Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Научно-методические основы национально-регионального компонента литературного образования в якутской школе Колодезников Степан Константинович

Научно-методические основы национально-регионального компонента литературного образования в якутской школе
<
Научно-методические основы национально-регионального компонента литературного образования в якутской школе Научно-методические основы национально-регионального компонента литературного образования в якутской школе Научно-методические основы национально-регионального компонента литературного образования в якутской школе Научно-методические основы национально-регионального компонента литературного образования в якутской школе Научно-методические основы национально-регионального компонента литературного образования в якутской школе Научно-методические основы национально-регионального компонента литературного образования в якутской школе Научно-методические основы национально-регионального компонента литературного образования в якутской школе Научно-методические основы национально-регионального компонента литературного образования в якутской школе Научно-методические основы национально-регионального компонента литературного образования в якутской школе
>

Данный автореферат диссертации должен поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - 240 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Колодезников Степан Константинович. Научно-методические основы национально-регионального компонента литературного образования в якутской школе : Дис. ... д-ра пед. наук : 13.00.02 Москва, 2001 355 с. РГБ ОД, 71:01-13/200-8

Содержание к диссертации

Введение

Новые подходы в оценке истории развития якутской литературы .

Организационно-дидактические и методические проблемы изучения якутской литературы в национальных школах Республики Саха (Якутия).

Учебно-методический комплекс по якутской литературе для национальных школ.

Состояние преподавания якутской литературы в средних общеобразовательных школах (V-XI классы).

Литературное развитие учащихся национальных школ Республики Саха (Якутия)

Выводы.

Якутский фольклор в системе национально-регионального компонента литературного образования .

Загадки, пословицы и поговорки в системе литературного образования.

Работа над малыми эпическими жанрами устного народного творчества .

Изучение мифов, обрядовых и народных песен.

Якутский героический эпос олонхо в литературном образовании учащихся.

Выводы.

Якутская литература в системе национально-регионального компонента литературного образования .

Изучение лирических, лиро-эпических произведений.

Изучение эпических произведений .

Изучение драматических произведений.

Использование литературно-критических статей при изучении монографических и обзорных тем

Обобщение и анализ экспериментальных материалов

Выводы

Заключение

Библиография

Введение к работе

Актуальность исследования. Литература как предмет эстетического цикла, как сокровищница духовных богатств этноса, как зеркало исторического, культурного развития жизни народа играет большую роль в нравственном, художественном воспитании и интеллектуальном развитии учащихся, приобщает их к духовным ценностям национальной и мировой культуры. В Республике Саха (Якутия) в сельской местности, куда очень редко доходят произведения живописи, музыки, театра якутская литерату # ра, как и прежде, остается основной доступной формой духовного обога щения, и учащиеся главным образом через родную литературу приобщаются к другим видам искусства. Быстрое развитие электронных коммуникаций и повышение компьютерной грамотности создали совершенно иные условия для удовлетворения духовных запросов и проведения досуга школьников. Поэтому при определении содержания, принципов, методов и форм литературного образования в современной якутской школе необходимо переосмыслить то, что сделано предыдущими поколениями методистов, на основе их традиций создать новое, отвечающее целям и задачам

Щ современного гуманитарного образования молодежи. Для этого единствен ным идейно-эстетическим ориентиром должны служить общечеловеческие национальные культурные ценности

В последние годы в Республике Саха (Якутия) большое внимание уделяется вопросам непрерывного литературного образования, проблеме реализации национально-регионального компонента в учебно-воспитательном процессе литературного образования. Однако научно обоснованных трудов о значении национально-регионального компонента в образовании учащихся Республики Саха (Якутия) пока еще нет. Все это привело нас к необходимости взяться за разработку научно-методических основ национально

регионального компонента литературного образования в Якутии. Эту проблему мы решаем на материале родной литературы.

Объект исследования - литературное образование учащихся национальных школ Республики Саха (Якутия).

Предмет исследования - процесс изучения родной литературы в средних школах Якутии в условиях внедрения национально-регионального компонента литературного образования.

Цель исследования - определение научно-методических основ национально-регионального компонента литературного образования учащихся якутских школ. В соответствии с поставленной целью определены следующие задачи:

1. Освещение новых подходов в оценке развития якутской литературы в контексте концепций современного литературоведения;

2. Анализ программ, учебников, учебно-методических пособий, наглядных и дидактических средств обучения и выявление теоретических основ их дальнейшего совершенствования в соответствии с целью и задачами современной школы;

3. Изучение современного состояния преподавания родной литературы, литературного развития якутских учащихся, качества их знаний, умений и навыков по этой дисциплине, обобщение и теоретическое осмысление педагогического опыта работы учителей якутской литературы;

4. Определение значения, места, содержания и методов изучения произведений народного творчества в системе национально-регионального компонента литературного образования в якутских школах;

5. Разработка научно-методических основ преподавания родной литературы в якутских школах с учетом трудов по философии, истории, эстетике, этнопсихологии, этнопедагогике, литературоведению, лингвистике;

6. Освещение путей и методов привлечения литературно-критических статей и теоретико-литературных понятий в системе литературного образования.

Гипотеза исследования: общий уровень литературного образования учащихся якутских школ будет повышаться при условии, если:

разработан национально-региональный компонент литературного образования;

преподавание курса родной литературы ведется с учетом этнических особенностей якутских учащихся, их эстетического отношения к окружающему миру и национального своеобразия содержания и формы якутской литературы;

раскрывается роль народного творчества и русской литературы в становлении и развитии якутской литературы, преподавание литературы осуществляется с учетом новых подходов к оценке развития якутской литературы и нравственно-ценностных ориентиров личности;

теория литературы рассматривается как инструмент постижения художественных произведений, как средство литературного образования учащихся.

Методологической основой исследования явились достижения современной отечественной и зарубежной науки: философии, культурологии, этнологии, литературоведения, методики преподавания русской и якутской литератур, педагогики, психологии.

Теоретическая база исследования. Методика преподавания якутской литературы сформировалась как педагогическая наука в первой половине XX века под воздействием методики преподавания русской литературы и развивалась вместе с ней. В якутских национальных школах комплексно изучаются: родная (якутская), русская и зарубежная литературы, что является благоприятным условием для общего литературного образования и интеллектуального развития учащихся.

Вопросы литературного образования во все времена волновали как государство, представителей народного образования, а также писателей, ли-тературоведов, критиков, педагогов и учителей. Освещение вопросов литературного образования молодежи можно найти в трудах литературных критиков И.Ф. Анненского, В.Г. Белинского, А.А. Григорьева, Н.А. Добролюбова, А.В. Дружинина, Д.И. Писарева, Н.Г. Чернышевского и других. Методистами Ф.И. Буслаевым, В.Я. Стоюниным, В.И. Водовозовым, Л.И. Поливановым, В.П. Острогорским и другими изучены такие актуальные в то время проблемы преподавания литературы, как теория и история литературы, анализ художественных текстов, использование литературно-критических статей.

В 30-50 годы XX века в развитие методической мысли большой вклад внесли В.В. Голубков, В.В. Данилов, М.А. Рыбникова, Н.М. Соколов, Б.М. Эйхенбаум, чьи труды оказали большое влияние на литературное образование учащихся не только русскоязычных, но и других национальных школ Российской Федерации.

Вторая половина XX века характеризуется как расцвет методической мысли во всем образовательном пространстве Российской Федерации. Большой вклад в развитие литературного образования внесли методисты-ученые Г.И. Беленький, О.Ю. Богданова, Г.А. Гуковский, М.Г. Качурин, Е.В. Квятковский, Е.Н. Колокольцев, Н.О. Корст, Н.И. Кудряшев, Т.Ф. Курдюмова, С.А. Леонов, В.Г. Маранцман, Н.Д. Молдавская, В.А. Никольский, Т.Д. Полозова, 3-Я. Рез, Я.А. Роткович, Н.Н. Светловская, М.А. Снежневская, Л.В. Тодоров, В.Ф. Чертов; для национальных школ: М.Г. Ахметзянов, М.И. Бакиев, С.К. Бирюкова, Н.Н. Вербовая, СТ. Забадаев, Г.Н. Ионин, А.А. Липаев, К.В. Мальцева, К.М. Нартов, СМ. Петрова, Н.С Русина, З.С Смелкова, М.В. Черкезова; родной литературы: В.В. Горбунов, Р.З. Хайруллин и др. В 1982 году вышла книга "Изучение родных литератур в национальных школах РСФСР" под редакцией В.В. Горбунова, где

освещены многие кардинальные методические проблемы литературного образования учащихся российских регионов, обучающихся на родном языке.

Теоретические вопросы начального литературного образования освещены в Трудах И.Л. Гаркуновой, Л.А. Горбушиной, В.Г. Горецкого, А.И. Липкиной, М.И. Омороковой, Н.Н. Светловской, А.Н. Серебренниковой и

др.

Методистами якутской литературы Г.Р. Кардашевским, Е.М. Поликарповой, В.Н. Протодьяконовым, Н.И. Филипповой, В.Р. Шишигиной и учителями якутской литературы В.Ф. Афанасьевым, М.Т. Гоголевой, Е.К. Иевлевым, А.А. Кондратьевым, М.Е. Максимовой, П.И. Оконепшиковой, И.Н. Рожиным, В.В. Скрябиным и др. созданы новые программы, учебники-хрестоматии, хрестоматии, учебники, пособия, методические рекомендации для учителей, научно-популярные книги для чтения.

Развитие методической мысли тесно связано с дидактикой, педагогической и общей психологией, которые создают методологическую базу для развития частных методик. В трудах педагогов В.Ф. Афанасьева, Ю.К. Ба-банского, Г.Н.Волкова, Д.А. Данилова, Ю.Б. Зотова, Ґ.Д. Кирилловой, Й.Я. Лернера, М.И. Махмутова, П.И. Пидкасистого, В.А. Онищука, М.Н. Скат-кина, A.M. Сохора, Т.И. Шамовой, Г.И. Щукиной и др. освещены методы и приемы стимулирования и активизации самостоятельной познавательной деятельности, продуктивного мышления учащихся, вопросы организации современного урока в условиях развивающего обучения, сотрудничества учителя и учащихся на уроке, выбора оптимального варианта содержания, методов и приемов работы с учетом индивидуальных возможностей учащихся.

Вопросы восприятия художественной литературы и образной речи школьниками разного возраста, психологических особенностей работы над текстом и идеей изучаемого произведения, активизации воссоздающего во

ображення, ассоциативного и творческого мышления при анализе художественного текста, развития эмоций, сопереживания и сотворчества на уроках литературы, особенностей воздействия художественной литературы на читателя, уровня их общего литературного развития изучены в трудах философов и психологов В.Ф. Асмуса, Л.И. Божович, Л.С. Выготского, Т.В. Драгуновой, А.А. Леонтьева, А.Н. Леонтьева, О.И. Никифоровой, М.Ф. Овсянникова, В.А. Разумного, С.Л. Рубинштейна, П.М. Якобсона и др. Методы исследования:

1) теоретический (изучение и анализ отечественной и зарубежной литератур по литературоведению, теории литературы, теории и истории культуры, этике, эстетике, педагогике и психологии, методике преподавания литературы в школе);

2) социолого-педагогический (анализ учебно-методической литературы, наблюдение за учебно-воспитательным процессом в школе, изучение педагогического опыта работы учителей якутской литературы, анкетирование, тестирование, интервьюирование и т.д.);

3) экспериментальный (организация и проведение педагогического эксперимента, обобщение экспериментальных данных).

Научная новизна и теоретическая значимость данного исследования заключаются в следующем:

освещены новые подходы оценки истории якутской литературы в контексте современных литературоведческих концепций и принципы отбора содержания изучаемого материала в национально-региональном компоненте литературного образования;

изучено современное состояние преподавания якутской литературы, выявлен уровень литературного образования и эстетической культуры учащихся якутских школ, обобщен и теоретически осмыслен педагогический опыт работы учителей якутской литературы;

выработаны новые подходы к изучению якутской литературы в соответствии с ее национальной спецификой, с учетом региональных условий Республики Саха (Якутия) и национальных особенностей эстетического отношения учащихся к окружающему миру;

определены научно-методические основы совершенствования содержания и структуры учебно-методического комплекса, критерии отбора содержания изучаемого материала в национально-региональном компоненте литературного образования для изучения в общеобразовательных учебных заведениях;

предложены методы и приемы оптимизации изучения произведений устного народного творчества и художественной литературы в соответствии с целями и задачами приобщения учащихся к богатствам отечественной и мировой художественной культуры, развития их способностей эстетического восприятия и оценки явлений литературы и отраженных в ней фактов жизни;

разработана методическая система работы над произведениями произведений устного народного творчества и художественной литературы на культурологической основе;

определены пути и методы изучения литературно-критических статей и теоретико-литературных понятий в системе литературного образования в якутской школе.

Практическая значимость исследования заключается в том, что предложенные научно-методические основы национально-регионального компонента литературного образования получили распространение в школах PC (Я) и других регионов Российской Федерации; используются в подготовке специалистов на факультете якутской филологии и культуры Якутского государственного университета; реализованы в создании учебно-методических комплексов для средней, а также для высшей школы.

Достоверность результатов исследования научно-методических положений, выводов и рекомендаций, сформулированных в исследовании, обес

печивалась следующим: опорой при разработке научно методических концепции на современные достижения философии, педагогики, психологии, методики преподавания литературы, эстетики, этнографии, культурологии, литературоведения и лингвистики; комплексным использованием методов теоретического и эмпирического исследования, адекватных его объекту, цели и задачам; длительностью изучения практики и проведения экспериментальной работы; сопоставлением полученных результатов с массовым педагогическим опытом и материалами исследований в обозначенном направлении; широким применением наших программ, учебников и методических рекомендаций в практике школ Республики Саха (Якутия). Основные положения, выносимые на защиту:

1. Родная литература наряду с родным языком в системе гуманитарного образования является стержнем национально-регионального компонента, так как формирование личности ребенка начинает осуществляться через культуру родного этноса. Параллельное изучение родной и русской литератур становится залогом повьппения читательской культуры учащихся, формирования интереса к художественной литературе.

2. Литературное образование в национальных школах Российской Федерации достигает наибольшего эффекта, если преподавание литературы ведется с учетом этнических особенностей зарождения и развития той или иной национальной литературы, при этом подчеркивается роль устного народного творчества и русской литературы в формировании литературы Данного этноса.

3. Изучение произведений фольклора расширяет представление учащихся о происхождении этноса, об его родстве с другими народами, о традиционном мировоззрении, материальной и духовной культуре. Анализ произведений устного народного творчества достигает наибольшего эффекта, когда словар-но-фразеологическая работа, разбор выразительных и изобразительных средств языка сочетается с культуроведческим и историческим комментари

ем, раскрывающим художественные традиции и эстетическое отношение народа к окружающей действительности

4. Систематическое, целенаправленное изучение курса родной литературы во взаимосвязи с русской и литературой народов России формирует национальное самосознание учащихся, прививает уважительное отношение к родной национальной культуре, а также активизирует познавательный интерес к изучению культуры (литературы) всех народов Российской Федерации.

5. Привлечение литературно-критических статей при изучении обзорных и монографических тем помогает школьникам осознать закономерности развития литературы, рост творческого мастерства отдельных писателей, обуславливается формирование интереса учащихся к литературоведческому материалу, навыков работы над дополнительной литературой, повышение уровня их литературного образования, духовного и художественно-эстетического развития.

6. Целенаправленное изучение коренных проблем и частных понятий теорий литературы помогает учащимся ориентироваться в национально-региональным своеобразии содержания и формы родной литературы, воспитывает любовь и уважение к духовным ценностям, вырабатывает навыки анализа художественного произведения и сопоставления их с произведениями других видов искусства, стимулирует самостоятельную мыслительную деятельность.

Обобщение и анализ экспериментальных материалов. Материал диссертационного исследования прошел экспериментальную проверку в школах Республики Саха (Якутия). Эксперимент проводился в 1992-1999 гг. в школах № 2, 26, 14 г. Якутска средних школахМюрюнской, Тандинской, Курбусах-ской Усть-Алданского, Майинской Мегино-Кангаласского, Белогорской Абыйского, Ытык-Кёльской, Баягинской Таттинского, Амгинской, Абагин-ской Амгинского, Кытанахской, Сыланской Чурапчинского, Вилюйского, Кюлятской Вилюйского улусов и педагогических училищах г. Якутска, Ви

люйска. Экспериментом было охвачено 2000 учащихся, 135 учителей, 100 студентов педагогических училищ и 200 студентов первого курса факультета якутской филологии и культуры Якутского государственного университета.

Основные этапы исследования. Работа над проблемой исследования проводилось в четыре этапа с 1990 года по 2000 гг.

На первом этапе (1990-1992) - изучение теории и практики по исследуемой проблеме, сбор эмпирического материала, формирование научного аппарата исследования.

На втором этапе (199 -1995) проводился констатирующий эксперимент с целью выявления современного состояния преподавания, уровня литературного развития учащихся, изучения педагогического опыта работы учителей, проверки оптимальности содержания и методической продуманности программ, учебников, хрестоматий. Данные констатирующего эксперимента нашли отражение во второй главе диссертации. Все это позволило разработать научно-методические основы национально-регионального компонента литературного образования в якутских школах и проверить ее в практике школ.

На третьем этапе (1995-1998 г.г.) проводилась проверка результативности предлагаемых научно-методических основ национально-регионального компонента литературного образования в якутских школах. Этот этап эксперимента проводился в вышеназванных школах Республики Саха (Якутия) по нашим программам, учебникам по якутской литературе для VH-VIII классов, по методическим разработкам для V-VI и IX-XI классов, где акцентировалось внимание на изучении произведений народного творчества в 5-9 классах, по жанровому принципу на продвинутом этапе обучения, системе работы над произведениями различных писателей, объединенных одной проблемной темой в 8-9 и историко-литературному изучению в 10-11 классах, формирование теоретико-литературных понятий и использование их в анализе литературных произведений, привлечение литературно-критических, литературоведческих статей при изучении обзорных и монографических тем на всех эта

пах обучения. В ходе обучающего эксперимента проводились наблюдения над содержанием и методическим аппаратом учебников, разработок, освещающих научно-методические основы изучения родной литературы в якутских школах. Эффективность и результативность исследования обсуждались на республиканских научно-практических конференциях учителей якутского языка и литературы, авторов школьных учебников и учебно-методических пособий, на заседаниях Учебно-методического совета Министерства образования Республики Саха (Якутия) и вносились коррективы.

На четвертом этапе (1999-2000 гг.) проведены систематизация экспериментальных данных, количественно-качественный анализ полученных результатов, их обобщение и анализ, проверка достоверности выводов, оформление диссертации. В контрольном эксперименте проверялась эффективность предложенных научно-методических основ национально-регионального компонента литературного образования в якутских школах.

Апробация работы: основные теоретические положения и выводы диссертации изложены:

1. В публикациях автора, среди которых 1 монография, 3 учебника-хрестоматии, 1 методическое пособие для учителей, 4 учебно-методических пособия для студентов, программа по якутской литературе для V-XI классов, более 20 статей по актуальным вопросам методики преподавания якутской литературы.

2. На научно-практических конференциях Министерства образования, Института повышения квалификации работников образования и НИИ национальных школ PC (Я) (Якутск, 1992, 1993, 1994), на международных конференциях "Национальная школа: концепция и технология развития" (Якутск, 1991), "Информатизация образования" (Якутск, 1996), на региональной конференции "Непрерывное образование педагогов" (Якутск, 1999), на Всероссийских научных конференциях "Внеучебная работа и проблемы ее профессионализации в обновляющейся системе высшего образования" (Москва,

1999), межрегиональной научно-практической конференции "А.С. Пушкин: диалог времен и культур" (Якутск, 1999), на научно-методических конференциях ЯГУ.

3. На курсах повышения квалификации учителей якутского языка и литературы при ИПКРО (в г. Якутске), в выступлениях на выездном заседании отделения Академии педагогических и социальных наук "Национальные культуры и образование" (1999), на улусных выездных семинарах и педагогических чтениях учителей (Борогонцы, Амга, Ытык-Кёль, Намцы, Вилюйск, Мая, Уус-Кёль Республики Саха (Якутия).

4. На заседаниях учебно-методической комиссии Министерства образования Республики Саха (Якутия).

5. На заседаниях Ученого совета факультета якутской филологии и культуры, кафедры методики преподавания якутского языка, литературы и национальной культуры.

6. В преподавательской деятельности в Якутском государственном университете по курсу "Методика преподавания якутской литературы", на спецкурсах "Научно-исследовательская работа студентов по методике преподавания литературы", "Проблемы школьного учебника по якутской литературе".

7. Работа регулярно обсуждалась на кафедре культуры и гуманизации образования ИГЖ и ПРНО Московской области.

Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, четырех глав, заключения и библиографии.

Во введении обосновывается актуальность темы исследования, ее теоретическая и практическая значимость, формулируется цель, основные задачи и гипотеза, раскрывается научная новизна исследования, излагаются положения, выносимые на защиту, указываются пути апробации.

В первой главе-Новые подходы в оценке развития якутской литературы-анализируется литературоведческая литература в аспекте диссертационного исследования, выявлены принципы отбора содержания изучаемого

материала в национально-регионального компоненте литературного образования.

Во второй главе-"Организационно-дидактические и методические проблемы изучения якутской литературы в национальных школах Республики Саха(Якутия)"- анализируются учебно-методический комплекс по якутской литературе, современное состояние преподавания, освещаются литературное развитие якутских учащихся и качество их знаний, умений и навыков.

В третьей главе —"Якутский фольклор в системе национально-регионального компонента литературного образования - выявляется значение и место изучения фольклора в системе литературного образования, раскрываются научно-методические основы изучения произведений народного творчества на уроках литературы, освещаются пути использования их воспитательного потенциала в формировании личности учащихся.

В четвертой главе-"Якутская литература в системе национально-регионального компонента литературного образования—разрабатываются научно-методические основы изучения произведений якутской литературы, формирования теоретико-литературных понятий, использования литературно-критических статей при изучении обзорных и монографических тем. В заключении диссертации изложены научные результаты проведенного исследования, подтверждающие правомерность выдвинутой гипотезы, сформулированы основные выводы.

Новые подходы в оценке истории развития якутской литературы

Якутская литература, по сравнению с русской и литературой зарубежных стран, является очень молодой в 2000 году отметили ее столетие. "Якутская литература и по глубине нравственно-философского содержания, и по художественному богатству по праву принадлежит к числу самых развитых по крайней мере среди младописьменных литератур"1. Долгое время годом зарождения якутской литературы считался 1900 год, а первым её произведением - стихотворение А.Е. Кулаковского "Заклинание Баяная", написанное на мотив обрядовой песни алгыс. По официальным данным, А.Е. Кулаковский считается первым профессиональным писателем, заложившим основы якутской литературы. "Зарождение письменной художественной литературы у якутов произошло на заре нашего века. Оно связано с деятельностью А.Е.Кулаковского, который может быть назван родоначаль-ником национальной литературы" . Однако, в настоящее время дата зарождения якутской литературы становится весьма спорной. По мнению современных литературоведов, авторов "Истории якутской литературы" (1993) Н.Н. Тобурокова, Г.С. Сыромятникова, Н.А. Габышева (писателя) и М.Г. Михайловой, началом зарождения якутской литературы считается вторая половина XIX века. Они это связывают с появлением работы О.Н. Бетлин-гка "О языке якутов", где впервые опубликованы "Воспоминания" А.Я. Уваровского, его перевод "Песни девушки из народа чудь, который живет на берегу Финского залива", небольшой текст героического якутского эпоса под заглавием "Олонхо" и несколько загадок из якутского фольклора, переложенные им же на письменный язык. Вышеназванные литературоведы отмечают огромную роль работы О.Н. Бетлингка "О языке якутов" в появлении письменности и зарождении якутской литературы. На его алфавите написаны М.Н. Андросовой-Ионовой текст олонхо "YyT аас бэйэ-лээх Ypyir айыы тойон ыччаттара" ("Дети Белого-айыы тойона с мо-лочно-светлым ликом) и на мотив якутского героического эпоса олонхо поэма "Кюлкюл Беге и старуха Силлирикээн", опубликованная в "Образцах народной литературы якутов" (СПб., 1907-1918 гг.). Видный якутский этнограф Г.В. Ксенофонтов, написавший предисловие к рукописному труду М.Н. и В.М. Ионовых "Моление белого шамана", хранящемуся в архиве ЯНЦ СО РАН, признал "Уут аас бэйэлээх Ypyir айыы тойон ыч г чаттара" литературной поэмой, отражающей реальную действительность, где прототипами главных героев являются политссыльные Э.К.Пекарский и В.М. Ионов. Г.В. Ксенофонтов признавал её "первым по времени поэтом из якутов"3.

На рубеже 90-х годов отдельными монографиями вышли труды Клиориной Ираиды Самоновны (Мальковой А.), исследовавшей жизнь, общественно-политическую, научную и литературную деятельность полузабытого своим народом на протяжении 63 лет, одного из основателей якутской литературы В.В. Никифорова4, безвинно репрессированного в 1927 году и умершего в 1928 году в больнице Новосибирской тюрьмы. И.С.Клиорина в течение 23 лет неустанно работала над восстановлением доброго имени этого незаурядного человека. По её данным, В.В.Никифоров является основоположником якутской литературы, написавшим в 1905 году на якутском языке первое драматическое произведение "Манчары" (в его списке насчитывается 9 литературных произведений, включая публицистические статьи). В.В.Никифоров является, кроме того, первым автором статьи "Очерк истории якутской литературы", опубликованной в 1923 году в 3, 4-м книжках журнала "Жизнь национальностей", где он пишет: "Одним из самых выдающихся и плодотворных писателей необходимо бесспорно признать А.И.Софронова... Вторым даровитым якутским писателем должен быть признан А.Е.Кулаковский... Слепцов-Ойунский — писатель совершенно другого направления и настроения... Он стремится вперед и зовет свой народ к борьбе со старым строем и созиданию новой жизни"5. Автор статьи ставит себя на первое место: это видно из других его выступлений и писем. В своем показании, написанном в апреле 1928 года в Новосибирской тюрьме, он пишет: "Каков бы ни был конец моей жизни, я остаюсь в убеждении, что в движение общественной мысли якутского народа я внес известную долю своей лепты и основоположником якутской литературы являюсь я"6.

Как видно из вышеизложенного, определение точной даты зарождения якутской литературы сегодня является затруднительным. "Воспоминания" А.Я. Уваровского опубликованы в 1848 году в Петербурге в книге О.Н. Бетлингка "О языке якутов", написанном на немецком языке, и только спустя 100 лет после их написания переизданы на якутском языке и стали достоянием массового якутского читателя. Также поэма М.Н. Андросовой "Кюлкюл Беге и старушка Силлирикээн", переизданная отдельной книгой вместе с ее другими фольклорными материалами и публицистическими статьями небольшим тиражом только в 1998 году, известна теперь только ученому кругу. Имя В.В. Никифорова восстановлено лишь в последнее десятилетия XX века.

Н.А. Габышев, уделивший большое внимание изучению жизни и деятельности А.Я. Уваровского, оценивая жанровое своеобразие и художественное достоинство этого первого памятника якутской литературы, пишет: "Его "Воспоминания" - это мемуары бывалого человека и вместе с тем подлинное художественное произведение, где сам автор только повод, только свидетель, а подлинным героем является якутский народ, природа и недровые богатства Якутии, Баратаев и безвестный учурский тунгус. Жанровые рамки сдвинуты, фон повествования получает самодовлеющее значение, а частности будучи типическими: умело отобранными из действительности, становятся художественными образами. В этом произведении бытовая и психологическая правда становится живой свидетельницей эпохи."7 У А.Я. Уваровского, кроме вышеназванных произведений, других произведений не было, и впоследствии он литературной творческой деятельностью не занимался. Это произведение до 1948 года было известно только ограниченному кругу читателей, ибо труд О.Н.Бетлингка издан на немецком языке в Петербурге, произведения Уваровского и другие тексты параллельно с якутским переведены на немецкий язык. Авторы "Истории якутской литературы", признавая его заслугу в зарождении якутской литературы и роль этого произведения в развитии якутской письменности, подкрепляя слова автора "Воспоминаний" в научном исследовании якутского языка, отмечают: "А.Я.Уваровский - первый якутский писатель, автор первой книги на якутском языке, и эта заслуга никогда не должна быть забыта якутским народом"8.

Состояние преподавания якутской литературы в средних общеобразовательных школах (V-XI классы).

Якутская литература в школах Республики Саха (Якутия) преподается с середины 30-х годов XX века. За эти годы учителями и методистами накоплен большой опыт. Методика преподавания родной литературы в своем развитии опиралась на методику преподавания русской литературы и на достижения педагогической и психологической науки.

Основными формами литературного образования учащихся национальных школ Республики Саха (Якутия) являются классные и внеклассные, школьные и внешкольные формы работы. Эти формы работы взаимообусловлены и от качества организации одной из них зависят другие, например, от качества организации внеклассных форм работы зависят как эффективность уроков, так и все литературное образование. Из этих форм организации литературного образования основной является урок.

В современной дидактике урок, как основная форма организации учебного процесса, достаточно освещен в трудах педагогов: Ю.К. Бабан-ского, Ю.Б. Зотова, Г.Д. Кирилловой, В.В. Краевского, И.Я. Лернера, И.М. Махмутова, В.А. Онищука, П.И. Пидкасистого, М.М. Поташника, М.Н. Скаткина, A.M. Сохора, И.М. Передова, Н.М. Шахмаева, Н.М. Яковлева и других. В их трудах нашли отражение такие актуальные вопросы урока, как типология и структура урока, техника и методика организации современного урока, активизация самостоятельной познавательной и мыслительной деятельности учащихся , теории и практики урока в условиях развивающего обучения, формирования мировоззрения и личности учащихся, нравственного и эстетического воспитания и т.д. В методике преподавания литературы вопросы организации урока нашли отражение в трудах Л.С. Айзермана, Г.И. Беленького, О.Ю. Богдановой, Н.А. Демидовой, В.В. Голубкова, В.В. Горбунова, Т.С. Зепаловой, E.H. Ильиной, Н.О. Корста, Л.Н. Лесохиной, Р.Д. Мадер, Н.Я. Мещеряковой, Н.К. Силкиной, Н.А. Сосниной, Н.А. Станчек, В.В. Трофимовой и дру-гих. В.В. Голубков на основе определения места урока в системе занятий по изучению литературы выделил следующие типы: 1) вводные занятия; 2) работа над текстом произведений; 3) заключительные занятия. Однако он в старших классах предлагает и лекции, которые в современной дидактике рассматриваются как активные формы обучения, но он их освещает как один из активных методических приемов раскрытия содержания учебной информации, а не как организационную форму обучения. "В старших классах учитель читает 2-3 часовую лекцию о жизненном пути писателя, читает обзорные лекции, рассчитанные на 4-5 уроков..." .

Н.А. Станчек выделяет три вида классификации уроков: 1) по анализу процесса обучения (вступительные занятия, чтение, ориентировочная беседа, анализ литературного текста, изучение дополнительного материала, подведение итогов, учет); 2) в соответствии со спецификой предмета (уроки изучения художественных произведений, изучения теории и истории литературы, развития речи); 3) по источнику полученных знаний (урок-лекция, урок-беседа, самостоятельная работа и т.д.); 4) по форме ведения (урок-концерт, киноурок, телеурок, урок-диспут, экскурсия и т.д.); 5) по роду и виду произведения (урок по изучению лирики, драмы, эпоса). Методист-словесник отмечает, что "в этих классификациях не говорится о самом главном - о внутренней организации урока"55 и предлагает вести исследовательские изыскания в этом направлении.

Однако вопросы внутренней организации урока литературы требуют дальнейшего исследования. "Важнейшие проблемы урока литературы нуждаются в дальнейших исследованиях. Назовем некоторые из них: место урока в системе развивающего обучения, роль урока литературы в развитии логического и образного мышления учащихся, в формировании их творческой самостоятельности, взаимосвязь коллективной, групповой и индивидуальной работы учащихся на уроке, особенности объяснения учителя и ученика на уроке литературы, развитие форм урока: урока-диспута, урока-панорамы, урока-концерта, урока-лекции и т.д."56. Видно, вопросы методики и техники организации урока литературы в условиях развивающего обучения сегодня требуют внимания методистов литературы.

В пособии для учителей "Изучение родных литератур в национальных школах РСФСР", вышедшем под редакцией В.В. Горбунова, в зависимости от характера изучаемого материала и дидактических целей урока предлагаются следующие типы: "Уроки комбинированные; уроки объяснения нового материала; уроки закрепления; уроки повторения; уроки кон-троля, проверки и оценки знаний учащихся" . Эта типология, на наш взгляд, больше соответствует типологии известного педагога современности В.А. Онищука, который определяет типы уроков по дидактическим задачам обучения. Авторы пособия, выдвигая требования к уроку литературы, освещают различные виды работ по развитию мыслительной деятельности, творческой активности и воссоздающего воображения учащихся, которые могут быть реализованы на всех типах урока как структурный компонент. К их числу можно отнести такие виды: работа с критической статьей, составление конспектов, тезисов, аннотаций, подготовка докладов, выполнение заданий по наблюдению за природой, по выработке умения излагать свои впечатления и мысли в устной и письменной форме, сбор материалов о жизни и деятельности писателей, ведение дневников, запись фольклорного материала, устное рисование, иллюстрирование текста, составление сценариев по текстам небольших произведений или по отдельным эпизодам, выявление художественных деталей и установление их функций в произведении, сопоставление содержания произведения с явлениями жизни и т.д.

Работа над малыми эпическими жанрами устного народного творчества

К малым эпическим жанрам можно отнести сказки, легенды, исторические предания и рассказы. Среди которых сказки являются одним из самых популярных и распространенных видов. В современной фольклористике употребляется термин "остуоруйа", калька русского слова "история", однако этот термин обозначает истинно древний якутский вид устного народного творчества. В них, как отмечает Г.У. Эргис, отражены повседневная жизнь и борьба народа, его отношение к действительности, нравственные и эстетические идеалы, горе, печаль и радости, мечты о лучшей жизни и социальной справедливости. Для сказок характерны светлый оптимизм, жизнеутверждающее начало, вера в силу простого человека, в победу добра над злом.80

Якутские сказки являются наиболее изученным жанром фольклора. Первым их собирателем был известный русский революционер и фольклорист И.А. Худяков, отбывавший ссылку в Верхоянске в 1867-1875 гг. В фундаментальный труд "Верхоянский сборник", опубликованный в 1890 году, включены полные тексты восьми сказок, две сокращенные записи сказок по-русски и многие произведения других видов фольклора. Затем материалы, собранные И.А. Худяковым, опубликованы Э.К. Пекарским в "Образцах народной литературы якутов" в 1913 году.

После Худякова и Пекарского якутскими сказками интересовались политссыльные Е.И. Борисов, В.Л. Серошевский, М.П. Овчинников, Н.А. Виташевский и другие. Более интенсивное изучение сказок началось в конце 30-х годов XX столетия. Сотрудники Института языка и культуры (переименованного в Институт языка, литературы и истории, а ныне в Институт гуманитарных исследований) СИ. Боло, А.А. Саввин, Г.У. Эргис, Г.М. Васильев, А.Л. Новгородова и другие проделали огромную работу по сбору и письменной фиксации фольклорного наследия народа.

В 1994 году Институтом языка, литературы и истории СО АН СССР издан сборник якутских сказок с переводом на русский язык, в нем опубликованы 132 текста, отобранных из 600 записей. В его введении составители отмечают, что все тексты, за исключением десяти, взятых из ранних публикаций, печатаются впервые. Среди них 37 сказок о животных, 43 - волшебно-фантастических, 52 - бытовых и новеллических и анекдотов. Тексты даются обычно в том виде, в каком они записаны со слов сказочников. Фонетические особенности их речи переданы в пределах существующего гражданского алфавита. В редких случаях, когда сюжет и образы сказки представляют известный интерес, но запись неудовлетворительная, составитель исправляет явно неправильные записи слов, фраз и удаляет излишние повторения81. По мнению якутских ученых, принятая в русской фольклористике классификация не совсем подходит к местным материалам. Так, например, якутские сказки о животных этиологического характера трудно отделить от мифов, также нелегко разграничить волшебные и бытовые сказ-ки, исторические сказания и предания . По содержанию якутские сказки делятся на три больших тематических направления: 1) сказки о животных, 2) волшебные или фантастические, 3) бытовые сказки. В последнее направление входят собственно бытовые, авантюрно-новеллические сказки и анекдоты на житейские темы.

В методике преподавания литературы вопросы изучения народных и литературных сказок рассмотрены в трудах В.П. Аникина, И.С. Збарского, В.Я. Коровиной, М.А. Рыбниковой, Н.Н. Светловской, М.А. Снежневской и других. В методике преподавания родных литератур в национальных школах Российской Федерации этот вопрос освещен в работах В.В. Горбунова, Е.М. Поликарповой и Н.И. Филипповой.

Сказки имеют очень большое значение в литературном развитии учащихся. В якутских школах, как и в русских, они изучаются в V классе (15 часов). Для обязательного изучения в классе включены "Хороший Юдьюйэн", "Старушка Бэйбэрикээн с пятью коровами" и "Собрание птиц", для выборочного чтения - "Лыыбырдаа", "Чаачахаан и Алаа Могус", "Буукээнниир Ыасах", а для углубленного изучения в гуманитарных классах - "Чирок и сова", "Зачинщик злоключений Онохочоон Чоохоон". А в раздел литературных сказок включены "Чурум-Чурумчуку" Кулачикова-Эллэя, "Жаворонок" Т. Сметанина.

Главными ориентирами в процессе изучения сказок являются показ: 1) художественных особенностей сказки как жанра устного народного творчества (тематическая направленность, повествовательный характер, увлекательность сюжета, яркость и аллегоричность образов, простота и выразительность языка сказок, нравственно-этическая заданность); 2) отличительных черт народных и литературных сказок; 3) достоинства идейно-эстетической красоты.

На вступительном уроке учитель проводил беседу с учащимися о том, какие волшебные, бытовые сказки и сказки о животных прочитаны учащимися. Они пересказывали свои любимые сказки. В обсуждении выявлялись тематика, жанровая особенность этих сказок. В ходе беседы учащиеся приходили к выводу, что народные сказки по содержанию делятся на волшебные, бытовые и на сказки о животных, что в сказках о животных в аллегорических образах животных просматриваются черты характеров людей, в фантастике сказки проявляется мечта народа об улучшении жизни.

В методике преподавания литературы давно бытует традиция рассказывания сказок. М.А. Рыбникова писала, что самое слово "сказка" достаточно ясно говорит о том, что сказка сказывается (так же, как "песня" поется) .Эти слова подчеркивают ее жанровую особенность как произведения устного народного творчества. Дети, слушая рассказ учителя, осознавали, что произведения фольклора, в том числе и сказки, передавались устно из поколения в поколение, что каждый рассказчик что-то дополнял, творил новые варианты одного и того же сюжета сказки. Чтение сказки проходил после первого ознакомления с ее содержанием, т.е. после первого синтеза. Иногда школьники читали сказку вслух, особенно тогда, когда они уже хорошо знакомы ее содержанием.

Аналитическая работа проводилась после проверки эмоциональной реакции учащихся. Например, после пересказа содержания сказки "Старушка Бэйбэрикээн с пятью коровами" учащимся задавались следующие вопросы: К какому типу сказок можно отнести сказку о старушке Бэйбэрикээн? Какова основная мысль этой сказки? Почему старушку называют "Бэйбэрикээн"? Что означает эмоционально-экспрессивное слово "бэйбэрикээн", как вы представили себе внешний вид старушки? Что понравилось вам в этой сказке? Читали ли вы эту сказку сами? Какой персонаж вам особенно понравился?

Сказка как произведение устного творчества обязательно требует пересказа. В народной педагогике часто употреблялся прием пересказа услышанной сказки, предания, легенды и других эпических произведений. Старые сказители проводили работу над словарем и планом текста. Они с детьми обсуждали, за каким эпизодом последует следующий, что является главным в содержании данного эпизода.

Изучение эпических произведений

В якутской литературе первым прозаическим произведением являются "Воспоминания" А.Я. Уваровского, написанные в 1848 году. Затем в газете "Якутский край", основанной русскими политическими ссыльными в 1907 году, имевшей приложения, отделы на якутском языке, и в журнале "Голос якута" ("Саха сангата"), издававшемся в 1912-1913 годах товариществом любителей якутской письменности под названием "Якут", публиковались, кроме материалов общественно-политического содержания, фольклорные тексты, переводы из произведений Н.В. Гоголя, Л.Н. Толстого, И.А. Крылова и прозаические произведения ныне малоизвестных авторов, например, К.О. Гаврилова "Лучше бы родился сын", "Детям и радуется дух огня", "Время раннего отела", "У скупого черпается щербатой ложкой", А.И. Софронова "Рассказ" и "Рассказ о шиликунах" под псевдонимом Аттат Нуорупос. В 20-х годах появились рассказы Н.Д. Неустроева, "Сказ о Манча-ры" А.Е. Кулаковского, Кюндэ, Н. Тюпоннюрова, А. Аччыгыйа, С. Омол-лона, Г. Бестинова и многих других. В 30-х годах зародился жанр повести: появились произведения Э. Эристина "Иван Душа", "Сыны революции", "Волнение", "Исполнение завещания", П.А. Ойунского "Выход из тины", Г. Бестинова "Боевой", А. Аччыгыйа "На отдыхе", "Обида", Дь. Аныстырова "Ньургусун и Лоокуут" и другие. Жанр рассказа продолжал еще развиваться. Тематика прозы расширилась: якутские писатели стали изображать героику гражданской войны, революционное преобразование жизни северного края и строительство социалистического общества, однако тема дооктябрьской действительности еще изображалась. Литературными героями стали новые люди: борцы за свободу, строители социалистического общества. В 40-х годах появились первые романы: "Марыкчанские парни" Эрилика Эристина (1942) и "Весенняя пора" Амма Аччыгыйа (1944). В первом романе отображено участие якутской молодежи в революционном преобразовании жизненного уклада, а во втором - жизнь якутского народа с 1910-х до начала 1930 годов, где главный герой Никита Леглярин принимает активное участие во всех исторических событиях того периода. В военное время развивается публицистический очерк, отражающий могущество советского государства, его ведущую роль в борьбе против фашизма, подвиг защитников Родины, героический труд тружеников тыла.

50-60-е года в истории развития якутской прозы стали годами становления социально-психологических рассказов, повестей и романов. Появились повести А. Федорова "Неувядающие ветви" (1959), А. Сыромятни-ковой "Подруги" (1961), Амма Аччыгыйа "Беда" (1966), трилогия Н. Якутского на историческую тему "Судьба" (1960-1964), роман С. Данилова "Пока бьется сердце" (1967). Авторы, пристально изучая жизнь республики, откликаясь на актуальные проблемы своего времени, воссоздавали образы сельской интеллигенции, строителей, работников промышленности, тружеников села.

В 70-80-х г. были написаны историко-революционные романы: трилогия С. Данилова "Человек живет только раз" (1973, 1975), А. Сыромят-никовой "Кыыс Хотун", И. Гоголева "Черный стерх", Болот Боотура "Пробуждение". Они отличались от первых историко-революционных романов высвобождением авторов от привязки к историческим событиям и стремлением к раскрытию внутреннего мира, нравственных качеств литературных героев. Именно тогда созданы повести нового тематического направления с глубоким философским осмыслением судьбы человека: Н. Лу-гинова, Тумарча, П. Аввакумова, Э. Соколова и других. Г. Угаров издал три фантастические книги.

В 90-е годы якутские прозаики отошли от строгих принципов идейности, партийности и классовости, от вульгарно-социологического подхода к решению жизненных проблем литературы социалистического реализма.

В последние годы написано много исторических, документальных произведений и мемуаров. Роман Далана "Судьба моя" (1994) ознаменовал появление в якутской литературе романа-эссе, он же, обращаясь к историческому прошлому своего народа, написал романы о предках якутов "Сирота "(1984) и "Тыгын Дархан" (1993). Конфликты современного общества отображены в прозаических произведениях П. Аввакумова, В. Титова, Э. Соколова, И. Гоголева и многих других. Например, в романе П. Аввакумова "Заброшенные стойбища" показано влияние противоречий жизни 60-70 годов на сознание и жизненные принципы студенческой молодежи и молодых специалистов, формирование личности человека, его духовного мира в борьбе идей, в ходе социального устройства жизни.

Итак, современная якутская проза в жанровом, идейно-эстетическом, художественном развитии достигла уровня развитых литератур и находится в постоянном поиске путей дальнейшего совершенствования. И этот путь развития отражен в программах якутской литературы для общеобразовательных школ. В X-XI классах в историческом курсе изучения якутской литературы обзорное рассмотрение отдельного исторического периода сочетается с монографическим изучением жизни и творчества отдельного писателя, его творческий путь освещается на фоне исторических событий создания произведений, реального времени жизни и деятельности самого автора, что формирует у учащихся целостное представление о развитии якутской литературы.

Изучение эпических произведений в их жанровом, тематическом многообразии создает благоприятные условия для литературного образования школьников. Вопросы чтения и анализа изучения эпических произведений впервые нашли отражение в трудах В.Г. Белинского, Н.Г. Чернышевского и Н.А. Добролюбова. В.Г. Белинский, рассматривая литературу как важнейшее средство просвещения народа, его умственного и нравственного развития, подчеркивал ее глубокое значение в формировании мировоззрения и становлении характера подрастающего поколения. По его мнению, литература должна воспитывать у читателя высокие моральные качества: верность передовым идеалам, нравственную чистоту, преданность Родине, стремление к подвигу. Он предлагал знакомить детей с особенностями человеческих характеров, с жизнью общества. Заслуживают большого внимания утверждения Белинского об историческом принципе подхода к литературному процессу и необходимости формирования у учащихся теоретико-литературных понятий.

Педагогические идеи Белинского нашли дальнейшее развитие в трудах Н.Г. Чернышевского и Н.А. Добролюбова, которые обосновали материалистическую и демократическую теорию преподавания литератур. Дореволюционные педагоги И. Буслаев, В.И. Водовозов, В.Я. Сто-юнин, В.П. Острогорский и другие внесли огромный вклад в отечественную методическую науку. Для изучения эпических произведений в средней школе очень много сделано старшим поколением советских методистов, в первую очередь, нужно назвать В.В. Голубкова, М.А. Рыбникову, С.А. Смирнова, Н.Н. Соколова, А.С. Троицкого. В их методических трудах большое внимание уделяется выразительному чтению учителя, предваряющему разбор произведения, ибо "выразительное чтение ученика заключает процесс разбора, подытоживает анализ, практически реализует понимание и толкование произведения"116.

Похожие диссертации на Научно-методические основы национально-регионального компонента литературного образования в якутской школе