Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Комплексные методы музыкального развития ребенка в народно-инструментальном классе Горобец Светлана Владимировна

Комплексные методы музыкального развития ребенка в народно-инструментальном классе
<
Комплексные методы музыкального развития ребенка в народно-инструментальном классе Комплексные методы музыкального развития ребенка в народно-инструментальном классе Комплексные методы музыкального развития ребенка в народно-инструментальном классе Комплексные методы музыкального развития ребенка в народно-инструментальном классе Комплексные методы музыкального развития ребенка в народно-инструментальном классе Комплексные методы музыкального развития ребенка в народно-инструментальном классе Комплексные методы музыкального развития ребенка в народно-инструментальном классе Комплексные методы музыкального развития ребенка в народно-инструментальном классе Комплексные методы музыкального развития ребенка в народно-инструментальном классе
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Горобец Светлана Владимировна. Комплексные методы музыкального развития ребенка в народно-инструментальном классе : Дис. ... канд. пед. наук : 13.00.02 : СПб., 2005 244 c. РГБ ОД, 61:05-13/1517

Содержание к диссертации

Введение

Глава 1. МЕТОДЫ МУЗЫКАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА С.15

1.1. Методы музыкального воспитания в отечественной и зарубежной науке С.17

1.2.Музыкальное воспитание ребенка в музыкально-образовательных учреждениях России С.37

1.3. Имманентные и социо-культурные факторы музыкального воспитания ребёнка С.58

1.4. Народно-инструментальное искусство как фактор музыкального воспитания ребёнка 82

Выводы по 1 главе С.88

Глава 2. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ КОМПЛЕКСНОГО МУЗЫКАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ С.90

2.1. Структура музыкальности и возрастные уровни развития ребенка, преимущества его раннего музыкального обучения и вхождения в мир музыкальных ценностей С.92

2.2. Вопросы развития творческих способностей С.104

2.3. Особенности восприятия народно-инструментальной музыки в начальный период формирования творческих способностей С.115

2.4. Методы комплексного развития учащихся в учреждениях дополнительного музыкального образования С. 137

Выводы по2 главе С.154

Глава 3. ДИНАМИКА ПРОЦЕССА МУЗЫКАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ УЧАЩЕГОСЯ В НАРОДНО-ИНСТРУМЕНТАЛЬНОМ КЛАССЕ СОВРЕМЕННОГО МУЗЫКАЛЬНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ С.156

3.1. Музыкальное развитие учащихся в современной социокультурной ситуации С.157

3.2. Перспективы использования комплексных методов музыкального развития в народно-инструментальном классе современного музыкально-образовательного учреждения С. 175

Выводы по 3 главе С.184

ЗАКЛЮЧЕНИЕ С.187

БИБЛИОГРАФИЯ С. 193

ПРИЛОЖЕНИЯ С. 214

Введение к работе

Актуальность темы настоящего исследования состоит в том, что поиск комплексного подхода к проблеме музыкального развития ребёнка в народно-инструментальном классе чрезвычайно важен в ряду задач оптимизации музыкально-педагогического процесса в динамично меняющихся условиях современной музыкальной жизни.

Совершенствование системы музыкального образования — не только задача педагогов-практиков, но актуальная проблема фундаментальной педагогической науки, положения которой составляют теоретическую базу музыкально-педагогической практики.

Эта теоретическая база имеет ряд научных достижений — итогов многолетних изысканий исследователей прошлого, - поныне значимых, но требующих дальнейшего совершенствования в современных условиях, определяющих особенности существования культурных ценностей.

Речь идёт о новых, скажем точнее, новейших тенденциях музыкальной жизни общества, когда невиданные ранее средства тиражирования художественной информации позволяют говорить о качественно ином уровне насыщения «звуковой среды», в которой формируется личность будущего музыканта и слушателя «художественной» музыки (термин Б.В. Асафьева, тождественный, на наш взгляд, понятию «музыки академических жанров») .

Чрезвычайно важной представляется цель разработки новых форм обучения, способствующих решению острейшей проблемы современности - проблемы подготовки профессиональных музыкантов. С другой стороны, очерчивается не менее сложный круг задач так называемого «массового» музыкального образования в плане его целевой направленности на формирование театрально-концертной аудитории музыки «академических жанров», интерес к которой весьма невысок.

Сама проблема при этом давно влекла исследователей. Ещё четверть века назад её общие контуры отчётливо фиксировались на страницах научных изда ний . Только сегодня наметившиеся ранее негативные тенденции обострились, в какой-то мере, по вполне понятным причинам ускорения в наши дни многих процессов, в частности, и социально-культурного плана. Но очевидность исторических и макро-политических первопричин сложившихся реалий не облегчает задачи их оптимизации. Понятна лишь область наиболее перспективных форм и сфер деятельности, направленной на решение взаимосвязанного круга проблем музыкально-педагогической науки и практики.

Учитывая, что в формировании устойчивого интереса к «художественной» музыке ведущая роль принадлежит активным формам музыкального поведения (как-то: игра на музыкальном инструменте, хоровое и ансамблевое пе-ние и т.п.) , а оптимальным по времени оказывается ранний возраст приобщения, - важнейшей областью современной музыкальной педагогики становится поиск путей совершенствования программ музыкального воспитания детей и юношества в системе музыкально-образовательных учреждений начального звена.

Степень разработанности проблемы. Состояние вопроса по теме диссертации характеризуется разработанностью целого ряда аспектов, необходимых в процессе поиска путей и методов комплексного музыкального развития детей в современной системе музыкального образования.

Таковы философские аспекты творчества, определенные в трудах Аристотеля, Конфуция, Сократа, Платона, Демокрита, И. Канта, Р. Декарта, Г.В. Лейбница, Н.А. Бердяева, П.А. Флоренского, В.В. Зеньковского, С.Н. Булгакова, К.Г. Юнга, 3. Фрейда и многих других; проблемы культурологической теории, ценностно-смысловых основ творчества, разрабатываемые М.А. Ариар-ским, С.Н. Иконниковой, М.С. Каганом, СТ. Махлиной, СП. Ивановой и многими другими исследователями; исследования по проблеме творческих способностей, творческого воображения учёных и педагогов — Л.С Выготского, К.С Станиславского, С.Л. Рубинштейна, К.Д. Ушинского и других. Совершенство ванию творческих и психолого-педагогических параметров деятельности музыканта-педагога посвящены фундаментальные труды Л.Г. Арчажниковой, Э.Б. Абдуллина, Г.С. Ригиной, Г.М. Цыпина; научные изыскания по вопросам музыкального творчества, образования средствами музыки отражены в работах музыкантов, ученых, педагогов - Б.В. Асафьева, А.Н. Сохора, Б.М. Теплова, В.В. Медушевского, Л.А. Баренбойма, Б.Л. Яворского, В.Н. Шацкой, Н.А. Вет-лугиной, Д.Б. Кабалевского, В.Ф.Чабанного, Т.М. Казовской, К. Орфа, в диссертациях М.Б. Левченко, Е.Б. Шпаковской, О.И. Передерни и других.

Вопросы современной культуры, искусства, в частности музыки, в значительной мере освещены в трудах и исследованиях И.Е. Рогалева, Ю.В. Капустина, СТ. Махлиной, В.В. Молзинского, А.С. Запесоцкого, Д.В. Щирина и других.

Проблема музыкального развития детей занимает важное место в современной музыковедческой и педагогической литературе. Вопрос об инновационных методах музыкального развития, адекватных современному состоянию музыкальной жизни общества, постоянно затрагивается в трудах учёных, музыкантов, педагогов-практиков. Эта тема регулярно поднимается в журналах «Педагогика», «Народник», «Музыкальная академия», «Музыкальная жизнь», «Художественное образование в вузе культуры», «Народное образование» и других изданиях у нас в стране и за рубежом.

Сегодня, когда инновационные методы музыкального воспитания требуют комплексного использования полученных знаний по различным дисциплинам, направленным на активизацию учащегося, на его творческое развитие, разрешению сложившегося противоречия отвечает поиск комплексного метода музыкального развития ребёнка в начальный период обучения.

Комплексное системное освоение искусства, целостное представление о нём, восходящее к традициям древности, в настоящее время приобретает особую актуальность. Сказанное в полной мере касается как дисциплин музыкального, так и художественно-эстетического цикла. Сегодня можно констатировать, что практика преподавания этих дисциплин отстает от требований времени. В массовой практике преподавания, зачастую, не учитываются в полной мере те серьезные изменения ментальносте, изменения во взглядах, вкусах, мо тивационно-аксиологических ориентирах, жизненных позициях учащихся, которые произошли на рубеже XX-XXI вв.

Музыкальное развитие ребёнка тесно связано с вопросами творческого развития личности, с формированием всесторонне развитого эстетического сознания учащихся. В этой связи мы и решили уделить внимание вопросам комплексного развития, которое предполагает включение в учебный процесс, помимо музыкально-инструментальных занятий в традиционном виде, обогащение их спектром музыкально-теоретических знаний, подкреплённых (в отличие от уроков в теоретических классах) возможностью индивидуальной работы с учеником. Пояснения всего необходимого с использованием возможностей инструмента, развитие мелодического, гармонического и тембрального слуха на основе импровизации, подбора по слуху, развития навыков слушательского восприятия ученика методом приобщения к «художественной музыке» за счёт её исполнения в классе педагогом-музыкантом, наконец, квалифицированных пояснений историко-стилевых и структурных особенностей прослушанных произведений составили основу нашей методики.

Принцип художественного синтеза практикуемых методов музыкально-инструментального и историко-теоретического воздействия на музыканта в начальный период обучения должен выступать как ведущий в музыкально-педагогической практике.

Практическое решение предполагает, во-первых, разработку новых направлений подготовки студентов высших учебных заведений, ориентированных в своей будущей деятельности на работу в сфере музыкального образования детей (ибо интерес к «художественной» музыке складывается, как известно, прежде всего, в раннем возрасте). Во-вторых, — предложение новой модели обучения «технологии достижения прогнозируемых результатов», которая направлена, в основном, на обучение «среднего» ученика, посредством народных инструментов.

Актуальность подобных мер назрела давно, но сегодня накопившиеся вопросы усугубляются необходимостью целенаправленной подготовки студентов - будущих педагогов системы детских музыкальных образовательных учреждений. Они призваны пропагандировать лучшие достижения отечественной и мировой музыкальной культуры на основе новых методов и программ совершенствования системы художественного образования.

В основе предложенной модели «технологии достижения прогнозируемых результатов» лежит внеконкурсный набор всех детей, желающих заниматься музыкой, насыщенность уроков игровыми моментами, синтетический подход к преподаванию исполнительских и теоретических дисциплин. Главное здесь - обретение учеником навыков оценок явлений музыкально-исторического процесса в широком культурно-историческом контексте за счёт опоры на народно-инструментальное исполнительство, на существующие достижения и разработки новых методов обучения и всестороннего духовного развития личности.

Подобные методы фрагментарно внедрялись лучшими специалистами-педагогами, но требуют систематизации и целенаправленных усилий по их внедрению в практику повседневной работы музыкальных школ России.

Обширные исследования по развитию музыкальных способностей в середине XX столетия предпринял Б.М. Теплов. Учёный существенно расширил и обогатил представления об основных музыкальных способностях — как важнейших факторов музыкального развития личности. Среди наиболее важных трудов выделяются работы Л.С. Выготского, А.Н. Сохора, Н.А. Ветлугиной, Е.В. Назайкинского, В.В. Медушевского, А.Л. Готсдинера, которые дают основания для использования музыки как одного из видов искусства, обладающего уникальными качествами не только «высвечивать» из глубины общечеловеческих основ целостность данной культуры, но и придавать полноту восприятия мира современному человеку.

Образное содержание музыки, как известно, в большей степени, нежели других видов искусства, свободно от предметно-определенной конкретности в отображении бытия, от прямого, вербально выраженного воплощения идей и явлений общественной жизни. Оно всецело обращено к внутреннему миру человека, его духовной жизни. Музыка, к тому же, была во все времена и остается поныне интернациональным языком, объединяющим людей и способствующим диалогу культур.

Закономерен поэтому интерес учёных и педагогов-практиков к музыкальному обучению и воспитанию как к значимой области научных знаний, вполне оформившейся уже с середины XIX века и получившей достойное продолжение в дальнейшем. Появление в разное время исследований А.Г. Рубинштейна, Б.В. Асафьева, Б.Л. Яворского, СМ. Майкапара, Н.А. Ветлугиной, О.А. Апраксиной, В.Н. Шацкой, Л.А. Баренбойма, С.С. Ляховицкой, Т.Б. Юдо-виной-Гальпериной, Н.А. Терентьевой — отражало насущные проблемы музыкальной педагогики: привлечение к музыке как сфере исполнительской и слушательской деятельности, формирование высоких художественных потребностей и ориентации в области музыкальной классики и достижений современного творческого процесса.

Таким образом, в современной науке накоплен довольно объёмный и глубокий материал, допускающий возможность использования его, как теоретической базы исследования вопросов комплексного обучения и воспитания учащихся. Речь идёт о комплексном подходе к миру музыкальных ценностей, рассматриваемых в ряду прочих явлений музыкальной художественной культуры уже на ранней стадии музыкального развития ребёнка.

Именно комплексный подход к проблеме музыкального развития способствует дальнейшему интеллектуальному и творческому росту субъекта (личности), на основе гармоничного сочетания в процессе обучения знаний, умений и навыков, в тесном единстве с формированием нравственно-моральных взглядов и ценностей, обеспечивающих активную жизненную позицию в широкой сфере деятельности.

Цель исследования — состоит в разработке теоретических положений и практических форм внедрения в практику учебного процесса комплексного методов музыкального развития ребёнка в начальный период обучения. Достижение поставленной цели предполагает решение следующих задач:

- выявление имманентных и социо-культурных факторов, влияющих на музыкальное воспитание ребёнка в современных условиях;

- осмысление физиологических, психологических и педагогических факторов комплексного музыкального развития как способа творческой деятельности;

- разработка методики комплексного обучения учащегося в народно- инструментальном классе посредством диагностики и развития его индивидуальных творческих задатков;

- внедрение в процесс музыкального обучения как принципиально новых, так и достаточно известных, вполне апробированных, но мало используемых форм и методов воспитания творческой индивидуальности;

- обогащение разработанных в современной музыкально-педагогической науке форм и методов обучения на основе комплексного развития как способа активизации творческого мышления и творческой самореализации.

Объект исследования — самореализация творческого потенциала учащегося в народно-инструментальном классе.

Предметом исследования стали комплексные методы формирования профессиональных навыков юного музыканта на основе не используемых ранее подходов к вопросам начального обучения. Рассматриваются наиболее значимые компоненты и формы музыкально-педагогической деятельности (подбор по слуху, транспонирование, импровизация, аккомпанирование), а также приобщение к музыке на основе активизации слушательского восприятия.

Анализ имеющегося материала по теме настоящего исследования позволяет следующим образом сформулировать гипотезу:

• комплексное музыкальное развитие представляет собой действенный фактор воспитания творческой индивидуальности (личности);

• комплексное развитие способствует в большей степени формированию ассоциативного мышления и художественного представления учащегося;

• комплексное развитие в народно-инструментальном классе, даёт возможность использования в процессе работы над произведениями, написанными для разных инструментов и в разные эпохи, что открывает учащемуся необозримо широкий спектр музыкальных ценностей, допускающих попытку их культурно-исторического анализа и воплощения образа посредством новых, обусловленных спецификой народно-инструментального переложения «тембраль-но-цветовых» решений.

Методы исследования. В изучении поставленной проблемы использовалась совокупность разработанных в общей и музыкальной педагогике методов, исторического анализа проблемы комплексного воспитания юного музыканта, методов прикладной социологии (в частности, статистического, сравнительного анализа), способствующих оптимизации процесса музыкального развития ребёнка под воздействием практикуемых — как разработанных новых, так и традиционных форм обучения. Теоретические обобщения уже имеющихся в науке материалов и полученные новые эмпирические данные, составили экспериментальную базу исследования.

Методологической основой исследования стали фундаментальные положения Г.В.Ф. Гегеля, Ф.В. Ницше, А. Шопенгауэра, Н.А. Бердяева, А.Н. Сохо-ра, Б.М. Теплова и других мыслителей, уделявших внимание различным аспектам исследуемой проблемы в сфере философии, культурологии, психологии и эстетики. Кроме того, в разработке темы широко использовались теоретические положения работ по музыкальной педагогике Л.А. Баренбойма, Г.Г. Нейгауза, СИ. Савшинского, А.П. Щапова, А.Д. Алексеева, Н.А. Римского-Корсакого, Е.В. Назайкинского, В.В. Медушевского, а также позиции СМ. Майкапара, Б.М. Теплова, Л.С. Выготского, С.Л. Рубинштейна и других учёных, связанные с развитием общих музыкальных способностей.

Рассматриваются труды по физиологии, среди которых можно выделить работы, как из области медицины, так и работы, непосредственно затрагивающие проблемы методики игры. Автором были изучены исследования и публикации В.А. Максимова, Г.В. Осмоловской, Н.А. Кравцова, Ф.Р. Липса, Г.И. Ан-дрюшенкова, Ю.Г. Ястребова, Г.И. Шахова и других педагогов-практиков.

Проведён репродуктивный и прогностический анализ источников, характеризующий формы организации музыкального воспитания и обучения.

Научная новизна исследования состоит в том, что в нём

- разработаны основные методологические принципы комплексного развития музыканта, сформированы компоненты этого процесса;

- использован новый для музыкально-педагогической науки метод «технологии достижения прогнозируемых результатов», не нашедший ещё должно го места в системе гуманитарных знаний, но перспективный в вопросах обучения юных музыкантов-исполнителей;

- показаны современные социо-культурные факторы, влияющие на художественное развитие личности юного музыканта;

- экспериментально установлены особенности и тенденции развития слушательских, музыкально-эстетических предпочтений учащихся.

Организация, этапы и опытно-экспериментальная база исследования Научное исследование осуществлялось поэтапно в течение нескольких лет на базе Дома детского и юношеского творчества Калининского района и детской музыкальной школы №3. В исследовании принимали участие учащиеся, в основном начальных классов по специальности народные инструменты.

На первом аналитическом этапе — изучалась степень разработанности проблемы комплексного развития ребёнка в музыкально-педагогической литературе, определялись возможности различных условий и факторов его эффективного развития, формировалась гипотеза и разрабатывалась методика формирующего эксперимента.

На втором - опытно-практическом этапе осуществлялась экспериментальная проверка эффективности предложенных новых методов формирования личности юного музыканта, проводилась систематизация, и обобщение эмпирического материала, определялись оценочные критерии сложившихся тенденций музыкального развития обучаемых, подводилась доказательная база динамики и оптимизации этого процесса на основе внедряемых новых комплексных методов.

На материале сравнительного анализа более 400 респондентов, опрошенных в период 1996-2004 гг., обучаемых как по новым, изложенным в диссертации методам, так и традиционно, по канонам и стереотипам детской музыкальной педагогики и методики обучения ребёнка основам народно-инструментального исполнительства, экспериментально доказана эффективность разработанного диссертантом комплексного метода музыкального развития ребёнка, определяющего целостное развитие его творческого потенциала.

Научно-практическая значимость исследования заключается в том, что в ходе работы получены материалы, которые могут служить основой для совер шенствования современного педагогического процесса обучения и воспитания учащихся в народно-инструментальном классе. Внедрены в учебный процесс методы комплексного обучения, способствующие динамики развития творческого мышления юного музыканта. Доказана необходимость взаимодействия теории, методики и практики общего и профессионального музыкального обучения и воспитания с различными отраслями науки и культуры.

Структура диссертации определена её общим замыслом. Она состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованной литературы и приложений.

В первой главе освещены аспекты проблемы музыкального развития ребёнка, разработанные в отечественной и зарубежной науке, систематизированы взгляды ведущих специалистов-практиков и исследователей, необходимые в процессе теоретического анализа и определения перспективных направлений дальнейших научных изысканий.

Содержание второй главы - это собственно теоретический анализ проблемы музыкального развития ребёнка в избранном ракурсе — в подходе к ней с позиции современной музыкальной педагогики, в русле которой разрабатывается теоретическая концепция исследования.

Третья глава посвящена динамике процесса музыкального развития ребёнка под воздействием выработанных в ходе исследования новаторских подходов к вопросам методологии предметного образования, в данном случае, совершенствования процесса обучения юного музыканта-исполнителя. Материал главы представляет собой экспериментально-доказательную базу исследования, в котором выдвинутые теоретические положения подтверждаются результатами эмпирических исследований, часть которых помещена в приложениях.

Вышеизложенное позволяет следующим образом сформулировать положения, выносимые на защиту:

1. комплексное музыкальное развитие в начальный период обучения — действенный фактор воспитания творческой индивидуальности, активизации творческого мышления, самореализации посредством развития творческих способностей, формирования потребности в творческом самовыражении;

2. комплексное музыкальное развитие - перспективное направление музыкальной педагогики в современной социо-культурной ситуации;

3. принцип художественного синтеза, лежащий в основе комплексного метода, должен выступать как методологический принцип педагогики (в частности, музыкальной), предписывающий комплексное воздействие искусства на учащихся, усиливающий и повышающий это воздействие;

4. субъект учебно-образовательного процесса должен быть изначально («a priori») сориентирован педагогом на восприятие нового, незнакомого как непременно способствующего его культурному росту и духовной эволюции. Преодоление штампов и стереотипов во вкусовых пристрастиях учащихся должно выступать одним из ключевых моментов в деятельности преподавателя. Это требует новых подходов, в ряду которых должны занять своё место комплексные методы музыкального обучения и воспитания.

Апробация диссертации осуществлялась в период с 1996 по 1999 гг. на базе Дома детского и юношеского творчества Калининского р-на, ГДОУ №52, ДМШ № 3 с 2000 по 2004 гг., где и были апробированы результаты комплексного метода музыкального развития.

Отдельные положения выносились на международную научно-практическую конференцию «Многоуровневое музыкальное образование: структура, содержание, методы» (Магнитогорск, 2002), а также в ряде научных публикаций и учебных пособий для ДМШ.

Методы музыкального воспитания в отечественной и зарубежной науке

Музыкальная педагогика - понятие широкое и объёмное. В данном разделе будут рассмотрены лишь отдельные тенденции, направления обучения и воспитания, которые, на наш взгляд, заслуживают внимания, в разработке темы настоящего исследования.

В отечественной методической и научной литературе вопросам, связанным с музыкальным воспитанием и обучением, посвящено значительное количество исследований. К музыкальному воспитанию обращались многие педагоги и учёные: Б.В. Асафьев, Б.Л. Яворский, М.А. Балакирев, Л.А. Баренбойм, Б.М. Теплов, В.Н. и СТ. Шацкие, Н.А. Ветлугина, О.А. Апраксина, Д.Б. Кабалевский и многие другие.

Достаточно вспомнить, что передовые музыкальные деятели и педагоги-энтузиасты в XIX и в начале XX века выступали с рядом интересных и предвосхищавших будущее общих идей и конкретных методических принципов. Напомним, в частности, о проекте Антона Рубинштейна, который касался вопросов общего детского музыкального воспитания. Он предполагал ввести в стране всеобщее детское музыкальное воспитание, приступив к обучению музыке во всех без исключения учебных заведениях, в том числе в народных и ремесленных школах . Разумеется, этот проект, хоть он и получил известный резонанс в прессе своего времени, во времена А.Г. Рубинштейна так и не был реализован. Путь к его реализации был открыт уже в послереволюционные годы, когда музыкально-эстетическое воспитание стало государственной задачей.

Спустя два десятилетия с новаторскими для своего времени и во многом актуальными и по сей день методическими принципами выступил педагог, теоретик музыки и фольклорист рубежа XIX-XX столетия А.Л. Маслов. Опираясь на мысли Л.Н. Толстого 3, А.Л. Маслов считал, что учитель должен ознако миться, по возможности, со всеми существующими методами преподавания, развивать в себе самом способность изобретать новые приемы обучения, и что всякие затруднения учеников учителю следует считать за собственный недостаток . Наряду с С. Миропольским и Д. Зарином, труды которых были опубликованы в начале XX века, А.Маслов также считал музыкальное воспитание обязательным для всех детей. Эти авторы не разделяли известную и широко принятую точку зрения на то, что музыкальные способности «либо даны, либо не даны богом». Поэтому и отводилась ведущая роль учителю, его мастерству, способности сделать урок интересным, провести его эмоционально, а не сухо и формально.

А.Л. Маслов подчёркивал творческую деятельность детей, которая должна поддерживаться на всех уроках, что нотная грамота не самоцель, а лишь вспомогательное средство при обучении. Усиленное изучение нотной грамоты легко может только убить в ребёнке интерес к красоте и творческое воображе-ние . Актуальность этих слов находит отражение и в сегодняшнее время.

Послеоктябрьские годы и атмосфера 1920-х годов, внесли новое видение в культурную жизнь, открывая простор для творческой инициативы. Жизнь требовала таких педагогических методов организационных форм работы, которые позволили бы приобщить к музыкальному искусству широкий круг учащихся. Повсеместно открывались массово-просветительские музыкальные учреждения: народные музыкальные школы, школы музыкального просвещения, курсы общего музыкального образования и т.п.

Заслуживает внимания громадная педагогическая и культурно-просветительская работа В.В. Андреева по распространению народных инструментов, что можно считать своеобразной «школой», нацеленной на осуществление задач массового привлечения людей к народному музицированию. В.В. Андреев приходит к массовому обучению нижних чинов, повсеместно создавая многочисленные великорусские оркестры, общества по распространению игры на народных инструментах, курсы по подготовке инструкторов обучения, и одновременно работает над проектом «Дома народной музыки».

Структура музыкальности и возрастные уровни развития ребенка, преимущества его раннего музыкального обучения и вхождения в мир музыкальных ценностей

Определение структуры музыкальности позволяет установить те музыкальные способности, которые надо развивать для успешного выполнения ребёнком того или иного вида музыкальной деятельности.

В научной литературе тенденция трактовать музыкальность как комплекс свойств личности человека, развивающихся в процессе возникновения, создания и усвоения музыкального искусства . Под воздействием музыки у человека возникает слуховая и эмоциональная восприимчивость, которая в процессе музыкального развития все более углубляется и дифференцируется.

Таким образом, музыкальность — это своеобразная форма ориентировки в музыкальных явлениях. Б.М. Теплов определяет музыкальность как «... компонент музыкальной одаренности, который необходим для занятия именно музыкальной деятельностью в отличие от всякой другой, и притом необходим для любого вида музыкальной деятельности» 2.

В исследовании литературы по психологии и музыкальной педагогике в определении музыкальности подчеркивается её комплексность и многосостав-ность, установление между отдельными компонентами музыкальности своеобразных связей3.

Музыкальность представляется как комплекс способностей, среди которых выделяются три основных, способствующих наиболее успешному выполнению музыкальной деятельности:

1. Ладовое чувство, способность эмоционально различать ладовые функции звуков мелодии, чувствовать эмоциональную выразительность движения.

2. Способность к слуховому представлению, т.е. способность произвольно пользоваться слуховыми представлениями, отражающими звуковысотное и ритмическое движение мелодии.

3. Музыкально-ритмическое чувство, т.е. способность активно (двига-тельно) переживать музыку, чувствовать музыкальную выразительностью ритм.

Практическая обусловленность развития способностей подтверждается фактическим материалом, свидетельствующим о музыкальном развитии детей.

Обобщая наблюдения за детьми в составленных нами «Диагностических картах качества обучения» (см. таблицу 1.1 приложения 2), можно отметить, что у некоторых ярче проявляется музыкальная память, у других - отзывчивость на музыку, или слабый, мало развитый слух сочетается с глубоким и серьезным интересом к музыке. Эти наблюдения свидетельствуют о сложности взаимосвязей между отдельными компонентами музыкальности, их взаимовлиянии.

Основными показателями определения уровня музыкальности являются эмоциональная увлеченность музыкой во всех её проявлениях, точность выполнения заданий, совокупность правильных ответов в задаваемых вопросах, с последующим акцентом на развитие той или иной музыкальной способности.

Инструментальная форма практической музыкальной деятельности устраняет психологический барьер у музыкально-слабоподготовленных детей и вселяет веру в возможность активного музыкального развития, что является важной установочной предпосылкой в процессе музыкального обучения и воспитания.

В свете проблем массового музыкального образования речь идёт, конечно, не о доминировании такого вида музицирования, как игра на музыкальных инструментах, и не об умалении огромного значения таких важных и существенных факторов, как слушание музыки и пение. Но опыт свидетельствует о большей пользе применения инструментального музицирования, его органичного единства с другими видами музыкально-творческой деятельности учащихся.

Практическая музыкальная деятельность положительно влияет на общий уровень развития учащихся, на развитие музыкальных способностей, о чём свидетельствуют многочисленные исследования, публикации, практические рекомендации.

Дифференцированный, индивидуальный подход к учащимся — необходимое звено в системе мер, направленных на совершенствование музыкального обучения детей. Опыт индивидуального подхода в обучении свидетельствует о его важности как фактора повышения эффективности формирования музыкальных способностей ребёнка. Вместе с тем система дифференцированных индивидуальных музыкальных способностей помогает более чёткому определению уровня музыкального развития, что даёт возможности активизировать развитие той или иной музыкальной способности.

Используя в работе «Диагностическую карту обучения», «Индивидуальную карту роста музыкальных способностей учащихся» или «Индивидуально-личностный профиль ученика» (см. таблицу 1.2 и график 1 приложения 2), можно проводить «моментальные» срезы (по учебным четвертям в течение начального обучения) с указанием уровня той или иной музыкальной способности. Это позволяет «подтягивать» до необходимого уровня другие компоненты музыкального развития.

Центральной задачей педагога является поиск специфических форм обучения, в которых проявились бы музыкальные задатки, создание таких условий, которые максимально активизировали учащихся, стимулировали их самостоятельность и творческий поиск на основе эмоциональной увлеченности и интереса к предмету.

Музыкальное развитие учащихся в современной социокультурной ситуации

Предпринятый анализ теоретических аспектов исследования музыкального развития как явления, охватывающего комплекс взаимосвязанных тенденций современной музыкальной жизни позволил определить его как сложный, многоуровневый процесс изменения качественного состояния объекта (в нашем исследовании — учащиеся детской музыкальной школы), выражающейся в активизации музыкальной деятельности, обогащении различных её форм на основе гармоничного расширения и углубления интересов, установок, ценностных ориентации, возвышая и совершенствуя структуру музыкальных потребностей в контексте конкретно-исторических условиях, обусловливающих уровень и динамику общей культуры личности и объективную возможность реализации потенциала её способностей.

В рамках данного исследования остановимся на некоторых аспектах понятий и категорий, обозначающих явления, связанные с процессом музыкального развития. Прежде всего, необходимо уточнить само понятие «музыкальное развитие», уяснить, под воздействием каких факторов протекает этот процесс, что определяет необратимость и закономерность его развития, и на основе этого попытаемся сформулировать сущность этого явления.

К таким факторам, по мнению автора, относятся, с одной стороны — социально-экономические условия жизни общества, определяющие особенности современной социо-культурной ситуации, объективно влияющие на процесс социального функционирования музыки. С другой стороны, существует группа факторов, которые можно определить как внутренние, имманентные J. Будучи порождением внешних, обуславливающих объективные возможности общения с музыкой, они (внутренние) как бы определяют характер реализации этих возможностей, внутреннюю логику и активность процесса художественного освоения мира музыкальных ценностей. К ним, в частности, следует отнести потребности, интересы, установки, ценностные ориентации, мотивы. Эти факторы стимулируют активность субъекта по отношению к явлениям музыкального искусства, проявляющуюся в конкретных формах деятельности и поведения.

Отметим также, что музыкальное развитие личности во многом предопределено общим уровнем ее культуры. Это подтверждается, в частности, результатами исследований А.Л. Андреева 2, который описывает феномен резкого снижения общего культурного кругозора учащихся старших классов и студенческой молодежи в период с 1999 по 2002 гг. Автор справедливо отмечает, что система утверждаемых в обществе ценностных установок в этот период переживала момент наибольшего преобладания гедонистически-потребительской доминанты над ценностями духовного саморазвития, что не могло не повлиять, в свою очередь, и на музыкальную культуру личности.

Сложный характер процесса музыкального развития определяет необходимость осмысления обуславливающих его факторов, и в первую очередь, -музыкальной потребности, которая рассматривается как объективное по своей природе явление, детерминированное социальными условиями жизни.

Конкретные исследования музыкального развития школьников, в частности, убедительно показывают, что актуальные музыкальные потребности учащихся существенно отличаются от фундаментальных потребностей общества и ограничены в значительной степени сферой музыки развлекательных жанров. В частности, приведенные ниже данные социологических опросов 2004 года, позволяют отчетливо понять структуру музыкальных интересов учащихся 7 — 9 классов средних школ Санкт-Петербурга. Респондентам - школьникам предлагалось дать своё понимание слова «музыка», показать реальное место различных её видов в сложившейся системе слушательских предпочтений, а также выразить отношение к музыке серьезных («академических») жанров.

Похожие диссертации на Комплексные методы музыкального развития ребенка в народно-инструментальном классе