Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Формирование исполнительских умений и навыков учащихся детской музыкальной школы в классе гитары Самохина Маргарита Анатольевна

Формирование исполнительских умений и навыков учащихся детской музыкальной школы в классе гитары
<
Формирование исполнительских умений и навыков учащихся детской музыкальной школы в классе гитары Формирование исполнительских умений и навыков учащихся детской музыкальной школы в классе гитары Формирование исполнительских умений и навыков учащихся детской музыкальной школы в классе гитары Формирование исполнительских умений и навыков учащихся детской музыкальной школы в классе гитары Формирование исполнительских умений и навыков учащихся детской музыкальной школы в классе гитары Формирование исполнительских умений и навыков учащихся детской музыкальной школы в классе гитары Формирование исполнительских умений и навыков учащихся детской музыкальной школы в классе гитары Формирование исполнительских умений и навыков учащихся детской музыкальной школы в классе гитары Формирование исполнительских умений и навыков учащихся детской музыкальной школы в классе гитары
>

Данный автореферат диссертации должен поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - 240 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Самохина Маргарита Анатольевна. Формирование исполнительских умений и навыков учащихся детской музыкальной школы в классе гитары : Дис. ... канд. пед. наук : 13.00.02 Москва, 2005 165 с. РГБ ОД, 61:05-13/1617

Содержание к диссертации

Введение

Глава I. Теоретические основы формирования исполнительских умений и навыков учащихся гитаристов

1. Становление исполнительских традиций западно-европейской и русской гитарной школы 13

2. Содержание и особенности развития исполнительских умений и навыков в начальном музыкальном образовании 39

3. Индивидуальный подход к учащимся при формировании исполнитель ских умений и навыков в детской музыкальной школе 64

Выводы по первой главе 74

Глава II. Методика формирования и совершенствования исполнительских умений и навыков гитаристов в детской музыкальной школе

1. Умения и навыки исполнительского комплекса учащихся детской музы кальной школы по классу гитары 77

2. Разработка показателей сформированности исполнительских умений и навыков и критериев их оценки 109

3. Содержание эксперимента по оптимизации формирования исполнительских умений и навыков учащихся детской музыкальной школы по классу гитары 120

Выводы по второй главе 146

Заключение 149

Список литературы 152

Приложение 163

Введение к работе

Актуальность исследования. На Всемирном форуме ЮНЕСКО, проходившем в Декаре в 2000г., при разработке руководящих принципов подготовки национальных планов действий по ОДВ ("Образование для всех") было определено, что успех образовательных программ зависит от наличия активных методов обучения, чётко определенных и точно оцениваемых результатов обучения, включая знания, навыки, социальные установки и ценностные представления.

Демократические преобразования в России обуславливают такое направление политической, экономической и культурной жизни страны, при котором идеи гуманизма и уважения личности становятся руководящими в вопросах образования. На сегодняшний день принципы развивающего обучения позволяют выходить на более высокий уровень подготовки специалистов. Идеалом является личность, обладающая богатым духовным потенциалом, знаниями, умениями и навыками не только в узкоспециализированной сфере, но и в различных областях науки и культуры.

Особая роль в духовном развитии подрастающего поколения принадлежит начальному музыкальному образованию, поскольку приобщение детей к музыкальному искусству способствует решению проблем нравственного и, в целом, художественного воспитания. Музыкальные школы и школы искусств, помимо осуществления просветительной функции, становятся для некоторых учащихся основой подготовки к профессиональной деятельности. Поэтому от качества начального музыкального образования зависит успешность в становлении будущего исполнителя. Среди инструментальных классов наиболее востребован и популярен класс шестиструнной гитары.

Достаточно позднее признание гитары в качестве профессионального инструмента и её включение в специальные дисциплины в профессиональных учебных заведениях привело к тому, что в настоящее время остро ощу щается недостаток исторической и методической литературы, освещающей различные вопросы художественного и технического развития гитаристов. Распространённой практикой гитаристов-педагогов стало обращение к трудам известных пианистов, скрипачей, виолончелистов и других музыкантов за ответами на многие вопросы, касающиеся методики подготовки исполнителя. Но такой универсальный метод всё же не позволяет раскрыть специфические особенности освоения инструмента. Отдельной проблемой выступает формирование исполнительских умений и навыков. Только всесторонний анализ большого числа работ музыкантов-педагогов позволяет выделить комплекс необходимых исполнителю умений и навыков. Для гитаристов данная проблема является наиболее актуальной. Как известно, в музыкальных школах и школах искусств обучение игре на гитаре до сих пор начинается гораздо позже, чем на других инструментах. Поэтому педагогу важно чётко определить методическое направление работы с учеником и тем самым оптимизировать процесс обучения.

Необходимость совершенствования образования гитаристов в детской музыкальной школе, с одной стороны, и недостаточная разработка теоретико-методических и психолого-педагогических положений формирования исполнительских умений и навыков учащихся, с другой стороны, определяют актуальность данного исследования, направленного на анализ теории и практики обучения исполнительскому искусству и разработку оптимальной методики, позволяющей качественно повысить уровень подготовки гитаристов.

Степень изученности проблемы. Анализ литературы по теме диссертационного исследования показал, что теоретические и методические вопросы обучения учащихся практически не рассматриваются в гитарных «Школах» и «Самоучителях». Необходимость в методическом обеспечении гитаристов перерастает в проблему, тормозящую развитие гитарной школы. Задачи совершенствования исполнительского мастерства учащихся решались педагогами-гитаристами на основе личного опыта, примера коллег и известных гитаристов-исполнителей, но до сих пор решение этих вопросов проводилось в отсутствии соответствующей научной базы.

В контексте нашего исследования принципиально значимыми явились работы отечественных физиологов и психологов П.К.Анохина, Н.А.Бернштейна, Л.С.Выготского, С.Л.Рубинштейна, И.М.Сеченова, раскрывающие особенности функционирования высшей нервной деятельности человека.

Различные аспекты теории и методики подготовки исполнителей рассматривались в трудах педагогов-исследователей Л.С.Ауэра, Л.А.Баренбойма, Г.М.Когана, Н.П.Михайленко, Г.Г.Нейгауза, Г.П.Прокофьева, Б.И.Талалайя, Г.М.Цыпина, О.Ф.Щульпякова, А.П.Щапова.

Большой интерес для данного исследования представляли историко-исследовательские работы П.С.Агафошина, М.А.Вайсборда, Р.Ж.Видаля, Б.Л.Вольмана, С.П.Каржавина, Н.П.Макарова, В.А.Русанова, А.В.Ширялина, Э.Шарнассе, посвященные вопросам теории и истории становления гитарного искусства.

К проблеме формирования исполнительских умений и навыков гитаристов обращены диссертационные исследования Н.Н.Дмитриевой, В.И.Козлина, А.А.Скрынникова, А.Ф.Хуссейна Ахмеда.

Наиболее широко вопросы подготовки гитаристов отражены в монографии Н.П.Михайленко «Методика преподавания игры на классической гитаре» (2003г.), в которой прослеживается преемственность в обучении игре на классической гитаре. Автор приводит программные требования и описывает различные методики работы, характерные для музыкальных школ, училищ, вузов.

Цель работы состоит в разработке теоретических и методических основ формирования исполнительских умений и навыков учащихся гитаристов в детской музыкальной школе.

Объект исследования: музыкальное обучение и воспитание учащихся в классе гитары ДМШ и ДЇТЇИ.

Предмет исследования: процесс формирования исполнительских умений и навыков учащихся ДМШ и ДТЇТИ в классе гитары.

Учитывая, что улучшению качества подготовки учащихся способствует оптимизация разнообразных педагогических путей и средств обучения, нами была выдвинута гипотеза исследования, согласно которой процесс обучения гитаристов в детской музыкальной школе будет проходить более эффективно, если:

- на основе теоретического анализа проблемы будут определены структурные компоненты подготовки исполнителя, выявлены показатели, критерии и уровни освоения необходимых знаний, умений и навыков;

- задача формирования исполнительских умений и навыков будет рассматриваться преподавателями детских музыкальных школ как важный элемент подготовки учащихся;

- формирование исполнительских умений и навыков будет осуществляться с учётом индивидуальных особенностей учащихся (возраста, темперамента, моторного профиля и др.), активными методами обучения на целесообразно и методически правильно подобранном репертуаре, в сочетании индивидуальных (сольное исполнение) и групповых (игра в ансамбле) форм работы.

Задачи исследования:

1. На основе исторического анализа становления гитарного искусства в странах Западной Европы и России изучить вопросы развития техники игры на гитаре в отечественной и зарубежной педагогической практике;

2. Раскрыть особенности развития исполнительских умений и навыков в начальном музыкальном образовании;

3. Выявить основные умения и навыки исполнительского комплекса учащихся детской музыкальной школы по классу гитары;

4. Разработать методику, обеспечивающую активное формирование исполнительских умений и навыков гитаристов и оценить её эффективность по результатам педагогического эксперимента.

Методологическую основу исследования составили: концептуальные философские положения о ведущей роли деятельности в развитии творческой личности Г.С.Батищева, К.А.Гельвеция, Им. Канта, М.К.Мамардашвили; духовно-нравственные воззрения русских религиозных философов С.Н.Булгакова, В.В.Розанова, В.С.Соловьёва; общенаучные принципы системно-деятельностного подхода.

Теоретическую основу исследования составляют:

- положения известных отечественных физиологов и психологов -П.К.Анохина, Н.А.Бернштейна, Л.С.Выготского, А.Н.Леонтьева, И.П.Павлова, С.Л.Рубинштейна, И.М.Сеченова, раскрывающие теоретические основы высшей нервной деятельности;

- труды, обосновывающие концепцию развивающего обучения — М.М.Бахтина, Л.С.Выготского, В.В.Давыдова, П.Я.Гальперина, Д.Б.Эльконина, Г.М.Цыпина;

- принципы научности и гуманизации образования и воспитания, выдвигаемые ведущими учёными в области общей и музыкальной педагогики: Э.Б.Абдуллиным, Ю.П.Азаровым, Ш.А.Амонашвили, В.П.Беспалько, В.В.Давыдовым, Ю.К.Бабанским, Б.М.Бим-Бадом, Л.Л.Бочкарёвым, К.Н.Волковым, И.Я.Лернером, И.Ф.Харламовым;

- работы педагогов исследователей Н.К.Баклановой, Т.И.Баклановой, В.И.Закутского, Л.С.Зориловой, А.Г.Казаковой, Т.Г.Киселёвой, Г.А.Ларичевой, Л.С.Майковской, Е.И.Максимова, К.С.Станиславского, П.А.Черватюка, В.И.Черниченко, раскрывающие различные аспекты и особенности профессиональной подготовки.

Методическую основу и нормативную базу исследования составляет новая концепция образования, стандарты государственного образца, положе ния общей и музыкальной педагогики, психологии и музыкознания о природе музыкальной деятельности в области освоения техники игры на различных инструментах, труды по методике преподавания музыки, исследующие специфику освоения игровых движений и роль различных, в том числе проблемных, методов обучения в музыкальном образовании учащихся, а также результаты научных исследований в сфере педагогики.

В работе были использованы следующие научно-исследовательские методы:

- теоретический анализ и синтез педагогической, психологической и методической литературы по теме исследования;

- обобщение практического опыта работы педагогов-гитаристов, анализ учебных программ и пособий для гитаристов;

- педагогический эксперимент, включающий наблюдение за процессом обучения гитаристов в детских музыкальных школах, опрос, беседы с преподавателями и учащимися, анализ предложенной методики формирования исполнительских умений и навыков, статистическая обработка результатов эксперимента.

Базой исследования явилась Детская музыкальная школа №2 имени И.О.Дунаевского.

Организация и этапы исследования. Исследование проводилось с 2001 по 2004 гг. и включало три этапа. На первом, поисково-аналитическом этапе (2001-2002гг.) изучалась разработанность рассматриваемых вопросов в теории и практике музыкального образования. Проводился анализ исторической, философской, психолого-педагогической и методической литературы по теме исследования. Выявлялись основные направления исследования. Разрабатывалась методика, основу которой составило формирование комплекса исполнительских умений и навыков гитаристов.

На этом этапе экспериментального исследования были решены следующие задачи констатирующего эксперимента:

- обобщён опыт работы педагогов-гитаристов детских музыкальных школ г.Москвы (ДМШ № 91, ДМШ № 32 имени А.С.Аренского, ДШИ №15 имени Е.Ф.Светланова, ДМШ №2 имени И.О.Дунаевского);

- выявлены основные умения и навыки исполнительского комплекса учащихся детских музыкальных школ по классу гитары;

- разработаны показатели и установлены критерии определения уровней сформированности исполнительских умений и навыков учащихся гитаристов (понятийный, операционный, креативный);

-осуществлена диагностика уровней сформированности исполнительских умений и навыков у 52 учащихся гитаристов детских музыкальных школ.

Второй, опытно-экспериментальный этап (2002-2003гг.) предусматривал решение задач формирующего эксперимента, апробацию разработанной методики, основу которой составило формирование исполнительских умений и навыков. Были сформированы две экспериментальные и две контрольные группы. В формирующем эксперименте участвовало 20 гитаристов. В процессе эксперимента анализировались промежуточные результаты и корректировались приёмы и методы формирования исполнительского комплекса.

Третий, завершающий этап (2004г.) был посвящен анализу, обобщению и оформлению результатов исследования.

Научная новизна исследования:

-осуществлена систематизация исполнительских умений и навыков в структурные компоненты исполнительского комплекса (звукодвигательный, нотно-ориентированный, инструментально-ориентированный, темпо-метро-ритмический, художественно-выразительный, эмоционально-волевой);

- выявлены критерии, позволяющие судить об уровне развития исполнительских умений и навыков гитаристов (понятийный, операционный, креативный);

- разработана, научно обоснована и экспериментально проверена методика формирования исполнительских умений и навыков гитаристов, эффективность которой обеспечивается использованием активных творческих методов обучения, сочетанием индивидуальных (сольное исполнение) и групповых (игра в ансамбле) форм работы.

Теоретическая значимость исследования.

В диссертационном исследовании определены основные направления оптимизации процесса обучения гитаристов в начальном музыкальном образовании. Предпринято обобщение исполнительских умений и навыков учащихся гитаристов в исполнительский комплекс. Теоретически доказана и практически проверена не только правомерность, но и эффективность предложенных методических рекомендаций.

Практическая значимость исследования. Исследование содержит методические рекомендации, направленные на оптимизацию процесса обучения гитаристов в музыкальных школах и школах искусств. Разработанная методика, основу которой составило формирование исполнительских умений и навыков, внедрена в учебный процесс ДМШ №2 им. И.О.Дунаевского. Материалы диссертационного исследования могут быть использованы при разработке лекционных курсов по инструмен-товедению, истории, теории и методике гитарного исполнительства в учили щах и вузах музыкального профиля.

Достоверность и объективность результатов исследования обеспечиваются опорой на научно-методические положения, применением различных методов исследования, адекватных поставленным задачам, а также положительными результатами проведённого эксперимента.

На защиту выносятся следующие положения:

1. Изучение теории и практики гитарного исполнительства приводит к выводу о необходимости совершенствования методики обучения гитаристов в начальном музыкальном образовании.

2. Систематизация исполнительских умений и навыков и объединение их в компоненты исполнительского комплекса позволит успешно решать задачи подготовки гитаристов. Исполнительский комплекс представляет единство и взаимозависимость составляющих его компонентов:

- звукодвигательного;

- нотно-ориентированного;

- инструментально-ориентированного;

- темпо-метро-ритмического;

- художественно-выразительного;

- эмоционально-волевого.

3. Эффективность процесса обучения гитаристов в начальном музыкальном образовании обеспечивается при условии, если:

- задача формирования исполнительских умений и навыков будет рассматриваться преподавателями детских музыкальных школ как важный элемент подготовки учащихся;

- формирование исполнительских умений и навыков будет осуществляться с учётом индивидуальных особенностей учащихся (возраста, темперамента, моторного профиля и др.), активными методами обучения на целесообразно и методически правильно подобранном репертуаре в сочетании индивидуальных (сольное исполнение) и групповых (игра в ансамбле) форм работы.

4. Основными критериями, позволяющими определить уровни сформированное™ исполнительских умений и навыков, являются: понятийный (информированность и осознанность относительно применения умений и навыков); операционный (владение исполнительскими умениями и навыками); креативный (проявление творческого начала в демонстрации знаний, умений и навыков в исполнительской практике).

Апробация результатов исследования осуществлялась:

1. В ходе проведения педагогического эксперимента в Детской музыкальной школе №2 им. И.О.Дунаевского.

2. Посредством публикации научных статей.

3. В выступлениях на научно-практических конференциях в Московском государственном университете культуры и искусств (2002г., 2003г.,2004г.).

Становление исполнительских традиций западно-европейской и русской гитарной школы

Разобраться в существующих направлениях гитарной педагогики можно, лишь проследив всю историю становления гитарного искусства, испытавшего периоды подъема и упадка. Исполнительство и педагогическая практика, претерпевая со временем некоторые изменения, всё же повторяют общую тенденцию развития, основные моменты, связанные со специфическими особенностями данного инструмента. Характерно, что гитарные Школы авторов XIX, XX веков не только представляют исторический интерес, но и до сих пор используются в качестве хороших методических пособий. А произведения испанских и итальянских композиторов периода расцвета гитарного искусства являются золотым фондом гитарной классики. Поэтому мы нашли целесообразным включить в диссертационное исследование краткий исторический экскурс в историю развития инструмента с описанием важнейших событий и упоминанием отдельных личностей, оказавших наибольшее влияние на становление гитарного исполнительского искусства.

История развития гитарного искусства насчитывает несколько тысячелетий. Конечно, мы имеем в виду игру на музыкальных инструментах, которые походили на гитару и были ее предшественниками. Изображения таких родственных прототипов существуют более трех тысяч лет, их местонахождение - Малая Азия, современная Турция. Но искусствоведы склонны считать родиной гитары Средний Восток, полагая, что затем она получила распространение в Азии и Европе. Описания музыкальных инструментов уже более позднего времени тоже нельзя назвать точными. К основным литературным памятникам относятся церковные сведения, однако священнослужи тели не всегда вдавались в детали относительно конструкции инструмента и способах игры на нём. В Древней Греции существовал родственный гитаре инструмент кифара. В Византии были широко распространены лира, панду-ра, псалтерион. Само название инструмента произошло от санскритского «кутур», означающего «четырехструнный». От слова «кутур» взяла свое название кифара, и уже от греческой кифары, как полагают исследователи, появилось латинское «гитара».

В Средние века получили известность две разновидности ранних гитар -мавританская и латинская. Мавританская гитара применялась для исполнения аккомпанемента, поэтому имела металлические струны, на которых играли плектром (медиатором) приёмом разгеадо (арпеджируя сразу все струны). Латинскую гитару считают непосредственным прародителем современного инструмента. Эта гитара отличалась жильными струнами, и звук на ней воспроизводился преимущественно пальцами. Однако существует и обратное предположение. В статье «Гитара и испанская народная музыка», опубликованной в журнале «Гитара и Мастер» (1999), С.Каржавин и В.Максименко приводят выдержку из исследования музыковеда Фелипе Педреля (1841-1922), который утверждает, что на мавританской гитаре играли щипком, а на испано-латинской - приёмом расгеадо.

Ближайшим родственным инструментом гитаре исследователи склонны называть лютню. В эпоху Возрождения, когда народная музыка становится основой для развития профессиональной, лютня приобретает особое значение. На лютне играли выдающиеся деятели культуры эпохи Возрождения, такие, как Леонардо да Винчи, Бенвенуто Челлини, Винченцо Галилей, отец астронома Галилео Галилея. В.Галилей написал трактаты о музыке и несколько музыкальных сочинений.

Выдающийся представитель клавирного направления И.С.Бах тоже оставил след в истории лютневого искусства. Для лютни им были написаны четыре сюиты, Прелюдия до минор, Фуга соль минор и Прелюдия, Фуга и Аллегро ми-бемоль мажор. Наиболее распространенными сочинениями для лютни являлись танцы и фантазии. Фантазии писались в полифоническом изложении и обладали импровизационной возможностью. Многие произведения лютневой литературы востребованы и современными гитаристами, они легко перекладываются для гитары и не теряют своей прелести в гитарном звучании. Исполнение и сочинение музыки тогда ещё не рассматривались как принципиально различные виды деятельности и представляли собой органичное единство. Поэтому импровизация становится основой исполнительского искусства. Для рассматриваемого периода характерна разносторонность музыкантов, умение играть на нескольких инструментах тогда было обычным явлением. Многие лютнисты увлекались игрой на гитаре и переносили лютневую технику игры на гитару. Техника правой руки напоминала игру плектром, так как в игре участвовали большой, указательный и средний пальцы, а в быстрых мелодических пассажах применяли только чередование большого и указательного пальцев.

Умения и навыки исполнительского комплекса учащихся детской музы кальной школы по классу гитары

В теоретической части диссертационного исследования мы проанализи ровали современное состояние гитарной школы и пришли к заключению, что исполнительская практика опережает музыкально-педагогическую. И хотя предпринимается немало усилий по преодолению явно наметившегося отставания в разработке методик, отвечающих современным требованиям, на сегодняшний день ещё не пришли к желаемым результатам.

Характерно, что за последние годы появились диссертации, а также ме тодические, исследовательские работы педагогов-гитаристов, где на высоком научно-методическом уровне решаются задачи подготовки гитаристов на различных ступенях музыкального образования. Две такие работы хочется особо отметить. Первая - это монография «Методика преподавания игры на шестиструнной гитаре» Н.П.Михайленко, преподавателя класса гитары в Киевской консерватории и музыкальном училище им. Р.М.Глиэра. Автор освещает широкий круг вопросов музыкальной педагогики и приводит методики преподавания гитары в музыкальных школах, училищах и высших учебных заведениях. Содержание монографии характеризуется полнотой и охватывает важные вопросы теории и практики игры на инструменте.

Другая работа - диссертационное исследование Н.Н.Дмитриевой «Профессиональная подготовка учащихся музыкального училища в классе шестиструнной классической гитары» (2004 г.). Н.Н.Дмитриева указывает на необ-ходимость более качественной подготовки студентов музыкального училища для дальнейшей их работы в детских музыкальных школах. Неоднозначность в понимании самими педагогами процесса исполнительской подготовки заметно тормозит развитие гитарного искусства.

В.И.Козлин в своём диссертационном исследовании (67) говорит о замкнутости педагогов-гитаристов в рамках своей специальности и нежелании использовать достижения теории игры на других инструментах, что в конечном счёте приводит к эмпирической педагогике, способной охватить только внешнюю сторону явления. Он же указывает на спорные моменты, встречающиеся в современных гитарных школах, а именно:

1. Высота скамеечки;

2. Звукоизвлечение с остановкой на соседней струне;

3. Звукоизвлечение без остановки на соседней струне;

4. Динамика звукоизвлечения и размах пальцев;

5. Форма пальцев;

6. Источник силы пальцев;

7. Звукоизвлечение большим пальцем;

8. Форма и длина ногтей.

В.И.Козлин привёл в подтверждение своих выводов различные формулировки и представления педагогов-гитаристов о способах и приёмах игры. Всё это ещё раз показывает, что существующая гитарная педагогика не имеет общепринятых критериев оценки качества звукоизвлечения.

В диссертационном исследовании А.Скрынникова (108) раскрыты неоднозначные подходы к методике преподавания приёмов гитарной игры. А.Скрынников рассмотрел школы и пособия разных авторов и сделал сравнительный анализ рекомендуемой последовательности ознакомления с исполнительскими приёмами. Результатом проделанной работы оказалось выявление явного противоречия гитаристов-педагогов по данным вопросам.

На наш взгляд, это положение не случайно, и, придерживаясь постепенного повышения уровня сложности, каждый педагог выстраивает свою методику, принимая во внимание индивидуальные особенности своих учеников. Поэтому мы склоняемся к выводу, что единой, четкой последовательности знакомства с приёмами гитарной игры не существует, а имеет место варьирование педагогического подхода к задаче технической подготовки учащихся.

На этом начальном этапе педагоги придерживаются самых различных мнений относительно очередности ознакомления с приёмами гитарной игры. В своей диссертации «Ускоренное освоение двигательных навыков учащимися-гитаристами на начальном этапе обучения» А.Скрынников приводит последовательности изучения приёмов игры, рекомендуемые, по словам автора, Г.А.Ларичевой, A.M. Ивановым-Крамским, И.Г.Шуваловой. Однако указанный порядок показался нам нелогичным и вызвал сомнения относительно компетентности А.Скрынникова в данном вопросе. Г.А.Ларичева подтвердила наши сомнения и подвергла критике присвоенную ей классификацию исполнительских приёмов. Но позволим себе не согласиться с автором диссертации, что флажолеты, так украшающие гитарные произведения, выходят за рамки сложности детской музыкальной школы.

Разработка показателей сформированности исполнительских умений и навыков и критериев их оценки

Исполнительская деятельность - это тяжёлый труд, организация которого во многом зависит от способности педагога организовать учащихся, обеспечить активное и продуктивное обучение. А такое возможно при непосредственном внимании к развитию исполнительских умений и навыков. Формирование исполнительских навыков способствует переключению работы сознания на художественность и выразительность исполнения, а значит помогает раскрытию музыкального образа, смысла исполняемого произведения. Следовательно, развитие и совершенствование исполнительских навыков становится важной задачей при подготовке музыкантов-исполнителей.

В ходе бесед с преподавателями классической гитары в детских музыкальных школах и школах искусств, а также на сессии Международной Академии гитары 2004 года в Санкт-Петербурге было выявлено, что педагоги не всегда задавались вопросом целенаправленного формирования исполнительских умений и навыков. Многие из них указывали на отсутствие настоящей гитарной школы, которая могла бы удовлетворить всех интересующихся данной тематикой. Другие же, напротив, находили ответы на проблемы воспитания гитаристов в изданиях, предназначенных для обучения игре на других музыкальных инструментах, имеющих большой стаж профессионального изучения. В конце 70-х годов прошлого века Л.Баренбойм в отношении пианистического искусства говорил, что ему «неизвестны обобщающие исследования, посвященные истории детского фортепианного обучения и вообще истории фортепианной педагогики» (14, С.59). То же самое мы можем сказать сейчас в отношении гитарного музыкального образования. В процессе бесед с педагогами-гитаристами выяснилось, что далеко не все понимают принципы развития и формирования исполнительских навыков. Исполнительскими навыками многие называли умения, которые не носят автоматического характера.

Построение системы развития и совершенствования исполнительских навыков является необходимым условием подготовки гитариста. Формирование исполнительских навыков — это долгий и кропотливый процесс, и порой результаты этой нелегкой работы проявляются не так быстро и стремительно, как бы нам хотелось. Широкий взгляд на проблему музыкального образования подразумевает изучение не только исполнительских навыков, но и умений, которые следует рассматривать как неотъемлемую составную автоматических действий. Уточним, что же представляют собой навыки и умения. «Навык - действие, сформированное путём повторения, характеризующееся высокой степенью освоения и отсутствием поэлементной сознательной регуляции и контроля» (111, С.475.). Из определения следует, что навык вырабатывается при многократном повторении какого-либо действия в привычных условиях и имеет автоматический характер. Однако, говоря об исполнительских навыках, мы не ограничиваемся двигательными функциями, ведь «навык» может иметь значение и теоретического свойства.

Автоматизм игровых движений способствует экономии сил и частично разгружает сознание, что позволяет направлять внимание на художественность и выразительность исполнения. Формирование навыка, то есть автоматизм привычных действий, происходит путём их упражнения. При выполнении упражнений важна положительная мотивация, правильность и точность отработки и повторения нужных движений. Сами навыки вырабатываются в соответствии с рядом законов. О сформированности навыка мы можем судить по внешним и внутренним критериям. Если исходить из выводов педагогов и психологов, к таким критериям относится отсутствие ошибок при выполнении операций и возрастание скорости их воспроизведения.

«Умение - освоенный субъектом способ выполнения действия, обеспечиваемый совокупностью приобретённых знаний и навыков» (111, С.804).

Они, так же, как и навыки, формируются путём упражнений, но в отличие от них позволяют выполнять действия и в изменившихся условиях. Отсюда делаем вывод о важности гармоничного развития и умений и навыков. Тем более, что в исполнительстве они приобретают особое значение. Эти категории настолько взаимосвязаны, что в музыкальной педагогике они практически не разделяются. Особое значение приобретает процесс формирования навыков именно на ранних ступенях музыкального развития личности в детской музыкальной школе. Тесная взаимосвязь исполнительских навыков и умений привела нас к мысли комплексного наблюдения их сформированности у гитаристов в детской музыкальной школе. На наш взгляд, было бы нецелесообразно рассматривать исполнительские навыки отдельно от умений.

Похожие диссертации на Формирование исполнительских умений и навыков учащихся детской музыкальной школы в классе гитары