Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Школьный театр в системе культуры и образования Лапина Ольга Александровна

Школьный театр в системе культуры и образования
<
Школьный театр в системе культуры и образования Школьный театр в системе культуры и образования Школьный театр в системе культуры и образования Школьный театр в системе культуры и образования Школьный театр в системе культуры и образования Школьный театр в системе культуры и образования Школьный театр в системе культуры и образования Школьный театр в системе культуры и образования Школьный театр в системе культуры и образования Школьный театр в системе культуры и образования Школьный театр в системе культуры и образования Школьный театр в системе культуры и образования
>

Данный автореферат диссертации должен поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - 240 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Лапина Ольга Александровна. Школьный театр в системе культуры и образования : Дис. ... канд. пед. наук : 13.00.02 : СПб., 2000 168 c. РГБ ОД, 61:01-13/1562-3

Содержание к диссертации

Введение

Глава 1. Школьный театр в истории культуры (историко-проблемный экскурс) 14

1.1. К вопросу о природе и происхождении школьного театра (зритель и актер в театральном творчестве) 14

1.2. Школьный театр в истории культуры России XVII и XVIII ев 45

1.3. Педагогические проблемы школьного театра 60.

Глава 2. Школьный театр как проблема теории и практики современного образования 77

2.1 Становление личности ребенка в театральном творчестве 77

2.2 Театрализация как метод художественно-эстетического творчества 87

2.3 Методические принципы школьного театра 96

2.4 Школьный театр в учебном процессе 118

Заключение 132

Библиография 138

Приложение: авторские сценарии 157

Введение к работе

Российская школа переживает сегодня один из самых драматичных этапов своей истории. Разрушены структуры тоталитарного государства, а вместе с ними и отлаженная система управления образованием. Безнадежно устарели программы и учебники, "вопрос-ответная" методика передачи регламентированных знаний, умений и навыков. Педагоги и философы предлагают разнообразные концепции учебного процесса, учителя-новаторы - оригинальные методы и приемы обучения. Возникают разнообразные типы школ: государственных, частных, альтернативных. При этом вопрос о целях, содержании, методике обучения остается открытым и волнует не только отечественную школу, но актуален во всем мире (8, 71, 80 и др.).

Все более отчетливо в философско-культурологической литературе осознается необходимость строительства школы нового типа, отвечающей потребности общества в культурной личности, способной свободно и ответственно избрать свое место в этом противоречивом, конфликтном, динамично меняющемся мире. Видимо, речь идет о становлении новой педагогической парадигмы, нового мышления и творчества в образовательной сфере. Рождается школа "культуротворческого" типа, строящая единый и целостный учебный процесс как путь ребенка в культуру (9, 72 и др.).

В отличие от просветительской школы, транслирующей знания, новая школа имеет своей целью передачу культурного опыта поколений. А это значит - опыта жизни в культуре, общения с людьми, понимания языков культуры - вербального, научного, художественного. В такой школе, - и эта тенденция отчетливо нарастает сегодня, - особая роль будет принадлежать искусству, поскольку в его образах человечество отражается на всем протяже-

нии всемирной истории, а человек сегодняшний узнает себя в ликах прошлого.

В становлении культуротворческой педагогики возможности школьного театра трудно переоценить. Этот вид учебной деятельности широко и плодотворно использовался в школьной практике прошлых эпох, известен как жанр от Средневековья до Нового времени. Театр может быть и уроком и увлекательной игрой, средством погружения в другую эпоху и открытием неизвестных граней современности. Он помогает усваивать в практике диалога нравственные и научные истины, учит быть самим собой и "другим", перевоплощаться в героя и проживать множество жизней, духовных коллизий, драматических испытаний характера. Театр как явление, как мир, как тончайший инструмент художественного и общественного познания и изменения действительности представляет богатейшие возможности для становления личности подростка. Иными словами, театральная деятельность - путь ребенка в общечеловеческую культуру, к нравственным ценностям своего народа, путь к себе.

Школьный театр является средством развития творческих задатков и способностей подростка как в области восприятия и оценки произведений искусства, так и в собственном творчестве. Он развивает активность внимания, наблюдательность, умение фантазировать. Особенно большие возможности заложены в театральной работе со старшеклассниками. Именно в старших классах подростки начинают углубленно интересоваться вопросами искусства, моральными и эстетическими проблемами. В эти годы происходят поиски нравственных идеалов, критериев эстетических оценок явлений действительности. Возрастание общевоспитательного значения школьного театра для старшеклассников обусловлено и тем, что "самый эффективный "театральный" период для среднего и старшего школьного возраста - с 7 по 11 классы" (45,73). Именно

в этом возрасте обнаруживается серьезный интерес школьников к театру и наибольшая восприимчивость к воздействию драматического искусства.

В современной школе недостаточно реализуется развивающий й воспитательный потенциал школьного театра в результате целого комплекса причин. Многие из них обусловлены материальным состоянием школы, слабой технической оснащенностью всего педагогического процесса и особенно - предметов художественного цикла. Другие - связаны с методической организацией деятельности, с формальным использованием средств искусства на уроках. Содержательные возможности школьного театра школой не используются в полной мере, поскольку нет их достаточно полного, глубокого обоснования в педагогической науке, нет специально подготовленных кадров. К сожалению, сегодня школьный театр не более чем внеурочная "самодеятельность", некое "отвлечение-развлечение". И связано это более всего с ориентацией школы на сообщение знаний, развитие интеллекта, а не личности подростка во всей полноте ее качеств. Это приводит к формированию "технократического мышления" учащихся, к обеднению их воображения, ограниченности фантазии, как основ творчества, что, в свою очередь, отражается и на общем развитии личности, снижает ее художественно-творческую активность, сказывается на мировоззрении школьников. Основная причина невостребованности школьного театра в специфике тоталитарной педагогической парадигмы, где ребенок выступает в качестве пассивного объекта обучения. Возрождение школьного театра как активной образовательной формы деятельности - необходимость педагогики гуманистической, ориентированной на становление личности.

В процессах рождения новой школы, педагогики совместного поиска, "целостного человека", осваивающего мир всем комплек-

сом своих возможностей - пластикой, голосом, словом и другими -школьный театр может и должен стать активным средством обучения, важнейшим компонентом учебно-воспитательной деятельности школы.

'Разработка методики школьного театра, органично включенного в учебный процесс, сегодня становится актуальной педагогической потребностью. При этом важно подчеркнуть, что речь идет не об эпизодических приемах, а о системе методов превращения образовательного движения личности в процессе ее активного вхождения в культуру. Понятно, что эта система должна опираться на выверенную современную философско-психологическую концепцию личности, становящейся в культуре, "идею соотнесенности фило- и онтогенеза"(14,103).

На основании многолетней работы в школе, автор предлагаемой диссертации осознает острую необходимость теоретического осмысления собственной практики. На протяжении шести лет автор являлся руководителем музыкально-поэтического театра "Поиск", организованного на базе СПТУ-43 пос.Сиверский Ленинградской области. В театре занимались не только учащиеся всех курсов СПТУ, но и старшеклассники двух школ поселка. Разнородность состава участников обусловила и специфику работы с этим сложным коллективом, которая заключалась: в умении найти индивидуальный подход к каждому "театралу"; в знакомстве с различными с различными видами искусства: музыкой, литературой, живописью, хореографией; в правильном выборе репертуара театра; в построении каждого спектакля по законам жанра и многое Другое.

За шесть лет родилось семь спектаклей. Это были и музыкально-поэтические композиции, и документальный спектакль, и эстрадные шоу, и сатирическая сказка. В приложении предлагают-

ся три авторских сценария: "Добро и зло", "Любовь-поэзия, любовь-музыка", "Гатчинская пушкиниана".

Кроме того, автор - директор Санкт-Петербургского Центра "Театр и школа", целью создания которого является: взаимодействие театра и школы, реализуемое путем органичного включения театральной деятельности в учебный процесс школ города; включение в творческий процесс детей и учителей, формирование школьных театральных коллективов и их репертуара с учетом возрастных особенностей участников, а также содержания учебного процесса; взаимодействие профессиональных театров со школами, разработка театральных абонементов, ориентированных на учебный процесс.

Несмотря на то, что жанр диссертационного исследования предполагает движение от общего к частному, от теории к практике, в опыте автора это движение было обратным, отсюда логика и структура исследования.

Разработка концепции целостного учебно-воспитательного процесса, предполагающего единство образования (воспитания, обучения и развития), требует рассмотрения проблем школьного театра на целевом, содержательном и организационно-методическом уровнях. Структура данной диссертационной работы строится в соответствии с этими задачами. Учитывая потребности практики, а также недостаточную разработанность вопроса о роли школьного театра в учебном процессе, можно утверждать актуальность избранной темы: Школьный театр в системе культуры и образования.

Школьный театр - форма образовательной художественно-эстетической деятельности, отвечающая потребности культуры в самосохранении и развитии. Школьный театр - феномен культуры и образования, проблема педагогической теории и практики рас-

сматривается в диссертационном исследовании как методическая система, органично включенная в целостный учебный процесс.

Предлагаемое исследование носит междисциплинарный характер, поскольку в нем школьный театр предстает в качестве элемента художественной культуры (историко-культурологический аспект), как форма художественно-эстетической деятельности (искусствоведческий аспект), а так же как комплекс психолого-педагогических и методических проблем. Понятно, что каждый из этих подходов может быть использован в самостоятельном локальном исследовании. Автор данной работы видит свою задачу в том, чтобы прояснить культу ротворческую роль школьного театра в учебном процессе, исследовать его возможности в становлении личности подростка и актуализировать этот вид учебно-воспитательной работы в современной школе.

Междисциплинарный и комплексный характер исследования предполагает соответствующую комплексную методологическую базу. В нем используются: историко-культурологичекий, философ-ско-аксиологический, системно-деятельностный, психолого-педагогический подходы, которые обосновывают понимание школьного театра как явления культуры, личности как становящейся целостности и образовательного процесса как целенаправленной деятельности, вводящей личность в культуру. Психолого-педагогический подход служит обоснованию процессов личностного становления учащихся и является методологической базой для определения методики организации театральной деятельности как учебного процесса. Школьный театр рассматривается как художественно-эстетическое творчество и форма образовательной деятельности в его теории, истории и практике.

Предметом анализа в первой части работы становится генезис школьного театра, который органичен историческому движению театра как вида искусства в его сущностном отношении "актер-

зритель". Именно в этих взаимоотношениях и реализуется воспитательно-просветительская функция театра. Такая логика исследования приводит к важному выводу о синкретичном присутствии, а затем и рождении школьного театра как самостоятельного жанра театрального творчества в системе культуры и образования, о его актуальности для современной культуротворческой педагогики.

Во второй части работы школьный театр рассматривается в учебно-воспитательном процессе, определяются конкретные условия его эффективного функционирования, обосновываются его методические принципы.

Диссертационное исследование развивалось в методологии "восхождения" от методов фиксированного наблюдения (сопоставления, анализа различных проявлений личности подростка - характера, интересов, потребностей, интеллекта, воображения, вкусов) - к теоретическому обобщению, к выводам о культуротворческой миссии школьного театра в становлении личности, о его роли в системе культуры и образования.

В связи с междисциплинарным характером исследования и особенностями его методологических оснований особую сложность представляет анализ литературы, освещающей заявленную проблему. Здесь можно выделить три основных группы источников: историко-теоретические исследования о театре вообще и школьном театре, в частности; педагогическая литература о театральной деятельности детей и методические пособия, включающие частные рекомендации.

Чрезвычайно обширно и достаточно глубоко обследован театр как вид искусства в его историко-культурных проявлениях, социально-психологических и эстетических функциях, многообразии видовых и жанровых форм, в аспектах режиссерского и актерского творчества (102, 105, 107, 108, 113, 115 и мн. др.). Для нашей темы здесь особый интерес представляют исследования, освещающие

социально-психологическую природу театрального творчества, в особенности его воспитательно-просветительские возможности (120, 124, 125, 132). Характер взаимоотношений "актер-зритель" изменяется в зависимости от жанрово-видовой специфики театрального зрелища с одной стороны и от социально-исторических условий - с другой. Поэтому автор с необходимостью обращается к обширной историко-театроведческой литературе.

Следует отметить актуальные для диссертанта работы, посвященные жанру школьного театра в истории отечественной педагогики. Энциклопедистом школьного театра современники называли Н.Н. Бахтина, многочисленные труды которого еще ждут своего исследования (145, 146, 147, 148, 149, 150). Не менее обширная группа теоретических исследований - педагогическая литература о театральной самодеятельности школьников, которая рассматривается как вспомогательно-иллюстративная по отношению к традиционным учебным предметам (литературе, истории) или как внеурочная самодеятельность (180, 185, 192, 193, 208, 231 и др.). В этой группе исследований для нас представляют интерес работы, освещающие вопросы режиссуры в детском театре, психолого-педагогические аспекты театрального творчества детей (207, 232, 236, 283 и др.), а также исследования историко-педагогического характера (151, 152, 156, 162, 163, 172, 175, 176 и др.).

Большинство исследований посвящены младшему и среднему возрасту, лишь несколько работ в некоторой степени затрагивают проблему педагогического воздействия школьного театра на учащихся старших классов (283, 288).

Значительный вклад в разработку проблемы воспитания детей средствами театра внесли - в теории - И.Л. Любинский (237, 238, 239, 240), Г.К. Осипова (253, 254, 255), Б.Н. Нащекин (243, 244, 245, 246, 247); в практической деятельности - Н.И. Сац, Е.Ю. Сазо-

нов, О.А. Пермяков, Т.Л. Арабова, Е.Г. Сердаков, И.Н. Гостева, М.И. Кислов и многие другие.

В большинстве публикаций авторы рассматривают процесс работы только над художественно-драматическими произведениями, тогда как на школьной сцене могут быть поставлены спектакли различных жанров: литературные, музыкальные, документальные и т.д. Каждому из них присуща своя специфика, требующая особого рассмотрения и методических разработок.

Анализ научно-методической литературы, так или иначе касающейся школьного театра, показывает, что слабо освещены и недостаточно разработаны такие проблемы школьной театральной деятельности как: соответствие принципов работы школьного театра возрастным психологическим особенностям старшеклассников; художественно-педагогические принципы постановки школьных спектаклей с учащимися старших классов; принципы формирования школьного театрального репертуара и педагогические требования к нему; особенности деятельности педагога-режиссера школьного театра.

Описанное состояние избранной для диссертационного исследования проблемы позволяет определить его цели, задачи и структуру.

Цель исследования - обогащение учебно-воспитательного процесса современной школы средствами театрального творчества, методикой театральной педагогики, активно ориентированной на становление культурной личности.

Объект исследования - школьный театр как вид художественно-эстетического творчества, принадлежащий одновременно художественной культуре и образованию.

Предмет исследования - театральное художественно-эстетическое творчество как средство развития личности в образовательном процессе.

В процессе исследования выдвинута гипотеза:

школьный театр как традиция отечественной культуры и образования и средство нравственно-эстетического воспитания, возвращенный современной школе, может способствовать построению Целостного учебного процесса, ориентированного на становление личностной нравственно-эстетической культуры учащихся, если строить работу школьного театра в соответствии с возможностями этого вида деятельности:

рассматривать школьный театр как важную составную часть учебно-воспитательного процесса в школе, как средство достижения ее культуротворческих целей;

видеть в театральной деятельности средство удовлетворения и развития познавательно-творческих потребностей и гармонизации личностных интересов подростков в совместной художественно-эстетической деятельности;

организовывать работу школьного коллектива "по законам жанра", т.е. методически грамотно решать каждый из этапов художественно-эстетической работы с детьми в процессе организации коллектива, подбора репертуара и так далее;

учитывать необходимость специальной подготовки педагога-режиссера школьного театра.

Соответственно заявленной гипотезе, диссертационное исследование строится следующим образом:

школьный театр как форма образовательной художественно-эстетической деятельности рассматривается в историко-культурном контексте как традиция отечественного просвещения, с целью определения его собственных возможностей и целей;

исследуется история и теория школьного театра как педагогическая проблема;

- анализируются некоторые аспекты практики школьного театра, проблемы его методики, на основании экспериментальной работы автора.

При этом каждый из разделов диссертации имеет свои конкретные задачи:

  1. Определение актуальности проблемы и ее современного состояния на основе анализа обширной историко- культурологической, театроведческой, психолого-педагогической и методической литературы.

  2. Выявление социально-психологических функций и возможностей школьного театра как вида художественно-эстетической и учебной деятельности в его историко-культурном движении и становлении.

  3. Определение способов и форм включения школьного театра в учебно-воспитательный процесс, выявление развивающего, образовательно-воспитательного потенциала школьного театра в условиях эксперимента с целью разработки конкретных методик.

Работа состоит из введения, двух глав, заключения, библиографии и приложения: сценариев авторских спектаклей.

К вопросу о природе и происхождении школьного театра (зритель и актер в театральном творчестве)

Школьный театр - особая форма образовательной художественно-эстетической деятельности, принадлежащая одновременно искусству и образованию, и, чтобы понять его природу, следует рассмотреть этот феномен в двух аспектах: среди театрально-художественных форм и в системе педагогической практики.

Обращаясь к определению места школьного театра в художественной культуре, рассмотрим особенности социального функционирования театра как вида творчества в истории культуры, поскольку этот подход позволит приблизиться к пониманию собственных задач школьного театра.

Способность моделировать жизнь и вводить человека "сквозь" эту модель в мир культуры - определяют театр как социо-культурный феномен. "Театр - могущественная сила для душевного воздействия на толпы людей, ищущих общения. Театр может развивать и облагораживать эстетическое чувство общества, и это тем более важная культурная миссия, что развитие эстетического чувства человека -одно из немногих земных средств, приближающих нас к небу" (134,361). Театр напоминает человеку об истинно сущем его бытии, о многообразии связей, в которые включен человек с момента своего рождения. Театр как познание мира, как самопознание человека дает целостное представление о мире и служит самоопределению в нем.

Соединяя в себе и литературно-драматургическую основу, и непосредственное действие, и общение со зрителем в живом процессе актерской игры, театр способен передавать закономерности бытия в чувственно зримой, эмоционально воздействующей форме. Осмыслить мир, увязывая прошлое, настоящее и будущее в целостный опыт человечества и каждого человека, установить закономерности бытия и предвидеть грядущее, ответить на вечные вопросы: "Кто мы?", "Зачем и для чего живем на Земле?" - всегда пытался театр.

Можно образно представить себе театральное искусство как царство особых зеркал, в которые смотрится человек. В отражениях он узнает себя, свое окружение, свой мир, узнает свои поступки, желания, стремления. Он как бы включается в представление, начинает жить жизнью героев драмы или комедии, начинает глядеть на себя со стороны. И познав глубже, благодаря определенному отстранению, себя, мотивы своих действий, закономерности бытия, меняется, находит внутренние ответы на мучающие его вечные вопросы жизни и смерти, смысла человеческого существования, смысла мира.

Знаменитый французский режиссер и актер Дюллен писал: "Если театр хочет сохранить свое место в социальной структуре общества, которое давно и мучительно вынашивает новые формы, он должен сам выдвигать и решать новые задачи".

Драматург, режиссер, актер говорят зрителю со сцены: "Вот как мы это ощущаем, как чувствуем, как мыслим. Объединись с нами, воспринимай, думай, сопереживай - и ты поймешь, что такое на самом деле жизнь, которая окружает тебя, что ты есть на самом деле и каким ты можешь и должен стать.

Театр - это "вторая действительность", порожденная художественным мышлением, сохраняющая в особой форме чувственную полноту и конкретно-социальную достоверность представляемого. Но в спектакле всегда присутствует элемент разъяснения - либо в тексте (реплики хора, текст от автора, резонерствующие персонажи, интермедии), либо в самом сюжетно-драматургическом построении, подтексте, - вводящий зрителя в сферу философского осмысления бытия, глубочайших проблем жизни и смерти, общественного долга. Театр предстает поэтому в некоторой степени "объяснительной моделью мира" и одновременно своеобразным началом, активизирующим сознание и волю людей, пробуждающим в них социальную действенность. В этом смысле театр всегда "учитель жизни" и самое существование школьного театра ему соприродно.

Театр в разные эпохи развивался с разной степенью интенсивности: в одних случаях он оказывался на авансцене культуры, в других - отходил на задний план. Так в XVII-XVIII вв. театр активно влияет на другие искусства; в XIX - начале XX столетия сцена уступает лидирующее место литературе и музыке, попадая под влияние повествовательных форм литературы, живописи, а в последнее время - кинематографа.

Школьный театр в истории культуры России XVII и XVIII в

Школьный театр как особая проблема имеет свою собственную историю в отечественной и зарубежной педагогической мысли и практике.

Накопление фактического материала, разработка общих и частных вопросов истории и теории театра привели к созданию обобщающих трудов. В блестящей монографии "Школьный театр и драма. Иезуитские сцены XVII в." Я. Оконь в многочисленных аспектах рассмотрел школьный театр на фоне культуры XVII века. Стремясь представить дошедшие до нас драматические произведения как театральные, он показал театр и как часть общеобразовательной программы и как часть городской культуры, связанной с другими видами искусства.

Школьным театром в России долгое время не занимались. Исследователей больше интересовал народный театр, первые пьесы русского придворного театра. Тем более знаменательным оказался выход в свет совместной работы В.Д. Кузьминой и И.М. Бадалича "Памятники русской школьной драмы XVIII века", М.,1968. Почти одновременно с ней появились работы О.А. Державиной, которая много внимания уделила сопоставительному анализу сюжетов школьной драмы (К вопросу сравнительно-исторического изучения европейской и русской драматургии XVII в. В кн.: Славянские литературы, М.,1968; Она же: Ранняя русская драматургия. XVII - первая половина XVIII в., М.,1972).

Возрождение интереса к школьному театру вызвало к жизни переиздание его текстов и новую интерпретацию их, новое освещение места школьного театра в системе русской культуры, русского театра в серии книг, объединенных общим названием "Русская ранняя драматургия". А.Н. Робинсон, О.А. Державина и другие авторы поставили перед собой задачи проследить историю зарождения и развития русского театра, его отдельных видов. Один том, целиком посвященный школьному театру, открывается статьей А.С. Демина "Эволюция московской школьной драматургии", где содержатся интереснейшие наблюдения над поэтикой драмы - над ее аллегоричностью, абстрактностью, симметричностью, музыкальностью ее композиции.

До последнего времени исследователей школьного театра прежде всего занимала не его эстетическая функция, а общественная, в частности, дидактическая. В первую очередь этот театр расценивался как часть педагогической программы, главной целью которого было обучение и воспитание. Если и шла речь о его художественном облике, то почти всегда в отрицательном аспекте. Театр обвиняли в однообразии, риторичности, его драматургов - в плагиате.

Русский исследователь П.О. Морозов, много внесший в изучение русского школьного театра, в то же время утверждал, "что, связанные тесными рамками учебных целей и неподвижной схоластической пиитики, школьные действа могли развиваться только количественно, а не качественно; если между их авторами и встречались люди не без таланта, то и они, не отступая от учебника, должны были соблюдать условную форму, которая всецело подчинила себе содержание, и, следовательно, не могли быть самостоятельными".

Суждения подобного рода были возможны, так как не учитывалась двойственная природа школьного театра. С одной стороны, он, действительно, был театром, с другой - чем-то вроде наглядного пособия по поэтике и риторике, что порождало, конечно, множество несовершенных пьес. Кроме того, долгое время театральные тексты не отделялись исследователями от ораторских. Очень многие пьесы на самом деле представляли собой упражнения в ораторском искусстве, были переходными формами от искусства красноречия к искусству театра. Эти формы (диалоги, декорации) и смешивались с драматическими произведениями, что приводило к отрицательным суждениям о достоинствах театра в целом.

Во второй половине XVII века Ян Амос Коменский сформулировал "Законы хорошо организованной школы". Под цифрой девять в этом труде значилось: "Законы о театральных представлениях", которые "очень полезно давать в школах" (167,с.239).

В России традиции школьного театра начали складываться в первой половине XVII века в училищах, которые создавали "братства", выступавшие за национальную самобытную культуру, язык, литературу и бытовой уклад.

Становление личности ребенка в театральном творчестве

Понятие "театрализация" широко бытует в современной театроведческой и педагогической литературе, однако употребляется в различных смыслах. Для данного диссертационного исследования оно имеет ключевое значение, поэтому следует предварительно оговорить принятое здесь его содержательное наполнение.

Театрализация - художественно-эстетическое, игровое действо, предполагающее сознательное и активное перевоплощение в "другого", ролевое вхождение в заданную среду. В таком смысле театрализация - педагогический прием, который реализуется как комплексная методика, синтезирующая в себе художественное и педагогическое начало.

По проблемам театрализации в последние годы появилось несколько исследований (198, 202, 203). Э.В. Вершковский рассматривает театрализацию как прием с точки зрения генезиса театра (198). Д.М. Генкин подчеркивает, что такие театрализованные формы предполагают "синтез художественного вымысла и действительности, рождающий новое, неповторимое, документально-художественное действие" (202, 91). В некоторых работах (Е.К.Чухман, А.П.Ершова) речь идет о включении театрализации в учебный процесс. На наш взгляд, необходимо рассмотреть театрализацию как педагогический прием, как творческий художественно-эстетический метод, направленный на организацию игрового действа.

В исследованиях по проблемам театрализации (198, 202, 203) утверждается, что отличие театрализации от театра заключается прежде всего в отсутствии рампы между актером и зрителем. Но, как известно, это один из признаков фольклорных форм художественного творчества, в котором получили непосредственное продолжение традиции художественно-игрового синкретизма древней культуры. Синкретизм проявлялся в нерасчлененности жизни-искусства и в полифункциональности самого искусства.

Комплексность театрализации состоит: в игровом обучении культуре эмоций; в самопознании (себя через другого); в выражении (маске) другого, в средствах художественной выразительности. Следует видеть различия понятий "театр" и "театрализация". В первом случае - художественная деятельность, особый вид искусства. Во втором - эстетическое (игровое) включение в условную среду с образовательно-воспитательной целью. Комплексность театрализации определяется: спецификой педагогическо-режиссерского замысла, его целями и задачами; потребностями, интересами, способностями детей, задачами учебного материала; спецификой поэтики и структуры театрально-игрового действа.

Замысел театрализации рождается у педагога-режиссера от его собственных "болевых" точек, от желания передать ученикам накопленный опыт и знания, помочь им найти ответы в простой и доступной форме. Другим импульсом к появлению замысла может стать учебный материал: сказки, романы, повести. Таким толчком может оказаться конкретная нравственная ситуация в классе, школе, стране.

Замысел предполагает четкое осознание цели, тактических и стратегических задач, поэтому необходима соответствующая подготовка педагога-режиссера, который должен владеть профессиональными навыками, знанием законов театрального искусства.

Важный момент, предваряющий игровое действо - выбор и театрализованная интерпретация сюжета, которая предполагает особое сценическое видение, видение мизансцен, понимание эмоционального строя будущего игрового действа, осознание доминирующего настроения действа (героическое, романтическое, ироническое, трагическое и пр.). Но главное в определении замысла - четкое представление о потребностях и интересах детей, тех, кому предстоит включиться в это действо.

Вышеперечисленные компоненты представляют собою готовность педагога-режиссера к работе с детьми.

Следующий компонент театрализации - работа над сценарием. Если в собственно театре как виде искусства сценарий - дело профессионалов, то в педагогическом варианте наиболее эффективно коллективное творчество, работа над сценарием содержит в себе элемент театрализации.

Театрализация не может существовать без сценарной основы, которая чаще всего предполагает тематический отбор существующих художественных образов (реже - создание новых художественных образов), соответственно конкретной -педагогической программе, соединение их между собой сценарным ходом и их композиционное выстраивание по законам драматургии.

Игра как таковая начинает осуществляться с начала создания сценария, ибо он не всегда предлагается в готовом виде будущим участникам данной театрализации, а творится ими же под руководством педагога-режиссера.

Мы считаем наиболее в этом плане эффективным следующий подход: участники театрализованной композиции получают роли, самостоятельно разрабатывают правила своего игрового поведения, а затем начинается коллективный поиск сценарного хода, направляющего композицию в необходимое с педагогической точки зрения русло. Театрализовать материал - это значит выразить его содержание средствами театра. Но нельзя забывать, что театр диктует два условия: организацию сценического действия (зримое раскрытие драматургического конфликта) и создание художественного образа.

Похожие диссертации на Школьный театр в системе культуры и образования