Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Поливная керамика в системе профессиональной подготовки учителя изобразительного искусства Басарева Наталья Васильевна

Поливная керамика в системе профессиональной подготовки учителя изобразительного искусства
<
Поливная керамика в системе профессиональной подготовки учителя изобразительного искусства Поливная керамика в системе профессиональной подготовки учителя изобразительного искусства Поливная керамика в системе профессиональной подготовки учителя изобразительного искусства Поливная керамика в системе профессиональной подготовки учителя изобразительного искусства Поливная керамика в системе профессиональной подготовки учителя изобразительного искусства Поливная керамика в системе профессиональной подготовки учителя изобразительного искусства Поливная керамика в системе профессиональной подготовки учителя изобразительного искусства Поливная керамика в системе профессиональной подготовки учителя изобразительного искусства Поливная керамика в системе профессиональной подготовки учителя изобразительного искусства Поливная керамика в системе профессиональной подготовки учителя изобразительного искусства Поливная керамика в системе профессиональной подготовки учителя изобразительного искусства Поливная керамика в системе профессиональной подготовки учителя изобразительного искусства
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Басарева Наталья Васильевна. Поливная керамика в системе профессиональной подготовки учителя изобразительного искусства : Дис. ... канд. пед. наук : 13.00.02 : Орел, 2000 352 c. РГБ ОД, 61:01-13/288-2

Содержание к диссертации

СОДЕРЖАНИЕ стр

ВВЕДЕНИЕ. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ 3-16

ГЛАВА 1. ОСНОВНЫЕ НАУЧНО-ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПОЛОЖЕНИЯ ЗАНЯТИЙ ПОЛИВНОЙ КЕРАМИКОЙ В ОБЩЕЙ СИСТЕМЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ УЧИТЕЛЯ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА.

§ 1. К ВОПРОСУ ОБ ИСТОРИИ РАЗВИТИЯ ПОЛИВНОЙ КЕРАМИКИ КАК СОСТАВНОЙ ЧАСТИ 17-43 ДЕКОРАТИВНО -ПРИКЛАДНОГО ИСКУССТВА.

§ 2. ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ АСПЕКТ СОЗДАНИЯХУДОЖЕСТВЕННОГО ОБРАЗА В ПРОЦЕССЕ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ТВОРЧЕСТВА И ДЕКОРАТИВННО-ШИКЛАДНОГОИСКУССГВА.

§ 3. КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ БУДУЩЕГО УЧИТЕЛЯ

67-74 ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА В ПОЛИВНОЙ КЕРАМИКЕ.

§ 4. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОГО ИССЛЕДОВАНИЯ СОДЕРЖАНИЯ, ПУТЕЙ И МЕТОДОВ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ УЧИТЕЛЯ

ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА НА ЗАНЯТИЯХ ПОЛИВНОЙ КЕРАМИКОЙ.

ГЛАВА 2. СОДЕРЖАНИЕ, ФОРМЫ И МЕТОДЫ ОРГАНИЗАЦИИ ОБУЧЕНИЯ ОСНОВАМ ПОЛИВНОЙ КЕРАМИКИ В ОБЩЕЙ СИСТЕМЕПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ УЧИТЕЛЯ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА.

§ 1. ТЕХНОЛОГИЯ КЕРАМИКИ, ПРИЕМЛЕМАЯ НА ХУДОЖЕСТВЕННО-ГРАФИЧЕСКИХ ФАКУЛЬТЕТАХ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ВУЗОВ.

§ 2. ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЕ ПРИЕМЫ СОЗДАНИЯ ИЗДЕЛИЙ В ПОЛИВНОЙ КЕРАМИКЕ, ДОСТУПНЫЕ ДЕТЯМ В УСЛОВИЯХ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ.

§ 3. СОДЕРЖАНИЕ ОБУЧЕНИЯ ОБРАЗНО ТЕХНОЛОГИЧЕСКИМ ОСНОВАМ ПОЛИВНОЙ

КЕРАМИКИ В СИСТЕМЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ УЧИТЕЛЯ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА.

§ 4. ФОРМЫ И МЕТОДЫ ОРГАНИЗАЦИИ И ОБУЧЕНИЯ ОСНОВАМ ПОЛИВНОЙ КЕРАМИКИ НА ХУДОЖЕСТВЕННО-ГРАФИЧЕСКИХ ФАКУЛЬТЕТАХ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ВУЗОВ

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 286-288

ЛИТЕРАТУРА 289-305

ПРИЛОЖЕНИЕ (ИЛЛЮСТРАТИВНЫЙ МАТЕРИАЛ) 306-3  

Введение к работе

Проблема исследования и ее актуальность.

Коренные преобразования в российском обществе создали реальные предпосылки для демократизации и гуманизации школы, для обновления системы управления образованием. Пришел в действие механизм саморазвития школы, выяснилось, что его источник находится в творчестве учителей, в их инновационной деятельности, которая нашла свое отражение в создании школ нового типа, в разработке и введении элементов нового содержания образования, новых образовательных технологий, укреплений связей школы с наукой, обращение к мировому педагогическому опыту.

Учитель, как субъект педагогического процесса является главным действующим лицом любых преобразований в системе просвещения. Процессы кардинальных преобразований школы и общества требуют от учителя переориентации его сознания на гуманистические ценности, адекватные характеру творческой (инновационной) педагогической деятельности. Особое значение приобретает в нынешних условиях учитель изобразительного искусства, способный привлечь детей к активным занятиям в области рисунка, живописи, декоративно-прикладного творчества, раскрыты им неисчерпаемые богатства как профессионального, так и народного искусства.

Известно, что одной из важнейших задач государственной политики в сфере культуры в настоящее время является сохранение, возрождение и дальнейшее развитие народных художественных промыслов и ремесел как неотделимой части духовного наследи народов России. И учитель изобразительного искусства общеобразовательной школы, и педагог в системе дополнительного образования может многое сделать в реальном приобщении детей к культурному наследию прошлого. В связи с этим весьма актуальным становится вопрос повышения качественного уровня профессиональной подготовки учителя изобразительного искусства на основе внедрения новых технологий обучения в высшей школе. Решение этой проблемы позволит вывести учебно-воспитательный процесс в общеобразовательных школах и учреждениях дополнительного образования на качественно новый уровень, соответствующий нынешним требованиям в области эстетического воспитания подрастающих поколений, формирования духовного мира ребенка.

Невозможно представить себе историю культуры России без многоцветного узорочья поливных изразцов, декорировавших памятники древней архитектуры и вызывающих неизменный историко-культурный интерес разнообразием сюжетных изображений, наивной красотой и смелостью композиций.

Многоцветие архитектурной керамики - это только малая часть поливного гончарного искусства, с которым учитель изобразительного искусства сможет познакомить детей, если будет соответствующим образом профессионально подготовлен в области народного и декоративно-прикладного искусства.

Именно народное и декоративно-прикладное искусство, как часть Отечественной и мировой, художественной культуры, впитавшее в себя обогащенный опыт многовекового коллективного творчества, мудрость и талант многих поколений, позволит открыть широкий простор для творчества и развития учащихся, сделает их жизнь духовно богаче и разнообразнее.

Таким образом, профессиональная подготовка учителя изобразительного искусства в области декоративно-прикладного искусства (ив частности по разделу "Поливная керамика") чрезвычайно важна и актуальна.

В связи со сказанным, наше исследование посвящено изучению проблемы повышения уровня профессиональной подготовки учителя изобразительного искусства с использованием одного из эффективных средств-занятий поливной керамикой, где органически сочетаются знания и умения, полученные студентами по рисунку, живописи, композиции, скульптуре, дизайну,декоративно-прикладному и народному искусству.

Цель исследования - разработка содержания, форм и методов обучения поливной керамике, направленных на повышение профессионального уровня учителя изобразительного искусства в общей системе его подготовки на художественно-графических факультетах педвузов.

Объект исследования: процесс преподавания декоративноОприкладного искусства на художественно-графических факультетах педвузов.

Предмет исследования: психолого-педагогические и методические основы обучения поливной керамике в общей системе профессиональной подготовки учителей изобразительного искусства.

Гипотезой исследования является предположение о том:

- что разработка теоретических основ обучения студентов поливной керамике в системе подготовки педагогических кадров на художественно-графических факультетах педвузов, обеспечит более высокий профессиональный уровень учителей изобразительного искусства, в том числе педагогов дополнительного образования, что позволит им успешно решать задачи эстетического воспитания школьников и формирования их духовного мира средствами народного и декоративно-прикладного искусства;

- что наиболее успешное обучение студентов поливной керамике в системе подготовки педагогических кадров будет осуществляться тогда, когда будут разработаны теоретические основы профессиональной подготовки будущего учителя ИЗО средствами поливной керамики;

- когда определены педагогические условия профессиональной подготовки будущего учителя ИЗО средствами поливной керамики.

Задачи исследования:

1. Раскрыть и обосновать роль и место поливной керамики как раздела декоративно-прикладного искусства в общей системе профессиональной подготовки будущего учителя изобразительного искусства.

2. Разработать содержания, формы и методы занятий по поливной керамике, направленные на формирование профессиональных знаний, умений и навыков у будущих учителей изобразительного искусства.

3. Выделить педагогические условия, обеспечивающие эффективное приобретение студентами художественно-графических факультетов профессиональных навыков в области поливной керамики.

4. Определить эффективность профессиональной подготовки будущих учителей изобразительного искусства в процессе занятий поливной керамикой.

Методологическую основу исследования составили:

- положения философии и искусствоведения о духовном и эстетическом развитии личности и творческом процессе в области изобразительного искусства (Ю.Б. Борев, А.И. Буров, В.В. Ванслов, С. Васильев, С.С. Гольдентрихт, А.Я. Зись, А.С. Молчанова, В.А. Разумный и др.

- результаты научных исследований в системе подготовки учителяизобразительного искусства (А.Д. Алехин, Г.В. Беда, К. Ералин, В.К.Лебедко, ЛТ, Медведев, Н.Н. Ростовцев, Н.К. Шабанов, Е.В.Шорохов и др. - положение об изобразительном и декоративно-прикладном искусстве как эффективном средстве формирования эстетического отношения к действительности, развития художественно-творческих способностей детей (А.С. Боголюбов, Е.И. Игнатьев, Т.С. Комарова, В.В. Корешков, B.C. Кузин, СП. Ломов, Н.М. Сокольникова, Б.М. Теплов, А,СХворостов, Т.Я. Шпикалова, Б.П. Юсов и др.

Для решения поставленных задач применялись следующие методы исследования:

- теоретический анализ философской, искусствоведческой психолого-педагогической литературы

- анализ состояния и содержания преподавания раздела "Поливная керамика» на художественно-графических факультетах педвузов.

- методы педагогических исследований: наблюдение, анкетирование, педагогический эксперимент;

- обработка результатов исследования.

Основополагающее значение для проводившегося исследования имели труды в области общей педагогики таких ученых как В.И. Андреев, СИ, Архангельский, Ю.К. Бабанский, В.К. Дьяченко, Л.Ф. Колесников, И.Я. Лернер, Э.М. Моносзон, А.И, Пискунов, М.Н. Скаткин, В.А, Сластенин, А.А. Смирнов и др.

В области общей и возрастной психологии мы опирались на исследования Б.Г. Ананьева, Л.С Выготского, П,Я. Гальперина, В.В, Давыдова, Л.В. Знакова, Е.И. Игнатьева, В.А. Крутецкого, B.C. Кузина, А.Н. Леонтьева, Б.Ф. Ломова, Д.В.Эльконина, П.Я. Якобсона и др.

Достоверность и объективность результатов исследования достигалась методологической обоснованностью исходных теоретических положений, применением разнообразных методов исследования, соответствующих его задачам, а также подтверждения полученных результатов в ходе педагогического эксперимента.

Организация исследования. Исследование проводилось на базе художественно-графического факультета и факультета дополнительных педагогических профессий Орловского государственного университета. На различных этапах исследования принимали участие 176 студентов различных курсов: 53-3 курса, 67-4 курса, 41-5 курса, 16 студентов-дипломников.

Педагогический эксперимент проводился в три этапа: констатирующий, формирующий и контрольный.

Первый (констатирующий) этап проводился в период 1994-1995 г.г. и заключался в разработке учебных заданий и критериев их оценки, выявляющих степень подготовленности студентов в области керамики (в частности, поливной керамики).

Второй (формирующий) этап проводился в период 1996-1998 г.г. и заключался в поиске содержания, форм и методов работы со студентами старших курсов при изучении ими художественно-технологических особенностей поливной керамики. На этом этапе производился анализ и отбор наиболее эффективных заданий и средств педагогического воздействия с целью приобретения студентами необходимых профессиональных знаний и практических умений и приобщения их к художественно-творческой деятельности в области керамики.

Третий этап был направлен на оценку эффективности разработанных содержания, форм и методов профессиональной подготовки студентов по разделу "Поливная керамика" в общей системе подготовки учителя изобразительного искусства и проводился в период: 1998-2000 г.г.

На факультете дополнительных педагогических профессий это вылилось в зачетные работы самостоятельного творческого характера. На художественно графическом факультете результаты исследований были зафиксированы в дипломных работах студентов положительно оцененных Государственными аттестационными комиссиями (14 - с оценкой "отлично", 2-е оценкой "хорошо").

На третьем этапе были окончательно определены практические рекомендации для педагогов декоративно-прикладного искусства, работающих со студентами в области художественной керамики и сформированы выводы по проведенному исследованию.

Научная новизна и теоретическая значимость исследования состоит в следующем: 

- раскрыты и обоснованы место и роль раздела поливной керамики как составной части дисциплины "Декоративно-прикладное искусство и , основы дизайна" в общей системе профессиональной подготовки учителя 1 изобразительного искусства;

- определены психолого-педагогические и методические основы художественно-творческой деятельности студентов на занятиях поливной керамикой;

- научно обоснована эффективная методика выработки профессиональных навыков в области керамического искусства у будущих учителейизобразительного искусства;

- разработаны содержания, формы и определены конкретные методы организации и проведения занятий по поливной керамике, дающие наиболее эффективные результаты в системе профессиональной подготовки будущего школьного учителя, особое внимание было уделено методу комплексного соединения занятий керамики в учебных мастерских вуза с производственной практикой студентов в условиях керамического производства; - определены место и роль занятий поливной керамикой и прослежены межпредметные связи этого раздела со спецдисциплинами в общей системе подготовки учителя изобразительного искусства. Практическая значимость исследования заключается в том , что:

- разработанные учебно-экспериментальные программы спецкурса по поливной керамике могут найти применения в практике художественно-графических факультетов педвузов, содержание программ направлено на освоение студентами историко-искусствоведческого материала и технологии, доступной в педвузе и общеобразовательных школах и приобщения их к художественно-творческой деятельности в области керамического искусства;

- разработанное содержание системы заданий по освоению декоративно-технологической основы поливной керамики, а так же тематика курсовых и дипломных работ, как составной части дисциплины "Декоративно-прикладное искусство и основы дизайна" могут быть использованы в педагогическом процессе педвуза;

- выявленные эффективные условия педагогического воздействия на процесс развития творческой активности студентов в области художественной обработки материалов могут найти применение в общей системе профессиональной подготовки студентов на художественно графических факультетах.

Результаты работы внедрены в учебный процесс художественно-графического факультета и факультета дополнительных педагогических профессий Орловского государственного университета, При этом поливная керамика стабильно вошла в перечни художественных технологий, предлагаемых студентам художественно-графического факультета для дипломного проектирования. Благодаря проведенным исследованиям и полученным в их ходе результатам , на художественно-графическом факультете Орловского университета залицензирована специальность № 052300 - "Декоративно-прикладное искусство и народные промыслы" со специализацией "художественная керамика".

На защиту выносятся следующие положения:

1. Взаимосвязь художественной и технологической сторон, эмоционального и познавательного аспектов при проведении занятий по поливной керамике способствуют более высокой профессиональной подготовке учителя изобразительного искусства.

2. Предполагаемый подход к проведению занятий по поливной керамике базируется на комплексном использовании знаний и умений студентов (в области графики, акварельной живописи, композиции, скульптуры, технологических особенностей керамического ремесла), разных форм изобразительной деятельности и создании определенных педагогических условий, обеспечивающих профессиональные навыки студентов в общей системе подготовки учителя.

3. Важнейшим средством профессиональной подготовки будущего учителя изобразительного искусства является органическое сочетание занятий в учебных мастерских (создания проектов, работ над моделью, изготовления формы, работа со шликером, первичный обжиг, глазурование, повторный обжиг) с производственной практикой в условиях керамического предприятия, где создаются произведения поливной керамики на современном оборудовании с использованием новейших технологий.

4. Предлагаемые критерии оценки эффективности профессиональной подготовки учителя изобразительного искусства по поливной керамике позволяют подбирать адекватные формы и методы проведения занятий со студентами художественно-графических факультетов и вносить соответствующие коррекционные поправки.

Достоверность исследования обеспечивается избранной методологией, опорой на ведущие научно-теоретические положения философских, психолого-педагогических и искусствоведческих исследований по вопросам художественно-творческого развития студентов художественно-графических факультетов, широкой опытно-экспериментальной проверкой основных положений данного исследования в условиях подготовки учителя изобразительного искусства, выявлением, анализом и сопоставлением исходных и конечных результатов исследований.

Апробация результатов исследования осуществлялась с 1994 по 2000 год в ходе экспериментальной работы в Орловском государственном педагогическом университете ( с 1996 Орловский государственный университет) на кафедре декоративно-прикладного искусства и технической графики.

Ход и промежуточные результаты обсуждались и были одобрены на заседаниях кафедры черчения и труда Орловского ордена "Знак почета" государственного университета и на ежегодных конференциях, проводимых по результатам научных исследований за календарный год в этом же учебном заведении (1994 - 2000 г.г.).

В процессе апробации научного исследования на местном телевидении (в 1997 - 1999 г.г.) было выпущено пять передач по темам приобщения к народным традициям Орловского края средствами декоративно-прикладного искусства.

Разработанные программы и методические рекомендации, а также полный комплект технологических правил были апробированы в преддипломной педагогической практике студентов художественно-графического факультета ОГУ и в полной мере раскрылся при непосредственном выполнении дипломных проектов (1995 - 2000 г.г.).

Внедрение результатов данного исследования осуществлено в следующих видах и формах:

І. В учебном процессе:

1). Для студентов Орловского государственного университета на художественно-графическом факультете читается курс и спецкурс "Декоративно-прикладное искусство. Художественная керамика".

2) С 1998 года открыта новая специальность под № 052300 - художник декоративно-прикладного искусства и народных промыслов. Специализация -художественная керамика.

3) Для учащихся детского Дома творчества им Ю.А. Гагарина г. Орла, детской академии творчества и народных промыслов читался в 1998 - 1999 г.г. спецкурс по дисциплине "Художественная керамика".

4) В лекционных курсах и на практических занятиях повышения учителей Орловской обл. в Орловском государственном Университете (г.Орел - 1998 г.).

5). В материалах Всероссийской конференции "Реформа образования и сельская школа" (г.Орел, 20-22 мая 1998 г.) и Всероссийской конференции "Методическое обеспечение сельской школы: теория, практика, эксперимент" (г. Орел, 20-22 октября 1999 г.).

И. В программах:

1. По спецкурсу "Основы декоративно-прикладного искусства: художественная керамика" на художественно-графическом факультете ОГУ;

2. По курсам "Основы декоративно-прикладного искусства", "Технология и конструирование", "Технология художественных ремесел", "Основы композиции" (специальность № 052300 - ДЛИ и народные промыслы и спецкурсу специальности № 052300 - учитель изобразительного искусства);

3. Технологической практики (специальность № 052300 - декоративно-прикладное искусство и народные промыслы, на совместно-итальянском заводе по производству керамической плитки ООО «Велор» (декабрь 1999 г.).

4. Факультета дополнительных педагогических профессий "Руководитель кружка художественной керамики".

III. В материалах по содержанию программ:

1. История керамики. Славянская керамика, Индия, Китай.

2. Технология и конструирование (курс лекций, разработка зачетов, экзаменов).

3. Русский печной изразец. (История, технология изготовления).

4. Русская глиняная игрушка. Особенности орловской глиняной игрушки.

5. Монументальная керамика. Применение в различного рода интерьерах.

6. Формовка в керамическом деле.

7. Практические и лабораторные работы по спецкурсу "Технология и конструирование" (для студентов художественно-графического факультета ОГУ, специальности № 052300 - декоративно-прикладное искусство и народные промыслы.

8. Курс лекций по спецкурсу "Основы декоративно-прикладного искусства" (для студентов художественно-графического факультета ОГУ).

9. Методика преподавания художественной керамики.

10. Разработка вступительного экзамена по композиции на специальность № 052300 художественно-графического факультета ОГУ - художник декоративно-прикладного искусства и народные промыслы. IV. Результаты исследования доложены и получили одобрения на следующих научных конференциях:

1. "Неделя науки - 96" Орел -1996 г.

2. Декада науки - 97. Духовные ценности современной российской молодежи. Материалы межвузовской научной конференции Орел - 1997 г.

3. Научная конференция " Неделя науки - 98" Орел - 1998 г.

4. Неделя науки - 99 Орел -1999 г.

Представлены в творческих работах и экспонированы на выставках:

1. Выставка молодых художников - педагогов Орел, 1996 г.

2. Выставка, посвященная Дню освобождения г. Орла от немецко-фашистских захватчиков и Дню города Орел, 1999 г.

3. Выставка, посвященная закрытию 1-го Чемпионата Европы и V-ro кубка мира по парашютной купольной акробатике Орел, 1999 г.

V. Внедрены в виде следующих публикаций:

1. Русская народная вышивка в школе: традиции и современность./ Сб. статей отв. Ред. Ф.С. Авдеев. - Орел: Изд-во ОГУ, 1998. - Т.1. - С. 186-189. (в соавторстве).

2. Некоторые советы по организации мастерской керамики в сельской школе./ Сб. статей под ред. Авдеева Ф.С. - Орел: изд-во ОГУ, 1998. Т.2. -С.308-316.

3. Роль традиционной народной игрушки в воспитании эстетического и художественного вкуса студентов дополнительных профессий./ Сб. статей. Изд-во Орел, 1997. С. 15-16.

4. Орнамент из природных форм на занятиях декоративно-прикладным искусством в сельской школе./ Сб. статей отв. Ред. Ф.С. Авдеев. -Орел: изд-во ОГУ, 1998. Т.- 2. С. 316-319. (в соавторстве) 5. Некоторые советы по выбору и строительству оборудования для обжига керамических изделий при организации мастерской керамики в сельской школе./ Сб. статей под Ред. Ф.С. Авдеева. - Орел: изд-во ОГУ, 1999. С. 283-291. (в соавторстве) 

6. Принципы формирования двигательных навыков и умений у детей на занятиях по декоративно-прикладному искусству в сельской малокомплектной школе./ Сб. статей под Ред. Ф.С, Авдеева, - Орел: изд-во ОГУ, 1999. С. 277-280. (в соавторстве)

7. Роль искусства в гуманизации образования - одного из путей духовного развития общества./ Сб. статей. Изд-во Орел, 1997. - С. 63-64.

8. Пути формирования художественно - эстетической культуры средствами керамики./ Сб. статей. Изд-во Орел, 1997. С. 20-22. 

Похожие диссертации на Поливная керамика в системе профессиональной подготовки учителя изобразительного искусства