Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Методика создания альтернативных программ по предмету "музыка" с учетом национально-региональных особенностей Бакшаева Елена Владимировна

Методика создания альтернативных программ по предмету
<
Методика создания альтернативных программ по предмету Методика создания альтернативных программ по предмету Методика создания альтернативных программ по предмету Методика создания альтернативных программ по предмету Методика создания альтернативных программ по предмету Методика создания альтернативных программ по предмету Методика создания альтернативных программ по предмету Методика создания альтернативных программ по предмету Методика создания альтернативных программ по предмету
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Бакшаева Елена Владимировна. Методика создания альтернативных программ по предмету "музыка" с учетом национально-региональных особенностей : Дис. ... канд. пед. наук : 13.00.02 Москва, 2003 286 с. РГБ ОД, 61:03-13/1994-2

Содержание к диссертации

Введение

ГЛАВА I. Теоретические основы решения проблем общего музыкального воспитания и образования. 15

1.1. Вклад выдающихся представителей музыкальной педагогики конца XIX - XX века в создание системы общего музыкального образования России 15

1.2. Личность В.Н.Шацкой, ее вклад в разработку основных систем общего музыкального воспитания и образования. 35

1.3. Исторический обзор программ по музыке с 1918 года по настоящее время. 55

Выводы по I главе. 73

ГЛАВА II. Педагогическая организация современного урока музыки. 74

2.1. Психологические основы и дидактические принципы построения программ по музыке . 74

2.2. Народная песня в современном уроке музыки и работа над вокально-хоровыми навыками. 94

Выводы по II главе. 117

ГЛАВА III. Использование национально-регионального компонента в содержании современного урока музыки. 118

3.1. Обобщение опыта учителей Чувашии по созданию альтернативных программ по предмету "Музыка" . 118

3.2. Содержание и методика опытно-экспериментальной работы с учащимися 1 -3 классов по программе "Музыкальное путешествие по родному краю". 131

Выводы по III главе. 163

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 165

Введение к работе

Актуальность исследования. Преобразования, происходящие в период социальной перестройки во всех сферах жизни нашего общества, ставят перед педагогикой искусства задачи, обусловленные противоречивыми процессами переоценки системы идеологических, религиозных, нравственных, эстетических ценностей.

В настоящее время в художественном и, в частности, музыкальном образовании школьников ясно обозначилась "проблемная ситуация": с одной стороны, очевидна острая необходимость нравственного и патриотического воспитания молодежи в духе преемственности поколений; с другой - явно недостает специальных курсов и программ, в которых знания о культурных ценностях даются с учетом национально-региональных особенностей.

Подчеркнем, что человек, не познавший культуру своего народа, вряд ли будет способен и к полноценному постижению мировой культуры. Осознание значимости национальной культуры, ее художественного компонента, должно стать фундаментальной частью программы эстетического воспитания на всех этапах становления личности. Основой основ любой национальной культуры является, как известно, народное творчество.

Следует констатировать, что в настоящее время совершился полный разрыв между певческими, народными традициями и современной поп-музыкой, оказывающей тлетворное и развращающее влияние на духовно-нравственное состояние подрастающего поколения. Истинным бедствием следует считать бесконечный поток рок-музыки, тотально заполонивший ТВ, радио и другие СМИ, несущий в себе огромную силу разрушения веками устоявшихся человеческих ценностей, связанных с идеями добра и зла. Подобное отчуждение от подлинной духовной культуры и национальных корней привело к кризису общественного сознания, выразившемуся в крайне неблагоприятной атмосфере, сложившейся в современном обществе. Особенно сложная ситуация возникла в детской и подростковой среде.

Поэтому, очевидно, назрела необходимость строить массовое музыкальное воспитание, в гораздо большей степени опираясь на традиции национальной культуры. Одной из них является формирование личности ребенка через среду, создающую условия для восприятия искусства. В связи с этим, начальное обучение музыке следует вести в контексте национальных традиций (поскольку хорошо постигается уже частично известное, но не совершенно новое), постепенно расширяя проблематику и тематику учебного процесса. Приобщение к национальному музыкальному наследию помогает сформировать в детях чувство национального самосознания, причастности к своему народу.

Подчеркнем, что фольклор всегда естественным образом входил в народную педагогику. С его помощью в доступной форме передавались от поколения к поколению эстетические, нравственные, трудовые идеалы, понятия об окружающем мире. Участие детей в календарных праздниках было для них своего рода освоением жизненного опта, школой восприятия традиций. Знакомство с народной песней расширяет представления ребенка о народном музыкально-певческом языке, его образно-смысловом строе, а упражнения в выразительном, четком и эмоционально ярком воспроизведении народных поэтических текстов повышает речевую культуру детей.

Отметим, что народное песнетворчество включает целый спектр сопутствующих, но крайне важных для становления личности и ее нравственного развития моментов: формирование критериев прекрасного и безобразного; определение норм общения как в процессе совместной деятельности, так и в обычной повседневной жизни; обучение детей гибкости и ответственности сосуществования, при сохранении личного достоинства, интеллигентности и доброжелательности.

Красота и гармония народной музыки и народной культуры в целом, их нравственно-воспитывающее значение - безусловны. Огромный нравственный и воспитательный потенциал несет в себе фольклор. Одной из важнейших задач воспитания является пробуждение внимания ребенка к духовной жизни. Роль народного искусства в решении этой задачи может быть неоценима, так как оно помогает научить ребенка любить красоту, в том числе - красоту нравственных поступков.

Широкое использование фольклора в процессе обучения музыке способствует развитию эмоциональной отзывчивости, так как элементы игры, танца, драматизации, присущие народной песне, в значительной мере помогают этому.

Говоря о гармоничном развитии личности, Л.С.Выготский в качестве важнейшего его условия называл единство формирования эмоциональной и интеллектуальной сфер психики ребенка, единство аффекта и интеллекта. Музыкальное воспитание на основе фольклора -уникальное средство формирования данного единства, поскольку оно оказывает огромное влияние не только на эмоциональное, но и познавательное развитие детей. Это связано с тем, что наряду с эмоциями народная музыка заключает в себе целый огромный мир идей, мыслей, образов.

Музыкальное воспитание в контексте национальных традиций делает возможным наиболее полное раскрытие всех внутренних психологических качеств учащегося (мышление, воображение, память, воля); развитие эмоционально-чувственной сферы психики (тонкости, чуткости, умения через музыку познавать глубину душевных переживаний в себе и других людях) и, что особенно важно, -постоянную и необходимую возможность самореализации, создания духовных ценностей, пусть еще на детском уровне. Это уже полноценное творчество, которое ведет к развитию самосознания, чувства собственного достоинства, ощущения собственной значимости и, одновременно, взаимопонимания с другими людьми. Без этих качеств нельзя себе представить полноценную личность.

Воспитание человека, мыслящего творчески и самостоятельно, сложная и очень актуальная сегодня проблема. В современных условиях на начальной стадии обучения важно предоставить ребенку возможность полностью раскрыть свои задатки и развить творческие способности, воспитать у детей качества, необходимые для того, чтобы в разных видах деятельности они могли успешно действовать и как исполнители, и как творцы. Неограниченные возможности для этого содержит в себе фольклор.

Эффективным средством обучения и воспитания является опора на межпредметные связи в сфере национальной культуры (изобразительное и декоративно-прикладное искусство, устный и музыкальный фольклор), побуждающая учащихся к целостному познанию различных художественных явлений и стимулирующая их творческую активность. При обучении с помощью такого комплексного подхода ребенок получает возможность воспринимать окружающий мир в качестве поля деятельности для творчества, где обучение музыке рассматривается как средство реализации его способностей, самостоятельности и самоутверждения. Педагог же в процессе обучения может использовать появившуюся у ребенка потребность в творчестве в качестве стимула для приобретения новых знаний, умений, навыков.

Исходя из вышеизложенного, ЦЕЛЬ исследования заключалась в научном обосновании и разработке методической системы формирования у детей младшего школьного возраста комплекса знаний в области национальной культуры и раскрытия творческих потенций каждого учащегося в процессе музыкально-творческой деятельности на уроках "Музыки" по разработанной нами программе "Музыкальное путешествие по родному краю".

ОБЪЕКТ исследования: комплексная музыкально-творческая деятельность детей младшего школьного возраста на уроках "Музыки" по программе "Музыкальное путешествие по родному краю".

ПРЕДМЕТ исследования: процесс формирования знаний в области национальной культуры и музыкально-творческих способностей у детей младшего школьного возраста средствами комплексной деятельности.

ГИПОТЕЗА исследования: успешное формирование знаний в области национальной музыкальной и художественной культуры, активизация интереса к искусству Чувашии и всестороннее раскрытие творческих способностей каждого учащегося могут быть осуществлены при условии использования разработанной нами системы методических средств и приемов, включающей:

- специально организованное комплексное обучение детей на уроках "Музыки" по программе "Музыкальное путешествие по родному краю" с целью накопления и углубления у них знаний в области национальной культуры (музыкальный и литературный фольклор, изобразительное и декоративно-прикладное искусство), а также приобретения музыкально-творческого опыта при овладении исполнительскими навыками;

- эффективные методы, в том числе - развивающего обучения и игровые, стимулирующие формирование музыкальноОтворческих способностей;

- активные формы обучения (импровизация, урок-концерт, инсценировка), направленные на создание оптимальных педагогических условий, способствующих формированию знаний в области национальной культуры и музыкально-творческих

способностей у младших школьников в процессе комплексной музыкальной деятельности. ЦЕЛЬ, ПРЕДМЕТ и ГИПОТЕЗА определили ЗАДАЧИ исследования:

1) Проанализировать программы по музыке и обобщить опыт выдающихся представителей музыкальной педагогики с 1918 года по настоящее время, уделив особое внимание деятельности В.Н.Шацкой - одной из основоположников системы эстетического воспитания в нашей стране.

2) Выявить психологические основы и дидактические принципы построения программы по музыке для начальной школы.

3) Рассмотреть роль народной песни в современном уроке музыки и особенности работы над вокально-хоровыми навыками.

4) Разработать содержание, формы и методы, способствующие наиболее эффективному формированию знаний в области национальной музыкально-художественной культуры Чувашии и музыкально-творческих способностей и проверить их в ходе опытно-экспериментальной работы.

МЕТОДОЛОГИЧЕСКОЙ основой исследования являются философские, психолого-педагогические и эстетические исследования, связанные с темой диссертации. Изучались труды в области философских и искусстоведческих знаний (М.С.Каган, Н.И.Киященко, Д.С.Лихачев, Э.И.Моносзон и др.); психолого-педагогические исследования по проблемам формирования способностей, оптимизации процесса обучения (Ю.К.Бабанский, А.Л.Леонтьев, И.Я.Лернер, А.А.Мелик-Пашаев, Я.А.Пономарев и др.); по музыкознанию (Б.В.Асафьев, Е.В.Назайкинский, А.Н.Сохор, Б.Л.Яворский и др.); по методике и методологии образования (Э.Б.Абдуллин, О.А.Апраксина, Л.Г.Арчажникова, Т.С.Комарова, Л.А.Рапацкая, Г.М.Цыпин и др.). Частная методология исследования сложилась в опоре на научные труды

и практические методические разработки В.В.Алеева, Ю.Б.Алиева, В.Л.Галкиной, Р.В.Глякина, О.А.Головащенко, Л.В.Кузнецовой, Л.Л.Куприяновой, Н.С.Сергеева, Н.В.Терентьевой, В.Н.Шацкой, Н.С.Ширяевой и др.

При решении поставленных задач, обобщении результатов исследования применялись следующие методы:

- теоретическое изучение и анализ литературы по проблеме исследования;

- методы эмпирического исследования (наблюдение, опрос, анкетирование и др.);

- обобщение собственного педагогического опыта;

- опытно-экспериментальная работа с учащимися, включающая констатирующий и обучающий этапы, срезы, обследования;

- анализ опытно-экспериментальных данных. ЭТАПЫ исследования:

Первый этап (1997-1998 г.г.) - изучение и анализ психолого-педагогической литературы; определение цели, объекта, предмета, гипотезы и задач исследования; проведение констатирующего эксперимента по выявлению у детей наличия знаний в области национальной культуры Чувашии и музыкально-творческих способностей с помощью специально разработанных заданий.

Второй этап (1998 - 2001 г.г.) - проведение обучающего эксперимента, цель которого заключалась в проверке на практике разработанной нами системы методов, направленной на формирование у младших школьников комплекса знаний в области музыкально-художественной культуры Чувашии и музыкально-творческих способностей в процессе специальных занятий на уроках "Музыки" по программе "Музыкальное путешествие по родному краю".

На третьем этапе (2001 - 2002 г.г.) обобщались результаты опытно-экспериментальной работы, делались выводы исследования, осуществлялось оформление диссертации.

НАУЧНАЯ НОВИЗНА исследования состоит в том, что:

- разработан авторский вариант программы по музыке для начальных классов русскоязычных школ с использованием национального чувашского творчества;

- определено значение комплексной музыкально-художественной творческой деятельности для формирования знаний в области национальной культуры Чувашии и музыкально-творческих способностей у младших школьников;

- разработана и научно обоснована методическая система формирования знаний в области национальной культуры и музыкально-творческих способностей у младших школьников средствами взаимосвязанности содержания, форм и методов работы в процессе освоения предмета "Музыка" по программе "Музыкальное путешествие по родному краю".

ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЗНАЧИМОСТЬ исследования заключается в следующем:

- определена сущность чувашского народного творчества, как компонента содержания музыкального образования;

- выявлены содержательные ориентиры программы по музыке для начальной школы, включен национальный компонент, способствующий усвоению младшими школьниками чувашской народной музыки;

- выявлены и экспериментально проверены наиболее эффективные методы (развивающего обучения, игровые и др.) и формы работы (импровизация, урок-концерт, инсценировки народных песен, сказок и календарных праздников), обеспечивающие успешное

формирование у учащихся знаний в области музыкальной и художественной культуры Чувашии и развитие музыкально-творческих способностей.

ПРАКТИЧЕСКАЯ ЗНАЧИМОСТЬ исследования состоит в том, что разработанная методическая система формирования и развития у детей младшего школьного возраста знаний в области национальной культуры и музыкально-творческих способностей в процессе комплексного освоения в рамках предмета "Музыка" различных граней искусства Чувашии и овладения музыкально-творческой деятельностью, дает возможность педагогам значительно повысить интерес учащихся к родной культуре и уровень их музыкально-творческого и личностного развития. Такой комплексный подход позволяет дополнить содержание курсов методики музыкального воспитания в различных образовательных системах республики (ДМШ, ДШИ, музыкально-педагогические колледжи, факультеты начальных классов педагогических ВУЗов и др.). Разработанная методика может быть использована в курсах специализации учителей музыки на музыкально-педагогических факультетах.

ДОСТОВЕРНОСТЬ и ОБЪЕКТИВНОСТЬ результатов исследования: научные положения, выводы и рекомендации, изложенные в диссертации, основываются на разнообразии методов исследования и большом фактическом материале, полученном в ходе многолетней практической и опытно-экспериментальной работы. Достоверность результатов и выводов подтверждена качественным анализом полученных данных.

АПРОБАЦИЯ и ВНЕДРЕНИЕ результатов исследования осуществлялись в ходе проведения опытно-экспериментальной работы в общеобразовательной школе №2 г.Чебоксары. Результаты исследования докладывались в выступлениях на заседаниях кафедры хорового дирижирования ЧГПУ им. И.Я.Яковлева, кафедры методики и теории музыки МГОПУ им. М.А.Шолохова, на научно-практических конференциях, а также нашли отражение в ряде публикаций. НА ЗАЩИТУ ВЫНОСЯТСЯ СЛЕДУЮЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ:

1. Формирование знаний в области национальной культуры и музыкально-творческих способностей детей младшего школьного возраста наиболее эффективно протекает в условиях музыкально-художественной деятельности, объединяющей в единый комплекс содержание занятий по музыке, изобразительному и декоративно-прикладному искусству, фольклору. Преимущество комплексной деятельности состоит в том, что она опирается не только на обычные формы и методы работы, но и на игру, в процессе которой особенно ярко развиваются творческое воображение, ассоциативное мышление детей, активизируются их различные творческие проявления и интерес к искусству своего народа.

2. В процессе музыкально-художественной деятельности, предусматривающей импровизацию мелодий на фольклорные тексты, исполнение и инсценировки детьми народных песен, сказок, календарных праздников, (а также - выполнение рисунков к ним, изготовление национальных костюмов совместно с педагогом и др.) происходит активное формирование знаний в области национальной культуры и музыкально-творческих способностей (таких как - эмоциональная отзывчивость, интеллектуальная инициатива и др.).

3. Активизации процесса формирования знаний в области национальной культуры и музыкально-творческих способностей средствами комплексной деятельности на уроках "Музыки" по программе "Музыкальное путешествие по родному краю" способствуют: а) система методов, включающая метод развивающего обучения, игровые методы и др.; б) интенсивное использование форм, обуславливающих успешное формирование знаний и музыкально-творческих способностей (импровизация, инсценировка, урок-концерт); в) целенаправленное педагогическое руководство, стимулирующее творческие проявления детей и предполагающее сотворчество педагога с ними. СТРУКТУРА ДИССЕРТАЦИИ обусловлена логикой исследования, поставленными задачами и состоит из введения, трех глав, заключения, списка литературы и приложений.

Вклад выдающихся представителей музыкальной педагогики конца XIX - XX века в создание системы общего музыкального образования России

Истоки отечественного музыкально-эстетического образования берут начало в глубокой древности и неразрывно связаны о богатейшими русскими культурными традициями.

Историческая ретроспектива музыкального воспитания в нашей стране свидетельствует о том, что оно прошло сложный путь: от религиозно-нравственной канонизированности - через заимствования и развитие традиций западной культуры, - к идейно-национальному самоутверждению. Одним из решающих факторов этого процесса стала русская народная песня, способствующая сохранению национального духовного и эстетического начала, формированию национально-стилевых особенностей музыкального языка, демократизации профессионального музыкального творчества и системы музыкально-эстетического воспитания.

Как известно, к XIX столетию в России сложилась своеобразная иерархическая структура музыкального обучения, вершину которой составляла музыкальная культура царского двора и домов высшей аристократии. Следующие нисходящие ступени этой иерархии представляли, с одной стороны, музыка в помещичьем быту и учебных заведениях для детей привилегированных слоев населения, а с другой -в церковно-приходских, земских, фабрично-заводских школах. Разница в музыкальном воспитании "верхов" и "низов" была очевидной и определялась, прежде всего, различными его целями.

В привилегированных учебных заведениях (гимназиях, институтах благородных девиц, Пажеском и Морском корпусах, Царскосельском лицее, Училище Правоведения и т.п.) музыка занимала важное место, прежде всего как элемент светского воспитания. В подобных образовательных учреждениях воспитанников обучали игре на музыкальных инструментах, сольному и хоровому пению (как духовному, так и светскому), а преподавателями там нередко являлись прекрасные музыканты. Однако заметим, что на протяжении XIX столетия уставы всех видов школ ни разу не включали музыкальные занятия в число обязательных предметов учебного плана, предлагая позаботиться об их преподавании "по мере возможности". В связи с этим, в большинстве гимназий преобладал формальный подход к обучению музыке. Так, администрация часто поручала проведение музыкальных занятий "по совместительству с основной дисциплиной" учителям, не обладающим необходимой квалификацией (математики, истории и др.) В качестве главного метода преподавания выступал так называемый "метод муштры и зубрежки", вообще характерный для того времени. Другой типичной чертой было пренебрежение к народной песне, считавшейся "дурным тоном". Поэтому занятия музыкой в данных учебных заведениях порой вызывали в детях не любовь к ней, а неприязнь и отвращение.

Количество школ "для народа" в царской России было невелико. В них также придавалось значение музыке, как важному фактору в деле религиозно-нравственного воспитания. Детей трудящихся учили только пению (в основном, простых песен и молитв). Характерно, что народная песня и в этих школах не звучала в своем истинном виде, а подвергалась существенной переработке "в педагогических целях": замене фольклорного текста, мелодическому и ритмическому упрощению и т. п.

Напомним, что до XIX века русские педагоги пользовались в основном переводной методической литературой. В XIX же столетии, особенно во второй половине, в печати стало появляться большое количество трудов отечественных педагогов-музыкантов, в которых находили отражение различные концепции вокально-хорового и инструментального обучения и воспитания, попытки их теоретического и методического осмысления.

Так, особую популярность приобрела двухчастная "Методика пения" А.Н.Карасева, придававшего его изучению не только музыкально-образовательное, но и воспитательное значение. Автор отмечал, что благодаря хоровым занятиям у детей обостряется умственная деятельность и развивается активное внимание. А.Н.Карасев уделял время и обучению нотной грамоте, предлагая буквенный способ обозначения (в противовес распространенному тогда цифровому). Уроки начинались с освоения одного звука - "до" первой октавы, работа над которым (пение целыми длительностями, половинными, четвертями, простейшими ритмами) длилась до тех пор, пока все учащиеся не достигали чистого исполнения. Далее последовательно осваивались звуки "ре", "ми", и упражнения, молитвы, простые песенки пелись уже на трех нотах.

Психологические основы и дидактические принципы построения программ по музыке

Приступая к составлению программы по музыке, прежде всего необходимо учитывать возрастные и индивидуальные особенности школьников, специфику их личностного развития. Так, следует разобраться в том, что дано ребенку от природы и что приобретается под воздействием среды; что в психологии и поведении человека является врожденным, органически обусловленным, а что - приобретенным, социально обусловленным. Развитие человеческих задатков, превращение их в способности - одна из задач обучения и воспитания, решить которую без знания психологии нельзя.

В настоящее время психология представляет собой весьма разветвленную систему наук. В ней выделяется много отраслей, представляющих собой самостоятельно развивающиеся направления научных исследований. Отличие возрастной психологии от других отраслей состоит в том, что ее научным объектом являются не сами психические явления, а их развитие или возрастная изменчивость.

Существенная проблема, которой занимается современная возрастная психология - выявление актуальных и потенциальных возможностей человека в разные периоды его жизни; научное прогнозирование развития и понимание роли ранних периодов жизни для последующего развертывания психических "ресурсов" человека. Период обучения в школе - этап интенсивного социального развития психики, ее основных подструктур.

Младший школьный возраст (6-11 лет) называют вершиной детства. Ребенок сохраняет много детских качеств - легкомыслие, наивность, но он уже начинает утрачивать детскую непосредственность в поведении, приобретает другую логику мышления. Учение отныне становится для него значимым и основным видом деятельности. В школе ребенок приобретает не только новые знания и навыки, но и определенный социальный статус. Меняются интересы, ценности маленького человека, весь уклад его жизни.

Независимо от того, когда ребенок пошел в школу, в шесть или семь лет, он в какой-то момент развития проходит через кризис и в результате приходит к осознанию своего места в мире общественных отношений. Он открывает для себя значение новой социальной позиции школьника, связанной с учебной работой, высоко ценимой взрослыми. Это коренным образом меняет его самосознание.

Изменение самосознания приводит к переоценке ценностей - то, что было значимо раньше, становится второстепенным. Например, все, что имеет отношение к учебной деятельности (в первую очередь, отметки), оказывается ценным, а то, что связано с игрой, - менее важным. Маленький школьник играет с увлечением и будет играть еще долго, но игра перестает быть основным содержанием его жизни.

В период вышеназванного кризиса семи лет проявляется то, что Л.С.Выготский называет обобщением переживаний. Цепь неудач или успехов (в учебе, в общении и т.д.), каждый раз примерно одинаково переживаемых ребенком, приводит к формированию устойчивого аффективного комплекса - чувства неполноценности, оскорбленного самолюбия или чувства собственной значимости. Конечно, в дальнейшем эти аффективные образования могут измениться, даже исчезнуть по мере накопления опыта другого рода. Благодаря обобщению переживаний, в семь лет появляется логика чувств: переживания приобретают новый смысл для ребенка, между ними устанавливаются связи, становится возможной их борьба и все это приводит к возникновению внутренней жизни ребенка. Внутренняя жизнь (жизнь переживаний) влияет на поведение и тем самым - на внешнюю канву событий, в которые активно включается ребенок.

Обобщение опыта учителей Чувашии по созданию альтернативных программ по предмету "Музыка"

В предыдущих главах нашего исследования были рассмотрены вопросы, связанные с историей и педагогической организацией предмета "Музыка". На основании вышеизложенного можно сделать вывод, что главная цель музыкального воспитания в школе -формирование музыкальной культуры школьника как неотъемлемой части его духовной культуры. Средствами достижения этой цели являются: педагогическая организация урока музыки; технология и методы, придающие ему яркость, образность и эмоциональность. Подчеркнем, что главным средством обучения служит сама музыка, способная глубоко затронуть душу ребенка, активизировать его мышление, восприимчивость, творческие потенции, постепенно привить ему хороший музыкальный вкус.

Обучение музыкальному искусству должно быть национально ориентированным, то есть - способствовать приобщению детей к фольклорной традиции с самого раннего возраста. Человек, не познавший культуру своего народа, вряд ли впоследствии будет способен и к полноценному постижению мировой культуры. Мир культуры дает личности духовную свободу, возможность выбора в альтернативных условиях. Народная культура служит своеобразным механизмом передачи последующим поколениям обобщенного социального опыта предыдущих поколений. Народная песня в данном контексте является транслятором многовекового певческого опыта со своим специфическим музыкальным языком (ноты, партитуры, гармоническое и полифоническое многоголосие). Это не просто красивая музыка - в ней чувствуется национальная основа, живой родник духовности, источник нравственности.

Отметим, что в культуру народного песнетворчества входит целый спектр сопутствующих, но крайне важных для становления личности и ее нравственного развития моментов: формирование критериев прекрасного и безобразного; регулирование взаимоотношений поющих между собой; определение норм общения как в процессе занятий, так и в обычной повседневной жизни; обучение детей гибкости и ответственности сосуществования при сохранении личного достоинства, интеллигентности, дружелюбия и доброжелательности.

Красота и гармония народной музыки и народной культуры вообще, ее нравственно-воспитывающее значение - безусловны. Народная музыка несет в себе огромный нравственный и воспитательный потенциал. Одной из важнейших задач воспитания является пробуждение внимания ребенка к духовной жизни. Роль народной музыки в решении этой задачи может быть неоценимой, так как она помогает научить ребенка любить красоту, в том числе - красоту нравственных поступков.

Исследуя процесс познания как педагогическую проблему, можно сделать следующий вывод: цели воспитания человека должен отвечать особый вид познания музыки - художественное познание, который основан на методе осознания личностного смысла музыкального произведения. Поскольку данный метод является импульсом для духовно-нравственного резонанса, он должен применяться и при изучении народной музыки. Сущность его базируется на коммуникативном фундаменте, то есть - общение является функцией метода художественного познания, необходимым условием его применения. Музыкальное восприятие должно осуществляться на уровне художественного, подчиняющегося законам искусства общения.

Заметим, что специфика воздействия музыки на нравственность ребенка связана прежде всего с развитием его эмоционально-нравственной отзывчивости. Духовная отзывчивость позволяет сопереживать состояние другого человека, живого существа или "героя" музыкального произведения. Благодаря характерной особенности музыки оказывать влияние на эмоциональное состояние школьников и нравственно-эстетическому потенциалу музыкального искусства, народная музыка, являясь одной из форм познания мира, обладает большими возможностями в сфере нравственного воспитания учащихся. Эстетическое совершенство и духовность народной музыки позволяют использовать ее в качестве мощного средства эстетического и нравственного воспитания. Для этого народную музыку нужно включать в "жизненное пространство" учащихся, чтобы она в их восприятии стала созвучной сегодняшнему дню.

Постигая необъятный мир народных песен, танцев, музыкальных сказок, ребята погружаются в мир старины. Знания, получаемые школьниками, способствуют развитию чувства гордости культурой своего народа и тем, что именно они будут ее дальнейшими хранителями, носителями народной мудрости древних песен и легенд.

Похожие диссертации на Методика создания альтернативных программ по предмету "музыка" с учетом национально-региональных особенностей