Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Комплексный подход в обучении студентов-дизайнеров инженерному проектированию Мизевич Сергей Григорьевич

Комплексный подход в обучении студентов-дизайнеров инженерному проектированию
<
Комплексный подход в обучении студентов-дизайнеров инженерному проектированию Комплексный подход в обучении студентов-дизайнеров инженерному проектированию Комплексный подход в обучении студентов-дизайнеров инженерному проектированию Комплексный подход в обучении студентов-дизайнеров инженерному проектированию Комплексный подход в обучении студентов-дизайнеров инженерному проектированию Комплексный подход в обучении студентов-дизайнеров инженерному проектированию Комплексный подход в обучении студентов-дизайнеров инженерному проектированию Комплексный подход в обучении студентов-дизайнеров инженерному проектированию Комплексный подход в обучении студентов-дизайнеров инженерному проектированию
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Мизевич Сергей Григорьевич. Комплексный подход в обучении студентов-дизайнеров инженерному проектированию : диссертация... кандидата педагогических наук : 13.00.02 Москва, 2007 215 с. РГБ ОД, 61:07-13/1437

Содержание к диссертации

Введение

ГЛАВА 1. ИНЖЕНЕРНОЕ ПРОЕКТИРОВАНИЕ В ДИЗАЙН-ОБРАЗОВАНИИ КАК ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА 16

1.1. Методология дизайн-образования в высшей школе 16

1.2. Психолого-педагогические аспекты инженерного проектирования 39

1.3. Моделирование комплексного подхода к обучению студентов-дизайнеров инженерному проектированию 71

Выводы по 1 главе 94

ГЛАВА 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ ПРОВЕРКА ЭФФЕКТИВНОСТИ КОМПЛЕКСНОГО ПОДХОДА К ОБУЧЕНИЮ СТУДЕНТОВ-ДИЗАЙНЕРОВ ИНЖЕНЕРНОМУ ПРОЕКТИРОВАНИЮ 98

2.1. Цели, задачи и методы экспериментального исследования 98

2.2. Содержание экспериментального обучения инженерному проектированию будущих дизайнеров 125

2.3. Результаты экспериментального исследования и их анализ 160

Выводы по 2 главе 172

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 174

Введение к работе

Проблема исследования и ее актуальность. В качестве основного фактора корректировки профессионального образования выступают запросы развития экономики и социальной сферы, науки, техники, технологии, рынка труда, а также перспективные потребности их развития (Концепция модернизации Российского образования на период до 2010 года, с. 12). Однако техника, искусство, архитектура, наука, развитие экономики на сегодняшний день не могут делать эффективные шаги в своем развитии без дизайнерского сопровождения, поскольку эти виды деятельности непосредственно связаны с дизайнерской деятельностью, которая играет важную роль в улучшении окружающей предметной среды и человеческой жизни.

Деятельность дизайнера всегда является проектной. У студента-дизайнера она формируется методами и средствами инженерного проектирования, активизируя их профессиональную мобильность, компетентность, позволяя более уверенно войти в социум. В этой деятельности в обязательном порядке присутствует большой арсенал художественно-графических средств инженерно-проектной графики (в том числе компьютерной), цвет, колорит, композиция и др.

Вместе с тем, инженерное проектирование в дизайнерской деятельности не может считаться полностью «упорядоченным» в связи с тем, что большинство ее видов сравнительно молодо. Относительная нестабильность этой деятельности объясняется принадлежностью к сфере искусств, где превалирует свобода творчества при отсутствии определенных рамок регламентации.

По нашему мнению, при изучении основ инженерного проектирования именно творческая деятельность должна занять определенное место в дизайн-образовании с целью внесения ясности в представлении о проектируемом объекте на базе творческого его осмысления. Однако будучи

внутренне свободным, творчество дизайнера внешне обусловлено целым рядом ограничений. Наращивая, как деятель искусства культурный потенциал общества, он обязан следовать социально-экономическим, функциональным, технологическим и другим законам и требованиям, причем, с учетом многообразия целей для каждой инженерно-проектной ситуации. А цели часто бывают противоречивые и даже взаимоисключающие. Поэтому в содержании дизайн-образования присутствуют различные источники знаний - из области архитектуры, скульптуры, декоративно-прикладного искусства, техники, экономики, социологии, прикладных наук, эргономики, а также созданные опытом проектной деятельности, собственно дизайнерские технологии.

На наш взгляд, эффективное осуществление проектной деятельности зависит от специальной подготовки студентов-дизайнеров, понимаемой нами как совокупность внешних и внутренних условий, позволяющих грамотно и ответственно решать задачи в области инженерного проектирования, реализуя свой творческий потенциал. Идея о том, что проектные умения формируются и совершенствуются в процессе предметной деятельности, является основополагающей для нашего исследования.

Сознание необходимости инженерного проектирования, т.е. осознанная мотивация, стимулирует творческую активность обучающихся. Причем, мотивация к творческой и преобразующей деятельности может иметь как внешние, так и внутренние условия. Внешние условия инженерной проектной деятельности - это материально-техническая база, в которой работает студент-дизайнер. Внутренние условия включают в себя личностные качества специалиста дизайнера, которые приобретаются в процессе обучения, а также собственный опыт как результат различной проектной деятельности. И те и другие условия влияют на будущую профессиональную компетентность студента-дизайнера.

Кроме того, успешное решение педагогических задач в сфере дизайн-

образования мы видим в разработке комплексного подхода к обучению будущих дизайнеров инженерному проектированию. Под комплексным подходом (от лат. complexus — связь, сочетание) мы понимаем способы построения содержания обучения и его организации на основе единого связующего звена, например, на основе проектных заданий. На наш взгляд, комплексный подход складывается в противовес разобщенности изучения учебных дисциплин и отдельных тем, в которых связи между ними строятся на формально-логической основе. В нашем случае элементом объединения учебного процесса вокруг интересующего студента-дизайнера учебного материала могут быть естественные жизненные ситуации.

Итак, исследование сущности проектной деятельности привело нас к мысли об адекватности инженерного проектирования комплексному подходу к организации обучения студентов-дизайнеров. Именно он позволяет рассмотреть учебный процесс в системе взаимосвязанных элементов, обеспечить интеграцию полученных знаний и умений студентов в единое профессиональное поле деятельности, что способствует формированию у них целостного представления о будущей профессии.

Следование принципам последовательности и непрерывности обучения при комплексном подходе предполагает дифференциацию содержания обучения инженерному проектированию по уровням обучения. Это обусловлено спецификой содержания учебного материала и позволяет осуществлять контроль над формированием профессиональной компетенции студентов, а не оценивать их знания по отдельным разделам дисциплины. Данный подход предусматривает также формирование целей, задач, условий обучения, технологии, обеспечивающих определенный уровень готовности будущих дизайнеров к проектной деятельности.

В предлагаемом исследовании мы рассматриваем согласование содержания процесса обучения инженерному проектированию студентов-дизайнеров с его организационной структурой, методами и средствами

инженерного проектирования, которые должны обеспечить развитие творческого потенциала будущих дизайнеров и целостность педагогического процесса. Мы полагаем, что подготовка к инженерному проектированию для будущей профессиональной работы дизайнеров будет способствовать развитию творческих способностей за счет реализации межпредметных связей, умение разрабатывать новые варианты изделий от идеи до ее воплощения в готовом виде. Реализуя творческую, инженерно-практическую направленность обучения будущих дизайнеров, мы оказываем влияние на формирование их проектной культуры и развитие личности.

Анализ научно-методических исследований, посвященных совершенствованию процесса обучения студентов-дизайнеров инженерному проектированию в соответствии с требованиями государственного стандарта, позволил обобщить наиболее значительные его характеристики: предметность, социальность, системность, целостность видения проблемы, анализ, синтез, интеграция знаний и др. При этом, вопросы отбора содержания и методических подходов к обучению инженерному проектированию раскрыты в работе И.И.Баннова.

Проектное обучение, как условие развития личностных качеств рассмотрены О.А.Булавенко. Он же отмечает ее воспитывающий, развивающий и экспериментальный характер. В исследовании А.П.Гавриленко рассматриваются приемы формирования художественно-конструкторских умений будущих дизайнеров в процессе их профессиональной подготовки. ИЛЛяхов видит процесс проектирования в структуре функционирования человеко-машинных систем. Исследования Н.В.Матяш посвящены психологии проектной деятельности в условиях технологического образования.

Большой вклад в теорию и практику дизайн-образования внесен Г.М.Салтыковой. Технология, направленная на развитие способностей студентов к дизайнерской деятельности предложена М.Н.Марченко. Вопросы

эстетического отношения студентов-дизайнеров к своей профессиональной деятельности в процессе вузовского обучения исследовала В.Г.Телегей.

Место и роль дизайна в системе художественной культуры определил С.О.Хан-Магомедов. Общетеоретические подходы к раскрытию сущности художественно-графического творчества студентов отражены в работах Л.Н.Анисимовой, Ю.Ф.Катхановой, А.И.Ковешникова, Е.И.Корзиновой, В.В.Корешкова, В.СКузина, В.К.Лебедко, В.В.Степаковой, Н.К.Шабанова, Е.В.Шорохова и др.

Сравнительно новым явлением в осуществлении инженерной проектной деятельности, в том числе в обучении студентов-дизайнеров, стала возможность использования информационных и коммуникационных технологий. В связи с этим расширилась сфера применения дизайнерских знаний при инженерном проектировании с использованием графических компьютерных программ. Вопросами применения компьютерных технологий в проектно-конструкторской деятельности занимались такие исследователи, как А.И.Берх, А.А.Добряков, Е.Б.Коблякова и др.

Вместе с тем, анализ теории и практики обучения инженерному проектированию показал, что до настоящего времени отсутствует достаточно четкое представление о содержательной, процессуальной и межпредметной характеристике понятия «инженерно-проектная деятельность». Еще недостаточно изучено влияние междисциплинарных и внутри дисциплинарных знаний на эффективность обучения инженерному проектированию.

Практически отсутствует научно-методическое обеспечение процесса формирования инженерно-проектных умений будущих дизайнеров в процессе их обучения. Таким образом, от нерешенности данной проблемы в значительной мере страдает качество профессиональной подготовки будущих дизайнеров, у них слабо развивается эмоционально-оценочное отношение к действительности, недостаточно сформированы умения

инженерной проектной деятельности, которые должны закладываться у них уже в период обучения в высшем учебном заведении. В этом видится актуальность данной проблемы.

Актуальность исследования связана также с наличием противоречия между современными требованиями к профессиональной компетентности дизайнера в инженерно-проектной деятельности, следовательно, необходимостью подготовки будущих дизайнеров в области инженерно-технологического проектирования и недостаточным решением этой проблемы в практике работы высших учебных заведений.

Актуальность рассматриваемой проблемы, ее недостаточная теоретическая и практическая разработанность послужили основанием для формулировки проблемы исследования «Комплексный подход в обучении студентов-дизайнеров инженерному проектированию».

Цель диссертационного исследования - решение поставленной проблемы.

Объект исследования - учебная деятельность студентов-дизайнеров в процессе изучения инженерного проектирования.

Предмет исследования - комплексный подход к обучению инженерному проектированию студентов-дизайнеров на основе разработанного курса «Инженерно-технологическое обеспечение дизайна».

Гипотезой исследования явилось предположение о том, что если в обучении студентов-дизайнеров инженерному проектированию использовать комплексный подход, то эффективность обучающего процесса в значительной мере повысится в связи с тем, что данный подход в обучении обладает следующими системными качествами и новизной, а именно:

в первой части системы уточнены и значительно расширены цели, задачи, содержание и технология обучения, направленные на формирование определенного уровня готовности будущих дизайнеров к проектной деятельности. При этом содержание учебного процесса дано на

основе экспериментальной авторской программы «Основы инженерно-технологического обеспечения дизайна», в которой сочетаются различные способы построения материала, а организация занятий осуществляется на основе связующего звена - проектных заданий, элементом объединения которых являются известные студентам жизненные ситуации. Обучение рассматривается с позиций единства взаимосвязанных элементов, интегрированных в единое поле проектной деятельности;

во второй части наряду с использованием известных в педагогической науке методов применяются специально разработанные познавательные, игровые методы, личный показ, групповые и индивидуальные формы деятельности обучающихся;

в третьей части (средства обучения) активно применяются компьютерные технологии, пособия на бумажных носителях, модели и др.

В процессе обучения обеспечивается его целостность, решаются задачи развития творческого потенциала студентов, действуют принципы последовательности и непрерывности учения, осуществляется реализация межпредметных и внутрипредметных связей (основ черчения и начертательной геометрии, технического рисунка, перспективы, компьютерной графики, цветоведения, композиции и др.).

Исходя из общей цели, выдвинутой гипотезы, учитывая состояние проблемы в педагогической науке и практике, были поставлены следующие задачи исследования:

1. Провести анализ научно-методических исследований, принципов,
методов, условий, средств обучения, способствующих эффективному
обучению инженерному проектированию будущих дизайнеров.

2. Разработать, обосновать и экспериментально проверить
комплексный подход к обучению студентов-дизайнеров инженерному
проектированию, как методическую систему, на базе учебной дисциплины
«Инженерно-технологическое обеспечение дизайна».

3. Разработать критерии оценки и уровня сформированное
инженерно-проектных умений студентов, позволяющих выявить динамику
их развития.

4. Экспериментально проверить эффективность комплексного подхода
к обучению студентов-дизайнеров инженерному проектированию.

Методологической основой исследования явились:

философские положения о всеобщей связи, взаимообусловленности и целостности явлений и процессов окружающего мира;

психолого-педагогические исследования особенностей формирования социально-деятельностной, творческой личности студентов;

диалектическое понимание инженерно-проектного творчества как деятельности, порождающей нечто качественно новое, отличающееся не только новизной, но и оригинальностью;

идеи гуманизации и интеллектуализации образования;

системный, индивидуально-творческий, инновационный подходы к проблеме профессионального становления будущего дизайнера средствами инженерного проектирования.

Для решения поставленных задач и проверки, выдвинутых в диссертационной работе теоретических положений был использован комплекс следующих методов:

анализ психолого-педагогической, методической и специальной литературы;

обобщение педагогического опыта преподавателей высшей школы и собственной работы в вузе;

наблюдения за ходом учебной деятельности студентов-дизайнеров и преподавания специальных дисциплин;

беседы;

анализ проектных работ студентов;

педагогический эксперимент;

тестирование и анкетирование;

количественный и качественный анализ информации, полученной в ходе эксперимента.

Научная новизна результатов исследования заключается в следующем:

разработан, теоретически обоснован и экспериментально проверен комплексный подход к обучению студентов-дизайнеров инженерному проектированию, включающий сочетание способов построения содержания обучения с его организацией на основе связующего звена -проектных заданий, элементом объединения которых являются известные студентам жизненные ситуации. При этом обучение рассматривается с позиции системности и единства взаимосвязанных элементов, интегрированных в единое поле проектной деятельности.

предложены методы, методические приемы (познавательные, игровые, личностный показ), формы деятельности (групповые и индивидуальные), средства обучения (компьютерные технологии, пособия на бумажных носителях, модели и др.), при использовании которых повышается эффективность профессиональной подготовки будущих дизайнеров;

разработано и экспериментально проверено содержание курса «Инженерно-технологическое обеспечение дизайна», в котором цели, задачи, условия и технологии обучения направлены на формирование определенного уровня готовности будущих дизайнеров к инженерно-проектной деятельности;

доказано, что процесс обучения инженерному проектированию должен быть согласован со структурой, методами и средствами профессионального проектирования с целью обеспечения целостности педагогического процесса, развития творческого потенциала студентов-

дизайнеров, а также формирования умений разрабатывать варианты изделий от идеи до ее воплощения в готовом виде;

выявлено, что творческая и инженерно-практическая направленность обучения может осуществляться за счет реализации межпредметных и внутрипредметных связей (основ черчения и начертательной геометрии, технического рисунка, перспективы, компьютерной графики, цветоведения, композиции и др.).

Теоретическая значимость результатов исследования определяется тем, что внесен вклад в разработку научно-педагогических основ использования комплексного подхода к обучению будущих дизайнеров инженерному проектированию. Реализация разработанного содержания курса «Инженерно-технологическое обеспечение дизайна» получила свое развитие и конкретизацию применительно к обучению студентов-дизайнеров на основе установленных межпредметных связей с дисциплинами профессионального цикла. Полученные результаты исследования обогащают теоретические положения профессиональной подготовки будущих дизайнеров и могут быть использованы в разработке смежных проблем следования принципам последовательности и непрерывности обучения при параллельной его дифференциации по уровням обучения, позволяя осуществлять контроль над последовательным формированием профессиональной компетенции студентов.

Практическая значимость результатов исследования заключается в том, что полученные материалы исследования могут быть использованы для совершенствования процесса обучения студентов-дизайнеров инженерному проектированию, а также при разработке, корректировке и модернизации учебных образовательных программ по ряду смежных дисциплин. Материалы и результаты исследования могут найти применение в системе повышения профессиональной педагогической квалификации преподавателей, работающих со студентами-дизайнерами в высших учебных

заведениях.

Достоверность и обоснованность научных положений, выводов, рекомендаций обеспечивается методологической обоснованностью исходных позиций, использованием совокупности методов, адекватным задачам и логике исследования, разнообразием источников информации, опытом работы автора в качестве преподавателя вуза, воспроизводимостью результатов опытно-экспериментальной работы в аналогичных условиях вузовской практики, контрольным сопоставлением полученных результатов с существующей образовательной практикой подготовки студентов-дизайнеров к будущей профессиональной деятельности.

На защиту выносятся следующие положения:

1. Комплексный подход к обучению студентов-дизайнеров
инженерному проектированию, включающий содержание дисциплины
«Инженерно-технологическое обеспечение дизайна», а также педагогические
условия, при которых развиваются инженерно-проектные умения будущих
дизайнеров, осознается значимость их профессионального будущего.

2. Научно-обоснованный и подтвержденный ходом исследования
вывод о том, что сформированность инженерно-проектных умений студентов
(умение ставить задачу, умение выполнять действия, умения анализировать
результаты и др.) на определенной стадии обучения предопределяет их
готовность к самореализации в будущей профессиональной деятельности.

Исследование проводилось в три взаимосвязанных этапа с 2003-2006 годы.

Первый этап (2003-2004 гг.) - поисково-теоретический. В этот период осуществлялось ознакомление с проблемой исследования, выявлялась ее актуальность. Производился анализ существующих научных исследований в области дизайна-образования. Изучался опыт работы преподавателей, организация обучения студентов-дизайнеров в различных высших учебных заведениях. Определялась методология и методика экспериментального

исследования. Анализировались результаты исследований по вопросам теории процесса обучения, изучалась педагогическая и методическая литература, накапливался материал на основе обобщения практического опыта, формулировалась гипотеза исследования.

Второй этап (2004 - 2005 гг.). На этом этапе разрабатывался план экспериментальной работы, способы и средства развития инженерной проектной деятельности студентов-дизайнеров, проводились локальные эксперименты, определялись оценочные критерии и диагностика формирования готовности студентов к инженерной проектной деятельности. Выявлялись эффективные формы организации занятий, их соотношение по объему, чередование методов, способствующих развитию проектных способностей, логического анализа, синтеза и творческого мышления студентов. Уточнялись теоретические позиции, моделировалась и проводилась экспериментальная работа по апробации комплексного подхода к обучению студентов инженерному проектированию.

Третий этап (2005 - 2007 гг.) - проводился анализ и систематизация теоретического и экспериментального материала, обобщались результаты исследования, разрабатывались дидактические требования к методическому обеспечению процесса обучения, формулировались основные выводы по главам и в целом по всему исследованию, оформлялся текст диссертации.

Базой исследования был Московский педагогических государственный университет, художественно-графический факультет, студенты специальности «Дизайн».

Апробация и внедрение результатов исследования осуществлялись в процессе экспериментального обучения инженерному проектированию студентов 3, 4 и 5 курсов специальности «Дизайн» художественно-графического факультета МПГУ на основе курса «Инженерно-технологическое обеспечение дизайна».

Положения диссертации, материалы исследования и полученные результаты заслушивались на заседаниях кафедры начертательной геометрии, компьютерной графики и дизайна Московского педагогического государственного университета, Ученом совете художественно-графического факультета, докладывались на научно-практических конференциях по итогам научно-исследовательских работ Mill У (2004-2006 гг.), межвузовских научно-практических конференциях и семинарах «Образовательные технологии XXI века (Москва, 2005, 2006 гг.), «Концептуальные основы совершенствования художественно-графического образования» (Липецк, 2004 г.), на международной научно-практической конференции «Информационные технологии в образовании» («ИТО - Черноземье - 2006») (Курск), а также внедрялись автором в учебно-образовательный процесс подготовки будущих дизайнеров специальности «Дизайн».

Методология дизайн-образования в высшей школе

Достоверность научных результатов исследования обеспечивается методологической обоснованностью его исходных позиций, использованием совокупности методов адекватных задачам и логике исследования, разнообразием источников информации. В этой связи в данном параграфе мы рассмотрим: различные подходы к трактовке понятия «дизайн», дадим краткий обзор его генезиса, проанализируем дизайн-образование в историческом ракурсе на примере ведущих образовательных центров нашей страны и находящихся за рубежом, выявим структуру и особенности системы дизайн-образования в высшем учебном заведении.

Смысловые корни термина «дизайн» идут от латинского "designare" -определять, означать. Итальянское "disegno" со времен Ренессанса обозначало не только проекты, рисунки, но и основополагающие идеи или замысел. В Англии понятие "design" распространилось в 16 веке. Причем, этимология англоязычного понятия «дизайн» охватывает несколько смысловых рядов. Например, к первичному определению относятся объекты декоративного порядка: узор, орнамент, украшение, убранство. Второй порядок включает проектно-графическую трактовку: набросок, эскиз, рисунок, проект, чертеж, конструкция. Третий выходит за рамки прямого проекта - план, предположение, намерение. Как видим, такой спектр понятия «дизайн» в сочетании с его направленностью соответствует обозначению проектной деятельности. В свою очередь, в русском языке понятие «дизайн» используется для обозначения проектирования окружающей предметной среды (или предметных комплексов). Причем, здесь имеются в виду самые различные по функциональному предназначению вещи: от практических до художественных [59].

Существует также узкое и широкое толкование понятия "дизайн". Так, в энциклопедическом словаре «дизайн», в узком смысле, понимается как художественное конструирование. В широком смысле - как термин, обозначающий различные виды проектной деятельности, главная цель которой формирование эстетических и функциональных качеств предметной среды [17].

Относительно вида деятельности «дизайн» - это проектирование, черчение. В некоторых случаях, художественное конструирование. По мнению большинства исследователей, «дизайн» - разновидность художественно-проектной деятельности, охватывающей создание промышленных изделий и рациональное формирование целостной предметной среды [77; 90; 140 и др.]. Этот термин используется также для характеристики процесса художественного или художественно-технического проектирования, а также результатов этого процесса (эскизов, макетов, проектов изделий, средовых объектов, полиграфической продукции и др.).

Таким образом, дизайн - особый вид человеческой деятельности, выкристаллизовавшийся из симбиоза художественного (ремесленного, прикладного) творчества и промышленного производства. Функция дизайна, по мнению Ю.В. Назарова, состоит в создании целесообразной формы, удовлетворяющей утилитарные потребности человека [93]. Вслед за Н.О.Вороновым, мы считаем, что дизайн - это явление культуры, это забота о человеке, соприкасающегося с предметной средой, это проектирование материальных объектов с использованием определенных данных науки для придания результатам проектирования эстетических качеств [27]. Отсюда термином «дизайн» может обозначаться процесс проектирования на основе инженерных и технологических знаний и его результат, т.е. реализованный проект. При этом цель дизайна - создание новых видов и типов изделий, отвечающих требованиям общественной пользы, удобства, эксплуатации и красоты [52]. По нашему мнению, дизайн - это нечто большее, чем область искусства или сфера совершенствования техники.

Цели, задачи и методы экспериментального исследования

Экспериментальная апробация системы обучения инженерному проектированию студентов-дизайнеров осуществлялась на художественно-графическом факультете Московского педагогического государственного университета специальности «Дизайн» в 2004 - 2007 гг. На различных этапах в эксперименте приняли участие студенты очного и очно-заочного обу чения 3, 4 и 5 курсов - 132 человека. Всего в эксперименте было охвачено 8 групп. Исследование выполнялось в логике поставленных задач в соответствии с разработанными критериями и показателями. Учебные занятия проводил автор данного диссертационного исследования. Им же было разработано содержание курса «Основы инженерно-технологического обеспечения дизайна», включенного в учебный план специальности «Дизайн».

Основная цель эксперимента - проверка эффективности комплексного подхода в обучении инженерному проектированию студентов-дизайнеров, а также его влияния на качество профессиональной подготовки будущих дизайнеров.

В основные задачи педагогического эксперимента входило:

1. Определить экспериментальные группы. Контрольных групп в данном эксперименте не было в связи с тем, что обучение студентов-дизайнеров на художественно-графическом факультете осуществлялось впервые. 2. Экспериментально проверить доступность и эффективность курса «Основы инженерно-технологического обеспечения дизайна» и его влияние на качество подготовки студентов к инженерному проектированию в дизайнерской деятельности.

3. Выявить влияние разработанной системы практических заданий на формирование умений и навыков, необходимых для осуществления инженерной проектной деятельности.

4. Организовать дифференцированный контроль над процессом и результатами инженерной проектной деятельности в соответствии с программой обучения.

5. Определить качество подготовки студентов по инженерному проектированию, принимавших участие в эксперименте на основе анкетирования, тестирования и анализа выполненных практических работ.

6. Подвести итоги проведенной экспериментальной работы и проанализировать ее результаты.

В качестве анализируемого объекта в ходе проводимого эксперимента определена учебная инженерно-проектная деятельность, представленная системой практических заданий, направленных на формирование умений и навыков, необходимых для осуществления будущей дизайнерской деятельности. Анализ выполненных практических заданий позволил оценить уровень сформированности необходимых умений и навыков, способность студентов применять ранее полученные теоретические знания в практической деятельности.

Достоверность результатов педагогического эксперимента обеспечивалась применением следующих научно-педагогических методов:

? естественно-педагогический эксперимент, включающий: диагно-стирующе-прогностический этап (2004 г.); организационно-подготовительный (поисковый) (2004-2005 гг.); экспериментальный этап (2005-2007 гг.);

? визуальное наблюдение за процессом и результатом проектной деятельности студентов-дизайнеров;

? анализ качества выполненных студентами-дизайнерами графических работ, творческих заданий на основе разработанных критериев их оценки;

? анкетирование студентов экспериментальных групп;

? беседы со студентами;

? сравнительный анализ качества подготовки студентов по инженерному проектированию в экспериментальных группах на основе анализа выполненных дизайн-проектов.

Содержание экспериментального обучения инженерному проектированию будущих дизайнеров

Анализ действующего образовательного стандарта подготовки дизайнеров свидетельствует о том, что в данном документе представлена система требований, предъявляемых к знаниям, умениям и навыкам студентов по специальности 052400 Дизайн. Согласно государственному образовательному стандарту выпускник должен овладеть:

- знаниями в области гуманитарных и социально - экономических наук и уметь применять их в своей профессиональной деятельности;

- ориентироваться в специальной литературе;

- понимать специфику выразительных средств различных видов искусства;

-владеть практическими навыками различных видов изобразительного искусства;

- обладать теоретическими знаниями и практическими умениями, необходимыми дизайнеру;

- уметь анализировать произведения в различных видах дизайна;

- иметь опыт организации художественного замысла в практической деятельности дизайнера;

- иметь навыки научно - исследовательской деятельности в области дизайна.

Вместе с тем в стандарте отсутствуют указания на необходимость развития качеств личности, которыми должен обладать будущий специалист по дизайну. Отсутствие акцентов на личностном развитии студентов представляется серьезным упущением разработчиков стандарта, поскольку только знаниевыи подход является препятствием в становлении личности как «человека культуры». Сегодня же является очевидным, что важны не только теоретические знания по тем или иным дисциплинам, но то, насколько эти знания оказывают влияние на развитие личности и ее проектной деятельности.

В нашем исследовании было показано, что процесс проектирования - это постановка цели, задач, вопроса, мобилизация знаний, логический анализ, определение путей и способов решения задачи, наблюдения, эксперимент, синтез, обобщение, принятие оптимального решения, художественно-графическое оформление решения в виде проекта. Определив базовый уровень сформированности компетенции дизайнера (таблица 8), можно было ставить задачу определения базовых умений студентов-дизайнеров 4 курса. К ним мы отнесли:

1. Ставить и формулировать цель предстоящей работы.

2. Выдвигать гипотезы.

3. Разрабатывать и анализировать различные способы проектной деятельности.

4. Сравнивать и выбирать оптимальные варианты решения проблемы.

5. Подбирать средства для реализации выбранного варианта деятельности.

6. Составлять план проектной деятельности.

7. Осуществлять план деятельности, сопровождая ее текущим контролем и перестройкой в случае необходимости.

Похожие диссертации на Комплексный подход в обучении студентов-дизайнеров инженерному проектированию