Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Методика изучения материальной и духовной культуры населения в курсе географии (На примере Республики Саха (Якутия)) Реев Альберт Витальевич

Методика изучения материальной и духовной культуры населения в курсе географии (На примере Республики Саха (Якутия))
<
Методика изучения материальной и духовной культуры населения в курсе географии (На примере Республики Саха (Якутия)) Методика изучения материальной и духовной культуры населения в курсе географии (На примере Республики Саха (Якутия)) Методика изучения материальной и духовной культуры населения в курсе географии (На примере Республики Саха (Якутия)) Методика изучения материальной и духовной культуры населения в курсе географии (На примере Республики Саха (Якутия)) Методика изучения материальной и духовной культуры населения в курсе географии (На примере Республики Саха (Якутия)) Методика изучения материальной и духовной культуры населения в курсе географии (На примере Республики Саха (Якутия)) Методика изучения материальной и духовной культуры населения в курсе географии (На примере Республики Саха (Якутия)) Методика изучения материальной и духовной культуры населения в курсе географии (На примере Республики Саха (Якутия)) Методика изучения материальной и духовной культуры населения в курсе географии (На примере Республики Саха (Якутия)) Методика изучения материальной и духовной культуры населения в курсе географии (На примере Республики Саха (Якутия)) Методика изучения материальной и духовной культуры населения в курсе географии (На примере Республики Саха (Якутия)) Методика изучения материальной и духовной культуры населения в курсе географии (На примере Республики Саха (Якутия))
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Реев Альберт Витальевич. Методика изучения материальной и духовной культуры населения в курсе географии (На примере Республики Саха (Якутия)) : Дис. ... канд. пед. наук : 13.00.02 : Москва, 2004 205 c. РГБ ОД, 61:04-13/1954

Содержание к диссертации

Введение

Глава 1. Состояние проблемы изучения материальной и духовной культуры населения в теории и практике обучения 12

1.1. Положение этнографии в системе наук: история вопроса и современное состояние проблемы 12

1.2. Представление знаний о материальной и духовной культуре населения в программах, учебниках и методической литературе34

1.3. Состояние знаний учащихся о материальной и духовной культуре населения (на примере Республики Саха (Якутия)). 62

Выводы по главе 1 68

Глава 2. Методические основы содержания знаний о духовной и материальной культуре населения в школьных курсах географии 70

2.1 Природно-исторические основы развития материальной и духовной культуры народа 70

2.2 Методика изучения знаний о материальной и духовной культуре народа в 6 классе86

2.3. Методика изучения знаний о материальной и духовной культуре народа в 7 классе97

2.4. Методика изучения знаний о материальной и духовной культуре в курсе «География России»105

Выводы по главе 2 125

Глава 3. Ход и результаты опытно-экспериментальной работы 128

3.1 Цель и задачи эксперимента по изучению знаний о материальной и духовной культуре населения в школьном курсе географии 128

3.2 Ход опытно-экспериментального обучения в школах Республики Саха (Якутия) 130

3.3 Результаты экспериментальной работы 133

Выводы по главе 3 148

Заключение 150

Список литературы 15 1

Приложения 169

Введение к работе

Актуальность исследования. Для современного этапа развития школьного географического образования характерен процесс реформирования, выражающийся в качественном обновлении структуры и содержания предмета, организации его изучения.

Опираясь на географическую науку, школьная география дает
учащимся знания о природных и социально-экономических
закономерностях взаимодействия природы и общества. Население в
курсе географии изучается не только как производительная сила
общества, но и рассматриваются также расовые,

этнолингвистические, культурные особенности народов.

Однако население России, других стран и регионов Земли изучается в отрыве от характера природного окружения и историко-географических этапов развития народов, их культур. Такой подход, по нашему мнению, затрудняет формирование знаний о взаимосвязях и взаимовлияниях окружающей среды и материальной и духовной культуры народа, а также других процессов жизни общества.

Вопрос об изучении материальной и духовной культуры в школьном курсе географии был впервые поставлен в проекте Временного государственного образовательного стандарта, в образовательной области «Земля» (1993 г.). В этом документе материальная и духовная культура народа была представлена как опыт познания и существования человека в пространстве. К ее

элементам были отнесены орудия труда, различные приспособления, жилища, одежда, способы и формы передвижения, способы ведения хозяйства и т.д. (М.В. Рыжаков, А.С. Ермошкина, В.П. Голов, В.В. Барабанов и др.).

В федеральном компоненте государственного образовательного стандарта по географии (2003 г.) было также обращено внимание на необходимость изучения населения России, стран и регионов мира не только как производительной силы общества, но и как народов, имеющих свои культурно-исторические особенности.

Вопросы материальной и духовной культуры населения в
содержании нового стандарта тесно увязываются с характером
природопользования, историко-географическими этапами

заселения территории, формированием знаний о взаимосвязях и взаимовлиянии окружающей среды на материальную и духовную культуру народа (Н.Н. Петрова, В.П. Дронов, Л.Л. Розанов).

Вопросам изучения населения в школьном курсе географии был посвящен ряд исследований И.Н. Алферьевой (1969 г.), Н.Т. Козловой (1978г.), Г.Г. Ивченковой (1987г.), A.M. Сараєвом (1996г.). В этих работах были рассмотрены отдельные аспекты проблемы: совершенствование системы знаний о населении в школьном курсе географии, межпредметная основа формирования знаний о взаимодействии общества и природы при изучении природоведения и начального курса географии, изучение этногеографических вопросов в курсе географии России. Однако особенности формирования знаний о взаимосвязях и взаимовлиянии окружающей среды на материальную и духовную культуру населения специально не рассматривались.

В Республике Саха (Якутия) развитию материальной и духовной культуры населения уделяется особое внимание. Это один из немногих регионов России, где решение социальных проблем возведено в ранг государственной политики. Средством реализации этой политики является поддержка всех социальных институтов: общества, семьи, экономики, образования, науки, здравоохранения, культуры.

В связи с этим стала актуальной проблема совершенствования методики изучения знаний о материальной и духовной культуре населения в школах республики.

Очевидно, что особое место в этом процессе занимает изучение материальной и духовной культуры населения своего региона. Опираясь на конкретные знания о населении родного края, возможно расширить представления учащихся до понимания ряда общих закономерностей взаимодействия человека с окружающей природной средой в курсе географии.

Это особенно важно сегодня, когда молодое поколение
призвано переосмыслить опыт и результаты

природопокорительного отношения населения к природе, подойти к пониманию идеи гармоничного развития природы и общества.

Таким образом, возникает противоречие между

образовательными и воспитательными возможностями знаний о материальной и духовной культуре населения, отражающих взаимодействие с окружающей природной средой, и отсутствием методики их изучения в курсе географии основной школы. Отмеченное противоречие составляет содержательную суть нашего исследования.

В соответствии с поставленной проблемой определены объект, предмет и цель исследования.

Цель исследования - разработать и экспериментально проверить методику изучения материальной и духовной культуры населения в курсе географии.

Объект исследования - процесс обучения географии в основной школе.

Предмет исследования - знания о материальной и духовной культуре населения, отражающие взаимодействие человека с окружающей природной средой.

Гипотеза исследования - уровень знаний учащихся в курсе географии населения будет выше, если:

в содержание учебного предмета будет введен материал, раскрывающий особенности материальной и духовной культуры народа, отражающий взаимодействие человека с окружающей природной средой;

методика изучения материальной и духовной культуры народа будет построена на краеведческой основе путем сочетания объяснительно-иллюстративного и исследовательского методов обучения, с учетом возрастных особенностей учащихся, с целью поэтапного формирования знаний о взаимодействии человека с окружающей средой.

Цель и гипотеза обусловили следующие задачи исследования:

  1. Изучить состояние исследуемой проблемы в педагогической, психологической и географической науке и практике обучения географии с целью определения состава и структуры знаний о материальной и духовной культуре населения в школьном курсе географии.

  2. Выявить наиболее эффективные методические условия и приемы формирования знаний о материальной и духовной культуре в курсе географии основной школы (6-9 классы).

  3. Проверить влияние разработанных методических условий и приемов обучения на качество знаний учащихся о взаимодействии человека и природы в школьном курсе географии.

Решение поставленных задач осуществлялось на основе
современных психолого-педагогических и методических

концепций, а также современных теоретических положений географической науки.

В процессе выполнения работы применялись следующие методы исследования:

1. Анализ географической, психолого-педагогической,
методической и краеведческой литературы по проблеме
исследования, анализ школьных программ и учебников,
государственных образовательных стандартов.

  1. Изучение и обобщение опыта преподавания материальной и духовной культуры населения в курсе географии основной школы (6-9 классы).

  2. Педагогический эксперимент.

Исследование проводилось в три этапа:

На первом этапе (1999-2000 гг.) - проанализировано состояние проблемы в географической литературе, в курсе географии основной школы; проведен констатирующий «срез» знаний учащихся; изучены программы и учебники; определены цели и задачи исследования.

На втором этапе (2000-2001 гг.) - подготовлены учебные

материалы и методические рекомендации по теме «Материальная и

духовная культура населения (на примере Республики Саха

(Якутия))»; экспериментально проверены методические условия и

приемы формирования знаний о материальной и духовной культуре

населения в начальном курсе географии, в курсе географии

материков и океанов, в курсе «География России».

На третьем этапе (2001-2002 гг.) - проведен анализ

полученных в ходе экспериментального обучения результатов;

обоснована методика формирования знаний о материальной и

духовной культуре населения в курсах географии основной школы.

Научная новизна работы состоит в том, что в процессе исследования разработаны, обоснованы и экспериментально проверены:

система знаний о материальной и духовной культуре населения, отражающая взаимодействие человека с окружающей природной средой;

методика, обеспечивающая успешное усвоение этой системы знаний.

Практическая значимость работы определяется

возможностью использования предлагаемой методики в разработке программ, учебников, рабочих тетрадей для учащихся VI-IX классов по географии населения, в том числе своего региона.

Апробация и внедрение результатов исследования.

Основные положения диссертационного исследования

докладывались и получили одобрение на заседаниях лаборатории
географического образования ИОСО РАО, в научно - практической
конференции молодых ученых «Пути и средства активизации
учебно-воспитательной работы в общеобразовательных

учреждениях» (2001 г., ИОСО РАО г. Москва), во II научно -практической конференции «Молодые ученые Якутии в стратегии устойчивого развития РФ» (2001г., СПбГУ), в III научно -практической конференции «Молодые ученые Якутии в стратегии устойчивого развития РФ», (2002г., СПбГУ), в конференции «География для будущих поколений» (2001г., г. Якутск).

На защиту выносятся следующие положения:

1. Знания, отражающие взаимодействие человека с
окружающей средой в определенных природно-исторических
условиях, которые содержат следующие элементы материальной и
духовной культуры народа: типы хозяйствования, одежду, жилище,
пищу, ремесла, верования, обычаи и обряды.

2. Методические условия, обеспечивающие формирование
знаний о материальной и духовной культуре народа:

- реализация краеведческого принципа;

сочетание объяснительно-иллюстративных и исследовательских методов обучения;

учет возрастных особенностей учащихся;

поэтапное формирование знаний о взаимодействии человека с окружающей средой.

Структура диссертации отражает логику исследования и включает введение, три главы, заключение, список использованной литературы, приложение.

Положение этнографии в системе наук: история вопроса и современное состояние проблемы

Прошедший XX век характеризуется во всем мире научным, техническим и социальным прогрессом. Однако, человечество сегодня продолжает ориентироваться на все расширяющуюся эксплуатацию природных ресурсов. Под натиском инноваций, динамизма жизни, которые набирают более ускоренные темпы, происходит утрата духовной культуры, которая в значительной степени уравновешивает взаимодействие человека со средой. Эти процессы привели к усилению внимания географии к культуре, теме населения, к необходимости гуманизации географической науки.

Духовное возрождение, межнациональное взаимодействие невозможно без знаний о культуре, традициях и обычаях народов, населяющих Землю. В этих условиях, в процесс обучения географии целесообразно, на наш взгляд, включить вопросы материальной и духовной культуры населения, которые являются составной частью этнографических знаний.

В этой связи знания по географии населения должны включать этнографический компонент. В этом случае они позволяют понимать роль окружающей среды, эволюционный путь ее развития, традиционный уклад жизни, материальные и духовные культурные ценности народов в их взаимовлиянии друг на друга на определенной территории. Эти знания позволяют правильно оценить целостность и единство человечества на Земле, его неразрывную связь с окружающей средой.

В нашем исследовании мы опираемся на определение, данное А.А. Григорьевым: «Этнография - это наука, изучающая быт и культуру народов земного шара, их происхождение, расселение и культурно-исторические связи» [140, С.З]. Целям среднего географического образования это определение в наибольшей степени отвечает цели и задачам нашего исследования. гигиена

Этнография, как известно, тесно связана с другими науками. Наиболее полно эта связь проявляется с историей в их взаимном развитии за всю эволюцию человечества.

География и история - науки неразрывно связанные. Прежде чем разделиться на разные направления, они развивались вместе, составляя ЄДИНУЮ науку. Первооткрыватели, путешественники, купцы занимались, кроме прочего, описанием новых территорий, куда заносились данные, относящиеся и к географии, и к истории. Отсюда, из описаний народов, населяющих вновь открываемые страны, зарождалась этнография. Таким образом, этнография изучая этносы, их генезис, расселение по земной поверхности, взаимодействие с окружающей природой, всегда поддерживала тесные связи с географией.

Изучением происхождения человеческих рас и их распространения на Земле, влияния исгорико-социальных взаимодействий антропологического состава народов на различия в физическом строении занимается этническая антропология. Существенную роль в этнографической науке играет ее раздел - историческая этнография - который, в свою очередь, является важным звеном в исторической науке. В археологии изучением жизни человека по археологическим материалам занимается палеоэтнография, позволяющая описывать быт и культуру древних народов; понять ранние этапы этнической истории помогают данные этнической антропологии и палеоэтнографии.

Лингвистические особенности каждого народа выполняют этнодифференциируюшую и этноинтефирующую функцию, выступая при этом как носитель духовной самостоятельности нации. Филологию с этнографией связывают такие ее направления, как лингвистика, фольклористика и литературоведение. Эта связь вылилась в такую отрасль, как этнолингвистика, занимающаяся проблемой изучения языков и их связей в соотношении с этногенезом. Народные песни, сказки, былины, эпос, пословицы и поговорки изучает фольклористика, которая является связующим звеном между литературоведением и этнографией. Письменность позволяет духовно обогащаться, знать язык, культуру и эпос, постигать исторический путь развития своего народа

Путешествия, которые завершались накоплением сведений, относящихся к разным наукам, также включали картирование территорий. Картография повышает научный уровень этнографических исследований. Применение карт для изображения численности населения, народов мира, миграций обеспечивает работе точность и наглядность количественных характеристик. По тем же причинам наносились на карту виды хозяйственной деятельности народов и элементы материальной и духовной культуры в их историческом развитии.

Географическая среда как фактор развития общества рассматривалась видными мыслителями XVII-XIX в. в. Ш. Монтескье, Г. Боклем и другими представителями так называемого «географического детерминизма». Они утверждали, что все проявления человеческой деятельности (в том числе культура, психологический склад и т.д.) определяются географическим фактором, то есть природой материков, населяемых разными народами. Некоторые последователи этого направления в географии считали, что развитие народов определяется, в первую очередь, местным ландшафтом, почвой, климатом, пищей.

Взаимодействие природы и общества традиционно рассматривалось через хозяйственную деятельность. По этой причине между этнографией и другими науками издавна существуют тесные связи. В этнографии изучаются формы расселения, трудовые навыки населения, материальная и духовная культура народа. Эти факторы и характер среды обитания влияют на жизнедеятельность и хозяйственную специализацию населения. Каждый этнос в своем историческом развитии по-своему приспосабливается для функционирования в соответствующих условиях проживания. Влияние условий окружающей среды на процесс формирования и развития народов изучает геоэкология. Устанавливая степень этого влияния, имеющего исторически сложившийся характер, геоэкология определяет условия адаптации, меры по сохранению среды обитания человека.

Природно-исторические основы развития материальной и духовной культуры народа

Географическое пространство и время. Очевидно, что современные представления о географическом пространстве самым тесным образом связаны с развитием представлений о физическом пространстве и структурой пространства социального. Идея осуществления особой географической формы движения материи была впервые высказана в нашей литературе А.А. Григорьевым в начале 30-х годов. Им была выделена зона взаимного проникновения «воздуха», «воды» и «минеральной оболочки», где возникает и развивается органический мир, которую он назвал «физико-географической оболочкой». Сущностью этой оболочки, по А.А. Григорьеву, является процесс взаимодействия всех этих компонентов при постоянном воздействии солнечной энергии.

Таким образом, материальным субстратом географического пространства является географическая оболочка земного шара. Это особая целостная система, состоящая из взаимодействующих компонентов: земной коры, нижней части атмосферы, гидросферы, растительного и почвенного покрова и животного мира.

Компоненты географической оболочки настолько тесно связаны друг с другом, настолько взаимообусловлены, что образуют целостную систему, обладающую специфическими законами строения и развития.

До возникновения жизни на Земле, по А.А. Григорьеву, основными элементами структуры физико-географического пространства были климатические, геоморфологические и гидрогеографические процессы. И только потом к основным прибавились живое вещество и человеческое общество. Таким образом, физико-географическое пространство существовало значительно раньше, но затем в своем развитии было преобразовано в географическое пространство с учетом биологической и социальной составляющих.

Биологическая, а тем более социальная формы движения материи являются высшими по отношению к географической и включают ее отдельные элементы. Поэтому географическая форма движения материи может испытывать влияние как биологической, так и социальной форм.

В настоящее время в процессе развития географической оболочки и превращения человека в реальную «геологическую», «климатическую», «гидрологическую» силу на Земле проблема взаимодействия человека и природы поставлена в новые условия, когда в географической оболочке равнозначно взаимодействуют не только природные, но и социально-экономические системы.

Известно, что источником движения и развития всегда выступает борьба противоположных начал. Противоречие - вот что движет развитием. Какие же противоречия, борьба каких противоположных начал действует как основная движущая сила развития географической оболочки в настоящее время? На наш взгляд, все большее значение приобретает именно диалектическое единство противоположно направленных процессов, происходящих в природе и обществе.

Географическое пространство, таким образом, является формой существования географических объектов и явлений в пределах географической оболочки; совокупность отношений между географическими объектами, расположенными на конкретной территории и развивающимися во времени. При этом каждый отдельный географический объект образует самостоятельное географическое пространство, включающее собственное физическое пространство объекта и его географическое поле. Географическое поле представляет, таким образом, ареал, в пределах которого проявляется воздействие (влияние) данного географического объекта на другие объекты и явления. Сложным географическим объектам соответствуют сложные (групповые или интегральные) географические поля. Географический объект - есть естественное или созданное человеком целостное и относительно стационарное образование в пределах географической оболочки. Географический объект характеризуется определенным географическим положением и участием в функционировании и формировании геосистем.

Несмотря на то, что географические объекты представлены как в природных, так и в социально-экономических геосистемах, в их содержании имеются общие черты.

Во-первых, общие географические элементы. Например, каналы и водохранилища- элементы гидросферы Земли; сельскохозяйственные угодья занимают выведенные человеком растения биосферы. Во-вторых, в обеих системах географические компоненты являются либо элементом структуры географической оболочки (рельеф, климат), либо они являются условием их существования.

Цель и задачи эксперимента по изучению знаний о материальной и духовной культуре населения в школьном курсе географии

Экспериментальная работа осуществлялась в три этапа с 2000 по 2002 г.г. В процессе экспериментальной работы использовались разные методы: изучение теоретического материала, наблюдение за ходом обучения, анкетирование учащихся и учителей и др.

Логика исследования предусматривала последовательное проведение опытно-экспериментальной работы - разработки содержания и методики изучения знаний о материальной и духовной культуре населения в курсе географии в 6-9 классах

Между этапами исследования не было жестких границ. На каждом этапе накапливался материал, необходимый для обобщения и корректировки дальнейшей работы. Внедрение результатов исследования осуществлялось параллельно с теоретическим осмыслением, обобщением экспериментальных данных.

На первом этапе был проведен констатирующий этап педагогического эксперимента. Целью этого этапа являлась проверка правильности предположения о том, что знания учащихся о материальной и духовной культуре своего региона значительно ниже требований, предъявляемых к ним проектом стандарта, примерными программами, и не вполне соответствуют современным представлениям о гуманизации географического образования в школе. Учитывая, что исследование направлено на перспективу преподавания учебного материала на базе общеобразовательных школ, эксперимент проводился в обычных классах средних школ Хангаласского улуса Республики Саха (Якутия): Покровской СШ №1, 2, 3; Октемской СШ №1,2; Улах-Анской СШ; Ойской СШ.

Учителями экспериментаторами являлись Федорова В.В.. Золотарская T.M., Тобохов А.И., Андреев С.Н., Алексеенко Т.Ф., Томский А.Н., Прокопьев Е.П.

Стаж работы учителей составлял от 7 до 28 лет.

В ходе констатирующего эксперимента проводилась проверка знаний учащихся о материальной и духовной культуре населения Якутии. Письменная проверка знаний в I четверти 2000-2001 учебного года проводилась у учащихся IX-X классов.

Были охвачены учащиеся городских (средние школы №№1, 2, 3, г. Покровска) и сельских (Октемская СШ №№1, 2; Ойская СШ) Хангаласского улуса Республики Саха (Якутия). Всего в исследовании участвовало 12 классов с общим числом учащихся 262 человека. Выбор классов (IX-X) для проведения этого исследования основывается на нашем предположении, о том, что знания, накопленные по этой теме, будут выявлены в более полном объеме именно к концу обучения, на «выходе» из средней школы, то есть после изучения всего курса географии. Нас интересовало, что вкладывают учащиеся в понятия: материальная культура, духовная культура. Для этого нами был составлен опросник, включающий задания по данной теме. В содержание вопросов включены знания по материальной и духовной культуре населения Центральной Якутии. Процентное соотношение ответов, данных учащимися на задания опросника, отражено в таблице 1.

Вопрос о природосберегающих обычаях, обрядах и поклонениях якутов, мы рассмотрели отдельно, вне опросника, предложив учащимся ответить на него самостоятельно. Для того чтобы выяснить уровень знаний по данному вопросу, мы разбили ответы учащихся на 6 смысловых элементов. Анализ ответов учащихся дал следующий результат. В ходе анализа данного вопроса мы наблюдали и отметили следующий факт - в сельских школах и классах с обучением предмету «Национальная культура» учащиеся отвечали на вопросы более полно и правильно. Результаты ответов на этот вопрос показаны в таблице 2.

На втором этапе проводился поисковый эксперимент по уточнению содержания разработанного нами учебного материала и проверке его доступности, определению эффективной совокупности методических условий и соответствующих им приемов обучения.

Этот этап включал, и локальные эксперименты по проверке доступности учебного материала и определению времени на их выполнение.

По результатам поискового эксперимента был отобран учебный материал для учащихся VI - IX классов и выработаны методические рекомендации для учителей, которые были использованы при обучении.

Третий этап - обучающий эксперимент - проверка доступности разработанного содержания и эффективности методики обучения. Соответствие хода эксперимента поставленным задачам исследования и его точная корректировка согласно намеченному плану обеспечивалась постоянными консультациями с учителями-экспериментаторами, систематическими наблюдениями диссертанта.

Основные формы организации работы учителя:

урок

экскурсия

конференция

комбинированный урок

проектная деятельность

При анализе результатов экспериментального обучения учащихся мы использовали такие методы, как: проведение наблюдений, анализ контрольных работ, беседа. Полученные данные после их обработки использовались для внесения определенных изменений и уточнений в содержание программы в методику обучения.

Похожие диссертации на Методика изучения материальной и духовной культуры населения в курсе географии (На примере Республики Саха (Якутия))