Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Методические основы преподавания керамики в детских художественных школах Демидова Вера Геннадьевна

Методические основы преподавания керамики в детских художественных школах
<
Методические основы преподавания керамики в детских художественных школах Методические основы преподавания керамики в детских художественных школах Методические основы преподавания керамики в детских художественных школах Методические основы преподавания керамики в детских художественных школах Методические основы преподавания керамики в детских художественных школах Методические основы преподавания керамики в детских художественных школах Методические основы преподавания керамики в детских художественных школах Методические основы преподавания керамики в детских художественных школах Методические основы преподавания керамики в детских художественных школах Методические основы преподавания керамики в детских художественных школах Методические основы преподавания керамики в детских художественных школах Методические основы преподавания керамики в детских художественных школах
>

Данный автореферат диссертации должен поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - 240 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Демидова Вера Геннадьевна. Методические основы преподавания керамики в детских художественных школах : Дис. ... канд. пед. наук : 13.00.02 Москва, 2006 266 с. РГБ ОД, 61:06-13/2155

Содержание к диссертации

Введение

ГЛАВА I. Теоретические основы обучения художественной керамике учащихся ДХШ.

История развития художественной керамики и тенденции ее современного развития .

Эстетические особенности художественно-пластического языка 31 керамики и скульптуры.

Учет возрастных и индивидуальных особенностей учащихся, изучающих основы керамики.

Формирование образно-пластического мышления учащихся ДХШ в процессе освоения искусства керамики.

Развитие творческих способностей учащихся на уроках керамики.

Искусство керамики в системе формирования эстетических представлений и творческой активности учащихся.

ВЫВОДЫ 105

ГЛАВА II. Методические основы курса скульптуры и художественной керамики на занятиях в ДХШ.

Педагогическая модель. Содержания, формы и методы занятий по художественной керамике и скульптуре в ДХШ .

Анализ системы преподавания скульптуры и художественной керамики в художественных школах .

Особенности практического освоения содержания курса художественной керамики.

Сравнительные результаты и анализ экспериментального исследования.

ВЫВОДЫ 208

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 211

Введение к работе

В начале нового столетия образование в России стоит на пороге серьезнейших перемен - переосмысления культурных ценностей, базирующихся на достижениях многовековой национальной духовности и самобытности, что, в свою очередь, становится важнейшей задачей в сфере образования и воспитания современной молодежи. Будущее общества в социальном и культурном плане определяется сохранением исторических и национальных корней. Сегодня почти каждый понимает, что это во многом зависит от того, научимся ли мы понимать те духовные и нравственные традиции, которые достались нам в наследие от предыдущих поколений.

На современном этапе продолжают совершенствоваться система воспитания и образования, идёт реформа образования. В настоящее время обновление этой системы идёт в следующих направлениях:

Демократизация всей системы образования, предполагающая открытость системы образования социальным процессам, происходящим в обществе, с учетом социализации личности и её активного участия в преобразовании социальной среды;

Соревновательность различных моделей школ, концепций образования, обновление и поиск новых методов и форм обучения;

Гуманизация образования, предполагающее обращение к проблеме человека как личности, субъекта истории; пересмотр требований в отношениях с учениками в рамках принципов "педагогики насилия", внедрение индивидуального подхода, "учения без принуждения"," дифференцированного обучения"," комплексного развития личности" - всех форм, направленных на формирование свободной, творчески активной личности;

Субъективно-личностная ориентация педагогики - формирование личности как субъекта, преобразующего мир, культивирование идеи "жизнетворчества";

Непрерывность образования, предполагающее единство общеобразовательной и профессиональной подготовки.

Все эти принципы ориентированы на создание целостной, динамичной системы образования и воспитания, адаптированной к потребностям общества и к запросам личности на разных этапах жизненного пути человека.

Разрабатывая программы занятий, учитель должен помнить, что главная цель художественного воспитания - дать возможность учащемуся в полной мере реализовать свой творческий потенциал, раскрыть и развить его творческие способности, а не только обучить его основным художественным приемам и навыкам. Успешное достижение этой цели невозможно без учета индивидуальных и возрастных психофизиологических особенностей, а также без знания основных приемов и методов обучения.

Современные требования, предъявляемые к воспитанию и образованию, заставляют искать новые пути и способы формирования личности, адаптированной к новым социальным условиям, активизации и развития личностных качеств, необходимых для творческого преобразования социальной среды, созидания новых материальных и духовных ценностей. Занятия в системе дополнительного образования, в частности в художественных школах, имеют хорошие потенциальные возможности для развития художественных способностей и формирования на их основе способностей к творческой деятельности.

Существующая система обучения детей подразделяется на школьное и внешкольное образование. Внешкольная учебная деятельность детей определяется сегодня как дополнительное образование. По мнению современных психологов и педагогов, именно дополнительное образование создает наиболее благоприятные условия для полной реализации возможностей и способностей школьников разного возраста. Поэтому в контексте данного исследования проанализированы дидактические основы развития творческих способностей школьников при работе с глиной в системе дополнительного образования. Дополнительное образование должно быть полноправным партнером основного образования, способным занять только ему присущую нишу, которая, в силу объективных причин, не подвластна семье и школе.

В процессе обучения школьников в системе дополнительного образования решаются следующие педагогические задачи, сформулированные в виде конкретизации и концентрации общепедагогических задач:

обучать школьников основам изобразительной грамоты -композиции, цветоведения и т.д.;

способствовать приобретению учащимися практически значимых способов деятельности, умений и навыков, необходимых в быту, социальной жизни и профессиональной работе;

- ознакомлять учащихся с основами профессиональной деятельности,содействовать профессиональной ориентации школьников;

- развивать навыки общения со сверстниками и взрослыми, способствовать формированию детского коллектива;

развивать художественно-творческие способности учащихся, их фантазию, образное мышление, воображение, навыки самостоятельной деятельности, инициативы, творческой активности; -воспитывать эстетическое отношение к окружающей действительности, художественный вкус и любовь к искусству, формировать способность учащихся воспринимать и оценивать продукты художественно-декоративной деятельности с эстетической точки зрения;

- воспитывать чувство национального самосознания, любви к отечественной истории и культуре, традиционному народному искусству;

- способствовать формированию духовной культуры, укреплению системы нравственных ценностей и обогащению эмоционально-чувственной сферы.

Проблема исследования и её актуальность. Занятия скульптурной пластикой могут обрести сегодня особую актуальность благодаря уникальным возможностям обучения детей творить новое, многообразное, бесценное, неповторимое. Пластичность материалов, оптимальная трудность процесса лепки, вариативность смысловой нагрузки и множественность образного решения изделия, особенности протекания творческой деятельности при создании керамики, задействующей разные психические качества ребенка - все это обуславливает и предполагает успешное развитие творческих способностей юных художников.

Детское изобразительное творчество, общение с искусством, является органичным способом познания мира, расширения опыта жизненных и эстетических отношений, условием самовыражения личности, средством духовной и эмоциональной сфер ребенка. При организации художественной самостоятельной деятельности детей необходимо не только обеспечивать условия проявления творческих способностей, но ставить задачу дальнейшего их развития, формируя определенную систему оценок, обеспечивающих обоснованный выбор способов и средств решения творческих задач.

Не случайно мы остановили свой выбор на процессе выполнения творческих работ на уроках скульптуры и керамики. Польза и целесообразность занятий керамикой в художественных школах не вызывает сомнения. Условность, чувство ритма и световая напряженность- экспрессивность, декоративность, свойственные изобразительному творчеству детей, сближают его с декоративным искусством.

Теоретическая подготовка и практические занятия по керамике вырабатывают у учащихся особое чувство формы, материала, понимание законов декоративного искусства, а также подлинное понимание основных принципов национальной художественной культуры. На занятиях керамикой особенно удачно сочетается решение творческих задач с необходимостью знания специфики ремесла, с умением выполнять вещь в материале, что связано для учащихся с получением трудовых навыков, так как керамика, как и всякое прикладное искусство, непосредственно связана с производством.

Пожалуй, ни в одном виде современного искусства не выступают в столь гармоничном единстве объем и цвет, что является залогом обширного поля деятельности для творчества. Специфика творческого процесса скульптуры малых форм является наиболее выгодной как для решения целого комплекса задач художественного образования, воспитания и развития, так и для более частной проблемы - развития творческих способностей, поиска путей решения творческой задачи.

Особое место в подготовке творчески мыслящих учащихся художественных школ, будущих художников, занимает скульптура. Трудно переоценить её роль в процессе формирования образно-пластического мышления и проникновения в сущность образа. Все элементы других видов изобразительного искусства как бы присутствуют в объемной пластике.

Художник выражает ту или иную идею посредством художественных образов, и здесь стоит обратить внимание на то, что образный ряд и способ его построения для каждого вида искусства свой (музыка, литература, кино, изобразительное искусство).

Изобразительное искусство, и особенно скульптура, использует свой язык v выражения темы - образно-пластический. И немаловажной задачей в процессе обучения является освоение особенностей изобразительного, образно-пластического языка. Скульптура же наилучшим образом способствует его развитию.

Пластика, в отличие от живописи и графики, более реальное изображение в связи со своей трехмерностью, но значительно более условно по способу выражения идеи, что вынуждает её работать «большим» образом.

Работа с объемными предметами является прекрасным средством воспитания эстетического и художественного вкуса, формирует образное мышление, столь необходимое в любой работе человека, развивает у школьников пространственное мышление, необходимое им при изображении тех же предметов на плоскости. Как показала практика, после приобретения навыка в лепке объемных форм учащиеся значительно легче овладевают конструктивным построением в рисунке.

Рассматривая проблему формирования образно-пластического мышления у учащихся художественных школ как важнейшее условие профессиональной подготовки будущих художников, мы считаем, что акцентируясь на творческих разработках (например, композиция на заданные темы и свободные темы по представлению и с натуры) и используя в процессе их создания широкий спектр пластических материалов ( шамот, глина, фаянс, пластилин и др.) с учетом личной фантазии, индивидуальности и самостоятельности, мы сможем приблизиться к решению задачи формирования образно-пластического языка средствами скульптуры.

В связи со сказанным изучение керамики в художественных школах будет прогрессировать еще потому, что в профессиональной школе, которой является художественная школа, органически сочетаются знания и умения, полученные учащимися по рисунку, живописи, скульптуре, композиции, ИСТОРИИ ИСКУССТВ. v- К сожалению, проблема взаимодействия искусств в системе педагогики раскрыта ещё недостаточно в отличие от других предметов общеобразовательного цикла.

Основополагающими в теории эстетического воспитания, художественного образования и творческого развития учащихся в условиях школы для нашего исследования являются работы B.C. Кузина, Б.М. Ростовцева, Н.М. Сокольниковой, Б.М. Неменского, А.Д. Алехина, Б.Т. Лихачева, Е.И. Игнатьева, Т.С.Комаровой ., Е.О. Яременко, Г.Г. Григорьева и Т.Я. Шпикаловой, И.П. Волкова др. Анализ методической литературы по вопросу проведения занятий скульптурой с учащимися художественных школ показал, что многие из них содержат лишь практические рекомендации организации деятельности по созданию изделия. Целью этих занятий является только овладение техническими приемами изготовления керамики и практическое их выполнение. В то же время упускается из виду значимость процесса изготовления скульптуры как средства развития психических качеств ребенка и особенно художественно-творческих способностей. А также взаимосвязи академической скульптуры и прикладного искусства керамики. Несмотря на приведенные здесь замечания, исследуемые публикации содержат ценные для нас предложения, такие как практические советы, основные правила создания керамики с учетом возрастных особенностей детей.

Особое значение при рассмотрении психологических особенностей процесса творчества имели работы Л.С.Выготского ., Н.С.Лейтеса, А.Н.Леонтьева, С.Л. Рубенштейна, Б.М.Теплова, Я.А. Понамарева, B.C. Ротенберга, Н.С. Рождесивенской, Е А. Речицкой и др.

При изучении творчества в философском аспекте - Батищева Г.С, В.Ф. Мартынова, Е.С. Громова, Кагана М.С., Коршунова А.М„ Мейлаха Б.С, Разумного В.А. и др.

Недостаточность публикаций по вопросам проведения занятий керамикой в художественных школах, направленных на развитие творческих способностей школьников в системе интегрированного обучения скульптуре и керамики, послужила причиной нашего исследования. Следует отметить и нехватку исследований, опирающихся на последние идеи в области декоративного искусства и материаловедения, а также отличающихся современным подходом к тематико-образному исследованию и дающих широкие возможности для самостоятельных творческих экспериментов учащихся. Все это определило актуальность нашего исследования.

При решении многих проблем, связанных с темой нашей работы, мы очень часто опирались на исследования по этому вопросу Н.С. Боголюбова, Л.Б.Ермолаевой-Томиной, А.С.Хворостова, Т.Я.Шпикаловой, Н.Н.Ростовцева, Т.Я.Васильевой, А.П.Даниленко, Т.В.Саляевой и др.

В данных исследованиях хотя и затрагиваются многие рассматриваемые нами вопросы, но только применительно к кружковой работе или в общеобразовательной школе с учащимися младшего и среднего школьного возраста.

Но художественная школа существенным образом отличается от кружковой работы, и тем более преподаватель скульптуры чаще всего является преподавателем керамики. Лучше всего эти два предмета объединить в один - «Скульптурная пластика». Целесообразность этого будет доказана далее.

Актуальность проблемы и недостаточная ее разработанность определили тему диссертационного исследования: «Методические основы преподавания керамики в Детских художественных школах».

Основной задачей работы является выявление педагогических условий и разработка методического обеспечения занятий по скульптурной пластике, при которых развитие творческих и образно-пластических способностей у учеников ДХШ происходит наиболее эффективно.

Проблема исследования: развитие творческих способностей и образно-пластического мышления у учащихся художественных школ на уроках керамики и скульптуры.

Цель исследования: на основании результатов анализа методической, искусствоведческой, педагогической и психологической литературы, экспериментального поиска сформулировать, научно обосновать и экспериментально проверить педагогические условия и основные методы обучения на занятиях по скульптурной пластике в художественных школах.

Объект исследования: художественная творческая деятельность учащихся художественных школ на уроках скульптуры и керамики в процессе создания скульптурных произведений.

Предмет исследования: теоретические основы, педагогические условия и методика обучения, способствующие активизации творческого мышления и реализации созидательного потенциала учащихся при работе с глиной.

Гипотеза исследования заключается в том, что разработанная новая программа комплексного обучения керамике в ДХШ обеспечит более высокий профессиональный уровень овладения этим искусством, что в целом будет способствовать реализации эстетического воспитания и художественного образования, если широко использовать задания творческого типа для формирования образно-пластического мышления, так как творческий процесс и создание образа в искусстве - вещи неразделимые. К тому же процесс формирования творчески активной личности есть основная задача методики преподавания изобразительного искусства.

В ходе исследования нужно решить следующие задачи:

1. Раскрыть и обосновать роль и место художественной керамики как раздела декоративно-прикладного искусства в системе профессиональной подготовки учащихся художественных школ.

2. Раскрыть межпредметную связь, особое внимание уделить методу комплексного соединения обучения керамике и скульптуре в школьных мастерских.

3. Разработать содержание, формы и методы занятий по керамике по формированию профессиональных знаний, умений и навыков у учащихся ДХШ.

4. Выделить педагогические условия, обеспечивающие эффективное приобретение учащимися профессиональных навыков в области художественной керамики и скульптуры.

5. Раскрыть специфические особенности «языка» скульптуры через сравнительный анализ с другими видами изобразительного искусства, выявить особенно характерные черты, присущие только этому виду искусства. Рассмотреть принципы развития трехмерной формы в пространстве.

6. Разработать научно обоснованную методику обучения, включающую систему знаний и упражнений, обеспечивающую формирование образно-пластического мышления, развитие творческих способностей учащихся художественных школ в процессе создания скульптурных произведений.

7. Экспериментально проверить, проанализировать и уточнить эффективность предложенной методики в условиях системы дополнительного образования.

Для решения поставленных задач использовались следующие методы :

? изучение, анализ и обобщение научно-методической и специальной литературы по проблеме исследования;

? изучение состояния преподавания скульптуры и керамики в художественных школах и школах искусств в системе дополнительного образования;

? выделение керамики как узко-специфичной области декоративного искусства, изучение особенностей этого вида деятельности, её общетеоретических основ;

? взаимосвязь скульптуры и керамики на уроках скульптурной пластики;

? наблюдение, опрос и собеседование учащихся в процессе творческой деятельности;

? анализ и оценка работ учащихся, полученных в процессе практической и экспериментальной работы;

? анкетирование, направленное на выявление основных психологопедагогических условий формирования творческих способностей учащихся;

? экспериментально проверить и проанализировать _ , эффективность предложенной методики в условиях системы дополнительного образования;

? обработать и обобщить результаты экспериментального исследования.

Методологической и теоретической основой исследования явились ведущие положения современной науки по философии, искусствознанию, психологии, методики преподавания изобразительного искусства и ДПИ, труды по проблемам творчества и новаторства в области искусства, работы по взаимосвязи обучения, воспитания и развития в процессе формирования личности, учение об искусстве как специфической форме отражения мира и способе его познания, исследования роли художественного образования в гармоничном развитии личности.

Научная новизна исследования заключается в следующих положениях:

? установлено, что процесс формирования творческой личности наиболее эффективен в том случае, когда процесс обучения ведется с учетом всех этапов воплощения художественного произведения - от возникновения замысла до его создания в материале;

? установлена связь между процессом формирования образно-пластического мышления учащихся на занятиях по скульптуре и адаптацией процесса создания керамических изделий к условиям и требованиям художественного образования;

? обоснование признания керамического изделия как объекта детского творчества для решения задачи развития творческих способностей учащихся;

? разработана и экспериментально проверена обоснованная методика формирования творческих способностей учащихся на занятиях по скульптурной пластике в процессе создания скульптурных произведений.

Теоретическая значимость исследования заключается в научном обосновании:

? возможности более полноценного решения проблем развития креативности школьников при использовании принципа соответствия фазам творческого процесса;

? повышения эффективности развивающего обучения методом формирования системы сложных действий, сочетающихся с привлечением учащихся к самостоятельной творческой деятельности;

? направленности изменений психических качеств личности на совершенствование созидательного потенциала при соблюдении условий развития творческих способностей.

Практическая значимость исследования заключается в следующих положениях:

? возможности использования его результатов при формировании творческих способностей учащихся средствами скульптуры и керамики в различных учебных заведениях в системе дополнительного образования;

? материалы исследования могут быть использованы для усовершенствования учебных программ и разработки учебно-методической литературы для художественных школ и факультативных занятий в общеобразовательных школах.

Достоверность исследования базируется на теоретических положениях философской, искусствоведческой, психологической и педагогической литературы. Подтверждается экспериментальной проверкой положений данного исследования в условиях художественных школ, объективным анализом полученных исходных и конечных результатов исследования, проверкой эффективности предложенных условий, приемов и методов обучения.

Апробация и внедрение результатов исследования осуществлялось в ходе экспериментальной работы в Наро-Фоминской художественной школе №1. Основные положения и результаты исследования докладывались и получили одобрения на Областных и Всероссийских педагогических конференциях, научно-теоретических конференциях профессорско-преподавательского состава МГОПУ им. М.А. Шолохова, в публикациях автора. На базе Наро-Фоминской художественной школы проводились открытые уроки и семинары для преподавателей художественных школ Московской области. Результаты исследования внедрены в практику работы художественных школ и школ искусств Московской области в виде программы обучающего курса «Скульптурная пластика» и методических рекомендаций к ней, используемых на занятиях скульптуры и керамики в художественных школах и художественных отделениях школ искусств.

История развития художественной керамики и тенденции ее современного развития

Керамика - один из самых древних видов декоративно-прикладного искусства. Еще на заре человеческой цивилизации она широко применялась для строительства жилищ и дворцов, создания сосудов, скульптуры, игрушек, украшений и мелкой пластики.

Слово «keramos» в переводе с древнегреческого языка означает «глина» и имеет символический смысл, ибо глина состоит из земли, воды и огня. В древнеславянском языке слова «глина» не было, а было слово «брнне», обозначающее глину, затворенную водой. Благодаря обилию месторождений, высоким эстетическим и функциональным качествам керамика заняла прочное место в жизни человека, о чем свидетельствуют археологические находки и архитектурные памятники многих стран мира и нашей страны. Еще древние заметили, что глина во влажном состоянии принимает любую форму. Позднее человек научился закреплять эту форму обжигом, первоначально - на обычном костре. С развитием техники отформованные и высушенные изделия стали уже обжигать не в кострах, а в специальных печах - горнах. На Руси само слово «гончар» произошло от названия обжиговых печей - «горнов». Со временем плохо произносимая буква «р» утратилась. Керамические изделия - самые распространенные находки археологов. Ведь в отличие от дерева, глина не гниет и не горит, не окисляется, подобно металлу. Многие глиняные предметы дошли до нас в первозданном виде. Это прежде всего разнообразная посуда, светильники, детские игрушки, культовые статуэтки, литейные формы, грузила для рыболовных сетей, пряслица для веретен, катушки для ниток, бусы, пуговицы и многое другое. В руках талантливых мастеров обычные вещи превращались в истинные произведения декоративно-прикладного искусства.

Высокого развития искусство керамики достигло в Древнем Египте, Ассирии, Вавилоне, Греции и Китае. В IV тысячелетии древние египтяне уже знали искусство изготовления глазурованных керамических изделий, а в конце того же тысячелетия шумеры научились создавать объемные изделия из глины на гончарном круге.

Основными районами распространения гончарного круга были области, прилегающие к Средиземному морю. Через тысячу лет он появился в Индии, Сирии, Египте, еще через тысячу лет - на юге Средней Азии. Во всех древних верованиях вращающееся колесо символизирует Вселенную, а круг с радиальными лучами изображает Солнце.

Керамическое искусство стран Древнего Востока было тесно связано с оформлением архитектуры. Для украшения дворцовых и религиозных построек применялся цветной глазурованный кирпич, а также облицовочные плитки, составляющие монументальные панно. Основными сюжетами были военные, бытовые сценки, фантастические животные. Первая бумага также была сделана из глины. Важные законы, записанные клинописью, шумеры обжигали в печах, а повседневные записи сушили на солнце. Древние египтяне также использовали керамику в быту. Они создавали из нее амулеты, сосуды для благовоний. Для хранения зерна, воды и вина они изготовляли пифосы огромных размеров. Керамику широко применяли и для отделки пирамид.

Необыкновенного расцвета достигло гончарное искусство в Древней Греции. Уже в Гомеровскую эпоху появляется замечательная расписная керамика, которая покрывалась геометрическим узором. При этом большую роль приобретает магическое значение узора-знака. Сам предмет часто имел культовое или погребальное значение. Наибольшее художественное значение в керамике этого стиля имели амфоры. В течение VII в. н.э. относительное эстетическое совершенство обретает широко распространенная ориентализирующая линия в вазописи, пришедшая с Востока, подчеркнуто праздничная, декоративная. Расписная керамика эпохи архаики по благородному изяществу форм сосудов, по блистательному мастерству росписей в так называемой чернофигурной технике, достигшей своего расцвета в течение первой половины VI в. до н. э., представляет собой одну из абсолютных вершин в истории мирового прикладного и изобразительного искусства.

Педагогическая модель. Содержания, формы и методы занятий по художественной керамике и скульптуре в ДХШ

В истории искусства формирование каждого художественного направления происходит вместе со становлением педагогической системы, формирующей его принципы. В развитии каждой педагогической системы можно проследить эволюцию двух её сторон: метода, наиболее подвижной и революционной части, и более консервативного ремесла художника, узкопрофессиональной стороны обучения. Метод чутко реагирует на всякое движение искусства, является первым показателем существа тех положений, которые пропагандируются школой. А школа - это фундамент, на котором художник начинает свою самостоятельную творческую жизнь. Поэтому мы пришли к выводу, что для художественных школ необходимо разработать более фундаментальную программу, нежели для кружков и факультативов, по скульптуре и керамике, например у Хашхожева A.M., Саляевой Т.В., Даниленко А.П., ВасильевойТ.А. и т.д. Многие учащиеся художественных школ становятся профессиональными художниками, поэтому помимо обучения керамике, ученикам художественных школ необходимы академические знания по скульптуре.

Методика обучения керамике - составная часть общей методики преподавания декоративно-прикладного искусства в художественных школах. Методика обучения керамическому искусству тесным образом связана с дидактикой, цель которой - раскрыть общие закономерности обучения, обеспечить прочное и вполне осознанное усвоение учащимися системы знаний, умений и навыков. Дидактика, являясь теорией образования и в то же время обучения, должна быть положена в основу любой методики, в том числе и методике обучения художественной керамике. Методика же, опираясь на закономерности дидактики и руководствуясь её теоретическими положениями, разрабатывает и использует весь арсенал средств, способствующих получению обучающимися глубоких и наиболее совершенных знаний в процессе обучения.

Методика - та область педагогической науки, которая непосредственно прокладывает мост от теории к практике. Эта наука разрабатывает методы и приемы наиболее эффективного обучения.

Методика обучения художественной керамике - это новая, сравнительно молодая наука, которая находится еще в стадии развития и совершенствования, так как многие ее положения еще не сформировались и не связаны, как это требуется, с технологией. Еще нужно время и усилия ученых и педагогов, чтобы активизировались хорошо зарекомендовавшие себя и дающие наибольший эффект приемы и удачные находки передовых педагогов в области обучения искусству керамики, обеспечивающие устойчивые навыки и практические умения при изучении керамики, способствующие более активной мыслительной деятельности учащихся и развитию их пространственных трехмерных представлений.

При обучении керамике, а также скульптуре весьма строго стоит проблема средств обучения, которая, так же как и в любом виде изобразительного искусства, приобретает исключительно важное значение. Без учебно-наглядных пособий и специального оборудования и материалов немыслимо проводить занятия, отвечающие современным требованиям.

Проблемой эстетического воспитания детей средствами искусства керамики и скульптуры автор занимается с 1990 года и по настоящее время.

В поисках наиболее действенных приемов воздействия декоративно-прикладного искусства и скульптуры на эстетическое воспитание и образование учащихся художественной школы мы опирались на научные исследования классиков в области педагогики, психологии, истории, археологии, философии.

В своей научно-исследовательской работе мы использовали следующие научные методы: педагогическое наблюдение, анкетирование, обобщение, сравнение, эксперимент, беседу, анализ.

Экспериментальная работа опиралась на анализ и обобщение передового педагогического опыта ведущих учителей школ, лицеев, гимназий.

В современной дидактике типология методов обучения представлена в следующем виде:

- объяснительно-иллюстративный;

- репродуктивный;

- проблемное изложение;

- частично-поисковый (эвристический);

- исследовательский.

Каждый метод ориентирован на активизацию и развитие определенных психомыслительных и познавательных операций. Одновременно_каждый из общедидактических методов обучения детерминирует выбор конкретных приемов и форм обучения.

Анализ системы преподавания скульптуры и художественной керамики в художественных школах

Учебный проект с точки зрения учащегося - это возможность делать что-то интересное самостоятельно, в группе или самому, максимально использовать свои возможности; это деятельность, позволяющая проявить себя, попробовать свои силы, приложить свои знания, принести пользу и показать публично достигнутый результат; это деятельность, направленная на решение интересной проблемы, сформулированной самим учащимся в виде цели и задачи, когда результат этой деятельности - найденный способ решения проблемы - носит практический характер, имеет важное прикладное решение и, что весьма важно, интересен и значим для самих открывателей. Основными требованиями к использованию метода проектов являются: ? наличие проблемы, значимой в исследовательском, творческом плане; ? практическая, теоретическая, познавательная значимость предполагаемых результатов; ? самостоятельная (индивидуальная, парная, групповая) деятельность. ? структурирование содержательной части проекта (с указанием поэтапных результатов); ? использование исследовательских методов: определение проблемы, вытекающих из нее задач исследования, выдвижение гипотезы их решения, обсуждение методов, анализ полученных данных, подведение итогов, корректировка, выводы. Если использовать метод проектов в дипломном проектировании, необходимо, прежде всего, знать, что проекты могут быть разными. 1. Исследовательские, в которых требуются хорошо продуманная структура, актуальность предмета исследования, методы реализации этого исследования, опытные работы (работы с материалом), методы обработки результатов (способы качественной подачи визуальных плакатов и т.д.). Творческие проекты координируются в связи с интересами участников проекта. Эти проекты не обязаны иметь детально проработанной структуры совместной деятельности. Эта структура должна быть только намечена и развита в полном подчинении жанра конечного результата. 2. Приключенческие, игровые проекты заключаются в том, что только намеченная структура остается открытой до окончания проекта. Участники принимают на себя определенные роли, обусловленные характером и содержанием проекта. Степень творчества здесь очень высокая, но доминирующим видом деятельности всё-таки является ролево-игровая, приключенческая. 3. Информационные проекты включают в себя сбор информации о каком-то объекте, явлении на ознакомление участников проекта с этой информацией, её анализ и обобщение фактов, предназначенных для широкой аудитории. Эти проекты сродни с исследовательскими, т.к. имеют хорошо продуманную структуру. 4. Практико-ориентированные проекты должны иметь с самого начала конечный результат деятельности ( теоретический или практический). Важна хорошая организация координационной работы в плане поэтапных обсуждений, корректировки совместных и индивидуальных усилий, в организации презентации полученных результатов и возможных способов их внедрения в практику. По количеству участников проектов выделяется три типа проектов: личностные, парные, групповые. , w/ По продолжительности проведения проекты различаются по следующим типам: краткосрочные, средней продолжительности, долгосрочные. Этапы работы методом проектов: 1-й - погружение в проект; 2-й - организация деятельности; 3-й - осуществление деятельности; 4-й - презентация результатов (выставка).

Теперь, чтобы осмыслить дидактическую сущность этой педагогической технологии рассмотрим эксперимент автора диссертации на примерах дипломного проектирования, т.е. последней творческой работы учащихся на уроке скульптуры в период с 1995 по 2004 год. Важно понять, что метод проекта, который был принят за основу педагогического эксперимента - это пример внедрения новых педагогических технологий в системе образования, средства же их проведения могут быть различными.

Похожие диссертации на Методические основы преподавания керамики в детских художественных школах