Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Педагогические условия развития познавательной активности учащихся в процессе начального специального музыкального образования Ануфриева Наталья Ивановна

Педагогические условия развития познавательной активности учащихся в процессе начального специального музыкального образования
<
Педагогические условия развития познавательной активности учащихся в процессе начального специального музыкального образования Педагогические условия развития познавательной активности учащихся в процессе начального специального музыкального образования Педагогические условия развития познавательной активности учащихся в процессе начального специального музыкального образования Педагогические условия развития познавательной активности учащихся в процессе начального специального музыкального образования Педагогические условия развития познавательной активности учащихся в процессе начального специального музыкального образования Педагогические условия развития познавательной активности учащихся в процессе начального специального музыкального образования Педагогические условия развития познавательной активности учащихся в процессе начального специального музыкального образования Педагогические условия развития познавательной активности учащихся в процессе начального специального музыкального образования Педагогические условия развития познавательной активности учащихся в процессе начального специального музыкального образования
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Ануфриева Наталья Ивановна. Педагогические условия развития познавательной активности учащихся в процессе начального специального музыкального образования : Дис. ... канд. пед. наук : 13.00.02 : Москва, 2005 247 c. РГБ ОД, 61:05-13/1097

Содержание к диссертации

Введение

ГЛАВА I. Познавательная активность учащегося-музыканта как предмет философско-педагогического анализа 12

1.1. Аспектний подход к понятию «познавательная активность» в области педагогики музыкального образования 12

1.2. Познавательная активность в европейской философской традиции 19

1.3. Музыкальное искусство как источник познавательной активности личности 39

ГЛАВА II. Познавательная активность в организации и содержании учебно-воспитательного процесса на начальной ступени специального музыкального образования 55

2.1. Познавательная активность учащегося-музыканта в процессе осуществления концепции непрерывного развития личности 55

2.2. Системный подход в развитии познавательной активности учащегося-музыканта и создании условий для осуществления концепции непрерывного развития личности в учебно-воспитательном процессе 73

2.3. Принципы взаимодействия учителя и учащегося-музыканта в созданий педагогических условий для формирования и развития познавательной активности в новой образовательной парадигме 85

2А Механизмы формирования и развития познавательной активности учащегося-музыканта в учебно-воспитательном процессе... 104

ГЛАВА III. Организация и содержание опытно-эксцериментальной работы но изучению проблемы развития познавательной активности учащихся в процессе начального специального музыкального образования 112

3.1. Подготовка экспериментальной базы и педагогического коллектива к проведению опытно-экспериментальной работы .. 113

3.2. Внедрение и проверка эффективности разработанных форм и методов развития познавательной активности учащихся-музыкантов на основном и заключительном этапе опытно-экспериментального

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 147

БИБЛИОГРАФИЯ 153

Введение к работе

Воля, которая стремится к познанию, никогда не удовлетворяется оконченным делом.

Дж. Бруно.

Актуальность исследования. Современные условия коренных преобразований в области социально-экономического, политического и культурного развития России, обусловили возникновение инновационных процессов в системе образования, направленных на максимальную демократизацию, альтернативность, вариативность, личностное становление учащихся, развитие у них познавательной активности, мотивации к обучению, возвышение духовных потребностей и возможностей их удовлетворения. Основной задачей и общего, и музыкального образования на современном этапе является решение проблемы гуманизации: обращение к личности, к ее духовному становлению, к созданию педагогических условий для постоянного самосовершенствования и саморазвития.

Современному учителю необходимо преодолеть основой порок старой школы - ее «обезличенность» (Э.Днепров), обеспечить поворот школы к ребенку, научиться уважать его личность, достоинство, понимать и принимать его личностные цели, запросы и интересы, развивать в нем познавательную активность, устремленность к новому знанию, к постижению мира и себя в этом мире. Это является непременным условием обеспечения максимально благоприятных условий для раскрытия и развития способностей ребенка, выявления его дарований, самобытности, создания почвы для его самоопределения и самореализации.

Гуманизацию школы, осуществление аксиологического подхода к процессу образования можно рассматривать как ключевой момент нового педагогического мышления, требующий пересмотра, переоценки всех компонентов педагогического процесса в свете их «человекообразующей функции» (А.Орлов). Радикально меняя саму суть и характер этого процесса, ставя в центр ребенка как высшую ценность, гуманизация основным

4 смыслом образования объявляет создание условий для всестороннего развития ученика, а мера этого развития выступает как мера качества работы учителя, школы, всей системы образования. Проблема личностного и профессионального развития неразрывно связана с уровнем познавательной активности учащихся, с созданием образовательной среды, способствующей постоянному увеличению жажды познания, обусловливающей непрестанно возникающие дополнительные возможности духовного роста.

Вся история существования человечества, его эволюции, проявления саморазвивающейся сущности неразрывно связаны с процессом познания. Проблема познания и познавательной активности личности находится в центре философской мысли с древнейших времен (Анаксагор, Аристотель, Сократ, Платон и др.) и по сегодняшний день (Б.Ананьев, А.Ахиезер, М.Вебер, М.Каган и др.). На современном этапе общественного и культурного развития перед философами, социологами, педагогами все острее стоит вопрос о нравственной стороне познавательной активности, о необходимости соединения познания с личностным осмыслением и оценкой процессов, происходящих в окружающем мире. Это ставит перед педагогами сложные и ответственные задачи воспитания личности, чья познавательная активность позитивна, созидательна, направлена во благо человека, а не на разрушение его естественной среды обитания.

Проблема познания и познавательной активности затрагивается в ряде современных педагогических трудов (Ю.Бабанский, Б.Гершунский, В.Сластенин, СХХомерика и др.), а также в работах, посвященных организации и содержанию музыкального образования (Э.Абдуллин, Л.Арчажникова, А.Базиков, З.Бакирова, Г.Коломиец, А.Малюков и др.). В этих работах выявлена непосредственная взаимосвязь формирования и развития познавательной активности учащихся с обеспечением эффективности всего учебно-воспитательного процесса, сформулирована и обоснована необходимость в условиях модернизации современной образовательной системы поиска новых путей, определяющих постоянно

5 возрастающий интерес к познанию и рождающих познавательную активность у учащихся. Однако, несмотря на значительное количество работ, посвященных проблеме познания и познавательной активности в учебно-воспитательном процессе, фаза начального специального музыкального образования как фундамента и профессионального, и духовного развития будущего музыканта, значение музыки как источника познавательной активности, стимулирующего и музыкальные, и общие способности является недостаточно изученной.

Работа с одаренными детьми в процессе начального специального музыкального образования, когда закладываются основы их личностного и профессионального роста, требует создания педагогических условий, направленных на всесторонне гармоничное становление учащихся, поскольку одаренность - это готовность к развитию в разных направлениях (Б.Г.Ананьев). Одаренность человека создает основу для формирования и общих, и профессиональных способностей, открывает широкую перспективу духовного развития. Талант - явление многостороннее, связанное с волей и личностью человека. Соотношение в процессе образования развития общих и специальных способностей - это фундаментальная проблема, чрезвычайно значимая для педагогики. Основополагающим фактором одаренности является склонность к труду, умственному напряжению (Н.С.Лейтес), что неразрывно связано с познавательной активностью как стимулом, определяющим направленность познавательной деятельности.

Цель исследования:

определение педагогических условий, необходимых для развития познавательной активности личности в начальном специальном музыкальном образовании.

Объект исследования: учебно-воспитательный процесс на начальной ступени специального музыкального образования.

Предмет исследования: формы и методы развития познавательной активности учащихся-музыкантов в процессе начального специального музыкального образования.

Задачи исследования:

рассмотреть различные аспекты (философский, психологический, педагогический) проблемы развития познавательной активности в становлении личности учащегося-музыканта, выявить и проанализировать роль познавательной активности на начальном этапе специального музыкального образования;

проанализировать значение музыки как источника познавательной активности учащихся, определить принципы организации учебно-воспитательного процесса на начальной ступени специального музыкального образования, необходимые для создания педагогических условий, способствующих развитию познавательной активности учащихся;

разработать и внедрить в теорию и практику учебно-воспитательного процесса в начальном специальном музыкальном образовании формы и методы, направленные на развитие познавательной активности учащихся-музыкантов;

- определить параметры и критерии уровней познавательной
активности учащихся в музыкально-педагогическом процессе,
экспериментально проверить целесообразность созданных педагогических
условий, эффективность разработанных форм и методов учебно-
воспитательной работы на начальной ступени специального музыкального
образования.

Методологическую основу исследования составили научные труды, освещающие:

- философский аспект проблемы познания (Аристотель, С.Абачиев,
Э.Гуссерль, МКаган, ИКант, Б.Кедров, А.Леонтьев, КЛоппер, В.Франк,
А.Щербакова, Г.Щукина и др.);

- общие вопросы управления и развития современной школы
(Ю.Днепров, А.Орлов, М.Кларин, М.Поташник, Т.Шамова, В.Филиппов и

др-);

необходимость совершенствования и модернизации системы музыкального образования (Э.Абдуллин, А.Базиков, В.Горлинский, Д.Кирнарская, А.Малюков, Т.Мариупольская, Г.Маяровская, Б.Целковников, А.Щербакова, А.Якупов и др.);

проблемы педагогики и психологии развивающего обучения (О.Апраксина, А.Асмолов, А.Бодалев, Е.Бондаревская, Дж.Дьюи, В.Загвязинския, В.Зинченко, А.Каузова, Г.Цыпин и др.);

теоретическое обоснование новых подходов к организации и содержанию образования (Ю.Бабанский, В.Беспалько, А.Вербицкий, Б.Гершунский, В.Леднев, ГГ.Пидкасистый, А.Радугин, М.Скаткин, В.Сластенин и др.);

проблемы развития творческой индивидуальности, сотворчества учителя и ученика в педагогике музыкального образования (Э.Абдуллин, Л.Баренбойм, Е.Бодина, В.Ражников, Б.Целковников, Г.Цыпин, А.Щербакова

и др.);

- психологические аспекты развития личности (Б.Братусь, Ф.Василюк,

К.Изард, А.Орлов, Е.Рогов, К.Изард, Л.Рубинштейн, Д.Фельдштейн и др.);

психологию искусства и музыкального восприятия (Л.Выготский, Г.Иванченко, В.Медушевский, А.Мелик-Пашаев, Е.Назайкинский, В.Петрушин, М.Старчеус, Г.Тарасов и др.);

сущность системного подхода в науке и педагогике ( В.Аршинов, А.Ахиезер, Л.Берг, А.Бергсон, И.Блауберг, С.Гессен, М.Каган, Б.Кедров, Е.Князева, С.Курдюмов, АДж.Тойнби, Г.Хакен и др.);

- вопросы организации и содержания музыкального образования
(НХродзенская, Н.Дьяченко, Д.Кабалевский, И.Котляревский, А.Малюков,
Л.Рапацкая, Б.Цагарелли, Г.Цыпин, В.Шацкая и др.);

- проблему личностного и профессионального становления учителя
музыки (Э.Абдуллин, Ю.Алиев, Л.Арчажникова, Т.Мариупольская,
А.Николаева, Е.Николаева, А.Щербакова и др.).

Методы исследования включали:

- анализ и обобщение научной литературы по теме диссертации
(философской, педагогической, психологической, культурологической,
относящейся к области искусствознания и музыкознания и др.);

изучение и обобщение отечественного и зарубежного педагогического и музыкально-педагогического опыта;

- применение методов эмпирического уровня: аналитического
наблюдения, интервьюирования, диагностического исследования,
проведения педагогических собеседований, констатирующих и учебно-
формирующих экспериментов.

Гипотеза исследования:

1.Познавательная активность учащегося в процессе начального специального музыкального образования является одним из решающих факторов его личностного и профессионального становления, что в значительной степени определяет направленность и динамику познавательной деятельности как на данном, так и на последующих этапах личностного развития.

2.Постижение музыки как целостного художественного мира способствует формированию и развитию познавательной активности учащегося, образованию широкого и многогранного «духовного поля», обретению способности к постоянному саморазвитию.

3. Выявление педагогических условий, направленных на динамичное развитие познавательной активности учащегося-музыканта, обеспечивает органичный синтез общих и специальных способностей, а их синергетическое единство является решающим фактором в процессе формирования художественно-творческих устремлений личности.

4.Комплес педагогических условий, обеспечивающих эффективность творчески-познавательной деятельности личности в учебно-воспитательном процессе на начальном этапе специального музыкального образования, способствует созданию предпосылок для постоянного расширения ее духовных горизонтов, осознанию самого процесса познания как личностной и общественной ценности, создает оптимальные возможности для самореализации и самоактуализации.

На защиту выносятся следующие положения:

1.Достижение высокой степени познавательной активности учащихся в системе начального специального музыкального образования возможно только в том случае, если в учебном заведении будут созданы педагогические условия, отвечающие гуманистической направленности современного образования. Комплекс педагогических условий, необходимых для формирования познавательной активности учащихся на начальном этапе специального музыкального образования, носит полифункциональный, многоаспектный характер, содействующий максимальной интенсификации учебно-воспитательного процесса.

2. Создание педагогических условий для развития познавательной активности учащихся на начальном этапе специального музыкального образования позволяет активизировать весь потенциал креативных способностей: интеллекта, фантазии, творческого воображения, ассоциативного мышления, устремленности к новому знанию.

3.Основными факторами, обусловливающими создание педагогических условий, необходимых для развития познавательной активности учащихся в процессе начального специального музыкального образования являются: осуществление системного подхода к образовательному процессу; воплощение в учебно-воспитательном процессе концепции непрерывного развивающего обучения; соблюдение в ходе профессиональных и межличностных контактов принципов равенства, диалогизма,

10 сосуществования, свободы, единства, соразвития, приятия, способствующих созданию благоприятной саморазвивающейся учебно-воспитательной среды. Научная новизна исследования заключается в следующем: изучены и освещены различные аспекты (философский, психологический, педагогический) проблемы развития познавательной активности в становлении личности учащегося-музыканта;

выявлена и проанализирована роль познавательной активности на начальном этапе специального музыкального образования;

рассмотрено и проанализировано значение музыки как источника познавательной активности учащихся.

Теоретическая значимость исследования заключается в том, что:

- определены принципы организации учебно-воспитательного процесса
на начальной ступени специального музыкального образования,
необходимые для создания педагогических условий, способствующих
развитию познавательной активности учащихся;

разработаны формы и методы, направленные на развитие познавательной активности учащихся в процессе начального музыкального образования;

определены параметры и критерии уровней познавательной активности учащегося в музыкально-педагогическом процессе.

Практическая значимость исследования заключается:

в создании педагогических условий, позволяющих решить проблему систематичного и целенаправленного развития познавательной активности учащихся в процессе начального специального музыкального образования;

в разработке, внедрении и проверке в практической деятельности форм и методов педагогической работы, способствующих развитию познавательной активности учащихся-музыкантов;

- в применении методики диагностики уровней познавательной
активности учащихся в музыкально-педагогическом процессе;

- в использовании материалов и выводов диагностики уровней
познавательной активности учащихся в музыкально-педагогическом
процессе для корректировки учебных планов, программ, формулировки
будущих целей и задач, прогнозирования и моделирования путей развития
каждого ученика и образовательного процесса в целом:

- в возможности использования материалов исследования для
дальнейшего развития и совершенствования учебно-воспитательного
процесса.

Достоверность результатов исследования обеспечена:

а) адекватностью методологических подходов специфике
рассматриваемых проблем, цели и задачам работы, ее объекту и предмету;

б) рассмотрением и анализом широкого круга российских и
зарубежных научно-литературных источников, затрагивающих различные
аспекты изучаемой проблемы;

в) проверкой выдвинутых теоретических положений в практической
опытно-экспериментальной работе на протяжении десяти лет.

База исследования:

Музыкальный лицей при Тульском музыкальном училище им. А.С.Даргомыжского, МОУ лицей искусств №3, МОУСОШ №2 «Возрождение» г. Тулы. В опросах на первом этапе исследовательской работы также принимали участие педагоги и студенты Тульского музыкального училища им. А.С.Даргомыжского.

Апробация и внедрение результатов исследования осуществлялась: в научных публикациях автора, выступлениях на Всероссийских и межрегиональных конференциях, в обсуждениях на кафедре методологии и методики преподавания музыки Mill У, на занятиях в рамках повышения квалификации с педагогами Музыкального лицея при ТМУ им. А.С.Даргомыжского, в обсуждениях с педагогическим коллективом Тульского музыкального училища им. А.С.Даргомыжского и Музыкального

12 лицея при ТМУ им. А.С.Даргомыжского хода и результатов опытно-экспериментальной работы.

Аспектний подход к понятию «познавательная активность» в области педагогики музыкального образования

Постановка и решение проблемы создания определенных педагогических условий, необходимых для развития познавательной активности учащихся-музыкантов, требует уточнения понятия «познавательная активность», которое является центральным для данного исследования. На протяжении длительного периода в учебной практике сложился определенный подход к организации и содержанию учебно-воспитательного процесса, в основе которого находится «знаниевая парадигма». То есть, определено количество знаний, отвечающих требованиям, предъявляемым к обучению и учебной деятельности, смысл которой, согласно определению, данному в психолого-педагогическом словаре, изданном в 1998 году «состоит в присвоении уже готовых, добытых другими знаний о мире» (139, 345) При этом познавательная деятельность интерпретируется автором-составителем словаря В.Мижериковым как «процесс постижения индивидом окружающей природной и социальной реальности» (139, 345), который отличен от учебной деятельности тем, что обращается не к готовым истинам, а к постижению социокультурной реальности в динамике ее развития. Автор словаря считает, что «взрослый человек так или иначе использует приобретенные знания в своей практической деятельности и через это убеждается в их истинности или отвергает их как ложные» (13 9, 3 45).

Таким образом, вырисовывается определенная схема: на образовательном этапе (дошкольном, школьном, вузовском) формирующаяся личность не может в полной мере претендовать на включенность в процесс познания, который в этом же словаре интерпретируется как «процесс психического отражения, обеспечивающий приобретение и (в той или иной мере) усвоение знаний» (139, 345), а лишь закончив учебную деятельность, став «взрослым», получает право на познавательную деятельность, то есть на постижение окружающей реальности через (согласно тому же словарю) происходящие «процессы ощущений, восприятий, внимания, представлений, памяти, воображения и речи, обеспечивающие и каждый в отдельности и в совокупности познание» (139,345).

Трудно представить себе, что на протяжении долгих лет обучения (в нашем случае рассматривается девятилетнее музыкальное образование в лицее) у учащихся не будет возникать никаких личностных ощущений, восприятий, собственного отношения к изучаемым предметам. Однако при таком подходе, который продемонстрирован составителем словаря, это не имеет значения, поскольку учащимся предлагаются готовые истины, не требующие личностной включенности, личностного участия в процессе их постижения. Такой подход распространен достаточно широко, что свидетельствует о крайне серьезной ситуации, сложившейся в сфере образования.

«Увлекшись действительно впечатляющими достижениями науки и техники в XX веке, сфера образования практически во всех странах мира занялась и занимается поныне главным образом трансляцией из поколения в поколение сугубо прагматичных данных разных наук, передачей нацеленных на быструю отдачу достаточно узких, по существу, фрагментарных, технократически сориентированных знаний и навыков». (29, 21) Стремясь к преодолению таких тенденций, ряд ученых (БХершунский, В.Росин, В.Сластенин,Ю. Тупалов, М.Фишер, Г.Чижакова и др.) в качестве приоритета на современном этапе выдвинуло идею перехода от авторитарной к гуманистической образовательной парадигме. «Идея гуманизации предполагает осуществление принципиально иной направленности образования, связанной не с подготовкой «обезличенных» квалифицированных кадров, а с общим социально-нравственным и профессиональным развитием личности. Гуманистическая направленность образования меняет привычные представления о его цели как формировании систематических знаний, умений и навыков» (154, 85). Анализируя прежнее, привычное понимание образования, В.Сластении и Г.Чижакова приходят к выводу, что именно оно «послужило причиной его дегуманизации, которая проявилась в длительном господстве «знаниевой парадигмы образования» (154, 85).

Гуманизация образования - это обращение к личности, к ее творческому потенциалу, к особенностям ее становления и развития. Это создание личностно-развивающей среды, в которой обеспечиваются оптимальные условия для возникновения потребности в познании, личностном осмыслении и оценки обретаемого знания, формировании богатой духовной культуры, обеспечивающей способность к самосозиданию, обретению ценностных ориентиров, возвышающих и облагораживающих личность.

Познавательная активность учащегося-музыканта в процессе осуществления концепции непрерывного развития личности

Проблема саморазвития является решающим фактором в процессе самоактуализации и самореализации личности. Создание стойкой потребности в саморазвитии и самосовершенствовании - одна из важнейших функций образования. Каждый педагог в процессе своей работы сталкивается с проблемой взаимодействия обучения и развития. Естественно, что приобретение знаний является стимулом для развития. Знание несет в себе и опыт, и информацию, и способ личностного осмысления окружающего мира. Существует множество определений знания и при этом убежденность, что знание определить невозможно, поскольку это первичное понятие. (Н.Мускешвили, Ю.Шрейдер).

Анализируя психолого-педагогические основы построения системы развивающего обучения Д.Эльконина - В.Давыдова, В.Зинченко приводит несколько метафор, объясняющих феномен знания. Это и античная восковая табличка, на которой отпечатываются внешние впечатления (знание -отражение внешнего мира), и более поздняя сосуд, наполняемый опять же внешними впечатлениями или текстом, несущим информацию об этих впечатлениях (знание - осведомленность о факте). Сократовская метафора - знание существует внутри, для осознания и понимания его нужен наставник, который, подобно повивальной бабке, помогает при рождении его, извлечении из недр сознания. Если продолжить эту метафору, то можно представить себе, что каждый человек представляет собой сосуд, в котором хранится зародыш знания, то есть предрасположенность к познанию. А вырастит ли он это знание, сумеет ли «родить» его, зависит и от него самого, и от наставника, помогающему «выносить и родить» на свет обретенное знание. В этой метафоре знание уже не есть только осведомленность о факте, это личностно-выращенное, выстраданное и осмысленное знание, несущее в себе не только определенные внешние впечатления, но и часть личности познающего. От него, от его познавательной активности, интеллекта, эмоции будет зависеть интерпретация этого знания. Последней В.Зинченко приводит евангельскую метафору: «знание вырастает в сознании человека, как зерно в почве, а это означает, что знание не детерминируется лишь внешним сообщением; оно возникает как результат познающего воображения, стимулированного сообщением» (54, 37).

Роль познавательной активности в этой метафоре очень значительна. Ведь зерно следует поливать, удобрять, следить за его ростом, оберегать от ненастья и т.д. Познавательная активность личности направляет ее познавательную деятельность, а это и есть способ «выращивания» зерна-знания. В.Зинченко справедливо подчеркивает, что в двух последних притчах источником знания является сам человек, и это принципиально важное отличие от идеи «приемника» знания, который интерпретируется как некий сосуд, получающий готовое знание. Первая и вторая притча несут в себе истоки «знаниевой» парадигмы, которая рассматривает процесс обучения как передачу от учителя к ученику определенной суммы знаний. Третья и четвертая - это провидение ценностной гуманистической парадигмы, в которой человек - созидатель знания. Изобретенная Сократом майевтика — «повивальное искусство», познание истины в диалоге, в совместном поиске, - это не только провидение концепции развивающего обучения, но и понимание того, что само знание, родившись хрупким младенцем, будет расти, мужать и становится источником нового знания, Что это живой процесс воспроизводства живого. Именно этим важнейшим качеством отличается сократовская притча от двух предыдущих, где знание - отражение живой материи, не способное к росту, неизменное и вечное запечатление прошлого. В сократовской притче знание - хранитель прошлого (зародыш в своей генетической памяти несет его) и провозвестие будущего. В этой притче заложено и провидение эволюционных теорий познания, которые будут выдвинуты человечеством через тысячелетия, что еще раз свидетельствует о том, что зерно знания таится в глубинах человеческого существа и может дать мощные всходы через века.

Если в третьей притче Сократ выступает в роли «повивальной бабки», то в евангельской притче как бы и нет наставника. И в этом ее глубокая мудрость. Чтобы вырастить зерно, необходимо узнать, когда и сколько его нужно поливать, удобрять, накрывать от бурь и ненастья и т.д. Наставник необходим, но он только помощник, а главное действующее лицо в обретении знания - познающая личность, «прорастающее зерно», которое может дать замечательные всходы, а может и вовсе не прорасти.

Подготовка экспериментальной базы и педагогического коллектива к проведению опытно-экспериментальной работы

На первом этапе исследования (1998-2001) был определен широкий круг задач, которые необходимо было разрешить для пробедения опытно-экспериментальной работы: подготовка теоретической и практической базы, определение хода и содержания опытно-экспериментального исследования, проведение ряда диагностически-констатирующих экспериментов. На первом Этапе исследований производилась тщательная подготовка экспериментальной базы - Музыкального лицея при ТМУ им. А.С. Даргомыжского - к проведению опытно-экспериментальной работы.

Музыкальный лицей, являющийся структурным подразделением Тульского музыкального училища им. А.Є.Даргомыжского, осуществляет общее и специальное музыкальное образование в объеме 1 -9 классов. Лицей для обучения одаренных детей, работающий в едином режиме по общеобразовательному и музыкальному циклу при ТМУ им. А.С.Даргомыжского, основан в 1994 году.

Лицей осуществляет образовательную деятельность, используя три варианта организации учебно-воспитательного процесса: единый режим (общеобразовательный и музыкальный циклы), обучение по предметам музыкального цикла, обучение по индивидуальному учебному плану иногородних учащихся из районов Тульской области.

Организация и управление образовательным процессом в лицее осуществляется учебной частью, предметно-цикловыми комиссиями, методическими объединениями учителей. Работает Совет училища, педагогический и методический советы училища и лицея, совет классных руководителей. Совет училища является органом, координирующим учебную, методическую и воспитательную работу. На заседании Совета основное внимание уделяется вопросам организации педагогической деятельности, внедрения государственных образовательных стандартов, проблемным вопросам образования, обсуждению перспективных планов, а также планов работы на предстоящий учебный год, подводятся итоги работы за предшествующий период.

В структуре училища и лицея - 11 предметно-цикловых комиссий:

1. специального фортепиано;

2. камерного ансамбля и концертмейстерского класса;

3. струнно-смычковых инструментов; 4.духовых и ударных инструментов;

5. русских народных инструментов;

6. академического пения;

7. хорового дирижирования;

8. народный хор;

9. теории музыки;

10. общего фортепиано;

11. общеобразовательных и гуманитарных дисциплин.

Преподаватели предметно-цикловых комиссий сосредоточили свое внимание на вопросах методического и программного обеспечения учебно-воспитательного процесса, развития материальной и творческой базы, обеспечения обучающихся необходимой литературой, реквизитом, инструментарием, внедрения современных педагогических технологий, на профориентационной работе.

Похожие диссертации на Педагогические условия развития познавательной активности учащихся в процессе начального специального музыкального образования