Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Методические основы формирования творческого мастерства учителя трудового обучения на синтезе декоративно-прикладного искусства и технического творчества Скворцов Константин Алексеевич

Методические основы формирования творческого мастерства учителя трудового обучения на синтезе декоративно-прикладного искусства и технического творчества
<
Методические основы формирования творческого мастерства учителя трудового обучения на синтезе декоративно-прикладного искусства и технического творчества Методические основы формирования творческого мастерства учителя трудового обучения на синтезе декоративно-прикладного искусства и технического творчества Методические основы формирования творческого мастерства учителя трудового обучения на синтезе декоративно-прикладного искусства и технического творчества Методические основы формирования творческого мастерства учителя трудового обучения на синтезе декоративно-прикладного искусства и технического творчества Методические основы формирования творческого мастерства учителя трудового обучения на синтезе декоративно-прикладного искусства и технического творчества Методические основы формирования творческого мастерства учителя трудового обучения на синтезе декоративно-прикладного искусства и технического творчества Методические основы формирования творческого мастерства учителя трудового обучения на синтезе декоративно-прикладного искусства и технического творчества Методические основы формирования творческого мастерства учителя трудового обучения на синтезе декоративно-прикладного искусства и технического творчества Методические основы формирования творческого мастерства учителя трудового обучения на синтезе декоративно-прикладного искусства и технического творчества
>

Данный автореферат диссертации должен поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - 240 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Скворцов Константин Алексеевич. Методические основы формирования творческого мастерства учителя трудового обучения на синтезе декоративно-прикладного искусства и технического творчества : Дис. ... д-ра пед. наук : 13.00.02 : Москва, 1997 369 c. РГБ ОД, 71:98-13/107-4

Содержание к диссертации

Введение

Глава I. АНАЛИЗ СОСТОЯНИЯ ТРУДОВОГО ОБУЧЕНИЯ В СОВРЕМЕННОЙ ШКОЛЕ

1. Основные вопросы практики обучения труду 15

2. Имеющиеся предпосылки для успешного решения проблемы 25

3. Обоснование целесообразности синтеза декоративно-прикладного искусства и технического творчества 30

Выводы к главе 1 46

Глава II. РАЗНООБРАЗИЕ ФОРМ ТРУДОВОГО ОБУЧЕНИЯ

1. Отечественный опыт обучения основам ремесла 48

2. Особенности развития технического творчества в нашей стране... 68

3. Взаимосвязь декоративно-прикладного искусства .

и технического творчества 78

Выводы к главе II 94 .

Глава III. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ПОДГОТОВКЕ УЧИТЕЛЕЙ В УЧЕБНЫХ МАСТЕРСКИХ

1 .Формирование системы обучения в мастерских художественно-графических факультетов 99

1. Анализ состояния подготовки по художественной обработке материалов 99

2. Формирование первого (ознакомительного) этапа обучения 112

3. Второй этап обучения (спецпрактикум) 122

2. Испытание в школах и технологический эксперимент с целью уточнения нового содержания занятий в мастерских педвуза 139

1. Испытание предложенных разработок школьными учителями 139

2. Усовершенствование методических пособий, оборудования и технологических приёмов обработки металла и конструирование ручного и механического инструмента 145

3. Усовершенствование и развитие практикума по деревообработке... 162

3. Введение в систему обучения студентов индустриально-педагогических факультетов элементов художественного творчества 171

Выводы к главе III 195

Глава IV. ПОДГОТОВКА УЧИТЕЛЕЙ ПО НОВОЙ МЕТОДИКЕ

1. Дидактическая система 197

2. Структура обучения 203

3. Методические рекомендации по ведению занятий 208

1 Первый этап обучения 208

2 Второй этап обучения 218

3. Обучение конструированию оборудования 236

4. Рекомендации организационного характера 241

4. Особенности организации учебной базы 246

1. Оснащение мастерских 246

2. Размеры и организация пространства мастерских 259

3. Оборудование разработанное автором 262

Выводы к главе IV 268

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 271

ЛИТЕРАТУРА 279

ИЛЛЮСТРАЦИИ 305

ПРИЛОЖЕНИЕ 337

Введение к работе

У любого народа, населяющего нашу планету, трудовое воспитание лежит в основе воспитания в целом. Люди понимают, что труд является источником жизни. Человек, чтобы выжить, вынужден шить себе одежду, пахать, строить и т.п. - без этого он просто погибнет. И если не научить детей трудиться, то род человеческий полностью исчезнет с лица Земли. Поэтому с древнейших времён трудовое воспитание является основой народной педагогики. У разных народов педагогика складывалась под влиянием различных факторов - географических, культурных, исторических, национальных и других, но везде основой воспитания молодёжи служила подготовка к труду. Кроме того, нравственное, эстетическое, патриотическое воспитание всегда основывалось на разумном добросовестном труде. Без труда не возможно ни формирование обычаев, ни культуры, ни уклада жизни, ни национальных искусств, ни в конечном счёте любви к Родине. Чем выше уровень мастерства того или иного народа, тем становится богаче культура. Это всё остаётся справедливым и сегодня. Наука шагнула далеко вперёд, появилось много различных сфер деятельности, которые изменили труд человека, пришла автоматика, механизация и вместе с ними виды труда, которые коренным образом отличаются от тех, которые были раньше. Это дало повод отдельным людям, в том числе педагогам, придумать легенду -заключающуюся в том, что работать в дальнейшем будет не обязательно -всё якобы будет делаться одними машинами, а люди станут чистыми потребителями. Но такое представление просто лишено здравого смысла, так как в этом случае люди перестанут развиваться, и в результате потеряют свою культуру и интеллект. Уже теперь вполне очевидно, что автоматизация производства не может полностью искоренить ручной труд, а наоборот, способствует его всестороннему развитию, освобождая людей от тяжелой малопроизводительной монотонной работы, открывая этим возможность заниматься трудом творческим, способствующим развитию интеллекта и культуры. Поэтому проявление творчества в любой деятельности и в частности в области ручного труда служит сегодня, как никогда раньше, неотъемлемой частью развития общества.

Сейчас, как и прежде, люди должны подготовить подрастающее поколение не просто к труду, а к труду творческому. Творческий труд способствует приобретению и активному использованию знаний, способствует умственному развитию и в конечном счёте формирует культуру как отдельных людей, так и общества в целом Не случайно в последнее время многие учёные-педагоги в воспитании и обучении молодёжи стали уделять большое внимание развитию творческих способностей. Однако, в силу ряда причин, в настоящее время обучению ручному труду уделяется неоправданно малое внимание. Хотя именно ручной труд не только позволяет людям нормально развиваться и обслуживать себя в быту, приспосабливать свою среду обитания к личным потребностям, но и является наиболее надёжной гарантией выживания в сложных стихийных и социальных ситуациях. Люди, не обученные этому, не имеют "запаса прочности" и порой оказываются полностью беспомощными перед неожиданными чрезвычайными ситуациями и даже перед мелкими неприятностями. Не случайно народная мудрость утверждает, что человек с хорошими руками всегда сможет выжить и честно заработать себе и своей семье на кусок хлеба.

К сожалению, с трудовым обучением школьников уже много лет ситуация в нашей стране складывается по меньшей мере неблагоприятно, На протяжении последних десятилетий система и методы обучения ручному труду почти не развивались, были предприняты только отдельные попытки усовершенствовать её некоторые элементы. Не выявлялось и причин, лежащих в основе сложившейся ситуации, устранение которых жизненно необходимо для трудового обучения и нормального воспитания молодёжи. Таким образом, возникло серьёзное противоречие. С одной стороны, труд является важнейшим эффективным средством . для воспитания трудолюбия, общечеловеческих, нравственных, духовных, творческих, социальных и других качеств личности, с другой - изучению и решению именно этой проблемы пока уделяется очень малое внимание. К основным причинам сложившегося противоречия следует отнести: отсутствие преемственности с исконными традициями обучения, несоответствие современным общественным требованиям, узко ограниченное содержание обучения, слабое развитие творческих способностей в процессе обучения, недостаточная опора на интересы обучаемых.

Вместе с тем не решены вопросы теории, на основе которых может быть пересмотрена и согласована с современными требованиями вся система трудового обучения. Не определены условия эффективного развития способностей обучаемых через организацию условий для творческой деятельности. Почти полностью отсутствуют методические основы, на которых может строиться новая эффективная система трудового обучения. Не вскрыты резервы, необходимые для увеличения интенсивности приобретения знаний и умений. Но даже если будут решены все эти проблемы, ситуация с трудовым обучением в лучшую сторону не изменится до тех пор, пока не будут соответствующим образом и в достаточном количестве подготовлены педагогические кадры, которые непосредственно повлияют на обучение и воспитание основной массы подрастающего поколения.

Исходя из вышеизложенного, можно утверждать, что в настоящее время существует педагогическая проблема организации подготовки учителей трудового обучения на основе теоретических принципов, соответствующих современным требованиям. Эти принципы должны быть воплощены в конкретные методические основы, которые позволят развивать содержание методов и средств обучения в направлении гармонического сочетания художественного и технического творчества для повышения уровня профессионального образования учителей.

Отсюда конкретная цель исследования: теоретически обосновать, разработать и экспериментально проверить систему обучения, формирующую мастерство учителя на основе гармонического единства декоративно-прикладного и технического творчества.

Объектом исследования была определена система обучения, формирующая творческое мастерство студентов индустриально-педагогических и художественно-графических факультетов педвузов, а также повышения квалификации учителей школ на примере декоративно-прикладного искусства и технического творчества.

Конкретным предметом исследования явилось содержание форм, методов и средств подготовки учителей, способных организовать и проводить обучение школьников политехническим умениям и знаниям средствами художественно-развивающегося труда.

Для достижения поставленной цели выдвинута следующая гипотеза: формирование мастерства учителя на синтезе декоративно-прикладного искусства и технического творчества будет эффективней, если: - обучение студентов будет опираться на научно обоснованные теоретические и практические рекомендации по формированию системных знаний; процесс формирования творческого ' мастерства будет активизироваться интересом к учебно-познавательной и практической деятельности; - содержание и методы учебных занятий будут сочетаться с соответствующими дидактическими средствами, способными обеспечить эффективный учебный процесс. s Проблема, цель, предмет и гипотеза определили следующие конкретные задачи исследования:

Провести анализ состояния обучения в мастерских нашей страны и выявить причины, задерживающие его развитие.

Изучить отечественные традиции в области трудового обучения.

Изучить имеющиеся предпосылки и определить возможные пути устранения отрицательных моментов.

Рассмотреть возможность подготовки учителей изобразительного искусства и технического труда на основе синтеза декоративно-прикладного и технического творчества.

5) Определить содержание обучения, которое будет способствовать развитию интересов, расширению знаний и приобщению студентов к созидательному художественно-прикладному творчеству.

6) Разработать эффективную методику обучения в мастерских педвуза, рассчитанную на формирование и развитие творческих способностей в совокупности с приобретением общетрудовых и художественных знаний и умений.

7) Предложить объекты труда, согласованные с новым содержанием и методикой.

8) Подготовить соответствующие методические пособия", позволяющие осуществить переход на работу по новой методике.

9) Разработать недостающее (нестандартное) учебное оборудование для рационализации традиционных рабочих операций и для обеспечения новых художественно-технологических процессов, вводимых в практику обучения.

10) Экспериментально проверить разработанную систему обучения в мастерских и на этой основе внести в нее необходимые поправки и уточнения.

11) Предложить экспериментальную программу и рациональное распределение изучаемого материала по семестрам.

12) Дать конкретные методические рекомендации по проведению занятий и по организации учебных мастерских.

Теоретически исследование опиралось на положения эстетики, психологии, педагогики, искусствоведения; на исследования по этнографии, эстетическому и трудовому воспитанию, дизайну, декоративно-прикладному искусству, работы по техническому творчеству и конструированию, а также на нормативные документы. В работе использовался ряд методов исследования: - Теоретическое изучение, анализ и обобщение существующих научных, методических, диссертационных работ, периодических изданий и другой литературы по рассматриваемой проблеме. - Изучение опыта работы школ: педагогические наблюдения, беседы с учителями и их интервьюирование, анализ и систематизация пожеланий учителей по организации трудового обучения, изучение передового педагогического опыта, сравнительно-сопоставительный анализ содержания обучения в школе и педвузе.

Изучение опыта работы пединститутов, художественно-промышленных училищ, институтов повышения квалификации учителей. - Педагогический эксперимент лабораторный и естественный в мастерских пединститута. - Использование личного опыта преподавательской и практической работы. - Проверка экспериментальных результатов в школах через деятельность учителей. - При разработке технологий, практических работ, объектов труда и нового учебного оборудования использовалась совокупность методов, характерных для решения технических задач: функционально-физический, проб и ошибок, ассоциативный и др., а также методы художественного конструирования.

Научная новизна и теоретическая значимость исследования - Поставлена и решена проблема обоснования и построения системы обучения профессиональным знаниям и умениям на основе синтеза декоративно-прикладного и технического творчества, ориентированная на учителей технического труда, а также учителей изобразительного искусства, специализирующихся на преподавании декоративно- прикладного искусства. - Результаты работы дают основание рассматривать дальнейшее развитие трудового обучения не просто как предмета дающего чисто политехнические знания и умения, но и как дисциплину близкую к художественной. В процессе учебно-производительной деятельности по этой дисциплине могут изготовляться руками обучаемых предметы, несущие в себе и пользу и красоту. Такой подход открывает значительно большие возможности в трудовом обучении и художественно-эстетическом воспитании подрастающего поколения.

Уточнено понятие "техническое творчество". Обоснована целесообразность дополнения этого вида учебной деятельности эстетическим осмыслением конструируемых объектов, - Показано, что занятия в учебных мастерских, связанные с художественным конструированием не относятся к дизайну, а являются прикладным искусством, несущим отпечаток индивидуальности своего творца-мастера. Объекты труда в учебных мастерских создаются единичными образцами или малыми сериями при помощи самых простых средств.

Выявлены причины тормозящие развитие трудового обучения.

Использован новый подход, который заключается в исследовании всех средств оптимизации обучения в мастерских как единой системы. Трудовое и эстетическое воспитание рассматривались как единое целое. С этих позиций формировалось новое содержание обучения, как единая технология обработки различных материалов (ранее обработка дерева, обработка металла и других материалов преподавались как изолированные дисциплины). Параллельно с формированием содержания выявлялись приемы работы с материалами. Все это тесно увязывалось с разработкой новых подходов к выбору объектов труда, подготовкой специальных учебных пособий и определением наиболее рациональных методов обучения. - Уточнен и дополнен объем знаний и умений, получаемый в учебных мастерских. - Определены условия мотивации студентов к творческой деятельности на занятиях в мастерских.

Определен комплекс методических средств необходимых для эффективной учебной работы, позволяющий комбинировать различные варианты программ.

Разработана система учебного оборудования, дополняющая традиционную школьную, позволяющая вести обучение художественной обработке материалов и техническому творчеству по новой методике.

Практическая значимость исследования состоит в том, что в нём на основе теоретического анализа и обобщения результатов опытно-педагогической и экспериментальной работы предлагается новая система трудового обучения, дающая возможность реализовать выдвинутую концепцию и указан один из возможных выходов из сложившегося в настоящее время кризисного положения в данной области образования. Этот конкретный путь экспериментально проверен и апробирован. В нашей работе он представлен в виде завершённой методической системы, готовой к внедрению. Представленная методическая система включает в себя: методические рекомендации по ведению занятий, программу, объекты труда, методические пособия, рекомендации по организации учебных мастерских и конструированию учебного оборудования. Многие разработки уже используются ряд лет в школах Москвы и Московской области, они послужили основой для введения соответствующего раздела в новую перспективную образовательную область " Технология", которая в настоящее время внедряется в школы в качестве обязательного предмета. Результаты исследования послужили основанием для введения в программу ИПФ художественных дисциплин (МПГУ им. В.И. Ленина ввел в свои учебные планы предметы "Художественная обработка древесины" и "Основы прикладного искусства").

Результаты исследования могут быть использованы преподавателями педвузов и институтов повышения квалификации учителей, учителями технического труда и изобразительного искусства, студентами индустриально-педагогических и художественно-графических факультетов пединститутов (университетов), а также в школах и других учебных заведениях.

Достоверность полученных результатов обеспечивается теоретическими позициями, связанными с целостным подходом к поставленной проблеме. Разработкой и экспериментальной проверкой методической системы в соответствии с целям и задачами исследования. Использованием комплекса взаимосвязанных методов изучения проблемы и организацией опытно-экспериментальной работы. Исследование велось с использованием современных положений педагогической науки и сопоставлением с передовым опытом школы.

Апробация работы. Этапы исследования докладывались автором по ходу работы, которая проводилась на художественно-графическом и индустриально-педагогическом факультетах МПГУ им. В.И. Ленина на кафедрах: декоративного искусства, методики трудового обучения и общетехнических дисциплин, машиноведения. Также на Ленинских чтениях, "круглых столах" и других мероприятиях, организуемых в МПГУ.

Особое внимание при апробации уделялось мнению школьных учителей технического труда. Были организованы встречи и обсуждение результатов исследования с методистами г. Москвы, встречи-семинары с учителями Калининского, Куйбышевского, Бабушкинского районов г. Москвы; Пушкинского и Одинцовского районов Московской области. Регулярно докладывались результаты в Московском и Московском областном институтах усовершенствования учителей и в Российском институте повышения квалификации работников образования. Регулярно для обсуждения и координации исследования привлекались опытные учителя. В общей сложности было учтено мнение и пожелания около 1500 учителей. Наиболее удачные разработки участвовали в конкурсах и выставке, а по ходу работы регулярно публиковались на страницах журналов: "Школа и производство", "Юный техник" и его приложениях, "Моделист-конструктор", "Художник", "Умелец" (приложение к журналу "Техника молодёжи"). Результаты близкие к завершению были доложены на конференции "Образование - 94".

Книги "Художественная обработка материалов и самодельное оборудование" и "Практикум в учебных мастерских по художественной обработке металла", подготовленные на основании диссертационного исследования, рассмотрены и рекомендованы на совместном заседании УМО "Технология и предпринимательство" МОРФ и НМС по трудовой и общетехнической подготовке УМО по педагогическому образованию при МПГУ в феврале 1995 г. в качестве учебных пособий при подготовке учителей технического труда (технологии).

За работу над экспериментальной программой образовательной области "Технология" решением Учёного Совета МПГУ им. В.И. Ленина автору присуждено звание лауреата Ш степени конкурса на лучшую научную работу профессорско-преподавательского состава университета (24 апреля 1995 г.).

На защиту выносятся: - Педагогическая концепция формирования знаний и умений в учебных мастерских на основе соединения в единое целое (синтеза) декоративно-прикладного искусства и технического творчества. - Дидактическая система и комплекс методических средств, обеспечивающих эффективное развитие творческих способностей в учебных мастерских, включающий в себя содержание и методику обучения, объекты труда, печатные пособия и технические средства.

За разностороннюю поддержку и дружелюбное содействие работе автор приносит свою сердечную благодарность научному консультанту, доктору педагогических наук профессору A.M. Дорошкевичу; бывш. заведующему методкабинетом МОИУУ В.Г. Лигедзе, учителям школ В.А. Рахманину и В.П. Кисленко, а также коллективам кафедр МГПУ -машиноведения; прикладного искусства и методики трудового обучения^ общетехнических дисциплин.

Основные вопросы практики обучения труду

Трудовому обучению в нашей стране постоянно уделялось особое внимание. Начиная с публикации "Положения о единой трудовой школе РСФСР" (1918) регулярно выходили различные директивные документы. В 1931 году принято постановление "О начальной и средней школе", затем принимались правительственные документы в 1952, 1954, 1959, 1964 годах, включая всенародное обсуждение в 1984 году проекта "Основные направления реформы общеобразовательной и профессиональной школы", на основании которого вышло постановление ЦК КПСС и Совета Министров СССР "Об улучшении трудового воспитания, обучения, профессиональной ориентации школьников и организации их общественно-полезного производительного труда".

Однако обилие постановлений не только свидетельствует о внимании государства к трудовому обучению, но и наглядно показывает всю сложность вопроса. После каждого очередного постановления положение не улучшалось, сложности подготовки школьников к труду оставались, результатом являлось ещё одно постановление и т.д. Не помогло и всенародное обсуждение этой проблемы в 1984 г. Оно ушло в историю, а необходимость улучшить трудовое обучение осталось и по нынешний день. Последние годы ситуацию пытались исправить созданием временных научных коллективов, занимающихся теоретическими вопросами трудового обучения. Например, ВНИК "Школа" выдвигал различные гипотезы и концепции, которые выливались в конструирование "фреймовых структур" со "слотами" начального уровня. В качестве практического выхода учителю предлагается использовать "технологии проектирования интегральных курсов" (Лернер П.С., 1990). Другие попытки исправить положение сводятся к замене в учебных программах отдельных разделов на новые. Однако качество трудового обучения от каждого нового постановления или теоретической концепции не улучшалось. Не помогли и регулярно выпускаемые новые программы. Это объясняется тем, что концепции часто были далеки от реальных возможностей и жизни школы, а программы обходили основные проблемы трудового обучения. Начиная с 1980 года, уровень обучения начал постепенно снижаться, а к 1990 году приблизился к грани полного развала. Именно поэтому в настоящее время появились различные теории, призывающие заменить умелого, знающего, делового учителя труда на учителя, умеющего с "научной" точки зрения объяснить, но "безрукого".

Оправдание такой ситуации сводится к тому, что, дескать, достаточно учить труду только теоретически на словах, поскольку в недалёком будущем рабочий, якобы, будет только нажимать на кнопки, а всю работу за него станет делать машина. Такие доводы принять нельзя. Во-первых, чтобы сделать такую машину необходимы квалифицированные и умелые люди, здесь нельзя будет отделаться теоретическими отговорками. Во-вторых, наряду с "умными" машинами всегда потребуется значительная доля ручного инструмента. Ведь с появлением самого совершенного кухонного комбайна обыкновенный столовый нож не исчезает с рабочего стола хозяйки. Появление в быту или на производстве самой совершенной электронной аппаратуры не посягает на существование самого обыкновенного инструмента. "В каждой стране рано или поздно возникает ситуация, при которой человек - либо в силу необходимости, либо по собственному желанию - приходит к заключению, что если уж делать, то только своими руками" (Финн Д., 1987).

Можно посмотреть на проблему ручного труда и по-другому. Допустим, человечество получило "умную машину", которая его освободила от всех работ, человек перестал работать головой и руками - и так в течение нескольких поколений. Что же станет с нашими потомками? Результаты подобной ситуации уже много раз предсказывались писателями - фантастами. Если люди перестанут работать руками и головой, у них отпадёт необходимость в физическом и умственном развитии, они просто деградируют, им уже не потребуется ни одна даже самая "умная" машина. " В чём состоял шок изобретения и внедрения "думающих машин"? В том, что победоносным конкурентом человеческому разуму стал иной, чуждый ему, хотя и созданный им, бездушный машинный разум. ... Атомная энергия поставила под угрозу жизнь как таковую. Думающая машина поставила под вопрос уникальность духовной сущности человека. ... Если фантасты всё чаще моделируют тревожащие тенденции научно-фантастического будущего, то не-фантасты, всё чаще анализируют тревожные симптомы, вызванные им в настоящем его слишком несоразмерными издержками" (Прокофьев, 1981).

Но есть все основания думать, что произойдет иначе: чем больше будет развиваться автоматизация производства, тем больше будет потребность людей в ручном труде, но не просто в труде, а в труде творческом. Не случайно в настоящее время так высоко ценятся художественные изделия ручной работы, особенно выполненные не большой серией, а единичные - авторские. "Ведь мы живём не среди машин и механизмов и живём не для того, чтобы в результате землю населили умные автоматы, а для того, чтобы на земле были люди с живыми, разнообразными и прекрасными чувствами" (Айзерман Л.С, 1974).

Отечественный опыт обучения основам ремесла

В древности труду в основном учили дома. В своде житейских правил и наставлений 16 века "Домострое" о воспитании детей мы читаем: "... обеспечить их воспитание в доброй науке: учить страху божию и вежливости, и всякому порядку. А со временем, рукоделию, отец - сыновей, а мать - дочерей, кто чего достоин, какие кому Бог способности даст" (Домострой, 1990. С. 134).

В начале ХК века в России учреждается министерство народного просвещения и организуется стройная система народного образования, которая в дальнейшем быстро расширяется и совершенствуется. В 1907 г. был принят "проект введения всеобщего обучения"; по этому проекту обучение должно быть общедоступно и бесплатно. В 1911 г. была произведена школьная перепись, которая показала, что на 1911 г. в России было всего 100.295 училищ различного типа и различной принадлежности.

Обучение ручному труду в школах впервые было введено в 1866 г. в Финляндии (тогда входившей в состав России). Здесь по инициативе У. Цигнеуса в 1866 г. вводится преподавание труда во всех начальных школах и учительских семинариях. В дальнейшем труд распространяется по другим странам и учебным округам России. В 1874 г. О. Соломон основал в Швеции учительскую семинарию ручного труда, которая превратилась в международный центр, где за 10 лет более 5 тыс. учителей разных стран ознакомились с организацией трудового обучения. Им разработана первая методика преподавания ручного труда, получившая название "шведской системы" (Лында А.С., 1977. С. 20-21).

Занятия по ручному труду в 1884 г. были введены в С.-Петербургском учительском институте и организованном при нём образцовом училище. Занятия первоначально ввелись по шведской системе и по объектам труда заимствованным К.Ю. Цирулем во время его обучения в Швеции в Нэсской учительской семинарии. Огромной заслугой К.Ю. Цируля является то, что он "шведскую систему" преподавания приспособил к условиям России. Он заменил предметы шведского обихода на изделия, употребляемые в нашей стране. При этом он уделял особое внимание их функциональной значимости, эстетическому облику и полезности в качестве учебных объектов труда. К.Ю. Цируль совместно с Н.В. Касаткиным разработал стройную завершённую систему методических пособий, которая получила широкое распространение в России. Чрезвычайно высокую оценку методике трудового обучения по системе К.Ю. Цируля давал А.А. Покровский, посвятивший многие годы совершенствованию преподавания физики в школе. Он рассказывал автору настоящей диссертации: "Трудовое обучение в рязанской учительской семинарии было организовано настоящим образом.

Анализ состояния подготовки по художественной обработке материалов

Для организации подготовки учителя в соответствии с новыми требованиями нужно рассмотреть комплекс средств, необходимых для достюкения поставленной цели, и направить всё это на эффективное формирование творческого мастерства обучаемых. Это, в свою очередь, определяет основные задачи эксперимента:

1) Сформировать содержание изучаемого материала.

2) Разработать соответствующие содержанию объекты труда.

3) Выбрать необходимую для этого материальную базу.

4) Подготовить методические пособия.

5) Отработать наиболее эффективную методику обучения.

6) Создать систему обучения и отразить её в новой программе. Наибольшую сложность представляет взаимная зависимость между

перечисленными задачами. Например, объекты труда не могут быть разработаны, пока не определено оборудование учебной мастерской. В свою очередь, оборудование определяется исходя из тех технологий, которые необходимы для выполнения предлагаемых объектов. Нельзя выработать эффективную методику обучения, пока не определено содержание обучения и т.д. Кроме того, сложности усугубляются тем, что даже при незначительных изменениях одной из решаемых задач потребуется вносить поправки во все остальные и снова корректировать всю систему в целом. В противном случае возникнет опасность уклона в сторону чисто технической обработки материалов, либо в сторону только внешней красоты вещей в ущерб политехническим знаниям и умениям. Это объясняется тем, что технические знания, сообщаемые на уроках труда, до настоящего времени не подбирались с учётом изготовления художественного изделия, а преподавание декоративно-прикладного искусства никогда не ставило своей целью дать завершённую систему политехнических знаний.

Попробуем проследить это на конкретном примере. Возьмём любую тему предмета "Технический труд". Допустим, наш выбор выпадет на работу с жестью. Обычно обучаемые получают чертёж изделия, материал, инструмент, и каждый на своём рабочем месте выполняет определённые рабочие операции. Распространённым учебным изделием при работе с жестью является коробочка. Если мы возьмём ту же самую коробочку и предложим учащимся на её основе сделать шкатулку посредством нанесения просечного узора, то у педагога сразу возникнет множество дополнительных проблем: для выполнения узора потребуются соответствующие методические пособия, специальный инструмент - сечки и оправки, потребуется организация дополнительных мест для декоративной обработки поверхности изделия. Самая простая декоративная обработка стали - масляное оксидирование. Однако для него необходимы нагрев изделия, несгораемое покрытие на рабочем месте, устройство вытяжной вентиляции, способной удалять задымление. Во время проведения занятий придётся предусмотреть и временный переход каждого учащегося со своего верстака к зоне, где проводится оксидирование поверхности. Но и это ещё не всё. Каждый учащийся, выполняя просечку по собственному эскизу, должен иметь возможность наблюдения за процессом работы своих товарищей. Чтобы обеспечить это, каждому учащемуся необходимо предоставить свободный подход к любому рабочему месту. Это обязательное требование при обучении изобразительному искусству. О необходимости его соблюдения писала известный скульптор А.С. Голубкина: "Мы очень многому учимся у товарищей и на их достоинствах, и на их ошибках. Обдумывая работы товарищей, вы увеличиваете свой опыт и как-будто сразу ведёте несколько этюдов вместо своего одного. Это очень развивает" (Голубкина А.С, 1958. С.19).

Таким образом, даже при введении совсем малого творческого элемента в традиционный объект труда, сразу требуется наличие и раздача дополнительного инструмента, организация новых рабочих зон, серьёзные изменения в методике проведения занятий. Вероятно, потребуется и новый подход к оценке изделий, например, организация выставки готовых работ, а также возникнет вопрос о том, что будет больше влиять на оценку -точное соблюдение размеров шкатулки или её художественные достоинства - красота просечных элементов и их гармония с формой изделия.

Дидактическая система

Введение предлагаемой системы обучения в мастерских педвузов базируется на формировании творческого мастерства студентов через развитие у них стремления изготовить красивые и полезные изделия собственными руками. Это воспитывает творческое внимание к ремеслу и увлечённость избранной специальностью. Именно это способствует повышению уровня художественного образования и эффективности обучения. Основную идею предлагаемой нами методики можно выразить словами известного французского художника и музыканта Ж.О.Д. Энгра: "Относитесь к вашему искусству с благоговением. Не верьте, что можно сотворить что-нибудь хорошее или даже приблизительно хорошее без взлёта души" (Энгр об искусстве, 1962. С. 49).

В настоящее время обучение основам ремесла в большинстве учебных заведений осуществляется по операционно-предметнои системе. Эта система ставит на первое место технологический приём, и только после этого обращает внимание на объект труда как средства освоения технологии. До настоящего времени сохранилась и самая ранняя методическая система - предметная. Она встречается на заводах при обучении молодых рабочих опытными мастерами и в вузах при подготовке специалистов высокой квалификации в области творческих профессий. Ни та, ни другая не отвечают стоящим перед нами задачам. Операционно-предметная система не обеспечивает должного внимания к выбору объектов труда, а предметная система, несмотря на её достоинства в области индивидуального обучения творчеству и мастерству, не может обеспечить организацию занятий в составе группы. Эта ситуация заставила нас изучить достоинства и недостатки известных дидактических систем, из них выбрать то, что соответствует нашим требованиям, и сформировать новую систему.

В развитии устойчивых интересов к ремеслу и творчеству важнейшую роль играет изделие, которое уже с самого начала должно вызывать желание его изготовить, а на завершающем этапе работы - приносить удовлетворение от результатов затраченного труда. Интерес у обучаемых вызывает и сам процесс работы, например, точение на станке, пробные зарезы фасонными стамесками по древесине и т. п. Однако интерес к процессу работы быстро пропадает, если не имеется цели и обучаемый не имеет замысла, который будет воплощаться с использованием "интересной" технологии и "интересного" инструмента. Поэтому мы взяли за основу систему, которую можно назвать "предметно-операционной". В этой системе основой являются объекты труда. Эти объекты разрабатываются с таким расчётом, чтобы они требовали применения технологических приёмов, которые необходимо усвоить студентам. Однако, если предложить серию таких объектов и потребовать их простого копирования, то у обучаемых неизбежно пропадёт возможность творческой деятельности, возможность проявить себя через изготовленное по своему замыслу и своими руками изделие. Сочетание "предметно-операционной" системы с достоинствами предметной системы как раз и позволяет найти место для индивидуальной работы, направленной на выявление и развитие творческих способностей каждого обучаемого в составе группы.

Похожие диссертации на Методические основы формирования творческого мастерства учителя трудового обучения на синтезе декоративно-прикладного искусства и технического творчества