Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Индивидуальный подход в обучении младших школьников изобразительному искусству Аманжолов Сейткали Абдикадырович

Индивидуальный подход в обучении младших школьников изобразительному искусству
<
Индивидуальный подход в обучении младших школьников изобразительному искусству Индивидуальный подход в обучении младших школьников изобразительному искусству Индивидуальный подход в обучении младших школьников изобразительному искусству Индивидуальный подход в обучении младших школьников изобразительному искусству Индивидуальный подход в обучении младших школьников изобразительному искусству Индивидуальный подход в обучении младших школьников изобразительному искусству Индивидуальный подход в обучении младших школьников изобразительному искусству Индивидуальный подход в обучении младших школьников изобразительному искусству Индивидуальный подход в обучении младших школьников изобразительному искусству
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Аманжолов Сейткали Абдикадырович. Индивидуальный подход в обучении младших школьников изобразительному искусству : Дис. ... д-ра пед. наук : 13.00.02 : Шымкент, 2004 439 c. РГБ ОД, 71:05-13/28

Содержание к диссертации

Введение

1. НАУЧНО-ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ РАЗВИТИЕ ДЕТСКОГО ТВОРЧЕСТВА В ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 31-36

1.1 Научно-теоретические основы развития детского творчества в изобразительной деятельности 37-56

1.2 Психолого-педагогические аспекты проявления и развития детского творчества в изобразительной деятельности 57-89

2. ПСИХОЛОГО-ФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОЯВЛЕНИЯ ИНДИВИДУАЛЬНЫХ РАЗЛИЧИЙ И ИХ ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ЗНАЧЕНИЕ 90-94

2.1 Психолого-физиологические основы проявления индивидуальных различий 95-119

2.2 Психолого-педагогические основы проявления индивидуальных различий и их педагогическое значение 120-162

3. ИССЛЕДОВАНИЯ ДИНАМИКИ ИЗМЕНЕНИЯ И ПРОЯВЛЕНИЯ ИНДИВИДУАЛЬНО-ВОЗРАСТНЫХ РАЗЛИЧИЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ОТ КЛАССА К КЛАССУ В ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 163-167

3.1 Индивидуально-возрастные особенности проявления различий в рисовании с натуры 168-196

3.2 Индивидуально-возрастные особенности проявления различий в декоративном рисовании 197-213

3.3 Индивидуально-возрастные особенности проявления различий в тематическом рисовании 214-242

4. МЕТОДИЧЕСКИЕ ПРИЕМЫ ОРГАНИЗАЦИИ ПРОВЕДЕНИЯ ПСИХОДИАГНОСТИЧЕСКИХ ЭКСПЕРИМЕНТОВ И АНАЛИЗ РЕЗУЛЬТАТОВ 243-245

4.1 Методы выявления творческого начала у младших школьников начальных классов .246-256

4.2 Методы определения уровня подготовленности младших школьников к изобразительной деятельности 257-264

4.3 Методы изучения возрастных различий в процессе наблюдения у младших школьников 265-276

5.МЕТОДИЧЕСКАЯ СИСТЕМА ОБУЧЕНИЯ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОМУ ИСКУССТВУ ШКОЛЬНИКОВ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ С УЧЕТОМ ИНДИВИДУАЛЬНОГО ПОДХОДА 277-279

5.1 Методические приемы организации урока рисования с натуры с учетом индивидуально-возрастных различий школьников 280-309

5.2 Методика осуществления индивидуального подхода к младшим школьникам на уроках декоративного рисования 310-337

5.3 Методические приемы организации урока тематического рисования с учетом индивидуального подхода 338-372

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 373-386

БИБЛИОГРАФИЯ 387-410

ПРИЛОЖЕНИЯ 411-439

Введение к работе

Проблема и актуальность исследования. В общеобразовательной школе в последние годы произошли значительные изменения в постановке и содержании учебного процесса. В современных условиях изменилось не только содержание учебного процесса, но и введены новые формы и способы подачи учебной информации, направленные на повышение активности обучения и усиление мыслительной деятельности школьников. Фундамент всестороннего развития человека закладывается школой в ходе многообразной учебно-воспитательной работы с учениками при их активном участии. Всестороннее развитие означает духовное богатство, нравственную чистоту и физическое совершенство, оно непременно ведет к творческому своеобразию личности, к ее индивидуальной неповторимости. Социально-экономические преобразования в современном обществе диктуют необходимость формирования творчески активной личности, обладающей способностью эффективно и индивидуально решать новые жизненные проблемы. Сегодня в связи с этим перед школой встает важная задача развития творческого потенциала каждого школьника, что в свою очередь требует совершенствования учебного процесса с учетом психологических закономерностей всей системы познавательных процессов.

Любой человек из своих наблюдений знает о существовании больших индивидуально-психологических различий между людьми, которые ярко проявляются в человеческой деятельности. Например, то, что интересует и волнует одного, не вызывает такого же отношения у другого. В большей степени индивидуальные различия видны в результатах деятельности людей, достижения одних людей оказываются очень трудными или даже недоступными для других. Индивидуальные различия проявляются во

всех областях человеческой деятельности в науке, в искусстве, в любой практической деятельности. Эти различия также можно наблюдать и в изобразительной деятельности младших школьников. В сравнительно одинаковых условиях обучения изобразительному искусству успешность усвоения знаний различными школьниками оказывается далеко не одинаковой. Возрастные особенности школьников отражают в основном типичное, то есть, что характерно для поведения и деятельности детей определенного возраста, пола, специфику их отношений со сверстниками и взрослыми. Типичным для младших школьников является их относительно ускоренное духовное развитие в процессе игры, общения, обучения, просмотра телевизионных видео фильмов, спортивных, музыкальных и кружковых занятий. Детей этого возраста отличают также определенность к обучению в школе, относительная самостоятельность в действиях и поступках, подражание, повышенная эмоциональность при восприятии окружающего мира и устойчивый интерес к изобразительной деятельности. У младших школьников типичное преобладает над индивидуальным, однако в сочетании с определенными задатками ребенка и особенностями его жизненного опыта содержит в себе элементы неповторимости и своеобразия.

Педагогическое мастерство заключается в том, чтобы поставить ребенка в такую позицию, когда ему каждый раз необходимо принимать самостоятельное решение, организовывать изобразительную деятельность с учетом решаемой задачи, постоянно контролировать и оценивать результаты своей выполненной работы.

Младший школьный возраст - это возраст интенсивного умственного развития всех детей без исключения. Высокие показатели умственного развития школьников I - IV классов характеризуют не интеллектуальную

одаренность, а норму психического и естественность возрастного развития.
Однако это типичное для младшего возраста явление обогащает любое
1 другое проявление индивидуальности ребенка. По данным психологии,

рассматриваемый возраст младших школьников важен тем, что: во-первых, в этом возрасте закладывается фундамент знаний; возникают возможности реализации природных задатков, которые, во-вторых, в этом же периоде развития организма наиболее полно могут развиваться под влиянием дальнейших условий; в-третьих, в этом же возрасте складываются склонности, которые имеют существенное значение для всего дальнейшего

* развития.

Великий художник-педагог П.П.Чистяков говорил, что «надо знать ученика, его характер, его развитие и подготовку, чтобы в зависимости от этого найти нужный подход к нему. Нельзя подходить с одной меркой ко всем. Никогда не надо ученика запугивать, а, наоборот, вызывать в нем веру в себя, чтобы он, не идя на поводу, сам разбирался в своих сомнениях и недоумениях. Главным образом руководство должно заключаться в том,

* чтобы направить ученика на путь изучения и вести его неуклонно по этому
пути. В учителе ученики должны видеть не только требовательного
учителя, но и друга. В школьной практике, когда физически нормального
школьника называют иногда «совершенно неспособным», такие дети часто
остаются на уроках вне поля зрения учителей, они больше рисуют сами по
себе.

К сожалению, порой приходится слышать от взрослых фразы типа:

щ «Мой совершенно не способен к рисованию», «У нас в семье никто не

рисует», «Ему это не надо» и т.д. Но особенное отчаяние вызывает реакция

самих детей на свои неудачи: «Я не умею рисовать, у меня ничего не

получается». Педагогический опыт с детьми с каждым годом все больше и

больше убеждает в том, что нет детей, не способных к изобразительной деятельности. К творчеству способен каждый ребенок. Каждый по-своему талантлив, каждый имеет право на самовыражение и успех. Если вдуматься; что действительно знает учитель о каждом своем ученике, какие качества он считает определяюпщми успех обучения изобразительному искусству, знает ли он возможности школьника, индивидуальные и возрастные его особенности развития и, наконец, знает ли, как учитывать все эти различия, как строить учебный процесс, чтобы помочь ребенку справиться со всем комплексом учебных нагрузок, которые ложатся на его плечи.

Ведь в школьной практике каждому учителю приходится сталкиваться
с ними буквально ежедневно. Конечно, можно не видеть или не знать всю
многозначность проблемы и решать каждый раз какую-то одну важную
только сегодня задачу. Как показывает практика, учитель часто
самоустраняется от решения названных проблем не только потому, что не
желает, а потому, что не может, не совсем знает, как и что делать. Но самое
главное, учитель не всегда четко представляет себе, что может сам, что
может школьник, где граница, где нужно изменить сами требования к
школьнику, чтобы не навредить ему. Результаты опроса вызывают
большую тревогу, что значительная часть учителей начальных классов 35%
из более тысячи опрошенных ответили, что к концу первого и даже
третьего года обучения не знают каждого своего ученика, 33% знают не
всех и только 22% учителей считают, что знают каждого своего ученика, а
также 58% считают основным качеством, определяющим успешность
обучения, трудолюбие школьника, это прилежание,

дисциплинированность, отношение к учебе, 20% учителей выделяют способности ребенка, понимая под ним весь познавательные процессы.

Среди факторов, определяющих успешность в учебе, называют отношения в семье, отношения в коллективе, аккуратность, систематичность выполнения домашних заданий и многое другое. А сам школьник, как личность, и особенности его развития, индивидуально-возрастные возможности остались в стороне. И какими благими ни были бы наши намерения, немного будут стоить все знания, умения и навыки, которым мы научим школьников, если не сохраним, а еще страшнее, загубим способности ребенка. Именно поэтому так важно, чтобы учитель не только знал каждого своего ученика, но самое главное умел учитывать его индивидуальные особенности в процессе обучения изобразительному искусству. Младший школьник - это сложнейший, быстро и надолго ломающийся, сугубо индивидуальный, каждый единственный в своем роде экземпляр.

Известный русский педагог П.П.Блонский считал отношение учителя к ребенку основным критерием его профессионализма: «Сейчас я быстро разгадываю, что за педагог передо мною, смотря по тому, говорит ли он со мною о детях и их психологии, или же говорит он о программах, требованиях начальства, методиках и т.д" Школе сейчас необходима индивидуализация обучения, при которой между учителем и школьником устанавливается доброжелательное дружеское взаимопонимание, вызывающее у маленького человека положительные эмоции, уверенность в себе, в своих действиях , когда даже неудачи при рисовании не кажутся такими непреодолимыми. Знание и понимание ребенка дают в руки учителя материал, позволяющий открывать сердца и души детей, вскрывать порой незнакомые им самим секреты способностей и возможностей.

Знание ребенка - это сложная наука, а использование этих знаний в педагогической работе - высокое искусство, требующее самоотдачи, творчества, собственных решений, это целый комплекс знаний по физиологии и психологии, педагогике, это умение увидеть и понять в каждом то особенное, индивидуальное, что отличает его от всех, и то общее, что характеризует его возрастные особенности, это умение понять и принять ребенка таким, какой он есть. Понимать не только способного ученика, того, кто не требует особых сил и энергии, но и того, к которому нужно найти особый подход, которому нужно вовремя помочь, которого нельзя оставить без внимания. Практика доказала, что сегодня уже не нужно никого убеждать, что дети разные, поэтому нам много нужно сделать, чтобы не делить школьников в классе на «хороших» и «плохих», «успевающих» и «неуспевающих». В каждом классе в процессе рисования одним нужно подробно объяснить, как надо начинать, другие могут сделать рисунок без подсказки, один тянет руку, даже когда не знает что сказать, а другой знает, но молчит, у одних, быстрый темп реагирования, другие медленно включаются в работу. Дети в изобразительной деятельности по-разному воспринимают натурную постановку и по-разному ее анализируют, у них разная способность, разное внимание, память, воображение и т.д. Разные школьники требуют от учителя в конечном счете разного подхода в обучении, т.е. индивидуального подхода, который пока в педагогике больше декларируется, но на практике мало реализуется. Возникает справедливый вопрос, может ли один учитель, хорошо знающий свое дело, учитывать индивидуальные особенности каждого из 30 своих учеников? Однозначно ответить трудно, потому что единственный ответ, «должен». Практика показывает, что рисовать может практически любой школьник, не имеющий грубых

нарушений психического развития, а потому - разных школьников нужно учить по-разному.

С первых дней обучения изобразительному искусству учителю необходимо выявить путем анализа рисунков тех детей, с кем будет труднее всего, чтобы уделить им особое внимание. С этими учениками важно не запоздать, не упустить время для педагогической, а при необходимости психологической коррекции. Самое главное- чтобы учитель мог выделить путем тестирования существенное и несущественное, то, что влияет на успешность обучения рисованию. Многие учителя жалуются на наполняемость классов и оправдывают невозможность индивидуального подхода к школьникам именно большим количеством детей, но уменьшение количества учеников в классе вовсе не снимает необходимости учета индивидуальных и возрастных особенностей. Как мы уже отмечали, что важно знать и учитывать подготовленности школьника к рисованию, особенности его возрастного развития. Практика показывает, что очень часто, даже видя индивидуальные различия детей, учитель не принимает их во внимание в процессе занятий, не понимает их значимости, а затем и просто перестает их замечать. В то же время степень обучаемости, состояние здоровья ребенка и функциональное состояние организма определяют в комплексе ту меру напряжений и усилий, которые требуются от него. Если задания чрезмерны и превышают предел функциональных возможностей организма, то тогда это неизбежно приводит к нарушению состояния здоровья. Именно этого и. должен не допустить учитель предметник.

Существует два противоположных взгляда на учебный предмет изобразительное искусство и ее влияние на организм ребенка. Многие учителя и даже родители считают, что рисование, особенно в начальных

классах, совсем нетрудно, дети не напрягаются и вообще никакой это не важный предмет среди школьных дисциплин. Другие, наоборот, считают, что рисование очень трудно, а самое главное, обязательно сопровождается утомлением и даже переутомлением. Конечно, изобразительное искусство для ребенка - сам по себе нелегкий предмет, но утомления, а тем более переутомления можно и нужно избежать. Но это возможно только тогда, когда учитываются возрастные возможности и особенности развития организма ребенка, закономерности динамики способности и многое другое

Практика показывает, что изобразительная деятельность для школьника не только весьма интересна, но и очень важна и полезна во многих отношениях. Она позволяет школьнику передать свои впечатления от окружающего его мира, выразить на бумаге свое эмоциональное отношение к окружающему. Рисованием дети занимаются более осознанно только в школе. И чтобы эти занятия были успешными, радовали без исключения всех детей, закрепляли у них желание рисовать, творить, очень важно выявить индивидуально-психологические особенности детей в изобразительной деятельности.

В течение длительного времени проблема изучения психики школьников оставалась в стороне, а вместе с тем и исследование индивидуальных различий между детьми.

Одна из сложных и важных проблем, определяющих стратегию нашего исследования школьников, это биологическое и социальное развития ребенка. От того, с каких позиций рассматривать биологическое и социальное развитие в человеке, зависит система обучения и воспитания, ее цель, содержание, методы, организация и конечный результат

В силу индивидуальных различий восприятия и мышления детей младшего школьного возраста занятия изобразительного искусства в начальных классах составляют особую ступень обучения и воспитания. Мышление детей носит конкретный, эмоциональный характер. Их восприятие окружающих предметов и явлений тоже имеет свои особенности, в нем видение и моторно-двигательный опыт сосуществуют. Это все обусловливает наличие в изобразительной деятельности детей особых, детских приемов изображения. Переходить к приемам грамотного изображения ребенок может лишь постепенно.

В процессе обучения изобразительному искусству надо учитывать: 1) возрастные особенности школьников начальных классов; 2) интересы, которые имеют наиболее важное значение, поскольку в них особенно велика роль эмоционального начала. Предлагая модели, узоры, темы для изображения, нужно учитывать не только определенные учебные задачи, но и возможности и интересы ребенка; 3) индивидуализированные задания предлагаемых детям в процессе занятий. В настоящее время возрастает роль преподавания изобразительного искусства и его значение для всего учебного процесса в школе.

Изобразительные навыки, полученные детьми на занятиях изобразительным искусством, учитель использует на уроках правописания, математики, чтения и т.д.

В процессе занятий осуществляется, с одной стороны, обучение детей основам грамотного изображения, а с другой - развитие творческих способностей. Учитель должен стремиться к тому, чтобы рисунки всех школьников с учетом различий были не только грамотны, но и выразительны. Последнее зависит от индивидуальных особенностей восприятия, представлений школьников, от способностей к

изобразительной деятельности и проявляется в акцентировке характерных признаков формы деталей, материалов, цвета тех или иных предметов. Бережно соблюдая выразительность рисунков сильных детей, учитель должен направлять свои усилия на развитие этих качеств у всех школьников умения выразительно передавать изображаемое.

В школьной практике нередко встречаются случаи отождествления способностей с подготовленностью школьников. Некоторые учителя в целях оправдания неуспеваемости отдельных школьников стараются объяснить ее неспособностью этих школьников. Например, школьников слабо рисующих по рисованию, иногда характеризуют как неспособных к изобразительному искусству. Однако исследования психологов (Л.С.Выготский, Е.И.Игнатьев, В.И.Киреенко и др.) показывают, что неуспеваемость таких школьников нередко является следствием недостатка определенных знаний. Это говорит о том, что если учитель своевременно обнаружит этот пробел и поможет ученику восполнить недостающие знания, то он прочно займет место среди нормально рисующих школьников в классе. Но из этого нельзя делать вывод, что своевременным и разумным объяснением произошло быстрое формирование и развитие художественных способностей. В данном случае речь идет не о способностях, а о знаниях и умениях школьников. Говоря о способностях, мы имеем в виду психические свойства, присущие всем людям. Каждый нормальный ребенок обладает художественными способностями в той мере, которая необходима для усвоения школьного курса. Обучение детей без учета индивидуальных особенностей неизбежно накладывает определенный след, который губительно сказывается на дальнейшей самостоятельной творческой работе. В этом плане как правильно отмечает К Сотонин: «Почти все способности нормального человека путем

искусственного упражнения могут быть развиты весьма сильно в сравнении с естественным их состоянием» (138,.с.91) На основании опытов автор приходит к выводу, что «одаренность человека есть, видимо, именно его упражняемость, так сказать, пластичность организма» (93 стр.) Это говорит, что в нормальном организме все клетки одинаково способны к упражнению, то следовательно, можно говорить лишь об общей, а не специальной одаренности.

Из всего сказанного следует, что в учебном процессе необходимо учитывать многозначность соотношений между психическими и физиологическими особенностями детей, сложность личностных особенностей, специфику мыслительной деятельности школьников, сказывающуюся в разной обучаемости и усвоении знаний. В связи с этим возникает необходимость осуществления индивидуального подхода к школьникам на уроках изобразительного искусства. Индивидуальный подход активизирует творческие возможности всех детей, а учителям дает возможность провести каждый урок интереснее, это побуждает к заинтересованности в работе у слабых детей.

Отсюда видно, насколько велико значение осуществления индивидуального подхода к детям в изобразительной деятельности. Именно этой проблеме уделяли внимание многие исследователи детского рисунка, педагоги и психологи России, а также зарубежные ученые.

Общетеоретические положения, относящиеся к природе детского рисунка, обоснованы в трудах таких зарубежных исследователей, как Г. Кершенштейнера, В.Штерна, К.Бюлера, Дж Селли, К. Риччи, Ж. Люке, С. Шумана, а также работах русских исследователей, основоположников детского рисунка В.М.Бехтерева, С.А. Левитина, Ю.Н. Болдыревой.

Большой вклад в разработку вопросов развития личности, учета закономерностей развития ребенка для индивидуального подхода в обучении и воспитании внесли В.Г. Белинский, Н.Г. Чернышевский, Н.А. Добролюбов.

Неоценимый вклад в решение теоретических вопросов внесли такие педагоги, как Н. К. Крупская, А. С. Макаренко, В. А. Сухомлинский, К.В. Ушинский.

В центр внимания советской педагогики и психологии становится углубление и разносторонний подход в исследовании проблемы осуществления индивидуального подхода. Активно стали исследоваться аспекты проблемы, как

-индивидуальный подход к учащимся как средство повышения эффективности обучения ( В.И. Гладких, М.Д. Сонин),

-индивидуализация самостоятельной работы учащихся как средство развития их познавательной активности и самостоятельности (Н.Э. Унт, Е.С.Рабунский, Н.В. Промоторова, И.Б. Закирова),

-сочетание организации фронтальной, групповой и индивидуальной работы учащихся (В.И. Загвязинский, Е.С. Рабунский, Т.М. Николаева, Л.П. Кныш),

-индивидуализация домашних заданий (Е.С. Рабунский), -индивидуальный подход как формирование индивидуального стиля деятельности (B.C. Мерлин, Е.А. Климов, Ю.А. Самарин, Б.А. Байметов и

ДР)

Решению поставленной в диссертации проблемы способствовали

труды таких ведущих советских педагогов и психологов как:

Л.С. Выготский, П.Я. Гальперин, В.В. Давыдов, Н.Ф. Добрынин, Л.В.

Занков, К.Е. Левитин, А.Н.Леонтьев, Б.Ф.Ломов, В.Н.Мясищев,

Н.А.Менчинская, В.С.Мерлин, В.Д. Небылицын, Я.А. Пономарев, С.Л. Рубинштейн, ЮА. Самарин, В.М. Теплов, Д.Б. Эльконин и других.

При изучении индивидуальных особенностей, их диагностики, составления на их основе типологий школьников огромное значение имеют исследования ученых о свойствах высшей нервной деятельности, об особенностях темперамента И.П. Павлова, Б.М. Теплова, Б.Г. Ананьева, В.Д. Небылицына, B.C. Мерлина и др., об индивидуальных различиях в психических процессах и познавательной деятельности Б.Г. Ананьева, Д.Н.Богоявленского, НА. Менчинской, Е.Н. Кабанова-Меллера, о способностях А.Н.Леонтьева, Б.М. Теплова, Д.Н. Узнадзе В. А. Крутецкого, В.И. Киреенко, Е.И. Игнатьева, о познавательных интересах Л.И. Божовича, Н.Г. Морозовой, Л.С. Славиной Г.И. Щукиной, об индивидуальном стиле учения Е.А. Климова, Н.С. Лейтеса. Анализ показывает, что специальных исследований именно по проблеме индивидуального подхода недостаточно. В частности, в начальных классах на занятиях изобразительного искусства осуществление индивидуального подхода, в качестве самостоятельной проблемы не исследовано, хотя отдельные ее стороны отражены в трудах Б.Г. Ананьева, Е.И. Игнатьева, B.C. Кузина, Я.А. Пономарева, В.Н. Пушкина, Б. И. Теплова, С.Л. Рубинштейна, Е.В. Шорохова и другие.

В научных трудах последних лет внимание ученых привлекают некоторые вопросы активизации детского творчества. Среди них близкие по теме исследования докторские работы Н.С. Боголюбова, Е.С.Рабунского, И.Э. Унт., кандидатские исследования С.А. Аманжолова, Н.Н Андреевой, ТА. Васильевой, ГА. Горбуновой, Ж.Н. Джусупова, Н.А. Косенко, А.В. Свешникова, Б.Н. Тамбиева, а также психолого-педагогические разработки и методические пособия А. И. Васильева,

С.Е.Игнатьева, СП. Ломова, B.C. Кузина, Э.И. Кубышкиной, Н.М.Сокольниковой и других. Для решения проблемы особое значение имели для нас, научные исследования в области изучения психологии детского творчества психологов Е.И. Игнатьева, В.И. Киреенко, B.C. Кузина, Б.А.Сазонтьева, педагогические исследования А.Д. Алехина, А.И.Васильева, Н.А.Ветлугиной, СЕ. Игнатьева, Т.С Комаровой, В.В.Корешкова, В.Б. Косминской, Н.П.Костерина, Н.Н. Ростовцева, Н.И. Сакулиной, А.СХворостова, Е.А. Флериной, Е.В.Шорохова, Т.Я. Шпикаловой Н.Б.Холезовой, Б.П. Юсова и других.

Специально проведенное нами наблюдение показало, что осуществление задач развития творческой активности младших школьников в изобразительной деятельности возможно лишь в условиях реализации индивидуального подхода в процессе обучения изобразительному искусству.

Наши исследования опираются на фундаментальную концепцию образования, основанную на принципах, где в качестве ведущих выступают принцип целостности и универсальности образования, принцип воспитания личности, принцип реализации индивидуальности и принцип активности умственных и духовных усилий.

Это, прежде всего, создание максимальных условий для проявления и становления творческих возможностей младших школьников, что подразумевает, в первую очередь, снятие искусственных ограничений, барьеров, прямо подавляющих творческую активность детей на уроках изобразительного искусства.

Поэтому обязательным моментом в методических рекомендациях является требование гибкости в организации уроков, допускающее изменения в темпе, объеме, предметном содержании и сложности заданий,

поскольку сложные задания отбивают желание рисовать у слабых, а простые задания тормозят развитие изобразительной деятельности сильных детей.

В современной школьной системе для успешного развития способностей младших школьников на занятиях изобразительного искусства особо требуются методические рекомендации по осуществлению индивидуального подхода, программы, а самое главное педагогические кадры, умело владеющие психодиагностическими методами и хорошо знающие возрастную психологию детей этого возраста.

Сейчас в художественной педагогике, имеющей свои исторические
традиции и опыт, нужно расширить сферу изучения форм проявления и
развития индивидуальностей, обогатить ее новыми

психодиагностическими методами, приемами, изучение которых в новом веке необходимо для всех учебных заведений художественного образования. Анализ научных источников показывает, что не уделялось должного внимания специальным исследованиям именно проблемы осуществления индивидуального подхода в обучении младших школьников изобразительному искусству. В частности, в начальных классах на занятиях изобразительного искусства индивидуальный подход в качестве самостоятельной проблемы недостаточно исследован.

В последние годы в общеобразовательных школах все чаще в психологической и педагогической практике становится актуальным определение сущности механизмов осуществления на практике индивидуального подхода

Решение данной проблемы определяет цель нашей диссертации.

Цель исследования: теоретически обосновать, методически

разработать и экспериментально проверить необходимость реализации

индивидуального подхода в обучении младших школьников на занятиях изобразительным искусством.

Объект исследования: изобразительная деятельность младших школьников на уроках изобразительного искусства.

Предмет исследования: методика индивидуального подхода в обучении младших школьников изобразительному искусству с целью развития их способностей.

Гипотеза исследования: индивидуальный подход в обучении изобразительному искусству младших школьников будет более эффективен, если

-процесс детского творчества будет теснее взаимосвязан с теоретической, практической и учебно-познавательной деятельностью,

-содержание, формы и методы проведения учебных занятий по изобразительному искусству будут строиться с учетом индивидуально -возрастных особенностей младших школьников,

- последовательность решаемых изобразительных задач, будет учитывать индивидуальные особенности развития личностных качеств младших школьников,

-развитие творческих способностей каждого школьника будет осуществляться с учетом передовых современных педагогических технологий в обучении школьников изобразительному искусству.

Проблема, цель, предмет и гипотеза определили следующее:

задачи исследования:

-рассмотреть основные закономерности развитии детского творчества в изобразительном искусстве;

-изучить и систематизировать основные проблемы проявления индивидуальности на занятиях изобразительного искусства в историческом ракурсе;

-раскрыть основные закономерности динамику изменения индивидуально - возрастных различий младших школьников, занимающихся изобразительной деятельностью;

-разработать и экспериментально проверить методическую систему выявления уровня развития познавательных процессов в различных возрастных группах;

-с учетом возрастных и психофизиологических различий младших
школьников определить возможности использования

индивидуализированных заданий для активизации их знаний, умений и навыков;

-теоретически обосновать и разработать систему

индивидуализированных заданий с целью включения их в практику;

-определить эффективные формы и методы активизации способностей младших школьников;

-разработать учебно-методические пособия по изобразительному искусству для начальных классов общеобразовательных школ.

Методологическую и теоретическую основу исследования составляют: исторические материалы и исследования зарубежных и российских ученых в области развития детского творчества, ведущие положения физиологии, психологии, педагогики, искусствоведения; исследования социально - методологических проблем; современные учения психологии творчества о всестороннем развитии личности, о взаимосвязи обучения, воспитания и развития; исследования, посвященные выявлению индивидуально-возрастных различий в учебной деятельности,

эстетическом воспитании, методике преподавания изобразительного
искусства в школе и дошкольном учреждении, постановления, документы,
закон об образовании Республики Казахстан и концепции

художественного образования в Российской Федерации на период 2025 года.

На разных этапах опытно - экспериментальной работы использовались следующие методы исследования :

-изучение, анализ и обобщение научных, методических и монографических работ по рассматриваемой проблеме, исторических зарубежных и российских исследовательских работ ученых, архивных документов, диссертационных исследований, периодических изданий и литературы;

-изучение и анализ учебных программ для дошкольных учреждений, начальной школы, кружков по изобразительному искусству дворца школьников, школьной документации, учебных планов;

-педагогические наблюдения, беседы с учителями-предметниками, самими школьниками, анкетирование учителей, апробация методических рекомендаций, анализ передового педагогического опыта;

-анализ продуктов изобразительно-творческой деятельности младших школьников (рисование с натуры, рисование на темы, иллюстрирование и декоративное рисование);

-изучение индивидуально-возрастных различий младших школьников путем психодиагностических методик для осуществления индивидуального подхода в изобразительной деятельности;

-анализ разработанных индивидуализированных заданий и их влияние на творческую активность детей;

-статистический метод (обработка полученных данных экспериментов);

-самоанализ результатов педагогической, научной и художественно-творческой деятельности.

Организация и этапы исследования.

Экспериментальная работа проводилась на базе дошкольных учреждений и общеобразовательных школ городов (г.Жезказган, г.Сатпаев, г.Каражал) и 5-ти сельских школ (с.Байконур, с.Улытау, п.Жезды, п.Карсакпай, с.Кенгир)Республики Казахстан и Российской Федерации (г.Москва). Экспериментом охвачено около 20-ти образовательных школ, 5-ти дошкольных учреждений и более 1800 детей.

Первый этап (1987 - 1989 гг.) - поисково-творческий. Ознакомление с проблемой и осмысление ее в контексте системы образования. Изучался уровень разработанности данной проблемы в теории и практике педагогического образования, в частности, изобразительного искусства во время прохождения двухгодичной научной очной стажировки в МГПИ им. В.И. Ленина

Второй этап (1989 - 1992 гг.) - Подготовка теоретической и практической основы для постановки и проведения опытно-экспериментальной работы во время обучения в очной аспирантуре в МПГУ. Завершение кандидатской диссертации на тему: «Особенности индивидуализации обучения младших школьников I-IV классов на занятиях тематическим рисованием». (Научный руководитель: к.п.н., доцент СЕ. Игнатьев)

Третий этап (1992 - 1998 гг.) - концептуально - поисковый. Изучение и анализ опыта работы дошкольных учреждений, общеобразовательных школ по исследуемой проблеме, формирование научной гипотезы. Под руководством диссертанта в Жезказганском университете на кафедре «Изобразительного искусства» выполнены 4 дипломных, 25 курсовых

работ по методике преподавания изобразительного искусства в школе.

Продолжалась теоретическая разработка проблемы. Анализировались

w результаты проведенных экспериментов с целью выявления возрастных

4 особенностей и определения уровня развития познавательных процессов

дошкольников и младших школьников в изобразительной деятельности.

Уточнялось содержание учебных заданий по изобразительному
искусству, их методические особенности, значение и роль
индивидуального подхода в обучении и влияние их на активизацию
творческой деятельности школьников.
* Четвертый этап (1998 - 2003 гг.) - исследования были завершены и

экспериментально проверены выдвинутой гипотезой. Теоретически обоснована необходимость индивидуального подхода на занятиях изобразительным искусством.

Выявлена роль и определено значение индивидуального подхода в процессе обучения младших школьников изобразительным искусством.

Проведена систематизация и обобщены полученные результаты

#' экспериментальной работы. Уточнено и скорректировано оформление

исследования в виде монографии, 2-х учебников (Изобразительное

искусство в школе, 1-2 кл.), (Изобразительное искусство в школе, 3-4 кл.),

методических пособий, публикаций и докторской диссертации.

На защиту выносятся следующие положения:

-психолого-педагогическая концепция проявления индивидуальности
в процессе осуществления индивидуализации обучения изобразительному
ф искусству;

-система дидактических средств обучения младших школьников, включающая в себя ТСО, наглядные пособия и т.д.;

-разработанная, научно-обоснованная, экспериментально проверенная и апробированная методическая система обучения младших школьников изобразительному искусству, направленная на развитие индивидуально-возрастных особенностей детей, и успешное решение задач активизации творческой личности в изобразительной деятельности;

-программы и учебные пособия для дошкольных учреждений и школ, создающие объективную базу для реализации осуществления индивидуального подхода на разных группах ее развития.

Научная новизна исследования:

* -в диссертации поставлена, разработана и решена важная проблема
осуществления индивидуального подхода в обучении младших
школьников на занятиях изобразительным искусством;

-дано психолого-педагогическое обоснование индивидуально-возрастных различий детей младшего школьного возраста, занимающихся изобразительным искусством;

-разработаны принципы и методы применения

психодиагностических методик с целью выявления уровня развития
познавательных процессов у младших школьников для индивидуальной
работы в изобразительной деятельности;

-определены задания, учитывающие индивидуальные особенности развития ребенка в изобразительной деятельности;

-разработана и экспериментально проверена эффективная
методическая система обучения изобразительному искусству детей
ф младшего школьного возраста с учетом их индивидуальных особенностей

развития творческих способностей;

-разработаны и изданы учебники для учителей начальных классов по изобразительному искусству. (1-2 кл., 3-4 кл.)

Теоретическая значимость результатов исследования:

-в целом результаты настоящей работы позволили конкретизировать и расширить представления об индивидуальности детей и их учет в процессе обучения изобразительному искусству;

-теоретически определены и практически апробированы в школах Российской Федерации и Республике Казахстан индивидуально:возрастные различия младших школьников в изобразительной деятельности;

-определена актуальность и значимость учета индивидуальных особенностей детей младшего возраста для обучения изобразительному искусству;

-на основании обобщения экспериментальных данных, в процессе исследования динамики изменения и проявления индивидуально-возрастных различий детей, выявлены педагогические условия для индивидуальной работы с детьми начальных классов;

-в связи с индивидуально-возрастными группами детей определены разные подходы и варианты индивидуализированных заданий по изобразительному искусству.

-теоретическая значимость исследования заключается в том, что результаты вносят значительный вклад в развитие и совершенствование художественного образования и эстетического воспитания средствами изобразительного искусства, материалы исследования могут быть использованы при проведении курса лекций в Вузе, на занятиях в школе по проблемам научно-педагогических исследований.

Практическая значимость исследования обусловливается

важностью того, что разработанная нами методическая система по обучению детей младшего школьного возраста с учетом различий может быть использована в общеобразовательных школах не только Российской

Федерации и Республики Казахстан, но и других бывших союзных республик.

Выводы диссертационного исследования могут быть использованы для учебной работы в общеобразовательных школах по данной проблематике.

Результаты исследования могут быть использованы как научно-методические материалы для изучения проблем индивидуальности и совершенствования содержания, форм и методов индивидуальной работы, а также при разработке новых учебных программ и создании пособий по изобразительному искусству

Разработаны основы методики проведения индивидуализированных занятий.

Результаты исследования получили практическое применение в работе учителей изобразительного искусства начальных классов, на методических семинарах для воспитателей и учителей.

Достоверность и обоснованность полученных результатов исследования обеспечены:

-правильностью методологических и теоретических позиций, связанных с ценностным подходом к поставленной проблеме;

-разработкой и реализацией комплексной методики, адекватной объекту, цели, задачам и логике исследования;

-достоверностью экспериментального материала;

-соразмерным сочетанием качественного и количественного анализа, его хода и результатов;

-длительным характером и возможностью сопоставления полученных выводов с массовым педагогическим опытом.

Апробация и внедрение. Основное содержание и материалы исследования докладывались автором и получили одобрение на ежегодных

научно-теоретических конференциях профессорско-преподавательского состава Жезказганского педагогического института (сі983-1987гг.), а позднее университета (с1993-2003гг.); на Республиканских конференциях художественно-графических факультетов, педагогических институтов Казахстана (май 1990, Алма-Ата), Международной конференции «Культура и образование за взаимопонимание и сотрудничество» (15-18 января 1991, Алма-Ата), предложенные нами методы индивидуальной работы использовались на занятиях тематическим рисованием в школах №№201,45,993 г. Москвы и в кружке изобразительного искусства «Семицветик» Ленинградского района г. Москвы, где преподавали ведущие ученые преподаватели кафедры методики преподавания рисования, черчения и труда Московского педагогического государственного университета (1987-1992), на Республиканских конференциях художественно-графических факультетов, педагогических институтов Казахстана (май 1993, Семипалатинск). По материалам исследования были сделаны доклады на I- Международной конференции «Байконуровские чтения» (Жезказган, 2001г.), II- Международной конференции «Байконуровские чтения (Жезказган, 2002г.), III-Международной конференции «Байконуровские чтения (Жезказган, 2003г.), Международной конференции «Уалихановские чтения (Кокчетав, 2002г.) По материалам исследования были сделаны сообщения на Ленинских чтениях в МГПИ им. Ленина (1987,1988,1989,1990,1991) На Всероссийской научно-практической конференции «Художественно-педагогическое образование; история, современное состояние, перспективы развития», посвященной 60-летию художественно-графического факультета Московского педагогического государственного университета, 2002г. Тезисы выступлений, статьи по материалам

исследований, опубликованы в Вестниках научных работ преподавателей Жезказганского университета им. академика О.А. Байконурова. (№№1,2, 2001,2002,2003), в Республиканском сборнике научных трудов ученых Казахстана (Алматы, изд. «Наука»,2002) на тему: «Некоторые проблемы преподавания изобразительного искусства в общеобразовательных школах Республики Казахстан»

Основные положения исследования обсуждались на заседаниях кафедры «Изобразительного искусства» Жезказганского университета (с 1983-1987) и (с 1993-2003), на заседаниях кафедры «Рисунка и живописи» ЮКГУ им. М.О.Ауезова (2004), а также на заседаниях кафедры «Методики преподавания изобразительного искусства и черчения» художественно-графического факультета Московского педагогического государственного университета (с.1987-1992), (с1999-2002), на межвузовских совещаниях-семинарах Карагандинского государственного университета им. И.Букетова (2000) Актюбинского государственного университета им. А.Жубанова (2000-2001) Кокчетавского государственного университета им. Ш.Валиханова (2002) по проблеме методики преподавания изобразительного искусства в школе и на лекциях для студентов и учителей изобразительного искусства общеобразовательных школ городов Жезказгана, Сатпаева, Каражала. Разработанные на основе диссертации учебно-методические материалы и пособия прошли апробацию и внедрены на уроках изобразительного искусства с младшими школьниками в школах № 4 лицея им. Абая, г. Сатпаева, Альмухановой А.А и Абушахмановой Ж.К. учителями начальных классов СШ №3,4, г. Жезказгана, а также воспитателем д/с №36 Шайкамаловой Г.Б. Под руководством автора на базе школы №11 создана научно-практическая лаборатория для учителей изобразительного искусства под названием «Научно-теоретические основы

»

проявления и развития способностей младших школьников в изобразительной деятельности и методы ее исследования».

Научно-теоретические основы развития детского творчества в изобразительной деятельности

Современные дети разных стран создают картины, в которых можно встретить элементы сходства со стилевыми особенностями художественных различных направлений. Каждой культуре свойственна своя система взглядов на художественные ценности, и она присваивается ребенком. Поэтому общая направленность на реалистическое рисование внутри одной культуры определяет характер рисования детей, на которых она воздействует. Содержание детских рисунков зависит от общей умственной активности рисующего ребенка. Познавательный интерес ребенка к окружающей действительности приводит к тому, что все многообразие жизни становится предметом изображения. Для того чтобы правильно анализировать выразительные средства детского искусства, нельзя забывать о среде, в которой вырос ребенок. Каждое художественное направление имеет свой предмет изображения и создает свой набор выразительных средств. Ребенок присваивает выразительные средства так же, как всю духовную культуру общества, в котором живет. В настоящее время горя и проблем, которые окружают детей, очень много. Мы, взрослые, перед ними в долгу. Дети - одаренные художники. Они помогают нам верить в силу идеала. И не стоит объявлять эту веру заблуждением. Они не случайно видят в жизни и создают в своем искусстве идеальные образы. Детский рисунок-это первое и полное впечатление, которое рождается от столкновения чистой мечты с жизнью. Сейчас, когда многие пытаются развенчать человека, попирая гуманистические принципы человеколюбия и добра, нам особенно нужна стойкая вера в то, что счастье должно быть у всех. Детское творчество сеет в нас надежды, что мир и спокойствие станут все-таки уделом будущего человечества. А то, что сегодня мы не можем воплотить в жизнь эти чаяния, искусство детей заставляет нас переживать еще горше.

Дети огромная часть человечества. По этому поводу вспомним слова великого английского поэта Уильям Блейка, ребенок - отец человека. Прикасаясь к искусству детей, мы всякий раз испытываем любовь к детству как к своей настоящей родине, как к своему истоку.

Детские работы - важное подспорье для взаимодействия с миром детей. Безусловно, нет лучшего способа понять детей, постичь их внутреннюю жизнь, чем познакомиться с детскими рисунками. Дети всегда рисуют солнце и человека под солнцем. Если перебирать детские рисунки, на которых изображено солнце, то можно представить себе небосвод в тысячу солнц, где каждое солнце будет особенное, непохожее на другое. Детские рисунки сегодня можно встретить всюду. Даже некоторые говорят, что рисунки детей в наши дни - это рисунки современных передвижников. Лучшие рисунки детей выставляют сегодня в разных городах. Общество воспитания детей искусством стран Европы, Африки и Ближнего Востока при Организации Объединенных Наций организует традиционную международную выставку детского рисунка. ЮНЕСКО проводит конкурсы и издает альбомы детских рисунков. В России в советское время были созданы 2 научно-исследовательские лаборатории художественного воспитания при АПН РСФСР Зав. лаборатории В.С.Кузин, Лауреат Гос. премии СССР, заслуженный деятель науки РСФСР, член-корр. РАО, доктор педагогических наук, профессор и при АПН СССР Зав. лаборатории Народный художник СССР, профессор Б.М.Неменский. В научных лабораториях работают ведущие ученые и до сих пор эти лаборатории продолжают работать. В последнее время в разных точках земного шара возникают эстетические центры с галереями детского рисунка.

О детских рисунках в наши дни говорят очень много. Для одних детский рисунок-это самая объективная информация о состоянии детского рисунка в нашей стране, это целый новый мир, вызывающий глубокую заинтересованность и серьезное желание расширить этот мир, дать ему все необходимое для его развития и серьезно разобраться в его проблемах.

Другие настороженно или даже насмешливо обращают наше внимание на действительные с их точки зрения проблемы, существующие в жизни, с раздражением указывают на инфантильность мышления в детских рисунках как будто оно может быть иным, раз это дети, на то, что ребенку чужд профессионализм. До самого конца XIX века детские рисунки были скрыты от нашего взора. Ребенок творец не обращал на себя никакого внимания, никто не умел видеть и ценить пропорции, формы, линии и краски его рисунков. И только сравнительно недавно поняли, что детские рисунки надо собирать, изучать, выставлять в музеях, коллекционировать. Стали понимать, что изобразительный талант ребенка может доставлять взрослому человеку радость. Как показывает наше наблюдение, в каком то смысле детский рисунок даже выигрышнее взрослого: во-первых, в нем нет назидательного, во-вторых, в нем нет претенциозности, в-третьих, рисунки детей очень красивы.

Талантливые дети, были во все времена; во все века, так же как сегодня, ребенок фиксировал жизненные впечатления на своих рисунках.

По детским рисункам можно воссоздать картину нашего времени: несутся поезда, мама за праздничным столом, пейзажи, портреты, машины и т.д. Ученые психологи Л.С.Выготский, Е.И.Игнатьев посвятили свою жизнь исследованию детских рисунков. Благодаря этим ученым мы получили объясняющую природу экспериментальный материал для организации учебного процесса.

В настоящее время на кафедре изобразительного искусства и черчения Московского педагогического государственного университета под руководством кандидата педагогических наук, доцента С.Е.Игнатьева проводится большая исследовательская работа по проблеме развития детского творчества. В ней участвуют не только ученые из Российских регионов, но из Украины, Белоруссии, Казахстана, Узбекистана, Таджикистана и других Республик бывшего Союза.

Сколько люди рисуют, столько существует и обучение рисованию. Все великие мастера учились у великих художников, потому что всякое обучение в конечном счете ориентируется на какие-то высшие образцы. Иначе это будет обучение ремеслу, а не искусству. Так и обучение детей в школе. Детское рисование, как мы видели, во многом, а иногда даже принципиально отличается от взрослого искусства. Что же брать за высокий образец при обучении детей рисованию? Практика показывает, было бы гораздо плодотворнее брать за высшие образцы именно детские рисунки-рисунки способных детей. Если учитель рисования разбирается во взрослом искусстве, но не понимает детского, не знает лучших образцов детского искусства и не любит детские рисунки, то он, собственно говоря, будет учить детей не тому, чему он призван учить. Вообще обучая какому-нибудь мастерству, им показывают, как надо делать, а потом исправляют ошибки в их работе, добиваясь совершенства. Так учат, например, водить машину или точить детали на станке.

В рисовании совсем по-другому рассматривает. Что такое ошибки в детском рисунке? Если их убрать, исправить, то рисунок чаще всего лишается выразительности. Взрослый чувствует: в рисунке ребенка «что-то не так». Но это с его, взрослой точки зрения. Ребенок рисует так, как он чувствует и как умеет. Не изображает то, что видит, а передает собственные ощущения, возникающие оттого, что он видит.

Ведь суть рисования, прежде всего в том, что человек, взявший в руки карандаш и бумагу, получает возможность внимательно рассмотреть и серьезно осмыслить какие-то жизненные явления, предметы или состояния. Он выходит из жизненной суеты, из быстрого потока повседневности, сосредоточивает все внимание на чем-то отдельном, иногда, на чем-то маленьком незначительном. Если ребенок напряжен, не может сосредоточиться, он рисует плохо. И вообще ребенку многое удается лишь от полной веры в себя. Обязанность взрослых - помочь ребенку довериться целиком и полностью собственным впечатлениям. В данной исследовательской работе мы рассматриваем именно эту проблему. Ребенок должен учиться рисованию, не думая о том, что он учится.

Любовь к занятию рисованием должна сохраняться при всех условиях, и здесь все зависит от чуткости педагога.

Всякое творчество демократично по самой природе. И когда ребенок рисует, нет места командованию, нажиму, угрозам, наказаниям. Тем более нет, что стремление познавать до такой степени свойственно ребенку, что никакого принуждения для этого не требуется.

Психолого-физиологические основы проявления индивидуальных различий

Индивидуальные особенности детей младшего школьного возраста могут быть выражены недостаточно отчетливо и резко. Как показывает практика, все школьники, имеют желание и стараются, возможно, лучше учиться и вести себя в школе и дома. Взрослые стараются всячески развить у детей лучшие качества.

При наличии у детей указанных общих черт между ними есть известные различия. Дети отличаются, прежде всего по своему темпераменту. Не случайно само название «темперамент» произошло от латинского слова «темпера» - пропорция или смешиванию в надлежащем соотношении. Темперамент - это особенности психической деятельности человека, имеющие физиологически основой тип нервной системы, характеризующийся силой или слабостью, уравновешенностью или неуравновешенностью, подвижностью или инертностью нервных процессов. (БСЭ, т.42, с. 194)

Психическая жизнь человека подобна водному потоку. Непрерывно сменяют друг друга впечатления внешнего мира, воспоминания о прошлом, мечты о будущем, желания, мысли, чувства. Течение этого потока душевной жизни у разных людей различно. Психика одних людей подобна широкой многоводной реке у устья, течения и не заметно, а какая мощь и сила таится в этом потоке. Психика других подобна горной речке. Бурно и шумно несется она по ущелью, а воды в ней по щиколотку.

Одни люди реагируют на все страстно, эмоционально, другие хладнокровны и равнодушны. Одни быстро и легко откликаются на факты и события окружающей жизни. Они впечатлительны. Другие - медленно и с трудом. Они вялы и апатичны. Одни порывисты. Другие размеренны и рассудительны. Все эти различия, это различия в течении психической деятельности, силе, скорости, плавности и т.д. Свойства темперамента, это и есть такие свойства психики в целом, которые определяют динамику психической деятельности человека. Мы не должны забывать о том, что течение психической жизни зависит не только от темперамента. Оно зависит также от внешних условий жизни и побуждающих мотивов. Например, у любого человека, независимо от его темперамента, смерть близкого человека вызывает сильные и глубокие чувства, приближение к конечному завершающему этапу работы вызовет прилив энергии и ускорение работы. В отличие от таких временных изменений в течении психической деятельности, свойства темперамента могут проявиться при любых обстоятельствах и независимо от мотивов деятельности. Темперамент человека может проявиться всегда и во всем - в работе и во время отдыха, в походке, в речи, в радости и печали. Свойства темперамента определяют наиболее общую характеристику течения психической деятельности человека. Так как течение психической деятельности зависит не только от свойств темперамента, но и от конкретных внешних условий и мотивов деятельности, то лучше всего обнаруживается темперамент, когда сила мотивов существенно не изменяется, а внешние условия наибольшим образом противодействуют проявлениям темперамента. Так, неуравновешенность человека проявляется в наибольшей степени тогда, когда обстоятельства требуют наибольшей выдержки, например в обстановке смертельной опасности и т.п. Как и психическое свойство личности, темперамент лучше всего обнаруживается в трудных для человека обстоятельствах. Это не значит, что в обычных и легких для человека условиях темперамент не проявляется. Его только труднее распознать и отличить от других проявлений.

Мы не ставим перед собой задачу давать анализ всех имеющихся у человека индивидуальных и индивидуально-типологических особенностей, а рассмотриваем лишь те, которые постоянно проявляются в познавательной деятельности, но прежде всего в свойствах высшей нервной деятельности и темпераменте.

Теория темперамента представляет собой органическую часть общего психологического учения о личности. Поэтому основные проблемы теории темперамента, это те, от разрешения которых зависят общие проблемы теории личности.

Индивидуальное своеобразие психики, одна из существенных сторон в психологической характеристике личности. Будучи социально типичной, личность всегда также и индивидуальность. Поэтому вопрос о связи темперамента и личности, это вопрос о том, какую роль играет индивидуальное своеобразие темперамента в структуре и развитии личности, не говоря о педагогическом значении

В постановке проблемы с точки зрения закономерностей развития основной, исходный факт заключается в том, что среди всех присущих человеку индивидуальных особенностей психики свойства темперамента в онтогенезе наиболее устойчивы и консервативны. Степень и причины этой устойчивости можно понимать различным образом. Например, в реакционных биологизаторских учениях (немецкий психиатр Э. Кречмер) утверждается, что свойства темперамента абсолютно неизменны, конституционально обусловлены и связаны с расовыми признаками. С точки зрения отечественной психологии свойства темперамента изменчивы и воспитуемы. (И.В. Страхов, А.В. Запорожец, П.А. Рудик и др.) По мнению советских психологов, благодаря большей устойчивости и консервативности свойств темперамента возникают многообразные противоречия между ними и теми индивидуальными особенностями, которые легче и быстрее изменяются под влиянием социальных условий и условий воспитания. Например, неуравновешенность холерика может противоречить его дисциплинированности, слабая эмоциональная возбудимость флегматика может противоречить его отзывчивости и стремлению откликаться на все запросы и нужды окружающих людей. Основная проблема теории темперамента заключается в том, чтобы выяснить, как разрешаются эти противоречия в развитии личности и как они отражаются в структуре личности.

Индивидуально-возрастные особенности проявления различий в рисовании с натуры

Из всех видов школьных занятий, рисование с натуры занимает ведущее место в обучении школьников основам изобразительного искусства. Рисовать с натуры - это значит рисовать предмет или предметы, которые находятся непосредственно перед рисующим. Рисуя, школьник может все время рассматривать эти предметы, сравнивать их со своим рисунком, уточнять его и это является основной задачей для рисующих. Такое рисование развивает способность целенаправленно рассматривать рисуемый предмет, анализировать его строение, форму, окраску, устанавливать его сходство и различие с другими предметами. Рисование с натуры воспитывает способность более тонкого и точного различия характерных особенностей в окружающих предметах. Поэтому наряду с рисованием по представлению ребенка надо постепенно с учетом возрастных возможностей приучить и к рисованию с натуры.

Для выявления индивидуальных особенностей и возрастных возможностей младших школьников I-IV классов в изобразительной деятельности нами проводился констатирующий эксперимент по проблеме исследования рисования с натуры, декоративного рисования, иллюстрирования и тематического рисования в течение десяти лет в общеобразовательных школах №№ 201,45, г.Москвы (Российская Федерация),школах №№ 1,3,4, и в кружке «изобразительного искусства» при Дворце школьников, г.Жезказгана, школах №№ 4,25, и в детском саду №36 г.Сатпаева ( Республика Казахстан) Использовались дипломные материалы и результаты педагогической практики студентов специальности «изобразительное искусство и черчение» Жезказганского

Университета им. Байконурова, осуществлявшихся под нашим руководством.

Все задания рисования с натуры школьники выполняли в обычных условиях классной работы, предусмотренной школьной программой. В процессе анализа действующих современных программ по изобразительному искусству в общеобразовательных школах Республики Казахстан для начальных классов были существенные расхождения по тематике, по объему, содержанию между Российской программой. Нами было обобщено все ценное в развитии методики преподавания этого предмета в Российской Федерации и Республике Казахстан, и на этой основе разработаны программы по всем видам занятий. Прежде всего, при разработке программ, мы старались учитывать так, чтобы предлагаемая каждая тема урока по объему, содержанию и по доступности приближалась к возрастным периодам их развития Отрадно отметить, то, что в последнее время во многих школах в начальных классах, уроки изобразительного искусства стали преподавать специалисты с художественным образованием, это правильное решение, но тем не менее еще встречаются историки, математики, не имеющие никакого отношения к изобразительной деятельности. Некоторые руководители школ утверждают, что для преподавания предмета изобразительного искусства не обязательно иметь специальное художественно-педагогическое образование. Поэтому в некоторых школах, не выделяются специальный ИЗО кабинет, а учителей используют в свободное от занятий время, в качестве художника оформителя без дополнительных оплат.

В успешном решении задачи обучения изобразительному искусству огромную роль играет специально оборудованный кабинет, который обеспечен наглядными и учебными пособиями, гипсовыми реквизитами и самими детскими работами. А также нельзя не отметить влияние рабочей тетради, которая в последнее время повсеместно используется в начальных классах вместо тетради для рисования. В тетради дается готовый рисунок и рядом с начерченным квадратиком для рисования, как мы наблюдали, многие школьники особо не обращая внимание на объяснение учителя, самостоятельно механически скопировали рисунок В результате, основные требования рисования школьниками не соблюдаются и не выполняются - это например, выбор формата, поэтапное построение предмета, анализ формы и т.д.. Мы не должны забывать о том, что урок изобразительного искусства в отличие от других школьных дисциплин - требует от каждого ребенка своеобразного творческого подхода. По этому поводу огромное значение имеет мнение психолога Е.И.Игнатьева. Он говорил, что «что нельзя рассматривать процесс рисования как простой процесс отражения на листе бумаги. Каждая линия важна в рисунке только относительно других красочных пятен. Перед рисующим стоит сложнейшая задача увидеть реальные отношения линий, плоскостей, цветов и передать эти отношения в своем рисунке. Нахождение этих сложнейших отношений теснейшим образом связаны с процессами рассуждения. Для того, чтобы точнее и глубже познать изображаемый предмет, нужно раскрыть и понять его связи с другими предметами и тот фон, на котором дан этот предмет»(121, с.97). Вот какую сложную операцию совершает каждый ребенок при рисовании любого задания. Не во всех выше перечисленных школах, где проводился эксперимент, уроки изобразительного искусства вели специалисты со специальным художественным образованием, в школах №№ 1,4 г.Жезказгана, №25 и в детском саду № 36, г. Сатпаева уроки вели учителя начальных классов. После окончания каждого урока проводивший учитель проверял работы детей и ставил оценку. Для анализа выполненных детьми работ во всех классах мы использовали схему критериев. Основные критерии разработаны в соответствии с существующими программами для начальных классов.При изложении результатов исследования мы объединили I класс со П и ПІ с IV.

Экспериментальные исследования ученых в плане изучения детских рисунков подтверждают, что по этим критериям можно получить объективные материалы в оценке изобразительной деятельности детей не только по рисованию с натуры, а также по тематическому и декоративному рисованию, но при этом критерии оценок должны быть разными.

Похожие диссертации на Индивидуальный подход в обучении младших школьников изобразительному искусству