Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Пути совершенствования специальной подготовки студентов художественно-графических факультетов педагогических вузов в процессе преподавания курса композиции по художественной графике Сухарев Михаил Иванович

Пути совершенствования специальной подготовки студентов художественно-графических факультетов педагогических вузов в процессе преподавания курса композиции по художественной графике
<
Пути совершенствования специальной подготовки студентов художественно-графических факультетов педагогических вузов в процессе преподавания курса композиции по художественной графике Пути совершенствования специальной подготовки студентов художественно-графических факультетов педагогических вузов в процессе преподавания курса композиции по художественной графике Пути совершенствования специальной подготовки студентов художественно-графических факультетов педагогических вузов в процессе преподавания курса композиции по художественной графике Пути совершенствования специальной подготовки студентов художественно-графических факультетов педагогических вузов в процессе преподавания курса композиции по художественной графике Пути совершенствования специальной подготовки студентов художественно-графических факультетов педагогических вузов в процессе преподавания курса композиции по художественной графике Пути совершенствования специальной подготовки студентов художественно-графических факультетов педагогических вузов в процессе преподавания курса композиции по художественной графике Пути совершенствования специальной подготовки студентов художественно-графических факультетов педагогических вузов в процессе преподавания курса композиции по художественной графике Пути совершенствования специальной подготовки студентов художественно-графических факультетов педагогических вузов в процессе преподавания курса композиции по художественной графике Пути совершенствования специальной подготовки студентов художественно-графических факультетов педагогических вузов в процессе преподавания курса композиции по художественной графике
>

Данный автореферат диссертации должен поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - 240 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Сухарев Михаил Иванович. Пути совершенствования специальной подготовки студентов художественно-графических факультетов педагогических вузов в процессе преподавания курса композиции по художественной графике : Дис. ... канд. пед. наук : 13.00.02 : Москва, 1998 289 c. РГБ ОД, 61:99-13/577-4

Содержание к диссертации

Введение

ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРЕПОДАВАНИЯ КОМПОЗИЦИИ ПО ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ГРАФИКЕ 10

1. Определение понятия "композиция'

а). Содержание учебного предмета "Композиция по художественной графике"

б) Определение понятия «композиция», как главной ... 13

художествен но fr формы произведения.

2. Теоретические основы творческого процесса создания

художественного композиционного произведения 18

ВЫВОДЫ ИЗ ГЛАВЫ I 45

ГЛАВА 2 КОНСТАТИРУЮЩЕЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПРОЦЕССА СПЕЦИАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ СТУДЕНТОВ ХГФ НА ЗАНЯТИЯХ КОМПОЗИЦИИЕЙ ПО ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ГРАФИКЕ 47

1. Исследование организации и методов проведения занятий композицией по художественной графике на ХГФ (констатирующий эксперимент) 48

1. Определение методов исследования, основной базы исследования и основных параметров исследования 48

2. Исследование программ и методики-преподавания на: ХГФ композиции по художественной графике 49

3. Исследование результатов учебно-творческой деятельности студентов ХГФ в области композиции по художественной графике 54

а) Исследование результатов учебно-творческой деятельности студентов 1-2 курсов ХГФ в области композиции по художественной графике 54

б) Исследование результатов учебно-творческой деятельности студентов 3-4 курсов ХГФ в области композиции по художественной графике 56

4. Анализ теоретических и методических работ, связанных с темой исследования 60

5. Выводы констатирующего исследования процесса развития профессионально-художественных качеств учащихся ХГФ при прохождении курса композиции по художественной графике 61

6. Результаты исследования связи и взаимовлияния процессов специальной подготовки студентов на занятиях академическим рисунком и занятиях композицией по художественной графике 76

7. Основные направления совершенствования специальной подготовки студентов в процессе прохождения курса композиции по художественной графике. 77

2. Поиски методов совершенствования специальной подготовки студеное в процессе прохождения курса композиции по художественной графике {Поисковый эксперимент). 79

План и задачи поискового эксперимента 82

Описание поискового эксперимента 84

Работа преподавателя над аспектом развития у учащихся способностей и качеств для работы над сочинением композиций 102

ГЛАВА 3 ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫЕ МЕТОДЫ ОРГАНИЗАЦИИ И ПРОВЕДЕНИЯ ЗАНЯТИЙ КОМПОЗИЦИЕЙ ПО ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ГРАФИКЕ СО СТУДЕНТАМИ 3-4 КУРСОВ ХГФ (формирующий эксперимент)... 111

1 . Задачи, содержание и методика проведения формирующего эксперимента 111

2. Практическая реализация формирующего эксперимента 123

3. а). Выводы эксперимента на 3 курсе ; 141

б). Выводы эксперимента на 4 курсе 144

в). Выводы о теоретических письменных работах по композиции в искусстве графики 146

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 148

ПРИЛОЖЕНИЯ 156

Список исследованных теоретических и методических работ, связанных с темой исследования

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 181

ИЛЛЮСТРАЦИИ 192

Введение к работе

Работа над графической композицией в системе подготовки художников-педагогов-на ХГФ играет очень большую роль. Она заключается в активном развитии творческих способностей учащихся, их образно-художественного мышления, художественного вкуса, развитии умений и навыков практической

работы художника-графика.

Пробле.мма исследования и ее актуальность.

Диссертация посвящена пр&ддеме специальной подготовки студентов художествен но-графических факультетов в процессе освоения ими учебного курса по дисциплине "Композиция по художественной графике".

В диссертации исследуется комплексное воздействие разных видов практических и теоретических занятий в области композиции по художественной графике на качество специальной подготовки студентов.

Актуальность исследования методики преподавания композиции по художественной графике, в системе подготовки профессиональных художнике в-педагоге в заключается в необходимости развития их творческих способностей, художественного мышления, формирования умений и навыков практической работы в области художествен ной графики и композииии, поскольку речь идет о закладке основ специальной подготовки студентов, об их художественном образовании и эстетическом воспитании, Исследование методов преподавания композиции по художественной графике актуально. поскольку направлено на применение широкого потенциала воспитательных, образовательных, развивающих возможностей занятий композицией по художественной графике в процессе специальной подготовки художников-педагогов.

В настоящее время уровень подготовки студентов в области композиции по художественной графике не достаточно высок Занятия проводятся преимущественно в области графики и композиционный аспект работы ограничивается созданием графических пейзажей, натюрмортов, портретов, реже -однофигурных композиций; исключение составляют редко создаваемые двух-трех фигурные композииии Для подъема работы в этой области, для того, чтобы усовершенствовать и дополнить уровень профессиональной подготовки художников-педагогов, мы поставили следующую задачу: создать систему

преподавания композиции на 3-м и 4-м курсах ХГФ в ее связи и преемственности с

системой преподавания графики студентам 1-го и 2-го курсов. Система преподавания композиции по художественной графике должна включать научно обоснованную и апробированную последовательность специальных, практических и теоретических занятий, заданий, методик преподавания и использование у-ибных пособий, как для студентов, так и для преподавателей этого предмета.

Основополагающее значение для нашего исследования имели труды известных \ченых в области общей педагогики,. Ю К. Бабанского. VI Н, Скатміна. Л.А. Смирнова. В А. Сластенина, СИ. Архангельского, Л Ф. Колесникова. А И Пискунова. ВИ. Андреева, В.К. Дьяченко, И.Я. Лернер, И.Э. Унт, В.Н. Михеева. В.И. Леднева и др., авторитетных специалистов учен ых-психолого в, таких, как Л.С. Выготский, ЕЙ. Игнатьев, АН. Леонтьев, Р. Арнхейм, B.C. Кузин, ВИ. Киреенко. Я,Л Пономарев, Б.Г. Ананьев. И.П. Фарман, П.М Якобсон, Б.Ф.Ломов.

Важное место в разработке методической базы исследования заняли труды известных ученых в области методики преподад_ания_из.р.$р.аз.ительного искусства КН. Ростовиева, А.Е. Терентьева, B.C. Кузина, А.Д. Алёхина, ЕВ. Шорохова, A.M. Серова. ВВ. Алексеевой, Л.Г, Медведева, Б Ф. Ломова, Н.Н, Анисимова, ТВ. Беды. Э.М. Белютина. Н.М Молевой. Б.Н. Неменсшго. В К. Лебедке

Исследуя теоретические.основы компдзицин в изобразительном искусстве, мы опирались на труды таких авторитетных в этой области авторов как В А Фаворский. К.Ф, Юнон, Б.В. Иогансон, MB Алпатов, Г.К. Савицкий, Н.Н. Волков. Е А Кибрик, М.А. Волошин, А.А: Дейнека, A.M. Лаптев, ЕВ. Шорохов. А, Мажуга. С.Г. Капланова, Н.Г. Козлов и др.

Исследуя своеобразие искусства графики, законы ее языка, ее теорию и практику, мы углубленно изучали работы таких авторов, как А.А. Сидоров, АД Гончаров, В А Фаворский, ПИ Суворов, В.М. Звонцов, В.Н. Докучаев, Б.Р Виппер. Ю Я. Герчук. МИ. Алексин. Е. Левитин, Л.Р. Варшавский, О.Д. Аесиян. Б. Клабуковскпй, ВИ. Анисимов, П.Я. Павлинов, И.В. Доброклонский, Н. Машковцев.

Теоретическую основу исследования составили произведения таких

отечественных и зарубежных философов, как Н. Л Бердяев, И.Н. Ильин, ВВ.

Розанов. П.А. Флоренский, В.С, Соловьев. Е.Н. Трубецкой. С.Н. Булгаков. АФ

Лосев. Г Г Гадамер. Ж. Деррида. а также труды по эстетике таких ученых, как Б Р

Виппер. Н И. Кпяшенко. Н.Л. Леизеров, М.С Каган , Б.Г. Лукьянов. М.С Овсянников, В. К. Скатерщиков.

- В настоящее время уровень подготовки студентов в области композиции по

художественной графике не достаточно высок. Занятия проводятся

преимущественно в области графики', и композиционный аспект работы ограничивается созданием графических пейзажей, натюрмортов, портретов, реже -однофигурных композиций, исключение составляют редко создаваемые двух-трех фигурные графические композиции. Для подъема работы в этой области, для того, чтобы применить более широко потенциал воспитательных, образовательных, развивающих возможностей учебного предмета "Композиция по художественной графике", чтобы усовершенствовать и дополнить уровень профессиональной подготовки художников-педагога в, мы поставили следующую. задачу: создать систему преподавания композиции на ХГФ (3-й, 4-й курсы)2 в ее связи и преемственности с системой преподавания графики студентам 1-го и 2-го курсов'. Система преподавания композиции по художественной графике должна включать научно обоснованную и апробированную последовательность специальных, практических и теоретических занятий, заданий, методик преподавания и использование учебных пособий, как для студентов, так и для преподавателей этого предмета.

Объекте м ис.дл.едования является учебно-творческая работа студентов ХГФ над композициями по художественной графике, их деятельность в области графики, а также теория художественного творческого процесса создания композиционных графических произведений.

Предмет исследования: Теория, методика и практика преподавания композиции по художественной графике студентам ХГФ.

Цель исследования: Изучить и проанализировать следующие факторы; историю, теорию и практику творческой деятельности мастеров изобразительного искусства, историю, теорию и практику художественной педагогики и методики, историю и теорию изобразительного искусства и в частности - теорию композиции и специфику искусства станковой и книжной графики, теоретически обосновать.

Углубленно занятия композицией по художественной графике ведутся лишь факультативно, для ограниченного количества студентов, не являются обязательными, не охвачены целенаправленной системой преподавания графической композиции, хотя предусмотрены занятия и работы в области подготовки студентов по графике, эстампу, для 1-го, 2-го курсов по станковой и книжной графической

КОМПОЗИЦИИ.

1 3-й курс - "Станковая и книжная графика". 4-й курс - спецсеминар хтя дипломников ка<|>едры рисунка.

Предмет "Художественная графика" апробирован и введен в учебную практику на ряде ХГФ пед. вучов. (См.: Барциц Р.Ч. Специфика методов преподавания художественной графики на художественно-графических факультетах педагогических вузов. - Дисс. на соиск, \ч. ст. к.п н. - М . ІУ У 7 у

разработать, и экспериментально подтвердить систему преподавания композиции по художественной графике на ХГФ.

В качестве гипотезы нами выдвинуто предположение о том, что занятия графпкоП п композицией на художественно-графических факультетах педагогических вузов будут содействовать повышению эффективности и качества профессиональной подготовки студентов, более полному развитию их творческих способностей, воображения, образного мышления, исполнительских умении цр_и условии разработки и применения найденной и проверенной в процессе исследования целенаправленной, научно и методически обоснованной системы преподавания композиции по художественной графике.

Новизна работы состоит в том, что в диссертации , в результате педагогического эксперимента найдено оптимальное соотношение взаимосвязанных, целенаправленных, по новому составленных и подготовленных практических и теоретических занятий, их содержание, направленность, степени сложности последовательность, продолжительность, цели и задачи. В процессе практической апробации мы стремились "пронизать" каждое занятие, каждое задание по курсу "Композиция по художественной графике" сразу несколькими установками, преследуя цель равномерного и гармоничного развития

способностей учащихся В практических заданиях воспроизводятся различные варианты процесса работы над замыслом и исполнением. Используется метод моделирования процесса сочинения и исполнения, воплощения замысла графической станковой композиции.

основе созданной в результате исследования теоретической концепции (в виде научно обоснованной схемы творческого процесса создания художественных произведении, на которую "наложены" специфические качества творческой работы над графическими композициями), в итоге проведенных наблюдений, поисков, проб, выработан наиболее эффективный комплекс образовательно-воспитательных мероприятий, (сочетающий определенным образом подобранные практические занятия со специальными теоретическими занятиями), посредством которого существенно улучшаются результаты профессиональной подготовки студентов \ГФ в процессе прохождения ими курса композиции по художественной графике, совершенствуются их профессиональные качества в главных для нашего исследования областях: повышается уровень культуры и знаний учащихся.

параллельно с этим развивается эмоциональная сфера их сознания, а также образное мышление, вместе с лежащей в его основе способностью к воображению, совершенствуются профессиональные исполнительские способности и навыки в области искусства графики.

Задачи исследования; 1) Исследовать теоретические и практические основы, структуру, специфику работы над композицией в художественной графике. 2) Дать анализ современного состояния обучения студентов ХГФ педвузов композиции по художественной графике. 3) Разработать эффективную систему преподавания композиции по художественной графике (включающую программу, методику, .учебные пособия) студентам ХГФ. 4) Осуществить экспериментальную проверку эффективности предлагаемой системы.

В научно-теоретическую основу диссертации вошли некоторые материалы и положения, содержащиеся в теоретических работах по философии, теории и истории искусства, истории методов преподавания изобразительного искусства, трудах по психологии, современной методики преподавания графики.

Для решения поставленных в диссертации целей и задач использовались следующие методы исследования;

  1. Изучение литературы по интересующей нас проблеме и кругу вопросов, с ней связанных. Анализ программ по рисунку, графике, живописной и композиции по художественной графике на ХГФ педагогических ВУЗов, и программа по графике и композиции на графических факультетах художественных институтов

  2. Сбор и анализ графических и композиционных работ студентов.

  3. Беседы со студентами преподавателями и художниками-графиками по интересующей нас теме.

  4. Наблюдение и педагогический контроль за работой студентов в нерпод проведения эксперимента.

  5. Применение метода моделирования учебно-творческой ситуации, создание ситуации проблемного обучения

  1. Текущая оценка работ студентов в соответствии с поставленными перед ними задачами по специально разработанным критериям оценки результатов их деятельности,

  2. Фотографирование и ксерокопирование работ студентов на разных стадиях завершенности.

S) Метод сравнений работ учащихся.

9) Оценка учебно-творческих работ студентов на зачетных кафедральных

просмотрах по рисунку, графике, композиции гю художественной графике.

Практическая значимость диссертации состоит б реализации созданной и апробированной в результате исследования системы преподавания композиции по художественной графике на 3-4 курсах художественно-графических факультетов педагогических вузов.

Апробация и внедрение результатов .исследования проводились с 1992 по 1999 год в учебно-воспитательной работе со студентами первого-третьего курсов и дипломниками кафедры рисунка художествен но-графического факультета МГП\' им. В.И. Ленина, на заседании кафедры рисунка МГЛУ им. ВИ. Ленина, н.і заседании Ученого Совета ХГФ МПГУ, изложены в опубликованных тезисах и статьях, нашли свое отражение в создании композиций по художественной графике для оформления нескольких серий учеб но-методических изданий по направлениям -философия, эстетическое воспитание, психология, история.

Основное исследование проводилось на базе Художественно-графического факультета МПГУ.

Был обобщен практический опыт преподавания композиции по художественной графике на ХГФ Санкт-Петербургского Педагогического Государственного Университета им. Герцена, Института живописи, скульптуры и архитектуры им. И.Е. Репина, МГХИ им. В.И. Сурикова, Детской художественной школы Краснопресненского РОНО г. Москвы и Школы Искусств Красногвардейского р-на г. Москвы. На основной базе исследования - ХГФ МПГУ проведено 7 серий эксперимента (в его констатирующем, поисковом и формирующем этапах): в 1991/92, 1992/93, 1993/94, 1994/95,1995/96, 1996/97, и в 1997/98 учебных годах.

В целом экспериментом было охвачено около 1300 студентов ХГФ МПГУ: в констатирующем эксперименте - около 600 наблюдаемых студентов, а поисковом эксперименте - примерно 230 студентов в экспериментальных и около 220 студентов - в контрольных группах, в формирующем эксперименте - S4 студента в экспериментальных группах и около 200 студентов в контрольных группах. На основе созданной в результате исследования теоретической концепции (в виде научно обоснованной схемы творческого процесса создания художественных произведении, на которую "наложены" специфические качества творческой работы над графическими композициями), в итоге проведенных наблюдений, поисков, проб, выработан наиболее эффективный комплекс образовательно-воспитательных мероприятий, (сочетающий определенным образом подобранные практические занятия со специальными теоретическими занятиями), посредством которого существенно улучшаются результаты профессиональной подготовки студентов ХГФ в процессе прохождения ими курса композиции по художественной графике, совершенствуются ич профессиональные качества в глазных для нашего исследования областях: повышается уровень культуры и знаний учащихся. параллельно с этим развивается эмоциональная сфера их сознания, а также образное мышление, вместе с лежащей в его основе способностью к воображению, совершенствуются профессиональные исполнительские способности и навыки в области искусства графики

Определение понятия "композиция'

Название интересующего нас учебного предмета - "Композиция по художественной графике", говорит о том. что основным воспитательным и учебным средством является создание учащимися композиций в графических техниках В связи с этим, для ясности и последовательности исследования нам необходимо определить содержание учебного предмета "Графическая композиция", далее латі, определение и выяснить сущность таких понятий, как "композиция" и "графическая композиция"

Содержание учебного предмета "Композиция по художественной графике1 в сущности уже определено в работе ЕВ. Шорохова1

Соответственно этому мы можем представить общее содержание предмета "Композиция по художественной графике" следующим образом:

I Студенты должны знать:

- Историю развития композиции в искусстве графики.

- Становление композиции, как учебного предмета.

-Теоретические основы композиции, в том числе - КОМПОЗИЦИИ НО художественной графике,

- Школьные программы по изобразительному искусству.

- Методику преподавания композиции в школе,

- Техники и специфику графических выразительных средств. 2. Студент должен также уметь:

- Анализировать содержание, идейные замыслы, художественные формы

произведений графического искусства, в том числе главную художественную ФОРМУ - композицию и все изобразительно-выразительные средства композиционного

произведения.

- Отбирать жизненные впечатления и правдиво, образно отражать их в

творчестве, т.е. обладать развитым образно-художественным мышлением и

использовать его в практической работе над композициями

- Выполнять с натуры, по памяти, по представлению, воображению композиционные наброски, зарисовки, эскизы в графических художественных материалах и техниках.

- Сочинять композиции в различных, свойственных графике жанрах изобразительного искусства на разнообразные темы в различных материалах и техниках графики.

- Самостоятельно пользоваться учебной, искусствоведческой, методической литературой.

- Проводить занятия с детьми по графической композиции.

Развивать собственные умения и навыки по композиции в самостоятельной творческой деятельности в области графической композиции и затем использовать их в своей педагогической практике.

Из этого содержания видно, что основой развития профессионализма учащихся ХГФ в области графической композиции является выполнение главных практических учебно-творческих работ, т.е. собственно - создание графических станковых композиций.

В связи с задачами теоретического исследования сущности композиции, как произведения изобразительного искусства, а также в связи с исследованиями методических вопросов преподавания графической композиции1 нам необходимо определить сущность главного понятия в нашей работе, дать четкое определение, что такое композиция, как результат творческой изобразительной деятельности

Поскольку, определение термина и специфики композиции является началом нашего теоретического и методического исследования важно определить главные положения, на которых базируется наше исследование. Для ясности дальнейшего изучения феномена композиции мы положили в основу анализ двух классических факторов, с которыми сталкиваются учащиеся при создании графических композиций и на которые традиционно принято опираться при анализе произведения искусства, а именно: анализ содержания композиционного произведения и анализ его формы в их диалектической взаимосвязи. Исходя из этого положения, мы рассматривали специфические особенности композиции через упі два аспекта.

Такое определение композиции дано у ЕВ Шорохова - "Код[ПОБУДИя - это главная.. х о&е&жш№ ФшШ 9-ІІ2&ЯШі Исходя из этого определения, даются и главные признаки композиции: "Явление целостности составляет родовые признаки композиции. Качество... композиции предполагает реализацию такого свойства, как неделимость. Неделимость означает невозможность воспринимать ее как сумму нескольких, хотя бы в малой степени самостоятельных частей Неделимость закладывается в композиции в качество так называемой конструкт и в ной идеи, которая способна объединить в одно целое все компоненты будущего произведения".

Аналогичное, но несколько иного плана определение есть у В.А.Фаворского: "Одно из определений композиции будет следующее: стремление к композиционное есть стремление цельно воспринимать, видеть и изображать разно пространствен ное и р новременное ,г

Н.Н.Волков" приходит к следующим определениям композиции (картины или листа): композиция определяется им через_связи, создающие целое: а именно -композиция создается а), конструктивными, связями, т.е. "части связаны между собой еше и тем, что связаны с целым1 , б), смысловыми связями.

Понятие "композиция" поставлена Н.Н Волковым здесь в ряд смежных понятий из круга проблем цело.стнрети произведения: структура, конструкция. элементы и целое, связи. Это аспекты формы.

Одно из его определений композиции таково: "Композиция произведения искусства есть замкнутая структура с фиксированными элементами, связанная единством смысла". Это определение, кроме аспектов формы оперирует и аспектом содержания - единством смысла, которое имеет функцию управления аспектами формы - связывает ее элементы .

Исследование организации и методов проведения занятий композицией по художественной графике на ХГФ (констатирующий эксперимент)

При проведении констатирующего эксперимента применялись следующие методы исследования: анализ композиционных графических работ студентов из методических фондов за последние 20 лет, а для изучения современного положения дел по интересующей нас проблеме - за последние 5 лет. (Работы студентов 1-5 курсов, и более целенаправленно - по существующей ныне программе - студентов 3 и 4 курсов,) Далее - применялся метод наблюдения за ходом выполнения графических и композиционных /живописных и графических/ работ студентов в процессе их выполнения как в аудитории, в графической мастерской, так и за этапами самостоятельной работы студентов над графическими и композиционными работами. Применялся метод беседы, в которых анализировался уровень профессионально необходимых знаний, имеющихся у студентов, а также степень и характер образного восприятия. Применялся, в связи с этим, метод опроса студентов по осмыслению и уяснению задач, стоящих перед ними на разных этапах работы над различными экспериментальными заданиями по графической композиции. Метод оценки как самих работ на разных этапах их создания, так и метод оценки степени творческой активности при работе над каждым заданием по графической композиции.

Применялся метод наблюдения за процессом и результатами занятий по живописи, декоративному искусству, рисунку, истории художественной культуры, за занятиями в период пленэрной практики и школьной педагогической практики.

Осуществлялся контроль и оценка работ студентов по специально разработанным критериям. Проводилось изучение методической литературы и программ по учебным предметам, связанным с исследованием. Беседы с преподавателями и прсфессиональньми художниками, а также вьшуо никами и дипломниками художественных и художественно-педагогических высших и средних учебных заведений по проблематике исследования Применялся метод наблюдения и оценки работы в области композиции, графики, рисунка учащихся стаглдахкласгов детских худо школ, дипломников художественных школ и абитуриентов художественных и художественно-педагогических высших учебных заведений.

При осуществлении исследования был обобщен практический опыт преподавания графической композиции на Художественно-графических факультетах Московского ПТУ, Санкт-Петербургского ПТУ им. Герцена, Детской художественной школы Краснопресненского РОНО г. Москвы, Школы Искусств Красногвардейского р-на г. Москвы, МГХИ им. В.И.Сурикова, Института живописи, скульптуры и архитектуры им. И.Е.Репина. Основное исследование проводилось на базе Художественно-графического факультета МПГУ.

Согласно теоретической базе исследования и разработанной "Схеме творческого процесса создания художественного композиционного произведения", нами приводится данные анализа состояния интересующего нас вопроса по следующим основным.параметрам:

1. Аспект развития образного мышления учащихся и их сочинительских способностей, их способности работать над замыслом. /Условно назовем этот аспект: "Замысел"/.

2. Аспект развития профессиональных исполнитедьских_качеств. умений и навыков, т.е. аспект работы учащихся над художественной формой графических композиций. /Условно - "Исполнение"/.

3. Аспект приобретения учащимися необходимых профес.с днал.ьных. знаний в области графики и графической композиции, истории и теории изобразительного искусства, повышения культуры, вкуса. /Условно - "Знания"/.

4. Аспект развития эмоционального. восприятия учащихся. /Условно "Чувства"/.

2. Исследование программ и методики преподавания композиции_по художественной_графике на„ХГФ

В связи с нашей проблемой были изучены программа, педагогические установки и методические подходы к преподаванию графической композиции на 3-м и 4-м курсах ХГФ МПГУ и ХГФ Спб. ПТУ им. Герцена. Программы сильно отличаются друг от друга. Эти отличия касаются как заданий для студентов 1 и 2-го курсов, так и заданий для 3-го и 4-го курсов.

В каждой из программ и в каждой из методик есть свои "плюсы" и "минусы", свои положительные и отрицательные стороны Мы поставили себе задачу - использовать положительные достижения каждой из официально существующих систем преподавания графической композиции. Для этого нами изучена также методика преподавания и программа по графике и графической композиции в институтах системы Академии художеств: Институте им.

И.Е.Репина и Институте им. В.И.Сурикова. Мы пытались найти то полезное, что можно применить для совершенствования профессиональной подготовки студентов ХГФ МПГУ в процессе их занятий графической композицией, учитывая специфику педагогического образования в целом на ХГФ, количество учебных часов, выделенных по существующей программе МПГУ на занятия графической композицией и реальные возможности Университета на современном этапе его развития в применении тех или иных, заимствованных из других учебных заведений, форм обучения по предмету "Графическая композиция".

Итак, нами были проанализированы с целью сравнения учебные программы по графике и графической композиции московского и СПб-го художественно-графических факультетов.

Программа ХГФ МПГУ:

- Задания по композиции на 1,2,4 курсах выполняются только по кафедре живописи. Задания по графической композиции для всех студентов этих курсов отсутствуют.

- На 4-м курсе проводится спецсеминар по графике для дипломников кафедры рисунка, однако - нет программы по этой дисциплине, хотя очевидно, что этот семинар должен вестись в рамках предмета "Графическая композиция". Собственно же задания по спецсеминару на 4-м курсе выдаются дипломными руководителями каждому дипломнику отдельно по их усмотрению, в связи с темой дипломной работы. Имеет место и другой вариант подготовки дипломников 4-го курса к выполнению дипломной работы, а именно - учащиеся организованно занимаются дополнительным академическим рисунком - (обнаженная модель в мастерской). Часы, отведенные для спецпрактикума целиком отдаются на выполнение этого задания.

. Задачи, содержание и методика проведения формирующего эксперимента

На основе констатирующего и поискового экспериментов осуществлена разработка методики обучения студентов ХГФ по разделу графической композиции, предусматривающая взаимосвязанные, систематизированные, теоретические и практические занятия в учебных мастерских и самостоятельной деятельности учащихся.

В процессе обучающего эксперимента осуществлялось:

1). Педагогические установки, установочные занятия во время ознакомления учащихся с программой занятий по графической композиции.

2). Теоретические занятия со студентами.

3). Практические занятия со студентами в пределах количества часов, отведенных программой.

4). Руководство самостоятельной, домашней работой учащихся над практическими и теоретическими заданиями.

5). Составление специальных практических фронтальных и индивидуальных заданий по графической композиции.

6). Разработка методики составления практических заданий преподавателем.

7). Определение содержания и иллюстративного материала для теоретических лекционных занятий, бесед, объяснений.

8). Разработка комплекса специальных наглядных пособий для студентов по каждому практическому заданию, а также комплекса иллюстративных и технических демонстрационных материалов, необходимых для сопровождения практических и теоретических занятий.

9). Разработка перечня необходимых теоретических знаний, требуемых от учащихся во время экзамена по теоретическим вопросам графической композиции.

10). Проведение зачетных (контрольных) практических заданий для всех студентов и контрольных самостоятельных теоретических занятий (написание рефератов).

11). Текущие просмотры композиционных графических работ учащихся после выполнения каждого практического задания.

12). Проведение итоговых экзаменационных просмотров по всем выполненным заданиям за каждое полугодие, а также организация и проведение итоговых выставок графических композиционных произведений учащихся.

13). Посещение выставок графического искусства, музеев с учащимися.

14). Обобщение и анализ результатов исследования.

При проведении экспериментального обучения велась целенаправленная и взаимосвязанная систематизированная работа по развитию и совершенствованию профессиональных качеств и способностей учащихся в процессе занятий в области графической композиции по четырем аспектам исследования:

1). Получение студентами необходимой суммы профессиональных знаний, связанных с работой над графической композицией, а также приобретение знаний по теории, истории и методике работы над графическими композициями, расширение профессиональной эрудиции, культуры.

2). Развитие у учащихся профессиональных качеств и способностей эмоционального восприятия и эмоциональной оценки явлений жизни и искусства, эмоциональной и зрительной памяти, художественного вкуса, культуры эмоций.

3). Развитие и совершенствование профессиональных умений, навыков и способностей для работы над замыслом графической композиции - сочинением ее, задумыванием образного содержания будущего композиционного графического произведения, образного мышления, воображения, способности к представлению.

4). Развитие и совершенствование профессиональных качеств, умений и навыков, а также способностей исполнительского мастерства художника-графика, совершенствование профессиональной ПОДГОТОВКИ для создания полноценно выразительной и профессионально грамотной формы графической композиции, профессионального уровня воплощения замысла, работа по овладению языком графики, "чувством материала", исполнительским мастерством в достижении выразительности.

Одновременно с этим воспитывалась образно-познавательная потребность и активность учащихся, как основа творческой активности, правильного направления в развитии вкуса учащихся, как условие дальнейшего плодотворного самовоспитания и самообразования в процессе дальнейшего самостоятельного профессионального творчества и профессионального роста.

Теоретические занятия со студентами проводились по общепринятой системе изложения хронологически сгруппированного материала по теории и истории графической композиции. Перечень необходимых для изложения знаний изложен во второй главе. Подробно последовательность и чередование конкретных теоретических занятий с практическими заданиями по темам и степени сложности - приведено в "Приложении" (вместе с образцами наглядных пособий, "конвертов" с заданиями, образцов готовых работ и т.д.)

Исследованию подвергалась не сама идея полезности теоретических занятий как таковых, а эффект от педагогического воздействия параллельного прохождения учащимися через взаимосвязанные практические и теоретические занятия. Полезность этого не вызывает сомнений, но было важно исследовать положительный результат сочетания методики, по которой учащиеся выполняли комплекс практических специально составленных заданий, с проведением занятий по теоретическим вопросам графической композиции. Получение знаний по теории и истории композиции способствовало лучшему практическому выполнению графических композиций, воспитывало восприятие и художественный вкус. Главный педагогический эффект давало выполнение специальных практических заданий (в их найденном сочетании).

Важное место в педагогической методике занимает проблема создания положительной творческой мотивации для работы учащихся над практическими заданиями по графической композиции.

Похожие диссертации на Пути совершенствования специальной подготовки студентов художественно-графических факультетов педагогических вузов в процессе преподавания курса композиции по художественной графике