Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Организационно-педагогические условия воспитания студентов университета в духе культуры мира Литвинович Виктор Григорьевич

Данная диссертационная работа должна поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении

Диссертация, - 480 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Литвинович Виктор Григорьевич. Организационно-педагогические условия воспитания студентов университета в духе культуры мира : автореферат дис. ... кандидата педагогических наук : 13.00.02 / Литвинович Виктор Григорьевич; [Место защиты: Костром. гос. ун-т им. Н.А. Некрасова].- Кострома, 2010.- 22 с.: ил. РГБ ОД, 9 10-7/1039

Введение к работе

Актуальность исследования. В начале XXI века человечество на уровне государств, мировых религий, различных образовательных и воспитательных систем осознало необходимость установления в мире духа сотрудничества, толерантности и дружбы. Успех в этом деле зависит как от политики, так и от результатов обучения, воспитания и развития детей и молодежи, от интеллектуальных, духовных и нравственных качеств личности. Воспитание подрастающих поколений в духе идей культуры мира становится ведущим этическим и ценностным ориентиром для образовательных учреждений и воспитательных организаций.

Анализ современной гуманитарной практики указывает на приоритет толерантной, гуманистически ориентированной, открытой к общению с людьми различных национальностей, демократической, миролюбивой личности, что находит подтверждение в документах ООН и ЮНЕСКО, в Законах об образовании Российской Федерации и Республики Беларусь, принципах государственной молодежной политики. Человек, не делящий мир на «свой» и «чужой» по национальному и культурному признакам, имеет большую возможность реализовать себя, участвовать в созидательных глобальных процессах во имя мира и прогресса, сопричастно относиться к проблемам других людей, принимать адекватные решения.

Идея всеединства и целесообразности мира, на которой базируется
изучение рассматриваемой проблемы в социальной антропологии, была
высказана еще русскими философами и учеными XIX-XX веков
(Н. А. Бердяев, С. Н. Булгаков, В. И. Вернадский, В. С. Соловьев,
П. А. Флоренский, К. Э. Циолковский, А. Л. Чижевский и др.). В трудах
К. Н. Венцеля, А. Ф. Дистервега, Я. А. Коменского, Ж. Ж. Руссо,

Л. Н. Толстого идея воспитания в духе культуры мира выступает в качестве ведущей, определяющей содержание образования.

Проблема воспитания в духе идей культуры мира находится в сфере

внимания зарубежных и отечественных философов, социологов, политологов,

конфликтологов, психологов, педагогов (Д. Адаме, А. Г. Асмолов, Д. Ж. Браун, Е. Н. Бондаревская, А. С. Гаязов, Л. Грофф, Я. Л. Коломинский, О. В.Лешер, Ф. Майор, Э. И. Моносзон, К. Роджерс, В. А. Сатаров, П. Смокер, Ч. Сноу, И.Ф. Харламов, М.И. Шилова и другие). В частности, социально-педагогический аспект этой проблемы представлен в работах таких ученых как

A. Е. Белобородова, С.В.Бобрышов, М. В. Варюшина, О. Н. Дуничева,

B. М. Кабатченко, В. Т. Кабуш, Т. Е. Колупаева, А. В. Малиновский,
А.В.Медведева, Э.С.Соколова, Э. Р. Тагиров, С. А. Тангян, Т. В. Трухачева,
3. К. Шнекендорф, Э. И. Шарипова и других.

Однако, эти исследования недостаточно полно освещают содержание, формы и методы воспитания студентов университета в духе культуры мира. Заложив фундамент для углубленного изучения вопросов, связанных с воспитанием детей, подростков, учащейся молодежи в духе мира, толерантного отношения к народам других стран, вышеназванные исследования и сложившаяся практика дали основание говорить о наличии ряда противоречий:

между объективной социальной потребностью в формировании подрастающих поколений как проводников идей мира, дружбы между народами и недостаточной разработанностью теоретических основ воспитания в духе культуры мира в социально-педагогической науке;

между социальным заказом, предъявляемым образовательным учреждениям мировым сообществом и государством, который выражается в формировании гуманистически ориентированной, открытой к общению с людьми различных национальностей, демократической, миролюбивой личности и отсутствием научно-обоснованного содержания и методики воспитания учащейся молодежи в духе культуры мира;

- между социокультурными преобразованиями современного общества и
недостаточной готовностью учреждений высшего образования к решению
воспитательных задач соответствующих новым условиям.

Недостаточная глубина теоретического осмысления и практическая значимость определили проблему исследования: какие организационно-педагогические условия определяют результативность воспитания студентов университета в духе культуры мира.

Цель исследования: теоретически обосновать и экспериментально проверить результативность организационно-педагогических условий воспитания студентов университета в духе культуры мира.

Объект исследования - процесс воспитания студентов университета в духе культуры мира.

Предмет исследования - организационно-педагогические условия воспитания студентов университета в духе культуры мира.

В ходе исследования проверялась гипотеза о том, что воспитание студентов в духе культуры мира будет результативным при соблюдении следующих организационно-педагогических условий: наличие специальной программы, интегрированной в систему профессионального воспитания, обеспечивающей принятие студентами идей культуры мира; обеспечение целенаправленного развития субъектной позиции студентов в процессе их вовлечения в постоянно усложняющуюся миротворческую деятельность; осуществление педагогического сопровождения деятельности студентов в духе культуры мира.

В соответствии с целью, предметом, объектом и гипотезой в работе были сформулированы следующие задачи:

  1. Раскрыть сущность понятий «культура мира», «педагогика культуры мира», «воспитание в духе культуры мира».

  2. На основе анализа зарубежного и отечественного опыта воспитания учащейся молодёжи в духе культуры мира разработать и обосновать модель такого воспитания студентов университета.

3. Определить содержание и особенности организации процесса
воспитания студентов в духе культуры мира в университетском
образовательном пространстве.

4. Выявить и обосновать условия, обеспечивающие результативность воспитания студентов в духе культуры мира.

Теоретико-методологической основой исследования являются:

-положения системного (В.Г. Афанасьев, И.В. Блауберг, Л.М. Лузина, Е.Н.
Степанов, Л.Ф. Спирин, Э.Г. Юдин), аксиологического (В.И. Андреев, Б.С.
Братусь, В.И. Додонов, Е.И. Исаев, Н.Б. Крылова, В.А. Мясников,
Н.Д. Никандров, З.И. Равкин, В.И. Слободчиков, Е.Н. Шиянов),

компетентностного (А.А. Бодалев, С.Г. Вершловский, Б.С. Гершунский,
И. А. Зимняя, Н. В. Кузьмина, А. К. Маркова, Л. А. Петровская, В.А. Сластёнин,
А.В. Хуторской), деятельностного (К.А. Абульханова-Славская,

Л.И. Анцыферова, В.Г. Асеев, А. С. Асмолов, А.Н. Леонтьев, В.Н. Мясищев, С.Л. Рубинштейн), личностно-ориентированного подходов (В.Е. Бондаревская, О.С. Газман, В. В. Сериков, И.С. Якиманская);

-идеи культуры мира (Д. Адаме, М.В. Кабатченко, Д.Смит, Э.Р. Тагиров, А.О. Чубарьян ), гуманистической педагогики и психологии (А.В. Арнольдов, В.Т. Кабуш, Я. Л. Коломинский, А. Маслоу, К. Роджерс, Н. К. Рерих);

- концепции воспитания (Л. В. Алиева, Л. В. Байбородова, Н. Ф. Басов,
Е. В. Бондаревская, В. А. Караковский, Л.И.Новикова, Н.Я.Селиванова,
Е. В. Титова, Н.Е. Щуркова), теории и практики воспитания студенческой
молодёжи (В. Е. Бедерханова, И. М.Ильинский, И. А. Зимняя,

И. И. Казимирская, В. А. Ситаров, А. И. Тимонин и др.);

-теории социализации личности (В.М.Басова, Б. 3. Вульфов, А. А. Гримоть, И. С. Кон, А. В. Мудрик, М. И. Рожков, Т. А. Ромм, В. А. Фокин).

В работе использовался комплекс теоретических (сравнение, анализ, синтез, моделирование) и эмпирических (наблюдение, анкетирование, беседы со студентами и преподавателями, работодателями, изучение документации и продуктов творческой деятельности учащейся молодежи, эксперимент) методов исследования.

Базой исследования являются Минский государственный лингвистический университет и Белорусский государственный педагогический университет им. М. Танка. В целом исследованием было охвачено 637 человек, из них 318 составили экспериментальную и 319 - контрольную группу.

Организация и этапы исследования. В исследовании условно выделяются три взаимосвязанных этапа, на каждом из которых проводилась содержательная и организационная работа с применением различных методов.

На первом этапе (1998-2002 гг.) изучались актуальные проблемы миротворческого воспитания, определялись теоретические предпосылки его изучения, создавался прогностический образ будущей модели воспитания студентов; разрабатывался научный аппарат исследования; составлялась программа опытно-экспериментальной работы.

На втором этапе (2002-2009 гг.) реализовывались программа констатирующего и формирующего экспериментов, проверялась предложенная модель воспитания студентов и определялась результативность организационно-педагогических условий, обрабатывались результаты и вносились коррективы в ход исследования.

На третьем этапе (2009-2010 гг.) осуществлялся количественный и качественный анализ полученных результатов, выполнялась систематизация и обобщение эмпирических данных, формулировались выводы и рекомендации, литературно оформлялся текст диссертации.

Личный вклад соискателя состоял в разработке концепции и содержания опытно-экспериментальной работы, их реализации, в получении исследовательского материала и разработке на его основе научно-методических рекомендаций, в непосредственном участии автора в разработке «Концепции детского движения Республики Беларусь» (1998 г.), «Концепции воспитания детей и учащейся молодёжи в Республике Беларусь» (2000 г.), Программах реализации этих концепций (2001-2010 гг.).

Научная новизна исследования состоит в том, что: выявлены и охарактеризованы содержание и особенности организации процесса

воспитания студентов в духе культуры мира в университетском образовательном пространстве; разработана и обоснована модель воспитания студентов университета в духе культуры мира; выделены и экспериментально проверены педагогические средства и организационно-педагогические условия эффективности воспитания студентов университета в духе культуры мира.

Теоретическая значимость исследования заключается в конкретизации понятий «культура мира», «педагогика культуры мира», «воспитание студентов в духе культуры мира», «миротворческая деятельность», в обогащении педагогической теории приёмами и методами воспитания культуры мира у учащейся молодёжи; в выявлении зависимостей и закономерных связей между эффективностью воспитания студентов в духе культуры мира и их включённостью в социально значимую миротворческую деятельность; в определении и обосновании критериев и показателей результативности воспитания студентов в духе культуры мира.

Практическая значимость исследования выражается в применении разработанной автором специальной программы в системе воспитательной работы со студентами Минского государственного лингвистического университета, Белорусского государственного педагогического университета им. М. Танка, Брестского государственного университета им. А. С. Пушкина, Республиканского института высшей школы, в системе повышения квалификации педагогических кадров, в организации воспитательной работы в учреждениях образования, детских и молодежных общественных объединений и организаций Беларуси, России, Казахстана, Украины, стран Балтии.

На защиту выносятся следующие положения:

1. Воспитание студентов в духе культуры мира - это обеспечение с помощью социально-педагогических средств и способов их устойчивых убеждений в возможности и необходимости таких отношений между странами и народами, которые исключают применение военной силы и насилия, выработка установок на признание самоценности и равнозначимости иной

культуры, на диалог и партнерство, как оптимальный вариант взаимодействия представителей разных культур (стран, наций, народностей).

  1. Модель воспитания студентов университета в духе культуры мира включает ценностно-мотивационный, когнитивный, организационно-деятельностный, оценочно-результативный компоненты, объединяемые единой целью и базирующиеся на общих принципах.

  2. Содержание воспитания студентов университета в духе культуры мира предполагает поликультурное образование, межкультурную коммуникацию и миротворческую деятельность.

4. Результативность воспитания студентов в духе культуры мира
обуславливается такими организационно-педагогическими условиями как:
наличие специальной программы, интегрированной в систему
профессионального образования, обеспечивающей принятие студентами идей
культуры мира; обеспечение целенаправленного развития субъектной позиции
студентов в процессе миротворческой деятельности; осуществление
педагогического сопровождения деятельности студентов в духе культуры
мира.

Апробация и внедрение результатов исследования осуществлялись в выступлениях на республиканских и международных научно-практических конференциях и семинарах, в том числе: «Личность ребёнка: развитие творческих способностей и формирование культуры мира» (Минск, 1998), «Культура мира: проекты и перспективы» (Москва, 2001, Алма-Ата, 2005), «Современные педагогические технологии воспитания в духе мира, толерантности и прав человека» (Гомель, 2004), «Реализация государственной молодежной политики в высшей школе» (Минск, 2006), «Воспитание демократической гражданственности: проблемы формального и неформального образования» (Москва, 2006), «Гуманность, национальное самосознание в эпоху глобализации» (Эстония, 2007), «Сравнительная педагогика в условиях международного сотрудничества и европейской интеграции» (Брест, 2005; 2007), «Молодёжь XXI века: семья, образование, карьера» (Латвия, 2008),

«Самореализация личности в условиях современного воспитания: опыт, проблемы, перспективы» (Ровно, 2008), «Педагогический процесс как культурная деятельность» (Самара, 2008), «Развитие молодёжных и детских инициатив, органов ученического самоуправления» (Минск, 2008), «Диалог культур -культура диалога» (Кострома, 2008-2010), «Человек в пространстве культуры: межкультурные отношения и динамика национального развития» (Ярославль, 2010), на ежегодных научных конференциях МГЛУ (Минск, 2001-2010); на II Международном конгрессе «Университетское образование: опыт тысячелетия, проблемы, перспективы развития» (Минск, 2008), «Международное Десятилетие культуры ненасилия и мира в интересах детей планеты (2001-2010)» (Москва, 2007; 2009) и других.

В течение 13 лет автор координировал российско-белорусский проект «Учимся и учим культуре мира» на базе школ № 176 и 130, педагогической гимназии № 3 г. Минска, средних школ г. Слонима, Браславской гимназии, Узденской школы-интерната, Национального центра творчества детей и молодёжи, Минского городского дворца детей и молодёжи, Дворца внешкольной работы «Золак» (г. Минск), ОО «Белорусский РСМ», ОО «Белорусская республиканская пионерская организация», ОО «Белорусская Ассоциация клубов ЮНЕСКО».

Похожие диссертации на Организационно-педагогические условия воспитания студентов университета в духе культуры мира