Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Формирование музыкального мировоззрения учащихся учреждений дополнительного образования средствами социального воспитания Комиссаров, Павел Николаевич

Формирование музыкального мировоззрения учащихся учреждений дополнительного образования средствами социального воспитания
<
Формирование музыкального мировоззрения учащихся учреждений дополнительного образования средствами социального воспитания Формирование музыкального мировоззрения учащихся учреждений дополнительного образования средствами социального воспитания Формирование музыкального мировоззрения учащихся учреждений дополнительного образования средствами социального воспитания Формирование музыкального мировоззрения учащихся учреждений дополнительного образования средствами социального воспитания Формирование музыкального мировоззрения учащихся учреждений дополнительного образования средствами социального воспитания
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Комиссаров, Павел Николаевич. Формирование музыкального мировоззрения учащихся учреждений дополнительного образования средствами социального воспитания : диссертация ... кандидата педагогических наук : 13.00.02 / Комиссаров Павел Николаевич; [Место защиты: Моск. гор. психол.-пед. ун-т].- Москва, 2011.- 219 с.: ил. РГБ ОД, 61 12-13/62

Содержание к диссертации

Введение

ГЛАВА 1. Формирование музыкального мировоззрения учащихся средствами социального воспитания как проблема социально-педагогического исследования ... 14

1.1. Анализ отечественного и зарубежного опыта по формированию музыкального мировоззрения учащихся 15

1.2. Социально-педагогические предпосылки формирования музыкального мировоззрения средствами социального воспитания 34

1.3. Сущность и содержание процесса формирования музыкального мировоззрения учащихся 51

ГЛАВА 2. Обоснование модели процесса формирования музыкального мировоззрения учащихся учреждений дополнительного образования 80

2.1. Характеристика модели процесса формирования музыкального мировоззрения учащихся в учреждениях дополнительного образования 81

2.2. Характеристика факторов эффективности процесса формирования музыкального мировоззрения учащихся в учреждениях дополнительного образования 91

2.3. Программа опытно-экспериментальной работы по обоснованию модели процесса формирования музыкального мировоззрения средствами социального воспитания 99

ГЛАВА 3. Социально-педагогические условия формирования музыкального мировоззрения учащихся средствами социального воспитания 120

3.1. Развития у педагогов музыкальных дисциплин и творчества потребности строить свою деятельность в соответствии с учебно-воспитательным процессом школы 121

3.2. Внедрение в систему музыкального обучения учащихся инновационных социально-педагогических технологий использования средств социального воспитания 131

3.3. Стимулирование взаимодействия учреждений дополнительного образования и семьи учащегося в интересах формирования музыкального мировоззрения 145

Заключение 161

Библиография . 167

Приложения 182

Введение к работе

Актуальность исследования обусловлена потребностью современного общества, использовать для духовно-нравственного развития личности не только традиционные подходы, но и в полной мере использовать все средства культуры, в том числе и музыкальной.

Это в свою очередь предъявляет новые требования к организации учебно-воспитательного процесса учреждений дополнительного образования, где наиболее эффективно можно управлять процессом социального воспитания и развития музыкального мировоззрения.

Так, недооценка роли музыкального мировоззрения в процессе социального воспитания учащихся в учреждениях дополнительного образования негативно сказывается как на развитии личности, так и на будущей профессиональной деятельности, как правило, относящейся к социально значимым видам деятельности. На современном этапе развития нашего общества имеет место недостаточное использование воспитательных возможностей социума в учреждениях дополнительного образования.

В России одним из главных звеньев, в цепочке общеобразовательной структуры, где общество и государство наиболее эффективно могут управлять процессом воспитания и становления личности, развития музыкального мировоззрения являются учреждения дополнительного образования, в том числе - музыкальные школы, школы искусств, студии эстетического воспитания. В этих учреждениях учатся, как правило, дети, с еще не оформившимся отношением к окружающему миру. Именно поэтому важно создать социально-педагогические условия для формирования музыкального мировоззрения, применяя эстетическое и художественное образование, имеющее огромное значение, используя образовательный потенциал социума.

Особенности музыкального мировоззрения и проблемы ее формирования получили достаточно широкое освещение в философской, педагогической и психологической литературе. Значительный вклад в разработку проблем социальных и педагогических условий по формированию мировоззрения у детей внесли выдающиеся педагоги К.Д. Ушинский, А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинский. Социально-педагогические идеи социализации личности освещены в работах В.Г. Бочаровой, З.И.Васильева, М.П.Гурьяновой, А.В.Мудрика, М.М.Плоткина, В.С.Торохтия, Г.Н.Филонова.

Особенности музыкального образования как предпосылки формирования музыкального мировоззрения раскрыты в работах музыковедов: М.И. Имханицкого, А.В. Чагадаева, Б.М. Целковникова, Ф.Нурлыбаевой, специфика которых заключается в эмоциональном воздействии на личность, наличие огромного потенциала для развития ценностно-смысловой грани мировоззрения личности, высокая их значимость в обучении и воспитании учащихся.

Анализ научной, специальной литературы по проблемам социального воспитания и мировоззрению личности позволил выявить ряд противоречий:

-между возрастающими потребностями учреждений дополнительного образования в поиске дополнительных ресурсов воспитания учащихся и недостаточным использованием воспитательного потенциала семьи;

-между возрастающей ролью музыкальной деятельности, как значимой социальной деятельности и недооценкой роли музыкального мировоззрения ее субъектов;

- между стремлением учреждений дополнительного образования к развитию у учащихся мотивации на музыкальную деятельность и недостаточным включением их в общественно значимые дела.

Необходимость разрешения вышеназванных противоречий, недостаточная теоретическая разработанность проблемы, а также ее высокая востребованность социальной практикой обусловили выбор темы исследования - «Формирование музыкального мировоззрения учащихся учреждений дополнительного образования средствами социального воспитания».

Объект исследования: процесс формирования музыкального мировоззрения учащихся учреждений дополнительного образования.

Предмет исследования: социально-педагогические условия процесса формирования музыкального мировоззрения учащихся средствами социального воспитания.

Цель исследования: разработать, обосновать и апробировать модель процесса формирования музыкального мировоззрения учащихся учреждений дополнительного образования средствами социального воспитания.

Исходя из проблемы, объекта, предмета, цели были сформулированы следующие задачи исследования:

1.Определить сущность и содержание музыкального мировоззрения учащихся учреждений дополнительного образования.

2.Выявить сущность и содержание процесса формирования музыкального мировоззрения учащихся учреждений дополнительного образования.

3.Разработать и апробировать модель процесса формирования музыкального мировоззрения средствами социального воспитания.

4.Выявить факторы, влияющие на личность в процессе формирования музыкального мировоззрения учащихся.

5.Выявить и обосновать социально-педагогические условия формирования музыкального мировоззрения учащихся учреждений дополнительного образования средствами социального воспитания.

6.Разработать научно-методические рекомендации по формированию музыкального мировоззрения учащихся учреждений дополнительного образования средствами социального воспитания.

Гипотеза исследования: процесс формирования музыкального мировоззрения учащихся учреждений дополнительного образования будет эффективным, если:

- интегрировать деятельность педагогов музыкальных школ и школ искусств в учебно-воспитательный процесс общеобразовательного учреждения;

- использовать в музыкальном обучении технологии социального воспитания учащихся учреждений дополнительного образования;

- совершенствовать процесс взаимодействия учащихся музыкальных школ с другими социальными институтами микрорайона (учреждения социального обслуживания населения, семья учащегося, детский дом и др.) в интересах формирования музыкального мировоззрения.

Методологической основой исследования являются социально-педагогические идеи о личности как субъекте социальной обусловленности развития человека и общества, а также ведущие идеи отечественных специалистов в области теории и практики преподавания музыкальных дисциплин; представления о семье как о социальном институте и воспитывающем коллективе.

Теоретическую базу исследования составляют:

- исследования по проблемам совершенствования музыкально-воспитательной и образовательной работы в современной России, изложенные в трудах О. Радыновой, Л. Школяра, О. Ощепковой, Т. Мариупольской, Б. Критского, Е. Николаевой, В. Горлинского, И. Немыкиной, Б. Целковникову, А. Якуповой и других.

- проблемы развития личности в учебно-воспитательном процессе в трудах Н. Пирогова, К. Ушинского, Н. Бунакова, В. Водовозова, П. Каптерева, П. Вахтерова, В. Зеньковского, И. Ильина и других.

- социально-педагогические идеи в развитии личности (В.Г. Бочарова, З.И. Васильева, М.П. Гурьянова, А.В. Мудрик, М.М. Плоткин, В.С. Торохтий, Г.Н. Филонов).

- положения общей теории профессионально-педагогического образования, философии и социологии педагогического образования (И. Кант, И. Фихте, Г. Гегель, М. Мамардашвили, М. Бахтин, А. Лосев, Б.З. Вульфов, Г.Г. Силласте, В.А. Сластенин и др.);

- положения о мировоззрении и методах его формирования в работах психологов Л.И. Божович, Б.И. Додонова, Р.М. Залесского, А.Г. Ковалева, И.М. Краснобаева, Н.А. Менчинской, Т.К. Мухиной, Т.С. Тамбовцевой, Б.М. Теплова и др.

Для проверки гипотезы и решения поставленных задач использовалась совокупность следующих методов исследования: теоретический анализ научной литературы; изучение, обобщение педагогического опыта; анализ собственного педагогического опыта; опытно - экспериментальная работа; метод экспертных оценок; беседа; анкетирование; социально-педагогическая диагностика; моделирование процесса, анализ полученных результатов, статистическая обработка данных.

Основные этапы исследования. Исследование проводилось в три этапа.

На первом этапе (1995-2005) осуществлялся теоретический анализ социально-педагогической литературы, изучение современного состояния работы образовательных учреждений, анализ практической деятельности по формированию музыкального мировоззрения. Выявлены тенденции и закономерности развития социального воспитания в учреждениях дополнительного образования и их использование в формировании музыкального мировоззрения учащихся; выявлялись тенденции в развитии социальных институтов и их социально-педагогической инфраструктуре.

На втором этапе (2005–2008) разработана модель формирования музыкального мировоззрения учащихся учреждений дополнительного образования средствами социального воспитания; проводилась работа в рамках констатирующего, формирующего эксперимента, выявлялись социально-педагогические условия эффективности процесса формирования музыкального мировоззрения учащихся учреждений дополнительного образования.

На третьем этапе (2008–2010) обобщались результаты опытно-экспериментальной работы; проводился анализ полученных результатов, формулировались значимые зависимости; осуществлялась апробация методик

Базу исследования составили музыкальные классы дополнительного образования общеобразовательной школы «Мир знаний» с. Петрово - Дальнее Красногорского района Московской области, а также Красногорской музыкальной школы, музыкальной вокальной школы «Алые паруса» г. Красногорска, студии эстетического воспитания «Весна». Выборка участников опытно-экспериментальной работы на различных этапах исследования составила более 220 учащихся, 50 семей учащихся, 90 преподавателей учреждений дополнительного образования, социальных педагогов, психологов, специалистов социальных учреждений образования.

Научная новизна исследования заключается:

- в выявлении структуры процесса формирования музыкального мировоззрения учащихся учреждений дополнительного образования;

- в выявлении факторов, влияющих на личность учащегося: стимулирующих и сдерживающих процесс формирования музыкального мировоззрения учащихся учреждений дополнительного образования;

- в разработке и экспериментальном обосновании модели процесса формирования музыкального мировоззрения учащихся средствами социального воспитания и инновационных решений в совокупности отражающих потенциал социума;

- в выявлении социально-педагогических условий формировании музыкального мировоззрения;

- в раскрытии содержания «музыкальное мировоззрение», как ведущей социальной характеристики личности;

Теоретическая значимость исследования заключается в том, что

обоснован социально-педагогический подход в реализации процесса формирования музыкального мировоззрения учащихся средствами социального воспитания, при активной опоре на воспитательный потенциал социума; выявлены и раскрыты социально-педагогические предпосылки формирования музыкального мировоззрения учащихся; выявлены стимулирующие и сдерживающие факторы процесса формирования музыкального мировоззрения учащихся учреждений дополнительного образования средствами социального воспитания; введено в научный оборот понятие «музыкальное мировоззрение» как качественная характеристика социальной и профессиональной направленности личности.

Практическая значимость исследования состоит в разработке, апробировании, внедрении в практическую деятельность учреждений дополнительного образования модели процесса формирования музыкального мировоззрения учащихся средствами социального воспитания.

Полученные результаты могут найти применение в аттестации педагогических кадров, экспертизе инновационных образовательных проектов, создании региональных программ образования и музыкального воспитания учащихся и студентов учреждений начального, среднего и высшего профессионального образования.

Достоверность исследования обеспечена обоснованностью исходных методологических позиций, комплексным использованием методов, применением апробированного инструментария, проведением педагогического исследования, репрезентативностью выборки, значимостью экспериментальных данных, их проверкой и апробацией в практике образовательных учреждений.

Основные положения, выносимые на защиту:

  1. Музыкальное мировоззрение учащихся является социальным

качеством личности учащегося. Оно отражает совокупность субъективных музыкальных знаний, взглядов и убеждений учащегося в различных жанрах музыкального искусства и проявляющихся в преобладающих отношениях, поведении и поступках личности в общении и деятельности, позволяющих ей включаться в социально-значимые виды деятельности и влиять на социальное развитие других людей, на сознание подрастающего поколения.

2. Модель процесса формирования музыкального мировоззрения учащихся средствами социального воспитания включает: средства и формы социального воспитания; факторы, влияющие на формирование музыкального мировоззрения; этапы процесса его формирования (знакомство с музыкальным искусством; освоение знаний, связанных с музыкой; активное развитие музыкальных взглядов и убеждений; совершенствование музыкального мировоззрения; формирование профессиональных перспектив); социально-педагогические условия эффективности процесса формирования музыкального мировоззрения.

3. Факторами, стимулирующими формирование музыкального мировоззрения учащихся средствами социального воспитания являются: интеграция социально-педагогической деятельности учреждения дополнительного образования с учебно-воспитательным процессом школы; взаимодействие специалистов музыкального профиля и педагогов в процессе формирования музыкального мировоззрения учащихся; активное участие учащихся музыкальных школ в музыкальной социально-значимой деятельности учреждения дополнительного образования.

4. Социально-педагогическими условиями формирования музыкального мировоззрения являются: а) развития у педагогов музыкальных дисциплин и творчества потребности строить свою деятельность в соответствии с учебно-воспитательным процессом школы; б) внедрение в систему музыкального обучения учащихся инновационных социально-педагогических технологий использования средств социального воспитания; в) стимулирование взаимодействия учреждения дополнительного образования и семьи учащегося в интересах формирования музыкального мировоззрения.

Личный вклад автора состоит в непосредственном руководстве и проведении опытно-экспериментальной работы; в анализе результатов теоретической и экспериментальной части исследования; во внедрении в учебно-воспитательный процесс учреждений дополнительного образования модели процесса формирования музыкального мировоззрения учащихся средствами социального воспитания.

Апробация и внедрение результатов исследования осуществлялись: в публикациях, в докладах на научно-практических конференциях, а также посредством внедрения социально-педагогических технологий в учебно-воспитательный процесс школ искусств Московской области; в обсуждениях основных положений, этапов предварительных итогов исследования на заседаниях кафедры социальной педагогики МГППУ, на методических семинарах, на Всероссийском конгрессе социальных педагогов «Социальная педагогика: традиции и инновации» (Екатеринбург, 2009), на Международной научно-практической конференции «Теория и практика социально-педагогической деятельности в современном социуме» (Москва 2011).

Материалы исследования изложены в 10 авторских работах, в том числе 2 в журнале, определенном ВАК, 8 научных статей, 2 методические разработки.

Структура и объем диссертационной работы. Диссертация изложена на 219 страницах машинописного текста и включает: введение, три главы, заключение, список литературы (156 наименование, в том числе 5 иностранных, в тексте использованы 13 таблиц, 2 гистограммы, 5 рисунков и 11 приложений).

Социально-педагогические предпосылки формирования музыкального мировоззрения средствами социального воспитания

Социально-педагогические предпосылки заложены в научных трудах социальных педагогов В.Г. Бочаровой (взаимодействие деятельности школы и социума), Б.З.Вульфова, В.Д. Семенова (деятельность детских движений, общественных организаций и их влияние на социализацию детей); М.П. Гурьяновой, М.М. Плоткина (социальные проблемы сельского социума, взаимодействие сельской школы и социума), А.В. Мудрик (социальное воспитание, проблема жизненного самоопределения), В.С.Торохтий (психологический аспект социальной работы с семьей), А.И. Арнольдова (философский аспект социального воспитания).

Во взаимодействии социальных институтов, с одной стороны, и личности, с другой, в большей степени формируется личная концепция (эталон) взаимодействия человека с окружающим миром, с другими людьми для осознания себя как личности, своего смысла жизни.

«Понятие «социально-педагогическое» - одно из значимых в педагогической науке. Оно подчеркивает тот факт, что в процессе обучения, воспитания и развития личности нужно использовать не только педагогические средства, возможности педагога, способности обучаемого или воспитанника, как отдельной личности, но и широкие возможности социальной среды, социума, как дополнительного педагогического средства воздействия на личность. Оно отражает взаимосвязь процесса обучения, воспитания и развития личности с социумом, реализацию его потенциальных возможностей в педагогическом процессе» [124].

Действие Закона РФ «Об образовании» распространяется и на дополнительное образование. В законе есть статья о содержании образования, она приемлема к любому его виду, формирует определенные государственные требования. Основными факторами, определившими развитие системы дополнительного образования детей стали: 1) развитие системы дополнительного образования детей во всех типах и видах образовательных учреждений; 2) повышение эффективности и качества работы образовательных учреждений дополнительного образования детей; 3)укрепление связи науки и практики; 4) взаимодействие учреждений дополнительного образования детей с учебными учреждениями среднего и высшего профессионального образования; 5) распространение передового педагогического опыта; 6)информационное обеспечение системы дополнительного образования детей через телевидение, радио, прессу; 7) организация программно-методической службы; 8) создание системы предъявления результатов образовательной деятельности детей (фестивали, выставки, конкурсы и т.д.); 9) обеспечение межведомственного подхода в области реализации интересов детей, создания социокультурной инфраструктуры детства.

Одной из функций дополнительного музыкального образования является обучение музыкальным дисциплинам. Она характеризуется тем, что в ходе проведения занятий у обучающихся формируется устойчивый интерес к социально-значимым видам деятельности, который закрепляется выработкой умений и навыков в сфере определённых профессий, так как имеются благоприятные условия для того, чтобы подросток мог попробовать себя в разного рода деятельности, смог активно искать своё дело в жизни, которое будет отвечать потребностям, интересам и способностям его личности.

Учреждением дополнительного образования можно рассматривать музыкальную школу и школу искусств с его образовательно-воспитательным пространством и «педагогикой музыкальной деятельности» (музыкальной педагогикой). В работе музыкальных школ и школ искусств «сложился механизм передачи культурного опыта и социализации через образовательные институты предусматривающий освоение синтеза знаний, умений, навыков, необходимых человеку в современной жизни, и культурного наследия, представляющего исторический опыт познания и творческого преобразования мира.

Содержание культурного наследия включает в себя продукты духовной и материальной деятельности людей, представляющие собой эталоны, образцы, способы самореализации человека в мире. «Содержание актуальной культуры вбирает в себя способы и алгоритмы модернизации классических образцов и эталонов с целью уже освоенного опыта. Освоение слоя актуальной культуры обеспечивает процесс социализации личности» [132].

Исследователи Безбородова Л. А и Алиев Ю.Б. музыкальную педагогику рассматривают как направление развития системы дополнительного образования, как научную дисциплину, находящуюся на стыке музыковедения и педагогических наук, исследующую образовательные цели применительно к специфическим формам музыкальной (музыкально-педагогической) коммуникации, «как совокупность методик и приемов, рассчитанных на изучение культурного наследия с помощью предметов и объектов музыкального назначения или их произведений [29]. Исследователи видят объединенные общие задачи между музыкой и системой социально-педагогического образования, «так как они выполняют общие функции, их взаимодействие как многоуровневое, сложное [29].

Характеристика факторов эффективности процесса формирования музыкального мировоззрения учащихся в учреждениях дополнительного образования

В процессе исследования выявлены две группы факторов, воздействующих на личность учащихся: стимулирующих и сдерживающих факторов, по-своему влияющих на процесс формирования музыкального мировоззрения учащихся. 1. К стимулирующим факторам относятся: - система работы школы, ориентированная на возможность реализации учебно-воспитательной и музыкальной программы школы, путем предоставления школе воспитательных ресурсов преподавателей, как социального института; их уровень профессиональной подготовленности, стиль деятельности; личное участие подростка в социальных взаимодействиях - участие в музыкальных проектах; - профессионально ориентированное общение с педагогом - наставником; встречи с людьми, достигшими в профессиональном уровне больших высот; работа в концертных залах, самостоятельная учебная деятельность с музыкальными источниками, общение со сверстниками, взрослыми; концертные проекты, привлекающие для участия семью старшеклассника (См.: Рис. 3). - сформированные традиции учреждений дополнительного образования: музыкальные проекты, привлекающие для участия семью старшеклассника, так как по результатам опроса учащихся, родители имеют влияние на творческую активность детей. - личное участие подростка в социальных взаимодействиях - участие в музыкальных проектах, профессионально ориентированное общение с мастерами искусств, самостоятельная учебная и исследовательская деятельность с литературными и музыкальными источниками, поэтапное усложнение знаний — расширяет социализацию подростков, воспитывает в них ответственность, самостоятельность и деловитость; - внедрение в деятельность учреждений дополнительного образования современных социально-педагогических технологий в работе музыкальных кружков, в которых учащиеся выбирают способы и виды творческой деятельности в соответствии со своими потребностями, обучаются, получая навыки по определенной работе в рамках выбранных направлений; - общения со сверстниками и взрослыми способствует приобретению учащимися практических умений работы, что ведет к углублению знаний о музыке и ее компонентах, приобретении профессиональных умений и навыков, узнаванию себя, улучшению самооценки, проверке своих возможностей, самовоспитанию, серьезному отношению к своему будущему. - взаимодействие школы дополнительного образования с другими социальными институтами: встречи с преподавателями, студентами, организация предметных консультаций для учащихся, организация музыкальных олимпиад, призеры которых имеют возможность поступить в учебное заведение на льготной основе. Как учреждение дополнительного образования музыкальные школы и школы искусств ведут организацию кружковой деятельности, в которой детям дается возможность на практике реализовать трудовые навыки по музыкальному исполнительству, шефским концертам, участию в КВН и т.д.. Руководят деятельностью кружков педагоги музыки и родители-энтузиасты. В работе кружков можно проследить преемственность поколений. Так, в семьях с общим интересом к одному делу, направляют детей в музыкальные кружки, в которых занимались и родители в свое время, и старшие дети. Это кружок «Рябинушка», «Ансамбль барабанщиц», «Юный композитор», «Школа скрипачей», «Фонотека мира». Для стимулирования взаимодействия учреждений дополнительного образования Красногорского района Московской области и семьи учащегося работа по педагогическому просвещению родителей проводится классными руководителями и социальными педагогами: - классные часы, тематические родительские собрания, оформление альбомов семей, организация творческих конкурсов для семейного посетителя, организация праздников, организация клубов по интересам, где занимаются семьи, объединившиеся по общности увлечений. В школах ведутся комплексные мероприятия, которые требуют участия членов всей семьи: оформление семьями родословного древа их семей, праздник - конкурс «Русские танцы и пляски», «Музыка моей семьи», «Моя коллекция — мой личный музей», выставка предметов, которые считаются семейными реликвиями в семье учащегося - «Моя семейная реликвия». В выставке принимают участие все желающие учащиеся школы. Особое внимание уделяется работе с отцами. Отцы принимают участие в мероприятиях вместе со своими детьми, что приводит к взаимопониманию, доверию внутри семейных отношений. 2. Факторы, сдерживающие процесс формирования музыкального мировоззрения учащихся: - недооценка потенциала социального воспитания, как средства формирования музыкального мировоззрения учащихся, автономность действий специалистов в области музыкальных дисциплин по отношению к задачам школы; слабое использование педагогами возможности музыкальных дисциплин в воспитательном, образовательном, процессе.

Программа опытно-экспериментальной работы по обоснованию модели процесса формирования музыкального мировоззрения средствами социального воспитания

Проведение фронтальной беседы «Консерватория и музыкальный институт, как высшая ступень музыкального образования». Цель проведения: встреча с интересными людьми, имеющими большой опыт концертной работы, развитие у сотрудников учреждений дополнительного образования потребности строить свою деятельность в контексте задач социально-воспитательного процесса школы и использовать воспитательный потенциал социума. - Регулярный ежемесячный просмотр кино, видео, телефильма и спектаклей, в ходе которых участникам демонстрируется зрелище, подготовленное сотрудниками учреждений дополнительного образования. В данной форме присутствует две функции субъектов взаимодействия — зритель и организатор просмотра. Мы различили просмотр концерта, спектакля и фильма, где выступают сами воспитанники на сцене актового зала(2009). - Концерт с привлечением не только музыкальных номеров, но и хореграфических постановок в концертном зале Дворца культуры «Подмосковье» 10 апреля 2009 года. Участники концерта — преподаватели музыкальных школ, школ искусств, воспитанники хореографической студии «Вдохновение». - Проведение ярмарки (народного гуляния) в которой участвуют дети домов культуры, музыкальных школ, хореографических студий, художественной школы и других учреждений культуры Красногорского района организация посещения музыкальных школ, работающих по инновационным социально-педагогическим технологиям учащимися и преподавателями школ искусств; - распространение опыта работы в виде опубликованных материалов, используя всевозможные информационные ресурсы (газеты, журналы, пособия, интернет): «Комиссаров П.Н. «Мир музыкальных инструментов (2009), Капустина Н.В.. «Развитие творческих способностей учащихся в условиях музыкальной школы», Шулыгин А.В. «Музыка и общество»(2010), Чямпина В.И. Работа с семьей» (2008), Скрипкина В.П. «Социальная работа в музыкальной школе» (2009). - В работе по развитию у преподавателей учреждений дополнительного образования осознания потребности строить свою деятельность в соответствии с учебно-воспитательным процессом образовательного учреждения. В реализации второго положения гипотезы: внедрение в деятельность педагогов школы современных социально-педагогических технологий использования творчества учреждений дополнительного образования в процессе учебно-воспитательной работы в контексте решаемых задач; заключающиеся в создании условий для проявления активности детей по принципу интерактивности, которая предполагает приобретение опыта личного соприкосновения с реальностью через предметный мир. В «деятельных» экспозициях для получения детьми возможности получения опыта взаимодействия с музыкальным творчеством, проявления себя в творчестве с предоставлением свободного выбора содержания и форм освоения обучения. - проведение лекции для педагогов-предметников с целью знакомства и обсуждения внедрения в деятельность педагогов школы современные социально-педагогические технологии использования средств социального воспитания в процессе учебно-воспитательной работы в контексте решаемых задач дополнительного образования. - проведение вечера общения в импровизированном кафе «Золотая нота», использование образовательно-воспитательного пространства учреждения дополнительного образования. Цель проведения вечера общения — включенность детей в диспут о роли и месте современного музыкального искусства. - Изготовление выставки «Музыкальные инструменты народов мира», исследовательский кружок «Этника» для учащихся старших классов, цель — прохождение практического опыта работы с этносом областей России и ближнего зарубежья, приобщение к творчеству народных исполнителей, навыков творческой работы; - поход по местам боевой славы под руководством музыкального научного общества учащихся и учителей «Русская песня»; - подготовка докладов учащихся под руководством мастеров искусств, 28 участников; организация школьной конференции «Напевы средне - русской полосы» (в 2009 г. заслушаны 75 докладов учащихся), участники — учащиеся школ искусств Красногорского и Истринского района Московской области; - организация фестивалей, конкурсов для детей и их семей: для младших классов - создание музыкальных миниатюр в фонотеке школы, для средних классов — «Моя музыкальная коллекция - мое богатство», для старших классов - «Стили музыки и направления». - проведение районных музыкальных встреч, участие в федеральных проектах - «Музыка и дети», «Мы родом из Московии». - работа клуба по интересам « Музыкальный коллекционер» - обмен музыкальными фонограммами. - работа творческого объединения «Концерт-сервис», продюсерского центра «Пять звезд» по обсуждению творческих работ, презентации мультимедиа работ, изданных членами объединения, 15 участников; - художественно-музыкальный клуб «Орфей», подготовка членов клуба к интеллектуальным играм, проведение интеллектуальных игр. В реализации третьего положения гипотезы: стимулирование совершенствования взаимодействия семьи и учреждения дополнительного образования путем проведения педагогического просвещения родителей, через организацию: - родительских собраний, 4 собрания за год, цель - изучение реального состояние процесса формирования музыкального мировоззрения, доведение до участников ОЭР цели, задачи ОЭР, проведение просветительской работы по разъяснению сущности процесса формирования музыкального мировоззрения учащихся. Цель родительского собрания в конце года исследование выявления мнения родителей об эффективности работы музыкальной школы и степени влияния на формирование музыкального мировоззрения, уровня взаимодействия учреждений дополнительного образования и семьи учащегося; - родительских педагогических чтений, подготовка докладов родителями по теме: «Музыкальные традиции воспитания в семье» «Семья — основа общества», «Никто не забыт, ничто не забыто», участники — 10 родителей учащихся экспериментальной группы. Цель — стимулирование взаимодействия учреждений дополнительного образования и семьи учащегося в формировании музыкального мировоззрения;

Внедрение в систему музыкального обучения учащихся инновационных социально-педагогических технологий использования средств социального воспитания

Традиция современного педагогического образования предполагает, что в него включаются молодые люди в возрасте 9-23 лет. В этом случае часто обучение не может опираться на уже сформированное мировоззрение учащихся, поскольку многие из них еще сами находятся в роли детей, а педагогическая деятельность, представляясь чем-то вроде игры с младшими братьями. Компенсировать неустойчивость взглядов, отсутствие четкой позиции помогают формы, обеспечивающие «педагогические пробы» учащихся в педагогических ситуациях, нацеленных на формирование музыкального мировоззрения.

Взаимодействие социальных институтов в нашей работе осуществляется между учреждением дополнительного образования и другими социальными институтами, такими, как: семья, социум, общественные организации. Объединяющим началом в нашей работе рассматривается музыкальная школа и школа искусств, как база для реализации образовательных и воспитательных возможностей в дополнение к школьной системе. Школа рассматривается как «открытая социальная среда, предполагающая взаимодействие в социуме всех социальных институтов, школы, социума, семьи, имеющая в своей структуре, как учреждение дополнительного образования. Было установлено, что учреждения дополнительного образования обладают значительными воспитательными возможностями, располагают богатым потенциалом социально-воспитательной работы с детьми и подростками, который состоит в возможностях освоения ими новых социальных ролей, как в свободное время, так и в процессе обучения по различным школьным дисциплинам. Прослеживается накопление опыта интеллектуального общения, развития познавательных интересов, творческого начала, умственных способностей, решения задач личностной релаксации». Происходит адаптация к жизни в обществе; формирования общей культуры; возможности «процесса процедуры выбора, умения собирать и обрабатывать информацию, осуществления профессионального выбора, постоянного саморазвития, изменения своей деятельности, развития способностей. Музыкальные школы г. Красногорска и г. Истры используют для воспитательной работы социально-педагогические музыкальные программы, адресованные семейному посетителю, для совместного процесса интеллектуального образовательного роста родителей и детей. Такие программы разработаны и реализуются в Академии им. Гнесиных, музыкальном колледже им. Шнитке, реализуя для решения проблемы различные формы и методы. Методическая работа с педагогами, в исследовательской работе, проведение массовых мероприятий, посвященных знаменательным датам, людям, событиям в российской истории, помощь в подготовке рефератов, статей, дополнительных материалов к урокам; методы музыкально педагогической деятельности: метод социальных ролей, создания игровых ситуаций, практическое манипулирования с предметами, использование ассоциативных связей, театрализация, рассказы, беседы, демонстрация видеофильма, театрализованная акция, творческий конкурс, игровая деятельность, организация фестиваля, праздника совместно с другими социальными институтами города, интеграция дисциплин гуманитарных и художественно-эстетических циклов - музыкальной педагогики в образовательном процессе. В процессе исследовательской деятельности учащиеся овладевают различными приемами и навыками музыкальной профессиональной деятельности, а в ходе концертных выступлений основами многих дисциплин, не предусмотренных школьной программой. В практике музыкальной педагогики практикуется непрерывность образования совместно с образовательной системой города. В музыкальной школе дети рассматриваются не как пассивные посетители, а равноправные участники коммуникативного процесса. Социальное воспитание в музыкальных школах и школах искусств дает «возможность освоения детьми новых социальных ролей, как в свободное время, так и в процессе обучения по различным школьным дисциплинам, накопления опыта интеллектуального общения, развития познавательных интересов, творческого начала, умственных способностей, решения задач личностной релаксации, отдыха и эстетического наслаждения, формирование социализации; формирование общей культуры; возможность процесса процедуры выбора, умения собирать и обрабатывать информацию, осуществления профессионального выбора, постоянного саморазвития, изменения своей деятельности, развития способности рассматривать возникающие проблемы с разных углов зрения. Проанализировав исследования по формированию музыкального мировоззрения средствами социального воспитания в учреждениях дополнительного образования делаем выводы: - процесс подготовки формирования музыкального мировоззрения является личностно ориентированным, т.к. предполагает не накопление знаний, а овладение приемами их использования и правилами преобразования, и создает условия для образования, максимально обращенного к индивидуальному опыту обучаемого, его потребностям в самоорганизации, самоопределении, саморазвитии.

Воспитательный потенциал учреждений дополнительного образования — это, люди, которые являются носителями этих традиций; социально-воспитательная работа с детьми и подростками, процесс обучения различным дисциплинам, накопления опыта интеллектуального общения, развития познавательных интересов, творческого начала, умственных способностей, решения задач личностной релаксации, отдыха и эстетического наслаждения.

Учреждения дополнительного образования, в нашем случае школы искусств и музыкальные школы как социальный институт располагает богатым потенциалом социально-воспитательной работы с детьми и подростками, который состоит в возможностях освоения ими новых социальных ролей, как в свободное время, так и в процессе обучения по различным школьным дисциплинам, формировании общей культуры; постоянного саморазвития, изменения своей деятельности, развития способности рассматривать возникающие проблемы с разных углов зрения».

Центр творчества и спорта «Мир знаний» Красногорского района Московской области является центром по объединению и координации усилий в вьфаботке общих воспитательно-образовательных возможностей взаимодействия образовательных учреждений красногорского, истринского и Шаховского районов Московской области с другими социальными институтами общества.

Похожие диссертации на Формирование музыкального мировоззрения учащихся учреждений дополнительного образования средствами социального воспитания