Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Особенности изучения малых форм фольклора в 5 классе якутской школы Борисова Анна Иосафовна

Особенности изучения малых форм фольклора в 5 классе якутской школы
<
Особенности изучения малых форм фольклора в 5 классе якутской школы Особенности изучения малых форм фольклора в 5 классе якутской школы Особенности изучения малых форм фольклора в 5 классе якутской школы Особенности изучения малых форм фольклора в 5 классе якутской школы Особенности изучения малых форм фольклора в 5 классе якутской школы Особенности изучения малых форм фольклора в 5 классе якутской школы Особенности изучения малых форм фольклора в 5 классе якутской школы Особенности изучения малых форм фольклора в 5 классе якутской школы Особенности изучения малых форм фольклора в 5 классе якутской школы
>

Данный автореферат диссертации должен поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - 240 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Борисова Анна Иосафовна. Особенности изучения малых форм фольклора в 5 классе якутской школы : Дис. ... канд. пед. наук : 13.00.02 : Якутск, 2003 156 c. РГБ ОД, 61:03-13/1486-X

Содержание к диссертации

Введение

Глава 1. Теоретические основы изучения малых форм фольклора в школе

1.1. Жанровые особенности малых форм русского и якутского фольклора (теоретический аспект) 12

1.2. Психолого-педагогическое обоснование изучения малых форм фольклора на уроках литературы в 5 класс 31

1.3. История изучения произведений малых форм фольклора в средней школе и современное состояние проблемы 44

Глава 2. Специфика изучения малых форм фольклора как методическая проблема.

2.1 Изучение малых форм фольклора в 5 классе якутской школы (констатирующий эксперимент) 60

2.2. Содержание изучения малых форм фольклора в школьной программе и его учебно-методическое обеспечение 73

2.3. Особенности изучения пословиц и поговорок 87

2.4. Методика работы над загадками 94

Глава 3. Особенности изучения малых форм фольклора в 5 классе якутской школы.

3.1. Развитие речи учащихся в процессе изучения пословиц и поговорок 101

3.2. Постижение образной выразительности русских загадок учащимися в процессе сопоставления с якутским фольклором 116

3.3. Внеклассная работа как составная часть системы изучения малых форм фольклора 126

Заключение 136

Библиография 141

Введение к работе

Перед учителем - словесником стоят задачи воспитания человека новой формации. Одна из целей литературного образования в современной школе -приобщение учащихся к искусству слова. Оно способствует освоению ими духовных ценностей, развитию художественно-эстетического вкуса и творческого потенциала школьников; формированию их нравственных позиций. Существенна в этой связи роль фольклора, знакомство с которым развивает познавательную деятельность школьников, совершенствует культуру мышления, способствует глубокому освоению ими истоков родной литературы.

Значение фольклора в жизни народа трудно переоценить. Не случайно эта проблема стала предметом научного изучения литературоведов (М.К.Азадовский, В.П.Аникин, А.Н.Веселовский, В.Я.Пропп, А.А.Потебня, Н.И.Рошияну и др.), методистов прошлого (Ф.И.Буслаев, В.И.Водовозов, В.ЯСтоюнин) и нашего времени (Г.И.Беленький, Т.Ф.Курдюмова, А.Г.Кутузов, М.Б.Ладыгин, В.Г.Маранцман и др.). Методисты рассматривали фольклор как начальный этап работы, направленной на развитие эстетических чувств учащихся, их образной мысли, совершенствование речи школьников, знакомство с художественной литературой.

Теоретические исследования ученых внесли ценный вклад в развитие практического изучения русского фольклора в национальной школе (М.Г.Ахметзянов, М.И.Бакиев, В.И.Бекоев, Н.Н.Вербовая, В.Ж.Хамаганов и др.). Фольклор каждого народа своеобразен и уникален. Его происхождение, бытование, форма, содержание, язык, художественные средства, словеснообразная система имеют свое национальное своеобразие, свою неповторимую специфику. На протяжении многих веков люди создавали поистине уникальный фольклор, отличающийся глубоким содержанием и большим жанровым разнообразием. Могучей силой художественного

обобщения воплотились в нем история народа, его опыт и традиции, национальный характер, идеалы, идейно-эстетические понятия. Устное народное творчество стало истинно народной поэзией.

Исторические судьбы народов, их мировоззрение, художественные традиции определили пути развития устного поэтического творчества, его тематику, идейную направленность, эстетическое и национальное своеобразие. Эти же причины обусловили формирование и развитие фольклорных жанров, которые у каждого народа имеют свои неповторимые черты.

Достойный вклад в развитие устного народного творчества якутов ХІХв. внесли его собиратели (В.М.Ионов, Э.К.Пекарский, В.Л.Серошевский, И.А.Худяков, С.В.Ястремский) и современные ученые (П.Н.Дмитриев, Н.Д.Дьячковский, Н.И.Ефремов, В.В.Илларионов, Н.В.Покатилова, Г.У.Эргис и др.). Неоценима в этом плане заслуга основоположников якутской национальной литературы (А.Е.Кулаковский, Н.Д.Неустроев, П.А.Ойунский, А.И.Софронов), чье творчество своими истоками уходило в народную поэзию.

Необходимо отметить и заслуги якутских методистов-ученых в практическом разрешении проблемы изучения малых форм фольклора в национальной школе ( С.К.Колодезников, Е.М.Поликарпова, Н.И.Филиппова и др.). Изучение фольклорных произведений на уроках русской литературы в национальной школе показывает, что для эффективного осмысления фольклора любого народа требуется целенаправленное научное исследование. Устное народное творчество сопровождает детей с раннего возраста в виде сказок, считалок, прибауток, дразнилок и т.д. Начиная с пятого класса, они знакомятся с малыми формами фольклора: пословицами, поговорками, загадками. Обращение к малым формам фольклора способствует более прочному и сознательному усвоению материала на

уроках и во внеклассной работе, помогает понять национальное своеобразие каждой литературы. Программой по литературе в 5 классе национальной школы отводится ограниченное количество часов (1 -2) на изучение малых форм фольклора, что не способствует глубокому, осмысленному изучению данной проблемы, которого она, несомненно, достойна.

Пятый класс - особый этап в развитии литературного образования школьников. Обращение к произведениям устного народного творчества обусловлено потребностью в самоутверждении, высокой восприимчивостью младшими подростками народного творчества, близостью фольклора как устного слова к активной речи школьника. Необходимо иметь в виду особенности изучения литературы в национальной школе, связанные с такими факторами, как языковой, историко-этнографический, национально-эстетический, индивидуально-психологический. Учитывая тот факт, что якутские дети недостаточно владеют русским языком, действенным стимулом в усвоении учебного материала является обращение к родной литературе. Сопоставление двух национальных литератур развивает мышление, воображение, речь, способствует активизации познавательной деятельности. Кроме того, не очерчен круг тем, предлагаемых для изучения пословиц, поговорок и загадок.

Сложившаяся ситуация приводит к противоречию между необходимостью обновления содержания образования и существующим реальным положением дела, в частности, проблема изучения раздела «Фольклор»; между потребностью учителей в научно обоснованном подходе к изучению данной проблемы и ее недостаточной разработанностью в школе вообще и в национальной, в частности; между возрастающей необходимостью формирования квалифицированного читателя и регламентированным школьной программой временем, отводимым на изучение малых жанров фольклора. Изучение устного народного творчества

должно стать идейной основой постижения его истоков. Богатство содержания и формы, простота и ясность мысли, красота и меткость народного языка произведений фольклора в школьном изучении обогащают знания учащихся о природе и окружающей среде, формируют у них высокие моральные и духовные качества, развивают их эстетический вкус, приобщают детей к истокам образной народной речи. При их осмысленном, целенаправленном изучении расширяется кругозор учащихся, углубляются познавательные интересы, ' активизируются практические умения школьников.

Изложенные выше размышления о необходимости нового подхода к изучению малых форм фольклора в 5 классе якутской школы обусловили выбор темы исследования: «Особенности изучения малых форм фольклора в 5 классе якутской школы».

Изучение малых форм фольклора как составной части литературы, разработка его методики в школьной практике определили проблему исследования: анализ методической литературы (программы, учебники), знакомство с опытом работы словесников, констатирующий эксперимент, проведенный в школах Республики Саха (Якутия), показали, что проблема изучения малых форм русского фольклора в 5 классе якутской школы мало исследована. В методике преподавания русской литературы в якутской школе малые формы устного народного творчества до сих пор не стали предметом специального изучения.

Цель исследования - научно обосновать и экспериментально проверить эффективность методики изучения малых форм русского фольклора в 5 классе якутской школы с использованием материалов родной литературы.

Объект исследования - процесс изучения малых форм русского фольклора в 5 классе якутской школы с использованием материалов родной литературы.

Предмет исследования - методика изучения малых форм фольклора на уроках русской литературы и внеклассных занятиях в 5 классе якутской школы.

На основании изучения состояния исследуемой проблемы в теории и практике школьного преподавания литературы, а также результатов, полученных в ходе констатирующего эксперимента, выдвинута следующая гипотеза: методика изучения малых жанров устного народного творчества в 5 классе якутской школы будет эффективной и может стать базой для формирования квалифицированного читателя, способного к пониманию идейно-художественного богатства фольклора, если:

учитываются особенности восприятия и понимания якутскими школьниками неродной литературы;

разработана система методов, приемов, средств обучения, помогающая в освоении якутскими учащимися особенностей малых форм русского фольклора;

продуман тематический отбор учебного материала, в наибольшей степени способствующий духовному воспитанию пятиклассников;

- в процессе изучения малых форм русского фольклора проводится
сопоставительная работа с родной (якутской) литературой;

- внедряются в речевую практику учащихся знания, полученные в процессе
изучения русского фольклора в 5 классе якутской школы;

Для достижения цели исследования и проверки выдвинутой гипотезы необходимо было решить следующие задачи:

  1. провести анализ литературоведческой и методической литературы с целью уточнения теоретических подходов к освоению фольклора как части литературы;

  2. изучить современное состояние преподавания малых форм русского фольклора в аспекте литературного развития якутских учащихся;

  3. выявить особенности понимания якутскими школьниками инонационального фольклора;

  4. разработать методическую систему изучения малых форм русского фольклора с использованием материалов родной литературы в 5 классе якутской школы.

Методологической основой исследования являются основные положения философии о всеобщей связи, взаимообусловленности (М.М.Бахтин, Ю.Лотман и др.), развитии и целостности явлений и процессов (М.К.Азадовский, В.П.Аникин, А.Н.Веселовский, А.А.Потебня и др.), концепции личностно-деятельностного подхода ( А.С.Белкин, Д.А.Данилов, Н.И.Жинкин, Н.А.Харенко и др.), современные исследования по проблемам специфики литературы как искусства (И.А.Амонашвили, Г.И.Беленький, Н.В.Беляева и др.), методика преподавания русской литературы в национальной школе (М.Г.Ахметзянов, М. И. Бакиев,Н.Н. Вербовая, В.В.Горбунов и др.)

Методы исследования; а) теоретический - изучение трудов по педагогике, психологии, теории и методике преподавания литературы, анализ научных работ по методике и психологии в аспекте темы исследования; б) педагогический - анализ школьных программ и учебных пособий по русской и родной литературе для национальной школы, материалов педагогической практики, целенаправленное наблюдение за учебным процессом, анкетирование, беседы с учителями-словесниками, учащимися, анализ устных и письменных ответов учащихся, аналитическая и

статистическая обработка полученных данных; в) экспериментальный -проведение констатирующего, обучающего и контрольного экспериментов.

Опытно-экспериментальное исследование осуществлялось в три этапа:

На первом этапе (1996-1998г.г.) изучались литературоведческие, эстетические, педагогические и психологические труды, выступающие в качестве теоретической основы данной работы; были определены основные параметры исследования и сформулирована его гипотеза.

На втором этапе (1998-2000г.г.) проводился констатирующий эксперимент с целью выявления современного состояния преподавания, уровня литературного развития учащихся, проверки оптимальности содержания и методической продуманности уроков.

На третьем этапе (2000-2002г.г.) осуществлялся обучающий эксперимент, систематизировались и анализировались результаты, полученные в ходе проведенного эксперимента.

Научная новизна и теоретическая значимость данного исследования заключаются в следующем:

І.Дано литературоведческое, психолого-педагогическое обоснование изучения малых форм фольклора в 5 классе якутской школы.

  1. Определен приемлемый объем теории и практики учебного материала, способствующий пониманию фольклора как художественной системы

  2. Выявлены новые подходы к изучению русского фольклора в 5 классе якутской школы с использованием материалов родной литературы.

4.Разработана методическая система изучения малых форм русского фольклора в 5 классе якутской школы.

Практическая значимость исследования. В диссертации даны научно-обоснованные, экспериментально проверенные рекомендации по

изучению малых форм фольклора в 5 классе якутской школы. Результаты исследования могут быть использованы в процессе преподавания русской литературы в якутской школе, при разработке программ, учебников, учебных и методических пособий, при составлении различных видов заданий, тестов, повышающих интерес к изучению фольклора, уровень творческой самостоятельности учащихся, вопросников для индивидуальной и внеклассной работы.

Достоверность и обоснованность результатов исследования и содержащихся в нем выводов подтверждаются данными опытно-экспериментальной работы, которые полумили положительную оценку на республиканских курсах повышения квалификации учителей русского языка и литературы, на научно-практических конференциях, педагогических чтениях, методических семинарах в г. Якутске, с.Амга.

На защиту выносятся следующие основные положения: 1 Эффективное изучение малых форм русского фольклора в 5 классе возможно при учете особенностей восприятия якутскими школьниками инонациональной литературы.

2. Методическая система изучения малых форм русского фольклора в 5
классе якутской школы способствует реализации образовательных,
развивающих и воспитательных целей обучения.

3. Лучшему пониманию учащимися жанровой специфики устного
народного творчества помогает использование материалов родной
литературы в процессе изучения малых форм русского фольклора.

Апробация материалов исследования осуществлялась на педагогических чтениях и республиканских курсах учителей русского языка и литературы Института повышения квалификации работников образования Республики Саха (Якутия), проблемных семинарах кафедры методики преподавания русского языка и литературы в национальной школе

филологического факультета Якутского государственного университета (1996-2002г.г.).

Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения и библиографии

Во введении обоснована актуальность темы, сформулированы объект, предмет, цель, задачи и гипотеза исследования, раскрыты его новизна и практическая значимость. Изложены положения, выносимые на защиту.

Первая глава «Теоретические основы изучения малых форм фольклора в школе» содержит анализ литературоведческих и методических работ, послуживших научной основой исследования.

Вторая глава «Специфика изучения малых форм фольклора как методическая проблема» посвящена описанию методики изучения малых форм фольклора в 5 классе якутской школы.

Третья глава «Особенности изучения малых форм фольклора в 5 классе якутской школы» отражает разработанную нами методическую систему изучения малых форм фольклора в 5 классе якутской школы.

В заключение диссертации подведены итоги исследования, сформулированы выводы, представлена библиография.

Жанровые особенности малых форм русского и якутского фольклора (теоретический аспект)

Фольклористика изучает устное народное творчество, словесное искусство. Она ставит и решает значительный круг важных вопросов: об особенностях фольклора - его жизненном содержании, социальной природе, идейной сущности, художественном своеобразии; о его происхождении, развитии, своеобразии на разных этапах существования; о его отношении к литературе и другим видам искусства; об особенностях творческого процесса в нем и формах бытования отдельных произведений; о специфике жанров.

Фольклор есть явление исторического порядка. В «малых» формах, как и в любом другом жанре фольклора, находит свое отражение все, чем живет и с чем сталкивается тот или иной народ на протяжении веков. Здесь представлены этнографические реалии, начиная от орудий труда и кончая нарядами, всесторонняя характеристика географической среды с ее ландшафтами, климатом, животным и растительным миром и т.д. [ПО. С.38.].

В 30-60-е г.г. XIX в. исследователи обратили внимание на то, что пословицы и поговорки отражают определенную эпоху. В это время появляются значительные сборники и обширные исследования указанных выше жанров. В 1848 году профессор МОСКОВСКОГО университета И. М. Снегирев издал сборник «Русские народные пословицы и притчи». Его сборник был коллективным делом видных ученых и отдельных любителей народного творчества. Он вошел в науку не только как собиратель народного творчества, но и как ученый. Им написан «Опыт рассуждения о русских пословицах» и создан обширный четырехтомный труд «Русские в своих пословицах». Эти исследования включают немало правильных толкований исторического происхождения и смысла пословиц, наблюдения над процессом заимствования пословиц одним народом у другого.

Работу И. М. Снегирева продолжил Ф.И. Буслаев. В его работе «Русский быт и пословица» изложен взгляд на пословицу, соответствующий общим принципам так называемой «мифологической школы». Он увлекался поисками остатков древнейшей мифологии. Так, поговорка «Ни богу свеча, ни черту кочерга» была истолкована ученым, как отражение древнего обычая приносить чертям жертву: ведь «кочерга» - принадлежность чертей, на кочерге ездили ведьмы [155.С.83.].

В 60-е; годы XIX в. был опубликован самый значительный из всех сборников русских пословиц и поговорок - сборник В.И.Даля «Пословицы русского народа». В сборник вошло свыше 30 000 пословиц, поговорок и других «малых» жанров русского фольклора. Он сгруппировал пословицы и поговорки по тематическому принципу: « Расстановка пословиц по понятиям дает верный нравственный очерк народа, она сочинена не разгоряченным воображением одного лица, а целыми поколениями, искусившимися на поприще жизни и закаленными в горниле опыта» [44.С.26]. Изучение пословиц и поговорок невозможно без внимательного рассмотрения другой капитальной работы В. И. Даля - «Толкового словаря живого великорусского языка». «Словарь» помогает понять смысл пословиц и поговорок в живой народной речи. Русские исследователи всегда отмечали, что невозможно привести вполне определенную и бесспорную границу между пословицами и поговорками. В. И. Даль писал: «Стоит прибавить лишь одно словечко или сделать перестановку, и из поговорки вышла пословица» [44.С.20]. Передовая, демократически настроенная интеллигенция 60-х годов, находившаяся под влиянием Н. Г. Чернышевского и Н. А. Добролюбова, стремилась познать быт, привычки, мировоззрение крестьян. Н.А.Добролюбов писал, что «... пословицей оканчивается иногда важный спор, решается недоумение» [51.С.З.]. В брошюре «Быт русского народа в его пословицах» П. Рыбников пользовался пословицами и поговорками для характеристики народа.

Изучение малых форм фольклора в 5 классе якутской школы (констатирующий эксперимент)

все-таки в самом процессе изучения произведений устного народного творчества медленно, с трудом укреплялись отдельные попытки усилить эмоциональное впечатление, произведенное искусством слова в народной поэзии.

На уроках в большей мере решались воспитательные задачи, уделялось внимание непосредственному восприятию фольклора. В связи с тем, что с изучения фольклора начиналось знакомство с художественной литературой, важно было показать ученикам особую организацию художественной речи, поэтические приемы языка. Учащиеся не только знакомились со своеобразием поэтики произведений фольклора, но и могли передать это в процессе творческо-исполнительской деятельности. Этот подход может быть реализован и в современной практике преподавания литературы.

В 1915 году Б.М.Эйхенбаум выступал за освобождение методики преподавания литературы в школе от излишней сухости и академизма: « В деле изучения литературы прежде всего должен быть живо воспринят и во всей полноте самостоятельно усвоен художественный образ. Только невыясненность собственных принципов могла привести к тому, что средняя школа стала принимать и по-своему искажать то, что делается в школе высшей».

Именно в эти последние годы существования дореволюционной школы методике удалось приблизиться к пониманию того, что путь учащихся к фольклору лежит через переживание своеобразия его художественной природы. Правда, в практической работе с фольклором в этом отношении сделаны были лишь начальные шаги. В.Сиповский высказал мысль, что знакомство с произведениями устного народного творчества по текстам, закрепленным письменно, лишает возможности испытать очарование свежести и непосредственности чувств, заключенных в народно-поэтических произведениях. Он говорил о необходимости создания особой эмоциональной атмосферы на уроке при знакомстве с фольклором: «Чтобы понять поэзию весенних песен, надо идти в лес, благоухающий всякими ароматами, и там слушать те песни, которые поются девушками, когда украшается березка». И хотя учебник В.Сиповского в целом оставался учебником догматического типа, тем не менее отдельные его методические предложения имели определенную ценность.

Своеобразна и интересна методическая позиция А.М.Смирнова -Кутачевского, который для усиления внимания учащихся к самому процессу творчества народа, пытался увлечь их красотой и точностью образного слова, строил анализ произведения, учитывая особенности его бытования. Анализируя сказку, методист опирался, в основном, на воображение учащихся. В форме сказки он видел силу ее воздействия. Правда, в объяснении процесса творчества сказки можно отметить некоторый рационализм и школьную упрощенность. Вот, например, характерное в этом отношении толкование: « Берут каких-нибудь два самых обыкновенных жизненных явления: добро и зло, ум и глупость, богатство и бедность и доводят оба до крайнего выражения...» [С.228.]. В целом же в деятельности методиста отчетливо выражено стремление открыть учащимся особую природу устного искусства народа и углубить эстетическое впечатление, произведенное ими.

Наиболее глубоко и последовательно в начале XX века разработал систему изучения фольклора Ю.М.Соколов, который изложил свою позицию на первом съезде словесников в декабре 1916 - январе 1917 г.г. Исходя из особенностей фольклора (его синтетической природы и способов бытования), методист полагал необходимым непосредственное знакомство с художественными творениями народа в их реальном бытовании. Изучение фольклора, по его мнению, должно быть так организовано, чтобы достигалась необходимая полнота художественного восприятия. Ю.М.Соколов особо выделял эстетическую направленность в их методике. Но конкретные предложения по изучению фольклора, сделанные им, не соотносились с методологией интуитивизма, кроме, пожалуй, убеждения фольклориста в том, что и при изучении литературы, и в работе с народной поэзией словесник должен воспитывать художественное мышление учащихся.

В начале 20-х годов XX века в методике изучения литературы создали новую методологию. Первым направлением стал общий взгляд на задачи воспитания художественным словом. Вторым направлением школьного преподавания стало развитие самостоятельности. Третьим - творческая активность школьников.

В преподавании литературы эта общепедагогическая идея получила свое развитие в таких формах работы на уроке и вне его, как постановка исследовательских задач перед школьниками (с учетом возраста и круга знаний), инсценирование, драматизация изучаемых произведений, литературно —творческие вечера и т.д.

Изучение устного народного творчества народа давало возможность для самостоятельных наблюдений в познавательной деятельности школьников. Фольклор теснее, чем литература, связан с жизнью, бытом своих создателей и мог быть исследован в своем бытовании и даже возникновении.

Устное народное творчество было неисчерпаемым источником высоких эстетических идеалов для многих поколений якутов. Творчество зачинателей якутской письменной литературы зародилось и выросло на почве якутской самобытной художественной культуры - на почве устной поэзии народа. Вплоть до начала XX века в Якутии не было социально-политических условий для возникновения письменной литературы. Вся художественная, вся духовная культура народа была отражена в фольклоре. Опираясь на сложившийся веками художественный опыт народа, закрепленный в его устном творчестве, и на передовые традиции русской классической литературы, талантливые дореволюционные писатели Якутии А.Е.Кулаковский, А.И.Софронов и Н.Д.Неустроев, В.В.Никифоров сумели выразить в ярких художественных образах помыслы и ожидания трудовых масс. Идейно-эстетические традиции фольклора легли в основу произведений этих ранних представителей якутской литературы.

Развитие фольклористики как науки питало методическую мысль. Наука о фольклоре преодолела свою академическую замкнутость. Теперь с особенной ясностью осознавалась многофункциональность фольклора. В нем видели и форму народной идеологии, и сферу художественной деятельности человека, часть национальной культуры. В частности, это отмечали и писатели.

Развитие речи учащихся в процессе изучения пословиц и поговорок

Основная задача по изучению «малых фольклорных жанров» в 5 классе - дать понятие об их особенностях, проследить место и роль пословиц и поговорок в других жанрах устного народного творчества.

Программа по литературе в 5 классе содержит необходимый материал для раскрытия своеобразия произведений фольклора, в том числе и пословиц и поговорок. і Особое значение для обеспечения и результативности уроков по изучению пословиц и поговорок имеет учет оощепедагогических и частных положений и принципов. Поэтому в разработке уроков по изучению темы «Пословицы и поговорки» прежде всего мы руководствовались принципом, который требует того, чтобы активность учащихся была продуктивной, творческой. і і Уроки по изучению пословиц и поговорок строились с соблюдением и такого дидактического принципа, как переход;4 от простого к сложному, постепенное усложнение предлагаемой на уроке познавательной (коммуникативной) задачи и увеличение доли самостоятельности.

Другим фактором, существенно влияющим на эффективность подобных уроков, мы считаем отбор рациональных приемов работы, обеспечивающих достижение каждым учеником уровня развитости необходимых умений, который соответствует его реальным учебным возможностям в зоне его ближайшего развития.

Что привлекает детей в пословицах? Какие пословицы школьники уже знают и употребляют в своей речи? Есть ли какой-то определенный тематический близкий набор пословиц, встречающийся наиболее часто в детском репертуаре? Эти и другие вопросы были в центре нашего внимания до начала изучения темы. Как показывает практика, якутские дети проявляют огромный интерес к пословицам и поговоркам. Мы считаем, что, работая с ними, ребенок применяет свои знания об окружающем мире. С учетом возрастных особенностей учащихся 5 класса мы вводим в структуру урока занимательный, игровой момент, способствующий лучшему усвоению полученных на уроке знаний (особенно во второй половине урока, когда идет закрепление материала, чтобы оживить класс, улучшить его работоспособность). Цель таких уроков: раскрыть общечеловеческий смысл, мудрость и поучительность пословиц и поговорок; выделить особенности национального колорита, общность тематики русских и якутских пословиц и поговорок, показать особенность их построения, краткость и выразительность, что способствовало бы развитию культуры, обогащению речи. Такой подход к изучению пословиц на уроках литературы в 5 классе способствует раскрытию особенностей пословицы как жанра устного народного творчества, а также помогает проследить ее взаимосвязь с произведениями других фольклорных жанров.

При работе над пословицами вступительный урок носил констатирующий характер, что позволило выявить уровень интереса пятиклассников к пословицам; общее понимание школьниками специфики жанра, определить тематику наиболее популярных у учащихся пословиц. Учитель имеет хорошую возможность воспитывать учащихся в духе национальных традиций, а это является требованием нашего времени, нравственной позиции современного человека. Ведь задача учителя -способствовать формированию самосознания учащихся, помочь ребятам обратить внимание на особенности каждого жанра, предоставить им возможность проявить себя, воспользоваться своими способностями, расширить опыт познавательной деятельности. Очень важно, чтобы учитель на фольклорном материале смог преподнести детям пословицы на русском и якутском языках, близких по своей тематике.

Ребятам был предложен ряд заданий. Из нескольких выражений выделить только пословицы и мотивировать свой выбор.

1. Чем раньше ты будешь вставать, тем больше дел ты сделаешь («Тэьэнэн эрдэ тура5ын да, оччонон элбэ5и оноруон»).

2. Друзья познаются в беде («До5оттор иэдээннэ биллэллэр»).

3. Скромность украшает человека («Сэмэй быьыы киьини киэргэтэр»).

Большую роль в развитии мышления детей играет разгадка смысла народных пословиц. С их помощью можно научить детей раскрывать народную мудрость, заключенную в пословицах, передавать особенность особенность фольклора русского и якутского народов.

Как показали наблюдения, 68% респондентов в качестве пословицы выделили только второй текст («Истинные качества человека, с которым ты дружишь, проявляются только тогда, когда у тебя какое-то несчастье: если он настоящий друг, то он поможет тебе, не бросит в трудную минуту», «Пословицей будет являться выражение «Друзья познаются в беде», так как в этой фразе дан вывод о том, кто такой настоящий друг» и т.п.); для 9% пословицей явилось первое выражение («Пословицы - это какие-то мудрые советы, поучения, правильные мысли. Здесь высказана правильная мысль: чтобы больше сделать дел, надо не лениться, не спать долго», и т.п.); 13% выделили в качестве пословицы третий текст, и только 10% дали правильный ответ, назвав пословицей тексты №2 и №3.

Таким образом, как показывают наблюдения, сложность в определении жанра пословицы была вызвана непониманием ее поэтики, неумением постичь ее образность. Наиболее трудны для восприятия детей пословицы с переносным смыслом, то есть те, в которых мысль высказывается не прямо, а иносказательно, с помощью каких-то образов. В этом мы могли убедиться, предложив детям следующее задание - «аукцион» пословиц. Задача учеников сводилась к тому, чтобы как можно больше назвать и якутских и русских пословиц и растолковать их смысл. Школьники активно включились в речевое общение. Среди названных пословиц только 9,5% учеников назвали пословицы, основанные на метафоре и сравнении. Взяли две пословицы, которые имеют один и тот же смысл («Слово не воробей, вылетит - не поймаешь»- «Тыала суохха мае хамсаабат», «Что посеешь, то и пожнешь» и т.п.). В остальных случаях (90,5%) - пословицы с прямым смыслом («Ким улэлээбэт, ол аьаабат», «Не имей сто рублей, а имей сто друзей» и т.п.).

Самыми распространенными в детском общении выступают пословицы о дружбе («Старый друг лучше новых двух», «Атас туьугар атах тостор»), о книге, учебе («Ученье - свет, а неученье - тьма», «Путь к уменью - ученье» и т.д.).

.Предлагаемый нами подход к изучению пословиц на уроках литературы в 5 классе способствует раскрытию особенностей пословицы как жанра устного народного творчества, а также помогает проследить ее связь с якутскими пословицами.

Темой урока мы взяли две пословицы с тем, чтобы показать их национально-специфическую особенность («Мал золотник, да дорог», «А5ыйах тыл минньигэс, элбэх тыл сымсах»).

Урок по изучению пословиц имеет большое значение, так как они занимают определенное место в эстетическом и нравственном воспитании чащихся, значительно обогащают речь ученика, делают ее яркой и образной.

Целями и задачами урока привитие учащимся интереса к фольклору, развитие навыков критически мыслить, совершенствование устной речи; сформирование уважения к культуре и традициям другого народа.

В качестве оборудования используются: стенд с яркими иллюстрациями к пословицам и поговоркам (на русском и якутском языках); выставку книг (В.П. Аникин - «К мудрости ступенька», Б.В. Шергин -«Одно дело делаешь, другого не порть», «Таабырыннар уонна ос хоьоонноро», сборники пословиц и поговорок на якутском языке и т.д.); плакаты с высказываниями писателей о пословицах.

Урок по изучению пословицы в экспериментальном классе начинается с беседы. На вступительном этапе учащимся предлагалось написать «словарную статью», толкующую термин «пословица». Разумеется, определения школьников были далеки от научного («Пословица нас чему-то учит», «Пословица говорит, где надо что-то делать, а где не надо» и т.п.), но они заставили их задуматься, что пословица - это жанр, который имеет в литературоведении свое объяснение (этому способствовало обращение к словарной статье, данной в учебной хрестоматии) (с. 79-80).

Как показала практика, знакомство учащихся с пословицами необходимо начинать с того, как они употребляются на якутском и на русском языках. Урок в экспериментальном классе мы начали споказа таблицы.

Похожие диссертации на Особенности изучения малых форм фольклора в 5 классе якутской школы