Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Формирование колористической культуры в процессе изучения специальных художественных дисциплин : на примере подготовки инженера-архитектора Турыгина Евгения Михайловна

Формирование колористической культуры в процессе изучения специальных художественных дисциплин : на примере подготовки инженера-архитектора
<
Формирование колористической культуры в процессе изучения специальных художественных дисциплин : на примере подготовки инженера-архитектора Формирование колористической культуры в процессе изучения специальных художественных дисциплин : на примере подготовки инженера-архитектора Формирование колористической культуры в процессе изучения специальных художественных дисциплин : на примере подготовки инженера-архитектора Формирование колористической культуры в процессе изучения специальных художественных дисциплин : на примере подготовки инженера-архитектора Формирование колористической культуры в процессе изучения специальных художественных дисциплин : на примере подготовки инженера-архитектора Формирование колористической культуры в процессе изучения специальных художественных дисциплин : на примере подготовки инженера-архитектора Формирование колористической культуры в процессе изучения специальных художественных дисциплин : на примере подготовки инженера-архитектора Формирование колористической культуры в процессе изучения специальных художественных дисциплин : на примере подготовки инженера-архитектора Формирование колористической культуры в процессе изучения специальных художественных дисциплин : на примере подготовки инженера-архитектора Формирование колористической культуры в процессе изучения специальных художественных дисциплин : на примере подготовки инженера-архитектора Формирование колористической культуры в процессе изучения специальных художественных дисциплин : на примере подготовки инженера-архитектора Формирование колористической культуры в процессе изучения специальных художественных дисциплин : на примере подготовки инженера-архитектора
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Турыгина Евгения Михайловна. Формирование колористической культуры в процессе изучения специальных художественных дисциплин : на примере подготовки инженера-архитектора : диссертация ... кандидата педагогических наук : 13.00.02 / Турыгина Евгения Михайловна; [Место защиты: Моск. гос. пед. ун-т].- Краснодар, 2010.- 308 с.: ил. РГБ ОД, 61 10-13/1417

Содержание к диссертации

Введение

Глава I. Теоретические основы обучения инженеров-архитекторов цветоведению и колористике 15

1.1. Исторический очерк цветоведения как науки 15

1.2. Колористическая культура инженера-архитектора, ее сущность, структура, функции 35

1.3. Психология процесса восприятия и психофизиологическое воздействие цвета на человека 51

1.4. Анализ развития цветоведения и колористики как учебной дисциплины и современная ситуация в преподавании на инженерно-архитектурных факультетах 74

Выводы по I главе 108

Глава II. Разработка и экспериментальная апробация методики формирования основ колористической культуры у студентов инженерно-архитектурных факультетов 109

2.1. Экспериментальное исследование уровня сформированности колористической культуры у студентов инженерно-архитектурных специальностей на начальном этапе педагогического эксперимента 109

2.2. Поиск наиболее эффективных путей формирования колористической культуры студентов инженерно-архитектурных специальностей 132

2.3. Методическая система формирования профессиональной колористической культуры студентов инж-архитектурных специальностей 150

2.4. Анализ экспериментального обучения по результатам внедрения методической системы формирования колористической культуры студентов инженерно-архитектурных специальностей 173

Выводы по II главе 193

Заключение 196

Библиографический список 199

Приложение 212

Введение к работе

Проблема исследования и ее актуальность. Специфика современного высшего архитектурного образования заключается в расширении подготовки специалистов, совмещающих высокий уровень инженерно-строительной и собственно архитектурной подготовки. Исходя из требований государственного образовательного стандарта к специальности 270114 «Проектирование зданий», дипломированный специалист «Инженер-архитектор», наряду с обязательной подготовкой по изобразительным дисциплинам (рисунок, живопись, композиция), должен владеть профессиональными знаниями и умениями по колористической организации проектных и производственных работ. Однако, как показал анализ рабочих программ, для реализации этой важнейшей задачи в учебных планах вузов, имеющих такие отделения, нет специальных дисциплин «Цветоведения» и «Колористики», имеющихся во всех архитектурных вузах. В рамках учебных дисциплин «Основы техники изобразительного искусства» (1 семестр) и «Рисунок, живопись, основы архитектурной пластики и скульптуры» (2—7 семестры) традиционно даются лишь самые общие сведения из теории цвета. В результате проведенного анкетирования нами установлено, что большинство студентов (более чем 80%) не имеют достаточной изобразительной специальной подготовки по живописи, рисунку, композиции. Результаты ежегодного анкетирования первокурсников (2002-2007уч.г.) показывают, что подавляющая часть (более 85%) не имеет необходимых элементарных знаний по цветоведению и колористике. Перечень проблем, прямо или косвенно связанных с необходимостью коренного изменения сложившейся ситуации, можно продолжить.

Все вышеизложенные противоречия и недостатки, невозможность прямого переноса содержания- и методов обучения, применяемых на традиционных архитектурных факультетах, а также отсутствие адаптационной методической системы обучения основам цветоведения и колористике, способной дать высокую профессиональную колористическую подготовку будущему инженеру-архитектору, определили проблему нашего исследования.

Различные стороны обучения студентов основам цветоведения, применения его закономерностей в профессиональной изобразительной деятельности нашли отражение в диссертационных исследованиях и публикациях С.С. Алексеева, Г.В.Беды, Н.Н. Волкова, А.В.Ефимова, В.И.Денисенко, А.С.Зайцева, Ю.В.Коробко, С.А.Чуйкова, А.А. Масленникова, Т.Н Наливиной, П.П. Ревякина, А.А. Унковского, Л.Н. Мироновой и других авторов.

Значительный вклад в развитие художественной педагогики и методики внесли современные ученые-методисты: Г.В.Беда, В.П.Зинченко, С.Е.Игнатьев, В.В.Корешков, В.С.Кузин, В.К.Лебедко, С.П.Ломов, П.П.Ревякин, Н.Н.Ростовцев, Н.М.Сокольникова, А.А.Унковский, Н.К.Шабанов, Е.В.Шорохов и другие.

Особенно следует выделить работы специалистов в области цветоведения, подготовивших фундамент для совершенствования этой дисциплины на уровне преподавания непосредственно в архитектурном ВУЗе. В Российской школе это, прежде всего: А.В.Ефимов, Г.Клуцис, С.В.Кравков, Н.А.Ладовский, К.Н.Петров-Водкин, П.Н. Шеварев.

Как известно, цвет - сильнейшее выразительное средство и умение грамотно, эффективно использовать его в своей деятельности, наряду с другими художественными средствами, определяет общий уровень формирования профессиональных качеств будущего инженера-архитектора. Одним из слагаемых, составляющих совокупность профессиональных качеств студентов инженерно-архитектурных специальностей, является колористическая культура.

Колористическая культура — это совокупность специфических достижений общества и науки, в которых нашло отражение многообразие роли цвета и его воздействия на среду обитания человека. Колористическая культура является слагаемым эстетической культуры общества. Это один из аспектов общего содержания этого понятия; Колористическая культура является так же элементом профессиональной культуры инженера-архитектора, она же является

5 элементом любой профессиональной культуры, связанной с художественно-изобразительной практикой.

В рамках нашего исследования колористическая культура инженера-архитектора - это необходимый уровень развития интеллектуальных, изобразительных и колористических способностей, при достижении которых студент способен успешно решать типовые и творческие задачи профессиональной деятельности.

Формирование колористической культуры — целенаправленный, непрерывный процесс личностно-ориентированной деятельности педагога и студентов, направленный на:

  1. усвоение теоретических знаний по цветовосприятию и цветовоспроизведению посредством применения современных педагогических технологий;

  2. развитие способности к творческому применению теоретических знаний, умений и навыков в создании и реализации архитектурных проектов;

  3. профессиональное развитие компетентного инженера-архитектора, как личности, востребованной обществом.

Учитывая перспективу вхождения России в Европейское образовательное пространство, а также современные требования общества к личностно-профессиональному развитию будущих инженеров-архитекторов, из множества проблемных вопросов мы выбрали проблему формирования их колористической культуры. Для решения этой проблемы необходимо разработать методическую систему, предполагающую совокупность содержания средств и методов реализации теоретически обоснованных процессов обучения, воспитания и развития студентов инженерно-архитектурных факультетов.

Как показывает анализ современного обучения на инженерно-архитектурных факультетах, при переходе от академической живописи к специальным проектным заданиям, где необходимо учитывать закономерности колористической взаимосвязи цветов, студенты испытывают определенные

трудности. На этом этапе занятия не выводят учащихся на уровень осознанного усвоения правил комбинирования цвета и составления цветовых гармоний. Отсюда, использование их студентами в архитектурном проектировании и реализации проектов в материале становится затруднительным. Студенты не всегда понимают, какому содержанию соответствует тот или иной цвет и как его применить. Образовался большой разрыв между обучением живописи и использованием ее возможностей в архитектурной колористике, нацеленной на решение практических задач (умение создавать и изменять цветовой облик архитектурной среды; вводить цвет в объемно-пространственную композицию; использовать архитектонику света и цвета в разработке интерьера и экстерьера архитектурных сооружений). Для решения данной проблемы для студентов специальности 270114 «Проектирование зданий» был разработан факультативный курс «Основы колористики» в рамках художественных дисциплин «Основы техники изобразительного искусства» и «Рисунок, живопись, основы архитектурной пластики и скульптуры», который требует апробации и обоснованной экспериментальной проверки.

Отсутствие научно обоснованной методической системы подготовки по цветоведению и колористике будущих инженеров-архитекторов значительно снижает уровень сформированности их колористической культуры и это определяет актуальность нашего исследования.

Опираясь на теоретический материал, изложенный в различных источниках, а также собственный опыт педагогической и исследовательской работы, поставлена цель исследования: решение проблемы формирования колористической культуры студентов инэ/сенерно-архитектурных специальностей традиционными и современными (мультимедийными) средствами и формами обучения.

Объектом исследования стал процесс обучения основам цветоведения, колористики и живописи студентов инженерно-архитектурных специальностей.

Предметом исследования является методическая система, направленная на формирование основ колористической культуры у студентов инженерно-архитектурного факультета, непосредственно связанная с курсами изобразительных дисциплин «Основы техники изобразительного искусства» и «Рисунок, живопись, основы архитектурной пластики и скульптуры».

Последовательный анализ различных источников по философии, психофизиологии, педагогике, теории и методике обучения и воспитания изобразительному искусству, синтез достижений художников-педагогов и осмысление собственного педагогического опыта, позволяет сформулировать гипотезу исследования. Формирование основ колористической культуры будущих инженеров-архитекторов будет более эффективным, если применить специально разработанную методическую систему, включающую:

  1. оптимальное содержание факультативного курса «Основы колористики», адаптированное для студентов инженерно-архитектурного факультета;

  2. активные методы обучения (информационно-рецептивный; репродуктивный; проблемный; исследовательский; эвристический), направленные на творческое применение полученных знаний и умений по колористике;

  3. традиционные и мультимедийные средства и формы обучения колористике;

  4. интеграционные связи с профилирующими дисциплинами курса обучения.

Для достижения поставленной цели, решения проблемы и проверки гипотезы исследования необходимо решить задачи:

1. Изучить, проанализировать и обобщить достижения отечественных ученых по теории цветовосприятия, методике обучения основам цветоведения художников, архитекторов и дизайнеров.

  1. Разработать методическую систему формирования колористической культуры в процессе обучения студентов инженерно-архитектурных факультетов специальным дисциплинам.

  2. Разработать критерии оценки уровня сформированности колористической культуры студентов инженерно-архитектурного факультета.

  3. Провести проверку эффективности методической системы формирования колористической культуры будущих инженеров-архитекторов.

  4. Создать и апробировать печатные и электронные учебные пособия по обучению основам цветоведения и колористики.

Методологическими и теоретическими основами исследования явились:

- концепции и теории ведущих философов, искусствоведов и
художников-педагогов, в которых раскрывается роль и значение цвета в
создании художественного образа, теории в области эстетического воспитания
человека посредством пластических искусств и архитектуры;

исследования психологии восприятия цвета, обучения изобразительной деятельности, формирования специальных способностей;

теоретические положения методики обучения основам изобразительной деятельности в художественном и архитектурном ВУЗах.

Для решения поставленных задач использовались следующие теоретические методы исследования:

о анализ истории развития теории цветовосприятия и значения цвета в деятельности человека;

о анализ и обобщение отечественного и зарубежного передового опыта организации обучения цветоведению и колористике в архитектурных вузах;

о изучение трудов педагогов, философов и психологов по проблеме исследования. Эмпирические методы исследования:

о наблюдение и беседы для изучения личности студентов;

о анализ работ студентов по цветоведению и колористике, живописных этюдов, композиционных колористических заданий, выполненных на всех этапах обучения для поиска оптимального содержания эффективной методической системы;

о диагностические методы (анкетирование, тестирование),

предполагающие изучение наличного уровня теоретических знаний и практических умений по цветоведению в начале обучения и по его завершению;

о наблюдение за учебным процессом и педагогический контроль за индивидуальной работой и творческой деятельностью студентов в контрольных и экспериментальных группах;

о педагогический эксперимент, направленный на апробирование разработанной методической системы обучения цветоведению и колористике студентов инженерно-архитектурных факультетов.

Базой исследования явились инженерно-архитектурные факультеты Кубанского государственного аграрного университета; Московского государственного строительного университета; Ростовского государственного строительного университета.

Этапы проведения исследования: На первом этапе (2002 - 2003гг.)

- осуществлялось изучение, осмысление и обработка теоретических и
методологических источников по исследуемой проблеме;

определялась цель и основные задачи научного исследования; выделялся предмет исследования, гипотеза и методы педагогического формирующего эксперимента;

был проведен констатирующий эксперимент, направленный на уточнение гипотезы исследования и создание форм и методов обучения основам цветоведения и колористике студентов инженерно-архитектурных специальностей.

На втором этапе (2003 - 2005гг.)

- дано теоретическое обоснование содержанию и методике обучения,
направленной на формирование основ колористической культуры,
профессионального художественного восприятия у студентов инженерно-
архитектурных факультетов;

уточнялись педагогические условия применения разработанной системы формирования профессионального художественного восприятия и цветовоспроизведения в процессе обучения студентов основам изобразительной грамоты;

разрабатывались необходимые методические рекомендации, печатные и электронные средства обучения основам цветоведения и колористике на первом и последующих курсах.

На третьем этапе (2006 - 2010 гг.)

- завершена работа над учебным пособием по теории и практике
колористики для студентов инженерно - архитектурных специальностей;

подведены итоги педагогического эксперимента и проведена систематизация выводов и методических рекомендаций;

- осуществлено внедрение результатов исследования в учебном процессе
на инженерно-архитектурных факультетах Кубанского государственного
аграрного университета, Московского государственного строительного
университета; Ростовского государственного строительного университета.

Научная новизна исследования состоит в том, что впервые:

проанализирован и обобщен современный опыт в области обучения цветоведению и колористике студентов инженерно-архитектурных факультетов российских Вузов;

выявлены дидактические условия активизации учебной деятельности, способствующие формированию колористической культуры у студентов инженерно-архитектурных специальностей;

разработана методическая, система, направленная на формирование колористической культуры у студентов инженерно-архитектурных специальностей, включающая: диагностику процесса обучения, дидактические

принципы и методы, систему заданий, авторскую учебную программу по факультативному курсу «Основы колористики», печатное учебное пособие -«Основы теории колористики» и электронную обучающую программу на DVD; разработаны критерии и уровни сформированности колористической культуры у студентов инженерно-архитектурных специальностей.

Теоретическая значимость диссертационного исследования заключается:

  1. В анализе современной ситуации в области обучения студентов инженерно-архитектурных факультетов цветоведению и колористике.

  2. В разработке научно-понятийного аппарата, базирующегося на последних достижениях науки и искусства, способствующего более результативному освоению учебно-методических разработок, связанных с цветоведением и колористи кой.

  3. В разработке содержательного аспекта обучения основам цветоведения, как в рамках учебных изобразительных дисциплин «Основы техники изобразительного искусства», «Рисунок, живопись, основы архитектурной пластики и скульптуры», так и в специальном факультативном курсе «Основы колористики».

  4. В определении психолого-педагогических условий реализации методической системы формирования основ колористической культуры у будущих инженеров-архитекторов.

Практическая значимость диссертационного исследования заключается в:

  1. Разработанном автором учебном пособии «Основы теории колористики», которое может быть использовано в системе обучения на инженерно-архитектурных, дизайнерских и художественно-графических факультетах вузов.

  2. Разработанных методических рекомендациях, применение которых возможно в рамках обучения изобразительным дисциплинам студентов смежных специальностей.

  1. Разработанном в электронном виде теоретическом курсе по основам живописи, цветоведения, колористики и архитектурной графике.

  2. Материалы исследования нашли свое применение в процессе выполнения дипломных проектов, а также в системе повышения уровня знаний студентов инженерно-архитектурного факультета.

Достоверность и обоснованность результатов исследования обеспечена:

- опорой на современные достижения педагогических и психологических
наук, теории и методики обучения и воспитания изобразительному искусству;

- научно-обоснованными критериями оценки соответствия учебных
заданий требованиям колористической подготовки современного инженера-
архитектора;

широтой и длительностью педагогического эксперимента;

положительными результатами экспериментального обучения основам цветоведения и колористики в высших учебных заведениях;

статистическим анализом эмпирических данных и опытно-экспериментальной работой. На защиту выносятся:

  1. Методическая система формирования основ колористической культуры, включающая: диагностику процесса обучения, дидактические принципы и методы, систему заданий, авторскую учебную программу факультативного курса «Основы колористики», печатные и электронные учебные пособия, интеграционные связи с профилирующими дисциплинами курса обучения по специальности 270114 «Проектирование зданий».

  2. Дидактические условия эффективности формирования колористической культуры в процессе изучения специальных художественных дисциплин.

  3. Критерии и уровни сформированности колористической культуры у студентов инженерно-архитектурных специальностей, подтвержденные в процессе опытно-экспериментальной работы.

Апробация и внедрение результатов исследования осуществлялась в процессе личной педагогической деятельности автора на инженерно-архитектурных факультетах Кубанского государственного аграрного университета; Московского государственного строительного университета; Ростовского государственного строительного университета.

Материалы диссертации докладывались на заседаниях кафедры живописи художественно-графического факультета Кубанского государственного университета, на заседаниях кафедры архитектуры инженерно-строительного факультета Кубанского государственного аграрного университета, на региональных и Всероссийских научно-практических конференциях:

  1. Научная конференция по итогам 2001 года КГАУ г. Краснодар. 28. 02. 2002 г. «О роли цветоведения в архитектурном проектировании»

  2. IV региональная научно-практическая конференция молодых ученых «Научное обеспечение агропромышленного комплекса», КГАУ, г. Краснодар. 28.11.2002 г. «К вопросу преподавания колористики при подготовке инженеров-архитекторов».

  3. Научная конференция по итогам 2002 года КГАУ г. Краснодар. 18. 02. 2003г. «Качество восприятия цвета и цветопередача в архитектурном цветоведении».

  1. Научная конференция по итогам 2006 года КГАУ г. Краснодар. 28. 02.

2007 г. «Формирование профессиональной культуры будущих специалистов
архитектур ы ».

5. Научная конференция по итогам 2007 года КГАУ г. Краснодар. 27. 03.

2008 г. «Развитие реалистического мышления и творческого воображения как
необходимые составляющие повышения творческих способностей будущих
архитекторов».

6. Всероссийская конференция «Болонский процесс и сохранение
традиций в художественно-педагогическом образовании» 18 — 19 марта 2008 г.
г. Санкт — Петербург. «Изучение основ цветоведения студентами инженерно-
архитектурных специальностей».

  1. Научная конференция по итогам НИР за 2008 год. КГАУ г. Краснодар. 18. 03. 09 г. «Экспериментальное обучение по внедрению педагогической технологии формирования колористической культуры студентов инженерно — архитектурных специальностей».

  2. Актуальные проблемы обеспечения качества образования в КГАУ. г. Краснодар. 13.04.09 г. «Содержание и методы формирования профессиональной культуры у студентов архитектурных специальностей».

9.61-ая республиканская научная конференция. 24.04.09 г. г. Казань. «Методические системы формирования основ колористической культуры у студентов инженерно-архитектурных факультетов».

10. Международная научно-практическая конференция «Художественно-педагогическое и художественное образование в условиях модернизации высшей школы России (история, теория, методика, проблемы и перспективы развития)». 28 - 30 сентября 2009г., г. Краснодар. «Формирование основ колористической культуры будущих инженеров-архитекторов».

Ц. Учебно-методическая конференция КГАУ «Совершенствование методического обеспечения учебного процесса при переходе на уровневое высшее образование» 1 апреля 2010 г. г. Краснодар. «Колористическая культура бакалавров на инженерно-архитектурном факультете, ее сущность, структура, функции».

Структура и объем диссертации. Диссертационное исследование состоит из введения, 2-х глав, заключения, списка литературы и приложения с необходимым иллюстративным рядом.

Исторический очерк цветоведения как науки

На основании существующих письменных источников можно с уверенностью утверждать, что уже в специальных школах Древнего Египта, Древнего Востока и Греции начинающих художников, будущих архитекторов, строителей посвящали в таинства использования цвета в изобразительной, проектной и декоративной деятельности [9, 61, 70, 135].

Канонизированный характер методики обучения рисунку и живописи, беспрекословное следование предписаниям о сакральном, символическом значении цвета в изображении и зодчестве предопределяло необходимость изучения основных цветов (их получения, взаимодействия, сочетания и т. д.)

Дошедшие до нас росписи усыпальниц, элементы декора зданий, изделий декоративно-прикладного искусства наглядно доказывают высокий уровень цветовой культуры древнего архитектора и художника, несмотря на ограниченный выбор красителей. Скорее благодаря этому ограничению палитры, мы и сейчас имеем возможность восторгаться великими шедеврами прошлого.

В средние века в странах Европы, Ближнего, Среднего и Дальнего Востока появляются первые письменные источники, подтверждающие, что элементы теории цвета сообщались ученикам архитекторов, декораторов и художников. Особенно это касалось обучения мастеров мозаичной, витражной и монументальной живописи. Ведь без знания элементов гармонизации цветотонов, контрастного их взаимодействия вряд ли были бы созданы высокие образцы мозаичных работ византийской живописи, росписи и витражи христианских храмов Европы и Древней Руси [2, 80, 135, 167]. Изучение богатейшего теоретического наследия эпохи Возрождения показало глубокий интерес выдающихся художников и теоретиков этого времени к изучению и использованию элементарных знаний о цвете в изобразительной и проектной деятельности. Однако обучение основам использования цвета учениками строилось на опыте самого руководителя мастерской [106]. Как показывает анализ трактатов этого времени, содержание теоретических сведений не выходило за рамки самых общих правил смешения и соотношения (гармонизации) цветовых тонов.

Высокий, сакральный смысл цветовой символики, излагаемый в трактатах Ч. Ченнини, Леонардо да Винчи, Л. Б. Альберти, А. Дюрера перемежается с очень точными выводами, вынесенными из художественной практики и изучения натуры.

Так, определение основных, или как их назвал Леонардо да Винчи «простых» цветов, вполне соотносится с современным представлением об основных цветах субтрактивного (механического) смешения цветотонов. Определяя последовательность этих «простых» цветов великий художник и мыслитель исходил из представления древних об их проявлении и значимости в природе. Белый - проявление света, солнца; жёлтый - земля; зелёный-вода; синий - воздух; красный-огонь; чёрный - страх [106]. В этой же работе мы отмечаем основы теории контрастного взаимодействия цветов, изменения качеств цвета в зависимости от пространственной удалённости (воздушная перспектива). Расширение арсенала изобразительных средств художника, особенно с созданием художественных государственных учебных заведений (академий), приводит к необходимости изучения будущими художниками элементов технологии и техники живописи. Об этом писали в своих работах У. Хогарт, Д. Рейнолдс, Р. Менгс, И. Винкельман, И. Гёте, Э. Деклаура и другие выдающиеся учёные и художники.

С точки зрения нашего исследования особый интерес вызывают идеи Хогарта о начальном художественном образовании, а так же элементы теории цвета, которые он предлагает к усвоению начинающим художникам и архитекторам. Это — градации основных цветовых тонов, соразмерность формы как гармонии её частей, понятие о тоне, контрасте, пространственности и т. п. [165].

Д. Рейнолдс — организатор и бессменный руководитель королевской академии художеств (Лондон, 1769 г.) считал, что обучение изобразительной деятельности можно условно разбить на 3 этапа.

На первой ступени (с помощью учителя) следует овладеть техникой рисунка, моделированием формы цветом.

Вторая стадия предполагает самостоятельный анализ и изучение всего накопленного предыдущего опыта художников разных направлений и стилей.

На третьем этапе полного овладения правилами и способами изображения ученик должен обрести полную творческую свободу и руководствоваться лишь "собственным разумным суждением" [165].

Создание живописного произведения по Рейнолдсу - это соединение в композиции колорита, светотени, рисунка и идеи (образа). При этом основной принцип в создании колорита - «простота», предполагающая сведение цвета почти до одной светотени или интенсивности красок, их ясности и определённости. Главный профессиональный закон искусства и воспроизведения композиции, цельность восприятия не только декларируется, но и реализуется всей системой академического образования.

Собственно научный период изучения цвета начинается с опытов выдающегося ученого И. Ньютона (1643-1727). Опуская научную терминологию, будущим инженерам-архитекторам следует раскрыть сущность его опытов по оптическому смешению цветов, которые наглядно иллюстрируются с помощью соответствующих таблиц. Без осознания того, что первопричиной появления цветового ощущения является световой луч и его приемник - глаз человека, невозможно дальнейшее понимание процесса цветового зрения (см. приложение рис. 1).

Экспериментальное исследование уровня сформированности колористической культуры у студентов инженерно-архитектурных специальностей на начальном этапе педагогического эксперимента

В предыдущей главе нашего исследования мы рассмотрели и проанализировали теоретические характеристики проблемы формирования колористической культуры у студентов архитектурных специальностей.

Данный раздел посвящен вопросам экспериментального исследования и выявлению состояния исследуемой проблемы на констатирующем этапе педагогического эксперимента.

Целью всей экспериментальной работы является разработка и экспериментальное внедрение методической системы формирования колористической культуры у студентов инженерно — архитектурных специальностей.

Исходя из цели исследования, в ходе экспериментальной работы были сформулированы следующие задачи:

1. Выявить начальный уровень сформированности знаний и умений у студентов инженерно-архитектурных специальностей.

2. Разработать программу факультативного курса «Основы колористики» согласно проблеме исследования, в курсе специальных изобразительных дисциплин.

3. Определить контрольную и экспериментальную группы на инженерно-архитектурных факультетах Кубанского государственного аграрного университета, Московского государственного строительного университета; Ростовского государственного строительного университета.

4. Осуществить констатирующий, поисковый, формирующий и контрольный эксперименты в естественных условиях на инженерно-архитектурных факультетах Кубанского государственного аграрного университета, Московского государственного строительного университета; Ростовского государственного строительного университета.

5. Проанализировать результаты проведенной опытно-экспериментальной работы.

В ходе определения проблемы исследования, нами были выдвинуты предположения, требующие экспериментальной проверки:

а) Формирование колористической культуры у студентов инженерно архитектурных факультетов будет осуществляться более эффективно, если оно будет происходить в рамках специально разработанной методической системы.

б) Условиями, обеспечивающими эффективность функционирования данной методической системы формирования колористической культуры будут являться: содержание процесса формирования колористической культуры, предполагающее совокупность средств и методов реализации процессов обучения, воспитания и развития студентов инженерно-архитектурных специальностей;

сочетание традиционных и инновационных форм и методов организации обучения в процессе формирования колористической культуры;

формирование профессионального интереса к творческой деятельности у будущих инженеров-архитекторов.

Отмеченные положения реализовывались и проверялись в ходе экспериментальной работы, проводимой нами со студентами дневного отделения инженерно-архитектурных факультетов Кубанского государственного аграрного университета, а так же Московского государственного строительного университета; Ростовского государственного строительного университета. Исследование осуществлялось с 2002 по 2010 гг.

Экспериментальное исследование осуществлялось на инженерно-архитектурном факультете КГАУ, по специальности 27.01.14 «Проектирование зданий» в 2002 - 2010 году. В эксперименте приняли участие студенты 1-5 курсов квалификации «Инженер-архитектор» 2002 , 2003 года набора.

На первом курсе 2002 г. набора в экспериментальную группу вошло - 28 человек, в контрольную - 28 человек. На первом курсе 2003 г. набора в экспериментальную группу вошло — 28 человек, в контрольную - 28 человек.

Констатирующий эксперимент проводился в 1 семестре 1 курса обучения, сразу же после первых занятий.

На констатирующем этапе мы выявляем начальный уровень знаний и умений студентов экспериментальных и контрольных групп.

В рамках проведения поискового и формирующего экспериментов в экспериментальной группе, обучение велось на основе целенаправленного формирования колористической культуры студентов, в контрольной группе обучение проводилось в рамках традиционного курса дисциплин.

По итогам поискового, формирующего этапа, а так же контрольного эксперимента был проведен анализ полученных результатов и систематизирован итог проведенной работы по проблеме формирования колористической культуры у будущих инженеров-архитекторов.

В качестве базовых изобразительных дисциплин были выбраны «Основы техники изобразительного искусства» (1 семестр) и «Рисунок, живопись, основы архитектурной пластики и скульптуры» (2-7 семестры), в рамках которых был введен факультативный курс «Основы колористики» (2 семестр -48 часов, 4 семестр - 15 часов, 6 семестр — 16 часов, 7 семестр — 46 часов), комплексно представляющий реализацию педагогических условий, формирующих колористическую культуру.

Методическая система формирования профессиональной колористической культуры студентов инж-архитектурных специальностей

Наша методика строится на сочетании информативно-объяснительного, репродуктивного, проблемного, исследовательского и эвристического методов обучения личностно-ориентированного подхода к системно-деятельностной ориентации будущих инженеров-архитекторов. Это позволяет реализовать заявленные в экспериментальной программе образовательные, развивающие и воспитательные функции обучения. Колористическая подготовка будущих инженеров-архитекторов построена таким образом, что формирование научных знаний о цвете и овладение обобщенными способами колористической деятельности происходит в результате последовательного изучения системы теоретических и практических положений - осуществляется отработка различных композиционно-колористических умений и навыков в решении комплекса проектных, творческих задач. Все это реализуется в нескольких последовательных этапах, на которых целостные колористические представления складываются на основе суммирования многообразных умений и навыков, включенных в структуру каждого упражнения.

Опытно-экспериментальная программа отвечает на вопросы: чему и как учить (даются цели, задачи, содержание и форма работы студентов и преподавателей, техника и материалы). Наряду с практическими заданиями, экспериментальная программа обучения включает в себя теоретический курс, направленный на изучение различных разделов теории цвета. Цветоведение, как основа колористики, призвана дать систему специальных понятий и соответствующих им средств цветовой организации картинной плоскости, способствующих формированию понимания, которое требует усвоения специальных методов мыслительной и проектной деятельности. Обучение колористике строится таким образом, чтобы создать наиболее широкую ориентировку студента в изучаемых цветовых явлениях на основе использования в работе базовых теоретических понятий живописи и колористики. Как считает Л. С. Выготский [47], обеспечение процесса интериоризации (перевода информации из внешнего во внутренний план) возможно, если каждое понятие выделено нами и абстрагировано от объекта (материального носителя), при этом абстрактная форма изображения является наиболее адекватной этому процессу и позволяет выделить понятия в чистом виде. Изучая разные примеры применения конкретного понятия, сформулировав способ действия, студент делает правильное заключение о понятии и запечатлевает его в долговременной памяти. Алгоритмизация процесса изображения является необходимой предпосылкой безошибочного формирования действия по усвоению понятий цветоведения.

Система заданий, выполнение которых предполагает решение студентами различных цветовых задач в процессе работы над колористической композицией, состоит из нескольких блоков, направленных на изучение одной темы. Задания каждой серии отвечают требованию постепенного продвижения студента по обозначенным выше уровням деятельности.

Использование эвристических методов обучения способствует успешному решению многообразных творческих задач, в которых выделены приемы конкретизации, обобщения, варьирования и т.д. При этом проблемный характер носят все практические задания, так как в них требуется найти ответы на вопросы: разработать, выбрать, составить, обобщить и т.д.

Таким образом, методическая система опытно-экспериментального обучения основам колористической культуры была построена на принципах:

- процесс обучения необходимо строить на выполнении студентами постепенно усложняющихся заданий, предполагающий соблюдение преемственности в восхождении от уровня репродуктивной деятельности при создании цветовой композиции к уровню творческой интерпретации изображаемого;

- содержание заданий должно обеспечивать изучение студентами основных приемов цветовой организации картинной плоскости, глубоко использование интеллектуального и эмоционального опыта студентов, опирающиеся на образы памяти и воображения;

первые задания (пропедевтика) должны представлять серию краткосрочных упражнений, связанных общей тематикой и выполняемых на основе комбинаторного и формального принципов построения колористической композиции;

- упражнения и длительные работы основного курса колористики, выполняемые перед проектной практикой, должны включать задание на создание цветовой композиции (формальной, натюрморт) путем развития цвета по поверхности формы, а также на творческую интерпретацию цветового строя натуры при формировании декоративного и стилизованного образа; итоговое задание должно выполнять роль обобщающего, охватывающего задачи текущих заданий и ориентирующего студента на создание законченного архитектурного произведения.

Все рассмотренные выше принципы организации практической подготовки будущих инженеров-архитекторов по колористике в своей совокупности обеспечивают органичную связь процессов живописного видения (восприятия), понимания и применения цвета в структуре творческой, проектной деятельности будущих специалистов. Это достигается главным образом за счет того, что конечный результат работы студентов над любым практическим заданием в цвете находится в строгой и однозначной методической зависимости от последовательной программы действий, выполняющей функцию целевой установки, представленной в виде формулы: восприятие или чувствование - понимание - художественно-образное воплощение.

Похожие диссертации на Формирование колористической культуры в процессе изучения специальных художественных дисциплин : на примере подготовки инженера-архитектора