особые требования к преподавателю изобразительного искусства, который учит детей видеть и диффиринцированно воспринимать многообразие среды.

Успешное решение поставленной выше задачи может быть осуществлено путем повышения уровня преподавания специальных дисциплин таких, как рисунок, живопись, композиция, история искусств, история мировой культуры и упрочения предметных связей в системе подготовки преподавателей изобразительного искусства.

Формирование эстетического отношения к среде, а в нашем случае к городской среде, при обучении пленэрной живописи невозможно без глубокого изучения этой проблемы в теоретическом и методическом аспектах разработки форм, методов и отдельных педагогических приемов для их практического использования в процессе обучения живописи в условиях пленэра.

Работающий на пленэре студент, эстетически относящийся к окружающему, к среде, приобретает навыки специфического восприятия городских мотивов, объектов архитектуры, находящихся в различных условиях освещения и в разные времена года.

Ознакомление с современным состоянием обучения живописи и, в частности, пейзажной живописи в условиях пленэра на художественно-графических факультетах, анализ программ, студенческих работ, наконец, собственный педагогический опыт убедили нас в необходимости формирования эстетического отношения к среде в процессе обучения живописи в условиях городского пленэра, так как это способствует созданию художественного образа в работе над пейзажем.

Работающий над этюдом на открытом воздухе в городской черте, где основным изобразительным сюжетом, как правило, является архитектурный мотив, способен правдиво воссоздать средствами живописи колористическое и

пластическое богатство среды в ее зависимости от состояния природы, климата и солнечной насыщенности атмосферы, стилистических особенностей архитектуры. В создании полноценного в живописном и эстетическом отношении этюда городского пейзажа большое значение для студента имеет не только правильно выбранное место и точка зрения, откуда наиболее полно и разносторонне раскрывается характер объекта или группы объектов, композиция изображаемых элементов, цвето-тоновое состояние натуры, но и знание того, что место для работы выбрано не случайно. Для этого преподаватель должен заблаговременно знакомить группу с целями и задачами, стоящими перед ней, при этом не раз совместно обсуждать характер и колорит местности, ее историю.

Формирование эстетического отношения к среде складывается из множества аспектов. При изучении данного вопроса мы опирались на исследования педагогов, психологов, философов, искусствоведов.

Для нашего исследования при изучении психологических особенностей процесса творчества и профессионального становления особое значение имели работы Ананьева Б.Г., Выгодского Л.С., Давыдова В.В., Игнатьева Е.И., Гальперина П.Я., Григорьева Э.П., Якунина В.А., Рубинштейна С.Л., Теплова Б.М., Леонтьева А.Н., Лейтиса Н.С.

Основополагающим в теории эстетического воспитания и художественного образования, теории и методики обучения изобразительному искусству являются труды известных ученых, таких как: Н.Н.Ростовцев, В.С.Кузин, А.Д.Алехин, Е.В.Шорохов, В.К.Лебедко, Л.Г.Медведев, А.С.Пучков, Т.С.Комарова, Н.М.Сокольникова, А.С.Хворостов, Н.К.Шабанов, А.В.Триселев, А.Е.Терентьева, А.П.Яшухин, Т.Я.Шпикалова, В.П.Зинченко, А.А.Унковский, Н.Я.Маслов, М.М.Стариков, С.Е.Игнатьев и др.

Исследованию вопросов обучения живописи в условиях пленэра посвящены работы А.А.Васильева, А.С.Рындина, А.А.Унковского, С.Е.Токарева, в которых есть некоторые упоминания о пленэрной практике в

городских условиях. Отдельные авторы касаются в своих исследованиях проблемы межпредметных связей, что представляет определенный интерес. В тоже время еще нет основательных теоретических и методических исследований по вопросу взаимосвязи эстетических, культурологических, искусствоведческих аспектов с вопросами обучения изобразительному искусству и, в частности, пленэрной живописи.

В действующих программах по живописной практике "пленэр", которые состоят из перечня натурных заданий, почти полностью отсутствует связь с такими необходимыми в данной ситуации предметами, как история искусств, история, культурология.

Формирование эстетического отношения к среде, а в нашем случае к городской среде, при обучении пленэрной живописи требует глубокого изучения этой проблемы не только в теоретическом плане, но и разработки форм, методов и отдельных педагогических приемов для их практического использования в процессе обучения живописи в условиях пленэра.

Неразработанность многих вопросов межпредметных связей в обучении живописи, в том числе пленэрной живописи, обусловило актуальность взятой для разработки проблемы и выбор темы диссертационного исследования «Формирование эстетического отношения к среде у студентов III-IV курсов художественно-графических факультетов в процессе работы над городским пейзажем».

Цель исследования: разработка и экспериментальная проверка путей и средств формирования эстетического отношения к городской среде в условиях пленэрной практики.

Объект исследования: эстетическое воспитание студентов художественно-графических факультетов.

Предмет исследования: процесс формирования эстетического отношения к городской среде у студентов художественно-графических факультетов в условиях пленэрной практики.

Гипотеза исследования: пути формирования эстетического отношения студентов к городской среде в условиях работы на пленэре будут более эффективными, если:

1) применить традиционные методы и новые педагогические приемы при проведении пленэра, опираясь на систему методических мероприятий, основанных на опыте художественно-графических факультетов;

2) использовать межпредметные связи с другими дисциплинами как практическими, так и теоретическими (рисунок, композиция, история и теория искусства, история, культурология, эстетика);

3) при индивидуальном подходе опираться на принцип вариативности заданий в использовании изобразительных средств и техники выполнения в определенном материале;

4) объединить теоретические знания и практические навыки при работе с различными художественными материалами;

5) вырабатывать в процессе пленэрной практики навыки эстетической оценки объектов архитектурной среды.

Задачи исследования:

- охарактеризовать на основе исторического анализа возникновение, становление и совершенствование пленэрной практики в России в области художественного и художественно-педагогического образования;

- раскрыть значимость такого вида работы на пейзажем, как городской пленэр в изобразительном искусстве и художественно-педагогической деятельности;

раскрыть проблемы работы на натуре, выявив возможные пути формирования эстетического отношения у студентов художественно-графических факультетов к городской среде, изложив в связи с этим содержание и методы эффективного использования практической работы на пленэре;

разработать и опытно-экспериментальным путем проверить эффективность методов и отдельных педагогических приемов, основаннных на единстве художественной и педагогической подготовки.

Методологическую основу исследования составили труды по философии, психологии, физиологии, теории и методике обучения изобразительному искусству, эстетике, искусствоведению, архитектуре. Методы исследования:

1) изучение и анализ литературы по методике преподавания изобразительного искусства, существующих программ и методических пособий, трудов по психологии и физиологии восприятия;

2) разработка специальных вопросов и других форм контроля по выявлению эстетического отношения студентов к городской среде и уровня знаний в области архитектуры Москвы;

3) анализ произведений мастеров живописи, изображающих городской пейзаж;

4) изучение литературы по формированию и планированию городской среды, по истории архитектуры, краеведению;

5) метод наблюдения за работой студентов в процессе проведения пленэрной практики;

6) опытно-экспериментальная работа, состоящая из констатирующего, формирующего и контрольного экспериментов;

7) статистическая обработка результатов экспериментов и их анализ;

8) изучение и обобщение педагогического опыта в проведении пленэрной практики преподавателями живописи художественно-графических факультетов педвузов;

9) анализ живописных, графических и композиционных работ студентов, выполненных во время пленэрной практики.

Научная новизна исследования заключается в разработке, научном обосновании, содержании эффективных методов и отдельных педагогических

приемов формирования эстетического отношения к городской среде при изображении пейзажа, основанных на единстве художественной и педагогической подготовки. Разработаны критерии сформированности эстетического отношения студентов к городской среде при работе над пейзажным этюдом.

В исследовании мы соединили узкопрофессиональные художественные задачи" с задачами эстетического и гуманитарного плана с тем, чтобы способствовать формированию эстетического отношения к среде, необходимого для практической работы при изображении городского пейзажа.

Практическая значимость исследования заключается в том, что полученные результаты используются в практической подготовке специалистов на художественно-графическом факультете МГОПУ. Разработаны принципы интенсификации учебного процесса и повышения качества получаемого результата, рекомендации и направления по решению поставленных задач. Материалы исследования также могут быть использованы в процессе составления учебных программ и подготовке учебных пособий по пленэру. Осуществление предлагаемой методики преподавателями и студентами в значительной мере способно повысить качество педагогической деятельности будущих учителей изобразительного искусства.

Исследование проводилось в 3 этапа.

Первый этап (1996-1997 гг.) включал в себя изучение истории вопроса, оценку современного состояния проблемы исследования, степень разработанности ее учеными, анализ учебных программ, методических пособий и изучение опыта преподавателей в проведении практики «пленэр». В этот период определялись рабочая гипотеза, предмет и задачи исследования.

Второй этап (1997-1999 гг.) был посвящен опытно-экспериментальной работе, в начале которой определялись педагогические условия, методы, формы и специальные задания, которые могли бы быть использованы в процессе

проведения эксперимента с задачей на формирование эстетического отношения студентов к среде при работе над городским пейзажем.

Третий этап (1999-2000 гг.), в этот период проводилось обобщение и систематизация результатов опытно-экспериментальной части работы. Уточнялись и оформлялись данные исследования, формулировались выводы.

В эксперименте в разное время приняло участие около 150 человек.

Апробация исследования. Подготовительный материал и впоследствии само исследование, его опытно-экспериментальная часть периодически обсуждались на кафедре живописи и содержались в докладах на научно-методических конференциях Московского Государственного Открытого Педагогического Университета. Результаты исследования были одобрены и нашли практическое применение на художественно-графическом факультете МГОПУ.

На защиту выносится:

Разработанная, научно-обоснованная, экспериментально проверенная методика формирования эстетического и профессионального отношения к городской среде у студентов художественно-графических факультетов, которая включает в себя:

- содержание обучения живописи на пленэре, в том числе основные задания в разных техниках (живопись, графика) и специально разработанная нами система практических и теоретических форм обучения, направленных на поэтапное формирование художественного восприятия находящейся в городской среде архитектуры, ее углубленного анализа, основанного на эстетическом отношении к действительности и ее отражении средствами живописи;

- формы и методы обучения, методические приемы в пленэрной живописи, связанные с задачей формирования эстетического отношения к городской среде;

- средства обеспечения учебно-воспитательных и формирующих процессов обучения (ТСО, наглядные пособия и т.п.).

Объем и структура диссертации. Диссертация состоит из введения, двух глав, выводов, изложенных в заключении, библиографии и приложения, состоящего из иллюстративного материала и таблиц.

Пленэрная практика, как художественно-педагогический процесс

Пленэрная практика является важной составляющей всего учебно-воспитательного процесса на художественно-графических факультетах педвузов. Живопись в природных условиях дает возможность студентам закрепить и расширить навыки, полученные ими в учебных мастерских на занятиях по специальным дисциплинам (рисунок, живопись, композиция, история искусств). Это получается путем графических набросков и живописных этюдов в разных погодных условиях, в разное время суток, в различные времена года. За время практики студенты приобретают навыки наблюдения и анализа. Они разбирают строение, форму предмета, его цветовой состав, который во многом задан освещенностью среды и ее световоздушным характером. В этом деле очень важно научиться умело использовать живописные и графические материалы, в зависимости от характера мотива и стоящих перед автором творческих и учебных задач.

Пленэрная практика в условиях города активно совершенствует профессиональную подготовку, формирует у студентов мировоззрение, идейные убеждения, повышает общую культуру. Знания и навыки, полученные будущим художником-педагогом на пленэре, будут необходимы ему для эстетического воспитания подрастающего поколения, так как это одна из насущных задач нашей школы.

Чтобы получить наиболее полное и объективное представление о том, какое место пленэрная практика, как форма обучения, занимает в художественно-педагогическом процессе на художественно-графических факультетах педвузов и какие перед ней стоят сегодня задачи, мы проанализировали наиболее часто применяемые программы и учебно-методические пособия. Среди них -Программы педагогических институтов - сборники NN 16 и 14. М., «Просвещение» 1983 и 1988 гг. в разделе «Пленэр» практически дублируют друг друга за исключением некоторых нюансов. Составитель программы «Пленэр» - Н.Я.Маслов - является автором одноименной книги. Он рекомендует проводить пленэрную практику по временам года, например, I курс - лето, II курс - весна, IV курс - осень. На наш взгляд, вносит большое разнообразие и активизирует творческий процесс широко распространенная форма выездной практики с охватом разных климатических зон. Пленэрная практика делится на «базовую», «экспериментально-тематическую» и «производственно-тематическую». В этой книге приводятся разнообразные задачи и требования к студентам в зависимости от рабочего материала и курса. Данные программы ставят задачи по ориентации студента в трехмерном пространстве и передачи его в двухмерной плоскости, целостного восприятия натуры с учетом цветового и тонового состояния освещенности, умению находить большие цветовые отношения, умению выдерживать тональный и цветовой масштабы, выработке моторной координации и на последнем месте -формирование и развитие творческого воображения, способность создать художественный образ. В соответствии с данной программой подготовка студентов по изобразительному искусству в условиях «природы и производства» рассчитана на 432 часа, распределенные в соответствии с учебным планом на 3 пленэрные практики по 144 часа каждая (1,2 и 4 курсы).

Особое внимание в программе уделено необходимости использования наглядных материалов, методических пособий. Для выездных практик автор предусматривает переносное портативное оборудование и снаряжение.

Эти и другие положения пленэрной практики в более подробной и развернутой форме представлены Н.Я.Масловым в вышеупомянутой книге «Пленэр». М., «Просвещение», 1984г.

Уже в первом разделе дается основательный обзор становления пленэрной живописи в западноевропейском, русском и советском искусстве. Основательная историческая справка логически подводит нас к сегодняшнему положению дел с пленэром на художественно-графических факультетах педвузов. Много внимания в этом учебном пособии уделено особенностям пленэрной среды, восприятию натуры, особенностям работы с материалом и другим учебным задачам, приводятся репродукции, таблицы. Автор довольно подробно рассматривает методические особенности пленэрной практики. Дается примерный тематический план и развернутые пояснения к нему по каждому курсу с указанием часов. Цветное приложение к изданию наглядно иллюстрирует весь изложенный материал.

Учебное пособие дает наиболее полное представление об организации и проведении практики «пленэр» на художественно-графическом факультете в педвузе.

Из истории становления пленэрной живописи в Российской художественной школе

В изобразительном искусстве России при воздействии разных исторических условий развивались всевозможные приемы использования цвета в качестве выразительного средства живописи. При этом четко прослеживаются две линии развития двух систем цветового строя картины: живопись монохромная -локальным цветом и живопись полихромная — сложным цветом. Если древнерусские живописцы отображали предметный мир, в основном, цельным, однородными цветовыми массами, которые характерны для изображаемых предметов, то художники 19 века во многом попытались отойти от этой тенденции и стали писать сложным цветом, в котором были не только характерные оттенки предметной окраски, но и качества определенной световоздушной среды.

Основные методы и принципы живописи на пленэре закрепились у русских художников еще в первой половине 19 века, это немного раньше «открытого пленэра» Западной Европы, который сформировался лишь к 70-80 годам прошлого столетия.

В начале XIX века в изучении ведущего предмета Академии рисунка происходит изменение в сторону работы с натуры. Ученики класса перспективы выходят на пленэр для выполнения набросков, зарисовок, этюдов на улицах Санкт-Петербурга. Известно, что под руководством Ф.Л.Алексеева в 1800 году ученики класса перспективной живописи выезжают для выполнения пленэрных работ в Москву.

Не смотря на то, что во всех классах Академии художеств работе с натуры предшествовало копирование с оригиналов, в пейзажном классе большое внимание уже уделялось работе с натуры. Так, после третьего курса планировались занятия на пленэре, где ученики выполняли небольшие наброски и зарисовки, которые впоследствии использовались в качестве материала для написания длительной картины.

Разработка практических методов живописи на пленэре в начале 19 века довольно результативно велась в русской художественной школе в период пенсионерских поездок лучших выпускников академии, какими были: С.Ф. Щедрин, П.В. Басин, К.П. Брюллов, М.И. Лебедев, А.А. Иванов и др.

Особо выдающимся явлением в развитии пленэрной живописи первой половины 19 века следует считать, на наш взгляд, творческую деятельность выдающегося русского художника А.А. Иванова. Во время поездки в Итатию он оттачивал в этюдах с натуры каждую деталь композиции, добиваясь простоты и ясности живописного строя картины. Его крупная работа «Явление Христа народу» и этюды, сделанные к ней, свидетельствуют о глубине и сложности пластических и живописных задач, поставленных художником самим перед собой и успешно решенных.

Художник не останавливается на традиционных принципах академизма в создании картины и разрабатывает свою систему по сбору этюдного, подготовительного материала для композиции. Здесь поднимаются вопросы воздушной и линейной перспективы, колорита будущей работы и успешно решаются художником в сотнях этюдов, зарисовок, сделанных с натуры. Одновременное ведение двух линий - сбор материала и совершенствование на его основе эскиза работы - определило систему творческого метода мастера.

Среди плеяды крупных художников - педагогов, внесших большой вклад в развитие методики живописи, крупное место принадлежит А.Г.Венецианову, чья методика обучения изобразительному искусству сыграла заметную роль в общем развитии живописи как русской, так впоследствии и советской школы. Он был одним из первых художников-педагогов в России, кто взял и развил в своем творчестве тему народной живописи, призывая своих учеников изучать природу человека, опираться на научные основы изобразительного искусства -теорию теней, пластическую анатомию, перспективу. Венецианов считал, что только следование природе может привести к успеху в творческой работе. В художнике он прежде всего ценил стремление к непосредственному живому изображению природы. Эти свои принципы он и положил в основу преподавательской и творческой деятельности. Примером этому служат такие его картины как «На жатве. Лето», «На пашне. Весна».

Венецианов вслед за Щедриным и Ивановым начинает обращать пристальное внимание на воздух, его присутствие в своих работах, влияние которого на предмет всенеприменнейше следует учитывать при работе на натуре. Когда художник рассматривает понятие воздушной перспективы, он замечает и такие факты как положение солнца, состояние погоды, время года, их необходимо выявлять при работе с натуры.

Констатирующий этап педагогического эксперимента

Работая над констатирующей частью исследования на основе выдвинутой гипотезы, мы ставим перед собой следующие задачи:

определить принципиальную возможность глубины ознакомления студентов педагогического института с произведениями архитектуры и их сосуществованием в синтезе городской среды и установить исходные уровни эстетического отношения студента к архитектурной городской среде и ее влияния на эстетические оценки;

определить уровень профессиональной, творческой подготовки и практических навыков студентов, проанализировав наиболее характерные и часто встречающиеся ошибки в работах по живописи и графике. Наше исследование не обращалось детально к проблемам узкотехнического плана, влияющих на возможность и желание проводить пленэрные практики в городе и его центральной части. Для решения поставленных задач констатирующий эксперимент мы составили из двух частей: теоретической и практической. Главное внимание уделили особенностям отражения и восприятия студентами образов и элементов городской среды и архитектуры и воплощению их на холсте.

По совокупности результатов I и II частей эксперимента мы хотим выявить уровни владения и применения интересующими нас навыками между студентами III и IV курсов.

В обеих частях эксперимента: теоретической и практической приняли участие студенты четырех групп III и IV курсов ХГФ МГОПУ общим количеством 53 человека. В дальнейшем группы именуются А и Б, В и Г. Группы А и В - III курс, группы Б и Г - IV курс. Двум из этих групп А и Б предстояло принять участие в формирующем эксперименте.

Для решения первой задачи мы разработали 4 задания.

Первое представляло собой вопросник для индивидуальной беседы со студентами. Такие беседы должны нам помочь выявить знания студентов об архитектурном облике их города. Мы полагаем по именующемуся у нас опыту, что количество вопросов в экспериментальной беседе со студентами не должно превышать 7-9 во избежание падения интереса к обсуждаемой теме.

Вопросы:

1. Что такое городская среда обитания для человека?

2. Какую роль в ряде других факторов среды, влияющих на человека, Вы отводите архитектуре?

3. Что и в каком объеме преподносит вам преподаватель на уроках истории искусства и культурологии на интересующую нас тему: архитектура и среда?

4. Что Вы знаете об архитектуре Москвы? Можете ли вспомнить некоторые колоритные, на Ваш взгляд, здания и фамилии архитекторов?

5. Каких Вы знаете художников в разные исторические периоды, изображавших Москву?

6. Какая из картин о Москве Вам запомнилась и отвечает Вашим представлениям о городе?

7. Какое значение имеет городская среда для живописно-образного решения пейзажа?

8. Какой Ваш любимый архитектурный стиль?

9. Каким образом тот или иной стиль нашел отражение в произведениях выдающихся мастеров живописи и графики?

Беседа строится так, что к одному и тому же вопросу мы возвращаемся неоднократно, чтобы исключить элемент случайности и получить более полноценный ответ. Индивидуальные беседы могли выявить лишь общие представления студентов о Московской архитектуре.

С целью уточнения характера эстетического отношения мы разработали и предложили студентам для выполнения экспериментальные задания. Они выполнялись на иллюстрированном материале.

Задание 2 было направлено на выяснение того, насколько точно студенты видят разницу между архитектурными стилями, то есть способны ли они выделять определенные характерные черты каждого из предложенных стилей.

Для анализа было предложено 13 фотографий, которые нужно было сгруппировать по признакам стиля и представить преподавателю с кратким обоснованием и описанием характерных черт.

Кроме того, студент должен был, опираясь на понятие стиля и его основные черты, разложить фотографии в хронологическом порядке. Эта часть задания почти целиком вытекает из предыдущей, так как различив и сгруппировав фотографии по стилям, уверенному в своих знаниях человеку не составит труда отнести то или иное изображение к определенной эпохе и поможет исключить элемент случайности.

Параллельно с этим были заданы также вопросы: видели ли Вы раньше это здание? Где оно стоит, на какой улице? Чем оно еще знаменито? (если таковая история имеет место быть). Перед проведением второго задания мы предположили, что человек в силу своего характера и особенностей психики способен настолько привыкать к некоторым произведениям искусства и архитектуры, в частности окружающих его каждый день: по дороге на учебу, домой, что совершенно не обращает на них внимания и просто забывает то, что когда-то знал.

Похожие диссертации на Формирование эстетического отношения к среде у студентов III-IV курсов художественно-графического факультета в процессе работы над городским пейзажем