Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Формирование творческой активности учащихся I-IV классов в процессе изображения человека Максимова Светлана Геннадьевна

Формирование творческой активности учащихся I-IV классов в процессе изображения человека
<
Формирование творческой активности учащихся I-IV классов в процессе изображения человека Формирование творческой активности учащихся I-IV классов в процессе изображения человека Формирование творческой активности учащихся I-IV классов в процессе изображения человека Формирование творческой активности учащихся I-IV классов в процессе изображения человека Формирование творческой активности учащихся I-IV классов в процессе изображения человека Формирование творческой активности учащихся I-IV классов в процессе изображения человека Формирование творческой активности учащихся I-IV классов в процессе изображения человека Формирование творческой активности учащихся I-IV классов в процессе изображения человека Формирование творческой активности учащихся I-IV классов в процессе изображения человека Формирование творческой активности учащихся I-IV классов в процессе изображения человека Формирование творческой активности учащихся I-IV классов в процессе изображения человека Формирование творческой активности учащихся I-IV классов в процессе изображения человека
>

Данный автореферат диссертации должен поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - 240 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Максимова Светлана Геннадьевна. Формирование творческой активности учащихся I-IV классов в процессе изображения человека : Дис. ... канд. пед. наук : 13.00.02 : Москва, 2000 232 c. РГБ ОД, 61:01-13/231-9

Содержание к диссертации

Введение

Глава 1. Теоретическое обоснование формирования формирования творческой активности учащихся начальной школы при изображении человека

1.1. Исторический обзор исследований изобразительного творчества детей, трудов по методике обучения изображению человека 13

1.2. Психолого-педагогические основы формирования творческой активности в изобразительной деятельности учащихся начальной школы 42

1.3. Особенности проявления творческой активности детьми младшего школьного возраста в процессе изображения человека 73

Выводы 90

Глава 2. Экспериментальное исследование формирования творческой активности младших школьников в процессе обучения изображению человека

2.1. Определение уровней сформированности творческой активности учащихся I-IV классов при изображении человека 92

2.2. Педагогические условия формирования творческой активности младших школьников в процессе обучения изображению человека 110

2.3. Содержание, методы и средства обучения изображению человека, направленные на формирование творческой активности учащихся начальной школы 123

Выводы 181

Заключение 185

Библиография 189

Приложение 199

Введение к работе

Актуальность темы исследования. Формирование творчески активной личности школьника является одной из важнейших задач современной педагогической науки и практики. Успешное решение этой задачи имеет большое значение, как для самой личности, так и для общества, которое в настоящее время особенно нуждается в инициативных людях, имеющих активную социальную позицию, обладающих творческим мышлением, самостоятельным, гибким и нестереотипным.

Широкие возможности в развитии личности младшего школьника, его творческого потенциала предоставляет изобразительная деятельность. Многими исследователями признается тот факт, что изобразительное искусство является эффективным средством художественно-творческого развития детей. Среди различных видов творческой изобразительной деятельности учащихся начальной школы особое место занимает работа по созданию в рисунке образа человека, в процессе которой эффективно реализуется формирование нравственно-эстетических качеств, гуманного отношения к окружающим людям, совершенствуются сенсорные процессы, память, мышление, художественная фантазия и воображение. Обучение изображению человека является чрезвычайно важным компонентом художественного образования и эстетического воспитания младших школьников.

Человек является наиболее интересным и в то же время наиболее сложным объектом, в процессе изображения которого дети испытывают особые трудности, связанные с несформированностью у них необходимых представлений, отсутствием умений грамотно и выразительно передавать образы людей средствами рисунка и живописи. К подростковому возрасту активность учащихся в рисовании человека падает, они начинают более критически подходить к результатам своей работы, замечая в них множество недостатков, во многих случаях, разочаровываются вообще в занятиях изобразительным искусством.

Ввиду сложности и многоплановости данной проблемы, ее недостаточной методической разработанности многие педагоги ограничивают на занятиях круг тем, связанных с изображением человека, что в конечном итоге обедняет художественное творчество детей на уроках изобразительного искусства. Этим объясняется наше стремление к поиску условий, способствующих развитию творческой активности детей в процессе изображения человека.

Включение детей в профессиональную изобразительную деятельность, непосредственно связанную с изображением человека, имеет давнюю историю и отслеживается практически во всех культурно - исторических эпохах. Только в 60-е годы XIX века было обращено пристальное внимание к рисованию, как общеобразовательному предмету. Появляются первые работы по методике преподавания рисования в общеобразовательной школе. В конце XIX - начале XX века выходят в свет труды, посвященные изучению детского рисунка (К.Риччи, Дж.Селли, Г.Кершенштейнер, В.М.Бехтерев, Ю.Н.Болдырева), в которых рассмотрены характерные особенности детского изображения человека и выделены определенные стадии развития рисунка, соответствующие тому или иному возрасту. В психолого-педагогических исследованиях XX столетия отмечается важная роль работы над изображением человека в развитии детского творчества.

В связи с необходимостью совершенствования процесса эстетического воспитания и художественного образования школьников в условиях современной общеобразовательной школы возрастает значение научно-обоснованного использования этого вида изобразительной деятельности детей в целенаправленном формировании их творческой активности.

Проблема формирования творческой активности детей, в том числе и младшего школьного возраста, рассматривается в трудах многих видных ученых современности. В своем исследовании мы опирались на труды Алехина А.Д., Боголюбова Н.С., Комаровой Т. С, Корешкова В.В., Кубышкиной Э.И., Кузина B.C., Ломова СП., Ростовцева Н.Н., Савенкова А.И., Сокольниковой Н.М., Унковского А.А., Хворостова А.С, Шорохова Е.В., Шпикаловой Т.Я. и др.

Некоторые аспекты развития творческой активности младших школьников отражены в психолого-педагогических исследованиях Л.С.Выготского, Е.И.Игнатьева, А.Н.Люблинской и др.

Непосредственно проблема творческой активности разрабатывалась учеными Д.Б.Богоявленской, М. И. Пахмутовым, А.М.Матюшкиным, К.К.Платоновым, К.А.Абульхановой-Славской, Л.Б.Ермолаевой-Томиной и др.

Проблеме развития творческой активности школьников посвящены диссертационные труды Л.Н.Любарской, Л.В.Орловой, Е.В.Алексеенко, Л.П.Постоноговой и др. В этих работах рассмотрены вопросы развития и формирования творческой активности в связи с народными традициями, с условиями вариативного использования цветовых и графических средств изображения, с развитием у школьников чувства декоративности.

Весомым вкладом в решение этой проблемы является труд Н.М.Сокольниковой. В ее исследовании теоретически обоснованы и экспериментально проверены системообразующие принципы и педагогические условия эффективного использования занятий изобразительным искусством для развития художественно-творческой активности.

Теоретический анализ научных исследований показал, что широта подхода к решению данной проблемы не исчерпывает полностью всех аспектов развития творческой активности детей. Отсутствует комплекс педагогических условий формирования творческой активности младших школьников в процессе изображения человека; не в полной мере рассматривается значимость этого вида изобразительной деятельности в художественно-творческом развитии детей; недостаточно разработаны содержание, методы и средства обучения изображению человека, обеспечивающие успешность развития творческой активности учащихся начальной общеобразовательной школы. Поэтому проблема формирования творческой активности учащихся 1-4 классов на занятиях по изображению человека представляется нам актуальной.

Все изложенное выше обусловило выбор темы диссертационного исследования «Формирование творческой активности учащихся I-IV классов в процессе изображения человека».

Цель исследования состоит в том, чтобы определить условия, способствующие эффективному формированию творческой активности младших школьников в процессе изображения человека.

Объект исследования: формирование творческой активности младших школьников.

Предмет исследования: содержание, методы и средства обучения изображению человека направленные на формирование творческой активности учащихся 1-4 классов.

Гипотеза исследования: формирование творческой активности учащихся 1-4 классов в процессе изображения человека может быть эффективно реализовано при выполнении следующих условий: учет психолого-возрастных и индивидуальных особенностей формирования творческой активности личности, обогащение сенсорного опыта младших школьников, развитие психических процессов, связанных с творческой изобразительной деятельностью детей; рассмотрение процесса создания в рисунке образа человека как важного средства формирования творческой активности учащихся начальной школы; освоение детьми изобразительной грамоты и ее практическое закрепление в реализации специально разработанной системы заданий по изображению человека; формирование у младших школьников умений самостоятельной творческой работы в процессе обучения изображению человека.

В соответствии с проблемой, целью, объектом, предметом и гипотезой были поставлены следующие задачи исследования:

1,Охарактеризовать понятие творческой активности на основе анализа психологической, педагогической и методической литературы.

2.Разработать систему педагогических условий формирования творческой активности учащихся 1-4 классов в процессе обучения изображению человека.

3.Выявить критерии сформированности творческой активности младших школьников, основанные на результатах специального диагностического исследования.

4.Разработать, экспериментально проверить и научно обосновать содержание, методы и средства обучения изображению человека, обеспечивающего формирование творческой активности учащихся 1-4 классов. Методологическую основу исследования составляют положения ведущих ученых в области педагогики, психологии и художественного образования о роли изобразительного искусства в формировании творческой личности; труды известных специалистов в области методики преподавания изобразительного искусства о развитии творческой активности детей, овладении изобразительной грамотой и средствами художественной выразительности; работы по эстетике и искусствоведению. Методы исследования: теоретическое изучение и анализ научных трудов по проблеме исследования; анализ реального педагогического процесса; проведение констатирующего и формирующего экспериментов; разработка, проведение и анализ заданий на создание образа человека средствами рисунка и живописи; анализ процесса и продуктов художественно-творческой деятельности учащихся I-IV классов по изображению человека.

Экспериментальное исследование проводилось на базе общеобразовательных школ №№ 53,72 г. Рязани. В нем участвовали учащиеся I-IV классов. Всего опытно-экспериментальной работой было охвачено около 600 учащихся. Исследование проводилось с 1992г. по 1999г.

На первом этапе исследования, 1992-1993 годы, анализировалось состояние проблемы, изучалась психолого-педагогическая литература по теме исследования. Осуществлялся сбор эмпирического материала по проблеме формирования творческой активности младших школьников в процессе изображения человека и анализ реального педагогического процесса.

На втором этапе исследования, 1993-1997 годы, проводилась опытно-экспериментальная работа с учацщмися общеобразовательной школы. Педагогический эксперимент позволил выявить оптимальный комплекс педагогических условий формирования творческой активности младших школьников, определить содержание, методы и средства обучения детей изображению человека.

На третьем этапе, 1997-1999 годы, был систематизирован теоретический и экспериментальный материал по проблеме исследования, подведены итоги экспериментальной работы, подтвердившие гипотезу исследования, сформулированы выводы.

Научная новизна исследования заключается в том, что определены, научно обоснованы и экспериментально проверены оптимальные педагогические условия формирования творческой активности детей младшего школьного возраста в процессе изображения человека; разработаны и опытно-экспериментальным путем проверены содержание, методы и средства обучения младших школьников изображению человека; выявлены возможности занятий изображением человека в формировании качеств творчески активной личности учащихся I-IV классов; разработаны критерии оценки проявления детьми творческой активности в процессе изображения человека; установлены уровни и индивидуально-типологические особенности этого качества личности у младших школьников.

Практическая значимость исследования определяется направленностью на повышение уровня преподавания

11 изобразительного искусства в средней школе и заключается в разработке методических рекомендаций по формированию творческой активности младших школьников в процессе обучения изображению человека, специальных наглядных пособий. Результаты исследования могут быть использованы учителями изобразительного искусства, как в учебных, так и во внеурочных видах занятий по изобразительному искусству.

Достоверность и обоснованность результатов исследования обеспечена использованием комплекса взаимосвязанных методов изучения проблемы, соответствием задачам исследования, использованием современных достижений педагогики, психологии, искусствознания, эстетики, методики преподавания изобразительного искусства. Достоверность проведенного исследования гарантируется полнотой и качеством собранных в процессе экспериментальной работы материалов, их репрезентативностью, а также методами научного анализа результатов эксперимента.

На защиту выносятся следующие положения:

Творческая активность младшего школьника представляет собой интегральное качество личности, основными критериями и показателями сформированности которого в условиях обучения изображению человека выступают: отношение ученика к творческой работе по изображению человека, качество его поисково-творческих действий, качество продуктов творческой деятельности ребенка (грамотность и выразительность изображений человека).

Создание в рисунке образа человека на занятиях изобразительным искусством является важным средством формирования творческой активности личности младшего школьника.

Успешность Формирования творческой активности учащихся I-IV классов в процессе изображения человека обеспечивается совокупностью следующих педагогических условий: учет индивидуальных и психолого-возрастных особенностей детей, развитие психических процессов, связанных с творческой изобразительной деятельностью младших школьников; реализация системы учебно-творческих заданий по изображению человека; организация самостоятельной творческой работы детей в процессе обучения изображению человека и др.

Апробация исследования.

Результаты исследования освещались и получили одобрение на научно-теоретических и практических конференциях Московского государственного открытого педагогического университета, Рязанского государственного педагогического университета, на заседаниях кафедры живописи художественно-графического факультета МГОПУ, в публикациях автора. Результаты исследования внедрены в практику работы художественно-графического Факультета МГОПУ, образовательных школ №№ 53, 72 г. Рязани.

Исторический обзор исследований изобразительного творчества детей, трудов по методике обучения изображению человека

Исследуя проблему изображения человека младшими школьниками с опорой на теоретические основы обучения изобразительному искусству детей, мы учитывали достижения как отечественной, так и зарубежной педагогики и психологии, сознавая, что обучение изобразительному искусству должно стимулировать эстетическую деятельность, приучать школьников к самостоятельному творчеству, приобщать к искусству, к духовной культуре человека, отвечающей гуманистическим целям, что в настоящее время является важнейшей задачей теории и практики воспитания. Труды выдающихся исследователей прошлого и ведущих ученых современности позволяют проследить историю развития рассматриваемой проблемы и установить исходные теоретические позиции нашей работы.

С древнейших времен человеку было присуще желание отразить с помощью тех или иных художественных средств самого себя и окружающих людей. Широко известны наскальные изображения человеческих фигур, оставленные первобытными людьми на стенах пещер, как свидетельство их существования.

Специальные художественные школы с четкой системой обучения изображению человека впервые создаются в эпоху

Древнего Египта. Искусство Египта было подчинено религиозно-магическим задачам, особенно наглядно выступавшим в обожествлении облика фараонов, которым отводилось в рисунках главное место. Египетские художники соблюдали строгие каноны изображения человеческой фигуры, установленные путем изучения и измерения каждой ее части. Египтяне, по словам Диодора Сицилийского, «разделяли человеческое тело на 214 часть и на основании этого регулировали всю экономию произведения» /134, с.11/. Соблюдая каноны, художник мог нарисовать человеческую фигуру начиная с любого места. Каноны были составлены без учета характерных особенностей фигур детей и подростков. Манера исполнения рисунков была необычной, в них отсутствовала передача пространства, перспектива. Художники совмещали в пределах одного изображения разные точки зрения на объект; так, одни части человеческой фигуры изображались в профиль (голова, ноги), в то время как другие - в фас (глаз, плечи).

Принципы и методы обучения рисунку человеческой фигуры в Древнем Египте, согласно Н.Н.Ростовцеву (1983), основывались на законах фронтальности, отступления от которых допускались только в фигурах крестьян и рабов, которые изображались в более правильном ракурсе. Египетские педагоги использовали специальные методические таблицы, наглядно демонстрировавшие ученикам правила изображения фронтального разворота человеческой фигуры и законы ее пропорционального членения. Заучивая по этим таблицам схемы изображения человека, ученики работали в основном на глиняных досках и на папирусе. «При изображении человеческой фигуры, - пишет Н.Н.Ростовцев, - глиняную поверхность доски предварительно расчерчивали тонкими линиями на ровные квадраты. Эти клетки служили ученику ориентирами для правильного изображения человеческой фигуры. В законченном рисунке эти клетки уничтожались: ученик заминал их пальцем и аккуратно разравнивал поверхность доски» /134, с.18/.

В школах Египта рисованию уделялось внимание при обучении детей грамоте, так как характер иероглифического письма требовал изображения человека, животных, птиц и растений.

Обучение искусству в Древней Греции было построено на основе наблюдения и изучения человеческого тела, пропорциональная закономерность которого, по мнению греческих художников, в своем единстве создает гармонию красоты. Образ человека ставился во главу изобразительного искусства в Древней Греции. Греческие скульпторы воспроизводили форму тела человека с исключительной анатомической точностью. Скульптору Поликлету принадлежит сочинение «Канон» (432г. до н.э.) о пропорциональной соразмерности частей человеческого тела. Своеобразным учебником искусства являлась его статуя «Дорифор». Плиний в «Естественной истории» писал, что из этого скульптурного произведения художники извлекали, как будто из книги, твердые правила и законы. Мальчики, обучающиеся рисованию в общеобразовательных школах Древней Греции, выполняли рисунки с этой статуи Поликлета.

Психолого-педагогические основы формирования творческой активности в изобразительной деятельности учащихся начальной школы

Разработка системы условий формирования творческой активности детей обусловила необходимость анализа подходов к определению понятия творческой активности в исследованиях многих выдающихся ученых. Результативность педагогической работы по формированию творческой активности невозможна без выявления источников активности человека, знания закономерностей их индивидуального проявления, знания того, как под воздействием внешних и внутренних факторов формируется активная позиция человека, как в процессе его деятельности возникает новый уровень активности. Поэтому, характеризуя творческую активность, необходимо, по нашему мнению, рассмотреть более широкую по содержанию категорию, какой является активность.

Активность рассматривается учеными как всеобщее свойство материи, детерминирующее ее постоянное движение. Активность человека выходит за рамки простой биологической целесообразности и включается в сферу сознательной деятельности. Активность человека исследуется представителями различных наук (психологами, нейрофизиологами, социологами, педагогами и т.д.), вкладывающими в это понятие разное содержание.

В психологических исследованиях категория «активность» занимает особое место. В.Д. Небылицин (1971) определяет активность следующим образом: «Понятием общей активности объединяется группа личностных качеств, обуславливающих внутреннюю потребность, тенденцию индивида к эффективному освоению внешней действительности, вообще к самовыражению относительно внешнего мира. Такая потребность может реализовываться либо в умственном, либо в двигательном, либо в социальном плане, и в соответствии с этим могут быть выделены несколько видов общей активности» /93,с.22/. Психическую активность исследователь отличает от личностной активности, для характеристики которой необходимо учитывать три стороны этого явления: 1}результативную сторону (реальные достижения, которые стали результатом той или иной конкретной деятельности, действия, поступка};

2} содержательную сторону

(комплекс нравственных и интеллектуальных побуждений, установок, интересов и мотивов, определяющих причины и цели совершения тех или иных действий, поступков); 3) динамическую сторону (формальная характеристика выполняемой индивидом деятельности по таким ее качествам, как темп, интенсивность и распределение по времени).

Определение уровней сформированности творческой активности учащихся I-IV классов при изображении человека

Экспериментальное исследование проводилось на базе общеобразовательных школ №№ 53, 72 г.Рязани. В экспериментальной работе участвовали учащиеся с I-IV класс. В констатирующем исследовании и формирующем эксперименте приняло участие 596 учащихся начальной школы, в контрольных срезах - 47 человек (24 ученика контрольного класса, 23 ученика экспериментального класса). В процессе эксперимента использовался комплекс исследовательских методов, таких как: анализ рисунков и живописных работ учащихся, тестовые задания по изображению человека, наблюдение за процессом изобразительного творчества учащихся.

Для проведения опытно-экспериментального исследования были выделены два первых класса. Один из них был экспериментальным, другой - контрольным,

В контрольном классе обучение изобразительному искусству проводилось по традиционной программе и методике, а в экспериментальном классе обучение осуществлялось по специально разработанной методике, направленной на формирование творческой активности учащихся 1-4 классов в процессе изображения человека.

В начале учебного года (до проведения эксперимента) первоклассники выполняли «нулевое» срезовое задание. Остальные контрольные срезовые задания по изображению человека выполнялись учащимися экспериментального и контрольного классов в конце каждого года обучения. Для выполнения срезовых работ учащимся как экспериментального, так и контрольного классов предлагались одинаковые тестовые задания по изображению человека. В ходе анализа процесса и результата изобразительной деятельности учащихся устанавливался уровень сформированное у них творческой активности к концу учебного года. Оценка проявлений детьми исследуемого вида активности в каждом из срезов как в экспериментальном, так и в контрольном классах проводилась на основе выявленных нами критериев по трехбальной шкале.

Критерии и показатели проявления детьми творческой активности в процессе изображения человека, имеющие общий характер, были объединены нами в три категории:

1.Отношение ученика к творческой работе по изображению человека:

проявление интереса, эмоциональной увлеченности творческой деятельностью по созданию в рисунке образа человека;

проявление инициативы в процессе решения творческих задач, стремление выйти за рамки требуемого в задании по изображению человека;

ответственное отношение к вьшолнению изображения, стремление довести начатую творческую работу до конца;

проявление готовности к самостоятельному преодолению трудностей, возникающих в процессе изображения человека, стремление повышать уровень сложности творческой деятельности;

Похожие диссертации на Формирование творческой активности учащихся I-IV классов в процессе изображения человека