Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Народное декоративно-прикладное искусство как средство формирования начал эстетического отношения к действительности у детей старшего дошкольного возраста Соломенникова Ольга Анатольевна

Народное декоративно-прикладное искусство как средство формирования начал эстетического отношения к действительности у детей старшего дошкольного возраста
<
Народное декоративно-прикладное искусство как средство формирования начал эстетического отношения к действительности у детей старшего дошкольного возраста Народное декоративно-прикладное искусство как средство формирования начал эстетического отношения к действительности у детей старшего дошкольного возраста Народное декоративно-прикладное искусство как средство формирования начал эстетического отношения к действительности у детей старшего дошкольного возраста Народное декоративно-прикладное искусство как средство формирования начал эстетического отношения к действительности у детей старшего дошкольного возраста Народное декоративно-прикладное искусство как средство формирования начал эстетического отношения к действительности у детей старшего дошкольного возраста Народное декоративно-прикладное искусство как средство формирования начал эстетического отношения к действительности у детей старшего дошкольного возраста Народное декоративно-прикладное искусство как средство формирования начал эстетического отношения к действительности у детей старшего дошкольного возраста Народное декоративно-прикладное искусство как средство формирования начал эстетического отношения к действительности у детей старшего дошкольного возраста Народное декоративно-прикладное искусство как средство формирования начал эстетического отношения к действительности у детей старшего дошкольного возраста
>

Данный автореферат диссертации должен поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - 240 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Соломенникова Ольга Анатольевна. Народное декоративно-прикладное искусство как средство формирования начал эстетического отношения к действительности у детей старшего дошкольного возраста : Дис. ... канд. пед. наук : 13.00.02 : Москва, 1997 210 c. РГБ ОД, 61:98-13/661-1

Содержание к диссертации

Введение

Глава I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ЭСТЕТИЧЕСКОГО ОТНОШЕНИЯ К ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА СРЕДСТВАМИ НАРОДНОГО ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОГО ИСКУССТВА 13

1. Эстетическое отношение к действительности, как философская и психолого-педагогическая проблема 13

2. Возможности народного декоративно-прикладного искусства в эстетическом воспитании детей 29

3. Состояние современной практики по использованию народного искусства в работе с детьми старшего дошкольного возраста 4.5

Глава II. ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ЭСТЕТИЧЕСКОГО ОТНОШЕНИЯ К ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА СРЕДСТВАМИ НАРОДНОГО ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОГО ИСКУССТВА 67

1. Программа формирования эстетического отношения к действительности средствами народного декоративно-прикладного искусства 67

2. Содержание, формы и методы формирования эстетического отношения к действительности у детей

старшего дошкольного возраста 76

3. Уровни сформированности эстетического отношения к действительности у детей старшего дошкольного

возраста 108

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 134

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ .... 138

ПРИЛОЖЕНИЕ

Введение к работе

В последние годы активно разрабатываются теоретические основы эстетической культуры современного человека, в особенности подрастающего поколения. Эстетическое отношение к действительности является одним из её важнейших компонентов.

Наше исследование посвящено формированию начал эстетического отношения к действительности у детей старшего дошкольного возраста в процессе ознакомления с народным декоративно-прикладным искусством.

Ознакомление детей дошкольного возраста с народным искусством рассматривалось в работах многих педагогов-исследователей проблемы детского творчества - Е. А.Флёриной [263, 264, 265], А.П.Усовой [260], Н.П.Сакулиной [219, 220, 221], Т.С.Комаровой^, 96, 99, 162], Т.Я.Шпикаловой [290, 293, 295], Н. Б.Хале-зовой [267, 268], Е.Г.Ковальской [93], А. А.Грибовской [48, 49, 50] и других.

Специальные исследования в области философии, рассматривающие различные аспекты проблемы эстетического отношения к действительности, были проведены Ю.Б.Боревым [20], А. И.Буровым [22, 23], В. В. Бычковым [27], В. В. Вансловым [28, 29], Н. И. Киященко [89, 90], А.Ф.Лосевым [1301, В.К.Скатерщиковым [233, 234], Е. Г. Яковлевым [304] и другими учёными.

Широко представлен и психологический аспект данной проблемы в работах Л.С.Выготского [39, 40], Е.И.Игнатьева [71], А.Г.Ковалёва [92], А.Н.Леонтьева [121, 122, 323], С.Л.Рубинштейна [213, 214], Б.М. Теплова [251], Д. Б. Эльконина [297] и других.

Изучение категории отношения связано также с именами многих - і ' педагогических деятелей, в трудах которых она широко использовалась при анализе и оценке различных педагогических явлений (Н.К.Крупская [109,510], А.В.Луначарский [131], А.С.Макаренко [135], С.Т.Шацкий [285, 286] и другие).

В современный период категорию отношения в системе эстетического воспитания подрастающего поколения раскрывают в своих работах Д.Н.Джола [54], В. В.Корешков [105, 106], Б.Т.Лихачёв [124, 325, 126, 3273, А. А. Мелик-Пашаев [345, 346, 147], Л. П. Печко [181, 182], А. П. Сидельковский [230, 233], М. Д. Таборидзе [249], Н.И.Фатеева [262] и другие.

В исследованиях Л.С.Одерий [370] и И.А.Лыковой [132] раскрыты пути и средства формирования эстетического отношения к декоративно-прикладному искусству и предметной среде у детей старшего дошкольного возраста.

В "Программе воспитания и обучения в детском саду"(1987г.) сформулированы основные задачи формирования эстетических отношений к окружающей действительности. Однако не все аспекты формирования эстетического отношения к окружающему изучены.

Настоящая работа посвящена решению одного из мало разработанных аспектов этой проблемы - формированию эстетического отношения к окружающей действительности у детей старшего дошкольного возраста средствами народного декоративно-прикладного искусства. Работа проведена в русле исследований кафедры эстетического воспитания МГОПУ на дошкольном факультете под руководством зав.кафедрой - доктора пед. наук, профессора - Комаровой Т. С. Результаты работы над данной проблемой нашли отражение в публикациях автора.

Эстетические отношения к действительности в работе понимаются как общественные отношения человека с окружающим миром, ре- зультатами которых является активность эстетического восприятия, чувствования, эмоционального переживания, эстетической оценки, творческого воображения, художественно-творческого развития.

Цель нашего исследования - разработка научно обоснованного содержания, форм и методов эффективного формирования эстетических отношений к действительности у детей старшего дошкольного возраста средствами народного искусства.

Объектом исследования является процесс эстетического воспитания дошкольников средствами народного искусства.

Предмет исследования - формирование начал эстетического отношения к действительности у детей старшего дошкольного возраста на материале народного декоративно-прикладного искусства. Цель и предмет определили задачи исследования: научно обосновать роль народного декоративно-прикладного искусства в формировании начал эстетического отношения к действительности у детей старшего дошкольного возраста; выявить проявление эстетического отношения к действительности у детей старшего дошкольного возраста в процессе ознакомления с народным искусством; определить и опытным путём проверить содержание, формы и методы работы с дошкольниками по ознакомлению с народным декоративно-прикладным искусством, обеспечивающие эффективность формирования эстетического отношения к окружающему у детей старшего дошкольного возраста; разработать научно-практические рекомендации по формированию эстетического отношения к действительности средствами декоративно-прикладного искусства у детей старшего дошкольного возраста.

В качестве гипотезы выдвинуто предположение о том, что фор- мирование у старших дошкольников начал эстетического отношения к действительности средствами народного декоративно-прикладного искусства возможно при условии, если: народное искусство рассматривается как важный и составной компонент формирования эстетического отношения к действительности; учитываются возрастные возможности детей; осуществляется интегрированный подход к художественно-творческой деятельности: музыкальной, изобразительной, художественно-речевой, игровой, театральной; детские произведения широко используются в оформлении эстетической среды дошкольного учреждения; формирование эстетического отношения к окружающей действительности осуществляется как часть целостного педагогического процесса дошкольного учреждения.

Методологической основой исследования явились: психолого-педагогические исследования особенностей формирования эстетического отношения к окружающей действительности; исследования ведущих учёных-педагогов в области эстетического воспитания и художественного образования средствами изобразительного искусства; концепция понимания народного искусства как части художественной культуры народов мира.

Источниками исследования послужили: философская, психолого-педагогическая, искусствоведческая литература, нормативные документы по дошкольному образованию, материалы конференций по вопросам, связанным с темой исследования; материалы по археологии и этнографии Сибири и Дальнего _ 7 -

Востока, а также материалы центральных и местных архивов и музеев по истории Хакасии; педагогический опыт учителей и воспитателей школ и дошкольных учреждений по ознакомлению детей с народным искусством; опытная работа автора.

Для осуществления поставленных задач предусмотрено использование следующих методов исследования: теоретический анализ искусствоведческой, психолого-педагогической литературы по теме исследования; поисковый эксперимент; констатирующее обследование: педагогические наблюдения, беседы, создание специальных игровых ситуаций, анализ продуктов детской художественно-творческой деятельности; формирующий эксперимент; сравнительный анализ полученных результатов контрольной и экспериментальной групп.

В числе других специальных и обычных методов исследования использовались фотографирование, видеозапись, хронометраж, беседы и анкетирование.

Опытно-экспериментальная работа проводилась в дошкольных учреждениях N 289 г.Москвы и N 2 г.Абакана (Республика Хакасия).

Достоверность результатов и выводов исследования обусловлена проверкой его эффективности в различных регионах России и подкреплена качественным анализом экспериментальных материалов.

Внедрение предполагаемой системы обучения в детских садах г. Москвы и Абакана подтвердило ее эффективность.

Научная новизна и теоретическая значимость: - народное декоративно-прикладное искусство рассмотрено как одно из средств формирования эстетического отношения к действительности у детей старшего дошкольного возраста; разработано содержание, формы и методы по использованию народного декоративно-прикладного искусства в формировании основ эстетического отношения к действительности у детей старшего дошкольного возраста; определены критерии сформированноети эстетического отношения к действительности средствами народного декоративно-прикладного искусства (интерес к ДПИ; проявление эмоционального отношения к окружающим предметам; способность к эстетическому суждению и оценке; эстетические представления о цвете, форме и ритме; элементарные знания характерных особенностей промыслов и художественно-творческое развитие); разработаны пути формирования эстетического отношения к окружающей действительности на примере знакомства старших дошкольников с русским и хакасским народным искусством.

Практическая значимость - заключается в разработке научно-обоснованного содержания по формированию эстетического отношения к действительности у детей старшего дошкольного возраста средствами народного декоративно-прикладного искусства.

В работе приводятся сведения об особенностях быта, труда, культуры и искусства народов Хакасии, что, несомненно, обогатит знания дошкольных работников об истории жизни хакасского народа и поможет донести эти знания детям.

Положения выносимые на защиту:

1. Эффективность формирования эстетического отношения к действительности у детей старшего дошкольного возраста в процессе ознакомления с произведениями народного декоративно-прикладного искусства обеспечивается единством, взаимосвязанных направ- лений педагогической деятельности: обогащение опыта эмоционально-эстетического восприятия произведений народного искусства; формирование начальных представлений о выразительных средствах народного декоративно-прикладного искусства; формирование изобразительных умений и навыков в декоративной деятельности; активизация творческой деятельности детей.

2. Показателями динамики эстетического отношения к действи тельности у детей старшего дошкольного возраста в процессе озна комления с народным декоративно-прикладным искусством выступают: наличие познавательного интереса; умение эстетически оценивать окружающую действительность; художественно-творческое развитие;

3. Формирование эстетического отношения к действительности в процессе ознакомления с народным декоративно-прикладным искус ством способствует эстетическому воспитанию дошкольников.

Апробация результатов исследования осуществлялась в ходе экспериментальной работы в дошкольных учреждениях N 289 г. Москвы и N 2 г. Абакана; посредством публикации материалов по теме исследования; через выступления с докладами на межвузовской конференции студентов, молодых учёных и учителей (Москва, 1995); на YIII межрегиональной конференции по педагогике ненасилия (Череповец, 1995), на научно-практической конференции (Тула, 1996), на II межрегиональном научно-практическом семинаре-совещании (Москва, 1996), на X региональной научно-практической конференции (Нижний Новгород, 1996), на Всероссийской конференции по проблемам использования идей педагогики ненасилия в обучении (Киров, 1996), в процессе обсуждения диссертационной работы на кафедре эстетического воспитания МГОПУ и на кафедре педагогики технологий и ремёсел ХГУ им. Н. Ф. Катанова; результаты исследова- ния использовались в цикле научно-практических семинаров на курсах повышения квалификации работников образования Республики Хакасии.

На первом этапе (3993-1994) анализировалось состояние проблемы в философской, искусствоведческой, психолого-педагогической литературе, связанной с темой исследования. Изучались археологические, этнографические и исторические материалы по Хакасии. Уточнялись проблема, гипотеза, предмет, задачи и методы экспериментального исследования. Проводился поисково-констатирующий эксперимент. Для этого использовались методы целенаправленного изучения педагогической документации и детского творчества. Определялся начальный уровень сформированности у дошкольников эстетического отношения к действительности на материале народного искусства. Была разработана комплексная экспериментальная программа по ознакомлению детей старшего дошкольного возраста с русским и хакасским народным творчеством. Составлены конспекты занятий, выполнены таблицы и подобран демонстрационный материал. При разработке занятий мы использовали положительный опыт обучения декоративной деятельности, накопленный в исследованиях А.П.Усовой, Т. С. Комаровой, Е. Г. Ковальской, Т. Я. Шпикаловой, Н. Б. Халезовой, 3. А. Богатеевой, Р. М. Чумичёвой, Л. В. Орловой и других. На втором этапе исследования (1994-1996), в ходе опытно-экспериментальной работы проверялись и уточнялись на практике выдвинутые научные предположения. Апробировалась разработанная экспериментальная программа по комплексному ознакомлению дошкольников с народным искусством в детских садах Москвы и Абакана.

Выявлены наиболее эффективные пути формирования эстетического отношения к действительности средствами народного декоративно-прикладного искусства. По итогам эксперимента определены уровни - и - сформированности исследуемого качества.

На третьем этапе (1996-1997) проанализированы, систематизированы и обобщены результаты исследования, сформулированы выводы и оформлена диссертация.

Структура и содержание диссертации: введение, две главы, заключение, библиографический список и приложение.

Во введении представлены: актуальность исследования, обоснованы цель, методологическая основа, объект, предмет, гипотеза, задачи, методы исследования, научная новизна, этапы и экспериментальная база, сформулирована практическая и теоретическая значимость. Даётся информация о характере апробации, внедрении результатов в практику, положения, выносимые на защиту.

В первой главе - "Теоретические основы формирования эстетического отношения к действительности у детей старшего дошкольного возраста средствами народного декоративно-прикладного искусства", выделяется на основе философской, психолого-педагогической и искусствоведческой литературы ряд позиций исследователей относительно развития категории эстетического отношения. Рассматриваются возможности народного декоративно-прикладного искусства в эстетическом воспитании детей старшего дошкольного возраста. Раскрывается роль народного искусства в формировании эстетического отношения к действительности на современном этапе. Эстетические отношения к действительности в работе понимаются как общественные отношения человека с окружающим миром, результатами которых являются активность эстетического восприятия, чувствования, эмоционального переживания, эстетической оценки, творческого воображения, а также формирование художественно-творческих потребностей.

Во второй главе - "Педагогические условия формирования эсте- тического отношения к действительности у детей старшего дошкольного возраста средствами народного декоративно-прикладного искусства" описывается ход и результаты экспериментальной работы, определяется программа формирования эстетического отношения средствами народного декоративно-прикладного искусства (на примере русского и хакасского искусства), рассматриваются пути реализации данной программы, выявляются уровни сформированноети исследуемого качества в процессе ознакомления с народным искусством у детей старшего дошкольного возраста.

В заключении излагаются общие итоги педагогического эксперимента, выводы и предложения по формированию начал эстетического отношения к действительности средствами народного искусства у детей старшего дошкольного возраста.

В библиографическом списке приведена литература философская, психолого-педагогическая, искусствоведческая; нормативные документы по дошкольному образованию; материалы по археологии и этнографии Сибири и Дальнего Востока; материалы центральных и местных архивов и музеев по истории Хакасии, использованные в диссертационном исследовании и изученные автором в ходе исследования.

В приложении даны конспекты занятий с детьми старшего дошкольного возраста по ознакомлению с русским и хакасским народным декоративно-прикладным искусством, фотографии деятельности детей и их рисунков. - ІЗ -

Эстетическое отношение к действительности, как философская и психолого-педагогическая проблема

Проблема эстетического отношения к действительности занимала и занимает в истории науки видное место. В ходе многочисленных дискуссий высказывались различные точки зрения, приводились те или иные аргументы для доказательства истинности утверждавшихся взглядов, использовались экспериментальные данные и выводы многих отраслей знания о мире и человеке.

Уже в I тысячелетии до нашей эры в Древнем Китае, Индии, Греции философы обратили внимание на то, что в процессе чувственного восприятия многих явлений действительности у людей возникает непосредственно-эмоциональное отношение к ним. Оно выражается в определённых переживаниях (восхищении, отвращении, сочувствии, сострадании, гневе, юморе и т.д.) и существенно отличается от научного познания, которое предполагает теоретическое осмысление.

Заметили древние мыслители (Сократ, Платон, Аристотель, Ксе-нофонт, Геродот) и то, что эстетические переживания очень отличаются от переживаний, вызванных повседневными житейскими заботами. Они несут в себе иное, более светлое настроение, как бы "очищенное" от этих забот.

Какую же роль играет в жизни человека чувственно-эмоциональное эстетическое отношение к действительности?

Значительный вклад в изучение данной проблемы внесли русские философы Н.Г.Чернышевский и Г.В.Плеханов. Н.Г.Чернышевский впервые в истории науки подверг всестороннему анализу эстетические отношения искусства к действительности и указал не только на серьёзные недостатки имеющихся эстетических концепций, но и на то, "в каком смысле, по всей вероятности, должны они измениться" [276, С.6]. Он обратил внимание и на социальную обусловленность эстетических категорий, их взаимосвязь с общественными нормами и правилами, сделал вывод о невозможности вымерять красоту по вершкам и линиям [276, С.135], отождествлять её механическими и физическими свойствами предметов, отмечал активную роль субъекта в формировании его эстетического отношения к окружающему миру. Большое значение при этом он уделял чувственному восприятию окружающей действительности. "Чувство, - писал Н.Г.Чернышевский - придаёт особенный интерес всему, что производится под его влиянием, оно даже придаёт всему особенную прелесть, особенную красоту"[ 277, С.88].

Преемственность эстетических учений в любое время, когда бы они ни вырабатывались, выражается в стремлении понять, объяснить, что же такое красота, каковы её законы и почему человек стремится к ней.

В настоящее время изучение данной проблемы осуществляется усилиями различных наук - философии, эстетики, искусствознания, психологии, педагогики и ряда других. Соответственно становится очевидным, что каждое явление, каждый предмет должны изучаться в существенных его связях или отношениях с окружающей действительностью.

Специальные исследования, рассматривающие в том или ином аспекте эстетические отношения, начали проводиться только в 60 годах XX века (В.Д.Баранов, А.И.Буров, Л.П.Григорян, А.М.Коршунов, Б.Т.Лихачёв, С.X. Раппорт, М.Г.Тофтул, Л.Г.Юлдашев и другие).

В начале 60 годов сформировались 2 группы эстетиков - "природники" и "общественники". Согласно точке зрения "природников", прекрасное - это объективное свойство явлений действительности, существующее вне и независимо от человека и лишь отражаемо в его сознании. Оно характеризуется через понятия "гармония", "соразмерность", "совершенство", "единство и многообразие", "законосо-образие".

Данная концепция содержится в работах А.Астахова, Н.Дмитриевой, Г.Поспелова, Д.Среднего, В. Шестакова, Е. Яковлева и других авторов. Очевидно, что в ней находит своё продолжение и развитие "парадигма", сформулированная в своё время ещё Аристотелем. То есть концепция "прекрасного" как совершенного в материалистической интерпретации этого понятия. В то же время формирование данной концепции в рамках марксистской эстетики было обусловлено стремлением отдалиться от субъективно-идеалистических традиций понимания прекрасного, характерной для западной эстетической мысли.

Возможности народного декоративно-прикладного искусства в эстетическом воспитании детей

Процесс эстетического воспитания предполагает решение взаимосвязанных задач развития эстетического восприятия, эстетических чувств и представлений и формирование художественных способностей и основ эстетического вкуса.

Основная задача эстетического воспитания заключается в приобщении человека к искусству и художественно-творческой деятельности, и начинать её необходимо в дошкольном возрасте (Е. А. Флорина, Н. П. Сакулина, Т.С.Комарова, Н. А. Ветлугина, Л.С.Выготский, А.Н.Леонтьев, А. В. Запорожец, В.С.Мухина и другие).

На развитие теории и практики эстетического воспитания дошкольников особое влияние оказали идеи А. В. Вакушинского, А.В.Луначарского, Н. К. Крупской, А. С. Макаренко, С. Т. Шацкого, В. Н. Шацкой и других.

Современные социально-экономические преобразования, происходящие в нашем обществе, требуют повышения роли личности, её творческого потенциала во всех областях деятельности, в том числе и духовной сфере. Успех этой задачи во многом зависит от способности людей эстетически воспринимать действительность, от умения выделять эстетические ценности природы, человеческого поведения, от способности творить по законам красоты. Органической частью культуры человечества в целом является его эстетическая культура, которая формируется в процессе развития общества. В последние годы активно разрабатываются теоретические основы эстетической культуры современного человека, в особенности подрастающего поколения. Необходимым условием построения современной системы эстетического воспитания детей, развития эстетической культуры личности является, с нашей точки зрения, использование в педагогической работе с детьми народного искусства, именно оно способствует глубокому воздействию на мир ребёнка.

Первые исследования, в которых анализируется декоративное искусство и отражение его в работах детей школьного возраста, относятся к началу нашего столетия.

Немецкий учёный Г.Кершенштейнер в своём исследовании [87] анализировал около 500 рисунков школьников, впервые обратил внимание на декоративное рисование. Г. Кершенштейнер определил особенности декоративной деятельности и последовательность их проявления у детей. Его выводы нашли отражение в исследованиях по декоративному изобразительному творчеству как в нашей стране, так и за рубежом.

В дореволюционных пособиях по обучению составления узоров давались серии образцов для детей школьного возраста. Вместе с копированием узоров начиналось обучение рисованию. Геометрические узоры рисовались по клеточкам или по опорным линиям, они рассматривались и как подготовка руки к письму. Образцы помещались в букварях. Такие пособия издавались в разных странах. В американской системе Либерти Тедда [250] орнамент давался для развития свободных и плавных движений обеих рук. В настоящее время в некоторых странах, например во Франции, декоративное рисование рассматривают и как средство подготовки руки к письму [152].

Программа формирования эстетического отношения к действительности средствами народного декоративно-прикладного искусства

Анализ результатов констатирующего эксперимента позволил определить общие задачи поисково-формирующего этапа:

1. Показать возможность формирования эстетического отношения к окружающей действительности средствами декоративно-прикладного искусства.

2. Разработать и экспериментально апробировать научно-обоснованное содержание и методику эстетического воспитания в изостудии на примере знакомства с декоративно-прикладным искусством, в целях формирования эстетического отношения к окружающей действительности.

3. Выявить наиболее эффективные пути формирования эстетического отношения к окружающей действительности средствами народного декоративно-прикладного искусства.

С педагогической точки зрения была разработана модель эстетического отношения к действительности (см. табл.1 на с. 28).

В соответствии с данной моделью были определены конкретные задачи по формированию эстетического отношения к действительности у детей старшего дошкольного возраста:

- познакомить детей с характерными особенностями народного декоративно-прикладного искусства;

- способствовать эмоциональному самовыражению детей при восприятии окружающей действительности и при выполнении творческих заданий;

- обеспечить возможность мотивированной оценки и эстетических суждений окружающего мира по существенным эстетическим признакам;

- создать условия для развития технических умений и навыков;

- развивать самостоятельность и творчество в продуктивной деятельности на основе знакомства с народным декоративно-прикладным искусством.

Формирование эстетического отношения к действительности осуществлялось согласно гипотезе и задачам исследования. Были созданы условия для эмоционально-эстетического самовыражения и продуктивно-творческой самореализации в процессе ознакомления дошкольников с декоративно-прикладным искусством.

Организованной формой реализации исследовательских задач были определены занятия в изостудии. Выбор данной организационной формы обусловился рядом причин;

- работой дошкольных учреждений в режиме эксперимента по ознакомлению с народным искусством;

- взаимосвязью изобразительной деятельности с другими видами работы с детьми;

- возможностью обеспечения условий для самовыражения и самореализации художественно-творческой деятельности.

Поисковое исследование по разработке принципов, содержания и методики эстетического воспитания средствами декоративно-прикладного искусства в условиях изостудии проводилось в 1993 - 1994 гг. на базе дошкольных учреждений N 289 г.Москвы и N 2, г.Абакана (Республика Хакасия).

Формирующий эксперимент был поставлен диссертантом в 1994-1996гг. в изостудии дошкольного учреждения N 289 г.Москвы, являющейся экспериментальной площадкой по ознакомлению дошкольников с народным искусством.

Описание содержания и методики, а также анализ результатов формирования осуществлялся на конкретном материале, полученном диссертантом в ходе эксперимента. В опытном исследовании приняли участие 20 детей старшего дошкольного возраста, посещавших еженедельно на протяжении 2-х учебных лет занятия в изостудии.

Экспериментальная программа по формированию эстетического отношения к окружающей действительности включала в себя работу с детьми старшей и подготовительной группы (старшая группа - 36 занятий; подготовительная группа - 50 занятий). Вся программа была разделена по циклам и направлена на решение конкретных задач:

- развитие интереса, эмоционального отношения, эстетических и оценочных суждений при восприятии произведений народного искусства;

- обогащение знаний о декоративно-прикладном искусстве, его характерных особенностях, назначении в жизни людей;

- ознакомление с творчеством художников-иллюстраторов по произведениям устного фольклора, углубление представлений детей о выразительно-изобразительных средствах;

- развитие творчества в продуктивной деятельности.

Похожие диссертации на Народное декоративно-прикладное искусство как средство формирования начал эстетического отношения к действительности у детей старшего дошкольного возраста