Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Комплексная методика профессиональной подготовки преподавателя музыки Кричевский Владимир Борисович

Комплексная методика профессиональной подготовки преподавателя музыки
<
Комплексная методика профессиональной подготовки преподавателя музыки Комплексная методика профессиональной подготовки преподавателя музыки Комплексная методика профессиональной подготовки преподавателя музыки Комплексная методика профессиональной подготовки преподавателя музыки Комплексная методика профессиональной подготовки преподавателя музыки Комплексная методика профессиональной подготовки преподавателя музыки Комплексная методика профессиональной подготовки преподавателя музыки Комплексная методика профессиональной подготовки преподавателя музыки Комплексная методика профессиональной подготовки преподавателя музыки
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Кричевский Владимир Борисович. Комплексная методика профессиональной подготовки преподавателя музыки : Дис. ... канд. пед. наук : 13.00.02 : Москва, 2003 131 c. РГБ ОД, 61:03-13/1503-3

Содержание к диссертации

Введение

Глава I. Теоретические аспекты подготовки музыканта к педагогической деятельности в классе «Труба» стр.11

1.1. Исторический анализ возникновения и совершенствования духовых инструментов. Педагогическая деятельность выдающихся музыкантов стр. 11

1.2. Аналитический обзор методических пособий по классу «Труба». Механизм и особенности исполнительского аппарата стр. 31

1.3. Особенности методической подготовки и педагогической практики по классу духовых инструментов стр. 48

1.4. Проблема взаимоотношений учителя и ученика стр. 62

Выводы по I главе стр. 71

Глава II. Опытно-экспериментальное исследование комплексной методики профессиональной подготовки студентов музыкальных колледжей к педагогической деятельности стр. 72

1. Предпосылки создания системы комплексной методики профессиональной подготовки стр. 75

2. Содержание методической подготовки и педагогической практики в условиях музыкального колледжа стр. 89

3. Этапы и результаты опытно-экспериментальной работы стр. 103

Выводы по II главе стр. 116

Заключение стр. 117

Литература стр. 120

Введение к работе

Актуальность. В настоящее время преподаватель музыки (в любой области музыкального образования) призван решать важные задачи музыкально-эстетического образования молодежи. Они связаны с перестройкой содержания, форм и методов учебно-воспитательного процесса в музыкальных школах, училищах и музыкальных колледжах. Появление новых альтернативных учебных заведений, а в связи с этим и учебных планов и программ, открывает перед преподавателем музыки широкую возможность для проявления творческих компонентов деятельности. В этих условиях требования к профессионализму преподавателя музыки значительно возрастают, а это во многом связано с его предшествующей профессионально-педагогической подготовкой.

В музыкальных училищах, колледжах, вузах уже сложилась последовательная система, обеспечивающая психолого-педагогическую, музыкально-исполнительскую и теоретическую подготовку преподавателя музыки, а также приобщение студентов уже в стенах учебных заведений к опыту педагогической деятельности. Однако несмотря на это, начинающие преподаватели проходят сложный и длительный путь профессиональной адаптации, испытывают большие затруднения, отчего значительно снижается удовлетворенность своей профессией. Одной из причин этого является неразработанность в полной мере комплексной системы методико-практической подготовки.

В современной педагогической науке накоплен значительный опыт в плане профессионально-педагогической подготовки студентов. На основе теории деятельности исследована система общепедагогической подготовки будущего учителя, широко рассматриваются проблемы направленности процесса обучения, определена роль методической подготовки студентов в системе их общей профессиональной направленности, разрабатываются эффективные методы методической подготовки преподавателя определенной специальности. Большое внимание уделяется исследованию роли и места педагогической практики в формировании основ педагогического мастерства будущего педагога (Л.Г.Арчажникова, Э.Б.Абдуллин, О.А.Абдулина, В.А.Кан-Калик, Н.В.Кузьмина, В.А.Сластенин, Л.Ф.Спирин и др.).

Все эти аспекты, разработанные больше всего в общепедагогическом плане, находят свое конкретное осмысление применительно к подготовке преподавателя музыки. Разработана концепция целостной музыкально-педагогической деятельности, и на ее основе — профессиограмма учителя музыки (Л.Г.Арчажникова), выдвигается требование комплексности его профессионально-педагогической подготовки (З.В.Румянцева), исследуется содержание и функции обобщенных понятий в профессиональной подготовке преподавателя музыки (И.Н.Немыкина) и ряд других специальных проблем.

Вместе с тем, исследования, касающиеся роли педагогической практики в подготовке будущего преподавателя музыки, весьма немногочисленны; то же можно отметить и в отношении исследования процесса методической подготовки (В.А.Аванесова, Н.К.Белова, Л.А.Исаева, Э.Н.Скуратов и др.). Вопросы взаимосвязи этих двух сторон профессионально-педагогической подготовки являлись предметом исследования лишь в некоторых научных работах (Л.Г.Арчажникова, Л.Б.Жигалова, А.Ф.Назаров, Л.В.Матвеева).

Попытки повышения методико-практического уровня профессиональной подготовки будущего преподавателя (в основном рассматриваются учителя музыки общеобразовательных школ) ограничиваются введением новых спецкурсов, спецсеминаров, дополнительных учебных занятий, то есть по преимуществу экстенсивным путем. При этом в значительной степени происходит расширение объема информации, и в меньшей степени обращается внимание на формирование практических умений. В тех же случаях, когда расширяется объем практической деятельности, это происходит как бы само по себе, вне связи с теоретическими предметами, а поэтому не обеспечивает нужного результата.

Следует подчеркнуть, что современная музыкальная наука, достигшая значительных результатов в области теории, истории, педагогики музыкального образования уделяет недостаточное внимание такому важному вопросу, как применение на практике студентами музыкальных училищ и колледжей тех теоретических знаний, которые они получают на занятиях методики преподавания игре на музыкальных инструментах, в частности на духовых.

Пробуждение интереса к педагогической деятельности тесно связано с проявлением способностей к ней. Но поскольку условия для пробуждения у студентов интереса к педагогической деятельности не созданы (в музыкальных училищах и колледжах по настоящее время проблема реальной педагогической практики пока полностью не решена). Выпускники средних специальных учебных заведений не стремятся стать педагогами детских музыкальных школ.

Те же, кто приходит в них работать, начинают заниматься педагогической деятельностью без необходимой практической и систематической подготовки. Отсюда актуальность настоящего исследования, в котором основной акцент будет сделан на проблеме формирования профессионально-педагогических качеств у студентов, занимающихся на духовых инструментах (в условиях музыкальных колледжей это наиболее отстающая область).

Многолетняя работа автора по классу трубы (36 лет), а также длительное участие в работе секции духовых инструментов Московского методического кабинета позволили проанализировать состояние дел методики преподавания игры на духовых инструментах в ДМШ.

Анализ опыта последних лет свидетельствует, что качественный уровень преподавания игры на духовых инструментах в музыкальных школах, в целом, невысок. Это выражается в низком уровне исполнительской культуры учащихся ряда школ, узости их музыкально-эстетического кругозора. Многие педагоги работают «по старинке» и не могут обойтись без определенных штампов.

Педагогический труд - одна из сложнейших областей человеческой деятельности. Профессия педагога-специалиста требует определенного багажа специальных знаний, педагогических способностей и высокой педагогической культуры. Все эти качества должны формироваться у студентов непосредственно на индивидуальных занятиях, в процессе изучения предметов методической направленности и в ходе педагогической практики. Названные предметы обязательно должны рассматриваться и преподаваться в комплексе и взаимосвязи, которая послужит в дальнейшем основой профессиональной деятельности.

В аспекте сказанного, цель настоящего исследования состоит в теоретическом обосновании и разработке комплексной методики профессиональной подготовки преподавателя музыки.

В качестве объекта исследования выступает процесс профессиональной подготовки будущего преподавателя музыки (в условиях музыкального колледжа).

Предмет исследования — комплексная методика профессиональной подготовки студентов во взаимосвязи с непрерывной педагогической практикой.

Гипотеза: эффективность профессиональной подготовки студентов может быть обеспечена при условии использования комплексной методики, понимаемой как интегративное единство различных компонентов учебно-образовательного процесса, ориентированных на решение стратегической цели обучения обеспечивающих в совокупности синергический эффект в ходе музыкальных занятий. Эффективность профессиональной подготовки студентов может быть достигнута: а) при условии организации всех ее этапов в соответствии с ведущими направлениями будущей профессиональной деятельности; б) проведения непрерывной педагогической практики, выявления оптимальных сроков ее проведения; в) усиления практического компонента в ходе методической подготовки; г) опоры на интенсивные методы при изучении курса методики игры на музыкальных инструментах, обеспечения тесной взаимосвязи его с процессом педагогической практики. Цель, предмет и гипотеза определили задачи исследования:

1. Показать историю возникновения и совершенствования духовых инструментов; дать аналитический обзор методических пособий по курсу обучения игре на духовых инструментах.

2. Раскрыть особенности содержания методической подготовки и педагогической практики по классу духовых инструментов.

3. Дать теоретическое обоснование комплексной методики профессиональной подготовки преподавателя музыки.

4. Провести опытно-экспериментальное исследование по разработке методики комплексной методики подготовки преподавателя и проверке ее эффективности.

Методологической основой исследования являются положения о единстве теоретической и практической деятельности, роли практики как критерия истины; концепция деятельности, разработанная в отечественной психологии; положения о системном и профессионально-деятельностном подходе к подготовке преподавателя музыки.

Изучались труды в области философских и искусствоведческих знаний (М.С.Каган, Н.И.Киященко, Э.И.Моносзон и др.); психолого-педагогические исследования по проблемам способностей, оптимизации процесса обучения (Ю.Е.Бабанский, А.Н.Леонтьев, И.Я.Лернер, С.Л.Рубинштейн, Б.М.Теплов и др.); по музыкознанию (Б.В.Асафьев, Е.В.Назайкинский, А.Н.Сохор и др.); по методике и методологии образования (Э.Б.Абдуллин, Л.Г.Арчажникова,

Л.А.Рапацкая, Г.М.Цыпин и др.).

При решении поставленных задач и обобщения результатов исследования использовались следующие методы исследования:

-теоретическое изучение и анализ литературы по проблеме исследования;

- анализ современного состояния работы по изучаемой проблеме;

- изучение и обобщение передового педагогического опыта;

- обобщение собственного многолетнего педагогического опыта (36 лет работы с детьми и студентами);

- методы эмпирического исследования (наблюдение, анализ педагогических ситуаций, интервью и др.);

- опытно-экспериментальная работа со школьниками ДМШ и студентами музыкального колледжа;

- анализ опытно-экспериментальных данных.

Этапы исследования:

Первый этап (1998-2000 гг.) — изучение и анализ психолого-педагогической и специальной литературы; определение цели, объекта, предмета, гипотезы и задач исследования; проведение констатирующего обследования по выявлению особенностей методической подготовки и проведения педагогической практики в условиях музыкального колледжа.

Второй этап (2000-2002 гг.) - проведение обучающего эксперимента, цель которого заключалась в проверке на практике разработанной нами концепции комплексной индивидуальной и методико-практической подготовки студентов музыкальных колледжей к педагогической деятельности.

Третий этап (2002-2003 гг.) — обобщение результатов опытно-экспериментальной работы, оформление выводов и заключения, а также диссертации в целом.

Теоретическая значимость исследования:

Рассмотрены психолого-педагогические механизмы синергического воздействия на учащегося основных элементов, образующих в совокупности комплексную методику преподавания музыки (на материале обучения игре на духовых инструментах).

Научная новизна:

Проанализированы основные составляющие комплексной методики преподавания музыкально-исполнительких дисциплин (на материале обучения игре на духовых инструментах); выявлены сущностные основания, структура и учебно-образовательные потенции данной методики.

Практическая значимость заключается в разработке конкретных методических рекомендаций по пересмотру количества учебных часов, содержания специальных профилирующих дисциплин, а также в разработке методики поэтапной профессиональной подготовки студентов. Основные результаты исследования могут быть использованы в средних и высших учебных заведениях.

Достоверность и объективность результатов исследования: научные положения, выводы и рекомендации, изложенные в диссертации, основываются на разнообразии методов исследования и большом фактическом материале, полученном в ходе многолетней практической и опытно-экспериментальной работы. Достоверность результатов и выводов подтверждена качественным анализом данных, полученных в ходе опытно-экспериментальной работы.

На защиту выносятся следующие положения:

1. Комплексная методика преподавания музыкально-исполнительких дисциплин интегрирующая различные компоненты учебно-образовательного спектра, обеспечивает синергическое максимально эффективное воздействие на учащего-музыканта.

2. Система методической подготовки является одной из определяющих

сторон профессионального становления преподавателя музыки и необходимым условием последующей успешной педагогической деятельности.

3. Эффективность процесса методической подготовки студентов может быть достигнута путем постоянной взаимосвязи индивидуального обучения, педагогической практики, учета специфических особенностей и возможностей каждого этапа.

4. Оптимальным методом данной подготовки является систематическое решение методических проблем и задач в реальных условиях естественного процесса обучения при опоре на систематически расширяющийся и углубляющийся педагогический опыт студентов.

Апробация и внедрение результатов исследования осуществлялись по следующим направлениям:

а) выступления на конференциях: по проблемам: методика и педагогическая практика в подготовке специалистов среднего звена, организация работы сектора педагогической практики в средних учебных заведениях (конференция "Проблемы педагогической подготовки студентов в контексте среднего и высшего профессионального образования" Москва, 1999 год, МГИМ имени А.Шнитке); методологические и методические проблемы музыкального образования (Межрегиональная научно-практическая конференция "Музыкальное образование сегодня и завтра" Москва, 2002 год, МПГУ)

- выступление на Учёном Совете МГИМ имени А.Шнитке;

- на общем собрании трудового коллектива МГИМ имени А.Шнитке;

- на кафедре духовых и ударных инструментов института;

- в процессе проведения практических занятий по педагогической практике в музыкальных школах Москвы (опытно-экпериментальная работа в рамках начальной педагогической практики, анализ педагогической работы практикантов);

- в процессе анкетирования и интервьюирования среди преподавателей и студентов музыкальных колледжей и институтов (г.г. Москва, Магнитогорск, Тамбов и др.).

Данные полученные в исследовании, отражены в 5 публикациях автора: тезисах и научных статьях в сборниках, изданных в Москве и Тамбове.

Исторический анализ возникновения и совершенствования духовых инструментов. Педагогическая деятельность выдающихся музыкантов

Духовые инструменты являются одними из самых древнейших инструментов мира. О первобытных инструментах мы можем судить по находкам археологов: это разнообразные свистки, кости с дырочками, рога, раковины, камыши. Музыку древних нельзя было отделить от их повседневной жизни. Первобытный человек использовал звуки, извлекаемые из рога, кости или раковины в различных обрядах, на охоте, войне, в праздничных церемониях. Каждый из этих простейших инструментов издавал свой, непохожий на другой, звук.

Постепенно первобытные люди стали замечать различное звучание названных инструментов, что послужило толчком к появлению отдельных видов духовых инструментов. Ю.А.Усов считает, что все найденные при археологических раскопках инструменты, относящиеся еще к каменному веку, уже говорят о зарождении в древнейшие времена трех прототипов современных духовых инструментов, основой для которых являлся способ звукообразования.

Это, во-первых, древние флейты - продольные, поперечные и многоствольные. В основе звукоизвлечения у них лежал современный акустический принцип: звук возникал в результате трения струи воздуха об острый край отверстия, находящегося в головке флейты.

Во-вторых, инструменты язычкового типа звукоизвлечения -прототипы современных гобоев, кларнетов и фаготов. На этих инструментах звук образовывался при помощи колебаний особых тростниковых пластинок.

И, наконец, это предки современных медных духовых инструментов, в основе звукоизвлечения которых лежит колебание воздушного столба, создаваемое непосредственно губами исполнителя.

При археологических раскопках часто встречаются простейшие флейтовые инструменты в виде глиняных окарин, изображающие фигурки животных и птиц. К простейшим народным инструментам принадлежат дудочки, закрытые с одного конца, их у разных народов называют «кугиклы» или «кувиклы», различного вида сопелки и жалейки.

Рога и деревянные трубы составляют группу мундштучных (амбушюрных) инструментов. Одним из самых популярных является труба. У каждого народа встречается своя разновидность трубы, имеющая свое специфическое название. Это русская пастушья труба, трембита у гуцулов, хоротого у грузин, карнай у узбеков, абрыта на Алтае, карьяпазун у эстонцев, сурма у белорусов, латвийский тауре, литовский тримитас, карельская торви, удмуртский чыпчырган.

Эти инструменты делаются чаще всего из дерева, иногда из металла — латуни или меди. Мундштуки бывают разъемные, а часто вытачиваются из дерева вместе с инструментов.

Ученые, основываясь на данных археологических и этнографических исследований, изучая памятники изобразительного искусства (барельефы, фрески и т.п.), пришли к выводу, что духовые инструменты, а в частности трубы, занимали важное место в древнейших музыкальных культурах мира -в Египте, Китае, Индии, Греции, Италии и других государств.

Несколько лет назад в Москве экспонировались сокровища фараона Тутанхамона (около 1400-1392 до н.э.), жившего в Древнем Египте. Среди других экспонатов, найденных в его гробнице, выставлялась металлическая труба с мундштуком, по форме напоминающая пионерский горн. Эта археологическая находка доказывает фактическое существование трубы задолго до нашей эры и ее практическое использование на войне, в культовых обрядах, на народных праздниках, придворных церемониях в Древнем Египте.

Труба была также известна задолго до нашей эры в Древнем Китае и в Древней Индии. В Китае широкое применение нашли трубы, выполненные из бронзы, имеющие воронкообразные мундштуки. Трубы имели как большие раструбы, так и малые. В Индии трубу называли «шанкха», выполнена она была из морской раковины и издавала полный и густой звук.

В Древней Греции (II—I тыс. до н.э.) существовала традиция открывать знаменитые Олимпийские спортивные игры торжественными фанфарами. Эта традиция сохранилась и до наших дней. Лучшие композиторы со всего мира, на конкурсной основе, пишут фанфары для торжественного открытия современных Олимпийских игр. В Древней Греции труба участвовала также на охоте, в торжественных праздниках и шествиях.

Аналитический обзор методических пособий по классу «Труба». Механизм и особенности исполнительского аппарата

Вопросами методики преподавания игры на духовых инструментах еще в 30-е годы прошлого века заинтересовались видные отечественные педагоги-музыканты, такие, как Розанов, Блажевич, Цыбин, Платонов, Орвид, Табаков, Еремин и другие. Были созданы первые методические разработки, выходят школы игры на духовых инструментах. Эти пособия помогают избавиться от устаревших методов преподавания, рассчитанных на узкопрофессиональную, ремесленническую подготовку учащихся. Создается отечественная методика преподавания игры на духовых инструментах.

В 1935 году профессор Московской консерватории С.В.Розанов делает первую успешную попытку научно обосновать методические вопросы обучения игре на духовых инструментах.

В 1953 году появляется вторая методическая работа на аналогичную тему доктора искусствоведения Н.И.Платонова. В ней обобщены достижения отечественной педагогики на тот период, дополнен ряд положений, касающихся амбушюра, развития слуха, организации работы с учениками и т.д.

В 1962 году было издано новое учебно-методическое пособие Б.А.Дикова «Методика обучения игре на духовых инструментах», где в систематизированном виде изложены основные вопросы исполнительства и общие принципы методики обучения. Большой раздел посвящен вопросу дыхания при игре на духовых инструментах.

В 50-70-е годы издается ряд работ, рассматривающих вопросы методики преподавания применительно к отдельным конкретным духовым инструментам. Одной из лучших была работа А.И.Усова «Вопросы теории и практики игры на валторне».

При всем том, что научно-методические работы в области духовой музыки обогатили знания в вопросах теории и практики педагогического искусства, они имели и ряд существенных недостатков. Многие специальные книги, статьи, учебные пособия, «школы», вышедшие в нашей стране, содержат с научной точки зрения неточные, расплывчатые формулировки, неконкретные, противоречивые термины. Все это вносит путаницу в обозначение и определение ведущих научно-теоретических терминов и понятий.

Понятия и термины должны нести в себе сущность научного обозначения, поскольку это - категории исторические. Вместе с тем, им свойственно постоянное совершенствование. Уже сформировавшиеся в работах одного исследователя, они могут получить более четкое толкование у другого. Следовательно, непременным условием существования понятия и термина является их согласованность с современным международным терминологическим словарем.

Студенты-практиканты, будущие педагоги, должны точно знать определение и содержание основных научно-теоретических понятий. В специальных методических работах, как правило, нет глубокого теоретического обоснования понятий рациональной, наиболее совершенной постановки при игре на медных духовых инструментах. Б.Диков, например, пишет, что термин «постановка» носит собирательный характер и означает взаимоположение инструмента и корпуса, головы, рук, ног играющего при наименьшей затрате сил при игре. Подобное объяснение ни в коей мере не раскрывает суть термина.

При игре на духовом инструменте в процессе звукообразования активное участие принимают амбушюр, дыхание, язык, пальцы. Но эти компоненты исполнительского аппарата Диков во внимание не берет. Конечно, большинство педагогов стоят на правильной точке зрения в определении понятия «постановка», но их формулировки не всегда до конца раскрывают и не всесторонне обосновывают этот термин.

Профессор Московской консерватории Ю.А.Усов предлагает современную формулировку понятия «постановка». Он пишет: «Постановкой при игре на медных духовых инструментах называется наиболее целесообразное расположение мундштука на губах, рационально сформированный амбушюр, поставленное на опору исполнительское дыхание, точные и согласованные движения языка и пальцев, удобное положение корпуса, головы, рук и ног».1

Опыт ведущих педагогов и исполнителей свидетельствует, что «постановка» может быть разделена на стандартную и нестандартную. Каждому человеку присущи те или иные типовые черты строения губ, лицевых мышц, языка и рук; они-то и обусловливают приспособляемость организма к игре на медных духовых инструментах, как впрочем и на любых других.

Предпосылки создания системы комплексной методики профессиональной подготовки

Решение поставленных выше задач требует прежде всего точного определения соответствующих понятий, характеризующих предмет исследования. В целостном процессе методико-практической подготовки можно условно выделить теоретический и практический аспекты. Понятия методико-теоретической и методико-практической подготовки будущего преподавателя должны характеризовать как процесс самой подготовки к предстоящей деятельности, так и его результат.

Понятие методико-теоретичёская подготовка подразумевает процесс овладения студентами необходимым объемом систематизированных научных знаний о содержании и задачах музыкально-эстетического воспитания, формах и методах его осуществления, о значении индивидуального обучения игре на инструменте, необходимых для этого умениях и навыках.

Понятие методико-практическая подготовка включает возможность воплощения методических знаний в практических действиях. Методико-практическая подготовка представляет собой процесс овладения основами деятельности преподавателя конкретной специальности в единстве общепедагогического и специфического для данной специальности компонентов. Это находит выражение в органическом единстве психолого-педагогических, методических и специальных знаний, умений и навыков. Целью данного процесса является формирование комплексных методических умений, а результатом — уровень владения данными умениями. При этом методико-теоретическая подготовка может осуществляться как в ходе теоретических учебных занятий, так и в процессе целенаправленных наблюдений за уроками в школе.

Методико-практическая подготовка, в свою очередь, должна осуществляться на занятиях, предусматривающих единство теоретического и практического компонентов в работе студентов на практических и лабораторных занятиях по методике, а также в ходе педагогической практики. Комплексный характер методико-практической подготовки определяется: единством методических, психолого-педагогических и специальных знаний, умений и навыков, единством теории и практики на всем протяжении обучения, а также возможностью свободного переноса сформированных методических умений в изменившиеся условия деятельности.

Методико-практическая подготовка будущего преподавателя должна предусматривать разнообразие видов деятельности с учетом синтеза общепедагогического и специального музыкального компонентов; взаимосвязь психолого-педагогических, методических и специальных музыкальных знаний, умений и навыков в содержании обучения. Уровень полученной методико-практической подготовки должен обеспечить возможность дальнейшего приобретения методических знаний и умений как в целостной музыкально-педагогической и исполнительской деятельности, так и в области сугубо частных методик, а также способность творческого их переосмысления и применения в разных педагогических ситуациях.

Таким образом, целью методико-практической подготовки будущего музыканта-преподавателя должно являться овладение различными компонентами музыкально-педагогической деятельности на основе формирования у выпускников комплексных методических умений в единстве теории и практики.

Методико-практическая подготовка должна пониматься в двух смыслах: как процесс сознательного и творческого овладения способами и приемами организации общемузыкального и специального (инструментального) обучения и воспитания школьников; как результат, выражающийся в определенном уровне владения разнообразными методическими умениями и способности оперирования ими для достижения целей и решения задач музыкального образования и развития.

Задача организации процесса методико-практической подготовки требует выявления содержания и структуры подлежащих формированию комплексных методических умений. Для этого необходимо обратиться к анализу деятельности будущего преподавателя.

Похожие диссертации на Комплексная методика профессиональной подготовки преподавателя музыки