Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Формирование навыка продуцирования собственного текста у учащихся начальных классов Вырыпаева Людмила Сергеевна

Формирование навыка продуцирования собственного текста у учащихся начальных классов
<
Формирование навыка продуцирования собственного текста у учащихся начальных классов Формирование навыка продуцирования собственного текста у учащихся начальных классов Формирование навыка продуцирования собственного текста у учащихся начальных классов Формирование навыка продуцирования собственного текста у учащихся начальных классов Формирование навыка продуцирования собственного текста у учащихся начальных классов Формирование навыка продуцирования собственного текста у учащихся начальных классов Формирование навыка продуцирования собственного текста у учащихся начальных классов Формирование навыка продуцирования собственного текста у учащихся начальных классов Формирование навыка продуцирования собственного текста у учащихся начальных классов
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Вырыпаева Людмила Сергеевна. Формирование навыка продуцирования собственного текста у учащихся начальных классов : 13.00.02 Вырыпаева, Людмила Сергеевна Формирование навыка продуцирования собственного текста у учащихся начальных классов :на примере фольклора : диссертация ... кандидата педагогических наук : 13.00.02 Рязань, 2007 232 с., Библиогр.: с. 190-202 РГБ ОД, 61:07-13/2657

Содержание к диссертации

Введение

Глава I. Теоретические основы развития речи 13

1.1. Психолого-лингвистические основы развития речи 13

1,2-История методики развития речи 30

1.3, Методы развития речи учащихся 37

14 Развитие речи в современной системе обучения русскому языку 48

1.5. Урок развития речи в начальной школе как интеграция уроков литературного чтения, риторики и русского языка 57

Выводы поі главе 63

Глава II. Фольклор как литературная основа формирования у младших школьников навыка продуцирования текста 66

2.1. Теоретические основы фольклора 66

2.2. Понятнее детском фольклоре 68

2.3. Сказка-основной жанр детского фольклора 85

2.4. Сочинение сказки - один из приёмов формирования навыка продуцирования текста у младших школьников 101

Выводы но II главе 105

Глава III Экспериментальная проверка разработанной методической системы

формирования у младших школьников навыка продуцирования текста на примере фольклора 109

3.1. Констатирующий эксперимент 109

3.2, Обучающий эксперимент 117

3.3. Данные контрольного эксперимента 174

Выводы по III главе 184

Заключение 186

Библиография 190

Приложения 203

Введение к работе

Проблема развития речи традиционно рассматривается в теории и практике преподавания русского языка как одна из важнейших.

Вопросы развития связной речи находили всестороннее освещение в трудах выдающихся лингвистов и методистов прошлого (Ф.И. Буслаев, К.Д. Ушинский, И.И. Срезневский, В.Я. Стоюнин, А.Д. Алферов, В.П. Шереметевский, Л.И. Поливанов, В.И, Чернышев, К.Б. Бархин, М.А. Рыбникова и др.). И в настоящее время целенаправленное, системное, опирающееся на лингвистические знания обучение школьников различным видам речевой деятельности (говорению, аудированию, чтению и письму) находится в центре внимания ученых-методистов и учителей-практиков. Различные аспекты методики обучения связной речи отражены в трудах Л.П. Федоренко, Т.А. Ладыженской, О.В.Сосновской, В.И. Капинос, Н.А. Пленкина, М.Р. Львова, Е.И, Никитиной, Е.В. Архиповой.

Проблема создания на уроке речевой ситуации, побуждающей ученика к коммуникации, остается весьма актуальной и во многом определяет пути методического поиска.

Актуальность. Важнейшей задачей школы на современном этапе является формирование у учащихся потребности к овладению знаниями и способами действий с ними в соответствии с познавательными установками,

Одно из решающих условий этой задачи - хорошо развитая речь каждого человека общества.

Развитие познавательной активности и самостоятельности подрастающего поколения зависит от того, насколько хорошо школьники овладеют родным языком, речевыми умениями и навыками.

Развитие речи школьников - одна из ведущих задач первой ступени обучения. Это одно из главных направлений работы в начальных классах. В Государственном стандарте общего образования отмечается, что качество

5 дальнейшего обучения и воспитания младших школьников во многом зависит

от уровня развития их речи и мышления.

Таким образом, развитие речи учащихся - это практическая сторона обучения языку, формирование тех умений и навыков, которые способствуют обогащению активного словарного запаса, свободному пользованию всеми грамматическими средствами - формами частей речи, словосочетаниями, предложениями различных типов, словообразовательными моделями, а также формирование навыка продуцировать текст (как устно, так письменно) для выражения своих мыслей, знаний, чувств, намерений.

Проблема развития речи всегда находилась и находится в центре внимания многих наук, изучающих деятельность человека: педагогики, психологии, филологии, методики.

В лингвистических кругах термин «речь» рассматривается в научных трудах М.Р.Львова, О проблеме соотношения языка и речи говорится в истории лингвистических учений (В. Гумбольт, И.А. Бодуэн дс Куртснэ, Фердинанд де Соссюр).

В психолого-педагогических науках процесс развития речи рассматривался такими учеными: как Р.С. Немов, Н.ГІ Жинкин, Л.С. Выготский, Модели порождения речи изучали Дж. Миллер, Л.С Выготский, А.Р. Лурия, А.А.Леонтьев, И.А. Зимняя,

Методика развития речи опирается на общедидактические принципы обучения русскому языку (К.Д. Ушинский) и методические принципы, предложенные и разработанные М.Р. Львовым и Л.П Федоренко,

Опираясь на анализ научных источников, мы пришли к убеждению, что начинать работу по развитию речи надо с первых дней пребывания ребёнка в школе на уроках обучения грамоте и в дальнейшем на уроках русского языка и литературного чтения и специальных уроках по развитию речи учащихся.

Всё более очевидной становится необходимость включения в работу по развитию речи учащихся новых методов и приёмов, основу которых составляет речетворчество учащихся.

Одним из направлений в работе по обучению младших школьников продуцировать свой собственный текст является включение в систему работы по развитию речи моделей урока, на которых создание собственного текста будет опираться на активную работу воображения учащихся, осуществляться в ситуации фантазирования посредством близкого учащимся начальной школы жанра, как фольклор.

Фольклор - художественное народное искусство, художественная творческая деятельность народа. Богатейшие образы, темы, мотивы, формы фольклора возникают в сложном диалектическом единстве индивидуального и коллективного творчества. Произведения фольклора непосредственно передаются из поколения в поколение. Словесное художественное творчество возникло в процессе формирования человеческой речи.

Фольклор очень тесно связан с формированием и развитием речи у человека, это - одно из действенных и ярких средств, таящий огромные дидактические возможности. Устное народное творчество (УНТ) предоставляет нам богатейший языковой материал, который мы можем использовать при работе над развитием речи младших школьников. Учащиеся начальной школы на уроках русского языка и литературного чтения неоднократно встречаются с произведениями детского фольклора, которые знакомы им ещё с дошкольного возраста.

Знакомство с народными произведениями обогащает чувства и речь детей, формирует отношение к окружающему миру, играет неоценимую роль и речевом развитии.

Проведённое нами исследование теории и практики формирования у младших школьников навыка продуцирования текста на примере фольклора показало значимость данной проблемы и недостаточность её разработанности.

7 Таким образом, обращение к теме диссертационного исследования объясняется

её актуальностью.

Цель исследования - разработка научно обоснованной и экспериментально проверенной методики формирования навыка продуцирования текста учащимися начальных классов с использованием фольклора на уроках русского языка, литературного чтения, а также на специальных уроках развития речи.

Объест исследования - процесс формирования навыка продуцирования текста учащимися начальных классов на примере фольклора.

Предмет исследования - содержание, методика работы по развитию речи учащихся, в процессе формирования у младших школьников навыка продуцирования текста на уроках чтения и русского языка, а также специальных уроках развития речи на примере фольклора.

Гипотеза: целенаправленная, систематическая и последовательная работа по формированию навыка продуцирования собственного текста у учащихся начальных оассов будет действенной, если опираться на структуру произведений устного народного творчества и специальную систему упражнений, включающую эффективные методы обучения во взаимосвязи со всеми видами речевой деятельности.

В соответствии с целью, объектом, предметом и гипотезой исследования были определены следующие задачи:

  1. Рассмотреть теоретические основы формирования у младших школьников навыка продуцирования текста в контексте современной методики, лингвистики, педагогики и психологии.

  2. Сформулировать принципы, цели современного урока развития речи, описать его структуру.

  3. Определить теоретические основы фольклора (в частности» детского) и работы по продуцированию текста на примере пословиц, поговорок, скороговорок, загадок и сказок.

4. Выявить уровень сформированное у младших школьников навыка

продуцирования текста посредством проведения констатирующего эксперимента и анализа его данных.

  1. Разработать методическую систему, последовательность уроков, описать типологию упражнений, направленных на формирование у учащихся навыка продуцирования текста.

  2. Экспериментально проверить и оценить эффективность предложенной методической системы формирования у младших школьников навыка продуцирования текста на примере фольклора

Методологическую основу исследования составляют: теория речевой
деятельности, сформулированная в трудах Т.В. Ахутиной, Л.С. Выготского,
А.А. Леонтьева, Н.И, Жинкина, ИЛ, Зимней, С.Л, Рубинштейна; коммуника-
тивно-деятельностный, системный и личностный подходы к процессу обучения
младших школьников родному языку (МЛ\ Баранов, КИ. Демидова,
Т,А. Ладыженская, М.Р. Львов, Т.Г. Рамзаева, М.С. Соловейчик и др.); теория
закономерностей усвоения родной речи (Л-П. Федоренко); теория прин
ципов речевого развития (MP. Львов, EJ3. Архипова); методики
преподавания русского языка и развития речи

учащихся (Т. А. Ладыженская, М.Р.Львов, В.И.Капинос, Н.И.Демидова, М.С. Соловейчик, Г.Я. Солгаиик, Г.Г. Граник, Е.И. Никитина, Л. П. Федоренко),

Для решения поставленных задач мы использовали следующие методы исследования:

теоретический (анализ методической, психолого-педагогической и лингвистической литературы по избранной теме);

сопоставительный (сравнительный анализ работ младших школьников экспериментального и контрольного классов);

экспериментальный (проведение констатирующего, обучающего и контрольного экспериментов)-

9 Организация и этапы исследования.

Исследование проводилось поэтапно в течение трёх лет во 2 - 4-х классах

ГОУ СОШ № 200S ЮЗАО г. Москвы.

  1. этап - 2004 - 2005 гг. — определялась теоретическая база исследования; осуществлялся анализ состояния проблемы в лингвистической, психологической и методической литературе по теме исследования; бьши определены цель, задачи и гипотеза исследования, методы и приёмы работы; разрабатывалась система упражнений, был подобран дидактический материал; проводился констатирующий эксперимент и пропедевтическая работа обучающего эксперимента.

  2. этап - 2005 - 2006 гг. - проводился обучающий эксперимент; внедрялась система упражнений.

  3. этап - 2006 - 2007 гг. - проводился контрольный эксперимент, обрабатывались и анализировались результаты исследования, оформлялся окончательный вариант текста диссертации.

Научная новизна исследовании заключается в том, что теоретически разработана и экспериментально проверена методическая система по формированию навыка продуцирования текста на примере фольклора у детей младшего школьного возраста. При этом:

  1. Представлена теоретически обоснованная и экспериментально проверенная методическая система формирования навыка продуцирования собственного текста у учащихся начальных классов (на примере фольклора);

  2. Определены лингвистические, психолого-педагогические и методические особенности развития речи младших школьников на уроках русского языка, литературного чтения и специальных уроках развития речи;

  3. Методически обосновано введение в содержание обучения русскому языку и литературному чтению в начальной школе системы специ-

10 альных уроков «Я сочиняю сказку» при формировании у младших

школьников навыка продуцирования собственного текста;

4. Разработана система упражнений и уроков, направленная на формирование навыка продуцирования собственного текста у учащихся начальных классов (на примере фольклора).

Теоретическая значимость исследования состоит в следующем:

  1. На основе лингвистических, психолого-педагогических, методических данных выявлено позитивное значение фольклора как дидактического материала для развития речи младших школьников, методические условия и возможность его использования на уроках русского языка, литературного чтения и развития речи для формирования у школьников навыка продуцирования текста.

  2. Определены эффективные методы и приёмы работы с детским фольклором (со сказками в частности) в свете решения задачи развития речи младших школьников,

  3. Рассмотрена морфология сказок по В.Я. Проппу как эффективный способ работы с текстом учащихся младших классов, раскрыта четкая и устойчивая структура сказки на основе функций действующих лиц, доступная учащимся начальной школы,

  4. Определены критерии отбора материала для работы по развитию речи и продуцированию текста (на примере фольклора).

  5. Доказана эффективность разработанной системы в ходе экспериментального обучения.

Практическая значимость исследования заключается в следующем: I. Разработана научно обоснованная методика формирования у младших школьников навыка продуцирования текста на примере фольклора. Методика формирования навыка текста на примере фольклора, в частности сочинение сказки, может быть рекомендована учителям начальных классов и учителям-словесникам для использования в про-

фессиональной деятельности как на специальных уроках развития речи, так и на уроках русского языка и литературного чтения.

1, Разработан, апробирован и внедрен в практику обучения в
2004 - 2007 гг. система уроков по развитию речи «Я сочиняю сказку»
для 2-4-х классов, направленная на формирование у младших школь
ников навыка продуцирования текста на примере фольклора,

3, Разработана, апробирована и внедрена в практику обучения первых классов в 2006 - 2007 учебном году система уроков по развитию речи «Я сочиняю сказку».

Достоверность и обоснованность исследования обеспечивается;

опорой на достижение современной лингвистики, психолого-педагогической и методической наук;

внутренней непротиворечивостью результатов исследования и их соответствием теоретическим положениям;

длительностью эксперимента, его повторяемостью и контролируемостью;

выбором методов исследования, адекватности его целям и задачам.

На защиту выносятся следующие положения:

L Для формирования у младших школьников навыка продуцирования текста необходима специально разработанная методическая система, включающая специально отобранный дидактический материал, с произведениями устного народного творчества (УНТ), и систему упражнений для работы с ним (упражнения, направленные на изучение композиционных требований, предъявляемых к произведениям устного народного творчества; упражнения, направленные на изучение структуры волшебной сказки; упражнения, направленные на совершенствование лексической структуры речи; упражнения, направленные на совершенствование грамматической структуры речи),

2. Использование методики « Я сочиняю сказку » как основополагаю
щей при формировании у младших школьников навыка продуцирова
ния текста на примере фольклора отвечает задачам развивающего обу-

12 чения в школе, способствует формированию языковой личности, совершенствованию произносительной, лексической, грамматической структур речи, развитию творческих способностей учащихся начальных классов,

3, Эффективность введения предлагаемой системы уроков по разви
тию речи «Я сочиняю сказку» в обучение младших школьников обу
словлена применением литературного материала (а именно фольк
лора), который включен в специальную систему упражнений, направ
ленных на совершенствование лексического, грамматического и орфо
графического уровня учащихся.

4. Использование предлагаемой программы, направленной на
формирование навыка продуцирования текста, приведёт к развитию
речи учащихся, умению точно, правильно, логично излагать свои
мысли как устно, так и письменно, повышению уровня лексической,
грамматической и орфографической подготовки, а также к повыше
нию коммуникативных способностей учащихся.

Апробация основных положений и результат исследования

В течение трёх лет осуществлялась апробация разработанной системы уроков по развитию речи «Я сочиняю сказку» и проходило исследование в начальных классах ГОУ СОШ № 2008 ЮЗАО г. Москвы. О результатах исследования докладывалось на межвузовских научных конференциях, на заседаниях МО и педагогических советах школы, на заседаниях кафедры методики русского языка и литературы Рязанского государственного университета имени С.А.Есенина в 2004 - 2007гг.

Основное содержание диссертационного исследования отражено в 4 публикациях.

Структура диссертационного исследования

Диссертация состоит из введения, трёх глав, заключения, списка литературы и приложения.

Психолого-лингвистические основы развития речи

Речь - это один из видов общения, которое необходимо людям в их совместной деятельности, в социальной жизни, в обмене информацией, в познании, образовании, она обогащает человека духовно, служит предметом искусства. Речью называют общение с помощью языка - знаковой системы, веками отшлифованной и способной передавать любые оттенки сложнейшей мысли. М. Р. Львов раскрывает значение термина «речь».

Первое злаченые - это речь как процесс, как деятельность: «механизм речи», «органы речи»,

Второе значение — это речь как продукт речевой деятельности, синоним -текст: «культура речи», «анализ речи учащихся» [90; с.83].

Третье значение - один из ораторских жанров: «адвокат на суде произнес яркую, убедительную речь».

Три значения термина могут быть применены к речи устной, письменной и даже к мысленной (внутренней), хотя ее код не выражен материально, т, е. в доступной для других форме.

Речь может быть определена через язык, например «деятельность говорящего, применяющего язык для взаимодействия с другими членами языкового коллектива» [8; с.Ю]. Но она может быть определена и через общение: это вербальное общение (в отличие от невербального, с помощью неязыковых знаков: через поступки, жесты, мимику, через прикосновения - тактильная речь). Средствами (знаками) общения могут быть и танцы, и музыка, и рисунки. Самые разнообразные знаки изучает семиотика.

До середины XIX века не делалось четкого разграничения языка и речи и в научной литературе по языкознанию. Лишь во второй половине XIX века в практику вошли и закрепились понятия «детская речь», «развитие речи учащихся», «культура речи», «стили речи». Впервые научное разграничение языка и речи осуществил швейцарский франкоязычный лингвист Фердинанд де Сос-сгор, его заслуженно считают основателем теории речи в мировой науке. В России над этим вопросом работали А.А. Потебня, И.А. Бодуэн де Куртенэ, JLB. Щерба, психологи JLC, Выготский, HJH Жинкин, А.Р. Лурия, психолингвисты А,А. Леонтьев, ВТ. Степанов, за рубежом - Дж. Миллер, Н. Хомски, Д. Слобин и др,

В течение XX века постепенно учеными выделялись сходства и различия этих двух феноменов - языка и речи. Сходство в первую очередь в том, что в сущности, это две стороны одного и того же предмета. Так, Л.В.ІЦерба в языке видел три аспекта: структуру языка (словарь, грамматику, систему звуков уровни языка); механизмы речи, или языковую прагматику; материал языка, т.е. совокупность всего, что па языке написано, произнесено (о первую очередь это литература). К сожалению, многие лингвисты предметом своей науки признают лишь первую ипостась языка. И лишь в самое последнее время стали включать в сферу своих интересов такие понятия, как «речевая деятельность», «речевой акт», «дискурс», «психолингвистика», «семиотика» и пр. [88; с.309]

В речи реализуется все богатство языка, все его выразительные возможности.

В то же время именно через речь обогащается язык, в него входят новые слова, обороты речи, новые оттенки уже известных слов, их значений. В речевой стихии возникает все новое и новое в языке, переосмысливается старое, формируется «языковый вкус эпохи» (В. Г. Костомаров)

Рассмотрим различия языка и речи [90; с.80].

Язык - знаковая система; знаки - это слова, другие единицы языка -звуки, морфемы, словосочетания, фразеологические единицы и пр. Под системой подразумеваются внутренние связи между знаками, многочисленные правила языка, модели, грамматика.

Язык как знаковая система используется людьми для формирования и выражения мысли, для общения с другими людьми.

Речь - это само общение с помощью средств языка, один из видов общения-вербальное общение; прагматика языка, т. е. его использование.

2. Язык — потенциальная система знаков, сам по себе он не приходит в действие, он хранится в памяти каждого человека - языковой личности, он нейтрален по отношению к кипящей вокруг жизни. Его знаки и правила записаны в многочисленных фолиантах, таким образом он сохраняется для всех носителей данного языка (например, русского) и для потомков, для истории. Речь - это всегда действие, это деятельность людей, она всегда мотивирована - вызвана обстоятельствами, ситуацией, всегда имеет определенную цель, всегда направлена на решение каких-либо задач, социальных и личных [90; с.84].

3. Язык стремится к стабильности. Он консервативен, он принимает новшества не сразу, лишь под давлением требований его носителей. Например, русский язык эпохи А.С.Пушкина нам - спустя почти 200 лет - не только вполне понятен, но и служит образцом.

Речь свободнее языка, она допускает вольности, именно в речи массы людей появляются новые слова, фонетические и даже грамматические отклонения, которые либо так и остаются случайными, окказиональными и вскоре исчезают, забываются, либо, утверждаясь постепенно, становятся фактами языка.

4, Язык нормативен, он подчиняется строгой норме. Норма устанавливается, вернее, формулируется специалистами - языковедами, которые руководствуются традицией, литературным употреблением языковых средств, закономерностями грамматики, фонетики, стилистики. Норма сохраняется в различных словарях (толковых, орфографических, орфоэпических и пр,), в сводах грамматических и орфографических правил [90; с.85].

Речь тоже, разумеется, подчиняется норме языка - и в использовании лексики, и в произношении, и в правописании, но нарушения нормы в речевой стихии все же имеют место, ибо речь в отличие от языка индивидуальна. При всех усилиях школы и других образовательных систем вряд ли удастся когда-либо достичь стопроцентного владения нормой.

Не следует забывать и того, что нарушения нормы подчас необходимы как средство выразительности. И.С, Тургенев - один из самых строгих стилистов, его произведения Образцовы и широко используются в обучении языку, но он сознательно идет на нарушения нормы; слово «принципы» у него Базаров произносит «прынцыпы», а Кирсанов - на французский лад «пренсилы» в целях характеристики этих персонажей.

Язык стабилизирует, сплачивает народность, нацию, государство и даже многие народы («государственный язык», «язык межнационального общения»). Для языка характерны центростремительные тенденции.

Речь, являясь реализацией языка, разумеется, тоже объединяет людей одной народности и даже разных национальностей, но в то же время порождает жаргоны, арго, профессионализмы, индивидуальные особенности людей, иными словами, подчинена центробежным тенденциям.

Язык обслуживает весь народ как языковый коллектив, он в этом смысле безразличен к отдельным личностям. Речь же всегда индивидуальна, она продуцируется индивидом, обслуживает его, отражает и выражает его как личность.

Теоретические основы фольклора

Фольклор - художественное народное искусство, художественная творческая деятельность народа; создаваемые народом и бытующие в народных массах поэзия, музыка, театр, танец, архитектура, изобразительное и декоративно-прикладное искусство, В коллективном художественном творчестве народ отражает свою трудовую деятельность, общественный и бытовой уклад, знание жизни и природы, культы и верования. В фольклоре, сложившемся в ходе общественной трудовой практики, воплощены воззрения, идеалы и стремления народа, его поэтическая фантазия, богатейший мир мыслей, чувств, переживаний, протест против эксплуатации и гнёта, мечты о справедливости и счастье» Впитавшее в себя многовековой опыт народных масс, фольклор отличается глубиной художественного освоения действительности, правдивостью образов, силой творческого обобщения [72; с 53].

Богатейшие образы, темы, мотивы, формы фольклора возникают в сложном диалектическом единстве индивидуального (хотя, как правило, анонимного) творчества и коллективного художественного сознания. Народный коллектив веками отбирает, совершенствует и обогащает найденные отдельными мастерами решения. Преемственность, устойчивость художественных традиций (в рамках которых, в свою очередь, проявляется личное творчество) сочетаются с вариативностью, многообразным претворением этих традиций в отдельных произведениях.

Характерно для всех видов фольклора, что создатели произведения являются одновременно его исполнителями, а исполнение, в свою очередь, может быть созданием вариантов, обогащающих традицию; важен также теснейший контакт исполнителей с воспринимающими искусство людьми, которые сами могут выступать как участники творческого процесса. К основным чертам фольклора принадлежит и долго сохраняющаяся нерасчленённость, высокохудожественное единство его видов: в народно обрядовых действах сливались поэзия, музыка, танец, театр, декоративное искусство; в народном жилище архитектура, резьба, роспись, керамика, вышивка создавали неразделимое целое; народная поэзия тесно связана с музыкой и своей ритмичностью, музыкальностью, и характером исполнения большинства произведение тогда как музыкальные жанры обычно связаны с поэзией, трудовыми движениями, танцами. Произведения и навыки фольклора непосредственно передаются из поколения в поколение [38; с.60 ].

Народное поэтическое творчество - массовое словесное художественное творчество того или иного народа; совокупность его видов и форм - есть фольклор. Словесное художественное творчество возникло в процессе формирования человеческой речи, В доклассовом обществе оно тесно связано с другими видами деятельности человека, отражая начатки его знаний и религиозно-мифологических представлений. В процессе социальной дифференциации общества возникли различные виды и формы устного словесного творчества, - выражавшего интересы разных обществ, групп и слоев. Важнейшую роль в его развитии играло творчество трудовых народных масс. С появлением письменности возникла литература, исторически связанная с устным фольклором.

В процессе бытования жанры словесного фольклора переживают «продуктивный» и «непродуктивный» периоды («возрасты») своей истории (возникновение, распространение, вхождение в массовый репертуар, старение, угасание), и это связано в конечном счёте с социальными и культурно-бытовыми изменениями в обществе. Устойчивость бытования фольклорных текстов в народном быту объясняется не только их художественной ценностью, но и медленностью изменений в образе жизни, мировоззрении, вкусах их основных творцов и хранителей - крестьян. Тексты фольклорных произведений различных жанров изменчивы (правда, в разной степени). Однако в целом традиционность имеет в фольклоре неизмеримо большую силу, чем в профессиональном литературном творчестве [38; с.78].

Богатство жанров, тем, образов, поэтики словесного фольклора обусловлено разнообразием его социальных и бытовых функций, а также способами исполнения (соло, хор, хор и солист), сочетанием текста с мелодией, интонацией, движениями (пение, пение и пляска, рассказывание, разыгрывание, диалог и т. д.). В ходе истории некоторые жанры претерпевали существенные изменения, исчезали, появлялись новые. В древнейший период у большинства народов бытовали родовые предания, трудовые и обрядовые песни, заговоры. Позже возникают волшебные, бытовые сказки, сказки о животных, догосударственные (архаические) формы эпоса. В период формирования государственности сложился классический героический эпос, затем возникли исторические песни, баллады. Ещё позже сформировались внеобрядовая лирическая песня, романс, частушка и другие малые лирические жанры и, наконец, рабочий фольклор (революционные песни, устные рассказы и т. д.) [72;сЛ12].

Несмотря на яркую национальную окраску произведений словесного фольклора разных народов, многие мотивы, образы и даже сюжеты в них сходны. Например, около двух третей сюжетов сказок европейских народов имеют параллели в сказках других народов, что вызвано или развитием из одного источника, или культурным взаимодействием, или возникновением сходных явлений на почве общих закономерностей социального развития

class3 Экспериментальная проверка разработанной методической системы

формирования у младших школьников навыка продуцирования текста на примере фольклора class3

Констатирующий эксперимент

Содержание: учащимся предлагалось за один час сочинить сказку на любую тему, В эксперименте участвовали учащиеся 2 «А» (экспериментальный), 2 «Б» (контрольный)

Результаты: качество сочинённых детьми сказок оценивалось по матрице текста Е.В,Архиповой [7; с.11], в которую были включены следующие параметры, в том числе раскрывающие строение сказки:

1. Соблюдение композиционных требовании, предъявляемых к произведениям устного народного творчества.

1 Наличие положительных героев.

1.2 Наличие отрицательных героев,

1.3 Наличие волшебных предметов.

14 Наличие сказочных действий

1.5 Наличие сказочных мест.

1.6 Наличие и количество трудных задач.

1.7 Наличие сказочного времени.

1.8 Наличие сказочных превращений.

2. Морфология сказки (по В.ЯЛроппу)

2.1. Наличие ситуации.

2.2.Функции действующих лиц.

2,3.Наличие элементов сказки

2.4.Способы включения действующих лиц

2.5,Атрибуты действующих лиц

3. Целостность и связность текста.

3.1 .Есть ли нарушение логики изложения (есть ли вступление, заключение, не потерян ли смысловая связь между частями) 3-2.Есть ли нарушения связей между предложениями в тексте (неоправданные повторы, ошибки, отсутствие связи)

4. Лексическая характеристика.

4.1 .Разнообразна ли лексика (употребление различных глаголов, существительных, прилагательных и т. д.) 4.2.Используются ли образные средства выразительности речи (метафора, метонимия, эпитеты, сравнения)

5. Грамматическая характеристика текста.

5.1.Количество предложений в тексте»

5.2.Среднее количество слов в предложении (распространённые, нераспространённые). 5.3,Используются ли сложные предложения или простые, осложнённые. ЗА.Есть ли грамматические ошибки (ошибки в построении словосочетаний, предложений, нарушение связи и порядка слов) 5-5-Орфографическая грамотность.

В матрице текста нами были отражены не только параметры, по которым оценивался навык продуцирования текста, но и лексическая и грамматическая стороны текста.

Рассмотрим несколько текстов, сочинённых учащимися вторых классов. Стиль и пунктуация авторов сохранены (орфография исправлена).

Тексті. Джерри и конь Томми Жил да быч Джерри у него не было родителей у него не было и он жил один самостоятельно. У него был небольшой домик, который у него остался от родителей. Он был небогатый, но всё, что ему было нужно есть. И вот однажды Джерри пошёл за сеном для коровы и увидел коня и этот конь подошёл к Джерри и попросил Джерри, чтобы он нагрузил на него сено и сам сел в тележку. Джерри запряг коня, но не смог достать до его спины, потому что был слишком мал и конь понял, что Джерри не достать до его спины и пригнулся и Джерри нагрузил на него сено, И они поехали домой к Джерри. Вот они едут потихоньку и Джерри спросил кто твой хозяин но конь не знач кто его хозяин и поэтому он думал, что Джерри его хозяин и тут они приехали домой. Джерри отдал корове сено и нашёл коню место б своем доме. И придумал ему имя Томми, И было у них всё хорошо.

(ЖеняМч 2 кл.) Текст 2. Жил-был Иван Царевич. Он жил богато и красиво. И была у него дочь. Но не мог он одно учиться. Да и не хотел. Но были у него дочь такая к нему добрая, что она зазвала к нему учителя. И пришёл к нему учитель. И начал его учить и спрашивает сколько будет два плюс два. Он отвечает восемнадцать. Нет не правильно будет два. И заходит к ним дочь. И говорит нет будет четыре И увела она учителя и привела другого. И начала его учить. И говорит. Сколько будет пять плюс пять. Иван Царевич отвечает восемь. Нет будет десять. И задаёт ему ещё один пример. И говорит сколько будет восемь плюс восемь. Иван Царевич отвечает шестнадцать. Правильно. А сколько будет девять плюс девять. Он отвечает восемнадцать. Правильно. Ну что ж я приду к вам завтра. Наступило утро. Пришла к Ивану Царевичу учительница. И спрашивает сколько будет сто плюс сто. Он отвечает двести. Правильно. И научшся Иван Царевич научился читать, писать, считать. И .жили они долго и счастливо.

(Полина Ш., 2 кл.) Текст 3. Легенда о золотом рыцаре Один рыцарь был скуп. У него мечта чтоб до того чего он касался становилось золотым. Один раз он ехал по лесу и услышал голос. Он слез с коня, посмотрел. Он и тут ничего не увидел. Кто-то сказал посмотри вверх. Рыцарь посмотрел вверх и увидел гнома. Рыцарь взял и снял гнома с веток. Гном сказал я смогу исполнить одно жечание твоё. Сделай так чтоб да чего я докасался становилось золотым. Гном так и сделал. До чего он не докасался всё становилось золотым. И в конце концов рыцарь умер. (Стае М, 2 кл.)

Текст 4.

Я там был мёд пиво пил Жил был царь, У него было три дочери. Одна говорит я б устроила на весь мир весёлый пир, а вторая говорит я 6 была ткачиха, а третья говорит я б для батюшки царя родила богатыря и промолвила она и тихонько заскрипела дверь и в дом входит царь и говорит одна будет повариха, вторая ткачиха, и 113 третья родит мне богатыря, и родила она ему богатыря и закрыли их в бочке и пустили их в море сын не по дню растёт, а по часу и вырос сын и говорит волне ты весёлая волна выплесни на с на берег и весёлая волна выплеснула их на берег потихоньку и сын выбил бочку и посмотрел и говорит матери вот и обед и сын сделал лук и стрельнул и убил коршуна. И подплывает лебедь к сыну и говорит ты мой спаситель, ты убил коршуна а теперь ложись спать и проснулся он, а перед ним великий город и зашёл и там его встречают гости и там много церквей и обвенчали их.

Похожие диссертации на Формирование навыка продуцирования собственного текста у учащихся начальных классов