Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Ознакомление детей дошкольного возраста с изобразительным искусством анималистического жанра как средство развития художественного творчества Виноградова Елена Владимировна

Ознакомление детей дошкольного возраста с изобразительным искусством анималистического жанра как средство развития художественного творчества
<
Ознакомление детей дошкольного возраста с изобразительным искусством анималистического жанра как средство развития художественного творчества Ознакомление детей дошкольного возраста с изобразительным искусством анималистического жанра как средство развития художественного творчества Ознакомление детей дошкольного возраста с изобразительным искусством анималистического жанра как средство развития художественного творчества Ознакомление детей дошкольного возраста с изобразительным искусством анималистического жанра как средство развития художественного творчества Ознакомление детей дошкольного возраста с изобразительным искусством анималистического жанра как средство развития художественного творчества Ознакомление детей дошкольного возраста с изобразительным искусством анималистического жанра как средство развития художественного творчества Ознакомление детей дошкольного возраста с изобразительным искусством анималистического жанра как средство развития художественного творчества Ознакомление детей дошкольного возраста с изобразительным искусством анималистического жанра как средство развития художественного творчества Ознакомление детей дошкольного возраста с изобразительным искусством анималистического жанра как средство развития художественного творчества
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Виноградова Елена Владимировна. Ознакомление детей дошкольного возраста с изобразительным искусством анималистического жанра как средство развития художественного творчества : Дис. ... канд. пед. наук : 13.00.02 Москва, 1997 258 с. РГБ ОД, 61:97-13/715-1

Содержание к диссертации

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОЗНАКОМЛЕНИЯ ДЕТЕЙ С
ПРОИЗВЕДЕНИЯМИ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА
АНИМАЛИСТИЧЕСКОГО ЖАНРА И РАЗВИТИЯ
ИЗОБРАЖЕНИЯ ШИВОТНЫХ В ТВОРЧЕСТВЕ ДОШКОЛЬ
НИКОВ 16

Особенности анималистического жанра и его место в истории развития изобразительного

искусства *

Использование произведений искусства худож
ников-анималистов в работе с детьми дошколь
ного возраста ^0

Анализ характерных особенностей содержания рисунков детей старшего дошкольного возраста,

изображающих животных 58

Развитие изображений животных в детском
творчестве , 7I

Глава II. СИСТЕМА РАБОТЫ С ДЕТЬМИ ПО ОЗНАКОМЛЕНИЮ С

ИСКУССТВОМ АНИМАЛИСТИЧЕСКОГО ЖАНРА И ФОРМИ
РОВАНИЮ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ТВОРЧЕСТВА
ДОШКОЛЬНИКОВ 92

I. Содержание, формы и методы ознакомления
дошкольников с анималистическим жанром и
обучения отражению образа животных в изобра
зительной деятельности детей 33

2. Формирование и развитие фантастических, сказочных изображений животных в творчестве де-

*

тей дошкольного возраста на основе ознаком
ления их с произведениями изобразительного
искусства анималистического жанра 112

3. Условия, необходимые для ознакомления с
анималистическим жанром и формирования
выразительности образа животных в детском
творчестве -^0

4. Ознакомление с анималистическим жанром как
средство профессиональной подготовки педа
гогов для дошкольных учреждений ^

ВЫВОДЫ 1б5

БИБЛИОГРАФИЯ .. 159

ПРИЛОЖЕНИЕ IS9

Введение к работе

Актуальность исследования. Развитие каждого ребёнка как творческой индивидуальности и неповторимой личности - одна из важнейших задач современного образования и воспитания. Особое значение в этом процессе имеет художественно-творческое развитие, определяющее возможность проявления и полноту раскрытия творческих способностей детей в разных видах художественной деятельности.

Важнейшим средством активизации процесса художественно-творческого развития является искусство. Произведения изобразительного искусства, облагодаря художественно-образной форме отражения действительности, не только глубоко волнуют человека, вызывая сопереживание, но и учат эстетически воспринимать действительность, образно мыслить и вносить элементы творчества в собственную деятельность.

Освоение действительности в форме художественных образов является наиболее универсальным средством развития личности дошкольников, так как этот возраст характеризуется потребностью в различных формах познания мира и особой сензитивностью к разным видам художественной деятельности. В исследованиях известных психологов и педагогов / А.В.Бакушинский, Л.С. Выгодский, Е.А.Игнатьев, Р.Г.Казакова, Т.С.Комарова, В.С.Кузин, Г.В.Лабунекая, А.А.Мелик-Пашаев, Н.П.Сакулина, Б.м.Теплов, Е.А.Флерина, Т.Я.Шпикалова и другие / подчёркивается необходимость решения проблемы художественно-творческого развития личности средствами изобразительного искусства начиная с дошкольного возраста, отмечается значимость искусства в приобщении детей к социальной культуре, к художественной деятельности, в

развитии способности воспринимать прекрасное в жизни и искусстве.

В теории дошкольного воспитания имеется ряд исследований, посвященных проблемам приобщения дошкольников к искусству. Исследователи отмечают, что дети проявляют интерес к различным видам изобразительного искусства, им доступно понимание содержания живописных произведений, восприятие их средств выразительности / Н.А.Вершинина, Н.М.Зубарева, Р.МЛумичева /; дети способны воспринимать графику, условность её художественных образов /Е.В.Езикеева, Р.Я.Киснова, Р.А.Мировкина /. О формировании эстетического отношения к произведениям монументальной скульптуры у старших дошкольников говорится в исследовании Е.В. Гончаровой; о восприятии скульптуры малых форм в работе Г.М.Вишневой; о художественно-творческом развитии старших дошкольников в процессе ознакомления с архитектурой в исследовании С.Ю.Бологовой. О влиянии искусства на развитие продуктивного творчества дошкольников свидетельствуют материалы исследований З.А.Богатеевой, А.А.Грибовской, Е.Б.Горунович, Л.В.Компанцевой, Ю.В.Максимова, Р.Н.Смирновой, Н.Б.Халезовой и других.

Широкие возможности в воспитании и развитии личности имеет образ животных в изобразительном искусстве. Ознакомление детей с анималистическим жанром способствует формированию познавательных интересов, знакомит с неповторимым и разнообразным миром животных, е взаимодействием человека и животных, учит любви и пониманию, формирует отзывчивость к красоте, развивает эстетические чувства, знакомит с историей и культурным наследием страны, воспитывает уважение и бережное отношение как к живым объектам, так и к произведениям искусства,

способствует развитию содержания изобразительного творчества детей дошкольного возраста.

Мир животных издревна восхищал глаз художника удивительной неповторимостью, многообразием форм, пластикой, динамикой, необыкновенной живописностью образов, гармонией во взаимоотношении с окружающим миром. Замечательные по силе и точности рисунки животных создали А.Пизанелло, Леонардо да Винчи, П.Рубено, А.Дюрер, П.Лоттер, Э.Делакруа, п.Іерико, А.Руесо и другие; русские художники - й.Е.Репин, В.М.Васнецов, В.А.Серов, В.А. Ватагин, Г.Н.Карлов, Д.М.Горлов, А.М.Лаптев, Г.К.Савицкий, А.А.Рылов, И.С.Ефимов и другие. Особое значение в воспитании детей дошкольного возраста имеет творчество художников-иллюстраторов Ю.Васнецова, Д. Горлова, В.Конашевича, В.Лебедева, Т.Мавриной, Е.Рачева, В.Сутеева, Е.Чарушина и других.

Многие художники отмечают, что образ животных в изобразительном искусстве обладает огромной воздействующей силой как на взрослого, так и на ребёнка. Неслучайно, анималистические изображения являются объектом внимания таких наук как философия, эстетика, искусствоведение, археология, психология, педагогика, естетсвенные науки / биология, зоология /. Так философия рассматривает художественное изображение животных с точки зрения их смысловой и символической значимости в жизни человека и общества в разные эпохи. Эстетика, говоря о природе прекрасного, исследует образы животных в разных видах искусства - в литературе, поэзии, музыке, танце, живописи, графике, скульптуре и т.д., ища подтверждения тем или иным законам эстетического познания и развития мира; творчество художников, стилевые, художественные закономерности жанрового развития, технические особенности, изобразительная специфика народов и

_ 7 -

и эпох, являются предметом внимания искусствоведов. Благодаря объединению результатов археологических исследований и фантазии художника мы можем увидеть картину жизни на Земле за миллионы лет до появления человечества. Зоологический рисунок несёт иллюстративную функцию и имеет большое педагогическое значение, особенно в ознокомлении с животным миром, ведь животные настолько многообразны, что жизни одного человека не хватит, чтобы встретится с каждым из них в естественных условиях, зато благодаря зоологической энциклопедии мы можем достаточно реально представить себе картину животного мира на Земле.

Связь человека и природы, независимо от рода его деятельности и возраста велика, поэтому художественный образ животных столь широко используется в разных направлениях науки в целях эстетического, нравственного, экологического воспитания, диагностики, коррекции и реабилитации детей.

Для профессиональных художников, изображение животных -это школа наброска, рисования с натуры, развитие наблюдательности, изучения природных форм, движения, цветовых закономерностей и т.д. Изобразительное искусство, как бы остановив мгновение, даёт возможность зрителю поближе познакомится с живым объектом, рассмотреть более внимательно и неторопливо характерные особенности самых различных животных, восхититься магической красотой природы, что редко бывает возможно в природных условиях.

Сущность анималистического жанра, его ценность в социально- эстетическом плане, основы пластической анатомии животных и принципы анималистического изображения средствами живописи, графики, скульптуры отражены в работах В.А.Ватагина, Г.Н.Кар-

лова, Ю.М.Кирцева, Н.П.Костерина, В.С.Кузина, П.Я.Павлинова, М.Ц.Рабиновича, Н.Н.Ростовцева, А.Е.Терентьева, А.А.Унковского и других. Но предназначены эти исследования для будущих художников, учителей изобразительного искусства в школе.

Различные аспекты эстетического воспитания школьников в процессе ознакомления с произведениями изобразительного искусства представлены в работах В.В.Алексеевой, Н.С.Боголюбова, В.А.Ватагина, Н.М.Коньшевой, Н.Г.Карлова, Н.В.Краснова, B.C. Кузина, Б.Н.Неменского, А.И.Савенкова, В.В.Силантьевой, Я.Я. Чарнецкого, А.Г.Шиманской, Т.Я.Шимкаловой. и других.

В ряде исследований, посвященных развитию детей дошкольного возраста подчёркивается влияние знаний о явлениях и предметах, умения наблюдать, рассуждать о них на возможность выразить воспринятое средствами изобразительного искусства в творческой деятельности / Л.С.Выгодский, Т.Н.Доронова, Р.Г.Казакова, Т.Г. Казакова, Т.С.Комарова, В.Б.Косминская, Р.И.Капустина, Н.П. Сакулина, Н.Б.Халезова, Е.А.Флерина, Е.К.Янакиева и другие /.

В исследованиях, посвященных обучению детей дошкольного возраста разным видам изобразительной деятельности, значительное место занимает анималистическая тематика занятий: в лепке / Н.А.Курочкина, Г.В.Пантюхина, Н.Б.Халезова /, в рисовании / Г.В.Лабунсная, Р.К.Капустина, Р.Г.Казакова, Т.Г.Казакова, Т.С.Комарова, Н.П.Сакулина, Е.А.Флерина, Е.К.Янакиева /, в аппликации / З.А.Богатеева, М.А.Гусакова, А.А.Грибовская, B.C. Иванникова, Л.Г.Сухавская /, в конструировании / З.А.Богатеева, И.Я.Базик, Э.К.Гульянц, Л.В.Куцакова, З.В.Лиштван /. Однако, не проводилось специальных исследований по развитию изображению животных в художественном творчестве дошкольников, поэтому и методические разработки в этой области носят случайный харак-

тер.

В исследованиях по ознакомлению детей дошкольного возраста с жанрами изобразительного искусства рассматриваются лишь такие жанры как натюрморт / Н.М.Зубарева /, пейзаж / Н.М.Зубарева, Л.В.Компанцева /, бытовой и исторический /Р.М.Чумичева /. Исследований, касающихся ознакомления дошкольников непосредственно с анималистическим жанром до настоящего времени не проводилось.

Создание анималистического образа - процесс очень трудоёмкий как для детей, так и для взрослых. Чтобы изображение было точным и выразительным, необходимо знать повадки, характерные особенности животных, обладать острым глазом, точностью восприятия, хорошей памятью, неисчерпаемым терпением, уметь наблюдать, обобщать, фантазировать, иметь навыки и умения по созданию изображений на плоскости или в объёме, знать выразительные особенности различных художественных материалов. Дети редко обладают всем этим в полном объёме, особенно в дошкольном возрасте. Поэтому изображения животных в их творчестве очень специфичны, условны, нередко однообразны. В связи с этим в работе педагогов возникает немало затруднений, преодоление которых возможно при условии специальной подготовки воспитателей. Практика показывает, что и студенты и опытные педагоги испытывают трудности в обучении детей изображению животных, в определении доступного для дошкольников содержания знаний об анималистическом жанре, выборе форм и методов ознакомления детей с ним, в руководстве творческой деятельностью анималистического содержания.

изучение литературы и практики работы по изобразительной деятельности с детьми дошкольного возраста дало нам возможность

подойти к исследованию вопросов : I) об особенностях восприятия детьми дошкольного возраста анималистического изображения в произведениях изобразительного искусства; 2) об особенностях возникновения и развития образа животных в изобразительном творчестве дошкольников; 3) о разработке содержания, форм и методов по ознакомлению дошкольников с анималистическим жанром и обучению изображению животных с использованием различных материалов в рисовании и лепке; 4) о подготовке воспитателей дошкольных учреждений к ознакомлению с анималистическим жанром детей дошкольного возраста и организации творческой изобразительной деятельности детей анималистического содержания.

Учитывая большое значение овладения детьми умениями изображать животных в разных видах изобразительной деятельности, возникающие и у детей и у педагогов трудности, а так же отсутствие исследований, направленных на изучение содержания, форм и методов обучения дошкольников передаче образов животных, мы выбрали темой своего исследования изучение наиболее благоприятных педагогических условий развития детского творчества, на основе ознакомления их с произведениями искусства анималистического жанра.

На основании вышеизложенного актуальность темы определяется необходимостью освещения вопросов, связанных с использованием анималистического жанра как средства воспитания, обучения, и развития личности дошкольников. Разработки комплексной системы, включающей содержание, формы и методы работы с детьми дошкольного возраста по ознакомлению их с произведениями искусства анималистического жанра в процессе изобразительной деятельности и подготовки педагогических кадров к руководству творческой художественной деятельностью в дошкольных учрежде-

Целью исследования является разработка содержания,форм и методов руководства изобразительным творчеством детей дошкольного возраста,на основе ознакомления их с произведениями изобра -зительного искусства анималистического жанра.

Объектом исследования является эстетическое воспитание и развитие детей дошкольного возраста в процессе ознакомления с изобразительным искусством анималистического жанра.

Предметом исследования является процесс развития детского творчества на основе ознакомления с произведениями изобразительного искусства анималистического жанра.

Рабочая гипотеза включает положения о том,что при целенаправленном ознакомлении с изображением животных в живописи,гра -фике,скульптуре, декоративно-прикладном искусстве, детям дош -кольного возраста доступно понимание специфики отражения образа животных в изобразительном искусстве.Взаимосвязь изучения творчества профессиональных художников, наблюдений, познания окружающей действительности, мира природы и животных, будет способствовать овладению детьми умением изображать животных в собственной творческой деятельности и познанию выразительных средств изобразительного искусства.

Б исследовании были поставлены следующие задачи :

  1. Изучить особенности анималистического жанра в изобразительном искусстве, истории его развития и специфику использования произведений искусства анималистического жанра в педаго -гическом процессе детского сада.

  2. Выявить художественно-изобразительные особенности образа животных в детском творчестве, в соответствии с ростом и развитием ребенка дошкольного возраста.

  3. Определьть благоприятные педагогические условия ,необходимые для ознакомления с анималистическим жанром детей дошколь -

ного возраста.

  1. Разработать и проверить опытно-экспериментальным путём содержание и методы, способствующие эффективному обучению детей изображению животных в рисовании и лепке, на основе ознакомления их с произведениями изобразительного искусства.

  2. Разработать практические рекомендации для педагогов дошкольных учреждений по ознакомлению с анималистическим жанром и развитию изображений животных в художественном творчестве де тей дошкольного возраста.

Методологической основой исследования являются: эстетико-философское учение о единстве человека и природы, науки и искусства, нравственного и эстетического. Психолого-педагогические исследования в области воспитания и обучения детей дошкольного возраста изобразительной деятельности, искусствоведческие положения о видовом и жанровом разнообразии искусства, принципах развития изобразительного искусства в историческом аспекте и его воспитательном значении.

Для решения поставленных задач в ходе работы применялись следующие методы исследования: анализ философской, искусствоведческой психологической и педагогической литературы; анкетирование; интервьюирование; психодиагностические методы /опрос, наблюдения, анализ детских работ, диагностические задания/; педагогический эксперимент; математическая обработка результатов исследования.

Этапы исследования.

Первый этап /1994-1995/ - анализ философской, искусствоведческой, психолого-педагогической литературы; определение цели, объекта, предмета, задач и гипотезы исследования; разработка специальных диагностических заданий, выявляющих уровень худо-

- ІЗ -

жественно-творческого развития старших дошкольников, проведение констатирующего эксперимента.

Второй этап /1995-1996/ - разработка программы формирующего эксперимента, определение объёма и содержания знаний об анималистическом жанре для детей дошкольного возраста; выбор форм и методов воспитательно-образовательной работы, экспериментальная проверка эффективности разработанной программы.

Третий этап /1996-1997/ - систематизация и обобщение результатов исследования, оформление диссертации.

Научная новизна и теоретическая значимость исследования:

определено содержание ознакомления детей дошкольного возраста с произведениями анималистического жанра изобразительного искусства, которые содействуют отражению образов и сюжетов о животных в творческих работах детей;

установлено, что осуществление взаимосвязи ознакомления детей с изображением животных в искусстве и отражения образов животных в изобразительной деятельности детей, повышает эффективность познания дошкольниками окружающего мира, природы, искусства и обогащает их творчество в художественной деятельности;

выявлены особенности восприятия детьми дошкольного возраста образов животных в изобразительном искусстве и их отражение в творческой деятельности детей;

определены и экспериментально подтверждены педагогические условия, обеспечивающие активизацию художественно-творческого развития детей дошкольного возраста в процессе ознакомления с произведениями изобразительного искусства анималистического жанра ( разнообразие форм и методов ознакомления детей с произведениями искусства; стимулирование изобразительного творчества дошкольников; организация предметно-пространственной,

антивно действующей среды; профессиональная подготовка педагогов и другие).

Практическая значимость исследования состоит в разработке программы по художественно-творческому развитию детей старшего дошкольного возраста. Разработанные в исследовании содержание и методы ознакомления детей с произведениями искусства анималистического жанра и отражения образа животных в детском творчестве, способствуют повышению эффективности художественно-творческого развития старших дошкольников. Материалы исследования могут быть использованы в нормативных и специальных курсах по теории и методике изобразительной деятельности детей в системе подготовки и повышения квалификации педагогических кадров.

Достоверность полученных результатов базируется на теоретических положениях философской, психолого-педагогической литературы, обеспечивается методической обоснованностью поставленных в диссертации проблем, проведением эксперимента на достаточно репрезентативном уровне, использованием взаимодополняющих методов научного исследования, сочетанием качественного и количественного анализа материалов.

На защиту выносятся следующие положения:

I. Эффективность художественно-творческого развития детей старшего дошкольного возраста в процессе ознакомления с произведениями изобразительного искусства анималистического жанра обеспечивается единством нескольких, взаимосвязанных направлений педагогической деятельности: обогащение опыта эмоционально-эстетического восприятия произведений изобразительного искусства анималистического жанра; формирование начальных представлений о выразительных средствах изобразительного искусства анималистического жанра; формирование изобразительных умений и

навыков по созданию на плоскости или объёме образа животных; стимулирование собственной творческой деятельности детей.

  1. Показателями динамики творческого развития детей в процессе ознакомления с произведениями изобразительного искусства анималистического жанра выступают: уровень восприятия произведений анималистического жанра в живописи, скульптуре, графике, декоративно-прикладном искусстве; уровень эстетической оценки образов животных как в произведениях изобразительного искусства, так и в творчестве сверстников и в собственной изобразительной деятельности; объём знаний о произведениях искусства анималистического жанра, его особенностях, образно-выразительных средствах; уровень овладения детьми художественно-творческой деятельности.

  2. Совершенствование подготовки будущих педагогов дошкольных учреждений к руководству изобразительной деятельностью предполагает целенаправленное формирование у студентов специальных и педагогических знаний и умений в области ознакомления с изобразительным искусством анималистического жанра и обогащению содержания изобразительной деятельности детей, необходимых для руководства творчеством дошкольников.

Апробация и внедрение результатов исследования осуществлялись в ходе проведения экспериментальной работы в дошкольных учреждениях города Москвы 1917; 1786; I3SG; 1420; 1042; 54; многие положения апробировались в работе со студентами педагогических училищ № 5 и Р 10 г.Москвы; а так же, со студентами дошкольного факультета МГОПУ. Теоретические позиции, методика и результаты исследования обсуждались на заседаниях кафедры эстетического воспитания МГОПУ. Основное содержание диссертации отражено в публикациях автора.

Похожие диссертации на Ознакомление детей дошкольного возраста с изобразительным искусством анималистического жанра как средство развития художественного творчества