Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Формирование профессиональных умений рисования у студентов начальных курсов художественных колледжей Головачева Наталья Петровна

Формирование профессиональных умений рисования у студентов начальных курсов художественных колледжей
<
Формирование профессиональных умений рисования у студентов начальных курсов художественных колледжей Формирование профессиональных умений рисования у студентов начальных курсов художественных колледжей Формирование профессиональных умений рисования у студентов начальных курсов художественных колледжей Формирование профессиональных умений рисования у студентов начальных курсов художественных колледжей Формирование профессиональных умений рисования у студентов начальных курсов художественных колледжей
>

Диссертация, - 480 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Головачева Наталья Петровна. Формирование профессиональных умений рисования у студентов начальных курсов художественных колледжей : диссертация ... кандидата педагогических наук : 13.00.02 / Головачева Наталья Петровна; [Место защиты: Ом. гос. пед. ун-т].- Омск, 2009.- 167 с.: ил. РГБ ОД, 61 10-13/260

Введение к работе

Актуальность исследования обусловливается важнейшими задачами совершенствования профессиональной подготовки специалистов средних художественных учебных заведений в контексте инновационных путей реформирования системы образования, а также и высшей школы, предусматривающей переход на многоуровневую систему обучения, что требует поиска резервов повышения творческой активности и инициативы самих обучаемых, а также уровня их эстетического и нравственного воспитания, прежде всего на начальных этапах профессионального обучения

Профессиональное образование предполагает не только обладание знаниями, владение ремесленными умениями и навыками, но и глубокое понимание образной специфики изобразительного искусства, сути творческого процесса

Особое место в подготовке будущих художников занимает рисунок Трудно переоценить его роль в процессе проникновения в сущность изображаемых объектов, поскольку он является эффективным средством образного познания, а также применяется во всех видах и жанрах изобразительного искусства Важная задача курса рисунка — раскрытие многообразия мира изобразительного искусства, развитие гармоничного восприятия, формирование образного мышления и творческой активности, а также высоких эстетических потребностей художника Большое значение в постижении образного языка рисунка имеет процесс освоения изобразительных и выразительных возможностей графических материалов, а также формирование первоначальных умений рисования

В методической литературе по изобразительному искусству достаточно обстоятельно исследуются проблемы, связанные с формированием специальных умений и навыков изображения в системе художественно-графических факультетов педагогических вузов Многие ученые посвятили этой многогранной проблеме свои исследования (А. Т Антонов, Г В Беда, В Н Ветров, А И. Иконников, А Я Козляков, В С Кузин, С П Ломов, Ю И Найда, В А Непомнящий, Ю. В Новоселов, В А Нукало, В А Подчеваров, Н Н Ростовцев, А М Серов, Г Б Смирнов, А Е. Терентьев, А В Триселев, А А. Ун-ковский, О В Шаляпин и др) Исследуются и различные аспекты развития творческих способностей студентов (Ю М Агиева, В П Зин-ченко, О Е Колоколова, В С Кузин, Е Ф Кузнецов, Н. А Кузьмин,

В К Лебедко, К В Макарова, Л Г Медведев, В Е Нестеренко, Л А Попова, А П Сухарева и др )

В этом контексте разрабатывается многоіранная проблема композиции (Н Р Геворгян, Н В Грибакин, Н С Ищук, Г К Кабижа-нова, В П Климович, А И Лобанов, Н П Меньшиков, Н Г Назарова, Л И Панкратова, Л А Панова, А И Сухарев, И Н Тихоненко, А В Ударцева, Е В Шорохов и др) Достаточно успешно анализируется проблема педагогических особенностей обучения изобразительному искусству (В П Климович, И В Прокофьев, Н М Сокольникова, И В Солодухин, С Л Толстых, В К Шабанов и др) Имеются обстоятельные работы по творческому развитию детей средствами изобразительного искусства (Т С Комарова, В С Кузин, Г В Лабунская, Б М Неменский, Н П Сакулина, Н М Сокольникова, Е В Шорохов, В С Щербаков, Б П Юсов и др)

Вместе с тем методика обучения изобразительному искусству в средних художественных и педагогических колледжах, а также училищах требует повышенного внимания исследователей, поскольку в этих образовательных учреждениях существует своя специфика и свои задачи обучения, обусловленные отсутствием у обучаемых изобразительного опыта и непониманием базовых основ процесса рисования Механическое перенесение вузовской методики в образовательный процесс художественных колледжей далеко не всегда приводит к желаемым результатам, а нередко ставит перед обучаемыми непосильные задачи, что приводит к потере интереса к обучению либо к механическому штудированию студентами технических приемов рисования

На сегодняшний день для средних художественных колледжей существуют ценные методические работы (А С Барщ, М В Кармазина, Г И Кулебакин, О В Новоселова и др) Авторы, учитывая начальную готовность обучаемых к профессиональному образованию, а также требования средней художественной школы, обосновывают методические рекомендации, которые не потеряли актуальности и сегодня

Вместе с тем, многие актуальные проблемы методики обучения профессиональному рисованию, связанные с формированием творческих и аналитических начал в академическом рисунке, до сих пор остаются недостаточно изученными, что порождает противоречия

- между современными реалиями многоуровневого обучения, сложностями выявления последоваїельно усложняющейся концепции этого обучения, связанной с первоначальной задачей обучения - развитием творческих способностей будущего художника, его эстетических качеств, мировоззрения и недостаточной разработанностью соответствующих этим задачам профессиональных умений рисования,

- между необходимостью подготовки студентов художествен
ных колледжей к дальнейшему самостоятельному совершенствованию
своего профессионального уровня и методической системой обучения,
недостаточно ориентированной на современные требования к профес
сиональному росту художника

Эти противоречия обусловили необходимость исследования взаимодействия базовых основ обучения академическому рисунку, формирующих профессиональные умения рисования и активизирующих продуктивную творческую деятельность на начальных курсах обучения в системе средних художественных колледжей

Цель исследования состоит в разработке научно обоснованной и экспериментально проверенной методики обучения академическому рисунку, способствующей эффективному развитию профессионального рисования в системе среднего художественного образования

Объект исследования: процесс профессионального обучения студентов художественных колледжей на занятиях по рисунку

Предмет исследования: целостная учебно-творческая деятельность студентов начальных курсов в процессе обучения академическому рисунку

Гипотеза исследования: формирование профессиональных умений рисования студентов художественного колледжа будет осуществляться значительно эффективнее, есчи

- в процессе рисования установить взаимодействие целостного
восприятия модели и первоначального замысла изображения,

-определить динамику этого взаимодействия на первоначальных этапах обучения рисунку,

-обосновать последовательность обучения, стимулирующую системное освоение этих начал на занятиях по академическому рисунку

Задачи исследования заключаются в том, чтобы

  1. Раскрыть сущность, содержание взаимодействия целостного восприятия и первоначального замыста изображения, обеспечивающего формирование профессиональных умений рисования

  2. Обосновать критерии и показатели, необходимые для оценки степени профессиональных умений рисования у студентов художественных колледжей

  3. В процессе экспериментальной работы определить наиболее эффективные формы взаимодействия целостного восприятия, первоначального замысла и формирования конкретных умений рисования

4. Выявить динамику взаимодействия этих составляющих в последовательном усложнении учебных задач в процессе рисования натюрморта

5 Экспериментально проверить эффективность предложенной методики

Методологическую основу исследования составили

философские исследования, посвященные эстетическим проблемам искусства и особенностям образного познания (Ю В Борев, Р Л Грегори, А И Гризова, А К Дремов, Л Н Зеленов, А Ф Зись, А Н Илиади, М С Коган, Б Г Лукьянов, В А Разумный, С X Раппопорт и др),

психологические исследования различных проблем восприятия, связанных с выявлением сути образного познания (Б Г. Ананьев, Н Н Волков, Л С Выготский, П Я Гальперин, В П Зинченко, Е И Игнатьев, А Н Леонтьев, Б Ф Ломов, О И Никифорова, А В Петровский, К К Платонов, Н Ф Талызина, Б М Теплов, С Л Рубинштейн, Ф Н. Узнадзе, П Я Якобсон и др ),

исследования в области педагогических технологий (А Г Ас-молов, Ю К Бабанский, Н В Кузьмина, И Я Лернер, А Маслоу В А Сластенин, Т И Щукина, М Н Скаткин, Н. Я Степанов, К Роджерс и др),

теоретические исследования по методике обучения изобразительному искусству, посвященные различным аспектам учебного рисунка (Г. В Беда, А И Ивахнова, С Е Игнатьев, А И Иконников, В С Кузин, В К Лебедко, С П Ломов, Л Г Медведев, Н Н Ростовцев, Е В Шорохов)

Для решения поставленных задач использовались следующие методы исследования:

изучение, анализ и обобщение научно-методической и специальной литературы по проблеме исследования,

изучение состояния преподавания рисунка в художественных колледжах, училищах, педвузах, художественных вузах, художественных школах,

педагогическое наблюдение, беседы, анкетирование, тестирование, просмотр, опрос,

проведение педагогического эксперимента, обработка и обобщение результатов экспериментального исследования.

Научная новизна исследования заключается в следующем -установлено, что процесс формирования профессиональных умений рисования наиболее эффективно проходит в условиях, когда обучение начинается с формирования целостного восприятия, включающего в себя не только представление о модели, но и основные этапы воплощения этого представления на изобразительной плоскости,

установлена зависимость между процессом формирования профессиональных умений рисования и целостным восприятием модели для изображения,

выявлены педагогические условия, способствующие эффективному формированию и развитию профессиональных умений рисования у студентов художественных колледжей в процессе изображения натюрморта,

разработана и экспериментально проверена научно обоснованная методика обучения рисунку студентов художественных колледжей

Теоретическая значимость проведенного исследования заключается в том, что

выявлены, научно обоснованы методические особенности взаимодействия целостного восприятия и формирования профессиональных умений рисования в процессе обучения в художественных колледжах,

выявлены дополнительные резервы активизации творческой деятельности студентов художественных колледжей на занятиях по рисунку, связанные с осмыслением профессиональных умений как необходимым средством реализации замысла в доступную для восприятия форму,

выявлены возможности взаимодействия целостного восприятия, формирования замысла изображения и соответствующих умений рисования,

определены критерии и отдельные показатели оценки профессиональных умений рисования студентов художественных колледжей, основанных на взаимодействии содержательных и формальных основ рисования,

-обоснована динамика последовательного освоения профессиональных умений рисования в процессе изображения натюрморта,

-выявлено, что решение проблемы формирования профессиональных умений рисования студентов начальных курсов художественных колледжей связано прежде всего с формированием целостного восприятия, включающего теоретические знания психологических особенностей восприятия трехмерной объемной формы модели для изображения и восприятия двухмерного рисунка

Практическая значимость исследования состоит в том, что

- разработана теоретическая и практическая модель формиро
вания профессиональных умений рисования у студентов художест
венных колледжей, позволяющая активизировать их творческую дея
тельность, а также успешно продолжать обучение на более высоких
уровнях,

-разработаны методические рекомендации по формированию профессиональных умений рисования, востребованных в работе детских художественных школ и студий,

-материалы исследования могут быть использованы для совершенствования рабочих программ по рисунку в художественных колледжах, в художественных школах, а также для разработки наглядных методических пособий по рисованию натюрморта

Основные положения, выносимые на защиту:

  1. Обоснование последовательности обучения академическому рисунку в художественных колледжах, опирающегося на формирование целостного восприятия и первоначального замысла изображения

  2. Выявление взаимодействия целостного восприятия и формирования профессиональных умений рисования в постепенном техническом и художественном усложнении

  3. Экспериментальная проверка методики обучения студентов художественных колледжей академическому рисунку, включающей в себя реализацию целостного восприятия в конкретном замысле и конкретном упражнении

Достоверность и обоснованность полученных результатов исследования и выводов обеспечиваются исходными методологическим позициями, адекватностью применяемых методик, анализом существующей педагогической практики, положительным художественным опытом, комплексным характером педагогического эксперимента, подтверждением гипотезы исследования результатами экспериментальной работы Теоретические выводы базируются на фундаментальных положениях философии, психологии, посвященных процессу познания, а также особенностям художественно-образного познания в изобразительном искусстве, подтверждаются экспериментальной проверкой основных положений исследования, проведенного в Омском государственном художественно-промышленном колледже, анализом полученных исходных и конечных результатов исследования на основе предложенных критериев

Апробация результатов, полученных в ходе проведенного исследования, осуществлялась в процессе обсуждений материалов диссертации на международных конференциях в Алматы, Астане (Республика Казахстан), а также межвузовских научных конференциях в Магнитогорске, Нижневартовске, Новосибирске, Омске, Тольятти

Экспериментальная работа проводилась со студентами первых-вторых курсов Омского государственного художественно-промышленного колледжа в три этапа в период с 2006 по 2009 гг, было задействовано более 100 студентов

Структура диссертации Исследование состоит из введения, двух глав, каждая из которых включает в себя по четыре параграфа, заключения и приложения, иллюстрирующего ход экспериментальной работы

Похожие диссертации на Формирование профессиональных умений рисования у студентов начальных курсов художественных колледжей