Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Профессиональная подготовка учащихся музыкального училища в классе шестиструнной классической гитары Дмитриева Наталья Николаевна

Профессиональная подготовка учащихся музыкального училища в классе шестиструнной классической гитары
<
Профессиональная подготовка учащихся музыкального училища в классе шестиструнной классической гитары Профессиональная подготовка учащихся музыкального училища в классе шестиструнной классической гитары Профессиональная подготовка учащихся музыкального училища в классе шестиструнной классической гитары Профессиональная подготовка учащихся музыкального училища в классе шестиструнной классической гитары Профессиональная подготовка учащихся музыкального училища в классе шестиструнной классической гитары Профессиональная подготовка учащихся музыкального училища в классе шестиструнной классической гитары Профессиональная подготовка учащихся музыкального училища в классе шестиструнной классической гитары Профессиональная подготовка учащихся музыкального училища в классе шестиструнной классической гитары Профессиональная подготовка учащихся музыкального училища в классе шестиструнной классической гитары
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Дмитриева Наталья Николаевна. Профессиональная подготовка учащихся музыкального училища в классе шестиструнной классической гитары : Дис. ... канд. пед. наук : 13.00.02 : Москва, 2004 232 c. РГБ ОД, 61:05-13/37

Содержание к диссертации

Введение

Глава I Теоретические предпосылки изучения проблемы профессиональной подготовки учащихся-гитаристов 17

1.1. Роль гитары в истории музыкальной культуры 17

1.2. Сравнительный анализ отечественных школ игры на гитаре 45

1.3. Практика профессиональной подготовки учащихся-гитаристов в музыкальном училище (современное состояние) Краткие выводы по главе 1 84

Глава II Теоретико-экспериментальное исследование (на материале авторского курса методики обучения игре на шестиструнной гитаре) 85

2.1. Педагогические условия профессиональной подготовки учащихся-гитаристов 85

2.2. Курс методики обучения игре на классической гитаре как важнейшая составляющая профессиональной подготовки учащихся-гитаристов в музыкальном училище 112

2.3. Этапы и результаты опытно-экспериментальной работы 134

Краткие выводы по главе 2 151

Заключение. Выводы. 152

Литература 155

Приложение 1 Рабочая программа дисциплины «Методика обучения игре на шестиструнной гитаре для специальности (группы специальностей) 0501

- инструментальное исполнительство - 161

гитара»

Приложение 2 Тест на отношение к педагогической деятельности 178

Приложение 3 Билеты для Государственного экзамена по педагогической подготовке на струнном отделении (гитара) 180

Приложение 4 Примеры тем, рассматриваемых автором на уроках по методике обучения игре на классической гитаре (в подробном изложении) 182

Приложение 5 Обучение по специальности как важнейший аспект индивидуального процесса обучения учащихся-гитаристов в музыкальном училище 219

Введение к работе

Одной из основных и определяющих частей современной мировой культуры является музыкальная культура общества, которая, в свою очередь, немыслима без культуры игры на музыкальных инструментах. Невозможно себе представить современное общество без музыки во всех ее проявлениях, без широко развитой всемирной сети музыкально-образовательных учреждений: детских музыкальных школ, музыкальных училищ и колледжей, консерваторий и Академий музыки, музыкальных отделений университетов культуры, без многочисленных концертных залов, оперных и музыкальных театров, без симфонических оркестров и вокально-инструментальных ансамблей, без гигантской индустрии аудио- и видеозаписи музыкальных произведений и т.п. Трудно, подчас и невозможно, хотя бы приближенно оценить численность мирового населения и объемы мировых ресурсов, занятых в области музыкального исполнительства и в смежных областях.

Если коснуться роли отдельных музыкальных инструментов в современной музыкальной культуре, то мы получим достаточно пеструю, неоднородную и в какой-то мере неоднозначную картину. Действительно, очень трудно отдать предпочтение в этой роли какому-нибудь отдельно взятому инструменту (скрипке, виолончели, кларнету, гобою и т.д.) или какой-либо группе инструментов (струнных, клавишных, ударных и т.п.). Замечательным примером необходимости и оптимального использования практически всех видов современных музыкальных инструментов является симфонический оркестр. В последнее время, помимо классических музыкальных инструментов, широкое распространение получили электронные инструменты, синтезирующие музыку на базе современных достижений радиоэлектроники и акустики.

Является очевидным тот факт, что значительные ресурсы музыкальной общественности должны быть направлены на оптимальную подготовку музыкантов-профессионалов, прежде всего для подготовки высокопрофессиональных исполнителей на различных музыкальных инструментах. Тем самым, в связи с исключительно высоким влиянием и весом музыкальной культуры в мировой культуре, представляется очевидной важность профессии педагога-музыканта, сочетающего в себе как собственно музыканта-профессионала, так и специалиста в области педагогики и методики обучения. Здесь напрямую объединяются достаточно узко специализированные музыкальные дисциплины с педагогикой, основы которой являются в значительной мере общими и межпредметными.

Актуальность исследования

К числу наиболее распространенных музыкальных инструментов XXI века можно отнести классическую шестиструнную гитару, признанную сегодня во всем мире и нашедшую весьма заметное место среди музыкальных инструментов, имеющих обширный сольный концертный репертуар. В нашей стране в течение последних двух столетий гитара - один из самых популярных и любимых инструментов. Об этом свидетельствуют переполненные залы во время выступлений отечественных и зарубежных исполнителей-гитаристов, равно как и большой интерес молодежи к обучению игре на гитаре в музыкальных образовательных учреждениях, в том числе в музыкальных училищах.

Актуальность темы исследования настоящей диссертационной работы связана с недостаточной теоретической и методической разработкой проблемы профессиональной подготовки гитаристов-учащихся в музыкальном училище. В наши дни стало особенно заметным, что активная гитарная педагогическая и исполнительская деятельность недостаточно подкреплена соответствующей теоретической и методической базой, в связи с чем наметилось явное отставание теории профессиональной подготовки от мировой исполнительской гитарной практики.

Следует подчеркнуть, что исполнители-гитаристы, и педагоги-гитаристы сегодня располагают достаточно большим количеством разнообразных «Школ» и «Самоучителей» по игре на классической гитаре, а также различных (достаточно общих и напрямую не относящихся к методике обучения игре на гитаре) методических книг и пособий. Вместе с тем, все эти «школы», книги и пособия не решают и не могут решить в комплексе проблему оптимизации профессиональной подготовки учащихся музыкального училища по классу классической гитары; зачастую авторы таких пособий даже и не ставили перед собой подобной задачи. В то же время, в связи как со все более возрастающим интересом к классической гитаре во всем мире и конкретно в России, так и с расширением в России сети музыкально-образовательных учреждений, начиная с ДМШ и кончая консерваториями и педагогическими университетами, в которых предусмотрены специальные классы по обучению игре на классической гитаре, проблема теоретического обоснования содержания профессиональной подготовки учащихся музыкального училища по классу классической гитары становятся все более актуальной.

В последние годы интерес к обучению игре на гитаре в России настолько возрос, что возникла проблема нехватки профессионально подготовленных гитаристов-педагогов. Это особенно сказывается на исключительно важном начальном этапе обучения гитаристов в ДМШ. Дело доходит до того, что классическую гитару в ДМШ вынуждены преподавать педагоги, не имеющие даже минимальной собственной подготовки по игре на гитаре, не говоря уже об уровне их методического образования и хотя бы о минимальном практическом опыте обучения игре на таком достаточно специфическом и сложном инструменте, каким является шестиструнная гитара. В результате этого при последующем обучении учащихся игре на гитаре в музыкальных училищах, где специальные классы по классической гитаре, как правило, укомплектованы профессиональными гитаристами, приходится тратить значительное время и большие усилия по переподготовке учащихся и ликвидации многочисленных недостатков и пробелов в их начальном музыкальном образовании. При этом, помимо профессиональной подготовки музыканта-исполнителя, необходимо столь же профессионально подготовить музыканта-педагога, способного в течение своей последующей музыкально-педагогической деятельности во всей полноте использовать полученные в училище специальные музыкальные и методико-педагогические знания. В этой связи роль методики обучения игре на музыкальном инструменте неизмеримо возрастает.

Недостаточная обоснованность содержания методики преподавания игры на гитаре требует изучения и осмысления всей проблемы профессиональной подготовки учащихся музыкального училища в классе шестиструнной классической гитары, в том числе исследования теоретических предпосылок такой подготовки. Не менее важное значение для разработки проблемы имеют обзор и сравнительный анализ российских школ игры на классической гитаре, а также проведение опытно-экспериментального исследования на материале разработанного автором курса методики.

Состояние научной разработанности проблемы профессиональной подготовки учащихся-гитаристов.

По вопросам методики обучения игре на различных музыкальных инструментах в мировой культуре накоплен богатейший опыт, написана масса книг, статей, диссертаций, различного рода «Школ» и «Самоучителей», издается масса специализированных музыкальных журналов, существует обширная музыкально-педагогическая и музыкально-методическая литература. Однако вышесказанное в значительной мере относится лишь к определенным видам и группам музыкальных инструментов. В этой части традиционно на протяжении многих лет наибольшее внимание уделялось фортепиано и смычковым инструментам - скрипке, виолончели (здесь достаточно упомянуть имена таких замечательных музыкантов и педагогов, как Г.Г.Нейгауз, И.МЯмпольский, Ю.И.Янкелевич, Л.Н.Оборин, Д.Б.Кабалевский, К.Г.Мострас, Л.С.Ауэр и др.), в меньшей степени - альту и контрабасу, духовым и ударным инструментам, так что и здесь общая картина представляется достаточно неоднородной. Однако по-прежнему является актуальной разработка теоретических предпосылок изучения проблемы профессиональной подготовки музыкантов-профессионалов по некоторым музыкальным инструментам. К. числу последних безусловно относится классическая шестиструнная гитара. Можно утверждать, что, несмотря на наличие достаточно большого количества «Школ» и «Самоучителей» по игре на гитаре (в том числе отечественных гитарных школ И.Ф.Деккер-Шенка, А.П.Соловьева, М.Т.Высотского, А.М.Иванова-Крамского и др.), состояние научной разработанности проблемы профессиональной подготовки учащихся-гитаристов на всех этапах их обучения является в значительной мере неудовлетворительным, многие актуальные вопросы такой подготовки освещены в методической литературе недостаточно полно или даже не освещены вовсе, в связи с чем проблема профессиональной подготовки учащихся именно по классу классической гитары нуждается в разработке серьезной теоретической и методической базы. Следует особо подчеркнуть, что это является не только российской, но и мировой проблемой. Настоящая диссертационная работа является попыткой в какой-то мере закрыть имеющийся пробел.

Все вышесказанное предопределило проблему исследования, которая заключается в том, чтобы выявить и обосновать содержание профессиональной подготовки учащихся-гитаристов в музыкальном училище. Можно утверждать, что в практике такой подготовки учащихся на всех этапах обучения, в том числе при их обучении игре на классической гитаре в музыкальном училище, до настоящего времени отсутствовала необходимая теоретическая и методическая база. Решение этой проблемы составило основную цель данной диссертационной работы, которая заключалась в выявлении важнейших педагогических условий профессиональной подготовки учащихся-гитаристов и в экспериментальной проверке эффективности влияния форм и методов их обучения (на примере авторского курса методики обучения игре на гитаре).

Объект исследования — процесс профессиональной подготовки учащихся - гитаристов в музыкальном училище и его содержание.

Предмет исследования - педагогические условия профессиональной подготовки учащихся музыкального училища в классе шестиструнной классической гитары.

Изучение имевшихся в литературе научно-методических и научно-педагогических работ, в том числе «Школ игры на гитаре», «Самоучителей» и других методических пособий, а также обобщение более чем 25-летнего опыта преподавания автора диссертации в Академическом музыкальном училище при Московской Государственной консерватории им. П.И.Чайковского в классе классической (шестиструнной) гитары позволили выдвинуть следующую гипотезу исследования:

Мы предполагаем, что решение задачи осуществления эффективной профессиональной подготовки учащихся-гитаристов в музыкальном училище требует выполнения определенных педагогических условий, важнейшими из которых являются следующие:

1. Обеспечение тесной взаимосвязи методической и исполнительской подготовки учащихся, для чего необходимо сочетание различных форм организации обучения, в том числе обеспечение взаимосвязи индивидуального и группового в процессе обучения, при этом применение групповой воспитательной работы в классе по специальности в музыкальном училище положительно влияет на эффективность индивидуальной работы с учащимися.

2. Необходимость введения в процесс обучения учащихся-гитаристов в музыкальном училище специализированного курса методики обучения игре на классической гитаре, обеспечение соответствующего содержания этого курса и необходимого контроля его усвоения учащимися.

3. Обеспечение правильности подбора и содержания учебного теоретического материала и нотного репертуара учащихся-гитаристов в процессе обучения; при этом при подборе нотного репертуара необходимо учитывать как индивидуальные особенности учащегося, так и характерные особенности музыкального произведения; является важным также параллельное развитие как технической, так и художественной сторон учащегося.

4. Правильное проведение педагогической практики учащихся-гитаристов при их обучении в музыкальном училище.

Определение цели диссертационной работы, объекта, предмета и гипотезы исследования позволили сформулировать следующие задачи исследования:

1. Рассмотреть роль гитары в истории музыкальной культуры.

2. Произвести сравнительный анализ отечественных школ игры на гитаре.

3. Изучить современное состояние практики подготовки гитаристов в музыкальном училище.

4. Исследовать педагогические условия, обеспечивающие качественную профессиональную подготовку учащихся-гитаристов в музыкальном училище.

5. Экспериментально проверить разработанную методику и определить эффективность ее влияния на процесс обучения учащихся-гитаристов в музыкальном училище.

Методологическую базу исследования составили методические и педагогические положения, изложенные в трудах по различным областям знаний - по общей и музыкальной педагогике, искусствоведению, психологии, акустике, культурологии, музыкознанию и др., а также по направлениям, возникающим на пересечении этих наук. В частности, изучались труды ведущих отечественных и зарубежных искусствоведов (Г.Л.Ермаш, Н.Н.Ростовцев, Б.Л.Вольман, М.А.Вайсборд, В.В.Кандинский, К.А.Кузнецов), педагогов и методистов обучения (В.А.Сухомлинский, А.П.Макаренко, К.Д.Ушинский, Л.О.Гинзбург, Л.А.Баренбойм, И.Гофман, Л.А.Рапацкая, Й.Гат, А.П.Щапов, А.Д.Алексеев, Б.Л.Кременштейн, А.И.Лагутин, Б.А.Струве, Г.С.Алфеевская, Л.Г.Арчажникова, Н.П.Михайленко, Г.М.Цыпин, Е.В.Назайкинский, В.С.Кузин, Б.М.Теплов, И.С.Кон, М.О.Кнебель, В.И.Петрушин), выдающихся музыкантов-педагогов (Г.Г.Нейгауз, И.МЯмпольский, Ю.И.Янкелевич, Л.Н.Оборин, Д.Б.Кабалевский, К.Г.Мострас, Н.Е.Перельман, Р.Р.Давидян, Л.С.Ауэр), специалистов в области музыкальной акустики (С.М.Аллон, Н.И.Максимов, Н.А.Гарбузов, Ч.А.Тэйлор). Изучались также многочисленные «Школы» и «Самоучители» по игре на гитаре, в том числе отечественные гитарные школы И.Ф.Деккер-Шенка, А.П.Соловьева, М.Т.Высотского, А.М.Иванова-Крамского и др., специализированные музыкальные журналы, книги и статьи.

Для решения поставленных задач был использован комплекс следующих методов исследования:

- теоретический анализ изучаемой проблемы;

- изучение и обобщение методической литературы, педагогических технологий, передового педагогического опыта;

- обобщение собственного более чем 25-летнего опыта преподавания в Академическом музыкальном училище при Московской Государственной консерватории им. П.И.Чайковского в классе классической (шестиструнной) гитары;

- констатирующий и формирующий педагогический эксперимент, включающий в себя анализ результатов учебной деятельности учащихся, привлеченных к экспериментальной работе, в т.ч. наблюдение и контроль за процессом обучения, опрос, беседы, задания учащимся с анализом их выполнения, статистический анализ данных эксперимента.

Опытно-экспериментальную базу исследования составили

Академическое музыкальное училище при Московской Государственной консерватории им. П.И.Чайковского, где автор диссертации преподает в классе классической (шестиструнной) гитары, а также Московский Государственный открытый педагогический университет им. М.А.Шолохова, где автор также преподает классическую гитару на кафедре музыкальных инструментов. Организация и этапы исследования. Исследование выполнялось в несколько этапов.

Первый этап (1996-2001 гт.) - поисково-теоретический, посвященный изучению теоретической литературы, анализу школ, программ, методических работ, определению основных направлений исследований.

Второй этап (февраль - июнь 2001 г.) - опытно-экспериментальный, в ходе которого проводился эксперимент по проверке разработанных методов. Третий этап (2001-2003 гт.) - заключительный, посвященный систематизированию и обобщению накопленного опыта в соответствии с выдвинутыми теоретическими положениями. Научная новизна исследования.

Научная новизна исследования, выполненного в данной диссертационной работы состоит в том, что в ней:

1. Выявлен и определен комплекс важнейших педагогических условий профессиональной подготовки учащихся-гитаристов в музыкальном училище, а именно:

- обеспечение тесной взаимосвязи методической и исполнительской подготовки учащихся;

- сочетание различных форм обучения, в том числе обеспечение взаимосвязи индивидуального и группового обучения;

координация специальной музыкальной подготовки с воспитательными аспектами обучения;

- введение в процесс обучения учащихся-гитаристов в музыкальном училище специализированного курса «Методика обучения игре на классической гитаре», обеспечение соответствующего содержания этого курса и необходимого контроля его усвоения учащимися;

- обеспечение правильности подбора и содержания учебного теоретического материала и нотного репертуара учащихся-гитаристов в процессе обучения;

- изменение содержания педагогической практики учащихся-гитаристов, обеспечивающее тесную связь трех вышеуказанных важнейших педагогических условия профессиональной подготовки учащихся-гитаристов в музыкальном училище.

2. Выявлена положительная роль технических средств аудио- и видеозаписи в процессе профессиональной подготовки учащихся-гитаристов в музыкальном училище.

3. Обоснованы формы коллективной воспитательной работы в классе музыкального училища по специальности и показана необходимость их комплексного использования в процессе профессиональной подготовки учащихся-гитаристов в музыкальном училище.

4. Доказана целесообразность введения этапа начального обучения игре на гитаре детей дошкольного возраста.

Теоретическая значимость исследования.

1. Выявлены, определены и экспериментально проверены (на базе авторского курса методики обучения игре на гитаре) важнейшие педагогические условия высококачественной профессиональной подготовки учащихся-гитаристов в музыкальном училище.

2. Обоснована необходимость введения в процесс обучения учащихся- гитаристов в музыкальном училище специализированного теоретического (в сочетании с практическими семинарскими занятиями) курса методики обучения игре на гитаре.

Практическая значимость исследования.

1. Результаты теоретического и опытно-экспериментального исследования, выполненного в настоящей работе, позволяют обеспечить высококачественную профессиональную подготовку учащихся-гитаристов в музыкальном училище.

2. Курс методики обучения игре на классической гитаре в музыкальном училище, разработанный автором данной диссертации и читаемый им в Академическом музыкальном училище при Московской Государственной консерватории им. П.И.Чайковского, может быть рекомендован к использованию в процессе обучения учащихся-гитаристов в других музыкально- педагогических учреждениях, где имеется класс классической гитары, а также в лекциях и мастер-классах на курсах повышения квалификации для преподавателей ДМШ Москвы и Московской области.

3. На базе проведенных исследований автором диссертации разработаны:

- РАБОЧАЯ ПРОГРАММА дисциплины «Методика обучения игре на шестиструнной гитаре для специальности (группы специальностей) 0501 -инструментальное исполнительство, гитара» (двухсеместровый курс), утвержденная руководством Академического музыкального училища при Московской Государственной консерватории им. П.И.Чайковского;

- ПРИМЕРНАЯ ПРОГРАММА дисциплины «Методика обучения игре на шестиструнной гитаре для музыкальных училищ и училищ искусств по специальности 0501 - инструментальное исполнительство (0501.04 — «Народные инструменты)».

Достоверность и объективность результатов исследования основываются на более чем 25-летнем опыте преподавания автора диссертации в Академическом музыкальном училище при Московской Государственной консерватории им. П.И.Чайковского в классе классической (шестиструнной) гитары, обеспечиваются учетом основ современной научной методологии и применением научных методов анализа, адекватных поставленным задачам, а также соответствием между теоретическими положениями и результатами экспериментального исследования.

Основные положения, выносимые на защиту.

1. Эффективность профессиональной подготовки учащихся-гитаристов в музыкальном училище определяется следующими важнейшими педагогическими условиями:

- обеспечение тесной взаимосвязи индивидуального и группового в процессе обучения учащихся-гитаристов;

обеспечение правильности содержания и подбора учебного теоретического материала и нотного репертуара учащихся-гитаристов в процессе обучения;

- необходимость введения в процесс обучения учащихся-гитаристов специального курса методики обучения игре на классической гитаре, обеспечение соответствующего содержания этого курса и необходимого контроля его усвоения учащимися;

- наличие и правильное проведение полноценной педагогической практики учащихся-гитаристов.

2. Содержание профессиональной подготовки учащихся-гитаристов музыкального училища (колледжа) предполагает тесную взаимосвязь исполнительской и методической сторон такой подготовки, а именно, получение учащимися:

- исполнительских навыков, которые в дальнейшем явятся незаменимым опытом для будущей их исполнительской и педагогической деятельности;

- комплекса определенных теоретических знаний, получаемых учащимся не только на специальных групповых занятиях по соответствующим дисциплинам, но и при индивидуальных занятиях на уроке по специальности; педагог в процессе индивидуального обучения учащегося неизбежно затрагивает вопросы теории музыки, сольфеджио и гармонии, музыкальной литературы, музыкальной формы и т.д.;

- педагогического опыта - на базе наглядного освоения учащимся методов, которыми пользуется преподаватель, накопления им педагогических знаний и опыта, усвоения манеры общения преподавателя с учеником.

Тем самым, обучение по специальности играет определенную и достаточно важную межпредметную роль.

3. Методическая подготовка учащихся-гитаристов музыкального училища выполняет важную интегрирующую и межпредметную функцию и позволяет наиболее полно и оптимально с точки зрения затрат времени и ресурсов подготовить профессиональных музыкантов-гитаристов, способных в дальнейшем успешно осуществлять практическую педагогическую работу в ДМШ по классу классической гитары, а также продолжить обучение в высших музыкально-образовательных учреждениях. Методика обучения игре на гитаре представляется как отдельная специальная дисциплина с оптимальной продолжительностью 2 семестра (годовой курс), имеющая свой предмет и свою содержательную наполняемость.

4. Эффективным средством профессиональной подготовки учащихся-гитаристов в музыкальном училище является использование технических средств аудио- и видеозаписи, которые применимы как при самостоятельной (домашней) работе учащегося, так и при индивидуальной работе педагога с учащимся во время уроков и при подготовке к концертному выступлению, а также в классной воспитательной работе при коллективном просмотре и обсуждении видеозаписи состоявшегося концерта.

Апробация и внедрение результатов исследования. Материалы результатов исследований, представленных в данной диссертации, докладывались на Межрегиональной научно-практической конференции «Музыкальное образование: сегодня и завтра» в Московском Педагогическом Государственном университете (МПГУ) и неоднократно обсуждались на семинарах и заседаниях кафедры музыкальных инструментов Московского Государственного открытого педагогического университета (МГОПУ) им. М.А.Шолохова. Кроме того, апробация и внедрение результатов исследования осуществлялась в ходе практической повседневной деятельности автора диссертации в процессе опытно-экспериментальной работы.

Основные результаты работы опубликованы в 4-х статьях, а также представлены в вышеуказанной авторской «Рабочей программе». Структура и основное содержание диссертации.

Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы, содержащего 110 наименований, и пяти приложений.

В первой главе рассмотрены теоретические предпосылки изучения проблемы профессиональной подготовки учащихся-гитаристов в музыкальном училище, представлен аналитический материал по вопросам роли классической гитары в истории музыкальной культуры, дан сравнительный обзор российских методик обучения игре на гитаре, рассмотрено состояние практики подготовки гитаристов в музыкальном училище. Представленные здесь выводы и утверждения основаны на опыте преподавания игры на классической гитаре автора данной диссертации. Особо подчеркивается роль методики обучения и педагогической практики, отмечена тесная связь таких предметов, как «специальность», «ансамбль», «методика», «педагогическая практика», утверждается, что они дополняют друг друга, а комплекс этих предметов воспитывает высокопрофессионального преподавателя и исполнителя.

Во второй главе представлены результаты опытно-экспериментального исследования, выполненного на базе материалов авторского курса методики обучения игре на шестиструнной гитаре. Здесь, в частности, рассмотрены педагогические условия профессиональной подготовки учащихся-гитаристов в музыкальном училище, как по специальности, так и по методике обучения, а также важнейшие аспекты создания оптимальных педагогических условий такой подготовки, изложены результаты опытно-экспериментального исследования по теме диссертации, показана необходимость введения в процесс обучения учащихся музыкального училища специального курса методики обучения игре на гитаре.

В «Приложениях» приведены: «Рабочая программа» дисциплины «Методика обучения игре на шестиструнной гитаре для специальности (группы специальностей) 0501 - инструментальное исполнительство, гитара»; разработанная автором настоящей диссертации в 2002 г. (Приложение 1); тест на отношение к педагогической деятельности (Приложение 2); билеты для Государственного экзамена по педагогической подготовке (односеместровый курс) на струнном отделении (гитара), подготовленные автором диссертации и действующие с 2001 г. (Приложение 3); Примеры тем, рассматриваемых автором на уроках по методике обучения игре на классической гитаре (в подробном изложении, Приложение 4); Обучение по специальности как важнейший аспект индивидуального процесса обучения учащихся-гитаристов в музыкальном училище (Приложение 5).

Роль гитары в истории музыкальной культуры

Изучая теоретические предпосылки проблемы профессиональной подготовки учащихся-гитаристов в музыкальном училище, рассмотрим, прежде всего, вопрос о роли гитары в истории музыкальной культуры. Отметим, что о роли самых различных инструментов в истории музыкальной культуры написано большое количество монографий и статей. Вместе с тем, о замечательной роли гитары сказано еще явно недостаточно, несмотря на выход прекрасных монографий А.В.Ширялина [10], БЛ.Вольмана [13], МА.Вайсборда [14] и наличие отдельных исторических статей в «Школах» и т.п. К тому же, мы рассмотрим этот вопрос применительно именно к проблеме профессиональной подготовки учащихся-гитаристов в музыкальном училище, полагая, что без знания исторических корней искусства игры на данном инструменте невозможно воспитание полноценного музыканта-педагога и исполнителя.

Классическая шестиструнная гитара сегодня признана во всем мире, она нашла свое законное место среди музыкальных инструментов, имеющих обширный сольный концертный репертуар. В нашей стране в течение последних двух столетий гитара - один из самых популярных и любимых в народе инструментов. Об этом свидетельствуют переполненные залы во время выступлений отечественных и зарубежных исполнителей.

Гитара - старинный щипковый музыкальный инструмент. Уже в XII веке она бытовала в западноевропейских странах - Испании и Италии. В XV-XVI в.в. в эпоху Возрождения наблюдался расцвет музыкальной культуры Европы, который благотворно сказался и на развитии гитарного искусства. XVI век -знаменательный период в развитии гитары. Если до сих пор она занимала почетное место рядом с виолой, арфой и лютней, то теперь она выдвигается на первый план.

В XVI в. в Испании гитара становится подлинно народным инструментом, и пятиструнная гитара со строем EHGDA получила название «испанской». До этого существовала известная еще с древних времен четырехструнная гитара. На пятиструнной испанской гитаре только первая струна становилась иногда одинарной и называлась «певуньей», остальные были сдвоенные.

Лютня, виуэла и пятиструнная испанская гитара считались в то время самыми популярными инструментами. Постоянно велись поиски в области усовершенствования конструкции инструмента и техники игры на нем. Появляются табулатурные сборники (табулатура - запись музыки, распространенная до начала XVIII в.) и методические учебные пособия.

Выдвигается ряд блестящих виртуозов-исполнителей и композиторов-гитаристов: Ф.Корбетта (1620 - 1681), служивший при дворах испанского, французского и английского королей; его ученик Р. де Визе (1650 - 1725), придворный гитарист и лютнист французского короля Людовика XIV; Г.Санз (1640 - 1710), Ф.Кампион (1686 - 1748) и др.

С конца XVIII в. испанская гитара начинает триумфальное шествие по странам мира. Успехи в совершенствовании конструкции инструмента привели к тому, что гитара в это время приобрела современный, уже привычный для нас внешний вид и строй, сдвоенные струны были заменены одинарными, добавилась шестая струна Е.

В первой половине XIX в. в Европе наступает «золотой век» гитары. Для нее сочиняют такие маститые композиторы, как Ф.Шуберт, Г.Берлиоз, К.М.Вебер, Л. Боккерини.

Прекрасным гитаристом был гениальный скрипач Н.Паганини, перенесший многие технические гитарные приемы на скрипку и оставивший для гитары сто сорок сольных пьес, две сонаты для гитары и скрипки, дуэты, трио и квартет для смычковых инструментов с гитарой. Этот замечательный музыкант, слышавший многих виртуозов-гитаристов, так оценил игру итальянца М. Цани де Ферранти (1800 - 1878): «Сим свидетельствую, что Цани де Ферранти - один из величайших гитаристов, которых я когда-либо слышал и который доставил мне невыразимое наслаждение своею чудною, восхитительной игрой» (10). Этот выдающийся гитарист долгое время жил в России и именно здесь он сформировался как гитарист европейского уровня.

В это же время блистал целый ряд выдающихся виртуозов-исполнителей и композиторов, поднявших искусство игры на гитаре на небывалую до сих пор высоту и заложивших фундамент классической музыкальной гитарной литературы, - испанцы Ф.Сор (1778 - 1839) и Д.Агуадо (1784 - 1849), итальянцы М.Джулиани (1781 - 1829), М.Каркасси (1792 - 1853) и Ф.Карулли (1770 - 1841) и др.

Гитарист и композитор Ф.Сор вместе со своей женой, известной балериной Ф.Гуллень-Сор, приехали в 1824 г. в Россию. В Москве они находились в центре музыкально-театральной жизни. В 1825 г. состоялось открытие Большого театра, и супруги Сор сыграли немалую роль в этом торжестве. Состоялась премьера трехактного балета-феерии Ф.Сора «Сандрильона», который поставила и сыграла в нем главную роль Ф. Гуллень-Сор. В память о пребывании в России Ф.Сор оставил очаровательное сочинение для дуэта гитар «Воспоминание о России», в котором использовал мелодии русских народных песен. В последние годы своей жизни Ф.Сор, приобретя богатый опыт педагогической работы, создал «Трактат о гитаре» (1830), в котором осветил все тонкости гитарной техники того времени. Этот труд получил признание во многих странах, в том числе и в России. Позже он был переработан профессором Парижской консерватории Н.Костом и издан в 1854 г. как «Школа игры на шестиструнной гитары» Ф.Сора.

Здесь будет уместным заметить, что первой печатной школой для шестиструнной гитары была «Школа» (1799 г.) итальянского музыканта Моретти, который состоял камер-виртуозом при испанском короле.

Сравнительный анализ отечественных школ игры на гитаре

При изучении теоретических предпосылок проблемы профессиональной подготовки учащихся-гитаристов в музыкальном училище, нельзя пройти мимо рассмотрения и анализа многочисленных отечественных «Школ», «Самоучителей» и учебных пособий по игре на гитаре, изданных в России в разные годы и сыгравших заметную роль в развитии искусства игры на гитаре в России. В этой связи в данном параграфе мы дадим сравнительный анализ этих методических пособий, тем более, что, насколько нам известно, ранее в литературе такой анализ не проводился. Рассматриваемые методические пособия даны в хронологическом порядке.

«Школа или начальное основание для семиструнной гитары, вновь изданная и расположенная по примеру Итальянского формата Д.Кушеновым-Дмитриевским» (Санкт-Петербург, 1815 г.), - начинается с изображения грифа гитары с указанием, на какой струне и на каком ладу берется требуемый звук. Привлекает внимание требование автора не применять много силы, прижимая левой рукой струны, «правой же руки пальцами ударять сильнее».

Описываются итальянские термины, затем идет раздел «О музыке вообще», где очень поэтично изложено, что «музыка есть искусство, которое научает составлять согласный и приятный тон для услаждения слуха, как в пении, так и в игре на разных инструментах; во-вторых: есть наука нежная и которая не только что услаждает чувство слуха, но пленяет душу и успокаивает волнение духа; а в третьих: представляет прошедшее, оживотворяет настоящее и заставляет желать будущего». Затем следуют общие для всех школ сведения о нотоносце, нотах, а далее неожиданно перечисляются ключи - басовый, теноровый, альтовый, сопрановый, которые в нотах для гитары не применяются, все ноты для гитары написаны в скрипичном ключе. Затем даются сведения, которые повторяются во всех школах в разной последовательности: о знаках альтерации, о длительности нот и пауз, о тактовой черте и знаке репризы, о фермате, лигах, форшлагах, трелях и триолях, а среди этих теоретических сведений появляется практическое указание, как разобраться в буквах, которые можно встретить в нотах, это и обозначения флажолетов, и динамика. Неожиданно автор отсылает ученика к первой странице, где помещены итальянские термины.

Большой раздел посвящен гаммам, «служащим для гитары». Это и одноголосные, диатонические и хроматические, и двухголосные - терции, сексты и октавы. Далее следуют упражнения для правой руки на двойные ноты -терции, сексты, октавы, на ломаные двойные ноты, на разные виды арпеджио, на аккорды, затем представлены упражнения для левой руки, здесь и сложные гаммообразные пассажи, и разные виды легато. Упражнения разнообразны по фактуре, задачам развития определенных навыков у ученика, охватывают весь диапазон грифа, завершается раздел упражнений аккордами в разных тональностях. В конце теоретического раздела Д.Ф.Кушенов-Дмитриевский, подводя итоги, говорит, что успех в познании гитары зависит и от способности ученика, и от его старания, и, конечно, от помощи хорошего учителя, «ибо нет ни единой науки к совершенному познанию, которая бы не требовала наставника или путеводителя». В нотном приложении представлены прелюдии и фантазии самого автора, отличающиеся разнообразием фактуры, но носящие не художественное значение, а только учебное, есть обработки народных песен -«Ехал козак за Дунай», «Всех цветочков боле розу я любил», «Среди долины ровныя» и др. В школе отсутствуют рекомендации по посадке, постановке рук, звукоизвлечению, нет разнообразия в нотном материале, отсутствует последовательность нарастания сложности технического материала.

Рассмотрим «Практическую школу семиструнной гитары», сочиненную М.Т.Высотским в 1836 году.

Педагогические условия профессиональной подготовки учащихся-гитаристов

Под педагогическими условиями профессиональной подготовки учащихся-гитаристов мы понимаем комплекс необходимых и достаточных условий, обеспечивающих полноценную и качественную подготовку учащихся-гитаристов в музыкальном училище. Разумеется, такое определение может быть применено и к другим специальностям музыкального училища, но применительно именно к классу классической гитары выполнение этих условий в процессе обучения гитаристов в музыкальном училище далеко не всегда считалось обязательным. Многолетний опыт преподавания автора настоящей диссертации в классе классической гитары в Академическом музыкальном училище при Московской Государственной консерватории им. П.И.Чайковского убедительно доказал необходимость выполнения всех этих условий (в комплексе и тесной взаимосвязи), что, в свою очередь, обеспечивает подготовку учащихся-гитаристов в музыкальном училище на высоком профессиональном уровне.

Важнейшими педагогическими условиями профессиональной подготовки учащихся-гитаристов в музыкальном училище являются следующие:

1. Обеспечение тесной взаимосвязи индивидуального и группового в процессе обучения учащихся-гитаристов.

2. Обеспечение правильности содержания и подбора учебного теоретического материала и нотного репертуара учащихся-гитаристов в процессе обучения.

3. Необходимость введения в процесс обучения учащихся-гитаристов курса методики обучения игре на классической гитаре, обеспечение соответствующего содержания этого курса и необходимого контроля его усвоения учащимися.

4. Наличие и правильное проведение полноценной педагогической практики учащихся-гитаристов.

Кроме этих основных условий, имеются и другие, вспомогательные, условия, которые будут обсуждаться ниже наряду с основными.

В настоящем разделе мы более подробно рассмотрим два первых педагогических условия - 1) обеспечение тесной взаимосвязи индивидуального и группового в процессе обучения учащихся-гитаристов и 2) обеспечение правильности содержания и подбора учебного теоретического материала и нотного репертуара учащихся-гитаристов в процессе обучения.

Одним из важнейших педагогических условий полноценной и качественной профессионально-педагогической подготовки учащихся-гитаристов в музыкальном училище является сочетание индивидуального и группового в процессе обучения.

В целом в музыкальном училище развиты различные формы организации учебного процесса. Это индивидуальная форма обучения в классе по специальности для данного инструмента, разнообразные групповые формы обучения, прежде всего, по музыкально-теоретическим предметам (сольфеджио, гармония, музыкальная литература, музыкальная форма и т.п.) и, наконец, коллективные формы обучения (оркестровые и хоровые занятия). Сочетание различных форм организации обучения необходимо для эффективного усвоения учащимися содержания музыкального образования, в этом проявляется специфический принцип обучения музыке, отражающий важнейшие закономерности ее постижения.

Охарактеризуем индивидуальные и групповые уроки музыки с точки зрения дидактики. Индивидуальное обучение появилось раньше совместного (группового). В общеобразовательных школах более жизнеспособным оказалось совместное обучение, там утвердилась классно-урочная форма совместного обучения в виде систематических уроков с постоянным составом учащихся. Напротив, обучение музыке, прежде всего, игре на музыкальном инструменте, требует индивидуальных занятий; индивидуально обучают не только игре на инструментах, но и сольному пению, дирижированию, сочинению музыки и т.д.

Индивидуальное обучение всегда имело наивысшие дидактические характеристики, поскольку оно позволяло в наибольшей степени учитывать объективные и субъективные условия учебного процесса, оптимально адаптировать содержание, методы и темп занятий к возможностям конкретного учащегося, резко повысить (по сравнению с групповыми занятиями) воспитательный эффект обучения, а за счет постоянного контакта с учащимся -обеспечить устойчивую положительную обратную связь. Разумеется, подготовиться к индивидуальному уроку для педагога сложнее, чем к групповому занятию, на индивидуальных уроках возрастает роль импровизации и педагогической интуиции. Хотя и на групповых уроках могут возникнуть непредвиденные ситуации, но роль импровизации здесь сильно снижена.

По своей сути, обучение будущего гитариста является существенно индивидуальным процессом, учитель на уроке общается практически наедине с учащимся (естественно, на уроке могут присутствовать и другие учащиеся, но от этого индивидуальный характер обучения не теряется). Необходимость именно индивидуального обучения не в последнюю очередь связана с неоднородностью состава учащихся класса по специальности. Действительно, каждый учащийся класса имеет свой уровень профессиональной (в данном случае - гитарной) подготовки, полученный на предыдущем этапе обучения, свой общеобразовательный и общемузыкальный уровень, свои интересы, жизненные цели и устремления и, наконец, свои индивидуальные черты характера, не говоря уже о существенной разнице учащихся в музыкальных способностях, — все это необходимо учитывать в процессе обучения учащегося по специальности, в связи с чем исторически сложившийся именно индивидуальный характер обучения будущего музыканта, в том числе гитариста, является оправданным и не подлежит ревизии.

Похожие диссертации на Профессиональная подготовка учащихся музыкального училища в классе шестиструнной классической гитары