Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Формирование музыкально-творческих способностей участников эстрадных любительских коллективов Иванова Вероника Геннадьевна

Формирование музыкально-творческих способностей участников эстрадных любительских коллективов
<
Формирование музыкально-творческих способностей участников эстрадных любительских коллективов Формирование музыкально-творческих способностей участников эстрадных любительских коллективов Формирование музыкально-творческих способностей участников эстрадных любительских коллективов Формирование музыкально-творческих способностей участников эстрадных любительских коллективов Формирование музыкально-творческих способностей участников эстрадных любительских коллективов Формирование музыкально-творческих способностей участников эстрадных любительских коллективов Формирование музыкально-творческих способностей участников эстрадных любительских коллективов Формирование музыкально-творческих способностей участников эстрадных любительских коллективов Формирование музыкально-творческих способностей участников эстрадных любительских коллективов Формирование музыкально-творческих способностей участников эстрадных любительских коллективов Формирование музыкально-творческих способностей участников эстрадных любительских коллективов Формирование музыкально-творческих способностей участников эстрадных любительских коллективов
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Иванова Вероника Геннадьевна. Формирование музыкально-творческих способностей участников эстрадных любительских коллективов : диссертация ... кандидата педагогических наук : 13.00.02 / Иванова Вероника Геннадьевна; [Место защиты: Моск. гос. ун-т культуры и искусств].- Москва, 2007.- 201 с.: ил. РГБ ОД, 61 07-13/2396

Содержание к диссертации

Введение

ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ МУЗЫКАЛЬНО-ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ 19

1. Психолого-педагогические основы формирования музыкально - творческих способностей участников любительских эстрадных коллективов 19

2. Эстрадно-джазовое искусство как сфера проявления музыкально- творческих способностей 50

3. Музыкально-творческая деятельность участников эстрадного коллектива в условиях учебного процесса 74

ГЛАВА II. МЕТОДИКА ФОРМИРОВАНИЯ МУЗЫКАЛЬНО-ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ НА ОСНОВЕ ТВОРЧЕСКОГО ОСВОЕНИЯ ПРИНЦИПОВ ДЖАЗОВОЙ ИМПРОВИЗАЦИИ, АРАНЖИРОВКИ, ОСНОВ КОМПОЗИЦИИ В УСЛОВИЯХ МУЗЫКАЛЬНОГО ЭСТРАДНОГО КОЛЛЕКТИВА (ОПЫТНО- ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ) 85

1. Развитие музыкальности как педагогическое средство управления формированием творческих способностей участников любительского эстрадного коллектива 85

2. Экспериментальное исследование методики развития навыков джазовой импровизации, композиции, аранжировки в любительском эстрадном коллективе 94

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 133

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 137

ПРИЛОЖЕНИЕ 168

Введение к работе

Актуальность проблемы исследования. Начало 21-го века характеризуется научно-техническими, культурными открытиями, решением важнейших проблем в области науки, культуры и искусства, где главная роль принадлежит творчески развитому человеку. Вопросы, связанные с культурой, художественным творчеством, миром искусства, педагогикой в настоящее время переживают период значительного разброса мнений. Это связано с тем, что одним из самых значительных достижений современной эпохи можно считать создание возможностей для овладения накапливаемой человечеством информацией. Эти возможности открывают большой аналитический простор перед исследователями и позволяют делать выводы и открытия глобального значения. И это только начало процесса, так как научные технологии постоянно совершенствуются, актуализируя свободный доступ к обширным областям информации, позволяя сравнивать, проводить исследования на тонком уровне. Многие проблемы кажутся разрешимыми, экспериментальная наука чувствует себя способной объяснить практически все окружающие нас явления.

Коренные изменения политической и социальной ситуации в стране повлекли за собой изменения в сознании и поведении людей, в требованиях, которые предъявляет общество к современному человеку. Резко возрос спрос на самостоятельную, творческую личность, готовую к созданию новых идей, способную освоить опыт старших поколений, а затем обогатить его собственными достижениями, способную самоопределиться в условиях быстро меняющегося мира.

Проблемы формирования творческих способностей личности особенно актуальны для России, где за последнее время происходят колоссальные изменения в различных сферах: политической, экономической, социальной, культурной жизни. Постепенно происходит интеграция России в мировое сообщество. Проблемы местного значения сегодня становятся глобальными, общечеловеческими; их успешное решение возможно в том случае, если будут объединены усилия всех стран и народов.

В современной педагогике актуальна концепция глобального образования, идеи которой формируют непредвзятый взгляд на мир, на осознание состояния планеты, на понимание глобальных динамических процессов, на развитие умений осуществлять осознанный выбор способа действия с ориентацией на гуманистические ценности. Важным аспектом культурного воспитания современной личности является развитие патриотических чувств. Чтобы быть современно развитым интеллектуально человеком необходимо иметь информацию об особенностях национальной культуры и истории, а благодаря полному представлению о традициях, обычаях своей и культур других стран формируется целостное представление о мире, где живут различные народы, объединенные общими стремлениями к творчеству, самореализации, миру, добру, счастью.

Задачей общества является создание благоприятных условий для развития самодеятельности личности, формирования объективных предпосылок для включения людей в активную творческую деятельность.

Любительство и самодеятельность несут в себе преобразующее начало, элементы творчества, умение обогащать опыт своих предшественников новыми открытиями, изобретениями, усовершенствованиями и т.д.

В связи с этим у участников любительских эстрадных коллективов возникает задача формирования умений творчески решать стоящие перед ними вопросы, способностей неординарно и творчески мыслить, активно участвовать в создании духовных ценностей.

Музыкальное творчество - это деятельность, направленная на создание оригинального продукта в сфере музыкального искусства, в процессе которой реализуется творческий потенциал индивида. Воздействие музыки, как средства формирования творческой активности личности, усиливается тогда, когда участник эстрадного любительского коллектива становится активным субъектом творчества.

Проблема данного исследования заключается в обосновании путей оптимизации учебно-воспитательного процесса формирования музыкально- творческих способностей участников музыкальных любительских эстрадных коллективов в студиях, домах культуры, различных музыкальных любительских объединениях, преодоления сложившихся противоречий: между социальными потребностями общества в специалистах музыкального любительского эстрадного искусства и состоянием учебно-воспитательного процесса формирования музыкально-творческих способностей участников музыкальных любительских эстрадных коллективов в студиях, домах культуры, различных музыкальных любительских объединениях; между высокими требованиями к качествам специалиста и отсутствием теоретического обоснования и систематизации учебно-воспитательного процесса формирования музыкально-творческих способностей участников музыкальных любительских эстрадных коллективов в студиях, домах культуры, различных музыкальных любительских объединениях; между педагогической теорией и практикой формирования музыкально-творческих способностей участников музыкальных любительских эстрадных коллективов в студиях, домах культуры, различных музыкальных любительских объединениях средствами синтеза навыков импровизации, композиции и аранжировки.

Степень научной разработанности:

существенный вклад в исследование проблемы творческого развития человека средствами искусства внесли античные философы: Платон, Аристотель и др. Анализ их работ позволяет сделать вывод о том, что творчество является одной из ведущих сущностных сторон жизнедеятельности человека, а занятия творческой деятельностью способствуют гармонизации личности, его самовыражению.

Идеи, связанные с творчеством, нашли свое развитие в гуманистических теориях представителей Средневековья, Возрождения, Просвещения. В России теоретическая разработка проблем общечеловеческих ценностей, творческого становления личности получила развитие в середине XIX, начале XX вв. Идеи духовности, высших человеческих ценностей, творчества, творческой свободы рассматривались в исследованиях отечественных философов и мыслителей: П.А. Флоренского, H.A. Бердяева, И.А. Ильина, B.C. Соловьева и др.

Важное значение для нашего исследования имеют труды зарубежных педагогов: Я.А. Коменского, И.Г. Песталоцци, А. Дистервергал а также отечественных: К.Д. Ушинского, JI.H. Толстого, С.Т. Шацкого и др., в работах которых рассматривались проблемы национального воспитания, становления творческой натуры, русского характера.

Проблема развития самодеятельности личности является одной из ярких проблем педагогики: вклад в ее разработку внесли все выдающиеся отечественные педагоги. Во второй половине 19 - начале 20 вв. проблеме самодеятельности уделяли внимание К.Д. Ушинский, JI.H. Толстой, С.Т. Шацкий и др. В 20 - 30-е гг. данной проблеме посвятили свои труды видные деятели просвещения: П.П. Блонский, A.B. Луначарский и др.

Духовная культура современного общества вызывает все больший интерес философов, культурологов, социологов, так как она отражает глубинные процессы, происходящие в обществе, динамизм их развития. Особый смысл приобретают труды А.И. Арнольдова, A.A. Аронова, Е.Я. Александровой, Л.П. Буевой, И.М. Быховской, П.С. Гуревича, Л.С. Зориловой, Д.С. Лихачева.

Общетеоретические и методологические аспекты творчества проанализированы в трудах психологов: Б.Г. Ананьева, Л.С. Выготского, А.Н. Леонтьева, С.Л. Рубинштейна, В.Н. Мясищева, В.П. Зинченко и др. Специальные вопросы музыкальной психологии получили широкую разработку в работах Б.М. Теплова, Е.В. Назайкинского, В.В. Медушевского, В.И. Петрушина, Г.С. Тарасова, Н.К. Баклановой. В них изложены основные направления исследований в данной области: психология музыкального восприятия, психология исполнительской деятельности, психология музыкального творчества, психология подготовки музыканта к выступлению, психология музыкального обучения, диагностика музыкальных способностей.

Рассматривая взаимосвязь духовного и материального, историю и современность, A.A. Аронов концентрирует внимание на глобальных проблемах творчества как социокультурного феномена, соотношения в нем биологического и социального начал, тенденций и закономерностей развития творческого процесса, взаимовлиянии творчества и творческой личности.

В исследованиях J1.C. Зориловой раскрывается сущность духовности, духовных идеалов личности как многоаспектного явления с позиций различных научных знаний, выявляются практические проблемы становления духовных идеалов в условиях профессиональной подготовки студентов в вузах культуры.

Возможности педагогики в творческом развитии личности, основные идеи и подходы рассматривались в исследованиях отечественных, зарубежных ученых. Источником изучения движущих сил творческой активности человека явилась теория личности, получившая развитие в психолого-педагогических исследованиях А.Н. Леонтьева, С.Л. Рубинштейна и др. Ученые отмечали, что именно категория личности позволяет раскрыть внутренние движущие силы человека в деятельности, отношении к окружающему миру. Развитие личности осуществляется в различной практической деятельности, которая преобразует природу и самого человека. Основные положения теории деятельности нашли отражение в трудах Л.С. Выготского, А.Н. Леонтьева, С.Л. Рубинштейна и др. Активность личности проявляется во всех видах деятельности. Творчество без активности невозможно. Методологические вопросы творчества в разных областях человеческой деятельности раскрываются в работах Д.Б. Богоявленской, Я.А. Пономарёва и др. Современная педагогика, опираясь на гуманистические традиции, общечеловеческие ценности, в качестве одной из ведущих проблем совершенствования системы высшего образования выделяет формирование творческой личности. Труды Ю.П. Азарова, А.Я. Айзенберга, Н.К. Баклановой, Т.Н. Баклановой, B.C. Кузина, В.И. Черниченко внесли существенный вклад в теорию и практику духовного развития личности в процессе профессиональной подготовки специалиста. Ю.П. Азаров, всесторонне изучая русское мировоззрение, труды выдающихся философов, педагогов, психологов, деятелей культуры и искусства как прошлого, так и настоящего, стремится воплотить и развить прогрессивную систему общечеловеческого воспитания.

В числе таких работ и защищенные в последние годы докторские диссертации Г.В. Акопова, O.A. Антоновой, Н.К. Баклановой, O.A. Блоха, Л.И. Гурье, Л.Н. Евменовой, В.Д. Иванова, И.Ф. Исаева, А.Г. Казаковой, В.В. Карпова, B.C. Садовской, направленные на гуманизацию процесса воспитания личности, ее самореализацию в условиях творчества. Данные работы ориентируют в методологических, историко-культурологических, психологических, социально-педагогических и искусствоведческих аспектах, становятся основой исследования духовных идеалов. В диссертации Н.К. Баклановой раскрываются психолого-педагогические основы профессионального мастерства специалистов культуры художественного профиля, а в исследовании В.Г. Кузнецова уделено внимание проблемам эстрадно-джазового образования.

Автор опирается на теоретические, методические, прикладные идеи исследователей, педагогов, деятелей различных видов искусств: музыкального - Э.Б. Абдуллин, Ю.Б. Алиев, Л.Г. Арчажникова, Л.А.

Баренбойм, Г.Л. Ержемский, A.B. Малиновская, И.А. Мусин, Г.Г. Нейгауз, В.Г. Ражников, Г.М. Цыпин, П.А. Черватюк, Л.В. Шамина и др.; театрального - C.B. Гиппиус, Ю.А. Завадский, М.О. Кнебель, З.Я. Корогодский, А.Д. Попов, К.С. Станиславский, И.Г. Шароев и др.

В области эстрадно-джазового искусства историко- искусствоведческую, педагогическую проблематику, технологию исполнения изучали И.М. Бриль, С.С. Клитин, В.Д. Конен, Е.М. Кузнецов, Е.В. Овчинников, Ю.С. Саульский, Б.К. Штейнпресс, Ю.Н. Чугунов.

При всей ценности опубликованных трудов нельзя не отметить, что существует обширное поле для исследования проблем эстрадно-джазового образования.

Проблемы совершенствования учебно-воспитательного процесса обсуждаются в трудах ведущих педагогов и психологов: Э.Б. Абдуллина, Н.В.Кузьминой, Н.В. Кротовой, Б.Т. Лихачева, В.А. Сластенина и др.Из исследований, посвященных данной проблеме, необходимо отметить работы, в которых рассматриваются вопросы обучения участников самодеятельных оркестров и ансамблей импровизации, сочинению, аранжировке музыки: Ф.А. Соломоника, В.Г.Кузнецова, В.М. Глубоченко, Э.Н. Грасеева.

Проблемы творческого развития личности в процессе музыкальной деятельности уже давно стояли перед учеными и музыкантами. Значительное место здесь занимают исследования Ж.-Ж.Руссо, Э. Жан-Далькроза, К.Черни, К. Орфа. Они убедительно аргументируют необходимость занятий импровизацией и композицией для формирования личности музыканта. Среди отечественных исследователей данной проблемы - Б.А. Асафьев, Б.Л. Яворский, Л.А. Баренбойм, H.A. Ветлугина и др. В последние годы интерес к данной проблеме возрастает. Появились исследования по вопросам творческого развития (И.М. Бриль, Ю.П. Козырев, Е.А. Савин, С.М. Мальцев, H.A. Никитин, К.А. Ушаков, Ю.Н. Чугунов и др.), которые позволяют сделать вывод о значительном повышении эффективности занятий в связи с включением в них элементов импровизации, композиции, аранжировки. Следует отметить, что предметом исследования значительного количества работ является детское музыкальное творчество. Опыт их работы имеет большое значение в исследовании проблемы творческого развития, а научно-методические разработки в адаптированном виде могут быть использованы для участников творческих коллективов всех возрастов.

Объект исследования: учебно-творческая работа в любительских эстрадных музыкальных коллективах.

Предмет исследования: процесс формирования музыкально- творческих способностей участников любительских эстрадных коллективов.

Цель исследования заключается в теоретическом обосновании проблемы и реализации эффективной методики формирования музыкально- творческих способностей участников любительских музыкальных эстрадных коллективов.

Задачи исследования:

изучить современное состояние проблемы формирования музыкально-творческих способностей участников любительских музыкальных эстрадных коллективов;

уточнить понятие «музыкально-творческие способности участников любительских эстрадных коллективов»;

раскрыть сущность и специфику музыкально-творческой деятельности участников музыкальных эстрадных любительских коллективов в процессе музыкального обучения;

разработать структуру и содержание учебно-воспитательного процесса в студиях и других учебных заведениях;

теоретически обосновать и экспериментально проверить инновационную методику формирования музыкально-творческих способностей участников любительских эстрадных коллективов.

Гипотеза исследования заключается в предположении о том, что применение разработанной нами инновационной методики формирования музыкально-творческих способностей участников любительских эстрадных коллективов будет эффективно, если будут:

Психолого-педагогические основы формирования музыкально - творческих способностей участников любительских эстрадных коллективов

Одной из ведущих задач российского общества в 21 веке является духовное развитие личности, которое осуществляется благодаря общению с искусством, в частности, - музыкальным. В связи с этим актуально активное формирование музыкально-творческих способностей участников любительских эстрадных коллективов, развитие у них умений и навыков самостоятельно осваивать и создавать духовные ценности в сфере художественного творчества.

Творчество, как объект исследования, - многосторонне. Его изучением занимаются представители различных наук: философы, психологи, педагоги, социологи, физиологи и т.д.

Философия рассматривает творчество, как проблему достижения истинности знаний, результат созидательной деятельности. В зарубежной философии категории творчества, одаренности, гениальности связываются с категорией свободы, которая сохраняется в течение длительного периода.

Логика исследует его, как систему развивающегося знания. Кибернетика главное внимание обращает на выявление механизмов творческого процесса под углом зрения закономерностей переработки информации и объясняет сущность творчества на основе прямых и обратных связей. Психология изучает творческое мышление отдельного человека с позиции как, почему, с помощью какого мыслительного процесса человек открывает новое. Педагогика рассматривает творчество с точки зрения формирования творческих способностей, воспитания творчески мыслящего человека. Физиология исследует процессы высшей нервной деятельности, лежащие в основе творческого мышления.

В исследованиях ученых музыкальное творчество рассматривается как явление, раскрывающее внутренний мир человека, его отношение к окружающему, состояние и движение чувств и мыслей, сплачивающие людей посредством совместного переживания прекрасного.

Представители русской философской школы связывали творчество с идеей преобразования мира: идеи Н.А, Бердяева (48, 236) основаны на понимании свободы личности как первоначала; П.А. Флоренский (331, 20) главным в процессе творческого развития считал самосознание; по Б.П. Вышеславцеву (81, 179) творчество означает преодоление противоречий, случайностей. Логика исследует творчество как систему развивающегося знания.

Психология изучает творческое мышление с позиции того, с помощью какого мыслительного процесса человек открывает новое.

Современная музыкальная педагогика ставит на одно из главных мест вопрос формирования творческого мышления как основы музыкально- исполнительского искусства. Выдающийся скрипач педагог Л. Ауэр видел свою главную задачу в творческом развитии артистической индивидуальности ученика посредством постановки задач перед обучающимися, но без готовых рецептов исполнения (28, 30).

Исследования ученых показали, что способности и музыкальная одаренность проявляются, формируются, развиваются в деятельности. В нашем исследовании мы рассматриваем эстрадно-джазовую деятельность участников музыкальных любительских эстрадных коллективов как одну из форм формирования музыкально-творческих способностей.

В «Российской педагогической энциклопедии» приведено такое определение творческой деятельности: « - форма деятельности человека или коллектива - создание качественно нового, никогда ранее не существовавшего» (284, 420). Стимулом к творческой деятельности служит проблемная ситуация, которая не разрешается традиционными способами. Оригинальный продукт деятельности получается в результате формулирования нестандартной гипотезы, учета нетрадиционных взаимосвязей элементов и установления между ними новых видов взаимозависимости.

Мы в своей работе ориентируемся на то, что творческий процесс - это деятельность человека, направленная на создание нового, оригинального продукта в сфере идей, искусства, а также производства и организации. Творческому акту предшествует длительное накопление соответствующего опыта, знаний, навыков, тщательное обдумывание того, что человек хочет воплотить. Творческий акт характеризуется переходом количества всевозможных идей и подходов к решению проблемы в их своеобразное новое качество, которое является ее решением. Любое значительное научное открытие - это качественный скачок в мышлении. Хотя обучить творческому акту нельзя, но применение специально ориентированных приёмов и методов обучения может содействовать его образованию и появлению. Знания, умения, навыки являются обязательным условием для совершения того или иного творческого акта. Творческого человека отличают широта интересов, большая эмоциональная впечатлительность, умение действовать смело, не нарушая при этом норм этики. Л. Выготский (80, 252) указывал на то, что в основе творчества всегда лежит момент плохой приспособленности, из чего возникают потребности, стремления и желания. Стремление изменить ситуацию заставляет человека напрягать умственные усилия, направленные на улучшение положения. Отсюда и возникает творческий акт.

Развитие музыкальных способностей основывается на определенной системе. В современное время обучение базируется на системном подходе. Системный подход к изучению музыкального искусства помогает осмыслить общее и частное в нашей проблеме, закономерности целостных комплексов и их взаимосвязанных элементов. Основоположникм концепций системного подхода выступил М.С. Каган (183, 500).

Музыкально-творческая деятельность участников эстрадного коллектива в условиях учебного процесса

Существенный вклад в разработку вопросов теории и практики музыкального образования, связанных с организацией занятий по импровизации и сочинению музыки, внесли отечественные учёные и музыканты: Л.А. Баренбойм, И. Бриль, В.Г. Кузнецов, Ю.Н. Чугунов, Ю.П. Козырев, С.М. Мальцев, К.В. Тарасова и др. Результаты их исследований свидетельствуют о том, что включение занятий по музыкально-творческому развитию значительно повышают эффективность учебного процесса, способствуют гармоничному развитию личности музыканта и особенно его способностей.

Как отмечает в своем исследовании В.Г. Кузнецов, музыкальная эстрада, являющаяся одним из популярных жанров эстрадного искусства, включает в себя следующие направления: легкую инструментальную музыку, песню, обработки фольклора, джаз, рок- и поп-музыку (200, 9).

В работе музыковеда В.Ю. Озерова (258, 11) указывается, что, по мнению многих зарубежных исследователей, джаз - один из наиболее ярких, устойчивых и жизнеспособных видов современного искусства, обнаруживающий тесные связи с фольклором разных народов, и с новейшей экспериментальной академической музыкой, и с большинством жанровых и стилевых разновидностей массовой популярной музыки может выполнять роль промежуточного, центрального звена в педагогической модели современной музыкальной культуры. Задача педагога - найти правильное соотношение джаза и других видов музыки, показать его сильные стороны, но так, чтобы не принижать другие разновидности музыкального искусства.

Джаз является подходящим материалом для приобщения учащихся к западноевропейской классике, для подготовки к правильному восприятию поп-музыки.

Джазовое обучение является первичной основой для решения задач профессионального образования исполнителей и композиторов популярно- развлекательной музыки, равно как и неотъемлемым компонентом комплексного образования любого музыканта-исполнителя, которому необходимо владеть различными методами музыкальной интерпретации - от барокко до современности.

Поп- и рок- музыка намного меньше освещены в музыковедческой литературе, поп-дидактика находится практически в начальном состоянии. Круг вопросов, связанных с определением содержания, целей, задач поп- дидактики, выходит далеко за рамки традиционной музыкально- педагогической науки и требует обращения не только к музыковедческим, но и к экономическим, политическим, социокультурным аспектам.

При изучении механизмов функционирования поп-музыки в обществе, участникам любительских музыкальных эстрадных коллективов нужно усваивать навыки рефлексии их собственных субъективных интересов (самоанализа, самооценки), чтобы они могли отличить «объективные» потребности от тех, которые им навязывает коммерческая индустрия. Для музыкальной дидактики в этом случае важно выступать не в роли беспристрастного эксперта; важнейшей проблемой для нее остается проблема ценностей массовой музыкальной культуры.

Важные аспекты джазового искусства отражены в работах преподавателя эстрадно-джазовых дисциплин В.П. Мелехина (237, 10). В частности, он пишет, что, начавшись, как развлекательная музыка, джаз через непродолжительное время сформировался как серьезный и сложный вид искусства.. Композиторы джаза впитывают современные открытия и находки в области развития музыкально-выразительных средств, синтезируют в творчестве различные тенденции и совершенно противоположные явления, что делает джаз и джазовую композицию оригинальным индивидуальным творчеством, парадоксальным, интересным и т.д.

Специфика эстрадного и джазового исполнительства требует от инструменталиста-музыканта, аранжировщика, композитора, руководителя ансамбля или оркестра, педагога умения творчески-убедительно и нестандартно перерабатывать различный тематический материал, развивать его, выражать свою индивидуальность в создании музыкальных композиций, аранжировок, импровизаций (238, 3).

Одно из главных мест в эстрадно-джазовом исполнительстве занимает искусство артикуляции. В своем исследовании преподаватель, джазовый дирижер Е.А. Савин (292, 63) отмечает, что, даже прекрасно зная, как интерпретировать восьмые ноты в свинге, зная, как синкопировать и анкетировать ноты, все равно нельзя добиться настоящего чувства свинга без артикуляции нот, что, в свою очередь, является важнейшей проблемой джазовой музыки: без артикуляции нет свинга, а без свинга нет джаза.

Д.Р. Бабич (30, 226-230) выделяет одну из важных проблем исполнительства в эстрадных и джазовых ансамблях - точное воспроизведение метроритмической партии с характерными для современной музыки штрихами. По ее мнению от правильного соблюдения стилистических особенностей произведения и трактовки штрихов зависит раскрытие музыкального образа, а определенные манеры исполнительства присущи определенным стилям, что, в свою очередь, определяет использование конкретного исполнительского приема или штриха.

Преподаватель Магнитогорской консерватории В. Сидоров в своем курсе обучения импровизации отмечает такие важные аспекты для всех кто обучается эстрадно-джазовому искусству, как то, что занятия по импровизации должны начинаться с создания интеллектуально- психологической базы для творчества. Задача педагога - выявить творческий потенциал, пробудить желание работать в данном направлении, избавиться от комплексов, вдохновить, и, в конечном счете - вызвать такую любовь к музыке и музицированию, чтобы воспринимать импровизации, как высшую степень личностной свободы и художественного откровения. Форма, с помощью которой будет решаться эту задача, имеет лишь тактическое значение (лекции по темам курса, беседы по проблемам творчества, дискуссии по теоретическим и историческим аспектам этих проблем). Особое значение имеет изучение систем программирования сознания, основ создания информационных стереотипов, особенностей творческого мышления в массовом обществе и т. д. Нужна также беседа о психофизических особенностях творческого процесса, включающего такие понятия, как интимность, откровенность, открытость и ранимость (363).

Необходимость концертной деятельности любительского эстрадного оркестра продиктована самими условиями существования такого коллектива в клубах и домах культуры; проводя отчетные концерты или другие клубные мероприятия, затрачивая деньги на антураж (аппаратура, костюмы, станки, пульты для оркестра и т.п.), а дирекция клубного учреждения, естественно, будет рассчитывать на концертное выступление или участие в концерте такого крупного музыкального коллектива как любительский эстрадный оркестр. Таким образом, творческая деятельность любительского эстрадного оркестра не может быть ограничена одним репетиционным процессом, иначе такой коллектив рано или поздно распадется. Об этом в своей работе пишет В.М. Коновалов (192, 2-3).

Понятие «учебно-творческий процесс» подразумевает единство трех взаимосвязанных сторон: обучение, воспитание, творчество. Направление содержания обучения включает систему музыкально-теоретических и эстетических знаний, систему музыкально-исполнительских умений и навыков; систему умений и навыков творческой деятельности.

Развитие музыкальности как педагогическое средство управления формированием творческих способностей участников любительского эстрадного коллектива

В ходе экспериментального исследования нами уточнено определение музыкально-творческой деятельности участников эстрадных любительских коллективов - это процесс создания объективно нового музыкального материала, основанный на активизации способности порождать продуктивные оригинальные идеи и выходить за пределы стандартных видов деятельности.

Важнейшим стимулом в приобретении знаний и отличительными чертами обучающихся являются их интересы. От значительности интереса и способностей зависит успешность деятельности. Совокупностью способностей, необходимых для определенной деятельности, является одаренность, далее следует талант - высшая степень одаренности.

Для развития и стимулирования музыкальной одаренности педагогика рекомендует при формировании музыкального мышления различать в его структуре два компонента - репродуктивный и продуктивный. Первый связан с обретением навыков восприятия музыки, ее анализа, синтеза, мышления, включающий восприятие и анализ музыки, более объемная музыкальная деятельность. Она важна и как самостоятельной вид указанной деятельности (слушание и постижение музыки), и как составная часть любого вида музицирования. В организации музыкально-педагогического процесса среди обучающихся необходим учет особенностей репродуктивного подхода, определяющего состояние музыкального мышления.

Степень и качество музыкального мышления зависят от уровня музыкальной одаренности, которая может выявляться: а) при определении жанра произведения, б) при характеристике общего настроения музыки, содержания и смысла. В равной степени это применимо и при исполнении музыки. На обоих этапах задания могут быть усложнены масштабностью произведения, объемом, параметрами анализа.

На основе результатов исследования с учетом многообразия мира художественных интересов мы включили в программу задания, сообщающие импульсы к познанию, духовному пробуждению.

Анализ программ прогрессивных методик дал стимулирующий эффект, обучаемые были поставлены в такие условия, при которых предлагаемый им музыкальный материал:

- содержал новые, оригинальные методические приемы;

- была дана возможность более глубоко вникать в задания, пробовать свои силы в суждениях, обобщениях или исполнительском анализе;

- были созданы условия не только для репродуктивного отношения к исполняемой музыке, но и для «включения» при музицировании во «вторичное» творчество.

Система заданий отличается от той, которая рассчитана на обычный «средний» уровень:

- качественно превосходит обычный курс обучения музыке;

- способствует развитию абстрактного мышления в ходе всего процесса обучения;

- «провоцирует» импровизационность, нестандартность, проявление индивидуальности;

- задания - усовершенствованные, усложненные и корректируются самими учащимися.

На основании анализа собственного опыта нами определено содержание учебных программ, в которых предусматривается:

1) детальное, углубленное изучение наиболее важных проблем, идей и тем, которые интегрируют знаний со структурами мышления;

2) развитие продуктивного мышления, а также навыки его практического применения, что позволяет обучающимся переосмысливать имеющиеся знания и генерировать новые;

3) возможность приобщения к постоянно меняющемуся, развивающемуся знанию и к новой информации, а также стимуляцию стремления к приобретению знаний;

4) наличие и свободное использование соответствующих источников;

5) поощрение инициативы и самостоятельности в учебе и развитии;

6) развитие их сознания и самосознания, понимание связей с другими людьми, природой, культурой и т.д.;

7) соотношение всех перечисленных с ранее обозначенными принципами.

Особенное внимание в программе уделяется сложным мыслительным процессам, их способностям к творчеству,ставятся задачи:

а) интенсификация и ускорение: быстро «схватывать» и «мгновенно» решать музыкальные задачи;

б) стимулирование не только поверхностного слоя восприятия музыки (количество), но и глубинного, исполнительского (качество интерпретации);

в) активизация эмоциональности через новизну, контрастность, оригинальность нотного материала.

На основе анализа психолого-педагогичеокой литературы, зарубежных источников и собственного опыта удалось установить некоторые тенденции развития музыкальной одаренности по трем направлениям. Выделяют обучающихся с:

- ускоренным умственным развитием;

- образно-эмоциональной направленностью;

- повышенным творчески-исполнительским уровнем.

Следует обратить внимание: индивидуальные природные задатки - фактор, участвующий в становлении и развитии способностей. Образное толкование отличия врожденных задатков от самих способностей дал Б.М. Теплов (319, 25), используя сравнение: соотношение между задатками и способностями такое же, как между почвой и тем, что на ней произрастает.

Развитие таланта - процесс длительный и сложный. Развитие (стимулирование) одаренности - уникально по своей сути. Отличительная черта данного процесса - воспитание индивидуальности с выраженными творческими способностями.

Если следовать идеям В.Д. Дранкова (122, 45), то развитие таланта - это многотрудное прохождение творческого процесса, полноценность которого немыслима без учета важных творческих фаз:

1) собирание и обобщение жизненного материала, кристаллизация идей и замыслов и моделирование внутреннего мира персонажей;

2) воплощение внешнего облика персонажей и внутреннее видение всего содержания художественного произведения;

Похожие диссертации на Формирование музыкально-творческих способностей участников эстрадных любительских коллективов