Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Использование произведений живописи на уроках риторики в пятом классе Штыркина Оксана Павловна

Использование произведений живописи на уроках риторики в пятом классе
<
Использование произведений живописи на уроках риторики в пятом классе Использование произведений живописи на уроках риторики в пятом классе Использование произведений живописи на уроках риторики в пятом классе Использование произведений живописи на уроках риторики в пятом классе Использование произведений живописи на уроках риторики в пятом классе Использование произведений живописи на уроках риторики в пятом классе Использование произведений живописи на уроках риторики в пятом классе Использование произведений живописи на уроках риторики в пятом классе Использование произведений живописи на уроках риторики в пятом классе
>

Данный автореферат диссертации должен поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - 240 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Штыркина Оксана Павловна. Использование произведений живописи на уроках риторики в пятом классе : Дис. ... канд. пед. наук : 13.00.02 : Москва, 2001 161 c. РГБ ОД, 61:01-13/1641-7

Содержание к диссертации

Введение

ГЛАВАI. МЕТОДИКА ИСПОЛЬЗОВАНИЯ КАРТИН НА УРОКАХ РАЗВИТИЯ РЕЧИ (В АСПЕКТЕ РИТОРИКИ КАК УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА) 11

ВЫВОДЫ 25

ГЛАВА II. ГОТОВНОСТЬ УЧАЩИХСЯ РАБОТАТЬ ПО КАРТИНАМ НА УРОКАХ РИТОРИКИ (КОНСТАТИРУЮЩИЙ СРЕЗ) 28

ВЫВОДЫ 53

ГЛАВА III. МЕТОДИКА ИСПОЛЬЗОВАНИЯ КАРТИН НА УРОКАХ РИТОРИКИ

61. Требования к отбору картин для уроков иторики 55

62. Программа опытного обучения 59

63. Методы, приемы, последовательность обучения 65

ВЫВОДЫ 80

ГЛАВА IV. ХОД ОПЫТНОГО ОБУЧЕНИЯ. ИТОГИ РАБОТЫ 81

ВЫВОДЫ 106

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 108

ЛИТЕРАТУРА 113

ПРИЛОЖЕНИЕ:

1.СПИСОК КАРТИН , 125

2.ПРОГРАММА ОПЫТНОГО ОБУЧЕНИЯ В ТАБЛИЧНОЙ ФОРМЕ (ТАБЛ.1) 127

3.СПИСОК "ПОРТРЕТНЫХ" СЛОВ И СЛОВОСОЧЕТАНИЙ (СЛОВАРЬ-МИНИМУМ) 131

4.ТАБ ЛИЦА "ЖЕСТЫ. ФУНЦКИИ ЖЕСТОВ "(ТАБЛ.2) 133

5.РАБОТЫ УЧАЩИХСЯ 135

6.РЕПРОДУКЦИИ КАРТИН 152

Введение к работе

Актуальность.

Учебный предмет риторики недавно введен в практику преподавания средней школы. Активно развивается методика преподавания риторики в школе, ведется поиск приемов, методов и средств обучения этому предмету. Риторика - предмет новый, необычный, предмет практической направленности, требующий специфических, разнообразных, ярких, привлекающих внимание детей средств наглядности (таких как учебные рисунки, художественные фотографии, произведения музыки, графики и др.); и вместе с тем эти средства наглядности должны соответ-стветствовать целям и задачам данного учебного предмета.

В нашем диссертационном исследовании рассматривается вопрос об использовании произведений живописи на уроках риторики в пятом классе. Мы остановили свой выбор именно на этом средстве обучения, поскольку считаем, что дидактические преимущества картин в ряду других средств наглядности (учебный рисунок, иллюстрации, художественные фотографии) предопределяют их целесообразное использование на уроках риторики.

Произведения мастеров живописи представляются нам особенно эффективным средством введения риторических понятий, связанных с невербальным общением, например: праксимика, кинесика, взгляд, жест одобрения, групповая композиция и т.д.

Поэтому особое внимание мы уделяем вопросу использования произведений живописи именно при изучении темы "Невербальное общение".

Задачи уроков риторики заключаются в формировании личности, владеющей коммуникативно-риторическими умениями, способами

эффективного решения поставленных коммуникативных задач (см. работы Л.М.Зельмановой, Т.А.Ладыженской [28]; [65]; [70]; [100]).

Одним из составляющих компонентов процесса общения являются невербальные средства общения, т.е. жесты, позы, мимика. От успешного применения, различения, понимания значений средств невербального общения зависят во многом качество и результат общения

(А.А.Акишина, А.А.Бодалев, Е.М.Верещагин, И.Н. Горелов,

Е.А.Ермолаева, Л.А.Какнадзе, Е.В.Красильникова, Л.Ж.Крысин,

Г.А.Лабунская, Т.М.Николаева и др.)

На уроках риторики мы формируем у школьников данные умения, поясняя, иллюстрируя жесты, позы и мимику.

Дидактические возможности картин позволяют наиболее ярко пояснить коммуникативную ситуацию и функции средств невербального общения. Ведь истинный художник, стараясь показать самый острый, самый напряженный момент общения, тщательно отбирает для его раскрытия особенно точные, особенно выразительные, соответствующие данной ситуации жесты, позы и мимику героев своего полотна. Для того чтобы зрителям были понятен замысел автора, его чувства, его отношение к изображенному, о которых он не может рассказать словами, художник изображает именно ту ситуацию и именно те выражения лиц героев и их позы, которые воздействуют на чувства зрителей, заставляют их задумываться над замыслом художника и реализацией этого замысла (Э.М.Белютин, Н.Н.Волков, Г.Л.Демосфенова, Е.Ф.Ковтун,

Т.В.Шуртакова, В.Н.Яковлев и др.).

Такое свойство изобразительного искусства, выражающееся в наиболее тщательном отборе убедительных жестов, поз и мимики, раскрывающих художественный замысел, и в той степени эмоционального воздействия, которая позволяет "вводить" зрителя в изображенную ситуацию общения, позволяет говорить о целесообразности использования

произведений живописи на уроках риторики при изучении темы "Невербальное общение".

Вместе с этим картины - полифункциональное средство обучения, и они могут занимать достойное место и при изучении других тем учебного предмета риторики, например, таких как "Речевая задача", " Речевая ситуация", "Виды общения", "Речевые жанры" и некоторых других. Вопрос использования картин на уроках риторики только приоткрыт, и пока мы лишь ограничиваемся одной темой.

При разработке методики применения произведений живописи на уроках риторики мы учитывали, что особенности работы по картинам достаточно глубоко разработаны и освещены в методике русского языка (см. Главу I).

Итак, при определении актуальности диссертационного исследования мы исходили из практики обучения риторике и применения картин на уроках русского языка, а также из конкретного опыта работы в общеооб-разовательной школе. На этой основе выявлены противоречия между:

- новизной учебного предмета риторики, его специфики и отсутствием специальных средств обучения, которые благотворно повлияли бы на усвоение учениками коммуникативно- риторических знаний и умений;

потребностью современного общества в эстетически развитой и духовно богатой личности и низким уровнем общей культуры и эстетического кругозора учащихся;

- необходимостью разнообразия уроков риторики и недостаточным уровнем эмоционального воздействия имеющегося в учебниках риторики иллюстративного материала в пятом классе (см. учебник "Школьная риторика: 5 класс: Учебное пособие для общеобразовательной школы. В 2 ч./ Под ред. Т.А.Ладыженской. - 2-е изд., перераб. - М.: Издательский дом "С - инфо", Издательство "Баллас ЛТД", 1998).

Цель исследования — разработка и опытная проверка методики использования произведений живописи на уроках риторики в пятом классе.

Исходя из цели исследования, мы сформулировали следующую гипотезу: эффективность уроков риторики (уровень формирования коммуникативно-риторических умений) и уровень эстетического развития учащихся можно повысить.если:

в ряду средств наглядности использовать репродукции картин высокого художественного достоинства, учитывая при этом задачи и содержание нового учебного предмета;

- отобрать изобразительный материал для уроков риторики и обосновать принципы его отбора;

- проверить в опытном обучении эффективность разработанной методики.

Основой для разработки нашей методики послужила концепция курса риторики, разработанная кафедрой риторики и культуры речи МПГУ, достижения методики использования картин на уроках русского языка, личный опыт работы в общеобразовательной школе.

Для реализации поставленной цели и проверки выдвинутой гипотезы необходимо решить следующие задачи:

- изучить методическую, психолого-педагогическую и искусствоведческую литературу по данной проблеме и определить степень ее разработанности;

- подобрать соответствующий изобразительный материал;

- составить программу опытного обучения, на ее основе разработать и провести уроки в пятом классе;

- обосновать и сформулировать требования к отбору произведений живописи и к мето дикие их использования на уроках риторики в пятом классе;

- разработать методику использования картин на уроках риторики (на примере программы пятого класса);

- проверить эффективность разработанной методики.

Для решения поставленных задач использовались следующие методы исследования:

анализ методической, психолого-педагогической и искусствоведческой литературы;

- анализ фонда изобразительного материала, который может быть использован на уроках риторики;

- констатирующий срез, включающий анкетирование учащихся пятых классов, письменные работы школьников (сочинения), ассоциативный эксперимент;

- опытное обучение (1995 - 2000 гг.), которое строилось с учетом того, что дал констатирующий срез.

Для опытного обучения была разработана особая программа с учетом

специфики данного предмета и возможностей картин.

Научная новизна исследования заключается в следующем: выявлены особенности использования произведений живописи на уроках риторики, которые заключаются главным образом в применении приемов специального "риторического" рассматривания; риторического анализа картины и его разновидностей (репродуктивный анализ, анализ с обоснованием, анализ с оценкой, анализ с элементами воображения, предугадывание особенностей общения на основании изображенного) и заданий риторического характера;

- получены данные об уровне готовности пятиклассников к работе по картинам на уроках риторики, в частности их неумение описывать изображенных на картине персонажей и средства их несловесного общения, низкий уровень владения портретной лексикой;

- уточнены принципы отбора изобразительного материала для уроков риторики в пятом классе, в соответствии с которым особое место принадлежит картинам, на которых изображено общение;

Наша программа может служить основой для составления аналогичных программ для других классов, по другим темам риторики. Как показал поисковый опыт, картины можно использовать не только при изучении темы "Невербальное общение"; с их помощью поясняются виды общения, некоторые речевые жанры (просьба, комплимент, упрек, портретный очерк и др.) и т. д.

Практическая значимость исследования состоит в следующем:

- разработаны задания по формированию коммуникативно-риторических умений при использовании картин;

- отобран изобразительный материал, который может быть использован на уроках риторики в пятом классе;

- создана и проверена опытным путем (1995-2000 гг.) методика использования произведений живописи на уроках риторики.

Обоснованность и достоверность результатов исследования подтверждается данными анализа методической, психолого-педагогической и искусствоведческой литературы, результатами констатирующего эксперимента и опытного обучения.

Основные положения, выносимые на защиту:

1 Дидактические преимущества картин (многоканальность воздействия, особый эмоциональный фон, возможность расширить у школьников круг ассоциаций, более глубоко осмыслить риторческие понятия) предопределяют целесообразность их использования на уроках риторики. Повышая эстетический уровень развития учащихся, худо

жественные полотна, вместе с тем, вносят разнообразие в учебный процесс.

2. При отборе картин для уроков риторики преимущество нужно отдавать тем полотнам, в центре которых отражена ситуация общения - межличностное общение, групповое, массовое; официальное -неофициальное и т.д.

3. Картины обогащают речь школьников оценочной лексикой и словами, с помощью которых ученики описывают особенности несловесного поведения, невербальные средства общения, характер человека.

Структура и основное содержание работы.

Работа состоит из четырех глав, введения, заключения, списка использованной литературы и приложения.

В первой главе диссертации рассматривается вопрос об использовании картин на уроках русского языка в аспекте риторики как учебного предмета. В данной главе освещены основные методические положения работы с произведениями живописи на уроках развития речи (направленность анализа, критерии отбора картин, типология заданий и др.) и выделены те из них, которые сохраняют свое значение для уроков риторики.

Во второй главе диссертации " Готовность учащихся работать по картинам на уроках риторики. Констатирующий срез" описываются три серии констатирующего эксперимента, включающих анкетирование, ряд пробных уроков и выявление уровня лексического запаса учащихся.

Третья глава нашей работы Методические возможности картин на уроках риторики" включает три параграфа:

1. Требования к отбору картин для уроков риторики.

2. Программа опытного обучения.

3. Методы, приемы, последовательность обучения.

В четвертой главе "Ход опытного обучения. Итоги работы" описываются уроки риторики, где используются в разных дидактических целях картины мастеров живописи и проводится сравнительный анализ уровня лексического запаса школьников до и после опытного обучения, а также анализ результатов второго (проверочного) анкетирования.

В заключении сформулированы выводы по теме диссертации, обобщены результаты экспериментальной и опытной работы.

В приложении даны список картин, программа опытного обучения в табличной форме, таблица языковых средств для обозначения средств невербального общения, работы учащихся, репродукции картин, использованных во время опытного обучения.

Возможности картин только приоткрыты, поскольку это начальный этап исследования проблемы, но они могут использоваться более широко и занять достойное место в системе средств наглядности на уроках риторики. Для нас было важным доказать принципиальную необходимость этого материала в преподавании школьного курса риторики.

Методика использования картин на уроках развития речи (в аспекте риторики как учебного предмета

Для успешного выполнения поставленных в данном исследовании задач, для разработки подхода к использованию картин как средства обучения на уроках риторики нам необходимо было обратиться к анализу этой проблемы в методике русского языка. Как показал анализ литературы, в методике мы находим важные положения, имеющие большое значение и для уроков риторики. Уточним эти методические положения. 1. О методической целесообразности, эффективности работы по картинам на уроках русского языка высказывались многие педагоги (К.Д. Ушинский, Н.К.Крупская, В.П.Вахтеров, Б.М.Козлов, Т.Г.Лубенец, М.А.Рыбникова и др.). О картине как о средстве развития речи писали Н.М. Виккер, Горчак А.Н., Зельманова Л.М., Каноныкин Н.П., Ладыженская Т.А., Львов М.Р., Ходякова Л.А. и др. Так, Н.К.Крупская, подтверждая эффективность работы по картине в школе, отмечала: " Чтобы научить детей говорить живым, образным языком, надо прежде всего научить их смотреть и наблюдать" [57, с. 54]. Мысль о том, что использование картины развивает и активизирует детскую речь высказывает М. Е. Львова: "...использование картин мастеров живописи... способствует активизации речи и творческой мысли детей" [11,с.54]. Л.А.Ходякова пишет: "Картина является стимулирующей базой для порождения высказывания, употребления определенной лексики, ...обеспечивает предметно-ориентированное общение собеседников, ... дает богатый обобщенный экстралингвистический материал для формирования речевых умений и навыков,...облегчает процесс планирования и протекания речевой деятельности..."[145,с. 14].

Указанные выше методические положения работы по картине на уроках развития речи сохраняют свое значение и для уроков риторики, однако, нет специальных работ, посвященных именно этому вопросу. Следовательно, опираясь на эти положения в методике использования произведений живописи на уроках риторики, нам предстоит их уточнить. В работах методистов отмечаются следующие важные функции картин:

а) Картины облегчают формирование таких коммуникативных умений, как: собирание материалов к высказыванию, озаглавливание, раскрытие основной мысли и др. (см., например, работы Н.М.Виккер, А.Н.Горчак, Т.А.Ладыженской, М.Р.Львова, Л.А.Ходяковой и др.). В методике русского языка отмечается, что "картина помогает сосредоточить внимание на определенной теме, уяснить цель высказывания, приучить к последовательности в изложении мыслей" [Л.А.Ходякова,146,с.29]. Л.М.Зельманова также подчеркивает, что "картина подсказывает тему сочинения, предлагает нам материал, о котором можно писать и говорить. Произведения изобразительного искусства помогают... у видеть авторский замысел, соотнести его с названием картины..., уточнить основную мысль своего сочинения по этой теме"[27, с. 14 ].

Ряд методистов используют художественные полотна для обучения умению собирать и систематизировать материалы при подготовке к сочинениям по другим источникам ((таким, как литературные произведения, наблюдения природы и др.) (см. об этом, например, работы Т.В.Буровцевой, Е.Л.Глущенко, Н.М.Квитинского и др.)). Например, Т.В. Буровцева при подготовке к сочинению "Главная улица района" заранее готовит выставку пейзажных картин данной тематики.[9]

б) Подчеркивается познавательная роль живописи (А.Н.Горчак, Н.П.Каноныкин, Н.М.Квитинский, М.Р.Львов, Т.А.Ладыженская, Т.А.Ржевусская, Л.А.Ходякова и др.). Так, Н.М. Квитинский пишет: "...полотна Шишкина, Айвазовского, Саврасова, Левитана и других пейзажистов знакомят учеников с природой нашей огромной страны... Великую доблесть русского народа запечатлели в своих произведениях художники Васнецов, Суриков, Прянишников, Верещагин, Кившенко и др. Жизнь и быт различных слоев населения старой России показали Федотов, Перов, Репин, Маковский и др..."[45, с.5-6]

в) Методисты отмечают, что картина, как источник ярких впечатлений, воздействует на детские эмоции, заставляет школьников переживать, думать, чувствовать. "Живопись помогает создавать психологическую настроенность, рождает эмоции..."[ Т.А.Ржевусская, 104,с.4 ]. Обострение эмоций учащихся способствует "полноценному восприятью других видов и жанров искусства" [ О.Н.Рыбникова, 108,с.2].

г) Отмечается, что картина содействует более полному, точному пониманию искусства, трепетному отношению к нему, желательному, сознательному стремлению к восприятию других произведений искусства; что использование картин на уроках русского языка эстетически развивает учащихся, развивает их творческие способности, художественный вкус, умение понимать и ценить истинные художественные произведения искусства"[Н.М.Квитинский, 45,с.З], т.е. выполняет одну из наиболее важных задач школьного обучения.

Готовность учащихся работать по картинам на уроках риторики (констатирующий срез)

Так как для учащихся экспериментального класса урок с использованием картины - новый вид работы, преподаватель отмечает его необычность. Учитель: " На уроках риторики мы много говорили об общении, теперь же нам необходимо выяснить, как (с помощью каких средств) передается общение в живописи, научиться анализировать и оценивать изображенное художником общение. Обычно мы работали с рисунками учебника, а сегодня вам предстоит познакомиться с истинным произведением изобразительного искусства - картиной О. Богаевской "Детский праздник".

III. Вступительное слово учителя, направленное на подготовку учащихся к восприятию темы картины: "В нашей жизни часто бывают праздники, на которых встречаются разговаривают, веселятся друзья, а иногда и незнакомые люди .Вы конечно, бывали на детских праздниках в окружении своих одноклассников, друзей, совсем незнакомых ребят. И в тот день вы очень много и по-разному общались..."

Вступительное слово переходит в беседу.

IV. Беседа:

- Вспомните один из таких праздников.

Каким было ваше настроение? В чем оно выражалось? Много ли вы разговаривали в тот день? Познакомились ли вы с кем -нибудь? Как это произошло?"

Поставленные вопросы не вызвают затруднений, об этом свидетельствуют ответы учащихся (стиль и синтаксические особенности детской речи здесь и далее будут сохранены). Например:

- Я вспоминаю школьный новогодний карнавал в прошлом году. В тот день мне было очень весело, у меня было хорошее настроение, я много смеялась, танцевала с другими девочками из нашего класса. Там была моя подруга, мы с ней говорили о том, какая красивая елка, смешные клоуны и кто получит первый приз за карнавальный костюм. Потом мы всем классом играли в слова, а потом у нас был конкурс с ребятами из третьего класса, и тогда я познакомилась с некоторыми из них.

Беседа подготовила учащихся к ассоциативному эксперименту, направленному на актуализацию их словарного запаса для составления высказывания по теме картины. У.Актуализация словаря учащихся.

Учитель предлагает школьникам в течение трех минут вспомнить и записать все те языковые средства, с помощью которых они могли бы ярко и детально рассказать об общении, состоявшемся на одном из детских праздников. По окончании отведенного на эту работу времени в классе были заслушаны некоторые ответы. Среди записанных языковых средств встречались следующие: разговор, выступление, диалог, рассказы, встреча, беседа, смех, ведущий, зрители и др.

Требования к отбору картин для уроков иторики

Вряд ли в настоящее время требует развернутых доказательств мысль о том, что в школе должен быть специальный учебный предмет, который давал бы знания общекультурного плана о речи и помогал бы овладеть коммуникативно-речевыми умениями, столь необходимыми в жизни каждого человека" [ТА.Ладыженская, 100]. Риторика - предмет чисто практический. Т.А.Ладыженская пишет: "Этот курс, дополняя курс лингвистики языка (но не заменяя последний), должен добрать в себя тот "довесок" к языковому курсу, который обозначается в действующих программах по родному языку как "Связная речь", "Работа над изложениями и сочинениями" и т.п. [66]. Основная задача уроков риторики -научить "умелой, искус ной, эффективной речи" [100], т.е. эффективному, результативному общению. На уроках риторики мы учим школьников не просто рассказывать, описывать, а решать конкретные коммуникативные задачи (убеждать, просить, отказывать, поздравлять, разумно спорить и мн. др.) и строить высказывания в конкретных речевых жанрах. Программа по риторике включает "коммуникативно-речевые (в том числе риторические) умения и навыки: инструментальные знания, речеведческие понятия (в том числе риторические); риторические идеи"[100]. В программе выделено два блока: "Общение" и "Речевые жанры". Компоненты смысловых блоков - это то новое, чего нет в программе по развитию речи (понятие об общении, виды общения, речевая ситуация и др.) Две группы основных умений: анализировать общение и общаться -подчеркивают принципиальную разницу между риторикой и развитием речи на уроках русского языка.

Наше исследование связано с отбором и интерпретацией произведений живописи для решения учебных задач риторики. Как показало исследование, использование картин наиболее оправдано при изучении таких тем в пятом классе, как "Общение", "Средства несловесного общения", "Речевая ситуация, ее компоненты" и некоторых других.

Как и любой другой предмет, риторика требует специальных средств обучения. Для уроков риторики необходимы не только текстовые образцы различных речевых жанров, но и изобразительные образцы речевого поведения коммуникантов, поясняющие эффективность общения, различные ситуации общения, компоненты речевых ситуаций и т.д. Их применение будет способствовать успешному использованию школьниками языковых и несловесных средств общения.

На уроках риторики полезны все виды средств обучения, оправдавшие себя в практике преподавания русского языка: печатные, звуковые, экранные, экранно-звуковые. Но меняется их соотношение. Большее значение приобретают ЭЗС, обеспечивающие звуко-зрительный синтез, и компьютерные программы, позволяющие легко видоизменять ситуации общения (Л.М.Зельманова, Н.В.Ладыженская [29];[65]).

Существуют два основных пути материально-технического оснащения: адаптация имеющегося учебного фонда и создание специальных средств обучения. Картины выделяются нами как одно из тех специфических средств, которые можно уже сегодня адаптировать для решения задач, предусмотренных программой по риторике. Методика использования произведений живописи на уроках развития речи глубоко изучена и подробно изложена во многих исследовательских трудах (см.Главаї), однако работ, посвященных вопросу использования картин на уроках риторики, пока нет. Вместе с тем, целесообразность и значимость применения на уроках риторики художественных полотен очевидна. Опытные уроки, проведенные в ряде школ г. Москвы, показали, что использование репродукций картин высоких мастеров целесообразно при сообщении некоторых риторических понятий и формировании коммуникативно-риторических умений, и что это повышает и эстетический уровень развития учащихся.

Репродукции картин дают возможность наиболее ярко показать ситуацию общения в самый острый ее момент, жесты, мимику, позы общающихся. Риторический анализ изображенного на картине момента общения помогает школьникам понять зависимость средств несловесного общения от особенностей коммуникативной ситуации, показывает функциональную значимость поз, мимики и жестов, обогащает словарный запас учащихся. Такая работа готовит детей к грамотному "прочтению", т.е. правильному пониманию невербальных средств общения, используемых коммуникантами, и уместному, в зависимости от своей коммуникативной цели, выбору жестов, поз и мимики.

Основным требованием к отбору художественных полотен для уроков риторики мы выдвигаем возможность предъявления, пояснения изображенной на картине ситуации общения, средств ее выражения, особенностей персонажей как коммуникантов. В центре этих произведений живописи должен быть общающийся человек.

В отличие от уроков развития речи, где используются натюрморты, пейзажи, работы художников-анималистов, на уроках риторики предпочтение отдается, прежде всего, тем жанровым картинам, где изображается ситуация общения (таким, например, как "Охотники на привале" В.Г. Перова, "Пушкин на лицейском экзамене " И.Е. Репина, "Первые слова", "Рыбачок" С.А. Григорьева, "Маленькие купальщики" Ю. М. Ракши, "Гости в мастерской", "Вечер в Петергофе" Т.В.Федоровой и др.)

Похожие диссертации на Использование произведений живописи на уроках риторики в пятом классе