Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Методика интенсивного обучения основам академического рисунка в условиях диалога культур Люй Шишэн

Диссертация, - 480 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Люй Шишэн. Методика интенсивного обучения основам академического рисунка в условиях диалога культур : диссертация ... кандидата педагогических наук : 13.00.02 / Люй Шишэн; [Место защиты: Моск. пед. гос. ун-т].- Ростов-на-Дону, 2012.- 199 с.: ил. РГБ ОД, 61 14-13/91

Введение к работе

Проблема исследования и ее актуальность.

Развитие средств массовой коммуникации, политического и экономического сотрудничества неизбежно приводят к взаимодействию культур,каждая из которых, базируясь на собственных принципах,имеет тысячелетиями сформированный порядок, вкусовые предпочтения и собственную систему ценностей. Это касается всех сфер образования, в том числе и художественного. В связи с этим, возрастают требования к уровню и качеству подготовки специалистов. Особую значимость приобретают методики, способные сохранять имеющийсяопыт и внедрять новые образовательные технологии.

Этому явлению невозможно дать однозначной оценки, так как объективно существует ряд положительных и отрицательных моментов. С одной стороны, взаимодействие способствует взаимному обогащению национальных культур, с другой стороны,оно может стать причиной потери традиции, в частности, художественной.

Начиная с 50-х годов прошлого столетия, Россия и Китай активно взаимодействуют в сфере образования, в том числе и художественного. Сейчас этот процесс продолжает активно развиваться. Так, например, только в СПГАХИ им. И.Е.Репина, учатся в настоящее время более 300 китайских студентов. Таким образом, можно говорить о том, что на данный момент идет активный процесс освоения китайскими специалистами традиций российской академической реалистической школы изобразительного искусства.

Следовательно, для подготовки современных специалистов, в том числе иностранных, в области искусства необходимо создание таких образовательных технологий, которые бы позволили легче адаптироваться к особенностям другой изобразительной культуры, а также реализовывать данные тенденции в современном образовательном процессе.

В связи с этим возникает противоречие — между необходимостью создания подобных методических систем как необходимого средства осуществления и активизации межкультурного образовательного процесса и недостаточной практической разработанностью и теоретическим обоснованием подобных методик в процессе обучения основам изобразительного искусства, в частности, академической живописи и рисунка.

В рамках нашего исследования мы обратились к фундаментальным исследованиям в данном вопросе.

Основой для теоретической базы исследования послужили труды в области психологии Л.С. Выгодского, Н.Н. Волкова, В.П.Зинченко,

Е.И. Игнатьева, В.С. Кузина, С.Л. Рубинштейна, Л.Я. Дорфмана.

В области истории и современного опыта художественного и художественно-педагогического образования в России мы опирались на труды Э.М. Белютина, Н.Н. Ростовцева, Н.М. Молевой, В.В. Бабияк, Е.В.Шорохова, В.П. Зинченко, Л.Г. Медведева, Н.Н. Ростовцева, Г.В. Беды.

При анализе практического опыта преподавания академического рисунка нами рассматривались работы отечественных художников-педагогов

19-20 вв.: А.А. Дейнеки, Д.Н. Кардовского, Н.Н. Ростовцева, П.П. Чистякова, Сапожникова А. П., Гавриляченко С.А.

Историю становления художественного образования в Китае рассматривали в своих работах Чжэнь Жуй Лин, Чжан ДаоСэнь,

Сюй ПэйХун.

В настоящие время современные проблемы художественно-педагогического образования рассматриваются в трудах таких китайскихпедагогов как Ли СуЦзе, Чжоу ПэнХой, Ван Цзин Цзяо.В области общекультурного взаимодействия мы опирались на работы Си Цзинчжи, Лид Г, Чень Жуйлиня, Инь Шаочуна, Жэнь Гунсюна, Гу Пина,

Вань ЦзяньЦзюня.

В рамках анализа российско-китайского опыта обучения академическому рисунку особое внимание нами было уделено теоретической и практической деятельности выдающегося педагога К.М.Максимова.

Анализ исследований теоретиков и историков художественного образования России и Китая и указанного выше противоречия показали, что вопрос разработки методики интенсивного обучения основам академического искусства в условиях диалога культур до сих пор всесторонне не рассматривался.

Таким образом, проблема исследования заключается в разработке методических основ интенсивного обучения основам академического искусства в условиях взаимодействия культур.

Цель исследования: теоретически обосновать и экспериментально проверить решение поставленной задачи.

Объект исследования: процесс обучения иностранных студентов основам академического изобразительного искусства, в частности, рисунку в соответствии с российской системой художественного профессионального образования.

Предмет исследования – методика, средства и формы организации учебного процесса, способствующие интенсивному обучению основам академического рисунка в условиях межкультурного образовательного пространства.

Гипотеза исследования состоит в том, что система интенсивного обучения основам изобразительного искусства в условиях диалога культур будет эффективной, если:

- она будет учитывать принципы и традиции, имеющиеся в данной культуре;

- будет основана на базовых дидактических принципах и обогащенаразнообразными методами и средствами, имеющими дидактическое и научное обоснование;

- знания, получаемые обучаемыми на занятиях по данной системе,будут актуальны (раскрытие перед учащимися значимости получаемой информации);

- данная методическая система будет учитывать и широко использовать разнообразные современные средства обучения (новые технологии, в том числе, интернет, обучающие фильмы, пособия, проекторы и т.д).

В соответствии с предметом, целью и гипотезой были поставлены следующие задачи исследования:

1. Посредством изучения трудов и различных научных исследований в области художественного образования, психологии, культурологии определить условия, способствующие интенсивному обучению основам академического рисунка в условиях межкультурного образовательного пространства.

2. Выявить основные критерии, благодаря которым возможно определить качество интенсивности учебного процесса при обучении основам академического рисунка.

3. Определить ряд методов, приемов, форм и средств обучения, а так же оптимальные варианты их комбинирования для придания максимальной интенсивности учебному процессу в конкретных образовательных условиях.

4. Разработать научно обоснованную методическую систему, способствующую интенсивному овладению студентами китайских вузов основами академического рисунка и провести ее апробацию.

Для решения поставленных задач и проверки гипотезы были применены следующие методы исследования:

- анализ литературы в области культурологии, эстетики, психологии, педагогики и методики преподавания изобразительного искусства, в которой рассматриваются вопросы, смежные с проблематикой данного исследования;

- наблюдение и анализ процесса и результатов практической работы студентов российских и китайских вузов, беседы со студентами и преподавателями;

- анализ практического опыта преподавания изобразительного искусства в России и Китае (на примере факультета дизайна и искусства Южного Федерального университета (Россия) и Педагогического института Шандоуского университета (Китай), в том числе действующих программ по дисциплинам предметной подготовки (рисунку, живописи, композиции);

- проведение педагогического эксперимента, включающего констатирующий, формирующий и контрольный этапы, а так же анализ результатов экспериментальной работы;

Основные этапы исследования

Первый этап (2008-2009) – подготовительный. На данном этапе был проведен анализ литературы по культурологи, психологии художественного творчества, истории художественного академического образования в России и Китае. Так же подробно были изучены литературные источники, посвященные научно-методическим разработкам в области проблематики данного исследования с целью определения разработанности проблемы. Также на данном этапе велся анализ учебных программ и практических занятий студентов, обучающихся основам академического рисунка в России и Китае. На данном этапе была определена актуальность исследования, а так же уточнен понятийный аппарат исследования.

Второй этап (2009-2011)– поисковый. В течение этого периода уточнялась проблема исследования, изучались и анализировались результаты экспериментальной работы отечественных и зарубежных исследователей по проблеме исследования, формировалось содержание учебной программы. Была сформулирована гипотеза, намечены цели, задачи и определены методы исследования. Был проведен констатирующий этап экспериментального исследования с целью выявления исходного уровня подготовки студентов. Определены контрольные и экспериментальные группы. Разрабатывалась концепция, содержание и структура методической системы, направленной на интенсификацию процесса обучения китайских студентов основам академического рисунка в условиях диалога культур, а также учебной программы, входящей в состав данной системы.

Третий этап (2011-2012) – экспериментальный. На данном этапе была окончательно сформирована методическая система, способствующая интенсивному обучению студентов китайских профильных вузов основам академического рисунка, а так же проведено ее внедрение и апробация. После этого был проведен подробный анализ результатов педагогического эксперимента, выявлен ряд проблем и определены пути их решения.

Научная новизна результатов исследования заключается в следующем:

- систематизирован, обобщен и проанализирован теоретический и практический опыт обучения китайских студентов основам академического рисунка в китайских и российских профильных вузах;

- выявлены эффективные условия, методы и средства, способствующие интенсификации процесса обучения основам академического рисунка в условиях сложившихся образовательных традиций России и Китая;

- разработаны критерии, позволяющие определить уровень интенсивности процесса обучения академическому рисунку студентов профильных вузов Китая и России;

- научно обоснована, разработана и экспериментально проверена методическая система интенсивного обучения основам академического рисунка в условиях диалога культур.

Теоретическая значимость результатов исследования заключается в решении научно–педагогической задачи, а именно: разработке методики интенсивного обучения основам академического рисунка студентов китайских профильных вузов в условиях диалога культур, а так же в возможности применения полученных результатов в смежных исследованиях, посвященных проблемам культурно-образовательного обмена в области художественной педагогики. Некоторые положения исследования могут быть разработаны в рамках исследований, посвященных аналогичной тематике.

Практическая значимость результатов исследования состоит в том, что в результате проведенной работы была разработана система практических упражнений, позволяющая оптимизировать все компоненты учебного процесса, что обеспечило интенсивное обучение китайских студентов основам академического рисунка.

Программа практических заданий, составленная в рамках предлагаемой методической системы, может быть полезна при работе над смежными дисциплинами предметной подготовки (живописью, композицией, историей искусств), а так же в рамках знакомства китайских студентов с достижениями академической системы художественного образования. Методические пособия, выполненные в рамках исследования, а так же учебные рисунки могут быть использованы в качестве наглядного материала на занятиях по композиции, живописи, изучении технологии изобразительных материалов и т.д.. Кроме того, методическая система, разработанная и апробированная в рамках представленного диссертационного исследования, может быть использована и для обучения студентов других регионов Азии.

На защиту выносятся следующие положения:

Методическая система, обеспечивающая интенсивное овладение китайскими студентами в российских и китайских профильных вузах основами академического рисунка, в условиях взаимодействия российской и китайской художественной культуры, включающая в себя: цели, задачи и содержание учебного процесса, определение условий проведения учебного процесса в интенсивной форме, группы методов, приемов, дидактических средств, стимулирующих развитие мотивации обучаемых, а так же способствующих интенсификации учебного процесса в рамках культурно-образовательных пространств России и Китая, а также критерии оценки уровня интенсивности обучения основам академического рисунка и научное обоснование вывода о том, что развитие навыков академического рисунка является важнейшим на пути освоения основ реалистического рисования, а также в развитии понимания студентами большинства явлений изобразительного искусства как западноевропейского, так и искусства Китая.

Достоверность исследования обеспечивается соблюдением трех основных условий. Во-первых, опорой на фундаментальные положения ведущих специалистов в области культурологии, психологии, педагогики, методики преподавания изобразительного искусства, во - вторых, соблюдением методической последовательности в проведении научного исследования и, в – третьих, - анализом результатов педагогического эксперимента, объективность которого определяют заранее разработанные и обоснованные с точки зрения научной целесообразности критерии, единые при фиксации изначальных и конечных данных.

Апробация результатов исследования и их внедрение осуществлялись посредством публикаций, посвященных проблематике диссертационного исследования. Результаты экспериментальной методики обучения основам академического рисунка в условиях диалога культур были рассмотрены на заседаниях кафедры изобразительного искусства факультета изобразительного искусства Южного федерального университета, а так же ученого Совета факультета изобразительного искусства ЮФУ (2012 г.). Экспериментальная апробация исследования проходила на художественно-графическом факультете Педагогического института Шандоуского университета (Китай), на примере обучения студентов, обучающихся по специальности «Живопись», а результаты данной работы были представлены на обсуждение комиссии профессорско-преподавательского состава данного вуза. Основные теоретические положения и выводы по материалам исследования были опубликованы в качестве научных статей, в том числе в изданиях, рекомендованных ВАК РФ.

Похожие диссертации на Методика интенсивного обучения основам академического рисунка в условиях диалога культур