Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Учебный лингвокультурологический словарь "Концепты духовности русской языковой картины мира" как основа формирования концептосферы учащихся на уроках русского языка Кобякова Татьяна Ивановна

Учебный лингвокультурологический словарь
<
Учебный лингвокультурологический словарь Учебный лингвокультурологический словарь Учебный лингвокультурологический словарь Учебный лингвокультурологический словарь Учебный лингвокультурологический словарь Учебный лингвокультурологический словарь Учебный лингвокультурологический словарь Учебный лингвокультурологический словарь Учебный лингвокультурологический словарь
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Кобякова Татьяна Ивановна. Учебный лингвокультурологический словарь "Концепты духовности русской языковой картины мира" как основа формирования концептосферы учащихся на уроках русского языка : Дис. ... канд. пед. наук : 13.00.02 Уфа, 2006 196 с. РГБ ОД, 61:06-13/2190

Содержание к диссертации

Введение

Глава I. Концептосфера как понятие лингвокультурологии и лингводидактики:

1.1. Концептосфера — основа национального менталитета и языковой картины мира 8

1.2. Ядерные единицы национальной концептосферы 20

Выводы к I главе 39

Глава II. Концептосфера как основа формирования языковой личности в лингвокультурологической концепции обучения русскому языку:

2.1. Концептосфера — показатель лингвокультурологической компетенции и культурной грамотности языковой личности 40

2.2. Учебно-методическое обеспечение лингвокультурологической концепции на уроках русского языка 52

Выводы к II главе 67

Глава III. Словарь «Концепты духовности русской языковой картины мира» как основа формирования лингвокультурологической компетенции учащихся на уроках русского языка:

3.1. Лексикографическое описание русской культуры: типология лингвокультурологических словарей 70

3.2. Концепт как объект лексикографического описания 78

3.3. Словарь «Концепты духовности русской языковой картины мира» как тип учебного лингвокультурологического словаря национальных концептов: 88

3.3.1. Идеографическая структура словаря 90

3.3.2. Структура словарной статьи: 100

1. Объективация лексического фона концептов в учебном словаре 100

2. Системное описание лексемы-наименования концепта 119

3.3.3. Принципы формирования лингвокультурологического пространства словаря 129

Выводы к III главе 146

Глава IV. Использование словаря «Концепты духовности русской языковой картины мира» на уроках русского языка:

4.1. Методика работы с учебным словарем 148

4.2. Педагогический эксперимент: организация и результаты 167

Выводы к IV главе 174

Заключение 176

Библиография 180

Введение к работе

На рубеже XX-XXI веков в связи с антропоцентрической направленностью лингвистической науки возрос интерес к проблеме взаимосвязи языка и культуры, ставшей предметом изучения новой интегрированной отрасли языкознания - лингвокультурологии.

Основные положения лингвокультурологии нашли воплощение в лингводидактике, в частности в лингвокультурологической концепции обучения русскому языку, активно разрабатываемой и внедряемой в систему высшего и школьного лингвистического образования в Республике Башкортостан.

Настоящее диссертационное исследование выполнено в соответствии с основными положениями лингвокультурологической концепции обучения русскому языку в плане учебно-методического ее обеспечения.

Известно, что любая педагогическая концепция реализуется лишь при наличии соответствующих учебников и учебно-методических пособий. Огромную роль в современном информационном мире играют учебные словари. Каждое значительное лингводидактическое направление порождает соответствующие типы учебных словарей. Системно-структурное направление опиралось на системно-структурные лингвистические словари, основным объектом описания в которых были различные аспекты слова как единицы лексической системы и языка. Лингвокультурологическое направление, объектом описания которого является концепт как интегрированная единица языка и культуры, единица языковой картины мира, требует разработки новых типов учебных словарей -лингвокультурологических.

В связи с этим актуальной представляется гипотеза, согласно которой разработка научных основ и создание учебного лингвокультурологического словаря «Концепты духовности русской языковой картины мира» и его использование на уроках русского языка будут способствовать формированию культурологической компетенции учащихся, выраженной через степень сформированности национальной концептосферы в языковом сознании обучаемых.

Актуальность исследования определяется необходимостью создания
лингвокультурологических словарей, соответствующих

антропоцентрической парадигме современного гуманитарного образования, и способов реализации лингвокультурологической концепции обучения русскому языку, систематизирующим понятием которой является языковая личность и компетентностный подход к ее формированию.

Научная новизна исследования заключается в попытке подойти к решению проблемы формирования лингвокультурологической компетенции языковой личности через формирование концептосферы «Духовность» как основе национального менталитета посредством лексикографического описания концептов духовности в разработанном нами лингвокультурологическом словаре «Концепты духовности русской языковой картины мира».

В предпринятом исследовании поставлены следующие цели: разработка научных основ и составление лингвокультурологического словаря духовности, выявление обучающе-воспитательного потенциала данного словаря в формировании лингвокультурологической компетенции учащихся на уроках русского языка.

Данные цели решаются через систему задач, соответствующих лингвокультурологической и лингводидактической направленности диссертационного исследования:

  1. обзор научной литературы по поставленной проблеме, определение содержания исходных понятий диссертации (языковая картина мира, образ мира, концептосфера, национальный менталитет, языковое сознание, языковая личность, концепт);

  2. разработка содержания и структуры словаря: принципов отбора словника словаря и способов лингвокультурологической семантизации концептов духовности; построение словарной статьи и разработка учебно-методического аппарата словаря;

3) составление учебного лингвокультурологического словаря концептов духовности; апробация словаря на базе лицея № 2 г. Уфы с целью выявления его лингвокультурологического потенциала в формировании концептосферы «Духовность» как элемента языковой картины мира, лежащего в основе национального менталитета.

Объектом исследования и материалом для анализа послужили единицы лексического состава русского языка с национально-культурным компонентом значения сферы духовности как наименования соответствующих концептов.

Предметом исследования явился новый тип

лингвокультурологического словаря «Концепты духовности русской языковой картины мира», разработка его лингвокультурологических и научно-дидактических основ и методики использования на уроках русского языка с целью формирования лингвокультурологической компетенции учащихся в сфере «Духовность».

В качестве основных методов исследования использованы: методы лингвокультурологии как нового направления в лингвистике; метод идеографического (тематического) описания лексики; методы лингвокогнитивного подхода к изучению лексики; методы учебной лексикографии; методы лингвокультурологической концепции обучения русскому языку.

На защиту выносятся следующие положения:

1. Язык — основное средство отражения национального самосознания этноса, так как он составляет часть культурно-исторического наследия нации и является инструментом моделирования языковой картины мира, языкового сознания и национального менталитета. Связующим звеном в данной парадигме выступает концептосфера, представляющая собой совокупность ментальных единиц, отражающих специфику культурного восприятия действительности человеком и нацией в целом. Именно поэтому обучение

русскому языку предполагает развитие не только языковых и коммуникативных способностей личности, но и формирование лингвокультурологической компетенции обучаемых.

  1. В результате обновления содержания обучения русскому языку в качестве основной задачи лингводидактики выдвинуто формирование духовно развитой языковой личности.

  2. В рамках лингвокультурологической концепции обучения русскому языку одной из целевых установок является формирование лингво-когнитивного уровня языковой личности, то есть ее тезауруса и концептосферы. Лингво-когнитивный уровень предполагает способность обучаемых членить языковую картину мира на концептосферы, основными составляющими которых являются ментефакты сознания (концепты, прецедентные феномены и культурные стереотипы).

  3. На современном этапе развития лингводидактики формирование концептосферы является ключом к формированию лингвокультурологической компетенции учащихся, предполагающей способность школьников выявлять единицы с национально-культурным компонентом значения в произведениях фольклора, в художественных и исторических текстах, объяснять их роль в языковой картине мира и национальном менталитете.

5. Формирование концептосферы предполагает усвоение концептов
личностью в процессе ее социализации. Концепт рассматривается нами как
интегрированная лингвокультурологическая единица, семантический
потенциал которой аккумулирует культурную память конкретной этнической
группы.

6. Системное описание национальных концептов духовности частично
представлено в современных школьных учебниках, наряду с которыми в
методических целях для формирования концептосферы как фрагмента
языковой картины мира целесообразно использовать учебные
лингвокультурологические словари национальных концептов. К этому типу
словарей относится разработанный нами словарь «Концепты духовности
русской языковой картины мира». Работа по данному словарю, созданному в
рамках лингвокультурологического подхода к семантизации лексических
единиц, будет способствовать формированию концептосферы учащихся на
уроках русского языка.

Теоретическая значимость диссертации состоит в обосновании параметров нового типа учебного словаря духовности русской языковой картины мира. Данный тип словаря вносит определенный вклад в разработку проблемы формирования языковой личности, концептосферы, языковой картины мира и национального менталитета учащихся.

Практическая значимость исследования заключается: в создании словаря «Концепты духовности русской языковой картины мира»; в разработке методических специальных упражнений и моделей уроков, способствующих формированию лингвокультурологической компетенции учащихся; в совершенствовании и внедрении лингвокультурологической

концепции обучения русскому языку в школах республики. Результаты исследования могут быть использованы в учебном процессе при изучении школьного предмета «Русский язык» во всех типах школ, а также в вузовском курсе «Методика преподавания русского языка»

Апробация работы. Основные положения и результаты исследования обсуждались на Всероссийской научно-практической конференции «Межкультурная коммуникация: К проблеме формирования толерантной языковой личности в системе вузовского и школьного лингвистического образования (Уфа, 1-3 ноября 2001 г.); на Республиканских научно-практических конференциях: Современный образовательный процесс: опыт, проблемы, перспективы. Ежегодный бюллетень. Выпуск 1 (Уфа, 26 марта 2003г.); Выпуск 2 (Уфа, 24 марта 2004 г.); на Республиканской конференции молодых ученых «Актуальные проблемы филологии» (Уфа, 22 апреля 2005 г.); на Международной научно-практической конференции «Русский язык в межкультурном коммуникативном пространстве» (Иркутск, 22-25 июня 2005 г.), а также представлены в межвузовском научном сборнике «Исследования по семантике: Взгляд ученых Башкортостана разных поколений». Выпуск 22 (Уфа, 1994). По теме диссертации опубликованы: учебный словарь, тезисы пяти докладов и сообщений, статья. Материалы исследования проходили апробацию на базе общеобразовательной школы-лицея № 2 г. Уфы на уроках русского языка в 6, 7, 8 классах в 2001-2004 учебных годах. Диссертация обсуждена на совместном заседании кафедр общего и сравнительно-исторического языкознания, русского языка и методики его преподавания.

Цели работы и круг задач обусловливают структуру диссертации, включающую введение, четыре главы, заключение.

Во введении излагаются цели и задачи, методы исследования; выдвигается научная гипотеза; обосновывается актуальность темы; аргументируется научная новизна; оценивается теоретическая и практическая значимость работы; описывается структура диссертации.

Первая глава «Концептосфера как понятие лингвокультурологии и лингводидактики» состоит из двух параграфов: «Концептосфера - основа национального менталитета и языковой картины мира» и «Ядерные единицы национальной концептосферы», в которых дан обзор литературы, связанной с исходными понятиями нашей работы: образ мира, картина мира, языковая картина мира, концептосфера, языковое сознание, национальный менталитет, концепт, прецедентные феномены, стереотипы мышления.

Вторая глава «Концептосфера как основа формирования языковой
личности в лингвокультурологической концепции обучения русскому языку»
состоит из двух параграфов: «Концептосфера - показатель

лингвокультурологической компетенции и культурной грамотности
языковой личности» (рассмотрены основные понятия

лингвокультурологической концепции обучения русскому языку: языковая личность, лингвокультурологическая компетенция, культурная грамотность) и «Учебно-методическое обеспечение лингвокультурологической концепции

на уроках русского языка» (представлен обзор лингвокультурологически ориентированных учебников и словарей).

Третья глава «Словарь «Концепты духовности русской языковой картины мира» как основа формирования лингвокультурологической компетенции учащихся на уроках русского языка» состоит из трех параграфов: в первом параграфе «Лексикографическое описание русской культуры...» описана типология лингвокультурологических словарей и определено место данного словаря в этой типологии; во втором параграфе «Концепт как объект лексикографического описания» рассмотрены слова-концепты в качестве основных единиц описания в лингвокультурологическом словаре. В третьем параграфе «Словарь «Концепты духовности русской языковой картины мира» как тип учебного лингвокультурологического словаря национальных концептов» рассмотрены: 1) структурно-смысловая схема словаря; 2) структура словарной статьи (обоснованы принципы объективации лексического фона исследуемых единиц и дано системное описание слов-наименований концептов); 3) принципы отбора словника (обозначен тип разработанного словаря, обоснованы критерии отбора словника словаря).

Четвертая глава «Использование словаря «Концепты духовности русской языковой картины мира» на уроках русского языка» включает два параграфа, в которых разработаны принципы формирования концептосферы учащихся и представлена методика работы с данным словарем на уроках русского языка, а также описан педагогический эксперимент по выявлению обучающе-воспитательного потенциала словаря.

Каждая глава завершается выводами. В заключении подведены итоги проделанной работы и определены перспективы дальнейшей работы.

Библиография включает в себя список использованной литературы по трем разделам: 1) научная и философская литература; 2) словари и энциклопедии; 3) учебники. Всего 250 названий.

Концептосфера — основа национального менталитета и языковой картины мира

В середине 90-х годов XX века на основе идеи интеграции проблем языка, культуры и этноса сформировалось самостоятельное направление лингвистики - лингвокультурология.

Лингвокультурология как самостоятельная гуманитарная дисциплина синтезирующего типа изучает определенным образом отобранную и организованную совокупность культурных ценностей, закрепленных в языковом сознании личности и отражающих специфику национального менталитета.

Исследование проблемы взаимосвязи языка и культуры в лингвокультурологии осуществляется в двух направлениях: во-первых, изучается не только национальная, но и культурная общечеловеческая информация, зашифрованная в универсалиях, присущих разным культурам (В.Г. Костомаров, В.В. Верещагин, В.Н. Телия, В.В. Воробьев, А.Д. Шмелев В.В. Морковкин и др.); во-вторых, изучается культурная информация, присущая конкретному этносу (Н.И. Толстой, А.С. Герд, В.А. Маслова и др.).

В настоящее время известны четыре направления лингвокультурологических исследований: 1) школа лингвокультурологии, изучающая константы культуры в их диахроническом аспекте; 2) школа, исследующая универсальные термины культуры с позиции внешнего наблюдателя, а не носителя языка; 3) школа лингвокультурологического анализа фразеологизмов; 4) школа лингвокультурологии, изучающая лексический фон языковых единиц.

Объектом нашего исследования является лексикографическое описание языковых единиц, семантика которых отражает национально-культурный фон значения.

Каждая языковая личность воспринимает мир по-своему. Нация в целом воссоздает свое этническое видение бытия в языке и культуре. Язык — основной признак нации, так как в его единицах отражается национально-культурный фон, определяющий национальный менталитет и особенности реконструирования языковой картины мира в сознании конкретного носителя данного языка. Понять и изучить мир языка - значит посредством особых когнитивных единиц, смысловое содержание которых закреплено в языковых единицах, научиться реконструировать в сознании особенности национального образа мира и его модели (концептосферы), обусловленные структурой общих и частных для всех народов элементов бытия и восприятия мира.

Многообразие отражения мира в языковом сознании личности приводит к терминологическому многообразию (образ мира, национальный образ мира, картина мира, концептуальная картина мира, языковая картина мира, национальная языковая картина мира, языковое сознание, менталитет, концептосфера). Далее представим обзор научной литературы, раскрывающей данные понятия в их взаимосвязи.

Образ мира — это инвариантное отображение в психике человека предметного мира, опосредованное предметными значениями и соответствующими когнитивными схемами /Леонтьев, 2004, 125/. Образ мира — постоянно изменяющаяся парадигма социальных отношений, сфокусированных в национальном самосознании в виде определенной концептосферы, посредством которой конкретный индивид определяет стиль жизни и особенности своего поведения.

Сущность национального образа мира заключена в семантическом, типологическом и аксиологическом принципах, раскрывающих стремление каждого народа членить действительность на два мира - «свой» и «чужой». Эти принципы отражают универсальный характер противопоставлений, воплощающих целую гамму взаимосвязанных ценностных оппозиций в концептосфере (ср.: друг — враг; добро — зло; свет — тьма и т.п.). Ценностная парадигма представляет собой совокупность традиционных, закрепленных в национальном и общественном сознании, национальной культуре и психологии ценностных установок, получающих отражение и выражение в языке.

Национальный образ мира - это Универсум когнитивной деятельности определенной этнической группы, который характеризуется следующими параметрами: 1) пространственно-временная ориентация в мировом пространстве (например, для России — горизонтальная ориентация в мире объясняется ее необъятными просторами); 2) религиозные стереотипу мышления; 3) языковые стереотипы мышления; 4) этические стереотипы мышления. Национальный образ мира реконструируется в сознании человека в виде модели мира, трактуемой в пространственно-временном отношении как своеобразная сетка координат, включающая в себя три основных компонента: 1) Космос - национальная Мать — и - Природа (время, пространство и язык); 2) Психея (национальный характер, национальная душа); 3) Логос (национальный менталитет, основанный на иерархии ценностей как средство воззрения на бытие) /Гачев, 1988, 53/.

Концептосфера — показатель лингвокультурологической компетенции и культурной грамотности языковой личности

В современных условиях модернизации образования ведущая роль в педагогике отведена гуманистическому направлению, так как именно оно ориентирует общество на развитие в процессе учебно-воспитательной деятельности высоконравственной, образованной и творческой личности. Предметом гуманистического образования считается самоценность каждого человека, под которой подразумевается специфика индивидуального процесса познания и внутреннее пространство индивидуума. Суть гуманистического направления заключается в осмыслении педагогической деятельности, главными принципами которой провозглашены личностно-ориентированный (Е.В. Бондаревская, В.В. Сериков, И.С. Якиманская и др.) и деятельностно-развивающий (В.В. Давыдов, Д.Б. Эльконин) подходы. В основе современного образования, в том числе и лингвистического, лежит гуманитарная парадигма, где доминантой является личность как точка пересечения языка и культуры.

Личность в философии, психологии и педагогике рассматривается как онтологическая сущность, представляющая собой систему интеллектуальных, социальных, культурных и морально-волевых свойств человека, в совокупности обусловливающих личностное духовное развитие субъекта социализации. «Индивидуум есть категория натуралистически-биологическая... Личность есть носитель и творец ценностей, и только это созидает ее цельность, единство и вечное значение... Личность есть по преимуществу нравственный принцип, из нее определяется отношение ко всякой ценности» /Бердяев, 2001, 62/.

Личности как категории онтогенеза и филогенеза присущи свойства, определяющие критерии ее существования: - биосоциальность (человек как биологическое существо не существует вне социума, ибо он не только носитель генетических данных своего рода, но и носитель социально-культурной памяти этнической группы и человечества в целом; - разумность, под которой подразумевается субъект продуктивной творческой деятельности; разумность есть не что иное, как способность индивидуума осознавать окружающий мир предметов, явлений и действий и определять свой социальный статус в нем, стремясь к самопознанию и рефлексии (= мыслительной деятельности, которая предполагает такие механизмы, как произвольное размышление, фиксация мыслительных действий на вербальном уровне, объективация сделанных фиксаций, осознание, мотивация для приобретения нового знания, апробация полученных знаний; - духовность (способность и потребность субъекта ориентироваться на высшие человеческие ценности в условиях социальных отношений); - целостность (человек — существо, органично соединяющее в себе биологическую и социальную сущности, разумность и духовность).

Наиболее четкая психологическая характеристика личности дана Д.А. Леонтьевым в работе «Психология смысла» (1999), где автор определяет личность следующим образом: «личность... конституируется функциями выделения субъектом себя из окружающего мира, выделения, презентации и структурирования им своих отношений с миром и подчинения своей жизнедеятельности устойчивой структуре этих отношений, в противовес сиюминутным импульсам и внешним стимулам» /Д.А. Леонтьев, 1999, цит. А.А. Леонтьев, 2000, 9/.

Внутренняя структура личности тесно взаимосвязана с реальной активностью человека, являющейся в условиях педагогического процесса движущей силой развития личности, так как позволяет индивидууму овладеть физическими и социальными условиями своей жизни, психологически перерабатывать события, происходящие вокруг него, реализовывать собственные цели, утверждать собственные ценности изменяться.

Внутренняя структура личности представляет собой совокупность биогенных, социогенных и психогенных элементов. Основными компонентами внутренней структуры в психологии принято считать характер, темперамент, эмоционально-волевую сферу, врожденные способности, социальность, направленность.

Направленность - это гибкая система устойчивых мотивов, доминирующих потребностей, интересов, идеалов, мировоззрений и т.п., определяющая социальную адаптацию человека и как доминирующее свойство внутренней структуры личности способствует активизации познавательной деятельности. В свете теории деятельности (А.Г. Асмолов, Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, А.Р. Лурия, С.Л. Рубинштейн, В.Д. Шадриков) направленность есть не что иное, как способность человека к процессу интериоризации. А.Г. Асмолов выделяет три грани интериоризации: 1) индивидуализацию (обретение индивидуального сознания), 2) интимизацию (становление самосознания), 3) производство внутреннего плана сознания Щит.: Залевская, 2000, 87/.

Лексикографическое описание русской культуры: типология лингвокультурологических словарей

Формирование концептосферы учащихся в лингвокультурологической концепции обучения русскому языку предусматривает использование на уроках русского языка словарей-справочников, дающих базовое представление о важнейших феноменах культуры русского народа.

Основной задачей лингвокультурологической лексикографии как области филологической и педагогической деятельности считается исследование национально-культурного компонента значения семантического содержания слов, составляющих основу национального менталитета и участвующих в конструировании модели национальной языковой картины и ее фрагментарных частей — концептуальных областей.

В методическом аспекте актуальным направлением изучения взаимосвязи языка, культуры и личности считаем практическую лингвокультурологическую лексикографию, основными функциями которой являются: 1) обучение языку; 2) описание и нормализация языка; 3) лексикографирование элементов культуры с целью формирования образа родного языка и дальнейшего использования полученных знаний в межъязыковом общении. Словарь как уникальный объект научного труда лингвистов не просто служит обогащению лексикона учащихся, но представляет собой своего рода этап в развитии их общей культуры /Супрун, 1991, 79/. Словарно-справочная литература отражает успехи развития нации в области материальной и духовной деятельности, уровень развития общественного устройства, науки и культуры и является источником сообщения об определенном описании не только языковой системы, но и образа мира, представляя собой культурный памятник определенной исторической эпохи. Например, прообразы современных словарей: глоссарии, лексиконы, алфавиты, азбуковники, которые возникли на Руси в XI веке как «Толкование о неразумных словесах» на полях текстов древнерусских рукописей, до сих пор представляют для современного человека ценнейшие источники знаний по древнерусской культуре и языку.

Лексикографирование элементов культуры частично обнаруживаем и в «Словаре Академии Российской» (1789 - 1794), в который включено 2700 фразеологических единиц, отражающих мировосприятие русского человека XVIII века. Здесь также представлены цитаты из авторитетных книг того времени и речения, демонстрирующие типичные случаи употребления слова в речи носителя языка (подробнее см.: В.А. Козырев, В.Д. Черняк, 2000; 2004; О.Н. Иванищева, 2004). Словарь в национальной культуре представляет своеобразный концепт культуры, посредством которого формируется национальный образ мира и концептосфера личности как носителя языка и культуры. По мысли Ю.Н. Шведовой, словарно-справочная литература «развертывает перед своими читателями картину мира так, как она существует в сознании носителей данного языка, причем эта картина словарем представлена в исторической перспективе... Погружаясь в мир слов, читатель открывает для себя живую картину общественных отношений, представлений об окружающем мире, закрепившихся в народе социальных оценок и квалификаций» /1988,162/.

В процессе социализации личности работа со словарем выступает как важнейшая форма коммуникативной и познавательной деятельности, ибо словари не просто описывают лексическую систему языка, прежде всего они служат отражением этнических представлений об окружающем мире. Практическая лексикография должна ориентироваться на знания носителя языка, аккумулирующих культурную память конкретной этнической группы, так как типология словарей в целом соотносится с языковым сознанием личности, а также служит формой описания национального менталитета, языковой картины мира и национальной концептосферы.

Классификация словарей - основная задача лексикографии как направления общей лингвистики.

Первым в отечественном языкознании к проблеме типологии словарей обратился Л.В. Щерба, в работе «Опыт общей теории лексикографии» (1974) он предложил дифференцировать словарную литературу в соответствии с принципом противоположностей. Основным методом отбора словника (по Л.В. Щербе) является лингвистическое единство словника, обусловленное языковым сознанием определенного человеческого коллектива в определенный период времени и предусматривающее общепонятность лексических единиц для определенного коллектива людей в конкретный временной отрезок. Ученый выделил следующие типы словарей: 1) словарь академического типа — словарь-справочник; 2) энциклопедический словарь — общий словарь; 3) thesaurus - обычный (толковый или переводной) словарь;

4) обычный (толковый или переводной) словарь - идеологический словарь;

5) толковый словарь - переводной словарь; 6) неисторический словарь — исторический словарь. При этом особой значимостью обладает словарь академического типа, так как он является нормализатором литературного языка/1974,276/.

Развивая идеи Л.В. Щербы, A.M. Цывин предлагает универсальную классификацию словарей, состоящую из восьми классификационных схем, где область объектов «класс словарей» дифференцируется на основании одного какого-либо признака на подклассы. Причем по объему подклассы рассматриваются ученым и как сингулярные (= конечные), и как пустые (= могут быть заполнены в перспективе) /1978, 100-101/. Данная классификация словарей позволяет дать объемную характеристику словарно-справочной литературы, но многоаспектность предлагаемых научных типологий не позволяет воспользоваться ею в практических целях. Ряд отечественных лексикографов (П.Н. Денисов, В.В. Гак, В.В. Морковкин и др.) в качестве основных критериев, лежащих в основе типологии словарей, выдвигают следующие: 1) объект словарного описания; 2) характер расположения материала; 3) специфика назначения словаря. В связи с этим выделяются лингвистические словари, в которых дается истолкование значения слов, и энциклопедические словари, описывающие предметы и явления путем сообщения различных сведений о них.

Имеет место типология словарей, основанная на принципе учета уровня знаний пользователя и его запросов, включающая в себя лингвистические словари, которые представлены двумя видами — одноязычные и двуязычные словари; и нелингвистические словари (энциклопедические, культурологические, лингвострановедческие) /Иванищева, 2004,16-17/.

Похожие диссертации на Учебный лингвокультурологический словарь "Концепты духовности русской языковой картины мира" как основа формирования концептосферы учащихся на уроках русского языка