Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Педагогическая система творческого развития и социализации подростков в условиях школьного театра Зайцев, Александр Сергеевич

Диссертация, - 480 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Зайцев, Александр Сергеевич. Педагогическая система творческого развития и социализации подростков в условиях школьного театра : диссертация ... кандидата педагогических наук : 13.00.02 / Зайцев Александр Сергеевич; [Место защиты: Ин-т худож. образования Рос. акад. образования].- Москва, 2013.- 212 с.: ил. РГБ ОД, 61 13-13/997

Введение к работе

Актуальность исследования. Современная социокультурная ситуация все

острее выдвигает проблемы развития и социализации растущего человека, оказавшегося в условиях экспансии массовой культуры, что, по заключению экспертов Общественной палаты Российской Федерации, «привело к опасному для страны опрощению умов и духовному обнищанию молодого поколения, выросшего в отлучении от богатейших традиций русской культуры, разучившегося понимать сложные социальные явления ... и живущего в уверенности, что культура существует только в телевизоре». В свете новых задач развития общества, раскрытых в последних важнейших документах, отражающих государственную образовательную политику, таких, как Концепция развития образования в сфере культуры и искусства на 2008-2015 гг., Национальная доктрина образования в Российской Федерации на период до 2025 г., Концепция развития образования в сфере культуры и искусства в Российской Федерации на 2008-2015 гг., Национальная инициатива «Наша новая школа» и др. - все значительнее выступает задача воспитания культурного человека, что означает развитие качеств личности, необходимых для полноценной реализации творческого потенциала в динамических социально-экономических условиях, как в собственных жизненных интересах, так и в интересах общества (продолжение традиций, развитие науки, культуры, укрепление исторической преемственности поколений и т.д.).

Возможность осуществления этой цели открывается при наличии усиления внимания государства и общественности к повышению в образовании и воспитании растущего человека роли педагогики искусства. В этом контексте обращение к многоаспектной проблематике творческого развития и социализации современных школьников в процессе освоения театрального искусства актуально по ряду факторов - прежде всего значительностью педагогического потенциала театрального искусства в процессе воспитания растущего человека, что объясняется его синтетической природой, влияющей на характер и качество собственно педагогической работы, которая требует от педагога развитых способностей к эмоциональному воздействию на слушателей и зрителей, позволяя увлекать учеников собственным стремлением к самореализации в творческой деятельности. Кроме того, школьный театральный коллектив отличают особая внутренняя потребность его

участников в реализации творческих сил, стремление к самопознанию, творческому самовыражению в игре на сцене. Важным является объединение подростков в единый коллектив, сплоченный любовью к театральному искусству в школьном театре. Сегодня актуальными становятся возможности театрального искусства в профилактике различных деформаций в развитии и социализации подростков. Именно в этом возрасте происходят открытие «я», приобретение новой социальной позиции. Все это связано с тревожным состоянием, муками выбора, сомнениями, отрицанием авторитета взрослых. Создавая спектакль, подростки обретают культурный, коммуникативный, организаторский опыт, у них расширяется сфера познавательных интересов.

В логике данного диссертационного исследования, школьный театр представляет собой педагогически организованный социум, в котором у каждого подростка есть возможность проявить свои способности и при этом активно взаимодействовать с другими участниками для достижения общей цели в постановке спектакля. Творческая цель достигается совместными усилиями, но в то же время она является личным достижением каждого участника. Таким образом, в коллективной деятельности в школьном театре происходит формирование следующих качеств, обеспечивающих продуктивность творческого развития, органичность и устойчивость социализации: коллективная ответственность; умение взаимодействовать с другими членами театрального коллектива; активность, инициативность, стремление участвовать во всех делах школьного театра; мотив и готовность к творческой самореализации социально адекватными способами; соблюдение нравственно-этических норм (правил этикета, общей культуры речи, культуры внешнего вида).

Как показывают психолого-педагогические исследования, ведущей для развития и социализации подростков является прежде всего группа сверстников. В связи с этим представляется, что изучение особенностей процесса, протекающего в группе сверстников, связанных стремлением к творческой самореализации в театральной деятельности, важно и для раскрытия общих тенденций личностного становления современной молодежи, и для определения путей самореализации подростков в динамических социально-экономических условиях. Для изучения данной проблематики важны работы, в которых любительский театр рассматривается,

как самостоятельное явление художественной культуры (К.Л. Рудницкий и др.),

затрагиваются вопросы взаимодействия профессионального и самодеятельного театрального искусства (Л.Б. Шехтман и др.), развивается мысль о школьном театре как об особой школе педагогики, а также исследования, обращенные к проблематике актерской техники детского театра (Ю.И. Рубина, З.Я. Корогодский, А.Я. Михайлова и др.).

В диссертации был сделан анализ идей выдающихся театральных деятелей (К.С. Станиславский, В.Э. Мейерхольд, А.Д. Попов, Б.Е. Захава). Их положения о необходимости поддержки «ансамблевости» в театральном коллективе, создания истинно духовной атмосферы, соединения художественных достоинств спектакля с его глубоким содержанием - являются теоретическим фундаментом разработки педагогической системы творческого развития и социализации подростков в школьном театре. Значительное число исследований связано с педагогическими аспектами проблемы. Воспитанием и формированием личности участников студийных коллективов занимались Д.И. Тимофеев, С.Л. Штейн, М.О. Кнебель, педагогическим руководством деятельностью участников любительского театра -Н.А. Селянина, С. Л. Простак, Е. Ю. Сазонов, Н. М. Лебедева, Н. Н. Шевелев и др.

Различным аспектам творческого развития личности посвящены труды многих отечественных и зарубежных исследователей - философов, педагогов, психологов, социологов, культурологов. Среди них следует выделить работы по психологии творчества и развития творческих способностей личности Л.С. Выготского, С.Л. Рубинштейна, Б.М. Теплова, П.М. Якобсона, К. Роджерса, А. Маслоу, Е.К. Чухман и др. Проблемы творческого саморазвития молодежи исследовали В.И. Андреев, Г.М. Коджаспирова, Ю.Н. Кулюткин, И.Я. Лернер, В.А. Сластенин и др. Развитие творческого потенциала личности рассматривали Дж. Гилфорд, В.В. Давыдов, Н.С. Лейтес, К. Тейлор, Е. Торренс и др. Самореализация личности в творчестве рассматривалась в работах М.С. Кагана, С. Т. Шацкого и др. В специальной литературе получили научное обоснование различные критерии творческой активности личности в условиях самодеятельного театрального коллектива (труды Н.Ш. Владимировой, Т. А. Чеботаревской и др.). Педагогические условия раскрытия творческого потенциала специалиста в области театрального искусства анализировались А.В. Крюковой, Б. Г. Голубовским, Н. В. Бочкаревой и др.

В последнее время было проведено несколько диссертационных исследований, связанных с изучением различных аспектов развития и социализации молодежи в процессе освоения того или иного вида искусства в общем и дополнительном образовании. В частности, были рассмотрены использование театральных технологий в процессе обучения (В.М. Букатов, 2001); факторы социальной дезадаптации старших подростков (Н.В. Костылева, 2005), культуросозидающий потенциал досуга в развитии социальной активности подростков (Т.А. Турбина, 2007), условия и методы активизации восприятия произведений искусства у подростков с различным уровнем интеллектуального развития (Е.Н. Ильина, 2009).

Однако, несмотря на достаточно представительное количество работ, затрагивающих различные аспекты развития и социализации современной молодежи на разных возрастных этапах, особенности влияния на этот процесс театрального искусства не получили достаточного теоретического и методического обоснования. Кроме того, возможности школьного театра как сложного и многоаспектного направления в творческом развитии растущего человека изучены довольно фрагментарно.

Таким образом, было выявлено противоречие между наличием презентативных исследований в области развития и социализации подростков в ходе освоения искусства и отсутствием системных теоретических разработок и апробации педагогических технологий, форм и условий активизации педагогического потенциала школьного театра.

Это противоречие определило основную проблему данного исследования: Каковы основные условия эффективного творческого развития и социализации подростков в процессе освоения театрального искусства в школьном театре?

Необходимость решения выдвинутой проблемы обусловила выбор темы исследования: «Педагогическая система творческого развития и социализации подростков в условиях школьного театра».

Цель исследования - Обосновать особенности содержания работы с подростками в школьном театре и разработать педагогическую систему творческого развития и социализации подростков в процессе освоения театрального искусства.

Объект исследования - творческое становление личности современного

подростка в театральной деятельности общеобразовательной школы.

Предмет исследования - процесс творческого развития и социализации подростков в условиях школьного театра. Задачи исследования:

  1. На основании системного анализа психолого-педагогических, философских, культурологических, театроведческих исследований определить научно-теоретические основания творческого развития и социализации подростков в дополнительном художественном образовании.

  2. Выделить педагогические условия активного приобщения подростков к духовным и эстетическим ценностям театрального искусства и обретения устойчивой ценностной системы, пути саморазвития, самореализации в творческой деятельности.

  3. Выявить сферы педагогического сопровождения и условия реализации педагогической системы творческого развития и социализации подростков-участников школьного театра.

  4. Раскрыть необходимые педагогические средства (технологии, формы занятий, ситуации, тренинги) их продуктивной театральной подготовки; определить критерии и уровни творческого развития и социализации подростков в ходе освоения театрального искусства.

  5. Разработать методические рекомендации, способствующие апробации и внедрению в педагогическую практику системы творческого развития и социализации подростков в условиях школьного театра.

Гипотеза исследования. Творческое развитие и социализация современного подростка в процессе освоения театрального искусства будут эффективны, если:

будет сформирована эстетико-коммуникативная среда, в которой созданы условия для активного приобщения подростков к духовным и эстетическим ценностям театральной культуры.

будет реализована педагогическая система творческого развития и социализации подростков в условиях школьного театра, основанная на добровольном и самостоятельном выборе разнообразных форм творчества, расширении культурного кругозора, развитие мотивации на творческую самореализацию в театральной исполнительской деятельности.

будет проводиться постоянное психолого-педагогическое исследование

уровней творческого развития и социализации подростков на основе выделенных

критериев: устойчивость ценностной системы; самоорганизованность личности подростка; адекватность самооценки; готовность к работе в творческом коллективе. Методологическую основу исследования составили:

- концепции гуманистической педагогики (Я.А. Коменский, Л.Н. Толстой,
К.Д. Ушинский).

представления о творческом развитии личности как активном, «животворящем начале» в культуре (А.Ф. Лосев, Н.А. Бердяев, П.А. Флоренский);

- теории социализации и формирования социальной идентичности (Дж.Тернер);

научно-теоретические труды, посвященные закономерностям творческого развития человека (А. Г. Асмолов, М.С. Каган, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн, Б.М. Теплов);

исследования по психологии творчества (А. Бергсон, Дж. Гилфорд, В.В. Давыдов, И. Я. Лернер, П. К. Энгельмейер и др.);

положения о диалогическом характере творческого развития (М.М. Бахтин, М. Бубер, B.C. Библер и др.);

концепции Л.С. Выготского, Л. Колберга, Д.Б. Эльконина об особенностях психического развития в подростковом и динамике процесса прохождения возрастных кризисов на этом этапе онтогенеза;

- положения о необходимости поддержки «ансамблевости» в театральном
коллективе, создания истинно духовной атмосферы, соединения художественных
достоинств спектакля с его глубоким содержанием (К.С. Станиславский,
В.Э. Мейерхольд);

педагогические подходы к приобщению подростков к театральному искусству (М.О. Кнебель, З.Я. Корогодский);

теории организации культурного досуга (Ю.У. Фохт-Бабушкин, А.Д. Жарков и др.).

Для решения поставленных задач и проверки исходных положений исследования были использованы следующие методы: метод теоретического анализа работ отечественных и зарубежных педагогов, психологов, культурологов, социологов, философов, театроведов в аспекте проводимого исследования; системное изучение образовательного процесса в школьных театральных студиях;

экспериментальная апробация педагогической системы творческого развития и

социализации подростков в школьном театре; эмпирические методы (наблюдение, тестирование, опросы, видеозаписи, фотографии); метод экспертной оценки творческих проявлений участников театральных студий; статистические методы обработки материалов тестирования, анкетирования, интервьюирования; ретроспективный анализ собственной педагогической практики автора в качестве руководителя школьного театра в течение 7 лет.

Научная новизна. Научно обоснована педагогическая система творческого развития и социализации подростков-участников школьного театра, включающая взаимосвязанные и взаимодействующие факторы педагогического сопровождения, развитие мотивации подростков на творческую самореализацию, ценностных ориентиров, коммуникативных навыков, расширения их культурного кругозора и активизации творческой деятельности.

Ядром педагогической системы является создание эстетико-коммуникативной среды, способствующей организации общения, которое направлено на раскрытие эстетической ценности театрального искусства, его нравственного содержания, значимости театрально-исполнительской деятельности.

Выявлены важнейшие условия реализации воспитательного потенциала школьного театра в дополнительном художественном образовании: добровольный самостоятельный выбор разнообразных форм творческой деятельности в соответствии с интересами каждого участника школьного театра; свободное демократичное общение подростков между собой и с педагогами; педагогическая поддержка проявления инициативы в ходе создания спектакля; развитие готовности к творческой самореализации в театральном искусстве; проведение диагностики уровней творческого развития и социализации подростков.

Выделены направления активного приобщения подростков к духовным и эстетическим ценностям театральной культуры: индивидуализация театрально-исполнительской подготовки; развитие навыков самоорганизации; стимулирование проявлений инициативы; обеспечение общественного признания художественной и социальной значимости результатов деятельности школьного театра.

Определено, что реализация разработанной в исследовании педагогической

системы, технологии, форм занятий и тренингов способствуют развитию у

подростков навыков самостоятельного планирования культурного досуга; влияют на

изменение содержания и качества общения со сверстниками и взрослыми, которое становится интеллектуально насыщенным, эмоционально привлекательным и обретает ценностный характер. На занятиях в школьном театре подростки более глубоко осознают социальную значимость своей творческой деятельности, так как получают возможность экспонировать ее результаты в социуме, включая педагогическую и родительскую общественность, а также принимают участие в театральных фестивалях, благотворительных спектаклях и т.д.

Теоретическая значимость. Разработаны теоретико-методологические положения об особенностях творческого развития и социализации подростков в условиях освоения театрального искусства.

Дано определение понятию «творческое развитие и социализация подростков на основе освоения театрального искусства», которое трактуется как процесс активного приобщения к духовным и эстетическим ценностям театральной культуры и обретения устойчивой мотивации на самореализацию в творческой деятельности, которая имеет личную и социальную значимость. Уточнено в контексте исследования понятие «школьный театр» - это педагогически организованный социум, в котором у каждого подростка есть возможность проявить свои способности и при этом активно взаимодействовать с другими участниками для достижения общей цели в постановке спектакля.

Разработаны критерии творческого развития и социализации подростков: устойчивость ценностной системы; поведенческо-волевая готовность; сформированность мотива творческой самореализации в театрально-исполнительской деятельности в процессе подготовки спектакля; самоорганизованность личности; готовность к работе в творческом коллективе; адекватность самооценки; развитость навыков саморегуляции и рефлексии.

Практическая значимость исследования заключается в том, что для реализации разработанной педагогической системы создана технология творческой реализации художественно-образной идеи в коллективной деятельности подростков-участников школьного театра. Разработана и апробирована образовательная программа «Волшебный занавес (театр как инструмент развития личности и способ самовыражения)» и методические рекомендации к ней. Представлены творческие

задания, способствующие развитию воображения, концентрации, внимания, памяти.

Описаны традиционные и инновационные методы театральной подготовки подростков, направленные на повышение уровня их творческого развития и социализации (методы развития межличностного общения в коллективе; активизации творческой деятельности; создания развивающей эстетико-коммуникативной среды средствами театра, интерактивного обучения и др.). Даны содержательно-методические рекомендации по созданию педагогических условий творческого развития и социализации подростков на основе освоения театрального искусства в школьном театре. Результаты данного исследования могут быть использованы при подготовке студентов педагогических вузов и вузов культуры и искусства, а также на курсах повышения квалификации педагогических кадров в системе дополнительного художественного образования.

Достоверность исследования обеспечена методологической обоснованностью теоретических положений, применением методов, адекватных предмету, цели и логике исследования, положительными результатами внедрения разработанной автором педагогической системы творческого развития и социализации подростков в условиях школьного театра, успешной апробацией разработанных критериев и показателей творческого развития и социализации подростков.

Исследование осуществлялось в три этапа:

Первый этап (2009-2010 гг.). Изучение и анализ педагогической, психологической, культурологической и театроведческой литературы, освещающей типологические и специфические особенности освоения театрального искусства подростками, а также проблемы творческого развития личности средствами театрального искусства. Обоснование проблемы исследования, изучение степени ее разработанности, формирование программы эксперимента, определение направлений теоретического анализа проблемы. Второй этап (2010-2012 гг.). Научное обоснование, разработка и апробация педагогической системы творческого развития и социализации подростков в условиях школьного театра. Диагностика, сопоставление данных констатирующего и формирующего экспериментов. Создание дидактического обеспечения: разработка технологии, форм занятий, творческих тренингов и пр. Третий этап (2012-2013 гг.) - обобщение и систематизация эмпирических данных, результатов опытно-экспериментальной работы,

теоретического анализа проблемы творческого развития и социализации подростков в

условиях школьного театра. Оформление результатов диссертационного исследования.

Апробация и внедрение результатов исследования осуществлялись в следующих формах: а) непосредственная педагогическая деятельность в качестве руководителя школьного театра «Волшебный занавес» (ГОУ СОШ № 1279 г. Москвы); б) наблюдение за педагогической работой в ряде театральных студий в школах г. Москвы и Московской области, г. Днепропетровска (Украина), участие в театральных фестивалях и летних школах театрального искусства (г. Судак (Украина)); в) данные исследования освещались в выступлениях и докладах на всероссийских и международных конференциях и научно-практических семинарах: и др., а также на заседаниях лаборатории интеграции искусств ФГНУ «Институт художественного образования» РАО.

Опытно-экспериментальной базой исследования являются театральные студии в ГОУ СОШ №№ 1279 «Надежда XXI», «Волшебный занавес»., театр-студия «Импульс» Центрального Дома юношеского творчества «Истоки» г. Балашиха Московской области. В экспериментальной работе было задействовано 120 подростков-участников театральных студий, а так же преподавателей коллективов и руководителей школьных театров, участвующих в конкурсах и фестивалях (часть из них вошла в экспериментальную группу, часть - в контрольную группу). Сравнение результатов исследования творческого развития и социализации подростков в этих группах помогло более четко показать роль школьного театра в этих процессах - с одной стороны, и эффективность применения разработанной педагогической системы - с другой. В эксперименте принимали участие 12 преподавателей и группа экспертов из 10 человек.

На защиту выносятся следующие положения:

1. Воспитательное влияние школьного театра на творческое развитие и социализацию современных подростков обусловлено следующими факторами: а) школьный театр представляет собой педагогически организованный социум, в котором у каждого подростка есть возможность проявить свои способности и при этом активно взаимодействовать с другими участниками для достижения общей цели в постановке спектакля; б) в коллективной деятельности в школьном театре у подростков

формируются лично и социально значимые качества, обеспечивающие

продуктивность творческого развития, органичность и устойчивость социализации; в) участие в деятельности театрального коллектива компенсирует подросткам недостаток внимания к их потребностям в духовном росте, что позволяет корректировать различные деформации в их творческом развитии и социализации; г) на занятиях в школьном театре подростки более глубоко осознают социальную значимость своей творческой деятельности, так как получают возможность экспонировать ее результаты в социуме (участие в театральных фестивалях, благотворительных спектаклях).

  1. Эффективному творческому развитию и социализации подростков в школьном театре способствует реализация педагогической системы, включающей несколько взаимосвязанных и взаимодействующих сфер педагогического сопровождения развития мотивации подростков на творческую самореализацию, освоение ценностных ориентиров, коммуникативных навыков, расширение их культурного кругозора и активизацию творческой деятельности.

  2. Важнейшими условиями, обеспечивающими продуктивность внедрения данной педагогической системы в дополнительное художественное образование, являются добровольный самостоятельный выбор разнообразных форм творческой деятельности в соответствии с интересами каждого участника; свободное демократичное общение подростков между собой и с педагогами, которое имеет познавательный ценностный характер; педагогическая поддержка проявления инициативы в ходе создания спектакля; развитие готовности к творческой самореализации в театральном искусстве; проведение диагностики уровней творческого развития и социализации подростков.

4. К основным критериям творческого развития и социализации подростков в
школьном театре относятся устойчивость ценностной системы; поведенческо-волевая
готовность; сформированность мотива творческой самореализации в театрально-
исполнительской деятельности; результативность творческой деятельности в
процессе подготовки спектакля; самоорганизованность личности; готовность к работе
в творческом коллективе; адекватность самооценки; развитость навыков
саморегуляции и рефлексии.

Структура диссертации отражает логику, содержание и результаты

исследования. Диссертация состоит из введения, двух глав (включая 7 таблиц, 1

диаграмму, 2 графика и 2 схемы), заключения, списка литературы (309 источников на русском и английском языках) и приложений.

Похожие диссертации на Педагогическая система творческого развития и социализации подростков в условиях школьного театра