Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Формирование осознанного восприятия музыки у учащихся 5-7 классов на основе представлений о художественной картине мира Миронова Наталья Константиновна

Формирование осознанного восприятия музыки у учащихся 5-7 классов на основе представлений о художественной картине мира
<
Формирование осознанного восприятия музыки у учащихся 5-7 классов на основе представлений о художественной картине мира Формирование осознанного восприятия музыки у учащихся 5-7 классов на основе представлений о художественной картине мира Формирование осознанного восприятия музыки у учащихся 5-7 классов на основе представлений о художественной картине мира Формирование осознанного восприятия музыки у учащихся 5-7 классов на основе представлений о художественной картине мира Формирование осознанного восприятия музыки у учащихся 5-7 классов на основе представлений о художественной картине мира Формирование осознанного восприятия музыки у учащихся 5-7 классов на основе представлений о художественной картине мира Формирование осознанного восприятия музыки у учащихся 5-7 классов на основе представлений о художественной картине мира Формирование осознанного восприятия музыки у учащихся 5-7 классов на основе представлений о художественной картине мира Формирование осознанного восприятия музыки у учащихся 5-7 классов на основе представлений о художественной картине мира Формирование осознанного восприятия музыки у учащихся 5-7 классов на основе представлений о художественной картине мира Формирование осознанного восприятия музыки у учащихся 5-7 классов на основе представлений о художественной картине мира Формирование осознанного восприятия музыки у учащихся 5-7 классов на основе представлений о художественной картине мира
>

Данный автореферат диссертации должен поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - 240 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Миронова Наталья Константиновна. Формирование осознанного восприятия музыки у учащихся 5-7 классов на основе представлений о художественной картине мира : Дис. ... канд. пед. наук : 13.00.02 : Москва, 1998 190 c. РГБ ОД, 61:98-13/405-8

Содержание к диссертации

Введение

Глава I. Теоретические аспекты проблемы осознанного музы кального восприятия 9

1.1 Музыкальное восприятие - основной вид музыкальной деятельности 9

1.2 Психолого-педагогические концепции об особенностях мышления и восприятия в подростковом возрасте 33

Глава II. Художественная картина мира в контексте интегративного подхода 57

2.2 Анализ понятия "картина мира" с позиций науки и искусства 57

2.3 Интегративные подходы к обучению в средней школе на основе освоения художественной картины мира 78

Глава III.Содержание и методика формирования осознанного отношения к музыкальным произведениям у школьников 5-7 классов (экспериментальное исследование) 97

3.1 Поисковый эксперимент 97

3.2 Формирующий эксперимент 109

3. 3 Контрольный эксперимент 124

Заключение 145

Литература 148

Приложение 1 173

Приложение II 176

Приложение III 182

Приложение IV 184

Введение к работе

Все меньше времени остается до начала третьего тысячелетия. Последние годы, предворяющие XXI век, дают нам всем возможность задуматься над уроками прошлого, учесть весь положительный опыт заканчивающегося XX столетия и на его основе строить новые образовательные модели, которые будут являться прежде всего моделями развивающего обучения, стимулирующими саморазвитие личности школьника.

В настоящее время во многих странах мира, в том числе и в России, происходит процесс гуманизации и гуманитаризации образования. Ведь от того, какое образование и воспитание получат нынешние школьники зависят перспективы развития всего человечества и нашей страны в частности.

Разрабатывая новую концепцию образования, отечественная наука среди приоритетных задач российской педагогики назвала следующие: формирование в человеке образных систем окружающей его действительности, перцептуально-ценностных проекций реальности, призванных помочь человеку ориентироваться в изменчивой окружающей среде. Для того, чтобы все это имело практический смысл, необходимо: включение в учебные планы современных предметов или курсов (история мировой художественной культуры, экология, экономика и др.), фундаментализация учебных программ, иначе говоря учет всего того нового, что появляется в науке; интеграция знаний различных наук для более глубокого осмысления учащимися явлений общественно-социальной жизни; создание комплексных учебных программ.

Создание комплексных или интегративных программ позволяет учащимся быть более свободными в оценке фактов, событий, развивает их альтернативное мышление. Однако, все это больше относит-

ся пока к ученикам старших классов. Интегрированные курсы на данном этапе призваны прежде всего сформировать в сознании старшеклассников научную картину мира. Задача эта важная и достойная. Но не менее значимой является задача формирования у учащихся художественной картины мира. Сложность ее выполнения заключена в том, что реализация данной задачи, возможная на интегратив-ной основе предметов эстетически-гуманитарного цикла, приходится на подростковый возраст (ведь программа общеобразовательной школы построена так, что курсы предметов "Музыка" и "Изобразительное искусство" заканчивается в VIII классе. Кроме того, в последние годы в силу ряда экономических причин, во многих школах занятия по этим предметам завершаются в седьмом классе).

В русле программы средней общеобразовательной школы по предмету "Музыка" учащиеся изучают произведения великих мастеров XVIII-XX веков как западного, так и отечественного искусства. Параллельно они знакомятся с историей Древнего мира, Средних веков или с историей России до Нового времени. В области литературы занятия школьников посвящены знакомству с отдельными произведениями в основном русских поэтов и писателей. Программа по предмету "Изобразительное искусство" построена по принципу тема-тизма. Тематика данного предмета и уроков музыки различна. Это приводит к тому, что из-за несогласованности программ невозможно формирование единой художественной картины мира. Вместе с тем, новые образовательные задачи требуют, чтобы в сознании учащихся путем интегративных связей складывалось целостное представление об окружающем мире, в том числе и о мире духовной культуры. Выход возможен благодаря изучению художественной картины того или иного конкретного произведения.

Художественная картина мира, создаваемая литератором, художником, музыкантом всегда соотносится с действительностью, ле-

жащей за пределами их произведения. Эта соотнесенность обнаруживается не только вовне, через восприятие читателя, зрителя или слушателя. Она существует и внутри самого произведения как отношение созданной, выраженной картины мира к более обширной и не выраженной, но присутствующей в художественном контексте.

Подобная особенность, обогащая произведение, создающая его многозначность, неисчерпаемость, но и усложняющая его семантическую структуру, обусловлена природой творческого процесса художника, полнотой восприятия мира, - имеет ли это восприятие характер осознанного мироотношения или проявляется как интуитивное ощущение некой мировой целостности.

Таким образом, актуальность данного исследования нам видится в том, чтобы сформировать у школьников осознанное восприятие этой смысловой, содержательной наполненности художественного произведения с помощью интегрированного курса программы "Музыка". Любое произведение искусства принадлежит людям, времени и месту, и для того, чтобы учащиеся могли осознанно воспринимать музыку, они должны знать социальные, исторические, культурные и региональные корни творчества композитора, мир его интересов. На основе специфики предмета "Музыка" и синтеза материала таких образовательных областей, как эстетика, литература, изобразительное искусство, архитектура, история, география, этнография возможно появление комплексной программы, способствующей созданию у учащихся представлений о художественной картине мира. Кроме того, подобная интеграция поможет школьникам воспринимать музыкальные произведения как часть целостной системы культуры.

Как отмечают многие философы (Борев Ю.Б., Ванслов В.В., Лосев А.Ф. и др.), искусство - это творческое постижение жизни; благодаря ему появляются произведения поэтов, живописцев, музыкантов. Пользуясь специфическим языком пространственных или вре-

менных форм, искусство создает художественную картину мира, которая открывается постепенно. Вначале воспринимаются особенности художественного языка мастера, условный язык символов и аллегорий; позже, когда начинает оцениваться это творение, возникает необходимость обращения к действительности, с которой соотносится мир данного произведения. Таким образом, решается еще одна из задач современной школы - установление связей между образованием и реальной жизнью.

Цель исследования - теоретически обосновать и экспериментально проверить методы и приемы формирования осознанного восприятия музыкальных произведений учащимися подросткового возраста с помощью представлений о художественной картине мира.

Объект исследования - процесс музыкально-эстетического образования и воспитания школьников 5-7 классов.

Предмет исследования - формирование осознанного восприятия произведений музыкального искусства путем использования интегра-тивных связей с предметами эстетического и гуманитарного образовательных циклов.

Изучение философской, научно-методической, социологической, искусствоведческой, музыковедческой литературы, трудов, посвященных возрастным особенностям подростков, работ по общей педагогике, теории и методике музыкального обучения и воспитания, а также обобщение передового педагогического опыта и собственной экспериментальной работы позволили выдвинуть следующую гипотезу исследования:

интегративные связи, синтезирующие знания из области эстетики, литературы, живописи, архитектуры, истории, географии, этнографии, способствуя пониманию художественной картины мира, станут условием, на основе которого возможно формирование осознанного восприятия произведений музыкального искусства.

Определение объекта, предмета, цели и рабочей гипотезы позволяет сформулировать следующие задачи исследования:

  1. Охарактеризовать современные подходы к проблеме исследования в философско-эстетическом, искусствоведческом, музыковедческом, а также психолого-педагогическом аспектах.

  2. Уточнить понятие "художественная картина мира".

3.Теоретически обосновать и экспериментально проверить возможность реализации педагогической модели формирования художественной картины мира как условия осознанного восприятия произведений музыки.

4.Выявить влияние интегративных связей на процесс восприятия подростками творений музыкального искусства.

5. Разработать критерии осознанного восприятия музыкальных произведений учащимися подросткового возраста.

Методологическую основу исследования составляют положения философии, эстетики, культурологии, искусствоведения о художественной картине мира как о целостном феномене в историческом развитии человечества /Бонфельд М. Ш., Каган М.С., Медушевский В. В., Мейлах Б.С., Холопов Ю.Н. и др./; современные психолого-педагогические труды, посвященные проблемам деятельности, содержания учебного процесса, интегрированного и развивающего обучения /Ба-банский Ю. К., Давыдов В. В., Комарова Т. С., Краевский В. В., Ку-люткин Ю.Н., Леонтьев А.Н., Лернер И.Я., Скаткин М. Н., Шпикалова Т. Я., Эльконин Д. Б. и др./; основополагающие работы о возрастных особенностях детей подросткового возраста /Берулава Г.А., Выготский Л. С., Драгунова Т. В., Кон И. С., Костюк Г. С., Лейтес Н. С. и др./; современные положения в области психологии искусства и музыкальной психологии /Готсдинер А.Л., Назайкинский Е.В., Пет-рушин В.И., Рубинштейн С.Л., Теплов Б.М. и др./; труды, посвященные профессиональному становлению учителя в области музыкаль-

ного образования /Арчажникова Л.Г., Асафьев Б.В., Овсянникова В. А., Рапацкая Л. А., Уколова Л. И., Цыпин Г. М. и др. /; работы по теории и методике детского музыкального обучения и воспитания /Абдуллин Э. Б., Алиев Ю.Б., Ветлугина Н. А., Кабалевский Д.Б., Пиличяускас А. А. и др. /.

Методы исследования:

анализ литературы по проблеме исследования;

изучение путей решения проблемы формирования художественной картины мира;

изучение программ, методических указаний по предметам "Музыка", "Изобразительное искусство", "Мировая художественная культура";

обобщение собственного многолетнего опыта работы;

педагогические наблюдения за учащимися;

поисковый и формирующий эксперименты;

психолого-диагностические методы: опрос, беседа, анализ музыкально-творческих работ учащихся;

метод статистической обработки полученных в ходе исследования данных.

Научная новизна и теоретическая значимость исследования заключаются в том, что в нем специально и в целостном виде разработаны основы формирования осознанного восприятия произведений музыки учащимися подросткового возраста, базирующиеся на единстве эмоциональной и рефлексивной деятельности школьников.

Уточнено определение понятие "художественная картина мира" и произведена его педагогическая адаптация в качестве интегра-тивного элемента обучения в условиях средней общеобразовательной школы.

Доказано, что формирование осознанного восприятия произведений музыкального искусства с помощью представлений о художественной картине мира способствует образному мировосприятию, развивает у учащихся вариативное понимание образной сферы произведений, лишенное стереотипов и шаблонов, реализует саморазвитие подростков через активность и инициативное отношение к учебным заданиям.

Разработаны и апробированы критерии и уровни, определяющие осознанность восприятия произведений музыки учащимися и степень их музыкальной развитости.

Практическая значимость исследования связана с построением учебных моделей художественной картины мира, которые позволят на основе системно-целостного подхода обеспечить осознанное освоение музыкальной культуры, различных стилевых направлений, понимание творческого своеобразия художественных персон и отдельных произведений. Методика, представленная в исследовании может быть использована в работе общеобразовательных школ, гимназий, лицеев и колледжей.

На защиту выносятся следующие положения:

  1. Представление о художественной картине мира учащимися подросткового возраста может быть сформировано путем интеграции эстетической и гуманитарной образовательных областей, включающих такие предметы как эстетика, литература, изобразительное искусство, скульптура, архитектура, история, география, этнография.

  2. Учебные модели художественной картины мира станут условием формирования заинтересованного отношения учащихся к музыкальным произведениям и их осознанного восприятия не только эмоционально-образной сферы, но и форм, жанров, средств выразительности.

3.Определение осознанного восприятия произведений музыкального искусства школьниками-подростками на основе разработанных

критериев и уровней (среди них - эмпатия, сопоставление музыкальных образов с реалиями жизни, использование ключевых понятий, эмоционально-эстетические оценки и др.)

Апробация результатов исследования осуществлялась в процессе опытно-экспериментальной работы в естественных условиях на базе средней общеобразовательной школы N569 и общеобразовательных классов учебно-воспитательного комплекса Тимназия-лицей N109" г.Москвы; через опубликование статей по проблеме исследования, а также в процессе обсуждения материалов диссертации на заседаниях кафедры методики и теории музыки МГОПУ.

Музыкальное восприятие - основной вид музыкальной деятельности

В музыке можно выделить четыре вида деятельности: сочинение, исполнение, преподавание и слушание. Если первые три вида являются чаще всего профессиональными, то слушание - самый массовый и распространенный вид музыкальной деятельности. Каждый из нас постоянно (если это связано с профессией) или время от времени оказывается в роли слушателя. Музыка - искусство временное, акустическое. Она может существовать только тогда, когда у нее есть слушатель. Если слушатель отсутствует, то и музыка мертва. "Поэтому он [слушатель] является одновременно источником и адресатом всех видов музыкальной деятельности людей" (87,с.11).

В психологии слушание принято обозначать термином "восприятие". Восприятие свойственно всем, начиная с автора произведения. В нем воплощаются все стадии становления произведения. По мысли М.Маркова, это есть "законченный художественный акт", "единица искусства" (75,с.31). Особенность восприятия музыки заключается в том, чтобы в сочетании звуков различной высоты, длительности, силы, тембра услышать красоту созвучий, их выразительность, услышать целостные художественные образы, вызывающие у слушателя настроения, чувства и мысли, с ними связанные (65,с.232). Только так можно "понимать" музыку. Благодаря искусству, творчеству восприятие развивается, расширяет свои границы, но все это происходит в рамках законов самого же восприятия. Е.В.Назайкинский, анализируя музыкальное восприятие, назвал его "централизующим стержнем музыкальной жизни, вокруг которого объединяются самые различные ее типы и сферы деятельности" (75, с. 97).

Задачей нашего исследования является формирование осознанного музыкального восприятия, поэтому нам необходимо рассмотреть эту проблему как с позиции психологии художественного восприятия, частью которого является музыкальное, так и с позиции общей психологии.

С точки зрения ученых-психологов, восприятие - это чувственное отображение предмета или явления объективной действительности. В нашей стране проблему психологии восприятия исследовали такие видные ученые как Теплов Б.М., Выготский Л. С, Рубинштейн С.Л. и др. Развитие высших специфических форм восприятия человека формировалось одновременно с культурно-историческим развитием общества, с процессом становления различных видов искусств. Это формирование было обоюдным: по мере того, как развивалось искусство, развивались и высшие формы человеческого восприятия, и наоборот, чем сложнее становилось восприятие человека, тем интереснее и разнообразнее были работы в области искусства. Таким образом, через восприятие произведений искусства люди учатся по-настоящему воспринимать мир."Восприятие - это форма познания действительности" (286,с.267).

Западные ученые (М. Коул, С.Скрибнер) определяют восприятие как действие, при помощи которого организуется и перерабатывается информация преимущественно сенсорного характера.

Установлено, что восприятие - сложный психический процесс, включающий не только сумму определенных ощущений, чувства, эмоции, но и прошлый опыт, а также мыслительные акты. В нем преломляется вся психическая жизнь конкретной личности субъекта. Восприятие предмета, являясь его осознанием, включает такие акты, как понимание и осмысление. Таким образом, воспринимающий человек синтезирует в своем сознании чувственное и логическое, ощущения и мышление, чувственное и смысловое. Эти составляющие взаимообусловлены, они взаимодополняют и взаимопроникают друг в друга. Так, смысловое содержание, осмысливание предметного значения опирается на чувственное содержание, исходит из него и является не чем иным, как осмысливанием предметного значения данного чувственного содержания. В свою очередь осознание значения воспринимаемого уточняет его чувственно-наглядное содержание. Благодаря этому мы можем наслаждаться игрой актеров, исполняющих пьесу на знакомом языке, и быть неудовлетворенными, если смысл их речей непонятен."Осмысленность восприятия определяется самим отношением его к объективной действительности. Осмыслить восприятие - значит осознать предмет, который оно отображает" (286, с.278).Данное определение говорит о включенности в процесс восприятия мышления, а так как мышление - это переход от единичного через особенное к общему, то восприятие субъекта становится более обобщенным.

Анализ понятия "картина мира" с позиций науки и искусства

Одной из важнейших задач современной школы является воспитание ЧЕЛОВЕКА, разносторонне развитой личности, которая в процессе обучения в школе получит не только определенную сумму знаний, но и, усвоив основы общечеловеческой культуры, получит импульс к дальнейшему саморазвитию. Ведь культура - это наше прошлое, настоящее и устремленность в будущее. Н.С.Арсеньев определил ее смысл как "процесс передачи унаследованного и развития великих ценностей духовных и духовно-материальных, создание и творение новых ценностей из старого корня или вдохновение и озарение непрерывного потока жизни новым содержанием (но как-то все же связанного, хотя бы полемически, критически или реформационно с духовным содержанием предыдущего)", это "мощный процесс, дина-тчески-настуттелъный, творческий, и вместе с тем связанный с предшествующими борениями и достижениями, с корнями исторической жизни и с основам! жизни духовной" (22,с.42).

В ходе такого деятельного процесса человеческое сознание интегрирует многообразный опыт (личный и коллективный), чувственное и логическое познание, которые затем складываются в представления о мире в виде системы взглядов, понятий, суждений. Таким образом формируется система духовных компонентов человека, ее жизненно смысловая ценность, что становится основой мировоззрения.

Мировоззренческие взгляды, являясь результатами познания, выражают определенное видение и понимание окружающей действительности. Их становление происходит благодаря самостоятельной деятельности субъекта, его активному освоению культурного наследия человечества. Постепенно, в ходе своей жизнедеятельности, незаметно для себя, человек начинает руководствоваться обобщенным образом мира.

А.Н.Леонтьев называл его смысловым полем, системой значений или пятым квазиизмерением (первыми являются трехмерное пространство и время). При этом осознание значений понимается как "познание объективных связей предметного мира, в различных системах, в которых они только и существуют, только и раскрывают свои свойства" (182,с.254). В ходе этой деятельности мышление и знания не отделимы от чувственного образа мира, являясь неотъемлемой его частью. Выражаясь словами А.Н.Леонтьева, "в образ, картину мира входит не изображение, а изображенное" (182,с.261). Данное смысловое наполнение понятия "картина мира" является ключевым при анализе познавательных процессов в контексте общепсихологической теории деятельности.

Ученые утверждают, что уже на самых ранних этапах жизни ребенка картина мира является важным и необходимым условием существования его когнитивной сферы. Благодаря ей образуется особое "пространство мысли". В процессе познания новых предметов и явлений действительности главный вклад при построении образов этих предметов и явлений вносят не отдельные чувственные впечатления, а образ мира в целом. Любой образ окружающей действительности, взятый вне контекста, с точки зрения психологии является мертвым образованием, другими словами, он может существовать только как элемент картины мира или ее актуализированной составляющей. Кроме того, образ взятый сам по себе не может стать ориентиром в процессе деятельности. "Ориентирует не образ, а вклад этого образа в картину мира" (304,с.25).

Л.С.Выготский отмечал, что ребенка формирует социальная жизнь окружающих его людей. В ходе взаимодействия со взрослыми ребенок постигает нормы и требования социальных отношений, овладевает азами культуры. Как показали психологические исследования, базовой предпосылкой этого процесса является становление основных структур образа мира. Это интегральное образование способствует успешному развитию процессов познания и деятельности.

С философской точки зрения (Кедров Б.М., Мейлах Б.С., Волкова Е.В., Хренов Н.А. и др.), картина мира, существующая в сознании человека, есть идеальное представление объективного мира, закрепленное и реализованное в своеобразной материальной форме. Она является атрибутом мыслительной деятельности субъекта. Это характерно не только для индивидуального сознания, но и для общественного мировоззрения, складывающегося путем унификации воззрений, мнений групп и сообществ и закрепления их в культуре. Структурно его можно представить в следующем виде:

1) живое миропредставление, иначе говоря, наглядный образ действительности, сформированный путем освоения общественных отношений, норм, ценностей;

2) рациональное мирообъяснение, то есть система философских и научных понятий, принципов, объясняющих с логической точки зрения объективную реальность;

3) мироотношение, основанное на эмоциональном мироощущении, ориентированное на определенные ценности, нормы и идеалы;

4) самосознание, понимаемое как система представлений индивида о самом себе и своем предназначении в мире.

Поисковый эксперимент

Наблюдения в ходе многолетней практической работы со школьниками-подростками выявили, что в переходном возрасте учащиеся постепенно теряют интерес к урокам музыки. Если в младшем возрасте лица детей, отправляющихся на занятия музыкой чаще всего были радостными и улыбающимися, то позже все чаще на их лицах можно увидеть скучающее выражение. От многих подростков можно было услышать следующие слова:"мне это не интересно" или "это скучная музыка". Почему же так получается?

Репертуарный анализ и собственный опыт работы позволили выдвинуть предположение о том, что интерес подростков к урокам музыки падает. Причины этого явления в том, что им приходится анализировать и размышлять о произведениях, содержание которых многим не понятно. Ведь именно в этом возрасте начинается знакомство с так называемым "взрослым" репертуаром, где представлены разнообразные стороны эмоциональной, духовной и социальной жизни человека. И если в младшем школьном возрасте происходит совпадение между эмоционально-духовным опытом учащегося и репертуарным содержанием, то в подростковом возрасте школьники еще не обладают достаточным личным опытом для самостоятельного постижения содержания классических произведений. Именно поэтому большинство учащихся этого возраста называет такую музыку неинтересной. Очень часто классическая музыка воспринимается ими как иллюстрация в художественном фильме, фон в рекламном ролике, часть сюжета в анимационном кино. Нередко во время урока на вопрос "Знакомо ли вам это произведение?" можно услышать следующие ответы: это реклама бальзама "Биттнер" (рондо из "Маленькой ночной музыки" Моцарта) или это произведение играет кот в мультфильме "Том и Джерри" ("Вторая венгерская рапсодия" Ф.Листа). Можно привести в качестве примера немало подобных ответов. Все это говорит о том, что музыка в сознании школьников теряет свое первоначальное значение и самодостаточность. Поэтому одной из своих задач в музыкальном образовании и воспитании школьников мы считаем постижение сущностного смысла классических произведений. А ведь "воспринимать музыку - дело трудное. К нему надо подготовлять внимание" (27, с.53). Потребность в изменении отношения к урокам предмета "Музыка" обусловила необходимость организации поискового эксперимента.

Назначение поискового эксперимента, согласно мнению Г.И. Рузавина не в том, чтобы проверить верна или нет какая-то гипотеза, "а в том, чтобы собрать необходимую эмпирическую информацию для построения или уточнения некоторой догадки или предположения". При этом, как правило, проводится качественный эксперимент, целью которого служит выявление действия тех или иных факторов на исследуемый процесс без установления точной количественной зависимости между ними. Количественный эксперимент является последующей логической ступенью эксперимента; проведение его требует значительного количества регистрирующей и измерительной аппаратуры, а результаты - математической обработки.

Поисковый эксперимент в нашем исследовании носил в основном качественный характер и проводился в течение 1990-1992 учебных годов. Им было охвачено 214 учеников 5-7 классов средней общеобразовательной школы N569.

Задачей этого эксперимента явилась проверка возникшего в ходе теоретического исследования предположения о том, что произведения литературы, изобразительного искусства и архитектуры, исторические факты, сведения о природе различных стран и жизненном укладе народов их населяющих, будут способствовать не только заинтересованному отношению к произведениям музыкального искусства, содержание которых в той или иной степени с ними связано, но и осознанию их сущностного смысла. А так как в содержании произведений музыки воплощены не только особенности этого вида искусства, но и внутренние закономерности художественной культуры в целом, то, нам представлялось целесообразным интегративное обучение, использующее произведения искусства и сведения гуманитарных наук, что должно способствовать созданию у учащихся представлений о единой и многогранной художественной картине мира.

На основании многолетнего опыта работы в школе и наблюдений за учащимися мы можем сделать вывод о том, что основная часть школьников средних классов еще не в состоянии самостоятельно соединить в своем сознании знания, приобретенные на уроках эстетически-гуманитарного цикла, следовательно, формирование представлений о целостной художественной картине мира возможно только благодаря педагогическим условиям.

Похожие диссертации на Формирование осознанного восприятия музыки у учащихся 5-7 классов на основе представлений о художественной картине мира